Порядок обжалования действий и решений. Вышестоящий орган центр занятости населения Куда пожаловаться на центр занятости населения


В России действует достаточно большое количество организаций, на которые возложена сложная и важная задача – помочь гражданам и обеспечить им комфортную жизнь. Одна из таких организаций – служба занятости. У неё имеется множество задач, главными же являются выплаты пособий безработному населению, а так же помощь в трудоустройстве всем заинтересованным гражданам.

Выполняет свою работу данная служба с помощью центров занятости. Как правило, их работа проходит в соответствии со строгими инструкциями и протоколами. Но случается и так, что центр работает плохо, нарушает права граждан, совершает ошибки. И в этом случае нужно жаловаться. О том, как и куда можно жаловаться на центр занятости, мы расскажем в нашей статье.

Куда можно подать обращение

Существует не так уж много мест, в которые можно пожаловаться на центр занятости. Связано это с тем, что нарушения, которые она может совершить, достаточно сложно как – либо квалифицировать, так как они не попадают ни под надзор Трудовой инспекции, ни под надзор Роспотребнадзора.

Пожаловаться можно всего в четыре места:

  1. В сам центр занятости руководству;
  2. В Комитет по труду и занятости населения;
  3. В прокуратуру;
  4. В суд.

Все эти организации достаточно сильно различаются между собой, по разному проводят проверки и разбирают только те случаи, которые находятся в сфере их полномочий. Так что рассматривать их стоит по отдельности.

Мирное урегулирование. Жалоба руководству

Самое важное при подаче жалобы на центр занятости – попробовать мирное урегулирование конфликта. Даже если эта попытка ничего не даст или результат вам не устроит, у вас всегда будет доказательство того, что вы хотя бы пытались найти решение сложившейся проблемы без обращения в госслужбы.

Для того, чтобы провести мирное урегулирование, вам нужно обратиться с жалобой на центр занятости в этот самый центр. Для этого вам потребуется написать письмо к руководству, состоящее из трех частей:

  • Заголовок. В него нужно вписать название и адрес центра занятости, ФИО руководителя, ваши ФИО и данные по регистрации. Добавьте контакты для более удобной связи;
  • Информационная часть. В ней нужно подробно описать, когда и зачем вы обратились в центр занятости, из – за чего возникла проблема, каковы были ваши действия и действия сотрудника центра занятости. Затем опишите вашу просьбу;
  • Заключение. В него вам потребуется вписать вашу подпись и поставить дату. Если к письму будут прикреплены бумаги, то нужно будет провести их опись.

Инфо

При написании обращения вы должны использовать деловой стиль, избегать нецензурной лексики и оскорблений – только в этом случае жалобу рассмотрят. После передачи вашего заявления вам потребуется подождать месяц – это максимальный срок рассмотрения претензий подобного типа. По истечению 30 суток вам должны предоставить официальный письменный ответ, в противном случае жалобу можно считать проигнорированной. Обязательно сохраняйте копию вашей жалобы и письмо с официальным ответом – они вам пригодятся в будущем.

Комитет по труду и занятости населения

Пожалуй единственной организацией, напрямую занимающейся центрами занятости, является Комитет по труду и занятости населения. У этой службы достаточно много задач, главными из которых являются:

  • Определение основных направлений государственной политики в сфере трудоустройства и занятости;
  • Содействие переселению граждан на незаселенные территории по программе помои соотечественникам с целью создания рабочих мест;
  • Контроль за соблюдением прав граждан на трудоустройство;
  • Помощь курирующим службам в охране труда;
  • Контроль общей занятости населения в регионах;
  • Помощь в реализации государственных программ, направленных на создание рабочих мест;
  • Контроль исполнения законов, отвечающих за занятость граждан.

Таким образом, она может ограниченно повлиять на центр занятости, но только в том случае, если он препятствует нормальному трудоустройству соискателей. Обращение в Комитет по труду и занятости населения практически полностью аналогично жалобе в сам центр, но содержит некоторые значительные отличия:

  • Заголовок. Содержит адрес и наименование комитета, ваши ФИО и адрес регистрации, а так же контакты для связи;
  • Информационная часть. В неё прописываются все данные о том, какое именно было совершено нарушение, в каком центре занятости оно произошло, как именно вы пробовали урегулировать сложившуюся ситуацию и как на это отреагировали со стороны центра. Завершается информационная часть перечнем просьб к Комитету по труду и занятости населения;
  • Заключение. Оно будет содержать опись приложенных бумаг (обязательно приложите копию заявления и ответ от руководства центра), вашу подпись и дату подачи претензии.

Инфо

Как и жалоба руководству цента, претензия, направленная в Комитет по труду и занятости населения будет рассматриваться не более 30 суток. По окончанию проверки вам придет уведомление с информацией по предпринятым мерам.

Прокуратура

Жалоба в прокуратуру подается в том случае, если при работе центра занятости были нарушены ваши гражданские права. Например, если вам не поступают положенные пособия, сотрудники отделения потеряли ваши бумаги или разгласили персональные сведения без вашего одобрения.

Жалоба в прокуратуру пишется абсолютно так же, как и претензия в Комитет по труду и занятости населения. Гораздо интереснее проходит её рассмотрение, так как оно имеет множество отличий от обычной процедуры. В первую очередь после рассмотрения самой претензии прокуратура начинает дело. После этого она начинает активное сотрудничество с заявителем, параллельно проводя проверку в самом центре. В это время от заявителя могут потребовать массу дополнительных документов и сведений.

Ограничено такое расследование всего двумя неделями. По прошествии 15 дней заявитель должен получить ответ от представителя прокуратуры. Но порой может потребоваться дополнительное разбирательство. В этом случае заявителю направляется письмо, в котором указывается причина задержки и дата окончания разбирательства. По истечении данного срока прокуратурой присылается письмо с указанием результата расследования, а к центру занятости применяются соответствующие меры.

Суд

Самой последней инстанцией является суд, который рассмотрит вашу жалобу лишь в тех случаях, когда обращение в другие госучреждения не дали результата либо если конфликт с центром занятости они рассмотреть не могут.

Вместо жалобы с суд пишется исковое заявление, которое имеет строгую форму и пишется согласно определенному образцу:

  1. Заголовок. Содержит:
    1. Наименование суда, в который подается иск;
    2. Адрес суда;
    3. ФИО истца (заявителя);
    4. Адрес регистрации истца;
    5. Наименование ответчика (центра занятости);
    6. Реквизиты ответчика;
    7. Адрес ответчика.
  2. Информационная часть. Содержит:
    1. Дату начала конфликта, причины его возникновения;
    2. Описание мирных попыток урегулирования ситуации;
    3. Описание официального ответа центра занятости;
    4. Перечень обращений в государственные службы;
    5. Ответы от государственных служб и реакция на них центра занятости;
    6. Перечень просьб к суду;
    7. Обоснование просьб с точки зрения закона.
  3. Заключение. Содержит:
    1. Опись приложенных материалов дела;
    2. Подпись истца;
    3. Дату подачи иска.

Инфо

Подается исковое заявление в мировой суд по месту регистрации истца или ответчика лично истцом, его представителем с доверенностью, адвокатом либо по почте, после чего его рассматривают в течение 5 суток. По прошествии этого времени истец и ответчик получают уведомление о проведении первого заседания суда, на котором каждая из сторон сможет высказать свою позицию.

К каждому заседанию суда нужно тщательно готовиться. Мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам выиграть спор с центром занятости в суде:

  • Наймите юриста. Он поможет собрать доказательства, составит план действий, а так же сможет защитить ваши интересы во время самого заседания. Нанимать адвоката нужно как можно раньше;
  • Соберите максимум документов. Ваши жалобы в цент и госслкжбы, результаты проверок, официальные расследования – все это поможет вам при рассмотрении дела, так как весьма точно отразит ваши действия и их последствия до обращения в суд;
  • Привлекайте на свою сторону как можно больше граждан, пострадавших от произвола цента занятости. Они могут выступать в качестве свидетелей, либо вы можете объединиться в группу и подать коллективный иск, который гораздо эффективней обычного.

» граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие работников центров занятости населения и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости - департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области,а также в суд в порядке установленном законодательством РФ. Вся информация по порядку обжалования, с указанием адресов размещена на информационном стенде Вашего центра занятости населения.

Обращению в суд может предшествовать подача жалобы на должностное лицо или на работу центра занятости населения в целом в вышестоящий по подчиненности орган. Но делать это необязательно: каждый гражданин сам решает, куда ему направить жалобу, чтобы она была рассмотрена с наибольшей объективностью и в короткий срок.

Справедливости ради надо отметить, что некоторые заявители, обращаясь со своими проблемамив высокие инстанции, в центр занятости по месту жительства не обращались. Поэтому первоначально, мы рекомендуем Вам попытаться решить свою проблему «на месте». Работники центров занятости стараются четко и аргументировано давать разъяснения гражданам по всем интересующим их вопросам в области содействия занятостив соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 11 « », Федеральным законом « » и иными нормативными правовыми актами Российской Федерацииграждане вправе обжаловать решения действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственных услуг гражданам в сфере содействия занятости населения предусмотрен Административными регламентами по предоставлению государственных услуг в данной сфере.

При подаче жалобы (претензии) в письменной форме необходимо указать следующую информацию:

— фамилия, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается жалоба, его почтовый адрес или место нахождения (для юридических лиц);

— наименование органа, должности, фамилии, имени и отчества работника (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

— существо обжалуемого решения, действия (бездействия).

Жалоба (обращение) подписывается подавшим ее заявителем собственноручно, проставляется дата ее составления. В жалобе (обращении), поданной работодателем, указывается должностное положение лица, которым она подписана.

При обращении получателя государственной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента получения обращения.

Гражданину (юридическому лицу), подавшему жалобу, направляется письменный отв ет , содержащий результаты рассмотрения обращения.

По вопросу обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц центров занятости населения можно обратиться в департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области по адресу:

600009, г. Владимир, ул. Фейгина, д.4, тел. 53-92-40.

По вопросу обжалования действий или решений сотрудников департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области Вы можете обратиться в Федеральную службу по труду и занятости (109012, г. Москва, Биржевая площадь, 1)

По состоянию на: 08.08.2005
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2005

В Конституции РФ закреплено право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в том порядке и в те сроки, которые установлены законом.

Действующее законодательство устанавливает определенный порядок подачи и разрешения жалоб, а также порядок обжалования рассмотренных в суде гражданских и уголовных дел. Так что же такое жалоба? Какие, с правовой точки зрения, она может нести последствия? Рассмотрим право граждан на обжалование действий госорганов на примере службы занятости.

Право граждан обжаловать действия должностных лиц.
Создание конфликтных комиссий Работа Департамента службы занятости с населением

При обращении в территориальные органы службы занятости с целью реализовать права, предоставленные им действующим законодательством о занятости населения, граждане иногда получают отказы в просьбах. Как правило, эти отказы обоснованны. Однако в ряде случаев специалисты службы занятости по различным поводам необоснованно отказывают гражданам в реализации их прав.

Причины такого рода отказов кроются, на наш взгляд, в халатности сотрудников службы занятости – невнимательном, поверхностном рассмотрении заявлений граждан. Имеют место также случае волокиты, просто бездействия, когда вовремя не принимаются меры по заявлениям граждан в службу занятости, и они вынуждены длительное время ждать ответа.

Жалоба граждан – “это реакция граждан на нарушения их прав и законных интересов. Жалоба является актом правового характера. Она порождает обязанность компетентных органов и должностных лиц рассмотреть поставленные в ней вопросы и принять по ним решения в соответствии с законодательством”

В связи с этим вполне естественно, что в! решает, как ему поступить, куда обратиться. Он вправе сразу обратиться в суд или первоначально – в вышестоящий орган службы занятости.

Обращению в суд может предшествовать подача жалобы на должностное лицо или на службу занятости в целом в вышестоящий по подчиненности орган. Но делать это необязательно: каждый человек сам решает, куда ему направить жалобу, чтобы она была рассмотрена с наибольшей объективностью и в короткий срок

Как показывает практика, более всего распространены споры по следующим поводам: отказ службы занятости в признании гражданина безработным, в выплате пособия по безработице, стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости с предоставлением льгот и компенсаций. Немало конфликтов возникает с работодателями при ликвидации предприятий, сокращении численности или штата работников, при расторжении трудового договора и в других случаях.

В целях разрешения конфликтов, возникающих в процессе правоприменительной деятельности территориальных органов по вопросам занятости, в 2000 г. в каждом центре занятости городов и районов Самарской области были созданы конфликтные комиссии (далее – комиссии).

Департамент занятости в этой части подготовил рекомендации в соответствии с Конфликтной комиссией Тольяттинского городского Центра занятости населения из 38 заявлений граждан было рассмотрено:
– 13 заявлений с жалобой на неправомерное наложение наказания в виде приостановки выплаты пособия по безработице на срок до 3 месяцев по следующим причинам: нарушение условий перерегистрации (11 человек), отказ от двух вариантов подходящей работы (два человека), отказ от трудоустройства по направлению службы занятости (два человека). В отношении вышеуказанных жалоб граждан комиссией были приняты следующие решения: в семи случаях – отменить наказание, в четырех – оставить в силе, двум гражданам был изменен период приостановки выплаты пособия;
– 25 заявлений представляли собой просьбу о возможном направлении на досрочную пенсию, по 11 из них принято положительное решение.

Работа Департамента службы занятости с населением

Отдельно следует сказать о непосредственной работе Департамента Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по Самарской области с обращениями граждан.

Наибольшее число обращений поступает из Самары, из Тольятти и Сызрани. В то же время из таких территорий, как Новокуйбышевск, Жигулевск, Приволжье, Кошки, Челно-Вершины, Шентала, жалобы, как правило, не поступают. Сотрудники центров занятости этих городов стараются четко и аргументированно давать разъяснения гражданам по всем интересующим их вопросам в области занятости в соответствии с действующим законодательством.

Хотя справедливости ради надо отметить, что некоторые заявители, обращаясь со своими проблемами в высокие инстанции, ни разу не были в центре занятости по месту жительства.

Например, в начале 2003 г. в Департамент службы занятости Самарской области из приемной Президента РФ поступили два обращения от Коноваловой А. И., жительницы Кинельского района, содержащие просьбу о трудоустройстве ее дочери. До этого ни сама гражданка, ни ее дочь за помощью в службу занятости не обращались. Из администрации Самарской области дважды поступили обращения от гражданина Акутина М. П., жителя Безенчукского района, с просьбой о трудоустройстве. При этом за помощью в службу занятости он не обращался ни разу.

Поступающие обращения граждан можно разделить на несколько блоков: об отказе в признании безработным, об отмене приостановки выплаты пособия, о направлении на досрочную пенсию и о трудоустройстве (каждое 4-е обращение).

В последнее время наблюдается определенная тенденция к снижению числа обращений граждан в различные инстанции по вопросам занятости. Однако жалоб могло быть и меньше, если бы работники службы занятости Самарской области активнее проводили работу среди граждан, обратившихся в службу, по разъяснению норм Закона о занятости.

В соответствии с письмом Минтруда России от 04.04.03 № 2585 “О работе по приему населения в Минтруде России, органах по труду и органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации” и чтобы повысить эффективность работы с населением, внедряя перспективные технологии, развивая инновационные формы и методы данной работы, руководителем Департамента ФГСЗН по Самарской области был издан приказ от 28.04.03 № 52 “О работе по приему населения в Департаменте ФГСЗН по Самарской области и центрах занятости населения”. Его цель – усиление разъяснительной работы среди населения по содержанию конкретных норм действующего законодательства о порядке обжалования нарушенных прав граждан, о компетенции вопросов, рассматриваемых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, в приказе содержатся указания на внедрение и развитие таких “некабинетных” форм работы с населением, как “День Департамента (центра занятости)” с выездом в сельскую местность, встречи с жителями во время командировок и проверок работы, связанной с рассмотрением устных обращений граждан, и т. д.

В жалобе, предъявленной безработной гражданкой Архиповой В. В. к Центру занятости г. Самары, были заявлены требования об оплате листка нетрудоспособности и восстановлении трудового стажа в период, когда она должна была обучаться по направлению службы занятости, и за период после окончания ее переобучения, до полного выздоровления. При рассмотрении жалобы в Самарском районном суде жалоба была удовлетворена частично – в части оплаты периода болезни. А в восстановлении трудового стажа по окончании переобучения отказано.

В жалобе Белецкого К. К. центру занятости были предъявлены требования об отмене решения конфликтной комиссии, связанного с приостановкой выплаты пособия из-за нарушения без уважительной причины условий и сроков перерегистрации и выплатой пособия по безработице за 28 календарных дней. Судом был сделан письменный запрос в поликлинику по месту жительства гражданина относительно его обращения за медицинской помощью в день перерегистрации, на который был получен утвердительный ответ. Жалоба Белецкого удовлетворена.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
на основании настоящего Административного регламента

95. Получатели государственной услуги имеют право на обжалование решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия работников органов, участвующих в оказании государственной услуги, в вышестоящие органы, участвующие в оказании государственной услуги, в досудебном и судебном порядке.
96. В соответствии с Законом о занятости населения, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации получатели государственной услуги вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие:
государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), их работников и должностных лиц в территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации;
территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации, их работников и должностных лиц в Федеральную службу по труду и занятости;
Федеральной службы по труду и занятости, ее работников и должностных лиц в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
97. Получатели государственной услуги имеют право обратиться с жалобой лично или направить письменное обращение, жалобу (претензию).
97.1. Должностные лица, ответственные или уполномоченные работники органов, участвующих в оказании государственной услуги, проводят личный прием получателей государственной услуги.
Личный прием должностными лицами, ответственными или уполномоченными работниками проводится по предварительной записи.
Запись получателей государственной услуги проводится при личном обращении или с использованием средств телефонной связи по номерам телефонов, которые размещаются на Интернет – сайтах и информационных стендах.
Работник, осуществляющий запись получателей государственной услуги на личный прием, информирует о дате, времени, месте приема, должности, фамилии, имени и отчестве должностного лица, ответственного или уполномоченного работника, осуществляющего прием.
97.2. При обращении получателя государственной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента получения обращения.
В случае если по обращению требуется провести расследования, проверки или обследования, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц по решению должностного лица, ответственного или уполномоченного работника органа, участвующего в оказании государственной услуги. О продлении срока рассмотрения жалобы получатель государственной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления.
Порядок продления и рассмотрения обращений в зависимости от их характера устанавливаются Регламентом Федеральной службы по труду и занятости.
98. Обращение получателя государственной услуги в письменной форме должно содержать следующую информацию:
фамилия, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается жалоба, его место жительства или пребывания;
наименование органа, должности, фамилии, имени и отчества работника (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
существо обжалуемого решения, действия (бездействия).
Дополнительно в жалобе указываются причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых получатель государственной услуги считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования (об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия)), а также иные сведения, которые гражданин или работодатель считает необходимым сообщить.
К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов.
Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены к обращению, решение принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.
Жалоба подписывается подавшим ее получателем государственной услуги.
В жалобе, поданной работодателем, указывается должностное положение лица, которым она подписана.
99. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо, ответственный или уполномоченный работник принимает решение об удовлетворении требований получателя государственной услуги и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется получателю государственной услуги.
100. Обращение получателя государственной услуги не рассматривается в следующих случаях:
отсутствия сведений об обжалуемом решении, действии, бездействии (в чем выразилось, кем принято), о лице, обратившемся с жалобой (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);
отсутствия подписи получателя государственной услуги;
если предметом жалобы является решение, принятое в судебном или досудебном порядке.
Письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении жалобы направляется заявителю не позднее 15 дней с момента ее получения.
101. Разрешение споров получателей государственной услуги с работниками органов, участвующих в оказании государственной услуги, рассмотрение претензий осуществляется в претензионном или ином досудебном порядке урегулирования.
Для рассмотрения жалоб (претензий) получателей государственной услуги и урегулирования споров органами, участвующими в оказании государственной услуги, создаются Комиссии по досудебному разрешению жалоб (претензий) , утверждаются положения и состав членов Комиссий, а также порядок досудебного разрешения споров и рассмотрения жалоб (претензий).
Информация о порядке досудебного разрешения споров и рассмотрения жалоб (претензий) размещается на Интернет-сайтах и информационных стендах органов, участвующих в оказании государственной услуги.
При урегулировании спора и рассмотрении претензии члены Комиссии осуществляют проверку законности и обоснованности принятия решений, действий или бездействия должностных лиц, ответственных или уполномоченных работников, работников, участвующих в оказании государственной услуги, запрашивают объяснительные (служебные) записки и иные необходимые документы.
Получатель государственной услуги, выразивший претензии, вправе лично присутствовать на заседаниях Комиссии или направить своего законного представителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены (например, доверенностью, договором гражданско-правового характера или ордером).
Члены Комиссии своевременно письменно информируют получателя государственной услуги о сроках и месте проведения заседания Комиссии по вопросу рассмотрения жалобы (претензии).
Получатель государственной услуги вправе заявить ходатайство об изменении сроков проведения заседания Комиссии, состава членов Комиссии, а также обратиться с другими просьбами, указав причины и обоснования своего заявления.
Получатель государственной услуги, выразивший претензии, вправе письменно заявить о своем отказе лично участвовать в заседании Комиссии.
В случае отказа получателя государственной услуги лично участвовать в заседаниях Комиссии, необходимые материалы и проект решения Комиссии по результатам разрешения спора или рассмотрения жалобы (претензии) направляются получателю государственной услуги по почте или с использованием средств факсимильной и электронной связи, сети Интернет.
Споры считаются разрешенными, если в результате переговоров (переписки) получателем государственной услуги и Комиссией достигнута по взаимному согласию договоренность.
Результаты договоренности фиксируются в протоколе, который подписывается получателем государственной услуги и председателем Комиссии.
По результатам разрешения спора или рассмотрения жалобы (претензии) на основании протокола оформляется решение Комиссии, в котором указываются конкретные сроки принятия мер по устранению выявленных нарушений, восстановлению нарушенных прав и законных интересов получателя государственной услуги. В решении Комиссии могут содержаться рекомендации по организации работы и контролю по предоставлению государственной услуги, наложению взысканий на лиц, допустивших нарушение прав и законных интересов получателя государственной услуги, иные положения, направленные на совершенствование административных процедур и повышение качества предоставления государственной услуги.
Продолжительность рассмотрения жалоб (претензий) получателей государственной услуги или урегулирования споров не должна превышать 30 дней с момента получения жалобы (претензии) или возникновения спора. Указанный срок может быть продлен по взаимному согласию сторон.
102. Получатели государственной услуги вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие должностных лиц, ответственных или уполномоченных работников, работников, участвующих в оказании государственной услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
103. Получатели государственной услуги могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии работников, участвующих в предоставлении государственной услуги, и должностных лиц, нарушении положений настоящего Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащихся в Приложении 2 к настоящему Административному регламенту, а также на Интернет - сайты и по электронной почте органов, участвующих в оказании государственной услуги.
Сообщение получателя государственной услуги должно содержать следующую информацию:
фамилия, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается сообщение, его место жительства или пребывания;
наименование органа, должность, фамилия, имя и отчество работника (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого нарушает права и законные интересы получателя государственной услуги;
существо нарушенных прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
сведения о способе информирования получателя государственной услуги о принятых мерах по результатам рассмотрения его сообщения.

В Конституции РФ закреплено право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в том порядке и в те сроки, которые установлены законом. Действующее законодательство устанавливает определенный порядок подачи и разрешения жалоб, а также порядок обжалования рассмотренных в суде гражданских и уголовных дел. Так что же такое жалоба? Какие, с правовой точки зрения, она может нести последствия? Рассмотрим право граждан на обжалование действий госорганов на примере службы занятости.


При обращении в территориальные органы службы занятости с целью реализовать права, предоставленные им действующим законодательством о занятости населения, граждане иногда получают отказы в просьбах. Как правило, эти отказы обоснованны. Однако в ряде случаев специалисты службы занятости по различным поводам необоснованно отказывают гражданам в реализации их прав.

Причины такого рода отказов кроются, на наш взгляд, в халатности сотрудников службы занятости – невнимательном, поверхностном рассмотрении заявлений граждан. Имеют место также случае волокиты, просто бездействия, когда вовремя не принимаются меры по заявлениям граждан в службу занятости, и они вынуждены длительное время ждать ответа.

Жалоба граждан – “это реакция граждан на нарушения их прав и законных интересов. Жалоба является актом правового характера. Она порождает обязанность компетентных органов и должностных лиц рассмотреть поставленные в ней вопросы и принять по ним решения в соответствии с законодательством”

В связи с этим вполне естественно, что в Законе РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости) содержится особая норма, подтверждающая право граждан на обжалование действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц.

Право граждан обжаловать действия должностных лиц.
Создание конфликтных комиссий

Согласно ст. 11 Закона о занятости граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Словосочетание “а также” в тексте статьи не следует понимать таким образом, что первоначально гражданин должен обратиться в вышестоящий орган службы занятости и, лишь получив отказ по существу своей жалобы, может обратиться в суд. Гражданин сам ! решает, как ему поступить, куда обратиться. Он вправе сразу обратиться в суд или первоначально – в вышестоящий орган службы занятости.

Обращению в суд может предшествовать подача жалобы на должностное лицо или на службу занятости в целом в вышестоящий по подчиненности орган. Но делать это необязательно: каждый человек сам решает, куда ему направить жалобу, чтобы она была рассмотрена с наибольшей объективностью и в короткий срок

Как показывает практика, более всего распространены споры по следующим поводам: отказ службы занятости в признании гражданина безработным, в выплате пособия по безработице, стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости с предоставлением льгот и компенсаций. Немало конфликтов возникает с работодателями при ликвидации предприятий, сокращении численности или штата работников, при расторжении трудового договора и в других случаях.

В целях разрешения конфликтов, возникающих в процессе правоприменительной деятельности территориальных органов по вопросам занятости, в 2000 г. в каждом центре занятости городов и районов Самарской области были созданы конфликтные комиссии (далее – комиссии).

Департамент занятости в этой части подготовил рекомендации в соответствии с Законом о занятости, постановлением Правительства РФ от 22.04.97 № 458 “Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан” и постановлением Минтруда России от 14.06.01 № 48 “Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном поряд

В сферу компетенции комиссии входят вопросы соблюдения действующего законодательства о занятости населения и правильности его применения. Примерный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению комиссией:
– изменение периода приостановки выплаты пособия по безработице
– отмена сокращения размера пособия по безработице на 25%;
– признание личного отказа безработного от подходящей работы правомерным или неправомерным;
– рассмотрение вопроса об оформлении досрочной пенсии;
– рассмотрение вопроса о направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;
– приостановка выплаты стипендии и других видов денежных средств (в частности, дотации на питание) в период переобучения по направлению органа службы занятости;
– рассмотрение вопроса об оказании материальной и иной помощи;
– обжалование действий или бездействия работников центра занятости населения и др.

Комиссия, в состав которой должно входить не менее трех сотрудников Центра занятости, проводит свои заседания по мере поступления заявлений и жалоб граждан, но не позднее 10 дней со дня их поступления. Безработный вправе присутствовать на заседании комиссии при рассмотрении его заявления. По желанию безработного комиссия принимает решение о его личном участии.

Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии путем открытого голосования и оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами комиссии и утверждается приказом директора центра занятости. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания, но вправе изложить в нем свое особое мнение.

Конфликтной комиссией Тольяттинского городского Центра занятости населения из 38 заявлений граждан было рассмотрено:
– 13 заявлений с жалобой на неправомерное наложение наказания в виде приостановки выплаты пособия по безработице на срок до 3 месяцев по следующим причинам: нарушение условий перерегистрации (11 человек), отказ от двух вариантов подходящей работы (два человека), отказ от трудоустройства по направлению службы занятости (два человека). В отношении вышеуказанных жалоб граждан комиссией были приняты следующие решения: в семи случаях – отменить наказание, в четырех – оставить в силе, двум гражданам был изменен период приостановки выплаты пособия;
– 25 заявлений представляли собой просьбу о возможном направлении на досрочную пенсию, по 11 из них принято положительное решение.

Работа Департамента службы занятости с населением

Отдельно следует сказать о непосредственной работе Департамента Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по Самарской области с обращениями граждан.

Наибольшее число обращений поступает из Самары, из Тольятти и Сызрани. В то же время из таких территорий, как Новокуйбышевск, Жигулевск, Приволжье, Кошки, Челно-Вершины, Шентала, жалобы, как правило, не поступают. Сотрудники центров занятости этих городов стараются четко и аргументированно давать разъяснения гражданам по всем интересующим их вопросам в области занятости в соответствии с действующим законодательством.

Хотя справедливости ради надо отметить, что некоторые заявители, обращаясь со своими проблемами в высокие инстанции, ни разу не были в центре занятости по месту жительства.

Например, в начале 2003 г. в Департамент службы занятости Самарской области из приемной Президента РФ поступили два обращения от Коноваловой А.И., жительницы Кинельского района, содержащие просьбу о трудоустройстве ее дочери. До этого ни сама гражданка, ни ее дочь за помощью в службу занятости не обращались.

Из администрации Самарской области дважды поступили обращения от гражданина Акутина М.П., жителя Безенчукского района, с просьбой о трудоустройстве. При этом за помощью в службу занятости он не обращался ни разу.

Поступающие обращения граждан можно разделить на несколько блоков: об отказе в признании безработным, об отмене приостановки выплаты пособия, о направлении на досрочную пенсию и о трудоустройстве (каждое 4-е обращение).

В последнее время наблюдается определенная тенденция к снижению числа обращений граждан в различные инстанции по вопросам занятости. Однако жалоб могло быть и меньше, если бы работники службы занятости Самарской области активнее проводили работу среди граждан, обратившихся в службу, по разъяснению норм Закона о занятости.

В соответствии с письмом Минтруда России от 04.04.03 № 2585 “О работе по приему населения в Минтруде России, органах по труду и органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации” и чтобы повысить эффективность работы с населением, внедряя перспективные технологии, развивая инновационные формы и методы данной работы, руководителем Департамента ФГСЗН по Самарской области был издан приказ от 28.04.03 № 52 “О работе по приему населения в Департаменте ФГСЗН по Самарской области и центрах занятости населения”. Его цель – усиление разъяснительной работы среди населения по содержанию конкретных норм действующего законодательства о порядке обжалования нарушенных прав граждан, о компетенции вопросов, рассматриваемых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, в приказе содержатся указания на внедрение и развитие таких “некабинетных” форм работы с населением, как “День Департамента (центра занятости)” с выездом в сельскую местность, встречи с жителями во время командировок и проверок работы, связанной с рассмотрением устных обращений граждан, и т. д.

Конституция РФ (ст. 46), а также Закон РФ от 27.04.93 № 4866 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (далее – Закон от 27.04.93) значительно расширили возможности граждан по судебной защите своих прав и свобод от неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц.

По статье 12 Закона от 27.04.93 в суде могут быть обжалованы как единоличные, так и коллективные действия (решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций, объединений и должностных лиц), в результате которых было нарушено право гражданина на защиту от безработицы либо созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод в соответствии с Законом о занятости.

В практике встречаются жалобы от высвобожденных с предприятий или уволенных по собственному желанию граждан, которым по каким-либо причинам не присваивают статус безработного, не выплачивают пособие по безработице и т. д. Имеют место и конфликты между безработными и работниками службы занятости из-за прекращения или приостановки выплаты пособия по безработице, снижения его размера и др.

В жалобе, предъявленной безработной гражданкой Архиповой В.В. к Центру занятости г. Самары, были заявлены требования об оплате листка нетрудоспособности и восстановлении трудового стажа в период, когда она должна была обучаться по направлению службы занятости, и за период после окончания ее переобучения, до полного выздоровления. При рассмотрении жалобы в Самарском районном суде жалоба была удовлетворена частично – в части оплаты периода болезни. А в восстановлении трудового стажа по окончании переобучения отказано.

В жалобе Белецкого К.К. центру занятости были предъявлены требования об отмене решения конфликтной комиссии, связанного с приостановкой выплаты пособия из-за нарушения без уважительной причины условий и сроков перерегистрации и выплатой пособия по безработице за 28 календарных дней. Судом был сделан письменный запрос в поликлинику по месту жительства гражданина относительно его обращения за медицинской помощью в день перерегистрации, на который был получен утвердительный ответ. Жалоба Белецкого удовлетворена.

Таким образом, можно констатировать, что право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц, предусмотренное действующим законодательством, в Самарской области реализуется. Этому способствует многообразие форм и методов работы с населением, включающее как профилактическую (разъяснительную) деятельность органов службы занятости, так и непосредственно разрешительную (при рассмотрении жалоб граждан).

Больше материалов по этой теме вы можете найти на страницах журнала "Справочник кадровика".