Средства индивидуальной защиты для детей. Современные средства индивидуальной защиты

19. Поражающим фактором радиационной аварии является:

    волна прорыва;

    воздушная ударная волна;

    внешнее γ-нейтронное облучение;

    воздействие отравляющего вещества.

20. Для обеззараживания одежды и предметов от РВ проводится :

Индивидуальные и коллективные средства защиты

1. К СИЗ относятся:

2 . К СКЗ относятся :

4. К СИЗ грудных детей относятся :

6 . * Средства защиты кожи бывают:

7 . * Современные убежища оборудуются:

      системой водоснабжения и канализацией;

      системой отопления и освещения (в том числе и автономного);

      системой оповещения населения о ЧС;

Современные средства поражения

1. В чем измеряется тротиловый эквивалент?

2. К какой группе боевых отравляющих веществ относится иприт?

3. При каком поражающем факторе ядерного взрыва наносится людям наибольший вред?

    световое излучение;

    проникающая радиация;

    ударная волна;

    радиоактивное заражение местности;

4. Сколько по времени длится вспышка ядерного взрыва при его мощности в 10 кт?

7 . Поражающие свойства радиоактивных веществ зависят от…

8. * Укажите среди приведенных ниже организмов те, которые используются в качестве бактериологического оружия:

Защита от поражающего действия ядерного, химического

и бактериологического оружия

1. Эвакуация - это есть...

    выезд за город с целью отдыха;

    выезд работников предприятия на помощь сельхозпроизводителям;

    выезд на симпозиум;

    организованный выезд из города при угрозе чрезвычайных ситуаций.

2. Кем организуются эвакуационные мероприятия :

    начальником ГО и ЧС объектов экономики, штабом и председателем эвакокомиссии;

    начальником пожарной охраны;

    мэром города;

    директорами заводов и фабрик;

    горкомом профсоюзов.

3. При угрозе возникновения ЧС (заражения) проводится ...

    упреждающая эвакуация;

    дегазация;

    дезактивация;

    дезинфекция;

    усиление охранной деятельности.

4. Какие виды эвакуации проводятся в первую очередь ...

    общую (эвакуация всех людей из данного района);

    частичную ((эвакуация стариков и детей);

    эвакуация руководства города;

    эвакуация ценного оборудования;

    эвакуация оборонной промышленности.

5. Ваши первоочередные действия по прибытии на конечный пункт экстренной эвакуации …

      выполнять все указания администрации эвакопункта;

      предъявить администрации конечного пункта свои документы с целью постановки на учет;

      перемещаться из одного населенного пункта в другой, не поставив в известность начальника эвакопункта;

      подыскать у местного населения квартиру;

      заняться закупкой продуктов питания.

6. Работы по оказанию и отысканию пострадавших людей начинаются с ...

    разведка маршрутов выдвижения и участков работ;

    розыск и извлечение пострадавших из заваленных убежищ, спасение людей из горящих зданий;

    частичная санобработка людей;

    удаление радиоактивных веществ с мест проезда и прохода.

7. Работы по ликвидации ЧС включают...

    восстановление инфраструктуры, медицинских сооружений;

    прокладку колонных путей и устройство проходов (проездов) в завалах и зонах заражения;

    локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, технологических сетях;

    восстановление разрушенных мостов.

8. Аварийно-спасательные работы ведутся ...

    по графику с 8 часов до 17 часов, с перерывами на обед;

    в хорошую погоду, днем;

    работы ведутся непрерывно, днем и ночью, в любую погоду, до полного завершения;

    работы ведутся в ночное время.

9. Что подается в первую очередь в разрушенное убежище...

  1. вода с глюкозой;

    пища в виде горячих обедов;

    медикаменты;

    восстанавливаются средства связи.

10. Для организации и проведения эвакуации населения создаются :

    семейные общежития;

    ремонтно-восстановительные бригады;

    сборные эвакопункты;

    сборные команды.

11. Специальная обработка местности, сооружений и технических средств включает :

    дезактивацию, дегазацию, демеркуризацию;

    дезактивацию, демеркуризацию, дезинфекцию;

    дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию, демеркуризацию;

    дезактивацию, дезинфекцию, демеркуризацию.

12. Противорадиационные укрытия (ПРУ) строят.

    за пределами города;

    за пределами зон возможных сильных разрушений;

    в границах промышленного предприятия;

    в центре города.

    подстроенные и недалеко стоящие.

Модуль 4

Выживание в экстремальных условиях

1. Назовите факторы, меньше всего влияющие на способность людей к выживанию, попавших в экстремальные условия...

    антропологические;

    наследственные;

    природно-средовые;

    материально-технические, экологические.

2. *При получении травмы пострадавшему нельзя...

    вправлять выпавшие органы;

    удалять видимые инородные тела брюшной, грудной или черепной полости;

    вводить обезболивающие препараты;

    самостоятельно проводить иммобилизацию.

3. Какой признак не является характерным для определения части света (север ) ...

    стволы сосен после дождя чернеют;

    предпочтительное расположение муравейников возле деревьев, кустарников, пней;

    большее количество снега возле деревьев, строений;

    ветви деревьев короче и реже;

    трава на окраине поляны весной гуще.

4. При наступлении пурги во время движения группы...

    продолжать движение вперед;

    выбрать место для ночлега в ближайшем лесу;

    послать одного из членов группы за помощью;

    немедленно ставить лагерь и ждать окончание пурги.

5. Чего нельзя делать во время пурги ...

    ставить защитную стенку с подветренной стороны палатки;

    выходить в шерстяной одежде для откапывания палатки;

    сидеть, плотно прижавшись друг к другу;

    устанавливать палатку с входом с подветренной стороны.

6. Следует отказаться от преодоления заснеженного склона, как лавиноопасного, если..

      если продолжается, или недавно прошел обильный снегопад;

      когда склон интенсивно освещен солнцем, наблюдается оттепель или идет дождь;

      выпадение за 2-3 дня нового снега толщиной не более 10 см;

      снег оседает с характерным ухающим звуком;

      при плохой или резко ухудшенной видимости.

7. Что нельзя делать при приближении грозового фронта?

    избегать выпуклых форм рельефа, а также мест, где стоят разбитые, обгорелые деревья;

    сесть, опустив голову на согнутые в коленях ноги и изолировать их от земли любым материалом;

    если гроза застала группу в пути, идти всем рядом;

    все металлические предметы сложить на расстоянии 15-20 м от местонахождения людей.

8. Какая толщина льда является безопасной зимой при переправе через реку?

2. Тайное хищение чужого имущества:

  1. мошенничество;

3. Шантаж - это...

    завладение имуществом путем обмана;

    нападение с целью завладения имуществом с применением насилия;

    угроза разглашения компроментирующих сведений;

    метод достижения целей с использованием насилия.

4. Какие действия вы предпримите при анонимном звонке по телефону?

    назовете себя и скажете, что вы один дома;

    не сообщайте и не отвечайте ни на какие вопросы до тех пор, пока не узнаете, кто звонит;

    в грубой форме ответите по телефону, что вам надоели звонки;

    согласитесь на встречу, если вам предлагают это сделать.

5. При нападении на вас с целью грабежа, что вы не должны делать...

    возвращаясь в позднее время домой старайтесь идти по краю дороги, ближе к тротуару;

    прикрывайте украшения, если они производят впечатление дорогостоящих;

    будьте готовы отдать принадлежащую вам вещь, чтобы избежать физического насилия;

    если вам угрожают из притормозившей рядом машины, громко кричать и бежать.

6. Если вы вошли в дом и обнаружили там незнакомца, то:

    позвоните, со своего телефона и вызовите милицию;

    если выйти не удалось, не пытайтесь угрожать или задерживать преступников, дайте им уйти, запомнив как можно больше примет (лицо, одежда, руки и т. д.);

    в случае нападения на вас, зовите на помощь и кричите «Помогите, в доме воры!»;

    если преступники ушли, до прибытия милиции уберитесь в квартире.

7. Если в квартиру позвонили, а в глазок никого не видно, то:

    нужно выйти и посмотреть кто там;

    нужно позвать на помощь;

    не обращать внимания на это недоразумение;

    не следует открывать дверь.

8. При преследовании и нападении на вас преступника необходимо:

    постараться убежать;

    при попытке вооруженного ограбления не отдавать вещи и спорить с грабителем;

    стараться не применять средства защиты;

    не отвлекать внимание нападающего, действовать нерешительно.

9. Какие действия являются неправильными при попытке изнасилования...

    оказывать сопротивление насильнику;

    создать ситуацию, неожиданную для насильника;

    безропотно подчиняться насильнику;

    одеваться на прогулку так, чтобы в случае опасности можно было свободно двигаться и убежать от преследователя.

10. Преступление против общественной безопасности и общественного порядка:

    массовые беспорядки;

    контрабанда;

Социальные опасности

1 . * Причины возникновения социально-опасных явлений :

    интенсивное развитие международных связей, контактов;

    миграция населения;

    экономический упадок в стране;

    климатические изменения.

2 . Мероприятие по предотвращению распространения и развития инфекционных болезней, которое бывает профилактическим, текущим и заключительным, называется:

    дезинфекцией;

Индивидуальные средства защиты предназначены для защиты человека от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериальных средств. По своему назначению они делятся на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи. По принципу защиты индивидуальные средства защиты делятся на фильтрующие и изолирующие.

Средства защиты органов дыхания

Фильтрующие противогазы

Для защиты органов дыхания для взрослого населения могут использоваться фильтрующие противогазы ГП-5, ГП-7, ГП-4у и др.

Противогаз ГП-5 состоит из противогазовой коробки и лицевой части (шлем-маска). Кроме того, в комплект противогаза входят коробка с незапотевающими пленками и сумка. Фильтрующим элементом в противогазовой коробке является активированный уголь.

Детские фильтрующие противогазы

Для защиты органов дыхания для детей используются следующие типы противогазов: ДП-6м, ДП-6, ПДФ-Д (дошкольный) и ПДФ-Ш (школьный). Кроме того, для защиты детей до полутора лет имеются камеры КЗД-4, КЗД-6 (камеры защитные детские).

Изолирующие приборы и противогазы

Изолирующими приборами (противогазами) пользуются в том случае, когда фильтрующие противогазы не могут обеспечить надежной защиты, а именно: при высоких концентрациях ОВ; при работе с неизвестными ОВ, которые плохо задерживаются фильтрующим противогазом; в случае недостатка в воздухе кислорода, например, при тушении пожаров в помещениях.

К изолирующим приборам (противогазам) относятся: кислородные изолирующие приборы КИП-5, КИП-7 и КИП-8, изолирующие противогазы ИП-4, ИП-46, ИП-46М.

Простейшие средства защиты органов дыхания

Для защиты органов дыхания от радиоактивной пыли кроме фильтрующих противогазов и изолирующих приборов и противогазов могут быть использованы противопылевые респираторы различных типов, пылетканевые маски, ватномарлевые повязки и др. Обычно они представляют собой лицевую часть (маску или полумаску), на которой смонтированы фильтрующие элементы.

Противопылевые респираторы - это приборы, предназначенные для защиты органов дыхания от вредных аэрозолей.



Респиратор Р-2 применяется для защиты органов дыхания от радиоактивной, производственной и обычной пыли. Он может быть использован также при действиях в очаге бактериологического поражения для защиты от бактериальных средств, находящихся в воздухе в виде аэрозолей. Для детей от 7 до 17 лет предназначен детский респиратор, отличающийся от взрослого размером.

Респиратор ШБ-1 "Лепесток" изготовлен из специального материала, обладающего высокими фильтрующими способностями, и предназначен для однократного пользования. Правильно подогнанный респиратор задерживает до 99,9% пыли.

В случае отсутствия противогазов надежную защиту органов дыхания от радиоактивной пыли обеспечивают противопылевая тканевая маска и ватно-марлевая повязка, которые могут быть изготовлены самим населением в домашних условиях.

Противопылевая тканевая маска ПТМ-1 состоит из корпуса и крепления. Корпус делается из четырех-пяти слоев ткани. Для верхнего слоя пригодны бязь, штапельное полотно, трикотаж, для внутренних слоев - фланель, хлопчатобумажная или шерстяная ткань.

Средства защиты кожи

Средства защиты кожи наряду с защитой от паров и капель ОВ предохраняют открытые участки тела, одежду, обувь и снаряжение от заражения радиоактивными веществами и биологическими средствами. Кроме того, они полностью задерживают a-частицы и в значительной мере ослабляют воздействие b-частиц.

По принципу защитного действия средства защиты кожи подразделяются на изолирующие и фильтрующие.

К изолирующим средствам защиты кожи относятся общевойсковой защитный комплект и специальная защитная одежда.

Общевойсковой защитный комплект состоит из защитного плаща, защитных чулок и защитных перчаток.

К специальной защитной одежде относятся: легкий защитный костюм, защитный комбинезон, защитный костюм, состоящий из куртки и брюк, и защитный фартук.

Подручные средства защиты кожи

К подручным средствам защиты кожи относятся обычная одежда и обувь. Обычные накидки и плащи из хлорвинила или прорезиненной ткани, пальто из драпа, грубого сукна или кожи хорошо защищают от радиоактивной пыли и бактериальных средств; они также могут защитить от капельножидких ОВ в течение 5-10 минут, ватная одежда защищает значительно дольше.

Для защиты ног используют сапоги промышленного и бытового назначения, резиновые боты, галоши, валенки с галошами, обувь из кожи и кожзаменителей.

Для защиты рук можно использовать резиновые или кожаные перчатки и брезентовые рукавицы. При использовании обычной одежды в качестве средства защиты для большей герметизации необходимо застегивать ее на все пуговицы, обшлага рукавов и брюк завязывать тесьмой, воротник поднимать и обвязывать шарфом.

В этой статье мы постараемся максимально широко рассказать о существующий средствах индивидуальной защиты для детей разных возрастов. И начнем этот рассказ со специальных защитных камер для самых маленьких грудных деток.

КЗД ШАНС для защиты детей при пожаре

Камера защитная (спасательная) детская (КЗД) «Шанс» предназначена для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от продуктов горения, термических факторов пожара, от паров (газов) и аэрозолей аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия при безопасной эвакуации на пожарах и техногенных авариях. КЗД имеет сертификат МЧС и сертификат соответсвия. Камера расчитана на детей росто не более 90см и весом не более 12кг. Такая камера способна помочь при эвакуации детей из очагов пожара или техногенной катастрофы.

Камера защитная детская КЗД-6

Камера защитная детская КЗД-6 предназначена для защиты детей в возрасте до 1,5 от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств. Детская защитная камера очень похожа на обычную сумку, поэтому переносить ребенка в ней очень удобно. Защита ребенка в КЗД - 6 обеспечивается благодаря поглощению всех отравляющих веществ диффузным материалом, который состоит из специальных диффузно-сорбирующих элементов. Возможное время пребывания ребенка в камере от 0,5 до 6 часов.

Защитные действия камер основаны на том, что диффузионный материал диффузионно-сорбирующих элементов, обладая необходимой пористостью, обеспечивает проникновение кислорода в камеру и выход углекислого газа из нее за счет разности концентраций этих газов внутри м вне камеры. Отравляющие вещества поглощаются этим материалом и не проникают внутрь камеры.

Укладывая ребенка в защитную камеру, следует помнить, что температура в камере будет на 3-4 C выше наружной. При нахождении малыша в камере надо постоянно следить за его состоянием, особенно если температура окружающего воздуха превышает +25 C . Зимой он может быть одет как для обычной прогулки.

Камеру следует держать в той же комнате, где находится ребенок, но только в незагерметизированном виде, чтобы она постоянно проветривалась. Ребенка укладывают, головой к окошку, ногами в сторону входного отверстия. В камеру также кладут бутылку с детским питанием, игрушку, одну-две запасных пеленки. После этого тщательно герметизируют входное отверстие, для чего кромка оболочки складывается вдвое, затем каждая из половинок еще раз. Сложенные таким образом кромки зажимаются двумя планками герметизирующего зажима и двумя оборотами. Конец оболочки наматывается на планки и закрепляется резиновой стяжкой.

Защитная детская камера при эксплуатации может находиться в положениях "наготове" и "боевое". В положение "наготове" камера переводится при появлении угрозы нападения. Для этого камеру собирают без герметизации и помещают в комнате ребенка или вблизи от нее. В "боевое" положение камера переводится по сигналам "Химическая тревога" и "Радиационная опасность". Для приведения камеры в "боевое" положение необходимо: положить ребенка внутрь камеры так, чтобы его ноги находились со стороны входного отверстия; поместить в камеру бутылочку с молоком или чаем, игрушку, а также запасную пеленку; загерметизировать камеру, для чего сложить края ее входного отверстия складками и наложить на них зажим.

Детские противогазы ПДФ-2ДУ

Есть два варианта для детей дошкольного возраста и школьного возраста. Противогаз детский фильтрующий ПДФ-2ДУ предназначен для защиты детей дошкольного возраста старше 1,5 лет, противогаз детский фильтрующий ПДФ-2ШУ предназначен для защиты детей школьного возраста. Такие детские противогазы обеспечивают защиту органов дыхания детей от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических аэрозолей и аварийно химически опасных веществ.

ПДФ-2ДУ защищает от ОВ различного типа, радиоактивных веществ, биологических аэрозолей, АХОВ, включая пары хлора и аммиака. Соответствует требованиям промышленной защиты класса А1В1Е1К1Р3. Не требует применения дополнительных патронов.

  • Уровень промышленной безопасности предприятий
  • Основные причины возникновения техногенных опасностей
  • Контрольные вопросы и задания
  • 3.1. Понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях в техносфере
  • Основные термины и определения
  • Система «человек – среда обитания»
  • Основные факторы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • 3.2. Виды опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • Классификация ЧС по масштабу распространения
  • Классификация ЧС по темпу развития
  • Классификация ЧС по видам чрезвычайных событий
  • Контрольные вопросы и задания
  • 4.1. Химически опасные вещества
  • Понятие о химически опасных веществах
  • Классификации химически опасных веществ
  • Воздействие химически опасных веществ на организм человека
  • 4.2. Химически опасные объекты и аварии на них
  • Аварии на химически опасных объектах и их классификации
  • Зоны химического поражения
  • 4.3. Аварийно-спасательные работы на химически опасных объектах
  • Способы защиты от химически опасных веществ
  • Организация и проведение аварийно-спасательных работ
  • Средства индивидуальной защиты
  • 4.4. Мероприятия по снижению последствий аварий на химически опасных объектах
  • 4.5. Состояние химически опасных объектов в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 5.1. Ионизирующее излучение
  • Явление радиоактивности и его применение
  • Виды ионизирующих излучений
  • Радиоактивные вещества и их активность
  • Воздействие ионизирующего излучения на живые организмы
  • 5.2. Радиационно опасные объекты и аварии на них
  • Радиационно опасные объекты
  • Радиационные аварии и их классификации
  • Зоны радиационно опасных объектов
  • 5.3. Уровень радиации и предельно допустимые дозы облучения
  • 5.4. Мероприятия по предотвращению радиационных аварий, снижению потерь и ущерба
  • 5.5. Защита населения от ионизирующих излучений
  • 5.6. Радиационные происшествия в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 6.1. Взрывы и их поражающее действие
  • Представление о взрыве
  • Поражающие факторы взрыва
  • 6.2. Взрывоопасные вещества
  • 6.3. Взрывоопасные объекты и аварии на них
  • Взрывоопасные объекты
  • Степень разрушения объекта при взрыве
  • 6.4. Взрывозащита систем повышенного давления
  • Системы повышенного давления
  • Меры обеспечения безопасности систем повышенного давления
  • 6.5. Государственный надзор за взрывоопасными объектами
  • Органы государственного надзора
  • Требования Ростехнадзора
  • 6.6. Состояние взрывоопасных объектов в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 7.1. Пожар и горение
  • Представление о пожаре и горении
  • Поражающие факторы пожара
  • 7.2. Горючие вещества
  • 7.3. Пожаро– и взрывоопасные объекты
  • Классификация пожаро– и взрывоопасных объектов по степени опасности
  • Огнестойкость зданий и сооружений
  • 7.4. Меры противопожарной безопасности
  • Противопожарная профилактика
  • Противопожарный режим
  • Меры пожарной безопасности
  • 7.5. Локализация и тушение пожаров
  • Тушение пожаров
  • Огнетушащие вещества
  • Средства тушения пожаров
  • Пожарная сигнализация и связь
  • 7.6. Эвакуация из зоны пожара
  • Организация эвакуации из зоны пожара
  • Правила поведения при пожаре
  • 7.7. Пожарная обстановка в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 8.1. Железнодорожный транспорт
  • Железнодорожные аварии и их причины
  • Пожары на железнодорожном транспорте
  • Правила поведения на железнодорожном транспорте
  • 8.2. Автомобильный транспорт
  • Дорожно-транспортные происшествия и их причины
  • Детский дорожно-транспортный травматизм
  • Правила поведения в ДТП
  • Правила поведения на городском транспорте
  • 8.3. Воздушный транспорт
  • Авиационные катастрофы и их причины
  • Правила поведения на воздушном транспорте
  • 8.4. Водный транспорт
  • Аварии на водном транспорте и их причины
  • Правила поведения на водном транспорте
  • 8.5. Метрополитен
  • Аварии на метрополитене и их причины
  • Правила поведения на метрополитене
  • 8.6. Аварийность на российском транспорте
  • Контрольные вопросы и задания
  • 9.1. Гидротехнические сооружения
  • Гидротехнические сооружения и их классификации
  • Классы гидротехнических сооружений
  • 9.2. Гидродинамические аварии
  • Гидродинамические аварии их причины
  • Последствия гидродинамических аварий
  • 9.3. Защита населения от последствий гидродинамических аварий
  • Основные меры защиты населения
  • Правила поведения в условиях гидродинамических аварий
  • 9.4. Состояние гидротехнических сооружений в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 10.1. Системы жизнеобеспечения
  • Причины аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве
  • Меры повышения устойчивости объектов жизнеобеспечения
  • 10.2. Безопасность при использовании газа
  • Природный газ и продукты его сгорания
  • Системы газоснабжения и правила их эксплуатации
  • Правила безопасности при использовании газа
  • 10.3. Электрическая безопасность
  • Электрический ток
  • Воздействие электрического тока на организм человека
  • Причины пожаров от электроэнергии
  • Правила электробезопасности
  • Первая помощь при поражении током
  • 10.4. Электромагнитная безопасность
  • Электромагнитные поля
  • 10.5. Компьютер и здоровье
  • Опасные и вредные факторы, воздействующие на пользователя компьютера
  • Санитарно-гигиенические требования
  • Требования к оборудованию рабочего места
  • Организация режима работы
  • Требования безопасности в кабинете информатики
  • 10.6. Опасные вещества и средства бытовой химии
  • Средства бытовой химии и их классификации
  • Безопасность при хранении и применении средств бытовой химии
  • Первая помощь при отравлении
  • 10.7. Шум и его воздействие на человека
  • Шумовой эффект
  • Воздействие шума на организм человека
  • Методы борьбы с шумом
  • 10.8. Состояние систем жизнеобеспечения в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 11.1. Функционирование производственных объектов в условиях чрезвычайной ситуации
  • Производственные объекты и условия их функционирования
  • Факторы, определяющие устойчивость функционирования производственных объектов
  • 11.2. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования производственных объектов
  • Повышение устойчивости функционирования производственных объектов
  • Предупреждение чрезвычайных ситуаций
  • Рациональное размещение производительных сил
  • Контрольные вопросы и задания
  • 12.1. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
  • Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
  • Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
  • 12.2. Организация мероприятий по локализации последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения
  • Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
  • Способы защиты населения
  • 12.3. Средства коллективной защиты населения
  • Защитные сооружения и их виды
  • Требования, предъявляемые к защитным сооружениям
  • 12.4. Средства индивидуальной защиты
  • Классификации средств индивидуальной защиты
  • Средства защиты органов дыхания
  • Средства защиты кожи
  • Медицинские средства индивидуальной защиты
  • 12.5. Организация эвакуационных мероприятий
  • Виды эвакуационных мероприятий
  • Эвакуационные органы
  • Порядок проведения эвакуационных мероприятий
  • Контрольные вопросы и задания
  • 13.1. Мероприятия по защите учащихся и персонала образовательных учреждений
  • Организация спасательных работ
  • Порядок проведения эвакуационных мероприятий
  • 13.2. Средства индивидуальной защиты детей
  • Противогазы
  • Защитные камеры
  • Респираторы
  • Подручные средства
  • Нормативная база
  • Требования к содержанию территории, зданий и помещений
  • Обеспечение безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий
  • Контрольные вопросы и задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • 13.2. Средства индивидуальной защиты детей

    Для защиты детей промышленность изготавливает противогазы, респираторы, камеры защитные детские, а родители и дети старших возрастов сами готовят ватно-марлевые повязки, противопылевые тканевые маски.

    Противогазы

    Долгое время для защиты органов дыхания, лица и глаз детей в возрасте от 1,5 до 17 лет от сильнодействующих ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных аэрозолей применялись противогазы ПДФ-7 (противогаз детский фильтрующий, тип седьмой), ПДФ-Д (дошкольный), ПДФ-Ш (школьный). Они имели единую фильтрующую поглощающую коробку ГП-5 и различались лишь лицевыми частями.

    На смену им промышленность стала выпускать более совершенные противогазы для детей дошкольного и школьного возрастов:

    ПДФ-2Д – от 1,5 до 7 лет (для дошкольников);

    ПДФ-2Ш – от 7 до 17 лет (школьный).

    В комплект противогазов входят: фильтрующая поглощающая коробка ГП-7к, лицевая часть МД-4, коробка с незапотевающими пленками и сумка. ПДФ-2Д комплектуется лицевыми частями 1, 2 и 3-го ростов. Масса комплекта: дошкольного – не более 750 г, школьного

    не более 850 г, фильтрующая поглощающая коробка по конструкции аналогична коробке ГП-5, но имеет уменьшенное сопротивление вдоху.

    Лицевая часть предохраняет органы дыхания от попадания в них зараженного воздуха, а также защищает глаза и лицо ребенка от воздействия вредных, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей. Состоит из корпуса (маска объемного типа с «независимым» обтюратором, отформованным как одно целое с ней) и соединительной трубки. Корпус лицевой части имеет очковый узел, узлы клапана вдоха и клапанов выдоха, наголовник. Соединительная трубка оканчивается накидной гайкой с ниппельным кольцом.

    Противогаз хранят в сумке с двумя отделениями: для фильтрующей поглощающей коробки и лицевой части. Внутри сумки расположен карман для коробочки с незапотевающими пленками, снаружи – для индивидуального противохимического пакета. Сумка снабжена поясным и плечевым ремнями с передвижными пряжками. Противогазы ПДФ-2Д и ПДФ-2Ш носят так, чтобы плечевая тесьма была на правом плече, а сумка – на левом боку на уровне пояса.

    Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов подбирать и собирать противогаз должны только взрослые, они также помогают детям надевать и снимать противогазы. Дети среднего и старшего школьного возраста эти действия могут производить самостоятельно.

    Подбираются противогазы таким же способом, как и для взрослых. Для этого измеряют горизонтальный и вертикальный обхваты головы сантиметровой лентой, округляя значения до 5 мм. Горизонтальный обхват – размер головы по замкнутой линии, проходящей через надбровные дуги и наиболее выступающую часть затылка. Вертикальный обхват – размер головы по замкнутой линии, проходящей через подбородок, щеки и макушку. Например, если сумма вертикального и горизонтального обхватов головы ребенка составляет 1035– 1055 мм, можно использовать лицевую часть 1-го роста с положением упоров 3–5 – 6 или 2-го роста с положением упоров 4–7 – 9.

    К эксплуатации противогаз подготавливают следующим способом:

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    проверяют комплектность, целостность частей и узлов;

    соединяют лицевую часть с фильтрующей поглощающей коробкой, завинчивают накидную гайку соединительной трубки до отказа на горловину коробки, вставляют незапотевающие пленки и закрепляют их, переведя манжеты в прежнее положение;

    устанавливают выбранные по таблице положения упоров лямок головника. Правильность сборки и подборки проверяется следующим способом: нужно надеть

    противогаз, закрыть ладонью отверстие в дне коробки и сделать плавный и глубокий вдох. Если воздух при вдохе не проходит под маску, то лицевая часть подобрана верно и противогаз собран правильно. В противном случае необходимо подтянуть лямки или подобрать другую маску.

    Эффективность защиты зависит не только от исправности противогаза, но и от правильности и быстроты его надевания. Детям дошкольного и младшего школьного возраста обязательно помогают взрослые. Ребенка ставят спиной к себе, снимают его головной убор, убирают волосы со лба и висков, лицевую часть берут за височные и щечные лямки и прикладывают к лицу так, чтобы подбородок размещался в нижнем углублении обтюратора. Движением рук вверх и назад от лица ребенка наголовник натягивается на голову, устраняется перекос лицевой части, отвороты обтюратора и лямок, застегиваются щечные пряжки, у детей дошкольного возраста завязываются гарантийные тесьмы, затем надевается головной убор.

    При самостоятельном надевании противогаза дети среднего и старшего возраста должны с получением команды задержать дыхание и закрыть глаза, затем надеть лицевую часть и, убедившись в правильности ее надевания, сделать глубокий выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

    Новые детские противогазы по эксплуатационным и физиологическим показателям имеют ряд преимуществ. У них снижено сопротивление дыханию на вдохе и давление лицевой части на голову, что позволяет увеличить время пребывания детей в противогазах. Конструкция лицевой части такова, что стало возможным уменьшить количество ростов до трех и тем самым облегчить подбор противогазов и обеспечение ими детей.

    Защитные камеры

    В качестве средства индивидуальной защиты детей в возрасте до 1,5 лет используется камера защитная детская КЗД-4, КЗД-6 (камера защитная для грудных детей).

    Она состоит из металлического каркаса, оболочки, поддона, зажима и плечевой тесьмы.

    В оболочку вмонтированы два диффузионно-сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластинка – окно для наблюдения за состоянием и поведением ребенка. Для ухода за ним в верхней части оболочки имеется рукавица из прорезиненной ткани.

    Разборный металлический каркас обеспечивает постоянный объем воздуха внутри оболочки и жесткость конструкции камеры. На поддон можно положить мягкий матрац, одеяльце, подушку.

    Защитную камеру можно носить в руках или через плечо. Ее можно также установить на детские саночки или коляску.

    Защитное действие камеры достигается за счет диффузионно-сорбирующих элементов, которые обеспечивают поступление кислорода в камеру и выход из нее углекислого газа и паров воды. Ядовитые и отравляющие вещества поглощаются диффузионно-сорби- рующим материалом, радиоактивная пыль и другие вредные аэрозоли задерживаются на ее поверхности.

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    Респираторы

    Детский респиратор Р-2д представляет собой фильтрующую полумаску с двумя клапанами вдоха и одним клапаном выдоха (с предохранительным экраном), оголовьем, состоящим из эластичных и нерастягивающихся тесемок, и носовым зажимом. Хранится респиратор в полиэтиленовом пакете. Размер его указывается на внутренней подбородочной части полумаски. Размер подбирается после измерения высоты лица ребенка по табл. 28.

    Таблица 28

    Подбор размера полумаски

    Высота лица – расстояние между точкой наибольшего углубления переносицы и самой нижней точкой подбородка.

    Надевание респиратора аналогично одеванию противогаза.

    Подручные средства

    Самым простейшим средством защиты органов дыхания от вредной пыли, различных аэрозолей, инфекционных возбудителей является ватно-марлевая повязка. Ее изготавливают из куска марли размером 80 × 40 см. На середину марли кладут ровный слой ваты размером 20 × 15 см и толщиной 1–2 см. Марлю загибают по всей длине сверху и снизу, накладывая вату. Боковые концы марли разрезают на 25–30 см для завязывания.

    Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние – на темени, верхние – на затылке. Места неплотного прилегания маски к лицу закладывают ватой.

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    13.3. Обеспечение пожарной безопасности

    в образовательных учреждениях

    Нормативная база

    Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. предусматривает установление особого противопожарного режима в образовательных учреждениях. Система обеспечения пожарной безопасности применительно к образовательному учреждению изложена в Государственном стандарте «Пожарная безопасность» (ГОСТ 12.1.004–91). В структуру системы пожарной безопасности входит подсистема предотвращения пожара и подсистема противопожарной защиты, направленные на профилактику пожаров, обеспечение пожарной безопасности учащихся и материальных ценностей.

    Согласно Правилам пожарной безопасности в РФ (ППБ 01–03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек), к которым относятся образовательные учреждения, в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, согласно федеральному законодательству, несет руководитель объекта.

    На основе положений законодательных и иных нормативных правовых документов, содержащих требования пожарной безопасности, в образовательном учреждении разрабатываются следующие документы:

    Приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за противопожарную безопасность;

    инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения

    и на прилегающей территории;

    план действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении;

    инструкция дежурному администратору образовательного учреждения по пожарной безопасности;

    памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учре-

    Требования к содержанию территории, зданий и помещений

    Все детские учреждения перед началом учебного года (первой смены для всех детских учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора.

    Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались сгораемые отходы (мусор, старая мебель, сухие листья, макулатура и проч.). При пожаре наличие таких материалов может способствовать распространению огня и уничтожению школьных построек.

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    Иногда на территории, прилегающей к школе, сжигают опавшие листья. Это также опасно, поскольку тлеющие листья могут быть занесены ветром на кровлю здания или слуховое окно и стать причиной пожара.

    Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов, подъездов к школьным зданиям: они не должны ничем загромождаться, чтобы пожарные машины всегда имели возможность проехать на территорию школы без препятствий.

    Воды, которую привозят с собой пожарные автомобили-цистерны, обычно хватает всего на 10–15 мин, поэтому если пожар принял угрожающие размеры, пожарные используют местные водоисточники – пожарные гидранты. За ними должен быть обеспечен надлежащий уход: крышки гидрантов регулярно очищаются от мусора и земли, а на стене ближайшего строения крепится табличка с указанием месторасположения гидранта.

    В здании школы учащиеся должны обеспечивать противопожарный порядок (не жечь спички, свечи, бумагу и проч.). Особое внимание надо обращать на правильное содержание путей эвакуации. Запасные выходы должны быть свободными и иметь надпись «Запасный выход». В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности. Двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах и оборудоваться устройствами самозакрывания в исправном состоянии. На двери должна быть надпись о месте хранения ключа, если она заперта. Каждое школьное здание должно иметь не менее двух выходов: если один из них отрезан огнем, для спасения учащихся используется другой.

    При определении фактического количества эвакуационных выходов учитываются только те, которые удовлетворяют определению понятия «эвакуационный выход». Все выходы, не удовлетворяющие этим требованиям, не считаются эвакуационными и в расчет не принимаются.

    Размеры эвакуационных выходов и путей должны быть такими, чтобы процесс эвакуации был кратковременным и наиболее безопасным для здоровья и жизни людей.

    Лестницы – важнейший путь эвакуации. Под ними нельзя устраивать помещения для мероприятий и хранения инвентаря. Коридоры школ нельзя загромождать столами, шкафами, партами и проч. Лестничные клетки, используемые для эвакуации, должны иметь боковое естественное освещение через окна в наружных стенах.

    Нельзя устанавливать металлические решетки и жалюзи на окнах помещений, где находятся школьники: при необходимости окна могут быть использованы как дополнительные пути эвакуации.

    Здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения о пожаре, к которым относятся внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и звуковые сигналы.

    Двери (люки) чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитовых и т. д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков хранятся в определенном месте, доступном в любое время суток. Слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены и находиться

    в закрытом состоянии. В зданиях детских учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.

    В зданиях образовательных учреждений запрещается:

    производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;

    использовать горючие материалы для отделки стен и потолков эвакуационных путей (лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и проч.);

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    Устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов, вестибюлей;

    Снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;

    забивать двери эвакуационных выходов;

    Применять в целях отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;

    использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и пр. для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально оборудованных помещений);

    устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;

    проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ

    в помещениях при наличии в них людей;

    применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;

    производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

    производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализации с применением открытого огня (для этих целей следует применять горячую воду, пар или нагретый песок);

    оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.

    Из всех школьных помещений наибольшую опасность представляют химические лаборатории, физические кабинеты, учебные мастерские и компьютерные классы. Обычно здесь применяют горючие материалы и вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроприборы. Чтобы не допустить несчастных случаев, в упомянутых помещениях работы разрешаются проводить только в присутствии преподавателя или лаборанта. Кроме того, существуют общие правила, предписания и инструкции пожарной безопасности в химических лабораториях при использовании и хранении взрывчатых и воспламеняющихся веществ, электроприборов и т. д.

    Если рабочие комнаты и школьные мастерские используются для работы кружков технического творчества, в этих помещениях нельзя заправлять авто– и авиамодели, ракеты горючими жидкостями. Эту процедуру выполняют на открытом воздухе под руководством руководителя кружка. Пользоваться клеями, лаками и другими материалами, которые разбавляются легко воспламеняющимися растворителями, следует осторожно, в ограниченных количествах.

    В условиях школы электронагревательными приборами можно пользоваться только

    в помещениях с соответственно оборудованными местами и под наблюдением взрослых. После завершения работы в мастерских и рабочих комнатах электронагревательные приборы нужно отключать общим рубильником.

    Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противовопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях, внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара). Внутренние пожарные краны, пожарные рукава периодически должны подвергаться техническому обслуживанию путем пуска воды под давлением.

    Для защиты детей промышленность изготавливает противогазы, респираторы, камеры защитные детские, а родители и дети старших возрастов сами готовят ватно-марлевые повязки, противопылевые тканевые маски (ПТМ).

    Долгое время для защиты органов дыхания, лица и глаз детей в возрасте от 1,5 до 17 лет от сильнодействующих ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных аэрозолей применялись противогазы ПДФ-7 (противогаз детский фильтрующий, тип седьмой), ПДФ-Д (дошкольный), ПДФ-Ш (школьный).

    Они имеют единую фильтрующую поглощающую коробку ГП-5 и различаются лишь лицевыми частями На смену им промышленность стала изготавливать более совершенные противогазы ПДФ-2Д для детей дошкольного и ПДФ-2Ш - школьного возрастов.

    В комплект этих противогазов входят: фильтрующая поглощающая коробка ГП-7к, лицевая часть МД-4, коробка с не запотевающими пленками и сумка. ПДФ-2Д комплектуется лицевыми частями 1-го и 2-го, ПДФ- 2Ш - 2-го и 3-го ростов.
    Масса комплекта; дошкольного - не более 750 г, школьного - не более 850 г.

    Фильтрующая поглощающая коробка по конструкции аналогична коробке ГП-5, но имеет уменьшенное сопротивление вдоху. Лицевая часть предохраняет органы дыхания от попадания в них зараженного воздуха, а также защищает глаза и лицо ребенка от воздействия вредных, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей.

    Состоит из корпуса (маска объемного типа с "независимым" обтюратором, отформованным как одно целое с ней) и соединительной трубки. Корпус лицевой части имеет очковый узел, узлы клапана вдоха и клапанов выдоха, наголовник. Соединительная трубка оканчивается накидной гайкой с ниппельным кольцом. "Независимый" обтюратор, расположенный по краю корпуса маски, обеспечивает герметизацию, тонкая резина хорошо прилегает к лицу и растягивается независимо от корпуса маски.
    Наголовник способствует надежному закреплению лицевой части. Состоит из пяти лямок.`Одной лобной, двух височных, двух щечных. Отформованных как одно целое с затылочной пластиной. На каждой из них с интервалом в сантиметр нанесены упоры, служащие для закрепления лямок в пряжках. У каждого упора - цифра, указывающая его порядковый номер. Лямки присоединяются к корпусу лицевой части пряжками с фиксаторами, что позволяет устанавливать лямки в определенном положении и предотвращать их выскальзывание.

    Узел клапана вдоха состоит из патрубка с седловиной, на оси которой помещен резиновый лепесток. Узел клапанов выдоха - из двух пластмассовых седловин, двух резиновых лепестков и защитного экрана. Чтобы не запотевали очковые стекла, используются не запотевающие пленки. Хранятся они в закрытой металлической коробочке. Противогаз носят в сумке с двумя отделениями: для фильтрующей поглощающей коробки и лицевой части.

    Внутри сумки - карман для коробочки с не запотевающими пленками, снаружи - для индивидуального противохимического пакета. Сумка снабжена поясной и плечевой ремнями с передвижными пряжками.

    Противогазы ПДФ-2Д и ПДФ-2Ш носят так, чтобы плечевая тесьма была на правом плече, а сумка - на левом боку на уровне пояса. Подбирать и собирать противогаз для детей дошкольного и младшего школьного возрастов должны только взрослые, а также надевать и снимать.

    Дети среднего и старшего школьного возрастов эту работу могут производить самостоятельно. Подбираются противогазы таким же способом, как и противогаз ГП-7 для взрослых. Измеряют горизонтальный и вертикальный обхваты головы мерительной сантиметровой лентой, округляя значения до 5 мм. Горизонтальный обхват - размер головы по замкнутой линии, проходящей через надбровные дуги и наиболее выступающую часть затылка. Вертикальный - размер головы по замкнутой линии, проходящей через подбородок, щеки и макушку.

    По сумме двух измерений, используя таблицы, определяется типоразмер лицевой части: рост маски и положение (номера) упоров лямок наголовника. Номера упоров лямок в таблицах указаны в последовательности. Первая цифра - номер упора лобной лямки, вторая - височных и третья - щечных. Следует отметить, что конструкция маски и наголовника лицевой части МД-4 позволяет при подборе противогазов варьировать пограничными для каждого роста типоразмерами.

    Например, если сумма вертикального и горизонтального обхватов головы ребенка будет в интервале 1035-1055 мм, то можно использовать лицевую часть 1-го роста с положением упоров 3- 5-6 или 2-го роста с положением упоров 4-7-9. Как подготовить противогаз к эксплуатации? Проверить комплектность, целостность частей и узлов. Затем соединить лицевую часть с фильтрующей поглощающей коробкой, завинтить накидную гайку соединительной трубки до отказа на горловину коробки, вставить не запотевающие пленки.

    Для этого следует полностью отогнуть края резиновых манжет очков, положить на стекло не запотевающую пленку и закрепить ее, переведя манжеты в прежнее положение. В заключение установить выбранные по таблице положения упоров лямок наголовника. Теперь надо проверить правильность его сборки и подбора, а также герметичность. Порядок действий такой: надеть противогаз, закрыть ладонью отверстие в дне коробки и сделать плавный и глубокий вдох.

    Если воздух не проходит под маску, то лицевая часть подобрана. верно и противогаз собран правильно. Если же воздух при вдохе все же проходит, следует тщательно проверить правильность сборки и повторно - герметичность. Если и это не дает положительных результатов, подтянуть на одно деление височные и щечные лямки или поменять лицевую часть на меньший рост. Эффективность защиты зависит не только от исправности противогаза, но и от правильности и быстроты его надевания.
    На детей дошкольного и младшего школьного возраста их надевают взрослые в следующем порядке.

    Ребенка ставят спиной к себе, снимают головной убор, убирают волосы со лба и висков, лицевую часть берут за височные и щечные лямки и прикладывают к лицу так, чтобы подбородок размещался в нижнем углублении обтюратора, движением рук вверх и назад от лица ребенка наголовник натягивается на голову, устраняется перекос лицевой части, отвороты обтюратора и лямок, застегиваются щечные пряжки, у детей дошкольного возраста завязываются гарантийные тесьмы, затем надевается головной убор.

    При самостоятельном надевании противогаза дети школьного возраста должны с получением команды затаить дыхание и закрыть глаза, затем надеть лицевую часть и, убедившись в правильности ее надевания, сделать глубокий выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

    Снимают противогаз в такой последовательности: распускают щечные лямки, лицевую часть берут за узел клапанов выдоха, оттягивают вниз и движением руки вперед и вверх снимают.

    Новые детские противогазы по эксплуатационным и физиологическим показателям имеют ряд преимуществ. У них снижено сопротивление дыханию на вдохе и давление лицевой части на голову, что позволяет увеличить время пребывания детей в противогазах. Конструкция лицевой части такова, что стало возможным уменьшить количество ростов до трех и тем самым облегчить подбор противогазов и обеспечение ими детей.

    В качестве средства индивидуальной защиты детей в возрасте до 1,5 лет используется камера защитная детская КЗД-4, КЗД-6. Она состоит из металлического каркаса, оболочки, поддона, зажима и плечевой тесьмы. В оболочку вмонтированы два диффузионно-сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластинка - окно для наблюдения за состоянием и поведением ребенка. Для ухода за ним в верхней части оболочки имеется рукавица из прорезиненной ткани.

    Разборный металлический каркас обеспечивает постоянный объем воздуха внутри оболочки и жесткость конструкции камеры. На поддон можно положить мягкий матрац или одеяльце с подушечкой. Зажим позволяет полностью загерметизировать камеру путем стягивания им единственного отверстия в оболочке, через которое ребенка кладут в камеру. Защитную камеру можно носить в руках или через плечо. Ее можно также установить на детские саночки или коляску.

    Защитное действие камеры достигается за счет диффузионно-сорбирующих элементов, которые обеспечивают поступление кислорода в камеру и выход из нее углекислого газа и паров воды. Ядовитые и отравляющие вещества поглощаются диффузионно-сорбирующим материалом, радиоактивная пыль и другие вредные аэрозоли задерживаются на ее поверхности. Защитная камера хранится в разобранном виде в картонной коробке. Сборку и приведение ее в готовность производят по мере необходимости.

    Ребенка помещают головкой вперед, ногами в сторону входного отверстия. Кладут ему бутылочку с молоком, игрушку и запасную пеленку. После этого герметизируют входное отверстие. После выхода с зараженной территории, прежде чем вынуть ребенка, открывают герметизирующий зажим, расправляют входное отверстие и аккуратно заворачивают его на камеру, стараясь при этом не коснуться поверхностей внутренней (чистой) стороны. Использованную камеру подвергают обеззараживанию.
    Детский респиратор Р-2д представляет собой фильтрующую полумаску с двумя клапанами вдоха и одним - выдоха (с предохранительным экраном), оголовьем, состоящим из эластичных и не растягивающихся тесемок, и носовым зажимом. Хранится респиратор в полиэтиленовом пакете. Размер его указывается на внутренней подбородочной части полумаски. Для подбора нужного размера измеряют высоту лица ребенка и затем пользуются данными, приведенными в таблице.

    Высота лица - расстояние между точкой наибольшего углубления переносицы и самой нижней точкой подбородка.

    Для надевания респиратора Р-2д на детей младшего возраста нужно сделать следующее:

    1. ребенка поставить спиной к себе, вынуть респиратор из пакета;

    2. снять с ребенка головной убор и надеть на него полумаску так, чтобы подбородок и нос поместились внутри нее;

    3. надеть оголовье так, чтобы одна тесемка располагалась на темени, а другая - на затылке;

    4. убедиться, что полумаска плотно и удобно прилегает к лицу, после чего прижать концы носового зажима к носу ребенка и надеть на него головной убор.

    5. Для защиты глаз целесообразно надеть очки против пыли очки.

    Ватно-марлевая повязка является самым простейшим средством защиты органов дыхания от вредной пыли, различных аэрозолей, инфекционных возбудителей. Ее изготавливают из куска марли размером 80х40 см. На середину кладут ровный слой ваты размером 20х15 см, толщиной 1-2 см.

    С обеих сторон марлю загибают по всей длине, накладывая на вату. Оставшиеся по длине марли концы разрезают на 25-30 см с каждой стороны для завязывания. Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние - на темени, верхние - на затылке. Не плотности, образующиеся между повязкой, крыльями носа и щеками, заложить ватой.


    Похожая информация.