Разница между правами и свободами. Образовательное право как форма свободы человека в сфере образования Какая разница между правом человека и его свободой

Права человека – величайшее достижение цивилизации, ведь именно благодаря им ценность личности была закреплена юридическим образом. Свободы открывают простор для деятельности и принятия решений. Понимание отличий данных категорий необходимо начинающим юристам и правозащитникам, которые хотят глубже разобраться в предмете своей деятельности.

Определение

Права – это неотъемлемая, установленная законом возможность осуществлять активное либо пассивное действие, направленное на реализацию интересов (жить, работать, пользоваться услугами здравоохранения, учиться). Большая часть прав принадлежит человеку уже в силу его рождения, а некоторые (избирательное) приобретаются в силу наличия гражданства и при достижении определённого возраста.

Свободы – это закреплённая законодательным актом возможность человека совершить какое-либо активное действие (исповедание религии, объединение в ассоциации, критика власти). Предусматривается конкретный механизм реализации свободы, а также ответственность за её незаконное ограничение. При этом права и свободы могут быть ограничены, но лишь по решению суда или при наличии экстренных обстоятельств.

Сравнение

Права и свободы – понятия если не идентичные, то очень близкие. Они обозначают субъективную возможность человека совершать какое-либо действие, не находящееся под запретом в государстве. Право на труд может быть реализовано в виде свободы предпринимательской деятельности, право на достойные условия труда – в виде свободы ассоциации.

Однако есть и несколько небольших отличий. Во-первых, право предполагает наличие возможностей и механизма по их реализации, а свобода – только отсутствие ограничений. Во-вторых, свобода даёт личности автономию. Это касается вопросов выбора религии либо отказа от неё, передвижения, выбора места жительства. Право изначально лежит в определённых рамках, что обусловлено его природой.

Выводы сайт

  1. Содержание. Право – это возможность, реализацию которой должно обеспечить государство. Свобода – это активное действие, которое не может быть ограничено.
  2. Ограничение. Свободе соответствует отсутствие ограничений, а праву – наличие возможностей.
  3. Автономия личности. Свобода предполагает широкий простор для деятельности и принятия решений.

Настоятельно рекомендуем ознакомиться на нашем сайте "Веб-клуб Космополит" с современными концепциями Андрея Булатова о связи психики человека с его нервной системой.
Просим дать ссылку на таламопсихологию в учебные заведения и в научные организации!
Будущий мир - представления развития мира в свете современных информационных технологий.
P.S. Не пропустите новости о новых теориях будущего мира и таламической психологии, которые не перестают и никогда не перестанут развиваться - подпишитесь здесь: Рассылка-ЖМИ

Чем права отличаются от свободы

Одинокому человеку на необитаемом острове права не нужны, так как у него там исключительно только одни свободы. Может он делать все, что захочет.

Права появляются в обществе в ответ на ограничение отдельных индивидуальных свобод. В обществе необходимо одеваться определенным образом и следить за собственным поведением, нести трудовую повинность. Прав становится больше, если больше ограничиваешь себя и больше служишь людям. Люди предоставляют тебе право распоряжаться их свободами, если поведешь их к всеобщему благу.

Общество предоставляет права, забирая некоторые свободы. На основе этих прав появляются новые правовые свободы, которые гораздо больше дают возможностей индивидууму, чем возможности одинокого человека.

Право есть доля от общественных благ, за которую следует платить своей свободой. Но можно и чужой свободой расплатиться. А лучше платить идеями и инновациями, которые сокращают индивидуальный вклад в общественном производстве благ.

Права предоставляют государственные органы власти, международные правозащитные организации. Необходимо приложить усилия, чтобы реализовать свои права и воспользоваться ими.

Государство дает право, принуждает к праву. Свободу же дает сам Господь Бог.

И если человек живет без Бога, не является он сам по себе свободным, то и никакое право ему не поможет обрести в жизни радость и счастье.

    • Введение в теорию прав человека
    • Моральные нормы и нормы права
    • К истокам: естественные права человека
    • Достоинство человека
    • Неделимость, взаимозависимость, взаимосвязанность
    • Основные, конституционные права
    • Права человека. Свободы человека. Сходство и отличия понятий
    • Права человека: объективный и субъективный смыслы
      • Стандарты, механизмы, процедуры
      • Международные инструменты
    • Классификация прав человека
      • Поколения прав
    • Свобода, ответственность и обязанности
    • Правовое государство
    • Гражданское общество
    • Права человека - основа мира
    • Права человека: идеалы и реалии
  • Организация объединенных наций и права человека
    • На пути к системе защиты прав человека
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Международный билль о правах
      • Верховный комиссар по правам человека
      • Международный уголовный суд
      • Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о положении правозащитников
      • Итоги и проблемы
    • ООН и неправительственные организации
      • Ассоциированный статус НПО при ДОИ
      • Помощь ДОИ/НПО
      • Консультативный статус НПО при ЭКОСОС
  • Основные органы ООН по правам человека
    • Комиссия ООН по правам человека
      • Мандат и деятельность
      • Рабочие группы Комиссии ООН по правам человека
      • Участие неправительственных организаций в заседаниях
    • Подкомиссия по поощрению и защите прав человека
      • «Процедура 1503»
        • Стадия 3: Комиссия по правам человека
  • Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений (договорные органы)
    • Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений
    • Комитет по правам человека
      • Факультативный протокол: индивидуальные жалобы
      • В чем заключаются различия между процедурами?
    • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
      • Участие неправительственных организаций
      • Другая деятельность Комитета
      • Россия - Пакт - Комитет: взаимодействие
    • Комитет по ликвидации расовой дискриминации
      • Статья 14: Представление индивидуальных сообщений
    • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
      • Статья 18: Система докладов
        • Расследования
      • Россия - Конвенция - Комитет: взаимодействие
    • Комитет против пыток
      • Статья 19: Доклады государств-участников
      • Статья 21: Межгосударственные жалобы
      • Добровольный фонд в помощь жертвам пыток
    • Комитет по правам ребенка
      • Статья 43: Комитет по правам ребенка
      • Россия - Конвенция - Комитет: взаимодействие
  • Другие процедуры в рамках системы ООН
    • Процедуры ЮНЕСКО
      • Как рассматриваются сообщения?
      • Состав Комитета
    • Процедуры Международной организации труда
      • Статья 24: Представление
      • Специальные обзоры по дискриминации в области занятости
  • Региональные соглашения. Совет Европы
    • Совет Европы и Российская Федерация
    • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
      • О некоторых правовых принципах Конвенции
      • Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) состав, компетенция, методы работы
      • Процедура подачи жалоб и контроля
      • Россия - Конвенция - Европейский Суд: взаимодействие
    • Европейская социальная хартия
      • О некоторых содержательных аспектах Европейской социальной хартии
      • Подача жалоб от НПО
    • Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания
      • Возможность подачи жалоб
    • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
      • О содержании
      • Россия - Рамочная конвенция: взаимодействие
    • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств
      • О содержании хартии
    • Европейская комиссия против расизма и нетерпимости
    • Комиссар Совета Европы по правам человека
  • Региональные соглашения. ОБСЕ
    • ОБСЕ
    • История
    • ОБСЕ и права человека
    • Хельсинкское движение
    • Контакты с неправительственными организациями
    • Структуры и институты Организации
      • Бюро по демократическим институтам и правам человека
      • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
      • Парламентская ассамблея ОБСЕ
      • Другие институты
    • Система защиты прав человека в Российской Федерации
    • Судебная система защиты прав человека
      • Конституционный Суд Российской Федерации
      • Верховный Суд Российской Федерации
    • Государственные институты несудебной защиты
      • Прокуратура Российской Федерации
      • Депутаты законодательных собраний
      • Обращение в вышестоящую инстанцию, министерства и ведомства
      • Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации
      • Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан
    • Неправительственные правозащитные организации
      • Законодательство России об НПО
      • Правозащитные НПО в России
      • Возрастающая роль НПО в области прав человека

Права человека. Свободы человека. Сходство и отличия понятий

Международные документы и наше законодательство применяет понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?

Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), их реализации, а также о механизмах защиты, то трудно провести между ними четкую границу. В этой плоскости это идентичные понятия. Свободы - это те же права.

Российская императрица Екатерина II сделала вывод, что свобода - это уверенность в том, что дозволено делать все, что не запрещено законом. Иногда даже употребляются формулы «право на свободу»: «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии», - признает Всеобщая декларация прав человека.

Вместе с тем в этих понятиях есть определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин) - государство», то различия выразятся в следующем.

Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Лишь закон может установить пределы свободы.

Например, демократическому государству нет никакого дела до моих религиозных убеждений, оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной - это мои свободы, это мой выбор.

Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (см. ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ст.18Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.13, 17, 29, 55 Конституции РФ и др.)

Всем известны примеры: ограничение деятельности религиозных сект Муна в Соединенных Штатах, «Белое братство» на Украине, «Аум Синрикё» в Японии и т.п. Права и свободы человека, в которые не вправе вмешиваться ни частные лица, ни публичная власть, нормативно признанные и охраняемые государством, называют также негативными правами и свободами.

Права человека - это признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права.

Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность. Например, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем в последнее время в России многие не реализуют активное избирательное право. Безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь. И также известно, что иногда люди добровольно отказываются от этого права.

Государство обязуется не только гарантировать и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. В отличие от негативных прав здесь государство должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации этих прав. В силу того, что государство должно предпринять положительные, позитивные действия, такого рода права еще характеризуют как позитивные права и свободы.

Однако подчеркнем еще раз, в рассматриваемом нами правозащитном контексте понятия «права человека» и «свободы человека» идентичны.

Ограничения прав и свобод

Международное право и законодательная практика демократических государств предусматривают определенные ограничения прав и свобод. Важно отметить, во-первых, что ограничения прав и свобод могут быть введены в условиях чрезвычайного положения только федеральным конституционным законом.

Такие ограничения не могут быть введены решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Во-вторых, такие ограничения могут носить только временный характер.

В-третьих, ограничения прав и свобод должны носить соразмерный угрозам безопасности характер. В-четвертых, ограничения могут вводиться только в определенных в Конституции России целях:

Для обеспечения безопасности граждан,

  • основ конституционного строя
  • нравственности
  • здоровья
  • прав и законных интересов других лиц

Обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения, не могут быть ограничены. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.

Это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие. В теории прав человека эти права иногда определяют как абсолютные, ате, которые могут подлежать ограничению, - относительные права.

  • 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.

    Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Данное положение является принципиальной новеллой российского конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы (отождествляемые с общественными).

    Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть изменена Федеральным Собранием РФ.

    Важным является то, что основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не октроированными, не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие), а дозаконотворческими и внезаконотворческими.

    Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, т. е. являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Государство не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека.

    Характеризуя конституционно-правовой статус личности, важно иметь в виду следующее. Если правовой статус – это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой статус личности – это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности.

    Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют следующие особенности:

    Они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;

    Для них характерна высокая степень обобщения и распространения;

    В основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве Российской Федерации;

    Они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

    27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод

    гражданина РФ.

    Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Причины, по которым одни права закрепляются конституционно, а другие - в текущем законодательстве, не произвольны. Можно выделить следующие факторы, от которых зависит выбор той или иной формы.

    1. Значимость данного конституционного права и свобод для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и социально значимы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения его чести и достоинства, присущих свободной человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

    Для государства, общества значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает претворение в жизнь объявленных сущностных свойств государства как демократического и правового. Само существование государства объективируется совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так, без существования права на свободный труд, на свободу предпринимательства не могла существовать экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

    2. Изначальный или произвольный характер принадлежности человеку данного права и свободы.

    Ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и закрепляются конституционно. 1224

    3. Присущие основным правам и свободам особые юридические свойства, специфика их реализации. Эти свойства проявляются в следующем:

    а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод;

    б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (неосновные права и свободы) связаны с обладанием лицом различными

    статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой

    площади, покупателей и т. п.;

    в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их

    всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;

    г) основные права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации;

    д) основные права и свободы гражданина Российской Федерации не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса;

    е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;

    ж) характерной чертой основных прав и свобод представляется особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции.

    Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его необъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические. Именно такая последовательность в классификации прав и свобод человека и гражданина присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.

    В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

    "

    1. Термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчи­вая конкретного его результата: "каждому гарантируется сво­бода совести, свобода вероисповедания" (ст. 28); "каждому га­рантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к тру­ду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37). При наличии юридически признанной свободы количество вариантов по­ведения возрастает. Например, свобода мысли и слова может реализоваться в самых различных действиях; гражданин может высказывать свои мысли и письменно, и устно в самых различных формах и ситуациях; свобода предпринимательст­ва проявляется в разных его видах.

    В отли­чие от этого термин "право" определяет более конкретные действия человека (например, право участвовать в управле­нии делами государства, право избирать и быть избранным). Управомоченный (носитель права) имеет возможность выбора одного из двух вариантов поведения. Он может ис­пользовать или не использовать свое право

    2. Право гражданина постольку является его правом, по­скольку оно зафиксировано в позитивном праве (законах) со­ответствующего государства. Закон является непосредствен­ной основой права. Между тем свобода личности может су­ществовать и без государства и права. Она не вытекает из закона.

    3. Основному праву, зафиксированному в конституции, должна соответствовать позитивная, активная обязанность государства, направленная на создание условий реализации права, на саму реализацию. Ес­ли же отношения личности и государства урегулированы с помощью категории «свобода», то государство принимает на себя обязанности пассивные (негативные), не вмешивается в сферу свободы, оставленную законом. Активные действия предпринимает сам носитель свободы.

    4. В случае споров с государственным органом носитель права должен привести законное обоснование своего права. В случае споров, связанных с реализацией свободы, напротив, государственный орган должен привести обоснование огра­ничения свободы, вытекающее из закона.

    Гражданин – понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством.

    Максимальным объемом прав и свобод на территории государства обладают его граждане.

    Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обя­занностей и ответственности. Гражданство возникает по рожде­нию, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. РФ о гражданстве 2001 г.

    Государство, гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин" обязан соблюдать законы другие предписания госу­дарства и выполнять установленные им обязанности.

    Права человека и гражданина. Права человека - это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его граж­данской принадлежности (право на жизнь, право собственности, право на создание семьи и др.).

    Права и свободы человека закреплены во Всеобщей деклара­ции прав человека, в Международном пакте о гражданских и по­литических правах и др.

    Человеку отводится автономное поле деятельности, где движущей си­лой выступают его индивидуальные интересы. Реализация та­кого интереса осуществляется в гражданском обществе, осно­ванном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принад­лежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства.

    Права гражданина охватывают сферу отношений индиви­да с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государ­ством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).