Виды и функции правовой культуры. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования ершова, людмила алексеевна

Виды правовой культуры

Правовая культура общества зависит от уровня развития социальных профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. Поэтому выделяют следующие виды правовой культуры: общества, социальной группы (профессиональная культура юриста), личности.

Выделим показатели правовой культуры каждого из этих видов:

Показатели правовой культуры общества:

Уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в следовании предписаниям правовых норм;

Уровень совершенства законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость);

Уровень законности и правопорядка;

Уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов, достаточная материальная их оснащенность;

Уровень развития юридической техники.

Показатели правовой культуры личности:

Знание и понимание права;

Уважение права в силу личного убеждения;

Правовая активность.

Профессиональная культура юриста

Правовая культура;

Этическая (нравственная) культура;

Политическая культура.

Функции правовой культуры:

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа "не запрещенное законом дозволено". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма.


Культура – это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода "правовой всеобуч". Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.

Вопрос№4

3.
Взаимодействие правосознания и права

Главная черта, присущая правосознанию и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно, так сказать, «чистая», хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания{18}.

Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания -- нравственным, политическим, философским и др.{17:70-148} и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.

В связи с этим, вопреки высказанным в литературе мнениям, отождествляющим или значительно сближающим правосознание и право{11:95}, принципиально важно с самого начала подчеркнуть, что между указанными явлениями правовой действительности существуют ка-чественные различия (которые не препятствуют их тесному взаимодействию и даже взаимопроникновению).

Если право по основным особенностям своей субстанции представляет собой институционное образование, выраженное в системе общеобязательных, формально-определенных норм, то правосознание исчерпывается тем, что в праве выступает только исходным моментом его субстанции -- представлениями о праве, суждениями о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей, установками на тот или иной юридический режим в жизни общества и плюс еще явлениями социально-психологического порядка, касающимися правовой сферы (эмоциями, настроениями и др.). К тому же даже с интеллектуальной сторон своего содержания право - качественно своеобразное явление: оно состоит из системных нормативных обобщений.

Отсюда особенности в уровне и характере структурированности права и правосознания. На первый взгляд может сложиться впечатление, что правосознанию свойственна структурированность ничуть; не меньшая, чем праву (есть правосознание, выраженное в правовой идеологии и правовой психологии; обыденное правосознание, профессиональное, научное; массовое, групповое, индивидуальное и т. д.). Добавим к этому, что в обществе с антагонистическими классами оно дифференцировано в соответствии с делением общества на классы. Однако все эти уровни, слои, сферы и, тем более, делений правосознания по классовому основанию не есть структура целостного, органического образования. Это лишь подразделения более или менее организованной совокупности, и по своей сути скорее свидетельство разобщенности правосознания -- того, что под термином «правосознание» имеются в виду различные проявления духовной, интеллектуальной, социально-психологической жизни, связанные со сферой права, но не образующие органичной целостности.

Своеобразными чертами отличаются механизмы действия права и правосознания. Если механизм правового регулирования воплощен в сложном, институционном юридическом инструментарии, опирается на государственное принуждение, то механизм действия правосознания замыкается «чисто» духовной сферой. Правосознание «работает» через общую правовую оценку социальных фактов, суждения об их соответствии идее правового и законного, чувство права и законности и вытекающую отсюда волевую направленность поведения людей.

Различны и функции рассматриваемых явлений. Функции права связаны с его нормативностью, с осуществляемым им нормативно-организационным воздействием.

Правосознание тоже обладает известными чертами нормативности: оно имеет информационное и ценностно-ориентационное значение в общественной жизни{11:95}. Но нормативность правосознания иная, нежели нормативность собственно права. Здесь перед нами не всеобщие формально-определенные образцы, модели по-ведения (что характерно для права как институционного социально-классового образования), а лишь осознание обязательности юридических норм, идея закон-ности и вместе с тем критерии правильности, социальной оправданности поведения или фактов, т.е. та нормативность, которая свойственна выражающемуся через правосознание особому неюридическому явлению -- непосредственно-социальным правам (притязаниям).

Существенны и различия в социальной роли права и правосознания, причем различия особые, в зависимости от классовой природы последнего.

В эксплуататорских формациях правосознание угнетенных классов выступает в основном в качестве противоборствующей силы по отношению к действующей правовой системе и лишь в перспективе имеет значение такой социальной формы, в которой происходит накопление интеллектуальных элементов для формирования в будущем, после победы данных классов в политической революции, новой правовой системы.

Иная роль -- у правосознания господствующего класса. Оно в качестве правовой идеологии входит в правовую систему. Его «миссия» заключается в том, чтобы обеспечить оптимальную духовную, социально-психологическую среду для функционирования права, взаимодействовать с ним, выступать в качестве его спутника. В то же время есть и более фундаментальная задача, выполняемая господствующим правосознанием в правовой системе, -- задача, которая связана с тем, что оно непосредственно контактирует и частично перекрещивается с господствующей идеологией, политическим, нравственным, философским сознанием. Это своего рода канал «идеологического оснащения» правовой системы, вооружения ее теми интеллектуальными элементами, руководящими идеями-принципами, которые воплощаются во всем содержании права, правотворчестве, правоприменительной деятельности и т.д. В господствующей правовой идеологии содержится как бы идеальная модель действующего права -- право в том облике и том очертании, в которых оно в соответствии с требованиями экономического базиса, всей социальной жизни видится в господствующем общественном сознании на данном этапе развития общества.

Весьма специфическими чертами отличается правосознание в социалистическом обществе. Социалистическое правосознание, начавшее складываться еще до пролетарской революции, в условиях развитого социализма стало общенародным, единым. Отражая качественные особенности и преимущества социалистического права, правосознание нашего общества воплощает принципы коммунистической нравственности, марксистско-ленинское мировоззрение рабочего класса и всех трудящихся, руководимых Коммунистической партией. Отсюда активный, наступательный характер социалистического правосознания, его действенность и возросшая роль в жизни общества, в правовой системе.

Одним из аспектов (сторон) правосознания является общественное мнение о праве. Оно выражает сложившиеся в данной среде представления о законности, справедливости, эффективности действующих юридических норм. И хотя правосознание не равнозначно общественному мнению, последнее выступает в качестве одного из важнейших показателей содержания и характера существующих правовых представлений{12;148-157}

Хотя правосознание по главным чертам своей субстанции носит интеллектуальный характер, оно включает и некоторые волевые элементы, тесно связанные, кстати, с его социально-психологической стороной.

Это свойственные правосознанию общества, классов, индивидов нацеленность на установление того или иного правового режима, стремление определенным образом юридически урегулировать общественные отношения, настрой на то, чтобы добиться известных прав, притязать «а введение или же на отмену определенных правовых установлений и т. д.

Активные элементы правосознания ярко выражены в господствующей правовой идеологии. По-иному, но тоже весьма активными являются противоборствующие действующей правовой системе проявления правосознания, такие, в частности, как правовая идеология угнетенных классов, духовно-психологическое сопротивление действующему законодательству со стороны отдель-ных лиц и при отсутствии антагонистических классов. Значительной активной силой в периоды революционной смены политических систем, осуществляющихся при активном участии трудящихся масс, является массовое революционное правосознание.

Активные элементы в правосознании -- одно из выражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в целом. Если же обратиться к более глубоким слоям социальной жизни, то не может не быть замеченным, что в самой активности правосознания, степени этой активности, причем в антагонистических формациях и в господствующем правосознании, и в правосознании угнетенных классов, «просвечивают» непосредственно-социальные притязания (права) -- необходимость и оправданность деятельности классов, социальных групп. Следует подчеркнуть при этом, что необходимость и оправданность поведения участников общественных отношений, выражающие действие объективных социальных закономерностей, потому, надо полагать, могут быть обозначены словом «право», что внешне как основание для практического действия они иначе, чем через правосознание, не проявляются. Собственно сама идея правового или неправового, в том числе при зарождении права, и выступает в виде формирующегося, первичного правосознания.

Активные элементы правосознания характеризуют и такое специфическое явление, которое ряд авторов именует «позитивной юридической ответственностью». Последняя, проявляясь и в других элементах правовой действительности -- в требованиях законности и, возможно, в особом качестве юридических обязанностей, -- все же в первую очередь касается правосознания. Вполне основательно поэтому В. А. Тархов в историческом плане видит источник «позитивной ответственности» в чувстве ответственности. С появлением правового регулирования, пишет он, чувство ответственности, не утрачивая качества моральной категории, приобретает в то же время и правовой характер{14;4}. Удельный вес, уровень и характер активных элементов в правосознании могут быть различными. И хотя, по-видимому, правосознание, вовсе лишенное активных элементов, существовать не может, следует особо выделить те проявления господствующего правосознания в рамках данного общества, которые отличаются, так сказать, повышенной активностью -- активностью источника «юридической энергии» и потому настолько юридически значимы, что соответствующие формы правосознания входят в качестве правовой идеологии непосредственно в правовую систему, в механизм правового регулирования.

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот -- во влиянии права на правосознание.

В каких же направлениях воздействует правосознание на право?

Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии -- стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Как правильно замечает В.Н. Хропанюк, правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы{19;159}. В этой связи определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в пряной зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности. Чем выше правосознание и культурный уровень людей, тем крепче в обществе законность и правопорядок, тем выше уважение к праву.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. Естественно, юридические дела рассматриваются на основе соответствующих норм права, однако качество разрешения определенной правовой ситуации зависит в значительной мере от уровня правосознания судей, следственных, прокурорских работников, других должностных лиц, которые осуществляют правоприменение. Высокий уровень правосознания этих лиц гарантирует, что решение будет принято на основе требований закона и с учетом всех обстоятельств конкретного юридического дела. Как известно, в первые годы Советской власти конкретные юридические дела, в том числе и уголовные, рассматривались на основе революционного правосознания, что имело немало печальных последствий. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, т.е. оно не используется в качестве источника права. Однако и в современный период правосознание не может не оказывать влияние на процессы правореализации. Это обстоятельство учтено в законодательстве. Так, например, в ст.8 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь прямо закреплено положение, согласно которому при разрешении гражданских дел судьи должны руководствоваться законодательством, но при этом осуществлять данную деятельность в соответствии с правосознанием. Особое значение имеет правосознание при восполнении пробелов в законодательстве, когда юридические дела рассматриваются при помощи аналогии закона и аналогии права. В ст. 11 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь указано, что в случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения, а при отсутствии такого закона суд исходит из общих начал и смысла законодательства. Правосознание имеет здесь исключительно важную роль, поскольку помогает отысканию сходного закона и особенно установлению общих начал и смысла законодательства, на основе которых разрешается дело.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Это могут быть ученые, государственные деятели. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются и активно усваиваются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Для повышения уровня правосознания важное значение имеет и демократизация правотворческих процедур, выработка и правовое закрепление различных форм участия населения в этом процессе. Такое участие способствует усилению интереса людей к праву как регулятору общественных отношений и тем самым -- к росту уровня правосознания граждан. В этой связи нельзя не отметить важность конституционного закрепления в РБ возможности проведения референдумов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни{1}. Кампании по проведению референдумов повышают правовую активность населения.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости.

Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

Вопрос№5

1. Понятие, содержание и функции правовой культуры должностных лиц

1.1 Понятие и содержание правовой культуры должностных лиц

Прежде чем рассматривать понятие правовой культуры должностного лица, необходимо определить по отдельности содержание таких понятий как «правовая культура» и «должностное лицо».

Само понятие «культура» в общем смысле очень многоаспектно, что вызвало необходимость изучения её представителями различных наук, такими как философия, социология, правоведение и др., а каждый исследователь имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её сторону. Правовая культурахарактеризуется многоплановостью, так как является неотъемлемой частью общей культуры народа, отражает уровень её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не обособлено от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической. Это комплексный процесс. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает права, социальную защищённость, уважение достоинства человека.

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Один из первых исследователей данной проблемы Ратинов А.Р. определяет правовую культуру, как «систему овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей» Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования //Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 1981, с. 18. Один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М.Б.Смоленский определяет правовую культуру, как «процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей» Смоленский М.Б. Правовая культура, личность, гражданское общество в России -- формула взаимообусловленности-- г. Санкт-Петербург //Известия вузов Санкт-Петербург. Правоведение, №1, 2003, с. 3.

Согласно определению Никитина А.Ф. под правовой культурой советского человека понималось «основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважение к нему» Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? - М.: Просвещение, 1988, с. 26..

По мнению профессора Семитко А.П. под правовой культурой понимается обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем «качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007, с. 431. Существуют и множество других определений, но если объеденить все трактовки и кратко сформулировать, то понятие правовой культуры можно определить, как качество правовой жизни, совокупность всех ценностей, созданных человеком в области права, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны, но под определённым углом. Основное внимание уделяется описанию и объяснению правовых ценностей, достижений в правовой сфере, в которых находит отражение объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.

Правовая культура, как многогранное и сложное понятие, складывается из определённых элементов. Одним из наиболее важных элементов различные авторы называют правосознание населения. Правосознание - это отношение людей к праву, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и восприятии его на субъективном уровне. Уровень развития правового сознания отражает насколько глубоко усвоены человеком ценность прав и свобод личности, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано население в правовом отношении, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам, каково установка граждан на соблюдение правовых предписаний и др. В структуре правосознание выделяют три составляющих:

1. Правовая психология - это реакция субъектов на право в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений;

2. Правовая идеология - это систематизированные знания о правовых явлениях, осмысление права, происходящее на более высоком уровне;

3. Поведенческий элемент - это готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных.

Таким образом, от уровня, качества правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе.

Уровень правосознания оказывает большое влияние на второй элемент правовой культуры - уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов, образовательная деятельность) и практическую (правотворческая, правореализующая, правоприменительная деятельность). Правовая культура во многом зависит от качества правотворческой деятельности по созданию законодательной базы жизни общества. Такой деятельностью должны заниматься компетентные лица с соблюдением демократических и юридических процедур. Большое влияние на правовую культуру оказывает и правоприменение, то есть деятельность государственных органов, должностных лиц, осуществляющих регулирование «общественных отношений на основе закона с целью его реализации» Теория государства и права под ред. проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2005, с. 214. Качество правоприменительной деятельности зависит как от структуры государственных органов и порядка их взаимоотношений, так и от профессионализма и культуры правоприменителя. Правовая культура общества во многом определяется и правовым поведения каждого гражданина в отдельности, его деятельности по реализации права, исполнению обязанностей, соблюдению запретов.

В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым требованиям: быть по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике, также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации. На основании анализа нормативно-правовых актов, а также различных научных и публицистических текстов на правовые темы, можно судить об уровне развития правовой культуры.

В качестве последнего, четвёртого, элемента правовой культуры выделяют уровень правового развития субъекта, так как все вышеуказанные составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя - человека, группы людей, населения в целом.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала определить и описать правовые ценности, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив реальное состояние дел с этой точки зрения, искать пути и средства достижения намеченных идеалов.

Далее перейдём к понятию должностного лица. Не смотря на то, что данное понятие довольно часто используется в российском законодательстве и в повседневной жизни, толкование данного определения дано лишь в нескольких законах. Но при этом в законодательстве нет единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права.

В юридической литературе под должностью понимается «учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объём полномочий занимающего её лица» Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2000, с. 50. В Уголовном кодексе РФ ст. 285 приводится следующее определение должностного лица: должностными лицами признаются «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ».

В КоАП РФ ст. 2.4 рассматриваемое определение трактуется следующим образом: «Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Как видно из определения, в КоАП содержится практически тоже понимание должностного лица, что и в УК РФ, но уточняется, что значит, «осуществляющее функции представителя власти». В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» приводится следующее определение: «должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления» Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 2. Из всех приведённых выше трактовок, определение «должностное лицо в КоАП РФ является более развёрнутым и формирует более чёткое представление о значении данного понятия.

Таким образом, общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность» Носков Б.П. «О некоторых проблемах административно-правового статуса должностного лица» //Государственная власть и местное самоуправление, 2008, №9, с. 13.

Носков Б.П. в своей статье о проблемах статуса дожностного лица приводит следующее подразделение должностных лиц на группы:

1) публичные должностные лица, наделённые внешне властными полномочиями;

2) руководители государственных и муниципальных учреждений;

3) должностные лица государственных и муниципальных учреждений, лица, находящиеся на военной службе, на службе в других войсках и воинских формированиях РФ, ответственные в силу занимаемой должности за обеспечение соблюдения специальных правил, технологической дисциплины, специальных обязанностей.

Так как невозможно существование всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом, то на основании этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую правовую культуру и правовую культуру населения. Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам. В первую очередь выделяют групповую правовую культуру лиц, профессионально занимающихся какой-либо деятельностью, для осуществления которой требуется специальное образование и практическая подготовка.

Важнейшим признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц. Высокий уровень правовой культуры должностных лиц играет важную роль, так как в своей деятельности они зачастую принимают решения, которые оказывают влияние на судьбу других людей, не находящихся у них в подчинении. Именно поэтому должностные лица организаций и учреждений в первую очередь должны знать законодательство и уметь правильно его использовать. Особые требования к правовой культуре предъявляются к должностным лицам органов внутренних дел, так как эти лица, ежедневно соприкасаясь с правонарушениями, должны обеспечивать укрепление законности и правопорядка.

Правовая культура является неотъемлемой, хотя и специфической, частью культуры общества в целом. Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы к понятию культуры. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход понимает культуру как совокупность всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Правовая культура общества - это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.

Это совокупность представлений, осознанной необходимости, внутренней потребности поведения личности в сфере права которая базируется на правовом сознании.

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.

32.Источник права в формально-юридическом и материальном смыслах.

Исто́чник (фо́рма) пра́ва - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле - это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

33.Предмет и метод теории права и государства

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

Говоря о правовой культуре должностных лиц, необходимо помнить, что она является неотъемлемой частью правовой культуры общества, органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правовым применением, иными сторонами правового бытия общества. Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в государстве - о должностных лицах, которые активно участвуют в правотворческой деятельности, признаны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику.

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Каждый живущий в данном обществе включён в систему норм, культурных традиций.

От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Непосредственными участниками формирования правовой культуры общества в целом и любого гражданина в частности являются те, кто породу своей деятельности являются «проводниками» права в различных его отраслях, т.е. должностные лица. Правовая культура должностных лиц, как и культура в целом, неразрывно связана с историческими, этнонациональными, социокультурными особенностями того или иного народа, общества, государства. Обращение к истории развития российского общества дает возможность выявить его особенности, наглядно отраженные в его правовой культуре: это многовековые пласты патриархально-коммунитарного, общинного менталитета с его как отрицательными, так и положительными свойствами, конформизмом и одновременно нетерпимостью, явно пренебрежительным отношением к закону, при не менее очевидном уважении к «порядку», неприязнь к власти в целом и в то же время надежда, вера в доброго, справедливого лидера, вождя. При длительном отсутствии значимых демократических свобод - постоянное стремление к «воле», творческому развитию личности и многое другое.

Правовая культура должностных лиц -- один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства.

Право определяет и специфический вид общей культуры общества - правовой культуры и правовой культуры должностных лиц.

«ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА - социальное явление, характеризующее качественное правовое состояние личности и общества и выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в уровне правового развития субъекта, степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека».

Правовая культура должностных лиц - это одновременно:

  • - определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности управленцами;
  • - состояние процессов правотворчества и реализации права;
  • - специфические способы правовой деятельности;
  • -результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ;
  • -осознание ответственности за результаты профессиональной деятельности

Каждый из названных срезов правовой культуры должностных лиц может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистких обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры должностных лиц свидетельствуют, например, такие процессы, как порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

Возникают ситуации, которые обязывают юриста (судья, прокурор, следователь) взвешенно подходить к участию в религиозных церемониях, не афишировать свою принадлежность к определенной конфессии в связи с тем, что церковь отделена от государства, а в Российской Федерации действуют церкви, молитвенные дома, костелы, синагоги, мечети, другие религиозные учреждения. У граждан разных вероисповеданий не должно возникать чувства предвзятости к должностному лицу государственного аппарата, правозащитнику.

Сущностью правовой культуры должностных лиц является формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связанное с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы, вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде.

Выделяется также профессиональный уровень правовой культуры. Это культура юристов, практикующих в той или другой области. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью развития юридических наук, приобретение практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов.

Вместе с тем человеческие отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование других отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые.

Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры и тут нужно отметить, что носители правовой культуры (в нашем случае должностные лица) - являются не просто проводниками, но и несут задачу повышения правовй культуры общества в целом. В ходе правоприменения общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области правовой культуры должностных лиц прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.

Престиж юриста, государственного органа, в котором он работает, предполагает разумное поведение лица в сфере имущественных, семейных отношений, взыскательность в выборе и поддержании дружеских связей, высокоразвитое чувство собственного достоинства.

Овладение правовой терминологией, умение грамотно, на профессиональном уровне составить текст юридического акта, соблюдая при этом языковые и этические требования стиля, -- важная составная часть всей работы по подготовке правоведов. Что позволено в некоторых случаях журналисту, публицисту, то не следует делать правоведу, констатирующему юридический факт, формулирующему официальный документ. Юрист не может написать в протоколе осмотра места происшествия: «Погибло свыше полусотни человек», не употребит в юридическом документе слова «суверенитет личности». В первом случае «полусотня» -- выражение этической расхлябанности в отношении к человеку, его праву на жизнь; во втором случае -- это не правовое понятие, а публицистический оборот, который стоит в одном ряду с такими словами, как «суверенитет потребителя», «суверенитет собственника» и т.п. Раскрытие юридической терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания закона являются составной частью правового просвещения.

Профессиональная мораль лица, его трудовая функция тесно связаны с бытовыми, семейными, родственными отношениями. Поэтому для общей моральной оценки работника, юриста имеет значение и его отношение к ситуации, в которой переплетаются служебные и родственные отношения. В определенных случаях закон регламентирует выбор решения судьи, следователя, прокурора при возникновении коллизии служебных и родственных отношений.

Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что должностные лица, обладающие высокой правовой культурой, должны уверенно ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанном на уважении права, уметь правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура должностных лиц представляет собой образ мышления, норму, стандарт поведения.

- 52.85 Кб

Курсовая работа по теории государства и права:

«Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования»


Введение

Понятие правовой культуры достаточно детально рассматривается в различной учебной литературе. У разных авторов сформировано почти однозначное мнение по этому вопросу. Проблема же правовой культуры именно должностных лиц властных структур и государственных учреждений изучается современными юристами, политиками, правоведами, и их мнения сходятся в том, что на данный момент уровень правовой культуры российского должностного лица недостаточно высок.

Тема правовой культуры является актуальной и на сегодняшний день, и наверняка будет актуальна и в будущем. В юридической литературе существует множество вопросов, посвященных данной тематике. Это связано с неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры вообще, так и с важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества и государства в целом, так как высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения. Поэтому актуальным направлением теоретико-правовых исследований остаются как общие вопросы правовой культуры, так и анализ более конкретных ее видов и, в частности, правовой культуры должностных лиц.

В качестве базы для изучения данной проблемы были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации и публицистические материалы правового характера в периодической печати, а также учебная литература.

Объектом исследования в работе выступает правовая культура, как понятие, и способы её формирования. Предметом исследования являются особенности правовой культуры, свойственные должностным лицам, как представителям социальной группы.

1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

Прежде чем рассматривать понятие правовой культуры должностного лица, необходимо определить по отдельности содержание таких понятий как «правовая культура» и « должностное лицо».

Само понятие «культура» в общем смысле очень многоаспектно, что вызвало необходимость изучения её представителями различных наук, такими как философия, социология, правоведение и др., а каждый исследователь имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её сторону. Правовая культура характеризуется многоплановостью, так как является неотъемлемой частью общей культуры народа, отражает уровень её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не обособлено от развития других видов культуры – политической, моральной, эстетической. Это комплексный процесс. Их объединяет общность задачи – создание морально–правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает права, социальную защищённость, уважение достоинства человека.

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Один из первых исследователей данной проблемы Ратинов А.Р. определяет правовую культуру, как «систему овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей» 1 . Один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М.Б.Смоленский определяет правовую культуру, как «процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей» 2 .

Согласно определению Никитина А.Ф. под правовой культурой советского человека понималось «основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважение к нему» 3 .

По мнению профессора Семитко А.П. под правовой культурой понимается обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем «качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» 4 . Существуют и множество других определений, но если объединить все трактовки и кратко сформулировать, то понятие правовой культуры можно определить, как качество правовой жизни, совокупность всех ценностей, созданных человеком в области права, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны, но под определённым углом. Основное внимание уделяется описанию и объяснению правовых ценностей, достижений в правовой сфере, в которых находит отражение объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.

Правовая культура, как сложное и многогранное понятие, складывается из определённых элементов. По мнению различных авторов, одним из наиболее важных элементов правовой культуры выступает правосознание населения. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Уровень развития правового сознания отражает следующие основные аспекты:

а) насколько глубоко усвоены человеком ценность прав и свобод личности, ценность правовой процедуры при решении споров;

б) насколько информировано население в правовом отношении;

в) каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам;

г) каково установка граждан на соблюдение правовых предписаний и др.

В структуре правосознание выделяют три составляющих – это правовая психология, правовая идеология и поведенческий элемент.

  1. Правовая психология – это реакция субъектов на право в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений;
  2. Правовая идеология – это систематизированные знания о правовых явлениях, осмысление права, происходящее на более высоком уровне;
  3. Поведенческий элемент – это готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что от уровня, качества правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе.

Уровень правосознания оказывает большое влияние на второй элемент правовой культуры – уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов, образовательная деятельность) и практическую (правотворческая, правореализующая, правоприменительная деятельность). Правовая культура во многом зависит от качества правотворческой деятельности по созданию законодательной базы жизни общества. Такой деятельностью должны заниматься компетентные лица с соблюдением демократических и юридических процедур. Большое влияние на правовую культуру оказывает и правоприменение, то есть деятельность государственных органов, в лице их должностных лиц, осуществляющих регулирование «общественных отношений на основе закона с целью его реализации» 5 . Качество правоприменительной деятельности зависит как от структуры государственных органов и порядка их взаимоотношений, так и от профессионализма и культуры правоприменителя. Правовая культура общества во многом определяется и правовым поведением каждого гражданина в отдельности, его деятельностью по реализации права, исполнению обязанностей, соблюдению запретов.

В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым требованиям: быть по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике, также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации. Таким образом, об уровне развития правовой культуры можно судить на основании анализа нормативно–правовых актов, а также различных научных и публицистических текстов на правовые темы.

В качестве последнего, четвёртого, элемента правовой культуры выделяют уровень правового развития субъекта, так как все вышеуказанные составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя – человека, группы людей, населения в целом, а в нашем случае, должностного лица.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала определить и описать правовые ценности, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив реальное состояние дел с этой точки зрения, искать пути и средства достижения намеченных идеалов.

Далее следует остановиться на рассмотрении понятия должностного лица. Не смотря на то, что данное понятие довольно часто используется в российском законодательстве и в повседневной жизни, толкование этого определения приводится лишь в нескольких нормативно-правовых актах. Но при этом в законодательстве нет единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права.

В юридической литературе под должностью понимается «учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объём полномочий занимающего её лица» 6 . В Уголовном кодексе РФ ст. 285 приводится следующее определение должностного лица: должностными лицами признаются «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно– распорядительные, административно–хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ». В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 2.4 рассматриваемое определение трактуется следующим образом: «Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Как видно из определения, в КоАП содержится практически тоже понимание должностного лица, что и в УК РФ, но уточняется, что значит, «осуществляющее функции представителя власти». В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» приводится следующее определение: «должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно- распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления» 7 . Из всех приведённых выше трактовок, определение «должностное лицо в КоАП РФ является более развёрнутым и формирует более чёткое представление о значении данного понятия.

С учетом изложенного, общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо – это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако, отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность» 8 .

Носков Б.П. в своей статье о проблемах статуса должностного лица приводит следующее подразделение должностных лиц на группы:

  1. публичные должностные лица, наделённые внешне властными полномочиями;
  2. руководители государственных и муниципальных учреждений;
  3. должностные лица государственных и муниципальных учреждений, лица, находящиеся на военной службе, на службе в других войсках и воинских формированиях РФ, ответственные в силу занимаемой должности за обеспечение соблюдения специальных правил, технологической дисциплины, специальных обязанностей.

Так как невозможно существование всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом, то на основании этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую правовую культуру и правовую культуру населения. Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам. В первую очередь выделяют групповую правовую культуру лиц, профессионально занимающихся какой-либо деятельностью, для осуществления которой требуется специальное образование и практическая подготовка.

Важнейшим признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц. Высокий уровень правовой культуры должностных лиц играет важную роль, так как в своей деятельности они зачастую принимают решения, которые оказывают влияние на судьбу других людей, не находящихся у них в подчинении. Именно поэтому должностные лица организаций и учреждений в первую очередь должны знать законодательство и уметь правильно его использовать. Особые требования к правовой культуре предъявляются к должностным лицам органов внутренних дел, так как эти лица, ежедневно соприкасаясь с правонарушениями, должны обеспечивать укрепление законности и правопорядка.

Описание

Понятие правовой культуры достаточно детально рассматривается в различной учебной литературе. У разных авторов сформировано почти однозначное мнение по этому вопросу. Проблема же правовой культуры именно должностных лиц властных структур и государственных учреждений изучается современными юристами, политиками, правоведами, и их мнения сходятся в том, что на данный момент уровень правовой культуры российского должностного лица недостаточно высок.

Каждый гражданин взаимодействует с государством главным образом через право, законы, другие нормативные акты, которые непосредственно определяют ее правовое положение, место и роль в обществе.

Реализация прав личности в любом демократическом обществе включает их охрану и защиту, что является одной из основных задач правоохранительных органов. Деятельность органов внутренних дел, как одного из самостоятельных институтов правоохранительных органов, занимает особое место в системе юридических гарантий. Необходимость безупречного действия механизма защиты и охраны прав и свобод граждан, их гарантированности требует от всех работников органов внутренних дел высокой правовой культуры. Правовая культура этой категории должностных лиц отличается от правовой культуры других граждан и должностных лиц качественным содержанием. Для нее характерны более полные и глубокие правовые знания, умение правильно применять их на практике. Именно органы внутренних дел в первую очередь обеспечивают непосредственную общественную безопасность и общественный порядок в государстве, охрану прав, свобод, законных интересов граждан. Выполняя эти функции, органы внутренних дел создают необходимые условия для реализации прав личности, ее свобод и обязанностей.

Условием обеспечения реализации прав и обязанностей в обществе, гарантией соблюдения законности является правовая культура работников органов внутренних дел, неотделимая от глубокого человеческого уважения к личности, ее правами, свободам, чести и достоинству.

Уважение человеческого достоинства не должно сводиться только лишь к его защите. Признание ценности личности, уважительное отношение к человеку, его правам и интересам позволяют гражданину занять активную гражданскую позицию. Эти требования, выражающие общие человеческие принципы гуманизма и справедливости, должны характеризовать правовую культуру работников органов внутренних дел.

Наличие у сотрудников органов внутренних дел высокой правовой культуры служит гарантией законности их деятельности по охране и защите прав граждан, созданию условий для их всесторонней реализации. С деятельностью органов внутренних дел связано формирование в обществе атмосферы нетерпимости к нарушению норм права. Именно на этой основе происходит повышение оценки качества работы органов внутренних дел, создание в обществе личной заинтересованности каждого в укреплении законности и правопорядка.

Поэтому, неотъемлемым свойством правовой культуры работников органов внутренних дел является уважение к праву и законности. Право, как регулятор общественных отношений выполняет свои функции, прежде всего, в процессе соблюдения, использования и применения норм права в общественной практике.

Законность для органов внутренних дел -- конституционный принцип, который обеспечивает неукоснительное исполнение законов и в первую очередь тех нормативно правовых актов, которые регулируют и охраняют законные права и интересы граждан. Нарушение законности в органах внутренних дел обусловлено целым комплексом факторов. Среди них можно отметить следующие: невысокая правовая культура сотрудников, проявляющаяся в незнании законодательства, пренебрежение к праву, плохая постановка правового воспитания в служебных коллективах, отсутствие должного контроля и надзора за деятельностью органов внутренних дел, безнаказанность работников за совершение противоправных действий. Но одной из наиболее серьезных причин нарушений законности является незнание или недостаточное знание действующего законодательства.

Сегодня работники органов внутренних дел не всегда своевременно обеспечиваются необходимым количеством сборников нормативных актов по административному праву, систематизированными сборниками ведомственных актов Министерства внутренних дел. Они недостаточно ознакомлены со специальной юридической литературой, комментариями к законам, образцами практики применения административного и уголовного законодательства. Поэтому, служебная подготовка работников органов внутренних дел должна быть ориентирована в первую очередь на систематическое проведение специальных учебных занятий по своевременному изучению действующего и принимаемого законодательства. Ведь соблюдение законности в правоприменительной и правоохранительной деятельности, выражающееся в принятии работниками органов внутренних дел обоснованных и справедливых решений, их реализации в соответствии с законом, свидетельствует об эффективности правовой деятельности органов внутренних дел в целом.

Говоря о правовой культуре работников органов внутренних дел необходимо обратить внимание еще на один аспект этой проблемы, связанной непосредственно с их личностными характеристиками. Для того чтобы верно судить о правовой культуре работников органов внутренних дел, необходимо учитывать его образование, юридический опыт и профессиональную квалификацию. Профессиональная квалификация -- один из важнейших критериев правовой культуры личности работника органов внутренних дел.

Правовая культура работников ОВД предполагает:

  • 1. Знание в совершенстве действующего законодательства как необходимое условие соблюдения законности, правильного использования прав и выполнения обязанностей работниками этих органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;
  • 2. Уважение правовых требований, внутреннее осознание, убеждение в правильности и необходимости правовых предписаний;
  • 3. Привычное отношение к соблюдению закона, при котором работник ОВД, "не задумывается каждый раз над тем, надо или не надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования как должное, в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность" Грачёв В.С. «Правовая культура работников органов внутренних дел и защита прав человека» // http:.

Перечисленные специфические черты правовой культуры должны быть характерны для деятельности всех работников органов внутренних дел, призванных обеспечивать осуществление прав и свобод граждан. В этой связи особое значение приобретает уважительное отношение к правам и свободам граждан, соблюдение работниками ОВД законности, и конечно их профессиональная компетентность в процессе правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Таким образом, чем выше уровень правовой культуры работников органов внутренних дел, тем больше обеспечена законность, реализация прав и свобод граждан, их охрана и защита. Высокая правовая культура работников органов внутренних дел обеспечивает наиболее полную и стабильную реализацию прав и свобод личности, их правовую охрану и защиту, служит показателем уровня и состояния законности в демократическом обществе, его правовой культуры.

Поэтому всестороннему формированию высокой правовой культуры работников органов внутренних дел должно быть уделено пристальное внимание, поскольку именно их правовая культура, отношение к действующему законодательству, определяют состояние правопорядка в обществе, обеспеченность и защищенность субъективных прав и законных интересов граждан, влияют на формирование их правовой культуры.