Чс при ведении военных действий. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действий или вследствие этих д

Возникающих при ведении военных действий

Цель обучения населœения в области ГО – подготовка населœения к умелым действиям в условиях применения современных средств поражения с учетом специфических особенностей административных и экономических регионов, отраслей и объектов экономики.

Задачи обучения населœения:

· изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· изучение порядка действий по сигналам оповещения;

· обучение приемам оказания первой медицинской помощи;

· изучение правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

· совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

· овладение личным составом гражданских организаций Го приемами и способами действий по защите населœения.

Формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых):

1. Начальники ГО федеральных органов исполнительной власти, а так же главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО:

а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО;

б) изучение своих функциональных обязанностей по ГО;

в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО.

2. Начальники гражданской обороны организаций, должностные лица и работники гражданской обороны:

а) самостоятельная подготовка;

б) переподготовка и повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций. УМЦ ГОЧС и на курсах ГО;

в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО.

3. Личный состав формирований:

а) повышение квалификации УМЦ ГОЧС и на курсах ГО (руководители формирований);

б) проведение занятий с личным составом формирований по месту его работы;

в) участие в учениях и тренировках по ГО.

4. Работающее населœение, не входящее в состав формирований:

а) проведение занятий по месту работы;

б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО;

в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

5. Учащиеся учреждений общего пользования и студенты учреждений профессионального образования:

а) обучение (в учебное время) по курсу ОБЖ и дисциплинœе БЖД;

б) участие в учениях и тренировках по ГО;

в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телœепрограмм по тематике ГО.

6. Неработающее населœение (по месту жительства):

а) посœещение мероприятий, проводимых по тематике ГО (беседы, лекции, консультации, показ учебных фильмов и др.);

б) участие в учениях по ГО;

в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телœепрограмм по тематике ГО;

г) информирование населœения по вопросам ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, с использованием современных технических устройств, установленных в местах массового пребывания людей.


  • - Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий

    в–четвертых, для создания средств нападения применяются самые последние научные достижения, привлекаются лучшие специалисты и самая передовая научно–производственная база; это приводит к тому, что от некоторых средств поражения фактически невозможно защититься... [читать подробенее]


  • - Гражданская оборона, её структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

  • -

    Восполнение материальных ресурсов резервов Восполнение материальных ресурсов резервов, израсходованных при ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется органом, создавшим этот резерв. Объем и структура восполняемых материальных ресурсов резервов должны... [читать подробенее]


  • - Основные опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий

    Основы подготовки ГО В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации снизилась, благодаря позитивным изменениям международной обстановки и проведению нашей страной активного миролюбивого курса, однако... [читать подробенее]


  • - Или вследствие этих действий

    Возникающих при ведении военных действий Цель обучения населения в области ГО – подготовка населения к умелым действиям в условиях применения современных средств поражения с учетом специфических особенностей административных и экономических регионов, отраслей и... [читать подробенее]


  • - ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ И ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОПАСНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ.

    Оповещение – это предупреждение о возможном нападении противника или чрезвычайной ситуации. Население предупреждают: · об угрозе нападения противника; · о приведении в различные степени готовности системы ГО; · о воздушной опасности; · о радиоактивном, химическом и... [читать подробенее]


  • - Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Гражданская оборона на объектах экономики Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: · планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской...

  • Уральский региональный центр МЧС России

    по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий

    Екатеринбург - 2009

    К населению, пострадавшему при ведении военных действий или вследст-
    вие этих действий (далее по тексту - пострадавшее население), относится на-
    селение, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении бое-
    вых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов пораже-
    ния. В число пострадавшего населения следует включать раненых, травмиро-
    ванных, перенесших или переносящих различные заболевания (включая нер-
    вно-психологического характера), а также людей, лишившихся необходимых
    средств для существования и жизнедеятельности.

    Первоочередное обеспечение пострадавшего населения включает снабже-
    ние его жизненно важными материальными средствами, коммунально-быто-
    выми услугами, предметами первой необходимости, оказание медицинской
    помощи и информационно-психологической поддержки. Главной целью про-
    ведения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего
    населения.

    В целом первоочередное обеспечение пострадавшего населения достигает-
    ся:

    планированием и организацией мероприятий по основным видам жиз-
    необеспечения населения заблаговременно с учетом степени опасностей, ха-
    рактерных для каждого региона (территории);

    созданием и содержанием на федеральном, территориальном, местном
    уровнях ведения гражданской обороны запасов материально-технических,
    продовольственных, медицинских и иных средств;

    организацией и проведением нормированного снабжения населения
    продуктами питания в военное время;

    срочным восстановлением функционирования необходимых коммуна-
    льных служб;

    организацией оказания населению всех видов медицинской помощи;

    проведением комплекса мероприятий по санитарно-гигиеническому
    обеспечению населения;

    срочным захоронением трупов;

    восстановлением и поддержанием порядка в пострадавших регионах,
    организацией информационно-психологической поддержки населения.

    Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения воз-
    лагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
    органы местного самоуправления.

    Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению постра-
    давшего населения осуществляется силами и средствами организаций, учреж-
    дений и предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности ко-
    торых входит решение данных вопросов согласно планам гражданской оборо-
    ны и защиты населения, и осуществляющих свою деятельность на территории
    субъектов Российской Федерации.

    Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения
    пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономиче-
    ских возможностей, природных характеристик, особенностей территории и
    степени опасности для населения, которая может возникнуть в результате раз-
    вязывания военных действий и их последствий.

    Реализация мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению постра-
    давшего населения осуществляется по планам обеспечения, разрабатываемым
    по каждому виду обеспечения.

    Медицинское обеспечение

    Медицинское обеспечение пострадавшего населения осуществляется в сле-
    дующем порядке:

    организуется своевременное оказание медицинской помощи и лечение
    пострадавших;

    проводятся противоэпидемические мероприятия по недопущению воз-
    действия и распространения инфекционных заболеваний;

    усиливается санитарно-эпидемиологическое наблюдение и лаборатор-
    ный контроль за зараженностью продовольствия и воды, организуется сани-
    тарно-гигиенический контроль за внешней средой, водоисточниками, пита-
    нием;

    проводятся санитарно-просветительная работа среди населения, а также
    комплекс медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воз-
    действия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения)
    территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели жи-
    вотных;

    проводятся лечебно-эвакуационные мероприятия;

    уточняется необходимое количество медицинского персонала с учетом
    его специализации;

    определяются потребности в дополнительном развертывании лечебной
    базы с учетом возможностей использования административных и других зда-
    ний под лечебные учреждения, армейских и флотских госпиталей; органи-
    зуется бесперебойное снабжение больниц, госпиталей и других медицинских
    учреждений водой, теплом, электроэнергией и др.

    Первая медицинская помощь пораженным оказывается силами участников
    аварийно-спасательных и других неотложных работ на месте ведения этих ра-
    бот, а также незамедлительно в порядке само- взаимопомощи самим населе-
    нием.

    Доврачебная и первая врачебная помощь пораженным и подготовка их к
    эвакуации в лечебные учреждения больничной базы производится силами и
    средствами (формированиями и учреждениями) Всероссийской службы меди-
    цины катастроф, а также медицинскими подразделениями воинских частей
    гражданской обороны. Для эвакуации пораженных выделяются необходимые
    санитарно-транспортные формирования, а также приспособленные транспор-
    тные средства объектов и транспортных организаций.

    Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных осуще-
    ствляется в стационарных лечебных учреждениях, потребности в медицин-
    ском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части
    и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицин-
    ского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) опре-
    деляется соответствующими нормами с учетом данных о прогнозируемой
    структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимо-
    сти от времени задержки оказания им первой медицинской помощи. Потреб-
    ность в медицинском имуществе определяется по прогнозируемой численно-
    сти и структуре санитарных потерь и соответствующим нормам обеспечения.
    Особое внимание уделяется обеспечению в полной мере потребностей меди-
    цинских сил на этапе оказания первой медицинской помощи пострадавшим,
    получившим физические травмы, антибиотиками, противошоковыми препа-
    ратами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравле-
    ния - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность,
    обезболивающими средствами, кислородом и водой.

    Для остального пострадавшего населения потребность в специализирован-
    ном медицинском имуществе для амбулаторного лечения определяется соот-
    ветствующими нормами с учетом психологического состояния населения в
    условиях военного времени.

    Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми
    средствами и материалами для контроля качества воды, продуктов питания,
    средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемиче-
    ских мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий, вызванных
    военными действиями или вследствие этих действий.

    Предоставление жилья

    В целях обеспечения пострадавшего населения жильем:

    определяется численность населения, лишившегося жилья (потерявше-
    го жилую площадь);

    проводится инвентаризация сохранившегося и оценка состояния по-
    врежденного жилого фонда с целью определения возможности его использо-
    вания для размещения пострадавшего населения;

    для размещения людей, оставшихся без крова, в местах их эвакуации ис-
    пользуются здания и сооружения лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха
    (санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и загородные детские
    оздоровительные учреждения), а также развертываются при необходимости
    временные жилища (передвижные и сборные дома, палатки, юрты, землянки
    и т.д.). Часть пострадавшего населения подселяется на площади сохранивше
    гося жилого фонда.

    В случае нехватки временного жилья определяется дополнительная его по-
    требность, порядок доставки к месту размещения пострадавших, организация
    приема и распределения жилья для пострадавшего населения.

    В случае радиоактивного, химического или биологического заражения (за-
    грязнения) территории сначала проводятся мероприятия по ее обеззаражива-
    нию до допустимых норм, а затем изучаются возможности и определяется по-
    рядок обеспечения пострадавшего населения жильем.

    Обеспечение продуктами питания и водой

    Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматри-
    вает проведение следующих мероприятий:

    определение состояния сохранившихся мощностей по производству
    продуктов питания;

    оценка запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольст-
    вия;

    организация учета и охраны сохранившихся запасов продовольствия;

    поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших рай-
    онов и других регионов;

    создание временных баз и складов для хранения продуктов и разверты-
    вание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопека-
    рен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

    определение порядка обеспечения населения продуктами питания (по
    спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

    закрепление пострадавшего населения за предприятиями (организация-
    ми) общепита;

    организация взаимодействия с органами военного управления по испо-
    льзованию возможностей армии и флота для обеспечения продовольствием
    пострадавшего населения;

    подготовка сети общественного питания к функционированию в усло-
    виях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля ка-
    чества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического
    заражения (загрязнения);

    принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (заражен-
    ных) продуктов питания и пищевого сырья.

    При оценке потребностей в продуктах питания для пострадавшего населе-
    ния необходимо учитывать, что в первые 2-3 суток после начала военных
    действий наиболее вероятна организация питания с использованием сухих
    пайков, консервов, копченых колбас и т.п., не требующих тепловой обработ-
    ки.

    При определении объемов продуктов питания, необходимых пострадавше-
    му населению, следует исходить из организации двухразового горячего пита-
    ния в сутки и одного раза в сутки - консервированными или сборными пай-
    ками.

    Потребности пострадавшего населения в воде рассчитываются, исходя из
    минимальной нормы 8-10 литров в сутки на одного человека.

    В целях обеспечения пострадавшего населения водой коммунально-техни-
    ческие службы определяют:

    состояние магистральных водопроводов и возможности их восстановле-
    ния;

    наличие стационарных и передвижных лабораторий анализа качества
    воды и готовность их к работе;

    места забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунк-
    тов обогрева и технических нужд;

    состояние защищенных мощностей водопроводов, артезианских сква-
    жин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных
    скважин;

    возможности внешнего водоснабжения и доставки воды емкостями на
    передвижных средствах;

    потребность в опреснителях, очистных установках, препаратах для обез-
    зараживания воды.

    Обеспечение предметами первой необходимости

    Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости

    лантерейно-парфюмерными изделиями и прочими непродовольственными
    товарами) включает:

    определение потребного количества и ассортимента предметов первой
    необходимости;


    ных резервов;

    определение места и порядка выдачи, организацию подвижных пунктов
    и отделений служб снабжения;

    выяснение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспреде-
    ления собственных возможностей региона (района) с использованием воз-
    можностей других регионов, войск и флотов;

    определение объема, средств и путей доставки недостающих предметов
    первой необходимости, отправку соответствующих запросов;

    создание специальных органов для получения, учета и распределения
    предметов первой необходимости, поступающих из других регионов, а также
    из иностранных источников.

    В случае радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения
    (заражения) организуется проведение систематического контроля заражения
    (загрязнения) предметов первой необходимости, хранящихся на складах и
    предназначенных к выдаче населению; создаются резервы приборов, реакти-
    вов и средств специальной обработки для контроля и обеззараживания пред-
    метов первой необходимости; организуется захоронение установленным по-
    рядком предметов первой необходимости, непригодных (по показаниям объ-
    ектового контроля) для дальнейшего использования.

    Восстановление функционирования коммунальных служб

    Коммунально-технические службы обеспечивают:

    работу систем водоснабжения и водозаборов;

    сохранение запасов подземных водоисточников;

    создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов,
    реактивов и консервантов;

    подготовку резерва мобильных средств для очистки, опреснения и
    транспортировки воды;

    создание, а в случае необходимости, и использование запасов быстро
    развертываемых резервуаров и сборно-разборных трубопроводов;

    организацию доставки воды для покрытия дефицита в ней и распределе-
    ние ее среди населения, в том числе для эвакуируемого (отселяемого);

    создание резерва мобильных энергоисточников для системы водоснаб-
    жения и автономных водозаборных сооружений.

    В случае радиоактивного, химического, биологического заражения (загряз-
    нения) территорий проводятся мероприятия по надежной защите от поражаю-
    щих факторов систем водоснабжения и автономных водозаборов, перевод си-
    стем водоснабжения на особый режим работы, обеспечение оперативного
    контроля зараженности воды и экстренного доведения информации до насе-
    ления о ее непригодности к использованию.

    Из других видов коммунально-бытовых услуг (кроме обеспечения жильем
    и водой) пострадавшее население обеспечивается необходимыми топли-
    во-энергетическими ресурсами (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия), ба-
    нями, душевыми, прачечными, туалетами и др.

    При дефиците сохранившихся теплоэнергоносителей, объектов коммуна-
    льного хозяйства используются нестандартные, простейшие средства обогре-
    ва, энергоснабжения, коммунального обслуживания (передвижные малогаба-
    ритные котельные, дизель- и бензоэлектростанции, теплоэнергоносители ло-
    комотивов, судов пассажирского, торгового и рыболовного флотов, военных
    кораблей, аккумуляторы, печи «буржуйки», передвижные душевые, прачеч-
    ные и т.д.).

    Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости
    (одеждой, обувью, одеялами, тканями, посудо-хозяйственными товарами, га-
    лантерейно-парфюмерными изделиями, прочими непродовольственными то-
    варами) предусматривает:

    организацию сбора, сортировки и подготовки к использованию предме-
    тов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

    установление возможности обеспечения пострадавших за счет собствен-
    ных резервов;

    определение мест и порядка выдачи, организацию снабжения через по-
    движные пункты и отделения служб снабжения;

    определение объема, сроков и путей поставки предметов первой необхо-
    димости для погашения имеющегося дефицита, организацию их получения,
    учета и распределения.

    Оказание информационно-психологической поддержки

    В целях информационного обеспечения пострадавшего населения:

    организуется оперативное информирование населения с использовани-
    ем автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информа-
    ции о сложившейся обстановке и порядке действий;

    проводится обход мест проживания и нахождения людей для выяснения
    нужд, запросов и доведения оперативной информации;

    для своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и до-
    мыслов население постоянно информируется об обстановке, мерах безопас-
    ности, о местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходи-
    мости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о
    порядке обеспечения коммунальными услугами;

    устанавливаются информационные пункты в местах выдачи населению
    продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных
    услуг;

    создаются справочно-информационные службы для информирования
    людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадав-
    ших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых;

    организуются через соответствующие службы речевые сообщения для
    проведения психологического воздействия в целях снижения стрессового со-
    стояния у населения.

    Приложения: № 1- План первоочередного обеспечения сельского поселения;

    №2-Ведомственные строительные нормы ВСН ВК4-90
    "Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях" (утв. Госстроем РСФСР).

    Приложение №1

    УТВЕРЖДАЮ

    глава администрации

    Сельского (городского) поселения ____________ района

    « »__________г.

    ПЛАН

    первоочередного жизнеобеспечения сельского
    поселения

    РАЗДЕЛ I

    Инфраструктура с указанием промышленных объектов

    повышенной опасности и возможные стихийные бедствия на его территории

    Сельское поселение расположено в юго-западной части __________ субъекта РФ.

    Сельское поселение является одним из аграрно-промышленных поселений

    субъекта РФ с населением ____ тыс. человек, проживающих на

    территории ____ тыс. км.

    Административно сельское поселение делится на____ (п.Торфяновка и т.д.). В районе имеется ____крупных железнодорожных узлов, ___ крупных морских порта, ___аэропорта, ___нефтебазы, ___газохранилища, __крупных водохранилища, ___гидротехнических сооружений.

    В сельском поселении имеется железная дорога. Эксплуатационная длина

    железных дорог___км. Грузооборот составляет около___млрд.тонно-километров в год.

    Наиболее опасные участки железных дорог:

    Горячий Ключ - Туапсе (виадуки, мосты, оползни);
    Протяженность дорог тыс. км, в том числе с твердым покрытием ___ тыс. км. Протяженность дорог общегосударственного значения составляет__км, республиканского__ км.

    Опасные участки магистралей:

    территориальная дорога Майкоп - Туапсе (район г. Туапсе - 200 - 210
    километр) - оползневый участок;

    На территории сельского поселения имеется ____нефтепроводов общей производительностью до млн. тонн в год и газопродуктопроводов производительностью_________млн. м 3 .

    В сельском поселении имеется множество объектов повышенной
    опасности, наличие которых обусловливает возможность возникновения аварий и
    катастроф техногенного характера, сельское поселение подтверждено стихийным
    бедствиям, особенно в _________.

    Объекты повышенной опасности, расположенные на территории района

    а) Химически опасные объекты.

    На территории сельского поселения имеется _... химически опасных

    объекта, в т.ч.

    Первой степени опасности ______:

    Второй степени опасности ______ :

    Остальные объекты 3 и 4 степени опасности.

    Площадь химического заражения от АХОВ может составить __________

    кв.км (__% территории района) с населением _____ тыс человек (%).

    Потери могут составить ____ тыс.человек (%), в т.ч. санитарные

    тыс.человек (%). В зоне заражения с поражающей концентрацией

    АХОВ могут оказаться территории ___ населенных пунктов района.

    б) Взрыво -пожароопасные объекты:

    Тыс. т. ГСМ,

    Тыс.т. ГСМ,

    Млрд.м 3 сжиженного газа,

    С запасом газа ______млрд. м 3 ,

    Площадь возможных пожаров на пожаро-взрывоопасных объектах может

    Составить ______ кв.км.

    в) другие объекты:

    Чрезвычайные ситуации военного характера

    За последние годы в мире произошли существенные изменения в военно–политической и социально–экономической областях. Специалисты считают, что одной из важных особенностей вооруженной борьбы сейчас и в будущем является то, что в ходе войны и военных конфликтов под ударами окажутся не только военные объекты и войска, но также объекты экономики и гражданское население. Вооруженные силы XXI века, по мнению зарубежных военных теоретиков, должны использоваться не столько для ведения традиционных военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности сопротивления за счет поражения его наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры. Это может достигаться широким использованием сил, предназначенных для проведения специальных операций, ударами крылатых ракет воздушного и морского базирования, а также массированным использованием средств радиоэлектронной борьбы. Эти методы уже практически использовались США и НАТО при проведении операций в Ираке и Югославии. По мнению экспертов, военные действия приобретут значительно больший пространственный размах и станут более скоротечными, однако это не будет означать обязательного сокращения общей продолжительности боевых действий.

    При возникновении локальных вооруженных конфликтов и развертывании широкомасштабных войн источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Характеристика этих опасностей приведена в таблице 1.

    Опасности военного времени имеют характерные, присущие только им особенности:

    во–первых, они планируются, готовятся и проводятся людьми, поэтому имеют более сложный характер, чем природные и техногенные;

    во–вторых, средства поражения применяются тоже людьми, поэтому в реализации этих опасностей меньше стихийного и случайного, оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;

    в–третьих, развитие средств нападения всегда опережает развитие адекватных средств защиты от их воздействия, поэтому в течение какого–то промежутка времени они имеют превосходство;

    Таблица 1

    Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий

    в–четвертых, для создания средств нападения применяются самые последние научные достижения, привлекаются лучшие специалисты и самая передовая научно–производственная база; это приводит к тому, что от некоторых средств поражения фактически невозможно защититься (ракетно–ядерное оружие);

    в–пятых, анализ тенденций эволюции военных опасностей свидетельствует о том, что будущие войны все больше будут приобретать террористический, антигуманный характер, а мирное население воюющих стран будет служить объектом вооруженного воздействия с целью подрыва воли и способности противника к сопротивлению.

    Опасности военного характера будут возникать при применении ядерного, химического, биологического и обычных средств поражения.

    Ядерное оружие на сегодняшний день является самым мощным средством массового поражения. Поражающие факторы этого оружия – ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс.

    По масштабам и характеру своего действия ядерное оружие существенно отличается от других средств вооруженной борьбы. Практически одновременное воздействие его поражающих факторов обусловливает комбинированный характер действия на людей, технику и сооружения.

    Химическое оружие тоже является одним из видов оружия массового поражения. Его поражающее действие основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ). К боевым токсичным химическим веществам относят отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применяться для поражения различных видов растительности.

    Разновидностью химического оружия являются бинарные химические боеприпасы. В этих боеприпасах заложен принцип отказа от использования готового токсичного продукта и перенесения конечной стадии технологического процесса получения ОВ в сам боеприпас. Эта стадия осуществляется в короткий промежуток времени после выстрела снаряда (пуска ракеты, сбрасывания бомбы). За это время в боеприпасе происходит разрушение устройств, изолирующих безопасные по отдельности компоненты ОВ и интенсивное перемешивание компонентов, что способствует быстрому протеканию реакции образования отравляющего вещества.

    Результатом применения химического оружия могут быть тяжелые экологические и генетические последствия, устранение которых потребует длительного времени и больших усилий.

    Бактериологическое оружие – это биологические средства (бактерии, вирусы, риккетсии, грибы и токсичные продукты их жизнедеятельности), распространяемые с помощью живых зараженных переносчиков заболеваний (грызунов, насекомых) или в виде порошков и суспензий с целью вызвать массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.

    В качестве бактериальных средств могут быть использованы возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, сибирской язвы, бруцеллеза, сапа, туляремии, холеры, желтой и других видов лихорадки, весенне–летнего энцефалита, сыпного и брюшного тифа, гриппа, малярии, дизентерии, натуральной оспы.

    Бактериологическое оружие обладает некоторыми особенностями, которые отличают его от других средств поражения.

    К ним следует отнести:

    Способность вызывать массовые заболевания людей и животных;

    Большая продолжительность действия (например, споровые формы бактерии сибирской язвы сохраняют поражающие свойства несколько лет);

    Трудность обнаружения микроорганизмов и их токсинов во внешней среде;

    Способность болезнетворных микроорганизмов и их токсинов вместе с воздухом проникать в негерметизированные укрытия и помещения, заражая находящихся в них людей иживотных.

    К обычным средствам поражения относят огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, зенитные, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы, снаряженные обычным взрывчатым веществом, высокоточное оружие, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные смеси и вещества, а также некоторые новейшие виды оружия (инфразвуковое, радиологическое, лазерное).

    В ряду высокоточных средств поражения особое место занимают крылатые ракеты. Эти ракеты оснащены сложной комбинированной системой управления, наводящей их на цели по заблаговременно составленным картам полета, в том числе на малых высотах, что затрудняет их обнаружение и многократно увеличивает вероятность поражения цели. Высокоточным оружием являются также управляемые авиационные бомбы, разведывательно–ударные, зенитные и противотанковые ракетные комплексы.

    В последнее время широкое распространение получили боеприпасы объемного взрыва. Принцип действия таких боеприпасов (вакуумных бомб) основан на принципе подрыва топливно–воздушной смеси. Их основным поражающим фактором является ударная волна, мощность которой в несколько раз превышает энергию взрыва обычного взрывчатого вещества. Кроме того, при взрыве температура достигает 2500–3000 °C. В результате этого на месте взрыва образуется безжизненное пространство размером примерно с футбольное поле.

    Поражающее действие зажигательного оружия основано на непосредственном воздействии на человека высоких температур, создаваемых при горении зажигательных веществ и смесей. Зажигательное оружие подразделяют на зажигательные смеси (напалмы), металлизированные зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (пирогель), термит и термитные составы, белый фосфор.

    В последнее время значительную угрозу для России начинает представлять международный и внутригосударственный терроризм.

    В мировой юридической практике этот вид угрозы безопасности жизнедеятельности рассматривается как опаснейшее преступление. По целям терроризм подразделяют на политический, националистический, религиозный, корыстный и безадресный, а по масштабам – на индивидуальный, групповой, государственный и международный.

    Политический терроризм имеет целью завоевание политической власти в стране. Известно два типа такого терроризма. Левый терроризм, возникающий в результате социального конфликта, когда резко ухудшается экономическое положение государства и населения. Правый терроризм выражает стремление какой–то части общества к установлению реакционного тоталитарного режима. Как правило, он проникнут духом шовинизма, расизма, нацизма и антикоммунизма. Классовый терроризм является разновидностью политического. Однако его объектом являются не политики или общественные деятели, а представители определенного класса (социальной группы).

    Националистический терроризм организуется и проводится этническими группировками, которые стремятся добиться независимости от государства, либо обеспечить превосходство своей нации над другими. Целью такого терроризма может быть также защита территориальной целостности или сохранение своего этноса.

    Религиозный терроризм осуществляется обычно для того, чтобы утвердить свою религию в качестве главной. В этом случае объектом террора могут быть не только религиозные деятели, но и люди, исповедующие другую религию.

    Корыстный терроризм имеет целью неправомерное получение финансовых средств путем захвата заложников. Иногда террористы вместе с финансовыми выдвигают и политические требования.

    Безадресный (психологический) терроризм обычно не мотивирован. Психическая агрессия при этом является практически единственной причиной совершения террористического акта и носит демонстративный характер.

    Индивидуальный терроризм – это насилие, осуществляемое одним человеком по отношению к другим. Его еще можно охарактеризовать как личное восстание против общества.

    Групповой терроризм организуется и проводится группой людей, которая преследует определенные цели и имеет организационную структуру. Этот вид терроризма является наиболее распространенным и массовым.

    Государственный терроризм выражается в политике, которую проводят политические деятели и партии, стоящие у власти в стране. В качестве примеров проведения государственного террора можно привести деятельность фашистских режимов в Германии и Италии, режима Пол Пота в Камбодже.

    Международный терроризм, как правило, проводится на территории нескольких стран. Он может осуществляться не только против граждан и различных организаций, но и в целом против государств. Ярким примером такого терроризма является разрушение зданий Всемирного торгового центра в США (2001), взрыв в метро в Москве (2004), взрывы в Испании (2004).

    Вопросы и задания

    1. Какую опасность для мирного населения представляют сегодня вооруженные конфликты?

    5. Назовите основные источники чрезвычайных ситуаций военного характера.

    3. Какие виды оружия массового поражения вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждый из них.

    4. Какие средства поражения относятся к обычному оружию?

    5. Обоснуйте необходимость совершенствования системы гражданской обороны для защиты населения в современных условиях.

    6. Дайте характеристику основных видов современного терроризма. _


    Похожая информация.


    ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1994, стр. 15-21

    Особенности ведения военных действий

    в конфликтах средней и низкой интенсивности

    (Исторический опыт и современность)

    Генерал-майор запаса И.Н.МАНЖУРИН,

    кандидат военных наук, доцент

    НЕСТАБИЛЬНОСТЬ внутриполитической обстановки в ряде государств (в том числе граничащих с Россией), обострившая противоречия территориального и национально-этнического характера, а также социально-политическая диффе-ренциация в ряде государств СНГ, увеличение их энергосырьевой зависимости, углубляющиеся экономические противоречия могут привести к конфликтной си-туации в отдельных регионах. Поэтому вполне закономерно стремление как отечественных, так и зарубежных военных специалистов глубже вникнуть в сущ-ность современных военных конфликтов различной интенсивности, форм и спо-собов ведения военных действий. Так, американскими военными теоретиками уже в начале 80-х годов было разработано и внедрено понятие «конфликт низкой интенсивности», а в 1981 году разработан и принят устав сухопутных войск США FM 100-20 «Конфликты низкой интенсивности», в котором изложены способы применения ВС в конфликтах такого рода.

    О локальных войнах писали еще в конце XIX века, поэтому считать их новым явлением в военном искусстве нельзя. Однако, анализируя военные конфликты, произошедшие за последние 40-50 лет, можно констатировать, что они отлича-лись один от другого масштабами, количеством и качеством применяемых средств вооруженной борьбы, формами, способами и размахом военных действий.

    Для выявления характерных особенностей ведения военных действий в совре-менных конфликтах необходимо определить их сущность и содержание, так как прежние определения, опирающиеся на классовую сущность войн, явно устарели. На наш взгляд, военным конфликтом между двумя, несколькими государствами или их коалициями можно считать такое состояние военно-политических взаи-моотношений между ними, когда стороны в ходе конфронтации, исчерпав все возможности решения конфликта мирными средствами, перешли к применению военной силы.

    Наиболее характерными по масштабам ведения военных действий могут стать военные конфликты, проводимые в форме локальных или региональных войн. Первые по сути являются вооруженной борьбой между двумя или несколькими государствами в ограниченном по площади географическом районе. Военные дей-ствия вероятнее всего будут вестись боеготовыми войсками, а также иррегуляр-ными формированиями. Они могут проводиться в форме общевойсковых опера-ций армейского и корпусного масштаба, боевых действий объединений и соедине-ний видов вооруженных сил и родов войск. В региональной войне вооруженная борьба ведется между несколькими крупными государствами того или иного реги-она либо их коалициями. При этом наряду с использованием имеющихся сил и средств может потребоваться мобилизация в масштабе страны и перевод экономи-ки на выпуск военной продукции. Военные действия примут форму общевойско-вых, совместных и самостоятельных операций объединений видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск.

    Цели сторон в военных конфликтах (в том числе против России) вероятнее всего будут носить ограниченный характер: внезапный захват и удержание с помощью союзников, а также посредством информационной дезориентации ми-ровой общественности относительно спорных территорий, важных в экономиче-ском или стратегическом отношении; оказание военной поддержки оппозиционным силам в определенных национальных образованиях стран; создание преце-дента для развязывания крупномасштабной войны.

    Одним из решающих условий успешного завершения военных конфликтов средней интенсивности (локальных и региональных войн), на наш взгляд, явля-ется рациональное и обоснованное ограничение политических целей, исключаю-щее расширение их масштабов, что требует строгого выполнения основного прин-ципа ведения военных действий в таких конфликтах - постоянного соответствия военных задач политическим установкам. С изменением политических целей адекватно развитию обстановки в районе конфликта необходимо синхронно кор-ректировать оперативные задачи войскам, их состав и способы применения. Иг-норирование этого принципа привело, в частности, к печальным последствиям в районе 12-й погранзаставы в Таджикистане.

    Несмотря на различия целей конфликтов, их содержание предъявляет единые требования к ответным действиям - они должны проводиться решительно и завершаться в максимально короткие сроки. Только таким способом можно пре-сечь политические и националистические амбиции противника, вынудить его отказаться от реализации своих агрессивных целей.

    Анализ опыта прошедших вооруженных конфликтов показывает - большинст-во из них не имело открытого конфронтационного периода, т.е. попыток разреше-ния возникших противоречий мирным путем. Напротив, военные конфликты 50-90-х годов XX столетия в основном начинались внезапной агрессией одной из сторон. Так, развязывание военных действий против арабских стран израильские войска начинали внезапным нападением с применением самых коварных спосо-бов дезинформации не только жертв агрессии, но и всего мирового сообщества.

    В военных конфликтах операции, проводимые регулярными войсками, могут сочетаться с тактическими действиями различных иррегулярных формирований, которые способны применять методы, характерные для гражданских войн, пар-тизанской борьбы и др. Подобное испытали на себе войска США во Вьетнаме (1963-1975 годы) и Ливане (1990 год). Руководство американских вооруженных сил признало, что не смогло учесть многогранность возможных угроз своим вой-скам при решении боевых задач в военных конфликтах.

    Следует отметить характерную особенность подготовки войск к ведению воен-ных действий в конфликтах. После безрезультатной (по степени достижения политических и военных целей) войны в Корее (1950-1953 годы) армия США для ведения последующих военных конфликтов всегда имела специально подготов-ленные силы и разработанные концепции их применения. Подготовка войск к боевым действиям проводилась путем адаптации способов их ведения, а также вооружения и военной техники к политическим и чисто военным условиям опре-деленного региона.

    По оценке американских специалистов, такой метод оказался весьма односто-ронним: если адаптация войск и техники к военным условиям себя в основном оправдала, то в политическом аспекте ее результаты были малоэффективны. При ведении боевых действий в густонаселенных районах Вьетнама, где конфликт приобретал все более политическую окраску, адаптирование не принесло ощути-мых результатов. Несмотря на широкое применение аэромобильных войск, впер-вые появившихся на поле боя вертолетов, постоянную поддержку соединений 7-го флота, американцы не смогли сломить сопротивления Вьетнамской народной армии и народного ополчения в дельте р.Меконг, Центральном Вьетнаме, на плато Тэйнгуен, в Сайгоне и других районах страны. Успехи, достигнутые амери-канскими и сайгонскими войсками за счет создания абсолютного превосходства в силах и средствах вследствие внезапности действий (особенно ночью), сводились к нулю действиями регулярных вьетнамских войск и партизан.

    Следовательно, в военных конфликтах политическая ситуация наряду с други-ми факторами может приобрести первостепенное значение и оказать существен-ное влияние на цели, масштаб, формы и способы военных действий. Именно от политической ситуации будет зависеть степень участия в боевых действиях мес-тного населения, руководящих (клановых) и религиозных структур.

    Физико-географические условия районов возможных военных конфликтов так-же могут оказать непосредственное воздействие на выбор форм и способов ведения боевых действий, применяемых средств. Наиболее типичными условиями являются: горные районы, обширные пустыни, заполярная зона и тропики.

    Условия начала и развития боевых действий в военных конфликтах могут быть различными. Если при завязке конфликта имеется конфронтационный период, то это обеспечит возможность организованного отражения агрессии.

    В более сложных условиях окажутся войска, которые в силу различных причин будут вынуждены в начале конфликта отражать внезапное нападение противни-ка.

    Особые условия начала развития военных действий могут сложиться, если аг-рессор неофициально, тайно поддерживается странами, открыто не участвующи-ми в конфликте. При этом жертва агрессии наряду с проведением операций против воюющей стороны принуждается к осуществлению ряда решительных мероприятий относительно «третьих стран» по прекращению насыщения против-ника вооружением и военной техникой, «добровольцами», материальными запа-сами и др.

    Неразрывно связан со способами развязывания военных конфликтов, формами применения войск, сил и средств начальный период, который может включать как классические операции, так и элементы гражданской и партизанской борьбы, а также рейдовые действия соединений и частей.

    Принципиально важной и весьма сложной проблемой начала военных действий в современных конфликтах, определяющей успех дальнейших действий, являет-ся завоевание огневого превосходства, достижение которого позволит быстро пе-рехватить инициативу у противника, дезорганизовать системы государственного и военного управления.

    При ведении военных действий в конфликтах необходимо учитывать, что на их характер окажут большое влияние высаженные в тыл войскам воздушные (мор-ские) десанты, диверсионно-разведывательные группы противника, которые бу-дут взаимодействовать с организованными или просочившимися на территорию страны, подвергшейся агрессии, бандформированиями, что может резко ослож-нить общую обстановку.

    Основными способами действий таких группировок (по опыту войн во Вьетнаме и Афганистане) могут быть: обстрелы различными видами оружия аэродромов, важных объектов тыла; диверсии на коммуникациях и линиях связи; захват и удержание ключевых районов местности и важных объектов до подхода основных сил. В последнее время в военных конфликтах стал широко практиковаться такой коварный прием, как захват заложников.

    Характерной чертой военных действий в конфликтах является то, что с их началом непосредственно связано дальнейшее развитие и масштабность возмож-ной эскалации. Успешное отражение агрессии в начальном периоде может выну-дить врага прекратить военные действия, тогда как его успех может вызвать расширение диапазона военных действий сторон и применяемых средств пораже-ния. Поэтому в каждом регионе страны в мирное время должны иметься реальные силы и средства, способные в короткие сроки локализовать военный конфликт и не дать ему перерасти в крупномасштабную войну.

    По нашему представлению, возникновение конфликтов на западе маловеро-ятно. Многочисленные противоречия, накопившиеся между народами Европы, вряд ли разрешимы путем локальных или региональных войн. Последние бо-лее вероятны в южных и юго-восточных регионах, граничащих с Россией. Это отчетливо просматривается сейчас на Кавказе и в Средней Азии, где они могут получить статус «священных» (религиозных), «национально-освободитель-ных» войн, связанных с религиозным фанатизмом и набирающим силу терро-ризмом.

    Ввиду решительности целей противоборствующих сторон в конфликтах и опре-деленной ограниченности районов боевых действий перечисленные особенности будут проявляться более контрастно, чем в обычных войнах. Это потребует от командиров и штабов осуществления дополнительных мероприятий, направлен-ных на снижение их влияния.

    Анализ военных конфликтов последнего десятилетия показывает, что военные действия в них (особенно в начале) могут превратиться в ожесточенные крупномасштабные огневые сражения. Успех будет принадлежать стороне, способной упредить противника в нанесении ударов и обладающей более высокой эффек-тивностью управления ими.

    Основными видами военных действий в конфликтах, на наш взгляд, могут быть наступление и оборона.

    В обороне специфические особенности вооруженной борьбы могут вызвать по-явление новых проблем: поиск эффективных способов ведения боевых действий, адекватных современному техническому оснащению войск вероятных противни-ков; определение способов отражения массированных ударов и ВТО, срыва вы-движения ударных группировок противника и их разгрома; установление опти-мального порядка и способов удержания оборонительных рубежей с одновремен-ной борьбой с группировками противника в тылу; изыскание способов действий войск и выполнения ими боевых задач в условиях экологически опасной обста-новки.

    В начальном периоде военных конфликтов и в последующих боевых действиях, как нам представляется, авиация, обладающая высокими ударными возможно-стями и мобильностью, может стать наиболее реальным средством решительного разгрома противника вне зависимости от способов его действий и обстановки. При этом необходимо учитывать следующие особенности: возможность применения сторонами однотипной авиационной техники; трудности в определении «свой-чужой»; невозможность применения во всех регионах ракет «воздух - РЛС», на-строенных на частоты бывших вероятных противников. Все это требует проведе-ния дополнительных технических и организационных мероприятий.

    Разгром группировок агрессора, на наш взгляд, необходимо осуществлять в тактической зоне обороны. Это можно обеспечить заблаговременной подготовкой войск и территории, сравнительным ограничением района боевых действий и, как следствие, возможностей более эффективно применять войска, силы и средства, а также своевременным вводом в сражение мобильных сил. Такое требование диктуется необходимостью быстрейшего разгрома главных сил противника и за-вершения или локализации конфликта до его эскалации в крупномасштабную войну.

    При ведении оборонительных действий в военных конфликтах глубокое эшело-нирование обороны вряд ли будет иметь такое же значение, как в обычных вой-нах. На наш взгляд, для разгрома вторгшихся группировок противника более целесообразны сильные мобильные резервы (вторые эшелоны), равные или даже превосходящие по силам и средствам состав войск прикрытия и первого оператив-ного эшелона обороняющейся группировки войск.

    Поражение группировок противника, как наступающих с фронта, так и дейст-вующих в оперативной глубине, осуществляется: ударами авиации, РВиА; огнем всех видов, сопряженных с радиоэлектронным воздействием на частоты систем его РЛС, эффективным управлением оружием и войсками. Прочная позиционная оборона важнейших направлений умело сочетается с маневренной обороной, осо-бенно на флангах главных сил и второстепенных направлениях, а также с внезап-ными контратаками и контрударами, десантно-диверсионными и рейдовыми дей-ствиями наших войск в тылу противника.

    При ведении оборонительных действий необходимо учитывать опыт прошлых войн, когда для достижения намеченных целей применялись самые изощренные способы действий.

    Вполне вероятно, что противник в критически складывающейся для него обста-новке может использовать экологически опасные объекты для заражения, поджо-га или затопления обширных районов местности.

    По опыту войны в Афганистане в обороне могут применяться следующие спосо-бы борьбы: огневое поражение и радиоэлектронное подавление (РЭП) в районах высадки ДДС и сосредоточения, при перелете (переходе морем) и в местах десантирования; блокирование района их действий дистанционным минированием, ударами мобильных сил, вторых эшелонов и резервов; прочесывание районов базирования и т.д.

    Реализация указанных способов требует также проведения следующих мероп-риятий: охрана важных объектов, коммуникаций и линий связи в зоне конфлик-та; установление комендантского часа и жесткого пропускного режима; создание боевых заслонов (застав) на важнейших рубежах в тылу оперативных объедине-ний; организация патрулирования и засад на маршрутах вероятных действий банд и агентуры врага; регулярная смена мест расположения подразделений (ча-стей) охраны и обороны объектов.

    Борьба с группировками противника в тылу наших войск может быть более успешной, если в глубине обороны заранее расположить противодесантные резер-вы, а на аэродромах (площадках) в соответствующей степени готовности иметь эскадрильи боевых самолетов и вертолетов для перехвата и уничтожения воздуш-ных десантов противника до начала их действий.

    Большое значение в достижении успеха в конфликтах, как свидетельствует анализ опыта их ведения в 70-90-е годы, приобрели ночные действия. Внезапный ночной штурм важного административного центра Порт-Стенли на Фолкленд-ских островах английскими войсками в июне 1982 года решил исход военного конфликта с Аргентиной в их пользу.

    Именно ночные действия значительно расширяют диапазон возможностей обе-их сторон в достижении внезапности, обмана противника, скрытности маневра силами и средствами. Ночное время всегда будет использоваться противником для внезапных контратак, диверсий, террористических актов, что требует усиле-ния разведки, особенно радиотехнической, охраны войск и объектов, создания системы разведывательно-сигнализационной аппаратуры на флангах группиро-вок и труднодоступных участках обороны. С другой стороны, ночь должна ис-пользоваться для всестороннего усиления воздействия на наступающего против-ника путем заброски в его тыл группировок, десантов, рейдовых отрядов на вертолетах и бронетехнике в целях уничтожения объектов систем ВТО, пунктов управления оружием и войсками, узлов связи, баз и складов снабжения. Именно эти мероприятия создадут благоприятные условия для нанесения контрудара.

    Упорное удержание городов и других населенных пунктов в тылу наступающих войск вынудит противника расходовать свои резервы для их окружения и ослабит ударные группировки, снизит темпы наступления и позволит стабилизировать линию фронта в более короткие сроки. Так, в феврале 1979 года полк территори-альных войск Вьетнамской народной армии, ведя круговую оборону г.Чалинь, отразил 21 атаку двух китайских пехотных дивизий и задержал их наступление на центр провинции г.Каобанг более чем на две недели.

    Наступательные формы ведения военных действий, как показывает опыт воен-ных конфликтов 50-90-х годов, были основными, и именно они определяли их развитие и завершение в пользу одной из конфликтующих сторон.

    Возможные условия ведения наступательных действий в военных конфликтах зависят от ряда постоянно действующих факторов: сложившейся военно-полити-ческой обстановки; взаимного оперативно-стратегического расположения и со-стояния группировок войск сторон; количественно-качественного соотношения сил и средств; природно-климатических, национально-этнических и других осо-бенностей региона конфликта.

    Цель наступательных действий может заключаться в достижении конечного результата операций (сражений), будет определяться конкретно для каждой из них. В отличие от традиционных операций, цели наступательных действий в военных конфликтах могут быть более тесно связаны, а нередко и непосредствен-но диктоваться политическими и экономическими устремлениями противоборст-вующих сторон, что сейчас просматривается в конфликте Армении с Азербайджа-ном.

    Постановка задач и их выполнение, на наш взгляд, в военных конфликтах могут иметь особенности, обусловленные наличием в противоборствующих груп-пировках иррегулярных формирований, широким участием в военных действиях местного населения, ведением их в отдельных районах, а также физико-географическими условиями. Видимо, общепринятое деление задач в наступлении на ближайшую и дальнейшую не всегда приемлемо. Более целесообразно опреде-лять войскам задачу на разгром главной группировки противника и овладение определенным районом (рубежом), а также задачу на последующие действия, причем последняя может корректироваться в зависимости от обстановки.

    В отдельных случаях, например при разгроме группировки противника, глубо-ко вклинившейся в оборону войск, оперативным объединениям при наступлении (контрнаступлении) могут ставиться ближайшая и дальнейшая задачи обычного содержания.

    Ввиду определенной ограниченности сил и средств, участвующих в конфлик-тах, проведение воздушной операции в общепринятом ее понимании вряд ли возможно. Целесообразнее проведение военных действий в новой форме - опе-рации мобильных сил, являющейся по содержанию совместной операцией обще войсковых формирований и объединений других видов Вооруженных Сил и родов войск при ведущей роли в ней ударно-огневых возможностей сил и средств ВВС и РВиА, а на приморском направлении - ВМФ. Основной целью такой операции может быть разгром главных сил противоборствующей стороны в сжатые сроки и принуждение ее к прекращению военного конфликта.

    Наступательные действия в военных конфликтах должны проводиться в высо-ких темпах, обеспечивая разгром противника в предельно короткие сроки, в определенном районе с одновременным обеспечением воспрещения отхода его разрозненных группировок и их укрытия в труднодоступных местах (горы, джун-гли, лесистая местность) своей территории или союзников. Иначе противник, рассредоточив оставшиеся войска и иррегулярные формирования, может перейти к партизанской войне, массовому терроризму, затянуть конфликт для поиска новых союзников.

    Для воспрещения таких действий одновременно с началом наступления удар-ных группировок, массированным ударно-огневым воздействием по важным объ-ектам и группировкам войск врага в его тыл высаживаются воздушно-штурмовые формирования, воздушные (морские) десанты, на соединение с которыми от войск первого эшелона стремительно выдвигаются рейдовые отряды на вертоле-тах, бронетехнике, а также танковые и мотострелковые соединения. При актив-ной поддержке авиации, РВиА они, обходя узлы сопротивления, прорываются в тыл противника и образуют активно действующий фронт в глубине его обороны. В дальнейшем силами этого фронта создаются рубежи воспрещения проникнове-ния противника в труднодоступные районы и во внешнее кольцо окружения его главных сил. В этих же целях узлы дорог, горные перевалы и выходы в долины и на горные плато при невозможности их захвата десантами и другими силами разрушаются ударами авиации, РВиА, минируются с воздуха.

    Поддержание непрерывного взаимодействия наступающих войск может осуще-ствляться согласованным по месту и времени ударно-огневым воздействием всего комплекса средств поражения, разведки и РЭБ по важнейшим объектам и груп-пировкам противника совместно с ударами и действиями войск, сил и средств по направлениям (районам), решаемым боевым задачам в режиме времени, опреде-ленном решением командующего. Особенностью организации и поддержания взаимодействия является то, что оно должно осуществляться и после разгрома главных сил противника, так как поражение вооруженных сил противоборствую-щей стороны еще не адекватно завершению военного конфликта. Взаимодействие войск должно поддерживаться при овладении и взятии под контроль основных политических, экономических, религиозно-этнических центров региона, при блокировании опасных районов местности, в том числе приграничных с соседни-ми государствами, откуда возможно поступление помощи противнику, а также приток «добровольцев» и единоверцев, как это сейчас происходит на таджикско-афганской границе.

    Характер, содержание и развитие военных действий в конфликтах тесно связа-ны со сложившейся в регионе военно-политической обстановкой и степенью бое-готовности войск и сил, дислоцирующихся на его территории, к отражению вне-запного нападения врага. Военные действия в военных конфликтах отличаются от обычных более широким спектром применяемых форм и способов их ведения - от традиционных операций до гражданских войн и партизанской борьбы. Уп-равление войсками в данных условиях требует постоянного учета значительно большего количества факторов: политических, экономических, территориально-национальных, религиозно-этнических, экологических, а также природно-кли-матических особенностей данной местности.

    Таким образом, характер военных действий в военных конфликтах требует наличия в оперативном построении войск нового элемента - мобильного резерва сил и средств для борьбы с десантно-диверсионными, аэромобильными силами и бандформированиями противника. Он может включать: высокомобильные силы и наиболее эффективные средства поражения, танковые и мотострелковые соеди-нения на БМП, воздушно-штурмовые и вертолетные формирования, эскадрильи боевых самолетов и вертолетов для перехвата воздушных десантов противника, части войск ПВО.

    В заключение следует отметить, что после второй мировой войны почти во всех регионах планеты разгорались сотни локальных войн и вооруженных конфлик-тов. Полыхают пожары и сейчас - не только в дальнем, но и в ближнем зару-бежье.

    Печальный опыт Афганистана свидетельствует о том, что изучению и анализу военных действий в конфликтах различной интенсивности наша военная наука уделяет явно недостаточное внимание. В теории стратегии и оперативного искус-ства практически отсутствуют концепции применения войск (сил) и средств по-ражения в военных конфликтах различного масштаба.

    На наш взгляд, приведенные в статье соображения позволяют сформулировать ряд общих требований к подготовке и ведению боевых действий в конфликтах средней интенсивности.

    Приоритет политики в военных конфликтах подчеркивает косвенную роль во-оруженных сил в их разрешении. Последнее обстоятельство требует: ускоренной разработки правовой основы и принципов применения Вооруженных Сил РФ в возможных военных конфликтах, чтобы их части и соединения не стали залож-никами политических амбиций конфликтующих сторон; единства усилий всех компонентов государственной власти, включая силовые структуры страны, необ-ходимые для ликвидации возникших конфликтов; гибкости и адекватности спо-собов их применения. Даже хорошо подготовленные и умело организованные военные действия участвующих в конфликте сил и средств постоянно требуют смены методов и способов воздействия на противника.

    Ключом к успеху в военных конфликтах является соблюдение законности при-менения вооруженных сил, особенно на сопредельных территориях. Состояние военно-политической обстановки вблизи границ нашей страны настоятельно тре-бует своевременной разработки теоретических основ и практических рекоменда-ций по ведению военных действий при разрешении конфликтов, угрожающих национальной безопасности России.

    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 34.- С.248; Т.36. - С.531.

    Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте


    Ядерное оружие – вид оружия массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана или плутония или в ходе синтеза легких ядер, таких как дейтерий, тритий (изотопы водорода) и литий.




    Воздушной ударной волной называется область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. Световое излучение – электромагнитное излучение оптического диапазона в видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра. Проникающая радиация ядерного взрыва представляет собой поток гамма-излучения и нейтронов. Радиоактивное заражение возникает в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва. Электромагнитный импульс – мощные электромагнитные поля с длинами волн от 1 до 1000 м и более, кратковременного существования, возникающие в результате ядерного взрыва.




    Классификация ОВ: По тактическому назначению: - раздражающие; -временно выводящие из строя; -смертельные. По быстроте наступления поражающего действия: -быстродействующие; -медленнодействующие. В зависимости от продолжительности сохранения способности поражать незащищенных людей и местность: -стойкие; -нестойкие.




    Возможные способы заражения (проникновения) человека биологическим оружием. С воздухом через органы дыхания. С пищей и водой через пищеварительный тракт. Через кожу в результате укусов зараженными кровососущими членистоногими. Через слизистые оболочки рта, носа, глаза, а также через поврежденные кожные покровы.


    К мероприятиям по защите от биологических средств относятся: В предвидении применения биологического оружия: - иммунизация: -санитарно-гигиенические мероприятия; -принятие антибиотиков из индивидуальной аптечки; -защита продовольствия и воды. В период применения: -использование средств индивидуальной и коллективной защиты. После применения: -разведка мест заражения и оповещение личного состава; -изоляция больных и очагов заражения; -проведение обсервации.


    Техногенная чрезвычайная ситуация – обстановка, при которой в результате возникновения аварии или катастрофы на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде. Техногенные ЧС различают по двум параметрам: -по месту возникновения ЧС; -по характеру основных поражающих факторов источника ЧС.


    Предупреждение чрезвычайной ситуации – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей, снижению размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.


    Ликвидация чрезвычайной ситуации – проведение силами РСЧС аварийно- восстановительных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.


    Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Горение – физико-химический процесс, при котором превращение вещества сопровождается интенсивным выделением энергии, тепло- и массообменом с окружающей средой и, как правило, ярким свечением.


    Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются: Отдельный пожар – это пожар, возникший в отдельном здании или сооружении. Продвижение людей и техники по застроенной территории между отдельными пожарами возможно без средств защиты. Сплошной пожар – одновременное и интенсивное горение преобладающего количества зданий и сооружений на определенном (данном) участке застройки. Продвижение людей и техники через участок сплошного пожара без средств защиты невозможно. Массовый пожар – представляет собой совокупность отдельных и сплошных пожаров. Огневой шторм – особая форма распространяющегося сплошного пожара, характерными признаками которого являются наличие восходящего потока продуктов сгорания и нагретого воздуха.


    Параметры пожара: Продолжительность пожара; Площадь пожара; Зона горения; Зона теплового воздействия; Зона задымления; Фронт сплошного пожара; Температура открытого пожара. Основные поражающие факторы пожара: Тепловое излучение – непосредственное действие огня на горящий предмет и дистанционное воздействие на предметы и объекты высокими температурами. Токсическое действие продуктов горения на живые организмы – отравление продуктами горения.


    Взрыв – процесс чрезвычайно быстрого освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме, способный привести к жертвам, разрушениям, возникновению катастроф, техногенных аварий, а также чрезвычайных ситуаций. Происходит вследствие выделения химической или внутриядерной энергии, превращения электрической, ядерной и кинетической энергии в тепло, освобождения упругой энергии среды и др.


    На объекте возможны следующие виды взрывов: Образование облаков топливно-воздушных смесей или других химических газообразных и пылеобразных веществ (ГВС –газовоздушные смеси), способных к взрыву (объемный взрыв). Взрывы трубопроводов, сосудов, находящихся под высоким или с перегретой жидкостью, прежде всего резервуаров со сжиженным углеводородным газом.


    Основными поражающими факторами взрыва являются: Воздушная ударная волна, возникающая при ядерных взрывах, взрывах инициирующих и детонирующих веществ, при взрыве облаков топливно-воздушных смесей, взрывах резервуаров с перегретой жидкостью и резервуаров под давлением. Осколочные поля, создаваемые летящими обломками разного рода объектов технологического оборудования, строительных деталей и т.д.


    Способами защиты от взрывов являются: Проектирование прочных ограждающих конструкций. Создание во взрывоопасных зонах инертной среды, в которой содержание кислорода было бы меньше необходимого для поддержания горения. Изоляция взрывоопасной зоны прочными стенами. Расположение взрывоопасного производства в местах, где в случае взрыва не будет причинен вред окружающей среде. Установка специальных предохранительных клапанов для сброса давления, возникающего при взрыве. Подавление взрыва.


    Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих вследствие ведения военных действий. Поддержание в постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в целях доведения до работников сигналов гражданской обороны. Эвакуация работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Обеспечение работников и членов их семей коллективными и индивидуальными средствами защиты. Первоочередное пострадавших работников и членов их семей медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, и принятие других неотложных мер. Повышение защитных свойств помещений от проникновения РВ, ОВ и АХОВ. Проведение санитарной обработки работников, специальной обработки техники и других неотложных мероприятий. Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения РВ, ОВ и БС.