Правовое государство понятие признаки и гарантии. Правовое государство: понятие, признаки. Основные характеристики правового государства

Рассмотрим понятие правового государства. Для начала стоит упомянуть то, что человечество было таким как сейчас не всегда, а государство ранее не служило "правовое государство" возникло только в двадцатом веке. Идея его воплотилась в жизнь отнюдь не сразу и не во всех странах мира.

Понятие и принципы правового государства

Оно является значительным достижением современной цивилизации. Что включает в себя понятие правового государства? Под данным термином подразумевается такое государство, которое существенно ограничено в своей власти установленным правом, непосредственно подчиняется воли суверенного закона, которая в свою очередь четко выражена в конституции. Призванием же его является -обеспечение основных свобод, а также прав личности. Да, данное понятие правового государства является верным. Рассмотрим теперь его признаки. К ним можно отнести следующие:

Право господствует абсолютно в каждой Это означает, что в одинаковом правовом положении находятся и высшие органы власти, и обычные люди. Должностные лица не могут злоупотреблять своими позициями, так как расплата за подобные действия последует незамедлительно.

Система, которая осуществляет надзор за соблюдением всех действующих законов, действует слаженно, непрерывно, эффективно.

Разделение властей должно быть реальным. Речь о том, что должны соприкасаться лишь самый минимум, и то при необходимости. Система сдерживания и противовесов обеспечивает независимость отдельных органов государственной власти.

Свободы и права людей должны быть гарантированы. Государство обязано признать то, что именно они являются высшей ценностью. Оно должно стремиться к тому, чтобы система защиты этих свобод и прав постоянно совершенствовалась и развивалась.

Личность и государство должны отвечать за свои поступки друг перед другом.

Право и закон должны быть едины. Речь о том, что любые НПА должны полностью соответствовать естественно-правовым началам, а также международно-правовым нормам, которые касаются прав людей.

В государстве должен быть идеологический, а также политический выражается в многопартийности, существовании огромного количества общественных объединений и так далее.

Понятие правового государства является довольно-таки сложным. Какие из перечисленных здесь признаков являются самыми важными? Они все важны одинаково.

Правовое государство создает такие условия, которые необходимы для возникновения Оно подразумевает то, что не только государство будет контролировать людей, но и сами люди будут контролировать друг друга.

Да, закон соблюдают не только граждане, но и должностные лица государственных органов. Это означает, что и наказание за его несоблюдение должны нести все без исключения.

К предпосылкам образования правового государства стоит отнести многообразие форм собственности, самостоятельность, а также экономическую независимость индивидуумов, свободу предпринимательства, суверенитет народа, демократию, непротиворечивое законодательство, гражданское общество, высокий уровень общественной и политической культуры.

Личность в правовом государстве развивается свободно и беспрепятственно, каких-либо серьезных барьеров или преград на пути своего становления она не встречает. Такое образование никогда не возникнет само по себе, так как оно является продуктом целенаправленного развития всего общества. Нельзя сказать, что оно существует в нашей стране. То, что имеется на сегодняшний день в России, можно назвать лишь иллюзией правового государства.

Признаки правового государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Признаки правового государства
Рубрика (тематическая категория) Государство

Понятие правового государства

Понятие, признаки и пути формирования правового государства

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчинœенное воле народа как суверена власти. 1)

Правовое государство – многомерное развивающе­еся явление. С течением времени оно приобретало всœе новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2)

Существует множество трактовок определœения ʼʼправое государствоʼʼ:

– Правовое государство - ϶ᴛᴏ правовая форма организации и деятельности публично–политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3)

– Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально–демократическим политическим режимом (Гегель); 4)

– Правовое государство – объективная крайне важно сть и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Иными словами правовое государство воспринимается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединœениями на базе норм права.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинœении государства обществу.

Основными признаками правового государства являются:

– Разделœение властей;

– Верховенство закона;

– Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

– Социальная и юридическая защищенность личности;

– Сосредоточение всœех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на базе права;

– Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

– Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всœех уровней;

– Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

– Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

– Верховенство и прямое действие конституции;

– Единство прав и обязанностей граждан;

– Наличие развитого гражданского общества;

– Внешний и внутренний суверенитет государства;

– Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1)

а) Разделœение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему ʼʼсдержек и противовесовʼʼ, взаимоограничение и взаимоконтроль всœех ветвей власти. Основателœем концепции разделœения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всœей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2) Такой государственно–властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, к примеру, для Англии.

Разделœение властей - ϶ᴛᴏ показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

Сегодня наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является функцией, прежде всœего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1)

Законодательная власть является представительной. Именно на базе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. При этом имеются сущностные и политико–юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателœей. Политико–юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее значительной функцией является финансовая – ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции – формирование определœенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой базе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделœения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всœего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

б) Верховенство закона, ʼʼсвязанностьʼʼ государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всœего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всœех конституционных процедур, не должна быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2)

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всœего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны всœе. 3)

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким ʼʼдаромʼʼ властей, а принадлежат ему от рождения.

г) Защита прав и свобод человека – это, прежде всœего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права – невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не должна быть суверенной ни в одном государстве. Власть всœегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1)

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителœем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всœем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всœех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определœены правовыми законами, защищены и гарантированы всœей конструкцией правовой государственности. В случае если правовое положение хотя бы одного субъекта не определœено или определœено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1)

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всœего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве - это осознанная крайне важно сть, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать ʼʼразумный эгоизмʼʼ – я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы всœе люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства – всœе равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе

Признаки правового государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Признаки правового государства" 2017, 2018.

Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права Воротилин Е. А. "Идеи правового государства в истории политической мысли" //Политология. Курс лекций. М., 2010.С. 174.

Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIIIXIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

Размышляя о пределах государственной власти, Д.Локк, например, среди неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. "Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества" .

На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (17241804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в "Метафизике нравов", оно представляет собой "объединение множества людей, подчиненных правовым законам" . Хотя Кант не употреблял еще термина "правовое государство", он использовал такие близкие по смыслу понятия, как "правовое гражданское общество", "прочное в правовом отношении государственное устройство", "гражданско-правовое состояние". Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона.

Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.

Термин "правовое государство" (по-немецки Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

В русской политико-правовой мысли тема правового государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.

В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.

Советская государственно-правовая наука идею правового государства считала буржуазной.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.

Признаки правового государства.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие Енгибарян Р.В. "Теория государства и права". Учебное пособие. М.: Юрист, 2010. С. 232:

  • · верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;
  • · принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;
  • · приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;
  • · взаимная ответственность государства и личности.

Рассмотрим вышеперечисленные черты правового государства подробнее:

  • 1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.
  • 2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с "горизонтальным" разделением власти реализуется принцип и "вертикального" разделения: между федерацией и ее субъектами.

В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

  • 3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
  • 4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие "История правовых и политических учений". /под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2010. С. 274.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

государство правовой конституционный власть

характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу П. г., независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального. Провозглашено в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина. Понятие П. г. - это понятие с исторически изменяющимся содержанием. Оно отражает обусловленное историческим опытом прогрессирующее знание о том, в каких формах и в какой мере власть в государстве может быть ограничена свободой подвластных. Вместе с тем понятие П.г. возникает в Новое время и применяется к наиболее развитым формам государства индустриального общества. Именно в последнем достигается господство права, преимущественно правовое регулирование общественных отношений, всеобщее правовое равенство - в отличие от доиндустриального общества, для которого характерны привилегии, несвобода и формальное неравенство членов общества. В середине 19 в. в Германии термин «П.г.» был впервые использован для описания такого государства, которое с позиции сегодняшнего знания называется полицейским. Но немецким государствам оно тогда представлялось правовым (правом они называли законы любого содержания, или более широко - любые формально корректные нормативные акты) в том смысле, что власть была введена в рамки законности. Полицейский произвол был ограничен законом и бюрократической процедурой. Однако это был такой режим законности, который с точки зрения современного понимания естественных прав человека дозволял полицейской власти слишком много, а подвластным оставлял свободы слишком мало. Подданным были «дарованы» некоторые гражданские права и личные свободы, но надлежащих гарантий свободы в этом П.г. не было. В 20 в. появились понятия «демократическое П.г.» и «конституционное П.г.», означающие, что конституция должна гарантировать не только подчинение административной власти закону, но и подчинение закона естественным правам человека, что только демократически избранный законодатель вправе ограничивать осуществление естественных прав и свобод ради других конституционно значимых целей (в англоязычной литературе используется эквивалентный термин Яи1е оГ Ёа»у). Лежащая в основе понятия «П.г.» идеология естественных и неотчуждаемых прав человека исходит из того, что люди, устанавливая конституционную государственную власть, отчуждают в ее пользу часть своей естественной свободы и в этих пределах обязуются подчиняться власти. Оставшаяся часть свободы состоит из наиболее фундаментальных прав, которые не подлежат отчуждению, и других, существование и значение которых не отрицается и не умаляется перечислением наиболее фундаментальных и которые впоследствии также могут быть сформулированы наряду с перечисленными. Это означает, что у человека (гражданина) нет никаких обязанностей по отношению к государству кроме одной: соблюдать конституцию и законы, т.е. быть законопослушным постольку, поскольку законы не нарушают его естественные и неотчуждаемые права, не дарованные государством, а неотъемлемые. Обязанности устанавливаются законами, а права человека по отношению к государству имеют естественный, т.е. внезаконотворческий характер. Никаких обязанностей, не производных от закона, аналогичных естественным правам, у человека по отношению к государству нет. Идеальное П.г. - это государство либеральное, или «государство - ночной сторож». В идеале либеральное государство может лишь минимально вмешиваться в сферу гражданского общества, например в экономику, - когда нарушаются правовые запреты. Права и свободы человека и гражданина в П.г. могут быть ограничены законом только в той мере, в которой это необходимо ради защиты свободы всех в соответствии с принципом: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. В действительности не существует ни идеального правового (либерального), ни идеального полицейского государства (последнее легко выродилось бы в тоталитарный режим, уничтожающий всякую свободу). Первый признак П.г. - господство права, нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений преимущественно по принципу права (формального равенства). Отсюда верховенство конституции как акта, гарантирующего свободу и связывающего законодателя, и правовых законов (в странах континентальной Европы). Правовые законы гарантируют свободу в соответствии с принципом «не запрещенное правом разрешено» и подчиняют государственную власть требованию «не разрешенное правом запрещено». Законодатель не вправе запрещать то, что входит в сферу естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, и дозволять административное вмешательство в эту сферу. Второй признак П.г. - надлежащие формально- юридические гарантии свободы, безопасности и собственности. Эти гарантии образуют общий правовой статус человека и гражданина. Он включает в себя: конституционно-правовое описание сферы свободы, в которую не вправе вторгаться ни правительство, ни частные лица; правомочия человека и гражданина требовать от государства полицейской и судебной защиты прав и свобод; правомочия, позволяющие участвовать в формировании и осуществлении государственной власти и тем самым добиваться надлежащих гарантий правового статуса. Требование надлежащих гарантий означает, во-первых, что каталог признанных в стране прав и свобод должен быть достаточно полным с сегодняшней точки зрения, удовлетворяющим современным стандартам. Во-вторых, формулировки конституционных прав должны исключать возможность чрезмерного ограничения прав законом. Есть только одно основание законного ограничения естественных прав и свобод - запрет такого осуществления прав, при котором нарушаются права других лиц. Применение этого общего принципа при законном ограничении конкретного права не должно затрагивать «существо содержания» этого права. Третий признак - надлежащие институциональные гарантии свободы, безопасности и собственности. Они достигаются за счет разделения властей и системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях между ветвями власти. Наконец, в П.г. важнейшую роль выполняет суд конституционной юрисдикции, предназначенный для рассмотрения споров о праве между частными лицами и законодателем. В европейских странах - это специальные конституционные суды, обладающие прерогативой признавать законы недействительными. В системе разделения властей конституционный суд выступает как суперзаконодатель (негативный законодатель), ибо законы действуют постольку, поскольку не признаются конституционным судом недействительными. В США конституционную юрисдикцию осуществляет Верховный суд, который может признавать недействительными лишь те законы, которые он должен был бы применить при рассмотрении определенного дела. Суд конституционной юрисдикции гарантирует правовой характер законодательства. Современное П.г. справедливо называют «государством судей». Лит.: Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996; Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997; Четвернин В А. Демократическое конституционное государство. М., 1993; Его же. Понятие права и государства. М., 1997. ВА. Четвернин

Отличное определение

Неполное определение ↓

Правовое государство – одна из центральных категорий теории государства и права, характеризующая идеальную разновидность государства, вся деятельность которого подчинена праву.

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. Следует признать, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Рассмотрим более обстоятельно основополагающие выводы ученых относительно правовой государственности.

По мнению представителей философии и политологии, правовое государство – государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. Одновременно утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путем, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего слоя.

В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона как акта, принятого законодательным органом согласно специальной демократической процедуре.

В отечественной юридической науке правовым признается такое государство, которому свойственны институт разделения властей, независимость суда, законность управления, правовая защита граждан от нарушения их прав государственной властью, возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением и др. Нередко также отмечается, что правовое государство – это государство, где на практике обеспечено верховенство норм права, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется . Соответственно можно сказать, что сущность правового государства заключается в первенстве нрава над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, всех государственных, общественных субъектов и граждан действующему праву.

Как видно, названные положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые его показатели.

Нельзя отрицать того, что правовое государство – системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов. В связи с этим можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

В нынешней российской ситуации правовое государство находится на стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на обеспечение прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.

В рассматриваемом плане отметим следующее: правовое государство, несмотря на качественные особенности и более цивилизованный уровень, по ряду показателей остается государством в обычном понимании, т.е. государством в подлинном смысле слова, организацией публичной власти.

Имеется в виду то, что такое государство обладает территорией, публичной властью, выступает как официальный представитель нс только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев общества, обладает монополией на правотворчество, взимание налогов с граждан, организаций и др.

Правовое государство, как и любое, располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Для его содержания устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны, а также в самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношений с другими государствами).

Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и иным государствам, не основанным на демократических началах. Вместе с тем становление правового государства сопряжено с последовательной реализацией его основных принципов. К их числу относятся:

  • – осуществление народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии;
  • – организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей;
  • – правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти;
  • – верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
  • – режим демократического конституционного правления;
  • – признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
  • – периодичные и регулярные выборы как средство формирования представительных структур правового государства;
  • – законность в деятельности всех субъектов права;
  • – взаимная ответственность государства и личности.

Уделим внимание краткой характеристике названных принципов.

1. Осуществление народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии. Общее учение о народовластии сложилось еще в эпоху существования древних государств. Вопросы о сущности власти и народовластия активно исследовались в трудах Аристотеля, Платона, Цицерона и других великих мыслителей античного мира.

Мощное развитие получила идея народовластия в эпоху Просвещения в Западной Европе, особенно в трудах Вольтера, Д. Дидро и других ученых, где на основе теории естественного права и теории общественного договора предлагалось подчинить разумному началу организацию общественного и государственного строя.

С материальными условиями жизни общества и делением людей на классы связывали свои представления о народовластии представители марксизма.

В настоящее время ученые-юристы анализируют понятие и содержание народовластия на основе Конституции РФ и условий современной общественно-политической и социально-экономической ситуации.

Конституция РФ признает идею всевластия российского народа и содержит развернутую формулу понимания народовластия на современном этапе общественного развития. Анализ ст. 1–3 Конституции РФ показывает, что феномен народовластия многозначен и включает потенциальное право российского народа на осуществление власти, фактическое обладание властью и участие в процессе осуществления публичной власти.

Россия провозглашается демократическим государством (народовластие – "демократия" в переводе с древнегреческого), отличающимся правовым порядком осуществления власти, признающим в качестве основы социального устройства народ как единую органическую общность ("живой организм"). При этом категории "народ" и "власть", составляющие содержание народовластия, требуют уточнения.

С юридической точки зрения понятие "народ" отождествляется с понятием "граждане" и определяется как принадлежность к ассоциированной в рамках единого государства соответствующей совокупности людей. Народ образует физический субстрат государства, социальное качественное образование в границах его территории.

Государственная власть как средство управления обществом не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым государственным аппаратом - совокупностью государственных учреждений. Такие учреждения в условиях формирования правового государства призваны прежде всего выражать интересы народа, для чего необходимо наличие независимых и не опосредованных государством контролирующих структур типа общественной палаты и ее филиалов в регионах и др.

Местное самоуправление – форма власти народа, институты которой наиболее пригодны к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

С учетом специфики субъектов властеотношений можно выделить две формы участия граждан в осуществлении власти.

Во-первых, прямое народовластие имеет место, когда граждане решают свои государственные, общественные, местные дела через институты непосредственной демократии (институты народовластия), т.е. выборы, референдумы, общие собрания граждан и др.

Во-вторых, представительное народовластие имеет место тогда, когда важнейшие вопросы государственной и общественной жизни решают выборные представители.

Как видно, народовластие в современной России характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в Конституции РФ, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется прежде всего в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы – акты высшей юридической силы. К тому же существует механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее, используя средства, предусмотренные законами (пикеты, митинги, демонстрации и т.п.).

По поводу сущности демократии, проявлением которой является народовластие, высказаны и иные суждения.

Нередко утверждается, что никогда на практике демократия не была властью народа. Она есть всего навсего механизм, способ участия населения в формировании власти, прежде всего политической, государственной. По-видимому, такой вывод подтверждает сложность, многогранность и неоднозначность категории "демократия" и производного от нее понятия "народовластие".

2. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. При характеристике правового государства недостаточно указания на его правовую природу, многообразие свойственных ему органов, их перечисления, определения границ деятельности.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда, институты (органы) государства "выстраиваются" по-особому, т.е. формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет "свою" особую деятельность.

Таких властей ("ветвей власти"), свидетельствующих о высокой развитости государства, три: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Соответственно различают три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.

Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. Вместе с тем есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и наряду с этим разделенной. Именно поэтому с названными "тремя властями" как бы обособляется в качестве особого самостоятельного институт главы государства. В республиках – президент, в конституционных монархиях – монарх (король, император и т.д.).

Исходя из сказанного очевидно, что принцип разделения властей способствует "рассредоточенности" государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой- либо одной структуре, нс допускает превращения в авторитарную и тоталитарную власть.

Конституция РФ предусматривает: государственная власть в нашей стране "осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10). Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную – Правительство, судебную – органы правосудия, суды. Президент, по Конституции РФ, "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ч. 2 ст. 80).

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить то, что все "три ветви власти" одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления. Поэтому важной проблемой остается более четкое определение пределов деятельности государственной власти и действующего механизма определения их полномочий. Необходимо также теоретическое обоснование границ законодательной власти и границ нормотворчества власти исполнительной. Это объясняется, в частности, тем, что в настоящее время еще не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной властей.

3. Правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти. Мыслители Античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Относительно современной российской действительности смысл этого принципа прежде всего в том, что деятельность властных структур должна осуществляться управомоченными субъектами на основаниях и в порядке, предусмотренных законами или другими нормативными правовыми актами в интересах народа. Исходя из этого устанавливаются "правовые рамки", "границы" деятельности государства, всех его органов и должностных лиц. Именно это позволяет глубже осмыслить особенности правового государства, его природу.

В соответствии с рассматриваемым положением деятельность властных структур должна осуществляться на основе принципа справедливости, требования безусловного и честного исполнения предписаний закона. Такой подход означает, что закон един для всех и что справедливый закон исполняется беспристрастными должностными лицами (судьями и др.).

Очевидно, чем более развиты правовые начала (основы) государства, чем более отчетливо обозначены границы деятельности его органов, пределов вмешательства в частную жизнь граждан, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для самореализации, активности общественных объединений. "Цель государства, - отмечал Б. Н. Чичерин, – в следующем: оно обеспечивает область общих интересов и не должно вторгаться в частную жизнь. Отдельные союзы, в которые слагается человеческое общежитие, должны сохранить свою самостоятельность" .

И еще один момент. Речь идет о таком значении, качестве права, что оно перестает рассматриваться как своего рода придаток государственной власти. Соответственно правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены прежде всего к государству, его органам. Это необходимое условие функционирования общества и государства, обеспечения организованности в обществе. Как видно, этот принцип ограждает общество от любых форм государственного произвола, вседозволенности со стороны государственно-властных структур.

4. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот фактор в юридической литературе нередко рассматривается в качестве основополагающего относительно правового государства и включает две составляющие – верховенство закона и соответствие закона праву.

В чем это выражается?

В первом аспекте, т.е. юридическом смысле, имеется в виду то, что закон – это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю, направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Соответственно все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов и им противоречить не могут. Заметим, Россия долгое время использовала в качестве основной нормативную базу, основанную на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Наметившаяся тенденция усиления роли законов, основанная на Конституции РФ, в настоящее время приобретает больший удельный вес, оказывает благотворное влияние на политическую ситуацию в стране.

Второй аспект рассматриваемой проблемы предполагает соответствие закона праву, реализуется прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен элементарный правопорядок. Вместе с тем принципы верховенства закона и социальной справедливости относятся и к правоприменению. Пренебрежение к названным принципам и создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.

Очевидно, законодательные акты, ущемляющие свободу личности, противоречат идее правового государства, которое, но сути, связано законом, так же как и его органы. Эта особенность внутреннего, содержательного отличия самого закона, его верховенства.

Названное положение о соответствии закона праву в практическом аспекте предполагает не только подготовку и принятие соответствующих качественных законов, но и подчинение им деятельности всех етруктур государственной власти.

Повседневная политико-правовая действительность подтверждает то, что принцип верховенства закона в современной России нередко нарушается. "В двухуровневой правовой системе федеративного государства, – отмечает Б. Н. Топорнин, – высок процент нарушений принципа верховенства федерального закона правовыми актами, принимаемыми на уровне субъектов Федерации. Подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти, зачастую отходят от принципов, провозглашенных в законе" .

Это означает, что закон не всегда является первым и основным при решении различных вопросов текущей жизни. К тому же значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и организаций, относится к числу декларативных, невостребованных. Сказанное позволяет заключить, что в государстве, называющим себя правовым, нет еще главного и определяющего признака – полного, последовательного и реального верховенства закона, прежде всего Конституции РФ.

5. Режим демократического конституционного правления. В числе ресурсов государственной власти, основанной на праве, называют конституционное правление, включающее ряд ключевых положений. К их числу относятся следующие.

Во-первых, установление конституционно-правового статуса личности и гражданина в России, признание приоритета прав личности, подчинение праву всех органов государства, должностных лиц и граждан, свободные выборы и референдумы – высшие институты власти народа.

Человек, гражданин, народ – таковы главные действующие лица, реализующие свои политико-правовые возможности в условиях демократического конституционного правления. Это означает безусловный отказ от тоталитарного подхода к проблеме "человек – государство", при котором человек рассматривается в качестве "винтика" государственного механизма.

Во-вторых, признание и реальное существование политического и идеологического плюрализма, политических (в том числе оппозиционных) партий, осуществление социально-экономических и политических прав граждан, их организаций, обеспечение выборности и сменяемости центральных и местных представительных (законодательных) органов власти, усиление тенденции проведения государством социальной политики в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

Политический и идеологический плюрализм (от лат. pluralis – множественность) выражает такие начала в отношениях между государством и социальными группами, при которых последние имеют широкие возможности для непосредственного выражения своих взглядов, точек зрения, а также интересов через определенные организации – партии, общественные движения и др. (ч. 1, 3 ст. 13 Конституции РФ).

Названные свойства предполагают отсутствие единой господствующей официальной идеологии, допущение проявлений разных взглядов, суждений, в том числе оппозиционных относительно правящей элиты, связанных с определенным мировоззрением, наличие политического многообразия, многопартийности.

Очевидно и то, что идеологический и политический плюрализм имеет свои пределы. Соответственно в нашем обществе допускается существование любых идеологий, партий, общественных формирований. Вместе с тем в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ утверждается: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

В-третьих, открытость в деятельности государства, гласность, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры.

В реальной политико-правовой жизни без этого невозможен контроль общества над государством, призрачными становятся демократия в обществе, связанность государства, его органов правом. В связи с этим определяется значимость средств массовой информации, которые особенно активны и влиятельны в избирательных кампаниях, что проявляется не только в освещении тех или иных политических фактов, но и в их комментировании и оценке.

В рассматриваемом плане обратим внимание на содержание ст. 29 Конституции РФ, закрепляющей свободу мысли и слова, гарантирование свободы средств массовой информации, запрет цензуры. Как видно, названные положения закреплены в законах о печати и средствах массовой информации (Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации").

6. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами этого аспекта является конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция РФ закрепила за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным правовым стандартам.

Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Политико-правовая действительность свидетельствует о том, что многие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы "зависли", существуют на бумаге, для "людского глаза", государственного имиджа.

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не всегда располагает эффективной системой мер – правовых, организационных и других, называемых гарантиями. Одним из условий упрочения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и свобод.

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам человек не проникнется своими правами и свободами, нс будет везде, всегда и перед всеми отстаивать свои права и свободы, то одни государственные органы едва ли что сделают относительно связанных с этим проблем. Паши соотечественники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с притязаниями на защиту в порядке административного или судебного обжалования.

Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право связывал с чувством достоинства личности. "Кто, в ситуации беззастенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защищать себя и свое право, тот уже человек безнадежный..." .

7. Свобода выборов, предполагающая наличие альтернативных кандидатур, отсутствие политического, административного, информационного и иного давления на избирателей, кандидатов, организаторов выборов.

Может возникнуть вопрос: почему одна из особенностей правового государства связана с выборами представительных органов власти и иных государственных структур?

Для соответствующего ответа обратим внимание на следующие факторы:

  • – согласно действующему законодательству выборы в Российской Федерации – это форма реализации гражданами нрава на управление государственными и местными делами;
  • – выборы позволяют населению влиять на государственную власть, на ее состав и проводимый политический курс. Механизм выборов в современной России определяется избирательным законодательством, регулирующим отношения между гражданами и властью при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также основными гарантиями избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • – участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное определение варианта поведения избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

В условиях формирования правового государства принципиально значимы состязательность, конкуренция выборов, их периодичность и регулярность. Имеется в виду то, что различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках соответствующих платформ конкурентов.

Выборы способны служить инструментом демократии, формирования представительных структур правового государства при условии, что обладатели депутатских мандатов избираются на определенный срок. Это необходимо для осуществления избирателями контрольной функции в отношении своих представителей, предотвращения злоупотребления властью, что является показателем уровня демократизма общества.

По-видимому, наличие альтернативных кандидатов и возможности выбора между ними – главное в демократическом избирательном процессе.

Действительно, в демократическом обществе, целью которого является формирование правового государства, различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах. В таком обществе обладатели депутатских мандатов избираются па определенный срок, обладают на практике равными возможностями.

Задача любого правового государства – оберегать и обеспечивать свободу выборов, ограничивать в этом плане свои действия и решения и при наличии невыгодной для государственных структур политической ситуации. Правовое государство с учетом рассмотренного аспекта – это государство, в котором действует демократическая избирательная система, реализуются принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое, при тайном голосовании и др.

8. Законность в деятельности всех субъектов права. Когда говорят о законности, то имеют в виду соответствие деятельности закону. Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения действующего права – один из важнейших принципов правового государства. В соответствии с ним государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, граждане обязаны соблюдать нормы права, их деятельность должна сообразовываться с предписаниями законов.

Вместе с тем значение законности неоднозначно. В настоящее время в юридической литературе обращено внимание на то, что содержание законности проявляется не только в общеобязательности, неукоснительности соблюдения предписаний права, но и в последовательной реализации прав и свобод, предоставленных субъектам права.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государством, как в сфере правотворчества, так и правоприменения. В связи с этим обратим внимание на следующее.

В правовом государстве законодательные и иные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Принятие таких актов – прерогатива легитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных. Права и свободы человека и гражданина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией РФ, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В демократическом правовом государстве все одинаково должны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязанности, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налаживать нормальные взаимоотношения между человеком, средой обитания и обществом.

9. Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные и правовые начала взаимоотношений между правовым государством как носителем политической власти и личностью – участника ее осуществления. Поэтому взаимная ответственность выступает здесь как средство координации отношений государства и гражданина.

В юридической литературе признается, что взаимная ответственность государства и личности проявляется в следующем:

  • – наделение их определенным объемом взаимных прав и обязанностей;
  • – наличие равных возможностей как у государства, так и у личности отстаивать свои права;
  • – государство должно нести ответственность за свои действия перед каждой личностью, а личность, в свою очередь, ответственна перед государством за нарушение установленного порядка, прав и свобод других граждан, причинение ущерба;
  • – обеспечение принципа взаимной ответственности государства и личности деятельностью независимых судов, возможностью обращения за защитой своих прав в международные организации.

В юридической литературе в числе признаков правового государства наряду с названными также называют и иные. В их числе:

  • – признание человека высшей ценностью, целью государства, центром, в интересах которого функционирует весь государственный механизм;
  • – высокий авторитет суда, его реальные возможности обеспечить права и свободы граждан;
  • – недопущение монополизма в политике и экономике;
  • – соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • – признание прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих нрав и свобод гражданина);
  • – наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан и др.;
  • – высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц;
  • – господство права в решении национальных проблем.

В целом можно заключить следующее: правовое государство – государство, осуществляющее свою деятельность на основе и в рамках законов, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для ограничения с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

  • Четвернин В. Л. Правовое государство // Юридическая энциклопедия / под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001. С. 809; Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. С. 126.
  • Чичерин Б. Н. Свобода в государстве // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 56.
  • Топориин Б. Н. Сильное государство – объективная потребность времени // Вопросы философии. 2001. № 7. С. 17.
  • Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 3.