Основные признаки государственной службы российской федерации. Понятие и признаки государственной службы в рф. Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении своей системы исполнительной власти проявляется в том, что они:

Осуществляют собственное правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

Устанавливают виды органов исполнительной власти, их наименование и правовое положение в системе государственной власти субъекта Российской Федерации;

Определяют территориальные пределы осуществления государственной исполнительной власти;

Определяют структуру органов исполнительной власти и подчиненность между различными органами;

Распределяют функции и компетенцию исполнительной власти субъекта Российской Федерации между различными видами органов.

Системы исполнительной власти в субъектах Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и по структурно-функциональным взаимосвязям между ними. Большинство конституций и уставов субъектов Федерации не дают полного представления о действующих на их территориях системах исполнительной власти, уделяя внимание лишь отдельным элементам – статусу высшего должностного лица или полномочиям органа общей компетенции. Иногда вопрос о системе пытаются решить, используя категорию структуры исполнительной власти – например, закон Республики Карелия «О структуре исполнительной власти Республики Карелия», или категорию схемы управления краем, областью – глава 23 Устава Томской области называется «схема исполнительной власти Томской области».

Государственная служба: понятие, принципы, признаки

Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.



В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

Государственная гражданская служба;

Военная служба;

Правоохранительная служба.

Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная служба построена на следующих принципах:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина , их непосредственное действие,обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю , объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная гражданская служба. Это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В свою очередь, государственная гражданская служба субъекта РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Таким образом, различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий

Военная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания, а их административно-правовой статус регламентирован Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту); а иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны

Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

Правоохранительная служба - это также один из видов федеральной государственной службы, т.е. деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (например, работа в органах прокуратуры, юстиции и органах внутренних дел).

ГС – профессиональная служебная деятельность граждан РФ в ОГВ на должностях ГС по обеспечению исполнения полномочий в государственных органах и лиц замещающих гос. органы.

Признаки:

    один из видов служебной деятельности в обществе;

    разновидность публичной службы;

    профессиональная деятельность;

    является именно государственной, которая осуществляется в ОГВ и некоторых организациях (службах), реализующих функции государственных органов;

    деятельность по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, гос.органов и лиц замещающих гос.должности;

    осуществляется, как правило, гражданами РФ (искл. Является военная служба на которой могут быть и иностранные граждане);

    деятельность связана с замещением определенных должностей – должностей гос.службы;

    наличие должности в соответствующем реестре должностей гос.службы;

    аппосредуется правом ГС;

10.деятельность возмездная.

Принципы ГС:

В юридической литературе под принципом гос.службы понимают основополагающие идеи, ззззззззззззззззззззззустановления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно-обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций гос.сл., полномочий гос.сл., действий в системе государственной службы.

Федеральным законом «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» установлены следующие принципы государствен­ной службы:

1. Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными ин­струкциями при исполнении государственными служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федера­ции. Конституция предполагает формирование такой системы, в кото­рой высшей юридической силой обладает главный закон государст­ва - его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непо­средственность их действия. Это новое положение в российском зако­нодательстве обязывает государственных служащих признавать, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для пра­вового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав , свобод и законных интересов граждан.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной служ­бы, а с другой - разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие мест­ные условия, включая национальные особенности. Такими актами ус­танавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения госу­дарственных должностей категории «Б», порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел.

4. Принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представитель­ного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государст­венной службе.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе за­креплен в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность досту­па к государственной службе обусловлена лишь российским граждан­ством, возрастом и другими требованиями, установленными для госу­дарственных служащих.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, явля­ется одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Бла­годаря этому создаются реальные условия для исполнительской дис­циплины во всех звеньях государственного механизма.

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и контроля их компетентности.

8. Принцип профессионализма и компетентности - основной крите­рий, который используется при отборе кандидатов на вакантную госу­дарственную должность государственной службы. Предпочтение отда­ется наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организатор­ские способности.

9. Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и ре­шение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности го­сударственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, за исполнение своих должност­ных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответст­венности государственных служащих за порученное дело.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государствен­ной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служа­щие не могут при исполнении должностных полномочий руководство­ваться решениями политических партий и движений, иных обществен­ных, а также религиозных объединений. Задачи и функции, выполняе­мые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означа­ет относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важных условий качествен­ного функционирования государственных органов.

государственный служба реформа правовой

Правовые основы новой российской государственности были заложены в принятой в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, которая утвердила продолжение государственного строительства на основе принципов федерализма и закрепила положение о том, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ней признан принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Реализация положений Конституции РФ 1993 г. позволила, несмотря на определенные недостатки, сформировать основу новой российской государственности, государственного и муниципального управления, социально-правового института государственной и муниципальной службы.

Необходимость организации новой государственной службы и её правого регулирования была обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти).

Государственная служба - это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории, под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

В самом широком теоретическом понимании государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Понимание государственной службы в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах. Сюда же можно отнести и осуществление функций децентрализованного государственного управления лицами, занимающимися должности в органах местного самоуправления, т.е. муниципальными служащими, хотя на практике современное законодательство отделяет государственную службу от муниципальной.

Традиционным в научной литературе стало определение государственной службы, данное Манохиным В. М.: «государственная служба представляет собой одну из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава - государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства».

С точки зрения современного законодателя, государственная служба в РФ - это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.

Статья № 1 Федерального закона №58 «О системе государственной службы РФ» понимает под государственной службой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов: «Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

Субъектов Российской Федерации;

Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации)».

В этом определении можно выделить следующие аспекты:

1. государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность, являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;

2. в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;

3. эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

4. такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему.

Итак, официальное (т.е. установленное в Федеральном законе «О системе государственной службы РФ») истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Общими признаками государственной службы являются:

1. замещение служащих государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;

2. исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

Государственная гражданская служба - это особый вид службы, осуществляющий социально-культурное обслуживание людей, управленческую деятельность и обеспечение деятельности органов государственной власти.

В научной литературе не существует единственного подхода к определению понятия гражданской службы. Так, по мнению В.Д. Граждан государственная гражданская служба -- это специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов. Ю.Н. Старилов считает, что государственная гражданская служба РФ -- это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.

Государственная гражданская служба в первую очередь направлена на реализацию общеадминистративных функций государственного управления. Государство реализует свои функции через деятельность профессиональных специалистов государственного управления, государственных служащих. Следовательно, можно дать другое определение понятия государственной гражданской службы, которое связывают с деятельностью сотрудников государственных органов с властными полномочиями по реализации функций государства.

Тем не менее, многие ученых соглашаются с законодательным определением государственной гражданской службы, закрепленным в статье 3 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

Профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ - именно так представляется государственная гражданская служба в соответствии с законодательством.

На основе законодательного определения гражданской службы можно выделить основные отличительные признаки:

1. Одним из главных признаков государственной гражданской службы является профессиональная деятельность, а именно, гражданская служба должна выступать в качестве основного вида деятельности, осуществляться непрерывно и основываться на специальных навыках и знаниях;

2. Государственная гражданская служба осуществляется государственными служащими, правовой статус которых определен законом и иными нормативными актами, в государственных органах, которые определяются Конституцией РФ и федеральными законами;

3. Только граждане России имеют право проходить государственную гражданскую службу;

4. Государственная гражданская служба осуществляется для решения государственных задач и в целях обеспечения полномочий федеральных государственных органов, и государственных органов субъектов Федерации.

Кроме понятия и признаков государственно власти также следует рассмотреть принципы, на которых основывается правовое регулирование данного вида деятельности.

Государственная гражданская служба, как разновидность государственной службы основывается на общих принципах, закрепленных в Законе о системе государственной службы. Общие принципы способствуют развитию законодательства о государственной службе, делают стабильными все государственно-служебные отношения, а также способствуют совершенствованию взаимоотношений, складывающихся между госслужащими и гражданами.

Специальные принципы определяют особенности государственно-служебных отношений в соответствующей сфере. Принципы гражданской службы закреплены в статье 4 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»:

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2. Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3. Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4. Профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5. Стабильность гражданской службы;

6. Доступность информации о гражданской службе;

7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8. Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, как принцип гражданской службы, имеет свое непосредственно конституционное закрепление. Принцип единства должен обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.

Равенство доступа граждан к гражданской службе, как принцип, закреплено в Конституции РФ. Исключение из этого принципа составляют лица:

ѕ признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; осужденные по приговору суда, и имеющие непогашенную судимость; отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; имеющие заболевания, препятствующие поступлению на гражданскую службу; не имеющие российского гражданства;

ѕ состоящие в близком родстве с гражданским служащим, если замещение должности связано непосредственной подчиненностью;

ѕ представившие подложные документы или ложные сведения при поступлении на службу;

ѕ не представившие сведения, или представившие заведомо ложные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Принцип стабильности означает стабильность законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения, независимость государственных служащих от политической ситуации. Принцип доступности информации о гражданской службе и взаимодействия с организациями и гражданами означает гласность и прозрачность службы для общества, доступность общественному контролю, объективное информирование граждан о деятельности государственных органов и госслужащих. Принцип защищенности защищает госслужащих от влияния на объективность и законность принимаемых ими решений, а также способствуют предупреждению и пресечению коррупции в системе государственно-служебных отношений.

Это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета .

Определение государственного служащего субъекта Российской Федерации идентично вышеприведенному, с той лишь разницей, что этот гражданин осуществляет служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получает денежное содержание за счет средств бюджета данного субъекта.

Таким образом, на основании определения, приведенного в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», можно выделить следующие существенные признаки государственных служащих.

1. Государственным служащим признается физическое лицо , являющееся гражданином Российской Федерации или гражданином иностранного государства . Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает возможность замещения должностей государственной службы, в том числе и гражданами иностранного государства. Об этом прямо говорится в ст. 18.1, предоставляющей право иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту и соответственно право прохождения ими военной службы.

В то же время иные специальные законы о государственной службе предусматривают право поступления на государственную службу исключительно граждан Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» устанавливает, что сотрудником органов Федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства.

Помимо указанного признака (гражданство) лицо, поступающее на государственную службу, должно обладать полными дееспособностью и деликтоспособностью, быть вменяемым. Специальное законодательство о государственной службе может устанавливать также и иные дополнительные требования к лицам, поступающим на государственную службу.

2. От государственного служащего требуется профессиональное исполнение должностных обязанностей , что предполагает:

  • наличие специального образования, позволяющего исполнять обязанности по замещаемой должности;
  • наличие необходимого стажа и опыта работы, позволяющих эффективно применять специальные знания и исполнять должностные обязанности.

3. Государственным служащим признается только лицо, замещающее соответствующую должность государственной службы . Должность государственной службы является определяющей для замещающего ее лица. Именно от должности зависят размер денежного содержания, объем властных полномочий, классный чин или иное специальное звание, а также иные статусные аспекты. Подробнее о должностях государственной службы речь пойдет ниже.

4. Государственный служащий осуществляет исполнение должностных обязанностей за соответствующее вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации . Указанное вознаграждение признается законодательством о государственной службе основным законным источником средств к существованию государственного служащего, что также предполагает установление запрета на осуществление государственным служащим иных видов трудовой деятельности, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Классификацию государственных служащих можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от вида государственной службы:

  1. государственные гражданские служащие - граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы и осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях гражданской службы в соответствии с актами о назначении на должности и со служебными контрактами и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ;
  2. военнослужащие - граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти , Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях;
  3. государственные служащие правоохранительных органов - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях правоохранительной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

В зависимости от уровня государственной службы:

  1. федеральные государственные служащие - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (к таковым служащим относятся: федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, государственные служащие правоохранительных органов);
  2. государственные гражданские служащие субъекта РФ - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ.

Рассмотрев базовые составляющие категории «государственный служащий», перейдем к анализу категорий «должность государственной службы» и «должностные лица ».

Законодательство о государственной службе (в том числе Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.) не содержит четкого определения должности государственной службы. Тем не менее должность государственной службы можно считать базовым элементом государственного органа, нормативно и организационно определенным и обособленным, обладающим частью компетенции государственного органа. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для лица, состоящего на государственной службе, так как предоставляет конкретный объем полномочий, определяет общий размер денежного содержания (довольствия), характеризует его положение в служебной иерархии.

Таким образом, на основании вышеприведенного определения можно выделить следующие существенные признаки должности государственной службы .

1. Организационная и правовая обособленность . Должность государственной службы является самостоятельным образованием, наряду со структурными и территориальными подразделениями государственного органа.

2. Наличие части компетенции государственного органа . Должность государственной службы обладает определенной компетенцией, которой соответственно наделяется лицо, замещающее данную должность. Компетенция должности государственной службы представляет собой определенную часть компетенции государственного органа и определяется ей.

3. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для замещающего ее лица , поскольку определяет не только полномочия, но и размер денежного содержания (обеспечения, довольствия) государственного служащего, а также размеры иных денежных выплат. Должностям государственной службы подчинены классные чины и иные специальные звания; кроме того, должности государственной службы характеризуют положение государственного служащего в служебной иерархии.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает следующие виды должностей государственной службы :

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.