Всё самое интересное в одном журнале. Спасение жизни ребёнка Проанализируйте китайское изречение важнее спасти жизнь

Современное общество преклоняется перед супергероями из книг, кинофильмов и комиксов. Мы получаем удовольствие от того, что видим победу добра над злом. Нам нравится идея о спасителе, который приходит на помощь невинным жертвам. Но нравственные устои этих ставших знаковыми фигур являются столь же вымышленными, как и те супердержавы, в которых разворачиваются события.

При этом мы иногда забываем, что истинные герои живут среди нас. Они не сворачивают горы и не стреляют паутиной из своих запястий, но их подвиги намного более впечатляющие. Опасности, через которые они прошли, были подлинными, а ставки – высокими. Они действовали не по долгу службы и часто помогали другим с риском для собственной жизни.

В то время как новости круглосуточно сообщают нам, что наш мир становится всё более мрачным и жестоким, в нём происходит и много хорошего. Помня об этом, мы хотим рассказать всего лишь о десяти экстраординарных, но реальных героях.

Героизм во время схода оползня в Монтесито
В январе 2018 года в Южной Калифорнии произошла целая серия смертельно опасных оползней. Это бедствие унесло жизни почти двух десятков человек и отправило в больницы ещё 163 человека. Грязевой поток в Монтесито был так силён, что сворачивал здания с фундаментов. Достигавшая скорости 32 километра в час волна уносила с собой автомобили, деревья, столбы электропередач и строения.

Так как проливной дождь был предсказан заранее, команды спасателей прибрежного города были уже готовы к работе. К счастью, среди спасателей была и Мэйве Джуарез, координировавшая работу спасателей.

Ранним утром Мэйве инспектировала мост через ручей в Сан-Исайдро. Спустя момент после её отъезда огромный взрыв газа полностью разрушил мост и поджег соседние здания. Мэйве помчалась обратно, и как раз вовремя, чтобы увидеть, как супружеская пара выпрыгивает со второго этажа горящего дома. В результате прыжка женщина сломала обе ноги. Мэйве одела полуголую женщину и несла её на себе более 400 метров до безопасного места.

Мэйве продолжала работать всю ночь вместе со своими коллегами и помогла более чем 100 жителям. Вместе со своим сослуживцем Энди Руппом она была награждена первой в истории отдела пожарной охраны Монтесито Медалью за храбрость.

Мужчина с золотой рукой
То, что случилось с Джеймсом Харрисоном ещё в молодые годы, навсегда изменило его взгляды на жизнь. В 14-летнем возрасте молодой австралиец перенёс операцию, которая потребовала ряда переливаний крови. Понимая, что его жизнь была спасена благодаря доброте других людей, Харрисон решил, что он обязан расплатиться за это. Четыре года спустя, в 1954 году, он начал сдавать кровь. Его не смогла остановить даже боязнь уколов.

Вскоре врачи обнаружили, что в плазме крови Джеймса содержится очень редкий вид антител – антитела класса D.
Исследователи установили, что антитела-D можно вводить для борьбы с состоянием, называемом резус-конфликтом. При резус-конфликте иммунная система беременной женщины определяет эритроциты, содержащиеся в крови её ребёнка, как чужеродное тело. После этого включается иммунная система матери, и она начинает уничтожать эритроциты ребёнка. Этот нежелательный процесс может вызвать серьёзные осложнения во время беременности и привести к гибели ребёнка. Плазму крови Джеймса можно было использовать для такого способа лечения, который приостанавливает воздействие на ребёнка иммунной системы матери.

Джеймс стал первым донором того, что позднее стало называться «Австралийской программой Anti-D». Джеймс (он же «Мужчина с золотой рукой») жертвовал плазму крови 1173 раза. Он сдавал кровь каждые две недели в течение 60 лет. По мнению Австралийского Красного Креста, кровь 81-летнего донора помогла спасти более двух миллионов детей. «В каждой ампуле Anti-D, когда-либо созданной в Австралии, есть доля Джеймса», - пояснил координатор программы «Резус» Робин Барлоу.

Неудивительно, что за свою благородную деятельность Джеймс был награждён Медалью ордена Австралии.

Трагедия на воде
В августе 2018 года пассажирский катер с 24 людьми на борту врезался в неустановленный объект на водных путях Государства Рек – одного из штатов Нигерии. Лодка опрокинулась, выбросив пассажиров за борт. Джозеф Бланксон нырнул в воду без колебаний. Как только 36-летний мужчина вытащил одного человека, он тут же бросился спасать следующего. Одного за другим Бланксон вытащил на берег 13 человек. Пытаясь спасти 14-го, уставший Бланксон утонул сам. Однако благодаря самоотверженности Джозефа его гибель была единственной в тот день.

У Бланксона остались жена и трое детей. Супруга Бланксона отозвалась о своём муже как о любящем отце и человеке, который в первую очередь думал о других людях, а не о себе. Президент сената Нигерии Букола Сараки сказал о Бланксоне:

«Время от времени мы слышим удивительные истории о нигерийских героях. Джозеф Бланксон отдал свою жизнь, чтобы спасти 13 человек. Я приветствую этого нигерийского героя, который своим последним великим актом еще раз показал нам, что в нашей стране есть замечательные люди. Его имя будет написано золотыми буквами в нашей памяти».

Правительство Государства Рек организовало фонд пожертвований, чтобы помочь скорбящей семье Джозефа.

Ангел Нанкинского моста
На реке Янцзы есть Нанкинский мост. Строительство этого колоссального железнодорожного моста заняло восемь лет и было завершено в 1968 году. Мост может похвастаться четырёхполосным шоссе длиной 6772 метра, смотровой башней и рядом причалов.

Этот замечательный памятник мастерству китайских инженеров стал одним из излюбленных мест для совершения самоубийств. За период с 1968 по 2006 год около 2000 человек воспользовались Нанкинским мостом, чтобы свести счёты с жизнью.

В 2003 году продавец овощей по имени Чен Си вышел на свою ежедневную прогулку по мосту. К своему ужасу, он обнаружил, что какой-то мужчина готовится прыгнуть с моста. Чен Си действовал быстро и затащил человека обратно через стальные перила. С этого дня он сделал задачей своей жизни спасение других людей.

Каждый уик-энд Чен Си использует своё свободное время, чтобы патрулировать мост. Проезжая на своём мотоцикле, он высматривает в людях признаки депрессии. «Обычно они идут медленно, без воодушевления и всякого направления. Я подхожу к ним и разговариваю», - объясняет Чен.

Он даже раздавал брошюры для предотвращения самоубийств, в которых был указан его собственный номер мобильного телефона в качестве экстренного контакта. Наблюдая за мостом более десятилетия, Чен Си спас уже сотни жизней. Награждённый призом документальный фильм «Ангел Нанкина» даёт зрителям возможность взглянуть на самоотверженную работу Чена.

Предупреждение о цунами
В 2004 году 10-летняя Тилли Смит отдыхала на пляже в Пхукете, Таиланд, и увидела нечто такое, что спасло многих людей. По словам Тилли, «море пузырилось, как пена на пиве». Кому-то такое описание может показаться обыденным, но Тилли знала, что речь идёт о важных вещах.

Ранее, во время одного из уроков по географии, Тилли уже слышала о цунами. В учебном фильме были показаны и некоторые признаки, говорящие о приближении цунами: вспенивание воды и внезапный резкий отлив.

Тилли умоляла своих родных уехать подальше от побережья. Её отец, Колин Смит, отправился в отель, чтобы предупредить персонал. Но убедить мать оказалось гораздо труднее. Тилли утверждала, что цунами будет совершенно точно, но мать не хотела ей верить.

Тилли вспоминает: «Она никак не реагировала. Тогда я сказала ей: «Мама, это правда, я ухожу. Я совершенно точно знаю, что будет цунами». А она мне просто ответила: «Пока!»».

Отец Тилли предупредил дежурного охранника, и власти быстро эвакуировали людей с пляжа. Семья Смита укрылась в гостинице всего за несколько минут до подхода волны.

Причиной цунами было недавнее землетрясение недалеко от побережья индонезийского острова Суматра. Последовавшая волна накрыла обширные районы Юго-Восточной Азии и убила почти 230000 человек. Настойчивость Тилли спасла жизнь многих людей, которые в тот день отдыхали на пляже. Она была награждена Специальной премией Томаса Грея от имени Морского Общества.

Отравленная деревня
Когда Филлис Омидо начинала работать на заводе по производству чугуна в Кении, она не знала о том, что ставит под угрозу своё собственное здоровье.

В африканских странах активно растёт спрос на солнечные батареи, и это вызывает конкуренцию. На заводе EPZ, где работала Омидо, использовался свинец, извлечённый из старых автомобильных аккумуляторов. Работавшей на заводе в качестве менеджера по связям с общественностью, Омидо было поручено подготовить отчёт об экологическом воздействии свинца. Новости оказались ужасающими. Химические вещества, использовавшиеся на заводе, представляли потенциальную опасность для всех окружающих. Хотя Омидо рекомендовала немедленное переоборудование производства, её рекомендации были проигнорированы. Вместо этого, её просто отстранили от работы по этой тематике.

Через три месяца заболел сын Омидо. Вскоре врачи установили причину: повышенное содержание свинца в крови мальчика. Поскольку в то время Омидо кормила его грудью, считается, что свинец попал в организм вместе с грудным молоком.

Филлис оставила свою работу и начала расследование проблем со здоровьем в Овино-Ухуру – трущобах, где была расположена фабрика.

Благодаря усилиям Филлис было обнаружено, что многие жительницы имели выкидыши и страдали от респираторных заболеваний. Под давлением общественности было закрыто более десятка плавильных заводов по всей Кении.

В 2015 году Омидо стала лауреатом экологической премии «Голдман». В настоящее время молодая мать подала иск против кенийского правительства. Между тем, комитет по здравоохранению сената решил предпринять усилия по оказанию помощи Овино-Ухуру.

Кампания Омидо не прошла без инцидентов. В 2012 году боевики напали на её дом. Она живёт в постоянном страхе быть похищенной, и у неё всегда наготове тревожная кнопка.

* Жизнь – карантин у входа в рай.

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно.

* О, лист бумаги, носящий мое имя, меня переживешь ты! Что после того жизнь человека, если лоскуток бумаги может пережить ее?

Ж. Гарценбуш

Если даже представить себе эту жизнь среди рая со всеми его прелестями, она все же в конце концов должна стать страшно скучной.

Э. Геккель

Жизнь человеческая – беспрерывная, злая борьба; лишь только с одной стороны побеждены препятствия, улажен мир, с другой восстают из-под земли, падают с неба враги, нарушающие спокойное пользование жизнью, гармонию и развитие.

А. Герцен

Жизнь коротка, искусство долговечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, научные опыты подвержены сомнению и суждения затруднительны.

Гиппократ

Жизнь тасует нас, как карты, и только случайно – и то ненадолго – мы попадаем на свое место.

М Горький

Жизнь -то, брат, так устроена, что иная смерть для самого человека – праздник, а иная – для всех благодать.

М Горький

Жизнь есть касса, куда мы складываем все принадлежащие нам духовные сокровища.

В. Гумбольдт

* Вот жизнь человека: в двадцать лет – павлин, в тридцать – лев, в сорок – верблюд, в пятьдесят – змея, в шестьдесят – собака, в семьдесят – обезьяна, в восемьдесят – ничто…

Б. Грасиан

* Непонятно, как может человек так дешево ставить свою жизнь, самый драгоценный дар, за какую-нибудь толику золота, славы или часто даже ради простого каприза.

Жизнь, как ткань, которую годы превращают в лохмотья, все же сверкает кое-какими блестками – немногими мгновениями любви, без которых она была бы одним тряпьем.

* Жизнь – цветок, любовь – мед из него.

Смех и вздох, поцелуй и прощание – вот и вся наша жизнь.

Дж.-К. Джером

* Великое искусство жизни – играть много и рисковать немногим.

C. Джонсон

Жизнь – или скука, или забота; для людей знатных и богатых она – скука и тягостное бремя, а для людей, которые сами проложили себе дорогу, жизнь – вечная забота о том, чтоб не потерять завоеванного положения.

Б. Дизраэли

* Жизнь – это край, который видели и в котором живали старики. Те, которым предстоит проходить ее, должны только у них спрашивать дорогу.

* Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь.

Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу.

Лучше лишиться жизни, чем льстить низким. Нищета лучше, чем роскошь через богатство другого. Не стоять у дверей богатого и не говорить голосом просителя – это лучшая жизнь.

Индуск. изречение

Важнее спасти жизнь одного человека, чем построить семиярусную пагоду в честь Будды.

Китайск. изречение

Чем ближе дорога к концу – тем версты кажутся длиннее; чем ближе жизнь к концу – тем годы кажутся короче.

В. Крачковский

Большинство людей тратит больше половины своей жизни на то, чтобы другую половину сделать несчастной.

Ж. Лабрюйер

Ж. Лабрюйер

* Жизнь – трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит.

Ж. Лабрюйер

* О, верная и плачевная картина жизни! Радость входит туда, откуда вышло горе; счастье располагается там, откуда бежало отчаяние.

А. Ламартин

…Жизнь как бал: кружишься – весело, кругом все светло, ясно… Вернулся лишь домой, наряд измятый снял – И все забыл и только что устал.

М. Лермонтов

* Никакое лицо и никакое множество лиц не имеет права сказать другому человеческому существу зрелого возраста, что оно не смеет ради собственной выгоды распоряжаться своей жизнью как ему угодно.

Дж. Милль

Мы научаемся жить, когда жизнь наша уже прошла.

М. Монтень

* Все мы немного смахиваем на мастеров, работающих над гобеленами, сидя позади полотна: мы не видим своего произведения. Все, кроме нас, открывают его недостатки и достоинства.

Э. Пальерон

Жизнь – это воспоминание об одном мимолетном дне, проведенном в гостях.

Б. Паскаль

Жизнь – не что иное, как движение, переход из формы в форму, постоянное, неугомонное превращение, разрушение и созидание, следующие друг за другом и вытекающие друг из друга.

Д. Писарев

* Кто сумел как следует использовать жизнь? Кто не потерял половину ее в мечтаниях, в беседах с глупцами, в любовных муках, в пустом времяпрепровождении?

А. Платен

Что такое жизнь? Луч света, промелькнувший среди глубокой ночи, один момент, проведенный на пиршестве, на которое тебя неведомо кто пригласил, проблеск сознания среди долгой тьмы.

Ж.-Э. Ренан

* Жизнь человека проходит в разбирании своего прошлого, в жалобах на настоящее, в страхе за будущее.

А. Ривароль

Жизнь – долгий, очень долгий вздох… до последнего издыхания.

Жан Поль [Рихтер]

* Если бы мужчина хорошо знал, что такое ж и з н ь, он не давал бы ее так легко.

Мария Ролан

Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые.

Ж.Ж. Руссо

Жизнь – шахматная игра; только она закончена, как все фигуры – короли, королевы, офицеры, башни, кони и пешки – бросаются в ящик.

* Последняя часть жизни умного человека обыкновенно посвящена борьбе с предрассудками и ложными взглядами первой части.

Дж. Свифт

Это боги уже устроили так, что всякий может отнять у нас жизнь, но никто не в состоянии избавить нас от смерти.

Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня.

Жизнь наша коротка, потому что мы делаем из нее дурное употребление.

Трудно начать жизнь сызнова – те, кто всегда начинают жить, живут дурно.

Только тогда, когда вы призывали сто раз смерть, вы начинаете понимать всю прелесть жизни и тогда-то, очень часто, она вас оставляет.

Кармен Сильва

Жизнь – искусство, в котором часто люди остаются дилетантами. Чтобы быть в ней художником, мастером, надо пролить много крови своего сердца.

Кармен Сильва

Число годов еще не свидетельствует о длине жизни. Жизнь человека измеряется тем, что он в ней сделал и прочувствовал.

С. Смайлс

* Недостойным кажется затягивать жизнь пустыми надеждами. Нет, благородный человек умеет красиво жить и красиво умереть.

Наша жизнь сокращается невежеством. Мы должны стремиться к познанию нашей природы и окружающего мира. Мы должны установить условия существования и изыскать способы их применения.

Г. Спенсер

* Жизнь часто кажется чем-то вроде долгого кораблекрушения, обломки которого – дружба, слава, любовь: ими усеяны берега нашего существования.

Анна Сталь

* Жизнь – не наслаждение и не страдание, но серьезное дело, которое возложено на нас и которое необходимо завершить с честью.

Чтобы сомнительно обеспечить нашу сомнительную жизнь в сомнительном будущем, мы наверно губим нашу верную жизнь в верном настоящем.

Л Толстой

Жизнь наша стала бы прекрасна, если бы мы только увидали всю ее низость.

Как жестоко ошибаются те, которые думают, что они могут жить высокой, духовной жизнью в то время, как тела их коснеют в праздности и роскоши. Тело всегда первый ученик души.

Жизнь человека – краткое цветение и долгое увядание.

Жизнь – не сон! Сном она становится только для того человека, душа которого не откликается на будящий зов ее

Э Фейхпгерслебен

Жизнь человеческая – ложь. За всякой улыбкой таится зевота, за всяким восторгом – проклятие, за всяким удовольствием – отвращение, а от сладкого поцелуя остается на губах томящая жажда новых наслаждений.

* Короткая жизнь дана нам природой, но память о хорошо проведенной жизни остается вечной.

Наша жизнь – одна бродячая тень: жалкий актер, который кичится какой-нибудь час на сцене, а там пропадает без вести, сказка, рассказанная безумцем, полная звуков и яркости и не имеющая никакого смысла.

В. Шекспир

Мы созданы из того же вещества, из которого образуются сны, и короткая наша жизнь вся окутана сном.

В Шекспир

* Жизнь легка для сов, даль не манит их; орел же стремится подняться к солнцу, хотя может упасть с выжженными глазами, с разбитым крылом и стать игрушкой волн морских.

В. Шербюлье

Все прекрасно лишь до тех пор, пока оно не коснется нас лично. Жизнь никогда не бывает прекрасна, прекрасны только картины ее в очищенном зеркале искусства.

А Шопенгауэр

Справедливо, что жизнь человека есть настоящий роман, который, при мужественном содержании, доставляет воображению более высокое удовольствие, чем всякий вымысел.

Р. Эмерсон

Жизнь не горька для того, кто твердо убежден, что вовсе не жить – не беда.

* Вся жизнь – сцена и комедия: научись или шутить, отбросив всякую серьезность, или терпеть горе.

* Жизнь людей, ищущих одних удовольствий, в сущности, не более, как длительное самоубийство; они точно стараются оправдать изречение Сенеки: мы не получаем жизнь короткой, но делаем ее таковой.

Вся жизнь наша проходит в приготовлении себя к жизни: недаром древние мыслители признавали ее лишь преддверием другой, высшей жизни.

Жизнь есть комедия для того, кто мыслит, и трагедия для того, кто чувствует.

Чем больше псы и свиньи жиреют, тем ближе они к своей погибели.

Восточн. изречение

* Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтоб умереть.

В. Алъфиери

* Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить.

Кто хочет жить для других, не должен пренебрегать собственной жизнью.

Простые истины, или Как жить в свое удовольствие Казакевич Александр Владимирович

Может ли один вопрос спасти человеку жизнь?

Виктор Франкл, бывший узник Освенцима, говорил: «Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать». Многие выжившие узники концлагерей, заключенные тюрем и участники военных действий свидетельствуют: те, у кого есть какая-то важная цель, может выжить в любых условиях и обстоятельствах.

Адам Джексон в книге «Десять секретов счастья» приводит поучительную историю профессора психологии, доктора Джулиуса Фрэнкса. Вот она:

«Во время Второй мировой я был в лагере для военнопленных на Дальнем Востоке. Условия были ужасными, почти невыносимыми: скудные рационы, отсутствие чистой воды и повсюду, куда ни кинешь взгляд, – дизентерия, малярия и солнечные удары. Некоторые заключенные не смогли выдержать физического и умственного перенапряжения непрерывной и тяжелой работы на открытом солнце, и смерть становилась для них желанным избавлением от мук. Я тоже подумывал об этом…

Однажды, ослабевший и изможденный, я в одиночестве сидел на плацу для строевых упражнений и раздумывал о том, насколько легко было бы разбежаться и врезаться в заградительную проволоку, по которой был пропущен электрический ток. В следующий миг я обнаружил, что рядом сидит старый китаец. Несмотря на свою слабость, я был поражен и решил, что у меня начались галлюцинации. В конце концов, как, черт возьми, в японском лагере мог так неожиданно и легко появиться китаец? Он обернулся и задал мне вопрос. Очень простой вопрос, который в буквальном смысле слова спас мне жизнь. Он спросил у меня:

– Что вы сделаете первым делом, как только выберетесь отсюда?

Я никогда не задумывался об этом, даже не осмеливался думать. Но ответ был мне известен – я хотел вновь увидеть своих детей и жену. И в этот миг я вспомнил, что у меня есть то, ради чего стоит жить, есть причина, по которой я сделаю все возможное, чтобы выжить. Этот вопрос спас мне жизнь, потому что вернул мне нечто потерянное – цель, ради которой нужно жить!

С того самого мгновения борьба за выживание стала для меня легче, поскольку я знал, что каждый прожитый день приближает меня к окончанию войны и, следовательно, к исполнению моей мечты. Вопрос этого китайца не только спас мне жизнь – он преподал мне один из важнейших в жизни уроков».

А сейчас познакомьтесь с еще одной вдохновляющей историей. Точнее, с несколькими фактами из биографии всемирно известного писателя.

Этот слабенький, но упрямый парнишка всегда мечтал стать писателем. Свои первые рассказы он написал, еще когда учился в школе. Он отправлял их в разные газеты и журналы, но никого, похоже, его рассказы не заинтересовали. Возможно, рассказы были и не настолько плохи, но количество ошибок в них сразу отбивало желание их читать. После школы, чтобы заработать хоть какие-то деньги, он устроился подсобным рабочим на прядильно-ткацкую фабрику. Все свободное время он писал рассказы и отправлял в разные редакции. Пару его рассказов уже опубликовали несколько газет, но гонорара за них едва хватило на оплату пачки бумаги и десятка конвертов. Чтобы не умереть с голоду, ему пришлось устроиться еще на одну работу, в прачечную – разбирать и стирать грязное белье. Он написал к этому времени больше сотни рассказов, но количество публикаций за все время не превышало и одного десятка.

И все-таки этот парень твердо верил в себя и знал, чего он хочет. И вот вам результат: прошло десять лет, и он стал одним из самых успешных писателей XX века.

Но на этом его история не кончается. Внезапно свалившаяся на него слава и большие деньги сыграли с ним злую шутку. К 1985 году он превратился в хронического алкоголика и наркомана. Вы думаете, на этом его жизнь закончилась? Нет! Горячее желание сохранить семью, профессию и самого себя совершило невозможное: он отказался от алкоголя и наркотиков.

Но и это еще не конец истории. В 1999 году его сбила машина. Доктор, приехавший на место аварии, осмотрев пострадавшего, сказал, что вряд ли он дотянет до больницы. Но он выжил! И, снова доказывая, что невозможное возможно, вскоре он начинает писать романы, сидя в кресле-каталке, а потом и ходить!

Вы уже догадались, о ком эта история? Вы наверняка читали его книги или смотрели фильмы, поставленные по его книгам. Его имя – Стивен Кинг.

Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин

Из книги Заговор богатых автора Кийосаки Роберт Тору

Глава 1. Может ли Обама спасти мир? Хронология кризисаВ августе 2007 года в мире началась паника: банковская система стала давать сбои. Результатом стал эффект домино, который сегодня грозит разрушить всю мировую экономику. Несмотря на массированные денежные вливания со

Из книги Фанаты бизнеса. Истории о тех, кто строит наше будущее автора Кузьмичев Андрей

ПОСТ О ТОМ, КАК ОДИН ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК ПОМОГ ДРУГОМУ ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ, И ДЕЛО ПОШЛО – Зачем, – говорит эгоист, – стану я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделало? – Несправедлив ты, безумец! Потомство сделало для тебя уже то, что ты, сближая

Из книги Простые истины, или Как жить в свое удовольствие автора Казакевич Александр Владимирович

«Что совершил один, может и другой» Чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка однажды сказал: «Тот, кто хочет совершенствоваться и однажды достигнуть своей цели, должен смотреть на свои проигрыши как на уроки». Это высказывание можно было поставить эпиграфом к

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

Семнадцать минут смеха в день продлевают жизнь на один год А вот небольшая подборка совсем коротких, но не менее любопытных фактов о смехе, в духе рубрики «Знаете ли вы, что…»: Воздух, который у смеющегося человека вырывается из легких со скоростью 100 км/час, освобождает

Из книги Бойся, я с тобой автора Танк Таня

Из книги Арт-коучинг на практике. Как EMDR, танец и рисование могут легко изменить жизнь женщины за 21 день автора Гуляева Инна Викторовна

Вопрос № 15. Каковы прогнозы на его дальнейшую жизнь? Многие экс-жертвы задаются вопросом: а могут ли у Неотразимого с кем-то сложиться нормальные отношения? Извлечет ли он какие-то уроки на будущее? И каковы вообще его жизненные прогнозы? Вкратце: не сложатся, не извлечет,

Из книги Эндрю Карнеги. Делаем деньги! 15 уроков от самого богатого человека мира автора Гудмен Тим

Вопрос № 16. С кем нарцисс может быть счастлив? Я наравне с другими Хочу тебе служить. От ревности сухими Губами ворожить. Я больше не ревную. Но я тебя хочу. И сам себя несу я, Как жертва палачу. (Осип Мандельштам) Счастлив – ни с кем, никогда и ни при каких обстоятельствах.

Из книги Хочу… совершить прорыв! Удивительно простой закон феноменального успеха автора Папазан Джей

Часть 2. Как женщина может быстро изменить свою жизнь? Глава 1. Формирование новых позитивных привычек. Как использовать потенциал своего мозга Помните главу, где я рассказала о нейронных сетях? Именно знание, как работает ваш мозг, и работа с телом даст вам возможность

Из книги Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса автора Хау Джефф

Правило 5 «По-настоящему успешен лишь тот, кто выбрал один путь и шел им всю жизнь» Тут Карнеги немного лукавит: хотя самого его и называли Стальным Королем, занимался он далеко не только металлом. К примеру, он весьма активно вкладывал средства в земельные участки, которые

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла

Из книги Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей автора Карнеги Дейл

Учитель истории и обществознания

Яшкульской многопрофильной гимназии

Берикова Н.Б.

Т-у: Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом.

(Повторительно-обобщающий по главе 1, учебник «Введение в обществознание» Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова)

Урок рассчитан на 1 час, I концентр 6 класс.

Цели урока:

    Продолжить работу, направленную на осмысление уч-ся связи между отношением людей к жизни и смерти, и условиям жизни, уровнем развития культуры общества.

    продолжить формирование умений делать выводы, сотрудничать в процессе групповой работы.

Учащиеся должны :

    Рассказывать об отношении людей к жизни и смерти в разные исторические эпохи;

    Называть причины низкие ценности человеческой жизни в ранние исторические эпохи;

    Объяснять, почему требованием современной культуры является признание права человека на жизнь.

Проблема урока :

План урока :

Самые важные права человека

Тип урока : урок – размышление в форме презентации POWER POINT по заданной теме

Метод обучения : самостоятельная, проблемно-поисковая деятельность.

Форма проведения : работа в группах

Тип урока : обобщающий

Оборудование:

Компьютер и проектор, интерактивная доска, видеоролик, учебники, таблицы, информационные листы к уроку, презентация POWER POINT по заданной теме

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 31 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы

Основные понятия: Право, Всеобщая декларация прав человека, мировоззрение, тотем, сострадание, милосердие, герой, гуманность, варвары, просветитель.

Эпиграф к уроку:

«Важнее спасти жизнь одного человека,

чем построить семиярусную пагоду

в честь Будды» (восточное изречение)

Домашнее задание: п.1- 6. Письменно ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы все люди третьего тысячелетия признали жизнь человека безусловной ценностью.

Ход урока.

I этап. Вступительное слово учителя.

Доброе утро всем. Тема нашего урока «Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом.»

Прежде чем говорить о правах человека, давайте ответим на вопрос: Что такое право? Какие значения слова «право» вы знаете?

Право – это совокупность законов, то есть все-все законы, существующие в государстве.

Право – это то, что определяет наши с вами права. (С.5)

Теперь, когда вы вспомнили, что означает понятие право, давайте выясним, какие права люди назвали самыми важными правами человека и почему.

(Право на жизнь, собственность, свободу )

Учитель : Давайте приоткроем завесу прошлого, заглянем в глубь веков и посмотрим, как в предыдущие эпохи люди относились к самим себе, к своим и чужим правам. Конечно, мы не будем рассматривать, как обстояло дело со всеми известными правами – на это потребуется слишком много времени. Поэтому обратимся лишь к самому важному праву – праву на жизнь. Был ли человек свободен в выборе своей судьбы, было ли у него право на собственную жизнь и смерть в первобытном, античном и средневеком обществах. На основе работы в группах, попытаемся выяснить

    Как ценилась человеческая жизнь в первобытном обществе.

    Как ценилась человеческая жизнь в период античности.

    Как ценилась человеческая жизнь в средние века.

    Как ценится человеческая жизнь в современный период.

И ответим на главный вопрос, на который мы ищем ответ:

Почему в древности так мало ценилась человеческая жизнь?

Оформим свои выводы в таблице.

в первобытном обществе

в период античности

в средние века

в современный период

Ребята, у вас на столах листы с заданиями Результаты работы оформите в таблице. (на работу отводится 5-10мин)

Пока работают группы, мы прослушаем сообщение.

Сообщение ученика: Из истории создания Всеобщей декларации прав человека.

II этап. Работа по группам

Задание группе 1

Прочитайте текст п. 3 (с.21 -28) и выполните следующие задания:

    Какова была основная цель первобытного коллектива?

    Чем можно объяснить то, что интересы коллектива считались выше интересов отдельного человека?

    Чем объясняются причины столь своеобразного отношения к жизни и смерти у людей первобытного общества?

    Можем ли мы сказать, что у первобытного человека отсутствовало право на жизнь?

    Как вы думаете, могла ли в первобытном обществе возникнуть мысль о необходимости гарантии права на жизнь? Почему?

Учитель. Попытайтесь ответить на главный вопрос: Почему в древности так мало ценилась человеческая жизнь?

Задание для группы № 2.

Прочитайте текст п.4 (с.35-41) и выполните следующие задания:

    В чем причина изменения отношения людей к жизни и смерти?

    В связи с чем появились первые представления о необходимости отказа от кровной мести?

    Представьте себя на Народном собрании в Афинах в 427 г. до н.э. Кого из двух ораторов поддержали бы вы, почему? Попоробуйте возразить тому из них, с доводами которого вы не согласны.

    Ученые утверждают, что смертная казнь – «дочь» кровной мести. Объясните, как вы понимаете это выражение. На чем основано подобное утверждение ученых?

    Как по-вашему, могла ли в Древней Греции возникнуть идея защиты права человека на жизнь?

Учитель. Мы с вами продолжаем выяснять причины малой ценности человеческой жизни в древности. Ответьте на главный вопрос, используя в качестве примера Древнюю Грецию.

Задание группе № 3.

Прочитайте текст п. 5,6 (с.48-59) и выполните следующие задания:

    Почему варвары разрушали дворцы, произведения искусства?

    Сегодня нередко можно услышать, что каких-то людей называют варварами. Есть ли варвары в наше время? Обоснуйте свое мнение.

    Отсутствие каких культурных качеств приводит к появлению варваров в современном обществе?

    Что можно сказать об отношении к жизни и смерти людей средневековья?

    Как люди Средневековья воспринимали окружавший их мир?

Учитель . Мы с вами продолжаем выяснять причины малой ценности человеческой жизни в древности.

Учитель. В Средние века, как и во времена античности, были люди, которые значительно опережали свое время. Они утверждали, что нет ничего ценнее человеческой жизни. Однако их современники, как когда-то древние греки, не слышали голоса мудрых и по прежнему хватались за оружие по любому поводу и без всякого повода. Конечно, людей мысливших подобным образом, было немного, но век от века их становилось все больше. В XVII веке жил и творил уже известный вам Джон Локк, были и другие мыслители, которые соглашались с ним в том, что нет ничего ценнее человеческой жизни и что право на жизнь есть естественное и неотъемлемое право каждого человека. Давайте заслушаем, что писал о правах человека один из современников Дж. Локка, английский философ Ричард Овертон: «Каждому живому существу от природы дано то свойство, что жизнь его не подлежит вмешательству или посягательству со стороны, ибо каждый есть личность со своими качествами, своей собственностью, и всякая попытка покуситься на то, что составляет это «я», есть грубое насилие, есть оскорбление самих основ природы, и Закон справедливых отношений между людьми, между вами и мною, единственно таков: никто не властен над моими правами и свободами, как и я ни над чьими; я представляю собой личность со своими свойствами, своей собственностью и заявляю свое «я» - не менее, но и не более того».

Вы согласны с тем, что нет ничего ценнее человеческой жизни?

III этап. Обсуждение результатов работы в группах и заполнение таблицы

Итоговая таблица .

Как ценилась человеческая жизнь

В первобытном

обществе

«В первобытном обществе жизнь человека не представляла особой ценности, т.к.а) важнее были интересу коллектива, поскольку человек не мог выжить один, погибнет род- погибнет человек; б) люди не знали, что человек умирает навсегда, они верили, что через какое –то время вновь смогут вернуться в общество».

В период

античности

В Древней Греции жизнь человека ценилась меньше интересов коллектива, поскольку еще давали о себе знать обычаи первобытного общества. Но во времена античности уже стали появляться идеи ценности человеческой жизни.

В средние

века

В ранее Средневековье, в результате разгрома варварами античной цивилизации (культуры), народы Европы сделали шаг назад в культурном развитии, вернувшись в своем миропонимании во времена первобытности.

В эпоху Средневековья люди не делали различий между реальным и потусторонним миром, жизнь человека обесценивали постоянные эпидемии и войны.

В современный

период

В XX веке, оказавшись перед угрозой гибели человечества, люди поняли, как дорога жизнь и что выживание всего человечества возможно лишь при условии признания за каждым права на жизнь.

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что на протяжении многих веков жизнь человека ценилась невысоко, считалось вполне возможным пожертвовать ею ради интересов коллектива. При этом решение о жертве человек далеко не всегда принимал самостоятельно, часто о том, можно ли отдать одну жизнь на благо множества людей, решал коллектив.

Прошли годы, мы живем в третьем тысячелетии. Что изменилось? Что сегодня более важно: жизнь одного человека или выживание коллектива?»

Решение дилеммы .

На воздушном шаре путешествует небольшая группа людей. Пролетая над океаном, они обнаружили, что шар теряет высоту и все больше снижается. Установив место своего нахождения, воздухоплаватели решили попробовать продержаться до ближайшего берега и сбросили все, что имелось на борту: шар взмыл вверх, но через некоторое время вновь начал снижаться. Что делать? Тогда один из путешественников предложил тянуть жребий: кому из них броситься в бушующий океан, пожертвовать собой ради спасения всех остальных.

Вопрос: Представьте, что вы оказались одним из путешественников, поддержали бы вы данную идею или с возмущением отвергли бы ее? Какое решение предложили бы вы?

Учитель. Предложить уч-ся, утверждающим право коллектива распорядиться чьей-то жизнью, найти решение еще одной проблемы: человек, которому выпал жребий, отказывается прыгать за борт, смогли бы вы выполнить роль палача?

Учитель. Идея жребия свидетельствует о том, что люди понимают несправедливость своего решения и хотят переложить ответственность за него на случай, на судьбу, на что-то высшее, что поможет им в будущем облегчить муки совести. В то же время человек, принуждающий кого-то отдать свою жизнь во имя жизни других людей, прекрасно понимает, что берет на себя вину всего коллектива, он будет убийцей живого человека, который только что говорил, смеялся, надеялся на будущее…

Дело в том, что человек, взявший на себя эту страшную обязанность, в памяти тех, кто остался жить, будет не их спасителем, а именно убийцей того, кто с мольбой о пощаде протягивал к нему руки.

Закрепление.

Тесты:

1. Подчеркните верный вариант продолжения фразы.

1) Равнодушное отношение к смерти у людей первобытного общества объясняется…

а) жестокостью б) особым миропониманием в) смелостью

2) в первобытном обществе интересы коллектива были…

А) важнее интересов отдельного человека

Б) менее важны, чем интересы отдельного человека

В) так же важны, как и интересы отдельного человека

3) Понятие «герой появилось …

а) в первобытном обществе б) в Средние века в) в эпоху античности

4) Гуманизм это

А) Любовь к животным, защита их от насилия, жестокого обращения, борьба за сохранение среды их обитания.

Б) Человеколюбие, человечность, уважение к людям, их человеческому достоинству.

В) Любовь к природе, защита ее от варварского уничтожения, охрана лесов, полей, воздуха, рек, морей и т.п. от загрязнения.

5) Люди начали осуждать месть и считать ее недопустимой, противоречащей нормам морали…

А) в Новое время б) в Средние века в) в эпоху античности

6) Люди Средневековья считали, что жизнь человека…

А) принадлежит ему, и он вправе распорядиться ею по своему усмотрению

Б) принадлежит обществу, и оно может распоряжаться ею

В) принадлежит Богу, и только он властен отнять ее.

7. После того как люди узнали, что смерть уносит человека навсегда…

А) появились первые идеи о недопустимости кровной мести

Б) появилось понятие «героизм»

В) жизнь каждого отдельного человека стала цениться выше интересов коллектива.

2. Текст с ошибками .

1. Тотем

2. Сострадание

3. Милосердие

    Давайте поразмышляем.

Вы знаете, что со временем отношение человека к человеку менялось. Какое из двух приведенных ниже утверждений могло бы соответствовать людям первобытной культуры (если бы они вообще задумывались об этом), а какое – современной?

Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами.

У человека не может быть никаких прав и свобод, он целиком зависит от коллектива, и поэтому воля коллектива важнее.

Обсуждение вопроса: кем дано человеку право на жизнь?

Учитель: Право на жизнь является естественным и конституционным правом человека. В Конституции РФ оно зафиксировано в статье 20. Государство таким образом, берет на себя обязательства создавать условия для реализации права человека на жизнь…

Конституции РФ. Статья 20.

    Каждый имеет право на жизнь.

Возможные ответы уч-ся: Государство должно делать все, чтобы человек родился, условия создания семьи, организация медицинского обслуживания граждан, образования, условий жизни.

Государство должно делать все, чтобы продлить жизнь человека:

    борьба с преступностью;

    здоровый образ жизни, охрана труда;

    борьба с вредными привычками, с болезнями.

Учитель: Реальным право человека на жизнь становится только там, где государство берет на себя гарантии его соблюдения.

Работа с высказыванием:

«Важнее спасти жизнь одного человека, чем построить семиярусную пагоду в честь Будды» (восточное изречение)

Вывод урока : Сегодня на уроке мы с вами ребята узнали о том, как долог был был путь, проделанный человечеством, прежде чем идея прав человека поселилась в умах и сердцах многих жителей планеты Земля и получила реальное воплощение в документе, названном Всеобщей декларацией прав человека.

Первая мысль о недопустимости человеческого жертвоприношения, первая добровольная смерть за людей, за их счастье – это великие достижения, великий подвиг. И люди, совершившие его, достойны почитания. Век от века все слышнее становились голоса мыслителей о ценности жизни каждого человека. Но только в XX веке, оказавшись перед угрозой гибели человечества, люди поняли, как дорога жизнь и что выживание всего человечества возможно лишь при условии признания за каждым права на жизнь.

Домашнее задание : повторить п.1- 6. Письменно ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы все люди третьего тысячелетия признали жизнь человека безусловной ценностью

Творческие задания. Жизнь дается один раз.

    Существует немало пословиц и поговорок, рассказывающих о любви к жизни. Вспомните или найдите в книгах не менее трех таких пословиц и поговорок. Объясните их.

______________________________________________________________

    Понравившуюся больше всего пословицу или поговорку изобразите в рисунке, можно шуточном.

    Продолжите фразы.

Древнегреческий драматург Еврипид (ок. 480-406 до н.э.) писал: «Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие ________________________________________________________________

Французский писатель Ж. Лабрюйер (1645-1696) утверждал: «Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего ________________________________________________________________

Русский писатель П.А.Павленко (1899-1951) полагал: «Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что ________________________________________________________________

    Ходом шахматного коня, начиная со значка +, прочитайте высказывание писателя С.П. Бородина (1902-1974).

    страшна -

    +

    что

    приходит

    времени.

    она

    смерть

    XXXXXXXXXX

    Не

    страшно

    раньше

    всегда

    Здесь зафиксированы слова французского философа и писателя Ж. –Ж. Руссо (171201778). Начиная с буквы «С» в центре лабиринта, соедините все буквы одной линией, ни разу не пересекая ее. А есть ли другие мерила человеческой жизни.

    л

    е

    н

    и

    я

    .

    б

    т

    ;

    ц

    е

    н

    а

    е

    е

    е

    и

    ж

    и

    з

    н

    ь

    н

    з

    р

    ч

    е

    С

    а

    м

    а

    и

    а

    т

    а

    б

    е

    с

    о

    п

    ч

    в

    о

    н

    з

    е

    н

    о

    г

    е

    и

    п

    у

    е

    е

    т

    о

    т

    и

    с

    Читая каждую вторую букву, восстановите высказывание немецкого поэта Г.Гейне (1797-1856). Постарайтесь его объяснить.

    Авмсреозндиотрлодвшыаеелгюшдщиьлоюрбпямтт –

    жоилзднщь

    Продолжите предложения.

Хорошая жизнь – это ________________________________________________________________

Самое главное в жизни - _______________________________________________________________Нельзя прожить жизнь без - _______________________________________

________________________________________

Задание для индивидуальной работы учащихся

1. Заполните пропуски в тексте:

1. Герой – это человек, … жертвующий своей жизнью, своими … во имя других людей.

2.Вторгнувшись на территорию …, варварские племена … и … многие произведения античной культуры, так как они были представителями …

3. Варвары не могли понять христианские заповеди, призывающие не …., …, так как в основе их культуры лежало правило: «…»

4. Быть христианином – это значит принять определенные …

2. Текст с ошибками .

Подчеркните ошибки в тексте. Ниже напишите правильный вариант.

Главн ую роль в изменении понимания человеком самого себя сыграло то, что люди стали больше думать о смерти.

После того как люди стали размышлять о жизни и смерти, они поняли, что человек умирает точно так же, как умирает все живое на Земле.

3. Соедините стрелками термины и определения

1. Тотем

А)Сообща переносить горе, сочувствовать горю, сокрушаться за кого-то, соболезновать

2. Сострадание

Б) Готовность делать людям добро; синонимами этого понятия являются такие слова, как «мягкосердечность», «жалостливость»

3. Милосердие

В) животное, растение или какой-либо неодушевленный предмет, которых люди первобытного общества считали своими родственниками.

Работа с текстом статьи 20 Конституции РФ и статьи 3 Всеобщей декларации прав человека.

Всеобщая декларация прав человека. Статья 3.

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновеность.

Конституции РФ. Статья 20.

    Каждый имеет право на жизнь.

    Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Вопросы и задания к документам.

1. Вспомните, какие права являются естественными и неотъемлемыми.

2. Почему право на жизнь признают главным и основным?

3. Каким образом Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека защищают право человека на жизнь?


Выступление председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и церковному служению архимандрита Пантелеимона (Шатова) на пресс-конференции «Как остановить эпидемию абортов?».

Готовясь к сегодняшней пресс-конференции, я еще раз посмотрел некоторые цифры, которые говорят о том, что происходит в нашей стране. И конечно, эти цифры не могут не ужасать. Рождается лишь один из 7-10 зачатых детей.

Остальные убиваются и не выходят на свет Божий. И наша страна, некогда, меньше 100 лет назад, бывшая оплотом Православия, страна, где об абортах не могло быть и речи, стала одной из ведущих стран в этой страшной кампании, где легализовано убийство детей.

Не все формы протеста могут быть благословлены Церковью, но мы должны понимать, что то, что происходит в нашей стране, - это катастрофа, сравнимая с мировой войной, взрывом атомной бомбы. Никакие теракты, никакие стихийные бедствия, болезни, СПИД не уносят столько жизней и не приносят столько вреда стране, как эти легализованные аборты. Речь идет о всем нашем народе. Вот цитата из Паисия, очень авторитетного в православной среде старца: «Когда государственный закон не запрещает аборт, тогда последствия ложатся на каждого гражданина, так как Бог наказывает весь народ. Но когда выходит закон, запрещающий аборты, тогда наказанию подвергается только лицо, которое согрешает». Конечно, мы не сможем остановить людей, которые совершают это страшное злодеяние, и, какие бы ни были изданы законы, люди, искаженные грехом, всё равно будут воровать и убивать, пить, употреблять наркотики, кончать с собой, жить не по заповедям Божиим. У каждого есть право выбора, как ему жить на этой земле.

Но то, что происходит у нас, касается не только тех людей, которые совершают этот грех по незнанию, но касается и нас. В частности, аборты совершаются за деньги, которые я плачу как налогоплательщик в бюджет. Другими словами, я являюсь как бы соучастником этого греха. И каждый человек, платящий эти налоги, оплачивает эти аборты. Каждый врач, который работает в клинике, обязан участвовать в этих абортах. И он не может отказаться.

Церковь должна свидетельствовать о зле, она хотя бы должна сказать, что это плохо, а это хорошо, и пусть люди выбирают сами. И пусть президент и парламентарии наши решают вопрос о законности абортов: с какого срока можно убивать ребенка во чреве, с какого уже нельзя, по каким причинам можно его убить или по каким причинам его убивать нельзя. И как это делать, кому разрешать или не разрешать. Но все-таки сказать, что любой аборт - это грех, Церковь должна. И она об этом говорит. Это грех, потому что у зачатого ребенка есть душа. Это не просто скопление клеток.

При зачатии, по церковному учению, человеку дается от Бога душа. Мы убиваем человека, пусть неразвившегося, пусть неизвестного нам, пусть даже невидимо совершаются эти грехи женщинами или теми людьми, производящими «лекарства», с помощью которых совершаются аборты. Но мы должны сказать, что это убийство.

Всякий грех наказывается Богом, об этом мы тоже должны предупредить людей, которые делают аборт. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Знайте, что за каждого, по воле матери нерожденного младенца, те, другие, которых, она родит на "радость" себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно». Потому что какая может быть жизнь у матери в вечности, если она убивает своих детей и при этом не кается. И он говорит, обращаясь к матерям, что никто им не давал права распоряжаться жизнью другого человека. Нельзя решать - этот будет, а этот не будет жить.

Он говорит: «Может быть, вы умертвили будущего гения, может быть, умертвили того, кто молитвами своими спасал бы мир, умертвили настоящих людей, с большим сердцем и умом. Умертвили великого старца, человека, вокруг которого спасались бы тысячи людей, умертвили какого-нибудь общественного деятеля, жизнь которого принесла бы великие благодеяния обществу. Мы утонули в крови убитых младенцев, и кровь эта вопиет к Небу. Не думайте, что это безнаказанно проходит. Это слишком страшный грех». Мы должны говорить об этом, пусть это неприятно людям, которые хотели бы забыть о том, что они сделали, пусть это неприятно врачам, которые участвуют в этом, пусть это неприятно компаниям, которые получают выгоду от того, что продают расчлененные тела этих детей, используя их в каких-то фармацевтических целях. И мы должны предупредить людей, которые совершают этот грех, что если они не покаются, то их ждет расплата и страшное наказание от Бога. Я могу свидетельствовать о своей жизни, о жизни тех людей, которых я знаю, как отражается совершенный грех на других, и я знаю детей, которые остались жить, потому что их матери передумали.

И вот теперь они понимают, что они могли бы сделать, если бы они совершили аборт, видя живого человека, любя его, видя живую личность. И такой личностью является каждый ребенок, зачатый во чреве. Поэтому очень хорошо, что состоится фестиваль, на котором будут говорить о том, как помочь людям осознать этот грех, очень хорошо, что есть инициатива создать в Москве «Окно жизни», которое есть во многих странах И чтобы женщины, которые бросают своих детей или не знают, что с ними делать, которым стыдно отказываться от ребенка и отдавать его в детский дом, могли его просто положить в это «Окно жизни», чтобы о нем позаботились другие.

Мы предложили бы сделать так, чтобы за аборты не платили все налогоплательщики, а также, чтобы была процедура обязательного информированного согласия женщины на аборт. Чтобы ее предупредили, что будет с этим ребенком, как будет использоваться оставшееся его тельце, какие опасности ждут мать, если она сделает аборт. В одной стране дают матери послушать сердцебиение плода, и после этого многие отказываются от совершения аборта. В некоторых странах не сразу дают разрешение на эту операцию, чтобы мать имела возможность подумать.

Нужно поддерживать женщин в кризисной беременности, помогать материально, психологически и духовно этим женщинам. И Церковь готова этим заниматься. Сейчас есть такие антикризисные центры в России, и их число будет увеличиваться.

И я объявляю об этом здесь очень широко, потому что с этой эпидемией нужно бороться, что наш Синодальный отдел готов помогать всем тем женщинам, которые боятся, что у них не хватит средств, чтобы вырастить ребенка. Мы готовы взять этого ребенка после родов на свое воспитание, устроить его в церковный детский дом, следить за ним. Есть богатые люди, которые готовы взять на себя содержание матери, которая собирается родить ребенка, я думаю, что таких людей много можно найти. Сейчас есть много предпринимателей, которые финансируют различные церковные проекты. И наверное, спасение жизни одного ребенка важнее, чем строительство храма.

Нельзя только запрещать, нужно помогать женщинам избежать той пропасти, в которую они падают сами и куда сбрасывают своих нерожденных детей. Существует множество вариантов, как можно помочь, поддержать женщин, которые оказались в такой кризисной ситуации. Конечно, это нужно делать с любовью, помнить, что все мы грешники и что кроме аборта существуют и другие смертные грехи, и что каждый из нас, если его судить по совести, достоин осуждения, Страшного Суда Божия. Поэтому вести эту работу нужно, никого не осуждая, никем не гнушаясь, никого не презирая, и Церковь готова принимать кающихся грешников. И если кто-то совершил подобный грех, ему нужно идти в церковь и каяться, просить прощения у Бога. Бог милостив и покаявшихся грешников Бог прощает. И об этом тоже нужно говорить.

Если человек пришел ко Христу, ему не надо ничего запрещать. Один святой говорил: «Люби Бога и поступай как хочешь». Конечно, тогда не нужно будет никаких законов. Но закон существует для того, чтобы ограничивать зло. Конечно, запрет абортов полностью не решит проблему и криминальные аборты будут совершаться, но число абортов уменьшится, намного меньше будет жертв.

Архимандрит Пантелеимон (Шатов)


Газета о сохранении народа Российского «Вифлеемский глас», № 6-8, лето 2010 года.