Является ли почетный консул государственным служащим. Метка ‘почетный консул’. Глава IV. Общие положения

02/15

Спецпредложения

  • Элитное шале в Южных Альпах Франции, Вальберг Предлагаем купить или арендовать элитное шале в Южных Альпах Франции на лыжном курорте Вальберг.
  • Продается компания работающая в направлении управления финансовыми активами в Швейцарии. Любой, кто хочет купить готовый бизнес в Швейцарии имеет возможность почувствовать себя в роли партнера, приобретя часть акций, либо стать обладателем 100 % стоимостью в 5 миллионов франков. Предложение стоящее и заслуживает внимания.
  • Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб Франция Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб, который считается жемчужиной Лазурного берега Франции.
  • Подбор доходного объекта для бизнеса за рубежом Мы поможем подобрать Вам желаемый вид бизнеса, действующую фирму, объект жилой или коммерческой недвижимости, предприятие или банк - за рубежом и предоставим полный пакет сопутствующих услуг.
  • Бизнес иммиграция - бюджетные варианты Владение бизнесом в Европе не означает предоставление автоматического вида на жительство, но является главным фактором и предпосылкой к его получению.
  • Вид на жительство в Европе | Евросоюзе Вид на жительство в странах Евросоюза, Швейцарии - высокий уровень жизни и бизнеса без ограничений
  • Гражданство Мальты - ЕС Правительство Мальты предлагает новую легальную возможность получить паспорт ЕС. Гражданство Мальты можно получить по Мальтийской Программе Индивидуального Инвестора, которая работает с начала 2014 года.
  • Аренда вилл на курортах Европы Аренда вилл в Европе, на море Выбор и критерии Ваши, комфортная организация отдыха - наша!
  • Cтать хозяином 30 автозаправочных станций в Швейцарии Можно стать хозяином 31 автозаправочной станции. 2 партнерские компании решили продать свой общий бизнес+ стены. Это предприятие существует с далекого 1948 г.
  • Новый дом в Португалии Только построенная вилла - готова к заселению. Стоимость: 270 000 евро
  • Новые квартиры в Барселоне с видом на море Новые квартиры в элитном комплексе Барселоны с панорамным видом нат море. Площадь: от 69 кв. м. до 153 кв. м. Стоимость: от 485 000 евро.
  • ВНЖ, бизнес, инвестиции в Австрию, Швейцарию, Германию. Экономический потенциал Австрии, Швейцарии и Германии можно смело назвать опорой всей экономики Европы.
  • Лазурный Берег как на ладони: продажа пентхауса, Франция, Антиб Пентахус с панорамным видом, Франция, Антиб
  • Красивые дома и виллы в Швейцарии Выгодные приобретения от CHF 600.000
  • Уникальный проект в Швейцарии - возрождение термальных источников Предлагается принять участие в проекте, который входит в число 30-ти проектов, имеющих национальное значение и получающих государственную поддержку. Цель проекта - строительство нового оздоровительного комплекса, состоящего из отеля на 174 номеров на территории с природными термальными источниками.
  • Отель в долине близ озера (Австрия) Гостиница в прекрасной долине в Австрии с рестораном, входит в 5-ку лучших отелей страны с участком земли. Цена: 3 000 000 евро
  • Итальянская Ривьера от застройщика Комфортабельная резиденция с видом на море в г. Бордигера, регион Империя, в 13 км от Сан-Ремо, 4 км от границы с Францией и 31км от Монте Карло
  • Квартиры в Монако Вы хотите снять, купить в Монако недорогую (по этим меркам) квартиру? Мы Вам поможем в этом!
  • Вилла в Монако (Монте-Карло) на продажу Вилла в 5 минутах от Казино в Монте-Карло на продажу
  • Коммерческая недвижимость в Германии за 70% от рыночной стоимости Отличное предложение для инвесторов - дома в Германии от банков за 60-70% их рыночной стоимости!
  • Квартира в центральной части Ниццы Продается квартира в центральной части Ниццы, рядом с православным Русским Собором.
  • Отель в Бриссаго (Швейцария) Продажа 3-звездочного отеля в Швейцарии
  • Доходный бизнес в Швейцарии: Автозаправка в Лозанне! Отлаженный бизнес с постоянным доходом: АЗС, станция техобслуживания и магазин на высокопроездном месте.
  • Коммерческая недвижимость в Германии с 7.5% доходности в год. Инвест - пакет коммерческой недвижимости в Германии от немецкого банка DKB.
  • Пиццерия-кафе в Дюссельдорфе Новая пиццерия на оживленной улице в деловом центре Цена 100 000 евро
  • Прекрасное новое шале с потрясающим панорамным видом на Швейцарские Альпы Прекрасное новое шале с потрясающим панорамным видом на Швейцарские Альпы.
  • Виажер Фонд – гарантированная доходность и легализация во Франции. Виажер (пожизненная рента) - высокорентабельный бизнес на Лазурном берегу Франции.

Идентификатор: 115468

В современном международном праве наиболее известными являются четыре многосторонние консульские конвенции. Но универсальный характер имеет лишь Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Кроме этой универсальной конвенции значительную роль играют конвенции и договоры по консульским вопросам, заключенные на двусторонней основе. В Российской Федерации действуют правовые нормы, уточняющие отдельные положения Венской конвенции 1963 года. Людям, серьезно интересующимся оформлением почетного консульства, рекомендую приобрести и прочитать следующие нормативные акты:

  1. Консульский устав 1976 года;
  2. Положение о консульском учреждении Российской Федерации от 5 ноября 1998, утвержденное Президентом РФ;
  3. Положение о почетном консуле Российской Федерации от 13 октября 1998 года, утвержденное Президентом РФ.

Различают два вида штатных консульских учреждений:

  • Консульские отделы дипломатических представительств
  • Самостоятельные (отдельные от дипломатического представительства) консульские учреждения.

Кроме вышеупомянутых вариантов, государства могут осуществлять консульские сношения через так называемых почетных консулов. Это нештатные консулы, которые за выполнение консульских функций жалованья не получают. Практика показывает, что затраты на открытие почетного консульства стоят того, чтобы их понести. Кратко перечислим основные иммунитеты и привилегии, которыми наделены консульские учреждения и члены их персонала.

Какие преимущества дает почетное консульство и дипломатический паспорт?

  1. Неприкосновенность личности. "Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений". (Статья 41 Венской конвенции 1963).
  2. Дипломатический паспорт и свобода безвизового передвижения по всему миру. Следует иметь в виду, что Российская Федерация не признает двойного гражданства, поэтому при возникновении проблем с российскими властями наличие второго гражданства и второго паспорта другого государства будет игнорироваться, то есть российские власти на своей территории будут рассматривать вас только как гражданина РФ. Если ваш второй паспорт - дипломатический, то вас обязаны выпустить из страны, поскольку официально считается, что вы работаете на иностранное правительство. Российские власти не имеют права производить задержание иностранных дипломатов и консулов. Задержание иностранного правительственного служащего является нарушением норм международного права.
  3. Право беспошлинно ввезти в страну и оформить на консульство три автомобиля. Право иметь красные дипломатические номера автомобилей и парковать автомобиль там, где угодно.
  4. Освобождение консульских помещений "от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин" (Статья 32 Венской конвенции 1963). Почетный консул может ставить визы лицам, направляющимся в представляемое государство, и получать в качестве дохода консульские сборы (Статья 39 Венской конвенции 1963). Почетное консульство может совершать нотариальные действия, выполнять функции органов ЗАГС. Существует возможность открыть магазин tax free при консульстве.
  5. "Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных". (Статья 49 Венской конвенции 1963).
  6. Возможность проводить культурные, спортивные и другие мероприятия, причем полученный от данных мероприятий доход не облагается налогами.
  7. Возможность через определенный срок пребывания в должности почетного консула получить должность генерального почетного консула (как правило, при продлении полномочий на второй или третий срок). Впоследствии есть возможность получить второе гражданство и второй паспорт за особые заслуги перед государством.
  8. Почетное консульство открывает очень большие возможности. К примеру, эти возможности могут открывать доступ к экспортным ресурсам страны, которую вы представляете, и к её экспортным квотам. В соответствии с дипломатической практикой должность почетного консула является неоплачиваемой, но, тем не менее, может принести значительные прибыли. В ряде случаев почетное консульство может приравниваться к полноценному дипломатическому учреждению. При этом очень важным достоинством почетного консульства является право на беспошлинный ввоз товаров.
  9. Дипломатический паспорт позволяет перемещать через границы любые количества наличных дензнаков, не внося их в таможенную декларацию, не объясняя происхождение денег. Багаж почетного консула освобождается от таможенного досмотра
  10. Статус почетного консула дает массу других льгот и преимуществ. Например, статус почетного консула позволяет получать "бонусы" за подписание разного рода рекомендательных писем и, наконец, заводить множество полезных знакомств в деловых кругах и высших эшелонах власти.

Правовой статус почетных консулов
Глава III Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. устанавливает правовой режим почетных консульских должностных лиц и консульских учреждений, возглавляемых такими должностными лицами. Данный вопрос вызвал широкий обмен мнениями на Венской конференции по консульским сношениям 1963 г. В результате ст. 68 конвенции зафиксировала положение о том, что каждое государство может свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц.

Что касается привилегий и иммунитетов, то они должны предоставляться почетным консулам в рамках осуществления ими своих консульских функций. При этом почетным консулом может быть назначен не только гражданин государства отправления, но и гражданин государства пребывания или третьего государства, с согласия государства пребывания. При назначении нештатных (почетных) консулов круг его полномочий определяется государством назначения по согласованию с государством пребывания, что дает возможность наделить почетного консула только определенными функциями (например, развитие экономических и культурных связей). На почетных консулов не распространяется запрет на занятие какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью.

В настоящее время при назначении почетных консулов законодательство ряда стран отдает предпочтение гражданам своего государства, живущим за границей. При отсутствии таковых на этот пост может быть назначен местный житель государства пребывания. Это отражено в законодательстве Франции, Бельгии, Дании, Греции, Уругвая и ряда других стран. Это связано с тем, что функции консула принимают политический характер, поскольку их осуществление происходит от имени представляемого государства. Почетный консул находится под контролем как дипломатического представительства, так и штатного консульства государства пребывания. Ст. 66 Венской Конвенции устанавливает, что почетное консульское должностное лицо не освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и зарплату, которые оно получает от представляемого государства за выполнение консульских функций. Дипломатические и политические функции почетным консулам государства обязуются не поручать. Основными функциями нештатных (почетных) консулов, как правило, являются торговое посредничество и содействие продвижению экспортной продукции представляемого государства на местные рынки.

По заказу от клиента, желающего открыть почетное консульство, и, соответственно, получить дипломатический паспорт, мы готовы рассмотреть возможность оформления статуса почетного консула в различных государствах Африки, Латинской Америки, Европы. Разумеется, если это ни Луна, и ни Марс, ни Соединенные Штаты Америки и не Созвездие Орион.

Возможна работа по странам: Южно-Африканская Республика (Африка), Республика Танзания (Африка), Сенегал (Африка), Королевство Свазиленд (Африка), Республика Бразилия (Латинская Америка), Республика Чили (Латинская Америка), Республика Панама (Латинская Америка), Соединенные Штаты Мексики (Латинская Америка), Республика Польша (Европа), Республика Словакия (Европа), Республика Болгария (Европа), Китай (Азия), Монголия (Азия). А также возможна работа по индивидуальным заказам.

Как начать оформление?
Для начала процедуры оформления почетного консульства необходимо предоставить "правильно и в нужном ключе" написанную краткую автобиографию. Правильно составленная автобиография должна показать респектабельность и серьезность намерений. После рассмотрения автобиографии принимается предварительное решение.

Правительство страны при рассмотрении заявок на почетное консульство рассматривает документы обратившегося человека, состоятельность, происхождение средств, состав семьи, принимает во внимание его возможности и связи. Также принимается во внимание участие человека в благотворительных акциях, если это имело место. Рассматривается, достоин ли данный кандидат того, чтобы представлять государство, сможет ли он внести вклад в развитие межгосударственных и культурных связей. Человека проверяют по Интерполу, проверяют представленную справку об отсутствии судимости. На основании всех этих сведений принимается решение.

Срок оформления и необходимые документы:

Срок оформления почетного консульства - порядка 10-12 месяцев. Оплата наших услуг производится по договору в три этапа - 1/3 при подписании договора и 1/3 по факту оформления почетного консульства, то есть по факту получения экзекватуры (полномочий) и дипломатического паспорта, 1/3 - при получении аккредитации на какой-либо консульский округ (одобрение МИДом РФ).

Претендент должен представить следующие документы:

  1. Автобиографию, изложенную в свободной форме.
  2. Копию загранпаспорта и внутреннего паспорта.
  3. Заверенную нотариусом копию свидетельства о рождении.
  4. Справку об отсутствии судимости.
  5. Документ об образовании (диплом).
  6. Фотографии установленного образца.
  7. Результаты осмотра терапевтом и психиатром.
  8. Две-три положительных характеристики (например, адвоката, врача, бизнес-партнера)
  9. По отдельным странам могут потребоваться дополнительные документы, не перечисленные в этом списке

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПОЧЕТНЫЙ КОНСУЛ" в других словарях:

    Консул - все активные промокоды на скидку Консул в категории Часы, ювелирные изделия и бижутерия

    ПОЧЕТНЫЙ КОНСУЛ - НЕШТАТНЫЙ КОНСУЛ … Юридическая энциклопедия

    КОНСУЛ ПОЧЕТНЫЙ - НЕШТАТНЫЙ КОНСУЛ … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    КОНСУЛ Юридическая энциклопедия

    консул нештатный - (почетный) лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. К.н. могут быть граждане представляемого государства, государства… … Большой юридический словарь

    - (см. НЕШТАТНЫЙ КОНСУЛ) …

    КОНСУЛ - (лат. Consul) термин консульского права, означающий должностное лицо, назначенное в качестве постоянного представителя в каком либо городе или районе другого государства для защиты юридических и экономических интересов своего государства и его… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    - (лат. consul) 1) должностное лицо государства, назначенное в какой либо район (округ) другого государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Консул - в Др. Риме высшая гос. должность, учрежд. в период установл. республики (согл. традиции кон. 6 в. до н.э.). К. избирались в кол ве 2 чел. на один год, первонач. только из патрициев. В 4 в. до н.э. добились доступа к консульской должности … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. К. н. могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или… … Юридический словарь

Книги

  • Грэм Грин. Избранное , Грэм Грин. В однотомник вошли наиболее значительные произведения выдающегося британского прозаика: "Сила и слава", "Путешествия с тетушкой", "Почетный консул" . В этих романах автор исследует острые…
  • Грэм Грин. Избранное , Грэм Грин. В однотомник вошли наиболее значительные произведения выдающегося британского прозаика: Сила и слава, Путешествия с тетушкой, Почетный консул. В этих романах автор исследует острые…

В последнее время все более и более востребованным становится институт почетного консульства. При этом как Российская Федерация назначает своих почетных консулов в иностранных государствах, так и принимает их у себя.

Данная статья посвящена применению института почетного консульства в том случае, когда Россия принимает такое лицо у себя.

Суть данного института: В соответствии с международными правовыми актами о консульских сношениях консульство одного государства открывается на территории другого государства для:

– защиты в нем интересов своей страны, ее юридических и физических лиц;

– содействия развитию экономических, научных, культурных и прочих дружественных связей между представляемым и принимающим государствами;

– получения и изучения информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания и сообщения ее назначившему его правительству.

Как правило, консульство возглавляет должностное лицо государства, которое его открывает и, как правило, это лицо является гражданином этого государства. Однако из этих правил исключением является почетное консульство. Почетный консул работает в большинстве случаев на общественных началах и при этом может не являться гражданином того государства, которое представляет, т.е. распространенным является случай, когда почетным консулом иностранного государства в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации.

Правовые акты, определяющие правой статус почетных консулов иностранного государства в РФ. Правовой статус почетных консулов иностранного государства в РФ определяется правовыми актами, которые можно разделить на три группы:

1. Международные правовые акты. Наибольшее значение в этой группе имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Также значение имеют двухсторонние международные консульские договоры (конвенции), которые заключила Российская Федерация.

2. Правовые акты принимающей стороны (России). При этом российское законодательство не содержит ни одного специального акта, который был бы посвящен данному вопросу (институту почетного консульства). Имеются лишь отдельные нормы в некоторых нормативных актах, которые опосредуют применение норм, содержащихся в международных правовых актах (Например, ст.3 УПК РФ, ст.11 УК РФ, ст.7 НК РФ и другие подобные нормы). Однако имеется Положение О почетном консуле Российской Федерации (утверждено Приказом МИД РФ от 13.10.1998), которое само по себе не регулирует правовое положение почетных консулов иностранных государств, однако может служить критерием для определения отношения официальных властей Российской Федерации к институту почетного консульства. Кроме того, для определения правового положения консульского учреждения, возглавляемого почетным консулом, может быть использован Указ Президиума ВС СССР от 23.05.1966 № 4961-VI «Об утверждении Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР».

3. Правовые акты представляемого государства.

Основные личные консульские привилегии и иммунитеты почетного консула в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года (ссылки на статьи конвенции):

1. Защита почетных консулов (ст. 64): Россия как государство пребывания обязана предоставлять почетному консулу такую защиту, какая может потребоваться в связи с занимаемым им официальным положением.

2. Личная неприкосновенность: почетный консул пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции Российской Федерации в том, что касается его служебной деятельности. Согласно ст. 43 почетный консул не подлежит юрисдикции судебных или административных органов России в отношении действий, совершаемых им при выполнении консульских функций, за исключением двух случаев:

1) когда к нему предъявляется гражданский иск, вытекающий из договора, заключенного консулом, по которому он прямо или косвенно не принял на себя обязательств в качестве агента представляемого государства;

2) когда к нему предъявляется гражданский иск третьей стороны (физического или юридического лица) за вред, причиненный несчастным случаем в России, вызванным транспортным средством.

Почетный консул не может быть подвергнут задержанию или аресту иначе, как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда.

3. Право на незамедлительное уведомление об аресте, предварительном заключении или судебном преследовании (ст. 42): в случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела российские власти незамедлительно уведомляют об этом почетного консула. Если почетный консул сам подвергается таким мерам, российские власти уведомляют об этом представляемое им государство через дипломатические каналы.

4. Особое положение консула при привлечении его к уголовной ответственности (ст. 63): если против почетного консула возбуждается уголовное дело, он должен явиться в компетентные органы. Однако при производстве дел ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и – за исключением случаев, когда он арестован или задержан, – должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций. Когда возникает необходимость задержать почетного консула, судебное преследование против него должно быть начато в возможно короткий срок.

5. Свобода сношений и контактов с гражданами представляемого государства (ст. 36): почетный консул может свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консулом представляемого государства и доступа к нему. Почетный консул имеет право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, для беседы с ним, а также имеет право переписки с ним и принимать меры к обеспечению ему юридического представительства. Он также имеет право посещать любого гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан в их округе во исполнение судебного решения.

6. Свобода сношений с органами государства пребывания (ст. 38): при выполнении своих функций почетный консул может обращаться:

1) в компетентные местные органы своего консульского округа;

2) в компетентные центральные государственные органы России в той степени, в какой это допускается существующими российскими законами, правилами и обычаями или соответствующими международными договорами России.

7. Налоговые привилегии (ст. 66): почетный консул освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и заработную плату, которые он получает от представляемого государства за выполнение консульских функций.

8. Освобождение от личных повинностей и обложений (ст. 67): Россия как государство пребывания обязана освобождать почетного консула от всех трудовых и государственных повинностей, а также от воинских повинностей (реквизиция, военная контрибуция и военный постой).

9. Привилегии на флаг и эмблему (ст. 29): почетный консул имеет право вывешивать флаг на своей резиденции и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на своих средствах передвижения. Определенными привилегиями и иммунитетами в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года наделяется также консульское учреждение, возглавляемое почетным консулом.

Определение объема полномочий и круга обязанностей конкретного почетного консула. Определение круга полномочий и круга обязанностей почетного консула иностранного государства должно осуществляться его национальными нормативными актами. В частности, такими актами должно быть определено:

– какие задачи стоят перед почетным консулом;

– порядок осуществления функций почетного консула;

– порядок функционирования возглавляемого им консульского учреждения.

Кроме того, государство, назначающее своего почетного консула, может индивидуальным актом ограничить объем его полномочий. Например, ограничить его только функциями развития деловых связей, не обременяя функциями, связанными с защитой интересов своих граждан (например, находящихся под следствием), связанных с совершением консульских актов (например, консульская легализация нотариального акта).

Также государство, назначающее почетного консула, определяет границы его консульского округа.

Маленький бонус почетным консулам: Поскольку транспортное средство почетного консула в соответствии с международной практикой рассматривается как территория консульского учреждения, то на него можно устанавливать флаг представляемого государства, а также предусматривается использование специальных регистрационных номеров (красный цвет, серия 900, специальная буквенная серия – См. Приказ МВД от 28.03.2002 № 282 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств»).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

Принципы международного права.

Консульства: понятие, функции. Институт почетного консула.

Основные принципы международного права

Принцип – это руководящая идея, основное правило поведения. Во внутригосударственном праве на базе принципов формируется законодательство, развивается правоприменительная практика. Органы законодательной и исполнительной власти, а также судебные органы руковод- ствуются ими в своей деятельности.

Не менее важна роль принципов и в международном праве, т.е. на принципы возлагается ещё более ответственная задача – выступать регу- лятором международных отношений в тех случаях, где в этом есть необ- ходимость. Основные принципы международного права – это не любые принципы международного права, например, принцип свободы открытого моря – он не подходит, поскольку не применяется в общем международ- ном праве. При характеристике основных принципов международного права их следует рассматривать как общепризнанные принципы.

Общепризнанные принципы международного права – это, по сути, нормы международного права, т.е. правила поведения, которыми должны руководствоваться субъекты международного права в процессе междуна- родного общения. Международный суд ООН в своей практике не прово- дит различие между этими понятиями, т.е. общепризнанные принципы тождественны нормам международного права.

Основные принципы международного права – это наиболее важные принципы; наиболее общие нормы международного права, которые обще- признаны всеми субъектами международного права. Другие нормы меж- дународного права должны им соответствовать. Основные принципы ме- ждународного права – это, по сути, императивные нормы особого высше- го порядка (jus cogens), отклонение от которых недопустимо (ст. 53 Вен- ской конвенции о праве международных договоров 1969 г.)

Данные принципы – это наиболее общие правила поведения, кото- рые находят свою детализацию в международных нормативно-правовых актах; они активно применяются на практике; основные принципы уни- версальны, т.к. на их основе возникают различные международно- правовые договоры; они взаимозависимы, и нарушение одного из них влечёт за собой нарушение другого принципа.

В результате принятия Устава ООН в 1945 г. были сформулированы и нашли своё закрепление (ст. 2) такие основные принципы, как:

1. Суверенное равенство всех государств. В международно- правовом плане все государства равны, пользуются правами и ис- полняют обязанности в соответствии с их суверенитетом. Госу- дарства обязаны уважать правосубъектность других государств, т.е. принцип призван гарантировать всем государствам равные права на равный суверенитет. В рамках ООН на заседании Гене- ральной Ассамблеи каждое государство имеет один голос.

2. Добросовестное выполнение международных обязательств. Данное требование обязывает государства неукоснительно со- блюдать свои обязательства, проистекающие из выполнения об- щепризнанных принципов и норм международного права, а также тех обязательств, которые вытекают из их международных дого- воров. Обязанности государств, проистекающие из Устава ООН, имеют преимущественную силу перед иными обязательствами.

3. Разрешение любых споров мирными средствами. Для этого име- ется достаточно широкий спектр международных средств, среди которых: переговоры, посредничество, международные организа- ции и конференции и т.д. Ни сами государства участвующие в споре, ни другие государства не должны предпринимать дейст- вия, ухудшающее положение спорящих сторон, и затруднять мирное урегулирование спора.

4. Неприменение силы или угрозы силой. В соответствии с данным принципом государства принимают на себя обязательства при урегулировании споров не применять силу или её угрозу. Агрес- сивная война является преступлением против мира, и подобные действия влекут за собой ответственность по нормам междуна- родного права. Никакие территориальные приобретения в резуль- тате применения силы не должны признаваться законными.

5. Невмешательство. Государства не должны ни прямо ни косвенно вмешиваться во внутренние дела других государств с целью ухудшения там обстановки путём влияния на политическую, эко- номическую и иную ситуацию внутри этих стран. Каждое госу- дарство имеет неотъемлемое право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без какого-либо внешнего вмешательства.

Однако меры, предпринимаемые ООН в соответствии со ст. 41 и 42 Устава к государству-нарушителю, не могут считаться вмешательством во внутренние дела такого государства.

В то же время «гуманитарная интервенция» под любым предлогом в обход ООН есть прямое нарушение данного принципа и должно получать соответствующую негативную оценку со стороны мирового сообщества.

6. Сотрудничество. Данный принцип обязывает государства стр ить так свои отношения, чтобы в процессе взаимодействия между ними эта деятельность шла бы на пользу каждого из государств, вела к их экономическому росту, культурному процветанию; способствовала совместной борьбе с терроризмом, разрешению эко- логических и иных проблем. Этот принцип развивает принцип мирного сосуществования государств, который был актуален в годы «холодной войны», а сейчас приобрёл другую характеристику, связанную с укреплением понимания среди государств, что им приходится жить в условиях «многополярного мира».

7. Равноправие и самоопределение народов. Каждое государство обязано уважать право народа на создание собственного независимого государства и выбирать свой путь экономического, политического, социального и культурного развития. Этот принцип основан на признании суверенитета нации (для унитарного государства) или суверенитета народа (для федеративного государства с многонациональным населением). Только народ делегирует сво- ему государству в лице главы государства и главы правительства право выступать от имени народа внутри страны и за рубежом.

Данные принципы нашли своё закрепление также и в Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с принципами ООН 1970 г.

В Хельсинки (Финляндия) 1 августа 1975 г. был подписан Заключи- тельный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в ко- торый наряду с уже действующими основными принципами международ- ного права были добавлены ещё три, отраженные впоследствии во всех международно-правовых документах. Они вошли в общий перечень ос- новных принципов международного права и составили общее междуна- родное право, в частности:

8. Нерушимость границ. Государства будут воздерживаться от лю- бых попыток посягательств на государственные границы других стран. Любые территориальные изменения возможны только на основе свободно заключённого международного договора, а так- же по другим основаниям, в соответствии с нормами междуна- родного права

9. Территориальная целостность государств. Государства обязу- ются уважать территориальную целостность других государств. Воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами ООН.

10. Уважение прав человека и основных свобод. Международное со- общество государств через международное право пытается за- щитить права человека и его основные свободы. Для этого были созданы международные организации и подписаны соответст- вующие декларации, направленные на защиту данного принципа как в мирное, так и в военное время.

Принцип уважения государственного суверенитета рассматривает- ся в теории международного права как самостоятельный принцип и как часть принципа суверенного равенства государств.

Основные принципы международного права действуют во всех от- раслях, и ими должны руководствоваться все субъекты международного права. На Венской встрече 1986 г. государства-участники Совещания 1975 г. вновь подтвердили свою приверженность всем данным 10 принципам и утвердили программу имплементации этих принципов.

Основные принципы международного права можно классифициро- вать по следующим группам:

Принципы, касающиеся обеспечения мира и международной безо- пасности: неприменения силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров;

Принципы, касающиеся обеспечения сотрудничества государств: добросовестного выполнения международных обязательств и взаимодей- ствия государств на международной арене;

Принципы, касающиеся обеспечения прав человека, народов и на- ций: равноправие и самоопределение народов; уважение прав человека; суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела государств; нерушимость границ; территориальная целостность госу- дарств.

Отраслевые принципы международного права дополняют и углуб- ляют основные принципы с целью развития всего международного права.

Консульские учреждения

Наряду с дипломатическими государства поддерживают друг с дру- гом консульские отношения и по взаимному согласию обмениваются консульскими представительствами. Как правило, установление ди- пломатических отношений презюмирует согласие на установление и отношений консульских. В то же время консульские учреждения мо- гут открываться на территории государств, которые не поддерживают друг с другом дипломатических отношений, а разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений между ними.

В соответствии со ст. 5 Венской конвенции о консульских сно- шениях 1963 г. консульские учреждения и их персонал выполняют следующие основные функции:

Охрана и защита в государстве пребывания интересов представ- ляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц),оказание им помощи и содействия, а также обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства;

Содействие развитию торговых, экономических, культурных и на- учных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

Выяснение всеми законными путями условий и событий в торго- вой, экономической, культурной и научной жизни государства пребы- вания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

Выдача паспортов и виз, исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязан- ностей, а также выполнение некоторых функций административного характера;

Передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений в соответствии с действующими международными соглашениями или правилам государства пребывания;

Оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого государства, и их экипажу;

Выполнение других функций, возложенных на консульское уч- реждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания.

В государстве, где нет дипломатического представительства, кон- сульские учреждения могут осуществлять некоторые дипломатические функции.

Количество и класс консульских учреждений, их местонахождение определяются соглашением между государствами. При этом, в отли- чие от дипломатических представительств, консульские учреждения функционируют не в масштабах всего государства, а в пределах кон- сульского округа, границы которого также определяются по взаим- ному согласию и, как правило, охватывают территорию нескольких административно-территориальных единиц государства.

Различают четыре вида консульских учреждений: генеральное кон- сульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство.

По своим функциям и характеру работы они мало отличаются друг от друга. Генеральное консульство обычно открывается в крупных портовых и промышленных центрах и иных населенных пунктах, где представляемое государство имеет особые интересы, консульст- во – в городе, меньшем по размерам и значению. В некоторых слу-

чаях генеральный консул может быть руководителем всех остальных консулов своего государства в стране пребывания или в отдельной ее части.

В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консуль- ских учреждений делятся на четыре класса в соответствии с назва- ниями консульств, которыми они руководят:

1) генеральный консул;

2) консул;

3) вице-консул;

4) консульский агент.

При этом в гене- ральном консульстве кроме генерального консула могут работать несколько консулов, вице-консулов, консульских атташе, являющихся его заместителями или помощниками. Точно так же и в консульстве кроме его главы (консула) могут работать несколько сотрудников, именуемых вице-консулами или консульскими атташе. Кроме консульских должностных лиц к работникам консульского учреждения также относятся консульские служащие (административно-техниче- ские работники) и работники обслуживающего персонала.

Особый вид консульского учреждения – консульский отдел в дипломатическом представительстве, в котором работают сотрудники дипломатического представительства, выполняющие консульские функции. В связи с этим обычно различают консулов «отдельных» (работающих в консульских учреждениях) и консулов «отдельских» (работающих в консульских отделах дипломатических представи- тельств).

Кроме «отдельных» и «отдельских» консулов существуют также нештатные или почетные консулы, полномочия которых, однако, ог- раничены по сравнению с полномочиями штатных консульских долж- ностных лиц. Почетные консулы, как правило, назначаются из числа граждан представляемого государства или государства пребывания, достаточно известных в данном населенном пункте и являющихся адвокатами, предпринимателями или общественными деятелями. Почетные консулы не состоят на государственной службе и выполняют консульские функции параллельно с ведением собственного бизнеса. Заработной платы они не получают и содержатся за счет консульских сборов, взимаемых за оказанные ими услуги.

В последние десятилетия институт почетных консулов получил в мире достаточно широкое распространение. В некоторых стра- нах (Швеция, Финляндия, Дания) их число значительно превышает количество штатных консулов. Что касается нашего государства, то до 1976 г. СССР не принимал иностранных почетных консулов и не назначал своих за границу. В настоящее время ситуация в этой области изменилась и число почетных консулов иностранных государств в России и российских за рубежом неуклонно увеличивается. Приказом МИД РФ от 13 октября 1998 г. было даже утверждено спе- циальное Положение о почетном консуле Российской Федерации.

Главы консульских учреждений назначаются представляемым госу-

дарством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Первым главе консульского учреждения выдается спе- циальный документ – консульский патент, в котором удостоверяется его должность, а также по общему правилу указываются его полное имя и фамилия, категория или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет патент или подобный ему акт правительству того государства, на территории которого глава учре- ждения должен приступить к работе. Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций при наличии разрешения со стороны государства пребывания, которое называется экзекватурой и оформляется в виде отдельного документа или наложения компе- тентным лицом разрешительной надписи на самом консульском па- тенте. В случае отказа в выдаче экзекватуры государство пребывания не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа1.

Другие должностные лица консульского учреждения в соответствии со ст. 19 Венской конвенции 1963 г., за небольшими исключениями, свободно назначаются представляемым государством на соответст- вующие должности. Тем не менее в соответствии с Конвенцией пред- ставляемое государство должно заблаговременно сообщать государству пребывания полное имя и фамилию, категорию и класс всех консуль- ских должностных лиц, помимо главы консульского учреждения, с тем чтобы государство пребывания могло, если оно этого пожелает, осуще- ствить свои права, предусмотренные п. 3 ст. 23 Конвенции. Этот пункт устанавливает, что «лицо, назначенное в качестве работника консуль- ского учреждения, может быть объявлено неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания или, если оно уже находится в государстве пребывания, до того, как оно приступит к исполнению своих обязанностей в консульском учреждении. В любом таком случае представляемое государство аннулирует его назначение».

Прекращение функций работников консульских учреждений в соответствии со ст. 25 Венской конвенции 1963 г. происходит в случаях:

1 Руководитель консульского отдела дипломатического представительства не нуждается в консульском патенте и экзекватуре. Его назначение происходит в соответствии с правилами о назначении дипломатических работников.

уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении их функций; аннулирования экзекватуры; уведомле- ния государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать их работниками консуль- ского персонала. Кроме того, сами консульские учреждения могут прекратить свою работу в случае начала войны между представляемым государством и государством пребывания, закрытия консульства или когда территория консульского округа включается в состав территории другой страны.

Почетный консул – это лицо, не состоящее на государственной, дипломатической или консульской службе, но выполняющее отдельные консульские функции в стране пребывания по поручению представляемого государства. Жалованья от назначающего государства почетные консулы не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Почетный консул не обязательно является гражданином представляемого государства, он также может быть гражданином государства пребывания и третьего государства в отдельных случаях.

Главная функция почетного консула – это содействие развитию торгово-экономических связей и мореплавания, консульская помощь бизнесменам представляемого государства, защита прав и интересов его граждан.

Статус почетного консула дает доступ в высшие официальные сферы консульского округа, на дипломатические и консульские приемы и т.д.

Согласно Положению о Почетном консуле РФ им может быть как гражданин РФ, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции.

При назначении почетный консул получает патент, удостоверяющий его полномочия и указывающий его полное имя, фамилию, гражданство, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Почетный консул приступает к исполнению своих обязанностей по получении согласия государства пребывания. Лицо, назначаемое почетным консулом, дает письменное обязательство о том, что оно будет исправно выполнять порученные консульские функции и не будет требовать за это заработной платы или другого вознаграждения.

Институт Почетных консулов играет заметную роль в расширении двусторонних связей между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки.

1. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, с согласия государства пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетному консулу.

2. Почетным консулом может быть как гражданин Российской Федерации, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих достойное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на них консульские функции.

3. Почетный консул не состоит на государственной службе Российской Федерации и не получает от Российской Федерации какого-либо денежного вознаграждения за выполнение своих функций.

4. Почетный консул назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

5. Почетный консул выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения в государстве пребывания, на территории консульского округа которого он действует. В случае отсутствия в государстве пребывания дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, поручает такое руководство дипломатическому представительству Российской Федерации или консульскому учреждению, расположенным в одном из государств, сопредельных с государством пребывания почетного консула или ближайших к государству его пребывания.

6. По согласованию с государством пребывания и с согласия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, почетный консул может одновременно исполнять обязанности почетного консула другого иностранного государства

Почетный консул РФ в Денвере (шт.Колорадо), Дебора Анн Палмьери
Адрес: 1552 Pennsylvania St.Denver, CO 80203