Свято михайловский златоверхий мужской монастырь. Михайловский златоверхий собор. История создания михайловского златоверхого монастыря

Построен в 1108-1113 годах киевским князем Святополком Изяславовичем, разрушен большевиками в 1934-1936 годах.
Восстановлен в 1997-1998 годах, (официально открыт 30 мая 1999 года). Является одним из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
________________________
Во времена князя Владимира Крестителя на месте современного собора Архангела Михаила находилось капище самых известных языческих божеств - Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога. После уничтожения пантеона место пустовало, но в начале 11 столетия первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева…

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича - Петр-Ярополк и Михаил-Святополк - основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. Временные рамки строительства собора Архангела Михаила определяются по «Повести временных лет». Под 6616 г. (1108 г.) говорится, что «заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля».

В этом же году (1108 г.), в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Архангела Михаила, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.

Собор Архангела Михаила был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.

Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей.

В 1240 году Михайловский монастырь был опустошен монголами.

В XIV веке монастырь попал под власть литовских князей и пришел в запустение.

В 1620 году игумен Иов Борецкий совершает полную реставрацию собора. В скором времени собор возвращает себе былое величие.

Немалое значение имели жертвы на церковь украинских гетманов разных времён. Богдан Хмельницкий своими средствами, обновил позолоту на центральном куполе храма.

При императоре Петре, невысокие стены было достроены так, чтобы они сравнялись со стенами главного храма.

В начале XVIII века в результате, зачастую, необдуманных надстроек или перестройки храм едва не раскололся пополам. Окончательный вид архитектурный шедевр приобрел после реконструкции 1746 года - собор становится семикупольным.

С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего, с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Житие преподобного Алимпия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, «во дни благоверного князя Всеволода Ярославича» (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его «на учение иконного писания» кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алимпий «добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело». В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям художественной константинопольской школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.

В эпоху раздробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство «мерцающей живописи» угасло - для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства.

Часть мозаик Михайловского собора - «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» - в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора.

Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной.

«…А особливо церковь и монастырь знаменито прославил сей князь великий чудотворными святыя великомученицы Варвары мощами, из Царяграда привезенными, у приданное супруги ево царя греческого Алексея Комнина дочере благоверной Варваре Алексеевне данными и доныне нетленно почивающими и чудодействующими» - говорится в «Историческом и топографическом описании Киева» от 20 января 1787 года. Но, как свидетельствуют исторические источники, у Алексея Комнина никогда не было дочери Варвары. Первая жена Святополка была родом из Византии и носила имя Варвара. То есть, возможно, именно она привезла мощи в Киев. Это торжественное событие могло состояться между 1065-1075 годами.

Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром.

В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время - главный враг шедевров - сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары.

В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.

К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии - фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Храмовый образ Архангела Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 году, сделан на доске из чистого золота, весом около 10 фунтов, и осыпан бриллиантами и другими драгоценными камнями.

В 1919 году, большевистской властью было конфисковано имущество храма «Для нужд Красной Армии», а в последствие, в 1934 г. ответственность за разграбление имущества переложили на монахов.

26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину - под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора.

Множество произведений искусства в период 1934-1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор.

Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева.

В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.

Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) - один из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Росписи собора Архангела Михаила, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 г. - Варваринский и Екатерининский приделы.

C 2001 года министерство культуры РФ осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение министерства культуры Украины.

На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

Покровителя города. Кроме несомненных художественно-архитектурных достоинств собора, его особенностью является то, что он был первым на Руси храмом, купола которого покрывало золото. Это и дало название всему монастырскому комплексу.

Собор, возведённый князем Святополком

Принято полагать, что строительство монастыря связано с именем киевского митрополита Михаила, выдающегося церковного деятеля X века. Однако возведение знаменитого златоверхого собора началось лишь спустя столетие, во времена правления князя Приняв крещение, он был наречён Михаилом, и возведение храма стало знаком его смиренного преклонения перед дарованным ему небесным покровителем.

Возведённый благочестивым князем, собор занимал немаловажное место в жизни горожан, так как Киев находился под небесным покровительством архангела Михаила. Неслучайно Свято-Михайловский Златоверхий монастырь, в комплекс которого он входил, с XII века стал местом захоронения лиц княжеского рода. Это был своего рода пантеон, запечатлевший на своих могильных плитах значительный период истории Киевской Руси.

Первые золотые купола на Руси

В 1108 году свершилось знаменательное событие в жизни монастыря: из византийской столицы Константинополя были перенесены в него мощи великомученицы Варвары, ставшие главной святыней обители. К этому же периоду исследователи относят и рождение новой по тем временам архитектурной традиции золочения куполов. Церковь святого архангела Михаила была первой на Руси, где зодчие осуществили это новшество.

Нашествие татар и польская юрисдикция

Тяжело отразились на судьбе обители годы нашествия иноплеменных завоевателей. Среди них наибольший ущерб монастырю причинили полчища татар, захватившие Киев в 1482 году. Ими были разрушены многие постройки на территории обители и уничтожены бесценные памятники древнерусской живописи и письменности.

Когда Михайловский Златоверхий монастырь, вместе со всем Киевом, попал под юрисдикцию польских королей, ему были жалованы грамоты, дававшие право самостоятельно избирать игуменов и обеспечивавшие независимость от церковной власти митрополитов и произвола воевод. Это послужило толчком к его развитию, и, как следует из исторических документов той эпохи, к середине XVI века обитель становится крупнейшим и богатейшим религиозным центром Киева.

Борьба с униатами

Свидетелем драматических событий Михайловский Златоверхий монастырь стал в начале XVII века, когда король Польши передал его во владение униатов - представителей греко-католической церкви, пытавшейся распространить своё влияние на территорию южных и юго-западных районов России.

Их попыткам овладеть монастырём и принадлежащими ему имениями положили конец казаки, с оружием в руках вставшие на защиту отеческих святынь.

Кровь защитников обители пролилась не зря. Благодаря их мужеству монастырь остался в ведении православной церкви, а его игумен Иов Борецкий был возведён в митрополиты. Оставшись жить в стенах обители, он тем самым значительно повысил её статус, сделав на долгие годы постоянной митрополичьей резиденцией.

События XVII-XVIII веков

Очередным важным этапом в жизни обители стал 1654 год, когда произошло присоединение Киева и подвластных ему территорий к Российскому государству. Несмотря на то что Михайловский Златоверхий монастырь лишился части своих земельных имений, ставших собственностью Речи Посполитой, эта потеря была с лихвой возмещена гетманами и казацкими старшинами, отписавшими во владение монахов значительные территории, расположенные в Начиная с 1800 года монастырь стал также резиденцией викариев киевской епархии.

В период XVII-XVIII веков весь комплекс зданий подвергся значительной перестройке в модном для того времени стиле барокко. В результате проведённых работ древнюю, ещё домонгольскую церковь включил в себя собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. От неё остались лишь алтарные абсиды, фрагменты стен и центральный купол. Особое внимание было уделено старинным мозаикам и фрескам, украшавшим стены храма. Достаточно изученные искусствоведами, они были впоследствии расчищены и отреставрированы.

Вспоминая дореволюционную историю монастыря, нельзя не упомянуть принадлежавший ему скит, построенный недалеко от Киева, и находившийся поблизости от него одноименный женский монастырь, переведённый в 1712 году на Подол. Эта святая обитель была также основана в честь небесного покровителя города - архангела Михаила.

Ни от татарских полчищ, ни от иноземных завоевателей Михайловский Златоверхий монастырь не понёс таких невосполнимых утрат, как от собственных граждан, охваченных в советский период атеистическим безумием. Когда столица УССР была перенесена из Харькова в Киев, и потребовалось много места для строительства административных зданий, республиканские власти распорядились снести старинный собор.

Несмотря на все попытки искусствоведов спасти от разрушения уникальный памятник старины, в 1934-1936 году были проведены работы по его демонтажу. Мозаики и фрески Михайловского собора Златоверхого монастыря удалось частично спасти. Они были укреплены на новом основании и помещены в Софийском соборе, расположенном в центре Киева.

Православные святыни, ставшие музейными экспонатами

Для сохранения мозаичного панно «Евхаристия» пришлось построить в помещении выставочного зала Софийского собора стену, в точности воспроизводящую очертания алтарной абсиды Михайловского храма. Прочие фрагменты мозаики и фресок вошли в коллекции музеев Москвы, Ленинграда и Киева.

В период немецкой оккупации мозаика и фрески, украшавшие некогда Михайловский Златоверхий монастырь, были вывезены в Германию. По окончании войны они вернулись в нашу страну, но уже не на берега Днепра, а в музейные фонды других городов. Мощи на протяжении многих веков являвшиеся главной святыней монастыря, с начала шестидесятых годов покоятся во Владимирском соборе Киева. Михайловского Златоверхого монастыря можно было увидеть в Москве, Ленинграде и Новгороде.

Следует констатировать весьма печальный факт. План строительства административного здания на том месте, где прежде находился главный собор Михайловского Златоверхого монастыря, так и не был реализован. Уничтожив ценнейший памятник древнерусского храмового зодчества, власти оставили на его месте пустырь, в течение всего советского периода свидетельствовавший об их варварском отношении к собственной истории.

Возрождённая святыня

Восстановленный в конце девяностых годов по проекту архитектора Ю. Лисицкого, храм был торжественно открыт 30 мая 1999 года. В него вернулись многие предметы былого убранства, хранившиеся до той поры в музеях страны, а фронтон украсила копия старинной скульптуры архангела Михаила.

На колокольне, воссозданной по старинным изображениям, установили современный музыкальный инструмент - карильон. С его помощью профессиональные музыканты исполняют сложные духовные композиции.

Побывав в Киеве нельзя не посетить и Михайловский Златоверхий собор. Он сверкает позолоченными куполами напротив Софийского собора. В настоящее время Михайловский собор – один из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

2.К сожалению, древний собор не сохранился, и тот, который мы сейчас видим отстроен практически заново и открыт в 1999 году.

С древних времен св. Михаила принято считать патроном украинской столицы.
Михайловский собор не является самым первым храмом, посвященным этому святому. Он появился в XII веке.
Основан внуком Ярослава Мудрого князем Святополком Изяславичем. «Повесть временных лет» датирует начало строительства храма 1108 годом.
Строительство длилось пять лет и завершилось в 1113 году. Михайловский Златоверхий собор был одной из трех церквей, входивших в состав Свято-Дмитриевского монастыря. Со временем святая обитель стала называться по имени своего главного храма – Михайловским Златоверхим монастырем. (Михайловские церкви и монастырь)

3.Строили его по византийской традиции и по византийской же украшали – богатыми мозаиками и фресками. Жена Святополка – византийская принцесса Варвара – привезла в в приданое мощи Великомученицы Варвары. Местом хранения святыни избрали Михайловский храм.

С самого начала Михайловская церковь была однокупольной и среди других церквей Киева выделялась тем, что купол был позолочен. Отсюда и название собора и монастыря – Золотоверхий. Забегая наперед, скажем, что семикупольным, таким, как мы его знаем сегодня, собор стал только в XVIII веке. (Собор-феникс)

4.В XVII ст. Киевский митрополит и игумен монастыря Иов Борецкий превращает монастырь в резиденцию митрополита, оставляет в наследство средства для строительства колокольни, появившейся в начале XVIII ст. Монастырю покровительствовали Петр Могила, гетманы Иван Выговский, Демьян Многогрешный и Иван Мазепа, давший средства на серебрянную с позолотой раку для мощей Варвары. А Иван Скоропадский пожертвовал резной с позолотой иконостас и позолоченный горельеф Архистратига Михаила, который установили на фронтоне собора. В дальнейшем на средства российских вельмож и лично Петра I построили Катерининский придел и возвели шесть куполов. (Собор-феникс)

5.Площадь перед въездом в Михайловский монастырь стала называться Михайловской. В современных размерах она сформировалась в первой половине XIX века в процессе генеральной реконструкции Киева, а после возведения в 1854–1857 годах Присутственных мест окончательно отделилась от Софийской площади.

Советская власть переименовала Михайловскую площадь в Правительственную – согласно тогдашним амбициозным градостроительным планам, ей предстояло стать площадью №1 в Украине. Ради этой затеи снесли Михайловский Златоверхий собор, а также стоявшую неподалеку Трехсвятительскую церковь, на месте которой возвели полукруглое здание – нынешнюю резиденцию МИД Украины. (Михайловские церкви и монастырь)

6.Однако, сменив вереницу названий, главной площадью страны Михайловская так и не стала. В 1992 году ей вернули историческое название.(Михайловские и монастырь)

Так выглядел Михайловский собор после того, как в 1937 году его разрушили (на фото подпись сайта, с которого оно взято)

7.А так собор выглядит сегодня

8.Купола собора действительно ярко горят на солнце

10.Как раз в наш приезд был праздник Святой Троицы. Собор в отличие от московских храмов, которые украшают березовыми ветками, был украшен кленовыми. Фоторафировать внутри собора нельзя, к тому же шла служба. Можно посмотреть вход

11.Рядом находится трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713 год)

12.По всей видимости это – Андрей Первозванный, который по легенде в 1-ом веке прошел через киевские земли, поставил крест на одном из холмов и предсказал появление Киева

13.Территория монастыря

14.Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. “Мерцающей живописью” называют мозаики Михайловского собора – они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.

Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи. (Туристический сайт)

Когда рушили собор, то большинство фресок и мозаик было вывезено из Киева. Сейчас их можно найти в Москве, Петербурге и некорых других городах. В 2000-х годах Украине вернули часть фресок общим числом 11. Чтобы хотя бы немного представить как выглядели мозаики собора я покажу копии, находящиеся сейчас в Черниговском музее. Вот Св. Стефан

15.Борис и Глеб

16.В это может и не копия, а подлинная мозаика из Михайловского собора

17.Вход в монастырь украшен фресками. Вот одна из них

18.Рядом расположен памятник голодомору 30-х годов

19.На площади перед собором стоит памятник княгине Ольге:

20.Она первая приняла христианство еще до крещения Руси. Памятник был открыт в 1911 году на том месте, где прогрессивная общественность Киева хотела поставить памятник Тарасу Шевченко. “Кавалер должен уступить место даме”, - шутил тогда городской голова Ипполит Дьяков. В середине скульптурной группы стоит Ольга:

21.А по бокам от нее Андрей Первозванный, указывающий на “святые горы киевские” и славянские просветители Кирилл и Мефодий

22.Автором памятника является известный скульптор Кавлеридзе. В Киеве мы часто слышали эту фамилию.
Первоначально памятник был сделан из бетона.
Несмотря на то, что открытие памятника было посвящено пребыванию в Киеве царского двора, оно прошло без надлежащей праздничности из-за покушения на Столыпина, произошедшего на днях. Да и “жить” тому монументу суждено было недолго. Фигуру Ольги демонтировали через семь лет и закопали здесь же, в сквере. Что касается боковых скульптур, то их закрыли досками. Вскоре, возобновляя историческую справедливость, на пустом центральном постаменте поставили бюст Шевченко. Однако после того как доски со стоящих рядом фигур народ растянул на дрова, общая композиция оказалась, мягко говоря, странной, и памятник сняли полностью.
Ныне скульптуры княгини Ольги, просветителей Кирилла и Мефодия, а также Андрея Первозванного живут второй жизнью. В мае 1996 года на Михайловской площади открылась белоснежная мраморная копия памятника, восстановленного по фото и воспоминаниям старожилов. (Как Шевченко уступил место Книягине Ольге)

Михайловский Златоверхий монастырь - древнейший собор Украины. Первый камень в его строительство был заложен еще в 1108ом году. Прославленный князь Святополк решил таким образом увековечить победу русичей над половцами. Одновременно велось строительство и главного собора - собора Михаила Архангела.

Стоит Михайловский собор на краю Старокиевской горы, недалеко от Андреевской церкви . При его строительстве впервые на Киевской Руси купол был позолочен. Именно за это он и получил звание Златоверхого. Стены собора сложены из чередующихся рядов камня с плоским кирпичом. Также Храм славился своими мерцающими фресками и мозаикой. Образа, выложенные мозаикой, создавали мерцающий эффект, когда они то словно освещены светом, то словно уходят в тень. Известным мастером тех лет, владеющим этим видом живописи, был инок Киево-Печорского монастыря Алимпий. Считается, что это именно он оформлял Михайловский собор.

Михайловский Златоверхий монастырь стал местом погребения многих киевских князей. За многие века монастырь не раз подвергался нападкам чужеземцев, не раз был разрушен и разграблен, переходил из рук в руки. Сильно пострадал монастырь во время нашествия монгол в 1240ом году, но старинный храм выдержал натиск варваров.

Исторические моменты

В четырнадцатом веке Михайловский Златоверхий монастырь оказался во владении литовских князей. Эти годы привели его в полное запустение, но уже в шестнадцатом веке началось его восстановление. Гетманом Скоропадским был сооружен удивительный иконостас, а император Александр I принес в дар монастырю богатейший образ Архангела Св. Михаила. Основой образа служит доска из чистейшего золота и весь он усыпан бриллиантами. Главный алтарь и сегодня радует прихожан древним мозаичным изображением Тайной Вечерни. Столбы, держащие алтарь, хранят на себе изображения пророков от XIIого века. Причем эти лики святых были обнаружены под более поздним покрытием масляной живописи.

Многие едут сюда поклониться мощам Святой Варвары. Почивают они в центре храма, в серебряной гробнице. На гробнице изображены картины мучений Варвары и ее смерти. Эта рака подарена храму в 1847 году графиней Орловой.

При монастыре находится больница, где бесплатно получают помощь все бедные верующие, также церковная трапезная, где накормят всех голодных, церковная школа, школа для мальчиков, монастырская библиотека. К монастырю принадлежит Феофания скит (1861 год).

Монастырь сегодня

Современный Златоверхий комплекс включает в себя: восстановленный соборный храм Св. Михаила, трапезную с прилегающей церковью Иоанна Богослова (1713), колокольню (1716). Колокольня оснащена уникальным карильоном. Высота этого музыкального инструмента составляет 40 метров, включает в себя 51 колокол, начиная от самого маленького весом 4 кг и заканчивая 8-тонным колоколом. Есть на территории монастыря фонтан со святой водой, говорят, он может исполнить желание. В колокольне имеется музей истории монастыря, где собрано много древних вещей, принадлежащих комплексу с самого его зарождения. Служащие монастыря продолжают вести работу по возвращению некоторых реликвий, когда-то украшавших стены храма.

Алексей Курмаз

Среди немногочисленных памятников древнерусского периода, сохранившихся в Киеве к началу ХХ века, Златоверхий Михайловский собор занимает особое место. Пережив набеги и разорения кочевников, пожары и перестройки, он донес дыхание древней истории, такой далекой и одновременно близкой.

Более пятидесяти лет ученые и историки не имели возможности исследовать этот ценнейший памятник времен Киевской Руси. Недавно восстановленный, Михайловский собор стал роскошным надгробием над одной из уникальных построек Киева.


Медь. Серебрение. Гальванопластика. Авторы А. Жернов, С. Силенко.
Граверные работы – В. Жерно. Киев, 2003 г. 250:250 мм (без обрамления).

История появления Михайловского собора, подобно большинству древних обителей, окутана тайной. Многие исследователи считают, что его основателем является грек Михаил, прибывший из Корсуня вместе с князем Владимиром для крещения славянского государства. Эти местные предания и были записаны Иннокентием Гизелем – «… первый при Владимире митрополит Михаил, посадивши иноков на горе, недалеко от Чортова Беремища, на свое имя и церковь святого архистратига Михаила созда, сея ради вины: зане яко святый архистратиг Михаил чорта въ болване бывшего низверши».

Вопрос об истинном времени возникновения памятника до сих пор дискутируется. Одни из историков (Берлинский, Максимович, Сементовский, Похилевич) поддерживали версию об устройстве монастыря, изложенную Гизелем. Другие, во главе Закревским, относились к преданию скептически и считали временем основания ХІ век. Главным их аргументом было отсутствие упоминания об этом событии в летописях. Есть лишь строки о «попах царициных и корсунських», прибывших с Владимиром. Был ли среди них грек Михаил, доподлинно не известно. Но могло иметь место и умышленное замалчивание Нестором и другими хроникерами сведений о постройке церкви. Ведь летописец был монахом Киево-Печерской лавры, а потому был заинтересован в том, чтобы его монастырь имел статус более древнего, нежели Михайловский.

В период между 1054–1062 годами в этом районе был основан Дмитриевский монастырь. Его возникновение связано с именем киевского князя Изяслава Ярославовича, в крещении Дмитрия. В отличие от Лавры и большинства других монастырей Киева, Дмитриевский был вотчинным (фамильным). В «Патерике Печерском» он занимал второе место по богатству и авторитету после Лавры. Однако популярность монастыря напрямую зависела от политических успехов и неудач его покровителя Изяслава. После восстания 1068 года, причиной которого было поражение князя и его братьев от половцев на реке Альте, Изяслав покинул Киев. Спустя год, при активной помощи польского князя Болеслава Смелого, князь вновь стал править городом. Но уже 2 марта 1069 г. Святополк и Всеволод Ярославовичи напали на брата, и Изяслав был вынужден опять искать поддержки вне пределов своего княжества. Вернуться к власти ему удалось лишь в 1077-ом, а в следующем году князь погиб под Черниговом.

После смерти Изяслава монастырь поддерживали его дети. Один из сыновей - владимиро-волынский князь Ярополк, в крещении Петр, заложил в приделах отцовского монастыря церковь в честь своего патрона. Это событие произошло в 1085 году. Постройка еще не была закончена, когда ее основатель был убит подосланными убийцами. Ярополка-Петра похоронили в его церкви.

А в 1108 году другой сын Изяслава - Святополк, заложил на том же месте церковь в честь своего небесного покровителя - Михаила. «Заложене бысть церкви святаго Михаила Золотоверхая, Святополком князем». Построенный храм был похож на Успенский собор КиевоПечерской лавры и не уступал по богатству оформления Софии Киевской. Кроме того, Михайловская церковь была единственным киевским храмом, купол которого был покрыт золотом. «Она (церковь - А.К.) красивое здание; посередине ее находится круглая башня с вызолоченною крышею, верхние своды изнутри мозаичной работы, а пол вымощен маленькими цветными камушками», - описывал Михайловский собор Эрих Лясота в 1594 году.

Храм был трехнефным, длиной около 29 м, шириной 19 метров. Стены украшены мозаиками и фресками, пол - мозаичный. Одним из главных ценностей были святые мощи великомученицы Варвары, якобы привезенные второй женой Святополка - знатной гречанкой Варварой-Ириной. Однако некоторые современные историки ставят под сомнение сам факт существования княжны-гречанки.

Трудно говорить об отношении к храму со стороны киевлян. Храм был прекрасен, но политика его создателя не пользовалась популярностью. Святополк Изяславович сразу после своего прихода к власти приступил к решению одной из острейших задач древнерусского государства - защиты от постоянных набегов половцев. После нашествия хана Боняка в 1096 году князь призвал Владимира Мономаха на Любецкий съезд, где была разработана общая стратегия борьбы с кочевниками. Войны и походы требовали денег, и князь решал эту проблему при помощи поборов с горожан, не гнушаясь даже элементарной спекуляции. После его смерти киевляне, желавшие видеть своим князем Владимира Мономаха, подняли восстание, закончившееся разгромом дворов чиновников и первым в истории Киева зафиксированным еврейским погромом. Приход к власти Владимира Мономаха прекратил беспорядки и спас монастыри и храмы Святополковы от полного разграбления.

Летописцы мало писали о Михайловский церкви. Единственными летописными упоминаниями о храме были сведения о погребении Святополка Изяславовича в 1113-ом и Святополка Юрьевича - в 1190 году. При разорении монголами Киева в 1240 году Златоверхий монастырь, как и большинство построек Верхнего города, был опустошен.

Только в 1523 году король Сигизмунд І даровал игумену Макарию право реставрировать монастырь по «их закону греческому» и освобождал от «подсудности митрополиту и воеводе». Король не только разрешил Михайловскую общину, но и вернул монастырю земли, ранее ему принадлежавшие. Фактически это был весь современный центр города - Владимирская горка, Крещатик, Липки, Львовская площадь, Кудрявец, Шулявка. Немало пополнил земельные владения монастыря и князь Константин Константинович Острожский. Безусловно, новые земли не могли не сказаться на процветании монастыря. По свидетельству современников, к концу ХVІ века обитель значительно расстроилась. Михайловский собор был частично восстановлен, в нем возобновили раку святой Варвары.

Однако часы спокойствия быстро миновали и в начале ХVІІ века униатская церковь начала проявлять повышенный интерес к православным храмам. В 1612 году митрополит Ипатий Поцей получил грамоту польского короля Сигизмунда ІІІ на присоединение Златоверхого Михайловского монастыря со всеми владениями к униатской Киево-Софиевской митрополичьей кафедре. Немедленной передаче препятствовало условие, что документ вступит в силу только после смерти Иосафа, тогдашнего игумена Михайловского монастыря. Но ему удалось пережить (умер в 1618 году) униатского священника и храм остался православным. Преемник Ипатия Поцея, Иосиф Рутский, все же попытался захватить монастырь. Однако киевского наместника Антония Грековича, пытавшего окатоличить обитель, казаки поймали и убили - «в воду посадили воду пить». Постепенно Михайловский монастырь стал в Киеве настоящим эпицентром противостояния униатов и православных. Его игумен Иов Борецкий даже после назначения митрополитом киевским не покинул стен монастыря. Таким образом, с 1620 по 1638 год он был резиденцией киевских митрополитов.

Петр Могила, избранный митрополитом в 1632 году, начал добиваться признания православной метрополии на равных правах с униатской. Он восстановил множество храмов, открыл типографии и немало способствовал открытию православных учебных заведений. Проводя политику возвращения храмов своим законным владельцам, митрополит решил уничтожить резиденцию униатов в Софии Киевской и перенес туда резиденцию из Михайловского храма. Это событие вызвало его запустение. И только усилиями Феодосия Сафоновича, ставшего игуменом в 1655 году и правившего обителью около 20 лет, Михайловский монастырь восстановил свой утраченный авторитет. Это было время военных действий между Хмельницким и Польшей, закончившихся присоединением правобережной Украины к России. В ответ на оказанную игуменом поддержку Богдан Хмельницкий одарил монастырь новыми землями и «покры медью и позлати верхъ церкви святого архистратига Михаила». В честь присоединения Украины к России он «…постави двуглавого орла на кресте главного купола в Михайловском монастыре».

31 июня 1659 г. московский царь Алексей Михайлович подтвердил права Златоверхого монастыря на владение Бородянкой, Красносельем и другими селами. В результате Михайловская обитель стала одной из самых богатых в Киеве. Новые источники дохода и богатые пожертвования позволили монастырю начать строительство. В 1631 году Михайловская церковь имела два придела – во имя Пресвятой Богородицы и в честь великомученицы Варвары. В описании храма 1682 года их указано уже три – был возведен придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

В начале ХVІІІ века Михайловская обитель получила солидного покровителя в лице российского царя Петра І. 1 апреля 1700 г. он выдал игумену Михайловскому Корниловичу грамоту «подтвердительною всех грамот государей прежних, правителей королевских и гетманских универсалов и прочих, купчих и легаций на имение, в монастыре приобретенное». Император и его супруга Екатерина I выделили средства на создание придела великомученицы Екатерины в благодарность за спасение Петра І с армией при реке Прут. Волю царя было поручено исполнить специально присланному их Москвы князю Алексею Михайловичу Черкасскому.

Щедрая царская милость собору привлекла внимание частных жертвователей. Так, митрополит Иосаф Кроковский «в трапезе иконостас своею мздою устроил, акафист Варваре великомученице составил и день вторник ему нарече». Гетман Скоропадский в 1712 году «маетности оборон поле Днепра, собою владомые, Крехаев и Броденки, монастырю отда… Иконостасное дело в великой церкви иждивением своим постави». Гетманом Мазепой была устроена серебряная рака для мощей святой Варвары. А князь Голицын «своим попечением низкий придел Варварский во высоту подъять… гроб мученический мощем». Он также дал деньги на устройство проходов из главной церкви в пристроенные приделы, «церковь пространством расширили, светлость внутри воведе». И завершил обустройство, подарив монастырю серебряный балдахин весом в 400 кг. Дело продолжил гетман Самойлович, подарив церкви пятиярусный иконостас, считающийся одним из уникальных образцов барочного искусства. Начиная с 1730 года, сын гетмана Даниила Апостола - Павел неоднократно жертвовал большие суммы на Михайловскую обитель.

Новые пожертвования позволили начать масштабное строительство. В 1713 году возле монастыря была построена новая каменная Трапезная (единственное сохранившееся на сегодня древнее здание на территории Михайловской обители), возведенная на месте старой деревянной. В 1720 году московский мастеровой Иван Матвеевич построил каменную колокольню, через 20 лет монастырь обнесли каменной оградой с двумя воротами - Экономическими и Главными под колокольней.

Традицию помощи монастырю, заложенную Петром I, продолжили все русские цари и царицы. Императрица Анна Иоановна издала в 1734 году указ, по которому настоятели Златоверхого монастыря получали сан архимандритов. Кроме того, она подарила обители перстень с бриллиантом. Он, как и подарок императрицы Елизаветы Петровны - перстень с бриллиантом чистой воды размером «…более 15-ти копеечной серебреной монеты» хранились в ризнице монастыря.

Но судьба монастыря была весьма переменчивой. При секуляризации 1786 года он потерял большинство своих земель и крепостных крестьян, конфискованных в пользу государства с целью «освобождения духовных властей и чинов от несвойственных им хозяйственных забот». Кроме этого было введено деление монастырей на три класса. К первому отнесли Никольский, Михайловский и Флоровский, ко второму - Греческий и Богословский, к третьему - Выдубецкий монастырь. Остальные же подлежали упразднению и, как правило, получали статус приходских церквей. Хотя Михайловский монастырь и был отнесен к первому классу, это не гарантировало процветания.

Компенсацией за отобранные земли стала подаренная в 1802 году местность Феофания, называвшаяся в прежние времена Лазаревщиной. В следующем году она была передана настоятелю Михайловского монастыря Феофану Шиянову, и вслед за этим киевский митрополит Гавриил Банулеско издал грамоту, которой установил новое название местности - Феофания. Шиянов и сменивший его Ириней Фальковский приложили много усилий, чтобы превратить ее в одно из самых почитаемых православных мест в Киеве. Не забыл о монастыре и император Александр I. Его подарок, сделанный в 1817 году, - храмовая икона архистратига Михаила, изготовленная на золотой доске весом 4 кг и осыпанная множеством бриллиантов.

В ХІХ столетии в монастыре были построены келии - Михайловский и Варваринский корпуса, возведен монастырский гостиничный корпус с домовой церковью Смоленской Божьей матери Одигитрии.

Монастырская братия была немногочисленной. Так, в 1842 году она состояла из настоятеля, наместника, 8 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 3 монахов и 8 послушников. В 1884 году по указу Священного Синода численность была увеличена. На содержание монастыря из казны отпускалось 4125 руб. в год и 2240 руб. - на содержание преосвященного викария и 6 служителей при нем. Монастырскими владениями считались луг Кораблища возле с. Козина - 90 десятин, усадьба на реке Лыбеди - 43 десятины и мельница в с. Мотовиловке - 11 десятин. Михайловский монастырь получал значительный доход от паломников.

В период революции 1917 года и гражданской войны в усадьбе монастыря располагались «гайдамаки» и части Красной армии. В 1919 году вселился «Укрсовнархоз», а после 1922 года в постройках бывшего монастыря были размещены общежития студентов киевских высших школ. Это, безусловно, не способствовало сохранению древних построек.

В связи с переводом в 1934 году столицы Украины из Харькова и вызванной этим перестройкой центра Киева властью было приняло решение о сносе Михайловского монастыря и его главной церкви. Несмотря на протесты киевской интеллигенции, в 1937 году «приговор был приведен в исполнение». Из всех построек уцелела только маленькая Трапезная церковь и монашеские келии.

Только в конце ХХ столетия были проведены фундаментальные археологические исследования территории. В 1996–1999 годах Златоверхий Михайловский собор и колокольня были воссозданы.