Знамения в дубровицах. Церковь знамения в дубровицах

Храм воздвигнут воспитателем Петра I князем Борисом Алексеевичем Голицыным в знак примирения с государем. В 1689 году Б.А. Голицын был оклеветан перед царем и удалился к себе в деревню, но уже в 1690 году Борис Алексеевич был вызван обратно в Москву, тогда же он и начал возводить новый храм, в закладке которого участвовал государь.

Архитектура церкви

Знаменская церковь с необычной для Подмосковья архитектурой строилась из местного белого камня, который часто встречается в Подольском районе. Из этого же материала изготавливалась резьба декоративного убранства храма.

В плане постройка образует равноконечный крест с закругленными лопастями. Основной объем храма, приподнятый на высокий фундамент, опоясан открытой галереей, иначе говоря, гульбищем, на которое ведут четыре широкие лестницы. Над центральной частью возвышается восьмигранная башня, увенчанная куполом в виде золоченой короны.

Храм снизу доверху покрыт резьбой с растительными мотивами, фасад также украшен скульптурами. С западной стороны установлены статуи святителя Иоанна Богослова и Григория Златоуста. Все элементы наружного и внутреннего декора не относятся к русской традиции того времени. Возможно, используя приемы западной архитектуры, князь стремился угодить Петру I, который отдавал предпочтение европейским манерам.

Внутреннее убранство храма также богато декорировано и изобилует скульптурными композициями и лепными рельефами на библейские и евангельские темы. Центральное место занимает «Распятие». Справа от него сделана надпись, на которую указывают два сидящих ангела. Подобные тексты, сопровождающие и другие сцены, изначально были сделаны на латинском языке. При реставрации в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов) потребовал заменить их на церковнославянские цитаты из Евангелия.

К счастью, сохранился деревянный иконостас и резные двухъярусные хоры. Создание икон приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Во всем убранстве храма западноевропейские традиции соседствуют с «нарышкинским барокко». Такой стиль получил название «голицынское барокко».

Освящение храма

Столь дерзкий для своего времени проект Б.А. Голицыну удалось воплотить только благодаря поддержке Петра I. Строительство храма было закончено к 1699 году, после чего прошло еще пять лет до момента открытия Знаменской церкви.

Патриарх Адриан не давал разрешение на освящение столь необычного храма, украшенного на европейский манер.

После смерти патриарха местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). И в феврале 1704 года он освятил новую церковь в Дубровицах в присутствии Петра I и его сына царевича Алексея. Пышные торжества по этому поводу продолжались целую неделю, и на них были приглашены все местные жители.

Храм в XX веке

Колокольню Знаменской церкви, которая находилась рядом с храмом, взорвали в 1930 году. Сам храм не пострадал, но был долгие годы закрыт для богослужений. В конце 1950-х годов храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который 40 лет вел реставрационные работы в церкви. Они, к сожалению, так и не были завершены.

В 1990 году, в канун 300-летия начала строительства храма, в нем возобновились богослужения. А в 2004 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых латинские тексты в убранстве храма были восстановлены в своем первоначальном виде. Были поновлены уникальные горельефы конца XVII - начала XVIII века и отреставрированы Царские врата иконостаса.

Храм Знамения сооружен в 17-18 веках в селе Дубровицы. Храм построен по заказу князя Бориса Алексеевича Голицына в стиле барокко. Предполагается, что строительство вели мастера из Италии или Швейцарии. Сверху до низу храм покрыт белокаменной резьбой преимущественно растительного характера, большое количество барельефов и круглой скульптуры.



Первое упоминание о Дубровицах относится к 1627 году: «В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина с. Дубровицы на реке Пахре, в устье речки Десны». После смерти оного, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к дочери Морозова - Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И.А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных. В конце XVII века здесь развернулось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына - воспитателя и сподвижника Петра I. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования, в 1689 году он неожиданно подвергся опале, и был вынужден удалиться в деревню. Звезда Голицына близилась к закату, и потому он преимущественно жил в своих подмосковных вотчинах - Дубровицах, Больших Вязёмах, Марфине.

В 1690 г. князь заложил в Дубровицах необыкновенно красивый храм, истинный архитектурный шедевр. Столпообразное здание, стоящее на высоком стереобате, окружено открытыми галереями с веерообразными лестницами. Над первым четырёхлепестковым ярусом возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальным ажурным куполом. Белокаменная Знаменская церковь снаружи и изнутри богато украшена резьбой по камню и круглой скульптурой, а также барельефами. Характер скульптуры и латинские надписи (заменённые в последствии на русские) свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам, но есть здесь что-то и от "нарышкинского барокко". Голицын смог воплотить столь дерзкий архитектурный замысел только благодаря близости к Петру I, очень интересовавшемуся постройкой этого храма. И освящен был храм при высочайшем присутствии государя и царевича Алексея в 1704 году.

Церковь частично отреставрирована при советской власти, внутренние работы ведутся и сейчас, храм действует.



Церковь Знамения Пресвятой Богородицы расположена в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм - уникальный памятник русской архитектуры конца XVII- начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной. Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса - бриллиантовым рустом.

Интерьер Знаменской церкви украшают горельефы, выполненные на библейские сюжеты. Сцены «Страстного цикла» сопровождаются латинскими стихами, помещенными в изящные картуши. Такие же надписи имеются и под ангелами с орудиями страстей Христовых. В храме можно увидеть скульптуры с изображением воскресения Христова, коронования Божией Матери и проч. В западном лепестке церкви сохранились двухъярусные деревянные золоченые хоры, на которых в 1704 г. во время освящения храма молился царь Петр I со своим сыном царевичем Алексеем.

Считается, что Знаменская церковь в подмосковной усадьбе Дубровицы была заложена в 1690 г. князем Борисом Алексеевичем Голицыным, воспитателем будущего государя Петра Великого. Царь поддержал строительство нового храма и даже повелел написать для иконостаса два образа - святых князей Бориса и Глеба и апостолов Петра и Павла. Эти иконы сохранились до наших дней. Церковь является архитектурной доминантой древней усадьбы Дубровицы, раскинувшейся у слияния рек Пахры и Десны.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах с 1990 г. является действующим храмом.

http://www.dubrovitsy-hram.ru/



Прекрасная жемчужина подольской земли, одна из самых красивых церквей Подмосковья, уникальный памятник русской барочной архитектуры - церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы. Церковь расположена среди холмов и лесов, том месте, где сливаются реки Пахра и Десна. Владелец Дубровиц, магнат и крупный землевладелец князь Борис Алексеевич Голицын, был одним из могущественных вельмож раннего периода петровского царствования. В 1689 г. он попал в опалу и удалился жить в загородную резиденцию, где и развернулось большое строительство и появилась задумка отстроить храм в лучших иностранных формах.

Храм возводился на месте бывшей деревянной церкви в период с 1690 по 1704 гг. По некоторым сведениям, к строительству привлекались итальянские мастера. Множество знаменитых гостей и даже сам Петр I присутствовали при освящении храма 24 февраля 1704 г. Освящение проводил местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан.

В архитектуре церкви прослеживается удивительный синтез русского искусства и традиций западноевропейского зодчества. Основанием центральной части церкви служит квадрат, к сторонам которого примыкают полукруглые трехлопастные части, ориентированные по сторонам горизонта - восточная служит алтарем, а три другие притворами. Нетрадиционное завершение трехъярусной восьмигранной башни золотой короной с крестом в сочетании с белокаменной резьбой по всему фасаду создают впечатление воздушности и легкости. В создании уникальной резьбы участвовали швейцарские мастера, специально для этого привезенные князем Голицыным. Ажурная резьба растекается сплошным орнаментом, изумительным и изысканным, по всему фасаду. Кроме резьбы фасад украшен рельефными скульптурами святых, апостолов, ангелов. По сторонам света расположены веерообразные лестницы. Рельефная скульптура и не менее великолепные орнаменты поражают и во внутреннем убранстве церкви. Особенно обильно барельефами украшено внутреннее пространство восьмигранной башни. Интересно, что изначально скульптурные композиции были сопровождены текстами на латыни, однако при реставрации церкви в середине XIX в. их заменили церковнославянскими. Авторский вариант был восстановлен в 2004 г. Настенная роспись отсутствует, в иконостасе сохранились иконы работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля.

Недавно уникальный храм был внесен в список погибающих памятников. К сожалению, здание храма разрушалось и разрушается под воздействием естественных причин. Кроме того, к разрушению храма приложили руку борцы с религией XX века. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

http://www.tutnedaleko.ru/target/cerkov_znameniya_bogorodicy_v_dubrovicah



Впервые село Дубровицы упоминается в документах в 1627 году: "На реке Пахре, усть речки Десны... двор боярский, двор коровий с деловыми людьми... А в селе церковь Илии Пророка деревянна... а у церкви во дворе поп Иван Федоров, а во дворе дьячок и просвирница". Во времена, к которым относится первое документальное свидетельство о Дубровицах, село принадлежало боярину Ивану Васильевичу Морозову, возглавлявшему Владимирский судный приказ. Достигнув старости, благочестивый боярин постригся в монахи, оставив Дубровицы в наследство своей дочери Аксинье, которая вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. Именно по инициативе этой семейной четы в селе возвели деревянную церковь Илии Пророка (известно, что службы в ней совершались вплоть до 1690 года). После смены нескольких хозяев Дубровиц, имение в конце ХVII столетия переходит к воспитателю-"дядьке" Петра Первого - Борису Алексеевичу Голицыну. В описании храма, составленном дубровицким священником Сергием Романовским в самом начале ХIХ века, говорится, что Голицын - "муж, ревности ко благочестию исполненный, который почитал единственным себе увеселением посещать и украшать храм Божий. Силою того благочестия движим будучи, восхотел, вместо упомянутого деревянного здания, воздвигнуть храм каменный такого великолепия, какого требует величие поклоняемого в нем Божества". Церковь же Илии Пророка при этом перенесли в соседнюю деревню Лемешово.

По всей видимости, решение Голицына о возведении нового храма было вызвано сразу несколькими причинами. Во-первых, строительство он, похоже, решил приурочить к окончанию своей опалы. Приехав в столицу, Борис Алексеевич сразу показал царю Петру некие наброски. Зачем? По одной из версии, ещё будучи совсем юным, Пётр часто бывал в Дубровицах у своего "дядьки", был увлечён его дочерью, да и саму природу местную любил. "На холме, что круто высится над Десною и полого к Пахре спускается, стоял барский дом-терем. Чуть от него восточнее была церковка... А за нею с холма открывался вид... на низинный луг, обрамлённый роскошными ветлами, что буйно росли вдоль берегов обеих рек, смыкавшихся воедино, образуя как бы мыс корабля", - так описывает пейзаж того времени Э.Г. Филипович в своей книге "Дубровицкие повести, легенды и были". По одной из легенд, которая часто приводится в краеведческих материалах, юный Пётр, однажды посетивший Дубровицы, восклиунул, обращаясь к своему "дядьке": "Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Храм бы такой здесь поставить, чтобы и немцы ахнули! Чтобы другого такого в целом мире не было!". Голицын эти слова запомнил, мысль воплотить в белом камне мечту своего воспитанника с тех пор не оставляла его. Чертежи Петру понравились до такой степени, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на зодчих, ни на отделке. И лично приехал 22 июня 1690 года в Дубровицы на закладку первого камня. А вот на вопрос - кто строил, точного ответа нет.

В книге начала прошлого века "Дубровицы - знатное село, имение князя С.М. Голицына" сказано, что "самые искуснейшие в деле мастера, человек до ста, нарочно были выписаны из Италии". Строили долго и только в летнее время. Сторонники теории иностранного происхождения зодчих Знаменской церкви утверждают, что многие декоративные элементы, использованные при его украшении, в России раньше не встречались. В частности - всевозможные рельефные завитки, экзотические цветы и плоды, вырезанные в камне. Кроме того, специалисты отмечают, что в русской архитектурной традиции не было принято ставить скульптуры апостолов, изображать восстающего из гроба Христа и иллюстрировать традиционно католический сюжет "Коронование Богоматери". Меж тем, всё это можно увидеть в дубровицком храме. И пластика горельефов, и реалистичность персонажей скорее указывают на европейские мотивы эпохи Возрождения. Даже венчающая храм царская корона противоречит православным архитектурным канонам. Более того, многие эксперты предполагают, что среди лепного убранства Знаменского храма зодчий "спрятал" свой портрет. Речь идёт о так называемой "маске мастера" - голове молодого человека над изображением сцены "Возложение тернового венца". Это вполне обычная практика именно для европейского зодчества, но не для русского, для которого вообще весьма характерно стремление к анонимности. Однако версия об итальянском происхождении авторов Знаменской церкви - не единственная. В литературе можно встретить предположение, что храм строил некий Тессинг или безвестный русский мастер. Так, М.М. Дунаев в своей книге "К югу от Москвы" из знаменитой серии "Дороги к прекрасному" пишет: "В облике Знаменской церкви, в её построении, объёмной композиции можно отметить немалое сходство с известными храмами центрического типа, созданными примерно в тоже время: Покрова в Филях, Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря и других".

К концу ХVII века строительство храма завершилось. В 1698 году у Голицына гостил австрийский посланник Иоганн Корб, который в своём дневнике немало восхищается этой церковью. Правда, несколько лет прекрасное здание стояло неосвящённым. Дело в том, что Патриарх Московский Адриан наотрез отказался освящать столь явно выбивавшийся из принятой на Руси традиции храм. В результате освятили церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" только в феврале 1704 года, когда Русская Церковь - после кончины Патриарха и запрета Петра избирать нового Предстоятеля - осталась без своего главы. Освящение совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), "при высочайшем присутствии, - как отмечает в уже упомянутом описании священник Сергий Романовский, - благочестивейшаго Государя Петра Алексеевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ".

По случаю освящения храма в Дубровицах устроили пир на весь мир - царь Пётр обожал застолья. "По Высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, и так на 50 верст расстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования, и с удовольствием через семь дней торжества делано было угощение", - сообщается в книге "Дубровицы - знатное село". По окончании торжеств Пётр I отбыл в Петербург - его ждали великие дела. Исследователи "подозревают" в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и валяли "наши". И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает "резь" иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты. Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих их них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены "обобщённые образы людей необычайной внутренней силы". Внутри же здания мы видим "не сдержанность чувств и самоуглублённое совершение, а экспрессивное выражение страстей". К середине ХIХ века Знаменский храм совершенно обветшал, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы в 1844 году дубровицкий священник Иоанн Булкин не начал буквально засыпать опекунов просьбами о ремонте. Те, недолго думая, дабы обезопасить себя от "бесполезных" трат, решили церковь закрыть. Но неугомонный батюшка пожаловался митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) и своему соседу - московскому генерал-губернатору. После этого реставрация всё-таки началась. Руководил ею архитектор Дворцового архитектурного училища Ф.Ф. Рихтер. Будучи специалистом в области средневекового зодчества, он решил переделать храм в "старорусском" стиле. Рихтер едва успел заменить латинские надписи в интерьере русскими и собрался украсить церковь более традиционными иконами, как последовала новая жалоба святителю Филарету (Дроздову) - всё от того же отца Иоанна. В результате убранство храма удалось сохранить, реставраторы только утварь и паникадило заменили на новые, "под старину", да позолотили хоры и иконостас. Освятили обновлённый храм в августе 1850 года.

Что только не размещалось в дубровицком храме после Октябрьской революции! После разграбления храма, помещение использовали в качестве склада, "квартировавших" в главном доме воспитанников детского дома, военных лётчиков, Института кормления домашних животных (с 1960-х годов - Всесоюзного НИИ животноводства). Лишь в 1990 году Знаменскую церковь вернули верующим. Конечно, помещение, столько лет служившее складом, требовало ремонта. Фронт работ был огромен - начиная с очистки цокольного этажа от груд строительного и прочего мусора и заканчивая просушиванием самой церкви. И позолота на короне требовала восстановления, и крест надо было реставрировать, и отопление с вентиляцией провести... Дубровчане рассказывают, что Знаменский храм трижды оказывался на краю гибели. Впервые - во время Отечественной войны 1812 года. Тогда в этих местах мародёрствовали французы, но дубровицкую церковь они не тронули - уж очень красивой она показалась "утончённым" оккупантам. По этой же причине храм - с минимальными утратами (в частности, он лишился колокольни) - устоял и в послереволюционные годы. В 1941 году, во время наступления гитлеровцев, на крыше Знаменского храма установили пулемёт. Она значилась в списках "приговорённых" к уничтожению. Однако, когда сапёры уже заминировали храм, у их юного командира язык не повернулся отдать приказ. Говорят, он тянул несколько дней, находя разные предлоги повременить со взрывом. К счастью, как раз в те дни немцев удалось остановить, и командир, ответственный за судьбу храма, попросил позвать кого-нибудь постарше. Приехал полковник, потом генерал, чей штаб располагался неподалёку. Последний, увидев необычную церковь и помолчав, произнёс: "Приказ приостанавливаю! Временно. А за неисполнение приказа - обоих..." Но в ту же минуту наши войска в наступление пошли... Так в третий раз церковь Дубровицкую спасла её красота.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №92, 2014 г.



Знаменский храм в Дубровицах - уникальный представитель уникального стиля в русской архитектуре. Впрочем, русской ли? "Построено в России" ведь не гарантирует "русскости". Князь Борис Алексеевич Голицын был ярым сторонником европеизации, и архитектурное течение, которое он пытался привить на русской земле, получило название "голицынского барокко". Это невероятно яркий (и столь же условный) стиль. Почему яркий - понятно без объяснений. А условный в первую очередь потому, что он - во многом искусственный. "Голицынское барокко", в отличие от того же "нарышкинского", не явилось результатом художественного осмысления традиций предшествующих архитектурных поколений, их обновления или синтеза с иностранными художественными веяниями. Голицынский стиль - это чистая европеизация, эффектный, но механический перенос западной манеры на русскую землю. Даже так называемое "петровское барокко" с его экзотическими голландскими вогнутыми шпилями в сравнении с "голицынским" казалось более русским - в нём сохранились традиционная планировка "храма-корабля", знакомая композиция "восьмерик на четверике". Голицынский же стиль полностью порывал с отечественной традицией, ориентируясь более на австрийское зодчество, а через него - на итальянский Ренессанс. Планировка храма-ротонды, центрическая композиция, смелая пластика - в общем, сделать всё, чтобы эта церковь не была похожа на русскую церковь. В итоге развития на нашей почве "голицынское барокко" не получило, и это результат закономерный. Ярчайшие примеры этого стиля - храм Рождества Богородицы в Подмоклове и Знаменская церковь в Перово. Знаменский храм оригинален в плане - он может показаться ротондой, но это не ротонда, а четверик, хотя искусно "закамуфлированный": с каждой стороны к нему "примыкают четыре апсиды - каждая трёхлепестковой формы. План распространяется в окружающее пространство" причудливой конфигурацией лестниц" ("Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства" В.Г. Власова). То есть, по факту, в основание церкви положен всё-таки традиционный крест, хотя и со скруглёнными концами. Традиция спрятана за экзотикой. Что ещё? Обширная открытая паперть, фигурные лестницы, ставшая, кажется, самоцелью рустовка, богатейшая орнаментальная резьба и скульптурные украшения - от изваяний Григория Богослова и Иоанна Златоуста у входа до феерического карниза, полностью скрывающего за белокаменными кружевами и кровлю основного объёма, и нижнюю часть высокого восьмерика. Такого высокого, что он кажется башней, разделённой горизонтальным членением; впрочем, это последнее - чисто декоративный ход, направленный именно на зрительное восприятие. Здание увенчано куполом, снаружи не видным за ажурной золочёной короной с крестом. Металлический ажурный венец покрыт позолотой. Интересны четырёхлепестковые окна в основании короны - это действительно окна, их можно увидеть и изнутри храма, под самым куполом восьмерика-башни.

Очень интересно выглядит сложная фигурная кровля. С земли её не сразу разглядишь - она закрыта поясом белокаменного растительного орнамента и скульптур. Резьба по белому камню в русском зодчестве широко применялась, однако рисунок и приёмы, которые мы здесь наблюдаем, а главное - скульптурные изображения святых, совершенно не свойственны отечественной церковной архитектуре. Эта итальянская "реплика" в 1703 году смотрелась более чем смело... Довольно выразителен вытянутый восьмерик и даже действительно на четверике. Карнизы делят всю конструкцию на три световых пояса. Нижний ярус отмечают выступающие прямоугольные окна со скруглённой верхней частью. Такие же окна есть в среднем ярусе, а в верхнем они - небольшие, восьмиугольные, особенно богато украшенные резьбой. Особенно бросаются в глаза ростовые статуи двух святителей - Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа от входа в храм). Скульптурное изображение святителя Василия Великого не столь заметно - его поместили на крышу над входом. Сегодня этим скульптурам требуется тщательная реставрация. Высота Знаменского храма с куполом - свыше 42 метров. Благодаря своей необычной башнеобразной композиции, изнутри Знаменская церковь воспринимается как единое сложное целое, раскрываясь сразу вся, во всём великолепии интерьера. Здесь тоже поражает воображение скульптурное убранство. Оно очень динамично, даже экспрессивно (не удивительно - ведь оформлением храма занимались итальянские мастера: в его "иностранном происхождении" у исследователей сомнений нет). При этом убранство полностью подчинено вертикальному построению всего внутреннего объёма храма - чем выше, тем богаче, изощрённее динамизм.

Интересно отметить наблюдение М. Дунаева: "Регистровость композиции интерьера Знаменской церкви обусловила некоторую тесноту в расположении отдельных изображений и определила технические трудности, возникшие перед мастерами, вынужденными порою помещать фигуры во весь рост в сравнительно невысоких ярусах. Этим, вероятно, объясняется некоторое нарушение пропорций человеческого тела в скульптурных изображениях". К слову о регистровости композиции". Если присмотреться, замечаешь, что расположенные ярусами лепнина и рельефы "башни" Знаменской церкви - своего рода аналог традиционного русского иконостаса. В парусах под "башней" помещены изображения евангелистов. Над ними, в первом ярусе, - "Возложение тернового венца", "Несение креста", "Распятие Христово". В следующем ярусе - ветхозаветные пророки (опять же, своего рода пророческий чин); над ними - ангелы; в куполе, вполне в русских традициях, - "Господь Саваоф". Если авторство скульптуры - безусловно итальянское, то безусловно русскими исследователи признают дополняющий богатое внутреннее убранство резной трёхъярусный иконостас (тоже со скульптурами, только деревянными) и великолепные хоры. Последние сами по себе - произведение искусства. Массивные, двухъярусные, нависающие над входом в храм, они сплошь покрыты резьбой. Нижний ярус оформлен в виде галереи, верхний - в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи. Всё сооружение - сочетание величественности и изящества. Несмотря на то, что Знаменская церковь в Дубровицах в советское время была закрыта и долге время использовалась как склад, многие её святыни уцелели. Уцелели - чудом. Иконам и Распятию пришлось пройти через многие испытания, чтобы, в конце концов, вернуться на своё законное место в храме.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск № 92, 2014 г.



В начале XVII ст. в селе Дубровицах была деревянная церковь во имя Илии Пророка. В писцовых книгах 1627 г. значится: «в Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина село Дубровицы на реке Пахре, а в селе церковь Илии Пророка древянна, клетцки, а в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольнице колоколы и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви во дворе поп Иван Федоров, во дворе дьячок и просвирница; пашни церковные земли 10 четьи в поле, сена 20 копен, в селе двор боярский, в нем живет приказчик, двор коровий с деловыми людьми и 6 мест дворовых крестьянских пустых».

В окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 - 76 гг. Ильинская церковь писалась «в вотчине боярина Василия Петровича Морозова», без означения села. В 1646 г. в селе Дубровицах, вотчине боярина Ивана Васильевича Морозова, находились дворы: боярский, приказчий, 13 дворов дворовых людей. В 1656 г. боярин И. В. Морозов ту свою подмосковную вотчину село Дубровицы и село Ерино написал в духовной дочери своей Аксинье, жене князя Ивана Андреевича Голицына. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа под 1676 г. в статье об Ильинской церкви отмечено: «впредь писать в вотчине боярина князя Ивана Андреевича Голицына в селе Дубровицах, дани 2 алтына, заезда гривна, платил те деньги той же церкви поп Иван». В 1678 г. в селе Дубровицах показано: «двор вотчинников строится вновь, двор скотный и 4 двора дворовых людей; к селу принадлежала деревня Фокина, Гридина тож, на реке Пахре».

11 августа 1685 г. «по докладной выписке за пометою думного дьяка Лукьяна Голосова, теми вотчинами, которые написал в духовной боярин Иван Васильевич Морозов, в иноцех старец Иоаким, своей дочери княгине Аксинье, велено владеть после ее смерти мужу ее князю И. А. Голицыну с его детьми».

Князя И. А. Голицына не стало, а после него остались дети его «князья Андрей, Иван большой и стольник Иван меньшой». В 1683 г. они полюбовно между собою поместья и вотчины своего отца разделили и село Дубровицы досталось князю Ивану Ивановичу большому Голицыну и того же года оно было продано князю Борису Долгорукову. В 1687 г. у последнего оно куплено женою князя Ивана Голицына большого вдовою княгинею Марфою Федоровною и в 1688 г. продано князю Борису Алексеевичу Голицыну.

При князе Б. А. Голицыне построена была в селе Дубровицах каменная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, на месте Ильинской церкви, которая была перенесена в село Лемешево, находившееся близ села Дубровиц. /А. Вельтман в «Обновление храма Знамения Пресвятой Богородицы», Москва 1850 г., говорит, что по показанию священника, находившегося в прошлом столетии при оной церкви, храм этот основан в 1690 г. и освящен в 1704 г. в присутствии государя Петра Алексеевича митрополитом Стефаном Яворским./

Князь Б. А. Голицын при жизни отдал это село своему сыну Алексею, по смерти которого жена его вдова княгиня Анна Ивановна в 1734 г. разделила недвижимое имение разных уездов между детьми князя: Сергеем, Яковом и Иваном; село Дубровицы досталось Сергею Алексеевичу, а дочерям Марье и Екатерине она отдала приданые своей вотчины в Ярославском уезде. После князя Сергея Голицына и его жены Настасьи Васильевны селом владел их сын Алексей, а от него перешло к его сыну Сергею. Он продал село Дубровицы в 1781 г. князю Григорию Александровичу Потемкину, а у него оно куплено в 1787 г. Александром Матвеевичем Дмитриевым-Мамоновым.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.

Поговорим сегодня подробнее об усадьбе Дубровицы и главном ее сокровище - церкви Знамения Пресвятой Богородицы.
Дубровицам почти 4 века, храм младше самой усадьбы почти на 100 лет. Усадьба небольшая, но вполне традиционная: церковь (1690-1704), дворец (1750), курган, конный двор, три флигеля (изначально было четыре), хозяйственные постройки, липовый регулярный парк.

Реклама — поддержка клуба

Общий вид сверху на усадьбу - фото с сайта Знаменской церкви (www.dubrovitsy-hram.ru).

Усадебный дом и сейчас впечатляет - большой, красивый, очень гармоничный.

Но, конечно, главное украшение усадьбы - Знаменская церковь - белокаменная, высокая, ажурная, устремленная в небо, как будто парящая к облакам. Стоит она на высоком холме - в месте слияния двух рек - Пахры и Десны. И окружающая природа, луга рядом с ней, зеркала рек только подеркивают ее величие и стать.

История усадьбы Дубровицы ведет свой отсчет с 1627 года. В те годы это была вотчина боярина И. В. Морозова. Дочь Морозова Аксинья вышла замуж за князя Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных.

Дубровицы тесно связаны с именами Петра I и Екатерины II.
Внимание к усадьбе Петра I связано с тем, что владельцем Добровиц в те годы был Борис Алексеевич Голицын (1641-1714), сподвижник и воспитатель молодого Петра I. Закладка Храма Знамения состоялась в 1690 году. К 1699 г. строительство было закончено. Несколько лет храм ждал своего освящения. Владелец хотел освящать его только в присутствии Петра I. А он в те годы почти не бывал с Москве.

Заходим на территорию храма.


Наконец 11 февраля 1704 года в присутствии Петра I и царевича Алексея храм был освящен. Празднества в честь были очень пышными и торжественными и длились целую неделю.

А вот и она - Дубровицкая красавица!

Основные здания усадьбы - усадебный дом, конный двор, четыре флигеля, хозяйственные постройки были построены в 1750-53 гг. уже при внуке Б. А. Голицына, Сергее Алексеевиче.
В 80-х годах 19 века усадьба несколько раз меняла владельцев - Григорий Потемкин (1781), Екатерина II (1787), А.М. Дмитриев-Мамонов (с 1788). Именно с этого времени активно перестраивается в модном в то время стиле классицизма усадебный дом.

Центральную часть здания с южной стороны украсили шестиколонным портиком. К главному входу пристроили широкую белокаменную лестницу, перила лестницы и лоджии оформили решеткой в стиле ампир. На высоких каменных тумбах были установлены два мраморных льва.



У центрального входа во дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны сделали террасу-полуротонду с десятью колоннами коринфского ордера.

Почти 80 лет усадьба принадлежала Мамоновым, пока в 1864 году не перешла во владение Сергея Михайловича Голицына. Он же владел Дубровицами уже до самой революции 1917 г.
На этом лучшие годы Дубровиц закончились. Несколько лет после революции в усадьбе располагался музей дворянского быта. Потом все ценности были вывезены и усадьбу передали детскому дому. В 1932 году здесь разместился сельскохозяйственный техникум. В 1961 году в Дубровицы был переведен из Москвы Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства, который и сейчас здесь находится. Впрочем, это не единственное учреждение в этом здании.

Вот свидетельства советских времен усадьбы.

Храм был закрыт в 1930 году, а возвращен верующим в 1990 году. После проведения отопления службы стали проводиться здесь круглый год.
Храм безусловно великолепен и сейчас, но, конечно, очень нуждается в реставрации. Воинствующий пролетариат и время сделали свое дело. Церковь разрушается. Реставрация началась в 2003 году, но воз и ныне там. Следы идущих работ хорошо заметны, их ничем не спрячешь.

Вот памятник Екатерине II, над которым хорошо "поработали" пролетарские вандалы. Он стоял около разрушенной колокольни.

В самом низу храма в углах на невысоких постаментах стоят фигуры евангелистов. Почти все без голов и символов.

Только у евангелиста Матфея сохранилась голова и символ его - Ангел. Повезло...

Остается только молиться о том, чтоб эта неповторимая жемчужина не была утрачена, что восстановили ее и не испортили при этом.
Теперь поговорим более подробно о самом Храме.
Храм Знамения постоен в стиле барокко итальянскими и русскими мастерами. Имя архитектора этого шедевра скрыто историей. Архивы не сохранили ни его имени, ни того, почему вообще был выбран такой необычный для России проект церкви. Храм и сейчас производит неизгладимое впечатление, можно себе представить, как потрясал он своих современников. Храм богато украшен скульптурой, резьбой, лепкой. Он во всем необычен для православного храма. Даже венчает его не купол, а корона. И крест, и корона позолочены.
Высота храма с короной 42,3 м., с крестом - более 46 м.

На фотографии ниже вид Знаменского храма с восточной стороны. Над лестницей - ниша. Раньше в нише располагалось распятие. А побокам от него Богородица (слева) и Иоанн Богослов (справа).

Мне очень нравятся слова архитектора Сергея Маковского, которые он сказал о Дубровицком храме в 1910 г. : "…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!" Действительно, от созерцания храма просто невозможно оторваться, он притягивает и завораживает. Он такой один - тем и уникален!
Ну а теперь предлагаю вам мои фотографии из нашего семейного сентябрьского путешествия в Дубровицы. Просто смотрите и наслаждайтесь!





Смотровая площадка - насыпной курган. Сооружен еще при Б.А. Голицине. На вершине кургана ежегодно - до 1930 года - служили паниходы по погибшим в Отечественной войне 1812 года.
Раньше на курган поднимались по спиральной тропинке. А теперь вот сделали лесенку. Надо сказать лестница очень удобная, не опасная. Хорошо сконструирована.

Мостик, закрытые замочки, потерянные ключики - современная свадебная тема.





Фотография с замочками для нашей коллекции. Папа перелез через забор на высоком кургане. У меня упало сердце, пока он фотографировал нашу красотку.

Природа в Дубровицах хороша. За деревьями течет река Десна.



Ветер нещадно рвет листья деревьев. Все-таки осень...

В Дубровицах мы застали традиционно проводимый здесь в сентябрьские дни праздник - Цветаевский костер. 26 сентября 1892 года - день рождения Марины Цветаевой. Мы были в Дубровицах в субботу 29 сентября. Отмечался 120-летний юбилей поэтессы.
Цветаевские костры проводятся на Певческом поле. Певческое поле обрамляется с двух сторон Десной и Пахрой. Место очень поэтичное, вдохновляющее.

На заднем плане река Пахра.

Обойдя церковь снаружи вокруг, мы подошли к главному входу.

Главный вход в церковь в запада. У входа стоят две фигуры святителей - слева Иоанн Златоуст с книгой в руках, справа - Григорий Богослов. Скульптура третьего святителя - Василия Великого - стоит на крыше здания тоже с западной стороны.

У основания башни стоит 8 скульптур апостолов.



Не далеко от города Подольска, в месте слияния двух рек Пахра и Десна в усадьбе Дубровицы есть весьма необычный и не типичный для православной России православный храм. Его необычность в первую очередь заключается в нетрадиционном внешнем виде: храм представляет собой в основании равносторонний крест с высокой башней посредине, украшенной причудливой резьбой по камню. Вместо купола золотая царская корона. Снаружи храм украшен многочисленными скульптурами из камня, что также не характерно для русского православия.

Храм стоит на высоком холме и виден издалека, полное его название - Храм Знамения Богородицы в честь иконы Божией Матери «Знамение».

История и назначение храма Знамения Богородицы в Дубровицах до сих пор вызывает множество вопросов и споров и доподлинно не изучена. Так, например, по непонятным причинам не сохранились имена зодчих и тех, кто храм строил.

Храм Знамения Богородицы


Храм Знамения Богородицы в Дубровицах



На территории усадьбы

Усадьба Дубровицы, на территории которой был возведен столь необычный храм, имела много хозяев. Первым её владельцем в 1627 г. стал боярин Морозов. Затем усадьбу унаследовала его дочь Ксения, ставшая в последствии женой князя Голицына Ивана Андреевича. После её смерти усадьба перешла к её мужу Ивану Андреевичу Голицыну, а после досталась его сыну Ивану Ивановичу, который из-за долгов продал усадьбу Борису Долгорукову. Через четыре года усадьбу выкупила вдова князя И.И. Голицына и через год продала его своему родственнику Борису Голицыну. Это тот самый Борис Голицын, который был наставником, советником и воспитателем Петра I. Именно Борис Голицын в 1690 г. и начал строительство храма, которое завершилось в 1699 г.

Храм строился в стиле барокко и украшен необычными для того времени скульптурами и резьбой. Для строительства использовались белые камни из окрестных мест. Своей колокольни у храма нет, её заменяет небольшая наземная звонница, которая установлена напротив главного входа в храм.




Несмотря на то, что в 1699 г. строительство храма было завершено, его освещение произошло лишь в 1704 г. Стоит отметить, что закладка первого камня храма и его освещение происходила при участии и в присутствии Петра I.

Позже некоторое время усадьба вместе с храмом принадлежала Гришке Потемкину. Екатерина II, возвращаясь из Крымского похода в 1787 г. сделала короткую остановку в имении Потемкина. Необычный храм настолько её поразил, что она решила прибрать его к своим рукам. Правда, не себе лично в пользование, а для своего нового фаворита, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. В дальнейшем усадьба переходит по наследству к его сыну Матвею, который с 1817 года поселяется здесь надолго.

В усадьбе Дубровицы берет начало история тайной организации «Ордена русских рыцарей», основателем которой стал Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Возможно, в связи с этим и появились страсти и легенды вокруг этого необычного храма. Например, многих удивляет, почему в основании храм напоминает крест Тамплиеров, почему среди многочисленных фигур, украшающих храм, можно увидеть птицу Феникс, символизирующую возрождение магистра Ордена тамплиеров Жака Моле и, наконец, почему и для кого в самом храме появились надписи на латыни? Кто-то даже утверждает, что в храме спрятана шпага самого Жака Моле.

Итак, попробуем развенчать некоторые мифы и легенды храма Знамения Богородицы в Дубровицах.

Самая распространенная загадка, которая будоражит умы историков и обывателей, почему царь Петр I смог одобрить строительство такого необычного по форме храма, к тому же украшенного не совсем православными для того времени скульптурами и символами. Несмотря на благосклонность Петра I к Борису Голицыну, тогдашний патриарх тамошних мест Адриан почему-то наотрез отказался освещать столь непривычный русскому человеку храм. Лишь после его смерти храм осветил новый митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Есть предположение, что патриарх Адриан усмотрел, что храм Знамения Богородицы был задуман не как православный, а как католический, посему и отказался совершать обряд.




Всему этому есть некоторые объяснения. Дело в том, что Борис Алексеевич Голицын был весьма образованным человеком и приверженцем западной культуры. Он был частым гостем в Немецкой слободе и имел там много друзей. Мы прекрасно помним, что тяга ко всему немецкому появилась и у юного царя не без помощи его наставника Бориса Голицыны. Не исключено, что постройка собора такой необычный формы была навеяна его тягой и любовью ко всему западному и немецкому, в том числе и католическому стилю барокко. Голицын свободно говорил по-латыни и в его доме частым гостем были католические священники и духовенство. Миссионер Франциск Эмилиани, часто бывавший у Голицыных в гостях, писал, что Борис Алексеевич всегда отмечал особую красоту католического богослужения, пленявшего души многих московитов. Приверженцем всего немецкого был и Петр I, возможно, поэтому и он отнесся к строительству такого необычного храма весьма лояльно. А храм действительно напоминает католическую церковь.








Есть и ещё одна легенда, которую рассказывают служители храма. Когда юный Петр I приехал в гости к Голицыну в усадьбу Дубровицы, он был очарован красотой здешних мест и, стоя на холме, воскликнул: "Две реки, Десна и Пахра, сливаются за холмом, за лежащим под ним лугом, под острым углом, образуя нос корабля. Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было...". Вот Голицын и воплотил в жизнь мечту юного царя, построил некий гибрид католического и православного храма.

С первого взгляда странными и необычные выглядят фрукты, диковинные цветы и виноградные гроздья в орнаменте храма. Но и здесь тоже всё понятно. Дело в том, что Христос Лоза Истинная, Христос Виноградная Лоза - одно из символических именований Христа, основанное на словах Евангелия «Аз есмь лоза, вы же гроздие» (Ин. 15, 5). Так что ничего удивительного в наличие виноградных гроздей на стенах храма тоже нет.

Высота храма 42,3 метра. Цоколь и парапет по кругу украшают каменная резьба и каменная скульптура, до того времени нигде ранее в Подмосковье да и вообще в русских православных храмах не применявшаяся.

Что касается надписей на латыни, то изначально они были сделаны на латинском языке, но во время реставрации в XIX веке по настоянию митрополита Московского Филарета их заменили на славянские цитаты из Евангелия. Позже, в 2004 г. латинские четверостишия были восстановлены.

Перевод этих стихов:

Hora nona Jesus quum omnia consummavit,

Forte clamans spiritum Patri commendavit.

Latus ejus lancea miles perforavit,

Как на территории Москвы, так и на территории области существует большое количество памятников архитектуры. Причем оно не особо отличается от Ленинградской области. Естественно, подобных зданий, как Петергоф, здесь не найти, но уже того, что сохранилось, вполне хватит для определения Москвы и ее окрестностей как одного из основных туристических символов России.

Среди большого количества нетрадиционных особенностей местной архитектуры сильно выделяется Знаменская церковь, территориально расположенная в Подольском районе, на территории поселка Дубровицы.

Перед входом в церковь туристам предлагают ознакомиться с официальной историей возникновения и развития. Так, например, возводил данный храм князь Борис Голицын, получая активную поддержку царя Петра Первого. На строительство ушло целых четырнадцать лет (1690-1704 гг). Имена мастеров, занимавшихся ведением строительных работ, уже утеряны. На целых 60 лет его закрыли для верующих (начиная с 1930 года, его закрывают, а потом возвращают в 1990 году).


На вершине церкви присутствует корона. Выглядит довольно оригинально, по сравнению с традиционным куполом. Главной ее особенностью является тип строительного материала, использованного в процессе ведения работ. Это известняк. На территории Подольского района источников, где можно найти данный материал, достаточно много, и каждый из них использовался еще в 18-м веке.


Стены оформлены резным орнаментом. В античном стиле также присутствует большое количество статуй.


Каждая из них детализирована с высокой точностью, поэтому для максимально полного ознакомления необходимо потратить некоторое время. Интересно то, что вандалы, которые смогли добраться до некоторых статуй, лишили их голов.


Внутри предельно удачно объединяется христианство и античность. Знаменская церковь считается частью усадьбы Голициных.


Хотя не понятно, что было первично усадьба или эта античная красота.


Тем не менее, существует множество споров на эту тему. Но реальный ответ на поставленный вопрос мы уже вряд ли сможем когда-то узнать. Ведь Голицины имели огромное множество подобных архитектурных зданий.


Интересным является факт того, что это здание официально охраняется организацией ЮНЕСКО. Причина простая - защита от искушения что-то находить, копать и ломать.


Кстати, эта организация имеет в списке огромное количество других памятников архитектуры. В Википедии можно ознакомиться с полным перечнем. Но если рассматривать Южную Пальмиру в Сирии, возникает вопрос - от кого и каким образом эти монументы охраняются? Может быть, именно здесь организация принимает решения о дальнейшей судьбе. Если что, в любой момент можно избавиться от него. Конечно, используя для этого все финансовые и технические возможности злых и неуравновешенных бандитов.

Является ли случайным выбор места строительства в пользу высокого берега реки Пахра, недалеко от Подольска? Наверное, нет.


Представленный архитектурный памятник является одним из немногих, при строительстве которых был использован известняк, а не традиционный стройматериал - кирпич.




Когда-то их было очень много, но время внесло свои коррективы в состояние. Существовали такие постройке как в Москве, так и в десятках других городов. Поэтому хорошее состояние и полная уникальность по отношению к другим, делает Знаменскую церковь одной из самых красивых и важных в современной архитектуре.


Напоследок еще не много фотографии этой красоты.