Святая благоверная великая княгиня анна кашинская. Святая благоверная великая княгиня анна кашинская (†1368)

В сонме русских святых благоверная княгиня Анна Кашинская занимает особое место. Каждому святому присуща в большей степени та или иная христианская добродетель. Княгиня Анна воплощает в себе добродетель терпения. Это душевное свойство в христианстве имеет настолько высокое значение, что без него невозможно обретение иных, более возвышенных, добродетелей – смирения и кротости. Оно отворяет дверь ко спасению, полагает основание духовному подвигу. Не случайно апостол и евангелист Лука выделяет его как средоточие христианских добродетелей: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.: 21, 19). В Евангелии на этот счет есть и прямое обетование самого Спасителя: «…претерпевший до конца спасен будет» (Мф.: 10, 22). Значение этих слов раскрывается благодаря связанному с ними пророчеству: «И от умножения беззаконий во многих оскудеет любовь» (Мф.: 24, 12) – то есть способность терпеть оказывается мерой любви в человеческом сердце, мерой зрелости христианского характера.

На долю святой праведной Анны выпало множество скорбей. Она была приуготовлена к монашеству – высшей ступени христианского духовного делания – всей своей предыдущей жизнью. Дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, она проходила земной путь в обстоятельствах, требовавших от христиан предельно строгого хождения в вере – до готовности в любой момент стать исповедником и мучеником за Христа: Русь в ту пору находилась под игом Орды.

С юности княгине пришлось постичь непрочность земного счастья и скоротечность мирских благ. Удары следовали один за другим. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел ее супруг – молодой князь Михаил Тверской. Едва миновала опасность, как во младенчестве умерла Феодора – первенец великокняжеской четы. А в 1318 г. княгиню постигло новое горе: за отказ поклониться идолам в Орде был замучен ее муж – князь Михаил. Для православных людей самым прискорбным обстоятельством было то, что этот эпизод был спровоцирован соперничеством единоверного московского князя Юрия. В истории Церкви нередки случаи, когда подвиг одного из супругов, принявших мученический венец, освящает обоих, поскольку для другого бескровным мученичеством становится сама жизнь. Такова история святых мучеников Адриана и Наталии, сохранившей вдовство после исповеднического подвига мужа. Такова история и св. благоверной княгини Анны Кашинской.

Ожесточенный, воинствующий мир отнимал у нее ближних одного за другим: в 1325 г. старший сын ее, Димитрий-Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского, виновника смерти отца, поразил его и был казнен ханом. В 1339 г. в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам. Это была месть Орды за восстание Твери против татар во главе с двоюродным братом хана Узбека.

Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество – сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Здесь она и преставилась в 1368 г., удостоившись перед кончиной принять великий ангельский образ – схиму. Тело ее было погребено в Успенском храме монастыря.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе постановлено было открыть ее мощи. 21 июня 1649 года состоялось обретение мощей новой святой Русской Православной Церкви. Перенесение их из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей; и тогда Патриарх Иоаким отменил канонизацию. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году.

Хотя церковная развенчанность святой благоверной княгини Анны длилась 230 лет, народ сохранил веру в ее предстательство пред Господом. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

В 1908 г. почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и в 1910 г. в Петербурге был освящен первый храм во имя этой святой. К дню перенесения честных мощей святой благоверной княгини Анны – 12 июня – было приурочено и восстановление ее церковного почитания.

В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.

25 июня Православная Церковь чтит память святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской

Она просияла христианским подвигом в далеком и грозном четырнадцатом веке. Тогда были иные времена и другие жизненные обстоятельства. Тем не менее, и в наши дни православные христиане молитвенно обращаются к святой княгине-инокине в самых различных нуждах, а ее жизненный путь, полный скорбей и страшных потерь, заставляет забыть о собственных житейских невзгодах. Почему русский народ так любит и чтит эту святую? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились в Свято-Алексиевский женский монастырь Саратова, где в храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, есть придел святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской. О почитании святой мы попросили рассказать насельницу этого монастыря монахиню Ангелину (Татаринцеву).

— Когда к нам в монастырь приезжают паломники, мы им рассказываем о святых покровителях нашей обители,— начинает монахиня Ангелина.— Житие княгини-инокини Анны Кашинской, во имя которой освящен малый придел Свято-Алексиевского храма, всегда производит на людей особое впечатление. Ее жизненный путь — это пример христианского терпения, пример мужества в невероятных жизненных испытаниях. «Радуйся, блаженная мати, в женстем естестве мужескую крепость имевшая…» — так прославляется святая в акафисте.

…Будущая святая родилась во второй половине тринадцатого века в городе Кашине в княже-ской семье. С ранних лет она проявляла особую любовь к нищим и обездоленным, часто сама ходила по улицам, отыскивала нуждающихся и всячески им помогала.

В 1294 году Анна выходит замуж за Тверского князя Михаила, которому через несколько лет по наследству достается право великого князя Владимирской Руси. Однако с притязаниями на великое княжение выступает Московский князь Юрий, и начинается затяжная кровопролитная борьба за великокняжеский престол между Москвой и Тверью, которая продлится полторы сотни лет. Все эти годы Русь будет стонать от бесконечных татарских набегов и междоусобной бойни.

Собрав большое войско, Московский князь Юрий вторгся в Тверскую землю и в течение нескольких месяцев грабил, жег и убивал. Князь Михаил выступил с ратью и в сорока верстах от Твери наголову разбил врага. Юрий, бросив войско, бежал с поля боя. Михаил захватил в плен бояр, а также супругу Юрия Кончаку, сестру ордынского хана Узбека, которая, к несчастью, скоропостижно умирает в Твери. Юрий спешит в Орду с клеветой о том, будто Кончаку отравили.

Тверскому княжеству грозило страшное разорение: заявится на Тверскую землю смертоносная татарская конница — и будет Орда терзать Русь когтями, рвать клыками, жечь огнем. На своих низкорослых, невероятно выносливых лошадях, способных кормиться в степи даже зимой, вырывая копытами из-под снега мерзлую траву, пронесется по Руси татарское войско, вырезая, по завету Чингисхана, даже детей, доросших до оси тележного колеса. Пронесется — и отхлынет назад, оставив после себя трупы и пепелища… Князь Михаил мог бы собрать войско и, встретив врага под Тверью, во главе отборного, закованного в латы полка ринуться в самую гущу татарской рати и умереть с мечом в руке — как князь и воин. Но Михаил решает поехать в Орду на муки и позорную смерть, чтобы своей головой отвести погром от Тверского княжества. Княгиня Анна не стала отговаривать мужа. Летописи сохранили слова, сказанные княгиней при расставании:

«Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти... Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив…»

Князю Михаилу в Орде надели на шею деревянную колодку и после долгих истязаний зарезали. Такой ценой Тверь была спасена от разорения. Лишь после заключения унизительного договора с князем Юрием Московским княгиня Анна получила мертвое тело своего супруга, которое оказалось нетленным. Князь-мученик был канонизирован в 1549 году…

— К святой Анне Кашинской люди обращаются в самых различных житейских нуждах, — рассказывает монахиня Ангелина.— Приходят помолиться супружеские пары, которые не имеют детей или согласия в семье. Считается, что святая Анна Кашинская, претерпевшая при жизни череду страшных семейных потерь, имеет особое дерзновение перед Богом в молитвах о разрешении семейных неурядиц.

…Один за другим гибнут дети княгини Анны. В 1325 году ее старший сын, Дмитрий, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца,— убил его, за что был казнен ханом. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы, а тела разъяли по суставам. Казалось, страшным потерям не будет конца. Вскоре после мучениче-ской кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась на родину в Кашин, в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме; тело ее было погребено в монастырском храме в честь Успения Пресвятой Богородицы.

— Со временем имя княгини-инокини начало забываться,— продолжает монахиня Ангелина.— Однако в 1611 году, когда Кашин осадили поляки и литовцы, святая Анна явилась в схимническом облачении тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму и повелела, чтобы гроб ее почитали, чтобы на ее могиле служили литии, ибо она молит Господа и Пресвятую Богородицу об избавлении Кашина от врагов. После этого Герасим был исцелен, а город спасен от разорения.

…У гроба Анны Кашинской начались многочисленные чудеса и исцеления. Известия об этом дошли до царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, и на Московском земском соборе 1649 года Анна Кашинская была причислена к лику святых. 12 июня 1650 года состоялось торжественное перенесение мощей из деревянной Успенской церкви в Воскресенский собор.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, которые усмотрели, что пальцы правой руки ее честных мощей якобы сложены в старообрядче-ское двуперстие. Тогда, чтобы ограничить распространение раскола, церковные власти пошли на беспрецедентные меры — через тридцать с лишним лет после прославления, в 1677 году, запрещается поклонение святым мощам Анны Кашинской и совершение молебнов как святой. Это необычайное событие, которое получило название «деканонизация», исключительное в истории Русской Православной Церкви.

Но, несмотря на деканонизацию, почитание княгини-инокини в Тверской епархии не прекратилось, люди молитвенно обращались к святой Анне Кашинской и получали помощь. Писались иконы святой; до определенного года велась запись исцелений. В 1908 году император Николай II дал согласие на повторную канонизацию. 11 апреля 1909 года Святейший Синод объявил днем памяти святой Анны Кашинской 12 июня (25 июня по новому стилю) — годовщину перенесения ее мощей. В Свято-Алексиевском монастыре Саратова в храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, есть образ святой Анны Кашинской с частицей ее мощей…

— В 2001 году,— рассказывает монахиня Ангелина,— протоиерей Николай Архангельский и несколько сестер нашей обители поехали в Кашин на день празднования памяти святой. В Кашине по благословению Правящего Архиерея Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора нашему монастырю была передана в дар икона Анны Кашинской с частицей ее мощей, которая теперь находится в Свято-Алексиевском храме. Прихожане очень любят и чтят эту святую. Когда мы совершаем богослужение в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, после службы люди просят открыть Свято-Алексиевский храм, чтобы приложиться к иконе Анны Кашинской.

К этой святой люди обращаются с самыми различными просьбами. Ждут ее помощи и прихожане и сестры обители, ведь святая Анна Кашинская несла свой крест и в миру, и в монастыре, поэтому она считается как покровительницей семьи, так и помощницей тех, кто избрал монаше-ский путь.

С вятая Анна Кашинская — живой символ кашинской земли, ее небесная защитница и ходатаица. Ей выпала труднейшая судьба, но все беды и горести она переносила с истинно христианским смирением, ни в чем не уступив сомнениям и соблазнам «мира сего».

Чтобы увидеть, как любима и почитаемая святая Анна Кашинская, стоит побывать в Кашине 25 июня (по новому стилю) - в день перенесения, когда по городу идет многотысячный крестный ход. Впрочем, в какое бы время вы ни оказались в Кашине, здесь всегда чувствуется особое участливое присутствие небесной покровительницы города. Ее молитвенным заступничеством многие объясняют то, что в годы Великой Отечественной войны захватившие Тверь немецкие войска так и не овладели Кашином. И по сей день в речи кашинцев то и дело слышится: «Ну, как Матушка управит», «Помолимся Матушке», «Матушкиными молитвами все устроится».

Земная жизнь святой Анны Кашинской (память ее празднуется 25 июня и 15 октября по новому стилю) вполне объясняет определение, данное подвижнице летописцем, — «многоскорбная». Святая благоверная великая княгиня родилась около 1278 года в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. Она была праправнучкой святого князя Михаила Черниговского и правнучкой святого князя Василька Ростовского, дед же ее, князь Борис Василькович, твердо отстаивавший интересы родного народа и родной земли во время своих неоднократных поездок в Орду, известен как «печальник земли Русской».

Тропарион

Тропарь святой благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподоб-ная мати, великая княгине ино-кине Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела есй во граде Кашине твоими добродетель- ми, всех удивила еси чудным твоим житием, тёмже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребывавши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

О детстве и юности святой точных сведений не сохранилось. В 1294 году скончался отец Анны, и тогда же ее выдали замуж за князя Михаила Ярославича Тверского. Венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе Твери (в годы советской власти этот храм разрушили, но сейчас собираются восстанавливать). Летописи сообщают о рождении у супругов детей: в 1298 году родился сын Дмитрий, в 1299-м — дочь Феодора (умерла в младенчестве), а затем еще три сына: в 1300 году — Александр, в 1306 году — Константин, в 1309 году — Василий. После кончины великого князя Владимирского Андрея в 1305 году Михаил Тверской по старшинству стал его наследником.

Именно в годы правления Михаила Ярославича начался спор между Тверью и Москвой за великокняжеский престол. Московский князь Юрий Данилович оклеветал Михаила Тверского перед ханом, и того вызвали в Орду. Княгиня Анна проводила мужа до устья реки Нерли и, простившись с ним, с великой скорбью вернулась в Тверь. 22 ноября 1318 года святой благоверный князь Михаил был убит в Орде, но в Твери узнали об этом только спустя два года, когда вернулся в Москву князь Юрий, привезший его святые останки.

Получив страшную весть, княгиня Анна плакала горько и неутешно много дней. 6 сентября 1320 года тело князя-мученика доставили в Тверь. Анна выехала навстречу ему с детьми и боярами. Гроб с пением понесли в Спасо-Преображенский собор. Несмотря на то, что тело везли в жару, а до того оно два года оставалось непогребенным, тление совершенно не коснулось его.

Много тяжкого пришлось перенести княгине Анне после кончины супруга. В 1325 году ее старший сын, князь Дмитрий, встретил в Орде князя Юрия Даниловича и в присутствии хана убил его, за что и был тут же казнен. Через два года в Твери вспыхнуло крупное восстание против татар, не имевшее успеха — город был взят татарами и страшно разорен. Тогда княгине Анне пришлось скрываться. Сын ее, тверской князь Александр, бежал сначала в Псков, а позже — «в Литву и немцы». Но затем, чтобы дети его не лишились, по тогдашнему закону, права на престол, он вернулся на родину и вынужден был ехать в Орду с повинной. Провожали его мать княгиня Анна с семьей и весь город. В Орде князя Александра и старшего его сына, Феодора, по приказанию хана убили. Тела их привезли в Тверь и погребли в соборе. Княгиня Анна с детьми долго оплакивала своих сына и внука.

Перенеся все эти скорби, княгиня Анна приняла монашеский постриг — по преданию, в тверском Софийском монастыре — с наречением имени Софья. Но и в обители ее находили печальные известия о все новых и новых напастях. Княгине-инокине пришлось пережить междоусобия младшего сына Василия с внуками Всеволодом и Михаилом, а также смерть восьми членов княжеской семьи во время чумы 1365 года. В конце жизни она переехала в Кашин, которым правил князь Василий, и с именем, по одним сведениям, Анна, а по другим, Евфросиния, приняла схиму в кашинском Успенском монастыре. Предстала пред Господом великая княгиня-инокиня в 1368 году.

Уникальный случай: Анну Кашинскую канонизировали дважды (а между этими канонизациями произошла ее деканонизация). В первый раз она была прославлена в 1650 году; тогда же ее честные мощи, обретенные еще в 1611 году (о чем рассказывает «Чудо о пономаре именем Герасиме»), перенесли, при участии молодого царя Алексея Михайловича, из Успенской церкви в Воскресенский собор. Но спустя без малого тридцать лет, после проведения нового исследования случаев исцеления от мощей святой, ее имя исключили из святцев. И лишь в 1908 году Святейший Синод, с согласия императора Николая II, восстановил общецерковное почитание благоверной княгини.

Анна Кашинская (в монашестве - София) - Святая Благоверная Княгиня-инокиня, родилась в октябре 1280 года.

Память Святой Преподобной Анны Кашинской совершается трижды в год: 15 октября в день преставления (н. ст или 2 октября по ст. стилю), 25 июня в день вторичного прославления в 1909 году (н. ст или 12 июня по ст. стилю) и 3 августа в день обретения честных мощей (н. ст или 21 июля по ст. стилю).

Одна из трех дочерей ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1294 году 8 ноября в Спасском соборе города Тверь состоялось её венчание с князем Михаилом Тверским.

У супругов родились дочь и четверо сыновей:

  • Дмитрий Грозные Очи (родился 15 сентября 1298 года);
  • Феодора (родилась 11 октября 1299 года);
  • Александр (7 октября 1300 года);
  • Константин (1307 год);
  • Василий (между 1307 и 1318 г.).

Л етом 1318 года Анна вместе с сыном Василием провожала мужа Михаила Тверского в последнюю для него поездку в Золотую Орду. 22 ноября 1318 года Михаил Тверской был казнен ханом Узбеком, впоследствии тело его было привезено в Тверь 6 сентября 1319 года. Погибли в Золотой Орде и её сыновья Дмитрий Грозные Очи (1326), Александр (1339), внук Фёдор (1339).

В ремя принятия монашеского пострига Анной Кашинской неустановленно. В 1358 году она упоминается как София в Тверском женском монастыре во имя Святителя Афанасия. Летом 1367 года князь кашинский Василий Михайлович, сын Анны Кашинской, захватил Тверь, но пришедшие на помощь литовский войска заставили его оставить город. Вместе с сыном Тверь покинула и Анна Кашинская . Местом её духовных подвигов стал . Скончалась Анна Кашинская 2 октября 1368 года (ст. стиль).

Схима Преподобной Святой Анны Кашинской в Успенском соборе, 1910 год

М есто погребения Анны Кашинской было найдено в 1611 году. Об этом повествует «Чудо о пономаре Герасиме». В старой деревянной Успенской церкви, которая сильно обветшала, разрушился церковный помост, таким образом, бывший под полом гроб оказался на поверхности. Не зная чьё это захоронение, жители города Кашина относились к нему без должного благоговения. В одну из ночей пономарю Успенской церкви Герасиму явилась Анна Кашинская со словами: «Почему гроб мой ни во что не ставите и меня призираете? Сколько мне быть попираемой вашими ногами?». Также дала наказ Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма.

М ногочисленные чудеса и исцеления стали происходить после этого у гроба Анны Кашинской. Всего до прославления святой Анны было записано 41 чудо. В город Кашин привозили больных из различных городов российских. В 1645 году побывал в Кашине и боярин В. И. Стрешнев - родственник царя Михаила Феодоровича. Он-то и подал челобитную царю о прославлении святой Анны. В 1647 г. царь Михаил Феодорович умер, не успев отдать распоряжений.

Л ишь в 1649 году по повелению царя Алексея Михайловича состоялось освидетельствование мощей Анны Кашинской, сопровождавшееся чудесами. Анну Кашинскую причислили к лику святых. 12 июня 1650 года произошло перенесение её мощей в Воскресенский собор.

В 1650-1652 г.г. было написано «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской». Канон и тропарь на обретение мощей написаны кашинским протоиереем Иваном Наумовым и посадским человеком Семеном Осиповым. Житие Анны Кашинской скорее всего написал старец Соловецкого монастыря Игнатий. В 1675-1676 г.г. был создан комплекс агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской.

В 1677 году царь Феодор Алексеевич должен был посетить город Кашин и мощи Анны Кашинской. Однако патриаршая комиссия, направленная в тот год 12-21 февраля, приняла решение о запрете почитания мощей Анны Кашинской. Данное решение было озвучено на малом соборе в Москве. Решение это было утверждено и Собором 1678-1679 г.г. Тогда же был переименован придел во имя Анны Кашинской Успенского собора в честь Всех святых. Основания для деканонизации были представлены в 13 пунктах. Основной из них звучал так: «правая рука согбена, яко двуперстно благословляющая».

П очитание Анны Кашинской после деканонизации в самом Кашине не прекратилось. Тверские епископы видя продолжающиеся исцеления у её гроба этому и не противились. В 1818 году разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти Анны Кашинской и Священный Синод. 2 октября 1899 года Тверская консистория ознакомилась с рапортом протоиерея Иоанна Аменитского об исцелении Е.С. Зубановой по молитвам Анне Кашинской. Тогда же Тверской и Кашинский архиепископ Димитрий распорядился возобновить запись о чудесах исцеления у мощей Анны Кашинской, которая продлилась вплоть до 1909 года.

В 1901 году архиепископ Димитрий обратился в Синод с просьбой о восстановлении совершения служб Анне Кашинской. От киевского митрополита Феогноста было получено положительное заключение, но разрешение не было дано. Лишь после съезда архиереев в Киеве в 1908 году Священный Синод дал свое согласие испросив прежде согласие императора на восстановление общецерковного почитания Анны Кашинской. Днем памяти Анны Кашинской Священный Синод определил 12 июня (ст. стиль). Ныне каждый год 25 июня город Кашин принимает многочисленных паломников, приезжающих на Крестный ход во имя Святой Благоверной княгини-инокини Анны Кашинской.

Вопрос : Где находятся мощи Анны Кашинской?

Ответ : Мощи Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской находятся с 1993 года в Вознесенском кафедральном соборе (северная часть храма, рядом с алтарем).

В 1994 году, 25 июня, День города Кашина и День почитания Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской был совершен первый Крестный ход с её мощами по следующему маршруту: Вознесенский собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор. Ныне Крестный ход проводится по маршруту: Вознесенский собор, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.

К овчег с мощами Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской помещен в серебряную раку, имеющую вес 54 кг., изготовленную мастером из Сергиева Посада на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов России.

О , преподобная мати Анно, моли Бога о нас!

«Кашин Православный» 2010-2014

Святая благоверная великая княгиня Анна родилась в конце ХIII века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия. Промыслом Божиим ей, дочери Ростовского князя и супруге великого князя Михаила Тверского, предназначено было испить горькую чашу страданий и стать утешительницей горя народного, известной в истории как "Анна, Кашинская чудотворица".

Княгиня Анна - правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского (Василька) и внучка святого князя Михаила Черниговского, принявших в Орде мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Она выросла в страхе Божием, в умилении перед родственниками - мучениками за веру. Благоверная княгиня Анна всей своей многострадальной жизнью несла подвиг праведной женственности - целомудрия, безусловного послушания воле Божией, беззаветно-кроткой покорности и верности мужу, а затем - подвиг безутешного вдовства, украшенный монашеским чином.

Господь благословил ее брак четырьмя сыновьями и дочерью, умершей во младенчестве. В эпоху монголов жизнь благоверных княгинь была тяжела: беспрестанное чувство тревоги, неуверенности в будущем, опасения за жизнь князя, детей, за родную землю. Княгине Анне не раз приходилось провожать мужа в походы, оплакивая его, как перед смертью.

В 1318 году князь Михаил отправился в Орду, чтобы отвратить нашествие татар, которое должно было принести разорение всей Тверской земле. Княгиня Анна знала, что он идет на верную смерть, но как истинная христианка благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: "Молю тебя, господин мой, когда предстанешь пред нечестивым царем как добрый воин Христов и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, единого Господа Иисуса Христа". В прощальных словах княгини Анны - вся глубина любви ее к Богу, жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души. Христианская разлука князя Михаила и княгини Анны, когда он сознательно на подвиг шел, а она волю Божию принимала и на страсти провожала, навсегда осталась в народной памяти красотою веры и супружеской любви. Святой князь Михаил Тверской был замучен в Орде. Только через год получила Анна нетленное тело своего князя.

По кончине мужа скорби княгини Анны умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын - великий князь Тверской Димитрий "Грозные очи". В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан разгромил Тверь. Княгине Анне со снохами и внуками пришлось долго скитаться, пока сыновья ее были в бегах. В 1339 году князь Александр и его сын Федор были убиты в Орде. Испытания следовали одно за другим, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Анна вынесла все. Измученная горем, она приняла монашество, уже, будучи старицей, после гибели сына Александра и внука Федора - крайнего предела своих страданий. "В женском естестве мужескую крепость имела еси" - так ублажает Церковь святую Анну за ее душевную стойкость. По просьбе своего любимого сына Василия княгиня Анна перебралась в его удел, в город Кашин, в специально для нее построенный Успенский монастырь.

Анна-инокиня - любимый народом образ настрадавшейся русской женщины, которая, как обычно бывало в Древней Руси, обрела, наконец, за монастырской стеной покой в Боге. 2(15) октября 1368 года она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. Так закончилась многострадальная земная жизнь великой княгини Анны.

После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. 21 июля (3 августа) 1649 года были обретены ее нетленные мощи, а 12(25) июня 1650 года княгиня Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12(25) июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.

Ныне мощи преподобной Анны покоятся в Вознесенском кафедральном соборе. К ним притекает множество верующих за помощью благоверной княгини, особо проявляющуюся в заботе о немощных, болящих и страждущих. Благоверная княгиня Анна является покровительницей семьи, ее благополучия, умирительницей раздоров и неурядиц.