Структура мчс рф. История создания и заслуги МЧС. Справка Перечислить службы входящие в состав мчс

· Региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (Северо-западный – Санкт-Петербург; Центральный – Москва; Южный – Ростов-на-Дону; Приволжско-Уральский – Екатеринбург; Сибирский – Красноярск; Дальневосточный – Хабаровск).

Основные задачи регионального центра МЧС России

1) реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

2) осуществление управления в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление контрольных функций в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

4) осуществление деятельности по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях федерального уровня.

Региональный центр МЧС России осуществляет следующие основные функции :

1) разрабатывает и представляет предложения по реализации государственной политики и проекты нормативных правовых актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также другие документы;

2) разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях регионального центра МЧС России и другие организационно-планирующие документы;

3) организует прогнозирование ЧС в рамках системы мониторинга и прогнозирования ЧС, работу по предупреждению и ликвидации ЧС федерального уровня, спасению и жизнеобеспечению людей при этих ЧС, обеспечивает поддержку ликвидации ЧС регионального и межмуниципального характера, а также своевременное принятие управленческих решений при переходе этих ЧС на федеральный уровень;

4) организует работу по предупреждению пожаров, а также контроль за организацией тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством РФ;

5) организует деятельность подчиненных поисково-спасательных подразделений, авиации и других сил МЧС России;

6) организует в установленном порядке поиск и спасание людей на водных объектах;

7) организует совместно с органами исполнительной власти формирование и доставку грузов гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате ЧС, в том числе и населению зарубежных стран;



8) организует методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при подготовке молодежи по основам БЖД;

9) осуществляет контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления ГО и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

10) осуществляет предупреждение и ликвидацию ЧС на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ и контролирует организацию представления деклараций безопасности собственниками этих объектов;

11) осуществляет координацию деятельности и взаимодействие соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области ГО;

12) осуществляет контроль за поддержанием в готовности убежищ и иных объектов ГО, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения;

13) осуществляет руководство хранением и использованием в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

14) осуществляет в установленном порядке меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности на объектах, подведомственных МЧС России, а также ликвидацию последствий террористических актов;

15) участвует в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также осуществляет пропаганду в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

16) участвует в управлении РСЧС в пределах своей компетенции;

17) участвует в координации деятельности всех видов пожарной охраны;

18) участвует в организации подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях специалистов для войск ГО, ГПС, ГИМС МЧС России, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других сил МЧС России;

19) участвует в авиационном обеспечении экстренного реагирования на возникающие ЧС, проведения специальных аварийно-спасательных, пожарных, медицинских, патрульных и других видов работ.

· Государственная противопожарная служба (ГПС)

Основными задачами ГПС являются:

Организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;

Организация и осуществление государственного пожарного надзора;

Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;

Профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся:

Во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО),

5 ведомственных учебных заведениях (СПбУГПС МЧС РФ; Академия ГПС МЧС РФ – Москва; Уральский институт ГПС МЧС РФ;)

94 испытательных пожарных лабораториях.

Одно из важнейших направлений деятельности ГПС – осуществление пожарного надзора.

Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят 1,5 млн. мероприятий по контролю за пожарной безопасностью, предлагают к исполнению до 7,5 млн. противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 тыс. пожаров и сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 миллиардов рублей.

· Войска гражданской обороны - это государственная военная организация, включающая воинские формирования - соединения, воинские части и организации, входящие в состав российского МЧС. Сегодня войска ГО - часть РСЧС. Они составляют основу сил быстрого реагирования "чрезвычайного" ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени. Главными из них являются аварийно-спасательные работы в зонах крупных аварий и катастроф, обнаружение и обозначение районов радиоактивного, химического и биологического заражения, а также специальные мероприятия по защите людей и обеззараживанию техники, зданий и территорий.

В последние годы войска ГО все чаще привлекаются к эвакуации населения, решению вопросов его первоочередного жизнеобеспечения, восстановлению пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов, охране особо важных объектов, а также локализации и тушению крупных очагов лесных и торфяных пожаров.

Подразделения войск ГО не раз работали в зонах вооруженных конфликтов: Южной и Северной Осетии, Абхазии, Грузии, Приднестровье, Югославии, Таджикистане, Чечне, Афганистане. Они обеспечивали людей питьевой водой и продуктами питания, организовывали эвакуацию раненых и доставку почты. Не раз во время крупных эпидемий медики совместно с войсками ГО проводили эвакуацию больных, обеспечивали людей предметами первой необходимости. За последние 10 лет военные спасатели свыше 40 тысяч раз участвовали в ликвидации последствий аварий и катастроф. В результате проведенных операций ими было спасено более 70 тысяч человек.

· Государственная инспекция по маломерным судам РФ (ГИМС России) создана по Указу Президента РФ 28 августа 2003 года № 991, а 6 февраля 2004 года № 47 ГИМС России была передана из ведения МПР России в ведение МЧС России. В систему ГИМС МЧС России входят:

Управление ГИМС МЧС России в центральном аппарате (начальник Управления является Главным государственным инспектором по маломерным судам);

Отделы ГИМС в составе региональных центров МЧС России;

Отделы ГИМС в составе главных управлений МЧС РФ по субъектам РФ (начальники отделов являются главными государственными инспекторами по маломерным судам субъектов РФ);

Центры ГИМС МЧС России по субъектам РФ, в состав которых входят инспекторские отделения, инспекторские участки, группы;

Государственное учреждение «Центр обеспечения деятельности ГИМС МЧС России».

Основными задачами ГИМС МЧС России являются:

Осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

Обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

ГИМС МЧС России осуществляет следующие основные функции :

ü организует надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах;

ü осуществляет классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда;

ü осуществляет учет, ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами;

ü осуществляет аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном;

ü участвует в поиске и спасании людей на водных объектах;

ü осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

В 2009 году государственными инспекторами по маломерным судам было осуществлено около 70 тыс. патрулирований и рейдов на водных объектах России, в процессе которых выявлено более 60 тыс. нарушений правил пользования маломерными судами, допущенных судоводителями маломерных судов, по которым принимались соответствующие меры.

В настоящее время начальником управления государственной инспекции по маломерным судам МЧС России является Вадим Вадимович Серегин.

Должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право :

ü запрещать эксплуатацию маломерных судов, а также помещать их на стоянку и хранение;

ü запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также использование пляжей, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде, угрожает безопасности судоходства и мореплавания;

ü останавливать при необходимости маломерные суда, проверять у судоводителей удостоверения на право управления маломерными судами и регистрационные документы на судно;

ü составлять протоколы об административных правонарушениях, применять административные наказания к должностным лицам и гражданам, совершившим это правонарушение;

ü использовать для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, и транспортировки поврежденных при авариях маломерных судов суда и транспортные средства юридических и физических лиц, кроме судов и транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств и международным организациям.

· Федеральное государственное учреждение «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» (ГОСАКВАСПАС) создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 июня 2001 г. № 486

Основные задачи ГОСАКВАСПАС:

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ;

Участие в подготовке и проведении поисково-спасательных работ, эвакуации и оказании первой необходимой помощи пострадавшим;

Проведение подводных работ специального назначения;

Участие в локализации и ликвидации разливов нефти в водной среде.

Основные мероприятия, реализованные ГОСАКВАСПАС в 2000-2007 гг.:

2000 г. - обследование захоронений химических боеприпасов в Балтийском море. Обследование в Черном море захоронений взрывчатых веществ. Обследование затопленных судов времен Второй мировой войны в Балтийском море.

2001 г. - обследование радиационной обстановки в районе гибели АПЛ «Комсомолец». Обследование захоронений отравляющих веществ и радиационных отходов в Белом море. Обследование радиоизотопных энергетических установок, затопленных в Охотском море.

2002 г. - обследование захоронений радиоактивных отходов в Карском море. Обследование радиоактивных захоронений в Японском море. Обследование мест вероятного затопления подводных потенциально опасных объектов на озере Байкал.

2003 г. - обследование захоронений отравляющих веществ и радиоактивных отходов в северной части Японского моря, в заливах Абросимова и Степового (архипелаг Новая Земля). Обследование районов вероятного захоронения подводных потенциально опасных объектов, содержащих отравляющие химические вещества, в центральной части Белого моря. Поиск, обследование и подъем подводных потенциально опасных объектов на озере Байкал.

2004 - 2006 гг. - поиск и обследование подводных потенциально опасных объектов в Охотском, Карском и Балтийском море, а также на озере Байкал.

2007 г. - поиск и обследование затонувшего на Балтийском море приемо-транспортного судна ПТС-0212, поиск и обследование затонувшего в Куйбышевском водохранилище судна на воздушной подушке «Гепард», участие в ликвидации последствий ЧС в Керченском проливе.

Справка

Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

История МЧС тесно связана с историей российской гражданской обороны, которой 4 октября 2010 г. исполнилось 78 лет . Начало государственной гражданской обороне было положено 4 октября 1932 г. принятием Советом народных комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне СССР», которое впервые определило мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этот день принято считать днем рождения Местной противовоздушной обороны (МПВО) – начального этапа развития государственной системы защиты населения и территорий.

Решение, принятое руководством страны в 1961 г., о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны (ГО), практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения.

27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Этот день считается днем образования МЧС России. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года , когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день - 27 декабря - в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель - С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр - Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.

21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра - подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России - это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.

В настоящее время способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов, катастроф и эффективно бороться с ними становится одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности.

Сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. На основе внедрения современных технических средств и унификации структурных элементов создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО. Осуществлена реконструкция централизованной системы оповещения гражданской обороны на федеральном и межрегиональном уровнях. Предприняты необходимые меры по сохранению материально-технической базы гражданской обороны, системы инженерной защиты населения, запасов материально-технических ресурсов гражданской обороны.

В соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на базе реорганизуемых соединений и воинских частей войск гражданской обороны формируются воинские спасательные формирования постоянной готовности МЧС России, способные эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи мирного и военного времени.

Создана единая система обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения, на основе внедрения современных обучающих методик и технических средств. С целью обучения различных категорий населения и доведения информации создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН). На современном этапе развития сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению мероприятий гражданской обороны, позволяющие гибко и оперативно решать задачи по защите населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России

Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:

Органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;

Силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

Центральный аппарат МЧС России:

Министр. Первый заместитель Министра. Статс-секретарь - заместитель Министра. 3 -Заместителя Министра. Главный военный эксперт. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

Департаменты МЧС России:

Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения. Административный. Надзорной деятельности. Организационно-мобилизационный. Кадровой политики. Международной деятельности. Финансово-экономический. Инвестиций и капитального строительства.

Управления МСЧ России:

Научно-техническое. Государственной инспекции по маломерным судам. Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Авиации и авиационно-спасательных технологий. Федеральной поддержки территорий. Медико-психологического обеспечения. Контрольно-ревизионное. Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ. Информации. Правовое. Военизированных горноспасательных частей.

Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):

Департамент управления. Департамент Гражданской обороны. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения. Департамент мероприятий защиты населения и территорий. Департамент финансово-экономический. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов. Департамент международного сотрудничества. Управление кадров. Организационно-мобилизационное управление. Управление Аппарата Министра. Управление связи и оповещения. Научно-техническое управление. Управление авиации. Правовое управление. Медицинское управление. Хозяйственное управление. Информационный отдел (Пресс-служба).

Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям

РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:

режим постоянной деятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;

режим повышенной готовности, вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

режим чрезвычайной ситуации, вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

a) в режиме повседневной деятельности:

Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;

Сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

Планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

Руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

b) в режиме повышенной готовности:

Усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

Непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;

Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

c) в режиме чрезвычайной ситуации:

Непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

Оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;

Проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

Организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:

Локальные (объектовые), в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;

Местные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);

Территориальные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);

Региональные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;

Федеральные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;

Глобальные, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России.

Спасательными формированиями (отрядами) поисково - спасатальной службы (ППС) министерства;

Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:

Военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково - спасательные и аварийно - восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

Учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

Формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;

Части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;

Силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;

Воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;

Силы и службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;

Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;

Аварийно - спасательные службы Военно - Морского флота России и других министерств;

Военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

Территориальные аварийно - спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;

Подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

Военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;

Аварийно - технические центры и специализированные отряды Минатома России;

Отряды и специалисты - добровольцы общественных объединений.

Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:

Руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);

Постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

Собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.

Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.

С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.

Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:

О стихийных бедствиях;

О случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;

О ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.

Немедленно передаётся информация:

О стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;

Об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;

О визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).

При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.

1. Для атмосферного воздуха:

  • содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
  • в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
  • в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
  • в 50 и более раз (без учёта времени);
  • визуальные и органолептические признаки:
  • появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
  • обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р.
  • (одновременно у нескольких десятков человек);

2. Для поверхностных вод суши, морских вод:

  • разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1 - 2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3 - 4 класса опасности в 50 и более раз;
  • плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км 2 ;
  • сильный необычный запах от воды водоёма;
  • попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;
  • снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;
  • увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
  • массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;

3. Для почв и земель:

  • содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
  • содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
  • в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
  • наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;

4. Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:

  • мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
  • суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м 2 ;
  • концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые единновременно допустимые уровни (ВДУ).

На страницах журнала ПФ.РФ вы найдёте свежую информацию о структурных подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Контактные данные отделений аварийно-спасательной службы страны позволят оперативно связаться с представителями организаций для предупреждения и ликвидации аварии, очага возгорания, последствий технической катастрофы, эпидемии или стихийного бедствия, другим вопросам.

Спектр деятельности службы МЧС

Организации и подразделения министерства чрезвычайных ситуаций России являются полномочным органом исполнительной власти федерального уровня, который занимается разработкой и реализацией госполитики в сфере гражданской обороны, защиты территорий от катастроф техногенных и природных, несущих угрозу жизни и здоровью людей и благополучию экосистем. Сотрудники службы — это преимущественно спасатели, обеспечивающие безопасность населения на воде, при пожарах, а также специалисты, осуществляющие контроль и надзор за гражданскими, промышленными, коммерческими объектами.

Виды подразделений МЧС России

Пожарная охрана

Это специальные подразделения ФПС МЧС России, в которых трудится около 220 тыс. человек. Основная цель службы направлена на предотвращение возникновения пожаров, повышение эффективной противопожарной безопасности населённых пунктов и отдельных предприятий, учреждений.

Поисково-спасательная служба

В организацию входят восемь отрядов РПСО, 38 отдельных филиалов для помощи на воде, Конно-кинологический южный центр, отряд специалистов «Центроспас» , ПСО Байкальский, НУЦ «Вытегра».

Сайты подразделений МЧС по округам:

Авиация

Служба существует с 1995 г. Её сотрудники активно участвуют в тушении пожаров, ликвидации последствий после ЧС, доставке спасателей, стройматериалов, оборудования, гуманитарных грузов, эвакуации населения. В арсенале организации 55 воздушных судов: Ан-3, Бе-200ЧС и т. д. Особенная гордость службы — квалифицированный лётный состав и инженерно-технические сотрудники.

Воинские спасательные формирования

Сотрудники подразделений занимаются в мирное время размещением и обновлением вооружений, техники, предупреждением ЧС, обучением населения, осуществляют радиационную и бактериологическую разведку в местах аварий и катастроф. В военное время специалисты проводят работы по ликвидации последствий применения оружия массового поражения, обезвреживанию бомб.

Горноспасательные военизированные подразделения

Филиалы организации ВГСЧ расположены на территории 32 субъектов РФ и состоят из 18 отрядов. Они оснащены необходимой экипировкой, оборудованием, техникой для помощи пострадавшим сотрудникам, устройствами для проведения контрольно-испытательных работ в шахтах.

Служба по контролю маломерных судов

Организация занимается регистрацией и учётом плавсредств, их освидетельствованием и классификацией. Подразделения службы проводят аттестацию на право управления судами.

НЦУКС

Центр управления во время кризисных ситуаций национального масштаба был сформирован в 1988 г. Его сотрудники занимаются управлением силами и средствами МЧС, предупреждением, а также оповещением населения о возникновении угрозы или наступлении ЧС.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий - является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах («Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий », утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля2004 г. № 868).

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

- территориальные органы - РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ;

- Государственную противопожарную службу МЧС (ГПС);

- Войска ГО;

- Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС) МЧС;

- аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;

- образовательные и научно-исследовательские учреждения;

- медицинские и санаторно-курортные и иные учреждения и организации,находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС создается российский национальный корпус чрезвычайного реагирования.

МЧС России в своей деятельности руководствуется:

- Конституцией Российской Федерации;

- Федеральными законами;

- Нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ;

- Приказами и директивами ВГК Вооруженными Силами РФ;

- международными договорами;

- Положением о МЧС России.

Структура центрального аппарата МЧС России

1. Министр;

2. Первый заместитель министра;

3. Заместители министра - 2;

4. Главный военный эксперт;

5. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;

6. Аппарат советников (пресс-служба и внутренняя безопасность).

Департаменты

1. Оперативного управления;

2. Предупреждения чрезвычайных ситуаций;

3. Территориальной политики;

4. Гражданской защиты;

5. Тыла и вооружения;

6. Развития инфраструктуры;

7. Организационно-мобилизационный;

8. Кадровой политики;

9. Международной деятельности;

10. Административно-правовой;

11. Финансово-экономический.

МЧС России, или «Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий», в своем современном состоянии существует с 1991 года. Первым прообразом МЧС были пожарные части, созданные еще при Иване III.

Современное МЧС берет свое начало после распада СССР. С того времени ведомство прошло через две реорганизации – на смену существовавшей со времен СССР организации «Гражданская Оборона» пришел «Российский Корпус Спасателей». Однако, образованный в июле 1990 года, к середине 1991 года данный орган был преобразован в «Государственный Комитет чрезвычайных ситуаций» (ГКЧС). Официальными причинами переформатирования ведомства были названы малая эффективность вследствие недостаточности полномочий в условиях проведения ликвидаций чрезвычайных ситуаций. Но и этот формат ведомства просуществовал недолго –19 ноября 1991 года на основе ГКЧС была создана более эффективная и мобильная структура с названием МЧС, которая с незначительными преобразованиями существует и до сегодняшнего дня.

Основные задачи МЧС России

Основными задачами ведомства принято считать борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и катастрофами на территории России, а также в соответствии с международными договорами и в рамках межгосударственного сотрудничества на территориях других стран.

Но такое понимание слишком упрощено. В перечень направлений деятельности и структурных подразделений МЧС России , наряду с перечисленными ранее, включены:

  1. ГПС МЧС России (пожарная охрана);
  2. Служба поисковиков спасателей;
  3. Авиация;
  4. Воинские формирования спасения;
  5. Военизированные горноспасательные части;
  6. Инспекция по маломерным судам;
  7. НЦУКС.

Каждое из перечисленных направлений и подразделений заслуживает более широкого рассмотрения.

  1. ГПС МЧС России, или пожарная охрана определяется как служба для проведения комплекса мероприятий должностными лицами, которые направлены на выявление, предупреждение, локализацию, ликвидацию пожаров и очагов возгораний. Противопожарная служба делится по территориальному признаку на федеральную и субъектную пожарные службы. По официальной статистике, ежегодно пожарная охрана совершает более 2 миллионов выездов, чем спасает порядка 100 тысяч человек в год, а также сохраняет имущества на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
  2. Поисковая спасательная служба (ПСС) находится в составе МЧС и в чрезвычайных условиях занимается проведением поисково-спасательных операций. В состав ПСС включены региональные спасательные группы (всего 8 - по одному в каждом федеральном округе), а также отдельные спасательные подразделения. Конкретные задачи каждой из групп определяются в соответствии с позицией региональной власти и по согласованию с министерством.
  3. Авиация российского МЧС функционирует с мая 1995 года. В ее задачи входит осуществление спасательных и гуманитарных акций по всему миру, развитие беспилотной авиации, создание, обеспечение безопасности на дорогах при участии авиационной техники. За все время работы авиация участвовала в более четырёхстах спасательных операциях. Точное количество авиационной техники не раскрывается, однако известно, что на вооружении МЧС стоят тяжелые транспортные самолеты ИЛ-76ТД, самолеты класса «Амфибии» БЕ-200ЧС, многозадачные вертолеты МИ-8ИТВ-1, и пожарные вертолеты КА-32А.
  4. Спасательные воинские формирования созданы для решения целого ряда задач, условно разделенных на три большие группы: a) мирное время (мероприятия по локализации и ликвидации ЧС, внедрение новых технологических средств ликвидации ЧС, и другие); b) условия чрезвычайных ситуаций в мирное время (разведка в зонах ЧС, локализация и ликвидация ЧС, эвакуация населения); c) условия военного времени (выполнение отдельных мероприятий в зоне боевых действий, эвакуация населения из очагов поражения, гражданская оборона объектов).
  5. Военизированные горноспасательные подразделения (ВГП) созданы для пресечения аварийных ситуаций при проведении горных работ, выполнения операций по спасению людей и минимизации ущерба в ходе аварий; оказания необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим в ходе аварийной ситуации при горных работ. Структура ВГП включает в себя горноспасательный центр, управление спасательными частями в строительстве, а также военные спасательные части.
  6. Инспекция по маломерным судам проводит технический мониторинг за маломерными судами и их стоянками, обеспечивает сохранность жизни людей на объектах в пределах своей компетенции. Основной кадровой единицей являются инспекторы по маломерным судам.
  7. НЦУКС – центр управления в кризисных ситуациях проводит накопление и обработку информации о чрезвычайных происшествиях по всей стране, осуществляет прогнозирование возможного наступления чрезвычайных происшествий.
  8. Помимо вышеуказанных направлений, МЧС имеет специальные образовательные учреждения, где занимается подготовкой кадров для целевой службы в системе.