Проведение инвентаризации арбитражным управляющим. Сроки проведения инвентаризации. Роль инвентаризации при банкротстве организации или физлица

Банкротство – это принудительно или самостоятельно инициированное признание неплатежеспособности физических или юридических лиц. Для возбуждения процедуры банкротства компании или физического лица необходимы два условия:

  • размер долга свыше ста тысяч рублей;
  • лицо (организация), относительно которого начинается процедура банкротства, не осуществляло платежей по долгу свыше трех месяцев подряд.

Процедура банкротства состоит из четырех процессов (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство), которые могут быть исполнены выборочно, либо поэтапно. Процедура и требования к банкротству физических и юридических лиц регламентированы в ФЗ No127 «О несостоятельности».

Непосредственное банкротство происходит в процессе конкурсного производства, при котором производится анализирование и инвентаризация всего имущества организации-должника, либо физлица, специально назначенным для этого человеком – конкурсным управляющим.

Роль инвентаризации при банкротстве организации или физлица

Инвентаризация имущества при банкротстве юридического или физического лица, принадлежащего должнику, проводится в четко ограниченные сроки. В настоящее время инвентаризация имущества в процедуре банкротства производится в срок не более трех месяцев с момента начала конкурсного производства.

В процессе проведения инвентаризации при процедуре банкротства выявляется все имущество должника, которое в последующем формирует так называемую «конкурсную массу». Под понятием «конкурсной массы» подразумевается движимое и недвижимое имущество, которое можно выставить на открытые торги с целью получения материальных средств, которые в последующем будут направлены на погашение долгов компании или физического лица перед кредиторами.

Инвентаризация в банкротстве является неотъемлемой частью процедуры и производится в обязательном порядке.

Чем должен руководствоваться специалист, выполняющий инвентаризацию при банкротстве?

Основным регламентным документом об при банкротстве является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». Также некоторые нормативные акты при инвентаризации имущества при процедуре банкротства организации или физического лица могут регулироваться требованиями, указанными в Федеральном Законе «О несостоятельности».

Как проходит инвентаризация при банкротстве?

К ним относятся автомобили грузового и легкового типа, техника сельскохозяйственного назначения, мотоциклы, транспорт, передвигающийся по воздуху или воде.

  • Акции и ценные бумаги.
  • Факт участия в ООО.
  • Все денежные средства в виде наличных или банковских счетов.
  • Драгоценные аксессуары и украшения.
  • Предметы роскоши.

Кроме перечня собственности, в документальном виде оформляется правовая составляющая процесса инвентаризации при банкротстве. Арбитражный управляющий оценивает имущество, составляя на основе полученных данных конкурсную массу. Единственное жильё и имущество, цена которому меньше 10 000 рублей, исключается из описи. Инвентаризационные сроки при банкротстве Раннее на инвентаризацию могло уйти около 6 месяцев. При этом время, предназначенное на осуществление этого процесса, никак не регулировалось.

Инвентаризация при процедуре несотоятельности

Внимание

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение инвентаризации при банкротстве Инвентаризация при банкротстве предприятия проводится при соблюдении Федерального Закона «О бухгалтерском учете», Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также на момент ликвидации организации порядок проведения инвентаризации частично регулируется нормами Федерального Закона «О несостоятельности». Особенности проведения процедуры в условиях несостоятельности компании. Инвентаризация при ликвидации предприятия ничем не отличается от обычной и состоит из нескольких последовательных этапов.


На первом этапе проводится передача инвентаризационной комиссии всей необходимой документации. Второй этап заключается в установлении фактического наличия имущества компании: основных средств, товарно-материальных ценностей и обязательств.

Инвентаризация в процедуре несостоятельности

Главная → Бухгалтерские консультации → Инвентаризация Обновление: 9 февраля 2017 г. Инвентаризации бывают добровольными и обязательными. В зависимости от вида проверки сроки проведения инвентаризации устанавливаются по-разному.
В случае инициативной (добровольной) проверки порядок и сроки проведения инвентаризации в организации устанавливаются ею самостоятельно. В случае проверки обязательной определенные правила проведения инвентаризации предписывает законодательство. Поговорим о них подробнее. Сроки инвентаризации перед составлением годовой отчетности Каждая компания должна проводить инвентаризацию хотя бы раз в год до составления годовой отчетности по бухгалтерии.
Такой проверкой компания устанавливает фактическое состояние своего имущества и при необходимости вносит корректировки в данные учета. Когда нужно проводить такую инвентаризацию? Обратимся к нормативным актам.

Инвентаризация при банкротстве юридического лица

Важно

Законом о несостоятельности компаний предусмотрено введение одного из или последовательно четырех этапов:

  1. наблюдения,
  2. финансового оздоровления,
  3. внешнего управления,
  4. конкурсного производства.

На этапе наблюдения происходит поиск мер по сохранению имущества должника, назначается временный управляющий, который собирает информацию о возможностях компании и составляет реестр требований кредиторов. Также на этапе наблюдения проводится собрание кредиторов, которое утверждает одну из трех последующих процедур и назначает арбитражного управляющего. На этапе финансового оздоровления руководитель компании управляет ей совместно с административным управляющим и под надзором комитета кредиторов.


На этапе внешнего управления руководство компании отстраняется от управления и назначается внешний управляющий.

Инвентаризация при банкротстве

Оплачивают инвентаризационную процедуру те лица, которые проголосовали за её проведение.

  • Описанные в результате инвентаризационного процесса имущественные ценности реализуются на торгах.
  • Начальная цена объектов описи на торгах определяется конкурсными кредиторами. Если между ними возникли какие-либо разногласия, каждый из них вправе обратиться с претензией в арбитражный суд. Продажа залогового имущества организуется в соответствии с положениями Федерального закона.
  • Если арбитражный управляющий не исполнил свои обязанности или кредиторы отказались от каких-либо претензий к должнику, владелец имущества восстанавливается в своих правах.

Проведение инвентаризации имущества должника в период конкурсного производства

Правила, определяющие сроки инвентаризации, содержатся в приказах Минфина (от 13.06.95 № 49 и от 29.07.98 № 34н). По этим правилам:

  • инвентаризация проводится ежегодно до составления годовой отчетности по бухгалтерии;
  • инвентаризация ОС может проводиться раз в три года;
  • если в отношении какого-то имущества инвентаризация проводилась в 4-м квартале отчетного (календарного) года, то в отношении этого имущества повторную инвентаризацию проводить не требуется.

Возникает вопрос, когда именно нужно провести годовую инвентаризацию. Здесь есть некоторые нюансы, которые следует иметь в виду. В отношении имущества компании такая инвентаризация должна состояться в 4-м квартале года, за который готовится отчетность (за исключением ОС, в отношении которых в правилах есть оговорка о проведении инвентаризации раз в три года).

Инвентаризация в банкротстве

Инфо

Вместе с тем годовая инвентаризация должна проводиться и в части обязательств компании. И в этой части наличие обязательств компании должно устанавливаться по состоянию на 31 декабря года, за который готовится отчетность. Такой вывод был сделан Минфином России (письмо от 09.01.13 № 07-02-18/01).


Из этого следует, что и сверку расчетов с контрагентами компании целесообразно проводить по состоянию на 31 декабря. В этом случае при выявлении в результате такой сверки обязательств компании их можно будет отразить в учете и отчетности. Сроки проведения инвентаризации конкурсным управляющим Одним из случаев обязательного проведения инвентаризации, который устанавливает законодательство, является конкурсное производство в отношении компании-банкрота.

Порядок и сроки проведения инвентаризации

N 222-ФЗ) 2. Конкурсный управляющий обязан: принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника. Таким образом закон чётко определил срок проведения инвентаризации. Для надлежащей инвентаризации имущества должника конкурсному управляющему необходимо выявить имущество должника независимо от места его нахождения, имущественные права должника; предпринять все возможные меры по истребованию документов, сведений в отношении имущества и имущественных прав должника, установить местонахождение имущества должника, предпринять меры по истребованию имущества должника из чужого незаконного владения.

Сроки проведения инвентаризации

Понятие банкротства определяется Федеральным Законом «О несостоятельности». Процесс инвентаризации при этом регулируется 70, 99 и 129, 213.26 статьями настоящего положения. Согласно им инвентаризация при банкротстве состоит из нескольких этапов:

  1. Передача необходимых документов комиссии по инвентаризации.
  2. Установления того имущества, которое по факту находится у физического или юридического лица.
  3. Анализ данных, который сравнивает фактическое наличие имущества с тем, что отражают документы.
  4. Документальное оформление результатов проверки. Они должны отражать выявленные расхождения.

На основании результатов инвентаризации удовлетворяются требования кредиторов. Инвентаризация в случае банкротства предприятия Инвентаризация подразумевает собой передачу ценностей предприятием арбитражному управляющему. Его работа заключается в их сохранении и описи.
Главная Свежие новости на сегодня Инвентаризация при банкротстве юридического лица На завершающей фазе процедуры несостоятельности юридического лица вводится конкурсное производство, проходящее под контролем арбитражного суда. С этого момента должник признается банкротом и главной задачей конкурсного управляющего становится проведение полной инвентаризации и оценки имущества предприятия. Из него складывается конкурсная масса для соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Оглавление

  • 1 Инвентаризация имущества
  • 2 Цели инвентаризации при банкротстве предприятия
  • 3 Сроки инвентаризация в банкротстве

Инвентаризация имущества Арбитражный управляющий принимает в ведение имущество должника и последовательно проводит опись активов. Кроме того, он должен обеспечить сохранность ценностей.

Правила проведения инвентаризации при банкротстве

Положения по ведению бухгалтерского учета, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.Таким образом, инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности. Основу любой инвентаризации составляет проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств силами специально созданной в организации комиссии.

1. В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.

1.1. В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения:

подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона;

о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново.

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества должника в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.

3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.

1. Комментируемая статья обязывает конкурсного управляющего произвести

инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления этой работы

конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов (например,

бухгалтеров, аудиторов и т.п.).

Право привлечения оценщиков и иных специалистов для целей проведения

инвентаризации и оценки, предусмотренное п.1 комментируемой статьи, дополняет

(применительно к конкурсному производству) общую норму ст.20 Закона о банкротстве,

предоставляющую арбитражному управляющему право привлечения иных лиц для обеспечения

его деятельности. По общему правилу, оплата услуг привлекаемых конкурсным

управляющим специалистов осуществляется за счет имущества должника. Собрание

кредиторов или комитет кредиторов могут определить иной источник оплаты труда

привлекаемых специалистов. Особый порядок оплаты услуг привлекаемых специалистов

может быть установлен кредиторами, например, в случаях, когда должник не располагает

необходимыми для этого денежными средствами.

2. Необходимость проведения инвентаризации связана прежде всего с возложением на арбитражного управляющего обязанностей по управлению делами должника при отстранении его руководителя. Свидетельством этого является то, что данная

обязанность установлена не только для конкурсного управляющего, но и для внешнего

управляющего (см. комментарий к ст.74).

учете" установлено, что в ходе инвентаризации имущества и обязательств организации

проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

В соответствии с данным законом порядок и сроки проведения инвентаризации,

а также методы оценки видов имущества и обязательств являются составными частями

учетной политики организации, которая утверждается приказом или распоряжением

лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета; предусмотрены

случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. По смыслу ст.101 Закона

о банкротстве за организацию и состояние бухгалтерского учета должника в период

конкурсного производства отвечает конкурсный управляющий.

При проведении инвентаризации осуществляется выявление фактического наличия

имущества, сопоставление фактического наличия имущества и его состояния с

данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств

организации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием

имущества и его состоянием и данными бухгалтерского учета подлежат соответствующему

отражению на счетах бухгалтерского учета. В настоящее время при проведении

инвентаризации применяются Методические указания по инвентаризации имущества

и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской

4. Законом о банкротстве 1992 г. также устанавливалась обязанность конкурсного

управляющего по проведению инвентаризации имущества (активов) должника и его

обязательств (пассивов). Несмотря на то, что в период внешнего управления

на арбитражного управляющего аналогичная обязанность возлагалась, практика

показала, что в случаях отстранения арбитражным управляющим руководителя должника

от выполнения обязанностей по управлению должником, а также в целях разработки

арбитражным управляющим плана проведения внешнего управления имуществом должника

инвентаризация имущества и обязательств должника проводилась и в рамках внешнего

управления имуществом должника.

5. Проведение инвентаризации имущества и обязательств должника как правило

является первым и необходимым шагом в осуществлении оценки имущества должника,

под которой следует понимать определение стоимости принадлежащего должнику

имущества. Целью проведения оценки является установление стоимости имущества,

позволяющей с достаточной степенью достоверности оценить выручку, которую

предполагается получить в результате реализации данного имущества.

Различаются различные виды стоимости: например, первоначальная стоимость

основных средств (т. е. стоимость данных активов при постановке их должником

на учет, которая определяется на основе цен их приобретения, затрат на строительство

и т.д. и может увеличиваться после реконструкции или модернизации основных

фондов или уменьшаться при частичной ликвидации или демонтаже), восстановительная

стоимость основных средств (т. е. стоимость воспроизводства данных активов),

остаточная стоимость основных средств (т. е. первоначальная либо восстановительная

(после переоценки) стоимость основных средств за вычетом начисленного износа),

балансовая стоимость (т. е. стоимость, по которой активы отражаются в бухгалтерском

балансе), рыночная стоимость активов (определяемая на основе сложившихся на

момент проведения оценки рыночных цен на имущество, подлежащее оценке), ликвидационная

стоимость активов (определяется на основе рыночной стоимости активов за вычетом

расходов, связанных с подготовкой к реализации и реализацией данных активов

в режиме ликвидации должника).

Существуют также специальные методы оценки рыночной стоимости принадлежащего

должнику предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого должником

для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемого в соответствии

со ст.132 ГК РФ недвижимостью, а также методы оценки стоимости осуществляемого

должником бизнеса. Кроме того, особо необходимо отметить такой вид стоимости

как фактическая стоимость (цена) реализации имущества (другими словами выручка

от реализации имущества), которая, очевидно, не оценивается, а устанавливается

по факту в процессе реализации этого имущества.

Перечисленные виды стоимостей одного и того же имущества могут существенно

различаться по своей величине, например, балансовая стоимость какого-либо

имущества на практике может в несколько раз превосходить рыночную стоимость

этого имущества, в то же время и рыночная стоимость имущества в общем случае

не совпадает с фактической стоимостью реализации данного имущества. Более

того, оценка стоимости существенно зависит от того, каким предполагается последующий

режим функционирования или реализации имущества должника. Так например, рыночная

стоимость предприятия должника в целом как имущественного комплекса будет

отличаться от ликвидационной стоимости принадлежащего должнику имущества,

ликвидационная стоимость одного и того же имущества существенно отличается

в зависимости от выбора режима ликвидации: ускоренного (форсированного), при

котором уменьшаются затраты на содержание и хранение имущества, однако существует

большая вероятность получить при реализации имущества относительно меньшую

выручку (меньшую фактическую цену), либо упорядоченного (обычного), при котором

достаточно велика вероятность получения относительно большей выручки от реализации

имущества, однако увеличиваются расходы на содержание и хранение активов.Выбор

типа стоимости, который предполагается оценить, а также методов оценки определяется,

исходя из целей проведения оценки.

Представляется, что по смыслу процедур банкротства, и в частности, конкурсного

производства, необходимо проведение оценки ликвидационной стоимости имущества

должника и иных видов оценки, базирующихся на методах оценки рыночной стоимости

(рыночная стоимость имущества, рыночная стоимость принадлежащего должнику

предприятия в целом как имущественного комплекса, рыночная стоимость бизнеса

должника), так как они, во-первых, позволяют корректно оценить наиболее вероятную

выручку (фактическую стоимость), которая будет получена при реализации имущества,

а во-вторых, позволяют обосновать выбор тех или иных способов реализации имущества

в рамках конкурсного производства (продажа предприятия должника, выбор способа

лотирования имущества и т.д.), исходя из цели конкурсного производства по

максимизации степени удовлетворения требований кредиторов на основе максимизации

доходов от управления (использования) имуществом должника и выручки от реализации

конкурсной массы.

6. При проведении оценки указанных стоимостей должны учитываться положения

ст.87, 103, 104, 112, 137, 138, 139, 145, 155, 171 и 172 Закона о банкротстве,

так как часть имущества должника в соответствии с законодательными и иными

правовыми актами Российской Федерации может быть изъята из оборота, ограничена

в обороте или могут иметься в отношении данного имущества иные ограничения

(например, установление обязательных условий для покупателей).

7. Закон о банкротстве 1992 г. устанавливал исключительную компетенцию

собрания кредиторов по решению вопросов о начале продажи, форме продажи, а

также о начальной цене имущества должника без сопряжения решения данных вопросов

с проведением оценки имущества должника. Данная норма, перекладывая всю полноту

принятия решения по вопросу, имеющему подчас определяющее значение для максимизации

степени удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве, на

кредиторов, на практике приводила в ряде случаев к формальному исполнению

конкурсным управляющим своей обязанности по проведению оценки имущества должника.

В отличие от Закона о банкротстве 1992 г., в конкурсном производстве

собранием кредиторов должны быть одобрены лишь порядок и сроки продажи имущества

должника; одобрение ими начальной цены продаваемого имущества не предусмотрено,

за исключением случая продажи предприятия должника (см. комментарий к ст.112).

8. Следует отметить, что наряду с правом привлечения специалистов для

обеспечения деятельности конкурсного управляющего, комментируемой статьей

установлена и обязанность конкурсного управляющего привлекать независимого

оценщика для оценки принадлежащей должнику и подлежащей продаже недвижимости,

если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов.

Дело в том, что любой объект недвижимости в качестве объекта продажи

обладает специфическими, присущими только ему свойствами (например, местоположением),

что исключает возможность установления начальной цены данного объекта на основе

прямой аналогии с уже проданными (что применимо для установления начальной

цены такого имущества как транспортные средства, универсальное оборудование,

сырье, материалы и т.д.). Сложившаяся мировая практика показывает, что даже

в условиях сложившихся и развитых рынков недвижимости проведение профессиональной

оценки предназначенного к продаже объекта недвижимости является обязательным

требованием. В отечественных условиях независимая предпродажная оценка объектов

недвижимости приобретает особое значение из-за неразвитости рынков недвижимости.

9. Кредиторы могут установить, что предпродажная оценка объектов недвижимости

может в некоторых случаях и не проводиться, например, если подобная оценка

уже была недавно проведена и кредиторы уверены в независимости выводов оценщика,

а также в том, что за прошедший с момента проведения такой оценки срок величина

оцененной стоимости объекта недвижимости не подверглась каким-либо значимым

изменениям, либо в случае, когда состояние предполагаемого к продаже объекта

недвижимости не оставляет сомнений в том, что понесенные расходы на проведение

оценки могут превысить выручку от реализации этого объекта.

Особенности проведения инвентаризации в условиях несостоятельности хозяйствующего субъекта

Порядок проведения инвентаризации ¾ одного из обязательных приемов бухгалтерского учета ¾ регламентируется в РФ Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Кроме того, на момент ликвидации организации порядок проведения инвентаризации частично регулируется нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

О возникновении инвентаризации как основного приема бухгалтерского учета можно сказать словами О.О. Бауэра: «…инвентаризация составляет часть бухгалтерии и поэтому ее возникновение находится в тесной связи с возникновением самой бухгалтерии. Инвентаризацию можно считать первой ступенью развития бухгалтерии…» . Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности и выполнения контрольной функции учета.

Слово «инвентарь» (от латинского inventar или inventarium - опись) на современном этапе означает «совокупность предметов». Инвентарь играет главную роль в информационной системе бухгалтерского учета, предоставляя исчерпывающий перечень всех составных частей имущества и обязательств хозяйствующего субъекта не только в денежном, но и в натуральном выражении, подчеркивая индивидуальные свойства вещей или прав. Первоначально инвентаризация носила информационный характер, собственник просто хотел узнать, что у него есть. Со временем она приобрела контрольный характер: все имущество распределялось между конкретными людьми, вводился текущий учет всех поступлений и выдач. Периодически данные этого учета сравнивались с тем, что было в наличии. Исторически сложившаяся в статической практике роль инвентаризации заключалась в выявлении имущественного положения собственников и построении баланса фиктивной или реальной ликвидации.

Основоположником статической практики следует признать Ж.П. Савари (1675 г.), которым обоснована теория многообразия балансов. Информационную базу системы балансов Ж.П. Савари составляли данные физической инвентаризации в конце отчетного периода и построенный по ним баланс фиктивной ликвидации ¾ проверки на банкротство.

Идеи Жака Савари об обязательности проведения инвентаризации сохранили свою актуальность и в рыночных условиях хозяйствования. На современном этапе проведение инвентаризации заключается в сопоставлении данных фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. В некоторых случаях данные, полученные в ходе проведения инвентаризации, не только выступают базой сравнения с учетными данными, но и при отсутствии последних служат основой последующего построения системы бухгалтерского учета организации-должника.


Обязательность проведения при ликвидации юридического лица инвентаризации имущества определена в п. 2 ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» и в п. 2 ст. 129 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» . Начиная с процедуры внешнего управления (п. 2 ст. 99), законодательство о несостоятельности вменяет в обязанности арбитражного управляющего проведение инвентаризации имущества организации-должника, хотя право на участие в инвентаризации имеет и административный управляющий на этапе финансового оздоровления (п.4 ст. 83). При этом проведение инвентаризации обязательств установлено только в Законе «О бухгалтерском учете», что в условиях несостоятельности можно объяснить лишь обязательностью формирования реестра требований кредиторов - документа, в котором указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования. Реестр закрывается по истечении срока, указанного в сообщении арбитражного управляющего.

Основу любой инвентаризации составляет полная или частичная проверка фактического наличия всех категорий материальных ценностей, имущественных прав и обязательств с привлечением специально созданной комиссии. Инвентаризация проводится в несколько последовательных взаимодополняющих этапов.

Первый этап, называемый подготовительным , заключается в передаче инвентаризационной комиссии всей необходимой документации, способствующей установлению наличия остатков на счетах бухгалтерского учета.

Второй этап условно можно назвать арифметическим , т.е. основанным на установлении натуральных показателей (фактического наличия имущества и обязательств).

Третий этап - оценочный , он предусматривает стоимостную оценку полученных фактических данных.

Четвертый этап ¾ аналитический , он включает анализ и сравнение фактических данных с данными бухгалтерского учета.

Пятый этап ¾ заключительный , состоит в оформлении результатов инвентаризации и отражении выявленных расхождений в учете и отчетности.

В условиях несостоятельности инвентаризация по степени значения для хозяйствующего субъекта приравнивается к обязательной ежегодной и должна охватывать все категории имущества и обязательств. Законодательными и нормативными актами предусмотрен специальный порядок ее проведения, по результатам инвентаризации уточняют данные бухгалтерского учета организации-должника.

Ввиду реабилитационного характера процедуры внешнего управления инвентаризация на данном этапе скорее играет второстепенную роль, чем при ликвидации организации-банкрота на этапе конкурсного управления. По существу, когда цель внешнего управления заключается в смене собственника на имущественный комплекс должника, разница между внешним управлением и конкурсным производством становится условной, ибо результат в обоих случаях один. Существенной особенностью внешнего управления становится только представление внешнему управляющему большей свободы в части распоряжения имуществом должника. При этом внешнее управление становится лишь промежуточной процедурой, в течение которой внешним управляющим отчуждается в интересах определенных лиц «полезное» имущество должника. В этой связи возникает необходимость исследования роли инвентаризации в ликвидационных процедурах.

В ходе проведения процедур конкурсного управления организацией-банкротом арбитражный управляющий часто получает в ведение разоренное и разворованное предприятие с «заброшенными» документами, не подготовленными и не сданными отчетами в налоговые органы, не говоря уже об открытом или скрытом противодействии персонала должника деятельности управляющего, хотя действующее законодательство (п. 2 ст. 126 Закона ) обязывает их в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обеспечить передачу в его ведение бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей. Кроме того, конкурсному управляющему в большинстве случаев приходится оспаривать в судебном порядке (ст. 103 Закона ) договора по отчуждению имущества и погашению обязательств путем признания их недействительными или ничтожными, в связи с чем появляется необходимость в первичных документах и иной информации, сбор которой начинается в ходе инвентаризации. Порядок и сроки проведения инвентаризации утверждаются ликвидационной комиссией, назначаемой общим собранием учредителей.

Инвентаризация имущества и обязательств на этапе конкурсного управления (рис. 5.2) проводится до составления промежуточного баланса. Нормативной базой, определяющей порядок проведения инвентаризации, выступает «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 . При большом объеме работ создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий, в состав которых кроме работников должника должны входить представители арбитражного управляющего или независимых аудиторских организаций.

Инвентаризация при ликвидации организации ничем не



отличается от инвентаризации в обычных условиях хозяйствования. При этом проверке подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, имущество, не принадлежащее ей на правах собственности, но числящееся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. В ходе инвентаризации проводится анализ сделок по отчуждению активов и начинается работа по оспариванию сделок, противоречащих закону. Арбитражный управляющий может потребовать от своего имени признания недействительной сделки, совершенной должником с заинтересованным лицом, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам или должнику были или могут быть причинены убытки.

На протяжении длительного времени проблема опровержения сделок была одной из наиболее спорных и сложных в конкурсном праве, так как всегда затрагивала интересы контрагентов должника, которые, вступая в сделку, могли не знать о финансовых сложностях должника и соответственно быть заинтересованы в сохранении силы сделки.

Конкурсное право выработало две теории, лежащие в основе опровержения сделок, ¾ субъективную и объективную . Суть субъективной теории состоит в том, что недействительными признаются лишь те сделки, в которых действия кредитора были направлены на причинение вреда должнику. Объективная теория делает упор на признании сделок недействительными с некими объективными факторами, например, с периодом, в течение которого заключена сделка, с видом сделки и т.п. Действующее законодательство исходит только из объективной теории, что рассматривается как один из существенных недостатков.

При отсутствии в организации финансовой службы работникам бухгалтерии совместно с членами ликвидационной комиссии необходимо наряду с инвентаризацией провести анализ некоторых показателей:

¾ активов организации, чтобы определить их характеристики, состояние, степень ликвидности, возможную цену продажи;

¾ дебиторской задолженности для оценки возможности ее взыскания, ликвидности долга при его продаже, уточнения сроков получения долгов;

¾ кредиторской задолженности для выяснения структуры и реального объема обязательств.

Нельзя не согласится с мнением М.В. Зотовой , что для выявления имущества, обязательств и их движения конкурсному управляющему необходима помощь различных государственных органов и организаций-контрагентов. Документом, обязывающим запрашиваемые структуры предоставлять сведения о должнике, выступает решение арбитражного суда о признании организации банкротом, поскольку с этого момента согласно законодательству все сведения о финансовом состоянии должника перестают носить конфиденциальный характер и не рассматриваются как коммерческая тайна.

Одним из основных источников информации об организации-банкроте выступают сведения, имеющиеся в территориальной инспекции Федеральной службы Российской Федерации по налогам и сборам, а именно:

¾ устав и иные учредительные документы, которые содержат сведения о полномочиях должностных лиц, структуре организации, наличии обособленных подразделений, зависимых и дочерних обществ;

¾ данные бухгалтерской и налоговой отчетности, представленные в налоговую инспекцию до признания организации банкротом; указанные формы отчетности позволяют сделать вывод о наличии имущества организации, исходя из того, какие налоги уплачивались;

¾ сведения о банковских счетах должника в кредитных организациях, необходимые для закрытия счетов в соответствии со ст. 133 Закона о несостоятельности*;

¾ расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности используется при инвентаризации расчетов, направлении претензий к дебиторам и проверке обоснованности претензий кредиторов;

¾ сведения о руководителе и главном бухгалтере.

Если руководитель организации-должника или его местонахождение неизвестны, то на основании решения суда о признании должника банкротом и назначении конкурсного управляющего можно получить исполнительный лист и наряду с обращением в правоохранительные органы возбудить исполнительное производство для принудительного исполнения решения арбитражного суда, что может способствовать поиску руководителей должника.

Инвентаризация в ходе конкурсного производства ¾ это не только сличение фактических остатков материальных ценностей с учетными данными, но и комплексная процедура анализа и аудита сделок с имуществом и обязательствами, позволяющая расторгнуть сделки, приведшие к ущемлению интересов должника или к неправомерному удовлетворению требований кредиторов, и возвратить выбывшее имущество в конкурсную массу. В юридических документах содержится информация о выплате вознаграждений, подписании договоров, приобретении собственности, слиянии или предоставлении долгосрочных займов, обеспечении гарантий, определении круга лиц, имеющих право подписи. Необходимо собрать сведения о видах деятельности, организационной структуре, партнерах, долгосрочных планах, наличии филиалов или зависимых хозяйствующих единиц, истории развития организации, степени ответственности и правах руководителей разных уровней. Эта информация позволит определить возможные пути вывода активов из-под контроля организации, отследить использованные схемы и принять наиболее рациональные меры по возврату имущества.

Один из актуальных вопросов, который нужно выяснить в ходе инвентаризации, ¾ определение взаимоотношений должника с дочерними и зависимыми организациями, вида и объемов хозяйственных операций между ними, а также сведений о передаче имущества между филиалами и головным предприятием, займах и финансовой помощи, оформлении взаимной задолженности. При этом выясняется, не проводились ли сделки в пользу зависимых организаций в ущерб другим кредиторам в период признания предприятия несостоятельным. Филиалы как структурные подразделения организации могут выделяться либо не выделяться на отдельный баланс.

В условиях, когда филиал выделен на отдельный баланс, расчеты с ним головное предприятие отражает на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу», 79/2 «Расчеты по текущим операциям».

При этом в учете головного предприятия должно быть дебетовое сальдо по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», а в учете филиала ¾ кредитовое. Если же филиал на отдельный баланс не выделен, операции, которые он осуществляет, отражаются на отдельных субсчетах счетов учета производственных затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Поскольку филиал не выступает в качестве юридического лица, то ответственность по его обязательствам несет головное предприятие, следовательно, требования, предъявляемые ГК РФ к ликвидируемым юридическим лицам, не действуют в процессе ликвидации филиала. Поскольку филиал не обладает правом собственности на переданное ему имущество и действует по доверенности головного предприятия, претензии кредиторов могут быть обращены только на имущество головного предприятия. Следовательно, уведомлять кредиторов филиала о его ликвидации не обязательно.

Для повышения эффективности процедур поиска и возврата имущества, обоснованного его списания с учета необходимо уделять значительное внимание структуре бухгалтерского баланса как основного источника информации для участников судебных разбирательств в процедурах несостоятельности. Структуру имущества организации-банкрота можно представить следующим образом:

¾ имущество, отраженное в бухгалтерском учете и имеющееся в наличии;

¾ имущество, отраженное в бухгалтерском учете либо договорной или технической документации, но не выявленное в ходе инвентаризации;

¾ имущество, не числящееся в учете, но имеющееся в наличии (инструмент, инвентарь, оборудование, созданное силами работников и не принятое к учету, неоприходованные запасные части и материалы, полученные от демонтажа основных средств, используемые объекты с истекшим сроком полезного использования).

В инвентаризационных описях должно быть отражено фактическое наличие имущества по этим трем группам, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета. Для инвентаризации в условиях конкурсного производства характерно то, что проводящие ее лица (ликвидационная комиссия) не заинтересованы в корректировке фактических данных под цифры учета, что может иметь место на действующем предприятии. Если имущество отражено в балансе, а фактически его нет, то следует проводить мероприятия по розыску. Данные действия необходимы в любом случае, поскольку не исключены бухгалтерские ошибки или умышленное невключение активов в показатели баланса. По мнению В.В. Панкова , дополнительными источниками получения достоверной информации об имуществе организации-должника на данном этапе служат сведения из комитета по управлению имуществом, ФНС РФ, регистрационной палаты, ГИБДД, территориального земельного комитета и т.д. Обращение в указанные органы позволяют получить исчерпывающие сведения об имуществе, владельцем которого на момент открытия конкурсного производства выступает организация-банкрот.

Одновременно следует направлять запросы бывшим должностным лицам с требованием предоставить документацию по интересующим вопросам и составлять акты в случае отказа. Если искомое имущество находится в незаконном пользовании у третьих лиц, то оно должно быть изъято добровольно или в судебном порядке через возбуждение исполнительного производства.

Кроме того, значительный объем информации можно получить из первичных документов и регистров бухгалтерского учета, находящихся в архиве организации. К таким документам относятся:

¾ инвентаризационные описи предыдущих лет;

¾ документы о выбытии имущества, договора аренды, купли-продажи, дарения, поставки, безвозмездной передачи;

¾ акты описи арестованного и опечатанного имущества;

¾ схемы, чертежи, фотографии инвентарных объектов основных средств и незавершенного строительства;

¾ технические паспорта или другая техническая документация;

¾ различные регистры бухгалтерского учета, акты списания, выбраковки, приказы, распоряжения руководства и т.д.

В инвентаризационных описях следует обособленно отражать имущество, которое не включается в конкурсную массу, а именно: социально значимые объекты (дошкольные, школьные, лечебные, спортивные сооружения), объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения. И жилищный фонд, и непроданные социально значимые объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования в лице органов местного самоуправления при принятии такого решения собранием кредиторов, при этом конкурсный управляющий обязан уведомить названные органы. Цель данной нормы Закона ¾ сохранение социально-коммунальных объектов, их материальной базы и кадрового потенциала и обеспечение интересов населения. Это способствует решению важнейшей экономической проблемы ¾ освобождению производства от несвойственных ему функций, повышению инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта, ускорению процесса его продажи.

Из конкурсной массы исключаются имущественные права, связанные с личностью должника, к числу которых относят лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Следовательно, стоимость подобных объектов подлежит списанию с отнесением на финансовые результаты.

Если на имущество или его часть был наложен арест или обращено взыскание по исковым заявлениям налоговых органов, поставщиков или по фактам проверки федеральной налоговой службой в качестве обеспечения уплаты налогов или выполнения обязательств по договорам, то ограничения распоряжаться этим имуществом снимаются с момента открытия конкурсного производства и оно инвентаризируется в общем порядке.

В отношении имущества, непригодного для продажи, комиссия принимает решение о его списании и утилизации, руководствуясь положениями по бухгалтерскому учету соответствующего вида имущества. При списании объектов, подлежащих государственной регистрации, следует оформить необходимые документы в регистрирующих органах.

Целесообразно проверить списание дебиторской задолженности организацией-банкротом за некоторый период на основании бухгалтерских документов, переписки. Даже если организацией-банкротом задолженность была списана, конкурсный управляющий должен принимать меры к ее взысканию до истечения срока исковой давности. Следует направить уведомления о ликвидации и акты сверки задолженности всем дебиторам, выявленным по данным бухгалтерского учета.

Согласно п. 77 Положения истребованная, но не полученная дебиторская задолженность делится на два вида:

1) задолженность, по которой срок исковой давности истек;

2) другие долги, нереальные для взыскания.

Оценивая дебиторскую задолженность, необходимо иметь в виду, что ст. 196 ГК РФ устанавливает общий срок исковой давности по дебиторской задолженности в три года, если участниками договора не предусмотрены другие сроки. При отнесении дебиторской задолженности к нереальной для взыскания следует помнить, что в соответствии со ст. 419 ГК РФ обязательства организации-дебитора прекращаются лишь при ликвидации его как юридического лица.

Основания для списания дебиторской задолженности должны быть существенными - конкурсный управляющий должен располагать документами, доказывающими, что предприняты исчерпывающие меры для взыскания задолженности и использованы все способы для получения или восстановления документов, т.е. исполнен досудебный и судебный порядок. В бухгалтерском учете истечение срока исковой давности выступает основанием для списания задолженности. Суд не может отказать в принятии иска на основании истечения срока исковой давности.

Обязательное условие для списания дебиторской задолженности ¾ отсутствие обеспечения или гарантий. Важное значение имеют записи по внесистемным (забалансовым) счетам, поскольку там отражаются полученные гарантии и обеспечение обязательств, что при наличии первичных документов может помочь при взыскании долгов. На практике имеют место случаи, когда в арбитражный суд подаются иски только для того, чтобы отказ в их удовлетворении использовать для списания нереальной дебиторской задолженности. Наиболее распространенная причина списания задолженности ¾ утрата оригиналов документов, в таком случае необходимо располагать свидетельствами предпринятых мер к восстановлению документов (запросы, переписка). Причем утрата оригиналов договоров купли-продажи, плана приватизации вызывает сложности при продаже объектов, подлежащих государственной регистрации. В таком случае право собственности может быть подтверждено судом.

Сложившаяся практика списания имущества как непосредственно по результатам инвентаризации до составления промежуточного ликвидационного баланса, так и после его составления состоит в том, что акт на списание утверждается решением собрания кредиторов, которое должно быть зафиксировано в протоколе. В отношении дебиторской задолженности решение принимается, если невозможность взыскания подтверждают:

1) документы о признании дебитора банкротом при отсутствии реальных перспектив погашения задолженности;

2) отказ в иске с указанием причин отказа;

3) документы о прекращении обязательства по причине невозможности его исполнения как по юридическим, так и по фактическим обстоятельствам (ст.416-418 ГК РФ), судебные решения и акты судебных приставов исполнителей о невозможности взыскания*;

4) документы о смерти или ликвидации должника;

5) документы об отсутствии архива или документов в архиве.

Списание имущества основывается на результатах деятельности по его продаже, для подтверждения которых используются следующие документы:

¾ акты по неоднократному проведению торгов;

¾ объявления в средствах массовой информации;

¾ переписка, свидетельствующая о дополнительной работе с участниками торгов в части коммерческих предложений по неликвидным активам;

¾ письменные предложения бывшим контрагентам должника, профильным предприятиям, торговым организациям;

¾ документы по принятию мер к поиску имущества, числящегося на учете, но фактически отсутствующего.

Если работа по выявлению имущества и взысканию дебиторской задолженности должным образом не проведена или не оформлена документально, кредиторы могут подать жалобы на действия или бездействие конкурсного управляющего. Наличие нерассмотренных жалоб служит основанием для продления судом процедуры конкурсного производства. До тех пор пока организация не исключена из государственного реестра юридических лиц, обязанности конкурсного управляющего считаются неисполненными.

После завершения инвентаризации и отражения ее результатов на счетах, в бухгалтерском учете отражаются результаты оценки имущества на основании акта оценки, представленного независимым оценщиком или составленного конкурсным управляющим, и приказа конкурсного управляющего и оформляются бухгалтерской справкой.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» суммы уценки активов (за исключением внеоборотных) входят в состав внереализационных расходов, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков за исключением случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

После составления учетных записей остатки на счетах и в бухгалтерском балансе будут отражать сумму средств, которую предполагается получить в результате продажи или взыскания имущества в течение ограниченного периода, интересующую основных пользователей отчетности ¾ кредиторов и арбитражного управляющего.