Пантеон в риме описание архитектуры. Пантеон в Риме: история, любопытные факты, фото, как посетить. Здания, созданные под вдохновением Пантеона

(к 25-летию закрытия Крымской АЭС)

Я хорошо помню одну давнюю командировку в Николаевскую область. Красивые Бугские пороги, счастливые и беззаботные лица местных жителей. На минуту вдруг показалось, что здесь остановилось время. Буд-то бы на календаре не Украина середины нулевых, а начало 80-х. Чистые улицы, ухоженные дома, парк и городской пляж на реке. Приветливые и улыбающиеся люди, молодые мамочки гуляют с колясками и повсюду клумбы цветов. Таким я увидела Южно-Украинск. 80% местного населения работают на одном государственном предприятии – АЭС, которая в течение года генерирует 17-18 млрд кВт ч электрической энергии и на 96 % покрывает потребности в электроэнергии трех южных областей страны (Николаевской, Херсонской, Одесской)

Крупное промышленное предприятие обеспечивает работой, стабильной и относительно высокой заработной платой с полным соцпакетом не только жителей города спутника, но и близлежащих населенных пунктов. Через два месяца судьба меня забросила в Щелкино, город спутник бывшей Крымской АЭС. Однако там картина была уже полностью противоположной. Убитые улицы, пошарпанные фасады домов, отсутствие вечернего освещения и полностью разбитый местный Дом культуры «Арабат». Клумбы с цветами и работающие фонтаны так и не встретились мне за два дня пребывания в этом медленно умирающем городе. Зато часто встречались пьяные мужчины и сварливые женщины. В их глазах – полная безысходность, уныние и тревога за завтрашний день. Щелкино живет только два месяца в году – во время летнего сезона. Почти каждый второй-третий житель города считает за счастье купить гараж. И не важно, что у него нет автомобиля. Ведь летом можно и в гараже пожить, а в свою квартиру пустить курортников. Местными кулаками считаются не только те, кто удачно за сезон сдал жилье, но и те, у кого есть ….лодка. Ведь она настоящая кормилица, а в Азове зимой так много пеленгаса…Именно благодаря морю в голодные 90-е здесь выживали сотни семей.. У двух городов, как оказалось, разная судьба. А ведь история их основания начиналась одновременно со строительством местных АЭС и практически в одно время.

Строительство собственно Крымской атомной электростанции началось в 1981 году. Однако тремя годами ранее у подножья мыса Казантип был заложен рабочий посёлок строителей Крымской АЭС, который Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 11 мая 1982 года получил название Щелкино, увековечив тем самым имя выдающегося советского учёного, трижды Героя Социалистического Труда Кирилла Ивановича Щелкина. В 1979-м были сданы в эксплуатацию три первых жилых дома. А сама Крымская АЭС спустя год получила статус республиканской (украинской) комсомольской стройки, а на пороге перестройки – в 1984-м это уже была Всесоюзная ударная стройка.

К тому времени в городе уже насчитывалось 25 тысяч жителей. Однако в 1987 на стадии 80% готовности первого энергоблока и 18% второго - стройка станции была приостановлена. Основная причина - участок, на котором строили, был признан геологически нестабильным. К тому же сказывался страх перед повторением прошлогодней Чернобыльской трагедии. . Проектная мощность Щелкинской АЭС составляла 2 000 МВт, с последующим увеличением до 4 000 МВт (строительство двух дополнительных энергоблоков) на реакторах типа ВВЭР-1000/320.

Плановой датой запуска был обозначен 1989 год. Но по иронии судьбы, именно лето этого года вошло в историю, как время окончательной консервации стройки.
Если разобраться детальнее, то причин был несколько. Во-первых – печальный опыт Чернобыля. Во-вторых – мощное землетрясение в Армении в декабре 1988 года.

Тогда, крымским сейсмологам поступило срочное задание: выявить, каким может быть максимальным землетрясение на полуострове. Ученые в отчете написали «десятку», а проект строительства станции был рассчитан лишь на 8 баллов по шкале Рихтера. Ну и наконец – третья причина закрытия станции – деньги. Сложность финансирования уже всерьез ощущалась в 1987 году, когда по всему Союзу начали сворачиваться крупные стройки как в энергетике, так и в промышленности, транспорте, градостроительстве…

К тому же активно подключилась общественность. Во время выборов делегатов Съезда народных депутатов СССР весной 1989 года разразились настоящие баталии на крымских округах. В результате, в трех округах победили врачи и эколог, активно использовавшие в своих предвыборных компаниях анти-АЭСовские выступлениях.

Когда стало ясно, что денег на окончание строительства нет и не будет, были идеи создать на базе Крымской АЭС учебный центр по подготовке диспетчеров атомных станций МинАтомЭнерго СССР. Но этим идеям не суждено было осуществиться. Союз распался…
На строительство АЭС было затрачено 500 млн. советских рублей в ценах 1984 года. На складах оставалось материалов ориентировочно ещё на 250 миллионов. Станцию начали медленно растаскивать на чёрный и цветной металлолом. Хотя в середине 90-х Крымская АЭС на четыре года стала даже брэндом. С 1995 по 1999 годы в турбинном отделении станции проводились дискотеки фестиваля «Республика КаZантип» под слоганом – «Атомная вечеринка в реакторе».

И все таки, часть, затраченных денег на главную республиканскую стройку попытались вернуть. В сентябре 2003 Фонд имущества продал уникальный датский кран «Kroll» K-10000, установленный для монтажа ядерного реактора, за 310 тысяч гривен при первоначальной цене в 440 тысяч гривен. До его демонтажа высотный кран использовался для бейсджампинга. Прыжки экстремалы осуществляли с нижней (80 м) и верхней (120 м) стрел крана.

После этого должны были распродаваться оставшиеся части Крымской АЭС: реакторное отделение, блочная насосная станция, корпус мастерских, охладитель на Акташском водохранилище, плотина Акташского водохранилища, подводящий канал с водоприёмным резервуаром, масло-дизельное хозяйство станции, дизель-генераторная станция. Известно, что в начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не разглашается.
Существует свидетельство, что реактор ВВЭР-1000, так и не установленный в подготовленное для него помещение, был разрезан на лом в 2005 году.

Крымская АЭС сегодня (фото patteran)

Малоизвестный факт: у станции есть практически полный близнец - заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990-й годы. К моменту остановки строительства, готовность первого энергоблока составляла 85 %. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС - использование для охлаждения градирен, а не водохранилища. В настоящее время АЭС Штендаль почти полностью разобрана. На территории бывшей станции теперь работает целлюлозно-бумажная фабрика, градирни демонтированы в 1994 и 1999 годах. С помощью экскаваторов и тяжелой строительной техники завершается разбор реакторных цехов. Именно так к проблеме ненужного долгостроя подошли практичные и аккуратные немцы.

А что в Щелкино? Пустые коробки брошенных домов, полуразвалившиеся производственные помещения, ржавые остовы металлоконструкций. Сама АЭС несколько лет назад была продана на металлолом, и сейчас одна из украинских строительных компаний вывозит из нее оставшиеся железки. Внешне станция выглядит еще более разрушающейся. Сменяя друг друга, приходят к ней охотники за оборудованием, за цветным металлом, за различным строительным материалом… Регулярно наведываются фотографы, как местные, так и приезжие, как профессионалы, так и любители. В выходные приезжают целые группы любителей пейнт и страйк-болла. Разрушавшееся здание энергоблока - отличная площадка для игр по сценарию «Сталкера». А несколько лет назад здесь даже работала съемочная фильма «Обитаемый остров». Удивительно, но именно здесь, в развалинах станции Федор Бондарчук увидел картинку планеты Саракш.

А еще здесь частые гости – любители экстремального туризма, также мечтавшие побродить по зоне. Да и экскурсия по Крымской АЭС в отличие от Чернобыля практически безопасна. Ведь ядерное топливо на полуостров завезти так и не успели…
Местная станция теме временем успела попасть в книгу рекордов Гиннесса, как самый дорогой в мире энергоблок. Миллиарды рублей брошены на ветер: ни денег, ни так нужной в связи с обострившимся в последнее время в Крыму энергетическим кризисом электроэнергии. Замороженная полуразграбленная станция, как символ бесхозяйственности и недальновидности еще десятки лет будет стоять на земле Казантипа.

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Оживший из глубины веков, воплощая в себе элегантность и гармонию, он на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов со всего мира.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Римский Пантеон Богов: создание и история

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте.

Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.


Пришедший к власти император Адриан, прославившийся своей образованностью и неуемной деятельностью, в период 120-124гг. полностью перестроил здание. Новый проект Пантеона начертал гений архитектуры сирийского происхождения Аполлодор из Дамаска, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.


Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов. Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы , возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313 года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон языческих богов был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Пантеон: кратко о некоторых фактах

Пантеон языческих богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол храма первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. И лишь в 733 году папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов — Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • культовое здание украшала колокольня, возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, возвел две колокольные башни. «Ослиные уши Бернини», как называли их острословы, были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • украшавшие здание фронтона бронзовые скульптуры и элементы крыши над ступенчатым входом в Пантеон пошли на создание величественного полога над алтарем в . В 1625 году, во времена папства Урбана VIII Барберини, в поисках нужного количества бронзы фигуры мучеников были демонтированы и переплавлены;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Храм Пантеон в Риме сегодня: что в нем находится

Начиная с XV века, стены некогда языческого храма стали украшать фресками. В тот период здание христианской церкви было отдано профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca. Именно с тех времен здесь сохранилась великолепная фреска «Annunciazione» (Благовещение), выполненная Мелоццо да Форли (1438-1494), которая находится в первой от входа правой капелле.

Благовещенье. Мелоццо да Форли


В эпоху Возрождения, Пантеон, как и многие другие церкви Рима, стал местом захоронений выдающихся личностей своего времени в области художественного искусства. В частности, сегодня здесь находятся погребения художников Рафаэля Санти и Аннибале Карраччи, известного архитектора Бальдассарре Перуцци, а также знаменитого музыканта Корелли.

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме этого, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии: Виктора Эммануила II и его сына и преемника короля Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.


Гигантскую погребальную доску с надписью «Витторио Эмануэле II – отцу Отечества» отлили из бронзы пушек, которые были отвоеваны у австрийцев во время войны 1848-1849 и 1859 годов.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне в Пантеоне находится захоронение короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.

Лепестки красных роз ниспадают на верующих каждый год

Чтобы почувствовать всю энергетику античного храма и увидеть его великолепие, достаточно приобрести любой путеводитель по Риму или влиться в разноязычную толпу туристов, которые сами приведут вас туда.

Пантеон находится на Piazza della Rotonda, недалеко от станции римского метрополитена «Barberini», его посещение бесплатно. Чтобы более подробно ознакомиться с его двухтысячелетней историей создания и превращения языческого храма в христианскую церковь, желающие могут скачать аудиогид на русском языке, ссылки на который приведены в информации для туристов .

У слова «пантеон» есть несколько определений, так или иначе связанных между собой, в данной статье подробно разобраны все его значения.

Что такое пантеон?

Слово "пантеон" происходит от греческого pan ("все") и theos ("бог"), что является общим наименованием для всех богов, относящихся к какой-либо религии или мифологии. и римляне так называли храм, посвященный всем божествам. Также такое определение подходит для обозначения монументального здания, строения, где покоятся выдающиеся личности. Чаще всего данное слово употребляется для обозначения группы богов той или иной мифологии (шумерской, греческой, римской, египетской, славянской и других). Верованиям древних цивилизаций, в отличие от более современных религий, свойственно большое количество божеств, относящихся к разным сферам жизни общества.

Пантеон в Риме

На вопрос «что такое пантеон» в Риме наверняка ответят «храм всех богов». Это уникальная достопримечательность современной столицы Италии, архитектурный шедевр Древнего Рима. Он был воздвигнут во времена правления в 126 году н. э., в период последнего расцвета Империи. Римский пантеон стал реконструкцией "храма всех богов", который построил Марк Агриппа. Его имя как первого строителя увековечено на здании. Это самый масштабный купольный храм той эпохи, и вплоть до XIX века его не могли превзойти. Пантеон в Риме (фото представлено в статье) является образцом купольной архитектуры храмов. Многие пытались его скопировать, но не смогли обойти его в масштабности и величии. Он выглядит весьма массивно. Монолитные глухие стены по всему периметру переходят в передний портик, состоящий из двух рядов гигантских колонн, целиком вытесанных из гранита. Купол Пантеона является чудом инженерного искусства того времени. Он выполнен в виде правильной полусферы, его диаметр составляет 43 м, высота купола равна высоте стен. В центре купола находится так называемый глаз Пантеона - огромное круглое окно диаметром 9 м. Он является единственным источником света в ротонде - основной зале Пантеона. Вдоль ротонды находятся ниши, в которых изначально были статуи верховных римских божеств, а ныне - захоронения известных личностей и алтари. Когда Рим принял христианство, Пантеон был заброшен, а позолоченное бронзовое покрытие купола и портика забрали на другие храмы. Позже, в 609 году н. э., римский Пантеон отдали под христианский храм. С того времени в нем начали хоронить выдающихся деятелей культуры и искусств, а также членов королевских семей. Там находится, к примеру, усыпальница Рафаэля, первого короля Италии Виктора Эммануила II и других.

Боги Древнего Рима

Одна из версий ответа на вопрос: «Что такое пантеон?» - это совокупность божеств той или иной мифологии, в данном случае речь пойдет о римской. Ведь именно в честь богов древности построили такое чудо, как римский Пантеон, о котором говорилось ранее. Римляне были невероятно практичны и перенимали лучшее от различных народов, соседних или покоренных. Богов основного пантеона они переняли у древних греков и, переименовав, вписали их в свои основные догмы. В отличие от древнегреческих, у древнеримских божеств не было своего Олимпа, они зачастую изображались в виде символов. Юпитер, Марс и Квирин составляли главную триаду пантеона, отражающую три главных функции общества: религиозно-жреческую, военную и хозяйственную. Помимо них был целый сонм других богов, низших божеств и духов. Различные боги покровительствовали всем сферам человеческой жизни и окружающей среды. Были, например, лесов, охоты, плодородия, земледелия, скотоводства, домашнего очага; боги, которые оберегали жизнь, помогали в родах, заботились о детях, хранили брак и множество других. Из наиболее известных: Янус - сотворивший мир и человеческий род, Юпитер - верховный, покровитель императоров, Плутон - бог смерти и подземного царства, Нептун - бог морей и всего водного пространства, Вулкан - покровитель кузнечного ремесла и бог огня, Марс - воинственный, хотя изначально он был богом плодородия. Считается, что он отец Ромула и Рема - основателей Рима, посему он признан его защитником и покровителем. Также известны Меркурий, Минерва, Венера, Бахус, Феб, которые входили в основной пантеон

Древняя Греция

В древнегреческой мифологии очень важной составляющей является своеобразная и запутанная генеалогия. Также важен хронологический порядок развития событий. Изначально был Хаос как основа Вселенной, из которой с помощью Эроса появились Уран и Гея (небо и земля), они стали супругами. От них родились великаны и циклопы, которых Уран низверг в Тартар. Следом родились титаны, наиболее известные из которых: Фемида (богиня правосудия), Мнемосина (богиня памяти), Океан, Рея и Кронос, который стал править миром и женился на Рее. Согласно пророчеству его должны были низвергнуть собственные дети, поэтому он проглатывал всех рожденных своих детей. Но жена его спасла младшего, Зевса, которого она спрятала. Когда Зевс вырос, он заставил отца вернуть других проглоченных детей. Далее была война между богами и титанами, в которой Зевсу и другим богам помогли выиграть великаны и циклопы, которых он вернул из Тартара. Зевс стал верховным богом небес, грома и молний, властвующим над всем сущим. Вместе со своими братьями и сестрами он обитал на священной горе Олимп. Греческий пантеон состоит из двенадцати главных сам Зевс, Посейдон (бог морей), Гера (его жена, богиня брака и семьи), Аид (бог царства мертвых), войны), Афродита (жена Ареса, богиня любви и красоты), Афина (богиня мудрости), Деметра (богиня плодородия), Гефест (бог кузнецов и ремесленников), Артемида (богиня охоты), Гермес и красноречия), Дионис (бог виноделия). Помимо них также существуют другие божества, духи, нимфы.

Заключение

В данной статье получен развернутый ответ на вопрос: «Что такое пантеон?» - на основных его примерах. Конечно, помимо греческого и римского пантеонов, существуют также египетский, шумерский, славянский и множество других в культурах и мифологиях различных народов. Они достойны изучения и пристального внимания, однако их детальному разбору следует посвятить отдельную статью.

Пантеон (Рantheon) — знаменитый храм всех богов в Риме, один из знаковых памятников Вечного города, имеющий всемирное значение, и одно из самых загадочных сооружений на нашей Планете. Это наилучшим образом сохранившееся архитектурное творение Древнего Рима, символ величия Римской империи.

Точно неизвестно, когда и как был построен Пантеон. Принято считать, что его строительство было закончено к 126 году н.э. Такой вывод был сделан на основании изучения сохранившихся документов путем логических рассуждений. Точных дат в документах нет. 2 век нашей эры считается периодом расцвета архитектуры Древнего Рима, а Пантеон — венцом творения архитекторов того времени.

До начала VII века Пантеон являлся языческим храмом Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Нептуна, Сатурна и Меркурия. То есть, был посвящен все-таки не всем богам, а только 7 избранным. В 608 году языческий храм спасло от уничтожения его превращение в христианский. Церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires) была освящена папой Бонифацием. Название храм получил в честь мощей христианских мучеников, которые были перенесены сюда из катакомб Рима. Иногда Пантеон называют ротондой Святой Марии (Santa Maria Rotonda).

Храм сооружен во время правления императора Адриана на месте разрушившегося первого Пантеона. Первый храм был построен в 27–25 годах до нашей эры при императоре Марке Випсании Агриппе и неоднократно страдал при пожарах, возникавших от ударов молнии. Пантеон Агриппы был обращён на юг и имел прямоугольную форму.

Строители нового Пантеона сохранили имя основателя на фронтоне здания. Латинская надпись гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это).

Нынешний Пантеон ориентирован на север, а его размеры значительно превосходят существовавший до него храм. Первоначально сооружение стояло на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Но за множество веков существования храма уровень грунта вокруг повысился, в результате в наши дни храм расположен в неглубокой впадине. Вдобавок, Пантеон стоит в самой низкой точке Рима, которая периодически подтопляется, но даже это не уменьшило прочности конструкции сооружения…

В 202 году, во времена правления Септимия Севера и его сына Каракаллы, римский Пантеон был отреставрирован. На архитраве была высечена надпись: «Император Цезарь Луций Септимий Север Пий Пертинакс Аравийский, Адиабенский, Парфянский, величайший, Великий понтифик, 10 раз трибун, 11 раз император, 3 раза консул, Отец отечества, проконсул, и Император Цезарь Марк Аврелий Антонин Пий Феликс Август, 5 раз трибун, консул, проконсул, Пантеон, повреждённый временем, со всем тщанием восстановили».

Конструкция Пантеона уникальна. Купол со стенами кирпично-бетонной ротонды образует единую оболочку. Центрическая форма здания характерна для языческих храмов древней Италии. Стены ротонды имеют толщину более 6 метров и установлены на массивном фундаменте. Размеры диаметра купола и высоты ротонды одинаковы, поэтому внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу - идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. Бетонный полусферический купол Пантеона имеет диаметр 43,5 метра и весит около 5000 тонн. Купол покрыт пластинами из позолоченной бронзы.

Доподлинно имя архитектора, построившего Пантеон, неизвестно. Предположительно в строительстве храма принимал участие Аполлодор из Дамаска - инженер, архитектор, конструктор и скульптор II века н.э.

Секрет бетона, из которого сделан купол Пантеона, утерян. Купол состоит из окружностей, которые хорошо просматриваются на кессонированном потолке. Ранее потолок был позолочен. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом - Солнцем.

Еще один невероятный факт о Пантеоне — его купол неармирован!!! А толщина купола составляет 1,2 метра!

Состав бетона разнится на разных уровнях. На нижних поясах наполнителем является травертиновая крошка, а на верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Однако, бетон переменной твёрдости и плотности в начале нашей эры? Находятся исследователи, считающие, что купол отливали инопланетяне, а сам Пантеон — не иначе, как мощнейший супермагнетрон. А римляне рассказывают, что купол храма отливали на огромной куче мусора, насыпанного внутри строящегося здания. Затем, мусор мгновенно растащили убрали жители города, ведь для скорости уборки в него подмешали золотые монеты.

Современная наука заявляет, что срок жизни бетона максимум 600 лет, а кирпичной кладки — и того меньше. Нет никакого разумного объяснения тому, как Пантеон стоит уже 2000 лет. Немало исследователей считают, что Пантеону намного меньше лет, так как сведения в сохранившихся документах отрывочны, не прослеживается четкая линия существования этого памятника в веках…

В центре купола находится «Глаз Пантеона» (окулюс) — круглое отверстие диаметром 9 метров. Через окулюс в храм проникает дневной свет. Легенда гласит, что отверстие (Oculus) образовалось, когда в храме началась церковная месса. Злые силы не выдержали звуков божественной литургии и срочно покинули Священное место, разрушив верхнюю часть купола. Вообще, о легендах, которые окутывают Пантеон, можно написать не одну статью! А если учесть, сколько легенд придумано римлянами для привлечения туристов, то хватит и на книгу.

Есть предположение, что храм Пантеон являлся солнечными часами и одновременно астрономической обсерваторией. Каждый год в день летнего солнцестояния 21 июня в полдень солнце проходит через Глаз Пантеона и озаряет лучом света всех входящих в главную дверь храма. Между прочим, в древних летописях применительно к Пантеону никогда не использовалось слово «aedes» (храм), а только просто «Пантеум». Также ориентация здания на север крайне необычна для храма. Был ли Пантеон храмом на самом деле?

В Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система для отвода дождевой воды. Пол сделан слегка выпуклым под окулюсом, вода стекает в сточные отверстия, и далее уходит в систему подземных стоков.

Вход в Пантеон оформлен массивным портиком, украшенным двумя рядами высоких коринфских колонн. Высота колонн 14 м, диаметр 1,5 метра, вес каждой — 60 тонн. Колонны и фронтон Пантеона сложены из крупных каменных блоков, которые вырубили в карьерах Египта. Доставка таких колонн к месту строительства даже сегодня, при наличии мощнейшей техники — невероятно сложная задача.

Фронтон Пантеона ранее был украшен бронзовыми фигурами, статуями и декоративными элементами, предположительно работы Диогена Афинского. В 17 веке все бронзовые украшения с фасада были сняты и использованы архитектором Бернини при строительстве базилики Святого Петра по приказу Папы Урбана VIII. Был демонтирован даже бронзовый кессонный потолок портика, который затем переплавили.

В то же время Бернини по указу Папы, чтобы придать храму более христианский вид, построил наверху две несуразные колокольни, прозванные римлянами «ослиные уши Бернини». Уши Колокольни уродовали украшали Пантеон 200 лет, потом их снесли. Ранее, в 1270 году предпринималась попытка пристроить небольшую колокольню слева над портиком, но она позже тоже была разрушена. Не терпит Пантеон дополнительных украшений…

В пространстве под треугольным фронтоном можно заметить отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно здесь крепился символ власти — бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, с дубовым венком в клюве.

Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась. Пол и облицовка стен ротонды выполнены разноцветным мрамором. Невозможно поверить, что это оригинальная отделка… Многие исследователи и не верят!

Прямо под отверстием купола располагался алтарь, на котором жертвенных животных предавали огню. Едкий дым выходил через отверстие в куполе.

Семь больших ниш, поочередно трапециевидных и закругленных, были посвящены пяти планетам, известным древним римлянам, а также светилам - Солнцу и Луне.

Ниши отделены от центрального зала коринфскими колоннами.

Ранее в Пантеоне находились статуи семи самых почитаемых богов римской мифологии. После превращения языческого храма в христианскую церковь все предметы, связанные с язычеством, уничтожили.

Сегодня в Пантеоне установлены статуи Святого Анастасио, Святой Агнес, Мадонны дель Какко, Святого Эрасио, Святого Николая, скульптура «Коронация Девы», а также групповая скульптура Святой Анны и Пресвятой Богородицы. По приказу папы Климента XI в Пантеоне были сооружены алтарь и апсида. В 1840 году добавили хор, спроектированный Луиджи Полетти. В 1926 году во время реставрационных работ Пантеон получил орган. Его установили за статуей Святого Разия, слева от главного алтаря.

Стены в нишах и капеллах расписаны фресками.

В эпоху Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения известных людей. Здесь в том числе находится могила гения Возрождения Рафаэля Санти. На его гробнице установлена статуя Мадонны и высечена надпись: «Природа позаботилась о том, чтобы забрать его из жизни, поскольку боялась, что он превзойдет ее своим искусством». Рядом с могилой Рафаэля — захоронена его невеста Мария Биббиена.

Пантеон стал первым древнеримским храмом, внутрь которого могли входить не только жрецы, а все, желающие обратиться с молитвой к богам.

Храм Пантеон расположен в самом центре Рима на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza-della-Rotonda). На противоположной стороне площади когда-то находился Храм Нептуна. Размеры площади Пьяцца-делла-Ротонда составляют около 60 метров с севера на юг и 40 метров с запада на восток. Здесь всегда многолюдно, по периметру площади расположены уютные (и дорогущие) ресторанчики.

В центре площади Пьяцца-делла-Ротонда находится фонтан Пантеона и египетский обелиск из розового мрамора, покрытый иероглифами. Это один из двух обелисков, созданных при фараоне Рамзесе II для храма бога Ра в Гелиополе. Вершину обелиска украшает бронзовая звезда – один из символов гербового щита Папы Климента XI.

Фонтан Пантеона красив и имеет очень длинную историю изменений по указам различных Пап. Я обязательно напишу об этом и подробней сфотографирую детали фонтана в следующий раз.

На протяжении всего своего существования Пантеон никогда не закрывался и всегда выполнял функции храма. Посещение было бесплатным 2000 лет, но с декабря этого года планируется введение входной платы в размере 3 евро.

По образу и подобию Римского Пантеона было построено несколько храмов в разных местах мира. Одна из таких копий находится на Мальте в городе Моста. Храм Ротонда Моста (Mosta Dome) — один из самых больших соборов мира.


Римский Пантеон без преувеличения относится к самым узнаваемым символам Вечного города. Геометрическое совершенство пропорций и удивительный купол этого здания, само создание которого овеяно удивительными легендами, – яркое напоминание об архитектуре великой Римской империи в историческом центре современного Рима. Красноречивее всего была реакция Микеланджело, который, впервые увидев это чудо, сравнил создание Пантеона с работой ангелов, а не людей.

1. Когда и кем был построен римский Пантеон

Римская легенда гласит, что когда-то на месте Пантеона находился храм, посвященный Ромулу, легендарному основателю и первому царю Рима, и именно с этого места он вознесся на небеса. А всего храмов с условным названием «Пантеон» было три.

Строительство первого началось в 27 году до н.э. по приказу Марка Агриппы - полководца, зятя и сподвижника императора Октавиана Августа. Многие ошибочно считают Агриппу строителем Пантеона из-за надписи, сохранившейся на фронтоне : «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»), однако построенное им здание было разрушено во время большого пожара в 80 году н.э. Пантеон был заново возведен при императоре Домициане, но и это здание долго не прослужило.

И только на третий раз, при императоре Адриане в 118-126 гг. н.э. , удалось построить тот грандиозный храм, который стоит уже 1900 лет. Фасад здания, построенный при Марке Агриппе при этом сохранился, как и надпись с его именем. А п роект третьей версии Пантеона приписывают Аполлодору Дамасскому, известному греческому архитектору и инженеру, автору колонны и форума Траяна.

2. Храм всех богов

Пантеон - это группа богов , принадлежащих той или иной религии или мифологии (от греческого πάντες - все и θεός - бог). По одной из версий, в языческие времена в храме Пантеон были представлены все главные божества древних римлян . В нем по кругу располагались алтари Марса, Венеры, Сатурна, Юпитера и Юноны. Римляне подносили богам дары и совершали ритуальные жертвоприношения, чтобы заручиться их поддержкой и добиться благоволения.

3. Самый большой неармированный бетонный купол в мире

Уникальность Пантеона – в его куполе , который своими гигантскими размерами до сих пор поражает воображение. Для своего времени он являлся великим достижением архитектурной мысли, настоящим прорывом в области строительства и инженерного дела.

Только спустя более 1300 лет, когда Брунеллески построил купол Дуомо во Флоренции, удалось превзойти диаметр купола Пантеона. И д аже в XXI веке со всеми его технологиями купол Пантеона остается самым большим неармированным бетонным куполом в мире!

Сравнение внутренних диаметров куполов:

  • Собор Святого Петра в Ватикане (XVI-XVII в.) - 41,47 метров
  • Пантеон в Риме (II в. н.э.) - 43,3 метра
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (XIII-XV в.) - 44 метра

Оказавшись в Пантеоне, трудно представить, что такой громадный купол опирается только на стены (хотя, на минуточку, их толщина под 6 метров). Дело в том, что древнеримские инженеры использовали бетон в сочетании с более легкими материалами - туфом и пемзой , и постепенно уменьшали вес и толщину конструкции ближе к центру. Кроме того, эти материалы препятствуют образованию микротрещин.

Для II в. н.э. возведение гигантского купола Пантеона было настоящим чудом! Как гласит легенда, император повелел заполнить все пространство храма изнутри землей вперемешку с золотыми монетами. Когда строительство завершилось, горожане в поисках золотых монет за считаные часы очистили Пантеон от земли. Похожую легенду рассказывают и про купол Дуомо во Флоренции , при строительстве которого, как считается, Брунеллески вдохновлялся именно куполом древнеримского Пантеона.

4. Окулюс - загадочное круглое отверстие в куполе Пантеона

Точно по центру купола Пантеона находится окулюс (лат. oculus - глаз) – единственное отверстие, через которое в Пантеон попадает солнечный свет (других окон в здании нет). Его диаметр - 9 метров.

21 апреля, в день рождения Рима, солнечный свет через окулюс бьют точно в дверной проем, что эффектно преподносило появление императора перед толпой. В Средние века ходили легенды, что странное круглое отверстие в куполе пробила нечистая сила. Г ерои книги Дэна Брауна именно окулюс Пантеона считают той самой «дявольской дырой», указывающей на один из алтарей коварных иллюминатов.

Главный вопрос, который возникает при взгляде на окулюс: а что происходит, когда идет дождь? Через окулюс вода льется внутрь здания, но не затапливает его - на этот случай предусмотрены стоки в полу.

А самый впечатляющий «дождь » - дождь из лепестков роз (“La pioggia di petali di rose”) - можно увидеть в День сошествия Святого Духа, который празднуют на 50-й день после Пасхи (то есть каждый год эта дата разная, следите за католическим календарем). На купол Пантеона забираются пожарные, которые выбрасывают тысячи лепестков роз из окулюса .

В этот день ц вета облачения священников красные, как и цвет лепестков, что напоминает об «огненных языках» Святого Духа, сошедшего на апостолов. Это древняя традиция, восходящая еще к ранним христианам, когда красная роза являлась одним из символов Святого Духа и крови, пролитой Спасителем для искупления грехов человечества.

5. Самый хорошо сохранившийся памятник античной архитектуры

Пантеон считается одним из самых хорошо сохранившихся памятников античной архитектуры, который практически не перестраивали и не изменяли со времен Римской империи. Во многом сохранность Пантеона объясняется тем простым фактом, что он своевременно перешел в распоряжение церкви, приспособившей его под свои нужды.

В интерьере с античных времен сохранились такие детали, как, например, великолепный мраморный пол . Однако большой урон убранству храма нанес папа Урбан VIII Барберини, который использовал бронзовые украшения Пантеона для пушек замка Святого Ангела. Своим поступком он заслужил едкую эпиграмму: „Quod не fecerunt Barbari, fecerunt Barberini“ («То, что не сделали варвары, сделал Барберини» ).

6. Римский Пантеон – христианская церковь


Византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, и 13 мая 609 года храм всех богов перестал быть языческим. Он был освящен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres ).

Некоторое время день освящения Пантеона 13 мая даже отмечали как День всех святых, пока в середине VIII века праздник не перенесли на - день, когда была освящена одна из капелл собора Святого Петра.

Сегодня Пантеон - действующая христианская церковь с алтарем, крестами, фресками и иконами, фигурами ангелов и святых. Здесь проводятся богослужения и просят о соблюдении тишины, как и во всяком другом священном месте. Тем не менее, большинству людей церковь Святой Марии и мучеников известна по старому названию «Пантеон», а христианские атрибуты не затмевает античную суть этого грандиозного здания.

7. Кто похоронен в римском Пантеоне


Гробница Рафаэля Санти в Пантеоне

Пантеон - это не только храм, но и мавзолей . Именно в Пантеоне находится гробница знаменитого художника Рафаэля Санти , о чем известно многим. Но не все знают, что рядом с Рафаэлем похоронена Мария Биббиена, его невеста. На самом деле это трагичная история, потому что сердце Рафаэля было отдано другой женщине (и, возможно, он даже тайно женился на ней). Художник, как мог, оттягивал женитьбу на нелюбимой племяннице своего друга и покровителя, могущественного кардинала Биббиена, пока она не умерла, так и не дождавшись свадьбы. По иронии судьбы Рафаэль умер вскоре после нее, в возрасте всего 37 лет.

Среди других прославленных людей в Пантеоне похоронены:

  • живописец Аннибале Карраччи,
  • композитор Арканджело Корелли,
  • первый король объединенной Италии Виктор Эммануил II
  • его сын Умберто I вместе с женой Маргаритой, давшей имя самой популярной в мире.

8. Фонтан и египетский обелиск напротив Пантеона

Напротив Пантеона на площади Пьяцца-делла-Ротонда находится прекрасный фонтан (La Fontana di piazza della Rotonda ). Он был спроектирован в 1575 году знаменитым архитектором Джакомо делла Порта, который завершил возведение купола Святого Петра, а реализация его замысла была доверена Леонардо Сормани.

В 1711 году по инициативе папы Климента XI фонтан был отреставирован и видоизменен. Появился постамент, украшенный фигурами четырех дельфинов и гербовыми щитами Климента XI. На постаменте был установлен египетский обелиск фараона Рамзеса II, который, как и другие обелиски в Риме, служил своеобразной GPS-меткой для паломников того времени. На вершине обелиска можно увидеть крест и бронзовую звезду - один из символов все того же Климента XI.

В XIX веке мраморные скульптуры, украшавшие фонтан, были заменены на копии (оригиналы можно посмотреть в Музее Рима на площади Сан-Панталео).

9. Здания, созданные под вдохновением Пантеона


Пантеон в Париже

В последующие столетия строители ориентировались на архитектурное величие Пантеона, копировали и повторяли его в своих работах. З наменитый гигантский купол Пантеона служил образцом для подражания архитекторов более поздних времен : Филиппо Брунеллески спроектировал купол церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, а Микеланджело – купол собора Святого Петра в .

Парижский Пантеон (сегодня – усыпальница выдающихся людей Франции) не только носит то же название, что и оригинальный Пантеон, но и явно построен под вдохновением архитектуры этого выдающегося памятника древнеримской архитектуры. То же самое можно сказать и про многочисленные американские Капитолии, где размещаются государственные структуры.

10. Правила посещения и время работы Пантеона

До недавнего времени вход в римский Пантеон был бесплатным и свободным для всех. С мая 2018 года вход в Пантеон планируют сделать платным, стоимость составит 2 евро.

Как и при посещении любого другого храма, при посещении Пантеона необходимо придерживаться дресс-кода (никаких открытых плеч и коленок, вызывающего внешнего вида) и соблюдать тишину, громко не разговаривать и не смеяться.

Время работы (понедельник-суббота):

  • 9:00 - 19:15

Время работы (воскресенье):

  • 9:00 - 17:45

Праздничные дни:

  • 9:00 - 12:45

Обратите внимание, что Пантеон не работает в следующие дни:

  • 1 января
  • 1 мая
  • 25 декабря

Туристы не допускаются во время богослужений (праздники: 10.30, суббота: 17.00).