Чьи будете? Особенности указания страны происхождения в закупочной документации и заявке на закупку. Страна происхождения товара Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара

Сложности текущих политических и экономических взаимоотношений между странами неизбежно отражаются на госзакупках. Без ориентации участников торгов в соответствующих ограничениях и приоритетах российской контрактной системы, а также знания ими порядка указания страны происхождения и производителя продукции (товара, работы, услуги) в документации они могут лишиться возможности принять участие в конкурсной процедуре или же быть наказанными за необоснованное нарушение конкуренции. Рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ, какие в связи с этим возникают вопросы у участников торгов, и дадим на них ответы.

В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В первой части заявки участника закупки содержится информация о стране происхождения товара с используемым союзом «или» (например, Япония или Нидерланды). Информация о стране происхождения товара содержится не по каждой конкретной позиции объекта закупки, а в отдельно указанной в заявке «таблице странпроизводителей» (например, Hewlett-Packard (HP) - Япония, Kyocera – Япония, Xerox – Япония или Нидерланды).

Следует ли отклонить заявку участника закупки в связи с тем, что в числе прочих сведений, указываемых в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, участник указал не одну, а две страны происхождения товара?

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ в документацию об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, обязательно включаются в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3–6 ст. 66 этого Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определены в п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. В частности, она должна содержать следующую информацию:

– если в документации об электронном аукционе содержится, помимо прочего, указание на наименование страны происхождения товара, первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ);

– если в документации об аукционе такого указания не содержится, первая часть заявки должна содержать указание на наименование страны происхождения товара (пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, или представления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

В случае указания участником в первой части заявки более одной страны происхождения товара очевидно, что речь о непредставлении необходимой информации (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ) не идет – информация представлена. Говорить в такой ситуации о том, что представленная информация не соответствует требованиям документации о таком аукционе, также неверно – документация об аукционе не содержит требования об указании одной страны происхождения товара.

Как представляется, требование об указании в первой части заявки страны происхождения товара установлено для целей соблюдения национального режима осуществления закупок в отношении товаров, работ и услуг, установленного ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Из части 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ следует, что при установлении Правительством РФ запрета либо ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При этом Законом № 44-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами не установлено никаких требований к порядку указания наименования страны происхождения товара в заявках участников, в том числе запрета на указание более одной страны происхождения товара.

Запрета и ограничения на указание в заявке участника более одной страны происхождения товара не содержит и приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 № 155, определяющий условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Справедливости ради надо отметить, что п. 10 названного документа содержит рекомендации в контракте указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений, окончательном предложении, с которым заключается контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа. Однако из указанного пункта не следует, что в заявке и, соответственно, в контракте не могут быть указаны две и более страны происхождения товара.

При отсутствии указаний заказчика в аукционной документации о закупке товара только определенной страны происхождения указание заказчиком в первой части заявки более одной страны происхождения товара, исходя из требований закона, не может оказать никакого влияния на результат аукциона, ограничить конкуренцию между его участниками. При отсутствии же законных оснований отклонение первой части заявки участника электронного аукциона с указанными двумя странами происхождения товара будет необоснованным.

Вместе с тем сказанное является лишь экспертным мнением. На практике имеет место и противоположная позиция проверяющих органов. Так, в решении Омского УФАС России от 26.05.2015 по делу № 03-10.1/172-2015 контролирующий орган признал правомерным отказ в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, указавшему в заявке на участие в электронном аукционе в отношении одной позиции товара две страны его происхождения, буквально истолковав норму пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ как содержащую требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе только одной страны происхождения товара в отношении конкретного товара.

За официальным разъяснением ситуации необходимо обратиться в Минэкономразвития РФ либо в Федеральную антимонопольную службу России.

В соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона в первой части заявки должен указать наименование страны происхождения товара.

Вправе ли заказчик включить в аукционную документацию требование об указании участником аукциона наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 № 529-ст?

К сожалению, предоставить однозначный ответ на этот вопрос невозможно. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3–6 ст. 66 этого Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В свою очередь в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна в перечисленных в этой части случаях содержать информацию о наименовании страны происхождения товара.

Законом № 44-ФЗ не установлено требований к порядку указания наименования страны происхождения товара в заявках участников. Из части 3 ст. 14 данного Закона лишь следует, что при установлении Правительством РФ запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность участника закупки определять наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 № 529-ст). Как следует из Введения к указанному классификатору, он предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.

Отдельными нормативными актами, принятыми во исполнение Закона № 44-ФЗ, действительно предусматриваются требования, в соответствии с которыми при осуществлении закупок информация о наименовании страны происхождения товара должна указываться в соответствии с ОКСМ (например, п. 20 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н, а также приложение 2 к приказу Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 07.05.2015 № 155-п). Однако, как показывает правоприменительная практика, поскольку такие требования к содержанию заявки положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрены, установление в документации об электронном аукционе требования об указании участником аукциона наименования страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ может быть признано неправомерным (например, решение ФАС от 19.06.2015 № К-734/15). По логике вещей, даже если рассматривать такое условие документации об аукционе как прямо не нарушающее Закон № 44-ФЗ, само по себе то обстоятельство, что указанное в конкретной заявке наименование страны происхождения товара отличается от формулировок, использованных в ОКСМ, однако позволяет однозначно определить страну происхождения товара, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в допуске к участию в аукционе лица, подавшего такую заявку. Поэтому следует полагать, что при формировании документации об аукционе в нее нецелесообразно включать указанное в вопросе требование. Однако каких-либо иных, помимо приведенного решения ФАС, примеров из правоприменительной практики, где рассматривался бы заданный вопрос, обнаружить не удалось.

Заказчик проводит электронный аукцион на поставку мяса (говядина замороженная) с применением Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 и приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155. Все участники аукциона предложили в первых частях заявок российский товар. Все участники, кроме победителя, во вторых частях заявки продекларировали страну происхождения товара и производителя товара. Победитель аукциона во второй части заявки указал в декларации страну происхождения – Россию, но не указал производителя. Также во второй части заявки отсутствуют какие-либо иные документы, подтверждающие производителя товара. В первой части заявки победителя указана только страна происхождения.

Можно ли в этом случае признать заявку победителя не соответствующей требованиям, установленным к документации, на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты
основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики Правительство РФ своими правовыми актами может устанавливать ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок.

В свою очередь Минэкономразвития РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437).

В рамках реализации указанных полномочий Правительством РФ и Минэкономразвития РФ, соответственно, были приняты упоминаемые в вопросе постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и приказ Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», действие каждого из которых распространяется в том числе и на такой товар, как говядина замороженная.

Вместе с тем при применении указанных нормативных правовых актов следует иметь в виду то обстоятельство, что
они действуют только в том случае, если при определении поставщика путем проведения конкурентных процедур, упомянутых в данных актах, к поставке предлагаются товары как из государств ЕАЭС, так и из иных государств (п. 1 постановления № 832, п. 1 приказа № 155). Причем из п. 2 постановления № 832 вытекает, что данное постановление не подлежит применению, если наряду с заявками на поставку определенного вида иностранного товара подана лишь одна заявка на поставку этого товара из государств ЕАЭС, либо две и более заявок на поставку товара из ЕАЭС содержат указание на то, что данный товар произведен одним и тем же производителем. В приведенной ситуации будет действовать Приказ № 155.

Из вышеизложенного следует, что в том случае, когда все заявки, поданные на электронный аукцион, содержат предложения о поставке замороженной говядины только российского происхождения, ограничения и правила, установленные постановлением № 832 и приказом № 155, не применяются.

Тем не менее необходимо учитывать, что обязанность участника электронного аукциона представить в составе второй части своей заявки документы, подтверждающие соответствие такого участника и (или) предлагаемых им товаров условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, предусмотрена не положениями вышеуказанных нормативных правовых актов, а нормой п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. При этом исполнение указанной обязанности участником электронного аукциона не зависит от того, предлагаются ли участниками данного аукциона только товары, происходящие из стран ЕАЭС, или также и иностранные товары.

Согласно ч. 1 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия ее в том числе требованиям, установленным ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.

Следовательно, установленное заказчиком в документации об электронном аукционе требование о представлении участником в составе заявки документов, подтверждающих наименование производителя товара, внесенного в перечень, утвержденный постановлением № 832, должно быть исполнено участником закупки. Заявка участника, не содержащая сведений о производителе такого товара, подлежит отклонению (например, решение УФАС по Брянской области от 19.10.2016 № 227, решение УФАС по Москве от 07.11.2016 № 2-57-12589/77-16, решение УФАС по Свердловской области от 01.11.2016 № 1573-з).

Следует также обратить внимание на то, что требование заказчика об указании наименования производителя в первой части заявок, представляемых на электронный аукцион, не соответствует требованиям закона. Ведь, согласно ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в первых частях заявок правомерно требовать указания лишь наименования страны происхождения товара. Наименование производителя товара раскрывается участником электронного аукциона во второй части заявок в силу уже упоминавшегося п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ (например, решение УФАС по Новосибирской области от 04.10.2016 № 08-01-358).

Особенности предоставления информации о стране происхождения товара по 44-ФЗ

Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.

⁠ Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.

Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара

⁠ Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Данное обязательство предусмотрено статьей 51 и статьей 66 Закона о контрактной системе.

⁠ Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, в случае если закупка осуществляется в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

⁠ Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара.

Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара?

⁠ Этим вопросом нередко задаются участники закупок.

⁠ При проведении конкурсов и электронных аукционов Закон № 44-ФЗ обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

⁠ Несоответствие может (и вероятнее всего будет, поскольку заказчик обязан это сделать) служить поводом для отказа в приемке товара, расторжения контракта в одностороннем порядке и включения участника в РНП.

⁠ С заявками на котировки дело обстоит иначе: в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73, участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска и запретам, если таковые определены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ.

Указание нескольких стран для одного товара

⁠ Время от времени при рассмотрении заявок заказчики сталкиваются с ситуацией, когда участник в качестве страны происхождения для одного товара указывает несколько разных стран. Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:

  • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
  • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
  • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

⁠ ....При этом суды исходили из совокупного анализа указанных положений законодательства, свидетельствующих об императивности требований в части необходимости указания в заявке только одной страны происхождения товара, а также наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, для отказа обществу в допуске к участию в аукционе в связи с указанием в первой части заявки наименований нескольких стран происхождения товара.

⁠ Судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.»

⁠ Однако в соответствии с частью 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно.

⁠ … в случае указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе одновременно нескольких стран происхождения предлагаемого к закупке товара согласно декларации о соответствии на данный товар заказчик не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе»

⁠ .....положения Закона о контрактной системе и Таможенного кодекса позволяют сделать вывод о том, что участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара, и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе.

⁠ Вместе с тем, указание нескольких стран в составе первой части заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и не влечет негативных последствий, как для заказчика, так и для участников аукциона, и соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе»

⁠ Тем не менее, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов. При этом рекомендуется прикладывать их копии в составе заявки даже в тех случаях, когда такое требование отсутствует. Этим участник сможет подстраховать себя от возможных недоразумений при рассмотрении его заявки.

Организация работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По итогам проведения аукциона заключен контракт на поставку телевизоров. Страной происхождения товара указан Китай. Поставщик при исполнении контракта представил сертификат соответствия на телевизоры, в котором изготовителем указано российское ООО.
Вправе ли в рассматриваемом случае заказчик принять товар, страна происхождения которого не совпадает со страной происхождения, указанной в контракте?

Согласно части второй Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных и Закона N 44-ФЗ.
В Закона N 44-ФЗ не содержится положений, позволяющих изменять условия контракта после его заключения.
Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта N 44-ФЗ специально не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается N 44-ФЗ ( Закона N 44-ФЗ). Согласно же ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи следует учитывать, что согласно Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. С учетом вышеприведенных норм следует сделать вывод, что условия контракта, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и заявке на участие в закупке, в силу закона, должны считаться существенными условиями контракта.
В соответствии с Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать, помимо прочего, согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание, в частности, на наименование страны происхождения товара.
Иными словами, при согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара.
Таким образом, указание на наименование страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
Единственной, на наш взгляд, нормой, содержащейся в , Закона N 44-ФЗ, определяющих возможные случаи изменения контракта, позволяющей изменить наименование страны происхождения товара, то есть фактически условие о товаре, является Закона N 44-ФЗ: "При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком".
Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик вправе принять товар, переданный ему с нарушением условия контракта о стране происхождения товара, только в том случае, если его характеристики лучше, нежели характеристики товара, страна происхождения которого изначально была указана в контракте. При этом заказчику и поставщику необходимо будет также заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором будет изменена страна происхождения поставляемого товара.
Дополнительное соглашение об изменении условий о стране происхождения товара, подписанное в отсутствие оснований, предусмотренных Закона N 44-ФЗ, как нам представляется, в силу ГК РФ, должно квалифицироваться как ничтожная сделка (т.е. недействительная независимо от признания ее таковой судом), поскольку не только нарушает требования закона, но и посягает на публичные интересы. Однако это обстоятельство не мешает контрольному органу в сфере закупок обратиться в суд с иском о признании такого дополнительного соглашения недействительным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как правильно определить и какими документами подтвердить страну происхождения товаров, какие существуют запреты и ограничения на допуск товаров - расскажем на понятных примерах.

Что означает понятие

Если предметом закупки является товар, то участник закупки, проводимой посредством открытого конкурса либо электронного аукциона, обязуется для каждого предмета, предлагаемого к поставке, указать наименование страны происхождения товара (по 44-ФЗ) (СПТ).

Однако в самом 44-ФЗ нет определения данного понятия, поэтому необходимо использовать формулировку, данную в Таможенном кодексе Таможенного союза (глава 7, ). Согласно документу, это страна (группа государств либо таможенные союзы), в которой было произведено или достаточно обработано определенное изделие.

При проведении электронного аукциона участнику необходимо указать СПТ в первой части заявки. Также заказчик может установить требование: приложить ко второй части заявки соответствующие сертификаты или другие документы, подтверждающие СПТ. То же самое касается открытого конкурса, но в этом случае все документы предоставляются в составе первой части заявки на участие.

Правила определения

Необходимо понимать и различать следующие категории товара:

  1. Место нахождения его производителя.
  2. Наименование места его происхождения.
  3. Наименование страны торгового знака.

Покажем разницу на примере.

Владелец товарного знака iPhone — корпорация Apple, которая зарегистрирована в штате Калифорния, а ее дочерние компании раскиданы по всему миру (например, для Европы — в Ирландии). При этом собирается iPhone в КНР, в провинции Гуанчжоу.

Таким образом, для европейского рынка это будут:

  1. США, штат Калифорния.
  2. КНР, провинция Гуанчжоу.
  3. Ирландия.

Также есть понятие «локализация» — это когда «каркас» (например, автомобиля), который собирается в одном государстве (например, БМВ присылает из Польши в Калугу комлектующие в частичной сборке, а полная сборка происходит в Санкт-Петербурге или Москве), а финальная сборка происходит в другом. В этом случае ситуация следующая:

  1. Республика Польша.
  2. Российская Федерация.

Что указать в заявке

Для того чтобы правильно указать СПТ, следует обратиться к Постановлению № 529-ст. от 14.12.2001 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира». В ОКСМ указан цифровой код страны происхождения товара, ее полное и краткое наименование.

Необходимо указывать именно те наименования, которые содержит классификатор страны происхождения товара. То есть нужно указывать полное наименование СПТ: не РФ или США, а Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. Конкретные города указывать не требуется.

Если продукция произведена в нескольких государствах, то все государства необходимо указать в заявке.

Можно увидетькод страны происхождения товара в ГТД — грузовой таможенной декларации.

Подтверждение СПТ или акт экспертизы ТПП

Одного указания СТП бывает недостаточно, и заказчик может запросить подтверждение СПТ. Одним из ключевых документов здесь выступает сертификат СТ-1. Выдачей таких сертификатов занимается Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) на основе годового акта экспертизы. Акт экспертизы (полное наименование: акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ) также является подтверждением СПТ.

О том, как получить акт экспертизы, можно подробно узнать на сайте

Добрый вечер! Впп. а – б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона 44 –ФЗ участник размещения заказа обязан указать в первой части заявки наименование места происхождения товара. С января 2014г. во всех заявках по рекомендации Главного управления торгов Самарской обл. местом происхождения товара указывали- РФ.Все заявки были приняты. В июне 2014г. один из Заказчиков г. Тольятти отклонил заявку аргументируя тем, что РФ -не достаточно, надо указать округ, город. Правомерно ли это? Ведь в ФЗ-44 и Документации такой конкретики не было? С уважением, Ирина

  • Вопрос: №738 от: 2014-06-15.

Исходя из формулировок, указанных в пп. а - б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона 44 -ФЗ участник закупки обязан указать в первой части заявки наименование места происхождения товараили наименование производителя товара.

Мое мнение, что законодатель изначально требовал указания вышеуказанных показателей, чтобы проверить и сопоставить предлагаемый к поставке товар, данным о товаре, указанным в заявке.

В качестве примераможно привести ситуацию, при которой участник указал в заявке страну происхождения Россия, а по факту поставил товар со страной происхождения - Китай.

Аналогично и с требованием об указаниинаименования производителя товара. Участник указал в заявке одного производителя, а по факту поставил товар от другого производителя.

Однако заказчики в совокупности с органами антимонопольной службы, как свойственно большинству людей, начали «домысливать» формулировку законодателя о месте происхождения товараили наименовании производителя товара.

В связи с вышеуказанным, начала складываться разнообразная и, зачастую, диаметрально противоположная практика.

Опишу две основные позиции по данному вопросу.

В качестве первого подхода сложилось суждение, что страна происхождения товара (Россия, КНР, США) не является наименованием места происхождения товара, руководствуясь ссылкой на статью 1516 ГК РФ.

Сторонники вышеуказанного суждения в лице заказчиков и органов антимонопольной службы выносят решения о признании обоснованным отклонения первых частей заявок в случае указания только страны происхождения без места происхождения товара (например: Россия без указания Оренбургская область, город Оренбург и т.д.).

Сторонники второго подхода, в лице заказчиков и органов антимонопольной службы (Московский УФАС России, Челябинский УФАС России) указывают, что в рамках статьи 66 Закона 44-ФЗ не установлено требование, что месту происхождения товара должна быть предоставлена правовая охрана.Следовательно, достаточно указывать только государство/страну происхождения товара.

Мое личное мнение, что достаточно указать государство/страну происхождения товара, т.к. при желании можно еще глубже «истолковать» требования законодателя, дойдя до абсурда.

В качестве пример можно привести следующее. В заявке указано - «Китай», в то же время официальное название государства -Кита́йская Наро́дная Респу́блика или в заявке указано - «Бразилия», а полное официальное название государства - Федерати́вная Респу́блика Брази́лия и т.д.

В отдельных случаях высказывается точка зрения, что необходимо полностью описать и место происхождения товара, и наименование производителя.

В качестве примера можно привести следующее. Комиссией Новосибирского УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Синема-Мебель» на действия заказчика МКП г. Новосибирска ДК «Прогресс» по проведению открытого аукциона в электронной форме на поставку и монтаж кресел для театрально-концертного зала МКП «Дворец культуры «Прогресс».

В заявке ООО «Синема-Мебель» в техническом задании было указано наименование места происхождения товара - Российская Федерация, но не указано наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 25.04.2014 года заявка ООО «Синема-Мебель» была отклонена, так как первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе, а именно пункту 3.2.2 - не указано наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

Комиссия Новосибирского УФАС России признала жалобу ООО «Синема-Мебель» на действия заказчика МКП г. Новосибирска ДК «Прогресс» необоснованной (источник http://www.novosibirsk.fas.gov.ru/news/14612).

В отношении наименования производителя товара позиция антимонопольной службы состоит в том, что наименование производителя должно быть полным, т.е. с указанием организационно - правовой формы (например: ООО, ОАО, ЗАО, АНО и т.д.).

В данной ситуации считаем обоснованным придерживаться позиции, что для избегания отклонения, особенно при участии в закупках заказчиковсубъектов России, желательно указывать полностью и место происхождения товара, и полное наименования производителя.

Наше мнение основано на том, что в конечном итоге лучше приложить максимум усилий со стороны исполнителей (менеджеров, юристов, технических специалистов) на этапе подготовки заявки и указать развернутую информацию в заявке, чем отклоненная заявка и непрогнозируемые перспективы обжалования в органах ФАС.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.