Прокурорский надзор введение

  • 8.Система органов и учреждений прокуратуры и ее организационная структура.
  • 9.Понятие и содержание принципов организации и деятельности прокуратуры.
  • 10.Понятие и система функций органов прокуратуры.
  • 11.Характеристика функций и основных направлений деятельности прокуратуры.
  • 12.Генеральная прокуратура Российской Федерации.
  • 13.Порядок назначения Генерального прокурора рф, его заместителей и прокуроров субъектов рф, их компетенция.
  • 14.Классные чины в органах прокуратуры рф.
  • 15.Подбор, расстановка и воспитание кадров в органах прокуратуры рф.
  • 16.Условия и порядок приема на службу в органы прокуратуры. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры.
  • 17.Аттестация прокурорских работников. Присвоение классных чинов, воинских званий работникам прокуратуры.
  • 5. Первичной аттестации подлежат работники, имеющие соответствующее образование и следующий стаж службы (работы) в занимаемой должности:
  • 10.2. В аттестации должны содержаться выводы и рекомендации:
  • 18.Обеспечение социально-материальных условий службы и правовая защита работников прокуратуры.
  • 19.Организация работы в органах прокуратуры. Сочетание предметного и зонального принципа в их работе.
  • 20.Формы координации прокуратуры и иных государственных органов.
  • 21.Понятие, задачи и принципы управления в органах прокуратуры.
  • 22.Полномочия прокурора по выявлению и устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
  • 23.Основания и формы проведения прокурорских проверок исполнения законов органами, учреждениями, организациями, предприятиями.
  • 24.Предмет и пределы надзора за исполнением законов.
  • 27.Объявление прокурором предостережения о недопустимости нарушений закона.
  • 29.Организация работы по надзору за исполнением законов в районной прокуратуре.
  • 30.Прием граждан прокурором. Анализ и обобщение жалоб и заявлений в прокуратуре.
  • 31.Предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • 32.Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • 33.Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности.
  • 34.Предмет и пределы прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия.
  • 2. Отмена незаконных или необоснованных постановлений дознавателя и следователя.
  • 5. Внесение прокурором представления.
  • 35.Полномочия прокурора по надзору за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия.
  • 36.Организация прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия (на примере районной прокуратуры).
  • 37.Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уголовного дела либо отказе в таковом.
  • 38.Надзор прокурора за законностью рассмотрения заявлений о совершенных или готовящихся преступлениях.
  • 39.Расследование уголовных дел органами прокуратуры.
  • 40.Прокурорский надзор за обеспечением прав подозреваемых и обвиняемых лиц.
  • 40. Прокурорский надзор за обеспечением прав подозреваемых и обвиняемых лиц.
  • 41.Надзор прокурора за законностью задержания, соблюдением требований и режима содержания граждан в ивс (изолятор временного содержания) и сизо (следственный изолятор).
  • 42.Прокурорский надзор за рассмотрением и разрешением жалоб и заявлений лиц, содержащихся под стражей.
  • 43.Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших от преступления лиц.
  • 44.Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при проведении следственных действий.
  • Формы деятельности прокурора по устранению нарушений закона при расследовании преступлений
  • 45.Понятие процессуальной самостоятельности следователя, этика взаимоотношений прокурора и следователя.
  • 46.Надзор прокурора за законностью окончания предварительного расследования.
  • Формы деятельности прокурора по устранению нарушений закона при расследовании преступлений
  • 47.Действия прокурора по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением.
  • 48.Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции, полномочия прокурора. Общие положения
  • В Подготовительной части
  • В судебном следствии
  • Судебные прения
  • 49.Виды допросов, применяемых прокурором в судебном следствии.
  • 50.Поддержание прокурором государственного обвинения в суде. Структура обвинительной речи. Общие положения
  • В Подготовительной части
  • В судебном следствии
  • Судебные прения
  • 51.Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях.
  • 52.Участие прокурора в пересмотре приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, полномочия прокурора.
  • 53.Предмет, объект и задачи надзора прокурора за исполнением законов и применением назначаемых судом мер принудительного характера.
  • 54.Процессуальное положение прокурора при рассмотрении гражданских дел судами первой инстанции.
  • 55.Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам.
  • 56.Участие прокурора в суде второй (апелляционной и кассационной) инстанции при рассмотрении гражданского дела.
  • 57.Инициация прокурором и его участие в пересмотре судебных актов по гражданским делам, вступивших в законную силу.
  • 58.Организация работы районной прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении судами гражданских дел.
  • 59.Прокурорский надзор за воспитанием детей в семьях, за исполнением законодательства об образовании.
  • 60.Сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением законодательства, регулирующего труд подростков
  • Если прокурор прибыл на предприятие где работают несовершеннолетние
  • 1.Сущность и задачи прокурорского надзора в рф.

    Максимов

    Объект

    1) оьъекты – все министерства, ОГВ, ОМСУ, учреждения и тд. Максимов

    Предмет.

    Субъект –

    Максимов

    По должности субъекты:

    Ген прок

    Прокурор S РФ, их замы

    Сущность

    Задачи прокурорского надзора различаются между собой по уровню, содержанию средств их решения, компетенции органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. 3 вида:

    Общие задачи , которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О пр-ре», а также рядом отраслевых законодательств (УПК, ГПК и т.д.). Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

    а) общественного и государственного строя; б) личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан; в) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий независимо от форм собственности.

    Специальные задачи , объем и содержание которых определяются направлениями прокурорского надзора, являются одновременно и общими задачами, поскольку вносят конкретику в их решения, и задачи каждого направления (своевременное выявление всех незаконных актов; выявление на этих же объектах всех нарушителей закона; недопущение безнаказанности за эти правонарушения).

    Частные задачи более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные, поэтому перечислить их практически невозможно. Частные задачи различаются в зависимости от направления прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется ПН. Примером частных задач могут служить: своевременное получение информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования материалов для проверки и т.д.

    2.Объекты и субъекты прокурорского надзора в рф.

    Максимов – Сущность ПН состоит из объекта, предметов, субъекта надзора.

    Объект – (в з-не нет) отвечает на вопрос на что направлен надзор и где он осуществляется:

    1) объекты – все министерства, ОГВ, ОМСУ, учреждения и тд. Максимов – иногда получается, что ПРФ стоит над ними, но этого нет.

    2) объект – это законность деятельности

    3) деятельность всех, кто перечислен в 1 пункте. Но прок не может вмешиваться в хоз деятельность.

    Предмет. Предмет не = объекту. Но законодатель отождествляет их в ст21.

    Абз2 ч1 ст21 – законодательные акты - предмет надзора

    Субъект – это прок работники, кот уполномочены осущ-ть надзорные функции.

    Вторичные субъекты – участ прокуроры ПО. (руководит учреждений, предпр и тд). Максимов – не согласен, т.к. искажает термин «надзор», руководитель предприятия – это управляющий, а не надзор орган.

    По должности субъекты:

    Ген прок

    В 7 федеральных округах есть прокуроры, руководитель такой прокуратуры – зам ген прокурора.

    Прокурор S РФ, их замы

    Начальники отделов и управлений

    Прокуроры отделов и управлений. В городах то же самое.

    Раньше были прокуроры-криминалисты, сейчас эту должность забрали в след комитет, теперь следователи-криминалисты.

    Начальник отдела кадров – субъект надзора.

    Сущность – выявление и устранение специально-правовыми средствами нарушения законов.

    Субъект – это тот прокурорский работник, который полномочно осуществляет свои надзорные функции. Генеральный прокурор, прокурор области, района все это субъекты прокурорского надзора. Есть прокурорские работники, которые не осуществляют всех полномочий, они не будут субъектами прокурорского надзора.

    ----------------------

    Существует 3 т. з. на объект прокуратуры:

    1) организации, учреждения, предприятия;

    2) объект надзора – деятельность предприятий, учреждений, организаций;

    3) законность деятельности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан.

    Законодатель называет объект предметом: предмет – действия и акты, то, что должен проверять прокурор.

    Субъект: прокурорский работник, следователь не является субъектом прокурорского надзора.

    Объект прокурорского надзора как функции прокуратуры состоит в совокупности юридических и физических лиц, органов власти и хозяйствования, на которые распространяется компетенция органов прокуратуры. В общем виде объект определяется как совокупность федеральных министерств, гос. Комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций.

    Субъект должностное лицо органа прокуратуры, действующее в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления надзорных полномочий и выполнения возложенных задач по основаниям и в порядке установленном законом. Субъектами не могут выступать юридические и физические (должностные) лица, исполнение законов которыми проверяется прокурором.

    Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.

    Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

    Прокурорский надзор осуществляется от имени государства - Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

    Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

    Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

    Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

    Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься: а) специфический вид государственной деятельности, о котором говорилось выше; б) самостоятельная отрасль юридической науки; в) учебная дисциплина.

    Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Поэтому необходимым условием прочного усвоения курса настоящего учебника является освоение терминологии прокурорского надзора, необходимое для изучения всего последующего материала.

    Коренным для всех остальных является понятие «прокурор». Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» - собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

    Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания - в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.

    Прокурорский надзор - понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки и 3) учебную дисциплину.

    Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и другие), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ или любого из них в каждом конкретном случае.

    Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т.д. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

    Прокурорский надзор как учебная дисциплина - часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части обычно рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т.д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.

    Предмет прокурорского надзора. Из рассмотренного выше понятия прокурорского надзора как вида государственной деятельности, отрасли юридической науки и учебной дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые в теории нередко путают. В соответствии с задачами настоящего издания будет рассмотрен лишь предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности. В этом смысле под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

    Перечень этих лиц определен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой же статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также судебные органы.

    Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию, поэтому на практике, да и в юридической литературе не редки случаи неправильного применения каждого из них, когда объект называют субъектом и - наоборот. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации, и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, в котором могут быть проведены проверки исполнения законов. Субъектом прокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Им является как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько объектов и субъектов надзора. Так, в том же федеральном министерстве может проводиться проверка исполнения законов в счетно-бухгалтерской службе, в контрольных и иных подразделениях (объекты надзора) и законность актов, принятых должностными лицами (субъектами надзора).

    Полномочия прокурора - это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления различных видов деятельности или осуществления надзора в различных направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора. Так, для осуществления надзора за исполнением законов в ст. 22 Закона о прокуратуре определены такие полномочия, как требование от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и др. Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений названных органов и ряд других. Эти полномочия определяются не только ст. 30 Закона о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

    Правовые средства прокурорского надзора. Это понятие тесно связано с предыдущим понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе и на практике они понимаются как однозначные. Различие между ними состоит в том, что в Законе о прокуратуре определяются полномочия прокурора при осуществлении надзора, однако прокурор не только осуществляет надзор, но и выполняет иные функции. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не регулируемые (организационные и некоторые другие). К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

    Правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокурору Законом о прокуратуре по своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.

    Акт прокурорского реагирования - широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта.

    Методика прокурорского надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.

    Совокупность таких научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни из них определяют методы осуществления надзора в целом, методы обеспечения его эффективности и т.п. Другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим можно различать общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.

    Тактика прокурорского надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению и устранению нарушений законов, прокурор решает, прибегая к различным методам и используя различные приемы применения предоставленных ему правовых средств.

    Приемы могут применяться в различной последовательности в зависимости от стоящих перед прокуратурой задач, конкретной обстановки, собственного опыта работы прокурора и от многих других факторов. Более того, приемы применяемые в ходе, например, одной проверки исполнения законов на месте могут оказаться нерезультативными при проведении другой проверки. Поэтому под тактикой прокурорского надзора понимается совокупность приемов, способов и методов применения каждого правового средства прокурорского надзора.

    1. Основные понятия и значение прокурорского надзора

    Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

    Прокурорский надзор понимается как:

    1) специфический вид государственной деятельности;

    2) самостоятельная отрасль права;

    3) учебная дисциплина.

    Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

    Прокурорский надзор как учебная дисциплина – часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений.

    Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности. Прокурор– это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом высшего прокурора.

    В узком смысле понимаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Прокурорские работники это прокуроры, следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

    Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

    Акт прокурорского реагирования – это решение прокурора, закрепленное в специальном документе, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

    2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ

    Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

    Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

    Целями прокуратуры являются:

    1) обеспечение верховенства закона;

    2) обеспечение единства и укрепления законности;

    3) обеспечение защиты прав и свобод человека

    и гражданина;

    4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

    На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

    Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

    Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

    Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

    Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

    Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

    Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

    3. Принципы организации прокурорского надзора

    Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры.

    Принципы организации и деятельности прокуратуры определяют наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры.

    Поскольку прокурорский надзор – это одно из проявлений прокурорской деятельности, то и принципы организации и деятельности прокуратуры выступают одновременно и в качестве принципов прокурорского надзора.

    Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде таких актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения о недопустимости нарушений законов, обращения с заявлениями в суды и др.

    Принцип централизации. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

    Принцип законности – важнейшее общеправовое начало деятельности всех правоприменительных и правоохранительных органов. Данный принцип проявляется в том, что правовое положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации при осуществлении прокурорского надзора регламентируются соответствующими нормативными актами.

    Принцип независимости прокурорских работников. В законодательстве оговорена недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

    Принцип политической независимости. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

    Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Для представления населению наиболее полной информации о правозащитной деятельности прокуратуры должны систематически направляться в газеты и журналы для публикации доклады, информационные записки, документы прокурорского реагирования (Сидорова Н. В., Хозова Л. П. Правоохранительные органы РФ).

    4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ

    Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

    Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

    Прокурор вправе принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное расследование преступлений.

    Прокуроры не ограничены специальной подследственностью. Приняв к своему производству расследование уголовного дела, прокурор обладает всеми полномочиями следователя и сохраняет свои прокурорские полномочия по организации расследования; участии в правотворческой деятельности.

    Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня.

    Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследу-ет цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению.

    Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера.

    Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления.

    Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

    5. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры

    1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.

    1864 – 191 7 гг. – пореформенная прокуратура.

    1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.

    С 1991 г. – новая российская прокуратура.

    Указом от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

    Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных еле-дователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

    Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

    Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органуВерховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.

    В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.

    6. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей

    В ФЗ «О прокуратуре РФ» содержатся требования как профессионального, так и нравственно-этического характера в отношении лиц, назначаемых на должность прокурора.

    В соответствии с указанным законом прокурорами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.

    Предусмотрен также и возрастной ценз для прокуроров, назначаемых на руководящие должности. На должности районного, городского прокуроров и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет. На должности прокурора субъекта РФ и приравненных к ним прокуроров назначаются лица, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет. Высокая профессиональная подготовка работников органов прокуратуры должна сочетаться с честностью, неподкупностью и справедливостью.

    Вступая в должность прокурора, выпускник высшего юридического учебного заведения принимает присягу в торжественной обстановке, в условиях гласности. Присяга с подписью хранится в его личном деле. Принятая присяга обязывает будущих следователей и прокуроров к образцовому исполнению своего служебного долга. Генеральный прокурор РФ требует, чтобы все участки прокурорского надзора были укомплектованы принципиальными, неподкупными, компетентными и добросовестными работниками.

    Неправильное исполнение и злоупотребление своим служебным положением влекут за собой тяжкие последствия.

    Прокурор за время службы не должен проявлять такие качества, как черствость, формализм, невнимание к людям, неоправданная суровость.

    В любом случае и при любых обстоятельствах необходим строгий контроль со стороны руководства за деятельностью подчиненных.

    Выполняя свои профессиональные обязанности, каждый работник прокуратуры призван действовать не только в рамках закона, но и общечеловеческого гуманизма, проявлять доброжелательность, чуткость и внимание к людям. Работники органов прокуратуры должны обладать такими качествами, как принципиальность и непримиримость в борьбе с нарушениями законности и правопорядка.

    Необходимое для прокурора профессиональное качество – это инициативность. Должность прокурора у граждан должна всегда связываться с понятием справедливости.

    Генеральный прокурор РФ в своих приказах указывает на недопустимость проявления со стороны работников прокуратуры предвзятости и произвола при расследовании уголовных дел, необъективности при рассмотрении жалоб, заявлений, сообщений и других обращений граждан.

    7. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ

    Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

    Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения (п. 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

    Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

    Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

    Во многих субъектах РФ образованы только прокуратуры городов и районов. Некоторые из них подразделяются на межрайонные прокуратуры, которые осуществляют свои полномочия на территории нескольких районов. Например, в г. Москве согласно административно-территориальному делению созданы муниципальные районы и административные округа. Таким образом, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре» на основе деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Также ст. 20 ФЗ «О прокуратуре» предусматривает создание коллегий в органах прокуратуры. Данные коллегии являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

    Органы прокуратуры составляют систему прокуратуры РФ и обладают следующими признаками:

    1) единства (не входят ни в какую иную систему органов, единство основных целей и задач);

    2) централизованности (подчинение нижестоящего прокурора вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ);

    3) системности органов прокуратуры (органы прокуратуры не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы).

    Каждый из элементов (звеньев) системы прокуратуры РФ состоит из подразделений, составляющих их структуру. Под организацией органов прокуратуры РФ понимается установленный Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре» порядок назначения на должность прокурорских работников и порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры. Организацию прокуратуры РФ следует отличать от организации прокурорского надзора как основной функции органов прокуратуры.


    Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
    Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.
    Целями прокуратуры являются:
    1) обеспечение верховенства закона;
    2) обеспечение единства и укрепления законности;
    3) обеспечение защиты прав и свобод человека
    и гражданина;
    4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
    На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
    Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.
    Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.
    Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).
    Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).
    Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.
    Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

    • Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на
      Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная
      РФ , которые определяются Конституцией РФ , ФЗ «О прокуратуре », а также рядом других...


    • Предмет , цели , задачи прокурорского надзора в РФ .
      Генеральный прокурор РФ Федерации Феде... подробнее ».


    • Главная / Прокурорский надзор / Шпаргалки Прокуратура и прокурорский надзор .
      Предмет , цели , задачи прокурорского надзора в РФ . Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование.


    • Предмет , цели , задачи прокурорского надзора в РФ . Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование. Основные понятия и значение прокурорского надзора .


    • Предмет , цели , задачи прокурорского надзора в РФ .
      Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Феде... подробнее ».


    • Предмет , цели , задачи прокурорского надзора в РФ .
      Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Феде... подробнее ».


    • Понятие и задачи нотариата в РФ Нотариат - совокупность частных органов и органов государства, призв. Прокурорский надзор в РФ . Понятие прокурорского надзора .

    • Прокурорский надзор в РФ
      Понятие прокурорского надзора . Принципы организации прокуратурыПрокуратура РФ - это единая федеральная цен�.
      Понятие и задачи нотариата в РФ Нотариат - совокупность частных органов и органов государства, призв.

    Найдено похожих страниц:10


    Основным является понятие «прокурор».

    Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» - собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Это же понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

    Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники.

    Прокурорский надзор – понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки; и 3) учебную дисциплину.

    Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и др.), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов.

    Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления и т.д.

    Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

    Прокурорский надзор как учебная дисциплина делится на общую и особенную части. (Подробно рассмотрено в разделе 1.1.1).

    Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию.

    Под объектом следует понимать предприятия. Учреждения, организации, и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения закона.

    Субъектом следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Им является и сам прокурор, осуществляющий надзор, юридическое или физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько субъектов надзора.

    Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре (ст. 22). Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений этих органов (ст.30), УПК РФ и др. федеральные законы.

    Правовые средства прокурорского надзора . К правовым средства прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. По своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений. К ним относятся действия и правовые акты, с помощью которых реализуются полномочия прокуроров.

    Акт прокурорского реагирования – это закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные правонарушения (например, протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта).

    Методика прокурорского надзора. Ее составляет совокупность научно обоснованных и проверенных на практике методов и приёмов (способов) применения правовых средств.

    Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни из них определяют методы осуществления надзора в целом, другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим различают общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.

    Тактика прокурорского надзора. Под ней понимается определение и реализация путей (методов) и приёмов наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившейся обстановки. В одном случае прокурор применяет один метод, а в другом – иной. Приёмы могут применяться в различной последовательности в зависимости от стоящих перед прокуратурой задач, собственного опыта работы прокурора и от многих других факторов.