План проведения занятий по эвакуации. Практическая тренировка по эвакуации людей при пожаре

Практическая тренировка по эвакуации людей при пожаре
(образцы документов и алгоритм действий)

I. Важные замечания
1. Практическую тренировку по эвакуации людей при пожаре в обязательном порядке проводят на объектах с массовым пребыванием людей (единовременное пребывание ≥ 50 чел.);
2. В тренировке принимаю участие лица, осуществляющие свою деятельность на объекте (работники, персонал, учащиеся, воспитанники и т.п.);
3. Тренировка проводится не реже 1 раза в полугодие;
4. Наибольший успех от тренировки достигается не внезапностью её проведения, а поэтапной подготовкой и осмысленным подходом к своим действиям каждого из участников.

II. Документы, составляемые для обеспечения практической тренировке по эвакуации людей при пожаре*
1. Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей и планы эвакуации людей при пожаре;
2. Годовой график проведения тренировок по эвакуации;
3. Приказ о проведении тренировки по эвакуации;
4. План проведения тренировки;
5. Акт проведения тренировки по эвакуации;
6. Приказ по результатам проведения тренировки по эвакуации.

* — примерные образцы документов по пп. 3, 4, 5, 6 — см. приложение.

III. Алгоритм подготовки и проведения тренировки по эвакуации
1. Подготовка документов для проведения тренировки по эвакуации (разд. II пп.1-4).
2. Совещание лиц, ответственных за проведение тренировки:
— Руководитель тренировки (руководитель или главный инженер объекта);
— Консультанты и посредники (помощники руководителя из числа инженерно-технических работников).
3. Проведение инструктажа со всеми участниками тренировки (с использованием планов эвакуации и постановкой задачи каждой группе участников).

IV. Непосредственное проведение тренировки
4.1. Началом тренировки должно служить приведение в действие системы оповещения людей о пожаре, смонтированной на объекте. Рекомендуется предшествовать включению системы оповещения условным обнаружением пожара дежурным персоналом (например, охраной) с последующей имитацией вызова пожарной охраны и практическим задействованием системы оповещения посредством ручных пожарных извещателей.
4.2. Допускается использовать устройства и оборудование, имитирующие задымления (безопасные для здоровья и имущества) и (или) обозначать опасные зоны, например, флажками.
4.3. В рамках проведения тренировки рекомендуется проводить мероприятия по условному тушению пожара первичными средствами пожаротушения (ответственными за тушение пожара на первоначальном этапе, ДПД и т.п.): огнетушителями, пожарными кранами.
4.4. Посредниками фиксируется порядок проведения эвакуации и замечания, возникающие в процессе. Один из посредников ведёт фиксацию времени эвакуации и общий хронометраж действий.

V. Подведение итогов
1. Совещание с подведением итогов.
2. Составление документов (см. раздел II пп.5,6).

Алгоритм тренировки подготовлен с использованием Правил противопожарного режима в РФ и «Методических рекомендаций по обучению населения в области ГО, предупреждению и ликвидации ЧС и ПБ».

Страшно представить, сколько за всю историю жизни на земле стихия огня уничтожила живых организмов, строений, личных вещей, предметов искусства. Людям не удалось обуздать пожары. Но стоит отметить, что усилий приложено немало, количество возгораний и погибших каждый год снижается. Разрабатываются системы по борьбе с огнем и план проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре – важная его часть.


У нас в России говорят, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Все верно и про русское «авось». Менталитет у нас такой. Но как бы там ни было, а начать действия по созданию пожарной безопасности пришлось. В стране произошли пожары, во время которых погибло много людей. Этих жертв можно, нужно было избежать при грамотной организации вывода от источника пожара.

Сейчас каждое предприятие, учреждение обязано разработать целый комплекс документов под общим названием «План проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре». Он создается в соответствии с методическими рекомендациями по организации эвакуационных занятий.

Успешное эвакуирование людей зависит от многих факторов:

  1. Наличие освещения. Нередко электричество отключается, а спасаемые могут заблудиться в темноте.
  2. Появление дыма, он также снижает видимость.
  3. Психофизические особенности людей. Они бывают двух видов:
  • фуга или бег;
  • оцепенение или ступор.

Отмечается, что только 3 % мужчин и женщин не способных воспринимать речь, от 10 до 20 % людей чувствуют некоторое сужение сознания. Основная масса народа способна здраво осмысливать действительность, тем не менее, заражается паникой, вовлекается в общее движение. Поэтому необходимо проводить учения с отработкой навыков действий в чрезвычайной ситуации.

Обязанности руководителя при подготовке к учебной эвакуации работников

С чего начать? План не разработать, как говорится, на ровном месте. Этим должны заниматься ответственные работники. Каждый директор предприятия, учреждения несет ответственность за разработку пожарной безопасности своей организации перед государственными органами. Для того, чтобы его руководство в этом вопросе было эффективным, предусмотрен учебный курс под названием «пожарный минимум». Он состоит из таких разделов:

  • изучение норм, правил, регламентов, рекомендаций, приказов по пожарной безопасности;
  • возможная пожарная опасность при выполнении производственных процессов;
  • создание системы пожарной безопасности;
  • действия и приемы при возникновении пожара на объекте.

Директор, как правило, сам не занимается разработкой планов. Он их утверждает, контролирует. Начальники отдельных подразделений отвечают перед директором за свои отделы. Они тоже не создают планы. Они назначают ответственных исполнителей за это направление. Часто пожарной безопасностью занимаются отделы по технике безопасности.

Все ответственные, включая начальников подразделений также должны пройти обучение пожарному минимуму. Их назначение отмечается приказами по предприятию.

Руководителем проведения практических занятий кроме директора может назначаться работник, .

Виды противопожарных тренировок

Само это понятие очень объемное. Противопожарные учения бывают:

  1. Плановые. Проводятся в соответствии с планом таких мероприятий.
  2. Повторные. Организовываются после плановых в том случае, если при подведении итогов учение получило неудовлетворительную оценку.
  3. Внеплановые. Как правило, проводятся в связи с новыми нормативными документами или в связи с чрезвычайными ситуациями в похожих учреждениях.

В зависимости от количества работников:

  • индивидуальные;
  • групповые.

Также различают:

  • Учебные – для обучения и подготовки.
  • Контрольные – для проверки уровня обучения, закрепления навыков.

В зависимости от количества подразделений:

  • участковые — для одного участка, подразделения;
  • объектовые – для нескольких подразделений;
  • совместные – с участием работников МЧС, пожарных частей;
  • эвакуационные.

Эвакуационные тренировки проводятся для персонала на объектах, где находятся более 50 человек. Учение проводится для людей, которые не участвуют в тушении пожара.

Организация тренировок по эвакуации при пожаре


Тренировка по эвакуации людей при пожаре имеет следующие цели и задачи:

  • Научить персонал оценивать уровень угрозы.
  • Создание психофизической готовности к опасной обстановке.
  • Отработка навыков действовать самостоятельно, быстро: определение места расположения, направления маршрута эвакуации.
  • Отработка навыков оказания первой помощь, вызова пожарной службы, использования установок, систем пожаротушения.
  • Проводится тренировка с учетом специфики предприятия: сохранность оборудования, техники, материальных ценностей.

Тренинги разбивается на этапы:

  1. Подготовительный или информационный этап. В это время со всеми участниками проводится инструктаж. Им доводится следующая информация:
  • тема, задачи, цели учения;
  • схемы эвакуации, направление движения;
  • знакомство с существующей системой пожарной защиты;
  • другие сведения о пожарной безопасности.
  1. Практический этап (проведение тренировки). Длится не более 3-х часов от сигнала пожарной тревоги до сигнала отмены. Сигнал может быть условным, которым договорились пользоваться для проведения учений или действующим звуковым.
  2. Подведение итогов. Проведение совещания, на котором определяется результат, ставится оценки действий всех участников.

Разработка планов-схем эвакуации

Схемы эвакуации являются одни из самых первоочередных документов планов учений, его графическая часть. Она бывает следующих видов:

  • секционная (для части помещения, разделенного большим количеством перегородок);
  • локальная (для отдельного помещения);
  • этажные (для всей площади этажа);
  • сводные (комплект всех схем).

Планы-схемы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009. Они представляют собой строительные схемы помещений. На них наносится следующая информация (условные обозначения):

  1. Пути эвакуирования в виде направляющей полосы со стрелками.
  2. Аварийные выходы или эвакуационные двери.
  3. Опасные места вдоль направляющей линии.
  4. Наличие установок, систем пожаротушения.
  5. Наличие средств связи.
  6. Наличие спасательных средств.
  7. Площадка сбора (безопасного скопления) людей и т.д.

Схемы вывешиваются в людных местах для ознакомления в фотолюминесцентном исполнении.

График проведения противопожарных тренировок

План занятий без указания намеченных дат для исполнения носит абстрактный характер. Лучше, если он выполнен в виде календарного графика. В таком документе легко отслеживается периодичность проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре. Нормативная периодичность – не менее 1 раза в полугодие.

В графике отражается следующая информация:

  • этап учения (подготовительный, практический, итоговый);
  • разбивка этапа на составляющие, например практический состоит из подачи сигнала, начало вывода, проверка наличия людей;
  • действия ответственного руководителя;
  • действия участников учения;
  • дата и время проведения каждого пункта плана.

Совсем нелишними являются отметки об исполнении, они пригодятся при подведении итогов. Учения проводятся значительно успешнее, если планы, графики, схемы разрабатывают детально.


Организация тренировок по эвакуации с объекта

План проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре в офисе, школе, детском саду, магазинах, других многофункциональных центров отличается от того, который разрабатывается на производственных предприятиях. Здесь возникают организационные трудности, так как в учениях участвуют дети или совсем посторонние люди. Поэтому выводом людей командуют ответственные за определенные участки:

  • преподавали за класс, в котором они проводят занятие;
  • руководители кружков, секций руководят людьми, занимающимися на момент возникновения возгорания;
  • в магазинах и центрах за эвакуацию отвечают работники, назначенные руководителем, например: работники службы охраны, начальники подразделений.

Эвакуация из кинотеатра

Они организовывают движение в сторону аварийного выхода, открывают двери, задвижки на дополнительных дверных полотнах для увеличения пропускной способности, следят, чтобы никто не остался и не отстал. После завершения эвакуирования в офисах, школах, детских садах контролируется наличие работников и детей.

Подведение итогов

Как провести тренировку по эвакуации при пожаре, подвести итоги, сделать выводы? Чтобы правильно оценить действия участников, назначаются наблюдатели. Это могут работники учреждения, предприятия, пожарные инспекторы, работники МЧС. Они оценивают участников учений по следующим показателям:

  • Знание схем эвакуирования людей.
  • Понимание поставленных задач.
  • Правильность и скорость действий.
  • Навыки оказания первой помощи и другие.

На итоговом совещании разбираются допущенные ошибки, выставляется оценка учению — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». С учетом итогов составляется новый план проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре.

Заключение

Не секрет, что не все участники учений относятся к ним серьезно и ответственно. Возможно, что многие считают это напрасной тратой рабочего времени. Тем более заниматься тренировками так часто, повторять одно и то же. Директор предприятия своей властью должен подавлять подобные настроения. Уверенная, слаженная деятельность при пожаре сохранит жизни людей, имущество, а ответственным работникам не придется отвечать по всей строгости закона за свою халатность.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОК

ПО ЭВАКУАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПОЖАРЕ

1. Общие положения

1.1. Задачи проведения противопожарных тренировок

Задачами проведения с персоналом объектов тренировок являются:

Обучение персонала умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической подготовленности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами и чрезвычайными ситуациями, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации;

Обучение навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара и чрезвычайных ситуаций, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре и при чрезвычайных ситуациях, правилам пользования индивидуальными средствами защиты;

Обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с пожарно-спасательными подразделениями и медицинским персоналом;

Выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара;

Отработка организации немедленного вызова подразделений ГПС и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара;

Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;

Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности;

Проверка знания персоналом инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях. Практическая отработка рациональных приемов и методов использования имеющейся техники, стационарных установок пожаротушения;

Проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;

Проверка знания персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, дымоудаления и подпора воздуха, способов введения их в действие;

Проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия подразделения ГПС.

Данный перечень не является исчерпывающим. Руководство объектов обязано учитывать специфику объекта, включать дополнительные мероприятия или исключать такие, без которых по его мнению не пострадает способность персонала решать задачи при возникновении возможного пожара.

Анализ результатов предыдущих тренировок может выявить необходимость в тех или иных изменениях программы или продолжительности тренировок.

Руководство организацией и проведением тренировок возлагается на руководителей объектов или ответственных за пожарную безопасность.

1.2. Организация подготовки и проведения тренировок

Практическая отработка планов эвакуации - важная составная часть подготовки персонала объекта. Она является основной формой контроля подготовленности персонала к тушению пожаров и действиям при чрезвычайных ситуациях.

Во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.

На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта.

В графике указываются: месяц проведения тренировки, вид тренировки, тренирующаяся смена или структурное подразделение.

Годовой план-график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений. На основе этого плана каждое структурное подразделение составляет свой годовой план-график работы с персоналом.

Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действий персонала во время тренировки и правильности принятых решений по результатам критического разбора (обсуждения) тренировок после их завершения.

Эффективность противопожарных тренировок в значительной степени зависит также от результатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки персонала. Обучение персонала во время тренировок оказывается более успешным, если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок; в связи с этим перед началом тренировки все ее участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки, используя план эвакуации, объясняет задачу каждого участника.

Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные.

Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом и в ней задействован персонал всего объекта. Руководителем объектовой противопожарной тренировки является руководитель или главный инженер объекта.

Тренировкой структурного подразделения следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы одного структурного подразделения и в которой требуется участие персонала только этого подразделения.

В совместных тренировках участвуют персонал объекта и подразделения ГПС. Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и взаимопонимание персонала объекта и подразделений ГПС.

На период совместной тренировки распоряжением руководителя объекта выделяются консультанты из числа ИТР, которые обязаны следить, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировки и РТП соответствовали требованиям действующих на объекте правил техники безопасности.

Индивидуальные тренировки проводятся для вновь принятого персонала после прохождения инструктажа на рабочем месте, для персонала, который по какой-либо причине не участвовал в плановой тренировке (отпуск, болезнь и т.п.).

Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта о подготовке тренировки, в котором отражаются цель, дата и время проведения, указываются руководитель тренировки, начальник штаба тренировки.

Начальником штаба тренировки разрабатывается план проведения тренировки, в котором указываются тема тренировки, ее цели, состав участников и календарный план подготовки и проведения. В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения тренировки, задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей. Порядок (этапы) проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утвержденным руководителем тренировки.

Эффективность проведения тренировки во многом зависит от действий посредников и самого персонала. Посредники назначаются из числа ИТР объекта, а при совместной тренировке - дополнительно из личного состава подразделения ГПС. Количество посредников определяет руководитель тренировки.

При подготовке посредников руководитель тренировки должен:

Ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;

Организовать с ними изучение объекта, где будет проводиться тренировка, распределить их по участкам работы;

Ознакомить с обязанностями в качестве посредников;

Дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;

Обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.

Посредник обязан:

Ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;

В соответствии с порядком, предусмотренным руководителем тренировки, имитировать обстановку условного пожара, вовремя и в положенном месте объявить вводные для персонала;

В необходимых случаях немедленно принимать меры по предупреждению ошибочных действий любого участника тренировки, которые могут привести к несчастному случаю, аварии, повреждению оборудования или нарушению технологического процесса;

Вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении вводных.

Посредники не должны допускать таких уточнений, которые могут послужить раскрытием тактического замысла руководителя тренировки. При наличии имитирующих средств обстановки условного пожара посредники могут не ставить вводные, а запрашивать у тренирующихся, с какой обстановкой они встретились и какое решение приняли.

Любой участник тренировки может уточнять у посредника данные об обстановке на участке условного пожара.

При подготовке персонала руководитель тренировки должен:

Довести информацию об объемно-планировочных решениях объекта, о состоянии систем противопожарной защиты, в том числе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

Довести замысел тренировки;

Довести порядок действий при возникновении пожара, а также на других стадиях развития пожара, порядок действий по самостоятельному тушению пожара, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим и др.

Посредники - отличительную повязку на правом рукаве;

Руководитель тушения пожара - красную отличительную повязку;

Тренирующийся персонал - желтую повязку на правом рукаве.

Обстановку условного пожара при проведении противопожарных тренировок имитируют следующими средствами:

Очаг пожара - красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);

Зона задымления - синими флажками;

Зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров - желтыми флажками.

Имитация пожара на тренировках должна быть наглядной и такой, чтобы посредники имели возможность изменять ее на определенном участке в соответствии с тактическим замыслом руководителя тренировки.

В качестве средств имитации пожара допускается использовать дымовые шашки, фонари и другие средства, способствующие созданию необходимой обстановки.

Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию, запрещается.

1.3. Анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов

Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала.

Разбору подлежат объектовые тренировки, тренировки структурных подразделений, совместные и индивидуальные тренировки. Разбор должен производиться руководителем тренировки с привлечением посредников сразу же после окончания тренировки. На разборе тренировки должен присутствовать весь персонал, принимавший в ней участие.

Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:

Руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;

Представитель объекта (при совместной тренировке) сообщает о действиях обслуживающего персонала объекта до и после прибытия подразделений ГПС;

Руководитель тушения пожара (от АС - при цеховой и объектовой тренировке и от ГПС - при совместной тренировке) докладывает руководителю тренировки о сложившейся на тренировке обстановке и принятых им решениях по ликвидации пожара, а также по предотвращению развития аварии, отмечает правильные действия персонала и недостатки;

Действия РТП уточняет посредник (если таковой предусматривался программой), который дает свою оценку его действиям;

Посредники других участков тренировки (если такие по программе предусматривались) докладывают о действиях персонала и дают свою оценку с анализом ошибок участников тренировки;

Руководитель тренировки по эвакуации в ходе разбора может требовать объяснение от любого лица, участвующего в тренировке и присутствующего на разборе.

При разборе тренировки в отношении каждого участника должны быть обсуждены следующие моменты: знание плана эвакуации; понимание поставленных задач и сущности происходившего процесса; правильность действий при эвакуации и ликвидации условного пожара; характер допущенных ошибок и причины их совершения; знание должностных инструкций, мест расположения средств управления оборудованием; знание аппаратуры, арматуры, защитных средств по технике безопасности; знание первичных и стационарных средств пожаротушения, их местонахождения и порядка их применения; умение оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях и пожарах.

В заключение разбора руководитель противопожарной тренировки подводит итоги и дает оценку проведенной тренировке, а также индивидуальную оценку всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Если при проведении тренировки поставленные цели не были достигнуты, руководители подразделений не обеспечили решения поставленных задач, то проводятся повторные тренировки этих подразделений на данном или другом объекте.

Результаты тренировок фиксируются в журнале учета тренировок.

2. Техническая информация для проведения занятий

(инструктажа) с участниками тренировки

2.1. Требования к планам эвакуации

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система оповещения людей при пожаре. Успех ее применения зависит от того, насколько доступно должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в ходе проведения первичных противопожарных инструктажей доведут до сотрудников принцип действия этих устройств, местонахождение ручных пожарных извещателей.

Для обеспечения быстрой и безопасной эвакуации людей в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Важность наличия правильно разработанных планов обусловлена тем, что именно с их использованием связана эффективность проведения практических тренировок всех задействованных в эвакуации работников.

План эвакуации должен состоять из текстовой и графической частей, определяющих действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

На плане этажа должны быть показаны лестничные клетки, лифты и лифтовые холлы, помещения, балконы, наружные лестницы, а также двери лестничных клеток, лифтовых холлов и двери, расположенные на пути эвакуации. План вычерчивается в масштабе в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Основной путь эвакуации на плане указывается сплошной линией, а запасной - пунктирной линией зеленого цвета. Эти линии должны быть в два раза толще линий плана этажа.

Основной путь эвакуации на этаже указывается в направлении незадымляемых лестничных клеток, а также лестниц, ведущих с данного этажа на 1 этаж здания в вестибюль или непосредственно наружу. Если две лестничные клетки равноценны по защищаемости от дыма и огня, то основной путь указывается до ближайшей лестницы. Лестничные клетки, содержащиеся в рабочее время закрытыми, считать запасным эвакуационным выходом.

На плане этажа с помощью символов указывается место размещения:

Плана эвакуации;

Ручных пожарных извещателей;

Телефонов, по которым можно сообщить о пожаре в пожарную охрану;

Огнетушителей;

Пожарных кранов;

Установок пожаротушения.

2.2. Психофизические особенности поведения человека при пожаре

Правильная организация действий по спасению людей до прибытия пожарной охраны напрямую зависит от качества проведения практических занятий и учебных тренировок, направленных на предупреждение возникновения паники и других негативных последствий беспорядочного поведения сотрудников при любых чрезвычайных ситуациях.

Любой инцидент (пожар, теракт, авария и т.д.) на многих объектах, в том числе с массовым пребыванием людей, зачастую сопровождается отключением электричества. К сожалению, у многих в темноте срабатывает не здравый смысл, а инстинкт самосохранения, возникает паника, что приводит к давке.

При пожаре бывает гораздо темнее, чем принято думать. Только в самом начале загорания пламя может ярко осветить помещение, но практически сразу появляется густой черный дым и наступает темнота. Дым опасен не только содержащимися в нем токсичными веществами, но и снижением видимости. Это затрудняет, а порой делает практически невозможной эвакуацию людей из опасного помещения. При потере видимости организованное движение нарушается, становится хаотичным. Людьми овладевает страх, подавляющий сознание, волю. В таком состоянии человек теряет способность ориентироваться, правильно оценивать обстановку. При этом резко возрастает внушаемость, команды воспринимаются без соответствующего анализа и оценки, действия людей становятся автоматическими, сильнее проявляется склонность к подражанию.

Панические реакции появляются в основном либо в форме ступора (оцепенение), либо - фуги (бега).

В первом случае наблюдается расслабленность, вялость действий, общая заторможенность, а при крайней степени проявления - полная обездвиженность, в которой человек физически не способен выполнить команду. Такие реакции чаще всего наблюдаются у детей, подростков, женщин и пожилых людей. Поэтому во время пожаров они нередко остаются в помещении, и при эвакуации их приходится выносить.

Исследования показали, что реакции, противоположные заторможенности, наблюдаются у 85 - 90% людей, оказавшихся в опасной для жизни ситуации, при этом для их поведения характерно хаотическое метание, дрожание рук, тела, голоса. Речь ускорена, высказывания могут быть непоследовательными. Ориентирование в окружающей обстановке поверхностное.

Паническое состояние людей, при отсутствии руководства ими в период эвакуации, может привести к образованию людских пробок на путях эвакуации, взаимному травмированию и даже игнорированию свободных и запасных выходов.

В то же время исследования структуры толпы, охваченной паникой, показали, что в общей массе под влиянием состояния аффекта находится не более 3% человек с выраженными расстройствами психики, не способных правильно воспринимать речь и команды. У 10 - 20% лиц отмечается частичное сужение сознания, для руководства ими необходимы более сильные (резкие, краткие, громкие) команды, сигналы.

Основная же масса (до 90%) представляет собой вовлекаемых "в общий бег" людей, способных к здравой оценке ситуации и разумным действиям, но, испытывая страх и заражая им друг друга, они создают крайне неблагоприятные условия для организованной эвакуации.

Анализ пожаров, а также практические испытания по изучению скорости и характера задымления зданий повышенной этажности без включения систем противодымной защиты показывают: скорость движения дыма в лестничной клетке составляет 7 - 8 м/мин. При возникновении пожара на одном из нижних этажей уже через 5 - 6 минут задымление распространяется по всей высоте лестничной клетки. Уровень задымления таков, что находиться в лестничной клетке без средств индивидуальной защиты органов дыхания невозможно. Одновременно происходит задымление помещений верхних этажей, особенно расположенных с подветренной стороны. Ухудшение видимости, паника, токсичное воздействие продуктов горения могут привести к гибели людей. Нагретые продукты горения, поступая в объем лестничной клетки, повышают температуру воздуха. Установлено, что уже на 5-й минуте от начала пожара температура воздуха в лестничной клетке, примыкающей к месту пожара, достигает 120 - 140 °C, что значительно превышает предельно допустимое значение для человека.

По высоте лестничной клетки в пределах двух - трех этажей от того уровня, где возник пожар, создается как бы тепловая подушка с температурой 100 - 150 °C. Преодолеть ее без средств индивидуальной защиты невозможно. При отсутствии горизонтальных преград на фасаде здания пламя из оконного проема через 15 - 20 минут от начала пожара может распространиться вверх по балконам, лоджиям, оконным переплетам, воспламеняя горючие элементы строительных конструкций и предметы обстановки в помещениях вышерасположенного этажа.

В ходе учений с каждым работником необходимо разобрать два распространенных варианта: когда из здания при пожаре еще можно выйти, и когда эвакуация обычным путем уже невозможна.

Прежде всего, следует определить для себя, выходить или не выходить.

Если огонь не в вашем помещении (комнате), то прежде чем открыть дверь и выйти наружу, убедитесь, что за дверью нет большого пожара: приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывайте эту дверь.

Не входите туда, где большая концентрация дыма и видимость менее 10 м: достаточно сделать несколько вдохов и вы можете погибнуть от отравления продуктами горения. В спокойной обстановке определите на своем этаже или в коридоре: сколько это 10 метров?

Возможно, кто-то решится пробежать задымленное пространство, задержав дыхание, хорошо представляя себе выход на улицу. При этом обязательно надо учесть, что в темноте можно за что-то зацепиться одеждой или споткнуться о непредвиденное препятствие. Кроме того, очаг пожара может находиться на нижнем этаже, и тогда путь к спасению - только наверх, т.е. вашей задержки дыхания должно хватить, чтобы успеть вернуться обратно в помещение.

Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу, то:

Уходите скорее от огня, ничего не ищите и не собирайте;

Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой;

Знайте, что вредные продукты горения выделяются при пожаре очень быстро, для оценки ситуации и для спасения вы имеете очень мало времени (иногда всего 5 - 7 минут);

Если есть возможность, попутно отключите напряжение на электрическом щите, расположенном на лестничной клетке;

Дым, вредные продукты горения могут скапливаться в помещении на уровне вашего роста и выше, поэтому пробирайтесь к выходу на четвереньках или даже ползком: ближе к полу температура воздуха ниже и больше кислорода;

По пути за собой плотно закрывайте двери, чтобы преградить дорогу огню (дверь может задержать распространение горения более чем на 10 - 15 минут!). Это даст возможность другим людям также покинуть опасную зону или даже организовать тушение пожара первичными средствами пожаротушения до прибытия подразделений пожарной охраны (например, проложить рукавную линию от пожарного крана и подать воду от внутреннего противопожарного водопровода);

Если дыма много, першит в горле, слезятся глаза - пробирайтесь, плотно закрывая дыхательные пути какой-нибудь многослойной хлопчатобумажной тканью, дышите через ткань. Хорошо, если вы сможете увлажнить внешнюю часть этой ткани. Этим вы спасете свои бронхи и легкие от действия раздражающих веществ. Но помните, что этот способ не спасает от отравления угарным газом;

Покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад зачем-нибудь: во-первых, опасность там сильно возросла, а во-вторых, вас в том помещении никто не будет искать и спасать, потому что все видели, что вы уже вышли на улицу;

В случае, если вы вышли из здания незамеченным (например, через кровлю и наружную пожарную лестницу на стене сооружения), то обязательно сообщите о себе находящимся во дворе людям, должностным лицам объекта в целях предупреждения ненужного риска при ваших поисках.

Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу:

Не поддавайтесь панике, помните, что современные железобетонные конструкции в состоянии выдержать высокую температуру;

Если вы отрезаны огнем и дымом от основных путей эвакуации в многоэтажном здании, проверьте, существует ли возможность выйти на крышу или спуститься по незадымляемой пожарной лестнице, или пройти через соседние лоджии;

Если возможности эвакуироваться нет, то для защиты от тепла и дыма постарайтесь надежно загерметизировать свое помещение. Для этого плотно закройте входную дверь, намочите водой любую ткань, обрывки одежды или штор и плотно закройте (заткните) ими щели двери изнутри помещения. Во избежание тяги из коридора и проникновения дыма с улицы - закройте окна, форточки, заткните вентиляционные отверстия, закройте фрамуги вентиляционных решеток;

Если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;

Если в помещении есть телефон, звоните по "01", даже если вы уже звонили туда до этого, и даже если вы видите подъехавшие пожарные автомобили. Объясните диспетчеру, где именно вы находитесь, и что вы отрезаны огнем от выхода;

Если комната наполнилась дымом, передвигайтесь ползком - так будет легче дышать (около пола температура ниже и кислорода больше);

Оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки;

Продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице;

Если нет крайней необходимости (ощущения удушья, помутнения сознания), старайтесь не открывать и не разбивать окно, так как герметичность вашего убежища нарушится, помещение быстро заполнится дымом и дышать даже у распахнутого окна станет нечем. Из-за тяги вслед за дымом в помещение проникнет пламя. Помните об этом, прежде чем решиться разбить окно. Опытные пожарные говорят: "Кто на пожаре открыл окно, тому придется из него прыгать";

Привлекая внимание людей и подавая сигнал спасателям, не обязательно открывать окна и кричать, можно, например, вывесить из форточки или из окна (не распахивая их!) большой кусок яркой ткани. Если конструкция окна не позволяет этого сделать, можно губной помадой во все стекло написать "SOS" или начертить огромный восклицательный знак;

Если вы чувствуете в себе достаточно сил, а ситуация близка к критической, крепко свяжите шторы, предварительно разорвав их на полосы, закрепите их за батарею отопления, другую стационарную конструкцию (но не за оконную раму) и спускайтесь. Во время спуска не нужно скользить руками. При спасании с высоты детей нужно обвязывать их так, чтобы веревка не затянулась при спуске. Надо продеть руки ребенка до подмышек в глухую петлю, соединительный узел должен находиться на спине. Обязательно нужно проверить прочность веревки, прочность петли и надежность узла.

2.4. Порядок действий при пожаре

Своевременное сообщение о пожаре руководству и дежурным службам объекта после сообщения в службу "01" следует считать необходимым условием организации эффективных действий по спасанию людей и тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны. Получив сигнал о пожаре, руководство организации сможет привлечь силы и технические средства объекта к осуществлению необходимых мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания. Следует остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях. Необходимо проверить включение в работу автоматических систем пожаротушения и дымоудаления, прекратить производственные работы в здании, удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара.

Дежурный электрик, прибыв к месту пожара, должен оценить обстановку, спрогнозировать возможность образования новых очагов огня на другом электрооборудовании и выбрать (при необходимости) адекватную угрозе схему отключения электроэнергии.

Дежурные охранники объекта, получив сообщение о пожаре, должны до прибытия пожарной охраны принять меры по освобождению подъездов к зданиям от машин, а также обеспечить порядок в районе очага пожара до прибытия сотрудников милиции.

Пример плана эвакуации

УТВЕРЖДАЮ

Директор

А.Н. Новиков

"__" __________ 200_ г.

ПЛАН ЭВАКУАЦИИ

2.5. Основные фазы пожара

Для того, чтобы меры по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны не привели к жертвам среди добровольцев и работников объекта, должностное лицо, организующее действия по первичному пожаротушению, должно владеть хотя бы минимальными знаниями о динамике развития пожара. В общей схеме развития пожара следует различать три основные фазы: начальная стадия (не более 10 минут), стадия объемного развития пожара, затухающая стадия пожара.

I фаза пожара (10 минут) - начальная стадия, включающая переход возгорания в пожар (1 - 3 минуты) и рост зоны горения (5 - 6 минут). В течение первой фазы происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючего вещества или материала. Горение сопровождается обильным дымовыделением, что затрудняет определение места очага пожара. Среднеобъемная температура повышается в помещении до 200 °C (темп увеличения среднеобъемной температуры в помещении 15° в минуту). Приток воздуха в помещение сначала увеличивается, а затем медленно снижается. Очень важно в это время обеспечить изоляцию данного помещения от наружного воздуха и вызвать пожарные подразделения при первых признаках пожара (дым, пламя). Не рекомендуется открывать или вскрывать окна и двери в горящее помещение. В некоторых случаях, при достаточном обеспечении герметичности помещения, наступает самозатухание пожара. Если очаг пожара виден, обнаружен на этой стадии развития пожара, то существует возможность принять эффективные меры по тушению огня первичными средствами пожаротушения (огнетушители, ящики с песком, асбестовые полотна, грубошерстные ткани, бочки или емкости с водой) до прибытия пожарных подразделений.

II фаза пожара (30 - 40 минут) - стадия объемного развития пожара.

В течение второй фазы происходит бурный процесс, температура внутри помещения поднимается до 250 - 300 °C. Начинается объемное развитие пожара, когда пламя заполняет весь объем помещения, и процесс распространения пламени происходит уже не поверхностно, а дистанционно, через воздушные разрывы. Разрушение остекления - через 15 - 20 минут от начала пожара. Из-за разрушения остекления приток свежего воздуха резко увеличивает развитие пожара. Темп увеличения среднеобъемной температуры - до 50° в минуту. Температура внутри помещения повышается с 500 - 600 до 800 - 900 °C. Максимальная скорость выгорания - 10 - 12 минут. Стабилизация пожара происходит на 20 - 25 минуте от начала пожара и продолжается 20 - 30 минут.

На этой стадии развития пожара попытки тушить огонь первичными средствами пожаротушения не только бесполезны, но и приводят к гибели добровольцев. Если очаг горения выявлен на стадии объемного развития пожара, то роль первичных средств пожаротушения (огнетушители, ящики с песком, асбестовые полотна, грубошерстные ткани, бочки или емкости с водой) сводится только к тому, чтобы не допустить распространение огня по путям эвакуации и, тем самым, обеспечить беспрепятственное спасение людей. Для непосредственного тушения пожара, его локализации и недопущения распространения огня на новые площади до прибытия подразделений пожарной охраны возможно применение (при условии предварительного обесточивания и наличия у добровольцев опыта тренировочной подготовки) воды из поэтажных пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода.

Лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности, обязаны позаботиться о том, чтобы в зоне их ответственности на всех ключах, кнопках и рукоятках управления были надписи, указывающие операцию, для которой они предназначены ("включать", "отключать", "убавить", "прибавить" и др.), чтобы работники могли самостоятельно (без дежурного электрика), своевременно (до применения воды из пожарных кранов), безошибочно провести снятие напряжения с объектов в зоне пожара. Кроме того, на лицевой стороне силовых электрощитов и сборок сети освещения должны быть надписи с указанием их наименования и номера, а с внутренней стороны (например, на дверцах) должны быть описи автоматических выключателей, обеспечивающих селективность отключения получающих от них питание потребителей тока.

III фаза пожара - затухающая стадия пожара.

В течение третьей фазы происходит догорание в виде медленного тления, после чего через некоторое время (иногда весьма продолжительное) пожар догорает и прекращается. Однако, несмотря на затухающую стадию, пожар все равно требует принятия мер по его ликвидации, иначе, под воздействием внезапного порыва ветра или обрушения конструкции, пожар может разгореться с новой силой и отрезать от путей эвакуации работников, потерявших ощущение опасности. Обычно ликвидация пожара, прошедшего полную стадию объемного развития, требует тщательного пролива водой всех пораженных огнем площадей. При этом, для обнаружения горящих углей и очагов тления необходимо проводить частичную разборку конструкций, сдвигать с мест крупные обгоревшие предметы, а также проверять стены, полы и потолки на ощупь: они должны быть холодными.

Внимание: после полной ликвидации пожара свободный доступ на место пожара должен быть запрещен! Дело не только в том, что необходимо сохранить место пожара в нетронутом виде для работы экспертов-дознавателей по определению причин пожара, но и в том, что после пожара всегда существует угроза обвала. Металлические опоры, не покрытые защитным слоем, расширяются под действием высокой температуры и сужаются под действием охлаждающей их воды. Кроме того, при 450 °C наступает предел текучести незащищенной стали, что значительно увеличивает опасность обрушения конструкции.

Важно понимать, что прибывшие по вызову подразделения пожарной охраны не могут мгновенно приступить к боевым действиям по тушению пожара без проведения соответствующей разведки, которая необходима для оценки обстановки и принятия правильных решений. При проведении разведки руководителю тушения пожара необходимо установить:

Наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

Наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

Точное место и площадь горения, что именно горит, а также пути распространения огня и дыма;

Наличие, состояние и возможность использования средств противопожарной защиты объекта;

Местонахождение, состояние, возможные способы использования ближайших водоисточников;

Наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;

Возможные пути ввода сил и средств для спасания людей и тушения пожара, а также иные данные, необходимые для выбора решающего направления боевых действий.

Немедленная встреча прибывших к месту пожара подразделений пожарной охраны должностными, ответственными лицами объекта для оказания необходимой консультации по вышеназванным вопросам позволяет значительно сократить время на проведение разведки и повысить эффективность боевых действий пожарных по спасанию людей и ликвидации пожара.

2.6. Предварительное планирование боевых действий членов добровольных противопожарных формирований по тушению пожара первичными средствами пожаротушения в помещении

2.6.1. Определение резерва времени для работы со средствами пожаротушения

При организации действий членов добровольных противопожарных формирований (членов ДПД) на предприятиях необходимо определить время, в течение которого пожарные добровольцы могут без угрозы для жизни и здоровья действовать по тушению пожаров (загораний) в определенном помещении.

ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования" содержит положение о том, что эвакуация людей (характеризуется расчетным временем эвакуации ), должна быть завершена до наступления минимального критического значения опасных факторов пожара (необходимого времени эвакуации ). Кроме этого необходимо учитывать время, затраченное на приведение в действие средств пожаротушения (1 минута).

Таким образом, резерв времени для работы со средствами пожаротушения - это время, в течение которого члены добровольных противопожарных формирований могут без риска для жизни и здоровья действовать по тушению пожаров (загораний) после введения первичных средств пожаротушения.

Резерв времени для работы со средствами пожаротушения определяется по формуле:

2.6.2. Определение площади зоны риска

Зона риска - зона, возникновение пожара в которой может осложнить ситуацию в целом: повысить динамику нарастания опасных факторов пожара, блокировать эвакуационные выходы, эвакуацию людей и средства пожаротушения. Зона риска зависит от размещения пожарной нагрузки.

Площадь зоны риска можно определить по формуле для расчета площади пожара (рассматривается круговая форма распространения пожара, так как в этом случае динамика нарастания площади пожара будет максимальной и, как следствие, площадь зоны риска также принимает максимальное значение):

Где - расстояние, пройденное фронтом горения за время свободного развития пожара, м.

Расстояние, пройденное фронтом горения за время свободного развития пожара, определяется по формуле:

Где - линейная скорость распространения пожара, м/мин. Линейная скорость распространения пожара принимается по справочной литературе;

Время, затраченное членами ДПД на приведение в действие средств пожаротушения (1 минута).

При определении необходимо учитывать время обнаружения пожара .

2.6.3. Выбор и определение необходимого количества средств пожаротушения

На начальной стадии развития пожара имеется возможность тушения (локализации) пожара членами добровольных противопожарных формирований с помощью огнетушителей и установленных на объекте пожарных кранов.

При определении площади зон риска была определена площадь пожара на момент введения средств пожаротушения членами добровольных противопожарных формирований. Учитывая технические характеристики огнетушителей выбирается тип и необходимое количество огнетушителей для тушения пожара исходя из условия:

Где - площадь пожара на момент введения средств пожаротушения, м2;

Огнетушащая способность огнетушителя, м2;

N - количество огнетушителей.

2.6.4. Выбор и определение необходимого количества пожарных кранов для тушения пожара

Для того, чтобы определить необходимое количество пожарных кранов, задействованных членами добровольных противопожарных формирований для тушения пожара, следует рассчитать требуемый расход огнетушащих средств.

Требуемый расход огнетушащих средств для локализации пожара определяется по формуле:

Где - площадь локализации на момент введения членами добровольных противопожарных формирований стволов от пожарных кранов на тушение пожара, м2;

Интенсивность подачи огнетушащих средств, л/(м2с).

Интенсивность подачи огнетушащих средств определяется по справочной литературе (см. табл. 6).

Площадь локализации на момент введения членами добровольных противопожарных формирований стволов от пожарных кранов на тушение пожара следует уточнять:

Если , то ,

Где - глубина тушения, 5 метров;

Если , то .

Затем необходимо определить фактический расход огнетушащих средств (в соответствии с табл. 7), исходя из технических характеристик имеющихся на объекте пожарных кранов.

Соблюдение условия означает, что средств пожаротушения достаточно для тушения пожара.

Также, выбирая пожарный кран для тушения пожара, необходимо заранее знать и учитывать длину рукавов, которыми оборудованы конкретные пожарные краны вокруг зоны пожара. Обычная стандартная длина пожарного рукава - 20 метров. Иногда пожарные краны могут быть снабжены рукавами длиной 10 или 15 метров. Если расстояние от опасной зоны пожара до конкретного пожарного крана будет меньше длины его пожарного рукава, то применение этого ПК окажется совершенно невозможным. Работающий с пожарным стволом не сможет проложить прямую рукавную линию к месту пожара, и вынужденные перегибы рукава перекроют подачу воды (высокое давление воды не распрямляет загибы, а блокирует движение воды в перегибах рукава).

2.6.5. Определение количества и порядка действий членов добровольных противопожарных формирований при тушении пожара

Примерная расстановка членов ДПД и порядок их действий:

1 член ДПД сообщает о пожаре;

2 члена ДПД выделяются для отключения электроснабжения;

1 член ДПД располагается у выхода из помещения для того, чтобы информировать членов ДПД, производящих тушение пожара, об окончании резерва времени для работы со средствами пожаротушения;

1 член ДПД прокладывает рукавную линию со стволом и работает по тушению пожара;

1 член ДПД открывает вентиль пожарного крана и затем работает подствольщиком по тушению пожара.

При этом необходимо учитывать медицинские противопоказания.

Таблица 1

Удельная массовая скорость выгорания и низшая теплота

сгорания некоторых веществ и материалов

┌───────────────────────────────────┬──────────────────┬──────────────────┐ │ Вещества и материалы │Удельная массовая │ Низшая теплота │ │ │ скорость │ сгорания, МДж/кг │ │ │выгорания, кг/м2 с│ │ ├───────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │Книги, журналы │ 0,011 │ 14,5 │ ├───────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │Клееные стройматериалы, фанера │ 0,0089 │ 18,4 │ ├───────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │Текстильные изделия │ 0,0244 │ 16,7 │ ├───────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │Мебель + линолеум ПВХ (0,9 + 0,1) │ 0,0137 │ 14,0 │ ├───────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │Электроматериалы │ 0,0076 │ 20,9 │ ├───────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │Бумага в рулонах │ 0,008 │ 15,1 │ ├───────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │Органическое стекло │ 0,0041 │ 26,4 │ ├───────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │Тара │ 0,018 │ 20,71 │ ├───────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │Упаковка │ 0,0132 │ 23,54 │ ├───────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │Мебель + ткани (0,75 + 0,25) │ 0,0162 │ 14,9 │ └───────────────────────────────────┴──────────────────┴──────────────────┘

Таблица 2

Дымообразующая способность некоторых веществ и материалов

┌──────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐ │ Вещества и материалы │ Дымообразующая способность, │ │ │ Нп м2/кг │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │Книги, журналы │ 49,5 │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │Клееные стройматериалы, фанера │ 104 │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │Текстильные изделия │ 60,6 │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │Мебель + линолеум ПВХ (0,9 + 0,1) │ 47,7 │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │Электроматериалы │ 327 │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │Бумага в рулонах │ 41 │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │Органическое стекло │ 78 │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │Тара │ 155 │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │Упаковка │ 172 │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │Мебель + ткани (0,75 + 0,25) │ 58,5 │ └──────────────────────────────────────────┴──────────────────────────────┘

Таблица 3

Удельный выход токсичных газов при горении некоторых

веществ и материалов

┌───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐ │ Вещества и материалы │ Удельный выход токсичных газов, │ │ │ L кг/кг │ │ │ i │ │ ├────────────┬───────────┬────────────┤ │ │ L │ L │ L │ │ │ CO │ CO │ HCl │ │ │ │ 2 │ │ ├───────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤ │Книги, журналы │ 0,094 │ 1,1087 │ - │ ├───────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤ │Клееные стройматериалы, фанера │ 0,121 │ 0,54 │ - │ ├───────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤ │Текстильные изделия │ 0,0626 │ 0,879 │ - │ ├───────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤ │Мебель + линолеум ПВХ (0,9 + 0,1) │ 0,03 │ 1,478 │ 0,0058 │ ├───────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤ │Электроматериалы │ 0,0556 │ 0,375 │ 0,0054 │ ├───────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤ │Бумага в рулонах │ 0,1077 │ 0,6635 │ - │ ├───────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤ │Органическое стекло │ 0,1266 │ 1,795 │ - │ ├───────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤ │Тара │ 0,094 │ 0,97 │ 0,0046 │ ├───────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤ │Упаковка │ 0,112 │ 0,679 │ 0,0037 │ ├───────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┤ │Мебель + ткани (0,75 + 0,25) │ 0,0193 │ 1,32 │ - │ └───────────────────────────────────┴────────────┴───────────┴────────────┘

Таблица 4 │Книги, журналы │ 0,25 │ ├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤ │Тара │ 0,15 │ └─────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘

2.6.6. Порядок пользования огнетушителями и подручными средствами пожаротушения

Успех использования огнетушителей зависит не только от их исправного состояния, но и от того, насколько работники знакомы с принципом и особенностями их применения. Изучать руководства по применению, надписи и пиктограммы на корпусах огнетушителей, показывающие порядок приведения их в действие, следует не в случае пожара, а в спокойных условиях регулярных противопожарных инструктажей. Необходимо предоставить возможность каждому работнику не только подержать в руках огнетушитель (оценить его вес и свои возможности), но и попробовать снять его с подвесных кронштейнов (если он расположен не в специальном шкафу, а на стене или на полу с применением средств фиксации от возможного падения при случайном воздействии). Идеальной считается тренировка с практическим применением огнетушителей.

Самыми распространенными типами огнетушителей на сегодняшний день являются: порошковые огнетушители (ОП), углекислотные огнетушители (ОУ) и воздушно-пенные огнетушители (ОВП). Принцип приведения в действие этих типов огнетушителей одинаковый: необходимо сорвать пломбу и вынуть блокирующий фиксатор (предохранительную чеку), затем следует ударить рукой по кнопке запускающего устройства огнетушителя или воздействовать на пусковой рычаг, расположенный в головке огнетушителя, и направить огнетушащее вещество через ствол, насадку, раструб или шланг на очаг горения.

Таблица 7

Фактический расход воды на внутреннее пожаротушение

┌──────────┬──────────┬──────────────┬──────────┬──────────────┬──────────┬──────────────┐ │ Высота │Производи-│ Напор, м, │Производи-│ Напор, м, │Производи-│ Напор, м, │ │компактной│тельность │ у пожарного │тельность │ у пожарного │тельность │ у пожарного │ │ части │пожарной │ крана с │пожарной │ крана с │пожарной │ крана с │ │струи или │струи, л/с│ рукавами │струи, л/с│ рукавами │струи, л/с│ рукавами │ │помещения,│ │ длиной, м │ │ длиной, м │ │ длиной, м │ │ м │ ├────┬────┬────┤ ├────┬────┬────┤ ├────┬────┬────┤ │ │ │ 10 │ 15 │ 20 │ │ 10 │ 15 │ 20 │ │ 10 │ 15 │ 20 │ │ ├──────────┴────┴────┴────┴──────────┴────┴────┴────┴──────────┴────┴────┴────┤ │ │ Диаметр спрыска наконечника пожарного ствола, мм │ │ ├─────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────────┤ │ │ 13 │ 16 │ 19 │ ├──────────┴─────────────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────────────┤ │ 18 │ 3,6 │ 38 │38,3│38,5│ 5,1 │33,8│34,2│34,6│ 7 │32,9│33,8│34,8│ ├──────────┼──────────┼────┼────┼────┼──────────┼────┼────┼────┼──────────┼────┼────┼────┤ │ 20 │ 4 │46,4│46,7│ 47 │ 5,6 │41,2│41,8│42,4│ 7,5 │37,2│38,5│39,7│ └──────────┴──────────┴────┴────┴────┴──────────┴────┴────┴────┴──────────┴────┴────┴────┘

Особенность применения огнетушителей порошкового типа заключается в том, что в замкнутом пространстве помещений проход через зону выброса мелкодисперсного порошка становится невозможным: порошок забивает глаза, дыхательные пути. Поэтому применять порошковые огнетушители следует из места расположения между очагом пожара и эвакуационным выходом. Допускается тушить порошковыми огнетушителями оборудование, находящееся под напряжением до 1000 В без предварительного обесточивания.

Особенность применения огнетушителей углекислотного типа в том, что углекислота не причиняет порчи объекту тушения, обладает хорошими диэлектрическими свойствами (возможно тушение электрооборудования под напряжением до 1000 В). Однако применение двуокиси углерода имеет и недостатки: охлаждение металлических деталей и раструба огнетушителя достигает -60 °C, в замкнутом пространстве помещений происходит заметное снижение содержания кислорода и увеличение доли углекислого газа, что может вызвать удушье и потерю сознания.

Особенностью применения огнетушителей воздушно-пенного типа является то, что ими категорически запрещается тушить электрооборудование под напряжением без предварительного обесточивания (воздушно-механическая пена включает в свой состав воду и не обладает диэлектрическими свойствами).

Химические пенные огнетушители (ОХП-10) и другие устаревшие модели огнетушителей, приводимые в действие путем их переворачивания, в настоящее время сняты с производства и должны быть исключены из всех инструкций и рекомендаций по пожарной безопасности.

Особенность применения песка для тушения разлитых горючих жидкостей (керосин, бензин, масло, смолы, клеи, краски и др.) заключается в том, что насыпать песок следует не в очаг горения (иначе произойдет разбрызгивание и растекание горящей жидкости), а главным образом по внешней кромке горящей зоны, стараясь окружать песком место горения. Затем при помощи лопаты нужно покрыть горящую поверхность слоем песка, который впитает жидкость и собьет огонь.

Асбестовое полотно, грубошерстные ткани или войлок (кошма, покрывало из негорючего материала) эффективно используются для изоляции очага горения от доступа воздуха, но безопасно могут применяться лишь при небольшом очаге горения - на площади не более 50% от площади применяемого полотна.

Таблица 8

Технические характеристики некоторых огнетушителей

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ II. Цели тренировки: - обучение персонала умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара; - поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществления действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации; - обучение навыкам и действиям по предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре, правилам пользования индивидуальными средствами защиты; - обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с подразделениями государственной противопожарной службы (ГПС) и медицинским персоналом; - выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара; - отработка организации немедленного вызова подразделений ГПС и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара; - обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей; - проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности; - проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия подразделения ГПС. III. Состав участников объектовой тренировки: заместители директора, ИТР, персонал, сотрудники ГПС (по согласованию). IV. Этапы тренировки: - первый подготовительный этап - проведение занятий со всеми категориями сотрудников и ИТР; - второй подготовительный этап - проведение дополнительного инструктажа с сотрудниками, отвечающими за состояние систем автоматической противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации; проверка состояния средств автоматической противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации; - третий подготовительный этап - проведение занятий с сотрудниками по теме: "Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами"; - четвертый этап - проведение тренировки (подача сигнала о возникновении условного пожара, проведение эвакуации, тушение условного пожара, организация встречи сотрудников ГПС); - пятый этап - разбор тренировки. V. Подведение итогов тренировки по эвакуации и тушению условного пожара: - подготовка справки по итогам подготовки и проведения тренировки по эвакуации и тушению условного пожара; - подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков. Заместитель директора - начальник штаба тренировки А.П. Петров

3.3. Проект календарного плана подготовки и проведения общеобъектовой тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций

"Утверждаю" Директор А.Н. Новиков "__" ___________ 200_ г. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН подготовки и проведения общеобъектовой тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций ┌───┬────────────────────────────────┬──────────────────┬──────────┬─────────────┬──────────┐ │ N │ Мероприятия │ Дата и время │ Место │Ответственный│Отметка о │ │п/п│ │ проведения │проведения│ исполнитель │выполнении│ ├───┼────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┼─────────────┼──────────┤ │1. │Доведение указаний по разработке│"__" _____ 200_ г.│Кабинет │Директор - │ │ │ │документов по проведению │ │директора │руководитель │ │ │ │тренировки до сведения │ │ │тренировки │ │ │ │заместителей директора │ │ │ │ │ ├───┼────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┼─────────────┼──────────┤ │2. │Доведение плана подготовки и │"__" _____ 200_ г.│Актовый │Начальник │ │ │ │проведения тренировки, а также │ │зал │штаба │ │ │ │методических материалов до │ │ │тренировки │ │ │ │сведения сотрудников │ │ │ │ │ ├───┼────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┼─────────────┼──────────┤ │3. │Доведение плана подготовки и │"__" _____ 200_ г.│Актовый │Начальник │ │ │ │проведения тренировки, а также │ │зал │штаба │ │ │ │обязанностей (проведение │ │ │тренировки │ │ │ │совещания) до сведения │ │ │ │ │ │ │посредников │ │ │ │ │ ├───┼────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┼─────────────┼──────────┤ │4. │Проведение дополнительного │"__" _____ 200_ г.│Актовый │Начальник │ │ │ │инструктажа с сотрудниками, │ │зал │штаба │ │ │ │отвечающими за состояние систем │ │ │тренировки │ │ │ │автоматической противопожарной │ │ │ │ │ │ │защиты объекта, первичных │ │ │ │ │ │ │средств пожаротушения и путей │ │ │ │ │ │ │эвакуации; проверка состояния │ │ │ │ │ │ │средств автоматической │ │ │ │ │ │ │противопожарной защиты объекта, │ │ │ │ │ │ │первичных средств пожаротушения │ │ │ │ │ │ │и путей эвакуации │ │ │ │ │ ├───┼────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┼─────────────┼──────────┤ │5. │Доклад директору о готовности │"__" _____ 200_ г.│Кабинет │Начальник │ │ │ │сотрудников и объекта к │ │директора │штаба │ │ │ │проведению тренировки │ │ │тренировки │ │ ├───┼────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┼─────────────┼──────────┤ │6. │Проведение практической │"__" _____ 200_ г.│Объект │Руководитель │ │ │ │тренировки: │ │ │тренировки │ │ │ │- подача сигнала о возникновении│____ ч ____ мин. │ │ │ │ │ │условного пожара; │ │ │ │ │ │ │- проведение эвакуации; │____ ч ____ мин. │ │ │ │ │ │- тушение условного пожара; │____ ч ____ мин. │ │ │ │ │ │- организация встречи │____ ч ____ мин. │ │ │ │ │ │сотрудников ГПС │ │ │ │ │ ├───┼────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┼─────────────┼──────────┤ │7. │Подготовка справки по итогам │"__" _____ 200_ г.│ │Начальник │ │ │ │подготовки и проведения │ │ │штаба │ │ │ │тренировки по эвакуации и │ │ │тренировки │ │ │ │тушению условного пожара, │ │ │ │ │ │ │разбор │ │ │ │ │ ├───┼────────────────────────────────┼──────────────────┼──────────┼─────────────┼──────────┤ │8. │Подготовка приказа по итогам │"__" _____ 200_ г.│Актовый │Руководитель │ │ │ │тренировки с постановкой задач │ │зал │тренировки │ │ │ │по устранению выявленных │ │ │ │ │ │ │недостатков │ │ │ │ │ └───┴────────────────────────────────┴──────────────────┴──────────┴─────────────┴──────────┘ Заместитель директора - начальник штаба тренировки А.П. Петров

3.4. Проект справки (акта) об итогах организации подготовки и проведения общеобъектовой тренировки

Некоторые особенности проведения тренировок эвакуации при пожаре

Как правило, при проведении тренировки эвакуации при пожаре необходимо моделировать разнообразные ситуации. Здесь мы подразумеваем различные места возникновения условного пожара в вашей организации, а также недоступность того или иного эвакуационного выхода вследствие возникновения пожара.

Вам может быть это интересно:

Это условие позволяет вспомнить (или узнать вновь) каждому работнику или посетителю все основные и запасные эвакуационные выходы из здания и помещения вашего объекта. Очень важно, что тренировка лишний раз подчеркивает руководству предприятия или организации значимость содержания эвакуационных путей в удовлетворительном состоянии.


Рис. 4. Эвакуационный выход

Иногда, в зависимости от типа здания имеются некоторые условности оповещения о пожаре. Так, например, система речевого оповещения в детских садах, больницах, домах престарелых и инвалидов, психиатрических больницах, оповещают только работников учреждения.

Скачать основные нарушения Правил противопожарного режима в РФ, которые допускают собственники объектов, проверяемые пожарными инспекторами, можно !


Рис. 5. Оповещение о пожаре

Задачи тренировки эвакуации при пожаре:

1. Проверить готовность ваших работников к проведению , плюс проверить их умение использовать первичные средства пожаротушения по назначению.

2. Обучить оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при возникновении пожара.

3. Обучить работников использовать средства индивидуальной защиты (респираторы, противогазы, защитные костюмы).

4. Проверить умение ваших работников правильно и в кратчайший срок организовать вызов пожарной охраны при возникновении задымления.

5. Обучить работников правилам встречи первых пожарных автомобилей, прибывших к месту пожара.

6. Проверить в целом знания вашего персонала требований пожарной безопасности.

7. Проверить знания ваших работников мест расположения первичных средств пожаротушения, пожарных кранов, систем внутреннего пожаротушения зданий и т.д.

8. Проверить умения и навыки руководителя в организации своих действий по предназначению до прибытия первых пожарных команд.

9. Проверить умение работников организации осуществить сбор в заранее указанном месте вне здания (точке сбора).

10. Обучить работников правилам взаимодействия с пожарной охраной, газовой службой и медицинским персоналом.

Вам может быть это интересно:

Пакет документов по пожарной безопасности разработаем и пришлем на Ваш E-mail за 3000 рублей.

Документы пожарной безопасности

Разработаем все документы персонально под вашу организацию

В пакете документов по пожарной безопасности имеются приказы, инструкции и журналы, которые необходимо иметь организации любой формы собственности

4000 руб./комплект

Задать вопрос Оформить заказ

Для звукового оповещения людей о пожаре или чрезвычайной ситуации предусмотрена специальная кнопка звукового оповещения. Она монтируется в вашей организации в то время, когда специальная фирма устанавливает у вас систему пожарной сигнализации и (или) систему пожаротушения. Этот аспект очень важен в вопросе тренировки эвакуации при пожаре.

Тренировка эвакуации при пожаре невозможна без плана эвакуации людей при пожаре. В данном документе указаны все эвакуационные пути, средства противопожарной защиты, размещение телефонов, аптечек первой медицинской помощи и т.д.

Одной из самых важных задач педагогического состава образовательного учреждения является предупреждение и предотвращение пожара. Но если пожар возник – главным мероприятием становится безопасная эвакуация людей из здания. От подготовленности персонала и точности их действий при проведении эвакуации зависят жизни людей.

Документация

Учебная эвакуация — это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в системе мер по обеспечению пожарной безопасности в образовательном учреждении.

Перед проведением учебной эвакуации составляется план проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре.

Издается приказ по образовательному учреждению «О проведении плановой учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара»

Основным документом, регламентирующим порядок действий работников и учащихся на случай пожара, является план эвакуации школы, состоящий из графической и текстовой частей.

По итогам проведенного мероприятия составляется акт, в котором изложены результаты отработки эвакуации, отмечают недостатки и предлагают меры по улучшению проведения и организации будущих учебных тренировок.

Подготовка к учебной эвакуации

Как и в любом деле, подготовка к тренировке по эвакуации важная часть мероприятия. На плечи руководителя образовательного учреждения ложатся следующие обязанности:

  • Руководитель совместно с заместителями повторяет знания положений на случай пожара в ОУ, изучают положение о проведении учебной эвакуации, изучают действия персонала и учащихся при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Руководитель утверждает план подготовки и план проведения учебной эвакуации из здания ОУ в случае возникновения пожара.
  • Утвердить перечень вводных заданий для выполнения их работниками и учащимися структурных подразделений образовательного учреждения при проведении учебной тренировки;
  • Организовать проведение учебных занятий администрацией образовательного учреждения (заместителем директора по учебно-воспитательной работе и заместителем директора по безопасности) с учебно-воспитательным и обслуживающим составом по изучению положения на случай пожара в образовательном учреждении, планов эвакуации и положения о проведении в образовательном учреждении учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара;
  • Организовать проведение учебных занятий классных руководителей с учащимися своих классов по изучению положения на случай пожара в образовательном учреждении и планов эвакуации на случай пожара, учитывая различные места возможного возгорания, пожара
  • Назначить ответственного за проведение инструктажа по инструкции о порядке по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре;
  • Утвердить список наблюдателей (экспертов) из состава должностных лиц образовательного учреждения или из работников другого образовательного учреждения, комитета по образованию, которые будут контролировать ход проведения учебной тренировки (оценивать действия работников по эвакуации учащихся; фиксировать время эвакуации, осматривать помещения после эвакуации работников и учащихся и т. п.);
  • Утвердить список фотографов и видеооператоров для съемок проведения учебной тренировки (при необходимости);
  • Утвердить дату, порядок проведения учебной тренировки согласовать с местным отделом по ЧС;
  • Издать приказ по образовательному учреждению «О проведении плановой учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара»;

Пожарная тревога

Пожарная тревога в школе, как и во всех общественных учреждениях, осуществляется при помощи пожарной сигнализации. В дополнение к этому о пожаре может идти речевое сообщение.

Учитель кратко объясняет, что после сигнала пожарной сирены нельзя паниковать и бежать одному по зданию школы, ведь, он в условиях задымления может заблудиться. В этот момент ответственные за противопожарную безопасность открывают запасные и центральные выходы и начинается поэтапная эвакуация школьников.

Действия учителя

В случае возникновения возгорания в школе учителю необходимо как можно эффективнее предотвратить панику учащихся. Спокойно и уверенное поведение поможет детям сконцентрироваться на ситуации и внимательно подойти к этапу эвакуации.

Учителю необходимо узнать, через какое помещение необходимо будет эвакуироваться, насколько безопасен тот или иной путь выхода из здания. Раздать средства индивидуальной защиты, смоченные водой. Также разъяснить, что бежать в зону возгорания и пытаться ликвидировать огонь нельзя. Этим будут заниматься более подготовленные люди.

После этого предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Из вещей учитель возьмёт только школьный журнал. После выхода из здания школьники не должны разбегаться, так как учителю необходимо убедиться, что все вверенные ему дети вне зоны опасности, и доложить директору результаты ответственного мероприятия. Для составления списков детей поможет школьный журнал.

Эвакуация учащихся и персонала

Для уменьшения нагрузки на коридоры обязательно соблюдается очерёдность эвакуации школьников. Первыми выводятся школьники, оказавшиеся в помещениях, близких к очагам возгорания. Затем начинается эвакуация детей с верхних этажей, начиная с младших классов.

По более безопасному пути школьники выводятся парами. Движение всей группы направляет учитель, а замыкают группу самые физически развитые мальчики, способные оказать помощь более слабым товарищам. Они же закрывают за собой двери, чтобы ослабить интенсивность распространения огня.

Директор школы и ответственные лица должны эвакуироваться из горящего здания последним.

Периодичность тренировок по эвакуации

Регулярное проведение учебных тренировок по эвакуации обеспечит готовность быстро и безопасно покинуть здание в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Законом определена периодичность этих действий – тренировка по эвакуации должна проводится не реже 2-х раз в год .