Один день в ЛТП: как возвращают к трезвой жизни белорусских алкоголиков? Cистема лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) для хронических алкоголиков

На вопрос журналистов, сколько в Беларуси лечебно-трудовых профилакториев. Сказал, что «много» и сокращать их пока не планируется. Оказалось, что этого «много» было на самом деле «мало», а потому количество ЛТП в стране станет на половину больше. Так решил президент.

Странный у нас какой-то глава МВД. На пустом месте тайны выдумывает. Количество ЛТП в Беларуси никогда не скрывалось. Эту информацию можно найти в открытом доступе на сайте Министерства внутренних дела. Тем более, министр не мог не знать о скором сокращении мест лишения свободы и резком увеличении количества заведений для хронических алкоголиков.

Нет никаких сомнений, что МВД имело прямое отношение к подготовке указа президента № 242 от 28 мая сего года «О совершенствовании деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел».

Указ, опубликованный на Национальном правовом интернет-портале 30 мая, вступит в силу через три месяца.

Часть документа касается ликвидации двух исправительных колоний (ИК-10 в Новополоцке и могилевской ИК-19) и реорганизации 35 исправительных учреждений открытого типа путем присоединения 21 учреждения, как сообщила пресс-служба президента, «к 14 более перспективным учреждениям».

Храни нас Всевышний от попадания в такого рода «перспективные» заведения, но с ними как раз все более-менее понятно. Сидельцев в наших зонах и «химиях» становится меньше. Почему, это отдельная тема, статистика же свидетельствует о ежегодной динамике сокращения контингента в местах лишения свободы.

Если в белорусских зонах на 1 января 2013 года содержалось 30,4 тыс. человек, что на 21% меньше, чем в 2012 году, то на 1 января 2014 года сидельцев осталось уже 28,5 тыс. человек. Приход под конвоем за колючку всего за год сократился почти на две тысячи криминальных душ.

А потому ликвидация с реорганизацией вполне укладывается, как сказано в указе, в цель «оптимизации структуры уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел» .

А вот с ЛТП дело обстоит обратным образом и пахнет тут совсем не «оптимизацией», а организацией новых мест для изоляции хронических алкоголиков. Официально это звучит так: «На базе ликвидируемых исправительных колоний и филиала ЛТП № 4 в Витебске, будут созданы 3 ЛТП». Что свидетельствует о том, что злоупотребляющего в республике контингента развелось столько, что в уже существующие ЛТП он не помещается.

Так сколько же в Беларуси ЛТП?

Было шесть, станет - девять. На сегодняшний день лимит наполняемости учреждений якобы для лечения части населения от алкоголизма в условиях изоляции составляет 4,6 тыс. человек, на конец прошлого года там находилось около 5 тыс. официально признанных хронических алкоголиков. Судя по всему, ситуация усугубилась.

Более того, последние несколько лет возникли серьезные проблемы с определением алкоголиков в их «дом родной». Возникли очереди. Например, в Витебской области в 2011 году по решению судов в ЛТП должны были направить почти тысячу человек, но местный профилакторий рассчитан всего на 700 человек, а потому 240 вынуждены были дожидаться освобождения «вылечившимися» койко-мест.

Появление на карте Департамента исполнения наказаний МВД Беларуси трех новых ЛТП, конечно же, снимет напряжение и сведет на нет очередь для «жаждущих» полечиться от алкоголизма по решению суда. Надолго ли?

На так называемом профилактическом учете в органах внутренних дел состоит свыше 180 тыс. человек. (Для сравнения: в 2007-м было 81 900, а в 2010-м - более 159 тыс. человек). Каждый из них - реальный кандидат на получение путевки в ЛТП.

Где в Беларуси находятся ЛТП
ЛТП-1 Светлогорск (Гомельская область). Старейший в Беларуси, создан в 1965 году на базе колонии общего режима.
ЛТП-2 деревня Староселье, Горецкий район (Могилевская область). Женский, создан в 2003 году на месте мужской колонии.
ЛТП-3 деревня Павловка, Слуцкий район, (Минская область). Женский, перепрофилирован из мужского в 2009 году.
ЛТП-4 Витебск. Образован в 2008 году. Имеется филиал (для содержания женщин), образованный в 2013 году на месте ликвидированной воспитательной колонии № 1.
ЛТП-5 Новогрудок (Гродненская область). Создан в 1982 году. При ЛТП имеется Храм святого великомученика Георгия Победоносца, построен в 2005 году «для духовного окормления пациентов профилактория».
ЛТП-6 Дзержинск (Минская область). Образован в 2009 году.

…Не прошло и пяти лет с момента указа президента о создании нового ЛТП-6, как появилась нужда в очередных антиалкогольных учреждениях.

ЛТП-7 расположится на земле ликвидированной ИК-19, ЛТП-8 - на территории не нужной больше ИК-10. ЛТП-9 возникнет в Витебске на месте филиала ЛТП-4, скорее всего, это будет женский профилакторий.

Сиротливо в изоляции от общества хронических алкоголиков выглядит Брестская область. В регионе нет своего ЛТП. Думается, это дело поправимое.

За первое полугодие 2017 года в белорусские лечебно-трудовые профилактории было направлено 4416 человек. Лечат ли в ЛТП от алкоголизма или просто временно изолируют тех, кого не в состоянии терпеть уже даже собственные семьи?

Светлогорское ЛТП. Фото «Гомельская правда»

«ЛТП или две свежие могилы на сельском кладбище? Я бы выбрал ЛТП»

Ежегодно более семи тысяч человек проходит через ЛТП. Белорусские и международные правозащитники критикуют данную меру, но она - вынужденная, и альтернативы ей пока нет, первый заместитель председателя Верховного суда Валерий Калинкович в августе.

«Но кто и что предложил взамен? - задал он вопрос. - Спросите соседей или членов семьи: как им жилось до того, как человека отправили в ЛТП, и сейчас? В ЛТП отправляют не просто людей с хроническим алкоголизмом. Туда попадают те, кто систематически нарушает права других людей, поэтому мы вынуждены действовать именно так».

По словам Калинковича, почти половина преступлений в Беларуси совершается в состоянии алкогольного опьянения.

«Когда семейный скандал переходит в убийство нескольких человек, что лучше: ЛТП или две свежие могилы на сельском кладбище? Я бы выбрал ЛТП», - заявил первый зампредседателя Верховного суда.

Консультант реабилитационного центра «Исток» Дмитрий Сулим , который по собственному опыту знает, что такое наркотическая зависимость согласен с тем, что каждый человек хочет жить в обществе, где его ребенок будет без опаски ходить по улицам:

«Мы хотим спокойно возвращаться домой, чтобы возле подъездов никто не лежал, чтобы там плохо не пахло. Я живу на окраине Минска, на Ангарской. Там в любое время возле магазина стоят пять-шесть человек, к которым страшно подойти. Вот и приходит мысль: в какой-то момент изоляция некоторых людей оправдана. Например, если человек находится на той стадии заболевания, когда уже происходят органические изменения».

Кроме того, нахождение в ЛТП несколько продлевает жизнь его постояльцам, ведь доступ к алкоголю там ограничен, а питание - регулярное. В то же время опредление в ЛТП, изоляция алкоголиков - это советский подход, считает Дмитрий Сулим.

По его мнению, проблема усугубляется тем, что в настоящее время через ЛТП проходят совсем молодые люди: «К нам на реабилитацию попадают 19-летние юноши, которые прошли через ЛТП. Меня это шокирует, особенно с учетом того, что они рассказывают, что в ЛТП сотни молодых людей до 25 лет».

Помещение в ЛТП является необходимым в случае, если идет речь об алкоголиках, которые совершают правонарушения, являются домашними насильниками, считает главный нарколог Министерства здравоохранения Беларуси Иван Коноразов : «Таких людей необходимо изолировать от общества. Тех же, кто правонарушений не совершил, в ЛТП не помещают, они получают медицинскую помощь в организациях здравоохранения».

В положительном эффекте системы ЛТП сомневается правозащитник Валентин Стефанович .

«Сотрудники милиции говорят об ЛТП, что он дает возможность отдохнуть семьям от алкоголиков-дебоширов. Эта проблема очень широкая, она затрагивает и аспект защиты жертв семейного насилия, и зависимости женщин от мужчин, например, невозможность разъехаться из-за материальных проблем. Получается, что даже если женщина отдохнет полтора года (обычный срок, на который помещают в ЛТП), алкоголик вернется, проблемы начнутся заново, потому что временная изоляция их не решает», - поясняет Стефанович.

По его мнению, «государству необходимо сосредоточиться на более прогрессивных мерах, которые не связаны с репрессивными практиками в отношении лиц с алкогольной зависимостью с использованием опыта других стран».

Правозащитники оценивают систему ЛТП как содержание под стражей, лишение свободы вне рамок уголовного преследования, не в связи с совершением преступления.

«Первое. Мы считаем, - сказал Валентин Стефанович в комментарии для Naviny . by , - что помещение в ЛТП нарушает конституционные права в части, которая гласит, что лишение свободы может быть только в отношении лица, совершившего уголовное преступление на основе приговора суда. Второе - в ЛТП используется практика принудительного труда».

Лечат или не лечат?

То, что ЛТП, по сути, является временным лишением свободы, доказывается тем обстоятельством, что из лечебно-трудового профилактория могут освободить досрочно: «Лечение ведь не заканчивается досрочно, от реабилитации тоже не освобождают до ее окончания. Кроме того, алкоголизм не включен в список социально-опасных заболеваний, лечение которых проводится принудительно в закрытых учреждениях».

Опыт работы правозащитника показывает, что многие попадают в ЛТП повторно, а тех, кто выходит после ЛТП в ремиссию, единицы, если такие вообще есть.

С этим согласен и Дмитрий Сулим. Он постоянно сталкивается с людьми, которые после возвращения из ЛТП вновь начинают пить:

«Я не встречал людей, которые после ЛТП вернулись к нормальной жизни - трудоустраивались, прекращали употреблять алкоголь. Те, кто прошел ЛТП, рассказывают, что распорядок там такой - их выводят на работу, дают какие-то таблетки. Вроде, есть психолог, но люди отзываются о лечении негативно. Могу сделать вывод, что реабилитация в ЛТП не работает».

Дмитрий Сулим настаивает, что алкоголизм и наркомания являются прогрессирующими неизлечимыми заболеваниями, которые не лечатся трудотерапией или только медикаментозно. Нужен комплексный подход:

«Если раньше длительная ремиссия (трезвая жизнь. - сайт ) для алкоголика или наркомана была чем-то из области фантастики, сегодня есть много реабилитационных центров, различных сообществ, поддержка которых помогает людям десятилетиями оставаться трезвыми и социализироваться. Можно менять жизнь, работать над ее качеством и продлевать ремиссию. Другое дело, что надо признать болезнь и свою капитуляцию перед болезнью».

Даже для опустившихся алкоголиков надо искать другие способы изоляции, считает Сулим:

«Например, организовывать дома-приюты для таких людей, где они будут получать какой-то уход. Даже закрытые учреждения могут быть разного типа. Например, я видел несколько ЛТП, в том числе расположенное на месте бывшей колонии, где соответствующий антураж. Какое там может быть лечение? Понятно же, что можно сделать всё более цивилизованно. Присмотр должен быть, но не проволока же колючая! У нас, похоже, менять ничего не собираются».

Год назад главный нарколог Минздрава Главный нарколог Министерства здравоохранения Беларуси Иван Коноразов заявил, что Минздрав и МВД перешли на новый уровень совершенствования работы ЛТП и уже есть качественные изменения.

Как рассказал Иван Коноразов, второй год в ЛТП № 1 и № 5 продолжается научный проект по комплексной реабилитации больных алкоголизмом, им охвачено около 150 человек. Результаты в группах очень хорошие, благодаря использованию мультидисциплинарного подхода, отметил главный нарколог Минздрава:

«Там есть и трудовая, и медицинская, и социальная реабилитация. Эту систему можно сравнить с практиками, которые используются в зарубежных реабилитационных центрах. Я лично был в этих ЛТП, разговаривал с врачами и видел эффективность работы. Согласно данным наркологической службы (после выхода из ЛТП человек обязан там наблюдаться), годовая ремиссия была более чем у половины тех, кто прошел через такое лечение».

В целом же, отметил Коноразов, «эффективность лечения зависит от реабилитационного потенциала человека, который оценивается в рамках проекта при поступлении в ЛТП».

Цель Минздрава и Департамента исполнения наказаний МВД - распространить наработки, полученные в рамках проекта, на всю систему ЛТП.

«Мы выступаем за то, - сказал Коноразов, - чтобы не просто изолировать этих людей, а комплексно походить к их реабилитации с использованием психотерапии, психологической помощи и трудотерапии. В идеале необходимо, чтобы на 30 человек был один психолог и один социальный работник. Вместе с тем, отмечу, что для тех, кто помещается в ЛТП, важна поддержка «равных», например, групп анонимных алкоголиков. По нашим сведениям, в ЛТП группы анонимных алкоголиков и наркоманов работают».

Что делать?

Судя по всему, система ЛТП кардинально не изменится в ближайшее время. Валентин Стефанович считает, что временная изоляция уж точно не решит проблему алкоголизации страны:

«В том виде, в каком существует система ЛТП, я бы ее ликвидировал. Лишение свободы без совершения уголовного преступления неприемлемо. Надо искать какие-то другие формы».

Тем более что существующие обходятся в копеечку. Содержание одного постояльца лечебно-трудового профилактория обходится бюджету примерно в 100 рублей в месяц, сообщает сайт Витебского УВД .

Стефанович считает, что государству необходимо, прежде всего, сосредоточиться на мерах антиалкогольной политики, например, ограничить продажу спиртных напитков поздним вечером:

«У наших соседей, в Литве, где потребление алкоголя высокое, принимаются соответствующие меры. Там после 10 вечера не купишь алкоголь. У нас же то вводился, то отменялся запрет. Думаю, если бы запрет на ночную продажу работал, это была бы хороша антиалкогольная мера, как и увеличение возраста, с которого может продаваться алкоголь. Известны и другие меры, которые приводят к уменьшению потребления алкоголя. Пока же нация спивается, чего греха таить».

Однако власти пока вполне удовлетворены результатами мер, которые применяются в рамках антиалкогольной государственной политики, так как статистика демонстрирует снижение потребления алкоголя в стране.

Иван Коноразов считает, что не стоит гиперболизировать проблему алкоголизации населения Беларуси: «По оценочным данным, 80% алкоголя потребляется 20% жителями страны, где он производится».

В Витебске вдоль высокого бетонного забора, за которым почти три года находится женский ЛТП, собирали мусор женщины в обычной одежде. Рядом сопровождающие дамы в военной форме. Здесь не ходят в единой робе, но распорядок дня строгий. Как же устроена тут жизнь и кто сюда попадает? Ответы на вопросы я попыталась найти в стенах
этого учреждения

Лечебно-трудовой профилакторий - это мини-городок. Здесь два общежития, столовая, банно-прачечный комплекс, церковь, библиотека, клуб, магазин.

Выходишь из КПП, и чуть левее - клуб. Справа - общежитие, входы к нему огорожены высокой решеткой, возле крыльца курят постоялицы. Возраст разный. Присматриваюсь к одной из них: молодая, но лицо, пострадавшее в боях с алкоголизмом, прибавляет к паспортному возрасту лет 20. Хотела сфотографировать, но делать это можно только с разрешения самих обитательниц, а они тут же ретировались, увидев камеру.

В общежитии казарменный порядок.

В спальнях кровати в два яруса, застеленные одинаковым белым бельем, тумбочки и табуреты. Уюта придает тюль на окнах, кое-где висят цветы на стенах и зеркала. Ничего лишнего. Верхняя одежда в гардеробе: над вешалкой на полке небольшая кучка вещей, снизу обувь. Увидев мое удивление, заместитель начальника по исправительному процессу лечебно-трудового профилактория № 9 управления Департамента исполнения наказаний МВД по Витебской области Евгений Купава пояснил:
- А вы думали, сюда приходят с чемоданом? Нет, с маленьким пакетиком.

В столовой только гражданские повара. Питание довольно разнообразное. На завтрак обязательно какая-нибудь каша, на обед суп и что-нибудь мясное с гарниром, а на ужин рыбные блюда. Есть и диетическое меню. Дома далеко не все эти женщины так питались.

В ЛТП есть банно-прачечный комплекс. Как рассказала заведующая этим хозяйством Татьяна Иванющенко, моются по графику, одновременно меняется постельное белье. Помогают ей шесть, как их все называют здесь, гражданок.

Наряды в банно-прачечном комбинате и столовой - не бесплатная рабочая сила, - пояснил Евгений Викторович. - Они тут трудоустроены, ходят на работу каждый день, за что и получают зарплату.

В Витебске единственный в стране женский ЛТП, который, помимо алкогольной зависимости, специализируется и на наркотической. Психолог группы психологического обеспечения Татьяна Кириллова рассказала о подопечных вот что:

В первую очередь они меняются внешне. Некоторые приезжают истощенные, а через какое-то время узнать их невозможно - лица светлеют. Но чтобы у человека что-то поменялось, помимо внешности, он должен сам этого захотеть. Конечно, когда это молодая женщина, что-то изменить гораздо легче. Некоторые сами приходят за помощью. Но не все. В большинстве своем они потеряли все, и детей в том числе, поэтому мотивацию найти очень трудно. Но женщина остается женщиной, и самое важное для нее - внешность. Они очень реагируют на преображение облика.



Через полгода пребывания в ЛТП комиссия вправе рассматривать возможность досрочного освобождения.

Все плачут, в один голос говорят: хотим домой, к детям. Спрашиваю: когда вы видели своего ребенка последний раз? Года три назад. А кто мешал? Есть те, которые добивались возвращения детей, а потом их обратно забирали. А чего хотят эти женщины на самом деле? - пожимает плечами психолог.

Медчасть - целая поликлиника.

В штате два психиатра-нарколога, терапевт, невролог, гинеколог, стоматолог, рентгенолог. В собственной клинической лаборатории все обследуются на ВИЧ-инфекцию и сифилис. Свой стационар, круглосуточный медсестринский пост. Проводят тут кодирование от алкогольной зависимости, говорит заместитель начальника по лечебно-профилактической работе ЛТП № 9 Евгений Щербаков:

Мы понимаем, что многие слабы, и возвращение в старую жизнь чревато для них опасностями. Поэтому стараемся изменить их отношение к миру, внушить, что здоровый образ жизни - это правильно. Но важно, чтобы по возвращении для них была работа, чтобы их ждали в семьях.

Рассчитан ЛТП на 600 человек, но сейчас заполнен наполовину. Постоялицы здесь разные - кто-то попал впервые, а кто-то уже седьмой раз. Около 70% обязаны компенсировать затраты государству на содержание своих детей. Все работают на предприятиях Витебска, сельхозпредприятиях. Оплата труда такая же, как и у остальных работников - в зависимости от выработки. Средняя зарплата - 250 рублей, общие удержания из нее по законодательству не могут быть более 75%. У некоторых все вычеты идут на содержание детей, остальные частично возмещают расходы за коммунально-бытовые услуги и питание в ЛТП. На это государство тратит около 100 рублей в месяц на одного человека.

А как у них?

В Швеции, Италии, Германии алкоголиков помещают в специальные лечебные центры. Принудительное лечение назначается судом, хотя случается, что решение может вынести прокурор (во Франции) или полиция (в Финляндии).

Для принудительного лечения в Японии достаточно подозрения в алкоголизме, в Канаде необходимо установить факт зависимости от алкоголя, в Великобритании - доказать, что употребление алкоголя осложнено психическими расстройствами. Везде главным условием для принудительного лечения является опасное поведение алкоголика - как для самого себя, так и для окружающих. В США практикуют альтернативное лечение: взамен тюремного заключения больной может выбрать курс терапии. Законы о принудительном лечении от алкоголизма и наркомании есть почти во всех странах Азии.

70% находящихся в ЛТП имеют судимости. Реабилитация рассчитана на год. Средний контингент - 30-40-летние. С родными они могут общаться хоть каждый день. Им предоставляется возможность краткосрочных свиданий и телефонных переговоров, говорит Евгений Купава:

У нас были матери, малыши которых находились в детском доме буквально в километре от нас. С этим учреждением мы постоянно организовываем совместные мероприятия. Матери могут пообщаться со своими детьми, под контролем, конечно. Но была у нас одна женщина, которая знала, что ее ребенок в этом детдоме, но не желала встречи с ним. Есть у нас и другая - 26-летняя, которая начала ездить по ЛТП с 18 лет, и сейчас уже шестой раз.
Светлана Лабэта, 52 года, уроженка Шарковщинского района Витебщины, рассказала:

В витебском ЛТП уже второй раз, раньше была в Староселье Могилевской области. Сколько раз? А неважно, не один. Какое-то время держалась, два года не выпивала. С чего все началось? Жизнь плохим боком повернулась когда-то. Папа мой лежал семь лет парализованный, бедро сломал. Дочка маленькая. Трудно было. Сама с 20 лет заболела тяжелым кожным заболеванием. И суставы больные, уже дали III группу инвалидности. Ну, конечно, надо было больше смотреть свою семью.

У нее нет никакой профессии. Работала в строительстве, на ферме, в полеводстве, немного на заводе. Но нигде себя не нашла. Из ЛТП Светлана Петровна поедет к своей взрослой дочери. Будет жить на пенсию по инвалидности - чуть более 135 рублей в месяц.

Как вы считаете, вы сюда последний раз попали?

Да, теперь последний. Буду стараться жить ради дочки.

Так говорят практически все. И многие затем сюда вновь возвращаются. Бег по кругу?

О лечебно-трудовых профилакториях споры не утихают с советских времен. Мнения высказываются самые разные: от “это необходимо” до “это негуманно”. Но что делать с теми, кто не хочет лечиться, работать? Побывав в ЛТП, убедилась, что проблема не имеет хорошего или, как модно теперь говорить, цивилизованного решения. Наверное, потому и тяжело видеть, как усилия специалистов, надежды родственников и немалые средства тонут в спиртовом угаре.

Алкоголизм - тяжелая болезнь, а не преступление, видимо, поэтому в названии учреждения, где хроническим больным продлевают жизнь, появилось слово “лечебный”. Решение о направлении сюда принимает суд.

Свобода выбора и права человека - это хорошо, но это ведь не значит, что алкоголик должен быть защищен в своем праве погубить себя и своих близких.

И если уж говорить о правах человека, у алкоголика действительно есть одно неотъемлемое право. Право на жизнь.

И для того чтобы он смог им воспользоваться, его чаще всего надо заставить протрезветь. В разных странах это делается по-разному, но обязательно делается.

Http://сайт/ru/news/66186 2013 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-02T09:44:28+0300 ru http://сайт/files/images/sources/ltp-1.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»

Правозащитный центр «Весна»

В рамках проведения мониторинга за местами принудительного содержания граждан в Республике Беларусь, Правозащитный центр «Весна» предлагает к вниманию данный материал о системеЛТП, законодательстве о принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также практике его применения. В статье также приведен краткий анализ соответствия норм действующего национального законодательства, регулирующих принудительную изоляцию лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, положениям Конституции страны и международным нормам в области прав человека.

I. Исторический контекст

Система, унаследованная от СССР

Первый Лечебно-трудовой профилакторий появился в СССР в 1967 году на территории Казахской ССР. В дальнейшем система ЛТП активно использовалась для принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушающих общественный порядок и правила "социалистического образа жизни". Граждане направлялись в ЛТП по постановлению районных судов сроком от 6 месяцев до 2 лет. Решение суда являлось окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежало. За побег из ЛТП была установлена уголовная ответственность. Правозащитники в СССР называли ЛТП частью советской карательной системы.
25 октября 1990 г. Комитет Конституционного надзора СССР принял Заключение, в соответствии с которым некоторые нормы действующего тогда законодательства СССР в этой сфере, в том числе и союзных республик, были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека. Комитет Конституционного надзора пришел к выводам, что, согласно законодательству, принудительное лечение в ЛТП (т.е. ограничение свободы, близкое к уголовному приговору) распространяется на лиц, которые не совершали никаких преступлений.
После распада СССР система ЛТП была ликвидирована в большинстве бывших советских республик. В 1993 году Указом Президента России Бориса Ельцина лечебно-трудовые профилактории были ликвидированы в России (Указ вступил в законную силу 1 июля 1994 года). В настоящее время ЛТП существуют только в Беларуси, Туркменистане и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике.
В Беларуси система ЛТП после 1991 года фактически не применялась. Возрождение практики началось в конце 90-х годов, и в последние годы получило широкое распространение. ЛТП находятся в компетенции Министерства внутренних дел (МВД). Изоляция граждан в ЛТП регулируется Законом Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 104-3 "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", нормами ГПК Республики Беларусь (параграф 12 главы 30 (особое производство) ГПК), Правилами внутреннего распорядка в ЛТП, утвержденными Постановлением МВД от 09.10.2007 г. № 264.

II. Национальные правовые основы

Долгое время процедура направления и содержания в ЛТП регулировалась Законом "О мерах принудительного воздействия в отношении алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц", который был принят Верховным Советом БССР 21 июня 1991 года, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в этот Закон в 1994, 2000 и 2008 гг. В декабре 2009 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят новый Закон "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", вступившего в законную силу 4 января 2010 г. Согласно принятому Закону были внесены изменения в ГПК Республики Беларусь, глава 30 которого (особое производство) была дополнена параграфом 12 "Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в ЛТП, продолжения срока пребывания в ЛТП, прекращение пребывания в ЛТП."

Лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, направлению в ЛТП подлежат:

Граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три или более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с действующим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

Граждане, которые обязаны компенсировать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в ЛТП:

Граждане, не достигшие 18 лет;
Мужчины старше 60 лет;
Женщины старше 55 лет;
Беременные женщины;
Женщины, которые воспитывают детей в возрасте до одного года;
Инвалиды 1 и 2-й групп;

Граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их пребыванию в ЛТП.

В соответствии со статьей 5 Закона, лица, привлеченные три и более раза в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, направляются в учреждения здравоохранения для обследования и установления диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании. Согласно ст. 5 Закона, гражданин имеет право обжаловать данное направление вышестоящему начальнику органа внутренних дел или прокурору, или в суд.

В случае установления диагноза о хроническом алкоголизме, наркомании или токсикомании соответствующее медицинское заключение передается начальнику органа внутренних дел, который в течение 10 дней после его получения выносит предупреждение о возможности направления в ЛТП. Данное предупреждение объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено с вручением письменной копии. Согласно ст. 6 Закона, гражданин имеет право обжаловать вынесенное ему предупреждение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 7 Закона начальник органа внутренних дел в течение 10 дней после получения информации о привлечении лица, которое было предупреждено о возможности направления в ЛТП, к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих средств, в течение года после указанного предупреждения направляет этого гражданина на медицинское освидетельствование.

Начальник органа внутренних дел или его заместитель в течение 10 дней после получения медицинского заключения о том, что указанный гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также о том, что у него отсутствуют заболевания, препятствующие его пребыванию в ЛТП, подают в суд заявление о направлении этого гражданина в ЛТП.

Например. Гражданин А. выражался нецензурно в общественном месте, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. После этого он был задержан милицией, предстал перед судом и получил административное наказание в виде 15-суточного административного ареста за мелкое хулиганство. Через несколько недель после его освобождения органы внутренних дел задержали его во время распития алкогольных напитков в общественном месте, в результате чего он был оштрафован. После этого, на протяжении года он ещё дважды привлекается к административной ответственности в виде штрафов за появление в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность в общественном месте. Все эти события произошли в течение года, и районный орган внутренних дел направил его на медицинское освидетельствование в целях установления наличия заболевания алкоголизмом. После получения соответствующего медицинского заключения гр. А в течение 10 дней был официально предупрежден начальником РУВД о возможности его направления в ЛТП, если в течение года после предупреждения он будет привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических веществ или других одурманивающих веществ.

В следующий раз, когда его задержат в состоянии алкогольного опьянения за совершенное в таком состоянии правонарушение, и он будет привлечен к административной ответственности в течение года после вынесенного предупреждения, представители правоохранительных органов еще раз доставят гр. А. в больницу, чтобы подтвердить у него наличие хронического алкоголизма. Представитель правоохранительных органов передаст все документы в районный суд общей юрисдикции, который в рамках особого гражданского судопроизводства (согласно ст. 361 - 393.12 ГПК Республики Беларусь) вынесет решение о направлении в ЛТП (изоляции) гр. А. сроком на 1 год. Дело рассматривается с участием прокурора и лица, подлежащего направлению в ЛТП. В случае неявки последнего судья оформляет принудительный привод данного лица в суд. Решение суда по делу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, имеет право пользоваться юридической помощью адвоката.

Таким образом, изоляция в ЛТП не является санкцией за совершение конкретного административного правонарушения, а выносится в связи с болезнью гр. А хроническим алкоголизмом и совершенными им прежде правонарушениями в состоянии алкогольного опьянения, за которые он уже понёс наказание в рамках административного судопроизводства.

Суды, в соответствие со ст. 393.9 ГПК Республики Беларусь, должны рассматривать дела в течение 10 дней, в открытом заседании с участием заинтересованного лица. Лицо может быть представлено адвокатом. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящем суде. Согласно ст. 8 Закона срок изоляции в ЛТП составляет 12 месяцев. Однако в ряде случаев, указанных в ст. 55 Закона (наличие нескольких дисциплинарных взысканий, отсутствие в ЛТП более суток без уважительной причины, несвоевременно возвращение в ЛТП из социального отпуска), пребывание гражданина по решению суда может быть продлено на срок до 6 месяцев.

Правовой статус лиц, изолированных в ЛТП, остается непонятным. Они не являются осужденными к лишению или ограничению свободы и не находятся под административным арестом.

Закон предусматривает, что лица, содержащиеся в Лечебно-трудовых профилакториях, пользуются теми же правами, что и граждане Республики Беларусь, но с некоторыми ограничениями. Эти ограничения вытекают из необходимости обеспечения принудительной изоляции и медико-социальной реабилитации с принудительной работой, как это предусмотрено законом. На практике это означает, что лица, содержащиеся в ЛТП, не имеют права самовольно его покидать, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, за ними устанавливается контроль и надзор. Лица, содержащиеся в ЛТП, согласно ст. 47 Закона, обязаны работать, отказ от трудоустройства или самостоятельное прекращение работы влекут наложение мер дисциплинарного воздействия применительно к таким лицам (размещение в дисциплинарной комнате сроком до 10 суток). Наличие нескольких дисциплинарных взысканий влечет за собой увеличение срока пребывания в ЛТП до 6 месяцев по решению суда. В отношении изолированных лиц используется личный досмотр, досмотр личных вещей. Лицам, которые содержатся в ЛТП, не разрешается держать личные документы, деньги (либо другие запрещенные предметы); администрация профилактория обеспечивает сохранность их личных документов и денег.

Статья 16 Закона предусматривает применение физической силы и специальных средств сотрудниками ЛТП и военнослужащими внутренних войск в отношении изолированных лиц в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

*Конституция Беларуси

В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь, никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не доказана в порядке, установленном законом и вынесеным приговором суда, вступившим в законную силу. Лишение свободы может применяться только к личности, которая была признана виновной в совершении преступления, т.е., если ее вина была подтверждена приговором суда. Тем не менее, продолжительность и условия изоляции в ЛТП во многом сравнимы с лишением свободы, и в соответствии с международным нормами в области прав человека является ничем иным, как лишением свободы.

Статья 14 Конституции устанавливает работу как право, а не как обязанность. Таким образом, принудительное привлечение к труду граждан, предусмотренное Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в полном противоречии с Конституцией Республики Беларусь, поскольку применяется вне рамок исполнения приговора суда в связи с совершенным преступлением.

* Закон "О здравоохранении"

Принудительное лечение лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией, противоречит Закону Республики Беларусь "О здравоохранении". Согласно этому закону, лечение в Беларуси имеет добровольный характер и не является обязательным. Статья 46 предусматривает одно исключение: принудительное лечение страдающих от заболеваний лиц, представляющих угрозу для здоровья населения, и которые отказываются от лечения. В этом случае принудительное лечение назначается решением суда, принятым в рамках специального гражданского производства (ст.ст. 391 - 393 Гражданско-процессуального кодекса). Официальный перечень заболеваний, которые представляют собой опасность для населения, утвержденный Постановлением Министерства здравоохранения в 2002 году. Хронический алкоголизм и наркомания не включен в него.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает еще два исключения из добровольного характера медицинской помощи. Во-первых, оно позволяет осуществлять принудительное лечение по приговору суда, связанном с уголовным преследованием в связи с совершенным преступлением. Этот вид принудительных мер медицинского характера регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Еще одно исключение касается принудительного психиатрического лечения лиц, страдающих психическими заболеваниями, и представляющих собой угрозу для себя либо окружающих.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые в ЛТП, находятся за пределами существующих положений, которые предусмотрены законодательством Беларуси, упомянутом выше. Практика принудительных мер медицинского характера, установленных Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в противоречии с Законом Республики Беларусь "О здравоохранении", и нарушает законные права граждан и их личную неприкосновенность.

Такая сверхрепрессивная политика "медико-социальной реадаптации" вызывает особое беспокойство в стране, где деятельность правоохранительных органов вызывает много нареканий. В случае ЛТП эта "реабилитация" применяется к тысячам больных людей (около 4000-5000 человек ежегодно), которые нуждаются в настоящей медицинской или социальной помощи.

На протяжении последних нескольких лет правительство Беларуси ввело ряд новых правил, которые расширили сферу применения этого закона и еще больше ограничили права лиц, страдающих от зависимостей. Например, Декрет Президента № 18 от 24 ноября 2006 года разрешает государству забирать детей из семей алкоголиков или наркоманов без судебного решения. Согласно данному Декрету, такие родители решением районного суда (в рамках гражданского судопроизводства) обязуются компенсировать государству затраты на содержание детей в государственных детских учреждениях и подлежат принудительному трудоустройству. Такие родители получают статус "обязанных лиц", о чем им ставится штамп в паспорте. При систематическом нарушении трудовой дисциплины, связанной с употреблением алкоголя "обязанные лица" подлежат направлению в ЛТП. За уклонение от такой работы эти лица подлежат административному аресту, а затем и уголовной ответственности в виде ограничения свободы с направлением в учреждения открытого типа с обязательным привлечением к труду. Белорусский Президент Александр Лукашенко лично высказался относительно необходимости создания в Беларуси трудовых лагерей для лиц, лишенных родительских прав, и что на таких людей не должны распространяться права человека.

III. Международные стандарты в области прав человека

Закон Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них" и практика заключения граждан в ЛТП, их принудительное лечение и принудительный труд также являются серьезными нарушениями международных договоров в области прав человека, ратифицированных Республикой Беларусь. В частности, они противоречат Статье 8 и Статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (запрет на принудительный труд и право на личную свободу), Статье 6, которая гарантирует "право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или принимает " и Статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший доступный уровень здоровья, которое включает в себя право на свободу от принудительного лечения). Так же данная практика включает принудительный труд, что запрещено Конвенцией № 29 МОТ, подписантом которой является Беларусь и которая определяет принудительный труд как "всякую работу или услугу, к которой принуждается лицо под угрозой какого-либо наказания и которую это лицо не принимает добровольно”. Исключения предусмотрены для работы в результате приговора в судебном порядке, однако в данном случае изоляция в ЛТП выносится судом в рамках гражданского, а не уголовного процесса - т.е., не в связи с совершенным правонарушением или преступлением, что не предусмотрено белорусским законодательством.

Таким образом, Правозащитный центр «Весна» считает, что существующая в стране практика принудительной изоляции граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, находится в противоречии с международными стандартами в области прав человека, а также нарушает права, гарантированные гражданам Беларуси Конституцией страны.