Все редакции кодекс административного судопроизводства российской федерации. О введении в действие кодекса административного судопроизводства российской федерации. Обжалование решений суда

С коро вступит в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), который регулирует отношения в сфере административного судопроизводства судами общей юрисдикции. Его инициатором стал Президент РФ, что говорит об особой значимости этого кодекса. Из пояснительной записки к нему можно сделать вывод, что главной целью документа является совершенствование порядка административного судопроизводства, в том числе путем его гармонизации с базовыми принципами правосудия. КАС РФ начнет действовать 15 сентября 2015 г., за исключением отдельных норм, вступающих в силу в более поздние сроки. Проанализируем наиболее значимые изменения.

Немного истории

О необходимости разработки и принятия КАС РФ было объявлено уже давно, причем с самых высоких трибун. Примерно 20 лет назад в Указе Президента России от 06.06.1996 № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в целях борьбы с коррупцией и злоупотреблениями чиновников Правительству РФ была поставлена задача разработать в 1996 году проект Административного кодекса Российской Федерации. А позднее, с 2000 года, уже высшими судьями на различных съездах снова поднимался вопрос о необходимости принятия кодекса, где был бы прописан четкий, понятный порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений.

В этой связи Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев неоднократно заявлял о насущной необходимости принятия КАС РФ и видел в нем более эффективный и действенный механизм защиты прав граждан и компаний в судебных спорах с органами государственной власти и местного самоуправления, по сравнению с нынешним порядком, который закреплен в ГПК РФ и утрачивает силу с момента вступления в силу КАС РФ.

Необходимо отметить, что ВС РФ не ограничился только голословными заявлениями, а начиная с 2003 года внес в Госдуму ряд законодательных инициатив, в том числе и проект КАС РФ (законопроект № ­381232-4), который «завис» на много лет в недрах нижней палаты и в итоге был снят с рассмотрения. А уже в 2012 году на VIII Всероссийском съезде судей о необходимости принятия КАС РФ заявил Президент России Владимир Путин.

Главный недостаток ГПК РФ судьи и некоторые независимые эксперты справедливо видели в особенностях гражданско-процессуального судопроизводства, которые предполагают не только юридическое, но фактическое равноправие сторон. В то же время в споре с органами власти такое равноправие отсутствовало. КАС РФ во многом снимает процессуальное несовершенство ГПК РФ и является тем «адекватным процессуальным инструментарием», о необходимости внедрения которого ­говорилось на протяжении длительного времени.

Вместе с тем некоторые эксперты ставят под сомнение необходимость объединения в КАС РФ различных в процессуальном плане категорий споров, например, таких как дела, возникающие из публичных правоотношений, и дела о помещении в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации. Такое объединение плохо ­сочетаемых элементов многим представляется ошибочным.

КАС РФ и другие процессуальные кодексы

Введение институтов административного искового заявления, правосубъектности иностранных организаций и некоторых других важнейших положений в КАС РФ (о них мы еще скажем), делает новый кодекс немного похожим на ГПК РФ. Некоторые сходные нормы, например, касающиеся разумного срока судопроизводства, имеются не только в КАС РФ, но и в ГПК РФ, АПК РФ и даже в УПК РФ.

Надо отметить, что порядок административного судопроизводства закреплен, в частности, в АПК РФ, но применительно к экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Там регламентации административного судопроизводства посвящен раздел III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений». И, по мнению некоторых экспертов, в настоящее время именно арбитражные суды аккумулируют на себе основную часть ­административного ­правосудия.

Вместе с тем наибольшую процессуальную правопреемственность можно отметить между КАС РФ и ГПК РФ.

Общее в КАС РФ и ГПК РФ

В обоих кодексах содержится во многом схожий исковой порядок инициирования дела. И в КАС РФ и в ГПК РФ есть нормы по общим положениям, подведомственности дел, составу и др. Так, например, по общему правилу, дела, возникающие из публичных правоотношений, в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Эта норма закреплена как в ГПК РФ (ч. 1 ст. 246 ГПК РФ), так и в КАС РФ (ч. 1 ст. 29 КАС РФ). Аналогичная ситуация и с порядком подачи заявления заинтересованного лица по данной категории дел, который установлен как в ГПК РФ (ч. 1 ст. 247 ГПК РФ), так и в КАС РФ (ч. 1 ст. 4 КАС РФ).

Важно отметить, что с 15 сентября 2015 г. утрачивают силу ­некоторые положения ГПК РФ. Среди них:

  • подраздел III 3 «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» раздела II ГПК РФ;
  • глава 22.1 ГПК РФ «Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок»;
  • глава 35 ГПК РФ «Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое ­освидетельствование в недобровольном порядке».

Утрачивающие силу положения ГПК «перекочевывают» в новой редакции в КАС РФ. В этом, полагаем, и есть основная идея КАС РФ: рассмотрение дел из публичных правоотношений не должно регулироваться нормами ГПК РФ, т.к. у него совсем другая природа, принципы и иные ­особенности ­правового регулирования.

Различия между КАС РФ и ГПК РФ

Между КАС РФ и ГПК РФ есть и существенные различия. Так, в частности, в КАС РФ регламентирована правосубъектность иностранных ­организаций (ч. 7 ст. 5), а в ГПК РФ ничего подобного нет.

В КАС РФ не устанавливается специализированная категория судов, которые должны рассматривать регламентированные в нем ­разновидности дел. Эту функцию выполняют обычные суды общей юрисдикции.

В соответствии с ГПК РФ дело может быть инициировано по заявлению заинтересованного лица (ч. 1 ст. 247 ГПК РФ), а в КАС РФ – по административному исковому заявлению (ч. 1 ст. 4 КАС РФ). То есть в данном случае предусмотрена особая административно-процессуальная форма составления и подачи такого заявления.

Общий порядок судопроизводства

По общему правилу административное дело возбуждается по месту нахождения ответчика (ст. 22 КАС РФ).

Каждая из сторон участвующих в деле, состязается с другой, обосновывает и доказывает свою позицию со ссылкой на правовые акты и ­доказательства (в том числе аудио- и видеозаписи, экспертизы и т.п.).

По общему правилу дело в суде первой инстанции рассматривается и разрешается судьей единолично (ч. 1 ст. 29 КАС РФ). Суд может принять меры как предварительной защиты (например, приостановить полностью или частично действие оспариваемого решения, запрета совершать определенные действия и т.п.), так и процессуального принуждения, в частности, объявить предупреждение, удалить из зала судебного заседания и др. (ст. 85 и 116 КАС РФ). Если лицо по какой-либо причине не может принять реальное участие в судебном заседании, то оно может там присутствовать виртуально посредством системы видеоконференц-связи (ст. 142 КАС РФ).

Необходимо отметить, что в разделе IV КАС РФ регламентированы особенности рассмотрения отдельных категорий дел:

  • о признании нормативного правового акта недействующим;
  • об оспаривании (о признании недействительными) решений, действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления и др.

Категории административных дел

По правилам КАС РФ будут рассматриваться, в частности, дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, ­государственных и муниципальных служащих;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих (в том числе саморегулируемых) организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • защите избирательных прав граждан;
  • присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство и на исполнение судебного акта в разумные сроки в судах общей юрисдикции;
  • приостановлении деятельности или ликвидации некоммерческих организаций;
  • прекращении деятельности средств массовой информации;
  • взыскании денег в счет уплаты обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора;
  • принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или противотуберкулезную организацию.

Положения КАС РФ не распространяются на производства по делам об административных правонарушениях и об обращении взыскания на средства бюджетов (ч. 5 ст. 1 КАС РФ). Также КАС РФ не применяется при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, которые отнесены к компетенции КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежат рассмотрению в ином процессуальном порядке в судах общей юрисдикции и ВС РФ.

Кто может стать инициатором дела

По общему правилу в суд с административным иском может обратиться каждое заинтересованное лицо. Это правило распространяется и на иностранцев. Но для них могут вводиться ограничения при ущемлении процессуальных прав российских компаний и граждан. При этом истец должен обладать административно-процессуальной правоспособностью и дееспособностью, а в отношении иностранных организаций – административно-процессуальной правосубъектностью.

Подведомственность споров

Все дела по КАС рассматриваются судами общей юрисдикции (ст. 17 КАС РФ). Тут, как и в других кодексах, действует следующий принцип подсудности: чем важнее категория дел, тем более высокая инстанция их рассматривает в качестве суда первой инстанции. Так, дело о признании не действующим нормативного правового акта главы муниципального образования в первой инстанции рассматривается районным судом, а дело о признании недействующим нормативного правового акта субъекта РФ – уже областным (краевым, верховным республиканским) судом. Если же заинтересованное лицо решит оспорить акт Президента РФ либо ­Правительства РФ, то дело будет рассматривать ВС РФ (ст. 19–21 КАС РФ).

Отдельные категории дел, связанные с защитой прав, свобод и интересов военнослужащих рассматривают военные суды (ст. 18 КАС РФ). По мнению некоторых экспертов, КАС РФ имеет определенные недостатки, связанные с подведомственностью. Так, недостаточно проработаны вопросы:

  • формирования кадрового состава судей (из-за отсутствия в судах общей юрисдикции специализированных коллегий и составов по рассмотрению административных дел);
  • преобразований в судах общей юрисдикции в связи со вступлением в силу КАС РФ и др.

Участники дела

К числу участников административного дела в суде относятся (ст. 37 КАС РФ):

  • стороны, т.е. истец и ответчик (или несколько истцов и ответчиков);
  • заинтересованные лица;
  • прокурор;
  • органы, организации и лица, защищающие интересы других (неопределенного круга) лиц.

Истцами могут быть физические и юридические лица, в том числе органы государственной власти и местного самоуправления, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами (ч. 3 ст. 38 КАС РФ).

Ответчиками могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, а также иные органы, должностные лица и организации, наделенные ­публичными полномочиями (ч. 5 ст. 38 КАС РФ).

Процессуальная правосубъектность

КАС РФ вводит и регламентирует понятие и особенности реализации административной процессуальной правосубъектности, т.е. правоспособности и дееспособности иностранных организаций. Введение этого понятия является одной из наиболее важных новаций не только административного, но и всего российского законодательства. Ранее его не было ни в одном из российских кодексов.

Термин правосубъектность (порой в разных смыслах) был характерен, в основном, для актов международного права, таких, например, как:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
  • Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах»;
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014);
  • Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) и др.

Также он встречался в некоторых ведомственных актах, например, в Международном стандарте финансовой отчетности (IFRS) 11 «Совместная деятельность» (введен в действие приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н), в Методических рекомендациях по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией (утв. ­Минобрнауки России 01.04.2010, без номера) и т.п.

Введение указанного понятия в КАС РФ значительно поднимает его правовой статус в системе российского законодательства и способствует укреплению связи с международным правом.

В судебной практике ВАС РФ и КС РФ упоминали понятие процессуальная (либо полная) правосубъектность (просто – ­правосубъектность) при анализе дел:

  • по установлению юридического статуса иностранных лиц (Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением арбитражными судами дел с участием иностранных лиц (приложение к ­информационному письму Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158));
  • по проверке конституционности отдельных норм российского законодательства (постановления КС РФ от 18.07.2012 № 19-П и от 27.06.2012 № 15-П, определение КС РФ от 28.06.2012 № 1251-О).

Таким образом, в судебной практике не было единообразия в толковании данного понятия. Сейчас же такое толкование появилось, что, полагаем, является положительным шагом в совершенствовании ­законодательства в сфере административного судопроизводства.

Разумный срок против судебной волокиты

Рассмотрение дел по КАС РФ и исполнение судебных актов осуществляются в разумный срок (ч. 1 ст. 10 КАС РФ). Таким образом, по аналогии с ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ в КАС РФ введено и регламентировано понятие «разумный срок». Кроме того, предусмотрена возможность ­подать заявление об ускорении рассмотрения дела.

Вместе с тем отметим, что сам этот инструмент не является новацией. О разумном сроке говорится в нескольких процессуальных кодексах, включая ГПК РФ, где существует глава 22.1 «Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок». Как уже было сказано, эта глава утрачивает силу с момента введения в действие КАС РФ, т.е. с 15 сентября 2015 г.

Разумный срок, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по делу (ч. 2 ст. 10 КАС РФ). При этом должны учитываться такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников процесса, достаточность и эффективность действий суда и т.п.

Для ускорения производства по делу заинтересованное лицо может подать соответствующее заявление. Не позднее следующего рабочего дня его должен рассмотреть председатель суда. Необходимо отметить, что в соответствии с другими кодексами заявление рассматривается гораздо дольше: пять дней – по АПК РФ и ГПК РФ, пять суток – по УПК РФ.

Если суд согласен с доводами заявителя, он выносит определение об удовлетворении заявления. В нем он может указать действия, которые следует совершить для ускорения рассмотрения дела.

К числу недостатков КАС РФ можно отнести отсутствие в нем общего и максимального срока судебного разбирательства для всех категорий дел, что может привести к затягиванию дела и создать риски судебной волокиты.

Таким образом, нормы о разумном сроке можно назвать нужными и прогрессивными. Но было бы целесообразно обозначить максимальные временные интервалы рассмотрения дел той или иной категории, а также разработать комплекс критериев, по которым будет определяться в какой разряд (сложных либо простых) будет попадать определенное дело. Правда, к чести законодателя, в главе 26 КАС РФ подробно регламентированы особенности производства по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. И это очень позитивный момент.

Упрощенный порядок судопроизводства

КАС РФ в отличие от всех других процессуальных кодексов, позволяет рассматривать дела в упрощенном (письменном) порядке, т.е. без проведения устного разбирательства. Такое возможно, если стороны на это согласны и указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не ­превышает 20 000 руб. (ст. 291 КАС РФ).

Обжалование решений суда

Принятые судом решения могут быть обжалованы в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся ­обстоятельствам.

Апелляционную жалобу можно подать в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 298 КАС РФ). По некоторым категориям дел предусмотрены более короткие сроки обжалования: 5–10 дней. Например, по делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан на участие в референдуме такой срок составляет пять дней со дня принятия решения (ч. 3 ст. 298 КАС РФ).

Кассационную жалобу по общему правилу можно подать в течение ­шести месяцев со дня вступления в силу судебного акта (ч. 2 ст. 318 КАС РФ).

В КАС РФ подробно регламентирован порядок подачи (возврата) соответствующей жалобы, содержание, сроки, основания и некоторые иные особенности ее рассмотрения. Так, согласно ст. 299 КАС РФ ­апелляционная жалоба должна содержать:

  • наименование суда, в который она подается;
  • наименование или ФИО лица, подающего жалобу, его место нахождения или жительства;
  • указание на решение суда, которое обжалуется;
  • требования, а также основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает решение суда неправильным;
  • перечень документов, прилагаемых к жалобе.

Исполнение решений суда

В разделе VIII КАС РФ подробно регламентированы особенности исполнительного производства по решениям судов, принятым в соответствии с КАС РФ. По общему правилу судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением отдельных случаев немедленного исполнения (ч. 1 ст. 352 КАС РФ). А исполнительный лист предъявляется к исполнению в течение трех лет со дня ­вступления судебного акта в силу (п. 1 ч. 1 ст. 356 КАС РФ).

Предусмотрен в КАС РФ и такой инструмент, как поворот исполнения судебного акта, когда ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или ­измененному в соответствующей части судебному акту.

Верховный суд разъяснил, почему суды должны принимать заявления с неверной подведомственностью и самостоятельно исправлять ошибку, а не прекращать дело. Еще он разрешил дело, в котором нижестоящие инстанции отказались принимать заявление истца и по ГПК, и по КАС. А юристы рассказали о процессуальных сложностях выбора между административным и гражданским производством.

До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке - согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности - например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

Сложный выбор

Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы Айнур Ялилов. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер АБ Юрий Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, - здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, - приводит примеры Пустовит. - Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».

По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат Михаил Гусев.

Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.

Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского - значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.

Нельзя спорить бесконечно

Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке - получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17 . В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.

Как определить подведомственность спора

Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер - то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок - ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ - ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда

  • Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).
  • Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).
  • Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).
  • ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).
  • Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).

Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда

  • Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).
  • Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).
  • Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).

Разрушить процессуальный барьер

Если истец ошибся и подал неправильное заявление - это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.

Подобный подход применила административная коллегия Верховного суда в одном из недавних споров, где истица заявила в административном иске сразу несколько требований к Министерству социальной политики Красноярского края. Суд принял часть требований, а другую часть отклонил, потому что их надо рассматривать в другом - гражданском - судопроизводстве. Вместо этого их надо было самостоятельно принять и разрешить по правилам ГПК, указал ВС. Это согласуется с постановлением КС № 28-П от 11 ноября 2014 года, где говорится о том, что правосудие должно быть процессуально эффективным, без неоправданных задержек при рассмотрении дел, уточняется в определении № 53-КГ17-8 .

Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27 :

Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.

*Имя и фамилия изменены редакцией.

По правилам Кодекса административного судопроизводства РФ рассматривают дела по оспариванию кадастровой стоимости, решений и действий госорганов, нормативных правовых актов и т. д. В 2019 году вступят в силу нормы, которые связаны с судебной реформой, а также иные изменения.

В чем особенности КАС

С 15 сентября 2015 года в Российской Федерации действует особый процессуальный кодекс об административном производстве. Делами, которые рассматривают по правилам этого кодекса, занимаются суды общей юрисдикции.

42 полезных документа для юриста компании

В рамках Кодекса административного судопроизводства () рассматривают споры из административных и других публичных правоотношений о действиях органов власти РФ различных уровней и их должностных лиц. Одним участником спора является орган с публичными полномочиями либо его должностное лицо, другим – компания или гражданин. В частности, по правилам кодекса ведут дела:

  1. О защите прав и законных интересов физических и юридических лиц (гл. 21 – 26 КАС РФ). В том числе о пересмотре кадастровой стоимости, об оспаривании нормативных актов, решений госорганов или органов местного самоуправления.
  2. В связи с судебным контролем законности и обоснованности государственных или иных публичных полномочий (гл. 27 – 32 КАС РФ). Например, по поводу взыскания с граждан обязательных платежей, наложения на них санкций (гл. 32 КАС РФ).

Данный административный процессуальный кодекс не применяют к делам:

  • из публичных правоотношений, которые находятся в ведении арбитражных судов (раздел III АПК РФ);
  • о правонарушениях, в отношении которых действует КоАП РФ;
  • об обращении взыскания на средства из бюджета государства (ч. 5 ст. 1 КАС РФ).

В кодексе об административном судопроизводстве закрепили, что представителем в суде может быть только дипломированный юрист, это правило есть и в действующей редакции (ч. 1 ст. 55 КАС РФ). Наличие образования нужно подтвердить. Поэтому в комплект документов к иску входят оригинал и копия диплома представителя (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). При этом есть исключения. Без высшего юридического образования в процессе может участвовать:

  • руководитель компании, который выполняет функции единоличного исполнительного органа;
  • законный представитель гражданина с ограниченной дееспособностью или недееспособного, а также лица в возрасте до 18 лет;
  • глава госоргана или органа местного самоуправления (п. 19 );
  • представитель, который состоит в группе лиц, в интересах которой ведет спор (п. 16 постановления № 36).

Для самостоятельной защиты (без представителя) высшее профильное образование по общему правилу не требуется. Но есть исключение для дел, которые касаются оспаривания нормативных актов и которые будут рассматривать в областных и равных им судах либо в ВС РФ. Граждане могут лично вести такие дела, только если у них есть высшее юридическое. Иначе им понадобится дипломированный юрист-представитель (ч. 9 ст. 208 КАС РФ).

Какие правила процессуального кодекса учесть, если предстоит административный спор по КАС РФ

Если в 2019 году вам предстоит процесс в РФ по правилам административного процессуального кодекса, обратите внимание на ряд особенностей:

  1. В доверенности от компании нужна печать (ч. 6 ст. 57 КАС РФ).
  2. Оппоненты вправе подписать соглашение по обстоятельствам дела (ст. 65 КАС РФ).
  3. У председателя суда есть полномочия ускорить рассмотрение по своей инициативе (ч. 6 ст. 10 КАС РФ).
  4. Можно ходатайствовать о неотложном рассмотрении и разрешении спора (ч. 4 ст. 135 КАС РФ).
  5. Суд вправе обязать участников явиться на заседание (ст. 121 КАС РФ).
  6. Кодекс допускает подачу коллективных исков по административным спорам (ст. 42 КАС РФ).
  7. Действует аналог обеспечительных мер – меры предварительной защиты (гл. 7 КАС РФ). Суд вправе применить их только после возбуждения дела (абз. 7 п. 27 постановления № 36).
  8. Если суд известил о рассмотрении административного спора по электронной почте, считается, что получатель письма ознакомился с ним в тот же день. Это лишает участника возможности заявить, что сообщения не было или его прочли позже.
  9. По некоторым категориям дел действуют специальные сроки подачи иска .

Какие изменения содержит действующая в 2019 году редакция Кодекса административного судопроизводства РФ

Поправки, которые появятся в кодексе в 2019 году, вводятся согласно двум законам:

  1. . Дата, когда поправки вступят в силу, зависит от хода судебной реформы.
  2. . Эти изменения начнут действовать с 1 сентября 2019 года.

28.11.2018 приняли закон № 451-ФЗ, он касается изменений в процессуальные кодексы. В том числе заработают новые нормы в КАС (ст. 20 закона № 451-ФЗ). В частности, законодатель определил:

  1. Правила перехода к рассмотрению дела в рамках ГПК РФ (п. 4 ст. 20 закона № 451-ФЗ). В первую очередь, для использования ГПК установили более высокий приоритет по сравнению с КАС, если дела нельзя разделить.
  2. Обязанность суда общей юрисдикции передать спор в надлежащий арбитражный суд, если выяснилось, что вопрос относится к компетенции арбитражного суда (подп. «в» п. 11 ст. 20 закона № 451-ФЗ).
  3. Механизмы приостановления и продления процессуальных сроков (п. 29 и 30 ст. закона № 451-ФЗ).
  4. Способы разрешения вопросов о расходах на процесс (п. 35 закона № 451-ФЗ).
  5. Порядок рассмотрения дел о признании информации из сети «Интернет» относящейся к запрещенной для распространения на территории страны, а также дел о признании информации экстремистской (п. 78 и 79 закона № 451-ФЗ).

Поправки, которые касаются начала работы новых апелляционных и кассационных судов, внесли во многие статьи КАС.

Закон № 265-ФЗ ввел отдельную статью о помощнике судьи и поправки, которые связаны с этим изменением (ст. 3 закона № 265-ФЗ).

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Законодательство России в отношении административных правонарушений (АП) имеет прочную юридическую базу: комплекс правовых актов, нашедших отражение в КАС РФ. Настоящий государственный закон регламентирует основные положения административного судопроизводства, устанавливает порядок (правила) согласно которым протекает судебный процесс по соответствующим делам. Если уголовное правонарушение предполагает жесткие меры наказания в виде заключения под стражу, то дело об АП закончится взысканием штрафа.

Кодекс административного судопроизводства РФ 2018 с комментариями

Удобно находить и читать текст данного правового акта онлайн, где представлена последняя редакция, даны комментарии, пояснения, отзывы (например, сервис «Консультант плюс»). После того, как КАС вступил в законную силу, найти и скачать его текст могут все заинтересованные пользователи.

Что такое?

КАС – это не просто правовой акт, но и гарант защиты прав общественности, своевременного разрешения административных дел. Каждый адвокат, юрист должны знать этот федеральный закон, чтобы компетентно разрешать правовые конфликты.

Ст. 292 КАС подробно освящает порядок упрощенного (письменного) судопроизводства по АП без устного слушания дела, когда судья единолично принимает решение. Если требуются дополнительные устные показания ответчика, ему предоставляется возможность выразить несогласие с упрощенным порядком рассмотрения.

Информация

Кодекс разработан таким образом, чтобы информация о судебном правосудии была доступна, понятна рядовым гражданам. Документ разделен на девять разделов, включающих 365 статей. Знакомство с КАС – это своего рода защита законных прав участников судебного процесса по АП. Отдельная глава отведена порядку рассмотрения, подачи апелляционных жалоб.

Статья 4 закрепляет право обращаться к суду с исковым заявлением, если имело место нарушение интересов, свобод гражданина касаемо АП. Оговорен срок, в течение которого суд может принимать заявления. Например, подавать заявление о восстановлении на рабочем месте необходимо не позднее месяца со дня уведомления об увольнении.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Полный текст Кодекса с актуальными изменениями и дополнениями предлагают бесплатно скачать юридические интернет порталы. Сайт Википедия также представляет этот законодательный акт, где рассмотрены все статьи.

Задачи КАС (ст.3):

  1. обеспечить доступность правосудия;
  2. предупреждать нарушения законодательства;
  3. защитить права, интересы граждан;
  4. укрепить законность.

Вступление в силу

ФЗ, на основании которого КАС РФ принят (введен) в действие датируется февралем 2017 г. Начал действовать данный документ позже – сентябрь 2017г. Внесение поправок проводилось несколько раз на протяжении года: март-май-январь.

Редакция с изменениями и дополнениями

Новое дополнение коснулось оплаты штрафов ГИБДД, курения в общественных местах и пр. Настоящее положение:

  1. Дает право родителю, чей ребенок подвергся негативному воздействию табачного дыма, требовать взыскания штрафа с нерадивого курильщика.
  2. Позволяет автомобилисту, нарушившему ПДД, сэкономить половину от суммы штрафа, если оплата наступит не позже 20 дней от выписки постановления.

Кодекс административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2018 года

Новый КАС нацелен ускорить судебный процесс, например, когда отдельный процессуальный материал суд (районный, городской, арбитражный) будет принимать в электронном виде. Планируется сократить сроки обращения; отдельные категории граждан будут освобождены от возмещения судебных издержек.

Законная сила придается внесенным дополнениям путем издания соответствующего ФЗ. Юридический документ должен содержать лишь релевантную информацию, будь то решение о введении новой редакции, исполнительный лист, непосредственно текст ФЗ.

Текст содержание

Введение Кодекса способствовало тому, что система административного производства стала более «прозрачной» и обоснованной с точки зрения законодательства. Каждая статья (часть) КоАПрассматривает нюансы производства с полным описанием всех определений, трактовкой мер ответственности.

В 2015 году нормы судопроизводства были выделены в отдельный Кодекс. В середине 2019 года были внесены определенные поправки. Какие правила действуют при административном судопроизводстве? Какие основные стадии производства определил Кодекс? Кто может быть его участником? Для чего нужен представитель?

Основные понятия КАС

Кодекс является регулятором спора касательно административного вопроса. Судами общей юрисдикции, Верховным Судом, мировыми судьями принимается порядок защиты права физического и юридического лица, описанный нормами КАС. Устав производит контроль правоотношений и законность действия обязанностей.

При судах общей юрисдикции производятся следующие процедуры:

  • оспариваются нормы права;
  • осуществляется обжалование деятельности муниципальных органов, должностного и государственного лица;
  • опротестовывается деятельность некоммерческих организаций, которые имеют перечень публичных полномочий;
  • опротестовываются действия судейского коллегиального органа и результаты экзаменов на место судьи;
  • защищаются права избирателя;
  • присуждается штраф за несоблюдение привилегии судопроизводства, исполнение постановления за установленные сроки в судах общей юрисдикции;
  • прекращаются действия общественных организаций, религиозных объединений, партийных отделов или партий;
  • изымаются данные об организациях из госреестра;
  • осуществляется остановка деятельности информативного агентства;
  • взыскиваются финансы с физического лица для штрафных выплат;
  • производится помещение иностранцев, которые должны быть депортированы из РФ, в специализированные отделения и учреждения;
  • принимается решение о продлении периода пребывания на территории РФ иностранцев, подлежащих выдворению из России;
  • принимается решение про установление, продление или досрочное прекращение надзора или надзорного ограничения;
  • выносится резолюция о необходимости прохождения гражданином лечения при специализированных психиатрических или противотуберкулезных учреждениях;
  • назначается обязательное медицинское вмешательство, когда родители или опекуны ребенка не согласны его лечить, что несет опасность для жизни.

Осуществление судопроизводства в судах общей юрисдикции определено Конституцией РФ, Кодексе и других законодательных актах.

Кодекс уступает по своей силе международным договорам, т. е. их правила первостепенны. Административное судопроизводство при различных судебных инстанциях имеет свои характерные особенности рассмотрения. Если конкретного указания по отдельным вопросам не существует, судья принимает во внимание аналогичные законы.

Перечень задач и принципов из Кодекса

Кодекс об административном судопроизводстве содержит основной перечень задач, а именно:

  • административное судебное производство призвано обеспечить доступность к правосудию при различных правоотношениях;
  • с его помощью следует проводить защиту нарушенных законных интересов, свобод, прав россиян, организаций в различных правоотношениях;
  • Кодекс обязывает своевременно и верно анализировать доказательную базу и выносить вердикт по спорам;
  • сборник законов об административном судебном разбирательстве определяет необходимость предупреждения несоблюдения правоотношений.

Кроме задач Кодекс РФ об административном судопроизводстве определил перечень принципов:

  • каждый судья независим;
  • независимо от категории заявителя он в равных долях рассчитывает на равноправие в правоотношениях и при обращении к судебным инстанциям;
  • при ведении дела следует соблюдать принципы справедливости и законности;
  • каждое судебное производство имеет конкретные стадии, его следует рассмотреть за указанный период;
  • необходимо соблюдать в обязательном порядке время исполнения резолюции суда;
  • принципы открытости, гласности судебного производства также важно соблюсти, равно как и правило непосредственности судебного спора;
  • при разборе дела важно применять принципы равноправия лиц, принимающих участие на слушании, и их права состязаться.

Принципы и задачи не претерпели значительных поправок в новой редакции КАС.

Право обращения в суд

Кодекс в новой редакции от 2019 года обозначил возможность любого заинтересованного гражданина или организации обращаться к судебным инстанциям общей юрисдикции, чтобы защитить или оспорить нарушенные интересы, свободы и права. При незаконном принуждении к некоторым обязанностям граждан или организаций можно рассчитывать на рассмотрение иска. Кодекс РФ 2019 года и перечень других федеральных законов позволяет обращаться к судебному органу, чтобы защитить права иных субъектов.

Никто не может заставлять физические или юридические лица забирать заявление в суд. Каждое судебное производство имеет поэтапность обращения граждан и рассмотрения дела. Некоторые категории судопроизводств должны пройти через досудебное урегулирование. Пропуск этапа незаконен. Судья не примет обращение к вниманию.

В Кодексе определена возможность для иностранцев, апатридов, иностранных юридических организаций через суды общей юрисдикции защищать свои интересы в области административных правоотношений. Данные лица обязаны выполнять описанные Кодексом процессуальные требования и могут пользоваться процессуальным правом. Если иностранные суды установили ограничения по отношению к российским физическим или юридическим лицам, правительство РФ может выполнить встречные ограничения для граждан тех стран.

Кто может быть участником судопроизводства

Кодекс про административное судопроизводство определил стороны производства вне зависимости от того, на какой стадии находится производство. Законодательство РФ разделяет стороны на категории.

Физлица и организации, участвующие на судебном слушании, могут использовать набор процессуальных прав, выполнить ряд обязанностей, приводящих к желаемому итогу.

Возможность принятия в участники в разбирательствах принадлежит следующим субъектам:

  • истцу;
  • ответчику;
  • субъекту, участвующему в споре, выдвигающему свой перечень требований для дополнения к первоначальным требованиям;
  • субъекту, принимающему участие в роли представителя иного лица по соглашению или согласно законодательству;
  • организации, выступающей в роли представителя, с учетом данных ему законодательством прав для защиты интересов иных субъектов.

С учетом направления интересов субъектов, принимающих участие на слушании касательно административных вопросов, определяются категории:

  • материально-правовые требования выдвигают стороны;
  • процессуально-правовые требования выдвигают физлица и юрлица, выступающие в роли представителя стороны разбирательства или третьих субъектов.

Список обязанностей по вынесенным резолюциям должен соблюдаться истцом и ответчиком, третьими лицами.

Участие принимают в административном судопроизводстве не все субъекты. Кто имеет такую возможность? Согласно КАС РФ редакции 2019 право принадлежит следующим субъектам:

  • дееспособным лицам по достижении 18 лет;
  • подросткам 16-18 лет и ограниченным в дееспособности лицам в некоторых судебных спорах;
  • представителям несовершеннолетних граждан, определенным законодательством;
  • госорганам, избиркомам, религиозным и иным некоммерческим организациям;
  • общественной и религиозной организации, не имеющей статус юрлица (по части споров);
  • недееспособным совершеннолетним гражданам, привлекающим представителя к защите их прав при судебных разбирательствах.

Нормативные правила Кодекса - не главные для иностранцев. Перечень обязанностей и прав в административных правоотношениях определены законодательством их стран. Если человек бипатрид, он обязан следовать правилам ведения производства той страны, где он постоянно проживает (РФ, другого государства). Когда субъект владеет иным паспортом, но проживает в РФ, он принимает участие в разбирательстве по судопроизводству согласно российскому КАС. Иностранные юридические субъекты подчиняются процессуальным правилам страны, где проходила их регистрация. Их право на участие в разбирательстве по административному вопросу регулируется международным договором.

Иностранные физические субъекты и организации, не владеющие процессуальной возможностью на судебное участие, согласно российским законам, могут его получить.

Равноправие участников



Все административные споры обязаны производиться, учитывая право сторон состязаться. Стороны обладают равными правами. Судья обязан руководить производством, напомнить сторонам о праве и обязанности. При выполнении участниками производства определенного процессуального действия, отказе от него судья обязан предупреждать стороны о вероятном последствии. Судья обязан посодействовать в определении обстоятельств по спору, истребовании доказательных материалов оппонентами.

Стороны имеют право на следующие процессуальные действия:

  • получать данные про время, место рассмотрения спора;
  • быть осведомленным в этапах разбирательства и постановлениях судьи на заявленные ходатайства;
  • передавать полученную доказательную базу;
  • истребовать доказательства путем подачи ходатайства;
  • представлять пояснения, возражать оппонентам;
  • составлять перечень вопросов для экспертов, свидетелей, переводчиков;
  • ходатайствовать о необходимости проведения некоторых процессуальных действий;
  • возражать против подачи ходатайств оппонентами;
  • знакомиться с доказательной базой, протоколом, брать копии с необходимых материалов по ходатайству;
  • подавать апелляцию на постановление судебной инстанции.

Судья не вправе ограничивать процессуальные действия участников процесса, если они не нарушают порядок, установленный Кодексом. Стороны обязаны представлять доказательства. Данная процессуальная процедура не является обязанностью судьи.

Права представителей

КАС определяет обязанности по призыву представителя на процесс. Право его привлечения есть у истца, ответчика и третьих лиц. Представляющий интересы одной из сторон действует от его имени. Если сторона - дееспособный гражданин, он вправе брать участие в разбирательстве наравне с представителями.

Присутствие представителя в спорах, где одна из сторон - недееспособный или несовершеннолетний, обязательное условие. Список субъектов обозначен Кодексом. Он состоит из:

  • родителей;
  • опекунов;
  • усыновителей;
  • попечителей;
  • представителей учреждения, где пребывает ребенок, недееспособный субъект;
  • иных лиц.

Эти лица могут привлекаться при условии неполной дееспособности одной из сторон. Право представления учреждения или организации имеет его руководитель, а также другой субъект. В роли представителя может выступать орган, которому это позволяется законом.

Когда у стороны процесса отсутствует представитель, он не вправе принять участие, назначают иного. Происходит назначение представителя через сотрудников органов опеки и попечительства. Инициатором назначения выступает судья.

Право представления интересов иных субъектов в судах не дается секретарям заседаний, свидетелям, экспертам, переводчикам. Когда судьи, следователи или прокуроры представляют определенные органы, это представительство разрешено Кодексом.

Лицо, представляющее интересы участника производства, совершает процессуальные действия, позволенные доверителям.

Представители по договору могут совершать следующее процессуальное действие:

  • отказываться от иска;
  • признавать иск;
  • вносить изменения в ранее представленный иск;
  • составлять мировое соглашение, т. е. подписывать примирительный договор;
  • передавать полномочия;
  • обжаловать резолюцию.

Обязательное условие - обозначение широты полномочий представителя от участника судебного производства.

Административные разбирательства



Административное судопроизводство имеет стадии, указанные в КАС. На каждом этапе процессуальные действия должны быть оформлены документально. Выполнение процессуальных действий предыдущего этапа становится обязательной предпосылкой следующей стадии.

Судебное производство состоит из таких этапов:

  • возбуждения производства;
  • рассмотрения производства по административному спору;
  • принятия вердикта;
  • стадии исполнения;
  • пересмотра вынесенного вердикта.

На стадии возбуждения производств в судах инициаторами готовится документация. Главным документом становится заявление от гражданина. Когда случай касается административного правонарушения, таким документом становится протокол. На данной стадии разрешается вопрос по возбуждению дела, определяются участники.

При разборе производства слушаются и принимаются во внимание представленные материалы и обстоятельства происшествия, спора. На этой стадии участвует большинство приобщенных участников. Решение принимается в судах на протяжении установленного законом срока. Вердикт должен быть оформлен соответственно с законодательством.

На следующей стадии производится исполнение вердикта. Это может быть реализация обязанности организацией, оформление правомочия или установление меры пресечения.

Этот этап не является обязательным, его называют факультативным. Он возникает вследствие подачи соответствующих документов. Обжалование производится одной из сторон при наличии права на это.

Процессуальные сроки по КАС

Проведение процессуальных действий должно вложиться в установленные сроки. Иногда процессуальный срок устанавливается судом. Его определяют периодом или конкретной датой. Период начинает исчисляться со следующего после вынесения вердикта или другого события дня. Окончание процессуального периода происходит в конкретную дату или последнее число установленного года (месяца, часа).

Период производства действий по общей практике прекращается в момент окончания рабочего дня. Исчисление последнего дня срока других процессуальных действий производится только до полуночи. Если документы были переданы в срок, но произошла задержка в работе почтовой связи, нарушения нет. Иначе срок считается пропущенным. Это запрещено в отсутствие уважительных причин.

Если период пропущен, происходит аннулирование возможности на процессуальные действия. Субъекты вправе обращаться с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Если судья посчитает указанные причины незначительными, он откажется удовлетворить ходатайство. При отсутствии прошения, срок не восстановят. Уважительность причин должна быть подтверждена документально. Заявитель ходатайства совершает требуемое действие вместе с подачей ходатайства. Резолюцию суда можно обжаловать. Обжалование судебного вердикта производится на протяжении первых десяти дней.

Внесение поправок

Внедрение Кодекса произошло в 2015 году. Однако с 2019 были внесены некоторые изменения. Редакция 2019 года содержит новую главу, которая оговаривает необходимость привлечения представителя к производствам, где защищаются интересы граждан до 18 лет или недееспособных совершеннолетних лиц, если их законные представители отказываются воспользоваться медицинской помощью. Медицинское учреждение наделяется правом обращаться к судебной инстанции с исковым заявлением. Порядок обращения определен редакцией КАС 2019 года.

Медучреждение должно обратиться к территориальному судебному органу. КАС 2019 года определяет срок рассмотрения такого заявления. Производство по нему должно быть рассмотрено за пятидневный период с момента регистрации документа. Если речь идет о сложном случае, например, необходимости экстренного медицинского вмешательства, судебное решение принимается за этот же день. Суд может проходить при закрытых дверях, что определено статьей 11 КАС по редакции 2019 года.

Согласно поправкам вердикт нужно изготовить на протяжении дня его вынесения. Положительное решение дает полное право сотрудникам медицинской организации производить действия по экстренному вмешательству для спасения недееспособного или несовершеннолетнего гражданина. Судья может обозначить срочность исполнения вердикта. Редакцией 2019 года определена обязанность присутствия прокурора на таком производстве.

Если возникают вопросы касательно новых правил участия в судебном производстве по административному спору, следует заранее проконсультироваться с квалифицированным юристом.