Закон об обработке данных. Федеральный закон о персональных данных. Общие положения ФЗ

Процесс анализа и обработки данных персонального характера играет важнейшую роль в любом цивилизованном государстве. В Российской Федерации данная процедура регламентируется законодательно - в 152-ФЗ "О персональных данных". Именно этот нормативный акт будет разобран в статье.

Основные термины

В законе № 152-ФЗ "О персональных данных" применяется ряд терминов. Первое и самое важное понятие - это, конечно же, «персональные данные». Согласно 152-ФЗ, это информация, которая косвенно или прямо относится к определенному физическому лицу. Обрабатыванием персональных данных занимается оператор - муниципальный или государственный орган, а иногда просто физическое лицо. Сам процесс обработки данных заключается в совершении совокупности операций, целью которых является сбор, систематизация, анализ и хранение персональной информации о каждом гражданине России.

Персональные данные могут быть переданы определенному кругу лиц, а порой и вовсе подлежать уничтожению или обезличиванию.

Общие положения ФЗ

Для чего создан № 152-ФЗ "О персональных данных"? В статье 2 говорится про цель закона. Это обеспечение защиты свобод и прав человека при обработке его персональных данных.

Что может регулировать представленный закон? Согласно статье 1, это любые отношения, связанные с процедурами обработки данных граждан России. Данный процесс осуществляется федеральными государственными инстанциями и властными органами субъектов РФ. Органы проводят систематизацию информации о пользователях, задают специальные алгоритмы поиска и фиксируют информацию о носителях данных. Но какие отношения не должны регулировать органы, занимающиеся персональной обработкой информации о гражданах?

Вот на что указывает закон:

  • Организация процессов хранения, учета и систематизации документации Архивного российского фонда и прочих инстанций, связанных с архивной работой.
  • Обработка персональных данных физическими лицами для семейных или бытовых нужд, если при этом происходит нарушение прав прочих субъектов персональной информации.

На каких принципах выстраивается и функционирует процесс обработки информации о гражданах? Об этом рассказано в статье 5.

О принципах и условиях обработки данных

На каких принципах базируется процедура обработки персональной информации о гражданах России? Статья 5 № 152-ФЗ "О персональных данных" гласит о законности и справедливой основе, об ограничении конкретными и законными целями. Так, недопустимой считается обработка данных, несовместимая с целями закона. То же самое касается процесса обработки, имеющего противоположные цели и задачи.

Содержание обрабатываемой информации должно строго соответствовать заявленным целям, которые согласованы с законом. Должна быть обеспечена точность и полнота персональной информации. Оператор обязан качественно исполнять свои трудовые функции. Хранение данных допускается только в той форме, что позволила бы точно и быстро определять субъекта системы персональной информации.

Ст. 6 № 152-ФЗ "О персональных данных" закрепляет ряд условий обработки персональной информации. Так, допускается процесс обработки лишь в следующих случаях:

  • Обработка и анализ производятся с письменного согласия субъекта персональных данных (статья 9 № 152-ФЗ "О персональных данных").
  • Осуществляется для достижения определенных целей, заявленных в законе.
  • Обработка необходима для защиты здоровья и жизни граждан.

Еще одним принципом осуществления обработки информации остается наличие специальных категорий, о которых будет рассказано далее.

О категориях персональных данных

В статье 10 рассматриваемого нормативного акта приведены основные категории данных, подлежащих обработке. Пункт 1 статьи говорит про политические, религиозные или философские убеждения, про состояние здоровья, национальную и расовую принадлежность. Все это выделяется в систему особых категорий, сбор которых не допускается на постоянной основе.

Существует лишь небольшой перечень случаев, когда обработка представленных видов информации допустима. Сюда следует отнести:

  • случаи, когда сам субъект обработки дал свое письменное согласие на предоставление информации особой категории;
  • когда особые персональные данные субъектов уже общедоступны;
  • когда это необходимо для защиты жизни, здоровья и интересов субъекта;
  • когда обработка подобного рода информации осуществляется в целях медицинского или профилактического характера;
  • в иных случаях, установленных Федеральным законом.

Сам субъект персональной информации обладает рядом прав.

О правах субъекта

Какими правами, согласно главе 3 рассматриваемого нормативного акта, обладают субъекты персональных данных? В статье 14 говорится о правах граждан на доступ к их персональной информации. Каким образом это возможно осуществить? Закон гласит о праве требовать от операторов уточнения тех или иных данных. Статья 15 закрепляет нормы, согласно которым существует возможность использовать свои персональные данные для продвижения и рекламирования определенных услуг, товаров, продукции и т. д. Политическая агитация также пополняет этот ряд.

В статье 16 говорится о праве субъектов не допускать автоматическую обработку информации, а в статье 17 - о возможности обжаловать действия оператора. К слову, именно оператор является основным звеном во всей процедуре обработки данных. Это должностное лицо обладает рядом обязанностей, о которых будет рассказано далее.

Обязанности операторов

18 ст. 152-ФЗ "О персональных данных" (с изменениями от 01.07.2017) закрепляет основные функции операторов в области сбора персональной информации. Оператор должен предоставлять субъекту информации следующие данные:

  • цель обработки данных;
  • правовая основа обработки;
  • наименование оператора и его адрес;
  • источники приобретения информации.

Оператор обязан принимать ряд мер по обеспечению безопасности персональной информации, по устранению нарушений закона, уточнению, блокировке и ликвидации персональной информации в отдельных установленных законом случаях. Таким образом, № 152-ФЗ "О персональных данных" от 27.07.2006 является наиболее исчерпывающим источником в области сбора информации о российских гражданах.

Обеспечение безопасности обработки информации

Отдельно стоит рассказать про обязанности операторов в области обеспечения безопасности персональной информации.

Вот что закрепляет статья 19 № 152-ФЗ "О персональных данных":

  • нарушение закона или любые иные угрозы безопасности данных должны быстро и качественно определяться и пресекаться операторами;
  • операторы должны применять ряд организационно-технических средств по обеспечению безопасности данных;
  • операторы обязаны оценивать и анализировать применяемые процедуры по обеспечению безопасности;
  • учет машин, являющихся носителями информации, а также качественный контроль над ними входят в обязанности работников по обработке данных;
  • обязанность по восстановлению доступа к персональным данным, которые обрабатываются в информационной системе.

Не менее важен и контроль со стороны государства, о котором будет рассказано далее.

О государственном контроле обработки данных

Информация персонального характера должна охраняться и анализироваться отдельными государственными органами Российской Федерации. Что именно здесь стоит выделить? В статье 19 Федерального закона № 152-ФЗ "О персональных данных" (с комментариями от 2017 года) говорится про обязанности российского Правительства.

В частности, здесь стоит отметить:

  • установление требований к защите данных персонального характера;
  • закрепление специальных уровней защищенности персональной информации, которые зависят от степени угроз;
  • установление требований к носителям информации.

В статье 23 говорится про уполномоченный орган, коим является Правительство РФ. Здесь закрепляются основные права органа:

  • запрос информации у юридических и физических лиц для осуществления своих полномочий;
  • требование от оператора отдельных видов документации;
  • осуществление проверок в отношении сведений, которые содержатся в специальных информационных базах.

В статье 24 устанавливается норма, в соответствии с которой нарушители рассматриваемого закона будут подвержены ответственности.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 266-ФЗ,от 27.12.2009 N 363-ФЗ, от 28.06.2010 N 123-ФЗ, от 27.07.2010 N 204-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ от 23.12.2010 N 359-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

  1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
  2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:
    • обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
    • организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;
    • утратил силу. - Федеральный закон от 25.07.2011 N 261-ФЗ;
    • обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
    • предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
  • оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  • обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
  • автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
  • распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
  • предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
  • блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
  • уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
  • обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
  • информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
  • трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

  1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
  2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.
  3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
  4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данных

  1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
  2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
  3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.
  4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
  5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
  6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.
  7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 6. Условия обработки персональных данных

  1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
    • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
    • обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
    • обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
    • обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг;
    • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
    • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
    • обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
    • обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
    • обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
    • осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
    • осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
  2. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.
  3. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
  4. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
  5. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках.

Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является закон «О персональных данных» от 27.07.2006 года № 152-ФЗ.

Постановления закона распространяются на организации, которые работают с обработкой персональных сведений граждан или те, кто имеет к ним доступ.

Действия, которые не регулируются законом 152-ФЗ:

  • Персональные сведения обрабатываются физическими лицами для личных нужд. Необходимо отметить, что обработка не должна нарушать права обладателя данных;
  • Организация архивов, которая регулируется законодательством об архивации в Российской Федерации;
  • Обработка личных данных, которые содержат информацию, относящуюся к государственной тайне;
  • Личные данные, которые относятся к деятельности судебных органов и которые были представлены в судебном порядке;
  • Персональные сведения, относящиеся к деятельности судов.

А знаете ли вы, что закон с предыдущим номером 151, посвящен вопросу .

Когда принят?

152-ФЗ был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года. Одобрил его Совет Федерации 14 июля 2006 года. Последняя редакция закона произошла 22 февраля текущего года. Действовала она до 1 марта 2017.

Порядок использования персональных данных

Согласно закону РФ, руководитель компании должен утвердить порядок использования личных сведений. Необходимые нормы указываются в локальном документе организации о защите данных. Они должны соответствовать требованиям правовых актов РФ и 152-ФЗ.

Оператор личных данных — это правительственный, муниципальный орган или физическое, юридическое лицо, которое организует осуществление обработки личной информации и определяет цели их использования.

В обязанности оператора входит :

1. При сборе личных сведений, оператор предоставляет по просьбе гражданина информацию о том, чьи данные он получил, информацию, которая предусмотрена ст. 14 ч.7 152-ФЗ.

2. Если гражданин обязан предоставить свои сведения по закону РФ, оператор должен объяснить ему, что в случае отказа, можно столкнуться с юридическими последствиями.

3. Если полученная оператором для обработки личная информация не была предоставлена ее владельцем, он обязан предоставить ему следующую информацию:

  • ФИО и адрес оператора;
  • С какой целью обрабатываются данные и на основании каких правовых актов;
  • Права гражданина, чьи данные были получены;
  • При помощи какого источника была получена личная информация.

4. Согласно положениям 152-ФЗ, оператор назначает ответственное лицо в определенной организации, которое организовывает обработку полученных материалов. Уполномоченное лицо получает указания по дальнейшим действиям от оператора.

Обработка личной информации по 152-ФЗ разрешается в следующих случаях:

  • Анализ личной информации вправе осуществляться с согласия гражданина, чьи данные были получены;
  • Если обработка информации требуется для достижения целей, предусмотренные законом РФ или международными договорами России;
  • Анализ информации необходим для судебной инстанции;
  • Обработка сведений требуется для защиты жизни гражданина;
  • Производится в статистических или исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15, 152-ФЗ.

Кстати, текст закона о почтовой связи тоже важно изучить. Подробности

Последние изменения ФЗ «О защите персональных данных»

Поскольку законодательные акты зачастую претерпевают корректировки, в 152-ФЗ также были внесены изменения.

По причине вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ претерпели изменения условия анализа личной информации, описанные в Федеральном Законе 152.

Статья 3

В 3 статье закона описываются основные понятия, которые используются в акте: персональные данные, оператор, обработка персональных сведений, а также распространение и предоставление личных сведений. В последней редакции представленная статья не претерпела изменений.

Статья 5

В 5 статье федерального закона описаны принципы анализа информации. Отмечается, что обработка сведений осуществляется только по закону и объединение базы данных с личной информацией граждан запрещена. В последнем редактировании текущая статья не подвергалась изменениям.

Статья 7

В 7 ст. 152-ФЗ сказано, что операторы и другие ответственные лица, получившие доступ к личным данным, обязаны не распространять информацию, не получив согласие владельца. Изменений статья не претерпела.

Статья 9

В 9 ст. 152-ФЗ указана информация о согласии субъекта на обработку его личных данных. Представлены сведения о том, как составить письменное согласие.

При последней редакции, изменений в текущей статье не было.

Статья 19

19 статья 152 Федерального Закона указывает меры для обеспечения безопасности личной информации при ее анализе.

Скачать 152-ФЗ

Чтобы разрешить конфликтную ситуацию или иные вопросы, связанные с защитой персональных данных, изучите последнюю редакцию 152-ФЗ РФ. В представлены все поправки, дополнения и изменения. Скачать измененный закон можно по

Федеральный закон о защите персональных данных претерпел последние изменения (обновления) в сентябре 2015 года, а вот с 1 января 2016 нововведений не поступило, хотя многие их ожидали.

Согласно последней редакции ФЗ каждый гражданин РФ имеет исключительное право на защиту личной конфиденциальной информации которая является недоступной для третьих лиц.

Что является персональными данными по закону РФ?

В соответствии с нынешним профильным законодательством Российской Федерации персональными данными принято считать:

  • паспортные данные,
  • имена и фамилии,
  • некоторые другие моменты, которые стали известны субъекту в процессе определенных правоотношений.

К примеру, ФЗ 152 также регламентирует правила о нераспространении полученной информации банком при заключении кредитных и иных соглашений. Практический смысл этого соглашения значится в том, что россиянин, доверив свои данные в рамках определенных отношений, может быть уверен в их сохранении в тайне. В противном случае, нарушение этого правила может предусматривать и уголовное наказание. Общими словами, указанная информация является конфиденциальной и о ее разглашении или распространении не может быть и речи.

152 ФЗ закон о персональных данных

Настоящий законопроект был окончательно подготовленным в 2006 году. До этого времени в России подобного акта не существовало, а это значит, что на территории нашей страны граждане в этом плане были незащищенными. Федеральный закон от 27 июля 2006 г n 152 ФЗ о персональных данных юридически вступил в силу после его одобрения Советом Федерации. Должный административный порядок предполагает, что чтение проводит Госдума, а верхняя палата дает одобрение. Этот порядок действий предусмотрен для узаконивания каждой новой редакции.

О том, что будет за нарушение ФЗ поговорим далее.

Закон 152 ФЗ об обработке персональных данных новая редакция на 2016,

Текст ФЗ с комментариями и пояснениями в новой редакции можно обнаружить в интернете на профильном сайте «Консультант+». Тут же описывается система и сфера работы данного акта. Материал указан с изменениями и поправками за 2016 год, поэтому он максимально актуальный. Ознакомившись с данным актом, каждое лицо найдет ответ на имеющийся вопрос. К примеру, россиян обычно интересуют следующие моменты:

  • определение о конфиденциальности (неразглашении);
  • ответственность в случае нарушения (действующая редакция);
  • работа норм (или что такое персональные данные);
  • судебная практика (обычно касается использования информации банками);
  • новая (последняя) редакция.

Нарушение закона о персональных данных и ответственность за разглашение информации

При несоблюдении установок ФЗ 152 о неразглашении персональных данных к ответчику может быть применено сразу два вида наказания:

  • по статье (до 5 лет заключения);
  • и по (штраф до 5 тыс. рублей).

Гражданский и трудовой кодексы содержат лишь предписывающие диспозиции в этой связи. Здесь даются разъяснения об обработке, предоставлении, хранении, передаче, удалении информации и наказании за все эти действия.

Закон о хранении персональных данных на территории РФ в Интернете

Соблюдение всех правил и защита персональных данных и прав являются обязательными на всей территории России. Государственный контроль за работой данного постановления в сети «Интернет» осуществляет Роскомнадзор. Поэтому, если у вас обозначился вопрос относительно того, куда в таких случаях жаловаться, то мы вам указали на уполномоченную структуру. Образец обращения можно отыскать также в сети. Требование соблюдения всех положений акта не терпит исключений.

О передаче третьим лицам, что сказано в ФЗ 152?

"О персональных данных" (ФЗ №152)? Какие основные требования и положения содержатся в этом проекте? На все эти вопросы будут даны ответы в статье.

Общие положения

Какие цели преследует рассматриваемый законопроект? Первое и самое основное - это регулирование отношений, связанных с обработкой информации. Речь идет о средствах автоматизации, информационных и телекоммуникационных сетях, материальных носителях и картотеках. Закон не регулирует защиту данных в конкретной бытовой сфере, семейной или личной. Важнейшим направлением работы представленного законопроекта является защита свобод и прав граждан путем качественного обрабатывания их персональных данных. Нужно это для качественного обеспечения неприкосновенности частной, семейной и личной жизни.

Закон "О персональных данных" направлен на защиту прав граждан. А что подразумевается под персональными данными? Если вкратце, то это абсолютно любая информация, косвенно или напрямую относящаяся к тому или иному лицу. Процесс обработки этих данных представляет собой ряд операций, направленных на хранение, блокирование, удаление или систематизацию информации.

Принципы

№152) содержит в себе ряд основных принципов, на которых и держится весь процесс обработки информации. Что это за принципы? Здесь можно выделить следующее:

  • Все действия должны осуществляться на справедливой и законной основе. Существование рассматриваемого законопроекта подтверждает этот принцип.
  • Должна быть установлена конкретная, четкая цель. Любое отхождение от этой цели недопустимо (целью является защита прав граждан).
  • Должна быть обеспечена точность, достаточность и актуальность заданных целей. Должно быть установлено содержание (его содержит закон о персональных данных).
  • Хранение всех необходимых данных должно осуществляться в соответствии со всеми сроками, требованиями и целями.

Таким образом, рассматриваемый нормативный акт содержит в себе все необходимые принципы, на основе которых может строиться деятельность по защите информации.

Условия

Обработка персональных данных должна осуществляться не только в соответствии с определенными принципами, но и в строгом подчинении определенным условиям. Что это за условия и как они группируются? Вот что стоит выделить:

  • Обязательное согласие гражданина на обработку его данных - важнейшее условие, которое содержит в себе закон "О персональных данных" (ФЗ №152).
  • Вся обработка данных направлена в первую очередь на достижение определенных целей, регулируемых законами и договорами Российской Федерации.
  • Обработка персональных данных направлена на осуществление правосудия или исполнение каких-либо правовых актов.
  • Если получение согласия со стороны гражданина невозможно, обработка его данных все же должна производиться в случае, когда жизни или здоровью человека угрожает опасность.

Стоит также отметить, что обработка всех необходимых персональных данных должна осуществляться специальными, уполномоченными на то операторами. Обязанности этих специалистов будут приведены далее.

Категории

Положение о защите персональных данных содержит в себе определенные типы и категории тех элементов информации, которые должны подвергаться обработке. О чем именно идет речь? Если вкратце, то охарактеризовать основные категории можно как расовые, национальные, религиозные или любые иные убеждения, предусмотренные соответствующим законопроектом. Их обработка должны осуществляться только с непосредственного согласия гражданина и в соответствии со всеми нормами, стандартами и правилами.

Раскрыть основные категории персональных данных подробнее, надо сказать, весьма затруднительно. Но, как правило, это конфиденциальная информация о разного рода физических лицах, государственных служащих, военных и т.д. Все то, что гражданин не хотел бы оглашать прилюдно, должно находиться под защитой государства. Это личные паспортные данные, номера свидетельств или прав, мировоззренческие убеждения и прочее.

Права субъектов

Закон "О персональных данных" (ФЗ №152) гласит, что любой гражданин, чьи данные подвергаются обработке, имеет право в любой момент получить всю необходимую информацию как о своих данных, так и об уровне их защиты. Каждый человек может сделать специальный запрос, после чего любой освободившийся оператор должен предоставить все необходимые данные.

При этом субъект имеет право:

  • на просмотр всех необходимых данных;
  • на уничтожение обрабатываемой информации;
  • на внесение в информацию определенных изменений.

Для того чтобы получить всю необходимую информацию, субъект должен сделать запрос с предоставлением своего личного номера (удостоверяющего личность). При этом каждый гражданин имеет право делать повторные запросы в необходимые инстанции.

Стоит также отметить, что оператор вправе отказать субъекту в просмотре необходимой информации. Однако отказ этот должен быть мотивирован. Как правило, основными мотивами являются неверно оформленный запрос, неоконченная обработка данных или ограниченное правовое положение самого субъекта.

Обязанности оператора

Кто такие операторы? Речь об этих работниках уже шла выше, однако их основные функции так и не были обозначены. Соответствующее положение о защите персональных данных регламентирует здесь следующее:

  • оператор обязан сообщать субъекту свою должность, фамилию и имя, а также адрес;
  • работать должен в строгом соответствии с законом, на основе определенных правовых актов;
  • обязан сообщать субъекту все необходимые правила пользования персональной информацией;
  • обязан качественно обеспечивать запись, хранение, систематизацию, накопление и изменение всех защищаемых и обрабатываемых персональных данных.

Стоит также отметить, что оператор имеет право не предоставлять гражданину персональные сведения, если идет их активная обработка или же если сам субъект не соблюдал все необходимые правила и условия получения персональных данных.

Меры по обеспечению безопасности

Выше были обозначены основные функции и обязанности операторов - работников по обработке персональных данных. Одной из важнейших функций любого оператора остается обеспечение безопасного хранения информации в соответствующих ресурсах. Федеральный Закон РФ от 27 июля 2006 года (№152, ФЗ) регламентирует основные меры и методы, позволяющие обеспечивать качественную безопасность любых персональных данных. Вот что здесь можно выделить:

  • эффективное и быстрое выявление угроз безопасности, их скорое устранение;
  • четкое применение разного рода технических и организационных мер, позволяющих сохранять безопасность хранения;
  • составление оценок для соответствующих процедур, анализ работы хранения и накопления;
  • качественное обеспечение машинных носителей, а также разного рода технических элементов;
  • быстрое восстановление доступа ко всем персональным данным в случае их утечки или потери.

Помимо того, некоторые изменения в законе касаются и установления определенных уровней защищенности, в соответствии с которыми можно качественно оценивать работу по обработке персональных данных.

Уполномоченный орган

Необходимо, наконец, рассказать об уполномоченном органе, в обязанности которого и входит контроль над персональной обработкой данных тех или иных граждан. Несложно догадаться, что уполномоченной инстанцией является орган исполнительной власти. Именно в его обязанности входит качественный контроль и надзор над эффективной работой по обработке информации. Что вправе делать уполномоченный орган?

Вот что регламентирует закон №152 (ФЗ) "О персональных данных".