Хруст при повороте руля на месте или в движении. Положение рук на руле. Основные приемы руления

Грамотное обращение с автомобилем сводится, прежде всего, к правильному управлению им, а это значит — к умению безукоризненного вращения руля. Умение правильно поворачивать руль поможет сориентироваться тогда, когда нужно будет повернуть, чтобы объехать внезапно появившееся препятствие, правильно припарковаться и в дальнейшем не допускать ошибок, которых не избежать начинающим и опытным водителям при рулении, особенно в экстренных ситуациях.

Для начала вам как водителю управлять транспортным средством нужно, приняв правильное положение за рулем. Такая посадка водителя – это когда руки в локтях согнуты, а линия позвоночника вертикальна с линией шеи. Современный автомобиль устроен так, что практически все повороты можно делать, не убирая рук с руля — с исходного положения, а это 1:50 или 2:45 (представляя циферблат часов) – с одним перехватом руля или без него. При повороте налево главная рука правая – она ведет руль и задает направление автомобилю с большой точностью. Она очень чувствительна к повороту руля и может четко задавать траекторию движения. При повороте руля направо левая рука выступает главной – она задает угол поворота колес.


Если мы хотим развернуться, нам надо перехватить руль, не отрывая рук от него – руки как бы скользят по рулю. Управляя так рулем при поворотах, мы точно будем знать исходное положение колес — когда они смотрят прямо. Движение рулем должно быть точным и быстрым, без мелкого перебора из руки в руку.


Если машина идет в резкий занос при прямолинейном движении, руль можно поворачивать одной рукой – это будет правильным, потому как сделать движение налево-направо, которое стабилизирует автомобиль, можно и одной рукой. Если автомобиль уходит в глубокий занос, который нужно оборвать, то совершенно спокойно можно тоже рулить одной рукой и делать резкое движение налево-направо.


В любом случае повороты руля должны быть без перехватывания его обода руками наперекрест. Одна рука удерживает обод руля и выполняет поворот вправо или влево, а вторая, помогая совершать маневр, скользит по рулю, встречаясь с направляющей и помогая делать поворот

При движении на прямолинейных участках дороги руки следует держать в положении примерно «без пятнадцати три» по воображаемому на месте рулевого колеса часовому циферблату (рис. 1). Пальцы рук плотно обхватывают обод, причем большие пальцы рук находятся с внутренней стороны обода — закрытый захват, позволяющий надежно удерживать руль.

Рекомендуемое стандартное положение рук на рулевом колесе обеспечивает максимальный в любую сторону угол поворота рулевого колеса. Кроме того, также оно обеспечивает максимальную точность управляющих воздействий как при управлении рулевым колесом двумя, так и одной рукой в случае манипулирования другой иными органами управления автомобиля. Стандартное положение рук на рулевом колесе является составной частью «позы готовности» на опасность и способствует быстрому реагированию.

В зависимости от условий водители применяют различные приемы поворота рулевого колеса и перестановки рук, иначе это называется «руление». Чтобы знать, какими способами руления пользоваться водителю в различных ситуациях, необходимо рассмотреть классификацию техники манипулирования рулевым колесом.

Прежде всего установим, для каких целей необходимо руление. Оно служит для поддержания или изменения направления движения автомобиля, а также его стабилизации при заносе.

Различают три вида руления:

  • выравнивающее — поворот руля на небольшой угол для компенсации отклонений автомобиля при прямолинейном движении;
  • компенсаторное — руление, с помощью которого ликвидируются заносы автомобиля;
  • основное — руление при поворотах автомобиля.

Выравнивающее руление при движении почти постоянно, оно зависит от скорости автомобиля, состояния дороги и рулевого управления. Чем выше скорость и хуже состояние дороги, тем интенсивнее выравнивающее руление. Оно осуществляется обычно без перестановки рук из исходного положения поворотом руля на небольшой угол в обе стороны.

В зависимости от величины заноса и скорости автомобиля прибегают к двум способам компенсаторного руления — силовому и скоростному. Если скорость автомобиля небольшая и водитель вовремя (в начальной фазе) «поймал» занос, он может ликвидировать его поворотом рулевого колеса одной или двумя руками одновременно без перехвата из исходного положения (рис. 2), либо выполняя поочередно каждой рукой перехват, но без перекрестной смены рук (рис. 3).



Рис. 2.



Рис. 3.

При сильном заносе или в других экстренных случаях прибегают к скоростному способу руления. Он может выполняться как одной рукой, так и поочередно двумя руками, а также сочетанием работы рук одной—двумя или двум»—одной. Характерный признак скоростного руления — быстрая перекрестная смена рук. Следует отметить, что прием поворота со окрестным перехватом долгое время считали небезопасным. Однако последние исследования, проведенные НИИАТ, доказали ошибочность бытовавшего мнения об этом приеме скоростного руления.

Обычные повороты автомобиля в зависимости от скорости и крутизны (радиуса) поворота выполняются силовым или скоростным способом. Причем последний используется на поворотах с малым радиусом кривизны и при нескользком покрытии, а также при экстренном маневрировании. Возвращение рулевого колеса для придания автомобилю новой траектории движения после выполнения поворота может осуществляться силовым или скоростным способом. Однако на практике часто можно видеть, как водитель отпускает рулевое колесо и ждет, пока оно возвратится (раскрутится) в нейтральное положение. По соображениям безопасности это недопустимо. Есть немало случаев, когда при неправильной регулировке углов установки колес, а также в случаях чрезмерной затяжки рулевого механизма «руль замирал» на месте после снятия с него рук, что приводило к тяжелым последствиям.

Наблюдения за многими водителями, а также результаты экспериментальной работы, проведенной НИИАТ, показывают, что техника руления у большинства водителей даже высокой квалификации далека от совершенства. Это связано в первую очередь с тем, что при подготовке водителей не уделяется должного внимания важному вопросу формирования мастерства управления автомобилем. Поэтому навыки управления рулевым колесом чаще всего формируются посредством многолетней водительской практики, причем не всегда правильно. Ошибки в управлении автомобилем чаще всего проявляются в критических дорожно-транспортных ситуациях, особенно на скользком дорожном покрытии. В этих условиях многие водители не умеют использовать максимальную скорость вращения рулевого колеса, у них наблюдается неоптимальная координация движения рук, незнание рациональных приемов управления.

К типичным ошибкам руления, приводящим к ДТП, относятся:

  • открытый обхват (рис. 4, а), когда большие пальцы рук находятся снаружи обода рулевого колеса. Такой обхват не позволяет блокировать внезапное вращение рулевого колеса, вызванное ответной реакцией дороги на колесо, особенно при движении по песку, колее, наезде на небольшое препятствие;
  • обхват в нижнем или верхнем секторе руля (рис. 4, б, в) свидетельствует, как правило, об утомлении водителя, уменьшает точность руления, угол и скорость поворота руля;
  • обхват и поворот рулевого колеса за спицы (рис. 4, г), а также сильное перекрещивание рук не позволяют при необходимости сделать поворот руля на больший угол;
  • руление с перехватом в нижнем секторе руля говорит о недостаточной координации движений водителя (рис. 4, д);
  • круговое руление одной рукой с постоянно раскрытой кистью (через ладони) ослабляет контакт руки с рулевым колесом и может вызвать проскальзывание руки по ободу;
  • полное отпускание рулевого колеса при движении автомобиля (при причесывании, курении, опускании стекла двери и т. п.) создает предпосылки для неожиданного самопроизвольного изменения направления движения.


Рис. 4.

Следует отметить, что ошибочные действия водителя, доведенные длительным повторением до автоматизма, устраняются с большим трудом и требуют специальных тренировочных занятий, а в последующем самоконтроля водителя.

Руление.

Насколько точным и правильным может быть ваше руление? Какие силы действуют на автомобиль во время руления? Как их укротить? Насколько быстро нужно поворачивать рулевое колесо автомобиля? Что происходит на самом деле, когда вы поворачиваете? Каковы ограничения при рулении? Как руление влияет на управление педалью газа? Какие инстинкты самосохранения срабатывают и от чего? Чем они могут вам навредить? Что нужно и что не нужно делать при рулении?

Шкала навыков.

Вы можете определить мастерство водителя по тому, как он поворачивает рулевое колесо. Именно в повороте со всей очевидностью проявляется мастерство водителя. Давайте сначала рассмотрим основы.

Основы руления.

Каждый из нас падал с велосипеда, когда учился на нем ездить. Помните? Как только убирались вспомогательные колесики, вы падали. Если у вас не было таких колесиков, вы падали с самого начала. Ну конечно, ведь рядом с вами не было человека, знающего про контрруление, а даже если бы он и был, как объяснить, это вам, никогда не водившему до этого одноколейное транспортное средство.

Контрруление - это два волшебных слова. Контр: активное противодействие, противоположность, противопоставление. Руление: смена направления движения. Получается контрруление - это смена направления движения противоположным образом.

Незнакомые силы.

Два примера вещей, которые не подчиняются этому правилу - это гироскоп и вращающееся велосипедное колесо, если его держать за ось. В обоих случаях ваши попытки изменить положение крутящихся тел закончатся непредсказуемо, потому что здесь задействован гироскопический эффект. У автомобиля есть четыре большие вращающиеся части, создающие этот эффект -задние и передние колеса. Гироскоп сильно сопротивляется попыткам изменить положение своей оси. А ведь именно это мы и делаем, когда поворачиваем автомобиль.

Укрощение гироскопа.

Автомобиль в движении достаточно стабилен. Чем быстрее вы едете, тем труднее поворачивать. С точки зрения водителя гироскопический эффект имеет простой смысл: если движущийся прямолинейно автомобиль не трогать - он стабилен, если его пытаться повернуть - он потенциально нестабилен. Лучший пример такой нестабильности - наезд на кочку в повороте, автомобиль начинает «рыскать».

Та же кочка при прямолинейном движении никак не повлияла бы на стабильность.

Руление и управление газом.

Существует много инстинктов, срабатывающих при рулении. Водители, как правило, не хотят открывать газ, пока не закончат руление и не убедятся, что их траектория ведет к выходу из поворота, а не на обочину. Как правило, мы целиком разделяем эту позицию, а вот автомобиль - нет, ему нужен газ. Но большинство гонщиков не нажимают педаль газа, пока не пройдут примерно две трети поворота. Так делают все, особенно на незнакомой дороге. Честно говоря, не вижу другого решения, кроме как преодолеть себя и все-таки открыть газ. Тут, правда, всплывает еще один аспект, обычно в такой ситуации водитель не может точно предсказать, где именно на дороге окажется автомобиль в результате выполненного руления.

Очень трудно в момент входа в поворот точно определить угол поворота рулевого колеса, при котором ваш автомобиль пройдет поворот. Не каждый водитель начинает поворачивать рулевое колесо в правильном месте, с достаточной скоростью и на нужный угол.

Положение вашего автомобиля на дороге - это, как правило, результат правильного выполнения грамотных действий с рулевым колесом.

Подруливание.

Сколько раз вы рулите в повороте? А сколько раз, по вашему мнению, нужно рулить? Правильный ответ - одно руление на один поворот. Это - правило руления № 1.

Подруливание в повороте, это одно или несколько дополнительных руле-ний, не что иное, как проявление инстинкта самосохранения, срабатывающее по уже знакомым нам причинам: «вошел слишком быстро», «слишком широ-ко», «не вписываюсь в поворот» и т.д. С помощью подруливания гонщики пы-таются исправить ошибки, совершенные при входе в поворот.

Подруливание в повороте - это инстинкт самосохранения № 3. К сожале-нию, этот инстинкт, как и все другие, работает против гонщика, ухудшает управляемость и противоречит конструкции автомобиля.

При выполнении правила № 1 траектория получается четкой. Подрулива-ние в повороте провоцирует другие ошибки.

Нестабильный газ и угол поворота передних колес.

Рассмотрим поподробнее, как именно работает этот инстинкт самосохра-нения в ситуации, которая водителю не нравится (например, заходит в поворот слишком широко), и он решает исправить ее дополнительным рулением. Одна-ко в результате его действий становится круче угол поворота передних колес. Эта ошибка распространена также широко, как добавление и сброс газа на дуге поворота. Причем, как правило, добавление и сброс газа идет одновременно с подруливанием. Это усиливает нежелательные изменения развесовки автомо-биля, мешает подвеске работать и ухудшает сцепление с дорогой. Допустим те-перь, что гонщик правильно управляет педалью газа, но при этом подруливает. Тем самым он увеличивает угол поворота передних колес, что приводит к уменьшению сцепления шин с дорогой и ухудшает стабильность автомобиля. Поэтому запомните, одно руление на один поворот - идеальный вариант.

Причина - в вас самих.

Можно найти много объяснений ошибкам, но основная причина кроется в вас самих.

У каждого правила есть исключения, и у правила руления № 1 - то же. Не стоит стыдиться небольших подруливаний в повороте. Потеря сцепления или кочка, подпрыгнув на которой автомобиль меняет траекторию, заставляют под-руливать даже мастеров. Однако надо четко понимать, что эти подруливания выполняются настолько точно и плавно, что их даже не видно со стороны. Большая часть подруливаний не что иное, как инстинкты самосохранения, и от них вполне можно отказаться. В какой-то момент гонщик понимает, что добавление и сброс газа - это ошибка и перестает ее делать. Также и с подрули-ванием. Установите видеокамеру в салоне автомобиля так, чтобы была возмож-ность осуществлять съемку рук водителя во время движения автомобиля. Осу-ществив видео запись, подробно просмотрите отснятый сюжет. Скорее всего, вы увидите, что некоторые водители делают множество подруливаний в одном повороте, и все они, в конечном счете, оказываются ненужными. Если бы их не было, автомобиль вышел бы из поворота в той же точке, куда привело бы его самое первое руление на входе в поворот.

Прицелься и забудь.

Основное правило: выполните руление одним осознанным действием и больше не думайте о нем, существуют вещи более важные, им то и стоит уде-лять внимание в повороте. Чем меньше подруливаний, тем лучше. Одно руле-ние на один поворот - вот идеал!

Быстрота руления.

В каждом повороте вы тратите какое-то время на сам процесс руления. Сколько времени и сколько внимания это отнимает у вас? Знаете ли вы, на-сколько быстро это делают мастера в автоспорте? Или у них это получается только потому, что в их распоряжении самая совершенная техника?

Допустим, что скорость руления мастеров оценивается в 10 баллов. Сколько тогда баллов получите вы? Обычный водитель входит в поворот при-мерно за 2 секунды. Лучшие из лучших делают это за 0,5 секунды. Средний гонщик получит 3 или 4 балла по 10-балльной шкале.

Как же уменьшить время на руление и зачем это нужно? Что мешает ру-лить быстро?

Инстинкты самосохранения и руление.

Давайте признаемся друг другу: входить в поворот очень страшно. Вы боитесь, что автомобиль не сможет выполнить поставленной перед ним задачи, что, повернув рулевое колесо слишком быстро, автомобиль потеряет сцепление с дорогой. Кроме того, слишком крутой угол наклона кузова автомобиля за-ставляет срабатывать инстинкты самосохранения.

Кредит поворота передних колес.

Но вот что странно - в неприятных ситуациях водители проходят поворот с большим углом поворота передних колес, чем это необходимо при данной скорости. Да и многие гонщики делают то же самое. Они как бы выбирают кре-дит поворота передних колес. Мы часто видим, как некоторые спортсмены едут со сносом передних колес в поворотах, которые можно пройти на 10-20 кило-метров в час быстрее и при этом с меньшим углом поворота передних колес.

Чем круче угол поворота передних колес, тем лучше? Или вы предпочтете проходить поворот быстрее с меньшим углом поворота передних колес?

Слишком большой угол поворота передних колес автомобиля - это ошиб-ка. При увеличении угла поворота передних колес автомобиль становится ме-нее стабильным.

Чем круче угол, тем хуже. Кочки, выбоины, скользкие участки дороги с большей вероятностью приведут к «рысканью» или заносу при большем угле поворота передних колес. Кроме того, чем круче угол поворота, тем точнее должно быть управление педалью газа. При резком повороте рулевого колеса на большой угол, у не подготовленного водителя, как правило, срабатывает один из инстинктов самосохранения.

Давайте определим цель и задачу руления. Цель руления - изменить на-правление движения автомобиля. Задача руления - точно пройти поворот с ми-нимально возможным для данной скорости углом поворота передних колес.

Руление и угол поворота передних колес и скорость.

Общеизвестно, что чем больше скорость, тем на меньший угол необходи-мо поворачивать передние колеса. С ростом скорости растет центробежная си-ла, стремящаяся вытолкнуть автомобиль наружу поворота.

Если вы научитесь проходить поворот с меньшим углом поворота перед-них колес, вам будет легче со временем увеличивать скорость в повороте.

Что если гонщик захочет увеличить скорость прохождения поворота при постоянной точке входа и постоянном угле поворота передних колес? Он дол-жен научиться рулить быстрее, используя загрузку передних колес.

Быстрое руление позволяет поворачивать рулевое колесо на меньший угол.

С увеличением скорости входа в поворот необходимо увеличивать скорость руления.

Итак, при заданной скорости, чем быстрее вы поворачиваете автомобиль, тем меньший угол поворота передних колес требуется для прохождения пово-рота.

Траектория и быстрое руление.

Какая сторона поворота лучше - внутренняя или наружная? Большая часть водителей считают, что внутренняя. Если вы подходите к повороту слишком быстро, куда вы нацеливаете автомобиль? Ближе к внутренней бровке, конечно, пока вы не поймете, что вписались в поворот и не начнете выпрямлять рулевое колесо.

Ошибки раннего входа в поворот.

Гонщики, которые не умеют рулить достаточно быстро, всегда пытаются компенсировать этот недостаток ранним входом в поворот. Вот вам отличный пример одновременного срабатывания инстинктов самосохранения № 4, № 5 и №6. Кажется, что у вас просто нет выбора. Вы думаете, что автомобиль не впишется в поворот, и стараетесь прижаться к внутренней бровке, фиксируя на ней внимание и одновременно притормаживая.

Это самая распространенная и заметная ошибка, которую совершают те гонщики, которые стараются увеличить скорость прохождения круга. Гонщик просто пытается обмануть свои инстинкты самосохранения, которые срабатывают, когда он входит в поворот слишком быстро. Проблема в том, что эта ошибка приводит к срабатыванию инстинктов самосохранения № 1, № 2, № 3 и №7.

Ранний вход может быть тактически полезен, если вам нужно отбить атаку во время гонки, но стратегически это ведет к ухудшению скорости прохождения круга. Кроме того, вам приходится делать ненужную работу - как минимум дважды рулить в повороте и сильнее ускоряться на выходе, а часть траектории вам придется пройти со слишком сильным углом крена автомобиля.

Все это провоцирует ошибки и заставляет срабатывать инстинкты самосохранения. А все потому, что вы не умеете быстро рулить.

Правило руления № 2:

Рулите так быстро, насколько это возможно, но только с одним условием, чтобы передние колеса не поскользнулись. Нужно стараться поворачивать рулевое колесо настолько быстро, насколько вам позволяет поворот.

Еще одно преимущество - правильная посадка.

Вы пытаетесь рулить так быстро, как это возможно. Тут правильная посадка водителя дает вам явное преимущество - ваше тело выступает в роли устройства обратной связи и помогает не пугаться слишком сильного угла наклона автомобиля. Инстинкт самосохранения срабатывает, если вы не знаете ответов на два вопроса:

Насколько я наклонился?

Насколько я могу наклониться?

Ваше тело помогает ответить на первый вопрос и позволяет больше не отвлекаться на угол наклона автомобиля. Ответ на второй вопрос дает опыт вождения конкретного автомобиля. Большинство автомобилей спроектировано так, что шины начнут попискивать задолго до того, как вы достигнете критического угла наклона. Опытный гонщик с помощью слуховых анализаторов и рецепторов своего тела, способен «нащупать» желаемые углы поворота передних колес, определиться с идеальными траекториями всего за несколько кругов. Желательно, как можно больше тренироваться, но при этом всегда помнить, что первичным является то, как спортсмен или обычный водитель умеет решать практические задачи. Необходимо соединиться с автомобилем в одно целое. Запомните - быстрая и безопасная езда возможна только на рефлексах.

Рулите уверенно.

Правильное руление - это еще не все.

Спросите у нескольких человек, как они поворачивают автомобиль, - и вы получите столько разных ответов. Чтобы докопаться до истины, мы попро-сили знакомого водителя проехать по хорошо знакомому ему участку дороги, поставив перед ним три разные задачи. В первый раз он убрал руки с рулевого колеса, предоставив ему возможность самостоятельно вернуться в положение прямо. В середине первого же поворота водитель испуганно схватился за руль, чтобы не вылететь с дороги, потому что автомобиль очень быстро выпрямил траекторию. В следующий раз он приподнял ноги и пытался управлять только рулем, без использования газа и тормоза. Автомобиль вел себя послушнее, чем в первый раз, но все равно поворачивал не так, как хотелось бы. В третий раз мы ничем не ограничивали водителя, и все получилось именно так, как он за-думал.

Этот нехитрый эксперимент показал, что автомобиль управляется не только с помощью руля, но и педалью газа.

Вы узнаете из этой главы, что существует разные способы вращения ру-левого колеса, но только в совершенстве освоив правильное руление (раллий-ный способ вращения рулевого колеса), вы сможете использовать остальные.

Надо четко понимать, что ваши воздействия на руль влияют на поведение автомобиля и что сознательное владение и постоянное применение правильных способов руления обеспечат вам невероятную степень контроля над автомоби-лем. Запомните, что успешный объезд препятствия или победа в соревнованиях большей частью зависят от того, насколько грамотно и правильно вы пользова-лись рулевым колесом. Остальные способы его вращения следует рассматри-вать как дополнения к первому, лишь улучшающие его. Это тонкости, но, чем лучше вы управляете автомобилем, тем больше понимаете, что все дело именно в них. Изначально научитесь правильно и грамотно вращать рулевое колесо.

Тяни-толкай.

Чем выше скорость, тем больше гироскопический эффект и тем автомо-биль устойчивее при прямолинейном движении. Вы знаете, чтобы повернуть на скорости 60 километров в час, необходимо приложить к рулю больше силы, чем на скорости 30 километров в час. Неспешное прохождение поворотов тре-бует настолько небольших усилий, что большинство водителей даже не осоз-нают их. Именно поэтому так много ответов на вопрос «как вы поворачивае-те?».

Если вы освоили правильное руление, то заметили, что когда мы повора-чиваем рулевое колесо в правую сторону, то главенствующую роль играет пра-вая рука, а когда в левую сторону, - левая, и это оправданно с точки зрения анатомии. Мы знаем, что у человека мышцы-сгибатели сильнее мышц-разгибателей.

Большая часть аварий - это следствие неправильной работы водителя с рулевым колесом. Искренне жаль тех владельцев автомобилей, которые не имеют в своем арсенале правильной техники вращения рулевого колеса. Мно-гие автомобильные школы по-старинке обучают своих учеников способу тяни-толкай, тем самым обрекая их на ошибку, так как в критической ситуации этот способ вращения рулевого колеса не сработает. Они не только рискуют их жизнью, но еще и лишают массы удовольствий от управления автомобилем на извилистых дорогах.

Не дергайте.

Мягкая хватка и расслабленные руки - ключевой момент правильного удержания рулевого колеса и безопасного вождения автомобиля. Не приклады-вайте слишком больших усилий к рулю в повороте. Не бейте и не дергайте ры-чаг переключения передач, просто тяните и толкайте его плавным контроли-руемым движением. Конечно, можно агрессивно направить автомобиль в пово-рот, но после этого покрышкам и подвескам придется поработать, а вам - по-дождать, пока автомобиль не придет в норму. Во время скольжения колес автомобиль будет неуправляемым. Поэтому забудьте о грубой силе во время руле-ния, тогда автомобиль будет послушным, ваш пульс - нормальным, а шины прослужат дольше.

Не висите на руле.

При движении автомобиля по прямой на рулевом колесе должен быть вес только ваших рук, мышцы, не принимающие участия в процессе управления автомобилем, должны находиться в максимально расслабленном состоянии. Используйте опору для левой ноги, плотнее прижмитесь к спинке сиденья, при-стегнитесь ремнем безопасности, это позволит вам лучше почувствовать авто-мобиль - стать с ним одним целым.

Не вцепляйтесь в руль без необходимости мертвой хваткой. Конечно, для поворота рулевого колеса в поворот и выхода из него нужно прикладывать уси-лие к рулю, но хватка должна быть мягкой. Приучайтесь мгновенно расслаб-лять руки после того, как собственно руление закончено. Ходите в спортзал, бассейн, работайте над собой. Постоянно напоминайте себе, что нужно рассла-биться, автомобилю станет легче вас понимать, а вы сможете получать больше информации от шин, лучше чувствовать дорогу и тем самым улучшить все со-ставляющие безопасного управления автомобилем. Если же вы вцепитесь в руль, вы никогда не сможете понять, что пытается сказать вам автомобиль, и никогда с ним не подружитесь.

Тонкости руления.

Раллийный способ вращения рулевого колеса - не единственный. Суще-ствует множество способов вращения рулевого колеса, чтобы заставить повер-нуть автомобиль. Они дополняют друг друга, так что вы всегда вправе при под-ходе к очередному повороту выбрать какой-то один и применить только его.

Это как если бы волейболист во время удара сосредоточился только на руках. Конечно, нужно оттачивать каждое движение, но только владение всем телом позволяет совершать идеальные удары и выигрывать международные со-ревнования. Это относится и к автомобилистам: правильное руление поможет вам ездить лучше, но чтобы ездить по-настоящему хорошо, нужно освоить еще несколько тонкостей.

ТОНКОСТЬ 1: РУЛЕНИЕ ГАЗОМ.

Мы подробнее рассмотрим работу газом в разделе «Под газом», здесь же остановимся на самом главном: нажатие на педаль газа влияет не только на скорость автомобиля, но и на угол поворота рулевого колеса. Вы помните, что после того как собственно руление закончено, нужно ослабить хватку на руле? Правильное размещение рук на дуге поворота (руки показывают, куда поверну-ты колеса автомобиля) и грамотная работа педалью (в зависимости от привода автомобиля ведущие колеса либо тянут, либо толкают) помогут вам контроли-ровать автомобиль, в результате вы скорее поймете, что существует прямая связь между поворотом рулевого колеса и педалью газа. Скольжение передних колес в повороте создает легкость на рулевом колесе, что говорит вам о плохом сцеплении с дорогой. В этой ситуации необходимо чуть снизить усилие на пе-дали газа или убрать лишний угол поворота передних колес. Благодаря четко-му пониманию взаимосвязи между углом поворота рулевого колеса и нажатию на педаль газа возрастет ваша скорость, а главное безопасность и уверенность при управлении автомобилем. Автомобиль ввинчивается в поворот, когда вы закрываете газ, пытается распрямить траекторию при добавлении газа и сохраняет заданную геометрию движения на ровном газу. Определимся в терминах. «Открытый газ» означает такое положение педали газа, при котором автомобиль ускоряется. «Ровный газ» означает такое добавление газа, при котором заслонки карбюратора или инжектора остаются неподвижными в каком-то определенном положении. На самом деле реальная скорость автомобиля может падать даже на ровном газу. Существует огромная разница между открытым и ровным газом. Именно бла-годаря этой разнице одни выигрывают соревнования, а другие на себе испыты-вают, что такое ритмический занос.

Давайте подробнее рассмотрим, как газ влияет на поведение автомобиля в повороте.

Закрытый газ перемещает вес автомобиля вперед. Передние пружины подвески сжимаются, изменяя распределение веса автомобиля по осям и коле-сам, и он охотнее поворачивает. Как только вы переходите к ровному газу, вес перемещается назад, пружины чуть-чуть распрямляются. Стоит вам перейти к открытому газу, большая часть веса перемещается назад, пружины передней подвески распрямляются, уменьшая тем самым коэффициент сцепления перед-них колес с дорогой.

Сосредоточьтесь на правильном переходе от закрытого к ровному газу. Если открыть газ слишком рано или слишком резко, перескочив фазу ровного газа сразу к открытому, вы промахнетесь мимо апекса (внутренней вершины поворота) и пройдете поворот шире, чем планировали. Чтобы избежать ошибок, необходимо хорошо знать конструктивные особенности автомобиля, которым управляете. Не добавляйте газ, пока автомобиль не войдет в поворот, а потом действуйте предельно аккуратно, чтобы он точно прописал задуманную траек-торию. Итак, когда же открывать газ? Сразу, как только автомобиль вошел в поворот. Но чем раньше вы начнете это делать, тем плавнее вы должны нажи-мать на педаль газа.

Плавность особенно важна, если вы управляете мощным автомобилем, потому что в этом случае даже небольшое нажатие на педаль газа мгновенно подключает целый табун лошадиных сил. Я усвоил этот урок, когда впервые знакомился с Маздой RX 7. Автомобиль мгновенно откликался на газ, поэтому в повороте мне приходилось держать его закрытым дольше, чем обычно. Стои-ло мне чуть ошибиться с усилием на педали газа, автомобиль мгновенно рас-прямлял траекторию или его задняя часть пыталась обогнать переднюю. Я на-всегда запомнил, что чем мощнее автомобиль, тем более грамотной должна быть работа с педалью газа.

ТОНКОСТЬ 2: РУЛЕНИЕ НОГАМИ.

Главная ошибка при рулении заключается в нежелательных воздействиях на руль, когда вы либо переносите на него вес тела, либо вцепляетесь в руль слишком сильно. Чтобы этого избежать, необходимо уметь подбирать правиль-ную посадку. Следует научиться использовать для опоры левую ногу, благода-ря этому ваши руки расслабляются (у вас есть опора) и вы не давите на руль своим весом. Этот прием поможет многим избавиться от привычки висеть на руле.

Легко доказать, что автомобиль нельзя повернуть ногами. Попробуйте во время движения поднять руки вверх или положить их на колени. Поскольку точки приложения силы к рулю больше не существует, как бы вы ни давили но-гами в пол, автомобиль не повернет. Если же оставить руки на руле и в этот момент осуществить работу на педалях, вы почувствуете, как часть нагрузки от работы ногами передается вашим рукам и на них возрастает давление. Важно прочувствовать эту взаимосвязь и научиться управлять своим телом и эмоция-ми. Сядьте на стул и поднимите правую ногу вверх, одновременно занося ее над левой ногой. Чувствуете, как напряглись мышцы живота и спины, чтобы сохранить равновесие? То же самое происходит и в повороте: торс напрягается, оставляя руки расслабленными и давая им возможность лучше чувствовать ру-левое колесо и грамотнее манипулировать газом, тормозом и сцеплением. Этот прием помогает направить автомобиль в поворот. Вы сами заметите, насколько мягче происходит смена направления, потому что ноги смягчают слишком рез-кие воздействия рук. Левая нога может также влиять на скорость поворота ру-левого колеса. Поставьте левую ногу на опору - и скорость вращения рулевого колеса возрастет, задержите ее не надолго в воздухе без опоры - и скорость начнет падать, возрастет давление на руль. Мы оттачиваем плавное вождение автомобиля всю жизнь, правильное руление помогает нам в этом: оно позволя-ет меньше отвлекаться для работы рук, в результате мы получаем возможность распределять внимание на другие объекты. То же самое можно сказать и о но-гах.

ТОНКОСТЬ 3: РУЛЕНИЕ ВЕСОМ.

Автомобиль весит примерно две тонны, а водитель примерно семьдесят килограммов, в данном примере вес человека составляет небольшую часть сис-темы автомобиль-человек, в данном случае 3,5 %. Движения вашего тела ни-как не влияют на законы физики при движении, ускорении и замедлении авто-мобиля.

Давайте обсудим, как перемещение тела водителя влияет на процесс управления автомобилем.

Все мы катались на велосипеде без рук и даже поворачивали. Или как минимум наклонялись в сторону поворота. Конечно, повороты получались не такими быстрыми и четкими, как с помощью поворота руля руками, но все-таки они получались. И совершались они благодаря перемещению веса тела. Что нужно сделать, чтобы повернуть без рук направо? Наклониться вправо, то есть в сторону поворота. Именно это вы делаете и с руками на руле. Попробуйте стоя наклониться вправо, вы почувствуете, как вес переместился на правую но-гу, наклонитесь влево - и почувствуете, что вес тела переместился на левую но-гу. То же происходит при вождении автомобиля: если осуществлять наклоны туловища из стороны в сторону, это приводит не только к уменьшению контак-та водителя с автомобилем, но и к снижению чувствительности в руках и ногах. Излишний наклон туловища или головы может сыграть злую шутку с любым водителем, так как теряется четкий контроль за креном автомобиля. Для получения более точной информации о поведении автомобиля на ду-ге поворота, при разгоне или торможении, необходимо пристегиваться ремнем безопасности.

Главное - тренировка.

Практикуете правильное руление каждый раз, когда садитесь на автомо-биль? Целенаправленные тренировки помогут вам освоить его гораздо быстрее. Найдите пустую парковку или заброшенную дорогу - и потренируйтесь в руле-нии, разгоне и торможении.

1. Для начала поэкспериментируйте. Сначала медленно, затем быстро и т.д. Скорость может быть любой, но обратите внимание, насколько больше усилий требуется на скорости 60 километров в час по сравнению с 30 километ-рами в час.

2. Попробуйте одновременно поворачивать рулевое колесо и тормозить. Как ощущения?

3. Максимально расслабьте руки, перестаньте висеть на руле, поддержи-вайте правильное положение туловища с помощью опоры на левую ногу. Сле-дите, чтобы вес тела не вмешивался в ваши движения, а работа ногами на педа-лях не сказывалась на работе руками на руле.

4. Используйте разные приемы вращения рулевого колеса и их комбина-ции.

5. При перестроениях постарайтесь понять, как автомобиль реагирует на те или иные ваши управляющие действия. Попробуйте сменить полосу движе-ния медленно, потом быстро.

6. Попробуйте на второй передаче пройти поворот с нажатием на педаль газа и накатом. Обратите внимание, как охотно автомобиль двигается в задан-ный поворот, стоит вам добавить газ, и как неуютно он себя чувствует на дуге поворота при движении накатом.

Сложные повороты.

Самое главное в приемах руления - их грамотное использование в ком-бинациях с педалью газа и тормоза.

Профессиональные гонщики делают все это рефлекторно, и все-таки по-стоянно тренируют все эти движения в совокупности. Самое главное - освоить правильное руление на подсознательном уровне. Оно должно стать привычкой, так же как и правильное использование зрения.

Потом начинайте постепенно добавлять другие приемы. Со временем вы почувствуете, насколько быстрее и безопаснее стали ездить. Вы поймете, поче-му опытные гонщики так любят повороты. Внезапно вы осознаете, что способны прописать задуманную траекторию с точностью до сантиметра. Автомобиль ввинчивается в поворот или напротив увеличивает радиус, повинуясь вашей воле. Связки сложных поворотов перестали быть пугающей проблемой, они стали интереснейшей задачей. Когда из-под едущего впереди автомобиля поя-вится яма, вы объедете ее как по волшебству. А когда вы окажетесь на дороге, где крутые повороты следуют один за другим, вы не сдадитесь и не выскочите на встречную полосу, а станете снова и снова мечтать, чтобы повороты никогда не кончались.

Уроки гоночной трассы.

Силовые тренировки.

Скоростное вождение автомобиля предъявляет особые требования к мышцам торса, ног, рук и шеи, а также к сердечно-сосудистой системе. Поверь-те, стоит вам сбросить вес и укрепить мышцы - и вы станете лучше ездить. По-сещайте спортзал, если есть такая возможность, если нет - не сдавайтесь, от-личных результатов можно достичь и доступными средствами.

Усилитель руля.

Это устройство нужно для облегчения поворота рулевого колеса. Пра-вильно настроенный усилитель руля практически не влияет на поведение авто-мобиля в штатных ситуациях, но при нарастании скорости движения на некото-рых автомобилях приходится прикладывать большее усилие для поворота ру-левого колеса.

Врезка 1. Руление и задний тормоз.

Есть два способа уменьшить радиус траектории в повороте - закрыть газ или задействовать ручной тормоз (с рабочим приводом на заднюю ось). Второй способ чаще применяется на соревнованиях. Дело в том, что если закрыть газ, то переднее наружное колесо загрузится. Но поскольку в повороте оно и так уже идет на пределе сцепных свойств, то под дополнительной нагрузкой может соскользнуть, что приведет к скольжению передней оси. Поэтому гонщики держат ровный газ и чуть-чуть прижимают левой ногой тормоз. Чтобы не оста-лось неясностей: раньше одновременное использование газа и тормоза явля-лось исключительно гоночным приемом и применялось только на соревновани-ях. При обычном вождении, если вы хотите затормозить, сначала закройте газ, а если хотите ускориться, отпустите тормоз. В критической ситуации ручной тормоз может быть единственной палочкой выручалочкой.

Врезка 2. Руление и передний тормоз.

Вы сбрасываете газ, вес автомобиля переходит на переднюю ось и он охотнее поедет в поворот. Если же при этом чуть-чуть прижать педаль тормоза, то на опорном колесе возрастет усилие. У вас, наверное, готово возражение, что на дуге поворота нежелательно нажатие на педаль тормоза и что торможение может привести к срыву передней оси. Да, это так, но только если вы нажмете на тормоз слишком резко, слишком сильно или слишком грубо. Нажимайте плавно, отпускайте педаль тормоза медленно. Мы подробнее обсудим этот при-ем в разделе «Тормоза», там же вы получите объяснения, как загрузка в пово-роте спасает жизнь при вождении автомобиля на улицах и помогает выигры-вать соревнования.

Обычно начинающие водители при первых практических пробах «покорить» автомобиль, прежде чем совершить какое-то действие, мысленно возвращаются к теории. Например, вспоминают, где педаль тормоза, в каком положении рычага 3-я передача, на какой скорости ее включать, за сколько метров подавать сигнал поворота и т.п. Вместе с тем 99% людей вообще не задумываются, над тем, как рулить. Мы просто рулим так, как чувствуем, и насколько позволяет координация.

Иными словами, каждый рулит, как ему удобно, не особо концентрируя внимание на том, как действительно правильно. Но если не научиться обращаться грамотно с рулевым колесом в начале водительского пути, то потом очень сложно избавиться от привычки неправильного руления. А при езде, как Вы знаете, важна каждая мелочь. Что ж, давайте учиться. Но сначала вспомните, как этот самый руль правильно держать и что такое его «циферблат".

Главное правило руления

Существуют различные виды руления: темповое, импульсное, маятниковое, уравновешивающее и другие. Нет никакого смысла углубляться в их технические тонкости, главное - помнить следующее правило. «Если есть возможность рулить двумя руками - рулите двумя руками». При этом одна рука тянет рулевое колесо, а другая - толкает. Так, руль должен контролироваться двумя руками, но какая из них все-таки главная?




Мнения по этому поводу отличаются, однако большинство современных экспертов и автоинструкторов склоняются к тому, что главенствующей при выполнении поворотов является толкающая рука. А рука, которая тянет руль на себя, играет вспомогательную роль. Проше говоря, при повороте налево ведущей является правая рука, поскольку именно ей Вы толкаете руль в нужную сторону, следовательно, при повороте направо толкающей будет левая рука.

Кроме того, в зависимости от конкретных ситуаций при маневрировании, обгонах и прохождении поворотов первоначальное положение рук на «баранке» может:

  • оставаться неизменным;
  • незначительно меняться, без их перекрещивания;
  • меняться с перекрещиванием;
  • меняться с перехватами.

Для более четкого понимания всех возможных ситуаций логично рассмотреть приемы руления при прохождении различных видов поворотов.

Прохождение поворотов

Все повороты можно разделить на три основные группы: плавные, средние и крутые. Ориентируясь на данную классификацию, мы и рассмотрим варианты руления. Главное понимать, какой тип поворота перед Вами в конкретной ситуации.


  • Плавные или скоростные повороты

Характеризуются довольно большим радиусом и встречаются в основном на загородных трассах. Иными словами, это в основном участки, где дорога «сама поворачивает». При прохождении таких поворотов необходимо плавно направить (наклонить, толкнуть) рулевое колесо в нужном направлении без отрыва и смещения рук, а затем вернуть руль в исходное положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.


Как правило, для прохождения плавных поворотов достаточно перемещения руля на четверть его окружности. При этом предельно возможным значением смещения без отрыва рук в данном случае считается 180 градусов или две четверти окружности. Получается, что если изначально руки были в положении «9-3», то, например, при совершении поворота направо возможна обратная позиция «3-9» (левая рука - на «3», правая - на «9», с перекрещиванием). При этом основная нагрузка в подобных случаях ложится на толкающую руку. Вместе с тем мы не рекомендуем рисковать, поворачивая руль без отрыва рук на его максимум, оптимальным значением при повороте направо будет положение «1-7» (левая рука - на «1», правая - на «7») или приблизительно 120-130 градусов»

  • Средние повороты

Средними считаются повороты, когда рулевое колесо следует поворачивать приблизительно на три четверти его окружности. Без отрыва рук совершить подобный маневр с «баранкой» теоретически можно, но, во-первых, выглядит такой процесс, мягко говоря, странно, а во-вторых - это совсем не безопасно. Поэтому при прохождении подобных поворотов толкать руль ведущей рукой целесообразно с позиции «6».

Итак, при необходимости прохождения среднего поворота налево сначала правая (толкающая в данном случае) рука опускается в нижнее положение - «6», а затем ею делается толчок влево. Данный прием позволяет повернуть руль на довольно большой угол - до 270 градусов. После прохождения поворота руки следует вернуть в исходное положение «9-3». Аналогично осуществляется поворот направо, с той лишь разницей, что в положение «6» переходит левая рука. При этом вспомогательной руке при таком рулении ничего больше не остается, как пропускать обод руля и контролировать его случайное выскальзывание с толкающей руки.

Отметим, что средних поворотов наибольшее количество на наших улицах, а перекрестки - яркое тому подтверждение. При этом рассмотренный прием руления можно назвать универсальным, ведь большой угол поворота позволяет находить оптимальный вариант наклона руля в различных ситуациях - где-то наклонить больше, где-то - наоборот, повернуть руль на меньший угол. К слову, на рулевых колесах многих современных автомобилей в положении «6» для надежного хвата предусмотрена специальная выемка для большого пальца.

  • Крутые повороты

К данной категории относятся повороты, при прохождении которых требуется вращение руля более чем на 360 градусов, например, при развороте, при маневрировании автомобиля в ограниченном пространстве, при параллельной парковке, при выездах-въездах во дворы и т.п. Руление в подобных случаях, как правило, осуществляется на небольших скоростях с использованием приема «перехваты». Суть заключается в толкании руля на максимум без отрывания рук, затем следует перехват руля вспомогательной рукой и вновь толкание руля в сторону поворота. Чтобы повернуть роль до упора, надо осуществить примерно два таких движения. При этом руль с исходного прямолинейного положения должен сделать приблизительно 1,5 оборота.

Итак, для поворота налево правой рукой - положение «3», толкаем руль, при этом правая рука перемещается в направлении положения «9», а левая - в «3». В момент, когда положение рук практически достигает положения «3-9», левой рукой, которая располагается ниже правой, необходимо сделать перехват - взять в руль в том же положении «около 3», но уже выше правой руки. Левой рукой довести руль до совершения полного оборота. Еще пол-оборота руля и он будет повернут на максимально возможный угол.

Прием «перехватов» у многих водителей развит, можно сказать, на подсознательном уровне, т.е. при возникновении необходимости повернуть руль на большой угол «руки сами знают», что делать. Если же такой способности нет, то данный навык руления следует вырабатывать и развивать. Учтите, что скорость вращения руля имеет большое значение при экстремальном вождении.

Напоследок несколько советов, которые сделают Ваше управление автомобилем более безопасным:

  • не крутите руль одной рукой, если вторая рука не «страхует» (например, при переключении магнитолы, включении кондиционера и прочее);
  • при движении задним ходом удобнее рулить одной рукой;
  • когда держите руль одной рукой, увеличивайте силу ее хвата;
  • возврат руля в исходное положение следует осуществлять толкающей рукой;
  • никогда не отпускайте руль при выходе из поворота (маневра) и его возврате в исходное положение;
  • не рекомендуется использовать оплетки руля - они часто мешают безопасному рулению.

Безусловно, владение лишь техникой руления - ничто без грамотного сочетания с умением вовремя притормозить или, наоборот, прибавить газу, а главное - без концентрации и внимательности на дороге.

Система рулевого управления имеет ключевое значение для любого автомобиля и ее поломка может быть чревата потерей контроля над транспортным средством и опасными для жизни ситуациями на дорогах. Кроме того, неисправность данной системы может спровоцировать выход из строя другого автомобильного оборудования.

Основным признаком того, что с системой управления что-то не так, является хруст при повороте руля на месте или в движении. Хруст руля может быть признаком целого ряда неисправностей, поэтому, при появлении таких симптомов, необходимо провести срочную диагностику автомобиля и устранить поломку.

Проводить ли диагностику и поиск неисправностей самому или же воспользоваться услугами квалифицированных механиков из автосервиса – это вопрос сугубо индивидуальный. Стоит отметить, что автосервисы имеют целый ряд преимуществ, основным из которых является наличие специализированного оборудования. Хороший автосервис сможет провести качественную диагностику автомобиля в сжатые сроки и выявить точную причину хруста руля.

Многие ошибочно полагают, что такой характер неисправности может быть связан исключительно с рулевой рейкой. Но, это в корне не верно. Среди наиболее распространенных причин хруста руля, которые характерны современным автомобилям, выделяют 3 категории.

Шрус – основная причина хруста руля

Сам рулевой механизм может выдавать подобные звуки, но такая вероятность достаточно мала. Чаще всего хрустящий звук при повороте издает неисправный , который еще называют гранатой. Возникновения такого звука при движении почти всегда связано с неисправностью этого элемента. Специалисты связывают возникновение хруста при повороте руля во время движения с неисправностью шруса в 90% случаев.

Этот механизм напрямую присоединяется к рулю и при неисправности может выдавать хрустящий звук при максимальном повороте руля при плавном ходу. Такой звук со временем может становиться громче по мере выхода из строя данного механизма.

Решить данную проблему можно только при помощи замены шруса на новый в сервисном центре. Операция по замене такого механизма требует высокой квалификации и наличия специализированного оборудования, поэтому ее не рекомендуется производить самостоятельно.

Среди последствий несвоевременной замены поломанной гранаты выделяют:

  • Полный выход механизма из строя и потерю рулевых функций;
  • Проскальзывание или притормаживание колеса в процессе поворота;
  • Увеличение уровня хруста;
  • Подскакивание автомобиля при максимальном угле поворота и неадекватный отклик на поворот руля;
  • Выход из строя тяги двигателя;
  • Перепады нагрузки на двигатель.

Несвоевременный ремонт и игнорирование проблемы поломанного шруса может привести к серьезным последствиям и более дорогостоящему ремонту в будущем.

Проблемы с рулевой рейкой


Рулевая рейка с электроусилителем руля: 1 - руль, 2- рулевая колонка, 3- карданный вал, 4- электродвигатель, 5- механизм руля, 6- блок управления, 7- датчик крутящего момента

Появление хруста руля достаточно редко связывают . Как правило, такая болезнь характерна одному именитому баварскому производителю.

Множество моделей BMW выпуска начала и середины 90х годов имели серьезный проблемы с рулевыми рейками. Хруст рейки у автомобилей данной марки стал почти визитной карточной бренда в те времена. Примечательно то, что такой хруст по сути не являлся признаком поломки, а был связан с конструкционными особенностями автомобиля.

Модели других производителей также испытывают определенные проблемы с рейкой. Данный механизм рассчитан на средний пробег до 300 тысяч километров. В определенных случаях, рейки могут выходить из строя при любом пробеге и вызывать хруст при повороте руля.

Среди признаков выхода из строя такого механизма выделяют:

  • Хруст колеса на определенном уровне поворота или хруст, которым сопровождаются любые манипуляции;
  • Стуки и хруст ощущаются на руле и дополняются вибрацией при повороте;
  • Стук в крайних положениях руля даже при выключенном двигателе при свободном ходе колеса;
  • Непривычный отклик руля и чрезмерная тугость или, наоборот, легкость поворота руля, которая была не характерна автомобилю ранее;
  • Неадекватная реакция на поворот руля и сложности с удержанием автомобиля на трассе.

При появлении хруста руля следует провести полную диагностику авто и ремонт рейки при необходимости. В большинстве случаев требуется полная замена рейки, поскольку ремонт рейки не отличается долговечностью и считается нерентабельным.

Лучше всего доверять замену или ремонт специалистом, поскольку рулевое управление современных машин с гидроусилителями и прочими механизмами требует профессионального экспертного подхода.

Хруст ходовой части автомобиля

При исключении вышеописанных причин хруста следует переходить к диагностике ходовой части. Возникновение неисправностей такого характера в данном узле имеет низкую вероятность и сопряженно со множеством технических сложностей поиска конкретной причины.

Единственный элемент ходовой части, что способен издавать хруст при поломке – это подшипник ступицы. Чаще всего при неисправности они издают низкий гул на высоких скоростях.

Для диагностики таких подшипников необходимо:

  • Поднять переднюю часть машины при помощи домкрата;
  • Установить машину на ручник;
  • Посадить 1 человека за руль, который заведет машину и плавно отпустит сцепление, медленно нажимая на газ;
  • После разгона необходимо выключить двигатель и позволить вращаться колесу на большой скорости. Неисправные подшипники сразу выдадут себя сильным гулом.

Такую проверку нельзя проводить на автомобилях, которые оснащены системой полного привода или имеют блокировку межосевого дифференциала.

Разбитые подшипники могут стать причиной более серьезных проблем с ходовой частью и привести к непредсказуемым ситуациям на дороге.

Хруст руля при повороте всегда является признаком поломки компонентов автомобиля, поэтому не стоит игнорировать такую проблему. При отсутствии надлежащего опыта и оборудования лучше всего проводить диагностику и ремонт автомобиля у квалифицированных специалистов.

Что является главным органом управления автомобилем? Сколько бы ни было ответов, правильный ответ один – рулевое колесо. Поворачивая руль на некоторый градус, мы тем самым изменяем угол поворота передних (направляющих) колес, и автомобиль движется в нужном направлении, т.е. куда направлены его передние колеса.

Как мы уже с вами говорили в , при управлении автомобилем, руль следует держать двумя руками в положении 10-2. Именно так, и именно двумя руками, потому что для уверенного вождения, быстро вращать руль можно только двумя руками. Более того, вращая рулевое колесо одной рукой, в некоторых ситуациях можно просто не справиться с управлением – автомобиль выйдет из-под контроля и последствия могут быть невеселыми.

К тому же, вращая руль одной рукой, не всегда сразу удается определить, на какой градус повернуты передние колеса автомобиля, точнее – в каком положении в данный момент они находятся. А знать это важно, потому что, как уже было сказано выше, куда направлены передние колеса – туда машина и едет. Убирать руку с руля во время езды следует только для переключения передачи, после чего руку необходимо возвращать на руль.

Руление без отрыва кистей рук.

Это обычный способ вращения руля, когда нужно незначительно изменить направление движения автомобиля с последующим возвратом в «прямо»:

  • при плавном объезде препятствия
  • при отъезде от тротуара
  • при перестроении в соседнюю полосу
  • перед остановкой

Руление перехватом.

Когда необходимо повернуть рулевое колесо больше, чем на 90 градусов, отрывать руки от руля все же придется. Рассмотрим, как это делать правильно.

Условно рулевое колесо можно разделить на секторы по циферблату часов. Верхний сектор 10-2, здесь мы держим руль. Сектор для работы левой рукой 10-4, для правой руки – 8-2. Нижний сектор 8-4 нерабочий, там руки не должны находиться. В этом секторе нельзя держать руль никаким хватом. Ниже мы рассмотрим, как проходить эту зону.

При повороте руля налево основную работу делает правая рука, левая рука помогает вращать руль без остановки, а при повороте направо – соответственно, левая рука – основная, правая рука – вспомогательная.

Начинаем вращение исходя из прямолинейного движения, руки находятся в положении 10-2.

  • Плавно поворачиваем руль двумя руками вправо до положения 12-4, как на рисунке. В тот момент, когда правая рука дойдет до точки 4, локоть вот-вот упрется в туловище, а это значит, что правая рука дальше работать не сможет.
  • Продолжаем без остановки вращать руль левой рукой до положения 4, одновременно переносим правую руку вверх в положение 12 руля и захватываем его в этой точке. Теперь руль вращает правая рука.
  • Вращаем без остановки руль правой рукой до точки 4, теперь уже левая рука перемещается в положение 12.


Точно так же вращается руль в левую сторону. Только руки теперь меняются местами – правая рука ведет, а левая помогает. Если перехват в секторах 8-12 и 12-4, как мы рассмотрели, покажется большим, то можно уменьшить зону перехвата (расстояние между кистями рук в момент захвата руля) до одного или двух кулаков, но технику перехвата менять нельзя. К тому же все эти движения вполне естественны для рук человека и привыкнуть к ним не тяжело.

Предварительный захват.

Часто бывает необходимость повернуть руль на некоторый средний угол, когда вращение без перехвата окажется мало, а с перехватом – много. В таких случаях лучше использовать предварительный захват, смотрите рисунок. Такой вариант позволяет повернуть руль без перехвата на больший угол.


Выполняется он следующим образом:

  • Из положения 10-2 переносим путем скольжения по ободу правую руку к левой руке и захватываем руль в положении 11, затем правой рукой вращаем рулевое колесо вправо, оставляя левую руку на месте.
  • Когда правая рука достигнет точки 2, сжимаем левую кисть и продолжаем вращение руля двумя руками на тот угол, который требуется.

Вращение руля одной рукой.

Вращение руля одной рукой применяется в ситуациях, когда необходимо одновременно рулить и переключать передачи. Одной рукой придется рулить при движении задним ходом, когда водитель сидит вполоборота и смотрит в заднее стекло, повернув голову назад, правая рука при этом чаще всего лежит на спинке пассажирского кресла, а левая, соответственно, на руле. В такой ситуации действия будут в следующем порядке.

  • Исходное положение левой руки – точка 10 или 12 на рулевом колесе. Особенность в том, что при вращении кисть руки всё время будет в начальной точке относительно руля. Начинаем поворачивать руль вправо.
  • Когда кисть руки дойдет примерно до точки 4, выпрямляем пальцы, при этом усиливаем давление ладонью на руль. Продолжаем вращать руль и одновременно поворачиваем кисть против часовой стрелки. Как только кисть пройдет точку 8 можно обнять руль пальцами и продолжить вращение.

Продолжаем вращать руль на тот угол, который нам требуется, ведь мы смотрим в заднее стекло и чувствуем траекторию движения. Все, мы повернули направо задним ходом. Для поворота налево нужно всего лишь поменять руку и вращать руль влево. А для лучшего обзора при движении назад можно высунуть голову в окно водительской двери.

Типичные ошибки водителей при рулении.

Первой и самой распространенной ошибкой является неправильный хват руля, посмотрите рисунок. В таких положениях трудно удержать руль, когда он будет вырываться из рук и, как следствие, водитель теряет управление. При поворотах на большой угол без «отрыва» рук от руля получается перекрестие рук. Такое вращение руля само по себе не правильное, а фиксация рук в перекрестном положении является грубой ошибкой. Вращение руля ладонью – распространенный способ руления на автомобилях с гидроусилителем руля – тоже грубая ошибка. В этом случае контакт с рулевым колесом слабый, следовательно, теряется контроль за поворотом руля. После прохождения поворота иногда возникает желание расслабить кисти рук и «отпустить» руль. Колеса сами станут прямо. Так тоже делать нельзя – потеряется контроль за положением управляемых колес.


Мы рассмотрели способы вращения рулевого колеса автомобиля и подошли к следующей, третьей части, где научимся правильно .

Навигация по серии статей