Отмена обязательных работ. Обязательные работы, как вид уголовного наказания, по решению суда

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Комментарий к Ст. 49 УК РФ

1. Обязательные работы — это вид наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 25 УИК вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Виды обязательных работ, определяемые уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, не связаны с основной работой или профессией осужденного. Обязательные работы не должны унижать человеческое достоинство осужденного или причинять физическое страдание. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от выполнения обязательных работ. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы, выходные дни не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

2. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни — не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, либо скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ лишением свободы. При замене обязательных работ лишением свободы отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч. 3 комментируемой статьи.

Например, осужденному определено 140 часов обязательных работ, из которых 60 часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. Оставшиеся 80 часов обязательных работ осужденному заменяются лишением свободы из расчета — один день лишения свободы соответствует восьми часам обязательных работ, т.е. оставшаяся часть обязательных работ заменяется на 10 дней лишения свободы. Замену обязательных работ лишением свободы нельзя рассматривать в качестве назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, а также назначением самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания исправительных работ. Данная норма лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осужденным наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. При этом решение, принимаемое судом в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК, не может быть произвольным, а должно основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и его личности, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось.

4. Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч. 4 комментируемой статьи перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Так, обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

2. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

3. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

4. Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

5. Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

6. Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

7. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

8. Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

9. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

10. Время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, не может превышать четырех часов; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы. На основании письменного заявления лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить до восьми часов; в рабочие дни - до четырех часов после окончания работы, службы или учебы. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

12. В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса.

Уголовный Кодекс включает разные виды наказаний за преступления. Каждая из санкций имеет свои особенности, характер выполнения и, если с лишением свободы, штрафом и арестом все более-менее понятно, то обязательные работы как вид уголовного наказания вызывают много вопросов. Очень мало людей знают, что действительно включают обязательные работы УК РФ, но во всем разобрать поможет статья 49 УК РФ.

В ст. 49 УК РФ описывается, что такое обязательные работы по УК РФ и в каких случаях они могут применяться. Обязательные работы и уголовно исполнительное право тесно связанны между собой, ведь без контролирующего органа реализовать ст. 49 УК РФ, будет сложно. Обязательные работы в уголовном праве обозначаются, как вид принуждения, который назначается по приговору суда, с целью восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых нарушений.

Суть наказания в том, что осужденный должен в свободное от основной занятости или учебы время, выполнять назначенные ему общественно полезные действия на безвозмездной основе. Тип обязательных работ и место отбывания наказания назначает исправительный орган власти и органы местного самоуправления. В большинстве случаев, провинившейся выполняет деяния по благоустройству города, по уходу за больными или погрузочно-разгрузочные работы, которые не требуют специальных знаний, навыков и особой квалификации. В ходе судебного разбирательства будет устанавливаться трудоспособность осужденного, в большинстве случаев данный тип возмездия связан с физическим трудом, если по состоянию здоровья преступник не может выполнять наказание, оно будет заменено другим.

Согласно УК РФ применение обязательных работ возможно исключительно в качестве основного наказания. Иногда ими может быть заменен штраф, то есть они могут выступать в качестве альтернативной санкции.

Обязательные действия на благо общественности назначаются только по месту проживания преступника. Не отправляют для отбывания наказания человека в соседние регионы. На время выполнения санкции, человек имеет право посещать рабочее место и учебное заведение в привычном режиме.

Законодательство устанавливает срок исполнения наказания в часах. Максимальный предел санкции составляет 240 часов, в день выполнять наказание нельзя дольше 4 часов. На протяжении недели время для отбывания срока не должно быть меньше 12 часов.


Можно подумать, что обязательные работы не являются действенным методом исправления преступников, ведь никакой строгости в себе не имеют. На самом деле это не так, ведь выполнение назначенных действий происходит по принуждению, а не по собственной воле человека. Тип обязательного трудоустройства выбирает исправительное учреждение, и осужденный не может сам выбирать, что ему делать. Соответственно, наказание заключается в выполнении неприятной работы, той которую он никогда не выбрал бы сам. Не редко самым тяжелым для осужденных являются взгляды прохожих, коллег и знакомых, которые увидят его за выполнением постыдного дела. Именно психологическое воздействие в этом случае, выступает в качестве наказания – человеку стыдно за свой проступок, и чтобы не оказаться вновь, в такой не ловкой ситуации, он больше преступать закон, не будет. Более того, все общественные деяния – бесплатны, взамен ничего преступник не получает, у него остается меньше свободного времени, что в свою очередь тоже влияет на привычный образ жизни.

Статья 49 Уголовного Кодекса включает перечень лиц, которым может быть назначена данная мера пресечения, и список тех, к кому эта санкция не применяется.
Не назначаются обязательные работы:

  • беременным женщинам;
  • инвалидам;
  • женщинам с детьми до 3 лет;
  • военнослужащим.

Чаще всего эта санкция назначается несовершеннолетним преступникам. Дело в том, что в силу своего развития, несовершеннолетние нарушители, еще не так опасны и назначение более строго наказания, не имеет смысла. Подкорректировать мировоззрение и отношение к общественным интересам, можно принудив выполнять неприятные работы.

Лица, осужденные к данной мере ответственности, обязаны четко соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия, за которым они будут закреплены. Добросовестно выполнять возложенные обязательства, по первому требования посещать исполнительную инспекцию и уведомлять ее сотрудников об изменении места жительства.

Уголовно исполнительное законодательство ограничивает некоторые права осужденных, во время несения наказания, к примеру, ежегодный отпуск на основной работе не приостанавливает выполнение обязательных санкций. Также работы не будут приостановлены без веских причин, описанных в нормах законодательства. В случае тяжелой болезни осужденного или наступлением беременности у женщины, субъект может подавать соответствующее ходатайство о прекращении дальнейшего прохождения наказания или его замещении штрафом.

Последствия невыполнения решения суда


К обязательным работам осужденный должен приступить, не позже десяти дней со дня вступления приговора в силу. Очень часто осужденные пытаются уклониться от выполнения назначенных им работ, но они не всегда осведомлены о последствиях таких действий.
Под уклонением от отбывания наказания подразумевают:

  • более двух раз в течение месяца не появление субъекта для выполнения обязательных работ без уважительных причин;
  • более двух раз в течение месяца нарушение субъектом трудовой дисциплины;
  • скрывание от сотрудников инспекции и уклонение от отбывания наказания;
  • пребывание на предприятии в неадекватном состоянии – под алкогольным или наркотическим опьянением.

Если человек, злостно уклоняющийся от отбывания наказания, будет пойман, его имеют право задержать на 48 часов, после чего ранее назначенный ему срок, будет продлен. Не редко за попытку скрыться, субъект получает еще одно наказание – арест на 30 суток.

За злостное нарушение установленного режима, обязательные работы могут заменить более жестким наказанием, к примеру, лишением свободы, но при этом, расчет срока будет осуществляться – день лишения свободы за 8 часов обязательных работ. Этот тип санкции, могут заменяться штрафом или исправительными работами, которые подразумевают денежное взыскание с основного места трудоустройства осужденного. Для того чтобы вникнуть в суть назначенной санкции, необходимо четко понимать разницу между обязательными, принудительными и исправительными работами. Обязательные работы проводятся на безвозмездной основе по месту жительства, а вот, к примеру, принудительные – выполняются в специально отведенных местах, вдали от дома и они оплачиваются.

Если имеет место нарушение режима, сотрудники исполнительной службы подают соответствующее ходатайство в суд. Важно отметить, что судья не будет назначать новое наказание за ранее совершенное преступление, он назначит санкцию за невыполнение выданного постановления. Законодательство в данном случае, предусматривает замену назначенного ранее, и не исполняемого наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено в принудительном порядке.

При достойном поведении осужденного и тщательном выполнении возложенных на него обязанностей, длительность обязательных работ, может быть сокращена или же он будет вовсе освобожден от дальнейшего отбывания наказания. Обязательные работы считаются самым гуманным способом привлечения к ответственности человека, нарушившего закон. После завершения назначенного судьей срока работ, судимость считается погашенной, человек полностью восстанавливается в своих правах, и может вести привычный образ жизни.

Обязательные работы (ст. 49 УК) заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид этих работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Это могут быть работы по благоустройству города или поселка, очистке улиц и дворов, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные или иные виды общественно полезных работ, как правило, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков. Обязательные работы могут быть назначены только в качестве основного наказания: когда они непосредственно предусмотрены в санкциях статей Особенной части УК: в порядке перехода к более мягкому виду наказания на основании ст. 64 УК; вместо штрафа в случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты на основании ч. 5 ст. 46 УК.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, их продолжительность установлена в пределах от 60 до 240 часов, отбываются они не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК).

Карательный элемент содержания данного вида наказания составляют следующие его свойства:

Обязательность работ, что обеспечивается возможностью государственного принуждения;
непрестижность работ и невозможность для осужденного самому выбрать их вид;
бесплатность выполняемых работ;
выполнение этих работ в свободное от основной работы или учебы время;
выполнение их по месту жительства осужденного, где последний может быть узнан близкими и знакомыми, что во многих случаях усиливает воздействие наказания.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 УК обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК).

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ УИК (ст. 30) признает осужденного, который:

Более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин;
более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину;
скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (СТ. 50 УК)

Исправительные работы (ст. 50 УК) называют традиционным именно для отечественного уголовного права. Возникшее в советском уголовном праве в 1917 г. как «принудительные работы без помещения в места лишения свободы», в дальнейшем оно с некоторыми изменениями предусматривалось всеми УК РСФСР и получило широкое распространение на практике в качестве реальной альтернативы лишению свободы.

Согласно ч. 1 ст. 50 УК исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Содержание этого наказания заключается в оказании психологического воздействия на осужденного, ограничении некоторых его трудовых прав и удержании части его заработной платы (в пределах от 5 до 20%) в доход государства.

Исправительные работы могут быть назначены судом только как основное наказание: в случаях, непосредственно указанных в санкциях статей Особенной части УК; а также в порядке замены наказаний на основании ст. 64, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 46, ст. 80 УК. Срок, на который они могут быть назначены, - от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК).

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК). Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ закон признает осужденного, допустившего повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после письменного предупреждения, сделанного ему за любое из указанных в ст. 46 УИК нарушений (неявка на работу или в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин, прогул или появление на работе в состоянии опьянения), а также осужденного, скрывшегося с места жительства, если его местонахождение неизвестно.

Исправительные работы не могут быть назначены лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 5 ст. 50 УК).

Работы обязательного выполнения

Обязательные работы как мера уголовного наказания не были известны ранее действующему уголовному законодательству, хотя в истории карательных мер отечественного законодательства можно найти существующие им аналоги.

А в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), среди мер, альтернативных реальному лишению свободы, есть указание на «постановление о выполнении общественно полезных работ» (ст. 8.2 Правил).

Уголовно-правовая сущность наказания в виде обязательных работ заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Устанавливаются обязательные работы на срок от 60 до 240 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе или службе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы или службы, а с согласия осужденного - четырех часов.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть более 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов и заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день.

Вид обязательных работ и предприятия, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Срок исчисления обязательных работ осуществляется в часах, а время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения (отбывания) обязательных работ, равно, вероятно, как и предоставление каникул студенту очной формы обучения, хотя в законе о последнем ничего не говорится. Трудовая книжка на осужденных не заводится, время обязательных работ не включается в общий, непрерывный и специальный трудовой стажи.

Обязательные работы - основное наказание. Как основное наказание оно может быть назначено судом:

В случаях, когда оно самостоятельно или в альтернативе с другими мерами наказаний предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК;
- в случае назначения их как более мягкого наказания по ст. 64 УК за преступление;
- санкция статьи, которой оно предусмотрено, не содержит обязательных работ;
- при вердикте присяжных заседателей о снисхождении - ст. 65 УК;
- в порядке замены штрафа, назначенного лицу как основное наказание, в случае злостного уклонения лица от его отбывания (ст. 46 УК РФ);
- в случае применения судом обязательных работ в порядке надзора или кассации вместо лишения свободы или примененного по приговору условного осуждения к лишению свободы.

Объем карательного воздействия обязательных работ во многом зависит от срока его отбытия и от характера работы, вид которой определяется органами местного самоуправления. Содержание обязательных работ устанавливается в соответствии с общественными потребностями конкретной административно-территориальной единицы. Как правило, это должны быть работы по благоустройству, ремонтные работы, сельскохозяйственный труд, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.

Обязательные работы в силу специфики своего уголовно-правового содержания не могут назначаться:

Лицам, признанным инвалидами первой группы;
- беременным женщинам;
- женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
- военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;
- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае признания осужденного, уже в момент отбывания им обязательных работ, инвалидом первой группы, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной - представление об отсрочке ей отбывания наказания. В случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством РФ о труде.

Порядок отбывания наказания в виде обязательных работ подробно регламентирован уголовно-исполнительным законодательством (ст. 25-30 УИК РФ). Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. К отбыванию наказания осужденный привлекается не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Уголовно-исполнительные инспекции, получив такое распоряжение, обязаны вести учет осужденных; разъяснять им порядок и условия отбывания наказания; согласовывать с органами местного самоуправления перечень предприятий, на которых осужденные будут отбывать обязательные работы; вести суммарный учет отработанного осужденными времени. Формой учета проработанного осужденным времени является табель, который помесячно, с отражением конкретного количества часов, отработанных каждым осужденным в день, ведется представителем администрации, осуществляющим непосредственное руководство осужденными к обязательным работам.

Осужденные к обязательным работам должны, в свою очередь, соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которые они направлены на работу; добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них предприятиях и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Оплата труда осужденных производится в соответствии с нормами и расценками, существующими в народном хозяйстве, повременно или сдельно. Использование сдельной системы оплаты труда не исключает при этом обязанность осужденного отработать положенное количество часов.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, а также уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных ими часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция должна вынести осужденному письменное предупреждение о возможной замене обязательных работ другим наказанием. Согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ при злостном уклонении осужденного от отбывания обязательных работ это могут быть ограничение свободы, арест или лишение свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается, согласно ст. 30 УИК РФ, осужденный:

1) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
2) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
3) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (имеется в виду оставление места жительства без уважительных причин и уведомления об этом уголовно-исполнительной инспекции).

Под нарушением трудовой дисциплины принято в данном случае понимать: появление на работе в нетрезвом состоянии; самовольное прерывание работы; досрочное оставление места работы в течение рабочего времени; умышленное невыполнение норм и производственных заданий, нарушение правил по технике безопасности; нарушение общественного порядка в период работы и т.д.

Под уважительными причинами невыхода на обязательные работы понимаются объективные обстоятельства, препятствующие началу выполнения осужденным обязательных работ в конкретный день и час. Это, в частности, могут быть как обстоятельства личного, семейного характера, так и обстоятельства, связанные с состоянием здоровья.

Сроки обязательных работ

Срок обязательных работ исчисляется в часах (ч. 1 ст. 72 УК РФ), в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, выполняя определенный ему вид работы.

Время содержания под стражей до судебного разбирательства засчитывается осужденному в срок обязательных работ из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ (ч. 3 ст. 72 УК РФ). При частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров восемь часов обязательных работ соответствуют одному дню лишения свободы (ч. 1 ст. 71 УК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 49 УК РФ обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день, а для несовершеннолетних - от 40 до 160 часов и отбываются ими не свыше двух часов в день - для лиц в возрасте до 15 лет, не свыше трех часов в день - для лиц в возрасте от 15 до 16 лет (ч. 3 ст. 88 УК РФ). При этом такой режим работы устанавливается только в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе (в период отпуска по основному месту работы, учебных каникул).

В рабочие дни отбывание наказания в виде обязательных работ осуществляется после окончания основной работы, службы или учебы осужденного и не должно превышать двух часов. С согласия (по просьбе) осужденного это время может быть продлено до четырех часов в день, но не более. Время следования осужденного к месту отбывания обязательных работ и обратно в срок обязательных работ не засчитывается.

При суммарном учете время обязательных работ в течение недели, как правило, не может составлять менее 12 часов. Вместе с тем при наличии уважительных причин УИИ вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Уважительными причинами считаются отсутствие необходимого объема работ, болезнь осужденного, семейные обстоятельства и т.д. При этом суммарное время, отработанное осужденным за более длительный период (месяц), в расчете на одну неделю не должно быть менее установленного.

Комментируемая статья не регламентирует порядок организации и ведения учета времени, отработанного осужденным к обязательным работам, поскольку это не является предметом законодательного регулирования. Однако данный вопрос является принципиальным для оценки исполнения назначенного судом наказания. Наказание будет считаться исполненным, если суммарное время, отработанное осужденным на обязательных работах, соответствует количеству часов, установленных приговором (определением или постановлением) суда. Поэтому введение в действие наказания в виде обязательных работ потребует разработки нормативного правового акта, содержащего четкую регламентацию порядка ведения суммарного учета времени отбывания наказания осужденными к обязательным работам и осуществления контроля за этим процессом.

В рабочие дни обязательные работы осужденных могут быть организованы в утреннее (до основной работы, учебы) и вечернее время (после основной работы, учебы). Кроме того, из содержания комментируемой статьи следует, что для обеспечения двенадцатичасового рабочего времени в неделю организации, в которых осужденные отбывают обязательные работы, должны предоставлять работу осужденным и в выходные дни. В этом заключается специфика обязательных работ, которая потребует перевода личного состава УИИ на двухсменный режим работы, а также организации ими контроля за отбыванием осужденными обязательных работ в выходные дни.

Приказ обязательных работах

Обязательные работы относятся к основным видам наказания. Они установлены ст. 45 и 49 УК РФ. Их исполнение регламентировано гл. 4 УИК РФ (ст. 25 - 30). Исполнение обязательных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного (ч. 4 ст. 16 УИК РФ). Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ч. 1 ст. 49 УК РФ).

Объекты, на которых выполняются обязательные работы, - это предприятия, количество и расположение которых, численность осужденных к обязательным работам, направляемых на конкретные предприятия, характер труда определяются местными администрациями с учетом мнения уголовно-исполнительных инспекций.

Непосредственно порядок трудового использования осужденных (рабочее место, характер труда, время работы) определяет работодатель, но по согласованию с УИИ, которая обязана контролировать (в том числе путем посещения ее сотрудниками соответствующих объектов) отбывание ими наказания.

Осужденный к обязательным работам обязан:

Соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы;
- добросовестно относиться к труду;
- работать на определенном для него объекте и отработать установленный судом срок обязательных работ;
- ставить в известность инспекцию об изменении места жительства.

Осужденные не являются штатными работниками предприятия, не состоят с предприятием в трудовых отношениях, их работа им не оплачивается, они не имеют права на ежегодный отпуск, но в той мере, в какой это связано с участием в трудовом процессе, они должны следовать установленному на предприятии порядку. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ (ч. 2 ст. 26 УИК РФ).

Таким образом, с осужденным к обязательным работам не надо заключать трудовой договор, он не является работником организации, но его надо ознакомить с Правилами внутреннего трудового распорядка, следить за их соблюдением. Также необходимо отмечать отработанные осужденным часы. На администрацию организации возлагаются контроль за выполнением осужденными обязательных работ и уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Замена обязательных работ

При замене обязательных работ другими видами наказания отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч. 3 комментируемой статьи. Например, осужденный будет приговорен (обязательные работы в настоящий момент в качестве наказания не применяются) к ста двадцати часам обязательных работ, из которых сорок часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. При его задержании, которое может продолжаться сорок восемь часов и по решению суда может быть продлено до тридцати суток (ч. 2 ст. 30 УИК), оставшиеся восемьдесят часов ему могут быть заменены лишением свободы из расчета соответствия одного дня лишения свободы восьми часам обязательных работ, т.е. они могут быть заменены десятью днями лишения свободы (120: 8 - 40: 8 = 10).

Злостность уклонения от исполнения обязательных работ определена в ч. 1 ст. 30 УИК. В отличие от штрафа, за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. 1 ст. 29 УИК).

Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч. 4 комментируемой статьи перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Категории таких лиц значительно сужены по сравнению с прежней редакцией этой части статьи. В эти категории перестали входить инвалиды II группы. Вместе с тем в ч. 3 ст. 26 УИК указывается, что, если осужденный признается инвалидом I или II группы, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Представляется, что, исходя из этого обстоятельства, суды не должны назначать обязательные работы лицам, у которых на момент постановления приговора установлена II группа инвалидности.

В случае наступления беременности женщины, которой будет назначено наказание в виде обязательных работ, инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания.

Представляется, что в этих случаях возможно и освобождение женщины от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК).

Документы при обязательных работах

В период нахождения документов личного дела осужденного в суде инспекция продолжает работу по исполнению наказания.

В случае отказа суда в замене обязательных работ другим видом наказания новое представление в суд направляется после совершения осужденным повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания.

В случае наступления психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующих отбыванию наказания, а также признания осужденного инвалидом первой группы инспекция разъясняет осужденному либо его законному представителю (только при психическом расстройстве) право обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

Ходатайство подается осужденным либо его законным представителем через инспекцию. Инспекция одновременно с ходатайством направляет в суд заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы (при тяжелой болезни) и личное дело осужденного.

При невозможности самостоятельного обращения осужденного либо его законного представителя представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником инспекции.

При наступлении беременности инспекция разъясняет осужденной ее право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Оформление обязательных работ

Как и обычному работнику, трудоустраиваете на безвозмездной основе, ведется табель отработанных часов, по окончании утверждается организацией, и подается в исполнительный орган. Вид и объекты работ должны иметь местное значение. Как правило, это работы, не требующие особой квалификации, - благоустройство территории, уборка помещений, погрузочные работы и т.д. которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.

Правоотношения, возникающие между осужденным и администрацией «работодателя», не могут быть отнесены к трудовым в непосредственном смысле этого слова. Это вытекает из существующих отличий между трудовыми общественными отношениями и общественными отношениями при выполнении обязательных работ, а также из того, что у данных правоотношений не совпадают их элементы и юридические факты, а именно заключение трудового договора, данный факт имеет важное значение, так как является основополагающим для возникновения между работником и работодателем правоотношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Долгое время не решаются вопросы обязательного медицинского страхования осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, а также их обязательного социального страхования. Лица, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, ни под одну из перечисленных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона N 234-ФЗ) категорий лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не подпадают.

Из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип «свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности» (ст. 2 ТК РФ), который в данном случае отсутствует. Осужденный не имеет права отказаться от вступления в отношения с муниципальным предприятием или учреждением, следовательно, отсутствует один из непременных признаков любого договора - свободно выраженная воля стороны, возмездность трудового договора, а обязательные работы - это работы, выполняемые на безвозмездной основе, т.е. бесплатно.

Администрации указанных организаций разрабатывают правила внутреннего распорядка и знакомят с ними осужденных, составляют график выполнения работ, ведут учет отработанного времени, осуществляют контроль за выполнением осужденными определенных для них работ и соблюдением ими техники безопасности. О количестве проработанных осужденными к обязательным работам часов, а также о случаях их уклонения от отбывания наказания администрация организации информирует УИИ.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ, в частности о возможной замене обязательных работ другим видом наказания. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 30 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

А) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого не известно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Применение обязательных работ

Отсутствие императивной нормы о явке осужденных. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что нормы УИК РФ не устанавливают для осужденного обязанности явиться в организацию для отбывания наказания в виде обязательных работ (как это предусмотрено п. «а» ч. 1 ст. 46 УИК РФ для исправительных работ) и не определяют предельный срок явки.

На практике имеют место случаи, когда осужденный является для отбывания наказания значительно позднее установленного ч. 2 ст. 25 УИК РФ срока (что, несомненно, затягивает и усложняет исполнение приговоров), либо его фактически приводят «под руки» сотрудники уголовно-исполнительной инспекции.

В этой связи считаем необходимым внести изменения в ст. 29 УИК РФ - закрепить обязанность осужденного явиться в организацию для отбывания наказания в виде обязательных работ в пятидневный срок после получения предписания уголовно-исполнительной инспекции.

Неясность с назначением наказания лицам, не имеющим постоянных занятий. Остается дискуссионным вопрос о возможности назначения наказания в виде обязательных работ осужденному, не имеющему ни постоянного места работы, ни постоянного места учебы. Если исходить из буквального толкования ч. 1 ст. 49 УК РФ, обязательные работы назначаются лицам, имеющим основное место работы или учебы, поскольку заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Вместе с тем на практике все чаще данный вид наказания назначается лицам, не имеющим определенных занятий. Так, по приговору Можгинского городского суда осужденным А. и С. назначено наказание в виде обязательных работ. При этом А. являлся безработным, а С. имел постоянное место работы.

Возможность назначения обязательных работ лицам, не имеющим постоянных занятий определенного рода (работа, учеба), правоприменители объясняют трудностями исполнения наказания в виде исправительных работ (которые должны назначаться в данном случае), а также отсутствием в законе прямого запрета на возможность применения обязательных работ к указанной категории осужденных.

В сложившихся обстоятельствах такое решения представляется вполне оправданным.

Тем не менее в целях формирования на практике единого подхода к назначению наказания в виде обязательных работ имеет смысл дополнить ч. 1 ст. 49 УК РФ положениями о возможности назначения данного наказания лицам, не имеющим определенного рода занятий. При рассмотрении вопроса, включается ли труд в содержание обязательных работ, автор отмечает, что сам труд, как результативное социально-полезное взаимодействие человека с природой, в современных условиях едва ли можно рассматривать как наказание (кару), хотя теоретически его можно сделать таковым (например, наделив его свойствами «каторжного»). Однако в условиях развития современного общества это невозможно и не нужно. Рассмотрение же труда в качестве элемента содержания наказания (в том числе и обязательных работ) с неизбежностью будет приводить к необходимости наделения его карательными свойствами. Изложенное приводит к выводу, что сам труд лиц, осужденных к обязательным работам, не является ни самостоятельным наказанием, ни каким-либо из его элементов, то есть не входит в его содержание.

В этой связи очевидно, что кара состоит не в самом труде, а в его условиях. Под ними нужно понимать совокупность социально-правовых и производственных факторов, в которых осуществляет свою деятельность работающий. Анализ норм УК РФ показывает, что осужденный к обязательным работам лишается такого конституционного права, как право на своевременное и справедливое вознаграждение за труд. Он также ограничивается в конституционном и трудовом праве на отдых. Данные лишения и ограничения являются непосредственно направленными на причинение ему психических страданий, переживаний, выступают карой и тем самым относятся к содержанию этого наказания. Соответственно, можно утверждать, что уголовно-правовая кара кроется в вышеперечисленных социально-правовых факторах условий труда осужденных. Третьим и основным карательным элементом, входящим в содержание обязательных работ, является, по мнению диссертанта, ограничение личной свободы осужденного, лишение его свободного времени, то есть возможности распоряжаться своим временем по своему усмотрению, располагать своими контактами, как элементов права на свободу «самоопределения», поскольку наиболее серьезные психологические страдания, переживания в ходе отбывания обязательных работ будут причиняться именно этими ограничениями.

Осужденные к обязательным работам будут ограничиваться также и в праве на свободу труда. Но ограничение в данном праве следует относить не к содержанию наказания в виде обязательных работ, а к его форме, поскольку оно, прежде всего, вызвано необходимостью принудительного (независимого от воли осужденного) отбывания данного наказания. Принуждение к труду обусловлено потребностью удержания осужденного в условиях осуществления карательного воздействия (поскольку труд является здесь средством приведения в действие карательных элементов). Само по себе оно не призвано позорить осужденного с целью порождения психических страданий, хотя не исключено, что некоторыми осужденными и обычными гражданами такое принуждение может восприниматься как позорящее. Однако это принуждение - второго (обеспечительного) уровня, не порожденное желанием целенаправленного причинения осужденному страдания. Следовательно, оно не является карательным элементом наказания и не может относиться к содержанию обязательных работ.

Имманентным свойством обязательных работ как наказания является и сам факт осуждения преступника, так как оно, будучи неотъемлемым свойством уголовной ответственности, выражает отрицательную оценку виновного и его деяния, имея цель вызвать у него определенные нравственные переживания. «Материальными носителями» такого осуждения, в свою очередь, выступают указанные выше ограничения, входящие в содержание обязательных работ.

В итоге автор приходит к выводу, что качественную сторону содержания обязательных работ составляют ограничение в праве на свободу «самоопределения», в праве на отдых и лишение права на вознаграждение за труд, а количественная сторона этого наказания заключается в продолжительности работ. Труд же, как средство исправления, по своей правовой природе является иной некарательной исправительной мерой, не связанной с исследуемым наказанием и не входящей в его содержание. Он лишь соединяется с наказанием (карой), которая в данном случае заключается в ряде его условий. Причем это соединение имеет определенную специфику, прежде всего заключающуюся в его неразрывном характере. Ведь существование наказания в виде обязательных работ невозможно без привлечения осужденных к труду. Эта неразрывность вытекает и из того, что сам труд (точнее, его выполнение) выступает, помимо всего прочего, в роли некоего «механизма», приводящего в действие карательные элементы обязательных работ. В данном параграфе дополнительно аргументируется высказанное в литературе суждение о необходимости увеличения в уголовном законодательстве общего срока обязательных работ до 480-500 часов.

В параграфе втором «Специфика целей обязательных работ и их соотношение с иными уголовно-правовыми мерами» автор исходит из того, что цели наказания можно рассматривать на нескольких уровнях (в нескольких аспектах): общесоциальном, юридическом и индивидуально-психологическом. В качестве юридических целей законодатель прямо указал, в частности, на исправление и превенцию (общую и специальную). Здесь диссертант придерживается позиции, согласно которой исправление является самостоятельной целью (не поглощается частной превенцией и не поглощает ее) и сводится к такому воздействию на осужденного, которое изменяет поведение, взгляды, привычки осужденного и влечет сознательное и добровольное соблюдение им, как минимум, элементарных норм и правил человеческого общежития. Применительно к наказанию в виде обязательных работ специфика заключается в том, что достижение цели исправления должно происходить как путем воздействия на осужденного карательных элементов, так и путем воздействия такой некарательной исправительной меры, как труд, соединяемой с наказанием (карой) для более успешного достижения данной цели.

Что касается частнопревентивной цели наказания, то специфика обязательных работ проявляется, во-первых, в том, что имеющиеся карательные правоограничения, присущие этому наказанию, способны оказать довольно серьезное устрашающее воздействие на многих осужденных к этой мере. Во-вторых, данное наказание способствует созданию условий, ограничивающих возможность совершения осужденными иных преступлений. Применительно к цели общей превенции можно отметить, что обязательные работы способны оказывать известное устрашающее воздействие на иных неустойчивых лиц, которые, в отличие от закрытого для общества исполнения лишения свободы, будут иметь возможность непосредственно наблюдать за ходом отбывания данного наказания конкретными осужденными.

Анализ положений действующего законодательства и имеющихся научных позиций относительно цели восстановления социальной справедливости приводит к выводу, что более удачным и обоснованным будет не закрепление ее в качестве одной из юридических целей наравне с ранее указанными, а рассмотрение ее в качестве общесоциальной цели наказания (цели-идеала). На уровне воздействия на психическое состояние отдельного осужденного (индивидуально-психологическом уровне) обязательные работы имеют цель принуждения посредством лишений к нравственным, психическим страданиям, переживаниям (то есть кары), без достижения которой невозможно, соответственно, достижение и юридических, и общесоциальной целей.

Анализируя отличие обязательных работ от иных сходных уголовно-правовых мер, автор приходит к выводу, что действующее законодательство не позволяет установить каких-либо принципиальных отличий между исправительными и обязательными работами, явно препятствующих их объединению в качестве двух подвидов одного вида наказания. Определяющее же отличие обязательных работ от юридической обязанности по выполнению бесплатных общественно-полезных работ, порой, возлагаемых в рамках ч. 5 ст. 73 УК РФ, заключается в меньшей количественной характеристике ее содержания и в исключительно исправительных целях последней.

Нарушение обязательных работ

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета 1 день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за 8 часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

А) более 2 раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
б) более 2 раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ

Исправительные работы являются традиционным для отечественного законодательства видом уголовного наказания. В первые советские годы это наказание называлось обязательными общественными работами, затем принудительными и исправительно-трудовыми работами. Смена названия влекла за собой отдельные изменения правовой природы данного наказания, но его основные черты оставались неизменными. Главным преимуществом исправительных работ как вида уголовного наказания всегда было то, что осужденный проживал со своей семьей, работал в трудовом коллективе на прежнем месте работы, он был огражден от явно негативного влияния других осужденных, как это имело место при отбывании лишения свободы.

В настоящее время институт исправительных работ претерпел значительные изменения. Поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ федеральными законами, по-новому определяют сущность данного вида наказания. Если ранее исправительные работы назначались, как правило, трудоустроенным осужденным и отбывались по основному месту работы осужденного, которыми могли быть организации любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной), то сейчас указанный вид наказания применяется только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, определены в ст. 43 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Неисполнение обязанностей администрацией влечет ответственность ее руководителей в соответствии с законодательством РФ, в том числе и уголовную (ст. 315 УК РФ).

Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Исправительные работы не назначаются тем же категориям граждан, что и обязательные работы.

Порядок и условия исполнения (отбывания) исправительных работ определены гл. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительной инспекцией для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Началом срока является день выхода осужденного на работу.

На уголовно-исполнительные инспекции в соответствии с ч. 3 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России № 38 возложены различные обязанности.

Кроме того, уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. В соответствии с трудовым законодательством (ст. 138 ТК РФ) общий размер удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски по возмещению ущерба и др.) не может превышать 70%.

Удержания не производятся:

А) из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения;
б) выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице;
в) ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.

Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Условия отбывания наказания в виде исправительных работ: осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, установленные для них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову; из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда; в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке; осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы; осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней; в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством РФ о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Одним из важных условий отбывания указанного вида наказания является правильное исчисление его срока. Оно осуществляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Поэтому в каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные УИК РФ, для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. В связи с этим фактический календарный срок отбывания исправительных работ, как правило, превышает назначенный судом срок наказания.

В срок наказания не засчитываются:

Время, в течение которого осужденный не работал по любым причинам;
- время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним;
- время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Особенностью исчисления срока наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, заключается в том, что он исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов, дней.

За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до 2 раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:

А) неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;
б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета 1 день ограничения свободы за 1 день исправительных работ, 1 день ареста за 2 дня исправительных работ или 1 день лишения свободы за 2 дня исправительных работ.

Таким образом, поправки, внесенные в УК РФ и УИК РФ Федеральными законами № 161-ФЗ, № 162-ФЗ, существенным образом изменили правовую природу уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Главным содержанием этих наказаний становится труд осужденных на благо общества, в этой связи важное место в их исполнении отводится органам местного самоуправления и администрациям подведомственных им организаций и предприятий. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах.

Исправительные работы применяются только к безработным осужденным, которые будут трудиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. На практике исполнение обязательных и исправительных работ может столкнуться с проблемами организационного, социально-экономического, нравственно-этического характера.