Землями обороны и безопасности признаются земли которые. Понятие земель обороны и безопасности. Предоставление земель обороны и безопасности

Земли обороны и безопасности. Понятие, состав таких земель

Понятие земель, предназначенных для обороны и безопасности, четко определено в земельном законодательстве Российской Федерации. Согласно нормам Земельного кодекса РФ понятие земель обороны и безопасности включает в себя, которые или используются, или предназначаются для нормализации и обеспечения возможности осуществления деятельности:

  • Вооруженных Сил РФ;
  • прочих войск;
  • разнообразных воинских формирований;
  • организаций, предприятий и учреждений, которые осуществляют возложенные на них государством функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Все вышеперечисленные государственные учреждения и организации должны осуществлять возложенные на них функции по защите, в том числе с помощью оружия, целостности и неприкосновенности территории государства, обеспечению охраны государственных границ. Кроме того, данные юридические лица осуществляют деятельность, направленную на обеспечение безопасности закрытого административно-территориального образования, а также определенных участков, на которые произошло возникновение права у прочих участников отношений.

Согласно требованиям законодательства земли и все другие природные ресурсы, которые используются для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ, признаются собственностью государства.

В соответствии с действующим федеральным законодательством все земли и природные ресурсы, которые находятся в собственности субъектов государства, в собственности его отдельных муниципалитетов и в собственности у частных лиц, могут быть изъяты для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ. При этом подобное изъятие должно осуществляться в строгом соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земель обороны и безопасности, их особенности

Правовой режим земель обороны и безопасности, в частности, особенности такого режима, урегулированы нормами земельного законодательства.

В земельном законодательстве отдельно выделены участки земли, которые индивидуально или в составе друг друга могут быть предоставлены из пользования обычных граждан и организации для удовлетворения нужд Вооруженных Сил России, осуществляющих оборону государства. Подобные участки могут быть использованы для удовлетворения следующих целей:

  • для осуществления строительства, подготовки и поддержания Вооруженных Сил РФ в состоянии готовности. Земли также могут использоваться для аналогичных целей, возникающих в отношении прочих войск, формирований;
  • для осуществления разработки, последующего производства и, как следствие, ремонта военной и специальной техники, используемой для обеспечения обороны государства;
  • для размещения запасов различных материальных ценностей, входящих в состав материального резерва страны.

При возникновении необходимости использования земель в течение определенного промежутка времени, чтобы осуществить проведение учений, связанных с удовлетворением нужд обороны, участки не изымаются у собственников, землепользователей и арендаторов. Использование подобных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством для проведения изыскательских работ, для зон со специальными условиями использования.

Отдельно на законодательном уровне осуществляется рассмотрение государственной границы, как объекта федеральной собственности, обеспечивающего безопасность страны. Правовой режим границ устанавливается соответствующим федеральным законом.

Порядок осуществления процедур по обеспечению безопасности населения в случаях, когда воинские части используют земли, имеющие оборонное назначение. Установление оборонных зон

На законодательном уровне предусматривается специальный порядок, согласно которому должно осуществляться возмещение причиненного ущерба собственнику участка земли, если повреждения произошли в случаях, когда оборонные части использовали данный объект недвижимости для удовлетворения своих целей.

Постановлениями Правительства РФ на отдельных территориях могут быть установлены границы запретных зон, в пределах которых воинские части могут проводить свои испытания.

Обязанность по доведению до населения сведений об установлении подобных зон лежит на органах местного самоуправления. Кроме того, данная территория обозначается специальными межевыми знаками.

Нахождение граждан и их постоянное проживание на огороженной территории категорически запрещается.

Земли закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые входят в состав земель обороны и безопасности

Особенность земель обороны и безопасности заключается в наличии так называемых закрытых административно-территориальных зон. Данное образование, даже с тем учетом, что на его территории располагается собственный орган местного самоуправления, при решении некоторых возникающих вопросов находится в ведении уполномоченного федерального органа.

Уполномоченные государственные органы, входящие в состав федеральной власти, осуществляют контроль по вопросам, касающимся выдачи разрешений о проведении строительства на данных участках земли, которые полностью заняты промышленными объектами и прочими зданиями и сооружениями и которые предназначены для обеспечения безопасности государства.

Закон о ЗАТО регулирует вопросы размещения предприятий и организаций на данной территории.

Согласно этому нормативно-правовому акту все организации, располагающиеся на данной закрытой территории, находятся в собственности государства. Соответственно, для осуществления деятельности, все эти предприятия передаются владельцам на праве бессрочного пользования.

В любом ЗАТО устанавливается особый режим использования земель. Данный режим осуществляется после издания соответствующего решения Правительством государства.

Правила осуществления предоставления участка из земель, которые были предоставлены для удовлетворения нужд обороны и безопасности в постоянное пользование или по праву аренды

Понятие, а также правила осуществления предоставления участка земли на правах бессрочного пользования или временного пользования, определены на уровне федерального законодательства. В соответствии с Земельным кодексом РФ участок может быть предоставлен на основании одного из вышеперечисленных прав, при необходимости удовлетворения следующих нужд государства в целом и Вооруженных Сил РФ в частности:

  • чтобы осуществить строительство или размещение готовых объектов, используемых для разработки, изготовления, хранения и последующей утилизации оружия массового поражения;
  • чтобы осуществить переработку радиоактивных материалов.

Для удовлетворения данных целей, участки могут быть предоставлены только в специально отведенных для этого ЗАТО.

По решению исполнительных органов власти государственного уровня участки, которые были предоставлены в пользование Вооруженных Сил РФ и прочих воинских образований, могут быть переданы в пользование юридическим или физическим лицам:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для охоты;
  • для лесохозяйственного использования.

Также на законодательном уровне отдельно выделяется процедура принудительного изъятия земель у граждан и организаций, если это требуется для удовлетворения нужд обороны и прочих воинских образований.

Земли обороны и безопасности -федеральная собственность

Н.Б. Головина

советник государственной гражданской службы 2 класса, Санкт-Петербург

На современном этапе развития общественных отношений в Российской Федерации вовлечение в гражданский оборот земельных участков способствует активизации рыночной экономики в области землепользования, совершенствованию ипотечных и иных правоотношений при привлечении банковского капитала для кредитования нового строительства, освоению и использованию земель, развитию хозяйствования на используемых земельных участках.

Вместе с тем законодательно установлены ограничения на использование отдельных видов земель. К таким землям относятся и земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также земли, занятые объектами обороны и безопасности. Сюда относятся как земли обороны и безопасности, расположенные за чертой населенных пунктов, так и земельные участки в черте поселений, занятые объектами обороны и безопасности (далее - земли обороны и безопасности). Эти земли являются федеральной собственностью. Законодательством установлены отличные от иных земель правила по их управлению в связи с их специальным назначением. Эти земли предназначены для использования в государственных интересах: для обеспечения обороны и безопасности, защиты государства и общества. В статье рассматриваются особенности распоряжения, управления и оформления прав на земли обороны и безопасности, а также проблемы и пути их урегулирования на основании российского законодательства.

Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федера-

ции (ЗК РФ), специальными федеральными законами управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), отнесено к полномочиям Российской Федерации.

От имени Российской Федерации распоряжение федеральной земельной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации, а по его поручению - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) и его территориальные органы.

Ведение государственного земельного кадастра, землеустройство федеральных земель, оценка, государственный земельный контроль, мониторинг земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижи-мость) и его территориальные органы.

Надзор за соблюдением земельного законодательства по использованию земель обороны и безопасности осуществляют прокуроры, в том числе военные.

Законодательно установлены различные основания возникновения прав на земельные участки государственной собственности у Российской Федерации, ее субъектов и у муниципальных образований. Это означает, что для отнесения государственной земельной собственности к тому или иному виду достаточно наличия хотя бы одного основания. Для земель обороны и безопасности таким основанием является Федеральный закон «Об обороне». Согласно закону в этом случае не требуется разграничение земель в силу их статуса.

Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федера-

ции и права пользования земельными участками, предоставленными для размещения объектов обороны и безопасности, нередко приводит к нарушениям федерального законодательства.

Практика показывает, что на основании решений органов государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в поселениях отторгаются земельные участки, предоставленные ранее Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам для нужд обороны и безопасности.

Такое отторжение осуществляется разными способами, а именно:

Изъятием земельных участков или их частей;

Передачей органами местного самоуправления в аренду или на ином праве юридическим и физическим лицам земельных участков, предоставленных ранее военным, но фактически ими не используемые, без изъятия таковых;

Выдачей третьим лицам органами государственной власти субъекта Российской Федерации или муниципальными властями разрешений на строительство на земельных участках, предоставленных ранее военным;

Переводом земель этой категории в другую, в том числе путем включения земель обороны и безопасности в состав земель поселений за счет проведения границ поселений по землям специального назначения;

Другими способами.

Налицо нарушение интересов собственника - Российской Федерации и землепользователей, получивших земельные участки для нужд обороны и безопасности.

Как правило, органы местного самоуправления, распоряжаясь такими земельными участками, опираются на положения пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривающие распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, органами местного самоуправления до разграничения государственной собственности на землю в пределах их пол-

номочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Из-за неправильного толкования этого закона, органами местного самоуправления неверно понимаются следующие положения:

Федеральным законом такие земельные участки отнесены к федеральной собственности и под разграничение не подпадают (самостоятельное основание возникновения права собственности Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 17 ЗК РФ);

Пределы полномочий органов местного самоуправления определены статьей 11 ЗК РФ, иным законодательством;

Законодательством предусмотрено распоряжение федеральной собственностью Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и уполномоченными им лицами.

Наряду с неверным применением пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» существуют проблемы, объективно влияющие на сокращение использования земель обороны и безопасности землепользователями.

Первая проблема. В связи с сокращением Вооруженных Сил на основании распоряжений Правительства Российской Федерации происходит передача высвобождаемого недвижимого военного имущества (зданий, сооружений) органам местного самоуправления и другим хозяйствующим субъектам без перевода и передачи земельных участков. В этом случае земельные участки остаются в пользовании Министерства обороны Российской Федерации и других силовых ведомств, которые и несут ответственность за их неиспользование или использование не по целевому назначению. Новые собственники недвижимости лишены возможности оформить права на фактически используемые земельные участки, и бюджеты различных уровней не получают доходы от земельных платежей. Вместе с тем согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации построенные третьими лицами на землях обороны и безопасности на основании решений органов власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуп-

равления объекты недвижимости относятся к самовольным постройкам. Правда, в пункте 2 статьи 61 ЗК РФ предусматриваются гарантии возмещения расходов на освоение земельных участков для лиц, получивших земельные участки в соответствии с неправомерными решениями.

Решение проблемы видится в следовании требованиям федерального законодательства при принятии решений с учетом правил перевода земель федеральной собственности из одной категории в другую, а также включение в распорядительные акты Правительства Российской Федерации о передаче высвобождаемого недвижимого имущества решение судьбы земельных участков, занятых такими объектами.

Вторая проблема. Большинство объектов Министерства обороны Российской Федерации и других государственных силовых структур расположены на земельных участках, которые отведены им в установленном порядке. Однако правоудостоверяющие документы на землю, как правило, отсутствуют, либо не полностью оформлены, либо не предоставляются по различным причинам органам власти, принимающим решения о передаче земельных участков третьим лицам.

Третья проблема. Учитывая, что данные о границах земельных участков, установленные 30-50 лет назад, устарели, а межевые знаки утрачены, часто возникает проблема идентификации земельных участков, указанных в решениях об отводе, реально занимаемым воинскими частями и формированиями земельным участкам. Нерешенность указанных проблем приводит к нарушениям имущественных прав как Российской Федерации в целом (собственника земельных участков), так и землепользователей, получивших земельные участки для нужд обороны и безопасности.

Решение второй и третьей проблем видится в принятии на законодательном уровне упрощенного порядка выдачи правоудостоверяющих документов на земельные участки, занятые воинскими частями и формированиями, на основании архивных документов об отводе земли, а при отсутствии таковых - на основании данных инвентаризации земельных участков.

Земельные участки как объекты недвижимости имеют индивидуальные признаки: площадь, местонахождение, определенные на местности границы и другие признаки. Лишь после описания границ земельного участка и его учета в государственном земельном кадастре земельный участок считается сформированным. Практика показывает, что не во всех случаях о земельных участках, предоставленных Вооруженным Силам Российской Федерации и другим ведомствам, имеются сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Зачастую они не учтены в Едином государственном реестре земель - составной части государственного земельного кадастра, и их точное местоположение зачастую сложно определить на местности. Однако это не означает, что ранее предоставленные земельные участки не имеют границ, и по этой причине право на них отсутствует или не распространяется. Хотя в этом случае определить земельный участок на местности затруднительно, разрозненные сведения о таких земельных участках могут храниться в различных архивах. Если же планы, описания земельных участков отсутствуют, то должны быть проведены землеустроительные работы. Их проведение урегулировано Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственном земельном кадастре», Федеральным законом «О землеустройстве», постановлениями Правительства Российской Федерации, Методическими указаниями и инструкциями Федеральной службы земельного кадастра России (в настоящее время -Роснедвижимости). После проведения таких работ, сведения о земельном участке вносятся в государственный земельный кадастр. Только после проведения кадастрового учета земельных участков возможна государственная регистрация прав на них. Причем проведение указанных работ требует значительных бюджетных расходов.

Выход из создавшейся ситуации видится в принятии упрощенной процедуры регистрации прав на земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности.

Другое решение проблемы оформления земель военных - регистрация прав на такие

земельные участки (как правило, право постоянного (бессрочного) пользования) в границах первоначального отвода без проведения работ по межеванию. В силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В ряде субъектов Российской Федерации такая регистрация остро необходима для защиты прав и законных интересов не только землепользователей (военных), но и для недопущения ущемления прав собственности Российской Федерации на такие земли. Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации ранее возникших прав на земельные участки, является кадастровый план земельного участка. Кадастровый план выдается правообладателю земельного участка в результате проведения государственного кадастрового учета в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственном земельном кадастре».

Ввиду того, что средств на проведение землеустроительных работ у военных, как правило, нет или недостаточно, а для проведения кадастрового учета требуется предоставление материалов межевания (землеустройства), может создаться мнение, что вопрос неразрешим. При этом часто не учитывается то обстоятельство, что с 1922 года при предоставлении земельных участков (в том числе военным) государством осуществлялась регистрация землеотводов. Документы, содержащие регистрационные записи об отводах земельных участков, легли в основу государственного земельного кадастра. Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре», является юридически действительным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 № 105, утвердившим Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, было определено, что границы и размеры земельных участков, переданных в пользование юридических лиц до 02.02.1996, не подлежат пересмотру. Следовательно, для получения кадастровых планов земельных участков, предоставленных военным, им необходимо обратиться в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра (в Земельную кадастровую палату), с заявкой о внесении в Единый государственный реестр земель сведений о ранее учтенном земельном участке.

Указанная процедура не является панацеей, так как обязательным приложением к заявке являются правоудостоверяющие документы на земельный участок, выданные в соответствии с действовавшим в тот момент законодательством, которые не всегда имеются в наличии у землепользовате-лей-военных, а также иных материалов, позволяющих технически внести данные о земельном участке в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ). После внесения в ЕГРЗ сведений, землепользователь-заявитель вправе получить выписку из государственного земельного кадастра, содержащую кадастровый план земельного участка с присвоенным ему кадастровым номером и зарегистрировать существующие права на земельный участок.

Необходимо отметить, что в этом случае в государственный земельный кадастр вносятся данные о земельных участках, как о ранее учтенных, по ориентировочной площади, подлежащей уточнению в последующем при проведении работ по межеванию. Проведение процедуры учета земельных участков может создать ряд новых проблем, некоторые из которых могут привести к кризису местных бюджетов. Дело в том, что в ряде регионов Российской Федерации в 40-70-х годах прошлого века земли отводились военным в размере тысяч гектаров. В настоящее время эти земли не используются военными, часто заброшены. Нередки случаи их перераспределения местными властями: предоставление под ве-

дение садоводства, огородничества, строительство жилых домов и иных объектов. Средства от распоряжения такими землями поступают в местные бюджеты в полном объеме, так как сведения о земельных участках военных в государственном земельном кадастре, Едином государственном реестре прав, архивах местных администраций зачастую отсутствуют. В результате федеральный бюджет недополучает колоссальные суммы.

Думается, что решение этих проблем исключит незаконное отторжение федеральных земель у их юридических землепользователей решениями органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и одновременно сократит расходы на последующие многолетние административные и судебные разбирательства по административным, уголовным и гражданским делам.

Об изменении отдельных законодательных актов в связи с введением Градостроительного кодекса Российской Федерации

Продолжение

В отведенный срок заявители, желающие участвовать в аукционе, должны представить заявку с указанием реквизитов счета для возврата задатка, выписку из единого государственного реестра юридических лиц либо, если это физическое лицо - копии документов, удостоверяющих личность, и документы, подтверждающие внесение задатка. Следует отметить, что представление иных документов законодательством не предусмотрено.

Если в аукционе участвовали менее двух участников или когда после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, аукцион признается несостоявшимся. В этом случае организатор может объявить о проведении повторного аукциона с изменением его условий.

В статье 38.2 определяются «особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства».

В частности, установлено, что такие аукционы могут проводиться только в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.

В пункте 3 статьи 38.2 приводятся сведения, которые в обязательном порядке должны быть указаны в извещении о проведении аукциона, например, сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере земельного участка, максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории, максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства и так далее.

Следует иметь в виду, что статья 30.1 Земельного кодекса вступит в силу с 1 октября 2005 года.

В статье 30.2 рассматриваются «особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, предоставленных из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», а также права и обязанности собственников и арендаторов. Следует иметь в виду, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение последними обязанностей, установленных отдельными положениями Кодекса, с них будет взиматься неустойка в размере одной стопя-тидесятой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения, от размера арендной платы или размера земельного налога за каждый день просрочки.

Статья 38.1 определяет «порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства». В частности, установлено, что в качестве продавца земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или продавца права на заключение договора аренды такого участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Он же принимает решение о проведении аукциона и в качестве его организатора определяет начальную цену, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. При этом следует иметь в виду, что начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Извещение о проведении аукциона должно быть размещено в периодическом печатном издании исполнительного органа не менее чем за тридцать дней до его проведения.

Окончание см. на стр. 82.

Статья 93 . Земли обороны и безопасности

1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства и огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

5.1. Земли обороны и безопасности, временно не используемые по целевому назначению, с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, могут включаться в границы охотничьих угодий в

Это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности вооруженных сил, других войск, воинских формирований, учреждений, организаций, предприятий, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности РФ, защите и охране государственной границы, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, права на которые у участников земельных правоотношениям возникли по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Характерной особенностью этих земель является наличие запретных зон. Законодатель преследует три цели, устанавливая эти зоны:

1. Обеспечение безопасности хранения вооружения, техники.

2. Защита населения.

3. Охрана окружающей среды.

Реализация этих целей обеспечивается за счет установления зон двух видов:

1. Внешние зоны, в пределах которых устанавливается ограничение хозяйственной и иной, в т.ч. рекреационной, предпринимательской деятельности.

2. Внутренние зоны, находящиеся в границах самого военного объекта.

Земельные участки предоставляются для:

1. Строительства, подготовки, поддержания готовности вооруженных сил, а также войск, других военных формирований, в т.ч. и участки для проведения испытаний, учений и т.д.

2. Земельные участки, необходимые для разработки, ремонта вооружений, техники и т.д.

3. Для создания запасов, материальных ценностей в государственных и мобилизационных резервов.

К землям обороны также относятся земли государственной границы, определенные Законом РФ «О государственной границе РФ». Согласно ст. 8 этого ФЗ земли для пограничной полосы передаются в постоянное бессрочное пользование пограничным войскам для обеспечения безопасности, суверенитета РФ. Пограничная полоса – это территория шириной в 5 км от государственной границы вглубь государства.

К землям обороны и безопасности также относятся земли ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований), их правовой режим определяется Законом РФ от 14.07.1992 года № 3297-1.

ЗАТО – это территориальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению, утилизации оружия массового поражения, переработки радиоактивных и другим материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания населения.

На территориях ЗАТО устанавливается особый режим, имеющий следующие цели:

· обеспечение национальной безопасности;



· выполнение международных обязательств по нераспространению оружия массового поражения;

· обеспечение защитой сведений о ядерном и других видах оружия, составляющих государственную тайну;

· пресечение диверсий и террористических актов;

· обеспечение безопасных условий работы и проживания граждан;

· защита окружающей среды.

Режим особой охраны включает в себя:

1. Установление запретной зоны (территории самого объекта, внутренние зоны).

2. Установление контролируемой зоны (территория ЗАТО без объекта – вся контролируемая зона). Разрешение на въезд, выезд, проживание на этой территории, ограничение на полеты над контролируемой территорией, ограничение на ведение хозяйственной, предпринимательской деятельности, ограничение владения и пользования землей, иными природными ресурсами.

Постановление Правительства № 176 от 31.03.2006 года утвердило правила передачи земельных участков из земель обороны и безопасности в аренду или безвозмездное срочное пользование гражданам, юридическим лицам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся войска, военные формирования, формируют перечни участков, предполагаемых к передаче в пользование граждан или юридических лиц. Перечни формируются ежегодно не позднее 1 мая и передаются в Федеральное агентством по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство в двухнедельный срок информируют граждан и юридических лиц о наличии таких земель. Заинтересованные лица должны обратиться в ФА по управлению государственным имуществом с заявлением, в котором указывают цель использования земельного участка, примерное местоположение, размер земельного участка, испрашиваемое право (аренда или безвозмездное срочное пользование - лицам по ст. 24 ЗК РФ). В двухнедельный срок ФА принимает решение о предоставлении земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка. Отказ должен последовать, если особенности использования земельного участка не соответствует целям земель обороны и безопасности.

В случае торгов на приобретение земельных участков могут принять участие только жители ЗАТО или ЮЛ, зарегистрированные на территории этого ЗАТО. Детали такого предоставления земельных участков определены в Правилах.

1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства и огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

5.1. Земли обороны и безопасности, временно не используемые по целевому назначению, с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, могут включаться в границы охотничьих угодий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 93 ЗК РФ

1 — 7. К землям обороны и безопасности относятся земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов, организаций, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, охране Государственной границы РФ, безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях (далее — ЗАТО). В целях обеспечения безопасности хранения военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

К землям обороны относятся также земельные участки для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.). При необходимости временного использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у их правообладателей не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования. В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 1 декабря 2007 г.) сведения в военной области об отводе земель для режимных и особо важных объектов составляют государственную тайну.
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.

В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 4 декабря 2007 г.) в интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и при необходимости — по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта. Пограничники в целях защиты и охраны Государственной границы РФ имеют право доступа на любые земельные участки в пределах приграничной территории.

Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в ЗАТО земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Соответствующие органы должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами ЗАТО (п. 4 ст. 93 ЗК).

Согласно ст. 6 Закона РФ от 14 июля 1992 года N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 1 декабря 2007 г.) земельные участки, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам. В ЗАТО особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.