Как вносятся изменения в приказы. Образец составления приказа об изменении приказа

Реальность деятельности хозяйственного субъекта такова, что со временем могут меняться факторы, влияющие на него. Например, появляться новые законы, увольняться и поступать на работу работники и т. д. Поэтому, периодически возникает необходимость вносить изменения в ранее принятые распоряжения. В соответствии с законодательством для этого опять же требуется издавать приказ об изменении приказа.

Если произошедшее событие повлияло на деятельность предприятия, то ответственному лицу необходимо принять решение, что лучше – отразить изменение в другом приказе или вообще принять новое распоряжение. При этом нужно, в основном, ориентироваться на то, что если первое распоряжение затрагивает широкий круг работников, то лучше будет оформить приказ о внесении изменений в приказ.

Например, приказ о назначении ответственных за технику безопасности в каждом подразделении, затрагивающий четырех сотрудников, из которых один уволился, требует изменить информации только об одном из них.

Чтобы не бегать и снова не собирать ознакомительные подписи других, отделу кадров достаточно составить этот документ для отражения изменения. Когда же оно касается только одного человека, то рациональней будет издать новое распоряжение.

К событиям, влияющим на деятельность фирмы, можно отнести также смену сотрудниками своих личных данных, профессии, трудовой функции, вступление новых законодательных актов и т.д. В любом случае, необходимо о возникшем несоответствии заполнить докладную или служебную записки. Это обязанность возложена на руководящий состав подразделения, или данные бланки могут поступать от самих же работников.

На их основе издается приказ о внесении изменения. Его, как и обычное распоряжение, должен подписать руководитель компании, а также его надо отметить в журнале регистрации. После этого данное распоряжение направляется для изучения соответствующим работникам, которые после этого ставят свои визы.

Количество вносимых изменений в приказы ничем не ограничивается, однако, рациональней издать новое распоряжение, чем корректировать ранее уже измененные.

Иногда в связи с важностью рассматриваемого вопроса, изменения вносить в приказ нельзя, тогда предыдущий документ отменяется, и издается новый. Для этого используется приказ об отмене приказа.

Приказы о внесении изменений желательно хранить вместе с первоначальными распоряжениями. Это позволит эффективно построить работу с ними.

Как правильно составить приказ о внесении изменений в ранее изданный приказ

Каждый делопроизводитель должен знать как внести изменения в приказ.

Для него не существует стандартной формы, обычно для этих целей применяют фирменный бланк компании. В начале листа необходимо подробно записать полное название организации, ее налоговые коды ИНН и КПП, адрес нахождения и контактный телефон.

После этого посередине пишется слово «Приказ», и проставляется его порядковый номер. Под ним он в дальнейшем должен быть зарегистрирован в книге учета приказов.

Затем на новой строке указываются место и дата составления.

Следующим этапом записывается название нормативного акта. Оно обязательно должно включать номер, дату и полное наименование приказа, в который вносятся исправления.

Потом указывается слово «Приказываю», и после него по пунктам перечисляются производимые действия. Они могут включать в себя:

  • Номера пунктов, которые признаются не действующими и их новая редакция;
  • Информацию, которой необходимо расширить действие ранее изданного приказа;
  • Действия, которые нужно совершить в соответствии со сделанными изменениями;
  • Список должностных лиц, которые отвечают за исполнение внесенных изменений.

Ниже можно указать перечень документов, на основании которых производится внесение изменений. Это может быть заявление сотрудника, докладная записка, решение учредителя и т. д.

Приказ подписывает директор компании. После этого идет перечень фамилий работников, которые упомянуты в составленном распоряжении. После их ознакомления с новым приказом, они ставят там свою подпись.

Нюансы

На нормативном акте, в который было внесено изменение, лучше всего поставить отметку, что он действует в редакции соответствующего приказа с указанием его реквизитов.

Если внесение изменений связано с вступлением в должность нового работника, то ему необходимо также передать для ознакомления текст основного приказа. Указание об этом можно вынести в отдельный пункт нового приказа.

Приказ о внесении изменений в приказ может потребоваться в том случае, если возникает необходимость изменить определенные пункты ранее изданного документа. В статье рассмотрим когда вносят изменения в приказ и как правильно это сделать.

В какие приказы могут вноситься изменения

Внесение каких-либо изменений возможно практически в любой распорядительный документ, например:

  • относительно условий труда работников;
  • касаемо определенных локальных документов (например, штатного расписания или графика отпусков);
  • в части отношений между работодателем и работниками.

С какой целью вносят изменения в приказ

Приказ является документом, который регулирует правовые отношения в компании в соответствии с законодательством и имеет юридическое значение. Поэтому если в организации происходят какие-либо изменения, которые требуют внесения изменений в приказ, то это необходимо сделать. Хотя некоторые компании этим пренебрегают.

Любой приказ должен быть исполнен, однако если один из его пунктов содержит ошибку, то в случае возникновения разногласий доказать правоту работодателя будет сложно . В итоге это может привести к тому, что работодатель будет привлечен к административной ответственности.

Порядок внесения изменений в приказ

Если в организации возникает необходимость внести в какой-либо приказ изменения, то придерживаться следует следующего порядка действий:

  1. В первую очередь руководитель должен принять решение о том, что внесение изменений в приказ действительно необходимо.
  2. Далее издается приказ, в котором указывается в какой документ вносятся корректировки, а также перечень пунктов, которые подлежат изменению.
  3. Подписывает документ руководитель компании, а также сотрудники, ответственные за его исполнение. С указанной в приказе даты документ признается вступившим в силу.

Важно! Сколько именно раз можно вносить изменения в приказ законодательство не предусматривает. То есть это можно делать неограниченное число раз. Однако, если распорядительный документ требует сильного редактирования, либо его пункты стали уже неактуальными, то проще будет его просто отменить, а если это требуется, то издать новый приказ.

Кто составляет приказ о внесении изменений в приказ

Возложить обязанность по внесению изменений в распорядительный документ можно абсолютно на любого работника компании. При этом он, конечно, должен иметь определенные полномочия, а также уметь составлять распорядительные документы. Как правило, этим занимаются специалисты кадровой службы, юрисконсульты или секретари.

Независимо от того, какой именно сотрудник составляет приказ, подписывает его только руководитель . Без подписи руководителя приказ не получает статус законного документа, а значит его можно будет оспорить в трудинспекции или суде.

Основания для приказа о внесении изменений в приказ

Как составить приказ

Специальной формы для составления приказа о внесении изменений в приказ нет, то есть организация вправе составить его в свободной форме. Кроме того, компания вправе разработать свой бланк документа и далее работать по этому образцу. Однако в любом случае необходимо помнить, что документ должен быть составлен в соответствии с требованиями делопроизводства и включать в себя следующее:

  • наименование работодателя;
  • номер договора, дата и место его составления;
  • основание для составление документа, обоснование его издания.

Важно! Документ обязательно должен содержать ссылку на приказ, в который вносятся изменения, а также перечень всех изменений, которые вносятся в документ. Помимо этого назначаются лица, ответственные за исполнение указаний руководителя, изложенных в приказе.

Требования к оформлению документа

Приказ может быть напечатан на компьютере или составлен от руки как на фирменном бланке компании, так и на простом листе. В обязательном порядке в приказе должна стоять подпись руководителя или иного лица, уполномоченного действовать от имени директора. Приказ также обязаны подписать лица, ответственные за его исполнение, а также лица, которых приказ касается напрямую. Составляется приказ о одном экземпляре, но при необходимости могут быть изготовлены его заверенные копии.

Важно! Пока приказ действует, он храниться вместе с другими распорядительными документами. После того, как документ теряет свою актуальность, его направляют в архив. В архиве приказ храниться уже определенный положенный срок, который установлен законодательством.

Порядок применения приказа

Издание нового приказа в замен ранее изданного не всегда является целесообразным. Например, если внесенные изменения касаются только ограниченного числа лиц, а в случае издания нового документа с ним потребуется ознакомить большое количество сотрудников.

К событиям, которые могут потребовать внесения изменений в приказ могут являться изменение личных сведений о сотрудниках или их трудовых функций, смену должностного лица, внесение изменение в штатное расписание и т.д.

Обо всех фактах, которые оказывают влияние на работу руководителю сообщают в докладной (служебной) записке, либо в заявлении. Подать эти документы могут как лица заинтересованные в этом, так и руководители подразделений. Должностные лица, ответственные за изучение данных фактов оформляют необходимое распоряжение. После издания документ визирует руководитель и его фиксируют в книге регистрации приказов.

Важно! Если внесение изменений в приказ связано с приемом нового сотрудника, то работника необходимо ознакомить с основным действующим документом в прежней редакции, так как основные положения установлены именно в нем. В приказе указание об ознакомлении может быть выделено отдельным пунктом.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Как определить, когда следует издать новый приказ, а когда внести изменения в ранее изданный документ?

Ответ: Такое решение каждая организация принимает самостоятельно исходя из принципа рациональности. Если проще отменить действующий приказ и издать новый, то никаких препятствий для этого нет. Если же проще издать приказ о внесении изменений в действующий документ, то делать это можно сколько угодно раз.

  • 1.1. Значение учебного курса «Законодательная техника
  • 1.2. Предмет и содержание учебного курса «Законодательная техника»
  • 1.3. Цели и задачи учебного курса «Законодательная техника»
  • 1.4. Методология учебного курса «Законодательная техника»
  • Глава 2. Законодательная техника: понятие и функции
  • 2.1. Понятие, предмет и метод законодательной техники как методологии.
  • 2.2. Законодательная техника как наука
  • 2.3. Разработка проблем законодательной техники в России и за рубежом.
  • 2.4. Нормативно – правовое регулирование отношений, связанных с техникой законотворчества.
  • 2.5. Соотношение понятий «законодательная техника» и «юридическая техника».
  • Раздел 2. Общая часть законодательной техники. Законотворческий процесс глава 3. Понятие, значение и элементы законодательства
  • 3.1. Понятие нормативного правового акта
  • 3.2. Понятие законодательства и его значение в правовом регулировании общественных отношений.
  • 3.3. Структура законодательства. Классификация нормативных правовых актов
  • 3.4. Законы в системе законодательства
  • 3.5. Виды и формы законов
  • 3.6. Подзаконные нормативные правовые акты.
  • Глава 4. Понятие и общая характеристика законотворческого процесса.
  • 4.1. Понятие и сущность законотворческого процесса.
  • 4.2 Основные принципы законотворческого процесса.
  • 4.3 Формы законотворчества.
  • 4.4 Субъекты законотворческой деятельности.
  • Глава 5. Законотворческое познание
  • 5.1 Понятие и значение законотворческого познания.
  • 5.2 Стадии и методика законотворческого познания
  • Глава 6. Подготовка и принятие нормативных правовых актов (законодательный процесс).
  • 6.1.Подготовка проектов нормативных правовых актов.
  • 6.2. Законодательная инициатива.
  • 6.3. Рассмотрение, обсуждение и принятие законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания России.
  • 6.4. Утверждение законов.
  • 6.5. Опубликование, регистрация и вступление в силу законов.
  • 6.6. Особенности процесса принятия федеральных законов о федеральном бюджете (бюджетных законов) и законов о ратификации международных договоров (ратификационных законов)
  • 6.7. Особенности процесса подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов.
  • Глава 7. Анализ и оценка результатов законотворчества
  • 7.1. Понятие и значение оценки результатов законотворчества.
  • 7.2. Оценка востребованности и исполняемости созданного нормативного правового акта.
  • 7.3. Анализ правового характера вновь созданного нормативного правового акта.
  • 7.4. Изучение места нового акта в системе законодательства. Анализ технических характеристик созданного акта.
  • Глава 8. Факторы, влияющие на законотворческий процесс
  • 8.1. Участие граждан в законотворчестве.
  • 8.2. Лоббирование
  • 8.3. Информационное воздействие на законотворчество.
  • Раздел 3. Правила создания нормативных правовых актов.
  • Глава 9. Логика, стиль и язык закона
  • 9.1. Требования к логике закона
  • 9.2. Требования к стилю закона.
  • 9.3 Требования к языку закона.
  • Глава 10. Технические правила законотворчества.
  • 10.1. Понятие и виды нормативных правовых предписаний.
  • 10.2 Структура нормативно – правового акта.
  • 10.3. Смысловая система (содержание) нормативного правового акта.
  • 10.5. Правила оформления ссылок в нормативных правовых актах.
  • 10.6. Правила внесения изменений в нормативно – правовые акты и правила отмены нормативных правовых актов.
  • Глава 11. Методика проведения кодификации
  • 11.1. Понятие, значение и виды систематизации законодательства
  • 11.2 Понятие и значение кодификации.
  • 11.3 Принципы проведения кодификации.
  • 11.4. Основные этапы проведения кодификации
  • 11.5. Основные приемы и способы проведения кодификации законодательства. Виды кодификации
  • 11.6. Различия в основных методиках кодификации, используемых в различных правовых системах современности.
  • 11.7 Особенности результатов кодификации. Основные технические проблемы, связанные с кодификацией.
  • Глава 12. Культура законотворчества
  • 12.1 Понятие и значение культуры законотворчества
  • 12.2. Принципы культуры законотворчества.
  • Приложения: приложение 1.
  • Методические правила по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти
  • I. Общие положения
  • II. Планирование законопроектной работы
  • III. Разработка концепции законопроекта
  • IV. Основные требования
  • V. Подготовка документов, прилагаемых к законопроекту
  • VI. Подготовка заключений, официальных отзывов
  • VII. Взаимодействие федеральных органов
  • Положение о комиссии правительства российской федерации по законопроектной деятельности
  • Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации
  • I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных
  • II. Государственная регистрация нормативных правовых
  • Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов
  • Регламент законопроектной деятельности министерства юстиции российской федерации
  • I. Общие положения
  • II. Подготовка проектов планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации
  • III. Планирование законопроектной деятельности Министерства
  • IV. Разработка законопроектов
  • V. Правовая экспертиза законопроектов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти
  • VI. Подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации по законопроектам, находящимся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • VII. Информационное обеспечение законопроектной деятельности Министерства
  • VIII. Участие Министерства в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • Регламент правительства российской федерации
  • VI. Законопроектная деятельность Правительства
  • Правительство российской федерации
  • Методические правила подготовки проектов законов города москвы
  • 1. Общие положения
  • 2. Лингвистические требования, предъявляемые к тексту
  • 3. Обобщенные понятия, употребляемые в проектах законов
  • 4. Применение ссылок в проектах законов
  • 5. Структура и оформление проекта закона
  • 6. Особенности оформления проектов законов о внесении
  • 7. Подготовка документов, прилагаемых к проекту закона
  • Приложение 2
  • Рекомендуемая литература
  • Нормативно – правовые акты
  • 10.6. Правила внесения изменений в нормативно – правовые акты и правила отмены нормативных правовых актов.

    Изменение нормативно – правовых актов является неотъемлемой составной частью законотворческого процесса. Система законодательства меняется постоянно, и это естественно. Это не обязательно является следствием ее несовершенства, нарушения ее создателями правил законодательной техники. Просто общественные отношения не стоят на месте, они постоянно динамично поступательно развиваются. Вместе с ними должна обновляться и система законодательства, устаревшие и потерявшие правовой характер положения которой должны заменяться на новые, соответствующие новым социальным условиям, отвечающие новым потребностям жизни и развития общества. И очень часто достаточно внести изменение в одно конкретное положение акта – и он вновь приобретает правовой характер, для этого вовсе необязательно принимать новый. Именно поэтому внесение изменений в нормативно – правовые акты является естественным процессом и изучения правил внесения таких изменений представляет собой неотъемлемый элемент законодательной техники. Чрезмерное накопление в законодательстве устаревших актов, утративших правовой характер или противоречащих более поздним актам более высокой юридической силы существенно снижает эффективность и регулятивные возможности законодательства. И для отечественного законодательства эта проблема весьма актуальна.

    Изменение нормативного – правового акта может осуществляться путем принятия другого акта (равного ему или более высокого по юридической силе), регулирующего те же общественные отношения. Принятый позже акт имеет приоритет в действии перед принятыми раньше, коллизия разрешается в его пользу. Однако такой способ обновления действующего законодательства является нежелательным. В результате таких изменений субъекты правового регулирования не имеют возможности своевременно усвоить суть изменений, получить представления о новых требованиях, предъявляемых правом к их поведению. Нарушается устойчивость законодательства. Практика внесения изменений в законодательные акты, если можно так выразиться, «автоматически», «молчаливо», лишь установлением нового правила в другом акте свидетельствует о низком уровне законодательной техники и ведет к снижению регулятивной эффективности новых предписаний. Тем более, что нередко старые в новые законы пересекаются неполно, частично, в результате чего возможны серьезные недоразумения и ошибки в правореализующей (особенно в правоприменительной) практике при определении подлежащих воплощению в жизнь норм. Это отмечают практически все правоведы, ведущие исследование в этой области 104 . Нельзя так же признать удачной получившую распространение в отечественном законотворчестве практику (особенно часто – при создании новых законов, определяющих по своему значению) отказа от внесения изменений в старые акты и внесение в новый акт общих положений о том, что впредь до приведения законодательства в соответствие с этим новым актом действующие нормативные положения сохраняют силу в части, не противоречащей этому новому закону. Применяются и другие некорректные формулировки, не способствующие четкому и точному определению того, какие законы и подзаконные акты и в какой форме продолжают действовать

    Все изменения в законодательные акты должны быть четко и ясно определены, и сделано это должно быть официально. Субъект правового регулирования должен иметь исчерпывающее представление о том, в какую статью, часть или абзац какого закона или подзаконного акта вносятся изменения или дополнения. В связи с этим представляется необходимым любые изменения в нормативные правовые акты вносить путем принятия специального акта – о внесении изменений

    Для внесения изменений в акты законодательства таким способом применяется специальная техника, позволяющая сохранить после изменений системность законодательства и избежать путаниц, повторений и, что, пожалуй, наиболее важно, пробелов и коллизий. Кроме того, научная разработка методологии внесения изменений в нормативные правовые акты позволяет сохранять единство законотворческого воздействия на сознание субъектов правового регулирования, сохранить преемственность между старыми (отмененными) и новыми предписаниями.

    Попытаемся сформулировать и перечислить правила внесения изменений в существующие законодательные акты.

    Внесением изменений считается:

      замена слов, цифр;

      исключение слов, цифр, предложений;

      исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;

      новая редакция структурной единицы законодательного акта;

      дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;

      дополнение структурными единицами законодательного акта;

      приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;

      продление действия законодательного акта или его структурных единиц.

    Не следует упоминать об изменениях в закон в новом законе, посвященном непосредственному фактическому регулированию общественных отношений – во вновь принятом законе можно только лишать юридической силы ранее действовавший нормативный правовой акт, внесение же изменений может повлечь за собой путаницу (тем более, что, принятие акта может повлечь изменения в актах более низкой юридической силы).

    Все изменения и дополнения в нормативный правовой акт вносятся путем принятия специального изменяющего акта той же юридической силы. Федеральный закон изменяется федеральным законом, федеральный конституционный закон – федеральным конституционным законом, указ президента – указом президента, региональный закон – законом того же субъекта федерации и т. д. Изменения в Конституцию России могут быть внесены специальным целевым законом о внесении изменений в Конституцию. Не допускается внесение изменений в нормативный правовой акт актом иной формы или иной юридической силы (даже, более высокой). Исключение составляют законопроекты о федеральном бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.

    В ходе разработки нового нормативного правового акта одновременно начинается подготовка к приведению в соответствие с этим актом ранее действовавшего законодательства. Дляприведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам, разрабатывая законопроект, участники законотворческой деятельности готовят предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение нижней палаты парламента (Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) следует вносить самостоятельные законопроекты о действующих законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению.

    Закон о внесении изменений в принятый ранее закон отличается по форме значительными особенностями. Можно выделить следующие особенности закона о внесении изменений:

      в его названии содержится указание на целевое назначение этого закона – внесение изменений в ранее принятый и действующий закон, ссылка на который дается здесь же, в названии (например: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон…»);

      такой закон имеет упрощенную структуру: в его составе имеются только статьи, более крупных структурных составляющих при его создании не выделяется;

      статьи такого закона не имеют собственных названий – только номера;

      первым положением такого закона является положение о внесении изменений с обязательным указанием вида изменяемого закона, даты подписания изменяемого закона, его регистрационного номера, наименования, а также соответствующих источников его официального опубликования;

      в таком законе не содержится непосредственных предписаний к поведению субъектов правоотношений – есть только указания о внесении изменений;

      изменения в закон об изменениях не вносятся (это может повлечь путаницу), в случае необходимости внесения новых, повторных изменений в основной закон следует принимать новый изменяющий закон;

      изменяющий закон не должен быть длинным, представляется неоправданным включение в состав такого закона более 20 статей – если изменения носят масштабный характер, меняется большинство статей закона, его лучше изложить в новой редакции. В противном случае субъект правового регулирования рискует просто не запомнить всех чрезмерно многочисленных изменений и запутаться в действовавших ранее и нововведенных предписаниях.

    Эти же правила применяются и в ходе внесения изменений и в подзаконные акты – в форме издания специального изменяющего нормативного правового акта, равного по силе изменяемому.

    В одном изменяющем нормативном правовом акте могут содержаться изменения нескольких действующих законодательных актов. Каждая статья изменяющего закона посвящена одному конкретному изменению и содержит указания на это, включая повторение всех реквизитов изменяемого акта. Выражение в одной его статье нескольких изменений не допускается, так – как это будет нарушение изложенных выше правил структурирования нормативных правовых актов. Однако, положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).

    При внесении изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей, принятых различными законодательными актами, в обязательном порядке указывается часть кодекса, в которую вносятся изменения.

    При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений (замена или исключение слов, исключение структурных единиц, дополнение и др.). Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.

    При внесении изменений в нормативные правовые акты соответствующий текст заключается в кавычки. Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (например, замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается. По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.

    При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться: «…статью 1 после слов «……………..» дополнить словами «……………..»

    В случае, если дополняется словами определенная структурная единица статьи нормативного правового акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка: «…пункт 1 статьи 1 дополнить словами: «……………».

    При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа» (например: «цифры «12, 14 , 125» заменить цифрами «13, 15, 126»). При необходимости заменить конкретные слова употребляется термин «слова» (например: «…слова «в 50 раз» заменить словами «в 100 раз»…»).

    При необходимости внесения в изменяемый акт новых структурных составляющих необходимо заботиться о сохранении сквозной нумерации этих составляющих.

    В случае, если поправки кардинально изменяют первоначальный смысл законодательного акта, его предписания начинают носить принципиально новый характер, этот акт целесообразнее изложить в новой редакции. Изложение в новой редакции представляет собой новое, повторное принятие того же акта с уже внесенными изменениями, в результате которого ранее действовавший акт теряет силу. Эта форма внесения изменений допустима только в случаях если необходимо:

      внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц (например, если существует необходимость изменить принципы правового регулирования, на которых он основан);

      внести в законодательный акт изменения, затрагивающие большую часть его структурных единиц (например, более половины его глав или разделов);

      внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.

    Изложение в новой редакции возможно не только всего акта, но и отдельных его статей. Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях если необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицуили если в текст этой структурной единицы неоднократно вносились изменения.

    Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.

    При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка: «Внести в статью 10 Федерального закона от …………….. № … «О ……………» (Собрание законодательства Российской Федерации, ……, № …, ст. …) изменение, изложив ее в следующей редакции: «Статья 10. (текст статьи в новой редакции)».

    В случае возникновения необходимости отмены акта законодательства (полностью или частично), это может быть сделано двумя способами. Во – первых, для отмены действующего законодательного акта может быть принят новый акт, регламентирующий по – новому те же общественные отношения. Этот метод предпочтительнее, так – как в этом случае в результате отмены нормативного правового акта не возникает пробела в праве. В этом случае необходимо в тексте нового акта (в структурной составляющей, посвящённой переходным положениям) специально указать, какой акт теряет свою юридическую силу и в какой части. Во – вторых, возможно принятие особого нормативного правового акта, который лишает юридической силы другой акт. И в том и в другом случае для отмены законодательного акта требуется принятие акта той же юридической силы.

    Прекращения действия закона (или подзаконного акта) не влечет восстановления юридической силы нормативных актов, которым ранее было прекращено действие приостановленным актом. При прекращении действия нормативного правового акта, прекращающего действие другого раннее принятого акта, юридическая сила этому ранее прекращенному акту не восстанавливается, если иное не установлено в самом законе. Указанное правило равно применяется в отношении структурной единицы закона.

    После вступления в силу нового закона недопустимо вносить изменения в перечень нормативных актов, которым в этой связи прекращается их действие, равно как недопустимо изменять порядок (в том числе дату) его вступления в силу. Нельзя изменять дату прекращения действия закона, если такое изменение произойдет после ее наступления.

    Прекращение действия последней нормативной структурной единицы закона должно осуществляться путем прекращения действия закона в целом.

    Нежелательно повторное введение в действие отменённого закона (подзаконного акта).

    Безусловно, вышеуказанными правилами методика изложения текста нормативного правового акта не исчерпывается. Однако, они представляются наиболее важными и значимыми, определяющими весь остальной процесс формулирования в законодательстве текста конкретных нормативных правовых предписаний.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

      Что такое нормативные правовые предписания? Какие виды нормативных правовых предписаний Вам известны?

      Какие структурные составляющие применяются в настоящий момент в нашей стране при компановке нормативных правовых актов? Какие правила формирования этих составляющих Вам известны?

      Какие смысловые составляющие можно выделить в системе законодательного акта?

      Какие приёмы и способы применяются для изложения норм права в тексте нормативных правовых актов?

      Каковы правила оформления в тексте нормативного правового акта ссылок?

      Какие существуют правила внесения в текст нормативного правового акта изменений? Каковы правила отмены актов законодательства?

    Нормативным документом, отражающим структуру организации, ее штатный состав и численность, в соответствии с ее уставом является штатное расписание. Изменения штатного расписания могут быть осуществлены только на основании приказа о внесении изменений в штатное расписание.

    Приказ о внесении изменений в штатное расписание

    Решение о внесении изменений в штатное расписание принимается работодателем (руководителем организации или ИП). Данное решение должно быть закреплено . Унифицированной формы названного приказа законодательством не предусмотрено. Следовательно, у работодателя возникает право разработать ее самостоятельно. Подписание приказа об изменении штатного расписания производится руководителем или другим уполномоченным на это лицом организации.

    Изменения могут касаться следующих положений штатного расписания:

    • исключение вакантной должности или нескольких должностей, подразделений в связи с какими-либо организационными изменениями в работе работодателя;
    • ввод новых должностей, если принято решение о расширении производства или увеличении объема оказываемых услуг либо выполняемых работ;
    • сокращение штата работодателя;
    • изменение размера окладов сотрудников;
    • переименование подразделений и должностей.

    Работодателем также может приниматься решение об иных основаниях изменения штатного расписания.

    Обращаем внимание, что у работодателя есть обязанность ежемесячного предоставления сведений о наличии вакантных должностей (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1). Такая информация предоставляется в органы службы занятости.

    Приведенная ниже Таблица содержит информацию о возможных основаниях внесения изменений, а также основных этапах, которые необходимо пройти работодателю при принятии решения о внесении изменений в штатное расписание.

    Основания внесения изменений в штатное расписание Порядок (процедура) внесения изменений в штатное расписание Обязанность ознакомления работников организации или ИП с вносимыми изменениями в штатное расписание
    1. Дополнение штатного расписания путем введения новых должностей и структурных подразделений Создание приказа (проекта приказа) о вводе новых штатных единиц, в котором прописана следующая информация:
    • наименования вновь введенных структурных подразделений, должностей;
    • количество новых штатных единиц;
    • вновь установленный размер оклада (доплат, надбавок).
    не предусмотрено
    2. Исключение вакантных должностей Создание приказа (проекта приказа) об исключении штатных единиц, в котором прописана следующая информация:
    • дата, с которой вносятся изменения;
    • наименование исключенных должностей;
    • количество исключенных штатных единиц.
    не предусмотрено, так как данные должности не заняты
    3. Сокращение штата
    • Уведомление работников о намерении провести сокращение;
    • Создание приказа об исключении конкретных штатных единиц либо об утверждении нового штатного расписания, в которое не будут внесены сокращаемые должности
    Письменное уведомление работников не менее чем за 2 месяца до даты вступления в действие нового штатного расписания/внесенных в него изменений (ч. 2 ст. 180 ТК РФ) и предложение вакантных должностей увольняемым работникам (ч. 3 ст. 81 , ст. 82 , и 180 ТК РФ (далее по тексту — ТК РФ)).
    Из приведенной нормы следует, что произведенные изменения не могут вступить в силу ранее чем через 2 месяца с момента уведомления.
    4. Изменение окладов работников Изменение размеров окладов, прописанных в штатном расписании, ведет к изменению условий трудовых договоров в части установления размера оплаты труда (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ и абз. 3 раздела "Штатное расписание" Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). А такое изменение по инициативе работодателя возможно только в случае, если осуществилось изменение каких-либо организационных или технологических условий труда (ч. 1 ст. 74 ТК РФ).
    Перед внесением таких изменений работодатель обязан провести ряд мероприятий, а именно уведомить работников о:
    • грядущих изменениях положений трудовых договоров. Форма уведомления - письменная;
    • причинах, которые вызвали необходимость таких изменений (п. 2 ст. 74 ТК РФ).
    После принятия решения об изменении окладов и должного уведомления работников работодатель вправе произвести изменение окладов на основании приказа о внесении изменений в штатное расписание.
    Срок уведомления — не позднее чем за 2 месяца до вводимых изменений.
    Если работник отказывается трудиться в измененных условиях, то трудовое законодательство предписывает работодателю обязанность предложить ему другую имеющуюся у него работу (ч. 3 ст. 74 ТК РФ). Причем сделать это необходимо в письменной форме. Если такой работы нет или работник не согласен с предложенными вариантами, то трудовой договор с работником расторгается (пп. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).
    5. Переименование должностей и подразделений Создание приказа (проекта приказа) о переименовании должностей и подразделений, в котором прописана следующая информация:
    • дата, с которой вносятся изменения;
    • название переименованных должностей;
    Срок уведомления — не позднее 2-х месяцев до вводимых изменений.
    Форма уведомления - письменная.
    Если работник не согласен с предложенными условиями, то работодатель обязан предложить другую имеющуюся работу.
    Если такой работы нет или работник не согласен работать на предложенных условиях либо трудиться на имеющейся должности, то трудовой договор с работником расторгается (

    В случае необходимости вполне допустимо внесение изменений в ранее изданный приказ при условии, что для этого имеются веские основания, прежде всего правовые. О наиболее типичных ситуациях, влекущих за собой необходимость внесения изменений в ранее изданные приказы, и способах их бесконфликтного и юридически грамотного разрешения мы и поговорим в этой статье.

    ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ

    Как и в случае с приказами об отмене ранее изданных приказов по персоналу, необходимость во внесении поправок в их содержание обусловлена возникновением соответствующих изменений в обстоятельствах, послуживших ранее причиной для издания приказа, содержание которого подлежит исправлению. В общем случае это обстоятельства, наступление которых делает ранее изданный приказ (какой-либо его пункт или пункты) юридически и (или) фактически неточным. Наиболее распространенными случаями наступления подобных обстоятельств следует считать:

  • изменения в законодательстве, нормативно-правовых актах, локальных актах предприятия (в том числе связанные с изменением структуры документа, его переименованием и пр.);
  • изменения в личных обстоятельствах (персональных данных) работников предприятия, в отношении которых ранее были изданы соответствующие приказы (пункты приказов) по персоналу;
  • изменения в обстоятельствах времени, места и т.д., являющиеся существенными для надлежащего исполнения соответствующими работниками поручаемой им работы (трудовой функции);
  • иные аналогичные обстоятельства, требующие внесения изменений в содержание ранее изданных приказов по персоналу, если такие изменения существенны для надлежащего исполнения приказа.
  • Таким образом, функциональное назначение приказа о внесении изменений в ранее изданный приказ по персоналу заключается:

    в документировании факта внесения обоснованных (прежде всего в правовом отношении) изменений в соответствующее управленческое решение посредством принятия нового управленческого решения (в данном случае - приказа по персоналу);

    отмене приказа (пункта, пунктов приказа) по персоналу, в содержании которых выявлено какое-либо несоответствие.

    ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРИКАЗА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

  • о приказе (пункте, пунктах приказа) по персоналу, подлежащем (подлежащих) изменению - его дате, номере, названии (номере или номерах соответствующих пунктов приказа);
  • об основании для внесения в приказ (пункт, пункты приказа) по персоналу соответствующего изменения с кратким изложением обстоятельств, послуживших причиной для издания приказа о внесении изменений;
  • об указаниях, данных должностным лицам (структурным подразделениям) предприятия о действиях, которые надлежит выполнить в связи с внесением изменений в прежний приказ (пункт, пункты приказа) по персоналу и изданием нового;
  • о приказе (пункте, пунктах приказа) по персоналу, подлежащему отмене в связи с вступлением в законную силу соответствующего приказа (пункта, пунктов приказа) по персоналу, содержащего изменения - его дате, номере, названии (номере или номерах соответствующих пунктов приказа);
  • мерах по обеспечению контроля за исполнением приказа (если требуется).
  • Оформление проекта приказа о внесении изменений в ранее изданный приказ (пункт, пункты приказа) по персоналу производится на листах писчей бумаги формата А4 с соблюдением требований ГОСТ Р6.30-2003.

  • наименование предприятия;
  • наименование вида документа;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • место составления или издания документа;
  • заголовок к тексту;
  • текст документа;
  • подпись;
  • визы согласования документа (если содержание документа требует согласования);
  • отметка об исполнителе;
  • идентификатор электронной копии документа.
  • Примеры некоторых приказов о внесении изменений в ранее изданные приказы (пункт, пункты приказов) по персоналу рассмотрены ниже.
  • Основные ситуации, обусловливающие необходимость во внесении изменений в приказы по персоналу

    Пример 1

    Гражданин Осоргин О.О. обратился к работодателю с заявлением о приеме на работу в качестве водителя грузовой автомашины. Проверка документов Осоргина - в связи с отсутствием штатного начальника отдела кадров - была произведена сотрудником, временно его замещающим, невнимательно.

    С Осоргиным был заключен трудовой договор, и о его приеме на работу в качестве водителя был издан приказ. Непосредственно после этого (в процессе оформления личной карточки по форме № Т-2) было выявлено отсутствие у Осоргина документа, подтверждающего наличие у него специальных знаний, необходимых для работы водителем - водительского удостоверения.

    Начальник отдела кадров поставил об этом в известность руководителя предприятия, предварительно получив в письменном виде от Осоргина согласие о приеме на работу в качестве вахтера - на вакантную позицию, исполнение которой не требует специальных знаний.

    В связи с этим руководитель предприятия в соответствии с п. 5 ст. 65 ТК РФ издал приказ о внесении изменений в ранее изданный приказ о приеме Осоргина О.О. на работу. Пример этого приказа приведен в приложении 1.

    Пример 2

    Лаборант Русский А.А. в связи с предстоящим поступлением в образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, обратился к работодателю с просьбой о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы на время сдачи вступительных испытаний, приложив к письменному заявлению вызов, подтверждающий факт допуска к этим испытаниям. Руководитель предприятия, рассмотрев заявление, в резолюции, адресованной начальнику отдела кадров, распорядился о предоставлении Русскому отпуска «в соответствии с законодательством РФ». Вследствие неконкретности формулировки и недостаточного контроля за качеством подготовки проекта приказа со стороны начальника отдела кадров в содержании документа была ошибочно установлена продолжительность отпуска - 10 календарных дней, - предусмотренная в соответствии с ч. 2 ст. 174 ТК РФ для сдачи вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего профессионального образования, в то время как для рассматриваемого случая предусмотрен отпуск продолжительностью 15 календарных дней.

    Приказ с неверной формулировкой был объявлен работнику, при этом основания установления продолжительности отпуска в 10 дней представителем отдела кадров Русскому должным образом разъяснены не были. Сразу после убытия работника в отпуск непосредственный начальник Русского в процессе ведения документации по учету труда обратил внимание на то, что его подчиненному был предоставлен отпуск меньшей, чем это предписано трудовым законодательством РФ, продолжительности и обратился за разъяснениями к начальнику отдела кадров.

    Начальник отдела кадров, оценив обстановку, обратился к руководителю предприятия с мотивированным ходатайством о внесении изменений в ранее изданный приказ. На основании изложенного в докладной записке начальника отдела кадров руководитель предприятия, руководствуясь ч. 2 ст. 173 ТК РФ, издал приказ о внесении изменений в ранее изданный приказ - о предоставлении Русскому А.А. отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 15 календарных дней, вменив в обязанность начальнику отдела кадров оперативно проинформировать об этом работника. Пример такого приказа приведен в приложении 2.

    Пример 3

    Кассир Невзорова Н.Н. - работающая пенсионерка по возрасту - обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении ей отпуска без сохранения заработной платы. Ее заявление было удовлетворено, а руководителем предприятия был издан соответствующий приказ.

    Непосредственно после этого Невзорова в связи с обстоятельствами личного характера обратилась к работодателю с заявлением об изменении периода отпуска без сохранения заработной платы, с тем чтобы сразу после его окончания использовать полагающийся ей в соответствии с графиком отпусков ежегодный оплачиваемый отпуск за текущий рабочий год.

    В связи с этим руководитель предприятия в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 128 ТК РФ издал приказ о внесении изменений в ранее изданный приказ о предоставлении Невзоровой Н.Н. отпуска без сохранения заработной платы. Пример этого приказа приведен в приложении 3.

    Пример 4

    Главный энергетик Михайловский М.М. в соответствии с планом командировок должен был убыть в г. Иркутск на межрегиональный семинар по обмену опытом, о чем руководителем предприятия был издан соответствующий приказ. Непосредственно после этого предприятие было проинформировано принимающей стороной о том, что место проведения семинара изменено и семинар будет проведен в те же сроки, но в г. Новосибирске, на базе другой организации.

    В связи с этим руководитель предприятия в соответствии со ст. 166 ТК РФ издал приказ о внесении изменений в ранее изданный приказ о направлении Михайловского М.М. в командировку. Пример этого приказа приведен в приложении 4.

    Пример 5

    Заместитель начальника производственного отдела Рябов А.П. совершил прогул, в связи с чем руководитель предприятия уведомил работника о решении уволить его по подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ. Об этом был издан соответствующий приказ. Однако Рябов обратился к работодателю с заявлением о расторжении трудового договора по собственной инициативе.

    Принимая во внимание безупречную (до совершения проступка) работу Рябова, руководитель предприятия решил удовлетворить заявление работника и издал приказ о внесении изменений в ранее изданный приказ о его увольнении. Пример этого приказа приведен в приложении 5.

    Приложение 2

    Открытое акционерное общество «Вега»

    П Р И К А З

    О внесении изменений в п. 4

    приказа от 10.07.2004 № 1001-к

    В связи с тем, что в п. 4 приказа по персоналу от 10.07.2004 № 1001-к была неверно указана продолжительность предоставленного лаборанту цеха № 3 Русскому А.А. отпуска без сохранения заработной платы (как допущенному к сдаче вступительных испытаний в образовательное учреждение высшего профессионального образования),

    1. Внести изменения в п. 4 приказа по персоналу от 10.07.2004 № 1001-к - в соответствии с ч. 2 ст. 173 Трудового кодекса РФ. Указанный пункт изложить в следующей редакции:

    Предоставить с 12.07.2004 лаборанту цеха № 3 Русскому А.А. отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 15 календарных дней как допущенному к сдаче вступительных испытаний в образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    2. Признать утратившим силу в прежней редакции п. 4 приказа по персоналу от 10.07.2004 № 1001-к.

    3. Начальнику отдела кадров Шориной О.В. обеспечить оперативное информирование Русского А.А. об изменении продолжительности предоставленного ему отпуска без сохранения заработной платы, а также внесение изменений в личную карточку Русского А.А., иную учетную документацию по персоналу.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на и.о. заместителя генерального директора по управлению персоналом Карпова Л.М.

    Основание: 1. Заявление Русского А.А. от 04.07.2004.

    2. Докладная записка начальника отдела кадров от 13.07.2004.

    И.о. генерального директора Эрдман Ф.Х. Эрдман

    Ознакомлен: Русский А.А. ______________ «___» ________ 200__г.

    Шорина О.В. ______________ «___» ________ 200__г.

    Карпов Л.М. ______________ «___» ________ 200__г.

    Зам. начальника юридического отдела

    Дергачева Е.Е. Дергачева

    Этот приказ мог быть сделан также с использованием унифицированной формы Т-6 (аналогично приложению 1).

    См. Вестник отдела кадров. 2004. № 11. С. 44–51.

    М.Ю. Рогожин, независимый эксперт-исследователь

    Приказ о внесении изменений в приказ

    Формирование приказа о внесении изменений в приказ происходит в тех случаях, когда по каким-либо причинам возникает необходимость исправить некоторые пункты и положения ранее выпущенного распорядительного документа.

    Каких приказов и в какой их части могут происходить изменения

    Редактированию могут подвергаться практически любые приказы, с вольно или невольно допущенными неточностями и нарушениями. Это могут быть приказы:

  • касаемые условий работы сотрудников;
  • каких-то локальных документов (штатного расписания, графика отпусков и т.п.);
  • смены должностных лиц;
  • отношений между работодателем и подчиненными.
  • Что касается тех частей приказа, которые могут подвергаться корректировкам, то они также могут быть любыми: редактироваться может основание, основная часть, заключение.

    Для чего вносить изменения

    Некоторые работники организаций пренебрегают внесением изменений в действующие приказы, полагая, что и без них вполне можно обойтись. Однако, такая точка зрения неправильна, поскольку приказ – документ, регулирующий правовые отношения в организации в строгом соответствии с законом, а значит, имеющий серьезное юридическое значение.

    Приказ обязателен к исполнению, а если какой-либо его пункт звучит неверно или ошибочно, в случае возникновения споров и разногласий доказать правоту работодателя будет непросто, а это значит, что как предприятие в целом, так и его руководство могут быть привлечены к административной ответственности.

    Как вносить изменения: порядок действий

    Внесение изменений в приказ нужно проводить по определенному алгоритму:

    1. Принимается решение о том, что данные изменения действительно нужны и неизбежны.
    2. Издается специальный приказ, который фиксирует необходимость внесения правок в уже существующий документ и включает в себя список позиций, которые подвергаются коррективам.
    3. Приказ подписывается руководителем предприятия и ответственными сотрудниками, и с указанной в нем даты изменения ступают в силу.
    4. Как часто можно вносить изменения

      Законодательство РФ никак не ограничивает частоту внесения правок в данный документ.

      Поэтому делать их можно хоть каждую неделю.

      Но если приказ настолько сильно требует редактирования или его пункты и положения в какой-то момент стали совершенно неактуальны, то значительно проще отменить его и, при необходимости, создать новый.

      Кому можно доверить составление такого приказа

      Формирование приказа о внесении изменений в приказ может быть возложено на любого сотрудника предприятия, обладающего нужными полномочиями и имеющего представление о том, как писать распорядительные документы. Чаще всего это приближенное к руководству фирмы лицо: юрисконсульт, специалист кадрового отдела, секретарь.

      Однако, вне зависимости от того, кто непосредственно составляет документ, он обязательно должен передать готовый приказ на подпись директору организации – без его автографа приказ не обретет статус законного и его легко можно будет оспорить с помощью трудовой инспекции или суда.

      Следует сказать, что чем более тщательно и внимательно отнесется работник, задействованный в формировании приказа к своим должностным функциям, тем менее вероятной окажется перспектива для руководства фирмы оказаться под пристальным вниманием контролирующих органов.

      Основание для приказа

      Каждый выпускаемый на предприятии приказ должен иметь под собой какое-либо обоснование и основание.

    • Под обоснованием понимается объективная причина создания документа (начинается всегда с «В связи с …»).
    • В качестве основания же дается ссылка на какой-либо закон, подзаконный акт, внутренний документ организации (служебную, докладную записку, объяснительную и т.п.).
    • Как правильно составить и оформить приказ

      Унифицированного, единого бланка приказа о внесении изменений в приказ нет, поэтому составлять его можно в свободной форме или, если на предприятии есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу.

      Одновременно с этим, следует иметь в виду, что по своей структуре бланк должен отвечать определенным требованиям делопроизводства, а по содержанию включать некоторые необходимые сведения.
      К последним относятся:

    • название компании;
    • место, номер, дата составления приказа;
    • обоснование и основание для него.
    • Затем следует назначить ответственных за его выполнение работников.

      Требования к оформлению приказа

      Оформление приказа также как и его содержание может быть абсолютно произвольным: документ можно печатать на компьютере или писать от руки на фирменном бланке компании или на обычном листе любого удобного формата.

      Помните! Приказ обязательно должен быть удостоверен «живой» подписью директора организации или лица, уполномоченного действовать от его имени. Также под приказом должны поставить свои подписи ответственные за его исполнение сотрудники, и те, кого он касается напрямую (во всех случаях использование факсимильных автографов недопустимо).

      Необходимость ставить на документе печать возникает только тогда, когда эта норма закреплена во внутренних нормативно-правовых актах фирмы.

      Приказ о внесении изменений в приказ составляется в одном оригинальном экземпляре, но при надобности можно сделать его заверенные копии.

      Весь период действия он должен содержаться в специальной папке вместе с прочей распорядительной документацией предприятия, а после утраты актуальности его следует отправить в архив организации, где он должен храниться срок, установленный законодательство РФ или локальными правовыми бумагами организации.

      Изменения в приказ по основной деятельности

      Время от времени возникает необходимость внести изменения в приказ по основной деятельности. В этой статье рассмотрим на примере такие ситуации, разберем, чем отличаются друг от друга изменение, дополнение и отмена приказа, а также выясним, как именно вносятся изменения в приказ. Как всегда, будут примеры, а также ссылка на фрагмент вебинара по этой теме.

      Приказ по основной деятельности

      Вспомним: приказ по основной деятельности – это распорядительный документ, издаваемый руководителем организации в условиях единоначалия с целью донести до подчиненных свое управленческое решение. Или решения.

      Приказ может содержать задачу с указанным сроком выполнения, например:

      Инвентаризационной комиссии провести инвентаризацию до 10.03.2017.

      Или задачу регулярного характера, например:

      Назначить ответственными за делопроизводство в филиалах Общества следующих работников:

      Очевидно, что в первом случае приказ будет считаться «отработанным», то есть закрытым в делопроизводстве, уже 11 марта. При условии, конечно, что комиссия выполнит задание в срок. А во втором случае приказ не имеет срока выполнения и будет действовать, пока его не отменят.

      Кстати: и первый, и второй приказ будут подшиты в одно и то же дело. Не нужно беречь регулярные приказы в отдельной папке, потому что они не закрыты делопроизводством. Не нужно также не сдавать на хранение папку приказов за год, потому что в ней есть такие незакрытые приказы. Все приказы по основной деятельности хранятся вместе, и после окончания года отправляются в архив.

      Изменения в приказ

      Чаще изменения вносятся в приказы второго вида: в те, которые озвучивают задания регулярного характера.

      Изменения в приказ бывают трех видов:

    • Изменение текста. Например, ответственной за хранение документов в филиале была секретарь Селиванова, но она ушла в декрет. На ее место временно приняли работника Медведеву. Нужно внести изменения в приказ «О назначении ответственных за хранение документов в филиалах», и заменить Селиванову на Медведеву.
    • Дополнение текста. Например, в компании действует приказ «О создании экспертной комиссии». В ЭК входят главбух, начальники отделов кадров и делопроизводства. Но этого мало, потому что эти работники не могут оценить технические документы. Принимается решение принять в ЭК еще и директора по производству. Тогда текст приказа будет дополнен новым пунктом.
    • Отмена приказа или отдельных пунктов. Например, в компании действовал приказ «О ведении делопроизводства». Написали Инструкцию по делопроизводству, и ее нужно утвердить и ввести в действие. Если мы просто введем ее, то в компании получатся два одинаковых ЛНА, причем разных по статусу, да еще и Инструкция будет новее и актуальнее, чем старый приказ. Приказ нужно аннулировать.
    • Что касается отмены ряда пунктов приказа, то вернемся к примеру с назначением ответственных за хранение документов филиалов. Допустим, компания изменила свою оргструктуру, и мелкие филиалы слились с более крупными. Нужно убрать из приказа пункты об ответственных из тех филиалов, которых уже не существует.

      Конечно, могут быть еще и комбинации этих трех видов изменений. Бывают и такие приказы, которые одновременно надо и изменить, и дополнить, и частично отменить ряд пунктов. Но способы внесения всех видов изменений от этого не меняются.

      Как внести изменения в приказ?

      Изменения в приказ вносятся путем издания нового приказа. Оно оформляется и регистрируется в обычном порядке. Привожу примеры.

      Изменение текста:

      В связи с уходом в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет секретаря Западного филиала ООО «АБВ» Селивановой Марии Петровны

    • Внести следующее изменение в приказ от 17.05.2012 №52 «О назначении ответственных за хранение документов в филиалах»:
    • «1.1.4. в Западном филиале – Медведева Ирина Викторовна».

      Дополнение текста:

      В целях оптимизации процедуры проведения экспертизы ценности документов ООО «АБВ»

    • Дополнить приказ от 15.12.2015 «О создании экспертной комиссии» следующим пунктом:
    • «2.4. Директор по производству».

    • Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
    • Отмена приказа:

      В целях регламентирования процессов делопроизводства ООО «АБВ»

    • Отменить приказ от 24.08.2013 «О ведении делопроизводства» с 01.03.2017.
    • (Этим же приказом можно утвердить и ввести в действие Инструкцию по делопроизводству).

      Отмена отдельных пунктов приказа:

      В связи с изменением организационной структуры ООО «АБВ» и объединением филиалов

    • Отменить п.п. 1.1.1. и 1.1.3. приказа от 17.05.2012 №52 «О назначении ответственных за хранение документов в филиалах».
    • Регистрация изменяющих приказов

      Приказы, изменяющие ранее изданные – это обычные приказы, в них нет ничего особенного. Регистрируются и хранятся они тоже в общем порядке. В частности:

    • Им присваиваются очередные номера. Если последний приказ был №245, то новый, изменяющий приказ, будет №246. Никаких «/1», «/а» и т.п. быть не должно.
    • Если приказ вносит изменения в приказ от прошлых лет, то это все равно приказ от этого года: приказ от 21.02.2017 №246 вносит изменения в приказ от 17.05.2012 №52, и ничего сверхъестественного в этом нет.
    • Изменяющий приказ подшивается в дело тоже в общем порядке, вслед за крайним приказом. Не нужно помещать его к кому приказу, который он изменяет, тем более за прошлые годы.
    • В заголовке к тексту приказа надо поставить ссылку на изменяемый приказ, например:
    • О внесении изменений в приказ от 17.05.2012 №52 «О назначении ответственных…»

      5. В журнале регистрации в графе «Примечание» или в специальном поле регистрационной карточки изменяемого приказа ставится отметка. Даже если изменялся старый приказ за прошлые годы, крайне желательно поднять журнал и поставить такую отметку. Например:

      Внесены изменения приказом от 21.02.2017 №246.

      6. Тоже очень облегчает жизнь: найти изменяемый приказ и прямо на него приклеить стикер с такой же отметкой.

      У меня был вебинар по теме «Приказы и другие распорядительные документы». Можно посмотреть видео с фрагментом этого вебинара как раз по теме внесения изменений в приказы:

      thebestsecretary.ru

      Образец составления приказа об изменении приказа

      Бывают случаи, когда требуется составить приказ о внесении изменений в приказ, уже изданный и в полной мере действующий. Эта тема достаточно пересекается с другой – как оформить приказ об отмене приказа. О порядке составления и оформления приказов по основной деятельности и действиях по их согласованию и регистрации уже детально было изложено в отдельных статьях. В этой статье далее по тексту вы найдете образец приказа об изменении приказа. И давайте сразу рассмотрим некоторые моменты, чтобы иметь четкое представление о содержании такого типа документа.

      В приказ о внесении изменений в другой приказ включают:

      • основание (причины) изменений,
      • ссылку (дату, номер и обычно заголовок) на изменяемый приказ или его отдельный пункт (пункты),
      • в случае необходимости приводят предписываемые действия с указанием должностных лиц или структурных подразделений,
    • в случае необходимости приводят ссылку на отменяемый приказ или отдельные его пункты,
    • в случае необходимости указывают на кого возложен контроль за исполнением.
    • Далее конкретные примеры. Сначала вариант, когда необходимо изменить положение, инструкцию или какой-либо иной документ, утвержденный приказом. Правильно будет не переутверждать документ, а именно корректировать отдельные его пункты как на образце.

      Образец приказа об изменении приказа об утверждении любого документа

      ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ «КУВШИНКА»
      (ООО «Кувшинка»)

      ПРИКАЗ

      О внесении изменений в приказ ООО «Кувшинка» от 05.04.2014 № 36 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству»

      В целях совершенствования организации делопроизводства

      1. Внести изменения в Инструкцию по делопроизводству, утвержденную приказом ООО «Кувшинка» от 05.04.2014 № 36:

      1.1. дополнить пункт 4.1 абзацем следующего содержания:

      «В случае оформления документа на одном листе визы допускается проставлять на отдельном листе согласования»;

      1.2. исключить из второго абзаца пункта 4.2 слова «но не чаще 1 раза в месяц»;

      1.3. дополнить пунктом 6.8 следующего содержания:

      «Организационное обеспечение комиссии осуществляет общий отдел»;

      1.5. пункт 9.7 изложить в следующей редакции:

      «Электронная почта используется как резервный канал»;

      1.6. по всему тексту слово «ЭЦП» заменить словом «УКЭП».
      2. Контроль за исполненем приказа оставляю за собой.

      Генеральный директор А.П. Корыто

      В утверждаемые приказами документы изменения положено вносить именно в таком духе, просто в практической деятельности вряд ли одновременно наберется столько поправок. Тем не менее, получив такой приказ об изменении какого-нибудь положения, порой не сразу вникнешь в смысл изложенного.

      В этом случае поступают просто: одновременно в изменяемый документ вносят все необходимые коррективы (излагают в новой редакции, заменяют, дополняют и т.п.) в соответствии с приказом о внесении изменений в приказ. На положении, инструкции и др. дописывают после «Утверждено приказом от … № …» слова «в редакции приказа (или приказов, если их несколько) от 23.10.2014 №87». Теперь в приказ внесены изменения грамотно, и в практической деятельности пользоваться измененным документом удобно.

      Приказ об изменении штатного расписания – образец собственно подойдет для изменения любого документа (приводится непосредственно только текст приказа, поскольку внешнее его оформление аналогично):

      На основании служебной записки начальника отдела печати от 24.06.2014 № 07-20/81

    • Утвердить и ввести в действие с 01.07.2014 прилагаемый перечень изменений в штатное расписание, утвержденное приказом ОАО «Шпалера» от 04.02.2014 № 12 «Об утверждении штатного расписания».
    • Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела кадров О.Б. Брызгалина.
    • Сам перечень изменений удобно оформлять как приложение к приказу (в данном образце в виде таблицы – исключить + ввести).

      Кстати в распоряжения вносят изменения аналогично – в документе заменяют слово «ПРИКАЗ» на «РАСПОРЯЖЕНИЕ».

      Образец о внесении изменений в распоряжение по причине увольнения, приема на работу работников

      В связи с изменением кадрового состава в ЗАО «Апрель»

      Внести изменения в п. 1 распоряжения ЗАО «Апрель» от 29.11.2014 № 133 «Об оказании благотворительной социальной поддержки детям-сиротам»:

      исключить из состава попечительского совета Копейкину Д.В., включить в состав попечительского совета Коромыслова О.А.

      Думаю, что можно остановиться. Пользуясь приведенными образцами приказов об изменении прежде изданных приказов, вы значительно упростите для себя процесс подготовки такого вида документов в своей организации.

      Очень часто на практике возникает потребность внести в уже изданный и действующий приказ определенные изменения. Данный вопрос напрямую пересекается с еще одной темой – как оформлять приказ об отмене приказа. О правилах составления и оформления приказов по основной деятельности и процессах по их согласованию и регистрации уже было детально написано в предыдущих статьях. Сейчас остановимся более подробно на содержании документа такого рода. Ниже по тексту вы сможете ознакомиться с образцами и примерами приказа об изменении приказа.

      Приказ об изменении другого приказа должен содержать сведения следующего характера:

    • причины и основания, в связи с которыми требуется внести изменения;
    • данные о приказе, который подлежит изменению, а именно: дата, номер, заголовок и ссылка на конкретные пункты (пункт);
    • если необходимо, то следует указать предписываемые обязанности и должностных лиц, структурные подразделения организации;
    • иногда, если требуется, ссылаются на приказ, который отменяется, или его отдельные положения;
    • возложение обязанности по контролю за надлежащим исполнением приказа указывается в случае необходимости, но не обязательно.
    • Ниже вашему вниманию представлены конкретные примеры. Первый – о том, как редактировать какое-либо положение или инструкцию, ранее утвержденную приказом. С точки зрения делопроизводства правильно будет изменить отдельные пункты, а не переутверждать весь документ заново.

      Приказ об изменении приказа об утверждении какого-либо документа

      ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОМАШКА»

      О внесении изменений в приказ ЗАО «Ромашка» от 11.03.2013 № 17 «Об утверждении Инструкции по вопросам делопроизводства»

      В целях совершенствования процессов делопроизводства в компании

      1. Внести в Инструкцию по делопроизводству, утвержденную приказом ЗАО «Ромашка» от 11.03.2013 № 17 следующие изменения:

      1.1. пункт 4.1 дополнить предложением следующего содержания:

      «Если документ оформляется на одном листе, то допустимо проставление виз на отдельном листе согласования»;

      1.2. из пятого абзаца пункта 3.1 исключить фразу «но не реже 2 раз в месяц»;

      1.3. добавить пункт 5.9, имеющий следующее содержание:

      Организационным обеспечением комиссии занимается общий отдел»;

      1.5. пункт 10.1 изменить и оставить в следующей редакции:

      Использование электронной почты только в качестве резервного канала»;

      1.6. во всем тексте слово «НДУ» заменить словом «УКНУ».

      2. Контроль за надлежащим и своевременным исполнением приказа оставляю за собой.

      Именно в таком порядке надлежит вносить изменения в документацию, утверждаемую приказами. В данном примере все обобщено, на практике такое количество поправок одновременно встречается достаточно редко. Иногда вникнуть в суть изменений, которые необходимо внести в соответствии с приказом, удается не сразу.

      В этом случае алгоритм действий должен быть следующий: в документ, подлежащий изменению, одновременно вносят все коррективы (изменяют, удаляют, дополняют и т.д.) в соответствии с приказом, касающемся внесения изменений в приказ. После внесения корректировки на измененном документе после «Утверждено приказом от (дата) № (номер)» ставят отметку следующего содержания: «в редакции приказа (нескольких приказов) от (дата) № (номер)». Такое оформление является грамотным и соответствует правилам.

      Следующий пример – это образец приказа, регламентирующего изменения штатного расписания. Внешнее оформление аналогично первому примеру, поэтому приведем только содержание основной части.

      На основании служебной записки руководителя отдела статистики от 27.10.2013 № 15-56/89

    • Утвердить и ввести в действие с 01.11.2013 приложенный перечень дополнений в штатное расписание, утвержденное приказом ЗАО «Мастерок» от 23.03.2013 № 21 «Об утверждении штатного расписания».
    • На руководителя отдела кадров П.С. Быстрыкину возложить обязанности по контролю за надлежащим исполнением данного приказа.
    • Изменения в распоряжение вносится по аналогичной схеме с заменой слова «ПРИКАЗ» на «РАСПОРЯЖЕНИЕ».

      Ниже представлен образец, как вносить изменения в распоряжение в случае увольнения или приема на работу новых сотрудников.

      В связи с изменениями в кадровом составе в ООО «Август»

      В п. 1 распоряжения ООО «Август» от 11.02.2014 № 85 «Об оказании социальной благотворительной поддержки детям с ограниченными возможностями» внести изменения:

      из состава совета по благотворительности исключить Петренко М.М. и включить в состав Васильева Д.Г.

      Используя в своей работе образцы, приведенные нами, вы значительно упростите процесс составления документации на своем предприятии.

      • Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]
      • Оплата госпошлины у нотариуса Увольнение сотрудника получившего 1 группу инвалидности В соответствии с ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ – гражданину присваивается статус инвалида в случае, если он имеет значительные нарушения […]
      • Законы гибдд россии Новые законы ГИБДД с 1 января нового 2018 года В 2016 году вступили в законную силу многие новые законопроекты, которые разрабатывались в течение предыдущего года. В разных сферах жизни […]