Разница между поступком и проступком. Поступок и проступок

В разделе на вопрос Чем отличается проступок от поступка? заданный автором Ёеньора Помидора лучший ответ это Поступок - дело хорошее, за что хвалят и поощряют, а проступок - дело дурное, за что и получить можно.))

Ответ от Takashi [мастер]
Поступки бывают хорошие и плохие)
а проступок это уже плохой поступок))


Ответ от Ёерега Меркулов [новичек]
поступок может быть любой, а проступок только плохой))


Ответ от Ѝкс - министр [гуру]
У проступка явно выражена КРИМИНАЛЬНАЯ окраска. А поступок - просто любое деяние.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Проступок - это всегда отрицательное действие.
Поступок же сам по себе может быть как положительным так и отрицательным.


Ответ от Oleh Huz" [гуру]
точнее не скажешь


Ответ от Slaer [гуру]
Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.
Проступки - обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.
Поступок - сознательное действие, реализованный акт свободной воли.
Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком, но только то, которое является сознательным выбором.
Поступок - личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам.
Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность - в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок - основная единица поведения социального. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен:
действием или бездействием;
позицией, высказанной в словах;
отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
действием, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины.


Ответ от Kolarov kolarov [гуру]
Поступок - идешь вперед. Проступок - идешь налево, без поворота!

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся,

уметь различать положительные и отрицательные поступки,

знать виды юридической ответственности за совершённые проступки.

Подготовительная работа:

Определение классным руководителем совместно с учащимися перечень вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа.

Вопросы:

    Что такое ответственность за своё поведение? Когда возникает это чувство?

    Существует ли разница между поступком и проступком?

    Можно ли нарушать закон? Почему?

    Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?

    Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке.

Оформление: Написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения, оборудованные места для работы 5 микрогрупп, карточки с заданиями.

Подготовила: классный руководитель Е.В.Алексеева.

Класс: 7 «Б»

Волгоград 2013год

Ход мероприятия.

    Слово учителя.

Тема нашего классного часа актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совер­шаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. И поэтому цель классного часа – это понимание разницы между поступком и проступком, осознание того, что проступок и правонарушение могут привести к непоправимым последствиям.

    Работа над понятиями.

Поступок – решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Проступок – нарушение правил поведения, провинность.

Правонарушение – проступок, преступление.

Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку.

Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью.
За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления - уголовный кодекс.

    Работа в группах.

Распределите качества характера человека в таблице.

Приложение №1

Положительные +

Отрицательные -

Набор качеств

Забота
честность
капризность
аккуратность
доброта
лживость
ответственность
ум
решительность
активность

жадность
уравновешенность
взаимовыручка
организованность
правдивость
доброжелательность
злость
отзывчивость
трусость

равнодушие
справедливость
зависть
упрямство
терпение
дружелюбие
обидчивость
любознательность
злопамятность
вежливость

Приложение № 2 Какими качествами можно победить предложенные здесь черты характера:

    Зло-

    Лень-

    Лживость-

    Равнодушие-

    Грубость-

    Враждебность-

    Лекция по теме «Виды юридической ответственности за нарушение законов».

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

IV . Практикум по теме.

Ребята, вы узнали много нового о правонарушений, которые совершаются подростками в нашем городе и существующем наказании. Попытайтесь сами определить вид нарушения и его последствия.

Задания для учащихся.

1. Разбор ситуации.

1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа.

Какое правонарушение совершили подростки?

2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.

Какое наказание ему грозит?

3. Учащиеся 5 и 7 классов, Дима и Женя, перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.

Какое преступление совершили подростоки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А - административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У - уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника. (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)

3. Избил одноклассника. (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в школе. (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

V . Итог мероприятия.

Ребята, теперь вы понимаете разницу между понятиями «проступок» и «поступок», знаете, какая ответственность грозит за совершённые правонарушения.

И мне очень хочется верить, что после нашего классного часа вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи!

В русском языке существует множество слов-паронимов. При схожем звучании они обладают различными лексическими значениями. Взять хотя бы термины «поступок» и «проступок», которые систематически путают между собой. Очевидно, что первое слово гораздо чаще используется в повседневном обращении и его смысл понятен абсолютно каждому. Тогда как второе принято относить к профессиональной юридической терминологии.

Определения

Поступок

Поступок – сознательное действие, посредством которого человек утверждается как личность по отношению к самому себе, другим людям или обществу в целом. Является основной единицей социального поведения. Не всякое действие индивида можно назвать поступком, а лишь то, которое совершается под влиянием осознанного выбора. Его содержание определяет моральность и нравственность поведения, различие зла и добра. Поступок состоит из следующих компонентов: мотива, целей, предмета преобразования, средств, процесса, результата и оценки. Таким образом, действиям человека предшествует внутренний план, выработанное намерение. К тому же у индивида имеется прогноз предполагаемых результатов и последствий совершенного акта для окружающих людей или общества. Стоит отметить, что поступок может выражаться как в действии, так и в бездействии. К примеру, человек способен высказать свою позицию словами или продемонстрировать свое отношение к кому-либо при помощи взгляда, мимики, интонации и т. д. Добавим, что при оценке поступка необходимо учитывать систему норм и ценностей, принятых в конкретном обществе.


Проступок

Проступок – действие или бездействие, посягающее на общественные отношения. Носит противоправный характер. Совершается лицами, способными самостоятельно нести ответственность за причиненный вред. В сравнении с преступлением проступок представляет меньшую опасность для общества. Его классификация напрямую зависит от сферы социальных отношений, в рамках которой совершается деяние. В юриспруденции выделяются три основных вида проступков: дисциплинарные, гражданско-правовые и административные. К первому относятся нарушения правил трудового распорядка или иных требований производственной, учебной, служебной или воинской дисциплины. Ко второму – несоблюдение норм в сфере имущественных или личных отношений. К третьему – виновное деяние, посягающее на общественный или государственный порядок, права и свободы граждан, их собственность и т. д. Стоит добавить, что проступок зачастую совершается не только умышленно, но и по неосторожности. Примером тому может служить случайное нарушение правил ПДД.

Сравнение

Как видно из определений, рассматриваемые деяния отличаются по целому ряду параметров. Начнем с того, что слово «поступок» имеет нейтральную эмоциональную окраску. То есть он может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от характера действий и их последствий. Ведь поступок с равной степенью частоты употребляется с приставкой «геройский» или, напротив, «аморальный». Тогда как в слове «проступок» всегда заключен негативный смысл. Это противоправное деяние, посягающее на общественные отношения. Зачастую оно влечет за собой какое-либо наказание (штраф, выговор, увольнение) вплоть до административной ответственности. За поступок может вручаться награда, выражаться благодарность. Хотя неблаговидное деяние зачастую подвергается общественному осуждению.

Еще одно отличие поступка от проступка состоит в том, что первый может совершаться кем угодно, будь то ребенок или психически неуравновешенный человек. Второй же термин используется лишь применительно к деликтоспособному лицу, то есть к индивиду, который в состоянии нести ответственность за причиненный вред. Кроме того, проступок всегда носит общественный характер и представляет определенную угрозу для социума. В связи с этим суть данного понятия лежит в области юриспруденции. В сравнении с ним поступок является общеупотребляемым термином, затрагивающим различные сферы жизни людей. Он далеко не всегда имеет общественную направленность и может выступать способом утверждения индивида по отношению к самому себе.

Подведем итог, в чем разница между поступком и проступком.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

В отличие от простых действий поступок, как и проступок, представляет собой такое действие (или целую цепь действий), которое направляется определенными целями и мотивами и выражает отношение человека к другим людям (и к самому себе). В основе поступка лежит подчинение человеком своего действия определенному общественному требованию; в основе проступка - нарушение установленных в обществе правил. Проступки маленьких детей просты, бесхитростны и «открыты». В их основе лежат обычно импульсивность действия, подражание плохому примеру, неумение выйти из неожиданной жизненной ситуации, в которой ребенок оказался впервые.
Иногда причиной проступка является плохое знание ребенком тех обстоятельств, в которых он действует. Не умея сопоставить несколько требований и определить их иерархию, ребенок нередко подчиняется не тому правилу, которое ему хорошо известно, а тому побуждению, которое оказалось в данный момент для него субъективно наиболее сильным.
Сережа и Витя (4 г. 2 мес. к 5 л.) играли под обеденным столом «в моряков». Им нужно было поставить парус, чтобы спастись на шлюпке с тонущего корабля. Они быстро стянули со стола скатерть, не заметив, что на ней стояла посуда. Все чашки разбились.
Наташа (6 л.) не хотела будить папу, когда принесли телеграмму, и сказала, что его нет дома. Почтальон не оставил телеграммы, и девочка забыла о ней сказать. У папы были большие неприятности, а Наташу пристыдили за ложь.
Подобные проступки не вызывают тревоги у воспитателей. Они «одномоментны» и свидетельствуют лишь о том «вечно детском», что выступает в большой эмоциональности ребят, в их пытливом творческом отношении к окружающему, в их нарастающей самостоятельности, которая постоянно ограничивается правилами, запретами. В новых жизненных обстоятельствах ребята часто теряются. Они не знают, как следует поступить, и, естественно, допускают ошибки, иногда очень серьезные.
Значительно сложнее проступки детей младшего школьного возраста. Природа их раскрывается лишь тогда, когда они повторяются, что свидетельствует уже о чем-то устойчивом, о каких-то причинах, нарушающих дисциплинированное поведение детей. В таких проступках ребенка проявляются формирующиеся отрицательные черты его характера.
Коля М. (7 л. 2 мес), умываясь, перевернул кран: вода забила высоким фонтаном и перелилась через раковину. На полу образовалась большая лужа. Дети с немым удивлением и явным восхищением следили за Колей. Вошедшая няня с возмущением заявила, что все дети, как дети, только Коля не такой, как все. Конечно, никто другой такого не сделал бы. Коля стоял с довольным и гордым видом. Когда воспитательница приказала ему немедленно взять тряпку и вытереть насухо пол, а дети-зрители ушли в группу, Коля загрустил и нехотя начал убирать лужу.
Валя (8 л. 2 мес.) взяла у бабушки из сумочки пять рублей. Выяснилось, что она потеряла гимнастические туфли, и, боясь сказать об этом дома, взяла деньги у бабушки, надеясь, что никто этого не заметит.
Лара (10 л.) готовилась к выступлению на празднике. Девочка действительно хорошо читает стихи. Она сама это знает и считает, что никто другой так не умеет читать, как она. Но учительница поручила читать это стихотворение другой девочке - Наде. В тот же день Лара изрезала Надину книгу и порвала ее тетрадь.
Для того чтобы правильно реагировать на подобные и другие проступки, воспитатель должен их «прочитать», разобрать каждый из них. И чем большим числом наблюдений за ребенком он располагает, чем более разносторонни эти наблюдения, показывающие поведение одного и того же ребенка в разных условиях и с разными взрослыми, тем легче и глубже будет раскрыт каждый проступок ребенка.
Анализ показывает, что в каждом проступке можно выделить (условно) три слоя. Прежде всего - внешняя сторона, содержание проступка. Коля налил воду на пол, Валя взяла деньги у бабушки, Лара испортила Надины вещи. Это - «явление», но где его суть? Для того чтобы ее найти, надо снять «верхний слой» - раскрыть «явление» и заглянуть вглубь. Тогда обнаруживаются мотивы, побудившие детей к соответствующим действиям. У Коли - это желание выделиться среди других детей. Он выдумывает разные фокусы, и восторг ребят, их признание его превосходства поддерживают его желание всегда обращать на себя внимание окружающих. У Вали - страх наказания. У Лары - задетое самолюбие, «обида» на непризнание ее лучшей и несоответствие действий учителя занятой ею позиции.
Но эти мотивы также являются следствием каких-то причин, которые их породили. Откуда они возникли? Где их источники? Чтобы найти эти причины, эти источники, надо «снять» второй слой. За этим слоем обнаруживается причина, порождающая соответствующие мотивы. Причина кроется в образе жизни ребенка, в системе сложившихся у него отношений с окружающими людьми. Именно из этих отношений вырастают мотивы зазнайства, желания занять положение особенного и самого лучшего у Коли и Лары, мотив страха у Вали.
В связи с этим и педагогическое воздействие будет иметь совершенно разный эффект в зависимости от того, на какой «слой» проступка оно направлено. Воздействие на «первый слой», внешний факт (явление) или вообще не оказывает влияния (упреки няни Коле), или может дать лишь «местный», ограниченный в своей воспитательной ценности эффект. Ребенок извинится, поплачет, отдаст взятую без спроса вещь, а в следующий раз повторит свой проступок.
Воздействие на «второй слой», на мотив, будет более эффективным. Но наибольший воспитательный эффект достигается тогда, когда воспитатель меняет систему отношений, в которой живет ребенок, т. е. саму причину. Только тогда можно изменить позиции Лары или Коли, когда они в жизни, в практике своего постоянного общения со сверстниками и взрослыми будут поставлены в положение равных по правам и обязанностям с другими детьми; когда они будут встречать со стороны окружающих людей отрицательное отношение к их выходкам или терпеливое отношение к ошибкам; когда страх Вали или самовлюбленность Лары перестанут получать соответствующее «деловое» и эмоциональное подкрепление со стороны взрослых и детей.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Мы живем в такое неспокойное время, когда такие слова, как проступок, правонарушение, преступление постоянно у нас на слуху. Довольно часто мы даже и не задумываемся о том, какое происхождение имеют эти слова и что они означают. А ведь разница между ними имеется, несмотря на то, что они из одной области. В статье подробнее рассмотрим, что такое проступки и как их классифицируют.

Понятие проступка

Несмотря на то, что эти два понятия довольно похожи, они, по сути, кардинально отличаются друг от друга. Проступки- которые не относятся к общественно опасным.

По факту их свершения, как правило, следует не наказание, а взыскание. Если совершен проступок, ответственность все равно последует, но она будет зависеть от его разновидности.

Довольно часто проступки относят к мелким нарушениям, которые списываются на неосторожность или пренебрежение правилами и нормами, имеющимися в обществе.

В чем разница между проступком и преступлением?

Преступления и проступки, если рассматривать точку зрения криминалистики, отличаются только степенью тяжести, но они являются нарушением законодательства.

Только после совершения преступления всегда следует наказание, которое может быть представлено (в зависимости от тяжести) в виде реального тюремного срока и крупного штрафа.

Для многих преступление - это когда совершается убийство или причинение вреда здоровью человека. Но на самом деле, даже никого не убивая, можно совершить преступление (пример - финансовая махинация).

Проступки людей имеют гораздо меньшую опасность для общества, поэтому и наказание следует не такое строгое. Достаточно часто ограничиваются одним предупреждением.

Разновидности проступков

Что такое проступки мы рассмотрели, но все они могут затрагивать разные сферы нашей жизни и совершаться в отношении, например, административных или гражданских норм. Именно на этой основе строится классификация. Виды проступков бывают следующие:

  1. Дисциплинарные.
  2. Административные.
  3. Гражданско-правовые проступки.
  4. Аморальные.

Большинство сотрудников правовых органов считают, что любой проступок - это первый шаг к совершению преступления, особенно в том случае, когда человек не понес никакого наказания за его совершение.

Рассмотрим разновидности проступков более подробно.

Административные проступки

К такой категории можно отнести любые противоправные действия, которые нарушают общественный порядок, посягают на государственную собственность, свободу и права граждан. К этой группе также относятся проступки в области охраны здоровья, труда, окружающей среды и так далее.

Например, неаккуратное вождение автомобиля или несоблюдение правил противопожарной безопасности можно отнести к административным проступкам. посягательство на памятники архитектуры и истории также относятся к этой категории нарушений.

За такие правонарушения, как правило, может последовать:

  • Штраф.
  • Конфискация.
  • Исправительные работы.
  • на срок до 15 суток.

Рассматривать административные нарушения и налагать взыскания могут только органы, которые уполномочены этим заниматься.

Наказать человека за совершенное административное нарушение можно в течение года с момента его совершения.

Дисциплинарные проступки

Само понятие дисциплины для каждого является абсолютно понятным. Дома этого мы требуем от своих детей, а на рабочем месте должны сами ее соблюдать. Дисциплина - это соблюдение определенных правил и норм, которые приняты в данном обществе, на предприятии.

Чаще всего совершение проступка дисциплинарного характера связано с нарушением условий, которые прописаны в трудовом договоре. Например, халатное отношение к выполнению своих трудовых обязанностей или полное их игнорирование - это и есть пример дисциплинарного проступка.

Разбирательством такого нарушения будут заниматься не правоохранительные органы, а администрация предприятия. Трудовым кодексом прописаны дисциплинарные взыскания, они могут быть следующими:

  • Замечание.
  • Выговор.
  • Перевод на другую, менее оплачиваемую должность.
  • Увольнение.

Что такое теперь понятно, но необходимо помнить, что взыскание по поводу такого нарушения администрация должна применить не позднее 1 месяца со дня его обнаружения.

Гражданские проступки

Эту разновидность правонарушений можно отнести к самым безобидным по отношению к обществу. Если рассматривать можно привести следующие:

  • Распространение неверных слухов о человеке, носящих оскорбительный характер.

  • Невыполнение договорных обязательств.
  • Причинение имущественного вреда.
  • Заключение сделок, которые не отличаются своей законностью.

Если человек совершил проступок такого характера, то может последовать следующее наказание:

  • Возмещение убытков.
  • Компенсация
  • Выплата «неустойки».
  • Принудительное восстановление нарушенных прав и т. д.

Несмотря на то что гражданские проступки считаются наименее опасными для общества, но нарушение есть нарушение, поэтому оставлять это без внимания не стоит.

Аморальные правонарушения

Такие виды проступков часто относят к гражданско-правовым, но необходимо заметить, что аморальные действия чаще всего носят намеренный характер и предполагают насильственные действия по отношению к другому человеку.

Если рассматривать такие проступки, то можно проследить, что идет нарушение не гражданских прав, а моральных норм. В качестве примера можно привести:

  • Совершение насильственных действий в воспитательных целях.
  • Унижение человеческого достоинства.
  • Рукоприкладство по отношению к своим воспитанникам.
  • Публичное оскорбление.
  • В некоторых случаях требование взяток от студентов в период сессии также считается аморальным проступком.
  • Появление в нетрезвом состоянии в общественных местах.
  • Вовлечение несовершеннолетних детей в процесс употребления алкогольных напитков.

Довольно часто действующими лицами таких разбирательств становятся работники образовательных учреждений, педагоги и воспитатели. Если доказано совершение такого проступка, то это является веским основанием для увольнения сотрудника с занимаемой должности. При этом обязательно делается соответствующая запись в трудовой книжке, что в дальнейшем может привести к определенным трудностям с поисками нового места работы.

Если аморальный проступок совершен лицом, которое не имеет отношения к процессу воспитания детей, то увольнения может и не последовать, а применяются другие меры наказания.

Аморальные проступки считаются наиболее сложными в плане разбирательств и вынесения наказания. Так как окончательное решение о том, отнести проступок к аморальному или это свидетельство отвратительного воспитания, будет зависеть от личных моральных качеств того, кто занимается разбирательством этого дела.

Наложение любого взыскания за совершение аморального проступка должно произойти не позднее месяца со дня его обнаружения и не позднее полугода с того момента, как он был совершен.

Условность классификации

Мы разобрали, что такое проступки, и становится очевидным, что довольно часто грани между различными достаточно размыты и условны. Уже давно в правоохранительных органах идут разговоры о том, чтобы перевести более 60 административных проступков в разряд уголовных.

Конечно, проступок - это деяние, которое несет менее серьезные последствия для общества, а, следовательно, и наказываться должно не так строго. Но не стоит забывать, что очень часто проступок от настоящего преступления отделяет всего одна незначительная деталь, поэтому граница между этими двумя правонарушениями достаточно зыбкая.

Например, если водитель управляет автомобилем на слишком высокой скорости, то это можно отнести к проступку, а вот если в результате такого лихого вождения он собьет человека, то речь будет идти о преступлении.

Чтобы не пришлось разбираться в разнице между преступлением и проступком и не гадать, какое наказание может последовать, необходимо соблюдать все правила и нормы, которые имеются в нашем обществе, и быть законопослушным гражданином.