Секреты регистрации иностранных граждан по месту пребывания. Особенности продления миграционного учета иностранных граждан в гувм (ранее фмс) Вторичная постановка на миграционный учет

Если человек, прибывший в Россию для работы или по иной причине, желает остаться в стране дольше положенных сроков, он должен осуществить продление миграционного учета иностранных граждан. Пролонгация – гораздо более сложный процесс, нежели первоначальное оформление временной регистрации в ГУВМ (ФМС). Объясняется это непростой процедурой доказательства необходимости остаться в стране. Продление регистрации иностранных граждан возможно лишь в строго определенных законом случаях.

Для начала необходимо отметить, что как такового понятия «продление срока временной регистрации» для иностранных лиц в законодательстве вообще нет. Как правило, оборот используется в быту, разговорной речи.

Вместе с изменениями закона 2007 года в ГУВМ (ФМС) предусматривающая данный механизм система была ликвидирована. Вместо нее сформировался правовой институт миграционного учета граждан зарубежных стран по месту временного пребывания. Он регулируется органами ГУВМ (ФМС), а сроки, порядок нахождения в России, перечень документов для получения регистрации и ее продления прописаны в законодательстве.

Для многих иностранных граждан это кажется странным, но продление миграционного учета в органах ГУВМ (ФМС) представляет собой повторное оформление всего пакета бумаг, который собирался при въезде на территорию РФ и первоначальной регистрации.

Основания получения и пролонгации

Нормативная база Российской Федерации предполагает, что человек с гражданством какой-либо зарубежной страны (или без такового) имеет право на нахождение внутри страны до полутора месяцев. Но есть основания, позволяющие увеличить установленные законом сроки.

Без реально весомой причины у иностранных граждан увеличить срок регистрации в органах ГУВМ (ФМС) России не удастся. Если иностранец приезжает в страну с целью туризма, работы или прохождения обучения в российском ВУЗе, то принимающая сторона (работодатель, представитель высшего учебного заведения) обязана в течение суток уведомить об этом территориальное отделение ГУВМ (ФМС).

Максимальный срок пребывания иностранных граждан без прохождения регистрации – всего 7 дней. Отсутствие отметки в органах ГУВМ (ФМС) не предусматривает более длительное нахождение на территории России для иностранцев.

Нормативная база

Основной НПА, регулирующий данную сферу – ФЗ «О миграционном учете…» 2006 года. Отдельные аспекты регламентированы Постановлением Правительства РФ 2007 года «О порядке проведения МУ» в редакции 2019 года.

Различия в процедуре для отдельных категорий иностранцев

Даже при наличии у иностранных граждан российской визы он должен оперативно уведомить ГУВМ (ФМС) о цели, продолжительности своего нахождения в России. Продление регистрации возможно только при наличии жилой недвижимости на территории государства. В этом случае власти позволяют оформить гражданам постоянную прописку.

В законодательстве предусмотрены особые условия проживания в РФ для еще одной категории иностранных граждан. Речь идет о беженцах, покидающих свою страну во время войн, государственных переворотов, революционных движений, акций протеста оппозиции.

Официальное оформление статуса позволяет им получать от государства реальные привилегии, дотации. Поддержка осуществляется до стабилизации ситуации на родине иностранных граждан. На протяжении всего этого времени продлеваются их регистрации в ГУВМ (ФМС).

Аналогично оформлению

Как уже отмечалось ранее, процедура продления ничем не отличается от первоначального оформления по месту пребывания в миграционных органах. Пролонгация проводится в том же отделении. Перечень необходимых документов также ничем не отличается:

  • оригинал и копия каждой страницы загранпаспорта;
  • часть миграционной карты, полученная после пограничного контроля;
  • отрывной талон;
  • обоснование необходимости остаться в России (трудовой, гражданско-правовой договор, договор с образовательным учреждением и др.);
  • справка из медицинского учреждения об отсутствии инфекционных заболеваний;
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
  • заявление на получение временной регистрации.

Правила заполнения

Заявление оформляется в произвольной форме, предпочтительной для обратившегося. Все документы заполняются ручкой, понятными (желательно, печатными) буквами. В бланке указываются:

  • личные данные;
  • страна прибытия;
  • данные заграничного паспорта;
  • дата прибытия в РФ и место временного пребывания;
  • место предполагаемого проживания после пролонгации;
  • разрешение владельца жилого помещения на дальнейшее проживания гражданина;
  • данные приглашающего лица и номер СНИЛС.

Место подачи документов

Заявление вместе с полным пакетом документов представляются в территориальное отделение управления по вопросам миграции. Отправка почтой с целью продления не осуществляется, в отличие от момента оформления. Решение принимается должностным лицом в течение трех суток со дня передачи заявления.

Образовательная организация, по договору с которой обучается иностранец, имеет право подать заявление вместо него. В этом случае начальник территориального органа получает от учреждения резолюцию, рассмотрение которой позволяет предоставить возможность лицу законно жить в России.

Некоторые особенности

  1. Продление миграционного учета – услуга совершенно бесплатная. Однако немало желающих заплатить несколько тысяч для того, чтобы сбором и оформлением бумаг занимался профессионал.
  2. Неограниченное количество раз продлевать учет нельзя. Как правило, максимальный срок пребывания в Российской Федерации – один год. По истечении данного времени человек обязан срочно покинуть страну, если к этому моменту он не получил РВП.
  3. Позволяет увеличить срок регистрации разрешение на работу или патент для трудоустройства у частного лица. Продление по патентам также входит в компетенцию ГУВМ, но в этом случае к общему пакету бумаг прилагается и сам дозволительный документ на осуществление трудовой деятельности.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Сегодня разберёмся с такими важными для всех иностранных граждан, прибывающих в Россию, вопросами, как, что такое миграционный учёт, что такое регистрационный учёт иностранных граждан.

Прежде всего, необходимо уточнить, что с принятием Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» было отменено такое понятие, как регистрационный учёт иностранных граждан по месту пребывания. Вместо этого понятия с того времени используется понятие «миграционный учёт по месту пребывания».

Все иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, подлежат учёту по месту пребывания. Иностранные граждане, которые постоянно или временно проживают в Российской Федерации (которые имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство) подлежат регистрации по месту жительства и / или учёту по месту пребывания.

Миграционный учёт носит уведомительный характер. Иностранные граждане, временно пребывающие и временно проживающие в российской Федерации, обязаны в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания уведомить об этом территориальный орган ФМС.

Постоянно проживающий иностранный гражданин обязан уведомить территориальный орган ФМС о своём прибытии в течение 7 дней.

Не подлежат учёту по месту пребывания иностранные граждане:

Не имеющие места жительства;

Находящиеся в гостинице или в иной организации, которая оказывает гостиничные услуги, в доме отдыха, санатории, пансионате и др.;

Осуществляющие трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

Находящиеся в учреждениях, исполняющих административное наказание;

Находящиеся в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определённого места жительства.

Основания для снятия с учёта

Основаниями для снятия иностранного гражданина с учёта по месту пребывания, являются:

Смерть иностранного гражданина или признание его безвестно отсутствующим – после получения документа, подтверждающего смерть данного иностранного гражданина;

Постановки иностранного гражданина на учёт по новому месту пребывания – после того как получены сведения о постановке данного гражданина на учёт по новому месту пребывания;

Выезд иностранного гражданина за пределы РФ – после получения сведений о выезде от органа пограничного контроля;

Выявление факта фиктивной постановки на учёт – после выявления данного факта.

Все процедуры по постановке на учёт осуществляет принимающая сторона.

Принимающей стороной могут быть , постоянно проживающие в России иностранные граждане или лица без гражданства (с видом на жительство), юридические лица, филиалы и представительства, у которых иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Для постановки на учёт иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне:

Документ, удостоверяющий личность;

Миграционную карту;

Визу (при въезде в порядке, требующем получения визы).

На основании предъявленных документов, принимающая сторона заполняет бланк Уведомления о прибытии иностранного гражданина. Затем данное Уведомление, копии документов иностранного лица принимающей стороной представляются в территориальный орган Федеральной миграционной службы либо в отделение почтовой связи, на территории которого обслуживания которого будет находиться иностранный гражданин.

Если принимающая сторона по уважительной причине не может представить самостоятельно Уведомление и документы, иностранный гражданин вправе самостоятельно уведомить о своём прибытии.

Территориальный орган ФМС или организация почтовой связи, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и копии, проставляет в уведомление отметку о принятии документа и возвращает отрывную часть принимающей стороне.

После этого принимающая сторона передаёт отрывную часть Уведомления иностранному гражданину. Наличие отрывной части Уведомления с отметкой у иностранного гражданина является подтверждением его постановки на миграционный учёт.

При убытии из места пребывания, отрывная часть Уведомления остаётся у иностранного гражданина. Снятие с учёта осуществляется территориальным органом ФМС после получения информации о возникновении оснований для снятия иностранного гражданина с учёта.

В случае изменения сведений, которые требуются при постановке на миграционный учёт, соответствующие данные должны сообщаться в территориальный орган ФМС в течение 3 рабочих дней.

Ответственность за нарушение правил миграционного учёта прописана в ст. 18.8 КоАП РФ. В данной статье указано, что за нарушение правил въезда в Россию и режима пребывания на территории России, которое выразилось в нарушении правил въезда, правил миграционного учёта, передвижения, выбора места пребывания или жительства, неисполнение обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ влечёт:

Наложение штрафа (административного) в размере 2 – 5 тыс. рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Статья 18.9 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил миграционного учёта. Согласно указанной статье нарушение принимающей стороной или должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий проживания в РФ иностранных граждан, их проживания, передвижения, изменения места жительства или пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влекут

Наложение штрафа на должностных лиц – 40 – 50 тыс. рублей, на юридических лиц – 400 – 500 тыс. рублей.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учёту влечёт наложение штрафа (административного):

На физических лиц – 2 – 4 тыс. рублей,

На должностных лиц – 40 – 50 тыс. рублей,

На юридических лиц – 400 – 500 тыс. рублей.

Регистрация по месту жительства иностранных граждан

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постоянно или временное проживающий на территории России иностранный гражданин, который обладает правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, обязан зарегистрироваться по адресу данного помещения.

Основание регистрации иностранного гражданина по месту жительства – право пользование данным жилым помещением. Наличие данного права определяется в соответствии с жилищным кодексом РФ. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает:

Фиксацию адреса жилого помещения в разрешении на временное проживание или в виде на жительство данного иностранного гражданина и в учётных документах органа ФМС и в государственной информационной системе миграционного учёта.

Порядок действия при регистрации иностранного гражданина по месту жительства вид на жительство ;

Документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

Дополнительно к этому представляются:

Копия миграционной карты временно пребывающего иностранного гражданина;

Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Временно проживающим иностранным гражданам регистрация по месту жительства оформляется на срок не более срока действия РВП. Регистрация по новому месту жительства осуществляется только после снятие его с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.

Основания снятия иностранного гражданина с учёта по месту жительства:

Прекращение права пользования жилым помещением;

Регистрация по иному месту жительства;

Прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание;

Вступление в силу решения суда о признании регистрации по месту жительства недействительной;

Выявление фактов фиктивной регистрации по месту жительства;

Смерти иностранного гражданина.

Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 07.03.2019) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

III. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета

III. ПОСТАНОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

НА УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И СНЯТИЕ ИХ С УЧЕТА

20. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

(см. текст в предыдущей редакции)

20(1). Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, при прибытии в новое место пребывания на территории Российской Федерации на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

Уведомление о прибытии указанных граждан после истечения 90- или 30-дневного срока подается в соответствии с настоящими Правилами в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляется почтовым отправлением в течение 7 рабочих дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии).

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Принимающая сторона в установленные Федеральным законом сроки представляет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр либо направляет почтовым отправлением уведомление о прибытии (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и 4 статьи 22 Федерального закона).

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:

а) о лице, подлежащем постановке на учет:

фамилия, имя, отчество;

гражданство (подданство);

дата и место рождения;

пол;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

цель въезда;

профессия;

дата въезда в Российскую Федерацию;

серия и номер миграционной карты;

Заявленные сроки пребывания;

адрес места пребывания;

адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания);

б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:

фамилия, имя, отчество;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;

адрес места жительства;

наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

24. В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 23 настоящих Правил, указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;

б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;

в) адрес места жительства ответственного лица организации;

г) наименование организации;

д) адрес организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) идентификационный налоговый номер организации;

ж) наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

25. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в Российской Федерации.

26(1). Иностранный гражданин - трудящийся государства - члена Евразийского экономического союза и члены его семьи для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляют принимающей стороне:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

в) трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

г) документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

26(2). Под членами семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза понимаются лица, состоящие в браке с трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке, исправления не допускаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае направления уведомления о прибытии почтовым отправлением бланк уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в организации федеральной почтовой связи в течение 1 года.

В случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк уведомления о прибытии заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года. В случае уведомления администрацией гостиницы территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в администрации гостиницы в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в многофункциональном центре в течение 1 года. В случае отсутствия технической возможности представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в виде электронного документа бланк такого уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в многофункциональном центре в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

28(1). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, прилагает:

А) копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о данном иностранном гражданине и (или) имеют отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации либо иного иностранного государства;

Б) копию миграционной карты иностранного гражданина (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

В) копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

28(2). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза и членов его семьи, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, помимо документов, предусмотренных пунктом 28(1)

а) копию трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

б) копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

28(3). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания по адресу организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, помимо документов, указанных в пункте 28(1) настоящих Правил, прилагает:

а) копию трудового или гражданско-правового договора иностранного гражданина с организацией или копию иного документа, подтверждающего осуществление иностранным гражданином в данной организации трудовой или иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности;

б) письмо руководителя либо иного уполномоченного должностного лица организации, подпись которого скрепляется печатью организации (при ее наличии), в орган миграционного учета о фактическом проживании иностранного гражданина в помещении данной организации, не имеющем адресных данных (в строении, сооружении), в том числе временном.

28(4). Принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3 и 3.1 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин вправе не представлять (не направлять) копию миграционной карты в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. В случае непредставления копии миграционной карты территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяет на основании имеющихся сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте.

Собственник помещения, выступающий в качестве принимающей стороны, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а только указать такие сведения в уведомлении о прибытии.

Организация, выступающая в качестве принимающей стороны, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил.

29. При обращении временно проживающего либо временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны;

г) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

29.1. При обращении иностранного гражданина в соответствии с частью 3.1 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо в многофункциональный центр к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение;

в) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина);

г) копия документа, подтверждающего родство (для высококвалифицированных специалистов, выступающих в качестве принимающей стороны для членов своей семьи).

30. При самостоятельном уведомлении территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином о своем прибытии в место пребывания непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) письменное согласие принимающей стороны;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны.

31. Порядок приема уведомления о прибытии, форма отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее - отметка о приеме уведомления), и порядок ее проставления в отрывной части бланка уведомления о прибытии при непосредственном представлении в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо через многофункциональный центр устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, а при направлении в виде почтового отправления - Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания такого иностранного гражданина в Российской Федерации, установленный Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или международными договорами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Постановка на учет постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.

33. Администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления о прибытии непосредственно либо через многофункциональный центр либо получения его в виде почтового отправления фиксирует в своих учетных документах сведения об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, об адресе организации и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

Должна ли я уволить сотрудника, если он украинец работает по патенту и у него заканчивается 19,082016 г. срок постановки на учет по месту временного пребывания и сотрудник не продлил срок, и еще если написано до 19.08.2016 г. и мне надо его уволить, то получается я должна это сделать 18.08.2016 г. или 19.08.2016 г.? Т.е. я могу не увольнять его, но он нарушает миграционный режим и будет сам нести ответственность или гражданин, на адрес которого был он поставлен на учет?

Ответ

Ответ на вопрос:

В данном случае оснований для увольнения иностранца у Вас нет.

Работодатель, при отсутствии иной принимающей стороны, в описанной ситуации сам становится принимающей стороной и обязан поставить иностранца на миграционный учет по адресу организации- работодателя.

Сделать это он должен в кратчайшие сроки, но в любом случае не позднее 7 дней с даты окончания предыдущего срока постановки на миграционный учет по месту пребывания ((п. , ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ, абз. , п. 20 Правил миграционного учета).

Общий порядок постановки на миграционный учет и направления о прибытии осуществляется в соответствии с , утвержденными . Детальный порядок прописан в , утвержденном .

Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена .

Ответственность установлена статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации в размере от 40 000 до 50 000 руб.

При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.

В доп. материалах подробно расписаны сроки временного пребывания в РФ разных категорий иностранных граждан, сроки уведомления ГУ МВД о приеме-увольнении иностранцев, изменения данных об иностранных гражданах.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Журналы и книги: Справочник кадровика

Кадровая практика

Миграционный учет иностранцев: что должен делать работодатель

А.Г. Садовый, директор агентства LegalLabor

Иностранные граждане должны быть зарегистрированы по месту пребывания. Таким местом может быть не только жилое помещение, но и офис работодателя, строительный объект и даже… чистое поле. Главное, чтобы миграционные органы могли найти иностранца по этому адресу.

Кто ставит на учет приезжих? Должен ли работодатель проверять и контролировать регистрацию? Если у вас работают иностранцы, вы должны знать ответы на эти вопросы. Цена ошибки - до 500 тыс. руб. за каждого неучтенного иностранного работника .

Иностранные граждане, которые приехали в Россию на работу, обязаны вовремя оформлять документы и подтверждать законность проживания или пребывания на территории нашей страны. Они должны своевременно оплачивать патент, подавать документы для получения разрешения на временное проживание, становиться на миграционный учет и т. д.

  • юридическое лицо;
  • филиал или представительство юридического лица;
  • гражданин РФ;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин и др.

Место пребывания иностранца ():

  • жилое помещение, которое не является для него местом жительства;
  • иное помещение или организация, в которых иностранец находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Закон дает возможность ставить на миграционный учет иностранных граждан по месту работы. Есть ли у работодателя жилое или нежилое помещение, значения не имеет.

пример

Работодатель берет в аренду участок земли - поле, на котором собирается выращивать капусту. Для обработки участка он нанимает иностранных работников и ежедневно привозит их на полевые работы из соседнего населенного пункта, где они проживают в общежитии. Никаких помещений в поле нет. В лучшем случае бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать.

Работодатель вправе зарегистрировать иностранных работников по их месту пребывания - в поле.

Обязанности работодателя

Главный вопрос: должны ли вы ставить иностранных сотрудников на миграционный учет по месту работы? Безусловной обязанностью это не является. Она появляется, только если ваша компания - принимающая сторона.

Работодатель не является принимающей стороной

Миграционный учет по месту пребывания - ответственность работника.

ВАШИ ПРАВА

Вы можете заключить с иностранцем трудовой договор и без выполнения обязанностей по миграционному учету.

пример

Работник зарегистрирован по месту пребывания у родственников. Вы трудоустриваете его и не ставите на миграционный учет по месту работы.

ВАШИ ОБЯЗАННОСТИ

1. Вы должны удостовериться, что работник состоит на миграционном учете по месту пребывания.

2.Желательно контролировать эту ситуацию и следить, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали регистрацию по месту пребывания.

Закон прямо не предусматривает вашу обязанность проверять наличие или отсутствие такой регистрации.

Однако в трудовых договорах с иностранцами вы должны указывать определенные сведения. Например, о документах, подтверждающих законность их пребывания и работы в России. Поэтому по факту вы проверяете эти документы и указываете их реквизиты:

  • в трудовых договорах;
  • уведомлениях миграционных органов о заключении трудовых договоров с иностранцами;
  • первичной учетной документации по учету труда и его оплаты и др.

Если вы не ставили работника на миграционный учет, то не должны и следить, чтобы он вовремя продлевал срок пребывания. Законом эта обязанность не установлена. Но чтобы не лишиться работника, если он забудет об этой процедуре, лучше его контролировать.

ВАШИ РИСКИ

Безопасные ситуации, когда иностранец стоит на миграционном учете по адресу другого юридического лица, следующие:

1.Работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле. На миграционный учет его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

2.Работник трудится по совместительству, на миграционный учет его поставил основной работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истек, вас должна насторожить печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии.

1.Это может быть купленная регистрация, которая ничего хорошего ни вам, ни иностранному гражданину не сулит.

Незаконный миграционный учет грозит работнику штрафом, а в городах федерального значения и сопредельных областях - административным выдворением и закрытием въезда на пять лет ().

2. Это может быть печать прежнего работодателя. Так ли это - легко проверить: при приеме на работу иностранец предъявит вам трудовую книжку и справку о заработной плате с предыдущего места работы. Если иностранец перешел к вам от другого работодателя и не зарегистрирован по месту пребывания там, где живет, вы становитесь принимающей стороной.

Работодатель - принимающая сторона

Миграционный учет по месту пребывания - ответственность работодателя.

Если у иностранца нет законной принимающей стороны, он обязан встать на учет по прибытии в новое место пребывания. Новая работа иностранца в вашей компании - это его новое место пребывания.

ВАШИ ПРАВА

Иностранец должен передать вам документы для постановки на миграционный учет, а вы - требовать их предоставления.

ВАШИ ОБЯЗАННОСТИ

Вы должны в течение семи рабочих дней поставить иностранного работника на учет по месту пребывания. С иностранца ответственность за миграционный учет снимается (письмо ФМС России от 26.03.2013 № КР-1/2/2-3688).

Вы обязаны контролировать период пребывания и продлевать регистрацию, когда истекает срок. Эти же права и обязанности возникают у вас в случае, если у работника истекает регистрация по месту пребывания у другой принимающей стороны и по каким-то причинам иностранец ее не продлил. У него остается место пребывания - ваша компания.

ВАШИ РИСКИ

Вы не должны нарушать срок постановки иностранца на миграционный учет по месту работы - семь рабочих дней.

Нельзя допускать, чтобы он пребывал на территории РФ по окончании периода постановки на миграционный учет (временного пребывания). Если законных оснований для продления срока пребывания в РФ нет, иностранец обязан выехать до его истечения.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Я.В. Метелева,
юрист, консультант, опыт работы на руководящих должностях в государственных инспекциях труда Москвы, Санкт-Петербурга и Роструде

Когда работодатель - принимающая сторона

Место постановки на миграционный учет - это помещение (жилое или нежилое), организация (в т. ч. обособленное подразделение). Принимающая сторона - это место, где иностранец либо проживает, либо работает.

Работодатель, заключивший трудовой или гражданский договор с иностранным работником, обязан содействовать его регистрации по месту пребывания. То есть осуществлять миграционный учет.

Если у работника истекает регистрация по месту проживания, функция миграционного учета переходит к вам. Вы должны поставить своего сотрудника на миграционный учет по месту работы.

Если иностранец не зарегистрирован в жилом помещении по месту проживания, эту обязанность выполняете вы.

Когда к вам приходит трудоустраиваться иностранный гражданин, вы должны проверить, есть ли принимающая сторона. Это может быть гражданин, предоставивший жилое помещение. Проверить подлинность информации, проживает иностранец по этому адресу или нет, вы не можете.

Когда в отрывной части уведомления о прибытии указана организация, не всегда бывает понятно, общежитие это, гостиница или предыдущий работодатель. Но столь глубокий анализ ситуации и не входит в ваши обязанности.

А если регистрация фиктивная? Конечно, вас не привлекут к ответственности за нарушение миграционного учета, потому что вы в нем не участвовали. Но если есть хоть какие-то сомнения в регистрации, поставьте иностранца на учет по месту пребывания в своей компании.

Ответственность работодателя

Ответственность за нарушение правил постановки на миграционный учет установлена ст. 18.9 КоАП РФ:

Санкции применяются по каждому нарушению, допущенному в отношении отдельных работников (примечание к КоАП РФ).

пример

Если вы нарушили правила постановки на миграционный учет по месту пребывания трех иностранцев, проверяющие составят три протокола и три постановления о наложении административного наказания. Сумма штрафов может достигнуть 1,5 млн руб.

В судебной практике есть примеры, когда работодатели успешно обжаловали привлечение к ответственности по ст. 18.9 КоАП РФ.

пример

УФМС по Ростовской области привлекло ООО «Леруа Мерлен Восток» к административной ответственности по ст. 18.9 КоАП РФ. Общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФМС от 08.07.2015 по делу № 6114/116874.

Суд первой инстанции удовлетворить требования отказался. Арбитражный апелляционный суд это решение отменил и признал незаконным постановление по делу об административном правонарушении. Ведомство обратилось в Верховный Суд РФ и просило оставить в силе постановление об административном наказании.

В ходе проверки инспектор УФМС сделал вывод, что Общество нарушило правила миграционного учета - не уведомило отделение миграционной службы в установленный законом срок о прибытии в место пребывания гражданина Украины. Тем самым Общество нарушило требования ст. , Закона № 109-ФЗ, пп. , Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. . Инспектор составил протокол об административном правонарушении и вынес оспариваемое постановление об административном штрафе в размере 400 000 руб. Суд установил, что Общество не является принимающей стороной для иностранного гражданина. Доказательства вины Общества в совершении административного правонарушения отсутствуют. Как и сам состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 18.9 КоАП РФ.

Для привлечения к административной ответственности необходимо установить и доказать наличие у лица статуса принимающей стороны. УФМС полагало, что принимающей стороной является Общество.

Копия миграционной карты иностранного гражданина подтверждает:

1. Гражданин Украины Р., 23.05.1993 г. р., прибыл 06.04.2014 в РФ в г. Ростов-на-Дону.

2. 18.07.2014 поставлен на учет по месту пребывания по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, 30/24. Принимающая сторона - гражданка В.

При приеме на работу Р. подтвердил, что проживает по указанному адресу у своей тети В. В период с 05.10.2014 по 23.05.2015 срок пребывания иностранного гражданина продлен не был. Впоследствии Р. продлевал срок пребывания, что подтверждается отрывной частью уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. На документе есть отметка органа миграционного учета, поставлена отметка и в миграционной карте Р.

УФМС настаивало, что принимающей стороной является Общество, поскольку был допущен перерыв в регистрации. В период с 05.10.2014 по 23.05.2015 работодатель должен был принять меры для регистрации иностранного гражданина по месту работы. Суд с этим не согласился и признал, что принимающая сторона - гражданка В., а не Общество. При этом с 06.04.2014 по дату рассмотрения дела в суде место пребывания иностранца Р. и принимающей стороны В., у которой он фактически проживает, не изменились. За пределы РФ Р. не выезжал, место пребывания не покидал. Оснований для смены принимающей стороны нет ( , ).

Срок постановки на учет

Общий срок постановки на миграционный учет - семь рабочих дней с момента прибытия в место пребывания. В течение этого периода встают на учет, например, временно пребывающие в РФ граждане Азербайджана, Молдовы и Узбекистана. Для граждан отдельных государств срок увеличен международными соглашениями.

Срок постановки иностранцев на миграционный учет

Государство Срок (календ. дни) Основание
Украина 90 о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16 января 1997 г.)
Беларусь 90 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства от 24 января 2006 года»
Казахстан 30 о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации (заключено в г. Астане 07.06.2012)
Кыргызстан 30 о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории Российской Федерации (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.06.2015)
Армения 30 о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации (заключено в г. Сочи 11.07.2014)
Таджикистан 15 о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 08.02.2013)

Большинство международных соглашений увеличивает срок для туристов и лиц, приезжающих в Россию в частных целях. Что же касается иностранных работников, ставьте их на учет в течение семи рабочих дней. Наша рекомендация основана на том, что при выполнении многих действий требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ.

пример

Адрес постановки на учет по месту пребывания указывается в заявлении о выдаче патента на работу, уведомлении органов миграции и т. д.

Все тот же срок - семь рабочих дней - следует иметь в виду при смене места пребывания уже на территории России, в т. ч. при переходе от одного работодателя к другому.

Снимать иностранного работника с учета не требуется. Это происходит автоматически при пересечении им границы или при постановке на учет по новому месту пребывания.

О процедуре постановки иностранных работников на миграционный учет по месту работы и продлении срока пребывания читайте в следующем номере.

2. Журналы и книги: Кадровое дело

Условия труда: иностранцы

Иностранные работники: как правильно уведомлять госорганы

Мария МАЛАХОВА, ​юрист, эксперт журнала «Кадровое дело»

В статье читайте:

При работе с иностранными гражданами работодатель должен предоставлять определенную информацию в соответствующие государственные органы. Основания, формы и сроки уведомления зависят от статуса иностранца, режима его пребывания в стране и т. д. На практике у многих работодателей возникают вопросы при применении миграционного законодательства. О том, как правильно уведомлять государственные органы, чтобы избежать внушительных штрафов со стороны ФМС России, поговорим ниже.

Уведомление о прибытии и убытии иностранца

Миграционному учету подлежат все иностранцы независимо от их статуса - временно пребывающие, постоянно или временно проживающие в России . Работодатель должен направить уведомление о прибытии иностранца в территориальный орган ФМС России, если является для него принимающей стороной ( , Закона № 109-ФЗ). Самостоятельно мигрант может представить уведомление в госорган только в исключительных случаях. В частности, если (ч. , ст. 22 Закона № 109-ФЗ):

Принимающая сторона по уважительным причинам, подтвержденным документально, не может направить уведомление;
- иностранец заявил в качестве места пребывания жилое помещение на территории России, которое находится в его собственности;
- постоянно проживающий иностранец имеет письменное согласие принимающей стороны на самостоятельное уведомление.

При направлении уведомления о прибытии иностранца по почте либо через МФЦ бланк заполняют в двух экземплярах ().

Сроки уведомления. Уведомить территориальный орган ФМС России следует не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания (п. , ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ, абз. , п. 20 Правил миграционного учета). Однако в некоторых случаях установлены другие сроки. Например, направить уведомление о прибытии постоянно проживающего иностранца в место временного пребывания на период вахты следует на следующий рабочий день после его приезда (). Высококвалифицированные иностранные специалисты имеют право не вставать на миграционный учет по месту пребывания в течение 90 дней со дня въезда в Россию ( , ).

Порядок уведомления. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина утверждена . Форму необходимо заполнять на каждого иностранца на основании представленных им документов ( , Правил миграционного учета) (образец можно посмотреть по ссылке www..

Заполняя сведения об адресе места пребывания, работодатель указывает адрес организации, в которой будет работать иностранец (). При этом если юридический адрес отличается от фактического, где мигрант непосредственно будет трудиться, то правомерно указать любой (постановление Президиума ВАС РФ от 25 октября 2011 г. № 5417/11 по делу № А01-878/2010).

Уведомление о приеме на работу и увольнении иностранца

Работодатели должны уведомить ФМС России в субъекте, на территории которого иностранец работает или получил патент, о его трудоустройстве и увольнении. Такая обязанность распространяется на всех мигрантов без исключения, даже на тех, которым для трудоустройства не требуются разрешительные документы .

Порядок уведомления. Формы уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора утверждены . Сведения необходимо представлять по каждому иностранцу. Бланк уведомления заполняют на русском языке разборчиво от руки или при помощи технических средств (образец можно посмотреть по ссылке Кдело.рф/образец-93). При этом нельзя использовать сокращения, аббревиатуры и исправления (п. , Приложения № 21 к , далее - ). В форме следует заполнять все необходимые поля на основании представленных иностранным гражданином документов ().

Срок действия патента можно определить по документам, которые подтверждают период, за который уплачены фиксированные авансовые платежи (п. , ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Работодатель может подать уведомление на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России или направить его по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Также уведомление можно отправить через Интернет, в частности, через Единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) ( , ).

В подтверждение того, что уведомление получено, территориальный орган ФМС России выдает соответствующую справку (). А если уведомление было направлено через Интернет, то работодателю придет электронное сообщение о приеме документа ().

Совет эксперта

Анна ИВАНОВА, адвокат, руководитель практики трудового права Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (Москва)

При исполнении обязательств по выплате зарплаты ВКС учитывать выплаты социального характера, материальную помощь и отпускные не нужно

Работодатели обязаны уведомлять ФМС России об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированному специалисту. Кроме того, миграционные органы могут запросить у ИФНС России информацию об уплаченном НДФЛ с доходов иностранца (п. , ст. 13.2 Закона № 115- ФЗ). В состав заработной платы включаются оклад, премии и надбавки (). Следовательно, выплаты социального характера, материальную помощь и отпускные включать в состав зарплаты не нужно.Иностранный работник может заболеть, взять отпуск без сохранения зарплаты или могут произойти другие обстоятельства, из-за которых он получит зарплату меньше той, которая указана в трудовом договоре. Но даже в этом случае работодатель обязан соблюдать условие о том, что совокупный размер зарплаты работника за квартал составлял трехкратную сумму его ежемесячной зарплаты ().

Уведомление об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированным специалистам

Высококвалифицированным специалистом считают иностранца с опытом работы, навыками или достижениями в конкретной области деятельности. Работа в России ему должна оплачиваться в определенном размере. Например, для иностранцев, которые привлекаются резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (кроме предпринимателей), размер заработка должен составлять не менее 58 500 рублей из расчета за один календарный месяц и т. д. ().

Сроки уведомления. Работодателю необходимо ежеквартально уведомлять ФМС России об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированным специалистам. Делать это следует не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом ().

Уведомление об исполнении обязательств по выплате зарплаты можно представить на бумажном носителе непосредственно в ФМС России или ее уполномоченный территориальный орган, а также направить по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Кроме того, документ можно направить через Единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) ().

Если уведомление об исполнении обязательств по выплате зарплаты ВКС подается непосредственно в ФМС России, то представитель работодателя должен предъявить доверенность ().

Подтверждением того, что ФМС России приняла уведомление, является справка, выданная работодателю (). Если уведомление было направлено через Интернет - электронное сообщение ().

Уведомление о предоставлении иностранному студенту отпуска без сохранения зарплаты

Работодатель вправе заключить трудовой договор с иностранцем, который обучается по очной форме в российском вузе (). При трудоустройстве он должен представить документ, удостоверяющий личность и справку об обучении в вузе (утверждена ). После того как с иностранцем заключат трудовой договор, он получает разрешение на работу. Только после этого он вправе приступить к своим должностным обязанностям (). Работать без разрешения студент вправе только во время каникул ().

Организация, в которой трудится такой сотрудник, обязана уведомлять территориальные органы ФМС России и службы занятости населения о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (). Здесь следует понимать, что уведомление необходимо направлять, когда такой отпуск предоставляют единовременно на срок более месяца, а не когда общая продолжительность отпусков в течение одного года превысит месяц.).). «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации»

Узнать, как правильно составить и направить уведомление о заключении и расторжении трудового договора с иностранцем

Важные выводы

1. Работодатель должен уведомить территориальный орган ФМС России о прибытии иностранца только в том случае, если является его принимающей стороной.
2. Уведомлять территориальный орган ФМС России необходимо о заключении и расторжении трудового договора со всеми без исключения иностранцами, даже если для трудоустройства им не требуются разрешительные документы.
3. Работодатель, у которого трудится иностранец, обучающийся по очной форме в российском вузе, должен уведомлять территориальные органы ФМС России и службы занятости населения о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца.

Части 2, 3 ст. 7, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, далее - Закон № 109-ФЗ, абз. 1 п. 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9, далее - Правила миграционного учета.Готовый план главных дел кадровика на I квартал 2019 года
Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Миграционные правила должны соблюдать все, кто будет находиться на территории России. Закон распространяется на все государства и на страны, входящие в союз независимых государств (СНГ). После пересечения границы и прохождения таможенного контроля иностранный гражданин СНГ получает миграционную карточку со специальной отметкой.

    Порядок и правила пребывания

    Закон предусматривает, что после истечения семи дней въезжающий обязан уведомить о своём местонахождении на территории РФ и получить соответствующие документы в местном миграционном отделении. Постановка на учет - неукоснительное правило для всех иностранных подданных и путешественников из СНГ.

    Для граждан некоторых стран порядок устанавливает определённые сроки пребывания на территории РФ. Беларусь, Армения, Казахстан – 30 суток, для Таджикистана — 15 суток, а для Украины — 3 месяца.

    Зарегистрировать своё пребывание и встать на учет должен каждый иностранный подданный, если он будет пребывать в РФ более чем 7 суток . Если он покидает страну раньше, то оформление регистрации в ФМС не представляет необходимости и закон не нарушается. Семидневный период включает в себя тот день, когда приезжий пересекает границу, независимо от того, сколько ему ещё добираться до пункта назначения.

    Порядок регистрации

    Закон гласит, что каждый приезжий из СНГ обязан поставить себя на учет в миграционном местном центре, если:

    • он работает на вахте;
    • лечится в специальных медицинских учреждениях или проходит реабилитацию;
    • не имеет точного места жительства;
    • временно проживает в гостиничном комплексе, санатории, профилактории, пансионате и прочих заведениях туризма и обслуживающего характера;
    • находится в исправительном учреждении.

    В большинстве случаев иностранный подданный из СНГ может самостоятельно уведомить службу о своём прибытии и встать на учет. Если у заявителя есть собственное жильё на территории РФ, то он имеет право оформить постоянную прописку . Этот закон есть в отдельном пункте при . Оформление происходит после подачи документов в паспортное отделение по месту проживания. Для этого понадобятся следующие документы:

    • паспорт с копией;
    • миграционный лист, копия;
    • сертификат с указанием права на собственное жильё.

    Вышеперечисленные документы подаются в том случае, если у приезжего из СНГ есть жилая площадь в личной собственности. Также закон предусматривает, что в случае аренды, постановка на учет иностранца происходит через арендодателя .

    Понятие принимающей и приглашающей стороны

    Не стоит путать принимающую сторону с приглашающим человеком. Неосведомлённость многих иностранцев приводит к возникновению дальнейших проблем в регистрации на территории РФ. Нередко сложности возникают, если дело касается поездки по частной или визе туристического характера.

    Порядок и закон такой, что приглашающая сторона выступает в качестве человека, ходатайствующего о получении приглашения на посещение РФ. Это лицо предоставляет гарантии того, что у него имеются все условия и средства для принятия иностранного подданного из СНГ.

    При пересечении таможни гость указывает в миграционном листе данные о месте приезда – регион, город, улицу и фамилию приглашающей стороны. Остальная информация при становлении на учет не указывается. Остальные сведения – паспортные данные и прочее уже предоставляются в миграционный центр по факту прибытия и заселения в жилую площадь.

    Приглашающая сторона остаётся таковой ещё до въезда подданного другой страны в РФ и может выступать только в одном лице. Принимающих людей за всё время пребывания иностранца из СНГ может быть сколько угодно. Всё зависит от того, сколько раз гость переезжал с одного места проживания на другое за время своего визита в Российской Федерации. Правила и закон требуют постановки на учет при каждой смене жилой площади.

    Кто может стать принимающей стороной?

    • Физическое лицо, являющееся гражданином рф, иностранный подданный с видом на жительство, частный предприниматель;
    • Юридические лица – предпринимательские организации, имеющие регистрацию в Российской Федерации.

    После прибытия к принимающей стороне иностранцем предъявляется удостоверение личности и миграционная карта. Если ранее приезжий из СНГ имел регистрационный временный лист, то сейчас его отрывная часть предоставляется в миграционный центр по месту нового проживания.

    Принимающая сторона обязана подать документы для постановки на учёт и зарегистрировать гостя, иначе, на неё могут наложить штрафные санкции. Если принимающей стороной стала гостиничная база или санаторий, то уведомить миграционный центр необходимо на следующий день после прибытия иностранного подданного из снг. Администрация заполняет уведомление на бланке печатными буквами без ошибок, исправлений и сокращений. Форму для заявления можно найти на специальном сайте ФМС, там же просмотреть и образец заполнения.

    Способы передачи информации о приезде

    1. Самостоятельное посещение миграционного центра

    Постановка на учёт в ФМС происходит в рабочее время. Уведомление о пребывании заполняется в единственном виде. Туда же присоединяются ксерокопии паспорта и миграционной карточки. Кроме этих документов других справок не требуется.

    В паспортном столе не запрашивают права на владение имуществом или документов об аренде жилья. Принимающая сторона может направиться вместе с иностранцем в отделение миграции и предоставить удостоверение личности. Государственная пошлина при постановке на миграционный учет не потребуется.

    2. Почтовое извещение

    Уведомление, которое будет отослано через почту, составляется в двух экземплярах. Письменное заявление будет принято, если у отправителя имеется удостоверение личности. Все данные, указанные в письме должны совпадать с информацией о принимающей стороне.

    В уведомление вкладываются паспортные ксерокопии мигрирующего лица, а также карточки, выданной на таможенном пункте. Стоимость отправки письма ценного значения — 118 рублей.

    Информировать миграционную службу через почту можно один раз при первом становлении на учет . Сдача справок и документации во время продления срока пребывания осуществляется посредством личного прихода.

    3. Уведомление через администрацию гостиниц и других социальных организаций

    В этом случае принимающая сторона отправляет все сведения через электронную почту. Отрывной талон от регистрационной бумаги вручается на руки мигранту.

    Особое положение для граждан с Украины

    Приезжие с Украины могут не оформлять временный регистрационный лист и быть на учете в миграционном, если они въезжают на территорию РФ менее чем на 90 суток. Если проживание продляется, то в миграционную службу подаётся уведомление, и человека прописывают по адресу принимающей стороны. Это необходимо, если приезжий попадает под программу переселения, оформляет в дальнейшем РВП или вид на жительство с получением гражданства.

    В связи с последними политическими событиями на Юго-Востоке Украины людям, покинувшим юго-восточную территорию, регистрация в миграционном центре продлевается на 6 месяцев. Принимающая сторона сдаёт ксерокопии документов – паспорта и миграционной карты и отрывную часть регистрационного листа, выданного ранее. Беженец с этого момента находится на учете. Далее он может оформлять РВП.

    Нарушение закона

    Любые нарушения, связанные с иностранцами могут повлечь за собой штрафные санкции. Они применяются и к мигранту, и к принимающей стороне. Помимо штрафа на приезжего действует закон о депортации, если он не стоял на учете.