Публичный договор к чему обязывает. Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит положения о публичном договоре — частноправовом институте, охватывающем отношения между коммерческими организациями и потребителями их услуг. Специфика публичного договора заключается в особом положении коммерческой организации, которая адресует свои предложения любому, кто отзовется.

Для того чтобы договор мог быть признан публичным, необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: 1) сторонами такого договора выступают коммерческая организация и потребитель (как физическое, так и юридическое лицо); 2) характер деятельности организации таков, что она должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого, кто к ней обратится. В качестве примеров такого рода деятельности законодатель указывает розничную торговлю, перевозку транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание.

Необходимо учитывать, что не все договоры, заключаемые коммерческими организациями, занимающимися публичным выполнением работ, оказанием услуг, являются публичными. Так, договор на покупку топлива, заключенный транспортной организацией, к публичным не может быть отнесен, так как контрагентом такой организации не выступает потребитель ее услуг.

Особое положение стороны публичного договора — коммерческой организации состоит в применении к ней некоторых ограничений свободы договора (ст. 421 ГК). При заключении договора этот контрагент не может отказать лицу, которое к нему обратилось, а кроме того, при заключении договора одному потребителю не может быть оказано предпочтение перед другим и условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК).

Каждое из приведенных последствий, предусмотренных комментируемой статьей для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора, применяется с некоторыми оговорками.

2. Ограничение свободы договора, диктуемое публичным характером деятельности коммерческой организации и не позволяющее отказать потребителю в заключении договора, не является абсолютным. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены исключения из этого правила.

Кроме того, в заключении договора может быть отказано со ссылкой на невозможность предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» транспортные организации должны обеспечить в первоочередном порядке перевозку материальных ценностей государственного резерва. При таких обстоятельствах иные потребители услуг перевозчика вынуждены ожидать. Правомерен также, например, отказ организации, осуществляющей кинопрокат, предоставить свои услуги определенному лицу в случае, когда свободных мест на сеанс, который хочет посетить потребитель, нет. При этом, как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г., бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.

Требование комментируемой статьи к условиям договора, одинаковым для всех потребителей, не означает, что потребитель всякий раз лишь присоединяется к предложенной коммерческой организацией проформе договора. По существу, ГК РФ запрещает дискриминационные условия публичного договора, но допускает существование различий между публичными договорами, заключенными одной и той же организацией с различными потребителями. Такие различия могут касаться порядка оплаты, сроков исполнения обязательства и пр.

Одинаковые для всех потребителей условия публичного договора могут быть иными в случае, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Законом о защите прав потребителей и Федеральными законами «О газоснабжении в Российской Федерации» и «О связи» предусмотрены случаи, в которых на подзаконном уровне могут издаваться типовые договоры или положения — правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Так, в настоящее время действуют Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, Правила оказания услуг связи по передаче данных, Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, Правила оказания телематических услуг связи, Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, Правила продажи товаров дистанционным способом и другие подобные акты.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Здесь и далее автор не приводит ссылки на официальные источники, в которых были опубликованы использованные в комментарии нормативные акты и акты судебной практики, поскольку все документы взяты автором в справочной правовой системе «КонсультантПлюс». Автор выражает глубокую признательность компании «КонсультантПлюс» за предоставленную информационную поддержку.

Неисполнение коммерческой организацией требований о недискриминационных условиях публичного договора и правил, обязательных при заключении публичных договоров, влечет неблагоприятные последствия. Пункт 5 комментируемой статьи объявляет условия публичного договора, нарушающие такие требования, ничтожными. Это не влечет недействительности всего публичного договора в целом, если можно предположить, что он был бы совершен и без включения недействительных условий (ст. 180 ГК).

3. К числу способов защиты, адресованных комментируемой статьей потребителю как стороне публичного договора, следует отнести прежде всего требование о понуждении заключить договор, которое может быть заявлено при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора вместе с требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю уклонением стороны от заключения договора.

———————————
Как поясняет Высший Арбитражный Суд РФ, с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить. См. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров».

В случае неисполнения положений п. п. 2 и 4 комментируемой статьи могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности части сделки (или последствий недействительности сделки).

4. Конституционный Суд РФ, рассматривая значение комментируемой статьи, указывает, что ее положения направлены на предоставление равных условий всем лицам, обратившимся к коммерческой организации для заключения подобного договора.

———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. N 257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кроме того, как отмечал М.И. Брагинский, положения комментируемой статьи призваны создать односторонние гарантии потребителю — экономически более слабой стороне, «которая, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, — к коммерческой организации». Таким образом, нормы о публичном договоре уравнивают положения обеих сторон, а также создают гарантии функционирования свободного рынка и способствуют борьбе с монопольными тенденциями.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 198 — 200.

5. Необходимо отличать публичный договор, заключаемый коммерческими организациями и регулируемый нормами гражданского законодательства, от одноименного правового явления, обнаруживаемого в публично-правовой науке, — так называемого публичного (или административного) договора. Отечественная теория административного права пока не сформировала развитого и полного учения об административном договоре. Отмечается лишь наличие «некоторых свидетельств, пока еще недостаточно категоричных, в пользу развития реальных договорных элементов административного типа» , причем в качестве примеров таких соглашений, как правило, приводятся договоры о разграничении компетенции между органами власти различного уровня.

———————————
Данная проблема рассматривалась с особых позиций в советский период. Так, Ц.А. Ямпольская полагала возможным признание административно-правовой природы соглашений органов государственной власти с гражданами, например в сфере бытового обслуживания. См.: Ямпольская Ц.А. О теории административного договора // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 134 — 135. В настоящее время подобные утверждения не встречаются.

Эта идея высказана Ю.М. Козловым в кн.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 264.

6. Положения комментируемой статьи применимы также к случаям, когда продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг занимается индивидуальный предприниматель. В силу п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Публичный договор - одна из разновидностей гражданско-правовых отношений. Данное понятие раскрывается в ст. Смысл понятия сводится к продаже товаров) коммерческой организацией каждому обратившемуся. Речь идет об услугах, которые организация осуществляет по роду деятельности.

То есть публичный договор - это договор, имеющий гражданско-правовой характер и следующие характерные особенности:

1. Одним из субъектов такого договора обязательно является коммерческая организация. Это может быть муниципальное или унитарное государственное предприятие, общество или товарищество. Контрагент же - физическое (юридическое) лицо - потребитель предоставляемых услуг, товаров либо результатов работ.

2. Возможным субъектом публичного договора может быть далеко не каждая коммерческая организация. Это зависит от вида и характера ее деятельности. Существуют виды предпринимательской деятельности, рассчитанные на оказание услуг или продажу товаров всем без исключения обратившимся. Примерный перечень таких видов деятельности приведен в ст.426 ГК (пункт. 1).

Основные из них - розничная торговля, перевозка общественным транспортом, медицинские и гостиничные услуги, а также услуги связи и банковские (по привлечению средств во вклады).

3. Публичный договор касается деятельности, по содержанию соответствующей характеру основной деятельности данной организации. Например, если субъект оказывает медицинские услуги (поликлиника), то эта деятельность попадает под определение публичного договора. Но если эта же поликлиника покупает или продает имущество либо оборудование для своих нужд, то данный договор (купли-продажи) не относится к категории публичных.

Договор налагает на своих субъектов определенные правовые ограничения.

1. Такая коммерческая организация лишена права выбора партнера или отказа от При имеющейся возможности предоставления потребителю указанных в договоре товаров и услуг отказ от заключения договора считается необоснованным и несет все соответствующие правовые последствия.

2. Организация не имеет права отдавать предпочтение одним потребителям перед другими, за исключением случаев, оговоренных законодательством. Льготной категорией потребителей некоторых услуг являются ветераны ВОВ, инвалиды и некоторые другие.

3. Публичный договор предполагает одинаковые условия предоставления услуг (включая цены на товары) для всех потребителей, кроме случаев законных льгот для отдельных категорий.

4. В случае публичного договора споры по его условиям решаются в суде независимо от согласия или несогласия сторон. Этим публичный договор принципиально отличается от обычного гражданско-правового, споры по которому выносятся на рассмотрение суда лишь по взаимному согласию сторон.

Если уклонение организации от заключения такого договора признано необоснованным, последний может быть заключен принудительно. Потребитель при этом может потребовать возмещения убытков, понесенных из-за отказа заключить договор.

Кроме того, в интересах потребителей условия осуществления публичного договора (типовые правила, нормы и т. д.) могут устанавливаться как федеральным законодательным органом, так и постановлением правительства.

Существуют примерные типовые договоры для разных видов деятельности, на основании которых разрабатываются условия конкретного договора. Например, договор бытового обслуживания, поставки стройматериалов, подряда на конкретный вид работ. В таких типовых правилах учитывается различная специфика видов деятельности и формулируется механизм защиты прав потребителя от недобросовестного исполнения поставщиком услуг условий договора.

Среди обязательных договоров особое значение имеют публичные договоры. В соответствии со статьёй 426 ГК РФ публичный договор характеризуется следующими признаками:

Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией. 6

Во-вторых, указанная коммерческая организация должна осуществлять деятельность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Имеет значение характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК РФ. Все перечисленные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

В-третьих, предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. Это может быть розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п..

В-четвертых: предметом договора должно быть осуществление коммерческой организацией деятельности, указанной в пункте 2 и 3. При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков договор не является публичным и рассматривается как свободный договор. Так, если предприятие розничной торговли заключает с гражданином договор купли-продажи канцелярских товаров, которыми торгует это предприятие, то данный договор является публичным. Если же предприятие розничной торговли заключает договор с другим предприятием о купли-продажи своего имущества (торгового оборудования), то это - свободный договор, поскольку его предметом не является деятельность коммерческой организации по продаже товаров, осуществляемая в отношении каждого, кто к ней обратится.

Практическое значение выделения публичных договоров состоит в том, что к публичным договорам применяются правила, отличные от общих норм договорного права. К числу таких специальных правил, применяемых к публичным договорам, относятся: 7

1) Коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора на товары, услуги. Для такой коммерческой организации исключается действие принципа «свободы договора»: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора.

2) Коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, на данный момент такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей).

3) При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе по суду требовать заключения с ней договора в соответствии с положениями, применяемыми при заключении договора в обязательном порядке.

4) Условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителе.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

Если коммерческая организация не имеет возможности оказать определенные услуги, выполнить работу или передать товар, то на ней лежит бремя доказывания отсутствия этих возможностей. У потребителя есть право передать возникшие разногласия на рассмотрение судом, не спрашивая согласия контрагента.

Условия публичного договора, не соответствующие ст. 426 ГК, ничтожны.

Публичный договор заключается коммерческой организацией и устанавливает обязанность компании по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими в отношении заключения публичного договора и условий публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Публичный договор не требует нотариального заверения.

Сущность публичных договоров

При заключении публичного договора, любая сторона, являющаяся покупателем, получает товар или услугу по фиксированной цене.

Публичный договор имеет ряд характерных признаков.

Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческая организация.

Во-вторых, характер деятельности организации должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ.

В-третьих, положения договора должны отражать обязанность организациию:

    вступать в правоотношения с любыми обратившимися лицами (продавать товары, оказывать услуги);

    брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.

Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.

Субъекты публичного договора

В качестве одного из субъектов публичного договора должна выступать коммерческая организация (унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, либо производственный кооператив).

Отметим, что к числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.

Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или , которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно, производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Условия публичного договора

Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров.

Такими признаками являются:

    состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;

    коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;

    установление единой стоимости товаров, работ или услуг для каждого покупателя.

Преимущества публичного договора для потребителя

Преимущества публичного договора для потребителя заключаются в следующем.

Во-первых, потребителю не могут отказать в заключении договора.

Во – вторых, цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категорий потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.

Кроме этого, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.

Примеры публичных договоров

Характерные правовые признаки публичного договора приводятся в статье 426 ГК РФ.

Так публичным договором является гражданско-правовой договор, заключаемый продавцом – коммерческой организацией, реализующей товары, выполняющей определенные виды работ, оказывающей услуги, которые она должна предоставлять любому, кто к ней обратится в качестве покупателя.

К таким видам торговли, работ, услуг Гражданский кодекс относит розничную торговлю, перевозки общественным транспортом, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, туристическое, гостиничное обслуживание.

На законодательном уровне в качестве публичных договоров определены следующие:

Таким образом, примерами публичных договоров также являются договор розничной купли-продажи, договор проката, договор бытового подряда, договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, договор личного страхования.

Порядок заключения публичных договоров

Существует несколько вариантов заключения публичного договора:

Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора () исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.

В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным.

Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо (в случае спора) – путем определения спорных условий договора судом.

Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.

В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий.

После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией.

В случае обращения потребителя в суд договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.

Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.

Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.

Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».

С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Публичный договор: подробности для бухгалтера

  • Правовое регулирование розничной купли-продажи
  • Договор розничной купли – продажи

    Купли-продажи – это публичный договор. Что это означает? Публичный договор, это договор, заключаемый... каких-либо льготных условий заключения публичного договора, например особая очередность заключения... индивидуальные предприниматели, которые также заключают публичные договоры. В пункте 3 статьи 23 ... существа правоотношения». Следующей особенностью публичного договора является установление одинаковой цены и... Законом запрещен отказ в заключение публичного договора, при возможности предоставить потребителю...

  • Розничная торговля книжной продукцией
  • Особенности розничной торговли кондиционерами, вентиляционным оборудованием

    Купли - продажи является публичным договором. Определение публичного договора купли-продажи дано в... 426 ГК РФ: «1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой... перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных... коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю... уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом...

  • Договор проката

    Понятие публичного договора дает статья 426 ГК РФ: «1. Публичным договором признается договор... перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных... коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю... уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом... тому подобное). 5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным...

  • Розничная торговля мебелью

    Купли - продажи является публичным договором. Определение публичного договора купли-продажи дано в... 426 ГК РФ: «1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой... коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю... уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом... тому подобные). 5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным...

  • Операционный процесс обслуживания гостей и документальное оформление оказываемых услуг

    Гостиничных услуг осуществляется по правилам публичного договора. Поэтому, следует обратиться... 426 ГК РФ: «1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой... коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить... уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом... и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения). 5. Условия публичного договора, не соответствующие...

  • Общие положения о ломбардах
  • Общие положения о ломбардах

    Ломбарде вещей, принадлежащих гражданину, является публичным договором (статья 426). 2. Заключение договора...

    Нестандартный НДС

    Деятельностью, и, кроме того, публичный договор согласно пункту 2 статьи 492 ... голословным: "Статья 426. Публичный договор. 1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой... . Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426)" . Другими... кассового чека, выданного в подтверждение публичного договора, не являющегося договором розничной... кассовый чек, подтверждающий юридическую состоятельность публичного договора купли-продажи, не являющегося...

  • Платить, когда не надо?

    Случае покупатель заключает с продавцом публичный договор присоединения. И вот здесь у... же кодекс обязывает при заключении публичного договора устанавливать одинаковые для всех покупателей... РФ). Получается, что при заключении публичных договоров цена не может изменяться в... обвинить в нарушении порядка заключения публичных договоров. И все покупатели, которые платили... возврата. Таким образом, при заключении публичного договора покупатель может лишь оспорить увеличение...

  • Бухгалтерский учет Интернет – провайдера

    Носит характер публичного договора (статья 426 ГК РФ). При заключении публичного договора организация - продавец...

«Публичный договор» представляет собой конструкцию, оформляющую сложное правовое явление, которое может рассматриваться как система трех различных правоотношений. Термин «публичный» в данной конструкции, указывает на открытый для публики характер деятельности коммерческой организации – контрагента в договорных отношениях, но при этом не меняет общей частноправовой природы данного договора. В этой связи важно четко отличать понятие «публичный договор» в смысле ст. 426 ГК РФ от получающего все более широкое освещение в современной юридической литературе понятия «публичные услуги», под которыми понимаются услуги, оказываемые органами государственной власти, и в силу этого обладающие особой спецификой.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным признается договор, подлежащий заключению коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем в силу характера их деятельности с каждым, кто обратится за получением отчуждаемых ими товаров, производимых работ или указываемых услуг.

С учетом динамики развития правового явления публичного договора разграничиваются три стадии взаимоотношений сторон, складывающихся в данной области. Первая стадия протекает с начала осуществления коммерческой организацией публичной деятельности и до предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора. Вторая стадия протекает с момента предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора и до заключения такого договора (либо до отказа потребителя от предъявленного требования или до признания судом отказа коммерческой организации от заключения публичного договора обоснованным). Третья стадия охватывает правоотношение, вытекающее из конкретного договорного обязательства: от возникновения до прекращения (в связи с полным исполнением сторонами обязательств по договору или в связи с наступлением иных предусмотренных законом обстоятельств). 1

Механизм создания обязательства по заключению конкретного публичного договора аналогичен действию публичной оферты: публичная деятельность коммерческой организации предоставляет неопределенному кругу лиц право, осуществление которого влечет возникновение обязательства по вступлению в конкретное договорное отношение. Такое обязательство по своей природе аналогично предварительному договору, заключенному в результате акцепта потребителем публичной оферты на вступление в обязательство по заключению основного договора.

При заключении публичного договора посредством публичной оферты на первой стадии имеет место абсолютное правоотношение, в котором правам неопределенного круга потребителей противостоит состояние связанности коммерческой организации. Реализация данного права с необходимостью влечет возникновение конкретного договорного обязательства.

ГК РФ прямо относит ряд договоров к категории публичных, как-то: договор розничной купли-продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде принадлежащих гражданину вещей (ст. 919); договор хранения принадлежащих гражданину вещей в камерах хранения транспортных организаций общего пользования (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927). Кроме того, указания на публичный характер отдельных договоров содержатся в ряде специальных законов. В то же время ст. 426 ГК РФ при определении публичного договора в силу широты указанных критериев использует несколько необычный для юридического текста прием, поясняя суть изложенного определения на конкретных примерах. Причем в отношении отдельных из указанных в ст. 426 ГК РФ примеров (например, медицинского и гостиничного обслуживания) указания на их публичный характер в специальных нормах ГК РФ или других законов отсутствуют. Как следствие, возникает неясность относительно перечня публичных договоров и целей указания на публичный характер отдельных из них в специальных статьях.

Критерии публичного характера договора в ст. 426 ГК РФ определены достаточно четко, чтобы в условиях цивилизованного рынка сглаживать неравенство вступающих в договорные отношения контрагентов. В тексте статьи 426 ГК РФ не содержится ссылки на то, что для признания договора публичным необходимо указание на такой его характер в специальной норме закона. Более того, приведенный законодателем в качестве иллюстрации перечень публичных договоров является открытым и включает договоры, как указанные публичными в специальных нормах, так и не указанные. Наконец, учитывая тот факт, что в российском гражданском праве допускается заключение договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных гражданским законодательством (ст. 421 ГК РФ), установление требования об обязательном указании на публичный характер договора в специальной норме, поставило бы защиту слабой стороны в гражданском обороте в зависимость от сугубо формального критерия подведения сложившихся отношений под шаблон того или иного договорного вида.

Относительно целей особого указания в ГК РФ и специальных законах на публичный характер целого ряда договоров следует отметить, что такое указание в целом является полезным как способствующее большей ясности в правоприменении, поскольку в случае возникновения судебного спора для применения всего комплекса гарантий ст. 426 ГК РФ достаточно констатации наличия договорных отношений определенного вида. При этом не требуется специального установления публичного характера договора через самостоятельное доказывание ряда критериев.

§ 2. Особенности правового регулирования публичного договора по российскому гражданскому праву

Главным отличием данного института является определенное его отступление от общего принципа свободы договора. Правовой режим публичных договоров направлен, в первую очередь, на защиту интересов лиц, вступающих или желающих вступить в правоотношения с коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности должна на равных условиях заключать договоры с каждым лицом, которое к ней обратится. Субъектный состав данного вида договора, таким образом, является ключевым для квалификации публичных правоотношений: коммерческая организация с видом деятельности, ориентированным на широкое потребление его результатов, с одной стороны и потребитель, в большинстве своем гражданин, или юридическое лицо, с другой стороны. Отказ от заключения публичного договора со стороны коммерческой организации не допускается. Порядок заключения публичного договора, условия его исполнения для сторон могут определяться Правилами, утвержденными Правительством РФ.

Нормы публичного договора призваны обеспечить, в первую очередь, защиту интересов традиционно признанной более слабой стороны в правоотношении — гражданина-потребителя. Однако в практическом их применении возникают многочисленные споры о силе данных обеспечительных мер государства, осуществляющего свое вмешательство в общие принципы частного права.

Конкретный гражданско-правовой договор для того, чтобы он мог быть отнесен к разряду публичных, должен обладать следующими характерными признаками. Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией. Во-вторых, далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

И наконец, в-третьих, предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. К примеру, если энергоснабжающая организация заключает договор энергоснабжения с абонентом, такой договор безусловно является публичным. Однако если та же коммерческая организация выступает продавцом в договоре купли-продажи своего имущества, такой договор, естественно, не относится к категории публичных.

Основной вопрос в определении гражданско-правового договора как публичного заключается в выяснении правовых последствий такой квалификации. Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующие:

1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий;

2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);

3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора

При заключении публичного договора стороны руководствуются, прежде всего, требованиями, закрепленными в ст. 426 ГК РФ. Условия публичного договора определяют его вид. Публичные договоры, направленные на выполнение работ и услуг не ограничиваются тем перечнем, который определен в ст. 426 ГК РФ, а также в четвертом разделе ГК РФ («Отдельные виды обязательств»).

Заключая публичный договор, коммерческая организация, по общему правилу, не вправе признавать чьего-нибудь преимущества перед кем-нибудь. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом и иными правовыми актами. Сходного содержания правило содержится в ст. 789 ГК применительно к отношениям по перевозке. Согласно этой статье перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Одна из особенностей публичного договора состоит в том, что цена товаров, работ и услуг, а также иные его условия устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, т.е. граждан и юридических лиц.

Вместе с тем в сфере бытового обслуживания действуют Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.97 № 490 1

Если у коммерческой организации имеется возможность предоставления потребителю определенных товаров, услуг, выполнения для него соответствующих работ, закон не допускает ее отказа от заключения договора. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора должно повлечь за собой определенные отрицательные последствия — применение правила п. 4 ст. 445 ГК. Оно предоставляет другой стороне возможность обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении причиненных отказом убытков.

В связи с содержанием п. 4 статьи 426 ГК РФ следует учитывать, что еще до принятия ГК Закон о защите прав потребителей 2 предоставил Правительству РФ право только в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, регулировать отношения по защите прав этой категории граждан. Более того, в этом Законе закреплено правило, по которому исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание услуг. Тем самым ГК фактически не только воспринял данное положение, но и подтвердил правомерность ранее сложившейся нормотворческой практики, когда Правительством издаются постановления, утверждающие Правила, которые регламентируют отношения в отдельных отраслях сферы обслуживания. Вместе с тем в качестве подлежащих принятию обязательных правил в ГК названы «типовые договоры, положения и т.п.»

Типовые договоры могут регулировать также имущественные отношения, выходящие за пределы сферы обслуживания.

Таким образом, порядок заключения публичного договора носит диспозитивный характер, когда договор со стороны акцептанта заключается без какого-либо понуждения, т.е. на усмотрение акцептанта. Но при этом со стороны оферента не может быть никому отказано вы заключении договора, в чем и выражается публичность оферты.

Список использованной литературы

    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета. – 25 декабря 1993 г.

    Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. (в ред. ФЗ от 29.06.2009 № 132-ФЗ, от 17.07.2009 №145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 № 161-ФЗ, от 18.07.2009 №181-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

    Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

    О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.12.2004 № 171-ФЗ, от 27.07.2006 № 140-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 25.11.2006 № 193-ФЗ, от 25.10.2007 № 234-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ) // Российская газета от 7 апреля 1992 г.

    Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (с изменениями от 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г.) // Российская газета от 3 июня 1997 г.

    Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714 «Об утверждении порядка контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки» // Российская газета от 26 июля 1995 г.

    Белов В. А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. – М.: Центр ЮрИнфоР, 2009.

    Бабаев А. Б., Белов В. А. Проблемы общего учения о гражданском правоотношении // Гражданское право: Актуальные проблемы теории и практики / Под ред. В. А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007.

    Гражданское право / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009.

    Гражданское право. Учебник /Под ред. АЛ. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

    Левченко О. С. Конструкция публичного договора: постановка проблемы // Общество и право. – 2008. – № 3. – С. 115-117.