Указ президента о званиях и чинах. Фотофакты. Что можно выяснить о госслужащем по его форме. Смотреть что такое "Классный чин" в других словарях

Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьей 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяется порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - классные чины) федеральным государственным гражданским служащим (далее - федеральные гражданские служащие).

2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы):

Классные чины

Группы должностей гражданской службы

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

младшая группа

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

старшая группа

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

ведущая группа

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

главная группа

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

высшая группа

3. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в пункте 2 настоящего Положения.

4. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

5. Классный чин может быть первым или очередным.

Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы и замещающему должность гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

6. Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:

а) для младшей группы должностей гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

б) для старшей группы должностей гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

в) для ведущей группы должностей гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

г) для главной группы должностей гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 3 класса;

д) для высшей группы должностей гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

7. Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

8. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

9. Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее одного года;

б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее двух лет.

10. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

11. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не устанавливаются.

12. Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

13. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 9 или настоящего Положения для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

При назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

14. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий (за исключением федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации), классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Классные чины действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом Российской Федерации.

а) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах или их аппаратах - по представлению руководителей этих органов.

17. Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

а) в федеральных органах исполнительной власти - Правительством Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах - руководителями этих органов.

18. Классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

19. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим соответственно актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ определяются указом Президента РФ.

Классные чины введены Законом о госслужбе вместо квалификационных разрядов государственных служащих. Термин "чин" обозначает степень отличия, ранг, звание, разряд, категорию, класс.


Введение классных чинов - дело не новое в российском законодательстве. Смысл нововведения состоит в определении чьей-либо пригодности для той или иной деятельности на основе наличия необходимых знаний, навыков и умений, а слово "чин" - категория, степень, уровень квалификации.

Петр I в период своего управления ввел единую систему чинов, закрепленную Табелью о рангах 1722 г. В Табели о рангах устанавливались чины 14 классов, каждому из которых соответствовала определенная должность на военной, морской, гражданской или придворной службе. Декретом Советской власти от 16 декабря 1917 г. все ранги, классные чины и звания были упразднены. В наши дни термин "ранг" сохранился в Военно-Морском Флоте России (капитан 1, 2, 3-го ранга), в рангах дипломатов и служащих ряда других ведомств.

Введение классных чинов является своеобразным возвратом к российским традициям.

В сравнительной таблице даны перечень чинов, введенных Петром I в Табели о рангах, и приблизительно соответствующие им классные чины, установленные Положением о классных чинах государственных служащих федеральной государственной службы Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных органов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, утвержденным Указом Президента РФ от 19 июля 2001 г. N 876.

Работники государственных и муниципальных органов управления действуют на основании подписанного служебного контракта, где прописаны права и обязанности обеих сторон (сотрудника и нанимателя). Стадия продвижения по службе соответствует присвоенному классному чину – это подчеркивает особый статус гражданских лиц, чей доход формируется за счет бюджета. Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины, расскажем далее.

К гражданским служащим относятся сотрудники государственного аппарата, судебные приставы, таможенники, представители Счетной Палаты, администраций, служащие различных ведомств (в сферах здравоохранения, образования, труда, социального развития и т.д.), и др. Чин – это общий уровень квалификации, набор навыков и умений, профессиональная пригодность.

Система, разделяющая гражданских лиц на категории, существует давно. В царской России они назывались по-разному – дворцовые разряды, ранги, и т.д. В советское время различия между управленцами госаппарата были упразднены (действовали различия лишь в сфере прокурорско-следственного. Сейчас российские традиции в классовой принадлежности и степенях соответствия занимаемой должности вернулись и получили новый виток развития.

Прежде чем приступить к описанию должностей и прочих вопросов, связанных с назначением классного чина, нужно определить базовые понятия.

Для каждого, кто задействован в работе гражданской структуры, выполняется следующее:

  1. Указанная группа должностей предполагает исполнение ряда обязанностей, обеспечивающих нормальную работу государственного органа. За сотрудником закреплен определенный набор задач.
  2. Законодательство устанавливает размер денежного вознаграждения сотрудника, которое состоит из оклада (согласно занимаемой должности) и надбавок.
  3. На служащего ложится особая ответственность перед государством. Под нарушением понимается как превышение полномочий, так и бездействие в отношении действий какого-либо лица, повлекшее за собой некорректную работу госструктуры.

Основания для получения места в госструктуре

Прежде чем принять гражданина в ряды гражданских служащих, его проверяют на соответствие нескольким условиям:

  1. Он является российским подданным, о чём свидетельствует наличие у кандидата национального (внутреннего) паспорта РФ.
  2. Кандидат является совершеннолетним.
  3. Образование, стаж и опыт соответствуют желаемой должности в рамках государственной структуры.

Причины, по которым в заявке будет отказано:

  1. Гражданин входит в категорию нетрудоспособных, либо у него имеется ограничение дееспособности (при этом на руках должно быть решение суда, вступившее в законную силу).
  2. Судимость текущая, а также не снятая или не погашенная в установленном федеральным законодательством порядке.
  3. Если пребывание в должности связано с использованием секретной документации и прочей информации государственной важности, обязателен порядок оформления процедуры допуска – в противном случае, сотрудник не сможет приступить к служебным обязанностям.
  4. Заболевание, не совместимое с прохождением службы в госструктуре, подтвержденное медицинской комиссией.
  5. Наличие родственников, супругов, супругов детей в связанных структурах на гражданских должностях (для схемы «начальник-подчиненный»).
  6. Отказ от гражданства РФ, либо получение гражданства в другой стране (исключение – действие международного договора РФ).
  7. Сокрытие информации о доходах, имущественных обязательствах, а также предоставление неверных сведений, включая подлог документов.
  8. Участие в делах о коррупции с неоднозначным исходом.
  9. Отсутствие военного билета.

Что представляет собой служебный контракт

Гражданская служба – это отдельная ветвь госслужбы, в которой задействованы:

  1. Сотрудники федеральных государственных органов.
  2. Сотрудники органов муниципальных служб (на уровне субъекта).
  3. Лица, заменяющие федеральных государственных работников.
  4. Лица, заменяющие служащих муниципального уровня.

Служебные контракты заключаются в Администрации Президента, в системе исполнительной и законодательной ветвей власти – на государственной службе это является обязательным пунктом. Они теряют актуальность в случаях:

  1. Окончания действия срока контракта.
  2. Полученных травм, летального исхода.
  3. Халатного отношения к должностным обязанностям, дисциплинарных нарушений.

Взаимоотношения между нанимателем и служащим регулируются Федеральным законом №79 – в нормативно-правовом акте содержатся основные положения, имеющие свою специфику и отличающие служебный контракт от стандартного трудового договора.

Таблица 1. Различия между документами

Характеристика Отношения по контракты Отношения по трудовому договору
Увольнение по собственному желанию Нет Да
Наниматель может не пойти на увольнение по соглашению сторон Да Нет
За месяц до конечной даты действия документа стороны должны определиться, какими будут отношения между ними (сохраняются, прерываются) Да Нет
Могут быть особые дополнительные условия прекращения отношений между сторонами Да Нет
Минимальная компенсация со стороны нанимателя, если трудовые обязанности выполнялись ненадлежащим образом Да Нет
Нет конкретных сроков действия Нет/Да (срочные, бессрочные) Да
Дополнительное социальное обеспечение Да Нет
Прописан предельный возраст работника/гражданского служащего Да Нет

В тексте контракта указывается категория, группа, соответствующие требования к обязанностям, поведению и ограничения при выполнении задач, возможности для замещения сотрудника. Также в нём можно найти содержание прав и обязанностей нанимателя, включая оплату труда и прочие поощрения за аккуратное и внимательное отношение к работе, гарантии и зону ответственности служащего.

Размер денежного вознаграждения складывается из следующих компонентов:

  1. Оклад.
  2. Оклад в соответствии с классным чином сотрудника.
  3. Ежемесячная доплата за выслугу лет.
  4. Ежемесячная доплата за службу в особых условиях.
  5. Ежемесячная доплата за службу, при которой нужно было действовать в обстановке строгой секретности (вести тайные переговоры, переписку, работать с секретными данными, в том числе фото-, аудио- и видеоматериалами, документами, корреспонденцией, материалами с цифровых носителей).
  6. Ежемесячная премия.
  7. Единовременные отпускные выплаты и материальная помощь.

Также служебным контрактом предусматривается установление условий труда и отдыха – задействованы такие параметры, как нормальная и ненормированная продолжительность рабочего дня, варианты сокращенного графика; в тексте прописывают различные типы отпускных мероприятий (основной, за выслугу лет, за переработку, работу в тяжёлых экологических и климатических условиях). Как правило, стороны подписывают срочный документ, где отмечается конечная дата, после которой он теряет актуальность. Может быть включен раздел об испытательном сроке, дополнительные бонусы за особые условия, поощрения, мотивации, и т.д.

Все основные условия, на которых несет гражданскую службу государственный работник (оклад, продолжительность рабочего дня, служебные обязанности, и т.д.) могут быть изменены, однако узнать об этом от нанимателя он должен не позднее, чем за 60 дней до вступления в силу новых условий. Оформляются они как дополнительные соглашения и прикладываются к текущему контракту. Указанная документация хранится в личном деле сотрудника.

Если контракт заключается на несколько лет (от года до пяти), и этот срок прописан в тексте, классный чин присваивается после проведения квалификационного экзамена. В других случаях, когда нет указания на определенную дату прекращения должностных обязанностей, сведения о возможности назначения на конкретное место поступают вместе с ходатайством руководителя.

Принципы набора кадров

В каждом органе государственного аппарата должен работать определенный набор сотрудников – так гарантируется бесперебойность и надлежащее выполнение им функций и задач.

Если объединить аппараты всех ветвей власти, то получится единый организм, в основании регулирования которого – подчинение в иерархическом порядке. Гражданские служащие работают в департаментах, управлениях, секретариатах, занимающих разные ступени системы госструктур. На базе департаментов и в управлениях формируются отделы, обладающие полномочиями самостоятельных подразделений.

В каждом конкретном органе гражданской службы кадровые решения принимаются с использованием нескольких подходов (они могут применяться полным списком или частично, в зависимости от степени влияния государственного органа на решение федеральных и региональных вопросов):

  1. Оценивается функционал потенциального сотрудника – в условиях необходимости стремительного роста эффективности госаппарата кандидат оценивается исходя из конкретных навыков.
  2. Для успешной работы на гражданской должности в государственной структуре нужно иметь соответствующие профессиональные компетенции – уровень образования и профпригодность оценивается по документам об образовании.
  3. Для объективного выполнения рабочих обязанностей нужно быть свободным от конкретных политических воззрений и пристрастий к политике отдельной партии.
  4. Количественное соотношение должно быть оптимальным.

Для контроля эффективности работы вводятся функции, названные особым образом и включающие в себя конкретные задачи. Руководители на занимаемых должностях выполняют анализ, прогнозирование, оперативно реагируют на грядущие перемены и полученные статистические сведения, достигают намеченных целей в том числе с помощью современных IT-разработок и ПО.

В государственных структурах анализируют работу посредством количественных показателей и качественных оценок. Кадровики пишут отзывы о том, на каком уровне находится в конкретный момент времени отдельно взятый сотрудник. Учитывается ситуация с документооборотом, качеством принятых решений, реализацией принципиально новых идей, новаторских замыслов, оперативность, результативность, и т.д.

Иерархия чиновников

Классные чины сотрудников государственной гражданской службы – это понятие, которое раскрыто в нормах российского законодательства, включая ФЗ 58, 79, а также Положение №113 о присвоении и сохранении классных чинов. Также к законодательным основам назначений на гражданской службе относятся: федеральный закон о мерах борьбы и предупреждения случаев коррупции, указы Президента РФ о должностях и другие федеральные и региональные акты.

Когда разрабатываются инструкции и регламенты, имеющие отношение к деятельности государственного учреждения, в первую очередь опираются на общепринятые принципы, положения и термины, изложенные в вышеуказанных актах.

Исходя из нормативно-правовых аспектов данного определения, следует:

  1. Классные чины получают только на государственной службе (в том числе гражданской).
  2. В статусе классного чина отражается не только квалификационное соответствие занимаемой должности, но и стаж прохождения государственной гражданской службы.
  3. Обладание классным чином говорит о месте в служебной иерархии чиновников.
  4. Классный чин опосредованно свидетельствует о бонусах и преимуществах, которые отсутствуют у служащих ниже рангом.
  5. Положение в иерархии определяется должностью.
  6. Классный чин в случае срочного контракта определяется успехами в прохождении квалификационных экзаменационных испытаний.
  7. Присвоение классного чина осуществляет руководитель государственного органа.
  8. В иерархии чинов учитывается выслуга лет на предыдущей позиции.

Квалификационные экзамены мотивируют на построение карьеры и обеспечивают профессиональное развитие кадров

Когда служащий вступает в должность, он на протяжении срока, прописанного законодательно (федеральными и региональными актами), пребывает в звании до прохождения следующего квалификационного экзамена. Текст Положения, действующего на основании Президентского Указа от 2005 г., регулирует сроки прохождения госслужбы (система классных чинов и продолжительность нахождения в звании – см. далее).

Квалификационными разрядами руководствуются при кадровом наполнении государственных гражданских служб. ФЗ о государственной гражданской службе выделяет федеральные и региональные должности, которые отличаются лишь уровнем и степенью ответственности.

Федеральные структуры решают вопросы, которые затрагивают как общегосударственные, так и региональные интересы – в этом случае они рассматриваются с привлечением структур на уровне муниципалитетов. Также их деятельность может носить глобальный характер. Региональные подразделения действуют самостоятельно, либо с участием вышестоящих инстанций.

Согласно Федеральному закону №79, вышестоящий государственный состав учреждаются указами Президента и другими ФЗ. Деятельность региональных кадров регулируется соответствующими актами субъектов РФ, которые в то же время не противоречат федеральным.

Есть разные подходы к классификации. В рамках категорий сотрудники занимают должности помощников, руководителей, специалистов, обеспечивающих специалистов. Группы бывают четырех видов: высшая с соответствующими должностями, главная, ведущие должности и младшие. Классные чины можно получить в соответствии с должностью:

  1. Действительный государственный советник – присваивают должность 1, 2 и 3 класса.
  2. Государственные советники – аналогично 1, 2, 3 класса.
  3. Советники – те же классы: 1, 2 и 3.
  4. Референты – 1, 2 и 3 классов (уровней).
  5. Секретари – 1, 2 и 3 классов (уровней квалификации).

Таблица 2. Соотношение классификаций

Ранговая (классная) позиция Соответствующая группа
Секретарь ГГС 3-х квалификационных групп Младшие сотрудники ГГ службы
Референт ГГ ГГС 3-х квалификационных групп Старшие сотрудники ГГС
Советники ГГС 3-х квалификационных групп Ведущие сотрудники ГГС
Государственные советники ГГС 3-х квалификационных групп Сотрудники гражданской службы, принадлежащие к главной группе
Действительный государственный советник ГГС 3-х квалификационных групп Высшая группа сотрудников ГГ службы
Текущая категория Группа Полномочия
Руководитель Высшая, главная, ведущая Руководящий состав и заместители действующих руководителей (места работы – государственные структуры и подразделения), аналогичные должности на местах в государственных органах федеральной исполнительной власти и подразделениях структуры, представительствах госорганов и их структурных подразделениях (замещение на определенный срок, либо без конкретного срока)
Помощник Высшая, главная, ведущая Содействие руководителям в реализации их профессиональных навыков (сроки работы в должности зависят от продолжительности контракта руководителя)
Специалист Высшая, главная, ведущая + Старшая Обеспечивают работу государственного органа – поддерживают выполнение им профессиональных задач и функций (срок замещения не устанавливается)
Обеспечивающий специалист Главная, ведущая, старшая, младшая Непрофильные (хозяйственно-экономические, кадровые и т.д.) функции в работе государственных структур (срок замещения не устанавливается)

Сводная таблица

Категории/Группы Руководитель Помощник Специалист Обеспечивающий специалист Классный чин (1-3 классы)
Высшая + + + Действительный государственный советник РФ
Главная + + + + Государственный советник РФ
Ведущая + + + + Советник РФ
Старшая + + Референт РФ
Младшая + Секретарь РФ

Высшие должности

Данная группа включает действительных государственных советников трёх классов. Это особо приближенные лица, задействованные в работе таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности, и т.д. К обладателям статуса относятся пресс-секретарь Президента, его помощник, заместитель руководителя Администрации.

Главные должности

Государственные советники соответствуют главной группе должностей. К ней относятся все три класса: первый, второй и 3-ий. Могут выполнять служебные обязанности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ведущие должности

Ко третьей по старшинству группе относятся советники 1, 2 и 3 класса. На уровне федерации присваивается классный чин советника ГГС РФ, на региональном действуют советники, относящиеся к ГГС субъектов РФ.

Старшие должности

Вступая на должность в рамках специалитета старшей группы (инспекторы, старшие специалисты, специалисты-эксперты, и т.д.), сотрудник переходит в классный чин уровня «референт» (для всех квалификационных групп — 1,2 и 3).

Начальный уровень младших должностей

Карьеру в ГГС начинают с первой ступени – секретаря 1 класса. Далее в случае успешной работы и прохождения квалификационных испытаний следует повышение до 2 и 3 классовых ступеней. Классный чин секретаря ГГС РФ или субъекта РФ соответствует категории обеспечивающих специалистов.

Должности включены в 3 реестра. Первый Федеральный реестр утверждает Президент. В нём присутствует деление на группы, категории, государственные органы. Второй – более развернутый, с учетом структуры указанных выше госорганов (утверждается на уровне субъектов). Сводный реестр включает информацию реестров 1 и 2. Схема предоставления информации в 3-ем реестре утверждается Президентом Российской Федерации.

Порядок и требования

Федеральный закон не препятствует гражданам РФ, для которых не выполняются установленные законом ограничения (см. выше), участвовать в конкурсных мероприятиях, направленных на то, чтобы выявить лучших кандидатов на должность гражданской службы (за исключением министров и их первых заместителей – на эти должности могут лишь назначить приказом сверху). Соответствующая информация есть в официальных СМИ (периодика, сайты) – в зависимости от вида должности, сведения о требованиях может содержать российская газета или региональное издание, и т.д. Она остается актуальной на протяжении 30 дней, поэтому можно смотреть как новые, так и старые номера подшивки, либо материалы сети Интернет.

1 этап. Проверка требований

В объявлении о желаемой должности указывается место, куда нужно подать документы. Также госструктуры публикуют требования – они должны быть прописаны в тексте. Стоит обратить внимание на сроки – у конкурса есть конечная дата принятия решения по кандидатам.

Согласно актуальным на данный момент прошлогодним правилам, стаж работы по специальности и/или по необходимому для работы направлению подготовки (в бакалавриате, магистратуре) не так велик. Чтобы поступить на главные должности, понадобится не менее 2-х лет работать на госслужбе или заниматься аналогичными задачами по направлению подготовки. Прочие варианты подходят даже вчерашним студентам – чтобы получить начальные должности, стаж не нужен.

Если учитывается период работы, где потенциальный служащий реализовал знания не по профилю, а по направлению подготовки, необходимые для ГГС, стаж включает в себя занятость в любых структурах, при помощи которой были получены нужные для вакантной должности профессиональные навыки и умения. Обычно вся необходимая информация данной категории содержится в тексте объявления.

Если в ходе учебы кандидат получил красный диплом специалиста или магистра с отличием, то с даты выдачи документа о законченном образовании до заявки на замещение вакантной должности должно пройти не больше 3 лет. Тогда гражданина примут на работу на условиях сокращенного стажа – для ведущей группы он составляет 1 год.

Что касается образования, окончание ВУЗа является требованием для всех кандидатов, за исключением обеспечивающих специалистов младшей и старшей групп. Начинающим обладателям статуса гражданских служащих достаточно закончить колледж/техникум.

Возраст кандидата не относится к очевидным преимуществам или недостаткам. В отдельных случаях комиссия может отдать предпочтение старшему гражданину, в других — остановить выбор на более молодом коллеге (когда работа государственного органа основана на использовании передового опыта, современных технологий и новейшего уровня переподготовки). Главное условие – соответствие возрастному интервалу, указанному в вакансии.

2 этап. Сбор документов

Каждый претендент на замещение вакантной должности на гражданской службе должен предоставить пакет документов. Обычно в него входят: медицинское заключение о допуске, справка об отсутствии судимости, справка из налоговой, копия документа, удостоверяющего личность, подлинники документов об образовании. К документам прикладывают фото стандартных размеров.

Обращаясь непосредственно в учреждение, которое проводит конкурс, нужно также составить заявление, пройти анкетирование (возможно, это лучше сделать дома, так как вопросы анкеты не всегда являются однозначными).

3 этап. Тренировка перед конкурсом

Далее необходимо обратиться к сайту Правительства и органа, в котором планируется прохождение гражданской службы. Там находятся основные законы, которые несложно выучить (заранее отведите на запоминание около 2 недель). Часто в квалификационных тестах фигурируют такие понятие, как «госслужба», «конституционные права человека», «Конституция РФ», и т.д.

4 этап. Экзаменационное тестирование

Помимо теста на знание законодательства и порядка работы государственных структур (в том числе в выбранной сфере), от кандидата может понадобиться прохождение собеседования. У претендентов обычно интересуются, кто они, чем занимались ранее, откуда родом, и т.д. Часто в ряд вопросов входит причина, по которой кандидат стремится занять конкурсную должность.

Аттестация сотрудников гражданской службы

Государство выдвигает высокие требования к потенциальным сотрудникам государственных структур. Для проверки текущего квалификационного статуса проводятся аттестационные мероприятия, по итогам которых служащий получает один из следующих результатов:

  1. Повышение в должности с присвоением нового классного чина.
  2. Изменение денежного вознаграждения (рост надбавки за особые условия труда – распространенная причина).
  3. Включение в резерв на повышение.

Если итоги аттестации неудовлетворительны, сотрудник переводится по взаимному согласи сторон на другую должность, либо получает направление на обучение с целью повышения профессионального уровня.

Принципы аттестации являются общими для объектов федерального и регионального значения. Она проходит 1 раз в 3 года. В процессе подлежат оценке следующие факторы соответствия навыков занимаемой должности:

  1. Профессиональная подготовка, уровень знаний (теория, практика).
  2. Опыт работы, отзывы о качестве и объективная оценка на основе количественных и качественных показателей.
  3. Эффективность гражданской службы на занимаемой должности.
  4. Скорость и полнота достижения целей, выполнения поставленных задач, адекватность их содержания, и т.п.

Проверка не должна проводиться, если служащими являются:

  1. Лица, которые находятся в должности менее года.
  2. Лица старше 60 лет.
  3. Беременные, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (последних могут включить в список аттестуемых лишь через год после его окончания).
  4. Лица, с которыми заключили срочный трудовой договор.

Как подготовиться

Руководство в обязательном порядке проводит разъяснительные беседы. С их помощью до персонала доводится информация о необходимости аттестационных мероприятий. Раскрывается порядок проведения, список ответственных лиц, которые назначаются проверяющими. Далее руководитель выносит официальное распоряжение о сроках аттестации и графике, формирует группу, для которой актуальна проверка квалификационного уровня на занимаемой должности.

Вышеуказанную информацию следует передать коллегам не позднее, чем за 60 дней до первых аттестационных испытаний. Не позднее, чем за 1 месяц, нужно направить подготовленный заранее отзыв руководителя – его рассмотрит аттестационная комиссия и обязательно учтет при вынесении финального решения. Ознакомиться с отзывом о своей работе сотрудник должен не позже, чем за 2 недели до аттестации. Этот срок даётся, чтобы в случае негативного отклика сотрудник мог собрать и предоставить опровержение, либо продемонстрировать исключительную способность к самореализации на гражданской службе.

Помимо отзыва непосредственного начальника, комиссия рассматривает:

  1. Сведения о профессионально выполненной работе (включая крупные проекты и поручения), предоставленные в формате годовых отчетов.
  2. Несогласие служащего в случае негативного отзыва о работе – оформляется в виде пояснительной записки к исходному документу.
  3. Прошлые аттестационные результаты.

Аттестация – как пройти

Для того, чтобы сопоставить профессионализм сотрудника с требованиями к должности и проверить уровень образования и навыков, в его присутствии проводится специальное заседание. Сначала слово дается председателю. Он зачитывает доклад, а затем поступают на рассмотрение имеющиеся материалы, которые позволяют судить о целесообразности нахождения в должности. Аттестационные мероприятия выявляют полный список профессиональных, деловых и прочих качеств служащего, необходимых в работе и имеющихся у него на данный момент.

  • соответствующим занимаемой должности;
  • не соответствующим занимаемой должности.

В завершение процедуры выдается аттестационный листок с подписью председателя и всех членов комиссии. Также подписывает его и сам аттестуемый – согласно требованиям законодательства, он должен быть ознакомлен с результатами. Итоговый документ передается руководителю государственного органа. Он должен получить его в течение семи дней после аттестационной процедуры. Его хранят в личном деле, ответственность за сохранность сведений несут кадровики из соответствующей службы. Также в отдел кадров направляется протокол заседания, подписанный председателем комиссии и её секретарём. В приложении к протоколу содержатся все официальные предоставленные документы и прочие материалы, положительно характеризующие аттестуемого.

Комиссия может также выдавать рекомендации, направленные на достижение эффективности работы руководства и подчиненных. Они могут касаться поощрения отдельных служащих, направления их на переподготовку и выделения времени для прохождения краткосрочного обучения (по типу мастер-классов, семинаров, и т.д.), улучшения условий труда по отдельным категориям и спискам сотрудников.

Не явиться на заседание – это значит лишиться возможности лично ответить на все уточняющие вопросы. Так или иначе, проверка материалов состоится и без присутствия аттестуемого.

Если служащий прошел аттестацию неудачно, далее последует одно из следующих решений его непосредственного руководителя:

  1. Понижение с присвоением более низкого классного чина.
  2. Перевод на другое место работы.
  3. Увольнение в соответствии с отсутствием необходимых навыков для занимаемой должности (сотрудник должен узнать об этом не позднее, чем за три дня до подписания документа).

Ограничения и ответственность

Нужно знать, что гражданский служащий:

  1. Может быть уволен или не принят на замещение должности, если занимается другой оплачиваемой деятельностью, помимо основной (исключение – наука, педагогика, творчество), а также бизнесом (самостоятельно, через других лиц).
  2. Не будет допущен к исполнению служебных обязанностей, если является депутатом.
  3. Не вправе использовать выгоды от положения (например, гонорары за выступления, подарки от благодарных ему физических лиц и руководителей компаний, и т.д.).
  4. Не может участвовать в забастовках.
  5. Не имеет право пользоваться своим положением для лоббирования интереса партий и прочих политических объединений.
  6. Не должен пользоваться в неслужебных условиях оборудованием и прочим информационно-техническим имуществом, которое ему выдали для работы.
  7. Без особого решения компетентного органа он не может принимать участие в собрании управляющих частной компании.

Пока сотрудник занимает должность гражданского служащего, он должен передать в ДУ все свои активы, отчитываться в налоговую инспекцию по месту жительства или регистрации, передавая сведения о доходах и имущественных приобретениях. Следует внимательно отнестись к собственности, являющейся объектом налогообложения.

Заключение

Помимо квалификационных тестов и анализа материалов с вынесением соответствующего решения, служащий имеет шанс на внеочередное повышение на основании особых успехов в сфере ГГС и собственного прошения. Соответствующее решение и получение нового ранга возможно не ранее чем через 3 месяца после подачи заявления. Ходатайство руководства, заслуги работника, результаты тестов – всё это является отправной точкой для получения более престижной должности.

Указ Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение. Размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным классным чином юстиции работников Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и их территориальных органов, аппаратов федеральных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации

Указ Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1554
"О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции"

21 мая 2008 г., 18 апреля 2009 г., 7 июня, 16, 23 ноября 2011 г., 6 февраля, 2 апреля, 13, 29 декабря 2012 г., 4 декабря 2013 г., 29 июля 2014 г., 18 декабря 2016 г., 10 ноября 2018 г.

В целях регламентации вопросов присвоения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, а также установления федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции и впредь до принятия соответствующего федерального закона постановляю:

1. Установить, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах (далее - работники органов юстиции), аппаратах федеральных судов (далее - работники аппаратов судов), Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее - работники системы Судебного департамента), квалификационным требованием для замещения которых является юридическое образование, присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы следующие классные чины юстиции:

юрист 3 класса;

юрист 2 класса;

юрист 1 класса;

советник юстиции 3 класса;

советник юстиции 2 класса;

советник юстиции 1 класса;

действительный .

При наличии у работника органа юстиции, аппарата суда или системы Судебного департамента, имеющего классный чин юстиции и замещающего должность федеральной государственной гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов юстиции, также классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания ему производится выплата только оклада за классный чин юстиции.

Выплата месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином юстиции прекращается в случае увольнения работника органа юстиции, аппарата суда или системы Судебного департамента из Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний или их территориальных органов, аппарата федерального суда, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации.

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

Советник юстиции 1 класса

Советник юстиции 2 класса

Советник юстиции 3 класса

консультант

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

2. В территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

начальник главного управления Министерства юстиции Российской Федерации

начальник управления Министерства юстиции Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

заместитель начальника главного управления Министерства юстиции Российской Федерации

Советник юстиции 1 класса

заместитель начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации

начальник отдела территориального органа

Советник юстиции 2 класса

начальник отдела территориального органа

заместитель начальника отдела территориального органа

помощник начальника главного управления Министерства юстиции Российской Федерации

помощник начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

III. В территориальных органах Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний

1. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

Советник юстиции 1 класса

начальник отдела территориального органа

Советник юстиции 2 класса

заместитель начальника отдела территориального органа

Советник юстиции 3 класса

консультант

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

2. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

руководитель территориального органа

Советник юстиции 1 класса

заместитель руководителя территориального органа

Советник юстиции 3 класса

начальник отдела территориального органа

заместитель начальника отдела территориального органа

помощник руководителя территориального органа

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

судебный пристав

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

3. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня

Советник юстиции 1 класса

руководитель территориального органа

Советник юстиции 2 класса

заместитель руководителя территориального органа

Советник юстиции 3 класса

начальник отдела

заместитель начальника отдела

старший судебный пристав

Юрист 1 класса

судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

судебный пристав-исполнитель

главный специалист-эксперт

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

III.1. В зарубежном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации

Советник юстиции 1 класса

представитель федерального органа исполнительной власти

Советник юстиции 2 класса

заместитель представителя федерального органа исполнительной власти

Советник юстиции 3 класса

консультант

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

IV. В аппарате Конституционного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

руководитель аппарата Конституционного Суда Российской Федерации

руководитель Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации

заместитель руководителя аппарата Конституционного Суда Российской Федерации

заместитель руководителя Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации

руководитель Секретариата Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

руководитель представительства Конституционного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

начальник управления

управляющий делами Конституционного Суда Российской Федерации

руководитель Секретариата заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

руководитель Секретариата судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

заместитель руководителя Секретариата Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

заместитель руководителя представительства Конституционного Суда Российской Федерации

заместитель начальника управления Конституционного Суда Российской Федерации

помощник Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

советник Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

советник Конституционного Суда Российской Федерации

начальник отдела

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

заместитель начальника отдела

начальник отдела в управлении

помощник заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

советник заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

помощник судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации

советник судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации

помощник судьи Конституционного Суда Российской Федерации

советник судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

ведущий советник

советник

главный специалист 3 разряда

Советник юстиции 1 класса

главный консультант

Советник юстиции 2 класса

ведущий консультант

Советник юстиции 3 класса

консультант

ведущий специалист 1 разряда

ведущий специалист 2 разряда

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

главный специалист-эксперт

ведущий специалист-эксперт

Юрист 2 класса

специалист-эксперт

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

IV.1. В аппарате Верховного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

руководитель Секретариата Председателя Верховного Суда Российской Федерации

руководитель Секретариата первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

заместитель руководителя Секретариата Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

начальник управления управляющий делами Верховного Суда Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

заместитель начальника управления заместитель управляющего делами Верховного Суда Российской Федерации

помощник Председателя Верховного Суда Российской Федерации

советник Председателя Верховного Суда Российской Федерации

начальник отдела

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

заместитель начальника отдела

начальник отдела в управлении

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

заместитель начальника отдела в управлении

помощник первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

советник первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

советник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

советник

главный специалист 3 разряда

Советник юстиции 1 класса

помощник судьи Верховного Суда Российской Федерации

советник судьи Верховного Суда Российской Федерации

главный консультант

Советник юстиции 2 класса

ведущий консультант

Советник юстиции 3 класса

консультант

заведующий секретариатом судебной коллегии

заведующий секретариатом судебного состава

ведущий специалист 1 разряда

ведущий специалист 2 разряда

ведущий специалист 3 разряда

ответственный секретарь суда

Юрист 1 класса

главный специалист

секретарь судебного заседания

ведущий специалист

секретарь суда

Юрист 2 класса

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

V. В аппаратах федеральных судов общей юрисдикции

1. В аппаратах кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

руководитель секретариата

председателя суда

управляющий делами

заместитель управляющего делами

начальник отдела

помощник председателя суда

советник председателя суда

Советник юстиции 1 класса

заместитель начальника отдела

Советник юстиции 2 класса

ведущий консультант

Советник юстиции 3 класса

помощник судьи

консультант

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

секретарь судебного заседания

главный специалист

Юрист 2 класса

ведущий специалист

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

2. В аппаратах Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

начальник отдела

помощник председателя суда

Советник юстиции 1 класса

заместитель начальника отдела

Советник юстиции 2 класса

ведущий консультант

помощник судьи

консультант

Советник юстиции 3 класса

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

секретарь судебного заседания

главный специалист

ведущий специалист

Юрист 2 класса

секретарь суда

специалист

Юрист 3 класса

старший специалист 1 разряда

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

3. В аппаратах районного суда, городского суда, межрайонного суда, гарнизонного военного суда

Советник юстиции 1 класса

начальник отдела

Советник юстиции 2 класса

заместитель начальника отдела

помощник председателя суда

Советник юстиции 3 класса

помощник судьи

Юрист 1 класса

консультант

секретарь судебного заседания

главный специалист

ведущий специалист

Юрист 2 класса

секретарь суда

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

VI. В Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации

Утратил силу с 6 августа 2014 г.

VII. В управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации

Утратил силу с 6 августа 2014 г.

VIII. В аппаратах арбитражных судов Российской Федерации

Утратил силу с 6 августа 2014 г.

IX. В аппаратах арбитражных судов Российской Федерации

1. В аппаратах арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам, арбитражного апелляционного суда

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

управляющий делами заместитель руководителя секретариата председателя суда

заместитель управляющего делами начальник отдела

помощник председателя суда

советник председателя суда

Советник юстиции 1 класса

заместитель начальника отдела

Советник юстиции 2 класса

помощник заместителя председателя суда

советник заместителя председателя суда

советник Суда по интеллектуальным правам

ведущий консультант

Советник юстиции 3 класса

помощник судьи

консультант

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

секретарь судебного заседания

главный специалист

Юрист 2 класса

ведущий специалист

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда старший специалист 3 разряда

2. В аппарате арбитражного суда субъекта Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

руководитель секретариата председателя суда

управляющий делами

заместитель руководителя секретариата председателя суда

заместитель управляющего делами

начальник отдела

помощник председателя суда

советник председателя суда

Советник юстиции 2 класса

заместитель начальника отдела

помощник первого заместителя председателя суда

советник первого заместителя председателя суда

Советник юстиции 3 класса

консультант

помощник заместителя председателя суда

советник заместителя председателя суда

помощник судьи

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

секретарь судебного заседания

главный специалист

Юрист 2 класса

ведущий специалист

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

X. В Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

заместитель Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

начальник главного управления

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

начальник управления

управляющий делами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

заместитель начальника главного управления

помощник Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

советник Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

заместитель начальника управления заместитель управляющего делами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

начальник отдела

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

заместитель начальника отдела

начальник отдела в главном управлении

начальник отдела в управлении

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

заместитель начальника отдела в главном управлении

заместитель начальника отдела в управлении

советник: главного управления, управления

Советник юстиции 1 класса

ведущий консультант

Советник юстиции 2 класса

помощник заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Советник юстиции 3 класса

ведущий специалист 2 разряда

Юрист 1 класса

главный специалист

Юрист 2 класса

ведущий специалист

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

XI. В управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

начальник управления

Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

администратор кассационного суда общей юрисдикции

администратор кассационного военного суда

администратор арбитражного суда округа

администратор Суда по интеллектуальным правам

администратор апелляционного суда общей юрисдикции

администратор апелляционного военного суда

администратор арбитражного апелляционного суда

Государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

администратор: Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда

администратор арбитражного суда субъекта Российской Федерации

Советник юстиции 1 класса

заместитель начальника управления

Советник юстиции 2 класса

начальник отдела в управлении

Советник юстиции 3 класса

заместитель начальника отдела в управлении

администратор: районного суда, городского суда, межрайонного суда, гарнизонного военного суда

консультант

ведущий специалист 3 разряда

Юрист 1 класса

главный специалист

Юрист 2 класса

ведущий специалист

специалист

старший специалист 1 разряда

Юрист 3 класса

старший специалист 2 разряда

старший специалист 3 разряда

______________________________

* Начальникам главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации, обеспечивающим координацию деятельности управлений Министерства юстиции Российской Федерации в субъектах Российской Федерации в пределах федерального округа, в связи с повышенным объемом работы Президентом Российской Федерации по представлению Министра юстиции Российской Федерации может быть присвоен классный чин юстиции, предусмотренный для высшей группы должностей.

** Начальник отдела в главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации.

Таблица
соответствия классных чинов, присвоенных в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-I "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, классным чинам юстиции
(утв. Указом

С изменениями и дополнениями от:

Положением , утвержденным Постановлением

Классные чины юстиции

Государственный советник юстиции Российской Федерации

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

Советник юстиции 1 класса

государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса

Советник юстиции 2 класса

государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

Советник юстиции 3 класса

государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

советник юстиции 1 класса

советник юстиции 2 класса

советник юстиции 3 класса

Юрист 1 класса

юрист 1 класса

Юрист 2 класса

юрист 2 класса

Юрист 3 класса

юрист 3 класса

Таблица
соответствия классных чинов, присвоенных в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-I "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1554)

Классные чины, присвоенные в соответствии с Положением , утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1

Классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации

Государственный советник юстиции 1 класса

действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

Государственный советник юстиции 2 класса

действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

Государственный советник юстиции 3 класса

действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Советник юстиции 1 класса

государственный советник Российской Федерации 1 класса

Советник юстиции 2 класса

государственный советник Российской Федерации 2 класса

Советник юстиции 3 класса

государственный советник Российской Федерации 3 класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Юрист 1 класса

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Юрист 2 класса

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Юрист 3 класса

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Установлены классные чины юстиции, которые присваиваются лицам, замещающим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы в Минюсте России, ФССП России, Росрегистрации, ФСИН России и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде РФ и его управлениях (отделах) в субъектах РФ.

Утверждено Положение, регламентирующее порядок присвоения и сохранения указанных классных чинов. Классные чины присваиваются в соответствии с квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы. Приведена таблица соответствия классных чинов замещаемой должности. Так, классный чин юстиции "юрист" соответствует старшей группе должностей гражданской службы, классный чин "советник юстиции" - ведущей группе должностей, "государственный советник юстиции РФ" - главной группе и "действительный государственный советник юстиции РФ" - высшей группе должностей. Лицам, замещающим государственные должности РФ, классный чин юстиции - действительный государственный советник юстиции РФ присваивается Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Правительства РФ или Председателя Верховного Суда РФ.

В соответствии с присвоенным классным чином юстиции работнику устанавливается месячный оклад, который вместе с месячным окладом в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы составляет оклад месячного денежного содержания. Установлены размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным классным чином юстиции. При наличии у работника, имеющего классный чин юстиции и замещающего должность федеральной государственной гражданской службы, также классного чина государственной гражданской службы РФ, классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания ему производится выплата только оклада за классный чин юстиции.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Указ Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции"


Указ Президента РФ от 13 декабря 2012 г. N 1652


Указ Президента РФ от 2 апреля 2012 г. N 375


Указ Президента РФ от 23 ноября 2011 г. N 1533


Указ Президента РФ от 16 ноября 2011 г. N 1504

Изменения вступают в силу со дня подписания названного Указа


Указ Президента РФ от 7 июня 2011 г. N 720


Указ Президента РФ от 18 апреля 2009 г. N 425


Указ Президента РФ от 21 мая 2008 г. N 830


Страница 4 из 7

§ 4. Присвоение классных чинов, воинских званий работникам органов и учреждений прокуратуры

В соответствии с Федеральным законом о прокуратуре прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры присваиваются классные чины. Эти чины присваиваются в соответствии с должностным положением и пожизненно. Генеральный прокурор РФ вправе присваивать классные чины и иным работникам.
Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указом Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659 утверждено Положение о классных чинах, а постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. № 352 утверждены нормы выдачи и описание знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины.
Классный чин - это специальный служебный разряд, персональное звание прокурорского работника как государственного служащего, который присваивается с учетом занимаемой должности, стажа (выслуги), знаний и опыта, а также результатов работы по укреплению законности и правопорядка. Классные чины присваиваются прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ. Должности, по которым прокурорам и следователям присваиваются классные чины, перечислены в ст. 14-16 Закона о прокуратуре.
Установлены следующие классные чины: действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1, 2 и 3 классов, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1, 2 и 3-го классов, младший юрист.
Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Генеральному прокурору Президентом РФ. Классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов присваиваются Президентом по представлению Генерального прокурора РФ прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование. Первоначальный классный чин, классные чины старшего советника и советника юстиции всем прокурорским работникам органов прокуратуры, а также классные чины прокурорским работникам Генеральной прокуратуры РФ и классные чины прокурорским работникам научных и образовательных учреждений прокуратуры РФ присваивает Генеральный прокурор РФ.
Другие классные чины присваиваются прокурорами субъектов Федерации.
Порядок представления работников органов прокуратуры к присвоению классных чинов определяется приказом Генерального прокурора РФ № 6-11 от 25 декабря 1997 г.
Присвоение классного чина производится в последовательном порядке при положительной характеристике, в соответствии с занимаемой должностью и по истечении срока пребывания в классном чине.
Присвоение классного чина без соблюдения последовательности, но не более чем на один чин выше того, в котором состоит работник, допускается в случаях примерного исполнения им служебного долга и за достигнутые успехи в работе по укреплению законности, а также при выдвижении на высшую должность. Классные чины специалистам органов прокуратуры присваиваются при наличии у них высшего, незаконченного высшего или среднего специального образования или стажа работы по специальности свыше трех лет.
К присвоению первоначального классного чина представляются работники, прошедшие аттестование и имеющие следующий стаж работы в занимаемой должности: прокуроры и следователи, сотрудники институтов Генеральной прокуратуры Российской Федерации - не менее шести месяцев; специалисты, заведующие канцеляриями с высшим, незаконченным высшим или средним специальным образованием - не менее одного года; специалисты, заведующие канцеляриями со средним образованием - свыше трех лет.
Работникам, имеющим высшее юридическое образование и перешедшим на работу в органы прокуратуры из других правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений высшего профессионального образования юридического профиля, научных юридических учреждений, учреждений повышения квалификации и правовых служб предприятий, классный чин может быть присвоен с учетом занимаемой должности и квалификации до истечения шести месяцев работы, в соответствии с занимаемой должностью.
Лицам, назначенным на должности прокурора или следователя по окончании юридических факультетов учебных заведений высшего профессионального образования, присваивается классный чин юриста 3 класса.
Лицам, ранее служившим в органах военной прокуратуры, пребывающим в запасе (отставке) и поступившим на работу в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов Федерации, городов и районов, специализированные прокуратуры, а также в научные и образовательные учреждения системы прокуратуры РФ на должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов до старшего советника юстиции включительно, классные чины присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, но не ниже имеющихся у них воинских званий. Лицам, пребывающим в запасе (отставке) и имеющим воинские звания генерал-полковника юстиции, генерал-лейтенанта юстиции, генерал-майора юстиции, классные чины присваиваются в соответствии с должностью, но не ниже чина старшего советника юстиции.
Классные чины и воинские звания находятся в следующем соотношении:

Название чина

Воинское звание

младший юрист

младший лейтенант юстиции

юрист 3 класса

лейтенант юстиции

юрист 2 класса

старший лейтенант юстиции

юрист 1 класса

капитан юстиции

младший советник юстиции

майор юстиции

советник юстиции

подполковник юстиции

старший советник юстиции

полковник юстиции

государственный советник юстиции 3 класса

генерал-майор юстиции

государственный советник юстиции 2 класса

генерал-лейтенант юстиции

государственный советник юстиции 1 класса

генерал-полковник юстиции

действительный государственный советник юстиции

генерал армии

При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их военному званию классные чины, а при определении на военную службу прокуроров и следователей, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания.
Уволенным в запас сотрудникам военной прокуратуры при переводе их в территориальные и специализированные прокуратуры первоначальный классный чин присваивается без проведения аттестования, соблюдения установленных сроков и не ограничивается предельно допустимыми по занимаемой должности, за исключением классных чинов, присваиваемых Президентом РФ.
Присвоение очередного классного чина производится по истечении следующего срока пребывания в прежнем классном чине: младшего юриста - 1 год или до получения высшего юридического образования; юриста 3 класса - 2 года; юриста 2 класса - 2 года; юриста 1 класса - 3 года; младшего советника юстиции - 3 года; советника юстиции - 4 года.
Сроки пребывания в чинах старшего советника юстиции, государственного советника юстиции 1, 2 и 3 классов не устанавливаются. Присвоение очередного чина этих классов может быть только в случаях повышения в должности и за особые отличия в работе.
Работники органов прокуратуры, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. Лишение классного чина может иметь место при увольнении работника из органов прокуратуры за порочащий поступок. В случае совершения работником органов прокуратуры грубых нарушений служебного долга или недостойного поведения он может быть понижен в чине. Восстановление работников в прежнем классном чине производится в порядке аттестования.
Работникам, перешедшим в органы прокуратуры РФ из прокуратур стран СНГ, учитываются только классные чины, присвоенные им Генеральным прокурором СССР в период существования единой системы органов прокуратуры Союза ССР.
Работники органов прокуратуры, имеющие дисциплинарное взыскание, не прошедшие аттестования, к присвоению классного чина не представляются до снятия взыскания, а также имеющие серьезные недостатки и упущения в работе, явившиеся предметом обсуждения на коллегии или оперативном совещании при руководителе прокуратуры или начальниках структурных подразделении, до признания их в аттестационном порядке соответствующими занимаемой должности либо улучшения показателей в работе.
Выписки из приказов о присвоении классных чинов вручаются работникам, помещаются в личное дело и передаются в бухгалтерию для начисления доплат за классный чин.
Причины задержки в представлении к присвоению классных чинов должны быть мотивированы.
Несоблюдение сроков представления работников к присвоению классных чинов в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ рассматривается как нарушение служебных обязанностей, влекущее привлечение виновных к ответственности.
Время нахождения прокурорского работника на военной службе по призыву или контракту в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" засчитывается в стаж службы, дающий право на присвоение очередного классного чина.
Время учебы прокурорского работника в очной аспирантуре по юридической специальности, а также переподготовка или повышение квалификации с отрывом от службы, если работник был направлен туда из органов или учреждений прокуратуры с сохранением денежного содержания при условии последующего возвращения в эти органы, засчитывается в стаж службы, дающий право на присвоение очередного классного чина.
Ношение форменного обмундирования разрешается прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим классные чины, а также лицам, уволенным из органов прокуратуры, за исключением уволенных за совершение порочащих их поступков.
При участии в судебном рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел, в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменной одежды обязательно.