Устав службы в пожарной охране. Скачать устав подразделений пожарной охраны. История появления и развития устава

Устав подразделений пожарной охраны утвержден Приказом МЧС России от 20.10.2017 N 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22.03.2018 N 50452 и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2018. Документ вступает в силу — 03.04.2018.

Устав определяет порядок организации и несения караульной службы в подразделениях всех видов пожарной охраны. Караульная служба организуется в подразделениях пожарной охраны для обеспечения готовности личного состава, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и аварийно-спасательного инструмента, снаряжения, средств связи и огнетушащих веществ подразделений к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, профессиональной подготовки личного состава подразделений.

Уставом определяются:

  • права и обязанности должностных лиц подразделения,
  • порядок смены караулов в подразделениях,
  • внутренний наряд в подразделении,
  • порядок допуска на территорию подразделения.

Признан утратившим силу Приказ МЧС России от 05.04.2011 N 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 <1>, приказываю:

  1. Утвердить прилагаемый Устав подразделений пожарной охраны.
  2. Признать утратившими силу приказы МЧС России от 05.04.2011 N 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 мая 2011 г., регистрационный N 20868), от 14.12.2011 N 760 «О внесении изменений в Порядок организации службы в подразделениях пожарной охраны, утвержденный приказом МЧС России от 05.04.2011 N 167» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2012 г., регистрационный N 23037) и от 08.04.2014 N 175 «О внесении изменения в Порядок организации службы в подразделениях пожарной охраны, утвержденный приказом МЧС России от 05.04.2011 N 167» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июня 2014 г., регистрационный N 32614).

Если информация оказалась полезной, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях, форумах и т.д. Спасибо за поддержку!

Уважаемые коллеги! Они нас нашими же приказами и бьют. Часто - из-за отсутствия в них конкретики. Например, в БУПО нет алгоритма диспетчера ПСЧ при приеме сообщений (от заявителя, а не ЦППС) о пожаре (ЧС):
1. Вне района (выезда), но в подрайоне.
2. Вне района и подрайона (есть лишь небольшой абзац в УППО).
3. В районе, но если "свои" на пожаре, ЧС, ПТУ, ПТЗ.
Возможный вариант:
При получении сообщения о пожаре (ЧС) вне района и подрайона выезда подразделения диспетчер ПСЧ обязан передать это сообщение в подразделение, в районе выезда которого произошел пожар (ЧС), а также доложить диспетчеру ЦППС и начальнику караула.
При получении сообщения о пожаре (ЧС) в подрайоне выезда подразделения (вне района выезда, в том числе за пределами местного или территориального гарнизона) диспетчер ПСЧ обязан направить предусмотренные Расписанием выезда силы и средства своего подразделения и передать это сообщение в подразделение, в районе выезда которого произошел пожар (ЧС), а также доложить диспетчеру ЦППС.
Кроме того, диспетчер ПСЧ обязан направлять на пожары (ЧС) силы и средства подразделения за пределы района и подрайона выезда подразделения по распоряжению диспетчера ЦППС.

При получении сообщения о пожаре (ЧС) за пределами гарнизона и вне подрайонов выезда подразделений гарнизона диспетчер ЦППС обязан передать это сообщение в подразделение, в районе выезда которого произошел пожар (ЧС), а также доложить в СОО(ДС).
При получении сообщения о пожаре (ЧС) за пределами гарнизона (местного или территориального), но в пределах подрайона выезда подразделения гарнизона диспетчер ЦППС обязан направить предусмотренные Расписанием выезда силы и средства этого подразделения и передать это сообщение в подразделение, в районе выезда которого произошел пожар (ЧС), а также доложить в СОО(ДС).
Кроме того, диспетчер ЦППС обязан направлять на пожары (ЧС) силы и средства гарнизона за пределы гарнизона по распоряжению СОО(ДС).

Сообщение о пожаре (ЧС) в подразделение, в районе выезда которого произошел пожар (ЧС), передается:
диспетчеру ПСЧ подразделения – если известно, в районе выезда какого подразделения произошел пожар (ЧС);
диспетчеру ЦППС гарнизона, на территории которого произошел пожар (ЧС) – если известно, на территории какого местного гарнизона произошел пожар (ЧС), но не известно, в районе выезда какого подразделения произошел пожар (ЧС);
диспетчеру территориального гарнизона, на территории которого произошел пожар (ЧС) – если известно, на территории какого территориального гарнизона произошел пожар (ЧС), но не известно, на территории какого местного гарнизона произошел пожар (ЧС).
(конец текста)
Для экономии времени предлагается разрешить направлять СиС в подрайон в соседний местный или территориальный гарнизон без команды ЦППС, но с обязательным и немедленным его уведомлением. Если что, диспетчер ЦППС вернет с пути следования.
И еще, чтобы все знали свои подрайоны в соседних гарнизонах, неплохо бы ст. 85 Положения о ПСГ немного дополнить:
85. Расписание выезда хранится на ЦППС, а при его отсутствии - на ПСЧ. В каждое подразделение гарнизона направляется выписка (копия) из Расписания выезда с приложениями к Расписанию выезда в части, его касающейся.
При наличии на территории гарнизона подрайонов выезда подразделений сопредельных гарнизонов в эти подразделения, а также на ЦППС гарнизонов, в которых расположены эти подразделения, направляются выписки (копии) из Расписания выезда с приложениями к Расписанию выезда в части, их касающейся.

Устав подразделений пожарной охраны – это приложение для тех, кто имеет отношение к пожарной службе или интересуется тем, как она функционирует. Данный мобильный клиент предназначен для устройств на базе операционной системы Android.

Интерфейс

Графическая оболочка у приложения максимально лаконична. Главный экран предлагает всего три кнопки. Две из них служат для перехода в справочные разделы, а последняя ведет на сайт разработчика.

Информация

Чтобы ознакомиться с уставом подразделений пожарной охраны (УСПО), тапните по клавише "Приказ". Приложение предложит прочитать каждую из пяти глав по отдельности или же выбрать общий документ, содержащий всю информацию в одном блоке. Удобно, что для всех пунктов приказа предоставлены сноски, но огорчает некорректная работа инструментов масштабирования – текст увеличивается так, что половина строчки "убегает" за экран.

Помимо раздела "Приказ" имеется также раздел "Приложения". В нем можно узнать о распорядке дня дежурных, ознакомиться с шаблоном журнала учета неисправностей средств связи и посмотреть схему построения караула. Там же представлен перечень документов для управляющих пожарной службой и прочая важная документация.

Скачать и использовать приложение Устав подразделений пожарной охраны вы можете совершенно бесплатно.

Ключевые особенности

  • ознакомление с актуальным уставом для пожарной службы РФ;
  • доступ к различным документам, дополняющим информацию, представленную в уставе;
  • простая навигация и максимально интуитивный интерфейс;
  • проблемы с использованием инструментов масштабирования в режиме чтения;
  • распространение на бесплатной основе (присутствуют блоки с ненавязчивой рекламой);
  • совместимость даже с самыми старыми версиями операционной системы Android.

С давних времен на Руси устав означал установленный порядок. В современной жизни любое предприятие, учреждение начинает свою работу с написания Устава. В этом документе содержатся сведения о составе организации, права и обязанности участников, порядок действий по различным направлениям деятельности. Так боевой устав пожарной охраны содержит в себе все действия по организации аварийно-спасательных работ и тушения огня на пожаре.

Всю деятельность пожарных можно условно разделить на мирную и боевую. Поэтому действия спасателей организуются по двум документам:

  1. Устав подразделений пожарной охраны (ПО).
  2. Боевой устав пожарной охраны.

Первый устав службы пожарной охраны устанавливает порядок действий подразделений ПО до возникновения сигнала тревоги. Очень часто обыватель считает, что спасатели в мирное время ведут праздный образ жизни, долгое время бытовало такое выражение «спит как пожарник».

Это не так, в мирное время пожарные должны поддерживать и повышать уровень боевой способности. Каждое подразделение несет дежурство, подготавливает технику, инструменты, оборудование, проводит обучение и практические занятия, а также использует время для спортивных тренировок.

Боевой устав пожарной охраны МЧС России формирует порядок действий от получения сигнала тревоги до момента возвращения на место дислокации.

История появления и развития устава

Официально устав появился в 1832 году. Но с точки зрения установленного порядка, то он появился еще во времена Алексея Михайловича Романова по прозвищу «Тишайший» и царя Петр I. Алексей Михайлович впервые издал указ, в котором появились сведения о численности пожарных, порядке несения службы и тушения пожаров. Петр I установил призыв крепостных крестьян-рекрутов в пожарные подразделения.


При царе Николае Первом в 1832 году появился документ «Устав пожарный», который стал частью свода законов Российской Империи. В нем было 6 глав, в которых содержались следующие сведения:

  • Устройство пожарной части.
  • Меры предосторожности от возгораний.
  • Тушение пожаров.
  • Розыск причин возгораний и доклад начальству.
  • Вознаграждение (возмещение) убытков.
  • Наказание виновных за несоблюдение мер предосторожности.

Что касается организации ПО, то она подчинялась двум ведомствам – полицейскому и военному. Военные должностные лица поставляли рекрутов-крестьян, а полицейские чины контролировали всю остальную деятельность пожарной части. Такое положение оправдывалось крепостным правом в России. И хотя при Царе Александре Втором в 1861 году крепостное право было отменено, раздел устройства пожарной части не был существенно изменен.

Устав 1852 года был более детальным и дополнен еще одним разделом, посвященным пособиям и наградам служивым в пожарных командах. Этот порядок сохранился до свержения самодержавия в 1917 году. В 1924 году появился Устав добровольных пожарных организаций, в 1940 году «Боевой устав ПО». В этих документах в полной мере отражается вся жизнь страны с образование народного хозяйства и в преддверии войны.

Следующий устав появился во «время перемен» с 01.11.1985 году. 1995 год – начало реорганизации ПО. В это время пожарная охрана стала частью МЧС, а разделение на мирную и боевую части службы нашло отражение в двух Уставах.

Новые Уставы были утверждены в 2017 году и введены в действие в 2018 году.

Боевой устав пожарной охраны был утвержден приказом № 444 МЧС России от 16.10.2017 года. Все действия ПО можно разделить на две части:

  • тушений возгораний;
  • аварийно-спасательные (АСР) и другие работы при чрезвычайных ситуациях.

Новый боевой устав пожарной охраны отличается от старого именно созданием новых глав, посвященных АСР. Являясь частью МЧС, подразделения ПО охраны привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф, связанных с:

  1. техногенными крупными пожарами;
  2. природными возгораниями, угрожающими населенным пунктам;
  3. обрушением сооружений, зданий, конструкций при землетрясении;
  4. происшествиями на транспорте;
  5. обнаружением взрывоопасных веществ, предметов;
  6. заражением местности (химическое, бактериологическое, радиационное и другое);
  7. наводнениями;
  8. метеорологическими явлениями.

Основные способы спасения людей:

  • организация эвакуации за пределы зоны, представляющей опасность жизни, здоровью;
  • вынос раненных, престарелых, детей, то есть всех, кто не может передвигаться самостоятельно.

Порядок АСР похож на порядок организации тушения огня: прием вызова, выезд, развертывание сил и средств, разведка, спасательные работы, сбор, выезд на место дислокации, восстановление боевой готовности.

Заключение

Анализируя боевые уставы за период возникновения в 19 веке по сегодняшний день можно заметить, что современная ПО основывается на профессионализме спасателей. Добровольная пожарная дружина, конечно, оказывает посильную помощь в борьбе с огнем, но их можно сравнить с ополчением на войне, с отсутствием опыта и знаний. У профессионала все действия отработаны в соответствии с Уставом, это позволяет справиться с чрезвычайной ситуацией быстро и эффективно.