Проверка на дороге гибдд: имеют ли право? Новый регламент мвд и беспричинные остановки

Что нужно знать водителю о проверке документов сотрудником ДПС? Прежде всего стоит понимать, что любое действие инспектора (под инспектором мы понимаем, что данный полицейский является сотрудником ГИБДД, у которого имеется не просроченное удостоверение, нагрудный знак), является юридическим (регулируется соответствующими Нормативно Правовыми Актами) и не может проходить в режиме «простого человеческого общения». Если вы так думаете и поддерживаете общение вне рамок закона, то глубоко ошибаетесь и даете повод (но не факт!) инспектору совершить противоправные действия по отношению к вам, о которых сами вы можете и не подозревать.

Остановка вне стационарного поста ДПС

Остановили для проверки документов? Где? Если остановка была выполнена вне стационарного поста, то проверять документы (водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС и ОСАГО) инспектор не имеет права и вот почему:

  1. Согласно Федерального закона о Полиции, а именно статьи №27 п.2, сотрудник обязан выполнять служебные обязанности в соответствие с должностным регламентом (должностной инструкцией).
  2. Должностной инструкцией в нашем случае является .

Данный приказ, а именно пункт 63 черным по белому содержит информацию где и в каких случаях допускается остановка и проверка документов. В нашем случае проверка выполняется только на стационаром посту.

Поэтому остановка ТС для проверки документов вне поста является незаконной, то есть если вам не предъявлено более ни каких требований (вас не остановили в рамках проводимых мероприятий, вы и ваше ТС не проходите по ориентировке, вами не нарушены ПДД и т.д) то остановка считается беспричинной и вы имеете полное право написать на сотрудника ДПС жалобу в установленном законом порядке.

Проверка документов на стационарном посту

Теперь рассмотрим ситуацию, когда остановка ТС для проверки была выполнена на стационарном посту, то есть проверка считается законной и инспектор имеет на это все основания. Что делать?

Прежде всего следует сохранять спокойствие и не суетится, а главное не забывать про статью КоАП РФ 19.3 «Не выполнение законного требования сотрудника полиции влечет за собой наложение штрафа, либо арест на 15 суток» и предоставить полицейскому все документы, которые он требует, естественно в рамках пункта 2.1 ПДД.

Какие нужны документы для проверки?

Согласно пункту правил дорожного движения 2.1, водитель обязан предоставить инспектору для проверки следующие документы:

  1. Водительское удостоверение.
  2. Свидетельство о регистрации транспортного средства.
  3. Полис обязательного страхования гражданской ответственности ОСАГО
  4. *В установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз.

Все остальные просьбы, такие как — показать паспорт гражданина, ПТС и прочее, вами отклоняются, так как со стороны инспектора являются незаконными (за исключением тех случаев, когда идет спец-мероприятие в рамках которого предусмотрено проведение вышеописанных действий). Но не следует забывать о том, что в случае проведения спец-мероприятия, сотрудник обязан вас уведомить и ознакомить с соответствующими документами, подтверждающими данный факт или вы можете позвонить в дежурную часть и запросить устное подтверждение. Если этого не сделано инспектором, то смело ссылайтесь на ст. №5 пункт 7 «Федерального закона о Полиции» и пишите жалобу на безответственного полицейского.

Время и правила проверки документов

Четких временных рамок, установленных законом для проведения проверки документов не имеется. Как-то так получилось, что законодатели обошли стороной этот немаловажный нюанс. Есть лишь отдаленные рекомендации, которым должен придерживаться сотрудник. Согласно пункту 67 приказа №185 МВД, полицейский должен:

  1. Незамедлительно подойти к водителю, представиться и далее по инструкции.

Как это выглядит на практике, вы наверно и сами знаете. Можно обойтись простым передал/проверил/отпустил. Либо этот процесс может затянутся на определенное время и тут у водителя возникает вполне резонное подозрение, а не хотят ли его «накрутить». Как поступить в данной ситуации? Единственное верное решение - звонить по телефону доверия или ДЧ и объяснить всю ситуацию.

Теперь, что касается правил проверки. Опять же берем за основу приказ №185 п.67, в котором говорится:

  1. Инспектор должен незамедлительно подойти к водителю.
  2. Представиться, назвав свою фамилию, имя и должность.
  3. Сообщить причину останови - просто проверка, нарушение вами ПДД, проведение спец-мероприятий или ориентировка на вас, ваше ТС или ваших пассажиров, привлечение вас/ваших пассажиров в качестве понятых или свидетелей.
  4. Изложить требование о передачи вами необходимых документов.
  5. Разъяснить предусмотренные законодательством РФ права и обязанности.

Cотрудникам ГИБДД вернут право проверять документы водителей вне стационарных постов. Соответствующий приказ МВД проходит финальные стадии согласования . Каковы будут последствия для водителей, и спровоцирует ли новый регламент «гаишный беспредел»?

«Назовите причину остановки…»

С этой фразы «грамотные» водители нередко начинают общение с инспектором ДПС. Пресловутый приказ №185 включает норму, которая якобы запрещает инспекторам ДПС останавливать автомобили вне стационарных постов без не дай бог какой причины. Так, по крайней мере, приказ трактуется многими водителями, провоцируя их сходу оспаривать законность остановки.

Ситуация усугубилась массовым закрытием в 2012 году постов ДПС по всей стране, которые вдруг посчитали неэффективными: дескать, преступник всегда найдет способ объехать пост, а инспекторы вместо работы отсиживаются в комфорте.

В сочетании с формулировкой приказа №185 это дало почву для регулярных конфликтов: водители нередко считали, что почти любая остановка незаконна.

Что может инспектор

Если внимательно читать приказ №185, он запрещает инспектору останавливать машину вне стационарных постов лишь для проверки документов. Но есть еще девять причин остановки, среди которых наиболее популярная – установление инспектором признаков нарушения.

Само правонарушение инспектор может выявить с помощью технических средств, например, радара, но может и заподозрить его. Этого вполне достаточно для остановки.

– Скажем, состояние алкогольного опьянения или степень затонированности автомобиля инспектор может установить только с использованием специальных приборов уже после остановки, – поясняет автоэксперт Юрий Панченко. – Однако выявить признаки нарушения визуально и остановить автомобиль для детальной проверки он вправе.

Впрочем, основанием для проверки документов водителя является уже выявленное нарушение, ориентировка или указания в рамках спецопераций. То есть нынешний регламент запрещает остановку и проверку документов совсем без причины, хотя к нарушителям это послабление не относится.

Нерабочая норма

В любом случае, запрет легко обходится, поскольку инспектор всегда может объяснить причину остановки законными основаниями, сославшись на ориентировки диспетчера или собственное подозрение.

– С 2006 года я отслеживаю интересные постановления судов, но только один раз в Архангельской области мне встретился прецедент, когда суд принял аргументы водителя, поскольку сам инспектор признался, что единственной причиной остановки стало желание проверить документы. Но если сотрудник ДПС себе не враг, он назовет или придумает множество других причин, – поясняет Юрий Панченко. – Более того, есть еще внутренний регламент (приказ №186), который разрешает инспектору назвать любую причину остановки, в том числе необходимость в проверке документов, если он подозревает водителя в совершении серьезного правонарушения.

Таким образом, на практике норма не действует, а из-за неверной интерпретации провоцирует водителей на заведомо проигрышный конфликт. Оспорить в суде законность остановки крайне проблематично.

Что изменится

О возможности изъятии запрета на проверку документов вне постов на недавнем совещании у президента соообщил первый замглавы МВД Александр Горовой. Норму он назвал ошибочной, подчеркнув, что транспортная логистика и география страны требуют иного подхода. Соответствующий приказ готовится уже не первый месяц и, по данным «Коммерсанта «, сейчас находится в стадии финального согласования.

В новом приказе прописано право сотрудников МВД останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа и другие документы. Согласно новой редакции, на вопрос о причинах остановки инспектор сможет сказать прямо: «Проверка документов». С одной стороны, это развязывает руки: сотрудники ДПС смогут остановить понравившуюся машину, проверить документы, включая полис ОСАГО, и отнять у водителя время, не изобретая сложных обоснований.

С другой стороны, при желании все то же самое делается и в рамках нынешнего регламента, а попытка водителя разыграть карту «причина остановки» не принесет ему осязаемых выгод, кроме затягивания спора.

Кроме того, особенного смысла злоупотреблять новой формулировкой, по сути, нет.

– Понимаете, пока инспектор проверяет документы у одного водителя, мимо проезжают еще четыре, – рассуждает Юрий Панченко. – Поэтому в любом случае инспктор настроен остановить машину, которая дает повод для подозрений или откровенно нарушает. По существу новая редакция законопроекта не изменит ничего, зато убавит пыл «умников», которые изначально не понимали суть приказа №185.

Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам. Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы. Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.

Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.

Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента. По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.

Выявлять нарушителей 
гораздо эффективнее 
на дороге, чем на стационарном посту ДПС

Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции. Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен. Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.

Истец также считает, что остановка машины для проверки документов - то же самое, что задержание граждан.

Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам "О безопасности дорожного движения" и "О полиции".

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.

Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки. Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена. Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому - несостоятельны, посчитал Верховный суд.

Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.

Остановка для проверки документов не имеет отношения к административному задержанию

Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения - это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.

Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона "О полиции" за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.

Административный регламент о процедуре проверки документов:

Пункт 82: основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении являются выявление нарушения ПДД, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность водителя, пассажиров, пешехода, являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого.

Пункт 88: при установлении личности участника дорожного движения выясняются данные в объеме, необходимом для возбуждения дела об административном правонарушении, проверки по разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам подразделений Госавтоинспекции (фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, место его жительства, работы).

В пункте 20 Административного регламента четко сказано (а в пункте 67 - продублировано), что не водитель должен угадывать причину остановки, а автоинспектор, представившись, обязан сам, без напоминания, сообщить эту причину, даже если вы и так понимаете, в чем дело. Только после этого он может потребовать для проверки необходимые документы. Тем не менее с соблюдением описанной процедуры у сотрудников ГИБДД порой возникают проблемы. Некоторые из них вместо того, чтобы представиться как положено, начинают диалог с фразы "Ваши документики", другие могут задать "невинный" вопрос - "Вам рассказать, что вы нарушили, или сами знаете?", третьи интересуются, как вы себя чувствуете и давно ли принимали спиртное.

Все эти ухищрения - своеобразный тест: в зависимости от вашей реакции автоинспектор сразу поймет, имеет ли он дело с "чайником", которого запросто можно обвести вокруг пальца, или с юридически грамотным человеком, с которым нужно держать ухо востро и обращаться строго официально. Поэтому при необходимости следует в вежливой форме напомнить автоинспектору о его обязанностях, а если он отказывается их выполнять, предупредить его о том, что вы намерены обжаловать его неправомерные действия. Конечно, в тех случаях, когда вы явно нарушили Правила, это не спасет от ответственности, предусмотренной Административным кодексом, однако вымогать у вас взятку или противозаконно применять такие меры административного принуждения, как задержание или досмотр, автоинспектор вряд ли осмелится.

Из пункта 82 Регламента следует, что если вы ничего не нарушали, то сотрудники ГИБДД не имеют права остановить вас для проверки документов вне стационарного поста или контрольного пункта, если только в данный момент в данном месте не проводятся специальные розыскные мероприятия.

Согласно пункту 2.1.1 ПДД в число документов, которые водитель должен предъявлять для проверки, входит:

Водительское удостоверение соответствующей категории (подкатегории);

Свидетельство о регистрации транспортного средства;

Страховой полис ОСАГО.

Если владелец транспортного средства отсутствует, а за рулем сидит другой человек, то он должен быть вписан в полис ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению данным транспортным средством (если полис предусматривает ограниченное использование). Работающие по найму в установленных случаях должны в дополнение к перечисленным документам предъявлять путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый, а таксисты - еще и разрешение на коммерческие перевозки пассажиров и багажа. Водительское удостоверение выдается, как правило, на срок 10 лет. Оно не должно быть просрочено. Полис ОСАГО, без которого вы вообще не имеете права сесть за руль, действует, как правило, 1 год и требует своевременного переоформления.

Никаких других документов, помимо перечисленных, водитель предъявлять не обязан. Попытки автоинспектора без упомянутых выше оснований проверить регистрацию по месту жительства, медицинскую справку и т.п. являются незаконными и могут быть вами обжалованы. Согласно пункту 26 Регламента с документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг. Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий.

В данной серии статей мы дадим советы автовладельцам как правильно действовать и общаться во время встреч с инспектором ГИБДД. Ситуации будем разбирать по ходу событий на дороге и начнем с остановки автомобиля поднятым жезлом блюстителя закона. По тексту будут даваться ссылки на правовые и нормативные документы Российской Федерации, для того чтобы текст имел законную основу и еще больше юридически подковал водителей.

Сигнал для остановки

Итак, самая распространенная ситуация. Вы спокойно едете на своем авто, и вдруг взмахом руки сотрудник органов автоинспекции просит вас притормозить и остановиться. В таком случае необходимо, убедившись, что вы не помешаете остальным участником дорожного движения, включить правый сигнал поворота и приступить к парковке на обочине или у края дорожной полосы. Будьте внимательны во время маневра, за вами пристально наблюдает оборудованный свистком и жезлом человек, который может выписать дополнительный штраф за неправильную парковку.

  • п. 22*. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.
  • п. 64*. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.
  • При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
  • п. 65*. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Место для остановки

После остановки вы можете, но не обязаны, выйти из машины и подойти к инспектору, а можете и подъехать задним ходом, если это не противоречит ПДД. Вас отделяет примерно 10 - 20 метров и сотрудник ГИБДД должен подойти к вашему авто сам.

  • п. 67*. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю…

Говоря про место для остановки, то вы можете продолжить путь до безопасного места, чтобы выполнить остановку по требованию инспектора. Это расстояние может быть различным. Если этого не сделать, то нерадивый гаишник обязательно выпишет штраф за неправильную парковку, а его претензии «почему вы отъехали так далеко» или «вы не остановились по моему требованию» объясняйте очень просто «там нельзя было останавливаться, согласно ПДД».

  • п. 66*. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления…

Не забывайте об аварийных стоп-сигналах. Включайте их, когда сомневаетесь в правильности своих маневров, это дополнительно обезопасит вас от действий сотрудника ГИБДД.

Причина остановки

Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД может быть несколько. Но они должны четко формулироваться инспектором для разъяснения водителю причины.

  • п. 63*. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Под данные пункты может попадать абсолютно все. Но вы должны услышать четко сформулированную причину. Если такого не последовало, можете распрощаться с инспектором пожелав удачи и спросив разрешения на продолжение пути.

  • Порядок задержания транспортных средств определен в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, задержание транспортных средств может производится в порядке, определенном статьей 11 Закона Российской Федерации «О милиции». В соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 185) сроки исполнения сотрудниками ГИБДД административных процедур (действий), в том числе и задержание транспортных средств, должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в досудебном (руководителям соответствующих строевых подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие органы управления Госавтоинспекции) и судебном порядке

К вам подошел инспектор

Когда начинается диалог между органом власти и гражданином, второй находится, заранее, в проигрышной ситуации. Для этого обзаведитесь некоторыми предметами, которые помогут вам. В первую очередь, включите камеру на сотовом телефоне, видеорегистратор на автомобиле, диктофон. Любое средство записи.


Не поддавайтесь панике, ни к чему хорошему это не приведет. Соберитесь с духом и готовьтесь к общению с инспектором. Будьте вежливы и обращайтесь к нему по званию «товарищ лейтенант», к молодым сотрудником можно применить «начальник», но крайне осторожно. Улыбайтесь и будьте спокойны.

Приготовьте ручку, блокнот, куда необходимо будет записывать любые данные, ФИО инспектора, номер на знаке инспектора, его звание и отделение ГИБДД, к которому он приписан. Сотрудник ГИБДД обязан представиться, сообщить все свои данные. На груди инспектора должен наблюдаться специальный жетон, и любые его отмазки - "Отломалась булавка, на которой он крепится" - не должны вас смущать. Требуйте его предоставить. Такая скрупулезность необходима для того, чтобы инспектор понял, что вы юридически грамотны и записали его данные. Теперь он будет гораздо более сдержан и вежлив. Далее, попросите гаишника предоставить вам его удостоверение. Он не обязан давать его водителю в руки, но развернуть должен.