Основные функции тгп. Функции науки теории государства и права. Вопросы для самоконтроля

Функции государства - главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.

Функции государства нельзя отождествлять с функциями его отдельных органов, которые являются частью аппарата государства и находят свое выражение в компетенции, в предмете ведения, в правах и обязанностях (полномочиях), закрепленных за ними.

Приведенные ниже функции государства отражают реализацию общесоциальных или «общих дел» (а не классовых), обеспечивающих объективное существование людей.

Можно классифицировать функции современного государства по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности.

Функции государства по способам его деятельности".

Законодательная,

Исполнительная (управленческая),

Судебная,

Правоохранительная,

Информационная.

Функции цивилизованного государства по сферам (объектам) его деятельности можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции - обеспечивают его внутреннюю политику:

V) политическая - выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических отношений, обеспечение народовластия;

Раздел П. Теория государства

2) экономическая - регулирование сферы экономических отношений, создание условий для развития производства: организация производства на основе признания и защиты различ-ных форм собственности, предпринимательской деятельности;

прогнозирование развития экономики;

3) налогообложения и финансового контроля - организация и обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов;

4) социальная - обеспечение социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем гуманной и справедливой социальной политики;

5) экологическая - обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории государства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;

6) культурная (духовная) - консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию самобытности всех коренных народов и национальных-меньшинств; организация образования; содействие развитию культуры, науки;

охрана культурного наследия;

7) информационная - организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации;

8) правоохранительная - обеспечение охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, законности и правопорядка, окружающей природной среды, установленных и регулируемых правом всех общественных отношений.

Внутренние функции государства ещё можно разделить на две основные группы: регулятивные и правоохранительные.

Внешние функции - обеспечивают его внешнюю политику:

1) политическая (дипломатическая) - установление и поддержание дипломатических отношений с иностранными государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права;

2) экономическая - установление и поддержание торгово-экономических отношений с иностранными государствами; раз-

1яава 4. Государственная власть и государство

витие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;

3) экологическая - поддержание экологического выживания на планете;

4) культурная (гуманитарная) - поддержание и развитие культурных и научных связей с иностранными государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа, находящихся за рубежом;

5) информационная - участие в развитии мирового информационного пространства, установление режима использования информационных ресурсов на основе равноправного сотрудничества с другими государствами;

6) оборона государства - защита государственного суверенитета от внешних посягательств как экономическими, дипломатическими, так и военными способами;

7) поддержание мирового правопорядка - участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов;

борьба с международными преступлениями.

Во внешних функциях государства можно выделить два основных направления: внешнеполитическая деятельность (здесь особое значение имеет функция обороны страны) и внешнеэкономическая деятельность. Особенности классовых функций эксплуататорского государства Внутренние Внешние 1. Функция подавления угнетенных классов. 2. Функция охраны частной собственности эксплуататоров

на средства производства. 3. Функция идеологического подавления своих классовых и политических противников. 1. Функция захвата чужих территорий. 2. функция подавления освободительных движений. 3. Функция охраны интересов господствующих классов от посягательств на них извне.

Раздел II. Теория государства

Нельзя отождествлять функции государства с формами их реализации - правовыми и организационными, а также с методами их реализации (убеждение, поощрение, государственное принуждение, подавление).

Основные правовые формы осуществления функций государства: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, учредительная, контрольно-надзорная.

Конкретная функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти в определенной сфере деятельности государства; характеризуется известной самостоятельностью, однородностью, повторяемостью.

Содержание внутренних и внешних функций государства изменяется на разных этапах его развития. Например, в период становления буржуазного государства экономическая функция была слабо развита. С середины XIX века, особенно в XX веке с конца 50-х гг., в странах Западной Европы и Северной Америки ее роль значительно возросла как по значимости, так и по объему. Государственно-правовое регулирование социально-экономической сферы общественных отношений направлено на обеспечение политики «полной занятости» населения и предотвращения экономических кризисов. Западные страны прибегают к помощи системы планирования (в том числе - долгосрочного), создания специальных ведомств по прогнозированию развития экономики и социального развития. Возросло воздействие на частный сектор путем различных способов регулирования и контроля - политики цен, налогов, инвестиций, экспорта, импорта, государственных заказов, кредитной политики и т. п. Но это не означает, что государство поглощает деятельность частного сектора в экономике, не создает условий для его развития.

В отличие от западных буржуазных стран, в СССР, в состав которого входила Советская Украина, очень ограниченное время (нэп) был разрешен частный сектор. Государственное регулирование экономических отношений занимало господствующее положение. Государство было монополистом во всех сферах жизнедеятельности общества, а в экономической сфере взяло на себя буквально все - от установления уровня инвестиций в ту или иную отрасль экономики до наименования продуктов и цен на них.

Глава 4. Государственная власть и государство

В независимой Украине с переходом к рыночным отношениям содержание экономической функции государства (по сравнению с СССР) существенно меняется. Сфера государственного управления не сводится к государственному сектору экономики. Устанавливаются только пределы для вмешательства государства в частный сектор экономики.

С определением курса на построение социального правового государства расширяется содержание и значение политической, правоохранительной и других функций. Особое значение приобретает социальная функция - создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (см. главу «Социальное правовое государство»).

В наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права , дальнейшего укрепления законности , а также формирования органов государственной власти , создает условия для обеспечения научности государственного управления , построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

10) практически-организаторская . Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

Функции теории государства и права определяются местом в системе юридических наук, которые представляют собой сумму (систему) знаний о правовых явлениях,

о праве, государстве и их воздействии па общество и общественные отношения.

Юридические науки в учебной и научной правовой литературе классифицируются по-разному. Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования РФ классифицирует юридические науки по своим критериям. Это оправданно при присуждении ученой степени или ученого звания по той или иной юридической специальности, по вряд ли целесообразно в учебном или теоретическом плане.

Все юридические науки с известной долей условности можно разделить на четыре группы:

  • – теоретические и исторические науки о государстве и праве (теория государства и права, история государства и права, история учений о праве и государстве);
  • – науки, изучающие зарубежное государство и право (римское право, конституционное (государственное) право зарубежных стран) и международное право;
  • – отраслевые юридические науки (гражданское право, уголовное право и др.);
  • – прикладные юридические науки (криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др.).

Теория государства и права выполняет следующие функции: гносеологическую (познавательную), прогностическую, идеологическую, воспитательную, методологическую (мировоззренческую), прикладную.

Гносеологическая (познавательная) функция теории государства и права проявляется в том, что в ее рамках познается государство и право, процесс их функционирования и все государственно-правовые явления.

В процессе анализа государственно-правовой действительности формируются понятия, категории, конструкции и они же становятся средством дальнейшего познания государственно-правовых явлений.

Важное место в познавательной деятельности принадлежит концепциям , т.е. определенным способам понимания, трактовки государственно-правовых явлений, вопросов. Процесс познания государства и права лишь тогда плодотворен, когда есть не одна, а много концепций по одноименным проблемам. Творческая борьба между различными концепциями, дискуссии обогащают и развивают юридическую науку, позволяют выбрать наиболее оптимальный вариант решения вопроса из предлагаемых.

Именно таково складывающееся в настоящее время в отечественном правоведении определение права как синтеза нормативного, философского и социологического к нему подходов. Полезна и предлагаемая в науке двоякая трактовка юридической ответственности (позитивный и ретроспективный аспекты); плодотворны дискуссии о реальном соотношении ветвей власти в Российской Федерации, о соотношении полномочий Федерации в целом и субъектов РФ и др.

Прогностическая функция теории государства и права состоит в выработке прогнозов (предсказаний), гипотез о развитии государства и права, государственно-правовых явлений. Научные прогнозы в этой сфере имеют исключительно важное значение, ибо позволяют последовательно, без рывков и перепадов строить процесс государственноправового регулирования общественных отношений, своевременно обновлять законодательство и устранять постоянно возникающие в нем противоречия.

К сожалению, в современной России государственноправовые прогнозы делать сложно. Это объясняется тем, что не в полной мере еще функционирует экономика, в процессе становления находятся политическая и государственно-правовая системы. Стабилизация в этих сферах жизнедеятельности сделает прочными и надежными прогнозы в области государственного и правового строительства.

Идеологическая функция теории государства и права. Ранее в наличии такой функции никто не сомневался. Однако в начале современных российских реформ пришедшие к власти "демократы-реформаторы" стали призывать к деидеологизации общества, государства, права. Но прошло немного времени, и стала очевидной истина: идеологического вакуума в обществе не бывает – на смену одной идеологии обязательно приходит другая.

Статья 13 Конституции РФ признает идеологическое многообразие и констатирует, что никакая идеология в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В этой связи возникает вопрос – идеологичны ли принимаемые в нашем государстве нормативные правовые акты и какую идеологию они выражают? Любой закон или подзаконный акт идеологичен но своему характеру, однако его идеологическая направленность может быть выражена по-разному.

В наибольшей степени идеологизированы статьи Конституции РФ, особенно ее преамбула. Несомненно, что это идеология большинства населения и в этой связи утверждение ч. 2 ст. 13 Конституции РФ о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, выглядит недостаточно убедительным.

Из всех юридических наук теория государства и права наиболее идеологична. Ее идеологическая функция заключается в том, что она формирует понятия, категории, систему взглядов и идей о государстве и праве, об их роли в обществе и жизни каждого человека, о месте личности в государственно-правовой сфере. Концепции, положения теории государства и права используются другими юридическими науками, в том числе отраслевыми, определяя их идеологическую направленность.

Воспитательная функция теории государства и права близко примыкает к ее идеологической функции и заключается в формировании ее средствами законопослушного гражданина. Теория государства и права призывает, убеждает каждого человека в том, что государство и право - это благо, средство защиты интересов личности, ее жизни и здоровья. Она раскрывает природу и негативные последствия правонарушений, их вред для человека и общества. Именно теория государства и права привлекла внимание к проблемам правового воспитания гражданина и разработала ее.

Методологическая функция теории государства и права выражается в определении подходов к изучению правовых явлений. Правильная методология – условие успешного научного поиска.

До недавнего времени единственной научной методологией в отечественном правоведении признавался марксизм-ленинизм. Законсервировав важнейшие постулаты марксистско-ленинской теории и превратив их в догму, советская официальная доктрина остановила развитие самого марксизма и лишила возможности использовать положительные стороны иных методологических подходов к изучению государства и права.

Правильная методология – это та методология, которая рождается в столкновении различных подходов к анализируемому явлению, находит подтверждение в повседневной практической деятельности человека. И в связи с этим не имеет значения, являлся исследователь материалистом или идеалистом, верил в бога или был атеистом. Практика мировых открытий – неопровержимый тому пример.

Методология теории государства и права формируется в результате применения законов диалектики, философских категорий к анализу государства и права, государственно-правовых явлений и процессов, государственной и юридической практики. При этом основную методологическую нагрузку в составе методологии выполняют правовые понятия и категории.

Правовые понятия – понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика.

Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления. Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли. Полнокровное общение между людьми, существование и движение мысли, содержание любой области знания невозможны без понятий и иных форм мышления.

Понятия о государстве и праве – важнейшая разновидность социально-политических понятий, многие из которых были сформулированы в глубокой древности. Такими понятиями, как "государство", "справедливость", "закон", "государственное устройство", оперировали, наполняя их соответствующим содержанием, древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Государственно-правовые понятия были широко известны в Древнем Риме, причем не только профессиональным юристам, по и всем гражданам.

Новые широкие общественно-политические движения и теории, философские концепции неизбежно несли с собой и новые понятия. Таковы, например, гегелевские понятия объективного духа, диалектического метода, кантовские "вещи в себе", Марксово понятие общественно-экономической формации, ленинское определение классов и др.

Возникнув, понятия не остаются неизменными, застывшими, они постоянно развиваются, корректируются, наполняются новым содержанием. Забвение этого требования диалектики ведет к догматизму, к отрыву понятий от действительности.

Именно такая опасность нависла над понятиями демократии, законности, правового государства в современной

России. Понятия только тогда будут "работающими", когда они правильно отражают социальную действительность, потребности ее развития.

Например, демократия предполагает наличие широких реальных прав и свобод человека и гражданина и их гарантий, необходимость неукоснительного соблюдения обязанностей, ответственности перед обществом и другими людьми, материальное обеспечение всестороннего развития личности. Именно поэтому нельзя еще говорить о достижении нашим обществом реальной демократии.

Правовые понятия имеют особый предмет отражения – государственно-правовые явления.

Неразрывная связь юридических понятий с государством и правом является главным, существенным признаком, определяющим их характерные черты. Многие юридические понятия закрепляются в законодательстве, что объясняется чисто практическими потребностями правового регулирования общественных отношений.

По сфере действия, а следовательно, и значимости правовые понятия делятся:

  • – на общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства ("государство", "право", "правоотношение", "законность" и др.);
  • – межотраслевые, имеющие значение для нескольких (но не для всех) отраслей права и науки ("проступок", "материальная ответственность" и др.);
  • – отраслевые, пределы действия которых определяются границами той или иной отрасли ("трудовое соглашение", "обвиняемый" и др.).

Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующей государственной и правовой действительности, результат обобщения существующих юридических понятий.

Например, обобщив понятие гражданской, административной, уголовной и иной отраслевой ответственности, можно получить предельно широкое понятие юридической ответственности. Оно и будет правовой категорией, ибо это понятие, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслевой ответственности и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности в целом, фиксирует ее наиболее существенные признаки.

Совокупность определенных фундаментальных понятий и категорий образует ту или иную отрасль права, науку о ней и соответствующую учебную дисциплину. В гражданском праве – это понятия "право собственности", "договор", "обязательство", "наследование", "исковая давность" и т.п., в уголовном праве – "преступление", "наказание", "соучастие", "лишение свободы", "погашение судимости" и др.

Методологическое значение правовых понятий состоит в том, что они определяют способы, методы исследования (изучения) государственно-правовых явлений.

Правда, это относится не ко всем понятиям, а лишь к тем из них, которые имеют высокий уровень обобщения ("право", "государство", "правоотношение" и др.). А такие понятия, как "свидетель", "ответчик", "потерпевший" и др., методологической нагрузки не несут, а имеют сугубо практическое значение.

Прикладная функция теории государства и права связана с выработкой практических рекомендаций по совершенствованию государственной и правовой действительности.

Юридическая наука постоянно предлагает меры по совершенствованию государственного механизма, созданию качественного законодательства, эффективному его претворению в жизнь. Подавляющее большинство монографий, статей, диссертаций отечественных ученых-государствоведов и правоведов содержит такого рода рекомендации. К сожалению, законодательные и правоприменительные органы и субъекты этих сфер деятельности далеко не всегда их учитывают. Разрыв теории и практики свидетельствует о недостаточно высоком уровне правовой системы общества.

  • 4. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
  • 6.Функции тгп.
  • 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
  • 1. Прецедент толкования
  • 8. Виды юридической практики.
  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14.Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 21.Предпосылки происхождения государства
  • 22.Многоообразие теорий происхождения государства и права
  • 23.Современная наука о происхождении теории государства и права
  • Теория специализации
  • Восточный (азиатский) путь возникновения государства
  • Западный путь возникновения государства
  • 24.Основные закономерности развития государства и права
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Государство: понятие, признаки.
  • 27.Сущность государства
  • 28.Соц.Назначение госва
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 6.Функции тгп.

    Функции теории государства и права - это основные направления теоретической деятельности по исследованию государственно-правовой действительности, отражающие значение этой науки.

    Функции науки зависят от её места в системе иных наук, от той роли, которую выполняет наука, а это обуславливается, в первую очередь, содержанием предмета науки.

    Виды функций:

    1. Онтологическая функция. Онтология - это наука о бы­тии. Данная функция теории государства и права заключается в исследовании государства и права как явлений правовой дейс­твительности, их сущности, содержания, закономерностей раз­вития и т.д.

    Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т.д.

    2. Гносеологическая функция. Гносеология - это наука о познании. Гносеологическая функция теории государства и права состоит в развитии, совершенствовании самого познания государства и права путём выработки, совершенствования раз­личных теоретических концепций, конструкций, способов поз­нания.

    Гносеологическая функция в науке ТГП выражается в том, что ТГП как и любая другая наука осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственно правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет эти явления с научных позиций

    Применительно к теории государства и права данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.

    3. Эвристическая функция. Эвристика - это искусство на­хождения истины. Осуществление данной функции выражается в получении новых знаний о государстве и праве, открытии но­вых закономерностей их развития.

    Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности, а уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими общественными явлениями, открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений. Например, глубокие преобразования и изменения в жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.

    4. Прогностическая функция. Исследуя наличное бытие государства и права, используя для изучения ряда вопросов ис­торические методы познания, теория государства и права вы­двигает предположения, гипотезы о путях развития государства и права, их отдельных сторонах и институтах. Данная функция, в частности, выражается в том, что на основе рекомендаций учёных теоретиков вносят изменения в законодательство, го­сударственный механизм в расчёте на будущую эффективность произведённых мероприятий.

    П рогностическая функция - это социальная (прикладная) функция, когда знания, полученные ТГиП, используются для предсказаний, прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов. Эта функция может включать как критическое, так и поддерживающее содержание по отношению к тем или иным сторонам конкретных государств и правовых, она выражается в том, что ТГП должна прогнозировать будущее государственно правовых явлений. Выявляя закономерности их развития ТГП вполне способна давать прогнозы на ближайшее будущее и на перспективу.

    5. Идеологическая функция. Любая общественная наука несёт идеологическую нагрузку. Для теории государства и пра­ва, изучающей на высоком теоретическом, обобщающем уров­не реально существующие государство и право идеологическая функция является очень важной.

    Идеологическая функция характеризуется тем, что ТГП аккумулирует в себе различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве. Вырабатывает определенные идеологические ориентиры связанные с объяснением государственно правовых явлений. В современной ТГиП эта функция заключается в том, что с одной стороны, происходит отказ от ограничений и догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридичической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов.

    6. Методологическая функция. Теория государства и пра­ва выполняет большой объём работы по развитию методологии всего правоведения. Понятия, категории, принципы выработан­ные теорией государства и права, активно используются дру­гими юридическими науками, что придаёт им и всей системе юридического знания эту самую системность, теоретическую и логическую целостность.

    При реализации этой функции теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

    7. Прикладная функция. Теория государства и права выра­батывает предложения по совершенствованию различных сто­рон государственно-правовой жизни.

    Например, теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, способствует своими выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет своевременно выяв лять малоэффективные или устаревшие правовые нормы, правильно уяснить содержание актов, выявить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, определяет эффективность действия норм права и. актов, факторы, воздействующие на реализацию законов, и т.д.

    8. Политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

    9. Воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства; Воспитательная функция проявляется в трех формах.

    Во-первых, она имеет обучающее значение, так как призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями правовой науки, обучать приемам юридической техники, например правилам составления юридических документов, толкования правовых норм и актов и т.д.

    Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе.

    В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни. Особенно это касается органов правосудия, прокуратуры, других правоохранительных органов.

    "

    Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

    Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной познавательной системы на научный и учебный процесс.

    1) Онтологическая функция - первая и отправная. Онто­логия –учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выпол­няя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоя­щее время, какова их судьба и т.д.

    2) Гносеологическая функция . Гносеология, или теория по­знания, нацелена на изучение природы познания, его отно­шения к реальности и т.д. Теория государства и права, вы­рабатывая теоретические конструкции и приемы, тем са­мым способствует развитию правового познания.

    Вопрос о том, насколько сфера политики, государства и права познаваема, отнюдь не прост. Агностицизм (философское направление, исходящее из принципиальной непознаваемости окружающего мира) в той или иной мере вновь становится популярен.

    В сфере государства и права, хотя, по-видимому, это и непросто разглядеть, познать, все-таки есть возможность вывести некие общие тенденции, закономерности. Ибо социальное регулирование и в аспекте органов власти, и в аспекте правил поведения, имеет некие «модельные ситуации» и соответственно дает возможность определить его основные закономерности. Именно ТГП познает, объясняет и формулирует наиболее глубокие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их органической взаимосвязи, а также взаимодействия со смежными общественными явлениями. Однако это один аспект.

    Другой – заключается в том, что ТГП концентрирует достигнутый ею уровень познания государства и права в специальных понятиях (категориях), которые имеют основополагающее значение при изучении конкретных, частных аспектов государственно-правовой реальности. Благодаря своей абстрактной природе, эти понятия одинаково приложимы к любой отрасли права, их логическое и систематическое значение остается тем же самым, независимо от того, к какому конкретному содержанию они прилагаются.

    3) Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).

    4) Эвристическая функция . Эвристика –это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государ­ственно-правовых явлений, а открывает новые закономер­ности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики. Эвристическая функция предполагает обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

    5) Методологическая функция . Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отноше­нию к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретичес­кую и логическую целостность. Обобщая государственно-пра­вовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «не­сущими конструкциями» отраслевых и специальных юриди­ческих наук.

    6) Политико-управленческая функция . Государство и пра­во всегда были и будут фокусом политической борьбы, ост­рых политических дискуссий. Термин «политика» в перево­де с греческого –«искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление. Теория государства и права призвана формировать на­учные основы как внутренней, так и внешней государствен­ной политики, обеспечивать научность государственного управления.

    7) Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

    8) Идеологическая функция . Идеология –система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жиз­ненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических уста­новок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о госу­дарстве и праве, создает научную основу для формирова­ния общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на право­сознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

    9) Практически-организаторская функция . Теория госу­дарства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для ре­шения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переход­ный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

    10) Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие. На основе познания законо­мерностей развития государства и права анализируемая на­ука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

    Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позво­ляет «заглянуть»" в будущее государственности. Научно обо­снованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

    11) Пропедевтическая функция предполагает получение обучаемыми предварительных юридических знаний, являющихся базовой основой для усвоения отраслевых и прикладных учебных дисциплин.

    12) Воспитательная функция связана с формированием у обучаемых юридического мировоззрения и правовой культуры, выработкой устойчивых стереотипов правомерного поведения, привития навыков профессионального коллективизма и корпоративной солидарности.

    Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории госу­дарства и права.