Правила дорожного движения парковка во дворе. Правила парковки во дворах жилых домов. Почему необходимы правила парковки

С 1 января 2020 года вступает в силу приказ Минтранса, который ужесточает требования к парковке коммерческого транспорта в жилых дворах.

Относительно данных поправок вышло уже немало новостей, причём довольно противоречивых. То говорят, что во дворах запретят парковать автомобили такси и ГАЗели, то возникают споры относительно того, кого касаются эти поправки: жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, или же всех городов России.

Чтобы разобраться в этом хитро написанном документе, корреспондент портала обратился к первоисточнику.

Называется этот источник – приказ Минтранса России от 17.05.2018 N 199 «Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя».

Уже одно название документа может загнать в тупик. Но мы не побоялись и погрузились в него.

Несмотря на то, что приказ вышел ещё в мае 2018 года, его положения вступают в силу лишь с 1 января 2020 года.

Требования к парковкам согласно приказу Минтранса от 17.05.2018 N 199

1) Настоящие Требования к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя (далее - транспортные средства, парковки соответственно) разработаны в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

2) Организация въездов транспортных средств на парковки и выезда с них, а также движение транспортных средств на парковках должны осуществляться в соответствии с проектами организации дорожного движения.

3)Парковки должны быть:

  • освещены в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 7.47 и 7.48 СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение», в случае их размещения вне здания или сооружения в темное время суток;
  • обозначены и оборудованы техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектами организации дорожного движения;
  • устроены на площадке, имеющей капитальный, облегченный или переходный тип дорожной одежды, соответствующий требованиям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.5, 8.7 - 8.14, 8.16, 8.17, 8.19 - 8.38 СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», в случае их размещения вне здания или сооружения, за исключением парковок для трамваев;
  • размещены в соответствии с требованиями, предусмотренными таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 742.

4) Создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается.

Выделим самые важные аспекты документа.

Какой техники касаются поправки?

Если внимательно изучить текст документа, то можно понять, что новые требования касаются только коммерческой техники, которая возвращается из рейса или со смены. То есть, чаще всего это парковка в ночное время.

Что касается видов коммерческой техники, из текста можно выделить следующую технику:

  • пассажирская техника;
  • грузовая техника.

Так как в тексте нет никаких уточнений, то под пассажирскую технику автоматически попадают автобусы, микроавтобусы и даже легковые автомобили такси.

По грузовой технике тоже нет уточнений, поэтому правила касаются и тяжелых фур с полуприцепами, и грузовиков типа строительных КАМАзов, а также грузовых ГАЗелей и даже «каблуков».

Затронут ли поправки физических лиц?

Документ не касается частных владельцев коммерческой техники – речь идёт только о юридических лицах и ИП. Для физлиц, владеющих коммерческой техникой, ничего не изменится.

Запретят ли парковать коммерческую технику во дворах?

Пожалуй, самый спорный момент касается 4 пункта приказа, из-за которого и пошёл весь сыр-бор:

«Создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается».

То есть, речь не идёт о запрете парковки коммерческого транспорта во дворах. Речь о том, что нельзя создавать парковки в границах территории многоквартирных жилых домов. Судя по всему, имеются в виду парковки, аналогичные тем, что устраивают владельцы пассажирских маршруток на конечных остановках или владельцы грузовиков возле различных овощных баз и рынков.

Выводы

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать несколько выводов о данном приказе, касающемся парковки с 1 января 2020 года:

  • речь идёт только о коммерческой технике (пассажирской и грузовой), принадлежащей юрлицам и ИП;
  • речь идёт о запрете строительства парковок в жилых зонах, а не самой парковки техники во дворах.

Сегодня многие собственники жилых и нежилых помещений в многоэтажных домах, особенно спальных районов крупных городов, стремятся сэкономить на покупке собственного гаража или на оплате услуг частных парковок, поэтому оставляют свои машины прямо на придомовой территории. Не все задумываются о том, что при этом следует соблюдать правила парковки во дворах жилых домов в 2019 году.

Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что собственникам помещений в МКД (многоквартирный дом) принадлежит еще общее имущество, включая и земельный участок, на котором расположено строение, и некоторая площадь вокруг него (ст. 36). В этом же нормативно-правовом акте содержится упоминание о том, что – это та земля в непосредственной близости от здания, которая принадлежит всем жильцам в соответствии с долями в общем имуществе.

В Постановлении Правительства №491 от 13.08.2006 (в редакции от 13.09.2018) указано, что границы такого участка, включая благоустроенные и озелененные элементы, определены на основе сведений из ЕГРН, если проводился кадастровый учет земли. Если же он не сформирован, то территория принадлежит муниципалитету. В каждом конкретном случае размер и границы земельного участка индивидуальны.

Закона, запрещающего парковку на придомовой территории во дворе многоквартирного дома, в 2019 году нет. Напротив, граждане, согласно Гражданскому кодексу, имеют право свободно находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках (ст. 262) и пользоваться общим имуществом.

Размеры парковочного места по ГОСТу

Приказом Минэкономразвития №792 от 7.12.2016 установлены параметры стандартного машино-места:

  • минимальный – 5,3х2,5 м;
  • максимальный – 6,2х3,6 м.

Как таковых норм, касающихся парковочных мест во дворах многоквартирных домов, нет. Должны соблюдаться санитарные правила и нормы 2.2.1/2.1.1.1200-03. В соответствии с ними, от здания до парковки должно быть не меньше 10 метров. Открытые площадки до 50 машин допускаются только при наличии элементов благоустройства, озеленения.

Тип строения Минимально допустимое расстояние в зависимости от количества транспортных средств
менее 10 10–50 50–100 100–300 более 300
Жилое здание 10 15 15 25 50
Объект общественного назначения 10 10 15 25 25
Лечебное, рекреационное место 25 50 Определяется органами санитарного надзора
Учреждение системы образования 15 25 25 50 утверждается ФОИВ

Чаще всего нарушаются правила относительно дистанции от дома. Хотя, это положение наиболее важно для комфортного проживания граждан.

Кто отвечает за парковку во дворе

В соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, предусмотренными ФЗ №131 от 06.10.2003, граждане могут самостоятельно решать некоторые вопросы относительно их собственности. Парковки во дворах многоэтажных домов, организуются и благоустраиваются после одобрения подавляющего большинства владельцев квартир.

Для рассмотрения вопроса созывается общее собрание собственников помещений в МКД (ст. 44 ЖК). Решение считается принятым, если получено 2/3 голосов за (ст. 46 Кодекса). Квартиросъемщики не могут принимать участие в голосовании и определять судьбу придомовой территории, так как не обладают правом собственности на арендуемое имущество.

Права жильцов

Итак, порядок пользования дворовым участком устанавливается общим собранием собственников. Они могут в любое время использовать парковочные места по прямому назначению. Однако закрепить за собой конкретное на участке нельзя.

Правила парковки

СанПиН запрещает парковать автомобиль на расстоянии меньше 10 метров от дома. Если речь о грузовике, то требуется хотя бы 50 м. В целом же, в ПДД о парковке во дворах жилых домов сказано не много. Запрещается:

  • чтобы ТС стояло более пяти минут с включенным двигателем;
  • останавливаться на благоустроенной территории;
  • парковаться на газоне, клумбах, детской площадке;
  • оставлять машину в проезде или около мусорных баков.

Все это затрудняет движение во дворе и ухудшает внешний вид территории, негативно влияет на экологическую обстановку.

Чем отличается стоянка от парковки

Чтобы это понять, следует руководствоваться нормами Градостроительного кодекса и Правилами дорожного движения. В первом случае машина помещается на хранение «автоматически», а во втором владелец мест не несет за нее ответственности. Разберемся, что еще говорит закон о парковке и стоянке.

Парковка – место (обычно вдоль дорог, на различных пространствах улично-дорожной сети, на площадях возле зданий) для перевода транспортного средства в отключенное состояние на непродолжительный срок (п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса и п. 1.2 ПДД). Во дворах она является бесплатной.

Стоянка – территория или помещение для длительного хранения машины на возмездной основе (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства РФ №795 от 17 ноября 2001 года). Часто таковыми являются крытые гаражи и сооружения. Ответственность при этом ложится на сотрудника площадки.

На стоянке ТС и имущество, находящееся в салоне, всегда под наблюдением. Но обходится она гораздо дороже даже платной парковки. Стоянка возможна только в специально отведенных местах, а нарушение правил грозит штрафом. Гараж и территория под навесом тоже считаются стоянкой. Здесь автомобиль защищен от осадков, а его внешний вид поддерживается в нормальном состоянии. Часто парковки организуются именно во дворах админзданий или МКД. Они необходимы гражданам для оставления машины на время рабочего дня или на ночь, совершения покупок или гостевого визита.

Как организовать парковку на придомовой территории


После того как на общем собрании жильцов принято соответствующее решение, которое отражается в протоколе, следует выделить участок в общую долевую собственность. Чтобы организация парковки на придомовой территории прошла успешно, лучше заранее назначить инициативную группу, которая и будет ходить по инстанциям.

ТСЖ – элемент самоуправления, позволяющий договориться о том, что будет проводиться. После согласования с жильцами начинается взаимодействие с местными властями.

Где получить разрешение

С протоколом собрания следует обратиться в районный орган по земельным ресурсам и землеустройству (комитет или департамент) с просьбой выделить участок под автостоянку. В заявлении нужно отразить общую информацию о ТСЖ, заявителе и придомовой территории. Когда разрешение получено, следует обращение в ГИБДД и архитектурный комитет (отдел) муниципалитета.

Порядок составления проекта

Для его разработки придется нанять специалиста. Он разработает проект, нарисует план, как оформить стоянку возле дома для машины. После согласования с собственниками можно приступать к обустройству территории. Она может быть ограничена шлагбаумом, оборудована сигнализацией. Нередко нанимают охрану.

Особенности оформления для инвалидов

Места для лиц с ограниченными возможностями размечаются особым образом и выделяются знаком. Ширина площадки – не менее 3,5 м. Это объясняется меньшей маневренностью людей с инвалидностью и необходимостью без помех открыть дверей при выходе из салона.

Подготовка необходимой документации

К заявлению следует присовокупить протокол общего собрания, на котором принято решение о создании стоянки, справка о составе придомовой территории, полученная в управлении инвентаризации и оценки недвижимости.

Обустройство парковки

Разработанный проект не должен противоречить правилам дорожного движения, критериям безопасности, СанПиН и прочим требованиям. Необходимо учитывать нормы парковочных мест для жилых домов по их количеству, размерам и отдаленности от здания. Нарушение правил стоянки или остановки может привести к ответственности в виде задержания транспортного средства или штрафа – от 500 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 27.13, ст. 12.19, ч. 4 и ч. 5 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ). Но , если оно согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, не вызовет проблем.

Установка системы видеонаблюдения

Парковки могут быть оборудованы камерами, как правило, по периметру. Контроль обстановки производится с использованием компьютера или мобильного устройства. Регистраторы стоят у ответственного собственника или консьержа. При возникновении проблем жильцы могут обратиться за записями, в том числе для передачи в государственные органы.

Платная или бесплатная

Пользование парковкой может быть безвозмездным. Оговорить размеры взносов за охрану, содержание территории и прочие нужды, можно также на собрании собственников. Без предварительного согласия большинства жильцов взимание платы незаконно.

Что такое стихийная стоянка


Некоторые граждане пренебрегают установленными правилами и самовольно обустраивают себе парковочные места. Одни устанавливают столбики, цепочки, блокираторы и пр. Другие ставят авто на тротуар, на газон, в песочницу. Тех, кто бросает машины во дворах многоэтажек, в зеленой зоне или на проезжей части, ждет разбирательство и штрафы.

Составление и подачи жалобы

Какие должностные лица рассмотрят заявления собственников, зависит от сущности проблемы. Чаще всего до суда дело не доходит. Если образовалась незаконная парковка во дворе, куда жаловаться, решают сами жильцы:

  • участковому;
  • в местную администрацию;
  • в полицию.

В свободной форме составляется заявление. Рассмотрение происходит по общим правилам, установленным КоАП РФ. Обращаться может конкретный собственник или уполномоченное лицо от имени ТСЖ.

Подводя итоги

Так как парковочные площадки во дворах МКД являются объектами общей долевой собственности, следовательно, владение, пользование и распоряжение ими осуществляется по соглашению всех участников (ст.ст. 246-247 ГК РФ). Чтобы выработать компромиссное решение в этом вопросе, следует не конфликтовать с соседями. То, как будут распределяться места на придомовой парковке, должно зависеть от площади квартиры каждого конкретного собственника.

Вконтакте

09.07.2018, 12:05 62748 0 Ассамблея Автомобилистов

Парковка возле дома – тема, обсуждать которую можно до бесконечности. Хорошо, когда имеется место в подземном паркинге, на автостоянке недалеко от дома или возле коттеджа. В этом случае никаких проблем не существует.

Это всё, конечно, хорошо, но для большинства водителей парковка во дворе дома порой представляет собой задачу со многими неизвестными, особенно если речь идёт о жилых кварталах в крупных городах с домами без паркингов или в районах старой застройки, например, в центре Москвы или Санкт-Петербурга. Одним словом о таких местах, где существует дефицит свободного места, а сама парковка превращается в настоящую головоломку похожую на «тетрис».

Справедливости ради надо отметить, что депутаты Государственной Думы обсуждают принятие нового закона о парковке во дворе многоквартирного дома, который бы упорядочил соответствующие вопросы. Говорят о том, что можно будет приватизировать парковочные места, организовывать небольшие частные стоянки, что парковка автомобиля во дворе дома станет платной. Однако многие специалисты сомневаются, что все обсуждаемые меры в корне решат существующую проблему...

Какие же правила парковки во дворах жилых домов действуют в 2018 году?

Основными законодательными актами, регулирующими эту сферу, являются Санитарные нормы и правила – СанПин и Правила дорожного движения – ПДД.

В принципе все правила парковки во дворах жилых домов вполне логичные. Если их неукоснительно соблюдать, можно будет избежать проблем с жильцами нижних этажей и штрафов.

Правила парковки во дворе дома

Часто можно видеть картину, когда при недостатке свободных мест на тротуаре и отсутствии ограждения газона, его облюбовывают автомобили. В этом случае надо быть готовым к штрафу, который выпишет сотрудник ГИБДД по звонку «неравнодушных» к природе соседей.

Некоторые автомобилисты считают, что это требование законодательства не относится к зимнему периоду, когда выпадает снег и граница зелёных насаждений становиться невидна. Отчасти они правы, но надо понимать, что кроме ГИБДД существуют ещё и санитарные службы, которые могут наказать за стоянку рядом с окнами.

2. Нельзя оставлять автомобиль возле мусорных контейнеров

Вполне логичное правило, ведь если авто будет припарковано возле мусорных баков, то это сильно затруднит работу коммунальных служб. Минимальное расстояние до контейнеров должно составлять не менее пяти метров. Причём автомобиль должен стоять таким образом, чтобы не затруднять подъезд мусороуборочных машин. Кроме того, стоянка возле мусорных баков всегда возмущает жильцов дома, которые в средствах воздействия на нерадивого водителя не стесняются.

В любом случае стоянка возле мусорных контейнеров будет стоить водителю от двух до пяти тысяч рублей.

Правила регулируют время непрерывно работающего двигателя при остановке автомобиля во дворе – не более пяти минут. Это значит, что можно лишь остановиться для посадки или высадки пассажиров и для загрузки или выгрузки груза. Особенно актуально это правило зимой, когда низкая температура воздуха заставляет автомобилистов утром прогревать двигатель.

В итоге двор наполняется шумом работающих двигателей и клубами выхлопных газов, что, естественно, вызывает недовольство жильцов и звонки в ГИБДД с жалобами. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 3 тыс. рублей для крупных городов и 1.5 тыс. – для других населённых пунктов.

Запрещают также ПДД парковку во дворах жилых домов и в других местах на тротуарах. Правда, с оговоркой, что если расстояние для прохода пешеходов оставлено менее двух метров. Тоже логичное правило, ведь пешеходам тоже требуется пространство.

Нарушение этого правила влечёт за собой штраф в размере 2 тыс. рублей и может быть даже эвакуацию, за которую тоже придётся заплатить автовладельцу.

5. Загромождение проезда

Одним из самых распространённых и неприятных нарушений правил парковки во дворе многоквартирного дома является загромождение проезда, что в свою очередь превращается в колоссальную проблему, как для других водителей, так и для спецтранспорта: скорой помощи, пожарных, спасателей, газовой службы, водоканала и других.

Точный размер штрафа за это нарушение назвать сложно. Всё зависит от сложившейся обстановки и регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В условиях жесточайшей конкуренции за свободные места особо «умные» водители обустраивают рядом со своим домом, а зачастую прямо возле входа в свой подъезд личные места для парковки авто. В ход идут различные подсобные материалы, но чаще всего им на помощь приходит цивилизация в виде специальных парковочных ограждений с замками.

Однако, устраивая своё личное место парковки, надо понимать, что это нарушение, за которое предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей.

Правила предусматривают наличие парковочных карманов на десять автомобилей не ближе десяти метров от дома, поэтому если поставил автомобиль вплотную в стене или прямо под окнами, готовься к штрафу. Оштрафованы будут также водители фур и других грузовых автомобилей. Для транспорта свыше 3.5 тонны имеются свои парковки.

В СМИ активно обсуждают, что Верховный cуд запретил парковку для «коммерческого транспорта» во дворах в 2020 году. «Зеленоград.ру» изучил нормативные акты и узнал, так ли это на самом деле, кому действительно нельзя будет парковаться во дворах жилых домов и что будет за нарушение.

Почему этим вопросом занимается Верховный суд?

В 2018 году гражданин Тепленичев Р.С. подал иск в Верховный суд, чтобы оспорить санитарные правила организации парковок во дворе. Жильцы постоянно оставляли свои автомобили около детских площадок, мешали мамам с колясками и шумно прогревали двигатели по утрам. Согласно п. 2.3 и 2.10 санитарных норм во дворах можно организовать только гостевую автостоянку, но не постоянную.

Верховный суд дважды рассматривал дело и оба раза отказал Тепленичеву. Суд счел, что гостевые парковки возле дома не нарушают законы о санитарном благополучии , охране окружающей среды и противодействии терроризму . А доказательств, что жильцы используют их на постоянной основе - нет.

Верховный суд ничего не запрещал и не собирается. Он просто разъяснил существующие правила парковки во дворах в связи с несколькими подобными обращениями. Запретить парковку для коммерческих транспортных средств собирается Министерство транспорта.

Что запрещают?

С 1 января 2020 года начнет действовать приказ Минтранса России №199 о парковках для коммерческих перевозчиков, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Изменения будут актуальны в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

В приказе прописаны особенности технической организации парковочных зон. Также не допускается создание парковок для перечисленных категорий транспорта во дворах. Штрафы и санкции не указаны.

Понятие «парковка» в данном случае - это специальное место, где водитель может оставить машину после окончания смены или возвращения из рейса. То есть остановиться для разгрузки товара или ожидания пассажиров по-прежнему будет можно.

Стоит также обратить внимание, что приказ запрещает создание парковок. Значит ли это, что на эксплуатацию существующих парковок этот приказ не распространяется, не ясно.

Кому запрещают?

В законодательстве нет определения «коммерческий транспорт». Сюда можно отнести: фургоны, спецтехнику, автобусы, самосвалы, такси, каршеринг и так далее. По сути, это любой вид транспорта, который используется в предпринимательской деятельности (то есть с целью получения прибыли). Какие именно транспортные средства относятся к категории «коммерческого транспорта», из приказа не ясно.

Формулировка документа довольно расплывчатая, но из названия вытекают условия, при которых нельзя оставлять автомобиль во дворах. Парковка не допускается для транспортных средств, для которых выполняется одновременно два пункта:

  1. Принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю
  2. Перевозит пассажиров/грузы в качестве коммерческой услуги или для собственных нужд

Частные случаи и исключения не рассматриваются в документе. Кто и как будет проверять, занимается ли конкретный автомобиль перевозками - неизвестно. Впрочем, перечень транспортных средств, которых касается новый приказ, сформулирован таким образом, что под него подпадает любой автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю вне зависимости от того, как он используется.

Кто будет следить за исполнением?

В Москве есть мобильное приложение «Помощник Москвы ». Оно позволяет гражданам фиксировать нарушения на видеокамеру и отправлять на рассмотрение в ГИБДД. Инспекторы используют видеозаписи для выписывания штрафов нарушителям. Впрочем, сейчас его работа приостановлена из-за решения Верховного Суда. Ожидается, что департамент транспорта Москвы перенастроит «Помощника» и им снова можно будет пользоваться.

Кроме того, планируется внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (), чтобы появилась возможность наказывать нарушителей без составления протокола, если граждане снимут нарушение на камеру. Неправильная парковка во дворе, в том числе коммерческого транспорта, считается нарушением. В февраля соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении, но с тех пор лежит без движения.

Что ждет нарушителей?

В официальном документе нет информации о санкциях за парковку во дворах для коммерческого транспорта. Непонятно даже, что это будет - только штраф или ещё эвакуация.

Таким образом, хотя запрет на парковку во дворах для машин индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет актуален с 1 января 2020 года, пока не ясно, кем и как он будет контролироваться.

Количество автомобилей на российских дорогах растет год от года, а парковочных мест от этого больше не становиться. Особенно страдают жители домов старой постройки, где архитектурно не были предусмотрены автопарковки. Поэтому особое значение имеют правила парковки во дворах жилых домов, грамотное применение которых облегчает жизнь не только автовладельцев, но и всех жильцов дома.

Почему необходимы правила парковки

Необходимость законодательного регулирования правил парковки во дворах жилых домов обусловлена рядом факторов. Среди них можно выделить несколько:

  1. Препятствие проезду. Стараясь поставить машину ближе к подъезду, автомобилисты нарушают все возможные правила. Машины паркуются криво, залезая на проезжую часть. Эти торчащие авто мешают нормальному проезду крупной спецтехники: мусоровозам, грейдерам для очистки снега, каретам скорой помощи, пожарным машинам. Последствия таких действий могут быть печальными.
  2. Снижение функциональности придомовой территории. Все свободные площади снаружи многоквартирных жилых домов предназначены для использования в определенных целях. Какие-то участки являются клумбами, тротуарами или газонами. Другие отведены под детские или спортивные площадки. Если эти территории заняты автомобилями, нарушаются права других жильцов дома, разносится грязь по двору, портится его эстетический вид, что рано или поздно приведет конфликту.
  3. Споры и драки за парковочные места. Желая поставить машину удобно для себя, современный человек отбрасывает цивилизованность и готов кулаками и криками защищать место парковки. Нередки случаи, когда автовладельцы затевали драки, нецензурно ругались, портили имущество друг друга и т.д. Результатом подобных выходок может стать привод в полицию, административное или уголовное наказание.

Законы о парковке

Роль основного регулирования правил парковок во дворах жилых домов исполняют несколько законодательных и нормативных актов:

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74. Определяет нормы расположения парковок на удалении от окон жилого дома. Расстояние варьируется от 10 до 50 м в зависимости от количества машино-мест.
  2. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О Правилах дорожного движения». Определяет, какие действия водителей запрещены в жилой зоне. К таковым отнесены сквозное движение, учебная езда, стоянки с работающим двигателем, а также грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т.

Кроме того, в Государственную думу постоянно вносятся законодательные инициативы, связанные с улучшением ситуации с парковками. Например, законопроект от одной из партий предусматривает:

  • предоставление определенного числа машино-мест в зависимости от размера общей площади квартиры;
  • строительство специальной гостевой парковки, количество мест которой будет определяться исходя из общей численности жильцов в многоквартирном доме.

Важно! Подобные инициативы касаются новостроек и строящегося жилья. Для жителей домов старой постройки возможно использование платных парковок, которые в ночное время для местных жителей будут бесплатными.


Административное наказание

Кроме того, что неправильно припаркованный автомобиль может стать жертвой разгневанных соседей, автовладельцу может быть выписан административный штраф за парковку возле дома:

  1. Закрытие проезда другим транспортным средствам (ст. 12.19 ч. 4 КоАП) – 2000 рублей.
  2. Автомобиль, припаркованный на тротуаре в зоне, где отсутствуют специальные разрешающие таблички, знаки (п. 3 ст. 12.19 КоАП) – 1000 руб.
  3. Установка заграждения парковочного места – 5000 рублей.
  4. Парковка машины на расстоянии ближе5 м от мусорных баков, расположенных во дворе жилого дома – 5000 руб.

Полезно! Региональное законодательство в отличие от Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штрафы за стоянку на газонах. В городах федерального значения сумма наказания может варьироваться от 3000 до 5000 рублей.

Как бороться с правонарушителями

Автохамы, которые ставят свои машины в неположенных местах, серьезно портят жизнь остальным жильцам многоквартирных домов. Соседи борются с такими индивидами разными способами:

  1. Облитие автомобиля разными жидкостями (краска, кефир, клеи и т.д.).
  2. Размещение специальных наклеек на лобовое стекло или другие части машины.
  3. Преграждение пути выезда разными способами (приковывание цепями, парковка других автомобилей, препятствующих выезду и т.д.).
  4. Физическое воздействие на автовладельца.

Важно понимать, что подобные способы борьбы незаконны и грозят административной или уголовной ответственностью самим борцам за справедливость. Поэтому нужно применять законные варианты наказания нарушителей:

  1. Фиксировать правонарушение с помощью подручных средств видео или фотосъемки (мобильные телефоны, фотоаппараты, видеокамеры).
  2. Передача материалов в ближайшее отделение ГИБДД.

В последнее время появилось множество сайтов от правозащитников, где неравнодушные граждане могут выкладывать подтверждения нарушения правил парковки машины возле дома. Главное, чтобы на фото или видео было четко зафиксировано:

  • государственный номер автомобиля;
  • дата съемки;
  • само правонарушение.

Кроме ГИБДД, материалы, на которых зафиксировано правонарушение, можно передавать в следующие инстанции:

  • пожарную инспекцию;
  • экологическую службу населенного города;
  • инженерная служба района/города.

Нехватка парковочных мест постепенно становится серьезной социальной проблемой. Для ее решения недостаточно только соблюдения правил парковки. Необходимо использовать законодательный ресурс для расширения автомобильной инфраструктуры, а также решения вопросов с платными стоянками возле жилых домов.