Структура государственной власти. Разделение властей. Структура политической власти

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Государственная власть: понятие, признаки, структура


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Государственная власть - это разновидность социальной власти, а именно отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

  • 1. Публичная власть (распространяется на все население в пределах своей территории);
  • 2. Политическая власть (политика - искусство управления; главная задача государства - установить компромисс в обществе);
  • 3. Суверенна (независимость как во внутренней, так и внешней политике);
  • 4. Охватывает все население государства;
  • 5. Легитимна (признание государственной власти законной, закрепление основ государственной власти и методов ее осуществления в законодательстве).
  • 6. Реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;
  • 7. Легальна - выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной и пользуется авторитетом в обществе.

Структура государственной власти:

  • 1. Статистический подход: воля и сила (то, чем воля подкрепляется). Друг без друга не целесообразны.
  • 2. Динамическй подход (выделяет 5 элементов): субъект (тот, кто осуществляет); объект (на кого направлена); содержание (отношение между субъектом и объектом); средства (государственные органы, НПА, СМИ и т.д.); методы (убеждения и принуждения, кто-то выделяет метод поощрения).

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей.

Государственное принуждение - психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

  • 7. Понятие, сущность и признаки государства.
  • 8. Государственная власть: понятие, признаки, структура.
  • 9. Типология государства и права.
  • 10.Функции государства: понятие, содержание, классификация.
  • 11. Форма государственного правления: понятие, виды. Форма правления в рф.
  • 12. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Форма государственного устройства в рф.
  • 13. Государственно-правовой режим: понятие, классификация. Государственно-правовой режим в рф.
  • 14. Понятие и структура государственного механизма (аппарата).
  • 15. Государственный орган: понятие, признаки, классификация.
  • 16.Политическая система общества: понятие, структура, субъекты.
  • 18. Принципы права: понятие, виды, значение.
  • 19. Функции права: понятие, виды, содержание.
  • 1) Общесоциальные;
  • 2) Специально-юридические.
  • 20. Правовое регулирование: понятие и виды.
  • 22. Стимулы и ограничения в праве.
  • 23. Правовая система: понятие и структура.
  • 24. Правовые семьи в современном мире.
  • 25. Правовой статус личности: понятие, структура, классификация.
  • 26. Права и свободы человека и гражданина: понятие, классификация.
  • 27. Правовое государство: понятие и принципы.
  • 27. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
  • 28. Понятие и виды социальных норм. Технические нормы.
  • 29. Норма права: понятие, признаки, виды.
  • 30. Структура правовой нормы. Элементы нормы права и их разновидности.
  • 31. Правосознание: понятие, структура, классификация.
  • 32. Правовая культура: понятие, структура, классификация.
  • 34. Нормативные правовые акты: понятие, классификация.
  • 35. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и по юридической силе.
  • 36. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
  • 37. Юридическая техника: понятие, виды, основные требования.
  • 38. Стадии законотворческого процесса.
  • 39. Систематизация законодательства: понятие и виды.
  • 40. Система права: понятие, признаки, соотношение с системой законодательства.
  • 42. Частное и публичное право.
  • 43. Правоотношение: понятие, признаки, классификация.
  • 44. Содержание правоотношения. Субъективное право, юридическая обязанность, юридическая свобода и полномочие: понятие, структура, разновидности.
  • 45. Объекты правоотношений: понятие, классификация.
  • 46. Субъекты правоотношений: понятие, классификация.
  • 47. Правосубъектность: понятие, содержание.
  • 48. Понятие и виды юридических фактов.
  • 49. Реализация права: понятие, содержание, формы.
  • 50. Применение права: понятие, признаки, раз Реализация права: понятие, содержание, формы. Новидности.
  • 51. Пробелы в праве: понятие, причины, восполнение и преодоление.
  • 52. Юридические коллизии: понятие, виды, способы разрешения.
  • 53. Толкование права: понятие, содержание, субъекты.
  • 54. Виды толкования права.
  • 55. Понятие и виды правомерного поведения.
  • 56. Правонарушение: понятие, признаки, виды:
  • 57. Состав правонарушения: понятие, элементы, их характеристика.
  • 58. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы.
  • 59. Законность и правопорядок: понятие, содержание, соотношение.
  • 8. Государственная власть: понятие, признаки, структура.

    Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Важным элементом власти является принуждение.

    Власть имеет следующую структуру:

    Субъект власти (в частности, государство, население);

    Объект (на кого именно направлена власть);

    Отношения, возникающие по поводу власти;

    Регламентирующие правила, нормы.

    Власть может иметь различные мотивы:

    Привычка подчиняться;

    Убежденность в необходимости повиновения;

    Доверие;

    Правовые нормы;

    Воля и др.

    Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний. В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

    - власть вождя (рода, племени);

    - государственная (политическая) власть - является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

    Признаки:

    1.публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

    2.универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

    3.верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

    4.законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

    5.легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

    6.легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

    7.легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда,армии, полиции и т. д.);

    8.использование системы выплаты налогов;

    9.использование государственного принуждения;

    10.деление всего населения только по территориальному признаку.

    Государственная власть делится:- на законодательную;- исполнительную;- судебную.

    - экономическая власть;

    - церковная власть;

    - социальная власть - это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

    - родительская власть и др.

    9. Типология государства и права.

    Типология – это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.

    Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера.

    Каждое государство и его система права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.

    Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями.

    Но в то же время у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу – исторический тип государства и права.

    В развитии каждого государства и права наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т.п. факторами и определенным типом государства и права.

    Переход от одного исторического типа государства и права к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды.

    Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ обуславливает возникновение государства и права у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Так же разновременно у различных сообществ происходит смена исторических типов государства и права.

    В процессе исторического развития общества наблюдается интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем.

    В целом, развитие цивилизации идет по восходящей линии определяется термином «прогресс». Его содержание применительно к процессу развития государства и права характеризуется следующим:

    · постепенная индивидуализация человеческой личности, расширение и укрепление основных прав и свобод человека;

    · развитие материальной и духовной культуры, постоянное увеличение объема научных, технических, культурных знаний;

    · уменьшение зависимости человека от окружающей природной среды;

    · демократизация государственной власти, уменьшение классовой природы государства и права в сторону выполнения общесоциальных функций;

    · гуманизация государственного управления и нормативного регулирования.

    В науке теории государства и права четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени.

    Государственная власть - это возможность и способность специализированных органов государства осуществлять руководство, управление жизнедеятельностью общества, быть арбитром в нем, обладать верховенством, суверенитетом и от имени общества применять принуждение. Она носит институционализированный характер, и ее функционирование определяется противоречивым единством деятельности институтов федерального центра, органов государственной власти субъектов Федерации и негосударственной власти местного самоуправления.

    Структура государственного управления:

    Государственная власть сегодня разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждого вида власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют:

    • - Президент Российской Федерации;
    • - Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
    • - Правительство Российской Федерации;
    • - суды Российской Федерации;
    • - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации является главой государства и юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Аппаратом осуществления функций главы государства является Администрация Президента Российской Федерации, которая действует на правах государственного органа управления. Президент возглавляет Совет Безопасности и Совет обороны.

    Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. Систему федеральных органов исполнительной власти образуют министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства и федеральные надзоры.

    Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.

    Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др.

    Согласно теории разделения властей:

    • 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией;
    • 2) все власти равны перед законом и собой;
    • 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;
    • 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.

    Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом “сдержек и противовесов”, под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

    Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью:

    • 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов;
    • 2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе;
    • 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.

    Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации, которые часто именуются как “четвертая власть”.

    В Российской Федерации этот принцип также закреплен в Конституции, где говорится, что “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

    Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами Российской Федерации.

    Конституционные основы деятельности Президента Российской Федерации. В буквальном смысле слово “президент” в переводе с латинского означает “сидящий впереди”. В государствах с республиканской формой правления президент является либо главой государства и исполнительной власти, либо только государства.

    Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. Пост избираемого всенародно Президента РСФСР был установлен в соответствии с результатами всероссийского референдума в марте 1991 г. Первый Президент РСФСР был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Конституция Российской Федерации (1993) внесла существенные изменения, касающиеся как статуса Президента, так и порядка его избрания, компетенции, процедуры отрешения от должности. Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов власти. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения владей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

    Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент России избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд. Президент России, в соответствии с Конституцией, назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы.

    Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же имеет право принять решение об отставке Правительства.

    Президент представляет Государственной Думе кандидатуры на должности (назначение и освобождение): Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.

    Президент рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству, согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

    Президент России, осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры и грамоты. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение. Президент, при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.

    Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. Однако процедура отрешения чрезвычайно сложна.

    Конституция Российской Федерации предоставила Президенту слишком много прав и обязанностей и одному человеку это не под силу. Поэтому необходимо перераспределение полномочий между Президентом и другими ветвями власти.

    Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (178 чел).

    В Государственную Думу входят 450 депутатов, избираемых на основе смешанной избирательной системы. Каждая из палат обладает своими полномочиями.

    В частности, к ведению Совета Федерации относится:

    • 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
    • 2) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения;
    • 3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации;
    • 4) назначение выборов Президента Российской Федерации;
    • 5) отрешение Президента от должности;
    • 6) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    • 7) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

    Среди полномочий Государственной Думы, закрепленных в Конституции Российской Федерации, можно выделить:

    • 1) дачу согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
    • 2) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
    • 3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
    • 4) объявление амнистии;
    • 5) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

    Очень важной с политической точки зрения является дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.

    Однако реализация данного полномочия Государственной Думой связана с некоторыми условиями. В частности, решение Государственной Думой должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства. Помимо этого устанавливается, что после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

    Здесь напрашивается вывод о (вольном) праве на роспуск Парламента при весьма сомнительных, а может быть даже спровоцированных обстоятельствах, поскольку может быть выдвинута заведомо не подходящая кандидатура на пост Председателя Правительства Российской Федерации. Парламент превращается в безвластный орган, над которым нависает угроза его досрочного роспуска.

    Это влияет на поведение и даже правосознание депутатов. Тем более в ситуации политической нестабильности данная парламентская модель даже при усиленных полномочиях Президента будет сопровождаться частыми государственными кризисами, что позволяет говорить об усилении тенденций авторитаризма в государственном управлении.

    Полномочия двух палат разделены по конституционным основаниям, но очевидна некоторая искусственность их разделения, нарушающая целостность единого представительного органа. Некоторые важнейшие вопросы решает Совет Федерации, по численности народных представителей уступающий Государственной Думе. Решения по конституционным законопроектам Совет Федерации должен принимать большинством в три четверти голосов. Правительство Российской Федерации осуществляет в стране исполнительную власть. Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

    Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории. Полномочия российских представительных органов определяются Конституцией России и другими законами, основанными на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

    Среди полномочий Правительства Российской Федерации можно выделить следующие:

    • 1) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
    • 2) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
    • 3) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
    • 4) осуществление управления федеральной собственностью;
    • 5) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
    • 6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
    • 7) осуществление иных, возложенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий.

    В России федеральное Правительство несет политическую ответственность перед Федеральным Собранием, прежде всего в плане разработки и исполнения федерального бюджета. В России недоверие Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе Правительства.

    Вместо ухода в отставку члены Правительства могут обратиться к Президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Государственную Думу и назначить новые в нее выборы.

    В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

    Суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

    Судьи несменяемы и неприкосновенны.

    Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

    Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

    Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

    Судебная власть в целом едина и неделима, однако условно правосудие можно подразделить на конституционное, общее и арбитражное.

    В соответствии с этим существует и три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации:

    • 1) решает дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, договоров между органами государственной власти России;
    • 2) дает толкование Конституции Российской Федерации.

    Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет надзор за их деятельностью, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия.

    В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочии между ветвями единой неделимой государственной власти.

    2.1. Основные подходы к структуре государственной власти. Вопрос о структуре государственной власти – это вопрос о ее внутреннем строении и тех элементах, из которых она состоит. Как представляется, структуру государственной власти целесообразнее всего рассматривать, исходя из разных подходов: природы государственной власти, ее функциональной характеристики, принципа разделения властей, ее территориальной организации. Это позволит получить более глубокие представления о самой государственной власти и элементах, ее составляющих.

    2.2. Структура государственной власти, исходя из природы государственной власти. Исходя из природы государственной власти, в ее структуре можно выделить два элемента: волю и силу. Воля – это определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса, народа и т. д. Властвовать – значит претворять свою волю в жизнь, кому-то ее навязывать, кого-то ей подчинять. Государственная власть – это тоже чья-то воля. Это воля либо народа, либо тех или иных классов, либо каких-то социальных групп.

    Другой структурный элемент властисила . Сила как бы подкрепляет волю, способствует ее претворению в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в ее авторитете, в идеологическом воздействии, принуждении, насилии. Сила государственной власти наиболее ярко проявляется в государственных органах, и, прежде всего, в органах принуждения – армии, полиции и т. д. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лице соответствующих органов.

    2.3. Структура государственной власти, исходя из функциональной характеристики государственной власти. Структура государственной власти будет выглядеть иначе, если государственную власть рассматривать, исходя из ее функциональной характеристики. Здесь государственная власть предстает уже как определенное отношение, складывающееся между властвующими и подвластными, как претворение в жизнь воли властвующих и подчинение этой воле подвластных.

    В структуре государственной власти, исходя из ее функциональной характеристики, можно выделить следующие элементы: субъектов власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.

    Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т. е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.

    Объекты власти – это подвластные, т. е. те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

    Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектами и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъектов власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъектам власти.

    Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т. д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.

    Наконец, методы осуществления власти – это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода – метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предполагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, моральным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, безусловным навязыванием ему государственной воли.

    2.4. Структура государственной власти, исходя из принципа разделения властей. Исходя из принципа разделения властей, который нашел свое воплощение в практике многих современных государств, в том числе и нашего (ст. 10 Конституции РФ), в структуре государственной власти обычно выделяются такие элементы, как законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть, которые принято именовать ветвями государственной власти.

    Законодательная власть – это выборная, коллегиальная ветвь государственной власти, представляющая интересы населения страны или отдельной ее части, принимающая законы и контролирующая деятельность исполнительной власти. Законодательная власть осуществляется, как правило, парламентом, который является высшим представительным органом государственной власти.

    Исполнительная власть – это ветвь государственной власти, которая формируется, как правило, законодательной властью и деятельность которой связана с исполнением, претворением в жизнь законов, принимаемых законодательной властью. Исполнительная власть осуществляется достаточно разветвленной системой органов как на общегосударственном, так и местном уровне. На общегосударственном уровне исполнительная власть в большинстве стран принадлежит главе государства, который выполняет главным образом функцию верховного представительства государства, и правительству, которое осуществляет в основном текущие функции.

    Судебная власть представляет собой относительно самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, которая на основе действующего в стране права рассматривает юридические конфликты и споры и разрешает их по существу. Органами, непосредственно осуществляющими судебную власть (правосудие), являются суды.

    Необходимо вместе с тем иметь в виду, что названные элементы государственной власти можно выделять лишь в тех государствах, где признается и законодательно закрепляется принцип разделения властей.

    2.5. Структура государственной власти, исходя из территориальной организации государственной власти. Исходя изтерриториальной организации государственной власти, в ее структуре можно выделить, прежде всего, центральную (верховную) власть , которая действует на всей территории страны, и местную власть , действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных образований (городов, районов и т. д.). Подобные элементы государственной власти характерны для унитарных государств. В государствах же с федеративным устройством кроме центральной (федеральной) и местной власти выделяют также региональную власть , т. е. власть субъектов федерации.

    Государственное управление

    3.1. Понятие государственного управления. Характеристика государственной власти будет неполной, если не рассмотреть хотя бы основные вопросы государственного управления. Дело в том, что государственная власть неразрывно связана с государственным управлением, поскольку государственное управление является способом осуществления, реализации государственной власти.

    В научной и учебной литературе государственное управление чаще всего определяется как целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или отдельные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач .Вместе с тем надо иметь в виду, что государственное управление может быть истолковано как в узком, так и в широком смысле.

    Государственное управление в узком смысле – это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не всех органов государства, а только органов исполнительной власти, которые иногда называют органами государственного управления. Как деятельность органов исполнительной власти, государственное управление в отечественной юриспруденции изучается наукой административного права.

    Государственное управление в широком смысле – это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не только органов исполнительной власти, но и органов законодательной и судебной власти, а также всех государственных и некоторых негосударственных организаций. Разумеется, не все государственные органы, государственные и негосударственные организации в равной мере участвуют в государственном управлении. Как отмечается в литературе, одни органы государства имеют собственно властные, решающие полномочия (например, парламент или министр) и непосредственно занимаются государственным управлением. Другие обладают лишь консультативными полномочиями (например, Экономический и социальный совет во Франции). Третьи занимаются проверкой соблюдения законов, контролем (например, уполномоченный по правам человека), наблюдением за исполнением (Счетная палата). Такие органы не столько управляют, сколько участвуют в государственном управлении. Могут существовать и смешанные, государственно-общественные органы, которые тоже в какой-то мере выполняют управленческие задачи. Иногда некоторые функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления, которые в этом случае тоже выполняют задачи государственного управления. Государственное управление в широком смысле изучается различными гуманитарными науками, в том числе и теорией государства и права.

    3.2. Стадии государственного управления. Государственное управление, в каком бы смысле мы его не рассматривали (узком или широком), всегда протекает как определенный, длящийся во времени процесс. И как процесс в своем развитии оно проходит несколько стадий. Обычно выделяют четыре стадии управленческого процесса: стадию сбора, обработки и оценки информации; стадию разработки и принятия управленческого решения; стадию исполнения управленческого решения; стадию контроля за исполнением управленческого решения.

    Стадия сбора, обработки и оценки информации является первоначальной стадией управленческого процесса и считается подготовительной. Как такового, государственного управления на этой стадии еще нет, а имеет место сбор, обработка и оценка информации, которая необходима для принятия управленческого решения. Поэтому прежде чем принять, вынести решение, нужно получить требуемую информацию, обработать ее и оценить на предмет полноты и достоверности.

    Стадия разработки и принятия управленческого решения считается основной, центральной стадией управленческого процесса, поскольку выражает самое главное в управлении, его, можно сказать, квинтэссенцию. Чтобы управлять, нужно принимать решения, потому что в решениях закладываются все необходимые основы предстоящего управления.

    Управленческие решения могут быть двух видов – нормативные и индивидуальные. Нормативные решения носят общий характер. Они адресуются неопределенному кругу лиц и рассчитаны на неопределенное число типичных ситуаций. Такие решения содержат нормы права и оформляются в виде определенных нормативно-правовых актов (законов, указов президента, постановлений правительства и т. д.). Индивидуальные решения в отличие от нормативных носят уже конкретный характер, так как адресуются конкретным лицам и рассчитаны на конкретную ситуацию. Такого рода решения содержат индивидуально-конкретные правовые предписания и оформляются в виде различных индивидуально-правовых актов (приказов, решений, постановлений и т. д.).

    Стадия исполнения управленческого решения характеризует государственное управление с фактической стороны. Для того чтобы управление достигло своей цели, решение, в котором эта цель заложена, должно быть исполнено, реализовано. Только путем исполнения управленческих решений можно реально, фактически осуществить управление. При этом надо иметь в виду, что исполнение нормативных решений носит многократный характер (они исполняются, пока действуют), а исполнение индивидуальных решений является, как правило, разовым.

    Стадией контроля за исполнением управленческого решения завершается процесс управления. Собственно говоря, здесь управления, как такового, уже нет, ибо фактически оно заканчивается на предыдущей стадии. Однако без организации надлежащего контроля за исполнением управленческих решений нет гарантии того, что эти решения будут своевременно и надлежащим образом исполняться. Контроль за исполнением управленческих решений (причем как нормативных, так и индивидуальных) возлагается либо на соответствующие органы государства (например, органы прокуратуры), либо на соответствующих должностных лиц.

    3.3. Государственное управление и самоуправление. От государственного управления следует отличать самоуправление, которое является, в сущности, единственным способом реализации социальной власти в первобытном обществе, но имеет вместе с тем достаточно широкое распространение и в государственно-организованном обществе, особенно современном. Самоуправление – этосамостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.В отличие от государственного управления самоуправление не связано с деятельностью государства, его органов. При самоуправлении народ непосредственно или через выборные органы самостоятельно решает вопросы своей жизнедеятельности без вмешательства органов государства.

    В государственно-организованном обществе самоуправление наиболее широко представлено деятельностью различных негосударственных организаций (политических партий, религиозных и общественных организаций, других негосударственных объединений граждан), которые самостоятельно решают все свои внутренние вопросы. Государство осуществляет, как правило, лишь внешний контроль за деятельностью этих организаций, предъявляя к ним некоторые требования. Например, отдельные негосударственные организации должны быть официально зарегистрированы в соответствующих государственных органах, ни одна негосударственная организация не может нарушать закон, заниматься антигосударственной или антиобщественной деятельностью и т. д. Только в случае невыполнения предъявляемых требований государственные органы вправе вмешаться во внутренние дела негосударственной организации и пресечь противоречащую требованиям государства деятельность.

    В государственно-организованном обществе самоуправление может проявляться и в других формах (например, участие в референдумах, сходах, выборах, собраниях и т. п.), но наибольший интерес в плане соотношения государственного управления и самоуправления представляет местное самоуправление.

    Местное самоуправление – этоформа осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

    Из данного определения вытекают следующие признаки местного самоуправления:

    во-первых, местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти . Оно не является осуществлением государственной власти и не относится к государственному управлению. Это самостоятельная форма народовластия на местах, власть населения соответствующих административно-террито­риаль­ных образований (города, района и пр.);

    во-вторых, местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения . Население соответствующих территорий (административно-территориальных единиц), осуществляя самоуправление, самостоятельно решает те или иные вопросы местного значения на свои финансовые и другие средства и под свою ответственность;

    в-третьих, местное самоуправление – это решение вопросов местного значения, котороеосуществляется населениемнепосредственно и (или) через органы местного самоуправления . Основными формами непосредственного участия населения являются местные референдумы, выборы органов местного самоуправления, сельские сходы. Что же касается органов местного самоуправления, то они автономны. Они не входят в систему государственных органов (органов государственной власти) и не соподчинены друг другу. Свои функции органы местного самоуправления осуществляют в пределах административно-территориальных границ (города, района и т. д.), в рамках своих полномочий, на свои финансовые и иные средства и под свою ответственность;

    в-четвертых, местное самоуправление – это решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

    Местное самоуправление не тождественно местному управлению, поскольку последнее может быть двух видов: государственным и негосударственным. Местное государственное управление может осуществляться как выборными органами государства (в СССР – местные органы государственной власти, народные суды), так и назначаемыми государственными органами и должностными лицами (например, префекты департаментов во Франции, воеводы в Польше, губернаторы в Таиланде и т. д.). Местноенегосударственное управление осуществляется либо непосредственно населением, либо органами местного самоуправления. То есть оно выражается в местном самоуправлении.

    Существуют разные модели местного управления. В одних государствах местное управление может быть преимущественно государственным управлением, в других – преимущественно самоуправлением, в третьих – и тем, и другим одновременно. В Российской Федерации местное управление выступает преимущественно в качестве местного самоуправления. В то же время не исключается и местное государственное управление. Оно выражается, например, в деятельности местных органов государства (городских или районных прокуратур, управлений или отделов внутренних дел и т. д.). Кроме того, органы местного самоуправления могут сочетать в своей деятельности как функции местного самоуправления, так и функции государственного управления. Так, согласно ст. 132 Конституции РФ «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств». В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

    Таким образом, государственное управление и самоуправление – это разные формы управленческой деятельности, которые вместе с тем могут быть тесно связаны между собой и взаимопереплетены.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что понимается под государственной властью и каковы ее признаки?

    2. Как соотносятся между собой государственная власть и государство?

    3. С каких позиций может быть рассмотрена структура государственной власти, и какие элементы государственной власти можно при этом выделить?

    4. Что следует понимать под государственным управлением и каковы его стадии?

    5. Как соотносятся между собой государственное управление и самоуправление?

    Литература

    Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук. – 3-е изд., доп. – М. : Изд-во ОМЕГА-Л, 2005. – 584 с. – (Humanitas. Учебник для высшей школы).

    Витченко А. М. Теоретические проблемы исследования государственной власти / А. М. Витченко. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1982. – 194 с.

    Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление: учебник / Н. И. Глазунова. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.

    Государственное управление: основы теории и организации: учебник / под ред. В. А. Козбаненко.– М. : Статут, 2000. – 912 с.

    Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. – 1994. – № 7. – С. 28–34.

    Самоуправление: от теории к практике / под ред. Ю. А. Тихомирова, Г. Х. Шахназарова. – М. : Юрид. лит.,1988. – 208 с.

    Черданцев А. Ф. Государственная власть и ее обоснование // Изв. вузов. Правоведение. – 1992. – № 2. – С. 3–12.

    Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2002. – 320 с.

    Чиркин В. Е. Государствоведение: учебник / В. Е. Чиркин. – 2-е изд., исправ. и доп. – М. : Юристъ, 2000. – 384 с.

    Чиркин В. Е. Основы государственной власти: учеб. пособие / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 1996. – 112 с.

    Глава 5

    МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

    ВЛАСТИ

    § 1. Понятие и структура

    механизма государственной власти

    1.1. Понятие механизма государственной власти. Государственная власть как право и способность (возможность) осуществлять политическое руководство обществом при помощи определенных средств и методов всегда организационно оформлена и так или иначе выражена вовне. В этой связи возникает вопрос о механизме государственной власти, в котором она находит свое организационное оформление и внешнее выражение.

    Вопрос о механизме государственной власти в отечественной теории государства и права изучен еще слабо. Даже термин «механизм государственной власти» в научной и учебной литературе встречается достаточно редко. В то же время уяснение вопроса о механизме государственной власти позволяет четко представить, в чем находит свое организационное выражение государственная власть, кто может быть ее непосредственным носителем и кем она практически может осуществляться.

    Как представляется, механизм государственной власти – это совокупность государственных и негосударственных организаций, в которых государственная власть находит свое организационное выражение и с помощью которых она осуществляет свои задачи и функции . Иными словами, механизм государственной власти – это взятые в единстве государственные и негосударственные организации, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства, государственной власти.

    1.2. Структура механизма государственной власти. Чтобы получить более четкое представление о механизме государственной власти, необходимо рассмотреть его структуру. Исходя из предложенного выше определения, в структуре механизма государственной власти можно выделить два основных элемента: государственные и негосударственные организации. Основным и обязательным элементом механизма государственной власти являются государственные организации , поскольку именно в них, прежде всего, находит свое организационное выражение государственная власть. Государственные организации в своем единстве образуют то, что принято называть механизмом государства .

    Другим элементом механизма государственной власти являются негосударственные организации. Причем в механизм государственной власти входят не любые негосударственные организации, а только те, которые обладают государственно-властными полномочиями, т. е. являются носителями государственной власти. Сами по себе негосударственные организации не обладают государственно-властными полномочиями и не входят в состав механизма государственной власти. Однако в практике отдельных государств имеют место случаи, когда те или иные негосударственные организации начинают выполнять определенные функции государства. Происходит это обычно в результате передачи (делегирования) отдельных полномочий государственных органов каким-либо негосударственным организациям. Например, в современной Российской Федерации, как уже отмечалось, согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления, которые не являются органами государства и относятся к негосударственным организациям, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

    Наделение негосударственных организаций государственно-властными полномочиями не приводит к превращению их в государственные организации и включению в состав механизма государства. Они по-прежнему остаются негосударственными организациями, но, обладая государственной властью, начинают ее осуществлять и выполнять определенные ее функции. Вследствие этого подобные негосударственные организации включаются в состав механизма государственной власти, поскольку становятся носителями государственной власти и государственная власть тоже получает в этих организациях определенное организационное выражение.

    Негосударственные организации, обладающие государственно-властными полномочиями, выступают какдополнительный, вспомогательный и в то же время необязательный элемент механизма государственной власти, который в конкретных государствах может иметь место, а может и отсутствовать. Если государство не наделяет какие-либо негосударственные организации властными полномочиями, то такого элемента в механизме государственной власти данного государства не будет, и механизм государственной власти этого государства фактически будет сливаться с механизмом государства, т. е. с государственными организациями. В этом случае механизм государства может рассматриваться как механизм государственной власти в узком смысле.

    1.3. Механизм государства и государственный аппарат. Механизм государства как совокупность государственных организаций, с помощью которых государственная власть (государство) осуществляет свои задачи и функции , является структурно сложным образованием и сам состоит из нескольких элементов. В структуре механизма государства следует выделять три элемента: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.

    Центральным, главным элементом механизма государства является государственный аппарат . Государственный аппарат чаще всего определяют как систему государственных органов, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства . Иными словами, государственный аппарат – это взятые в единстве все государственные органы, которые, выполняя собственные функции, обеспечивают выполнение функций государства в целом.

    Иногда государственный аппарат рассматривают в более узком значении, понимая под ним лишь органы исполнительной власти и государственных служащих, работающих в этих органах. В этом случае органы законодательной и органы судебной власти понятием «государственный аппарат» не охватываются.

    В современной научной и учебной литературе понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» часто отождествляют. При этом одни считают, что механизм государства – это и есть государственный аппарат, т. е. система государственных органов, но взятый в динамике. По мнению других, тоже отождествляющих понятия «государственный аппарат» и «механизм государства», в механизм государства (государственный аппарат) наряду с государственными органами следует также включать государственные учреждения и предприятия, но рассматривать их в качестве своеобразных вещественных придатков государственных органов. Встречаются и некоторые другие мнения по данному вопросу.

    Как представляется, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» при всей их связанности все же нужно различать. Причем во избежание путаницы в этом вопросе данным понятиям надо придать строго определенные значения, в связи с чем под государственным аппаратом целесообразнее всего понимать систему только государственных органов, а под механизмом государства совокупность(систему) всех государственных организаций: органов государства, государственных учреждений и государственных предприятий.При такой трактовке данных понятий государственный аппарат тоже является механизмом государства, но это не весь государственный механизм, а только его основная часть.

    Другими, вспомогательными элементами механизма государства являются государственные учреждения и государственные предприятия, которые обладают относительной самостоятельностью, хотя и подчинены органам государства. Включать их в государственный аппарат наряду с органами государства нет достаточных оснований, так как они качественно отличаются от органов государства. Органы государства – это организации, которые олицетворяют собой государственную власть и осуществляют управление или всем обществом, или какой-нибудь его частью, тогда как государственные учреждения и предприятия государственную власть собой не олицетворяют и их руководящие органы осуществляют управление, как правило, только трудовыми коллективами данных учреждений и предприятий. Но являются ли государственные учреждения и государственные предприятия, будучи самостоятельными элементами механизма государства, носителями государственной власти и обладают ли они властными полномочиями?

    В отечественной литературе широко распространено мнение, что государственные учреждения и предприятия – это организации, которые не обладают властными полномочиями и не участвуют в осуществлении государственной власти, хотя способствуют решению задач государства и выполняют его определенные функции. В этой связи не совсем понятно, как можно способствовать решению задач государства и выполнять его функции, не обладая властными полномочиями и не участвуя в осуществлении государственной власти. Государственные учреждения и предприятия – это определенные организации. В них, как и во всяких организациях, есть власть, которая осуществляется их руководящими органами, именуемыми администрацией. Эта власть носит государственный характер, поскольку данные организации являются государственными организациями. Поэтому государственные учреждения и предприятия обладают определенными властными полномочиями в лице своих руководящих органов. Однако их властные полномочия обычно носят локальный характер, поскольку, как правило, не выходят за пределы данных организаций и распространяются только на их работников. В то же время властные полномочия органов государства всегда выходят за пределы этих органов и распространяются не только на лиц, работающих в них, но и на неопределенное множество лиц, не связанных с трудовыми или служебными отношениями с органами государства.

    1.4. Соотношение механизма государственной власти, механизма государства и государственного аппарата. В отечественной юридической литературе механизм государственной власти иногда отождествляется либо с механизмом государства, либо с государственным аппаратом. А учитывая, что между государственным аппаратом и механизмом государства зачастую не проводится никакого различия, то получается, что механизм государственной власти, механизм государства и государственный аппарат – тождественные понятия. В этой связи закономерно возникает вопрос: зачем так много понятий, если речь идет об одном и том же явлении? Наука не терпит удвоения, тем более утроения понятий, обозначающих одно и то же. Подобная ситуация создает неразбериху и путаницу в понятиях. В этой связи научные понятия по возможности должны быть однозначными. Предложенные выше определения понятий «механизм государственной власти», «механизм государства» и «государственный аппарат», думается, позволяют четко разграничить эти понятия и провести их соотношение. Из данных трех понятий самым узким является понятие «государственный аппарат», поскольку государственный аппарат входит в состав механизма государства, а механизм государства является составной частью механизма государственной власти. Более широким является понятие «механизм государства», поскольку государственный аппарат наряду с государственными учреждениями и государственными предприятиями входит в состав механизма государства. И, наконец, самым широким является понятие «механизм государственной власти», поскольку механизм государства, включающий в свой состав государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия, вместе с негосударственными организациями, обладающими государственно-властными полномочиями, входит в состав механизма государственной власти.

    • Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
      • Теория государства и права как наука
      • Предмет науки теории государства и права
      • Структура науки теории государства и права
      • Методология науки теории государства и права
      • Теория государства и права в системе гуманитарных наук
      • Теория государства и права в системе юридических наук
      • Функции науки теории государства, и права
    • Происхождение государства и права
      • Основные теории происхождения государства и правя
      • Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
      • Происхождение государства (современные трактовки)
      • Происхождение права
    • Понятие, сущность, типология и функции государства
    • Государственная власть и ее механизм
      • Понятие государственной власти
      • Структура государственной власти
      • Механизм государственной власти
      • Принципы организации и деятельности государственного аппарата
      • Понятие и классификация органов государства
      • Государственное управление и самоуправление
    • Формы государства
    • Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
    • Сущность права
      • Понятие и признаки права
      • Принципы права
      • Функции права
    • Нормы права
      • Понятие и признаки нормы права
      • Структура нормы права
      • Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
      • Виды норм права
    • Источники (формы) права
      • Понятие формы и источника права
      • Виды источников (форм) права
    • Система права
      • Понятие и структурные элементы системы права
      • Предмет и метод правого регулирования как основания деления системы права на отрасли
      • Частное и публичное право
      • Общая характеристика отраслей российского права
    • Правотворчество
      • Правотворчество: понятие, принципы и виды
      • Понятие и стадии законотворчества в РФ
      • Систематизация законодательства
      • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Реализация права
      • Понятие и формы реализации права
      • Применение права как особая форма его реализации
      • Понятие акта применения права и его виды
    • Толкование права
      • Понятие толкования права
      • Способы толкования права
      • Виды толкования права
      • Аналогия в праве
      • Акты толкования права
    • Правоотношения
    • Правомерное поведение
    • Правонарушение
    • Юридическая ответственность
      • Понятие, признаки и основания юридической ответственности
      • Цели и функции юридической ответственности
      • Общая характеристика видов юридической ответственности
    • Правосознание и правовая культура
    • Законность и правопорядок
      • Понятие и принципы законности
      • Гарантии законности
      • Правопорядок: понятие и структура

    Структура государственной власти

    Вопрос о структуре государственной власти - это вопрос о тех элементах, из которых она состоит.

    Если отвлечься от того, что государственная власть функционирует и находится в постоянном движении, и рассмотреть ее в статике, то в структуре государственной власти можно выделить два элемента: волю и силу. Воля - это определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли коллектива людей, класса, народа и т.д. Властвовать - значит претворять свою волю в жизнь. Государственная власть - это тоже чья-то воля. Это либо воля тех или иных классов, либо воля каких-то социальных групп.

    Другой структурный элемент власти - сила. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в ее авторитете, в идеологическом воздействии, принуждении, насилии. Сила государственной власти наиболее ярко проявляется прежде всего в органах принуждения - армии, полиции и др. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения.

    Если государственную власть рассматривать в динамике, в действии, то здесь государственная власть предстает уже как определенное, складывающееся между властвующими и подвластными отношение.

    В структуре государственной власти можно выделить следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.

    Субъекты власти - это носители государственной власти. Социальные или национальные общности, классы или народ в целом, чью волю выражает в данный момент государство.

    Объекты власти - это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти относят отдельных индивидов, их объединения, социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

    Властеотношения - это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации.

    Средства осуществления власти - это то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы и нормы позитивного права. Государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию. Арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.

    Методы осуществления власти - это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведения и деятельности подвластных. Государственная власть использует два основных метода - метод убеждения и метод принуждения. Метод убеждения предполагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, безусловным навязыванием ему государственной воли.

    Структуру государственной власти можно рассматривать и с других позиций. Например, с учетом принципа разделения властей. В структуре государственной власти можно выделить законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть. С учетом территориальной организации государственной власти можно выделить центральную власть, которая распространяет свое действие на всю территорию страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных образований. В государствах с федеративным устройством кроме центральной и местной власти следует выделять также региональную власть, т.е. власть субъектов федерации.