Указание гост по 44 фз. Формирование и описание объекта закупки. Пример описания закупки

Общие требования

  1. Заказчик указывает в техзадании функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара. Например, габариты, мощность и режимы работы рентгеновского аппарата, требования к его составным частям, при какой температуре и сколько лет его можно использовать и т.д.

В описание нельзя включать:

  • товарные знаки (молоко «Веселый молочник», автомобиль Toyota, принтер Canon),
  • знаки обслуживания (мобильная связь «МТС», услуги авиаперевозок «Аэрофлот»),
  • фирменные наименования (iPad),
  • патенты, полезные модели и промышленные образцы (радиатор, патент РФ на промышленный образец № 70094),
  • наименование места происхождения товара или производителя (вологодское масло, тульский пряник, каслинское литье),
  • любые требования к товарам, которые ограничивают конкуренцию.

В техзадании можно указать товарные знаки, если:

  • эти товары будут использовать при выполнении контракта, но они — не предмет закупки. При этом в описание нужно добавить слова «или эквивалент».
  • остальные товарные знаки не совместимы с имеющимися товарами или механизмами,
  • закупают запчасти к оборудованию конкретной марки.
  1. В описании закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и термины из действующих технических регламентов. Использование других терминов и показателей придется обосновать.
  2. Описание может включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования и т.д. Все должно соответствовать Гражданскому кодексу и техническим регламентам.
  3. Если товар должен соответствовать конкретному изображению, то в документах должно быть это изображение.
  4. В документах указывают место, время и порядок осмотра макета товара, если товар должен ему соответствовать.
  5. В закупке медикаментов заказчик указывает непатентованные международные названия лекарств. В справочной есть статья о закупках лекарств .
  6. Товар должен быть новым, не бывшим в употреблении, не восстановленным, без замены составных частей.

В документах закупки обязательно указывают минимальные, максимальные и неизменяемые показатели, по которым будут проверять товар.

Дополнительные требования

В некоторых случаях, предусмотренных 44-ФЗ, заказчик устанавливает дополнительные требования к объекту закупки, производителю или поставщику, например:

  • к качеству, техническим характеристикам товара и потребительским свойствам,
  • к квалификации и опыту выполнения подобных работ,
  • к деловой репутации,
  • наличию производственных мощностей и технологического оборудования,
  • трудовых, финансовых и других ресурсов, нужных для производства или поставки товара.

При необходимости устанавливают требования к гарантийному сроку:

  • товара и его обслуживания,
  • расходов на эксплуатацию,
  • монтажу и наладке.

Если закупают машины и оборудование, заказчик обязательно устанавливает требования к гарантии.

Дополнительно заказчик может потребовать от поставщика обучить персонал, который будет использовать или обслуживать технику. Все требования к гарантии заказчик указывает в документах закупки. Поставщик предоставляет гарантию вместе с товаром.

Правительство может устанавливать дополнительные правила описания отдельных закупок. Как описывать закупки в оборонном заказе, прописано в 275-ФЗ .

Что указывают в контракте

Цена и условия

Контракт заключают на условиях, которые были опубликованы в документах закупки. До заключения контракта можно написать протокол разногласий . В электронном аукционе протокол разногласий оформляют через интерфейс ЭТП, в остальных видах закупок — по согласованию с заказчиком.

Менять условия заключенного контракта нельзя, за исключение нескольких случаев и только по соглашению сторон (ст. 95 44-ФЗ ,)например:

  • Единственный поставщик снизил НМЦ, при этом объем товара остался прежним.
  • Заказчик в закупке у единственного поставщика увеличил или уменьшил объем товара не больше чем на 10%.
  • Сократилось финансирование заказчика, и он пропорционально уменьшает объем закупки.
  • Закупали лечение за границей, а его стоимость изменилась.
  • Победитель поставляет товар с улучшенными характеристиками.

Цена всегда твердая и действует весь срок контракта. В случаях, установленных правительством, можно указать ориентировочную цену, формулу цены или максимальную цену контракта.

Если контракт заключают с физическим лицом, цену уменьшают на размер НДФЛ. Особенность цены контракта в оборонных заказах устанавливает 275-ФЗ.

Ответственность сторон

В контракт обязательно включают условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта:

  • Пеня при просрочке — например, если поставщик не поставил вовремя товар или заказчик не оплачивает контракт.
  • В остальных случаях — штрафы, установленные правительством.

Если одна из сторон не исполняет условия контракта, другая отправляет требование об уплате неустоек.

Пени начисляют за каждый день просрочки, они составляют 1/300 ставки рефинансирования:

  • От невыплаченной суммы контракта, если условия нарушает заказчик.
  • От суммы контракта, уменьшенной на сумму фактически поставленных товаров и выполненных работ, если условия нарушает поставщик.

Штрафы и пени не платят, если контракт невозможно исполнить из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Обязательные условия

В контракт включают:

  • сроки оплаты,
  • правила приемки товара и оформление результатов (соответствие качеству, количеству, комплектности, форме упаковке и другим требованиям из контракта),
  • срок возврата обеспечения контракта.

Контракт оплачивают максимум за 30 календарных дней с даты подписания актов-приемки. Контракты с малым бизнесом оплачивают за 15 рабочих дней. Правительство может установить другие сроки оплаты в оборонзаказе.

Дополнительные условия

В контракт, заключенный за границей, можно включить дополнительные условия. Информация об этом должна быть в документах закупки.

Можно предусмотреть возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

В случаях, установленных правительством, разрешают заключить контракт одновременно на проектирование объекта, его конструирование, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и утилизацию.

По согласованию с участником, заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, которая не превышает разницу между ценой контракта, предложенной участником, и НМЦ. Это право должно быть прописано в документах закупки.

Если НМЦ контракта выше определенного размера, установленного правительством, в контракте появится дополнительное условие. Поставщик должен предоставлять информацию обо всех субподрядчиках, цена договора с которым больше 10% от суммы контракта. Информацию о субподрядчиках нужно предоставить за 10 дней с момента заключения контракта. Если это требование не исполнить, начислят пени. Но это не будет причиной расторгнуть контракт.

Если заключают контракт больше чем на три года и его цена выше 100 млн рублей, в контракт включают график исполнения.

Формы контракта

Если на поставку товара или исполнение услуги разработан типовой контракт, заказчик использует только его. Типовые контракты разрабатывают и утверждают федеральные органы исполнительной власти, Росатом и Роскосмос. Библиотека готовых типовых контрактов есть в ЕИС.

В других случаях контракт можно заключить в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом.

Контракт признают недействительным по требованию суда, если докажут, что член комиссии получил выгоду от его заключения — деньги и др.

Как проверяют и оценивают заявку и окончательное предложение?

Критерии оценки

Критерии оценки используют в конкурсах и запросах предложений. Заказчик заранее устанавливает в документах закупки не меньше двух критериев из этого списка:

В запросе предложений заказчик самостоятельно решает, какие критерии устанавливать, или добавляет новые. Нельзя оценивать заявки по критериям, не установленным в документах закупки.

В аукционе и в запросах котировок учитывают только предложенную цену и проверяют, что участник соответствует требованиям.

В закупке на строительные услуги, проектирование или в других случаях, установленных правительством, заказчик может указать в качестве критерия стоимость жизненного цикла объекта:

  • расходы на его закупку,
  • последующие обслуживание и эксплуатацию,
  • ремонт и утилизацию.

Величины значимости

Также заказчик заранее устанавливает величину значимости каждого критерия. Сумма величин составляет 100%. «Вес» дополнительных критериев не должен быть больше критериев, установленных законом.

Сумма величин «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» должна быть не меньше 20% суммы величин значимости всех критериев 1 в закупке на:

  • исполнение, финансирование проката или показа национального фильма,
  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.

Если в закупке не используют критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ», то величина критерия «цена контракта» должна быть не меньше 20% суммы величин значимости всех критериев 1 .

1 Если в заявке предложили цену на 25% и более ниже НМЦ, то величина значимости критерия «цена контракта» должна быть равна 10%.

Величину значимости критерия «цена контракта» в закупке на создание произведения литературы или искусства можно снизить до 0% суммы величин значимости всех критериев.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений и предельные величины значимости каждого критерия устанавливает правительство. Если закупают товары, на которые установлены тарифы, заказчик может не использовать критерии.

Если заказчик не соблюдает требования к критериям и их величинам, закупку признают недействительной по иску любого участника закупки.

  • Опубликовано в Закупки в СМИ
  • Прочитано 17128 раз

С целью недопущения ограничения конкуренции в закупках Закон № 44-ФЗ обязывает заказчика указывать эквивалент к товарному знаку закупаемого товара. Вместе с тем из общего правила существуют исключения по принципу несовместимость и не взаимозаменяемость закупаемых товаров. Автор статьи рассматривает примеры осуществления закупок конкретных наименований товаров без указания слов «или эквивалент», с учетом практики контроля ФАС России.

Напомним, что в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При этом, включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о КС влечет назначение должностному лицу административного наказания в виде штрафа в размере 1 процента от НМЦК, но не менее 10 000 рублей и не более 50 000 рублей.

Например, на основании Постановления о возбуждении административного дела, составленного при проведении прокурорской проверки, по факту включения в описание объек та закупки указания в отношении товарного знака – samsung, Коми УФАС России применил вышеуказанный штраф к контрактному управляющему, ответственному за подготовку документации. Так, в документации об аукционе на закупку телевизора содержалось указание товарный знак – samsung, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ. Согласно Постановления о назначении административного наказания Коми УФАС России № 04-05/650 от 26.01.2015г. , начальная (максимальная) цена контракта составляет 21 100,00 рублей, следовательно, 1 % от начальной (максимальной) цены контракта составляет 211,00 рублей. Таким образом, штраф был назначен в размере 10 000 рублей.

Принимая во внимания, что в общих случаях закупок к товарному знаку следует добавлять слово «или эквивалент», рассмотрим случаи закупок товаров с товарными знаками без сопровождения словами «или эквивалент».

44-ФЗ особенности описания объек тов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29.12.2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о государственном оборонном заказе). В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе при размещении государственного оборонного заказа на поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, принятого на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, конкурсная документация, документация об аукционе, документация о проведении запроса предложений должна содержать указание на наименование или товарные знаки таких вооружения, военной и специальной техники, военного имущества.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе объектом закупки является: «кран автомобильный КС45731М1». На заседании Комиссии ФАС России был представлен Приказ Главнокомандующего сухопутными войсками от 30.10.2010 № 277 (далее – Приказ № 277) и дано пояснение о том, что согласно Приказу № 277 кран автомобильный КС-45731М1 принят на снабжение. Таким образом, требование о поставке крана автомобильного КС-45731М1 не противоречит положению Закона № 44-ФЗ (см. решение ФАС России по делу № КГОЗ-236/15 от 26.05.2015г.).

Отдельно место в практике закупок конкретных товарных знаков занимают случаи отсутствия взаимозаменяемости закупаемых товаров.

Так, по мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего требования к техническим характеристикам закупаемого товара, ограничивающие количество участников закупки, и соответствующие лекарственному препарату только одного производителя, а именно ООО «Тева» (Израиль). В соответствии с пунктом 1.2 документации об Аукционе «Описание объекта закупки» Заказчиком установлены следующие требования к товару: международное непатентованное наименование (далее-МНН): «Глатирамера ацетат», раствор для подкожного введения с дозировкой 20 мг/мл. Согласно данным государственного реестра лекарственных средств в настоящее время в государственном реестре зарегистрированы торговые наименования лекарственных препаратов, соответствующие единственному производителю (ООО «Тева»), выпускающему лекарственное средство с МНН «Глатирамера ацетат» с формой выпуска раствор для подкожного введения с дозировкой 20 мг/мл.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика сообщили, что закупка препарата осуществляется в соответствии с потребностями Заказчика, при этом, согласно государственному реестру лекарственных препаратов закупка препарата с МНН «Глатирамера ацетат» возможна в настоящее время только у одного производителя. Таким образом довод жалоб не нашел подтверждения и был признан необоснованным (см. решение по делу № К-831/15 от 13.07.2015г.).

Нельзя не отметить и практику закупок конкретных товарных знаков в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Рассматривая жалобу с доводом о том, что техническое задание Конкурсной документации второй очереди работ по созданию комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств содержит указание на АРМ контроля за пассажирским транспортом с техническими характеристиками, в том числе процессор Core_i52500 без сопровождения товара словами «или эквивалент», ФАС России поддержал заказчика. На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 69 раздела «Спецификация оборудования и программного обеспечения Заказчика» технического задания Конкурсной документации Заказчиком приобретено автоматизированное рабочее место контроля за пассажирским транспортом с техническими характеристиками в составе, в том числе системного блока с процессором Core_i5-2500. В этой связи, Заказчиком не сопровождалась данная техническая характеристика системного блока словами «или эквивалент» (см. решение ФАС России по делу № К-1420/14 от 29.09.2014г.)

В другом случае довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом технические показатели стекового кабеля для объединения коммутаторов WS-C3750-24FS, также не нашел своего подтверждения. В пункте 6.2 «Количество и технические характеристики поставляемого оборудования» Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к поставляемому оборудованию: «Стековый кабель для объединения коммутаторов WS-C3750-24FS в стек длиной не менее 1 м в количестве 5 штук». На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что стековый кабель для объединения коммутаторов WSC3750-24FS необходим для объединения имеющихся и эксплуатируемых Заказчиком коммутаторов, имеющих специальные интерфейсы для соединения в стек под конкретный продукт (см. решение ФАС России по делу № К-469/15 от 29.04.2015г.).

Согласно решению ФАС России по делу № КГОЗ-189/15 от 12.05.2015г. нарушений закона о КС при описании закупаемых программных средств не установлено. Так, в соответствии с пунктами 1, 2 Технической части документации об Аукционе указаны технические характеристики ноутбука: «Предустановленная, лицензионная, операционная система не хуже Windows 7 Professional, допускается поставка с лицензией Windows 8.1 Prodowngrade. Дополнительно должен поставляться комплект офисных программ не хуже Microsoft Office 2013 в коробочной версии поставки»; «предустановленная, лицензионная, операционная система не хуже Windows 7 Professional, допускается поставка с лицензией Windows 8.1 Prodowngrade; предустановленный лицензионный комплект офисных программ не хуже Microsoft Office 2013 Professional».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что используемые ноутбуки и АРМ Заказчика работают на операционных системах Windows и на них установлены офисные комплекты программ Microsoft Office. В связи с чем, Заказчику для совместимости с уже используемыми ноутбуками и АРМ необходимы ноутбуки и АРМ с операционной системой Windows и офисными комплектами программ Microsoft Office.

Однако, следует обратить особое внимание на неправомерную практику приобретения конкретных программных средств по принципу необходимости обеспечения с имеющимся программным обеспечением, загруженным с сайтов разработчиков в качестве демоверсий.

Ярким примером является постановление о назначении административного наказания Ямало-Ненецкого УФАС России № 04-02/89-2015 от 27.03.2015г. Предметом закупки являлось приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение. В п. 2 Потребности указано, что заказчиком приобретается неисключительное право на использование ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный. Электронная версия (базовая лицензия русской версии на 1 год). Для совместимости с установленным программным обеспечением Kaspersky Security Center, Kaspersky Endpoint Security. Поставка эквивалента не предусмотрена в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия данного товара с товаром, ранее приобретенным и установленным на объекте (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального Закона № 44-ФЗ), в связи с необходимостью совместимости с программным обеспечением, установленным на компьютерах Заказчика.

Между тем, исходя из разъяснений и обоснований, данных заказчиком, на компьютерах заказчика установлены пробные версии антивирусного программного обеспечения, что означает, что данное обеспечение загружено с сайта. Заказчиком на рассмотрение дела не предоставлены документы, подтверждающие факт того, что учреждение обладает неисключительными правами на использование данного антивирусного программного обеспечения.

Факт загрузки пробных версий программного обеспечения подтверждается скрин-шотами, согласно которым указанная версия была установлена 12.10.2014г. Согласно информации, размещенной на сайте http:// www.kaspersky.ru/, бесплатные версии программы действуют 30 дней, следовательно, на момент завершения закупки данные программы уже не будут работать у заказчика.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, заказчик не имел правовых оснований при формировании п. 2 потребности указывать конкретное программное обеспечение. Следовательно, заказчиком были нарушены правила описания объекта закупки, установленные п.1 ч. 1, 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Должностное лицо заказчика, утвердившее документацию, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАПи назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Конечно же, как и было отмечено выше, можно осуществить закупки конкретных наименований запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, только в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе на поставку включая установку источников бесперебойного питания батарейных модулей содержатся требования к поставке оборудования без слов «или эквивалент», что ограничивает число участников закупки, а именно, установлено требование к поставке аккумуляторной батареи конкретной модели без возможности поставки эквивалента.

В пункте 2.4 части II «Технические требования» документации об Аукционе установлено требование к аккумуляторной батареи, которая «должна быть совместима с имеющимися у Заказчика источниками бесперебойного питания Eaton Power ware» и иметь модель «CSB GPL 12520 (артикул GPL 12520)».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояс нили, что требования установленные в документации об Аукционе к участникам закупки обусловлены потребностью Заказчика и установлены в связи с необходимостью обеспечения их совместимости с оборудованием, имеющимся у Заказчика.

На заседании Комиссии ФАС представители Заказчика пояснили, что у имеющегося у Заказчика ИБП Eaton установлены батареи модели CSB GPL 12520 с артикулом GPL 12520, а также представили Инструкцию по установке батареи, согласно которой применение батарей другого производителя недопустимо, так как может привести к повреждению ИБП и возможной потере гарантии на указанный ИБП. Таким образом, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе содержатся требования к поставке оборудования без слов «или эквивалент», что ограничивает число участников закупки, не нашел своего подтверждения (см.

Согласно положениям статьи 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, при составлении описания объекта закупки должно быть использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчики часто при описании объекта закупки устанавливают показатели, которые сложно или невозможно проверить при приемке товаров без специальных экспертиз. Как вариант, заказчик устанавливает требования к товару, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара и т.д.

Распространенным примером является установление требований к химическому составу товара, как следствие, участник закупки должен указать (угадать) в своей заявке показатели требуемого состава.

При рассмотрении жалоб на вышеуказанные требования заказчика (химический состав или иные характеристики, которые невозможно проверить сопоставлением с технической документацией на товар, визуальным осмотром, проверкой параметров при включении аппарата и т.д., т.е. без специальных экспертиз, познаний и т.д.), органы антимонопольной службы указывают на избыточность требований (излишние требования) при описании объекта закупки по 44-ФЗ.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что избыточные или излишние требования при описании объекта закупки по 44-ФЗ являются оценочными категориями, критерии которых не указаны в действующем законодательстве (Закон 44-ФЗ, Закон 223-ФЗ, Закон 135-ФЗ и т.д.).

Согласно п. 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Анализируя и систематизируя практику антимонопольной службы, могу рекомендовать заказчикам при составлении технического задания изначально продумывать, каким образом будет проводиться проверка запрашиваемых показателей, т.к. при рассмотрении жалобы это будет ключевым вопросом при разбирательстве в ФАСе или суде.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Планируя закупку компьютеров и оргтехники по 44-ФЗ, не забывайте о существующих ограничениях и запретах в рамках национального режима. Что учесть и какой штраф можно получить за нарушения при покупке компьютера по 44-ФЗ, читайте в статье.

Применение нацрежима к закупке компьютеров по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в России установлены запреты и ограничения на закупки товаров иностранных производителей. Если продукция не входит в список, утвержденный Правительством, можно не бояться и покупать ее, даже если она произведена за рубежом. Перечень содержится в приказе Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155. Одна из его позиций - компьютеры и периферийное оборудование. Это значит, что к закупкам компьютерной техники и оргтехники применяются ограничения по нацрежиму.

Важно понимать, что участникам не запрещено предлагать в своих заявках компьютеры иностранного происхождения. Однако заказчик обязан установить условия, по которым они будут допущены к процедуре. Их прописывают в документации.

Для производителей из стран Евразийского экономического союза предусмотрена 15-процентная преференция в отношении цены контракта. То есть заявки участников, предлагающие компьютеры производства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, оцениваются с понижающим 15-процентным коэффициентом, что дает им преимущество по сравнению с остальными. Этот порядок действует для всех процедур кроме аукциона. При проведении аукциона заказчик на 15 процентов снижает цену контракта с победителем, который предложил продукцию не из страны ЕАЭС.

Как закупать компьютерую и оргтехнику по 44-ФЗ

Чтобы понять, как правильно купить компьютер по 44-ФЗ, нужно понимать, какой именно товар признается происходящим из ЕАЭС и как участник должен это подтвердить. Во-первых, страна должна быть указана в документах на товар. Во-вторых, участник должен предоставить в своей заявке один из следующих документов:

  • копия специального инвестиционного контракта (если товар произведен в рамках его реализации);
  • акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой;
  • заключение Минпромторга;
  • декларация;
  • сертификат о происхождении товара.

Итак, что делать на практике. Рекомендуем разделить закупку компьютеров и программного обеспечения для них на две части. Для компьютерной техники пропишите в документации два механизма ограничений - по приказу № 155 и постановлению Правительства от 26.09.2016 № 968. Если разделить процедуры не получается, установите также запрет для иностранного софта по постановлению № 1236.

Техническое задание на закупку компьютеров по 44-ФЗ

Составляя ТЗ при закупке компьютеров и оргтехники по 44-ФЗ, учитывайте некоторые особенности. В целом, закон не запрещает включать в техзадание требование о гарантии производителя на компьютеры. При этом производителя не стоит указывать. При закупке компьютерной техники и оргтехники можно потребовать, чтобы, к примеру, компьютер и принтер были одного производителя (по причине совместимости), опять же, не указывая конкретную марку. Разрешено устанавливать требование совместимости с конкретной компьютерной ОС.

Если в ТЗ есть товарный знак, обязательно используйте словосочетание «или эквивалент». Также рекомендуем применять формулировки «не менее» и «не более», чтобы ФАС не приняла точные характеристики как ограничение числа участников закупки.

Каким способом можно закупить компьютер по 44-ФЗ

Какие процедуры могут использоваться при закупке комплектующих для компьютеров 44-ФЗ? Согласно распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р компьютерное оборудование входит в список товаров, закупать которые нужно путем электронного аукциона.

Изменения при покупке компьютера по 44-ФЗ в 2018 году

Во-первых, в 2018 году заказчикам позволили без ограничений закупать ПО не только из России, но и из государств ЕАЭС. Во-вторых, был дополнен перечень радиоэлектроники, которая отвечает требованиям постановления Правительства от 17.07.2015 № 719, в нем представлены критерии отнесения продукции к не имеющей аналогов. В список добавили 11 позиций. В частности, ноутбуки, планшеты, мониторы, запоминающие устройства. С 2018 года иностранные запчасти в этой продукции не должны превышать 75% цены.

Вложенные файлы

  • Техническое задание на поставку компьютеров.docx

В последних изменениях к 44 ФЗ, был установлен ряд нововведений, коснувшихся описания объекта закупки. В частности теперь в законе говориться, что закупаемые товары должны по возможности соответствовать стандартам, то есть должны быть по ГОСТ. Товары и требования к ним не должны ограничивать конкуренцию и должны позволять участникам закупки указать конкретные показатели без противоречий инструкции и нормативной документации. Данный процесс подбора характеристик может быть весьма сложен, все зависит от объема информации и глубины проработки технических требований.

44-ФЗ обязывает заказчиков устанавливать конкретные показатели стандартными, непротиворечивыми. Так как же правильно использовать ГОСТ в товарах и требованиях к ним? Необходимо руководствоваться следующими правилами:

Использовать только действующие стандарты. ФАС в большинстве случаев не поддерживает использование устаревших ГОСТов, так как это может приводить к ограничению конкуренции.

Использовать показатели, которые фигурируют в стандарте. То есть если заказчик использует показатель, который есть только у одного производителя, это также может быть воспринято как ограничение участника возможности поиска и поставки товара с указанной характеристикой.

Устанавливать конкретные показатели в противоречии с ГОСТ. Необходимо учитывать, что если например ГОСТ установлено требование, что показатель должен быть «не более 10», то устанавливать к товару требование «не более 20», некорректно.

Устанавливать требования, которые относятся к испытаниям и методам производства товара. В этом случае позиция ФАС заключается в следующем: участник не может предоставить данные сведения без товара в наличии, и без проведения соответствующего испытания, а также не может присутствовать при его производстве, а значит, данные требования являются ограничивающими.

При этом, в итоге, заказчику необходимо учитывать следующее: товары и требования по ГОСТ либо заполняются в заявке участниками закупки самостоятельно, либо привлекается специализированная организация.

В случае, если заявку на участие будет готовить специализированная организация, и в документации содержатся указанные выше нарушения, это с высокой вероятностью может привести к жалобе в ФАС на документацию. Как правило, спецорганизации прекрасно знают, в каком случае те или иные требования являются нарушениями, в каком нет. Поэтому практически всегда в таких случаях результатом рассмотрения жалобы является предписание о внесении изменений в документацию. Для заказчика это затягивание сроков и возможный срыв процедуры закупки.

Чтобы этого не происходило, и товар удовлетворял требованиям ГОСТ необходимо внимательнейшим образом изучать соответствующую нормативную документацию, изучать все примечания и приложения к ГОСТам. Необходимо проработать все конкретные показатели, на предмет их соответствия нормам 44 ФЗ, чтобы устранить риск переноса закупки.

Наша компания специализируется на работе с техническими заданиями как для участников закупок, так и для заказчиков. Мы имеем богатый опыт по предоставлению сведений о товарах в первой части заявки и составлении требований к характеристикам материалов по ГОСТ.

Чтобы избавить себя от неопределенностей по срокам проведения закупки, и быть уверенными, что закупка пройдет без нарушений, обращайтесь в нашу компанию ГК «Тендерные решения».

Что сделают наши специалисты:

Проанализируют действующую нормативную документацию.

Подготовят список актуальных ГОСТ, товаров и требований к ним.

Разработают конкретные показатели согласно требованиям 44 ФЗ и последних разъяснений и дополнений к нему.

Подготовят ответ на поданную жалобу и отстоят интересы в контролирующих органах.

Что получают наши клиенты:

Готовый документ с требованиями к товарам

Уверенность в проведении закупки без срыва сроков

Юридическую и техническую поддержку на каждом этапе проведения закупки