А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано суффиксальным способом?
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
3. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
4. Какое слово образовано приставочным способом?
Б) управляемый,
В) распланировать,
Г) семилетка.
5. Какое слово образовано способом сложения?
А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный
6. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
7. Укажите способ образования слова ВОСХОД.
А) приставочный,
Б) бессуффиксный,
В) суффиксальный,
Г) переход
8. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
Б) Найдите ошибки в образовании слов и исправьте их.
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) прекрасный человек
2) едва успев
3) без двух пятых
4) лежать на береге
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) к две тысячи двадцать второму году
2)несколько помидоров
3) совсем озяб
4) самый важнейший
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) килограмм яблок
2) будущие выборы
3) до двух тысяч второго года
4) ошиблась
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) более нужнее
2) несколько гектаров
3) с четырьмястами рублями
4)поезжай домой
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) в две тысячи первом году
2) не машите руками
3) у грузинов
4) небольшие транзисторы
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) с двадцатью пятью рублями
2) нет претензий
3) хужее всего
4) не кладите сюда тетради
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) в обеих сумках
3) без комментариев
Задание 2
Образуйте форму Р.П., мн. ч. следующих существительных.
Будни - _____________, лохмотья - _______________, курица - _________, лист - __________, полено - ________________, килограмм - ___________________, помидор - _______________, яблоки - ________________, свечи - ________________, блюдце - _______________, полотенце - _________________, дно - ____________, снадобье - ___________________, грибы - _______________, груздь - _________________, кочерга - _______________, мандарины - __________________.
Задание 3
Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.
1. На Черном море много песчаных (побережья)____________________________________
2. Отряд (солдаты)____________и группа (партизан)_________________встретились на берегу Волги.
3. Я оставался в лесу очень долго: от синих (сумерки)_____________ до полных (потемки)_______________.
4. В саду много (яблони, вишни, смородина)_______________________________________.
5. Рим пал от нашествия (варвары)__________________________________.
6. После (заморозки) ___________________ягоды рябины становятся сладкими.
7. Над болотом кружила пара (цапли)_______________________________________.
8. Ивана Алексеевич Крылов написал немало (басни)_____________________.
9. Отец привез из Самарканда несколько (дыни) ___________________.
10. Осенью всегда бывает много (свадьбы)______________________.
Задание 4
Образуйте относительные и притяжательные прилагательные от данных имен существительных
1. Казак_______________________________________________________________________
2. Лазурь______________________________________________________________________
3. Помещик___________________________________________________________________
4. Черепица___________________________________________________________________
5. Артиллерия_________________________________________________________________
6. Болото_____________________________________________________________________
7. Черепаха___________________________________________________________________
8. Рыба______________________________________________________________________
9. Крокодил___________________________________________________________________
10. Соболь____________________________________________________________________
Задание 5
Найдите и исправьте ошибки в образовании сравнительной степени имени прилагательного.
1. Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее и ярче.
2. Погружаться на дно нужно было более осторожно.
_____________________________________________________________________________
3. Это собрание прошло более организованнее, чем в предыдущий.
_____________________________________________________________________________
4. Наша цель – показать наиболее лучшее оформление торта.
_____________________________________________________________________________
5. Мы будем изучать эту проблему на парах более подробно.
_____________________________________________________________________________
6. Этот рецепт был представлен кулинарных книгах довольно раньше.
_____________________________________________________________________________
Задание 6
Раскройте скобки и запишите имена числительные.
1. Мы ведём переписку с 280_______________________________________________
(выпускник). 2. Это событие произойдёт в 2010________________________________(год). 3. Этот памятник искусства скоро отметит своё 249 ______________________________ (летие). 4. Новая 10 ___________________________________ (этажка) не совсем обычная. 5. Строители сдали 3 _______________________________(уровневый) паркинг в установленный срок. 6. Установили 32 _______________________________(канальный) телеприёмник. 7. Отдыхающие нового санатория получают 3 ______________________(разовое) горячее питание. 8 На следующей неделе ожидается 35 __________________________________(градус) жара.
Задание 7
Найдите и исправьте ошибки в употреблении числительных.
1. Нэцкэ стоило от пятнадцати до двести пятьдесят тысяч рублей._____________________
2. На день рождения я пригласил три товарища. _____________________
3. У бекаса оказались кольца на обоих лапах. ______________________
4. Четверо женщин и пятеро мужчин участвовали в шоу. ______________________
5. Масса голодной пиявки 2–3 граммов, после насыщения кровью – до тридцать пять грамм. ____________________________
6. Масса тела орла-могильника более двух и пяти десятых килограммов. ___________________
7 Взвешивание продуктов проводилось на троих весах. __________________________
8. Материал исследования изложен на ста пятидесяти страницах. ___________________
9. План работы кафедры на двух тысяча двенадцатый год. _________________________
10. За последние два года на строительство жилья правительством было выделено порядка шестиста миллионов рублей. ___________________________
11. Этим ученым написано более трёхста статей.
___________________________________
Задание 8
В предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.
1) Я застал помощника в своем кабинете. _________________________________________
2) Мать велела сыну налить себе чаю. _____________________________________________
3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. ____________________________
4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. ___________________________________
5) Писатель показал образ матери в своем развитии. ________________________________
6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. _______________________________________________________________________
7) Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение._________________________________________________________
Задание 9
Из предложенных в скобках местоимений (каждый, всякий, любой) выберите подходящее по смыслу.
1. В пьесе Горького «На дне» ______________действующее лицо показано своеобразно.
2. Наша папа собирает ____________ хлам в гараже.
3. Поезд останавливался на ___________станции.
4. Волевой человек преодолеет _______________трудности.
На вопрос Как определить слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, за ответ буду оч признательна заданный автором Пользователь удален лучший ответ это если от слова отбросить приставку и суффикс (а они в слове образованном прист. -суфф. способом есть обязательно!) то должно получиться какое-нибудь однокоренное слово. НО: нельзя отдельно отбрасывать приставку, и отдельно суффикс, иначе слова не получится. например: подорожник. подорож - такого слова нету. дорожник тоже нету. а если отбросить суффикс и приставку, то получится дорога. => слово образовано прист. -суфф. способом
Ответ от 22 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как определить слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, за ответ буду оч признательна
Ответ от Sailor
[гуру]
< всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
< по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
< в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
< вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .
< мимоходом.
Зайди на сайт может еще что-то нароешь.
Ответ от Ѐадич
[гуру]
Многие существительные образованы приставочно - суффиксальным способом.
При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица).
При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь).
Иногда приставочно - суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).
Ответ от хороший человек
[гуру]
если закрыть приставку- бред, если суффикс - тоже бред... например ПРИ ВРАТ НИК
Ответ от Пользователь удален
[гуру]
например,
приобретенный, образовано отглагола обрести с помощью приставки "при " и суффикса " енн"
Ответ от Виталий ляпейко
[активный]
Там должен добавиться суффикс и прист.
Ответ от Пчелка
[активный]
никак
Ответ от Їунаев Алексей
[новичек]
Приставочно-суффиксальный способ наиболее активно используется при образовании наречий от существительных и прилагательных.
При образовании наречия от существительного бывают представлены следующие комбинации приставок и суффиксов: в-...-у (сухомятка < всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
Наибольшее количество комбинаций представлено при образовании наречий от прилагательных. Это следующие сочетания аффиксов: по-...-ому/-ему (новый < по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
Наречия могут быть образованы приставочно-суффиксальным способом от числительных, при этом используются следующие приставки и суффиксы: в-/во-...-ых/-их (третий < в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
От глаголов наречия образуются аффиксамив-...-((скакать < вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .
Неаффиксальные способы образования у наречий не представлены.
Смешанные способы представлены незначительно. Так, некоторые наречия образованы сложением с суффиксацией, например: мимо + ходить < мимоходом.
Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какие еще бывают чем они отличаются друг от друга и приведем несколько конкретных примеров.
Общие сведения
«Образуйте приставочно-суффиксальным способом слово …» - именно такое начало имеет большинство упражнений по представленной тематике. Но прежде чем приступить к выполнению практического задания, требуется изучить теоритическую часть.
Для начала необходимо понять, что такое словообразование. Под данным термином скрывается целый раздел языкознания. В нем изучаются все существующие способы образования слов. Зная их в теории и применяя на практике, можно довольно легко понять, как русский язык все время обогащается.
Способы образования слов
Приставочно-суффиксальным методом является одним из самых сложных. Следует также отметить, что помимо него в русском языке существуют и другие. И прежде чем представить вашему вниманию приставочно-суффиксальный метод, требуется рассказать и о иных способах, которые играют не менее важную роль в словообразовании.
Итак, в русском языке существуют следующие методы, при помощи которых образуются новые слова:
В данной статье мы более подробно расскажем лишь о первых трех. Ведь такие способы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать по отдельности.
Приставочный метод словообразования
О том, какие особенности скрывает в себе приставочно-суффиксальный метод образования слов, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, как русский язык обогащается благодаря чисто приставочному способу.
Для такого метода характерно прибавление к основе приставки (или так называемого префикса). Приведем несколько примеров:
- слово «сотоварищ» образовано при помощи приставки со-, добавленной к производящей основе «товарищ»;
- слово «неприятель» образовано при помощи приставки не-, добавленной к производящей основе «приятель»;
- слово «сверхранний» образовано при помощи приставки сверх-, добавленной к производящей основе «ранний»;
- слово «придавать» образовано при помощи приставки при-, добавленной к производящей основе «давать»;
- слово «раздавать» образовано при помощи приставки раз-, добавленной к производящей основе «давать».
Особенности приставочного метода
При образовании слов таким способом следует знать, что:
Суффиксальный метод словообразования
Чтобы образовать слова приставочно-суффиксальные, следует обязательно знать основные правила суффиксального и приставочного метода. Последний был рассмотрен выше. Что касается суффиксального способа, то, согласно названию, слова в русском языке при помощи него образуются путем добавления к производящей основе того или иного суффикса. Приведем несколько примеров:
- слово «земляк» образовано путем прибавления суффикса -як- к производящей основе «земл»;
- слово «березняк» образовано путем прибавления суффикса -няк- к производящей основе «берез»;
- слово «серость» образовано путем прибавления суффикса -ость- к производящей основе «сер»;
- слово «работник» образовано путем прибавления суффикса -ник- к производящей основе «работ»;
- слово «комнатный» образовано путем прибавления суффикса -н- к производящей основе «комнат».
Особенности суффиксального метода
Представленный способ словообразования является одним из самых распространенных. При помощи такого метода в нашем родном языке образуются практически все знаменательные части речи. Следует также отметить, что при суффиксальном способе часть речи нового слова может быть той же, что и у производящего, а может и отличаться. К примеру, имена существительные с суффиксами -ени- и -ани- образуются обычно от глаголов (появиться - появление).
Приставочно-суффиксальный способ
Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.
Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов
Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:
- слово «бездарный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
- слово «подарок» образовано при помощи суффикса -ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
- слово «припевать» образовано при помощи суффикса -а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
- слово «впятером» образовано при помощи суффикса -ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
- слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса -оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
- слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».
Особенности приставочно-суффиксального метода
Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.
Кстати, при помощи данного метода образуются не только имена существительные и глаголы, но и наречие и прилагательные:
- стакан - подстаканник;
- оружи-е - обезоружить;
- сво-й - по-своему;
- шеф - подшефный.
При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:
1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:
- подоконник, то есть под окном;
- подстаканник, то есть под стаканом;
- безлуние, то есть без луны.
2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:
- люд-и - без-людь-[ й ]-е.
3. Все наречия, которые пишутся через дефис, образованы при помощи приставочно-суффиксального метода. Например:
- от посредством приставки по- и суффиксами -ему-, -ому- (взрослый - по-взросл-ому, волчий - по-волчь-[ й ]-и, хороший - по-хорош-ему, товарищеский - по-товарищески);
- от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов -их- и -ых- (третий - в-треть-их, первый - во-перв-ых).
4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:
- без-рог-0-ий, то есть без рогов;
- без-ног-0-ий, то есть без ног.
Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:
- без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
- без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).
Закрепление материала
Теперь вам известно о том, как образуются слова при помощи приставочного, суффиксального или приставочно-суффиксального методов. Для того чтобы закрепить данную тему, необходимо выполнить несколько следующих упражнений:
1. Если возможно, то образуйте приставочно-суффиксальным способом имена существительные, прилагательные, глаголы и наречие из следующих основ: меч, село, работа, плакать, читать, вред, рассказ, окно, дверь, глушь, дрожь, вылет, высь, надрез, восход.
2. Определите производящие слова для нижепредставленных безвинный, безграмотный, безбородый, волосатый, безголосый, говорливый, диванный, заполярный, костлявый, междугородний, нынешний, отчий, подсудный, репчатый, сегодняшний, терпимый, усталый, читательский.
Префикс - одна из значимых частей слова. Она стоит перед корнем и может менять основное лексическое значение, или дополнять его.
Способ, при котором новое слово образуется с ее помощью, называется приставочным способом словообразования. Его отличие от суффиксального и приставочно-суффиксального состоит в том, что, изменяя основу таким образом, вы не меняете часть речи, к которой оно принадлежит. Максимум, что может приставка - это изменить категорию слова внутри части речи.
Некоторые префиксы тесно связаны с предлогами и имеют то же значение, что и эти части речи. К таким приставкам относятся из-/ис-, под-, над-, со-/с-, до-, от-, за- и многие другие.
Классификация приставок
Эти морфемы можно классифицировать по нескольким признакам, например:
- По правописанию. Некоторые пишутся всегда одинаково (не меняют согласную). К ним относятся все приставки, кроме оканчивающихся на з и с . Приставки, оканчивающиеся на эти буквы, пишутся согласно правилу. Оно состоит в том, что з пишут перед звонкими согласными и гласными, а с - перед глухими согласными;
- По происхождению. Большинство префиксов имеет русское происхождение. Некоторые взяты из церковнославянского (вос-/воз-, низ-/нис-), а есть также латинского, греческого и другого иностранного происхождения. К ним относятся а-, анти-, контр-, пан-, суб-, экс-, транс-, интер- и еще около пятнадцати;
- По способности менять вид глагола. Но об этом речь пойдет в следующих главах.
Образование слов с помощью приставок
Приставочный способ словообразования имеет свои особенности для каждой части речи. Их мы обсудим отдельно
Существительное
С помощью приставки существительное меняет свое значение, причем иногда на противоположное. Примеры слов, образованных с помощью префиксов, можно привести немало:
пол - подпол
порядок - беспорядок
внук - правнук
заголовок - подзаголовок
Еще чаще подобный способ словообразования встречается с иноязычными приставками:
мобилизация - демобилизация
революция - контрреволюция
Но в целом приставочное словообразование явно проигрывает приставочно-суффиксальному среди имен существительных. Многие слова, которые мы ошибочно считаем образованными с помощью приставок, на самом деле образовались приставочно-суффиксальным способом, и часто - от однокоренного из другой части речи. И таких примеров куда больше:
Осина - под– осин– ов-ик (приставочно-суффиксальный)
Зьдати - съзьдати - созидать - создать - со-зд-а-н– ие (таким образом, создание не образовано с помощью префикса от здание ).
Еще одна особенность поведения приставок в существительных - их свойство становится частью корня. Происходит это тогда, когда корень перестает быть продуктивным, то есть без префикса никакие слова от него не образуются, и он не воспринимается как значимая морфема сама по себе.
Список таких слов непостоянен, и не все сходятся во мнении, стала ли приставка частью корня. В качестве примеров приводят такие случаи:
пример
привет
природа
прибор
причуда
Если посмотреть внимательнее, то корни здесь вполне продуктивные. Другое дело, что словообразовательные модели, по которым образовывались эти слова, сейчас встречаются все реже. Они образованы приставочно-суффиксальным способом, а точнее - от глаголов после усечения суффикса:
мера - мерить - примерять - пример
Как видим, пример , несмотря на свое происхождение, давно перестал ассоциироваться с процессом мерки. В современном русском языке от примерять скорее образуют примерку .
Еще сложнее с привет . В современном русском языке существуют слова, произошедшие от одной основы:
привет, ответ, привечать, отвечать, вече, совет, завещание.
Но все они давно живут своей жизнью и утратили связь с основой.
Еще чаще подобное встречается в заимствованиях. Иноязычная приставка выделяется в качестве таковой тогда, когда иноязычный корень является продуктивной основой для словообразования.
тропики - субтропики
субъект и объект
Последние слова не содержат в себе приставки суб-. Латинский корень -ект- в русском языке непродуктивен, и мы имеем только корни.
Наконец, последнее, что хочется сказать о существительных с приставками. Если вы хотите узнать, какое слово образовано приставочным способом или каким-то иным, попробуйте отнять приставку. Если получается несуществующее нечто, значит, словообразование шло по иной модели.
На именах прилагательных мы подробно останавливаться не будем, так как ситуация здесь аналогичная.
Глагол
Глагол - довольно сложная часть речи. Ввиду того, что русский язык является синтетическим, образование видовременных форм в нем образуется не синтаксически, а с помощью словоизменения и словообразования. Если в английском языке нам нужно просто собрать конструкцию из вспомогательного и одной из трех форм основного глагола, то в русском языке вид - категория, которой обладает конкретный глагол.
Проблему представляет и то, что не существует единой модели видообразования. Их несколько, и часть из них достались нам еще со времен Древней Руси, а для остальных не подходят все модели словообразования. Часть глаголов, изначально имевших значение однократного действия, имеют совершенный вид без всяких префиксов и суффиксов, например, дать и стать . Каким-то можно придать значение однократности с помощью суффикса -н- (колоть - кольнуть ). Но наиболее универсальной моделью преобразования глагольной основы является такая схема:
глагол несовершенного вида (корень+ суффикс -а-, -я-, -и-, -е- +флексия -ть )
глагол совершенного вида (прибавляем видообразующую приставку)
глагол несовершенного вида (прибавляем суффикс длительности или повторяемого действия)
Образуя с помощью префикса новое слово, мы придаем ему значение результативного процесса, и меняем его вид. Подобное преобразование получило название образования видовой пары.
стоять - отстоять
знать - познать
сердиться - рассердиться
бить - прибить
бежать - прибежать
плыть - отплыть
грызть - загрызть
плескать - выплескать
Префикс, образуя новое слово, меняет его лексическое значение, иногда это незаметно, а иногда результат словообразования сильно отличается значением от источника, например:
делать - с делать (отличия практически нет)
решать - раз решать (отличие налицо)
жечь - от жечь (полностью ушло в переносное значение)
Не все приставки могут быть видообразующими. Например, церковнославянские приставки воз-/вос-, пре-/пред-, со- и некоторые другие не всегда могут образовывать глагол совершенного вида.
ходить - вос ходить
страдать - со страдать
носить - воз носить
Впрочем, первый и третий глагол образуют пару другим способом, и приставки им не помогут.
Также не являются видообразующими префиксы из греческого, латинского и германских языков. Что интересно, такие слова часто оказываются двухвидовыми:
приватизировать - де приватизировать
квалифицировать - ди сквалифицировать
Иногда приставочным способом не удается добиться перехода глагола в другой вид, зато можно полностью изменить его значение, иногда до неузнаваемости:
водить - из водить - произ водить
Как видите, иногда даже два префикса не помогают.
Какие выводы можно сделать относительно приставочного словообразования у глаголов? Их два:
- приставка может образовать глагол совершенного вида, но далеко не всегда:
- приставка меняет лексическое значение глагола, но степень изменения разнится.
Правописание
Некоторые приставки не вызывают сложностей при написании, а с другими бывают проблемы. Выделим несколько случаев, когда мы можем применить ряд правил:
- Не с глаголами пишется раздельно. Исключение - некоторые глаголы с несколькими приставками. Пример: недоперепить .
- Если после приставки идет йотированная гласная, то между ней и этой гласной ставится твердый знак ъ. Пример: предъявлять, подъем.
- В морфемах на -з и -с выбор согласной зависит от следующей за приставкой буквы. Если стоит звонкая согласная или гласная, ставится з , если глухая - ставим с. К с- это не имеет отношения, она этому правилу не подчиняется (неизменяемая). Пример: разобрать, раствор .
- Приставка пре- пишется, когда говорится о чрезмерности. Она аналогична в чем-то пере- . Пример: прекрасный, прелестный, преграждать, превосходить, преступление .
- при- пишется в значении приближения, доведения до завершения. Пример: при вести, при знать, при служник, при брежный .
- Приставки не- и ни- у существительных, наречий и прилагательных выбираются в зависимости от ударения. Выбор осуществляется при словообразовании. Без ударения ставим ни- , с ударением - не- . В дальнейшем выбранная приставка сохраняется во всех производных от этого слова. ни когда, не когда .
- Кое- пишется через дефис. Исключение: может писаться отдельно, если между ней и словом стоит предлог.
- Иноязычные приставки пишутся через дефис перед именами собственными. Исключение - контр-адмирал .
Некоторые интересные случаи
Иногда возникают затруднения с морфемным разбором слов, когда в слове хочется выделить приставку, а на самом деле ее нет. Или ее не было никогда, или она существует только этимологически. Для проверки лучше всего обратиться к словарю, но ряд случаев приведем здесь.
премьера - нет ее, корень восходит к латинскому порядковому числительному «первый»;
президент - слово заимствовано целиком, в русском языке не распадается на продуктивные морфемы;
присный - выделяется этимологически, корень в современном русском непродуктивен, нынешняя корневая основа - присн-;
здание - приставки никогда не было, корень зд- (однокоренные: созидать, зодчий );
выгода - стала частью корня;
искажать - тоже самое;
обмануть - так же;
прейскурант - германский корень Preis.
Наиболее часто такие слова начинаются на пре- и при-, и это понятно: латинская приставка prae- имеет то же происхождение (как и наша пре-), и процессы, которые с ней происходили в иностранных языках, аналогичны таковым в русском.
Подбородок Пододеяльник Приморский Собеседник Созвездие Подоконик Подберезовик Безбилетный Совремэнный Подорожник Сверяйте лексическое значпение! Сверяйте лексическое значпение! Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, без приставки не употребляются!
3. Выделить только предыдущую ступень словообразователльной цепочки. В исследуемом слове должна быть выделена только та морфема (морфемы), которые участвуют в словообразовании. Например: Пароходный = пароход + н Близорукость = близорукий + ость Приходящий = приходить + ящ Завязанный = завязать + ан + н
Укажите способ образования слова ИЗЫСКАННОСТЬ Им. п. – изысканность Сущ., образованное от прилагателльного (обозначает качество). Это качество «изысканного» чего- либо Сравниваем слова «изысканный» и «изысканность». Прибавился суффикс –ость-. Суффиксальный способ.
Укажите способ образования слова ДОЗНАТЬСЯ Глагол, образовался от «знать» Без приставки ДО- употребляется, но приобретает другое значпение «дружить, быть знакимым». Без суффикса –ся не употребляется, значит приставка присоединилась вместе с суффиксом. Приставочно-суффиксальный способ.
Определите способ словообразования Прислониться Обновлпение Дрожь Медлэнно Подружиться Работоспособность Ужинать Безнравствэнный Бездушный Рассказ 1. Суффиксальный 2. Бессуффиксный 3. Приставочный 4. Приставочно- суффиксальный
Определите способ словообразования Присмотреться Конькобежец Вбежав Добропорядочность Пешеход Недостаточно По-немецки Приволье Плащ-палатка громкоговорителль 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией
Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: регулировщица рокот ежегодник отголосок раскланяться изредка отягчить сотрудник трогателльный протрубить обтесать прикоснуться 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией
Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией прикосновпение расступиться ступенчатый постройка замарашка лепет морщина озарпение опека промысел проржаветь пририсовать соблазн
Проверка: Приставочный Раскланяться Протрубить Обтесать Прикоснуться Проржаветь Пририсовать Суффиксальный Регулировщица Ежегодник Трогателльный Прикосновпение Ступенчатый Постройка Замарашка Морщина Озарпение Приставочно- Суффиксальный Отголосок Изредка Отягчить Сотрудник Расступиться Бессуффиксный Лепет Опека Промысел Рокот Соблазн
Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. 21) Мало кто знает о человеке, который равен подвигом своим Христу, который ходил «по воде, аки посуху». Ответ: посуху Наречие Образовано от прил. сухой с приставкой по- и суффиксом –у.
Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (21) После этого они снова ищут работы: то ли сухой травы принести, то ли за водой сходить… Ответ: снова Наречие Образовано от прил. новый с приставкой с- и суффиксом –а.
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… Ответ: бессмыслэнная Прилагателльное Образовано от сущ. смысл с приставкой бес- и суффиксом –энн. (без приставки не существует)
Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (26) Исцарапали весь замок. (27) Этажерка с книгами, поверхность стола, постелль – все носило на себе свежие следы обыска. (28) Белье было сложено аккуратно, но не в том порядке, в каким оставила его Машенька, уходя из дому. Ответ: обыск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. обыскивать.
Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (3) У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4) Его нигде не было. (5) Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой. Ответ: поиск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. поискать.
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (12) Сосредоточьтесь на нем! (13) И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет получше. (14) Вы распрямите не только плечи, вы и внутрэнне распрямитесь. Ответ: распрямите Глагол в повелителльном наклонении. Образовано от прил. прямой с приставкой рас- и суффиксом –и. (без приставки не существует)
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (26) Сейчас, конечно, не художествэнная литература формирует наш языковой вкус. (27) Тон задают теперь в первую очередь телевидпение и радио. (28) Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29) А совремэнным дикторам нравится американская интонация. 1
Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собствэнного духа, для укрепления собствэнной веры в добро, правду, красоту. 5
Из предложений 7 – 8 выпишите слова, образованные приставочным способом. (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такий спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. 7
Из предложений 7 – 9 выпишите слово, образованное приставочным способом. (7) Слышишь, видишь, читаешь такие – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! (8) Это – самая распространённая, самая злокачествэнная болезнь нашей речи. (9) Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийствэнным названием. 8
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (3) На освещэнном мощными огнями теплоходе. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия… (5) Я вышел из рубки на крыло мостика. 9
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… 10
Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображпение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарствэнные травы, вместо того чтобы вышивать, видят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. 1
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (17) Из глубины истории идет и увлечпение алхимией, долгое время остававшейся попечителльницей химического знания. (18) Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечествэнников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19) А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксакивым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. 3
Из предложений выпишите глагол, который образован суффиксальным способом. (3) Я видел Плещеево - озеро около Переславля- Залесского. (4) И озеро Пацкуаро в Мексике. (5) и озеро Синевир в Карпатах. (6) Пюхяярве может своей красотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром. (7) Нам было жать расставаться с Пюхяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером. 4
Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (5) Но не такив удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных раздроблэнных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца, дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! 5
Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такий, как все. 6
Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (4) Нелепость такиго «трезвого размышления» очевидна для любого человека, который хоть раз оказывался под пулями. (5)Я на всю жизнь запомнил свой первый бой. 9