Развитие критического мышления (советы Дайаны Халперн)

В мире мы сталкиваемся с множеством трудностей, а значит, нам нужны люди, которые будут ставить под сомнения идеи, выдаваемые за факты. Нам нужны те, кто будет задавать сложные и «неудобные» вопросы, будет тщательно обдумывать решения и оценивать их влияние на свою и чужую жизнь. Наш мир нуждается в сильных людях с критическим мышлением.

Во время обучения в докторантуре я 4 года искала ответ на вопрос, помогают ли инновационные подходы к преподаванию развить навык критического мышления. Я убеждена, что это один из важнейших навыков и ему нужно уделять внимание в системе высшего образования. В то же время как родитель я верю, что начинать работать над этим нужно задолго до поступления ребенка в вуз.

Научиться критически мыслить и принимать решения - задача длиною в жизнь. Мы не можем ожидать, что дети мгновенно овладеют этими навыками. Однако мы можем посеять семена, которые прорастут и помогут освоить комплексное мышление, когда они станут старше. Вот как это сделать.

Создавайте доверительную среду

Детям нужно чувствовать, что к их мнению прислушиваются. Предлагайте им участвовать в принятии семейных решений, учите задавать вопросы взрослым - например, врачам и учителям - не боясь, что вопрос покажется другим глупым.

Хвалите их за любознательность, откладывайте другие дела, чтобы поддержать обсуждение. Показывайте, что вы цените их размышления. Если кажется, что ребенок сделал неправильный вывод, не говорите об этом прямо. Лучше спросите, рассмотрел ли он другие точки зрения.

Бросайте вызов

Иногда дети хотят просто получить от нас ответ, но в некоторых случаях полезно ответить вопросом на вопрос. Например, мой шестилетний сын спрашивает: «Почему ты не покупаешь мне пистолет?» Я могу начать длинный монолог о важности контроля над оружием, а могу задать ему вопрос: как он думает, с чем связан этот запрет.

Выслушав его догадки, я могу подобрать более точные слова для дискуссии, а еще помочь ребенку осознать, что он способен сам отвечать на свои вопросы и формировать мнение.

Знакомьте с новым

Старайтесь показывать детям мир. Я, например, беру ребенка на выборы и объясняю, почему голосую за того или иного кандидата. Я стараюсь не усложнять и не перегружаю его подробностями, а рассказываю, как приняла это решение.

Кроме того, мы живем в районе, где преобладает белое население, поэтому мой сын едко сталкивается с детьми с другим цветом кожи. Поэтому я ищу другие способы показать ему разнообразие - например, с помощью книг и телепередач. Если он замечает человека с другим цветом кожи или с ограниченными возможностями, я не говорю: «Тс-с-с, не говори об этом!» Нет, я помогаю ему правильно сформулировать вопрос и во всем разобраться.

Поддерживайте интеллектуальное и эмоциональное развитие

Критическое мышление и дискуссии - эмоционально затратные процессы. Конечно, важно задавать детям правильные вопросы и поощрять их к поиску собственных ответов. Однако иногда они слишком устали для этого. Будьте внимательными к их эмоциям: иногда нужно просто помочь им найти подходящее решение.

Когда перед ребенком встает сложный вопрос, помогите ему разобраться в своих чувствах: «Тебе кажется, что ты совсем запутался? Если хочешь, можем сделать перерыв и вернуться к беседе позже». Также важно признавать собственные чувства: «В этом непросто разобраться, правда? Иногда я сама не могу решить, что делать, и это меня огорчает. Но я знаю, что не нужно принимать решение прямо сейчас, и это мне помогает».

Я хочу, чтобы мои дети находили новые способы интерпретации общепринятых теорий

Важный элемент критического мышления - способность понимать эмоции окружающих. Мы можем ее развить в детях, если научим их ставить себя на место другого. «Кажется, сорвать яблоко с чужого дерева - это ерунда. Но представь: ты выглянул из окна и увидел, что кто-то рвет наши яблоки. Что бы ты почувствовал?»

Каждый день твоя многострадальная голова сталкивается с огромным потоком информации. Большая ее часть благополучно забывается, остальные факты так или иначе формируют твое мировоззрение и влияют на принятие решений.

Появление интернета вместе с доступом к альтернативным точкам зрения должно было упростить путь к правдивой информации, но вместо этого окончательно запутало нас в лабиринте словесных манипуляций. Часть людей можно убедить в чем угодно, часть вообще никому не верит на всякий случай.

Отличить факты от их интерпретации способны личности с критическим мышлением. К счастью, это качество не дается нам от рождения, а значит, его можно развить.

Используй дедуктивное мышление

Способность приходить от общей гипотезы к частному выводу путем логических рассуждений лежит в основе критического мышления. Если этот метод помогал Шерлоку развязывать самые запутанные детективные истории, поможет и тебе выбраться из пучины ложной информации на островок знания, близкого к истине. Чтобы мышление оставалось под властью аргументов, а не эмоций, учитывай следующие моменты:
— гипотеза, с которой начинается рассуждение, не должна быть противоречива. Отправной точкой необходимо сделать четкое, однозначное умозаключение, иначе вся дальнейшая логика полетит к чертям. Кроме того, гипотеза должна оставаться неизменной в ходе всего размышления;
— гипотеза должна быть связана с заключением. Очевидность этого правила вовсе не отменяет его ценности. Одна из опасных ловушек рассуждения - подмена понятий, когда, к примеру, начинают сравнивать несопоставимые вещи;
— рассуждение должно учитывать противоположные мнения и контраргументы. Не обязательно соглашаться с ними, но лучше принять к сведению.

Сомневайся


Доктор Хаус восемь сезонов учил нас, что все лгут. Не будем уподобляться этому чокнутому мизантропу и возьмем за основу критического мышления другое утверждение - все ошибаются. Теперь вернись и еще раз прочти слово «все». И еще раз. Дело в том, что люди склонны к упрощению, поэтому стремятся принимать многие утверждения на веру.

Проверяй факты

Самый нудный и необходимый навык. Раз ошибиться может каждый, значит, любую информацию нужно просеивать через собственное сито скепсиса. В этом тебе поможет соблюдение нескольких правил:

— избегай выборочной аргументации. Даже если очень хочется прийти к определенному выводу, будь честен и учитывай все аргументы, а не только те, которые подтверждают твою гипотезу;
— оцени, достаточно ли информации, чтобы сделать выбор в пользу какого-либо решения;
— используй все возможности проверить факты. Идеальный вариант - обратиться напрямую к первоисточнику;
— убедись, что вывод сделал ситуацию яснее.

Не иди на поводу у толпы

Ошибаться может не только любой человек, но и любое количество людей. Массовость никогда не должна стать аргументом в пользу достоверности информации. Не забывай, что большая часть толпы - просто стадо, которое поленилось выработать свое мнение или найти верный ответ, предпочитает присоединиться к общему мнению.

Развивай креативность

Мозг - работоспособный, но очень ленивый засранец. Он пытается любым способом облегчить себе работу и стандартизировать твою жизнь. Развитие творческого мышления разомнет извилины, заставит тебя по-новому смотреть на вещи и учитывать самые неожиданные варианты.

Учитывай специфику работы журналистов

По мнению профессора психологии Орегонского университета Пола Словика, люди склонны переоценивать риски, если вызывающие их ситуации широко освещаются в прессе.

Однако СМИ весьма субъективны в выборе красок для картины мира. Единственный жанр, который хоть как-то претендует на достоверность, - это журналистское расследование. Что касается наскоро состряпанных заметок, которыми изобилует новостная лента, то для них важнее сделать красивую историю, чем разобраться в происходящем.
Даже если речь идет о научных фактах, целиком полагаться на мнение конкретного исследователя не стоит. В основном журналисты лишь стараются передать суть статьи в упрощенной форме и не утруждаются поиском альтернативных мнений.

Не доверяй точным цифрам


Сколько бы мы ни повторяли, что СМИ лгут, 46% россиян продолжают верить сообщениям в прессе. Благодаря конкретной цифре эта фраза звучит гораздо убедительней, чем «многие россияне продолжают верить», однако она не становится достоверней. Иногда цифры – всего лишь уловки, которые помогают автору проникнуть в доверие читателя.

Если речь идет об исследовании, то важно, чтобы в тексте не только озвучивались результаты, но и был показан механизм его проведения. Непонятно, какого возраста эти 46% россиян, каким именно видам СМИ они верят и какой конкретно вопрос им задавали.

– это умение делать собственные выводы, опираясь на имеющиеся факты . Энциклопедические статьи называют его системой суждений, но это скорее методика мышления, помогающая самостоятельно приходить к обоснованным умозаключениям, вычленяя из информационного потока правдивые данные в противовес слухам, интерпретациям и трактовкам.

К критическому мышлению не относятся такие процессы как запоминание и усвоение (понимание) информации, творческое и интуитивное мышление. Его стержень – анализ.

Чтобы понять суть критического мышления, нужно пойти от противного – увидеть со стороны его отсутствие. А для обнаружения сего зияющего вакуума нам придется отправиться… в школу.

Современная система школьного образования основана исключительно на процессе запоминания и использования полученных знаний для операций с уже известным результатом. Все ростки критического мышления в школе старательно выкорчевываются, оставляя место только заученным правилам и однолинейным алгоритмам. Часто подобная практика переносится и в университеты. Таким образом выращиваются поколения, неспособные думать.

Вспомните, что вы делали, когда задавали написать реферат или отзыв на художественное произведение? В обоих случаях вы находили книги с готовыми материалами и выбирали из них куски подходящего текста. В «докомпьютерные» времена этот процесс сводился к переписыванию, позже – к поиску в интернете и копированию. Так же делаются курсовые и даже дипломные работы студентов. Все привыкли к тому, что доклад, реферат или рецензия выглядит как компиляция чужих мыслей.
Преподаватели не просто смотрят на это сквозь пальцы – они это поощряют. Не будем углубляться в размышления по поводу того, кому это выгодно, и выгодно ли вообще кому-то, но факт остается фактом – большинство людей не приучены к критическому мышлению. Они не умеют думать самостоятельно, потребляя уже пережеванную и переваренную информацию через катетер СМИ, интернета и телевидения.

К счастью, критическое мышление не является органом, поэтому не атрофируется от того, что его долго не использовали. Одно осознание его необходимости и важности уже является отправной точкой к формированию собственной критической мысли. Польза этого инструмента, думаю, очевидна – человека, думающего самостоятельно, сложнее обмануть, навязать ему невыгодные условия труда и жизни, втянуть в мошенническую аферу. Кроме того, вырабатывать собственное мнение проще и приятнее, чем усваивать чужое.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (профессор,США Дэвид Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Как развить критическое мышление? Для этого нужно соблюдать некоторые правила при работе с информацией.

Обращайтесь к первоисточникам

«Мне сказал приятель моей подруги», - самый распространенный источник информации, еще его называют «сарафанным радио». Конечно, он неплох для передачи сплетен, которые нередко оказываются правдивыми, но вот использовать его в качестве авторитетного мнения вряд ли стоит. Одно дело, что «Ленка, оказывается, уже вторым беременна», и совсем другое – «дядя Вася сказал, что скоро грянет мировой дефолт, идите срочно меняйте валюту». Первая новость вас, как минимум, никак не касается, а вторая может значительно изменить курс вашей жизни. Причем не гарантированно, что в хорошую сторону. Дядя Вася, может, и лучший политический обозреватель на весь подъезд, но кто сказал, что после сегодняшней поллитры его прогнозы будут кристально провидческими?

Мне, да и вам неоднократно приходилось наблюдать картину всеобщей паники, порожденной слухами – то соль скупают мешками, то гречку, то бытовую технику. А все потому, что «дядя Вася сказал». Ни официальных новостей, ни предпосылок, из которых можно было сделать вывод, что гречки не будет больше никогда в нашей стране или что деньги отменят, и впредь все будут расплачиваться утюгами.
Обращайтесь к первоисточникам! Ими могут быть официальные заявления банков, правительства или других организаций, вышедшие законы, которые должны публиковаться в прессе. Чтобы развить критическое мышление, вы должны найти самый первый пункт выхода информации, еще не засоренный наслоениями трактовок, мнений, аналитики и всего прочего – вы должны изучить информацию в ее первоначальном виде и сделать собственные выводы, исходящие из личного опыта и знаний.

Не доверяйте авторитетам

Чтобы понимать первопричины, нужно учиться доверять только тому, что видишь собственными глазами, без использования призмы чужого восприятия. Все люди в той или иной степени глупы, не существует ни единого стопроцентного мудреца, чьи идеи во все времена будут истинными. Что-то может устареть, а что-то – быть спорным изначально. На опыт и знания ученых и мыслителей, конечно, нужно полагаться, но они должны быть лишь инструментами познания, а не заменой собственному мнению.
Развитие критического мышления должно начинаться с понимания, что новую идею можно развить, лишь анализируя чистую информацию из первоисточников, а не примыкая к стадам почитателей тех или иных веяний. К слову, порой довольно абсурдных.

Правильно усваивайте информацию

Главный метод усвоения информации, которому нас учили – бездумное заучивание. Куда более эффективный метод, который не только помогает запоминать данные, но и учит их анализировать – понимание. Куда проще воспроизвести факты и понятия, которые человек понял, чем просто набор слов, не имеющий для него особого смысла.
Для этого можно создать такой алгоритм работы. Вооружитесь листком и ручкой. Прочитайте текст (посмотрите видео). Выпишите основные тезисы. Воспроизведите информацию своими словами, опираясь на имеющиеся тезисы.
Это самый обычный пересказ, который нам задавали в школе, и который очень туго дается детям, привыкшим все зубрить – они пытаются дословно воспроизводить текст, вместо того, чтобы запомнить его содержание.

Научитесь писать рефераты, рецензии и доклады

Может, вы уже давно не студент, но для того, чтобы развить критическое мышление, должны наверстать упущенный в это золотое время навык самостоятельного написания научной работы. Это поможет вам научиться эффективно работать с информацией, структурировать ее, отсеивать сомнительные данные, делать умозаключения – проще говоря, критически мыслить.

Как это правильно делать? Если это рецензия, нужно прочитать книгу. Если реферат или доклад – ознакомиться с энциклопедическими статьями, вычленив из них нужную вам информацию.
Изучите мнения специалистов по этому вопросу, но не для того, чтобы закопать под ними свое собственное, а чтобы узнать историю развития человеческой мысли в отношении изучаемого объекта. И пишите. Пишете то, что думаете, описывайте ход своих размышлений. Структурируйте главные мысли с помощью подзаголовков, в начале подготовьте введение, в конце – вывод. Собственный. Пишите все на совесть, так, чтобы самому понравилось.
Тему можете взять любую – главное, чтобы вам было интересно делать этот доклад или реферат. Если ничего не идет в голову – напишите рецензию на любую книгу, не обращаясь к вспомогательной литературе.
По сути, это наиболее действенная методика развития критического мышления.
***

Мнение, выработанное самостоятельно, может огорошить вас своей неожиданностью, а может и оказаться общепринятым. Вы можете выяснить, что подобные выводы принадлежат последователям какой-либо школы или что их уже высказывали бунтари науки, противостоящие устоявшимся догмам. Не важно, думал ли кто-либо так до вас или нет – главное, что это ваши собственные умозаключения, которым вы можете доверять. Вам их не навязали, не продали, не подарили.

Критически мыслящий человек устойчив к манипуляциям, он не станет жертвой стереотипов или мнения толпы. Это отдельная категория людей, способных проникать в суть вещей, находить ответы на вопросы, мучившие человечество, и генерировать новые идеи.

    Оценивайте объективную реальность. Наше мышление может быть эффективным только в том случае, если оно основывается на реальности. Реальность является объективной и существует независимо от ваших желаний, прихотей и целей. Ваше мышление будет продуктивным до тех пор, пока вы способны точно воспринимать и интерпретировать эту реальность. Это требует объективности - возможности разделять понятия «что есть» на данный момент, от того, во что вы верите или во что хотите верить.

    Будьте готовы к восприятию информации. Разум, не готовый к восприятию информации, отрезан от реальности. Человека, думающего таким образом, очень легко узнать. Он/она имеет жесткий набор мнений и установок, которые не поддаются обсуждению. Такого мыслителя сложно понять, так как для этого необходимы определенные опровержения. Если вам кажется, что вы говорите со стеной, то, возможно, вы столкнулись именно с таким человеком. Однако быть открытым к восприятию информации не значит, что вы не должны отстаивать правду, которая вам известна, а также поддерживать любую точку зрения. Правда сможет противостоять сомнению; лишь иллюзия несет угрозу обмену мыслями.

    Не стоит терпеть постоянную и непродуктивную двусмысленность. Большинство решений, с которыми вы имеете дело, содержат определенную долю двусмысленности, серую зону между очевидными черно-белыми альтернативами. Это не аргумент в защиту неопределенности. Это рекомендация тренировать силу мысли для становления ясности. Неоднозначность часто является симптомом небрежности, неполного или иррационального мышления. Когда вы испытываете такое состояние, следует тщательно изучить ваше окружение, ваши принципы, знания и эффективность вашего мышления. Знание является прогрессивным поиском ясности, а не неопределенности и растерянности.

    Избегайте массовых увлечений. Когда определенное понятие становится популярным, многие люди принимают его, тем самым становясь частью «толпы». Это, как правило, свидетельствует о согласованности, а не о критическом мышлении. Смотрите (и думайте), прежде чем присоединиться к толпе.

    Проведите черту между наблюдением и логическим выводом, установленными фактами и гипотезами.

    Воздерживайтесь от суждений, пока не будете уверены, что владеете достоверной информацией. Вы можете поторопиться с выводами и попасть в ловушку. С другой стороны, когда вы владеете достоверной информацией, то не стоит бояться рассуждать. Рассуждение является частью процесса мышления, применением вашей способности делать выводы о реальности.

    Сохраняйте чувство юмора. Вы не сможете мыслить трезво, если вам будет казаться, что это вопрос жизни или смерти. Способность смеяться над собой и видеть юмор в других ситуациях часто помогает сохранить ясность мышления и точки зрения. Однако, будьте осторожны со смехом, используемым в качестве оружия, чтобы очернить ваши ценности, или же применяемым как способ психологической защиты. Такие методы требуют серьезного ответа.

    Развивайте любознательность. Мир полон вещей, о которых вы еще не знаете. Любопытство это признак ума, свободного и открытого для восприятия чудес реальности, не боящегося столкнуться с неизвестным для получения новых знаний. Любопытный мыслитель будет изучать новые способы, помогающие по-другому смотреть на вещи и действовать. Обучение может стать приключением, которое подразумевает постоянные и захватывающие открытия, если вы стремитесь к любознательности.

    Бросьте вызов общепринятому мнению. Каждая культура основана на определенных предположениях, которые являются довольно сомнительными. Галилео Галилей, итальянский астроном и математик, предстал перед инквизицией, потому что он посмел подвергнуть сомнению "правду" о том, что Земля является центром Вселенной. Даже сегодня члены Flat Earth Society (Общество Плоской Земли) считают, что мир плоский, как блин! Вы не можете предположить, что то, что принято считать истиной, действительно ею является. Правда устанавливается в ходе рационального мышления, а не опроса общественного мнения или учета прежнего опыта.

    Сопротивляйтесь эмоциям. Эмоции могут затмевать разум. Когда вы злитесь или испытываете восторг, ваши мыслительные процессы не будут работать так же, как тогда, когда вы находитесь в более спокойном настроении. Остерегайтесь ситуаций, в которых ваши эмоции умышленно спровоцированы лестью, страхом или восхищением в то время, когда вам нужно принять решение. Это может быть специальной стратегией, нацеленной на то, чтобы сфальсифицировать результат.

    Не стоит угождать другим. Лесть является одним из наиболее действенных методов переубеждения. Если кто-то начинает льстить, то так и знайте, что вас хотят переубедить или прикарманить ваши деньги. Иногда очень тяжело отличить искренний комплимент от тщательно продуманной манипуляции.

    Не стоит завышать свою самооценку. Очень часто на наши решения может повлиять желание выглядеть особенным образом перед самим собой или перед другими людьми. Если вы слишком озабочены тем, чтобы предстать в определенном свете, то вы можете говорить и делать вещи, которые на самом деле не пойдут на пользу вашим интересам. Как только вы поймете свою значимость, игра на публику уже не будет казаться вам такой заманчивой.

    Не забывайте о перспективах. Когда вы находитесь в разгаре решения важного для вас вопроса, очень легко потерять сбалансированный взгляд на ситуацию. Неплохо было бы рассматривать вопрос в более широком спектре. Вот один из способов определить перспективу: по шкале от одного до десяти насколько критичной является ситуация, если один – это засохшее растение, а десять - ядерный взрыв? Является ли ситуация настолько критичной, насколько кажется на первый взгляд?

    Будьте в курсе негласных правил. Иногда то, как мы себя ведем, диктуется негласными правилами. Если вы о них не знаете, то вы не будете обладать достаточными знаниями для того, чтобы принять мудрое решение. Если вы ознакомлены с ситуацией, то, скорее всего, вы знаете правила (например: не раскачивать лодку, не ставить под сомнение мнение босса, не спорить с профессором). Если вы находитесь в незнакомой ситуации (или чужой культуре), то следует быть очень наблюдательным или спросить тех, кто больше знаком с ней. Это не означает, что вы должны быть ограничены данными правилами, рекомендуется просто их знать.

    Будьте в курсе невербальных знаков общения. Речевое общение составляет только половину того сообщения, которое пытаются до вас донести. Другую часть сообщения передают невербальными знаками. Вы должны научиться воспринимать и то, и другое. Если кто-то ведет себя дружелюбно, но при этом болезненно сжимает вашу руку при рукопожатии, то у вас может быть повод усомниться в том, что говорит этот человек! То же самое случается, если кто-то растягивается на спинке стула и, зевая, говорит вам о том, как интересны ему ваши идеи. Чем яснее ваше восприятие фактов ситуации, тем яснее будет ваше мышление.

    Если на вас давят, то следует остановиться и подумать. Импульсивные решения часто бывают ошибочными. При оказываемом давлении на принятие решения соблазн принять его как можно скорее возрастает. Вы можете оправдать это тем, что лучше принять хоть какое-то решение, чем не решиться вовсе, но так случается крайне редко. Нерешительность является признаком того, что у вас нет навыков, способствующих принятию решений. Импульсивность, в свою очередь, говорит о том, что очень скоро вы будете пожинать плоды ошибочного решения!

    Будьте выше ярлыков и стереотипов. Ярлыки и стереотипы – это типы психической стенографии, которые могут облегчить мышление и общение. Если вы нуждаетесь в мебели на четырех ножках, предназначенной для сидения, то легче всего попросить стул и игнорировать многочисленные возможные варианты дизайна и материалов. Тем не менее, если вы находитесь в поиске работы, вы не должны быть удовлетворены стереотипным описанием того или иного рода занятий. Вам нужно точно знать, что на самом деле значит быть полицейским, нейрохирургом или финансовым аналитиком. Точно так же общение с людьми из разных слоев общества и представителями разных культур может усложняться наличием стереотипов, которые мешают увидеть правду.

    Избегайте негативных разговоров с самим собой. Многое из того, что проходит сквозь ваше мышление, - это ваш внутренний монолог. Этот разговор с самим собой часто принимает форму критических суждений и взглядов о себе. Ваши навыки мышления могут быть уничтожены разговором с самим собой, который передает негативные сообщения снова и снова, усиливая негативную самооценку («Я ничего не могу сделать хорошо», «Я просто не такой умный, как все остальные») или отношение («Никому нельзя доверять», «Школа - это пустая трата времени»). Если только не заменить такое негативное мышление более позитивным разговором с собой. Это невольно повлияет на ваши решения. Основополагающим элементом в таком изменении является повышение самооценки. Консультация является хорошим решением для такого рода проблем.

    Ищите последовательность. Ральф У. Эмерсон однажды написал: «Глупая последовательность является суеверием недалеких умов». Вдумчивая последовательность, однако, является отличительной чертой тщательного и всестороннего мышления. Последовательность и логика являются критериями, которые должны применяться всегда, что бы вы ни решали. Непоследовательность часто используется, чтобы скрыть правду.

    Практикуйте сочувствие. Существует индийская поговорка, в которой говорится, что прежде чем осуждать, вы должны пройти милю в обуви другого человека. Другими словами, вы не должны никого осуждать, прежде чем не поймете всю ситуацию полностью. Практикуя этот тип сопереживания, вы уменьшите вероятность принятия поспешных суждений, о которых позже можете пожалеть. Вы также можете обнаружить, что немного понимания облегчает более глубокое понимание мыслей людей и их поведения. Чем глубже вы будете понимать себя и других, тем мудрее будут ваши решения.

    Уделите время тому, чтобы проверить факты. Если у вас нет достоверных фактов, то ваши решения, вероятно, будут искажены. В важных вопросах, вы должны попробовать получить информацию из первых рук. Если вы пытаетесь принять решение по поводу выбора карьеры и хотите узнать о своих профессиональных навыках, то лучше всего пройти тест на профпригодность, чем спрашивать приятелей о том, что вы умеете делать хорошо. Точно так же, лучше всего узнать о тонкостях определенной профессии, основываясь на общепринятых нормах, а также на мнениях работников, чем на стереотипах, которые могут нести лишь часть правдивой информации. Эта информация исходит из надежного источника? Можете ли вы найти другой источник, подтверждающий эту информацию? Если вы можете ответить утвердительно на эти вопросы, то можете быть более уверенными в фактах, которые используете в качестве основы для принятия ваших решений.

    Проверьте достоверность вашей информации. Информация может быть надежной, но не действительной. Срок действия связан с соответствием информации контексту, в котором она применяется. Правдивой информацией может оказаться то, что если зажечь спичку, то она загорится, если только вы не под водой или в вакууме космического пространства! Контекст очень важен!

    Развивайте умение слушать. Когда дело доходит до разговора, то мы слышим то, что слушаем. Умение слушать - это еще один навык, который мы воспринимаем как нечто должное, но очень редко используется его настолько эффективно, насколько мы думаем. Как часто посреди разговора вы вдруг понимали, что другой человек задал вам вопрос, но вы его не услышали? Как часто вы так озабочены своими собственными мыслями, сидя в классе, что даже не слышите, что говорит учитель? Это случается со всеми нами, что лишний раз подтверждает тот факт, что этот, казалось бы, простой навык развивать очень трудно. Чем лучше вы будете слушать, тем более правильную информацию получите. Чем более правильная информация у вас есть, тем более качественными будут решения, которые вы примете.

Правильное суждение о многих важных вещах невозможно без задействования критического мышления. С его помощью можно судить непредвзято о явлениях и реалиях окружающей жизни, чтобы видеть их в истинном свете. Но существующие стереотипы и постоянное навязывание чужих точек зрения отнюдь не способствуют развитию критического мышления. Овладевать этим ценным навыком придется самостоятельно.

Что значит критическое мышление?

По определению, критическое мышление – это способ увидеть истину в ее наиболее объективном виде. Это целенаправленный, корректируемый, продуктивный процесс, позволяющий не только трезво оценить предмет, явление, событие, человека, но и увидеть его дальнейшее , то есть сделать соответствующие выводы, принять какое-то решение.

Психология критического мышления

Неотъемлемыми чертами критического мышления являются умение анализировать синтезировать, опираясь и на объем поступающей извне информации, и на собственный интеллектуальный потенциал. Человеку, обладающему навыками критического мышления, без труда будет удаваться правильная постановка проблемы, дающая толчок к ее решению. Он способен интерпретировать абстрактные идеи и проецировать их на окружающие реалии. Мыслящий человек получает возможность продуктивной коммуникации с другими людьми: если он чего-то не понимает сам, то способен попросить о помощи так, чтобы она оказалась по-настоящему эффективной.

Как развить критическое мышление?

Технология развития критического мышления включает в себя множество составляющих. Зачатки необходимых знаний мы получаем в школе, однако этого, конечно, недостаточно. Критическое мышление следует развивать и совершенствовать в любом возрасте. Методика включает в себя такие элементы как вызов самому себе, преодоление трудностей – практическая составляющая, поиск решения, выводы – осмысление полученного результата.