Шпигаты палубные на бриге меркурий. Готовая модель брига "меркурий" - рангоут. Основные характеристики брига «Меркурий»

Рангоут (от голл. rondhout, букв. - круглое дерево) брига, как и у подавляющего большинства кораблей Российского флота был изготовлен из сосны.
Бушприт и мачты были составными по сечению – центральный единый по длине стержень квадратного сечения – шпиндель – дополнялся до круглого сечения боковыми накладками – фишами. Вся конструкция скреплялась через каждые примерно полтора метра вулингами - обвязками из тросов или стальными бугелями. Остальной рангоут был выполнен "в одно дерево".
Размерения основных элементов рангоута (длина и максимальный диаметр в метрах):
Бушприт - 12.65, 0.51
Утлегарь – 9.14, 0.20
Бом-утлегарь – 12.00, 0.13
Фок-мачта – 18.49 (топ -2.84 м), 0.50
Грот-мачта – 20.62, 0.55 (топ -3.07 м)
Фор- и грот-стеньги – 10.9, 0.30
Фор- и грот-брам-стеньги
(в одно дерево с бом-брам-стеньгами) - 13.2, 0.20

Реи
Блинда-рей - 12.19, 0.20
Фок- и Грот-рей - 15.70, 0.30
Фор- и Грот-марса-рей – 12.19, 0.22
Фор- и Грот-брам-рей - 7.92, 0.13
Фор- и Грот-бом-брам-рей – 5.49, 0.09
Гафель – 10.52, 0.23
Гик - 16.15, 0.33
Рангоут модели изготовлен из древесины берёзы. Колонны мачт – естественного цвета, реи и стеньги – тонированы под орех.

Такелаж
Такелаж всех парусных кораблей в Европе изготавливался из пеньковых (конопляных) тросов специальной многократной свивки и различной толщины. Пенька для корабельных канатов была одной из главных статей российского экспорта.
Весь стоячий такелаж, служащий для фиксации неподвижных элементов рангоута - штаги, ванты и фордуны - у кораблей начала XIX века практически всегда тировался - пропитывался тиром - специальной смолой - для придания ему долговечности и защиты от намокания и гниения, и поэтому он имел тёмно-коричневый, вплоть до чёрного, цвет.
Диаметр основных снастей стоячего и бегучего такелажа в дюймах -
Фока-штаг – 10,
Фор- и грот-лось-штаги – 6,5,
Грота- и краг- штаги – 11,5,
Якорный канат длиной 100 саженей – 13,5
Канат кабаляринга – 9,5
Фок- и грот-ванты – 6,5
Фалы и шкентели брасов нижних реев – 6,5,
Фока- и грота- шкоты и галсы – 3,5
Бегучий такелаж служил для управления движением всех подвижных элементов рангоута – реев, гика и гафеля, и всех манипуляций с парусами, поэтому он должен был быть возможно более эластичным и мягким для удобства работы со снастями. Иногда он мог пропитываться конопляным маслом, а мог и не подвергаться никакой дополнительной обработке. Все снасти бегучего такелажа, так-же как и якорный канат, имели светло-бежевый цвет натуральной пеньки.
Такелаж модели выполнен из хлопчато-бумажных нитей. Стоячий – из чёрных, бегучий – из окрашенных спиртовой морилкой соответствующего цвета, и подобранных по толщине. Элементы такелажа самого большого диаметра (фока- и грота-штаги, а так-же якорный канат) имеют двойную свивку. Остальные тросы выполнены из одиночных нитей и имеют для стоячего такелажа - четыре, а для бегучего - три градации толщины.

К модели прилагается буклет

В статье использованы материалы Музея Черноморского флота. Фото: dag.com.ua/nikolaev/

Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями. Иван Айвазовский, 1892 г.


Исполнилось 180 лет со дня небывалого сражения, в котором проявилось несгибаемое мужество русских моряков брига "Меркурий", его командира капитан-лейтенанта А.И. Казарского, не склонивших головы и не спустивших Андреевский флаг перед неприятелем.

Александр Иванович Казарский родился 16 июня 1798 года на белорусской земле в местечке Дубровно Витебской губернии в семье отставного губернского секретаря, управляющего имением князя Любомирского. Отец Саши - Иван Кузьмич Казарский, мать - Татьяна Гавриловна. В семье Казарских было пятеро детей: Прасковья, Екатерина, Матрена, Александр и Иван.

В 1811 году Александр стал кадетом Николаевского штурманского училища.

30 августа 1813 года волонтер Александр Казарский был записан в Черноморский флот гардемарином, а еще через год был произведен в первый офицерский чин и стал мичманом. Плавал на бригантинах "Десна" и "Клеопатра", затем был переведен на Дунайскую флотилию и назначен в Измаил командиром отряда мелких гребных судов.

Его служба на Дунайской флотилии продлилась пять лет. В 1819 году он получил чин лейтенанта и в этом же году был назначен на фрегат "Евстафий", который прибыл в Севастополь.

После "Евстафия" Казарский плавал на шхуне "Севастополь", транспортах "Ингул" и "Соперник", командовал катером "Сокол", служил на бриге "Меркурий", на линейном корабле и снова на бриге "Меркурий".

9 июля 1828 года за отличие, проявленное при взятии Анапы, Казарский был произведен в капитан-лейтенанты. В этом же году за храбрость при штурме Варны его наградили золотой саблей.

В 1829г. Казарский стал командиром 18-пушечного брига "Меркурий".

Бриг "Меркурий" был заложен в январе 1819 года в Севастопольском адмиралтействе (Южная бухта, между Минной и Телефонной стенками). Спущен на воду 7(19) мая 1820 года.

Строил этот корабль Осминин Иван Яковлевич - полковник корпуса корабельных инженеров.

Бриг предназначался для дозора и разведки, крейсерской и посыльной службы. Для возможности передвижения при полном штиле бриг имел 14 больших весел. Гребли этими веслами стоя. Экипаж корабля - 115 человек.

Артиллерийское вооружение брига состояло из восемнадцати 24-фунтовых карронад и двух длинноствольных 8-фунтовых пушек, имевших, по сравнению с карронадами, большую дальность стрельбы.

Шла русско-турецкая война.

В мае 1829 года три русских корабля: 44-пушечный фрегат "Штандарт" (командир капитан-лейтенант П.Я. Сахновский), 20-пушечный бриг "Орфей" (командир капитан-лейтенант Е.И. Колтовский), и 20-пушечный бриг "Меркурий" (командир капитан-лейтенант А.И. Казарский) крейсеровали у выхода из пролива Босфор. Командовал отрядом кораблей капитан-лейтенант Сахновский.

На рассвете 14 мая 1829 года от Босфора отошел турецкий флот в составе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 корветов, 1 брига, 3 тендеров. Неприятельская эскадра, заметив русские корабли, пустилась за ними в погоню.

На "Штандарте" был поднят сигнал: "Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход", после чего более быстроходные "Штандарт" и "Орфей" быстро вырвались вперед, а тихоходный "Меркурий" стал отставать.

К 14 часам дня корабли неприятеля - 110-пушечный линейный корабль "Селимие" и 74-пушечный линейный корабль "Реал-бей" уже начали настигать "Меркурий".

Видя невозможность уклониться от неравного боя, Казарский собрал совет из офицеров.

Шансы на спасение у "Меркурия" были ничтожны (184 пушки против 20), почти не оставляли надежды на благополучный исход боя, в неизбежности которого уже никто не сомневался.

Как пишет Казарский в своем рапорте командующему Черноморским флотом адмиралу А.С. Грейгу от 14 мая 1829 года №130 (Фонд Музея КЧФ, ГУ-678), первым попросили высказаться поручика корпуса штурманов Прокофьева, который предложил: "Взорвать бриг, когда он будет доведен до крайности". Далее Казанский продолжает: "Вследствие этого мнения, принятого всеми единогласно, было положено защищаться до последней возможности и если будет сбит рангоут, или откроется большая течь, тогда схватиться с ближайшим неприятельским кораблем, и тот офицер, который остается в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль пистолет".

Казарский также обратился к нижним чинам и объяснил им, "чего ожидает от них Государь и чего требует честь императорского флага, нашел в команде те же чувства, как и в офицерах: все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге".

Успокоенный таким общим единодушием, он приказывает: "Прекратить действие веслами, поставить людей к пушкам, сбросить в море ял, висевший за кормой, и открыть огонь из ретирадных портов".

Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего корабля, бриг был очень тяжел на ходу, спасти его могли только искусное маневрирование и меткость канониров.

В течение получаса "Меркурий", маневрируя, умело уклонялся от залпов неприятельских кораблей, но потом был поставлен между обоими кораблями, и с линейного корабля капудан-паши "Селимие" закричали по-русски: "Сдавайся! И убирай паруса".

Ответом на это с "Меркурия" были залп всей артиллерией и дружный ружейный огонь.

Оба турецких корабля, сдавшись к корме брига, открыли по нем непрерывную канонаду ядрами, книпелями и брандскугелями. На "Меркурии" возник пожар, который, к счастью, удалось потушить.

Метким огнем канониров брига был поврежден гротовый рангоут стопушечного турецкого корабля "Селимие" под флагом капудан-паши, что заставило его лечь в дрейф.

Другой корабль 74-пушечный "Реал-бей" под флагом младшего флагмана продолжал сражение, переменяя галсы под кормой брига, и бил его продольными выстрелами, которых никакими движениями невозможно было избежать.

"Меркурий" отстреливался, и счастливым выстрелом удалось перебить у неприятеля нок-фор-марс-рею, падение которой увлекло за собой лисели.

Эти повреждения лишили "Реал-бей" возможности продолжать сражение и в половине шестого он прекратил бой.

Как писал в своем рапорте Казарский: "Урон в команде брига состоялся из четырех убитых и шести раненых нижних чинов. Пробоин в корпусе оказалось 22, повреждений в рангоуте 16, в парусах 133 и в такелаже 148; сверх того разбиты гребные суда и повреждена карронада".

Сам Казарский во время боя получил контузию головы, но, несмотря на это, оставался на мостике и руководил боем.

В заключение он пишет, что "не находит слов для описания храбрости, самоотверженности и точности в исполнении своих обязанностей, какие были оказаны всеми вообще офицерами и нижними чинами в продолжение этого трехчасового сражения, не представлявшего никакой совершенно надежды на спасение, и что только такому достойному удивления духу экипажа и милости Божией должно приписать спасение судна и флага Его Императорского Величества".

14 мая 1829 года А.И. Казарский и экипаж брига навечно вписали свои имена в историю Российского флота.

Они шли на явную гибель, но не склонили головы перед неприятелем, как это сделал незадолго до этого боя бывший командир брига "Меркурий" (1826-1828 гг.) капитан 2 ранга Семен Михайлович Стройников.

Командуя 36 пушечным фрегатом "Рафаил", он буквально за два дня перед героическим сражением "Меркурия", оказавшись в тумане в гуще турецкой эскадры, спустил флаг корабля и сдался туркам.

Впервые с момента утверждения Морского Устава Петром I русский корабль спустил перед неприятелем флаг. Турки переименовали фрегат в ""Фазли-Аллах"" (данный Богом).

В момент сражения Стройников находился на борту линейного корабля "Реал-бей". Так сошлись судьбы двух командиров брига "Меркурий". Одна – бесславная, а другая - бессмертная.

Разгневанный император Николай I издает указ, в котором говорится: "Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата "Рафаил", не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню".

Воля императора была выполнена.

После разгрома турецкой эскадры в Синопском сражении, когда адмирал П.С. Нахимов сжег османскую эскадру в бухте Синопа, свой доклад императору он начал словами: "Воля Вашего Императорского Величества исполнена - фрегат "Рафаил" не существует".

После Синопского сражения флагманский корабль эскадры Нахимова "Императрица Мария" залпами ста пушек разнес бывший фрегат "Рафаил" в щепки.

Мужество командира и экипажа брига "Меркурий" оценил даже неприятель.

"Если на свете и существуют герои, чье имя достойно быть начертано золотыми буквами на Храме Славы - то это он, и называется он капитан Казарский, а бриг - "Меркурием". С 20 пушками, не более, он дрался против 220 ввиду неприятельского флота, бывшего у него на ветре".

Экипаж "Меркурия" был щедро награжден.

"В воздаяние блистательного подвига брига "Меркурий", вышедшаго победителем из беспримернаго боя 14 мая им выдержанного противу двух турецких кораблей, Государь Император всемилостивейше пожаловать соизволил: командира капитан-лейтенанта Казарского в капитаны 2 ранга, с назначением флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству, и сверх того кавалером ордена св. Георгия 4 класса; лейтенантов Скорятина и Новосильского, мичмана Притупова и поручика корпуса флотских штурманов Прокофьева следующими чинами, и первых орденами св. Владимира 4 степени, а Прокофьева, как предложившаго мужественный совет взорвать бриг, орденом св. Георгия 4 класса. Всем нижним чинам знаки отличия военного ордена. Всем вообще, как офицерам, так и нижним чинам, в пожизненный пенсион двойной оклад жалованья по окладу, какой они получали до Настоящего времени. Вместе с тем Его Императорское Величество соизволил отличить и самый бриг, пожалованием на оный Георгиевскаго флага. А дабы увековечить в роде сих офицеров память примерной их храбрости и мужественной решимости на очевидную гибель, Государь Император соизволил повелеть, чтобы пистолет, как оружие избранное ими для взорвания на воздух при невозможности продолжать оборону, был внесен в гербы их". ("Морской сборник" № 6-1850 г., с. 493-494).

Бриг "Меркурий" был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом (второе награждение после линейного корабля "Азов").

Кроме награждений указ императора Николая 1 повелевал "...Мы желаем, дабы память безпримернаго дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, приписав к тому же экипажу, наименовать его "Меркурий", на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига "Меркурий" и его никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству".

Вот откуда слова на постаменте памятника бригу "Меркурий" и его командиру, исполненного Брюлловым: "ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР".

Бриг "Меркурий" прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 года, затем был разобран по "совершенной ветхости".

Но имя брига было сохранено в русском флоте с передачей вновь названному кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название "Память Меркурия": в 1865 году - корвет, а в 1883 и 1907 годах - крейсера. Ходил под Андреевским флагом балтийский бриг "Казарский".

К великому сожалению, сейчас отсутствует в Российском Черноморском флоте военный корабль с таким названием.

В 1834 году на Матросском бульваре по инициативе адмирала М.П. Лазарева на средства, собранные моряками, был заложен памятник бригу "Меркурий". Его открыли в 1839 году. Автор проекта - академик архитектуры А.П. Брюллов.

Высокий постамент, на котором выбита надпись: "Казарскому. Потомству в пример", венчает бронзовая триера.

Памятник А.И. Казарскому и подвигу брига "Меркурий" стал первым памятником, воздвигнутым в Севастополе.


Памятник А.Н. Казарскому и бригу "Меркурий" на Матросском бульваре Севастополя. (После реконструкции Матросского бульвара и памятника, приуроченной к 225-летию города и Черноморского флота. Реконструкцию профинансировала Московская область)


Оправившись от контузии, капитан 2 ранга Казарский был назначен командиром 44-пушечного фрегата "Поспешный", а в начале 1830 года - командиром линейного корабля "Тенедос".

В 1831 году за отличие по службе капитан 2 ранга Казарский был произведен в капитаны 1 ранга и поступил в полное распоряжение Николая I, став офицером свиты императора.

В конце 1832 года Черноморская эскадра под командованием вице-адмирала М.П. Лазарева готовилась к походу в Босфор. Россия намеревалась выступить на стороне Турции в ее конфликте с египетским пашой. Казарскому были поручены снаряжение и погрузка большой группы войск на десантные суда, с чем он успешно справился.

В 1833 году Казарский инспектировал тыловые конторы флота и интендантские склады в Одессе. Из Одессы он переехал в Николаев для проверки интендантов.

Но 16 июля 1833 года, через несколько дней после приезда в город, капитан 1-го ранга флигель-адъютант императора Казарский внезапно умер.

Расследование загадочных обстоятельств смерти безуспешно велось несколько лет. Есть основания полагать, что командир "Меркурия" стал жертвой преступного заговора проворовавшихся чиновников и был отравлен.

Тайна его смерти не раскрыта до сих пор.

Похоронили Александра Ивановича Казарского в Николаеве, на городском кладбище у церкви Всех Святых.

Проект памятника на могиле А.Н. Казарского разработан архитектором А.А. Авдеевым. Сооружался силами и средствами Черноморского флота.


Он сделан из черного полированного гранита в виде вертикальной плиты высотой около 3 метров. На лицевой стороне, обращенной к церкви, вверху на круглом медальоне, окруженном лавровым венком, выгравирована надпись: "14 мая 1829 г." Внизу на пьедестале под стеклом - рельефное изображение брига "Меркурий", идущего под всеми парусами. Посредине - лаконичная надпись бронзовыми буквами: "Казарский". На противоположной стороне памятника вверху - рельефный бронзовый медальон с портретом Казарского, окруженный лавровым венком. Внизу - бронзовый герб Казарского в виде брига и пистолета, который служит эмблемой знаменитого совета на борту "Меркурия", когда было принято решение взорвать бриг вместе с турецкими кораблями.

Атрибуты эти пожалованы в герб Казарскому Указом Николая I.

Совсем рядом с А.Н. Казарским захоронен бывший штурман "Меркурия" И.П. Прокофьев, но старый скромный надгробный памятник ему исчез, а вместо него поставлен помпезный мраморный памятник с ангелом, который взят с чужой могилы. (На фото слева - памятник на могиле И.П. Прокофьева) На Николаевском кладбище захоронены и некоторые другие члены экипажа брига, завещавшие быть преданными земле рядом с их командиром. Однако сейчас следы этих захоронений утеряны, остался только памятник, установленный уже в наше время на могиле Федора Спиридонова, который во время сражения на "Меркурии" был на нем штурманским учеником I класса. (См. фото справа).

Кроме этих памятных русским морякам захоронений, на Николаевском некрополе покоятся: адмирал Н.А. Аркас (Главный командир Черноморского флота и портов в 1871-1881 годах, военный губернатор Николаева), адмирал М.П. Манганари и многие другие, в том числе первый командир линкора "Новороссийск" капитан 1 ранга Ю.К. Зиновьев. Здесь также захоронены герои Первой Севастопольской обороны, умершие от ран в Николаевских госпиталях.

Но в этом историческом некрополе раздор и запустение и явно не видно, как говорил великий поэт, "любви к отеческим гробам".

А ведь там покоятся национальные герои России и знаменитые предки. Уважение к их праху должно быть для нас священным.

Но, увы, стирается память поколений.

Мы, потомки, должны помнить, чтить память и могилы наших славных предков.

Мы должны быть благодарными потомками.

20-пушечный бриг «Меркурий» заложили в Севастополе 28 января (9 февраля) 1819 года. Его построили из крымского дуба и спустили на воду 7(19) мая 1820 года. Корабельный мастер полковник И. Я. Осминин задумал «Меркурий» как специальный корабль для охраны Кавказского побережья и несения дозорной службы. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащен веслами. Малая осадка «Меркурия» обуславливала меньшую, чем у других бригов, глубину интрюма и ухудшала его ходовые качества. В конце русско-турецкой войны 1828-1829 г.г. три русских корабля: 44-пушечный фрегат «Штандарт» (командир капитан-лейтенант П. Я. Сахновский), 20-пушечный бриг «Орфей» (командир капитан-лейтенант Е. И. Колтовский), и 20-пушечный бриг «Меркурий» (командир капитан-лейтенант А. И. Казарский) получили приказ крейсировать у выхода из пролива Босфор. Общее командование отрядом было возложено на капитан-лейтенанта Сахновского. 12(24) мая 1829 года корабли снялись с якоря и взяли курс к Босфору.

На рассвете 14(26) мая, в 13 милях от пролива, отряд заметил турецкую эскадру, в числе 14 судов шедшую от берегов Анатолии. Сахновскому очень хотелось поближе разглядеть противника, чтобы определить, с какими силами на этот раз вышел капудан-паша. На фалах «Штандарта» затрепетал сигнал: «Меркурию» - лечь в дрейф». Сахновский берег самый тихоходный корабль своего отряда. Сосчитав турецкие вымпелы, «Штандарт» и «Орфей» повернули назад. Неприятельская эскадра устремилась в погоню за русскими кораблями. Увидев возвращающихся разведчиков, Казарский самостоятельно приказал сниматься с дрейфа и поднимать паруса. Очень скоро быстроходный «Штандарт» поравнялся с «Меркурием». На его мачте взвился новый сигнал: «Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход».

Казарский избрал NNW, «Штандарт» и «Орфей», взяв курс NW, резко вырвались вперед и быстро превратились в два пушистых облачка на горизонте. А за кормой «Меркурия», который нес все возможные паруса, неумолимо вырастал лес мачт турецких кораблей. Ветер был WSW; неприятель шел строго на север. Лучшие турецкие ходоки - 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана - постепенно настигали «Меркурий». Вся остальная турецкая эскадра легла в дрейф, ожидая, когда адмиралы захватят, либо утопят строптивый русский бриг. Шансы на спасение у «Меркурия» были ничтожны (184 пушки против 20, даже не принимая во внимание калибры орудий), почти не оставляли надежды на благополучный исход боя, в неизбежности которого уже никто не сомневался.

Около двух часов дня ветер стих, и ход преследующих кораблей уменьшился. Пользуясь этим обстоятельством, Казарский, используя весла брига, хотел увеличить расстояние, отделявшее его от противника, но не прошло и получаса, как ветер снова посвежел и турецкие корабли начали сокращать дистанцию. В исходе третьего часа дня турки открыли огонь из погонных пушек.

После первых же турецких выстрелов на бриге состоялся военный совет.

По давней воинской традиции первым имел привилегию высказать свое мнение младший по чину. «Нам не уйти от неприятеля, - сказал поручик Корпуса флотских штурманов И. П. Прокофьев - Будем драться. Русский бриг не должен достаться врагу. Последний из оставшихся в живых взорвет его на воздух». Командир брига «Меркурий» 28-летний капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, за бои под Варной в 1828 году награжденный золотой саблей и считавшийся одним из храбрейших офицеров Черноморского флота, в своем донесении адмиралу А. С. Грейгу писал: «…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйт-камеру».

Закончив офицерский совет, командир брига обратился к матросам и канонирам с призывом не посрамить чести Андреевского флага. Все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге. Перед турками был противник, предпочитавший смерть капитуляции и бой спуску флага. Прекратив действия веслами, команда быстро изготовила бриг к бою: заняли свои места у орудий канониры; заступил на пост у флаг-фала часовой с категорическим приказом Казарского стрелять в любого, кто попытается спустить флаг; висевший за кормой ял был сброшен в море и из двух 3-фунтовых пушек, перетащенных в ретирадные порты, открыт ответный огонь по неприятелю.

Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего брига. Несмотря на девятилетний возраст (не преклонный, но почтенный), «Меркурий» был крепок, правда, тяжеловат на ходу. Прекрасно держал высокую волну, зато в штиль совершенно грузнел. Спасти его могли только искусство маневра и меткость канониров. Настоящий бой начался, когда «Селимие» попытался обойти бриг справа и дал залп своим левым бортом, от которого Казарскому удалось удачно уклониться. Далее, в течение получаса, «Меркурий», используя весла и искусно маневрируя, заставлял противника действовать только погонными орудиями, но потом был поставлен между обоими кораблями. Густой рой ядер, книппелей и брандскугелей полетел в «Меркурий». На требования «сдаваться и убирать паруса» Казарский отвечал залпами карронад и дружным ружейным огнем.

Такелаж и рангоут - вот «ахиллесова пята» даже таких гигантов, как эти многопушечные великаны. Наконец, метко пущенные 24-фунтовые ядра «Меркурия» перебили ватер-штаг и повредили грот-брам-стеньгу «Селимие», что совершенно нарушило гротовый рангоут корабля и заставило его лечь в дрейф. Но перед этим он послал в бриг прощальный залп со всего борта. «Реал-бей» настойчиво продолжал бой. В течение часа, меняя галсы, он бил бриг жестокими продольными залпами. «Меркурий» упорно отбивался, пока еще один удачный выстрел не перебил левый нок фор-марса-рея турецкого корабля, который, падая, увлек за собой лисели. Эти повреждения лишили «Реал-бей» возможности продолжать преследование и в половине шестого он прекратил бой.

Поскольку артиллерийская канонада, доносившаяся с юга, смолкла, «Штандарт» и «Орфей», посчитав «Меркурий» погибшим, приспустили, в знак траура по нему, свои флаги. Пока израненный бриг приближался к Сизополю (Созопол, Болгария), где базировались основные силы Черноморского флота, контуженный, с перевязанной головой А. И. Казарский подсчитывал потери: четверо убитых, шесть раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 - в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 - в такелаже, разбиты все гребные суда.

Шел 1829 год. Русско-турецкая война подходила к концу. После разгрома Турции в Наваринском сражении османский флот избегал открытого боя с русскими моряками, проводя большую часть времени в Босфоре, под прикрытием береговых батарей. 14 мая три русских корабля (фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий»), находясь в дозоре в 13 милях от входа в Босфор, неожиданно столкнулись с вышедшей в море турецкой эскадрой. Силы были не равны. С флагманского корабля «Штандарт» поступил приказ – уходить, выбирая оптимальное направление для лучшей скорости хода. Надо было срочно сообщить командованию (основные силы русского флота базировались в Сизополе – Болгария) о присутствии в открытом море турецкого флота. Быстроходные «Штандарт» и «Орфей» оторвались от преследования. «Меркурию», обладавшему меньшей скоростью, шансов уйти почти не оставалось. Казалось, что судьба брига, оставшегося один на один против турецкой эскадры, была предрешена…

Немного истории

«Меркурий» был построен на севастопольской судоверфи и спущен на воду в мае 1820 года. Руководил строительством известный корабел Осьминин. Материал – крымский дуб. Был назван в честь катера «Меркурий», который прославился в войне 1788-1790 года со шведами. Бриг предназначался для охраны побережья и ведения разведывательных операций. Нос судна украшала выполненная по пояс фигура быстроногого римского бога торговли и путешественников. Это был двухмачтовый парусный корабль, вооруженный 18 карронадами (короткоствольные орудия ближнего боя), еще имелись две переносные пушки большей дальности. Особенностью корабля была низкая осадка и наличие весел – по семь с каждого борта. Гребли стоя. Конструктивные особенности портов для бортовой артиллерии и отверстий для весел не позволяли одновременно грести и стрелять. Бриг имел хорошую остойчивость, но не отличался высокой скоростью хода. Численность экипажа на май 1829 года составляла 115 человек, из них всего 5 офицеров вместе с командиром.

Столкновение русского брига с двумя турецкими линейными кораблями, во много раз превосходившими его в огневой мощи, закончилось тем, что турки вышли из боя, а израненный бриг продолжил плавание. Эта история казалась настолько невероятной, что обросла мифами и легендами. Самым надежным источником остается рапорт командира брига Казарского адмиралу Грейгу. Этот документ послужил основой для последующих описаний подвига русских моряков.

Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892

После того, как был получен сигнал уходить от преследования самостоятельно, бриг изменил курс, оставив два турецких корабля на юге от себя. В погоню за русским кораблем отправились 110-пушечный трехдечный (три закрытые палубы с портами для орудий) «Селимие» под флагом капудан-паши (командующего турецким флотом) и оснащенный 74 орудиями двухдечный корабль младшего флагмана. 20 пушек против 184! Лучшие ходоки турецкого флота! Ситуация была безнадежная. Казарский собрал офицеров. Первому дали слово младшему по званию – поручику Ивану Прокофьеву. Он предложил принять бой, а при невозможности сблизиться с одним из турецких кораблей и взорвать бриг. Тот из офицеров, кто к этому моменту останется в живых, должен выстрелить в крюйт-камеру (пороховой склад), для чего на шпиле был оставлен пистолет. Остальные офицеры поддержали поручика. Казарский обратился к матросам, и те заверили его, что останутся верны долгу и присяге.

Командир корабля отдает приказы – отставить весла, приготовиться для стрельбы бортовыми орудиями. По настигавшим бриг туркам был открыт огонь из кормовых пушек. Вскоре «Селимие» предпринял маневр, пытаясь зайти справа, чтобы дать продольный залп бортовыми орудиями. «Меркурий» уклонился, вынуждая противника использовать только погонные (носовые) орудия. Наступил момент, когда турецким кораблям почти удалось взять бриг в «клещи», и они сделали два залпа и криками на русском языке предложили спустить флаг. Моряки брига ответили артиллерийским и ружейным огнем. На «Меркурий» обрушились ядра, зажигательные снаряды, книппели. Последние представляют собой два чугунных ядра или полуядра, скрепленные между собой, применяются для вывода из строя такелажа (тросы, канаты, обеспечивающие управление парусами). Бриг продолжал искусно маневрировать, русские артиллеристы вели огонь по турецким кораблям. Им удалось перебить ватер-штаги (канаты, удерживающие бушприт – выдвинутый с носа корабля наклонный брус для улучшения маневренности) и повредить гротовый рангоут (горизонтальные реи самой высокой на корабле грот-мачты) одного из них. «Селимие» потерял ход и вышел из боя. Второй корабль продолжал преследование, пока еще один точный выстрел русских моряков не перебил нок-фор-марс-рею (горизонтальное бревно, несущее парус на передней мачте), падение которой привело к прекращению погони…


Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой (1848)

Русский корабль, увидеть который потеряли всякую надежду, оставил без хода турецкие линейные корабли, сумел оторваться от преследования и вернуться в базу. Его потери – четверо убитых, шестеро раненых, 22 «дырки» в корпусе и многочисленные повреждения такелажа.

***

Через 12 лет будет отмечаться двухсотлетие памятного события. И все это время люди самых разных профессий пытаются найти ответ на этот вопрос. Уж слишком фантастическим выглядел исход противостояния. Среди причин можно выделить тактическое мастерство командира брига Александра Казарского, маневрирование которого «Меркурия» лишило турок возможности занять положение для нанесения решающего удара, и, конечно, высокая выучка, храбрость моряков и их решимость взорвать бриг вместе с турками. Уровень подготовки и моральный дух турецкий флота в этот момент находились на низком уровне из-за тяжелых поражений на море. Высказывались также предположения, что, возможно, турки хотели не утопить корабль, а спокойно пленить его, как тремя днями раньше русский фрегат «Рафаил». Это было естественным в сложившейся обстановке, и поэтому они не ожидали такой храбрости от русских моряков.


Николай Красовский. Бой брига «Меркурий»

Подвиг экипажа был оценен по заслугам. Все офицеры были награждены орденами, матросы наградой для нижних чинов – знаками отличия военного ордена. Всем была назначена пожизненная пенсия. Офицерам было дано право внести в фамильный герб изображение пистолета, о назначении которого уже было сказано. Бриг получил Георгиевский флаг. Николай I своим указом распорядился, чтобы отныне на флоте всегда был корабль «Меркурий», аналогичный легендарному бригу.

Моряки брига стали национальными героями. О подвиге слагали стихи (Денис Давыдов), писались книги (Тренев, Черкашин), снимались фильмы. Известные художники воплощали на своих холстах различные моменты боя. Самым известным из них был маринист Айвазовский, к картине которого «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» некоторые исследователи даже предъявляли «претензии». Художника упрекали в недостоверности расположения брига, зажатого турецкими кораблями. Как это нередко случается (штурм Зимнего дворца, восстание на броненосце «Потемкин»), «великая сила искусства» приводит к тому, что событие начинает интерпретироваться по художественным произведениям…

Два корабля, две судьбы

За три дня до описанных событий в похожем положении оказался новейший российский фрегат «Рафаил». Русский корабль спустил флаг и сдался врагу. Командовал им капитан-лейтенант Стройников. Странные зигзаги судьбы… Оба командира – Стройников и Казарский были знакомы, Казарский сменил Стройникова на «Меркурии», оба были награждены за храбрость, проявленную в текущей компании. Офицеры соперничали между собой и даже добивались признания одной женщины. Один покрыл себя позором, другой стал примером мужества для многих поколений.


Памятник бригу «Меркурий» в Севастополе |

Подвиг русских моряков состоял в том, что в безвыходной ситуации они сделали свой выбор – предпочли смерть позорному плену и благодаря «духу экипажа и милости Божией» (А.И. Казарский) вышли из боя победителями. Такое под силу не всем – «Рафаил» тому подтверждение. «Меркурий» навсегда останется символом доблести и славы российского флота.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В 1820 в составе эскадры вице-адмирала А.С. Грейга находился в практическом плавании в Черном море. В 1821–1827 в составе отрядов крейсировал у берегов Абхазии.

Участвовал в войне с Турцией 1828–1829. 21.4.1828 с эскадрой вице-адмирала А.С. Грейга вышел из Севастополя и 2 мая прибыл к Анапе. 5 мая с отрядом был отправлен в крейсерство у Кавказского побережья. 8 мая у Суджук-Кале взял в плен турецкое судно с десантом до 300 человек и привел его к флоту, затем конвоировал пленные суда в Керчь.

15 мая с отрядом вице-адмирала Ф.Ф. Мессера ушел от Анапы в Севастополь, а затем к м. Калиакра. До августа 1828 крейсировал у Варны, ходил в Одессу с донесениями, сопровождал фрегат -Флора-, который доставил в Одессу Е.И.В. Николая I. 27 августа ушел в Севастополь "для исправлений", затем находился в крейсерстве у берегов Абхазии.

В апреле 1829 прибыл к флоту, стоявшему у Сизополя, и 21 апреля с отрядом вышел к пр-ву Босфор. Не обнаружив турецкого флота, русские суда 7 мая вернулись в Сизополь.

12 мая в составе отряда (фрегат -Штандарт- и бриг -Орфей-) -Меркурий- вышел к пр-ву Босфор. 14 мая, встретив турецкую эскадру, -Штандарт- и -Орфей- оторвались от преследования, -Меркурий- же был настигнут двумя турецкими кораблями (110– и 74-пушечными). Воспользовавшись штилем, на веслах он начал уходить от неприятеля, но ветер засвежел и турецкие корабли, догнав бриг, открыли огонь из погонных орудий. Артиллеристы -Меркурия- вели огонь по рангоуту и такелажу противника. Было решено взорвать бриг в случае невозможности уйти от неприятеля. Бой длился 4 часа. Получив значительные повреждения, турецкие корабли прекратили преследование. Потери команды Меркурия составили: 4 убитых и 8 раненых. Бриг получил 22 пробоины в корпусе, 16 повреждений рангоута и 148 такелажа, а также 133 пробоины в парусах. 15 мая он встретился с эскадрой, вышедшей из Сизополя ему на помощь. Бриг был отправлен в Сизополь для исправлений, а 30 мая ушел в Севастополь на ремонт.

Указом Е.И.В. Николая I от 28.7.1829 бриг -Меркурий- был награжден Георгиевским флагом.

Завершив ремонт, 16 июля он прибыл к Сизополю. Ходил в крейсерство у Сизополя и к пр-ву Босфор. 5 сентября в связи с объявлением мира был отправлен к Синопу и Трапезунду для возвращения крейсирующих там отрядов, после чего ушел в Севастополь.

В 1830, 1831, 1837–1842, 1846–1848 и 1853 в составе отрядов и эскадр действовал у Кавказского побережья. 30.7.1830 задержал у Сухум-Кале турецкое судно с пушками и боеприпасами.

23.7.1831 в составе отряда капитана 2 ранга Г.И. Немтинова доставил десант из Анапы в Геленджикскую бухту. 25–27 июля суда отряда обстреливали укрепления Горцев, затем высадили десант. -Меркурий- участвовал в создании Кавказской укрепленной береговой линии: высаживал десанты, основавшие укрепления в устьях рек Сочи (13.4.1838, с эскадрой контр-адмирала Ф.Г. Артюкова), Туапсе (12.5.1838, с эскадрой вице-адмирала М.П. Лазарева), Псезуапе (7.7.1839, с эскадрой контр-адмирала С.П. Хрущева) и Субаши (3.5.1839, с эскадрой вице-адмирала М.П. Лазарева).

8–10 октября 1841, находясь в составе отряда контр-адмирала М.Н. Станюковича, содействовал продвижению войск генерала И.Р. Анрепа от Адлера до Сочи. В 1832–1836 стоял в Севастопольском порту.

Зимой 1837/38 тимберован в Севастополе. В 1843–1845 и 1849–1852 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. В 1854–1856 (во время Крымской войны) стоял в Николаеве.

Разобран после 1857

Командиры брига

И.М. Головин (1820), Л.А. Мельников (1821), А.Г. Конотопцев (1822–1825), С.М. Стройников (1826–1828), А.И. Казарский (до 25.5.1829), С.А. Стерленгов (с 26.5.1829), М.П. Панютин (1830–1832), Ф.М. Новосильский (1835–1838), Н.П. Вульф (1839–1840), Н.И. Казарский (1841–1848), Н.М. Соковнин (1849), Н.Е. Каландс (1850–1851), К.Я. Явленский (1852–1853), С.Ф. Загорянский-Кисель (1854–1856)

Для справки:

Информация о бриге:

В работе лейтенанта К.Климова -Материалы, современные Синопскому бою и обороне Севастополя-, изданной в 1903 г., со ссылкой на Архив штаба Черноморского флота и портов Черного моря (дело № 1749, арх. № 61 за 1853 г.)

приводятся такие данные о артиллерийском вооружении брига Меркурий в кампанию 1853 г.:

18 пушечный бриг "Меркурий": 2 чугунных 6-фунтовых пушки; 1 медная 3/4-фунтовая пушка; 16 чугунных 24-фунтовых карронад; 3 чугунных 3-фунтовых фалконета - итого 22 орудия

А. Сацкий. Черноморские бриги "Меркурий", "Орфей" и "Ганимед". Ж-л Судостроение и судоремонт, №2 2003 г.

Дополнительно:

Размеры (в футах) Конвертировать в метры Размеры (в метрах) Конвертировать в футы

Внимание! Для работы с конвертером необходимо, чтобы в Вашем браузере была включена поддержка JavaScript. Если Вы читаете это предупреждение, поддержку JavaScript Вы (видимо) выключили... Конвертер работать не будет.


Из Рапорта контр-адмирала Быченского вице-адмиралу Грейгу
(О спущении на воду брига «Меркурий» 11 дня мая 1820 года - РГАВМФ Ф.243 оп.1, д.1679, л.12):
"Сего месяца 6-го числа в 11 часов утра, в присутствии моем и господ директора над здешним портом и капитана над портом же в нем, построенный здесь бриг «Меркурий»
длиною по палубе 96 фут 8 дюймов 29.46 м
шириною без обшивки 30 фут 10 дюймов 9.4 м ,
глубиною в интрюме 13 фут 6 дюймов 4.1 м
со стапеля на воду спущен благополучно.
По спуске с полозьями на воде сел
форштевень 6 фут 9 дюймов 2.06 м ,
ахтерштевень 12 фут 3 дюйма 3.73 м ,
с помещением грузового балласта 704 пудов, о чем Вашему Превосходительству донести честь имею."

Из интернет-публикаций А.М. Глебова:
В записях адмирала А.С. Грейга (Сметы, ведомости и таблицы по конструкции 20-пушечных бригов "Ганимед", "Меркурий", "Орфей" - РГАВМФ: Фонд 8, опись 3, д.359) имеются такие данные о размерениях брига "Меркурий":

Длина по палубе: 96ф 8д 29.46 м
Ширина с обшивкой: 31ф 4д 9.55 м

По дельной книге (1820 г.) По обмеру (1829 г.)
Длина Диаметр Длина Диаметр
Бушприт 41" 6" 12.65 м 20" 0.51 м 41" 6" 12.65 м 19½" 0.50 м
Утлегарь 30" 9.14 м 7¾" 0.20 м 30" 9.14 м 8" 0.20 м
Бом-утлегарь 30" 9.14 м 5¼" 0.13 м 28" 8.53 м 5¼" 0.13 м
Фок-мачта 60" 8" 18.49 м 19¾" 0.50 м 60" 8" 18.49 м 19¾" 0.50 м
Топ Фок-мачты 9" 4" 2.84 м - 9" 4" 2.84 м -
Грот-мачта 67" 8" 20.62 м 21¾" 0.55 м 67" 8" 20.62 м 24¼" 0.62 м
Топ Грот-мачты 10" 1¼" 13.07 м - 10" 1¼" 13.07 м -
Фор- и Грот-стеньга 40" 12.19 м 11¾" 0.30 м 35" 10" 10.92 м 11½" 0.29 м
Фор- и Грот-брам-стеньга 24" 7.32 м 7¾" 0.20 м 21" 3" 6.48 м 7½" 0.19 м
Фор- и Грот-бом-брам-стеньга 18" 5.49 м - 13" 7" 4.14 м 6" 0.15 м
Реи
Блинда-рей 40" 12.19 м 7⅞" 0.20 м 35" 8" 10.87 м 7⅞" 0.20 м
Фок- и Грот-рей 51" 6" 15.70 м 11¾" 0.30 м - -
Фор- и Грот-марса-рей 40" 12.19 м 8½" 0.22 м 32" 5" 9.88 м 8" 0.20 м
Фор- и Грот-брам-рей 26" 7.92 м 5¼" 0.13 м 25" 3" 7.70 м 5¼" 0.13 м
Фор- и Грот-бом-брам-рей 18" 5.49 м 3⅜" 0.09 м 17" 6" 5.33 м 4¼" 0.11 м
Гафель 34" 6" 10.52 м 9⅛" 0.23 м 34" 6" 10.52 м 9⅛" 0.23 м
Гик 53" 16.15 м 12⅞" 0.33 м 53" 16.15 м 12⅞" 0.33 м