Виды фарфора. Фарфоровая посуда: роскошь на каждый день (26 фото)

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450°C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300°C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда). Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50% костяной золы, а также кварц, каолин и т.д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.

Мягкий фарфор , именуемый также фриттовым или художественным, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих кремень или песок, морскую соль, селитру, соду, толченый алебастр и квасцы. По истечении определенного времени плавления к этой массе добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500 оС, становясь сухим и непористым. Глазурь состоит преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1000С, для соединения глазури с черепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже, излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Сначала европейский фарфор в большинстве случаев был мягким, чему примером служат прекрасные и очень ценимые изделия старого Севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина - тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой - относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом уже с глазурью - при 1200-1500оС. Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому соединяется с черепком в совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью температурам и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе твердый фарфор изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером.

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Здесь речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем промешивания пережженной кости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующей температуре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но чище, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

Принадлежит к тонкокерамическим изделиям, покрытым прозрачной глазурью. Посуда фарфоровая группируется по следующим признакам: назначению, видам, фасону, размерам, комплектности.

По назначению посуда фарфоровая делится на чайную, кофейную, столовую и кухонную.

Основными видами посуда фарфоровая и фаянсовая являются следующие:

чайной — чашки, блюдца, пиалы, чайники, сливочники, молочники, сахарницы, маслёнки, сухарницы, полоскательницы;

кофейной — кофейники, чашки, сахарницы, молочники;

столовой — тарелки, блюда, миски, пловницы, селёдочницы, салатники, бульонки, вазы суповые, для соуса и компотов, подливочники, хренницы, солонки, горчичницы, перечницы, доски для сыра;

кухонной — банки для хранения продуктов и др.

Большинство этих изделий вырабатывается как из фарфора, так и из фаянса. Однако некоторые изделия вырабатываются только из фарфора (чайники, кофейники, сливочники, сахарницы) либо только из фаянса (миски, пловницы).

Фасоны посуды крайне разнообразны, определяются конструкцией изделий и их формой. Как правило, фасоны посуды обозначаются номерами (фасон № 1, № 2, № 3 и т. д.). В отдельных случаях фасон посуды характеризуют указанием формы; например салатник четырехугольный, круглый.

Размеры определяются ёмкостью (в см³ или литрах) либо диаметром в мм (плоские изделия).

По комплектности различается посуда штучная и в виде сервизов, гарнитуров и наборов.

Сервизы — комплект посуды одного назначения, обычно на 6 или 12 персон. Различаются сервизы чайные, кофейные и столовые. Чайные и кофейные сервизы выпускаются только фарфоровыми, столовые — фарфоровыми и фаянсовыми.

Гарнитуры — комплекты посуды более полные, чем сервизы. Они включают изделия различного назначения. Так, например, чайный гарнитур включает в себя полностью чайный сервиз и, кроме того, мелкие тарелочки, масленку, вазу для варенья, блюдца для варенья и др.

Наборы — менее полные комплекты посуды, чем сервизы; могут быть различного назначения и рассчитаны на разное количество людей (Сервизы).

Сервиз чайный "Коттеджный". Форма Александрия. Автор герба Василий Андреевич Жуковский (ИФЗ)

Фарфоровая посуда

Фарфоровая посуда имеет белый спёкшийся непористый черепок, дающий блестящий раковистый твёрдый излом. Покрывается тонким слоем блестящей кислотоустойчивой, твёрдой, не царапающейся стальным ножом глазури. При ударе по краю издает высокий, мелодичныи, долго не смолкающий звон. Водопоглощаемость черепка 0,2%. Характерным признаком фарфора, отличающим его от других керамических материалов с белым черепком, является просвечиваемость в тонких местах при проходящем свете (при толщине черепка 2—3 мм).

Фарфор бывает твёрдый и мягкий; различаются не физической твёрдостью обожженного черепка, а степенью размягчения при обжиге.

Твёрдый фарфор содержит около 50% глинистых веществ (каолин, глина или её заменитель — бентонит), примерно 25% полевого шпата и 25% кварца или кварцевого песка (Керамические товары). Требует высокой температуры обжига (1320—1410°). Обладает высокими механическими, термическими и химическими свойствами. Советский фарфор был твёрдый .

Мягкий фарфор отличается повышенным содержанием плавней, имеет меньшую механическую прочность и химическую стойкость, чем твёрдый, но больше просвечивается. К мягким фарфорам относятся главным образом японский, английский, французский (севрский) и отчасти китайский (в Китае вырабатывается и твёрдый фарфор). В качестве плавня для мягкого фарфора иногда используют, кроме полевого шпата, костяную золу и стеклянные фритты (предварительно сплавленные легкоплавкие составы), почему он иногда носит название костяного или фриттованного.

Сервиз. Кобальтовая сетка. Автор росписи Анна Яцкевич. Формы 1945-2014 годы (ЛФЗ-ИФЗ)

Фаянсовая посуда

Фаянсовая посуда в отличие от фарфоровой имеет черепок пористый, непросвечивающий даже в тонком слое. Фаянс при ударе по краю изделия издаёт низкий, глухой, быстро затихающий звук. Водопоглощаемость черепка колеблется от 9 до 12%.

Фаянс бывает твёрдый (полевошпатный) и мягкий (известковый). Изделия из мягкого фаянса имеют большую пористость, меньшую механическую прочность и термическую устойчивость глазури; температура обжига у него примерно на 100° ниже температуры обжига твёрдого фаянса. Советский фаянс относился к твёрдым ; чаще всего содержал 50—60% глинистых материалов (преимущественно белой глины), 35—40% кварца или кварцевого песка и 5—10% полевого шпата. Термическая стойкость глазури фаянсовой посуды ниже, чем фарфоровой, т. к состав фаянсовой глазури более сложный и его труднее подобрать по коэффициенту расширения к черенку.

Сервиз кофейный "Золотая лента". Форма "Юлия", костяной фарфор. Автор росписи главный художник ИФЗ Неля Петрова

Современная фарфоровая и фаянсовая посуда является одним из проводников художественной культуры, поэтому её качество определяется её только технической, но и художественной достоинствами, причём сложность формы и степень заполненности поверхности сосудов росписью отнюдь не являются показателями высокого художественного качества. Получившие мировую известность предприятия — знаменитая Мейсенская мануфактура (саксонский фарфор, Германия), Севрская мануфактура (Франция), фарфоровая мануфактура в Челси (Англия), бывший Императорский фарфоровый завод в России (потом Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, ныне ОАО "Императорский фарфоровый завод") прославились главным образом высокими художественными достоинствами своих фарфоровых изделий. На этих предприятиях над созданием фарфоровой скульптуры, новых форм посуды и её росписью работали выдающиеся художники — И. Кендлер, И. Герольд (Мейсен), Э. Фальконе, Ф. Буше (Севр), Я. Дункер, С. Пименов (отец), Иван Черный, П. Тупицын, А. Захаров и др. (Петербург). Основными признаками стиля современной фарфоровой и фаянсовой посуды является простота, экономичность и функциональная целесообразность форм, красивые пропорции и силуэты, гармоничность расцветки. Определение художественных качеств фарфоровой и фаянсовой посуды производились художественными советами, искусствоведами и художниками.

Сервиз "Золотая лента". Форма "Купольная", костяной фарфор (ИФЗ)

Сырьё и производство . При производстве фарфоровой и фаянсовой посуды используются различные виды пластичных материалов (каолины, глины), отощающие материалы (кварцы, чистый кварцевый песок и др.), плавни (полевой шпат, пегматит, мел), глазури, керамические краски и ряд вспомогательных материалов (гипс для форм, огнеупоры, клеящие вещества и др.).

Основное сырьё подвергается тщательной предварительной обработке. Глинистые материалы очищаются от посторонних примесей путём отмучивания. Камневидные материалы (кварц, полевой шпат, пегматит, бой) промываются и размалываются на бегунах, а затем дополнительно в шаровых мельницах, после чего смешиваются с глинистыми материалами (предварительно размешанными с водой) в специальных мешалках. Полученную жидкую массу пропускают через электромагнитный сепаратор (для удаления частичек железа), затем через фильтропресс (для снижения влажности). После этого масса для повышения пластичности выдерживается некоторое время, затем её пропускают через вакуум-мялку для удаления воздушных пузырьков и получения большей однородности. Подготовленная таким образом фарфоровая и фаянсовая масса, содержащая 22—27% влаги, используется для пластического формования изделий При формовании методом литья из массы добавлением воды и электролитов (сода и др.) приготовляют так называемый «шликер», содержащий 30—40% влаги. При пластическом формовании масса в определенном количестве вводится в форму (если формуют полые изделия) или накладывается на форму (при формовании плоских изделий) и прижимается шаблоном. Так как форма и шаблон имеют очертания изделия, то при вращении формы масса заполняет пространство между ними и приобретает форму изделия. При литьё «шликер» заливают в толстостенные гипсовые формы и выдерживают несколько минут. За это время на стенках формы (вследствие впитывания ею влаги) оседают частички массы, образуя корпус изделия. После этого излишек «шликера» сливают Пластическое формование и литье производится как ручным, так и мехавизированным способом — на полуавтоматах высокой производительности. После формовки изделия немного подвяливают, выбирают из форм и приставляют к ним в случае надобности необходимые детали (ручки и носики).

Отформованные изделия сушатся в специальных сушилках — конвейерных или туннельных — и отправляются для первого, так называемого утильного обжига в печах периодического действия — горнах или в печах непрерывного действия — туннелях. Утильный обжиг фарфора проводится при 900°, фаянса — при 1250—1280°. После первого обжига изделия обычно глазуруются, чаще всего окунанием в суспензию из глазури, а затем направляются на второй обжиг. В отдельных случаях до глазурования производят украшение посуды специальными керамическими красками. Второй (политой) обжиг фарфоровой посуды ведётся обычно при температуре около 1380°, фаянсовой посуды — при ИЗО—1160°.

После политого обжига посуда (так называемое «бельё») сортируется, шлифуется, полируется и отправляется в живописный цех для декорирования (если оно не было произведено до политого обжига).

Украшение . Для украшения фарфоровой и фаянсовой посуды применяются керамические краски, препараты золота и серебра, люстры и специальные глазури (цветные, потечные, кракле и др.).

Керамические краски представляют собой соединения (окислы, соли) различных металлов в смеси с флюсами, обладающие способностью при высокой температуре образовывать окрашенные силикаты, алюминаты и алюмосиликаты.

Золото применяется в виде резината золота (так называемого харца) или в виде хлорного золота.

Серебро используют в виде сульфита серебра или сернокислого серебра.

Люстры — растворенные в эфирных маслах резинаты железа, меди, висмута и других металлов.

Цветные глазури представляют собой состав из различных минералов, окрашенных в тот или иной цвет соединениями металлов; бывают потечные и кракле; потечные — легкоплавкие глазури, образующие при обжиге изделий обильные потеки; кракле — глазури, образующие на поверхности сетку из мелких волосяных трещин, закрашиваемые в процессе декорирования изделий.

Виды разделки фарфоровой и фаянсовой посуды

Виды разделки фарфоровой и фаянсовой посуды: 1 — надглазурная роспись; 2 — полукрытье со штампом; 3 — деколькомания с отводкой; 4 — подглазурная роспись с дорисовкой золотом: 5 — крытьё с отделкой деколькоманней с золотом и штампом: 6 — крытьё с медальоном фотопечати; 7 — печать двухцветная и рельеф; 8 — трафарет

Декорирование фарфоровой и фаянсовой посуды производится двумя способами — подглазурным и надглазурпым.

При подглазурном способе посуду украшают после первого обжига. Нанесенные краски закрепляются на изделиях в процессе второго обжига. Таким образом, при этом способе краски находятся под глазурью, и она защищает их от истирания и разрушения пищей. В этом заключается достоинство подглазурного способа украшения посуды. Однако палитра подглазурных красок сравнительно бедна, т. к. многие керамические краски не выдерживают высокой температуры второго обжига, особенно у фарфора.

При надглазурном способе посуду украшают после второго обжига, и краски закрепляются путём дополнительного (муфельного) обжига при температуре 600—800°. Достоинство этого способа в широкой палитре цветов, возможности нанесения многокрасочных рисунков; недостаток — в необходимости дополнительного обжига и меньше прочности нанесённых красок. Как при надглазурном, так и при подглазурном способах украшение посуды производится различными приемами, к числу которых относятся: лента, отводка и усик; крытьеё и полукрытьеё; трафарет; штамп; печать; декалькомания, фотокерамика, живопись. Лента, отводка и усик — цветные полоски различной ширины, наносимые на изделия с помощью кисти. Усиком называют полоски шириной до 1 мм, отводкой — до 3 мм, лентой — свыше 3 мм. Ленту шириной 3—5 мм называют узкой, свыше 5 до 9 мм — средней, свыше 9 до 13 мм — широкой, шириной 15—16 мм (наносится на фаянсовые изделия) — буфетной. Отводка и усик, чаще всего надглазурные, наносятся краской и золотом; лента может быть надглазурной (краской и золотом) и подглазурной. Подглазурная лента наносится обычно кобальтом или солями.

Крытьё и полукрытьё — покрытие всей или части (полукрытьё) поверхности изделий красками. Производится обычно с помощью аэрографа — прибора, распыляющего краску. Крытьё может быть надглазурпым и подглазурным, сплошным и с прочисткой, т. е. со снятой в виде каких-либо узоров краской. Эти места могут быть затем раскрашены золотом или красками.

Трафарет — рисунок, нанесённый на изделие краской при помощи пульверизатора через трафарет, дающий плоскостное изображение с резким очертанием. Может быть однокрасочным и многокрасочным, надглазурпым и подглазурным.

Штамп — однокрасочный рисунок, состоящий из линий, штрихов, точек; наносится на изделие при помощи резиновой или желатиновой печати (штампа) краской или золотом. Чаще всего делается в виде узкого бортового рисунка. Штампы бывают мелкие и крупные. Штамп мелкий применяется, как правило, при надглазурной раскраске посуды, крупный — при надглазурной и подглазурной.

Печать — одноцветный контурный рисунок, перенесённый с выгравированной стальной доски на папиросную влажную бумагу; затем с папиросной бумаги, пока ещё не высохла краска, — на изделия. Иногда этот контурный одноцветный рисунок раскрашивается на изделиях кистью; в этом случае рисунок носит название «печать с раскраской». Печать однотонная может быть надглазурной и подглазурной, печать с раскраской — надглазурная. Декалькомания (деколь) — как правило многоцветный рисунок, выполненный литографским способом на специальной гуммированной (проклеенной) бумаге и переведённый затем на изделие примерно так же, как детские переводные картинки.

Фотокерамика заключается в перенесении на изделие изображения с диапозитива (фотоотпечатка на стекле). Для этогодиапозитив складывается (при освещении жёлтым светом) со стеклянной пластинкой, предварительно покрытой светочуствительной эмульсией и подвергается на определённый срок действию света, который изменяет свойства светочуствительной эмульсии в светлых местах. При последующем припудривании стеклянной пластинки керамической краской последняя удерживается только на участках, не подвергшихся действию света, и располагается в виде изображения, кото-рое было на диапозитиве. Затем пластинку покрывают тонким слоем коллодия, промывают в щёлочном растворе и воде и отделяют от нее всю образовавшуюся плёнку с красочным рисунком. Плёнку переклеивают на изделие, которое обжигают при температуре 800°.

Живопись — ручная роспись изделий кистью или пером. В узорах, выполненных живописью, заметны мазки кистью; роспись носит более сочный и свободный характер, обладает как правило более высокими художественными достоинствами, чем при других способах украшения. Ручная роспись применяется как самостоятельный приём украшения посуды и в дополнение к деколи, печати, трафарету. В этом случае она носит различное название: пестрение (частичная разрисовка рисунка, подчеркивающая отдельные его детали), разделка рисунка (разрисовка, подчёркивающая почти все детали рисунка), подправка (мазки по рисунку деколи для оживления отдельных его деталей), блик (рельефный мазок бесцветной краской, подчёркивающий светлые детали рисунка), дорисовка (дополнительная ручная работа к основному рисунку).


Группировка украшений посуды по сложности . Для фаянсовой посуды установлено 12 групп, для фарфоровой — 20 групп сложностей украшения посуды (разделок). Группа сложности украшения (группа разделки) зависит: от приёма, которым украшено изделие (трафарет, печать, деколь и т. д.); от характера узора — букет (до трёх отдельных рисунков в узоре), раскидной (не менее пяти отдельных рисунков), бортовой, сплошной; от наличия дополнительных украшений (пестрение, дорисовка, отводка, штамп и т. д.); от вида краски (обыкновенная, золото и др.); от способа украшения (надглазурный подглазурный). На фарфоровую посуду с особо сложным украшением предусматриваются дополнительные надбавки к ценам, установленным для изделий 20-й группы разделки.

Требования к качеству и сортировка . Качество фарфоровой и фаянсовой посуды зависит от удобства её конструкции и формы и от качества изготовления. По качеству изготовления фарфоровую и фаянсовую посуду деляили на три сорта: 1-й, 2-й и 3-й. При установлении сортности посуды принимался во внимание характер и число дефектов, размер н место их нахождения (на лицевой или оборотной стороне).

Основными дефектами являются : недостаточная белизна черенка изделия; деформация (нарушение правильности формы); неправильное крепление деталей (косо или непраиильно по высоте приставленные ручки и ножки, несоразмерная величина этих деталей); неправильный подбор крышек (качание, зазор между корпусом и крышкой); щербины (небольшие углубления по краю изделия); рватьё (сквозные и несквозиые трещины по краям изделий на ножке или в местах крепления ручек и носиков); прыщ и пузырь (вздутия на поверхности черенка); мушка (тёмные пятна от наличия в массе частичек железа); выгорка (углубления в корпусе изделия, обычно заполненные стекловидной массой грязновато-зелёного цвета); свищи (сквозные отверстия в корпусе изделия, иногда затянутые тонким слоем глазури); засорка (приплавившиеся к поверхности изделия частички массы или капселей); плешины (места, не покрытые глазурью); натеки глазури (утолщенный слой глазури, обычно на краях изделий); сухость глазури (места с излишне тонким слоем глазури, шероховатые на ощупь); матовость глазури (отсутствие нормального зеркального блеска глазури); наколы глазури (мелкие углубления в поверхности глазури в виде булавочных наколов); цек (волосяные трещины в глазури); задувка (окрашивание отдельных участков глазури, обычно в грязновато-зеленый цвет); летелый край (участки с отскочившей глазурью на краях фаянсовых изделий); дефекты раскраски (нарушение целости рисунка, тусклость краски, выгорание краски, стирающаяся краска, помарки краской).

Комплект чайников "Красный конь". Новгородская форма. Автор А.В. Воробьёвский (ИФЗ)

Общие требования к фарфоровой и фаянсовой посуде сводятся к следующему: посуда должна быть правильной формы, устойчивой, с ровно и прочно прикрепленными ручками или ножками, со сплошной, ровной глазурью. Не допускаются на посуде: свищи, цек глазури, царапающая засорка, крупные пузыри, сухость глазури, обнажающая черепок, стирающаяся краска, сквозной зазор между корпусом и крышкой изделий.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение . Маркируется фарфоровая и фаянсовая посуда клеймением на донышке изделий.

Клеймом обозначали: марку предприятия, сорт изделия и номер группы разделки. Клеймо сортности в фарфоровых изделиях высшего сортов и фаянсовых 1-го сорта было красного цвета, в фарфоровых изделиях 1-го и фаянсовых 2-го сортов — синего, в фарфоровых изделиях 2-го и фаянсовых 3-го сортов — зелёного и в фарфоровых изделиях 3-го сорта — коричневого или чёрного цвета. При упаковке плоские изделия (тарелки, блюдца), а также чашки с блюдцами завёртывались в бумагу через одно изделие и затем увязывались в пакет. Остальные изделия завёртывались в бумагу каждое в отдельности. Перевозилась фарфоровая и фаянсовая посуда, как правило, в крытых вагонах, без жёсткой тары, в пачках, переложенных соломой, сеном или стружкой. Хранилась на полках в сухих помещениях.

Изображения любезно предоставлены сотрудниками Императорского Фарфорового Завода Михаилом Тренихиным (Директор московской галереи ОАО "Императорский фарфоровый завод"), большим нашим другом, и Екатериной Мартыновой (Заведующая Галереей современного искусства ОАО "Императорский фарфоровый завод" ), но ей отдельная благодарность и пожелание успеха и всего самого доброго в предстоящем деле!

Спасибо фарфоро-фаянсовые друзья!

– родные братья, но не близнецы. Старший брат силен и крепок – младший тонок и тверд. Фаянс обилен телом и грубоват внешностью – фарфор деликатен обликом и славен утонченной красотой. Один из братьев темноват по натуре, зато любит украситься цветисто и ярко. Другой – сияет светом и предпочитает пастельные тона окраски. При этом оба не чураются золота – и славы!

Фаянс и фарфор – благородная керамика

Следствием длительного, растянувшегося на многие века подбора материалов стало выявление оптимальных ингредиентов для изготовления высококачественных керамических изделий. И фаянс, и фарфор производятся большей частью из белой глины, кварцевого песка и . Изделия из фарфора и фаянса чаще всего покрыты стекловидной глазурью.

На этом сходство исчерпывается.

Различия фарфора и фаянса

Визуально отличить фаянс от фарфора не всегда просто, однако есть одно непреложное правило: хороший фарфор просвечивается, фаянс – даже самый дорогой – нет!

Неокрашенные участки фарфора и фаянса различаются не только по светопроводимости, но и по цвету. Фарфор всегда белее фаянса! Разница обуславливается рецептурой: в составе фаянса больше глины, темнеющей при спекании. Впрочем, существуют отдельные сорта фаянса, белизна которого может посоперничать с белизной фарфора за счет добавок и .

Посудные изделия из фаянса обычно толще фарфоровых аналогов. В первую очередь потому, что прочность фаянса ниже прочности фарфора. Относительная хрупкость фаянса объясняется меньшей «пропеченностью» его черепка. Многочисленные поры, пронизывающие фаянсовую толщу и составляющие до 12% объема керамики, снижают устойчивость предмета к механическим нагрузкам.

Пористость способствует намоканию керамической массы. Чтобы надежно изолировать фаянс от влаги, глазурь на поверхности изделия выполняется слоем большей, чем у фарфора, толщины. Утолщенная глазурь сглаживает рельефы – вот почему фаянсовая посуда проста по форме.

Фаянс и фарфор в истории человечества

Фаянс гораздо старше фарфора. Собственно фарфор можно рассматривать как наиболее совершенную разновидность фаянса: исходные компоненты у этих керамических материалов одинаковы, разнятся лишь пропорции.
Появление фаянса стало логическим итогом совершенствования примитивной керамики. Первоначально глиняные изделия обжигались в костре или просушивались на солнцепеке. Впоследствии были изобретены глазури, упрочнившие и украсившие бытовые изделия.


Керамика, приготовляемая из светлой глины и покрытая слоем глазури, стала именоваться фаянсом в честь города Фаэнцы (провинция Эмилия-Романья, Италия). Мануфактуры Фаэнцы прославились в еще эпоху Возрождения – однако подобные современному фаянсу материалы производились давно и повсеместно, начиная с Древнего Египта и Древнего Китая, и заканчивая самыми отдаленными регионами распространения цивилизации.

Изобретение фарфора, связанное с открытием и освоением залежей , подстегнуло рост качества фаянса. Можно с уверенностью утверждать: современный фаянс родился в попытках раскрыть секрет фарфоровой рецептуры. Вот такой причинно-следственный парадокс...

Художественные различия фарфора и фаянса

Философия учит: форма и содержание взаимосвязаны. Даже малозначительные – с точки зрения обывателя – вариации рецептуры благородной керамики кардинально меняют дизайн изделий сходного назначения.

Фарфоровая посуда богаче фаянсовой рельефными деталями? Значит, ей не требуется обильное расцвечивание. Зато плавные обводы массивного фаянса – словно загрунтованный холст для живописца! Роспись по фаянсу давно уже стала отдельной разновидностью изобразительного искусства. Правда, золотые детали художественного декора – штрихи, орнаментальные полосы и сплошные канты – смотрятся на фарфоре и фаянсе одинаково выигрышно.

Фаянс или фарфор: что лучше в быту?

Тонкая фарфоровая чашка украсит чайный стол и поможет создать атмосферу торжества. Толстостенная фаянсовая кружка позволит сохранить чай горячим и даст возможность ощутить уют родного дома.

Фарфор дорог и потому пригоден для изготовления авторских украшений и парадных сервизов. Фаянс дешев в производстве и потому используется гораздо шире фарфора.


При этом фарфор не боится нагревания и резких скачков температуры. У фаянса подобные испытания могут вызывать растрескивание глазури с последующим проникновением влаги в черепок. Крепкий кофе, налитый в фаянсовую чашку с микроскопическими трещинами в глазури, оставит после себя несмываемые следы...

Фаянс – не фарфор

Уверенно различать фаянс и фарфор полезно еще и потому, что обе разновидности благородной керамики являются объектами коллекционирования.

Физические свойства:

  • фарфор белее, фаянс темнее;
  • фарфор звонче, фаянс глуше;
  • фарфор просвечивает, фаянс светонепроницаем;
  • фарфор прочен, фаянс хрупок.
Технологические параметры:
  • фарфор плотен, фаянс порист;
  • сплавлен в монолитную массу, в структуре фаянса наблюдается спеченные зерна;
  • фарфор покрыт тонкой глазурью, глазурь фаянса толще и не всегда равномерна;
  • фарфор посудных изделий имеет неглазурованный ободок на донце. Фаянсовая посуда чаще всего покрыта глазурью всплошную.
Художественные особенности:
  • фарфоровые статуэтки красивы проработанными деталями и поражают тонкостью пластики. Фаянсовые предметы менее затейливы по форме;
  • цветовая гамма фаянсовых изделий богата красками благодаря росписи поверх глазури. Художественный фарфор обычно не столь цветист;
  • фарфор не стареет. Фаянсовые изделия с годами покрываются сеткой мелких трещин (кракелюр) – что нисколько не влияет на ценность антикварного фаянса.
Ценовые качества:
  • фарфор серийного производства дороже массового фаянса;
  • фарфоровый антиквариат не обязательно дороже раритетного фаянса.

Вместо заключения

Четкой границы между фаянсом и фарфором провести невозможно. Материаловедение именует оба вида «керамикой», а особенности производства некоторых видов фаянса настолько приближают материал к фарфору, что визуальные различия становятся трудноопределимыми.

Посещение ресторана - это возможность не только вкусно поесть, но и приятно провести время. Красиво накрытый стол с эксклюзивной фарфоровой посудой придаст даже обычному ужину изысканность и неповторимость - нюансы, которые отличают рестораны и кафе высокого уровня от обычных заведений общепита.

Вам часто приходится разделывать туши? Описание необходимого оборудования по ссылке.

Чешские фирмы

Фарфор Чехии, производимый компанией Rudolf Kämpf известен под тремя брендами:

  • Собственно Rudolf Kämpf - Ручная работа премиум-класса для эксклюзивного потребителя.
  • Leander - посуда и изделия из фарфора для потребителя в сегменте mass‑market.
  • Leander HoReCa - профессиональная посуда из фарфора для отелей и ресторанов.

Продукция фирмы Rudolf Kämpf весьма разнообразна и вместе с тем самобытна. Мастерами фабрики создается и эксклюзивная посуда в различных стилях: романтическом, футуристическом, ар‑деко и др. Дизайнеры постоянно находят новые решения, воплощая их в фарфоре, например, изделия по мотивам шедевров Сальвадора Дали.

Цены на продукцию различны: от весьма доступных у фарфора Leander HoReCa до высоких у посуды для индивидуального использования.

Юлия Артюхова, бренд-менеджер компании RADIUS, делится впечатлениями о посуде:

  • Профессиональная посуда чешской фабрики Rudolf Kämpf создает новые возможности для сервировки. Прекрасные изделия часто необычных форм и авангардных дизайнерских решений. Качество просто потрясающее. Такой посудой очень приятно пользоваться. От нее исходит вложенное мастерами тепло.

В интернет магазине «Гранд Престиж» представлено множество вариантов красивой и изящно декорированной посуды, изготовленной из разного вида фарфора . Интересно ли Вам, какие именно существуют виды фарфора? В чем их отличия, преимущества и какие требуются особенности ухода за каждым из них? Читайте об этом в данной статье.

Среди видов фарфора можно выделить три основных и наиболее известных. А именно:

Твердый фарфор. Его получают при очень высокой температуре обжига, от 1400 °C до 1460 °C. Состав этого вида отличается более высоким содержанием каолина или белой глины и более низким содержанием кварца и полевого шпата. Как следствие всего этого, твердый фарфор отличается высокой жароустойчивостью, крепостью, а также чистым колокольным звоном.

Мягкий фарфор. Отличается более высоким содержанием кварца и полевого шпата. Он обжигается при температуре от 1300 - 1350 °C. Благодаря этому, мягкий фарфор имеет более нежный белый цвет, отличающийся иногда практически сливочным тоном, а также мягкий фарфор более прозрачный, чем твердый. А вот жароустойчивость мягкого фарфора намного ниже, чем у твердого.

Костяной фарфор. Его называют компромиссом или чем-то средним между мягким и твердым фарфором. Костяной фарфор тверже и выносливее мягкого, но уступает по этим характеристикам твердому фарфору. Его цвет не такой белый, как у мягкого фарфора, но белее чем у твердого. В целом костяной фарфор - это вид мягкого фарфора, который отличается тем, что его состав до 50% состоит из костяной золы, которая и дала название этому виду фарфора. Благодаря такому составу костяной фарфор отличается особой просвечиваемостью и тонкостенностью.

Помимо основных видов, существует ещё три вида фарфора, которые, может быть, менее известны, но от этого не менее интересны и значимы.

Бисквитный фарфор. Этот вид фарфора отличается пористой структурой. Его получают при температуре обжига не более 1000 °C и не покрывают глазурью. Благодаря этому бисквитный фарфор отличается хорошей прочностью. Также к особенностям этого вида фарфора можно отнести то, что благодаря своей пористой структуре он достаточно тяжелый.

Розовый фарфор. Его получают благодаря окрашиванию в розовый цвет фарфоровой массы ещё до обжига, после которого фарфор покрывают прозрачной глазурью. Поэтому даже на изломе черепок такого фарфора будет розовым.

Белый фарфор. Благодаря наличию в своем составе фосфату извести, этот вид фарфора имеет нежный белый цвет с не явными оттенками топленого молока, благодаря чему он и получил такое название. Белый фарфор обжигают при температуре 1260°C поэтому он достаточно твердый и долговечный при бережном использовании.