· Региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (Северо-западный – Санкт-Петербург; Центральный – Москва; Южный – Ростов-на-Дону; Приволжско-Уральский – Екатеринбург; Сибирский – Красноярск; Дальневосточный – Хабаровск).
Основные задачи регионального центра МЧС России
1) реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
2) осуществление управления в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
3) осуществление контрольных функций в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
4) осуществление деятельности по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях федерального уровня.
Региональный центр МЧС России осуществляет следующие основные функции :
1) разрабатывает и представляет предложения по реализации государственной политики и проекты нормативных правовых актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также другие документы;
2) разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях регионального центра МЧС России и другие организационно-планирующие документы;
3) организует прогнозирование ЧС в рамках системы мониторинга и прогнозирования ЧС, работу по предупреждению и ликвидации ЧС федерального уровня, спасению и жизнеобеспечению людей при этих ЧС, обеспечивает поддержку ликвидации ЧС регионального и межмуниципального характера, а также своевременное принятие управленческих решений при переходе этих ЧС на федеральный уровень;
4) организует работу по предупреждению пожаров, а также контроль за организацией тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством РФ;
5) организует деятельность подчиненных поисково-спасательных подразделений, авиации и других сил МЧС России;
6) организует в установленном порядке поиск и спасание людей на водных объектах;
7) организует совместно с органами исполнительной власти формирование и доставку грузов гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате ЧС, в том числе и населению зарубежных стран;
8) организует методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при подготовке молодежи по основам БЖД;
9) осуществляет контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления ГО и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
10) осуществляет предупреждение и ликвидацию ЧС на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ и контролирует организацию представления деклараций безопасности собственниками этих объектов;
11) осуществляет координацию деятельности и взаимодействие соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области ГО;
12) осуществляет контроль за поддержанием в готовности убежищ и иных объектов ГО, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения;
13) осуществляет руководство хранением и использованием в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
14) осуществляет в установленном порядке меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности на объектах, подведомственных МЧС России, а также ликвидацию последствий террористических актов;
15) участвует в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также осуществляет пропаганду в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
16) участвует в управлении РСЧС в пределах своей компетенции;
17) участвует в координации деятельности всех видов пожарной охраны;
18) участвует в организации подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях специалистов для войск ГО, ГПС, ГИМС МЧС России, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других сил МЧС России;
19) участвует в авиационном обеспечении экстренного реагирования на возникающие ЧС, проведения специальных аварийно-спасательных, пожарных, медицинских, патрульных и других видов работ.
· Государственная противопожарная служба (ГПС)
Основными задачами ГПС являются:
Организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
Организация и осуществление государственного пожарного надзора;
Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
Профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся:
Во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО),
5 ведомственных учебных заведениях (СПбУГПС МЧС РФ; Академия ГПС МЧС РФ – Москва; Уральский институт ГПС МЧС РФ;)
94 испытательных пожарных лабораториях.
Одно из важнейших направлений деятельности ГПС – осуществление пожарного надзора.
Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят 1,5 млн. мероприятий по контролю за пожарной безопасностью, предлагают к исполнению до 7,5 млн. противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 тыс. пожаров и сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 миллиардов рублей.
· Войска гражданской обороны - это государственная военная организация, включающая воинские формирования - соединения, воинские части и организации, входящие в состав российского МЧС. Сегодня войска ГО - часть РСЧС. Они составляют основу сил быстрого реагирования "чрезвычайного" ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени. Главными из них являются аварийно-спасательные работы в зонах крупных аварий и катастроф, обнаружение и обозначение районов радиоактивного, химического и биологического заражения, а также специальные мероприятия по защите людей и обеззараживанию техники, зданий и территорий.
В последние годы войска ГО все чаще привлекаются к эвакуации населения, решению вопросов его первоочередного жизнеобеспечения, восстановлению пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов, охране особо важных объектов, а также локализации и тушению крупных очагов лесных и торфяных пожаров.
Подразделения войск ГО не раз работали в зонах вооруженных конфликтов: Южной и Северной Осетии, Абхазии, Грузии, Приднестровье, Югославии, Таджикистане, Чечне, Афганистане. Они обеспечивали людей питьевой водой и продуктами питания, организовывали эвакуацию раненых и доставку почты. Не раз во время крупных эпидемий медики совместно с войсками ГО проводили эвакуацию больных, обеспечивали людей предметами первой необходимости. За последние 10 лет военные спасатели свыше 40 тысяч раз участвовали в ликвидации последствий аварий и катастроф. В результате проведенных операций ими было спасено более 70 тысяч человек.
· Государственная инспекция по маломерным судам РФ (ГИМС России) создана по Указу Президента РФ 28 августа 2003 года № 991, а 6 февраля 2004 года № 47 ГИМС России была передана из ведения МПР России в ведение МЧС России. В систему ГИМС МЧС России входят:
Управление ГИМС МЧС России в центральном аппарате (начальник Управления является Главным государственным инспектором по маломерным судам);
Отделы ГИМС в составе региональных центров МЧС России;
Отделы ГИМС в составе главных управлений МЧС РФ по субъектам РФ (начальники отделов являются главными государственными инспекторами по маломерным судам субъектов РФ);
Центры ГИМС МЧС России по субъектам РФ, в состав которых входят инспекторские отделения, инспекторские участки, группы;
Государственное учреждение «Центр обеспечения деятельности ГИМС МЧС России».
Основными задачами ГИМС МЧС России являются:
Осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
Обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
ГИМС МЧС России осуществляет следующие основные функции :
ü организует надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах;
ü осуществляет классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда;
ü осуществляет учет, ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами;
ü осуществляет аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном;
ü участвует в поиске и спасании людей на водных объектах;
ü осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.
В 2009 году государственными инспекторами по маломерным судам было осуществлено около 70 тыс. патрулирований и рейдов на водных объектах России, в процессе которых выявлено более 60 тыс. нарушений правил пользования маломерными судами, допущенных судоводителями маломерных судов, по которым принимались соответствующие меры.
В настоящее время начальником управления государственной инспекции по маломерным судам МЧС России является Вадим Вадимович Серегин.
Должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право :
ü запрещать эксплуатацию маломерных судов, а также помещать их на стоянку и хранение;
ü запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также использование пляжей, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде, угрожает безопасности судоходства и мореплавания;
ü останавливать при необходимости маломерные суда, проверять у судоводителей удостоверения на право управления маломерными судами и регистрационные документы на судно;
ü составлять протоколы об административных правонарушениях, применять административные наказания к должностным лицам и гражданам, совершившим это правонарушение;
ü использовать для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, и транспортировки поврежденных при авариях маломерных судов суда и транспортные средства юридических и физических лиц, кроме судов и транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств и международным организациям.
· Федеральное государственное учреждение «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» (ГОСАКВАСПАС) создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 июня 2001 г. № 486
Основные задачи ГОСАКВАСПАС:
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ;
Участие в подготовке и проведении поисково-спасательных работ, эвакуации и оказании первой необходимой помощи пострадавшим;
Проведение подводных работ специального назначения;
Участие в локализации и ликвидации разливов нефти в водной среде.
Основные мероприятия, реализованные ГОСАКВАСПАС в 2000-2007 гг.:
2000 г. - обследование захоронений химических боеприпасов в Балтийском море. Обследование в Черном море захоронений взрывчатых веществ. Обследование затопленных судов времен Второй мировой войны в Балтийском море.
2001 г. - обследование радиационной обстановки в районе гибели АПЛ «Комсомолец». Обследование захоронений отравляющих веществ и радиационных отходов в Белом море. Обследование радиоизотопных энергетических установок, затопленных в Охотском море.
2002 г. - обследование захоронений радиоактивных отходов в Карском море. Обследование радиоактивных захоронений в Японском море. Обследование мест вероятного затопления подводных потенциально опасных объектов на озере Байкал.
2003 г. - обследование захоронений отравляющих веществ и радиоактивных отходов в северной части Японского моря, в заливах Абросимова и Степового (архипелаг Новая Земля). Обследование районов вероятного захоронения подводных потенциально опасных объектов, содержащих отравляющие химические вещества, в центральной части Белого моря. Поиск, обследование и подъем подводных потенциально опасных объектов на озере Байкал.
2004 - 2006 гг. - поиск и обследование подводных потенциально опасных объектов в Охотском, Карском и Балтийском море, а также на озере Байкал.
2007 г. - поиск и обследование затонувшего на Балтийском море приемо-транспортного судна ПТС-0212, поиск и обследование затонувшего в Куйбышевском водохранилище судна на воздушной подушке «Гепард», участие в ликвидации последствий ЧС в Керченском проливе.
Справка
Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
История МЧС тесно связана с историей российской гражданской обороны, которой 4 октября 2010 г. исполнилось 78 лет . Начало государственной гражданской обороне было положено 4 октября 1932 г. принятием Советом народных комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне СССР», которое впервые определило мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этот день принято считать днем рождения Местной противовоздушной обороны (МПВО) – начального этапа развития государственной системы защиты населения и территорий.
Решение, принятое руководством страны в 1961 г., о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны (ГО), практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения.
27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Этот день считается днем образования МЧС России. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.
Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года , когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день - 27 декабря - в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.
19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель - С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр - Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.
21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра - подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России - это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.
В настоящее время способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов, катастроф и эффективно бороться с ними становится одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности.
Сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. На основе внедрения современных технических средств и унификации структурных элементов создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО. Осуществлена реконструкция централизованной системы оповещения гражданской обороны на федеральном и межрегиональном уровнях. Предприняты необходимые меры по сохранению материально-технической базы гражданской обороны, системы инженерной защиты населения, запасов материально-технических ресурсов гражданской обороны.
В соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на базе реорганизуемых соединений и воинских частей войск гражданской обороны формируются воинские спасательные формирования постоянной готовности МЧС России, способные эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи мирного и военного времени.
Создана единая система обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения, на основе внедрения современных обучающих методик и технических средств. С целью обучения различных категорий населения и доведения информации создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН).
На современном этапе развития сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению мероприятий гражданской обороны, позволяющие гибко и оперативно решать задачи по защите населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.
Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России
Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:
Органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;
Силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
Центральный аппарат МЧС России:
Министр. Первый заместитель Министра. Статс-секретарь - заместитель Министра. 3 -Заместителя Министра. Главный военный эксперт. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.
Департаменты МЧС России:
Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения. Административный. Надзорной деятельности. Организационно-мобилизационный. Кадровой политики. Международной деятельности. Финансово-экономический. Инвестиций и капитального строительства.
Управления МСЧ России:
Научно-техническое. Государственной инспекции по маломерным судам. Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Авиации и авиационно-спасательных технологий. Федеральной поддержки территорий. Медико-психологического обеспечения. Контрольно-ревизионное. Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ. Информации. Правовое. Военизированных горноспасательных частей.
Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):
Департамент управления. Департамент Гражданской обороны. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения. Департамент мероприятий защиты населения и территорий. Департамент финансово-экономический. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов. Департамент международного сотрудничества. Управление кадров. Организационно-мобилизационное управление. Управление Аппарата Министра. Управление связи и оповещения. Научно-техническое управление. Управление авиации. Правовое управление. Медицинское управление. Хозяйственное управление. Информационный отдел (Пресс-служба).
Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям
РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:
режим постоянной деятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;
режим повышенной готовности, вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
режим чрезвычайной ситуации, вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
a) в режиме повседневной деятельности:
Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
Сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
Планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
Руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
b) в режиме повышенной готовности:
Усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
Непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;
Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
c) в режиме чрезвычайной ситуации:
Непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
Оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;
Проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
Организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:
Локальные (объектовые), в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;
Местные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);
Территориальные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);
Региональные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;
Федеральные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;
Глобальные, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России.
Спасательными формированиями (отрядами) поисково - спасатальной службы (ППС) министерства;
Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:
Военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково - спасательные и аварийно - восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
Учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
Формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;
Части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;
Силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;
Воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;
Силы и службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;
Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;
Аварийно - спасательные службы Военно - Морского флота России и других министерств;
Военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
Территориальные аварийно - спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;
Подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;
Военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;
Аварийно - технические центры и специализированные отряды Минатома России;
Отряды и специалисты - добровольцы общественных объединений.
Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:
Руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);
Постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
Собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.
Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.
С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.
Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:
О стихийных бедствиях;
О случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;
О ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.
Немедленно передаётся информация:
О стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;
Об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;
О визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).
При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.
1. Для атмосферного воздуха:
- содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
- в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
- в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
- в 50 и более раз (без учёта времени);
- визуальные и органолептические признаки:
- появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
- обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р.
- (одновременно у нескольких десятков человек);
2. Для поверхностных вод суши, морских вод:
- разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1 - 2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3 - 4 класса опасности в 50 и более раз;
- плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км 2 ;
- сильный необычный запах от воды водоёма;
- попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;
- снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;
- увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
- массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;
3. Для почв и земель:
- содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
- содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
- в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
- наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;
4. Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:
- мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
- суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м 2 ;
- концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые единновременно допустимые уровни (ВДУ).
На страницах журнала ПФ.РФ вы найдёте свежую информацию о структурных подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Контактные данные отделений аварийно-спасательной службы страны позволят оперативно связаться с представителями организаций для предупреждения и ликвидации аварии, очага возгорания, последствий технической катастрофы, эпидемии или стихийного бедствия, другим вопросам.
Спектр деятельности службы МЧС
Организации и подразделения министерства чрезвычайных ситуаций России являются полномочным органом исполнительной власти федерального уровня, который занимается разработкой и реализацией госполитики в сфере гражданской обороны, защиты территорий от катастроф техногенных и природных, несущих угрозу жизни и здоровью людей и благополучию экосистем. Сотрудники службы — это преимущественно спасатели, обеспечивающие безопасность населения на воде, при пожарах, а также специалисты, осуществляющие контроль и надзор за гражданскими, промышленными, коммерческими объектами.
Виды подразделений МЧС России
Пожарная охрана
Это специальные подразделения ФПС МЧС России, в которых трудится около 220 тыс. человек. Основная цель службы направлена на предотвращение возникновения пожаров, повышение эффективной противопожарной безопасности населённых пунктов и отдельных предприятий, учреждений.
- Московская область http://50.mchs.gov.ru/folder/2374998
- Ленинградская область http://47.mchs.gov.ru/document/3350319
- Новосибирская область http://54.mchs.gov.ru/
- Алтайский край http://22.mchs.gov.ru/folder/465244
- Республика Мордовия http://13.mchs.gov.ru/folder/1629443
- Самарская область http://63.mchs.gov.ru/folder/1641780 и т. д.
Поисково-спасательная служба
В организацию входят восемь отрядов РПСО, 38 отдельных филиалов для помощи на воде, Конно-кинологический южный центр, отряд специалистов «Центроспас» , ПСО Байкальский, НУЦ «Вытегра».
Сайты подразделений МЧС по округам:
Авиация
Служба существует с 1995 г. Её сотрудники активно участвуют в тушении пожаров, ликвидации последствий после ЧС, доставке спасателей, стройматериалов, оборудования, гуманитарных грузов, эвакуации населения. В арсенале организации 55 воздушных судов: Ан-3, Бе-200ЧС и т. д. Особенная гордость службы — квалифицированный лётный состав и инженерно-технические сотрудники.
Воинские спасательные формирования
Сотрудники подразделений занимаются в мирное время размещением и обновлением вооружений, техники, предупреждением ЧС, обучением населения, осуществляют радиационную и бактериологическую разведку в местах аварий и катастроф. В военное время специалисты проводят работы по ликвидации последствий применения оружия массового поражения, обезвреживанию бомб.
Горноспасательные военизированные подразделения
Филиалы организации ВГСЧ расположены на территории 32 субъектов РФ и состоят из 18 отрядов. Они оснащены необходимой экипировкой, оборудованием, техникой для помощи пострадавшим сотрудникам, устройствами для проведения контрольно-испытательных работ в шахтах.
Служба по контролю маломерных судов
Организация занимается регистрацией и учётом плавсредств, их освидетельствованием и классификацией. Подразделения службы проводят аттестацию на право управления судами.
НЦУКС
Центр управления во время кризисных ситуаций национального масштаба был сформирован в 1988 г. Его сотрудники занимаются управлением силами и средствами МЧС, предупреждением, а также оповещением населения о возникновении угрозы или наступлении ЧС.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий - является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах («Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий », утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля2004 г. № 868).
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:
- территориальные органы - РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ;
- Государственную противопожарную службу МЧС (ГПС);
- Войска ГО;
- Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС) МЧС;
- аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;
- образовательные и научно-исследовательские учреждения;
- медицинские и санаторно-курортные и иные учреждения и организации,находящиеся в ведении МЧС России.
Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС создается российский национальный корпус чрезвычайного реагирования.
МЧС России в своей деятельности руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральными законами;
- Нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ;
- Приказами и директивами ВГК Вооруженными Силами РФ;
- Положением о МЧС России.
Структура центрального аппарата МЧС России
1. Министр;
2. Первый заместитель министра;
3. Заместители министра - 2;
4. Главный военный эксперт;
5. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;
6. Аппарат советников (пресс-служба и внутренняя безопасность).
Департаменты
1. Оперативного управления;
2. Предупреждения чрезвычайных ситуаций;
3. Территориальной политики;
4. Гражданской защиты;
5. Тыла и вооружения;
6. Развития инфраструктуры;
7. Организационно-мобилизационный;
8. Кадровой политики;
9. Международной деятельности;
10. Административно-правовой;
11. Финансово-экономический.
МЧС России, или «Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий», в своем современном состоянии существует с 1991 года. Первым прообразом МЧС были пожарные части, созданные еще при Иване III.
Современное МЧС берет свое начало после распада СССР. С того времени ведомство прошло через две реорганизации – на смену существовавшей со времен СССР организации «Гражданская Оборона» пришел «Российский Корпус Спасателей». Однако, образованный в июле 1990 года, к середине 1991 года данный орган был преобразован в «Государственный Комитет чрезвычайных ситуаций» (ГКЧС). Официальными причинами переформатирования ведомства были названы малая эффективность вследствие недостаточности полномочий в условиях проведения ликвидаций чрезвычайных ситуаций. Но и этот формат ведомства просуществовал недолго –19 ноября 1991 года на основе ГКЧС была создана более эффективная и мобильная структура с названием МЧС, которая с незначительными преобразованиями существует и до сегодняшнего дня.
Основные задачи МЧС России
Основными задачами ведомства принято считать борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и катастрофами на территории России, а также в соответствии с международными договорами и в рамках межгосударственного сотрудничества на территориях других стран.
Но такое понимание слишком упрощено. В перечень направлений деятельности и структурных подразделений МЧС России , наряду с перечисленными ранее, включены:
- ГПС МЧС России (пожарная охрана);
- Служба поисковиков спасателей;
- Авиация;
- Воинские формирования спасения;
- Военизированные горноспасательные части;
- Инспекция по маломерным судам;
- НЦУКС.
Каждое из перечисленных направлений и подразделений заслуживает более широкого рассмотрения.
- ГПС МЧС России, или пожарная охрана определяется как служба для проведения комплекса мероприятий должностными лицами, которые направлены на выявление, предупреждение, локализацию, ликвидацию пожаров и очагов возгораний. Противопожарная служба делится по территориальному признаку на федеральную и субъектную пожарные службы. По официальной статистике, ежегодно пожарная охрана совершает более 2 миллионов выездов, чем спасает порядка 100 тысяч человек в год, а также сохраняет имущества на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
- Поисковая спасательная служба (ПСС) находится в составе МЧС и в чрезвычайных условиях занимается проведением поисково-спасательных операций. В состав ПСС включены региональные спасательные группы (всего 8 - по одному в каждом федеральном округе), а также отдельные спасательные подразделения. Конкретные задачи каждой из групп определяются в соответствии с позицией региональной власти и по согласованию с министерством.
- Авиация российского МЧС функционирует с мая 1995 года. В ее задачи входит осуществление спасательных и гуманитарных акций по всему миру, развитие беспилотной авиации, создание, обеспечение безопасности на дорогах при участии авиационной техники. За все время работы авиация участвовала в более четырёхстах спасательных операциях. Точное количество авиационной техники не раскрывается, однако известно, что на вооружении МЧС стоят тяжелые транспортные самолеты ИЛ-76ТД, самолеты класса «Амфибии» БЕ-200ЧС, многозадачные вертолеты МИ-8ИТВ-1, и пожарные вертолеты КА-32А.
- Спасательные воинские формирования созданы для решения целого ряда задач, условно разделенных на три большие группы: a) мирное время (мероприятия по локализации и ликвидации ЧС, внедрение новых технологических средств ликвидации ЧС, и другие); b) условия чрезвычайных ситуаций в мирное время (разведка в зонах ЧС, локализация и ликвидация ЧС, эвакуация населения); c) условия военного времени (выполнение отдельных мероприятий в зоне боевых действий, эвакуация населения из очагов поражения, гражданская оборона объектов).
- Военизированные горноспасательные подразделения (ВГП) созданы для пресечения аварийных ситуаций при проведении горных работ, выполнения операций по спасению людей и минимизации ущерба в ходе аварий; оказания необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим в ходе аварийной ситуации при горных работ. Структура ВГП включает в себя горноспасательный центр, управление спасательными частями в строительстве, а также военные спасательные части.
- Инспекция по маломерным судам проводит технический мониторинг за маломерными судами и их стоянками, обеспечивает сохранность жизни людей на объектах в пределах своей компетенции. Основной кадровой единицей являются инспекторы по маломерным судам.
- НЦУКС – центр управления в кризисных ситуациях проводит накопление и обработку информации о чрезвычайных происшествиях по всей стране, осуществляет прогнозирование возможного наступления чрезвычайных происшествий.
- Помимо вышеуказанных направлений, МЧС имеет специальные образовательные учреждения, где занимается подготовкой кадров для целевой службы в системе.