Памятники владимиро суздальской земли сообщение. Про выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Белокаменные памятники владимира и суздаля – видео

Год включения в Список всемирного наследия: 1992

Старинные города Владимир (основан в 1108 г.) и Суздаль (известен с 1024 г.), стоявшие в XII-XIII вв. во главе могучего древнерусского Владимиро-Суздальского княжества, располагаются в центре европейской части России, примерно в 200 км к востоку от Москвы, и на расстоянии 30 км друг от друга.

В период существования Владимиро-Суздальского княжества здесь сложилась своя архитектурно-художественная школа, для которой были характерны: кладка из плит белого известняка (отсюда и название — «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и умение вписывать их в окружающий природный ландшафт.

Подлинными шедеврами этой школы как раз и являются те памятники (точнее — восемь отдельных памятников плюс два ансамбля), которые составляют данную номинацию. Некоторые из них находятся в центре города Владимира (Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота), другие – в Суздале (Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского кремля, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри). Это также памятники, располагающиеся в пригородах — храм Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша.

Успенский собор, заложенный на вершине холма и построенный всего за три года (1158–1160), сразу стал главной архитектурной доминантой древнего Владимира. Высокий белокаменный пятиглавый собор, поражавший своей гармонией, обилием украшений из золота, стал и главным храмом всего княжества. В нем были возведены на великое княжение Александр Невский, Дмитрий Донской, другие владимирские и московские князья, некоторые из которых (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо и др.) и погребены здесь. В нем же помещалась святыня Владимира – икона Богоматери, привезенная на Русь из Константинополя и прозванная Владимирской (ныне она находится в Третьяковской галерее в Москве). В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным (сохранились фрагменты этих фресок).

Дмитриевский собор (1194–1197 гг.) – это четырехстолпный одноглавый храм, относительно небольших размеров, архитектура которого очень характерна для Владимиро-Суздальской Руси XII в. Гармоничность его пропорций сочетается с совершенной техникой белокаменной кладки. Его кружевная каменная резьба, расположенная «строчным узором», насчитывает примерно 1500 рельефов. Собор несколько раз горел, а во время татаро-монгольского нашествия был полностью разграблен, в последующем он неоднократно подвергался реставрации. В самом конце XII в. собор был расписан византийским и русским художниками, но эти фрески дошли до наших дней лишь фрагментами.

Владимирские Золотые ворота (строительство закончено в 1164 г.) служили не только крепостным сооружением, но и триумфальной парадной аркой при въезде с запада. Их соорудили одновременно с земляным валом, образовавшим защитное кольцо вокруг города. Золотые ворота были сложены из белого камня, их массивные дубовые двери были обшиты золочеными медными досками, за что их и прозвали Золотыми. Нижняя часть ворот уцелела до наших дней с XII в., а надвратную церковь впоследствии обновляли в XV, XVII и XVIII вв.

Богородице-Рождественский собор в Суздале построили в 1222–1225 гг. Он входит в ансамбль Суздальского кремля, с трех сторон окруженного рекой Каменкой, и его массивные, синие, «усыпанные» звездами купола во многом определяют облик всего кремлевского комплекса. В XV в. Рождественский собор обрушился, после чего (в XVI в.) его верх построили из кирпича и завершили пятиглавием. Реконструкцию собора проводили и в более позднее время, а его фрески относятся к XIII, XV и XVII вв.

Рядом с собором, также в пределах Суздальского кремля, располагается другой ценнейший белокаменный памятник, также отнесенный к категории Всемирного культурного наследия, – Архиерейские палаты, выстроенные в XV-XVIII вв. На окраине Суздаля расположены два уникальных монастырских комплекса (основные каменные постройки относятся к XVI в.) — Покровский и Спасо-Евфимиев. Эти монастыри, будучи опоясаны высокими каменными стенами с башнями, внешне весьма напоминают крепости. Внутри стен – соборы, церкви, звонницы, разного рода подсобные строения.

Руины резиденции князя Андрея Боголюбского можно ныне увидеть в поселке Боголюбово, что в 10 км к востоку от Владимира, на реке Клязьме. Этот укрепленный замок был выстроен в середине XII в., однако до наших дней от него дошло лишь немногое. На месте главного Рождественского собора уже в ХVIII в. была воздвигнута существующая ныне церковь. А от дворца осталась только часть лестничной башни, которая связывала его с собором таким образом, что члены княжеской семьи могли прямо из своих покоев пройти на его хоры. Еще различимы и следы былых земляных валов. Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) находится недалеко от Боголюбова, она стоит уединенно посреди пойменных лугов на берегу небольшой реки Нерль, и поражает своей утонченностью и стройностью. Она представляет собой невысокий одноглавый четырехстолпный храм, который украшен резьбой XII в. Это, безусловно, один из шедевров мировой архитектуры.

В селе Кидекша, расположенном недалеко от Суздаля, у места слияния рек Нерль и Каменка, из белого известняка была выстроена церковь Бориса и Глеба, которая хорошо сохранилась до наших дней. Эта церковь — одноглавая, с похожими на бойницы узкими окнами и небольшим аркатурным поясом на фасаде. Постройка церкви относится к середине XII в. (1152 г.), причем в XVIII в. ее перестаивали, однако сохранившиеся в ней фрагменты фресковой живописи относятся еще ко времени ее сооружения.

Ныне все указанные памятники (а также ряд прочих достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли) входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (учрежден в 1958 г.).

Проезжая по Владимирской области, завернули в Боголюбово, дабы лицезреть объект № 633-004 всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы.

Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживлённом торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году.

Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е. храм был возведён за один год.

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершенен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом.

Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приёма возвели основание стен из тщательно тёсанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м.

Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий её от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчёркивают вертикальную ось сооружения.

В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своём монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причём по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком.

Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Звенигород, Переяславль – Залесский.

С 1097 года восточные земли превратились в отдельное княжество – Суздальское. В течение столетий князья превратили эти земли в цветущий и богатый край. Особенно усилились эти земли в период правления Андрея Георгиевича Боголюбского. Суздальская земля при нем приняла эстафету центра Руси от уходящей в прошлое киевской цивилизации.

Природа края, климат, смесь традиций формировали здесь нового россиянина, жителя востока Древней Руси.

Экономическое состояние княжества, политические условия того времени, мировосприятие местных мастеров отразились в архитектурных сооружениях, которые сохранились до наших дней.

Во всем древнерусском искусстве Владимиро – Суздальского княжества проявляется создание каменных сооружений с монументальной пластикой на фасадах. В основе ее – древние традиции деревянной резьбы, восходящей к языческим временам. Любовь к природе и прославление князя отразилось в содержании многочисленных рельефов на каменных стенах владимиро – суздальской школы.

Белокаменные памятники Владимиро – Суздальского музея

В период с XII по XIII века на северо-востоке Европейской части России стали сооружаться красивые здания, преимущественно церкви и монастыри. Их строили из белого известняка. Именно поэтому их называют белокаменными памятниками. Именно здесь родился особый архитектурный стиль, характеризующийся тем, что белокаменные архитектурные сооружения гармонично вписывались в окружающий ландшафт.

В период существования Владимиро-Суздальского княжества здесь сложилась своя архитектурно-художественная школа, для которой были характерны кладка из плит белого известняка, отсюда и название — «белокаменные» памятники. При строительстве зданий соблюдалась изысканность пропорций. Тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), а внешняя легкость зданий придавали особую красоту.

Подлинными шедеврами владимиро – суздальской архитектурной школы являются восемь памятников и два ансамбля. В центре города Владимира находится Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота. В Суздале расположен Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского кремля, Спасо — Евфимиев и Покровский монастыри. Часть памятников архитектуры расположены в пригородах. Это храм Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша.

Удивительно красивые белокаменные постройки Владимира и Суздаля являются шедеврами русского зодчества и внесены в список объектов ЮНЕСКО. Древние города Владимир и Суздаль являются частью туристического маршрута «Золотое кольцо» России. Ныне все указанные памятники и отдельные достопримечательности Владимиро-Суздальской земли входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей учрежден в 1958 г.

Город Владимир

Один из древнейших городов России Владимир основан в 1108 г. на левом берегу реки Клязьмы. Владимир и Суздаль находятся в центре европейской части России, в 200 км к востоку от Москвы. В 30 км от Владимира находится Суздаль. Владимир является древнейшей столицей северо – востока Руси. В городе 20 церквей, есть памятники Андрею Рублеву, Александру Невскому и другие. Владимир считается «воротами» туристического маршрута Золотое кольцо России.

Успенский собор города Владимира

Успенский собор был заложен на вершине холма. Собор построен всего за три года (1158–1160). Этот собор сразу стал главным архитектурным сооружением древнего Владимира и основным храмом всего Владимиро – Суздальского княжества. Высокий белокаменный пятиглавый собор поражал своей гармонией, обилием украшений из золота.

Статьи об объектах ЮНЕСКО в России

Искусство Владимиро-Суздальского княжества оказало огромное влияние на культуру формирующейся Москвы. Но на самом пике своего расцвета оно было прервано вторжением Батыя.

В результате нашествия погибла значительная часть населения Руси. Киев, Владимир-на-Клязьме, Галич, Владимир-Волынский, Чернигов, Переяславль, Рязань и многие другие города были разрушены. Развитая городская культура Древней Руси понесла значительный урон.

Немного истории

В 1132 г. умер последний могущественный киевский князь Мстистав Великий. Именно эта дата стала началом распада Киевского государства. Эпоху XII-XVI вв. называют удельным периодом или феодальной раздробленностью .
Княжества Владимиро-Суздальское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волынское, Киевское, Переслав-Муромское, Черниговское, Тмутараканское, Рязанское, а также Новгородская и Псковская республики – вот во что превратилась могущественная Киевская держава. Это были миры, обособленные в своих эгоистических принципах, но в то же время связанные русским национальным сознанием. Каждое из княжеств оставило свой след в искусстве, но политическое и культурное первенство принадлежало всё-таки Владимиро-Суздальскому княжеству.
Отдалённым следствием распада Киевской Руси стало формирование современных народов: белорусов, русских и украинцев.
Формально Киевская Русь существовала до монголо-татарского нашествия (1237-1240), а Киев продолжал считаться главным городом.

Карта Киевской Руси в 1237 г.
Итак, Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской (её по-другому называли Залесьем) и начинает развиваться в совсем иных природных условиях. «Главная масса русского народа, отступив перед непосильными внешними опасностями с днепровского юго-запада к Оке и верхней Волге, там собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность...» (В. Ключевский).

Искусство

Зодчество, живопись и ваяние представлены во Владимиро-Суздальском княжестве во всё своём великолепии. За столетие это искусство прошло путь от суровой простоты ранних храмов (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском) до утонченно-изысканного изящества Георгиевского собора в Юрьеве.

Зодчество

Церковь Бориса и Глеба (Кидекша)

Это один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-восточной Руси. Построена в правление Юрия Долгорукого, датируется 1152 г. В настоящее время здесь музей. Ки́декша – село в Суздальском районе Владимирской области.
Церковь Бориса и Глеба одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из тщательно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня.

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)

Заложен Юрием Долгоруким в 1152 г. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157 г. В настоящее время здесь расположен филиал городского музея-заповедника. Это одноглавый крестово-купольный четырёхстолпный трёхапсидный храм. Толщина стен: от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.

Интерьер собора
Как известно, город Владимир назван в честь его основателя, Владимира Мономаха. Сын Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский – перенёс сюда свою резиденцию.
Андрей Боголюбский – государственный деятель, полководец и дипломат.

В. Васнецов «Андрей Юрьевич Боголюбский». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии стало ядром современного Российского государства.
Много можно было бы рассказать о непростом характере этого князя и о его не всегда благочестивых поступках, но рамки статьи не позволяют нам этого сделать. Скажем только, что заслуга его заключается в том, что он приостановил распад Руси и понял значение Владимиро-Суздальской земли как нового центра её объединения. Город Владимир, как и всё княжество, стал при нём крупнейшим центром русской культуры. Боголюбский собрал в своё княжество «всех земель мастеры», особенно из Галицкой Руси, бывшей в то время связующим звеном Руси с Западом. Но не только оттуда. Истоки владимиро-суздальского храмового строительства следует искать в переплетении многих культур. Однако владимирские шедевры – исключительное явление в мировой культуре, подобных нет ни в одной стране.

Успенский собор (Владимир)

Успенский собор – памятник русского зодчества XII в. Это один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.
В 1992 г. Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Белокаменный собор был построен при князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг. Расписан в 1161 г.
В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные богослужения, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Храм Покрова на Нерли (Боголюбово)

Построен в память об удачном походе суздальских войск на волжских булгар. Это один из самых поэтических древнерусских храмов, он посвящен празднику Покрова. Расположен в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Датой основания считается 1165 или 1158 г.
Старые мастера умели так расположить постройку, чтобы она идеально вписывалась в пейзаж. Расположение храма уникально в том смысле, что церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). И церковь находилась на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.

Фундамент храма уходит на глубину более 5 м – эта технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки.
Художник И. Грабарь считал, что «церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства...»
Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но выглядят наклонёнными внутрь, этим достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
Первоначальные внутренние росписи храма сбиты при поновлении в 1877 г., т.е полностью утрачены. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма – восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Существует легенда, что князь Андрей построил этот храм после кончины любимого сына Изяслава – в память о нём. Храм стоит, словно свеча, отражаясь в воде, сверкая ослепительной белизной.

Боголюбский дворец (1158-1165)

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 г. основал здесь загородную резиденцию. В этой резиденции он воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Это был настоящий замок-крепость, включавший собор, переходы из него в княжеский терем и т.д. Помимо храмов, ансамбль включал 2-этажный каменный дворец и каменный киворий (навес над престолом, поддерживаемый колоннами).
Князь Андрей был убит в этом замке боярами в результате заговора. Во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь.

Золотые ворота (Владимир)

Золотые ворота построены в 1164 г. при владимирском князе Андрее Боголюбском. Они использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка; оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.
Это были самые парадные ворота города в XII-XIII вв. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», т.е. они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки 14 м. Массивные дубовые створы ворот висели на кованых петлях. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери.

Золотые ворота со стороны Козлова вала
Золотые ворота не имели аналогов в средневековой Европе.

Дмитриевский собор (Владимир)

В 1194-1197 гг., в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества, великий князь владимирский Всеволод Юрьевич Большое Гнездо построил собор в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). Собор являет собой канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 г. включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор той же конструкции, что и церковь Покрова на Нерли, но отличный от него тем, что не устремлен ввысь, а торжественно, спокойно и величаво стоит на земле. От его образа веет не легкостью и изяществом, а эпической силой.
Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм много раз горел и подвергался разграблениям. В результате реставрации 1837-1839 гг. по распоряжению Николая I храм лишился интереснейших частей - лестничных башен и галерей.
В настоящее время действует как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.
Особенностью Дмитриевского собора является его резьба. Мощный колончатый пояс делит фасады по горизонтали на две части, вся верхняя часть сплошь украшена резьбой. Украшение Дмитриевского собора скорее всего дело рук русских зодчих и резчиков.

При князе Юрии Всеволодовиче был построен собор Рождества Богородицы в Суздале (1122-1125), верхняя его часть перестроена в XVI в. Это шестистолпный, с тремя притворами и поначалу с тремя главами собор. Одной из последних построек домонгольской поры был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (Владимирская область) в честь св. Георгия (1230–1234).

Сооружён князем Святославом Всеволодовичем. Представлял собой кубический храм с тремя притворами (перестроен в XV в.).

Покрытый сверху донизу узором резьбы, храм действительно напоминает какую-то затейливую шкатулку. Здесь отражены и религиозная, и политическая тематики, и сказочные сюжеты, и воинская тема.

Живопись

О монументальной живописи Владимиро-Суздальской школы можно судить по сохранившимся фрагментам сцены Страшного суда Дмитриевского собора, росписи которого, по мнению исследователей, исполняли как русские, так и византийские мастера.

Фрески «Страшный суд» и улыбающиеся львы

Фреска из Дмитриевского собора Владимира (северная часть свода). Изображены апостолы: Павел, Матфей, Марк, Симон, Яков, Фома

Центральная апсида с иконой Дмитрия Солунского, купольным крестом и ковчежцем-мощевиком
Икон XII-XIII вв. Владимиро-Суздальского княжества сохранилось немного, но среди них есть настоящие шедевры иконописи.

Это икона «Деисус» (в переводе с греческого «моление, прошение»). С двух сторон молодого Христа изображены скорбные ангелы, композиция символизирует идею заступничества. Обычно справа и слева от Христа изображались Богоматерь и Иоанн Креститель в традиционном жесте молитвенного заступничества. «Ангельский деисус» включает в изображение Христа и двух архангелов – Михаила и Гавриила.

Владимирская Богоматерь

Живопись Владимиро-Суздальской Руси была тесно связана с традициями византийского искусства. Эту связь обнаруживает знаменитая икона «Богоматерь Владимирская». Существует предание, что её привёз из Константинополя в дар Юрию Долгорукому один киевский купец. Другие историки считают, что икона была подарком князю от византийских духовных и светских властей за его почтительность по отношению к Константинополю.
Неизвестный художник соединил в иконе духовное величие с трепетной нежностью матери. Владимирская Богоматерь притягивает взоры своей утончённой красотой. Не случайно именно эту икону сделал покровительницей Северо-Восточной Руси князь Андрей Боголюбский.

Икона «Димитрий Солунский» (XII век) . Дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 156 × 108 см. Третьяковская галерея (Москва)
Икона написана неизвестным автором по заказу князя Всеволода Большое Гнездо (в крещении Дмитрием) для Дмитриевского собора во Владимире. Дмитрий Солунский как бы олицетворяет князя-витязя, призванного творить правый суд и оберегать свой народ.
Икона «Ярославская Оранта» – икона Богородицы, написанная в XII-XIII вв. и происходящая из Спасо-Преображенского собора ярославского Спасо-Преображенского монастыря.

Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Ярославль. 193.2 × 120.5 см. Первая треть XIII в. Государственная Третьяковская Галерея (Москва)
На иконе – изображение могучей, но любящей и сострадающей людям Заступницы всего человечества.

Декоративно-прикладное искусство

Во Владимиро-Суздальской земле на высоком уровне находилось и прикладное искусство. Западные ворота Суздальского собора были расписаны «жжёным золотом», роспись напоминала офорт в графике.

«Золотые врата» Рожденственского собора в Суздале (XIII в.)
Во владимирских кладах найдены браслеты, в которых рисунок орнамента напоминает пластику соборов, ювелирные украшения.

На Северо-Востоке Руси знаменательной была деятельность младшего сына Мономаха - Юрия Долгорукого (1090-1157), ставшего затем основателем Москвы. Его сыновья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо развили грандиозное храмовое и дворцовое строительство, благодаря чему до нас дошли великолепные образцы зодчества и монументального рельефа XII-XIII вв. в Переславле, Кидекше, Владимире, Боголюбове, на реке Нерли, в Суздале и Юрьеве-Польском.

Город Владимир в середине XII в. соперничал с Киевом в красоте и богатстве своих церковных и гражданских сооружений. Может быть, несколько неожиданно для русских художественных традиций здесь определилась, однако, яркая отличительная особенность - пышность наружного скульптурного убранства храмов. Поэтому так хочется верить и летописям и единичным находкам археологов, которые подтверждают, что скульптурные изображения вообще были там в широком употреблении. Изучая материалы по истории зодчества Владимиро-Суздальской Руси, Н. Н. Воронин нашел свидетельство историка и писателя XVIII в. Ф. А. Эмина о том, что Андрей Боголюбский приказал соорудить над гробницей своего сына Мстислава, умершего в 1173 г., мраморную статую: "Тело его (Мстислава. - В. Е.) погребено во Владимире, в церкви пресвятые богородицы, родителем его Андреем построенной, и была зделана над гробом его мраморная статуя для вечного о нем незабвения, однако ж все снедающее время не только память о нем, но мраморное сие здание изтребило" (Ф. А. Эмин, Российская история, кн. III, Спб., 1769, стр. 239 ). Н. Н. Воронин, комментируя это свидетельство Ф. А. Эмина, пишет: "При наличии круглых скульптур в убранстве Успенского собора не могло ли быть изваяно теми же резчиками и скульптурное надгробие Мстислава с лежащей фигурой в типе скульптурных надгробий романского Запада?" (Н. Н. Воронин, Зодчество Северо-Восточной Руси, т. I, стр. 521, прим. 85 ) Хочется подчеркнуть, что, хотя у Эмина нет указания, была ли статуя стоящей или лежащей, предположение Н. Н. Воронина звучит вполне правдоподобно. Несомненно, что саркофаг со скульптурным изображением князя Мстислава Андреевича не был исключением в богатом великокняжеском Успенском соборе, служившем усыпальницей владимирских князей и митрополитов.

При раскопках в Боголюбове, производившихся Н. Н. Ворониным уже в послевоенные годы, на территории дворца Андрея Боголюбского был обнаружен белокаменный саркофаг антропоидной формы, правда, без всяких украшений и крышки. В отличие от византийского типа киевских прямоугольных гробниц, этот саркофаг "с плечами" и полукруглым выступом в изголовье имеет, по мнению Н. Н. Воронина, прямую параллель с франкской гробницей из церкви Михаила в Ингвейлере (Эльзас-Лотарингия). Датируя найденный им памятник 60-ми гг. XII в., Н. Н. Воронин справедливо связывает это сходство с тем обстоятельством, что, по летописным данным, зодчие, приглашенные Андреем Боголюбским от Фридриха Барбароссы, принесли на Русь и этот тип романских саркофагов (См.: Н. Н. Воронин, Боголюбовский саркофаг. - КСИИМК, М., 1947, вып. XIV, стр. 78-83 ). Вряд ли будет большой натяжкой с нашей стороны вытекающее отсюда предположение, что эти же мастера могли изваять и упоминаемое Эминым скульптурное Мстиславово надгробие.

Саркофаг, подобный найденному Ворониным в Боголюбове, был обнаружен и в Суздале при раскопках 1938 г., производившихся А. Д. Варгановым и А. Ф. Дубыниным (Там же ). Он также отличается своими антропоидными формами и приписывается князю Святославу Юрьевичу, сыну Юрия Долгорукого, умершему в 1174 г. Вообще тип белокаменных антропоидных гробниц очень устойчив и держится веками. Его суровые формы, лишенные всяких украшений (хотя, возможно, были и исключения (Во время раскопок 1962 г. в соборе смоленского Загородного монастыря Н. Н. Воронин обнаружил на одной из гробниц под аркосолием яркий живописный орнамент из красных гвоздик и черных крестов. См.: Н.Н.Воронин, Смоленская живопись XII в. - Журн. "Творчество", 1963, № 9 )), определялись его элементарной функцией - быть вместилищем для тела умершего.

Если гробница замуровывалась в полу или в стене храма, то роль надгробия в известной степени выполнял аркосолий, в нише которого над местом погребения либо помещалась надпись, либо орнамент, а иногда изображался соименный погребенному святой. В Суздале в соборе Рождества Богородицы под хорами и в притворах были заранее сооружены аркосолий для погребения суздальских князей и владык. Один из них сохранил роспись 1233 г. в виде растительного орнамента (См.: Я. Я. Воронин, Владимир, Боголюбове, Суздаль, Юрьев-Польской, М., 1958, стр. 44, 103 ).

Аркосолий устраивался иногда и с наружной стороны храмов (как, например, в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире); иногда в таких случаях сооружали у этого места часовенку или одноапсидныи храмик. Так был сооружен у северо-восточного угла собора в Юрьеве-Польском Троицкий придел (ныне не существующий), поскольку здесь в аркосолий с наружной стороны был погребен в 1252 г. строитель собора князь Святослав (См.: Г. К. Вагнер, Мастера древнерусской скульптуры, М., 1966, стр. 49 ). Свидетельством этого обычая являются часовни, правда, уже сравнительно поздние - XVII в. - при церквах Николы со Усохи и Жен Мироносиц в Пскове, а также усыпальница купцов Скрипиных у северной стены церкви Ильи Пророка в Ярославле и многие другие.

На владимиро-суздальской почве обнаруживается любопытное явление, когда в роли надгробия выступает не архитектурно-скульптурная композиция, а фреска, связанная с личностью погребенного. В 1947 г. А. Д. Варганов, занимаясь изучением древних фресок в соборе XII в. Бориса и Глеба в Кидекше, обнаружил фреску на северной стене в нише над гробницей умершей в 1161 г. княгини Марии, снохи Юрия Долгорукого, жены его сына княза Бориса. После расчистки и укрепления фрески группой реставраторов под руководством Н. П. Сычева на фреске можно было рассмотреть "райский сад" с кипарисами, пальмами и павлинами и две женские фигуры в малиново-красных одеждах. По-видимому, одна из фигур изображала святую Марию, соименную погребенной здесь княгине, а другая - в богатых одеждах византийского типа - по предположению Н. П. Сычева - могла быть изображением жены Юрия Долгорукого, греческой царевны Ольги, в иночестве Ефросиний, из дома Комнинов, сыном которой был князь Всеволод Юрьевич III. При вокняжении Всеволода III, чтившего свою мать, и была, вероятно, выполнена роспись с ее портретной фигурой в храме, где были погребены князь Борис - брат Всеволода - и его супруга (См.: Я. П. Сычёв, Предполагаемое изображение жены великого князя Юрия Долгорукого. - "Сообщения Института истории искусства АН СССР", вып. 1, М., 1951, стр. 51-62 и фото; Я. Я. Воронин, Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской, стр. 277 ). Это косвенно подтверждается и свидетельством епископа суздальского Стефана, который, сообщая в 1675 г. царю Алексею Михайловичу и сыну его Федору Алексеевичу, что гробница Бориса пришла в ветхость, писал, что "на стенах той церкви шаровным строением (то есть в красках. - В. Е.) воображены подобия князей, захороненных в этой церкви, которые и доныне знать" (См.: Я. П. Сычёв, указ. соч ). Таким образом, фреска эта, относимая учеными к 80-м гг. XII в., говорит о появлении в надгробном изображении своеобразного живописного портрета.

К подобным же образцам относит Н. Н. Воронин и открытые им во время раскопок 1962 г. интересные многофигурные фрески в аркосолиях над гробницами в руинах большого храма Загородного монастыря в Смоленске, датируя их концом XI в. Ученый пишет, что "отдельные лики наделены как бы индивидуальной характеристикой". К сожалению, руины собора не сохранили имен погребенных, поэтому можно лишь предположительно думать, что эти изображения в аркосолиях имели прямое отношение к конкретным лицам (Н. Я. Воронин, Смоленская живопись XII в. - Журн. "Творчество", 1963, № 9 ).