Российский закон о нахождение клада. Закон о кладоискательстве в рф. Суть закона о кладоискательстве

guduna | 1.04.2019 15:04

Законом установлен порядок и правила выдачи открытого листа, мы его вкратце приведем здесь.

Но, на наш взгляд, самым тяжелым для получения разрешения (открытого листа) на проведения раскопок является выполнение данных трех пунктов.

1. Государтсву необходимо предоставить научное обоснование полевых работ. То есть почему вы решили, что тут нужно копать. Это обоснование может выглядеть например так: «Из архивных записей про историю Поволжья и карт 1865 года, я выяснил, что в данном месте распологалась кузница, которая славилась на весь регион своими новшествами и неординарными техническими решениями того времени. Целью раскопок в данном месте является обнаружение предметов производства этой кузницы и донесение до общественности новой информации про историю в данном направлении.»

2. Второй пункт это то, что у вас должно быть высшее образование по специальности «история», «музейное дело и охрана памятников». Тут как мы понимаем большая часть любителей копа уже не попадают под критерии.

3. Ну и третье — уже существующее археологоческое сообщество должно походатайствовать за вас у Министертсва культуры о выдаче разрешения. И с этим сообществом вы должны состоять в трудовых отношениях, то есть работать у них или выполнять для них какие-то функции.

Плюс этот открытый лист выдается на определенный период и дает право заниматься копом на определенной территории. Если вы захотите на законных основниях покопать еще в каком-либо месте то данное разрешение нужно будет получать еще раз.

Ниже приведу основные пункты правил получения открытого листа.

Открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее — Академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ.

Для получения открытого листа физические лица (далее — заявители) представляют в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче открытого листа (далее — заявление) по форме согласно приложению.

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования;

б) ходатайство юридического лица, уставными целями деятельности которого являются проведение археологических полевых работ, и (или) осуществление связанных с ними научных исследований, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (далее — работодатель), с которым заявитель состоит в трудовых отношениях, о выдаче заявителю открытого листа;

в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем;

г) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

д) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» или послевузовского профессионального образования в аспирантуре (подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по указанным специальностям, а также по специальности «археология»;

е) сведения о ранее выданных заявителю открытых листах;

ж) справка, подтверждающая принятие Академией научных отчетов о проведении заявителем археологических полевых работ на основании ранее выданных открытых листов, а в случае получения открытого листа впервые — справка Академии, подтверждающая непосредственное участие заявителя в проведении археологических полевых работ в составе археологической экспедиции, а также в подготовке научного отчета;

з) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа (полное и краткое наименование организации, место нахождения и фактический адрес организации, телефон или в случае, если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (при наличии) отчество, данные документа, удостоверяющего личность, телефон);

и) копии документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, — плана работ работодателя, проводящего плановые научно-исследовательские работы, договора (оферты) о проведении спасательных археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа.

Министерство культуры Российской Федерации при поступлении заявления и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов (далее — документы) проводит проверку их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

После принятия заявления и документов Министерство культуры Российской Федерации проводит проверку:

а) полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в заявлении и документах;
б) соответствия документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации.

Кладоискательство в России стремительно набирает популярность. За последние несколько лет на территории Российской Федерации было приобретено свыше двух миллионов металлоискателей, датчиков и прочей вспомогательной техники для осуществления раскопок. Однако сравнительно недавние нововведения законодательства ставят под запрет дальнейшую деятельность археологов-любителей в сфере кладоискательства.

Граждан, занимающихся поиском предметов старины и кладоискательством, можно разделить на 4 категории:

  • Археологи - уполномоченные на проведение раскопок и кладоискательства физические лица. Их деятельность легализована посредством получения открытого листа (разрешения);
  • Поисковики - нелегальные искатели, обладающие металлоискателями и прочей поисковой техникой, сообщающие о своих находках археологам;
  • Кладоискатели - заядлые коллекционеры, занимающиеся изучением архивов старины с целью нахождения клада;
  • Чёрные копатели - правонарушители, разрушающие культурный слой, охраняемый законом с целью нелегального кладоискательства. Сбывают археологические ценности, украденные таким образом у государства, в том числе и за границей.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» N 245-ФЗ, принят Госдумой 2 июля. ФЗ-245 был одобрен Федерационным Советом 10 июля 2013 года, вступил в силу 23 июля того же года.

Настоящий закон принят, в первую очередь, в рамках борьбы с чёрными копателями. Но и разрушительные некомпетентные действия представителей второй и третьей категорий в области кладоискательства тоже попадают под запрет.

Данный нормативный акт регламентирует способы предоставления государственной охраны предметам, представляющим археологическую ценность . ФЗ-245 устанавливает изменения в отдельных Федеральных законах с целью не пресечения неправомерного кладоискательства и присвоения государственных кладов.

Последняя редакция действительного Федерального закона, прозванного среди населения «запретом на металлоискатели и кладоискательство» была осуществлена 22 октября 2016 года. Поправкой упразднён пункт 3 статьи 6.

Что нового в законе?

Ранее деятельность чёрных искателей и кладоискателей-любителей не регламентировалась ни одним правовым актом в Российской Федерации. И в то же время последствия своевольного кладоискательства нередко влекли за собой непоправимые разрушения археологических слоёв, сохранивших длительную историю пребывания человека (более 100 лет). В связи с этим потребовалось ввести изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации.

Положением нового закона о кладоискательстве внесены поправки в закон N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» . Согласно ст.1 ФЗ-245, по отношению к попытке незаконного вывоза за пределы Российской Федерации предметов, представляющих архитектурную или культурную ценность, предусматривается наказание. Меру ответственности за указанное нарушение определяет Российское законодательство.

Настоящим Федеральным законом внесены изменения в Уголовный кодекс Российской федерации. Текст кодекса дополнен статьёй 243.2 , вносящей новые постановления в отношении незаконного кладоискательства. Согласно пункту 1 указанной статьи, запрещено любительское кладоискательство и изъятие найденных в процессе культурных ценностей из земли или под толщей воды. Причиной запрета является разрушение культурного слоя , который могут причинить неумелые действия археологов-любителей.

В случае если акт незаконного кладоискательства происходит на территории памятников культуры , на совершающих преступное деяние граждан налагается штраф, эквивалентный сумме заработных плат фигуранта за двухгодичный период , либо лишением свободы сроком до 4 лет (Пункт 1 Статьи 243.2 УК РФ ).

Крупным штрафом в размере до 1 миллиона рублей или наказанием в виде пребывания в местах лишения свободы сроком до 6 лет наказываются соответствующие деяния (Пункт 2 Статьи 243.2 УК РФ ):

  • Кладоискательство при помощи технических средств, к которым относятся металлоискатели и радары, позволяющие устанавливать дислокацию металлического клада;
  • Поиск клада должностным лицом, превышающим полномочия;
  • Совершённые предварительно сговорившейся на осуществление незаконного кладоискательства группы людей.

Согласно положениям действительного нового закона о пользовании металлоискателем 245-ФЗ и введённым посредством его нормативов поправкам в Уголовный Кодекс РФ, для проведения археологических работ и кладоискательства, нужно разрешение на организацию указанных мероприятий - открытый лист.

Для получения открытого листа соискателю необходимо обратиться в Министерство Культуры Российской Федерации. Регламент обращения осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2014 г. № 127 . Основанием для получения разрешения служит документация, подтверждающая законное право этого гражданина принимать участие в раскопках в качестве специалиста-археолога. Кладоискателям-любителям разрешение на кладоискательство при помощи металлоискателя и других средств упрощения поиска предметов национального культурного наследия - не выдаётся.

Можно ли искать металлоискателем по закону?

Согласно действительному закону про кладоискательство и статье 243.2 УК Российской Федерации, использование металлоискателя, машин для рытья земли и радаров строго запрещены.

Но в этой же статье указывается, что строгий запрет налагается на нанесение повреждений культурному слою, чей возраст составляет более 100 лет . Также наказуемо ведение поиска предметов, представляющих культурную и археологическую ценность . Доказать, что человек в момент задержания занимался незаконным поиском археологических предметов, нелегко. Таким образом, для чтобы предъявить подобное обвинение гражданину, нужны веские причины.

Использование металлоискателя вне мест, представляющих культурную ценность и наличия древних захоронений или городов, не регламентировано на настоящий момент ни одним действующим Федеральным законом. Но учитывая факт, что ныне неизведанные культурные слои могут оказаться в любой точке РФ, лучше воздержаться от кладоискательства при помощи металлоискателя - во избежание нарушения закона .

Скачать закон о кладоискательстве в РФ

Для более подробного ознакомления с поправками в УК РФ в отношении кладоискательства, следует обратиться к положению Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» N 245-ФЗ. Актуальный текст ФЗ-245 можно скачать по

Если вашим хобби является приборный поиск, то вы знаете, что данная деятельность с 2013 года регулируется новым законом. В народе он называется «Закон о металлоискателях», №245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Он не запрещает использование металлоискателя, а ужесточает ответственность за разрушение культурных слоев и бесконтрольное изъятие археологических ценностей.

Фактически закон определяет штрафы за металлоискатели и вообще за «черную археологию», и конкретизирует ранее весьма размытое понятие «культурный слой». Ранее наказание предусматривалось за изъятие «следов существования человека в предыдущих эпохах». Теперь же места, где можно и нельзя копать строго определены: нельзя там, где культурный слой насчитывает «более ста лет». Это значит, что искать и изымать предметы на пляже, на поле и пр. можно. Теоретически не возбраняется делать это и в других местах, где нет следов жизнедеятельности людей. Но если выкопанный вами предмет имеет археологическую значимость, его нужно сдать государству.

Наказания, предусмотренные «Законом о металлоискателях»


    Уничтожение или повреждение вещей, являющихся особо ценными памятниками истории и культуры народов России, может окончиться уголовным сроком в 6 лет лишения свободы или выплатой штрафа в 5 млн. рублей. Или придется выплатить сумму дохода за 5 лет, или отработать 480 часов обязательных работ. УК РФ ст. 243.

    Уничтожение культурного слоя «старше 100 лет» при поиске и выемке ценных предметов (менее ценных памятников культуры) грозит сроком в 3 года, либо штрафом в 3 млн. руб. Также может быть присуждена выплата в пользу государства дохода за 3 года, принудительные работы на 400 часов. УК РФ ст. 243.

    Повреждение или нарушение объектов культурного наследия, произошедшее по неосторожности, влечет за собой штраф в 1 млн. руб. либо обязательные работы на 360 часов. Возможно также лишение свободы на 1 год. УК РФ ст.243 п.1.

    Незаконная (без разрешения) археологическая разведка, и последующие раскопки с применением металлоискателей и прочих приборов – штраф в 500 тыс. руб. (или доходы за 18 месяцев), конфискация всех изъятых из земли или воды предметов. Либо ограничение свободы до 2 лет, исправительные работы на 1 год. УК РФ ст.243 п.2.

    То же, что в предыдущем пункте, но на территории зарегистрированного объекта культурного наследия – 700 тыс. руб. штрафа или лишение свободы до 4 лет. УК РФ ст.243 п.2

    То же, но в группе, с применением спецтехники (землеройных машин, радаров, металлоискателей) - наказание в 1 млн. руб. штрафа, или изъятием дохода за 5 лет в пользу государства, или тюремным сроком на 6 лет. УК РФ ст.243 п.2.

Штраф за металлоискатели - как его избежать

Закон ФЗ №245, несмотря на его строгость, является довольно сырым. Чтобы привлечь человека к ответственности по нему, следует доказать что вы умышленно использовали металлоискатель для предметного поиска археологических находок. Если вы попали в затруднительную ситуацию при использовании металлоискателя, обратитесь к юристам нашей компании за эффективной правовой защитой.

Инструкция для самых везучих кладоискателей о том, что и как нужно делать, когда внезапно из-под земли показался заветный горшочек с серебром.

Когда выдающаяся находка уже сделана, тут же возникает вопрос - не грозит ли за это наказание, штраф в 500 тысяч рублей. Иногда и грозит. Поэтому важно знать, что по закону считается кладом, а что - нет.

Что такое клад?

Определение мы находим в статье 233 Гражданского кодекса РФ. Вообще, кстати, полезная статья. Так и называется «Статья 233. Клад». Согласно ей, клад - это «зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы». Под ценными предметами понимаются ювелирные изделия, драгоценные камни и прочее. А вот документы, рукописи и представляющие историческую ценность предметы кладом не являются.

У пляжных поисковиков тут может возникнуть вопрос. Золотое кольцо, браслет или дорогие часы, найденные в песке, могут ли являться кладом? Нет. Клад - это «сокрытые», нарочно спрятанные вещи. Вряд ли кто-то прячет драгоценности в песке на пляже специально. Кстати, одна потерянная некогда в поле монета - тоже не клад.

Однако перейдем к случаям, когда несказанно везет найти много монет или украшений в одном месте.

Клад найден, что делать?

Тут уже кому сколько совести хватит. Кто-то предпочитает скрыть клад и распродавать по монетке, кто-то честно следует советам юристов и идет в полицию. Перед этим находку нужно сфотографировать. А предметы сдать по описи и получить от полицейских акт об обнаружении клада. Чтобы документ обладал юридической силой, нужно заручиться поддержкой трех свидетелей, которые подтвердят, что сокровище нашли вы.

Кому достанется клад?

По статье 233 ГК РФ, клад «поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное». Соглашение - это когда вы, перед тем, как поискать клад, пошли с собственником земли к нотариусу и подписали документ о долях клада.

Но вот если вас поймают, когда вы нашли клад на участке/в доме, не спросив разрешения собственника и никак его не уведомив, «клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад».

В случае, когда клад имеет историческую ценность, его по закону следует отдать государству. И вы можете рассчитывать только на компенсацию в половину стоимости находки. Компенсация делится так: 25% от суммы, в которую оценен клад, - нашедшему, 25% - владельцу участка. Если владельцев собственности несколько, то компенсация делится поровну между всеми (включая кладоискателя).

Как получить компенсацию?

Очень трудно. Пока эксперты оценят, пока длится бюрократическая волокита, может пройти около трех лет. Когда все это затянулось, то придется обращаться к адвокатам. Известен прецедент, когда житель Читы отыскал клад на 300 тысяч рублей, золотые монеты три года пролежали в музее, а компенсации он так и не получил. Юрист через суд помог читинцу вернуть клад. Понятное дело, больше государству тот поисковик ничего не отдавал.

Отметим, что компенсация за клад, по сути, будет вознаграждением, с него не нужно платить налог. Если клад не имеет исторической ценности и переходит в собственность нашедшего, придется заплатить НДФЛ (13%).

Что будет, если не сообщать о кладе?

В Уголовном кодексе РФ статьи за сокрытие клада нет. В законодательстве говорится, что клад, представляющий историческую ценность, нужно передать государству. Если человек не сделает этого, то находку конфискуют через суд, а кладоискатель при этом лишится компенсации. Но это только в том случае, если суд докажет, что клад имеет историческую ценность. Других кладов это не касается.

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Комментарий к Ст. 233 ГК РФ

1. Кладом является имущество, отвечающее признакам, указанным в комментируемой статье.

Во-первых, это деньги или ценные предметы.

Деньги представляют собой особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом. Деньгами могут считаться только платежные средства, находящиеся в обращении, в том числе иностранная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства, и т.д.).

К ценным предметам относятся вещи, обладающие значительной стоимостью (оценочная категория). Причем имеется в виду стоимость с сугубо экономической точки зрения (драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и иные изделия из них и т.д.).

Не могут считаться кладом рукописи, документы и прочие предметы, возможно, представляющие собой историческую и культурную ценность. В то же время ценные предметы, являющиеся кладом, могут относиться к памятникам истории или культуры (см. п. 2 комментируемой статьи).

«Бывшие деньги» могут быть кладом. Если, например, это монеты из драгоценных металлов. Однако кладом они считаются не как деньги, но как ценные предметы.

Во-вторых, кладом признаются вещи, которые сокрыты (спрятаны) кем-либо. В комментируемой статье приводится пример такого сокрытия — деньги или ценные предметы зарыты в земле. Одновременно отмечается, что оно (сокрытие) может быть произведено иным способом. И, кроме того, упомянуто, что клад может быть сокрыт в строении (например, замурован в стене, помещен в потайную комнату и т.д.). Таким образом, перечень способов сокрытия неисчерпывающий.

В-третьих, кладом могут быть признаны только вещи, которые не имеют собственника. При этом в комментируемой статье названы две возможные ситуации:

1) кладом считаются сокрытые (спрятанные) деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен. Обычно причиной тому является более или менее продолжительный период времени, прошедший со времени сокрытия ценностей до их обнаружения. Если какое-нибудь лицо сможет доказать право собственности на сокрытые деньги или ценные предметы, то их нельзя считать кладом. В том числе это могут доказать и наследники лица, спрятавшего ценности, и даже наследники его наследников (если, конечно, наследство было принято);

2) кладом признаются деньги или ценные предметы, собственник которых в силу закона утратил на них право (например, в результате национализации).

Благодаря указанным признакам понятие «клад» можно отличать от похожего на него понятия «находка». В частности, можно отметить, что кладом являются только деньги или ценные предметы, а находкой считается любая движимая вещь; находкой признается вещь, потерянная собственником, а кладом — имущество, сокрытое (спрятанное) собственником; найденная вещь обычно имеет собственника, хотя чаще всего неизвестно, кто им является, а клад образуют вещи, не имеющие собственника (см. также ст. ст. 227 — 229 ГК и соответствующий комментарий).

2. Клад поступает в собственность лица, являющегося собственником имущества (земельного участка, здания и т.д.), где клад был сокрыт.

В некоторых случаях обнаружение клада производится другим лицом (несобственником). В таких ситуациях клад поступает в общую долевую собственность лица, являющегося собственником имущества, в котором или на территории которого клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад. Доли их в праве общей собственности равны. Соглашением этих лиц может быть установлено иное. Так, они могут решить, что клад поступает в собственность лица, обладающего правом собственности на имущество, где клад был обнаружен; клад становится собственностью субъекта, обнаружившего клад; клад принадлежит им на праве общей долевой собственности, но доли не равны, и т.п.

3. Поиск клада кем-либо без согласия собственника имущества (земельного участка, строения и т.д.) есть нарушение права собственности. На этот случай в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи установлена санкция в виде лишения права. Обнаруживший клад в чужом имуществе или на его территории не становится сособственником обнаруженных денег или ценных предметов.

Понятно, что, несмотря на категоричность указанного правила, и в этом случае соглашением участников соответствующих отношений могут быть предусмотрены поступление клада в общую долевую собственность; передача его в собственность лица, обнаружившего клад; передача его в собственность субъекта, которому принадлежит имущество, где был обнаружен клад, с выплатой некоего вознаграждения лицу, обнаружившему клад, и т.д.

4. Вопрос о том, относятся ли вещи к памятникам истории или культуры, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом мнения специалистов в соответствующей сфере, результатов экспертизы и т.п. Причем в составе клада могут быть как вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, так и иные ценные предметы (в том числе деньги). В таких случаях первые подлежат передаче в государственную собственность, а в отношении вторых действуют правила, установленные п. 1 комментируемой статьи.

5. Каждый из субъектов, о которых говорится в абз. 1 и 2 комментируемой статьи (собственник имущества, где обнаружен клад, и лицо, обнаружившее клад), имеет право на получение половины причитающегося им вознаграждения в размере 50% стоимости клада, т.е. каждому по 25% стоимости клада. При множественности лиц на той или другой стороне соответствующая часть вознаграждения (25% стоимости клада) распределяется между сособственниками имущества или лицами, совместно обнаружившими клад.

Иное может быть предусмотрено соглашением этих лиц (распределение вознаграждения в неравных долях, получение вознаграждения только одним из них). Неизменным остается только размер выплачиваемого государством вознаграждения — 50% стоимости клада.

В абз. 2 п. 2 комментируемой статьи установлено правило, аналогичное положению, содержащемуся в абз. 2 п. 1 этой статьи (см. п. 3 настоящего комментария), — правонарушитель лишается права на получение части вознаграждения. И в этом случае также возможно иное по соглашению собственника имущества, где обнаружен клад, и лица, обнаружившего клад, действовавшего без согласия собственника.

6. Существование правила, включенного в п. 3 комментируемой статьи, обусловлено тем, что указанные здесь отношения (трудовые, служебные) не регулируются гражданским правом. А обнаружение клада в таких случаях происходит в рамках именно названных (не регулируемых гражданским правом) отношений. За исполнение трудовых или служебных обязанностей выплачивается вознаграждение (заработная плата и т.п.).