Меры по восстановлению платежеспособности должника. Меры по восстановлению платежеспособности предприятия

Финансовое оздоровление вводится при условии, что имеется ходатайство учредителей, собственника, уполномоченного государственного органа или третьих лиц о предоставлении обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер обеспечения должен превышать размер обязательств не менее, чем на 20 %.

Статья 76 Ходатайство о введении финансового оздоровления

17.5 К решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления прилагается: план финансового оздоровления; график погашения задолженности; протокол собрания учредителей и др.

Статья 79 Обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения 1. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и др. 2. Соглашение об обеспечении обязательств должника заключается в письменной форме в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления. 3. При обеспечении обязательств банковской гарантией бенефициаром признается арбитражный управляющий.

Статья 81 Последствия введения финансового оздоровления п.1 требования кредиторов могут быть предъявлены только с учетом требований ФЗ. отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и т. т. д.

Статья 84 План финансового оздоровления и график погашения задолженности п.1 План ФО разрабатывается учредителями, собственником, утверждается собранием кредиторов и предусматривает способы получения денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности п.2 График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным учредителем, собственником унитарного предприятия и с даты его утверждения арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность. п.3 График задолженности предусматривает погашение всех требований кредиторов включенных в реестр. В нем должно быть предусмотрено пропорционально погашение требований кредиторов в очеред-ности, предусмотренной Ф.З.

Статья 86. Досрочное окончание ФО. 1. В случае погашения всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности до истечения установленного срока должник представляет отчет о досрочном окончании ФО. п.3 По итогам рассмотрения отчета арбитражный суд выносит одно из предложений: о прекращении производства по делу о банкротстве; об отказе в прекращении производства по делу о банкротстве;


Статья 88 Окончание ФО п.1 не позднее чем за месяц до истечения срока ФО должник обязан представить административному управлению отчет о результатах ФО: баланс; отчет о прибылях (убытках); документы, подтверждающие погашение задолженности. п.6 По итогам рассмотрения отчета о результатах ФО арбитражный суд принимает решениео прекращении; о введении внешнего управления; об открытии конкурсного производства.

Раздел 6. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ФРАНЦИЯ

До 1967 года процесс банкротства во Франции почти полностью сводился к ликвидации предприятия - должника; все его средства шли на погашение долгов. Закон о банкротстве 1967 года и последующий соответствующий Декрет предусматривали возможность защиты предприятия и заключения соглашения с кредиторами. Но практически эти возможности почти не использовались, и лишь 2-3 % разбирательств по данной категории дел в период действия Закона 1967 года разрешились компромиссом. Остальные дела закончились ликвидацией должников.

В 1985 году во Франции был принят новый закон, касающийся несостоятельности предприятий (закон № 85-98 “О конкурсном управлении, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий” от 25.01.1985, в дальнейшем - “Закон 1985 года”), предусматривающий бо’льшую защиту предприятий, во многом обусловленную проблемой сохранения рабочих мест.

По французскому законодательству, банкротом может быть признано как физическое лицо, так и юридическое (“любой коммерсант, ремесленник, а также любое юридическое лицо частного права”). Интересно, что в определении субъектов несостоятельности физические лица упомянуты прежде, что, видимо, зависит от исторических факторов. (В законодательстве дореволюционной России при определении субъектов несостоятельности также в основном имели в виду частных лиц, разъясняя в дальнейшем, что несостоятельным может быть признано и юридическое лицо). Рассмотрением дел о несостоятельности занимаются в основном коммерческие суды.

Возможные заявители стандартны во многих странах. Ими являются сам должник, его кредиторы и прокурор. Во Франции и в Англии, к тому же, производство по делу о несостоятельности может быть начато по инициативе суда.

Производство по делу о несостоятельности начинается в том случае, когда должник оказывается не в состоянии платить долги. Минимальная сумма неуплаченных долгов законодательством Франции (также как и в ФРГ) не установлена.

При разбирательстве интересы должника и кредитора представляют разные лица (по Закону 1967 года, назначался судом и контролировал ход разбирательства один поверенный). Очевидно, что интересы должника и кредиторов зачастую противоположны, и один человек не может одновременно эффективно защищать их. Интересы должника представляет судебный администратор. (В дальнейшем будет указано, что в определенных случаях интересы должника могут представлять должностные лица предприятия-должника.) Его основной задачей является сохранение производственных возможностей предприятия. С этой целью он отвечает за управление предприятием-должником в период судебных разбирательств, контролирует дебиторскую задолженность, поддерживает хозяйственную деятельность предприятия. Свои действия судебный администратор осуществляет согласуясь с имущественным положением должника. Судебный администратор может предоставить предприятие третьей стороне для арендного ведения дел и использовать полученные от доходы для покрытия долга.

Представитель кредиторов защищает права и интересы лишь кредиторов предприятия. Он составляет список кредиторов предприятия, включая иски работников, анализирует деятельность предприятия и, исходя из результатов деятельности, может просить суд дать распоряжение о прекращении этой деятельности или расторжении соглашения об арендном управлении.

В зависимости от масштабов предприятия-должника Закон 1985 года различает две процедуры разбирательства по делу о несостоятельности - обычную (общую) и упрощенную. Упрощенная процедура применяется к предприятиям со штатом не более 50 человек и годовым оборотом не более 20 миллионов франков. К остальным предприятиям применяется общая процедура.

При упрощенной процедуре суд может не назначать судебного администратора, а разрешить должнику самому представлять свои интересы, сохраняя контроль над предприятием.

При принятии судом ходатайства и вынесении решения о возбуждении дела о несостоятельности суд анализирует предшествовавшую деятельность предприятия, определяя время, когда предприятие вступило в “стадию неуплаты по задолженностям”. Период с установленного момента и до момента принятия судом ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности именуется “периодом подозрительности”. Установление этого периода имеет значение для опротестования таких сделок предприятия, осуществленных в указанный период, как дача закладной или права на удержание имущества, погашение заранее долгов, безвозмездная передача имущества или передача его за неадекватную стоимость. Такие сделки могут быть аннулированы по требованию судебного администратора, представителя кредиторов или ликвидатора. Суд может также признать недействительными передачи прав собственности, сделанные в течение шести месяцев до начала прекращения выплат, если это нанесло ущерб интересам кредиторов.

После принятия ходатайства и объявления о начале реабилитационного процесса начинается “период наблюдения” - период оценки предприятия-должника и вынесения решения о реорганизации или ликвидации предприятия. Судебный администратор представляет план продолжения деятельности или передачи предприятия-должника в аренду. Если планы продолжения деятельности не считаются реалистичными, предприятие подлежит ликвидации.

При упрощенной процедуре период наблюдения длится от 15 до 30 дней, но может быть продлен судом на период до 30 дней, в течение которого должен быть подан соответствующий отчет, после чего дается время от 2 до 4 месяцев с возможностью продления еще на 2 месяца для подготовки плана.

При общей процедуре период наблюдения длится до 6 месяцев с возможностью его продления еще на 3 или 6 месяцев, и в исключительных случаях еще на 6 месяцев после этого.

Во время периода наблюдения третьи лица могут внести предложения по поводу покупки части предприятия-должника или целиком его. Каждое такое предложение должно быть учтено при составлении плана реорганизации.

В течение периода наблюдения не может быть отчуждено никакое имущество должника, кроме случаев обычного ведения деловых операций. Кроме того, в указанный период не может быть уволен ни один работник предприятия-должника, кроме исключительных случаев, когда данное увольнение жизненно необходимо для сохранения предприятия.

Особое место занимает такая реорганизационная процедура как сдача предприятия в аренду. Закон 1985 года установил, что арендные отношения к предприятию должнику применяются лишь в случае исключительного значения деятельности предприятия для жизнедеятельности региона. Установлен максимальный срок аренды - 2 года, по истечении которых арендатор должен выкупить предприятие. Если же арендатор не выкупает предприятие, уже против него возбуждается производство по делу о банкротстве с целью взыскания средств для погашения кредиторской задолженности предприятия.

В случае неуспешной реорганизации или даже при отсутствии или даже при отсутствии реалистичного плана ее проведения, судом назначается “мандатный ликвидатор”, изымающий и реализующий имущество предприятия. В большинстве случаев ликвидатором становится лицо, представлявшее кредиторов.

При продаже имущества наиболее удачным представляется вариант продажи предприятия как производственной единицы, а не по частям, при наибольшей защите рабочих мест, с учетом, естественно, интересов кредиторов.

Иски кредиторов учитываются ликвидатором, который проверяет их и определяет очередность их погашения. К предпочтительной категории относятся обязательства по выплате заработной платы, уплате налогов и обеспечению социальной защиты. После погашения указанных обязательств пропорционально удовлетворяются и остальные требования.

Работники предприятия-должника, по Закону 1985 года, получили “сверхприоритет” над остальными категориями кредиторов, им сохранена заработная плата на период до 60 дней. Кроме того, по ходатайству кредитора суд может установить внеочередной порядок покрытия долга.

Особое место при проведении процедуры банкротства занимает представитель работников. В его обязанности входит работникам в заявлении исков, защита этих исков при их оспаривании; суд должен учесть доводы представителя работников по вопросам исполнения судебным администратором его функций, одобрения реорганизационного плана, сокращения рабочих мест, передачи имущества. При ликвидации предприятия-должника представитель работников высказывает свое мнение по поводу продажи производственных единиц. При несогласии с решением суда представитель работников может подать на апелляцию.

ГЕРМАНИЯ

Правовой основой рассмотрения дел о несостоятельности в Германии является Конкурсный Устав 1877 года в редакции 1898 года, с учетом изменений и дополнений, внесенных принятыми с того времени более чем 20 законами по данному вопросу. Также имеет значение закон о мировых сделках, широко применяемых в делах данной категории.

Дело о несостоятельности в Германия может быть открыто в отношении любого лица, независимо от осуществления им предпринимательской деятельности, оказавшегося неспособным платить долги. Как уже говорилось, для возбуждения судом производства по делу о несостоятельности в Германия необходим лишь факт неплатежей, без определения минимальной суммы задолженности. Дела данной категории рассматривают все гражданские суды.

Собрание кредиторов, по законодательству Германия и Франции, созывается после вынесения решения суда, признающего должника несостоятельным. Практика показывает, что ликвидация предприятий обычно связана со значительными потерями для кредиторов, акционеров и государства, которые не компенсируются продажей имущества соответствующей фирмы. Поэтому обычно кредиторы, особенно если ими являются банки или иные кредитные учреждения, определяют дальнейшие действия в отношении предприятия-должника еще на начальной стадии неплатежей. При этом возможные варианты рассматриваются в такой последовательности:

1 - возможность сохранения предприятия и урегулирования задолженности;

2 - добровольная ликвидация предприятия;

3 - принудительная ликвидация по решению суда.

При установлении факта кризисной ситуации на предприятии лицами, уполномоченными кредиторами, проводится первичный анализ состояния предприятия с выявлением основных его проблем. Проводится комплекс мер, направленных на повышение ликвидности предприятия, таких как снижение издержек, запасов нереализованной продукции, назначение “кризисного управляющего” для хозяйственной и финансовой стабилизации предприятия.

По принятии первоочередных мер создается комитет по реструктуризации предприятия, состоящий из специалистов в различных отраслях хозяйственной деятельности, проводящий детальный анализ состояния предприятия и выдвигающий предложения по дальнейшей судьбе предприятия. Решающим критерием является качество продукции, рыночный спрос на нее, экономичность производства и другие “реально-экономические” параметры.

Если положение безнадежно - кредитные отношения с должником разрываются и инициируются процедуры по признанию предприятия несостоятельным в судебном порядке.

При принятии решения о возможности восстановления платежеспособности предприятия разрабатывается дальнейший план, сопровождающийся, как правило, уступками со стороны кредиторов в виде частичного отказа от требований, которые могут быть переоформлены в ссуды на новых условиях.

Реструктуризация предприятия проводится путем изменения его организационной и производственной структуры с целью приспособления к изменяющимся рыночным условиям, концентрации усилий предприятия на развитии тех сфер деятельности, которые приносят предприятию основную часть прибыли.

При рассмотрении дела о несостоятельности в суде и при установлении факта неплатежеспособности должника существует два варианта развития событий - заключение мировой сделки между должником и кредиторами относительно выплаты долгов или процедура конкурсного производства.

Конкурсное производство представляет собой раздел в пользу кредиторов имущества должника. Имуществом должника распоряжается назначаемый судом управляющий конкурсной массой, определяющий состав этой массы, дающий ей денежную оценку, реализующий ее и распределяющий полученные средства между кредиторами. Вне очереди удовлетворяются требования залоговых кредиторов. Из остального имущества сперва удовлетворяются требования массовых кредиторов и возмещаются издержки по процедуре банкротства. Затем возмещаются задолженности по заработной плате, по налогам, требования поставщиков, банков и иных кредиторов, не имеющих обеспечения по ссудам.

По окончании конкурсного производства в Германия, так же как и во Франции, прекращаются все процессуальные действия в отношении имущества должника в связи с объявлением его несостоятельным, прекращают свое существование органы конкурсного управления, должник вновь приобретает право управления имуществом, не реализованным во время конкурсного производства, кредиторы получают право самостоятельного взыскания по долгам в части, не покрытой в процессе конкурсного производства. Таким образом, в указанных странах освобождение от долгов как результат конкурсного производства отсутствует.

АНГЛИЯ, США

Общие положения о несостоятельности регулируются в Англии законом о неплатежеспособности 1986 года (в дальнейшем - закон 1986 года), а в США - законом о банкротстве 1979 года, с последующими изменениями (в дальнейшем - закон 1979 года). Эти правовые акты регулируют признание несостоятельными почти всех субъектов хозяйственной деятельности, за некоторым исключением. Так, в Англии, по закону 1986 года могут быть признаны несостоятельными физические лица и компании, за исключением страховых компаний, которые создаются, функционируют и ликвидируются в соответствии с законом о страховых компаниях 1982 года, а также банков и иных банковских институтов, правовое положение которых регламентируется законом о банках 1979 года. В США, в соответствии с законом 1979 года могут быть признаны банкротами физические лица, товарищества и корпорации. Исключение составляют страховые и банковские корпорации, а также строительные и кредитные учреждения и союзы, подчиняющиеся специальному законодательству.

Дела о признании несостоятельными в Англии и США рассматривают специальные суды. Заявление ходатайства в суд должником и кредиторами допускается лишь при превышении задолженности установленного размера. В Англии суд может сам возбудить дело о признании несостоятельным, если нарушены интересы общественные или того требуют интересы кредиторов, или компания, по мнению суда, неизбежно станет неплатежеспособной.

В Англии, в случае установления факта неплатежеспособности должника -юридического лица могут применяться реорганизационные процедуры, такие как добровольное урегулирование долгов (вид мировой сделки), администрирование доходов компании, управление доходами компании. Другим вариантом является ликвидация должника. К физическим лицам применяется процедура добровольного урегулирования долгов или конкурсное производство.

При процедуре добровольного урегулирования долгов куратор созывает собрание кредиторов и учредителей компании и предлагает собранию план урегулирования долгов на утверждение. При утверждении плана куратор приобретает статус “супервайзера” (superviser), осуществляющего надзор за соблюдением утвержденного плана. Кстати, в Англии и США собрание кредиторов созывается не после вынесения судом решения о признании должника несостоятельным, как в ФРГ и Франции, а после принятия ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности к производству.

Процедура администрирования доходов компании схожа с внешним управлением. Назначаемый собранием кредиторов администратор осуществляет контроль за деятельностью компании и ее доходами.

В США к несостоятельным должникам могут применяться следующие меры:

Реорганизация (перестройка финансов, погашение долгов, выплата дивидендов) осуществляется самим должником, но в случае выявления с его стороны обмана или некомпетентности собрание кредиторов может назначить для проведения реорганизации временного управляющего;

Ликвидация в процессе конкурсного производства проводится временным управляющим, выбираемым собранием кредиторов и подотчетным ему;

Меры, предусмотренные специальными нормативными актами - по отношению к должникам, не попадающим в сферу действия закона 1979 года.

С завершением конкурсного производства в Англии и США должник освобождается от своих долгов, за некоторым исключением (взыскания по алиментам, требования о возмещении вреда и т.п.) Освобождение от долгов в процессе конкурсного производства имеет значение лишь для физических лиц. Юридические же лица прекращают свое существование с завершением конкурсного производства.

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Законодательными актами, регулирующими несостоятельность в Республике Казахстан, являются Общая Часть Гражданского Кодекса Республики Казахстан (в дальнейшем - ГК РК), принятая 27 декабря 1994 года и вступившая в силу с 01 марта 1995 года, а также Указ Президента РК “О банкротстве” (в дальнейшем - Указ о банкротстве), подписанный 07 апреля 1995 года. Ранее данные отношения регулировались законом “О банкротстве”, принятым 14 января 1992 года. На практике указанный закон применялся достаточно мало.

Указ о банкротстве предлагает следующую формулировку банкротства: “Банкротство - устойчивая неспособность индивидуального предпринимателя или юридического лица удовлетворить требования своих кредиторов и выполнить налоговые и иные обязательные платежи вследствие превышения пассивов должника над его активами.”

Сравнение данного определения с нормами ГК РК позволяет сделать вывод о невозможности прямого толкования данного определения. Так, например, исходя из смысла определения, для признания предприятия банкротом необходимо одновременное наличие задолженности кредиторам и по уплате обязательных платежей. Но, учитывая нормы ГК РК, дело о банкротстве по иску кредитора может быть возбуждено даже при приостановлении платежей должником хотя бы по одному из своих обязательств в течение трех месяцев со дня наступления срока платежа.

Также, Указ о банкротстве косвенно указывает, что банкротом может быть признано любое юридическое лицо. Но ГК РК предусматривает, что такие юридические лица как учреждения и казенные предприятия отвечают по своим обязательствам не всем закрепленным за ними имуществом, а лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами. Таким образом, при недостаточности у такого юридического лица средств для удовлетворения обязательств вопрос может ставиться лишь о возложении ответственности на собственника, а не о признании юридического лица банкротом.

Определение банкротства не дает указаний на определенный срок, в течение которого должны отсутствовать платежи по обязательствам. Но дальнейшее изучение текста Указа о банкротстве позволяет сделать вывод о минимальном сроке в три месяца, так как по нормам указа, кредитор, обращаясь в суд, должен представить доказательства отсутствия платежей в течение 3 месяцев.

Дело о банкротстве рассматривается судом, и только судом должник может быть признан банкротом. В течение одного месяца со дня подготовки дела к судебному разбирательству суд должен принять решение либо о признании должника состоятельным (в случае выявления реальной возможности удовлетворения требований кредиторов или заключения мирового соглашения), либо о признании должника банкротом и ликвидации его, либо вынести определение о приостановлении производства по делу и проведении реорганизационных процедур.

Реорганизационными процедурами, применяемыми к несостоятельному должнику, являются внешнее управление и санация. Возможно применение как одной из них, так и обеих одновременно. На проведение внешнего управления требуется согласие более 50% кредиторов (по сумме долгов). Для проведения санации согласия кредиторов не требуется.

Внешнее управление осуществляется доверенным управляющим, разрабатывающим план внешнего управления и организующим его выполнение. Внешнее управление назначается на период до 18 месяцев, но может быть продлено судом еще на 6 месяцев. На период проведения внешнего управления устанавливается мораторий на требования кредиторов. Внешнее управление прекращается по истечении установленного срока или по ходатайству доверенного управляющего, убедившегося в невозможности восстановления платежеспособности должника.

Санацию проводят собственник предприятия или кредиторы. Санацию может провести также любое третье лицо или третьи лица с согласия собственника предприятия. При поступлении в суд ходатайства о проведении санации, суд анализирует представленные материалы, проводит конкурс лиц, желающих участвовать в санации и объявляет лицо, которое будет проводить санацию, одновременно утверждая план проведения санации и соглашение между ее участниками. Также суд осуществляет контроль за проведением санации. Продолжительность санации устанавливается на срок до 18 месяцев, и может быть продлена судом, но не более чем на 6 месяцев. За первые 12 месяцев санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований. Санация прекращается по достижении цели санации; окончании установленного срока санации; невыполнения требований соглашения о проведении санации; установления неэффективности санации.

Ликвидационное производство объявляется судом, который сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию субъектов хозяйственной деятельности и назначает ликвидационную комиссию. Ликвидационная комиссия устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, проводит инвентаризацию имущества и его оценку, учет долгов и проводит конкурс по продаже имущества должника. Вырученные средства распределяются среди кредиторов в такой же очередности, что установлена ст. 64 ГК РФ.

Управление предприятием является ответственным и сложным занятием, требующим профессиональных навыков руководителя, необходимых для компетентного координирования предпринимательской деятельности. Однако, внешние обстоятельства сложно победить даже грамотному руководителю, что обуславливает необходимость инициирования процедуры банкротства.

Как реабилитировать предприятие

В сложных для бизнеса моментах, не стоит ставить сразу на нем крест, поскольку даже глобальный кризис можно попытаться преодолеть. Для этого следует компетентно разработать мероприятия, проведение которых увеличит шансы организации вернуться в привычный ритм работы.

В зависимости от состояния финансовых и экономических параметров предприятия могут быть разработаны несколько видов реабилитационных проектов:

  1. Для устранения лёгких форм кризиса достаточно в план деятельности включить разделы, касающиеся нормализации текущей ситуации, подразумевающие экономичное расходование ресурсов организации, сокращение штатов и заказов, что необходимо для реализации внутренней балансировки.
  2. В сложных ситуациях рекомендуется задействовать все внутренние резервы стабилизации, необходимые для проведения процедур санации или реорганизации.

Если не одно из мероприятий не окажет должного эффекта, то предприятие подлежит ликвидации. Но даже в таком положении, управляющим органам следует побеспокоиться о восстановлении платёжеспособности с целью достижения уровня финансовой устойчивости.

Как инициировать процедуру

Реализация мероприятия производится на основании решения арбитражного суда при банкротстве в случае, если был выявлен шанс возможности сохранения деятельности посредством оздоровления и, как следствие этого, восстановление финансовой состоятельности.

Решение арбитражного суда о внедрении порядка доверительного управления должно быть немедленно исполнено. В ситуациях, когда собственник организации не согласен с таким решением, он имеет право его обжаловать в вышестоящей судебной инстанции. Однако, результатом таких действий будет банкротство компании и её ликвидация.

Срок, в который нужно вложиться

Оформление доверительного управления компании возможно на срок 1 год, который можно продлить ещё на 6 месяцев на основании утверждённого представителями арбитражного суда протокола собрания учредителей кредиторов. При этом отсутствует необходимость обоснования эффективности процедуры. Внешний управляющий назначается собранием кредиторов. В его обязанности входят :

  • анализ финансового состояния компании;
  • оценка возможностей восстановления компании.

Видео: Этапы

Меры по восстановлению платёжеспособности должника

Различают несколько мер восстановления платёжеспособности субъекта предпринимательской деятельности :

Общие мероприятия

Общие процедуры возобновления финансовой состоятельности организации, применяются её руководителем для быстрой реабилитации производственной деятельности. Их рекомендуется реализовывать не только в процессе доверительного управления, но и при появлении первых признаков проблем.

Перечень основных реабилитационных процедур отражён в таблице.

Наименование процедуры Условия проведения Нюансы оформления
Продажа имущества После окончания проведения инвентаризации и его оценки имущества субъекта предпринимательства На открытых торгах.
Уступка прав требования Проводится от имени руководителя или управляющего Оформлением договора купли – продажи
Выполнение обязательств третьими лицами Может быть проведено в любой период времени до окончания внешнего управления Для начала процедуры необходимо письменное уведомление арбитражного управляющего и кредиторов
Смена профиля деятельности предприятия Инициация мероприятия возможна только после проведения мониторинга деятельности специально созданной комиссией Необходимо внесение изменений в уставную документацию, а также в единый реестр
Закрытие подразделения, для которых характерна нерентабельность На основании распоряжения руководителя
Увеличение размера уставного фонда Происходит за счёт внесения учредителями предприятия денежных средств в уставный фонд Необходима регистрация изменений в уставную документацию и единый реестр юридических лиц
Взыскание дебиторской задолженности Процедуре должен предшествовать анализ взаимоотношений с контрагентами Может быть произведено в претензионном или судебном порядке
Выпуск дополнительных акций Проводится по закрытой подписке в период, не превышающий три месяца, с даты принятия решения Требует внесения в регистрационную документацию

Досудебная санация

Восстановление платёжеспособности предприятия по инициативе заинтересованных лиц возможно по схеме досудебной санации в процедуре финансового оздоровления.

Целью мероприятия является погашение обязательных платежей за счёт выделенных третьими лицами денежных средств. Инициаторами мероприятия могут быть как собственники организации, так и его кредиторы. Результатом досудебной санации являются возникновение дополнительных обязательств в пользу кредиторов или третьих лиц.

Доверительное управление

Передача имущества должника учредителем компании в доверительное управление на определённый период времени относится к самой эффективной схеме восстановления финансовой состоятельности.

На протяжении срока действия договорённостей доверительный управляющий обязан управлять активами предприятия в её интересах. При этом заинтересованным лицом могут быть выгодоприобретатели, являющиеся кредиторами.

Обязательные мероприятия

После внедрения схемы восстановления финансовой состоятельности компании внешний управляющий обязан инициировать проведение обязательных процедур:

  1. Отстранение от должности руководителя организации, который может быть уволен или переведён на другую должность, в соответствии с трудовым законодательством.
  2. Принятие обязанностей по управлению делами.
  3. Завершение полномочий управленческих органов предприятия, являющегося в настоящий момент владельцем имущества должника.
  4. Распределение полномочий между внешним управляющим, комитетом кредиторов и собранием участников. Все финансовые операции, касающиеся интересов кредиторов, проводятся только по согласованию с их комитетом.
  5. Передача бухгалтерской документации, материальных ценностей, печатей и штампов предприятия представителями должника управляющему.
  6. Вменение обязанности учредителям компании принимать решения относительно увеличения размера уставного капитала и определения порядка проведения собрания акционеров.
  7. Оформление документации и предоставление гарантий, необходимых для снятия мер, связанных с удовлетворением требований кредиторов.
  8. Принятие мер, связанных с ограничением распоряжения имуществом по схеме его ареста возможно только в процессе делопроизводства банкротства.
  9. Введение моратория на выплату обязательных платежей и других финансовых обязательств.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

Приостановление выполнения финансовых обязательств является главным преимуществом внешнего управления. Процедура позволяет на протяжении 1,5 лет распоряжаться денежными средствами, предназначенными для уплаты задолженности, используя их на проведение мероприятий, направленных на восстановление финансовой состоятельности.

Уникальными возможностями моратория пользуются недобросовестные руководители, инициирующие фиктивное банкротство предприятий.

Схема управления компании с ограничением на проведение финансовых обязательств распространяется на те виды задолженности, которые были сформированы до внедрения программы восстановления.

Во время моратория актуальны ограничения:

  • действий исполнительной документации, касающейся взыскания имущества;
  • в полном объёме на начисления штрафных санкций за невыплату или за проведение несвоевременных платежей, относящихся к категории обязательных.

В процессе мероприятия не являются востребованными выплаты сформированных ранее обязательств, касающиеся:

  • заработной платы;
  • вознаграждений по авторским договорам;
  • возмещений морального вреда;
  • задолженности по текущим платежам;
  • ущерба, нанесённого здоровья или жизни.

Не распространяется мораторий на кредитные обязательства, сформированные:

  • фондом статей расходов, касающихся начисления заработной платы, морального вреда за нарушение авторских прав, а также ущерба за нанесение урона здоровью или жизни работников;
  • после начала делопроизводства о признании компании банкротом и внедрения внешнего управления.

Алгоритм восстановления платёжеспособности путём внедрения внешнего управления

Внешнее управление внедряется в предприятие поэтапно:

  1. Назначение внешнего управляющего.
  2. Разработка плана программы на протяжении месяца, с даты начала проведения операции.
  3. Направление плана на согласование в федеральный орган исполнительной власти, имеющей отношение к отрасли, деятельность в которой осуществляется компанией.
  4. Передача Федеральным органом в арбитражный суд положительного заключения о согласовании плана, ходатайства, касающегося вступления в действие мероприятий финансового оздоровления и графика погашения задолженностей.
  5. Утверждение плана на собрании кредиторов.
  6. Внедрение реабилитационной схемы.
  7. Составление управляющим писем-уведомлений о собрании кредиторов, целью которого является отчёт плана устранения неплатёжеспособного состояния. Мероприятие должно быть проведено не позднее, чем через два месяца после начала процедуры восстановления.
  8. Проведение собрания, результаты которого должны быть запротоколированы.
  9. Предоставление плана, отчёта и протокола собрания в арбитражный суд.

Если документы не предоставляются внешним управляющим в арбитражный суд на протяжении четырёх месяцев с даты начала операции, то арбитражный суд имеет право вынести решение о признании предприятия банкротом.

План внешнего управления

В плане внешнего управления должны быть отражены операции, касающиеся глобальных разделов:

  • устранения банкротства;
  • порядка организации и реализации мероприятий;
  • предусматривающих расходы должника;
  • расчётных процедур относительно определения сроков восстановления платёжеспособности.

В документе необходимо учесть общие меры по восстановлению платёжеспособности должника.

Своевременно предпринятые процедуры финансового оздоровления увеличивают шансы предприятия остаться в рядах успешных субъектов предпринимательской деятельности. Грамотно подобранные мероприятия и компетентно составленный план действий, связанных с восстановлением платёжеспособности помогут владельцам компании сохранить бизнес.

Восстановление платежеспособности должника осуществляется на основе плана внешнего управления. Он составляется внешним управляющим, утверждается собранием кредиторов и содержит меры по восстановлению платежеспособности должника. К таким мерам согласно статье 85 закона о несостоятельности относятся:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской задолженности;

продажа части имущества должника;

уступка прав требования должника;

исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

продажа предприятия (бизнеса) должника ;

иные способы восстановления платежеспособности должника.

Закон не содержит исчерпывающего списка мер по восстановлению платежеспособности должника.

Закон устанавливает, что при продаже предприятия должника денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав реализуемого имущества. Продажа предприятия как единого комплекса включает отчуждение всех видов имущества, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности: зданий, сооружений, земельных участков, на которых они расположены, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования. Продаже также подлежат исключительные права на фирменное наименование, товарные знаки и т.д. Согласно плану внешнего управления предприятие может реализовываться по частям. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса это не допускается. Таким образом обеспечивается связь должника с кредитором. Предприятие продается на торгах, которые должны быть открытыми и совершаться в форме аукциона. Может быть предусмотрена реализация предприятия на торгах, проводимых в форме конкурса. При этом условия конкурса утверждаются комитетом или собранием кредиторов. Торги проводятся внешним управляющим или специализированной организацией по поручению последнего.

Отличительной чертой реализации предприятия в качестве меры по восстановлению платежеспособности должника от продажи предприятия, предусмотренной ГК РФ, является то, что долги предприятия не передаются новому собственнику, а возмещаются из полученных от реализации предприятия сумм.

В случае удовлетворения всех требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве. Если средств, вырученных от продажи предприятия недостаточно для покрытия всех требований кредиторов, от внешнего управляющего кредиторам поступает предложение заключить мировое соглашение.

Полномочия внешнего управляющего завершаются с прекращением внешнего управления. Однако в случае завершения внешнего управления принятием мирового соглашения или погашением требований кредиторов управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до момента назначения последнего. В случае открытия конкурсного производства полномочия внешнего управляющего прекращаются до назначения конкурсного управляющего.

По общему правилу внешнее управление продолжается не более двенадцати месяцев, и может быть продлено решением суда на срок до шести месяцев. Особенностью банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса является то, что внешнее управление вводится на срок до восемнадцати месяцев и может быть продлено на срок до пяти лет.

По результатам проведения внешнего управления, не позднее, чем за пятнадцать дней до его завершения, или при наличии оснований для досрочного прекращения, внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет внешнего управляющего. По результатам его рассмотрения собрание выносит одно из следующих решений:

о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;

о заключении мирового соглашения;

о продлении установленного срока внешнего управления на срок до шести месяцев;

о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В случае восстановления платежеспособности должника внешний управляющий вправе досрочно созвать собрание кредиторов. Следует заметить, что кредиторы, в свою очередь, при наличии признаков неэффективности проведения внешнего управления в любое время вправе созвать собрание кредиторов и рассмотреть представленный на нем отчет внешнего управляющего. ЗоН подробно описывает содержание отчета о проведении внешнего управления.

Собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

о прекращении внешнего управления вследствие восстановления платежеспособности должника и переходе с расчетами с кредиторами;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока внешнего управления;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Отчет и протокол собрания передаются на утверждение арбитражному суду. Последний вправе утвердить решение собрания кредиторов и при наличии ходатайства со стороны собрания установить окончательный срок расчетов должника с кредиторами, не превышающий шести месяцев. С момента фактического окончания расчетов с кредиторами производство по делу о банкротстве прекращается.

Если к моменту истечения определенного арбитражным судом срока должник не может рассчитаться с кредиторами, если собрание кредиторов ходатайствует о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, если арбитражным судом не утвержден отчет внешнего управляющего, а также в случае непредоставления подобного отчета, арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Таким образом, вышеописанная процедура внешнего управления имеет своей целью восстановить платежеспособность должника и удовлетворить требования кредиторов. Практически все трудовые отношения, возникающие между работниками предприятия-банкрота – юридического лица и лицами, осуществляющими управленческие функции, регулируются соответствующими статьями КЗоТа. ЗоН содержит лишь отдельные краткие положения по уточнению того или иного вопроса.

Заключение

В последнее время проблемам банкротства юридических и физических лиц посвящается все большее и большее количество статей, работ, диссертаций. Это объясняется тем, что сама процедура признания должника несостоятельным (банкротом) в том виде, в котором она существует сейчас, сформировалась совсем недавно. Совершенно естественно то, что некоторые вопросы урегулированы еще не достаточно объективно, что вызывает у современных правоведов стремление на них ответить.

Как было написано выше, основным законом в сфере несостоятельности является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 1998 года. Практически сразу за ним следуют законы, устанавливающие особенности проведения процедур банкротства, применяемых к отдельным хозяйствующим субъектам. Однако, несмотря на это, той нормативно-правовой базы, которая регулирует рассматриваемые правоотношения в настоящее время, по моему мнению, недостаточно. Например, необходимо дополнить законодательство отдельными законами о банкротстве страховых, сельскохозяйственных организаций, в т.ч. организаций, занимающихся разведением и выращиванием животных. О последних Закон о несостоятельности не упоминает.

Говоря непосредственно о Законе о несостоятельности, хотелось бы отметить следующее. В процессе изучения двух юридических процедур банкротства образовалось несколько вопросов, на которые Закон не дает ответа. В частности, каковы действия арбитражного суда, если кредиторами предлагаются две кандидатуры арбитражных управляющих, например, кредиторами по денежным обязательствам и кредиторами по обязательным платежам в бюджет, внебюджетные фонды. Закон не упоминает такого варианта.

Кроме этого, представляется нецелесообразным отстранение временным управляющим руководства должника от исполнения своих обязанностей по управлению в период наблюдения в том случае, если снижение платежеспособности должника, ухудшение его финансового состояния вызвано вмешательством внешнего фактора, не связанного с качеством руководства. В данном случае, на мой взгляд, вернее было бы внедрить совместную систему управления, при которой временный управляющий и руководитель должника практически меняют свои места по отношению друг другу. При этом функции руководителя должника осуществляет временный управляющий, а руководитель вправе наблюдать и принимать лишь согласованные с ним решения. Тем самым используется опыт бывшего руководителя должника и незаинтересованность временного управляющего.

Таким образом, рассматриваемая тема представляет собой интересную пищу для размышлений, поэтому продолжению этой темы будет посвящена дальнейшая работа автора с целью написания дипломной работы.

Список использованных нормативно-правовых актов

Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА, 1997.

Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». СЗ РФ. 1997.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. № 202 «О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению».

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544 «О лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих».

Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 30 декабря 1998 г. № 1474-РП «О дополнительных мерах по обеспечению финансового оздоровления предприятий строительного комплекса города».

Распоряжением Госкомимущества РФ от 15 февраля 1995 г. № 187-р «О порядке продажи предприятий-должников и распределении средств, поступивших от этой продажи».

Список литературы

Брагинский М.И. Комментарий к закону о несостоятельности (банкротстве). – Журнал «Право и экономика №4 – М.: ЗАО «Юридический Дом Юстицинформ», 1998 с. 11.

Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). – Вестник высшего арбитражного суда. Специальное приложение № 2 – М.: Изд-во «Юристъ», 1998.

Витрянский В.В. Суды услышат мнение кредиторов. – Журнал «Эксперт» № 5 – М.: ЗАО «Эксперт», 1998.

Витрянский В.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Журнал «Хозяйство и право», 1998, № 3.

Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание третье переработанное и дополненное. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого – М.: ПРОСПЕКТ, 1998.

Гражданское право. Часть первая: Учебник/Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – М.: Юристъ, 1997.

Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1999.

Калинина Л. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций. Журнал «Хозяйство и право», 1998, № 7.

Е.П. Кочетков канд. эк. н., ведущий советник Департамента инновационного развития Минэкономразвития России, старший преподаватель кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Журнал «Эффективное антикризисное управление » №4 за 2013 год

Вместе с тем наличие платежеспособности организации является лишь одним из условий долгосрочной жизнеспособности и залогом устойчивого развития в стратегической перспективе, что очень важно после выхода из процедур банкротства. Свойством организации, которое позволяет обеспечивать ее сопротивляемость негативным факторам кризиса, предотвращая тем самым разрушение бизнеса, является финансово-экономическая устойчивость . Возможность восстановления платежеспособности и последующее преодоление неустойчивости в целях сохранения бизнеса определяются потенциалом накопления финансовых ресурсов при условии, что деятельность становится прибыльной. При этом категория «восстановление платежеспособности» должна подразумевать сохранение действующего работоспособного бизнеса организации.

Таким образом, при планировании мер по восстановлению платежеспособности в ходе процедур банкротства следует подразумевать достижение прибыльности деятельности. В частности, сущность реабилитационных процедур банкротства предполагает обязательное продолжение (возобновление) хозяйственной деятельности должника.

Процесс восстановления платежеспособности имеет тактический, а не стратегический характер. Восстановление платежеспособности организации в ходе ее функционирования и развития не является главной целью, но создает предпосылки для сохранения бизнеса и достижения его основных стратегических целей. С экономической точки зрения организация создается не для восстановления и поддержания ее платежеспособности. Восстановление платежеспособности представляет собой среднесрочную задачу, так как оно в основном затрагивает изменения, влияющие на характеристики финансово-экономического состояния. Стратегические цели развития организации ориентированы прежде всего на достижение ее конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Следовательно, в план восстановления платежеспособности должны быть включены мероприятия стратегического характера, в рамках которых восстановление платежеспособности рассматривается как базовое условие достижения стратегических целей.

В установлены только общие требования к содержательной части планов финансового оздоровления и внешнего управления (ст. 84, 106 соответственно), детальная регламентация их формы и содержания не предусматривается. Более подробные требования к структуре и составным элементам только плана внешнего управления (он составляется внешним управляющим, а не должником, в отличие от плана финансового оздоровления) установлены , пункт 2 которых определяет, что финансовый анализ проводится арбитражными управляющими, в том числе в целях подготовки плана внешнего управления.

Особенностью любого плана восстановления платежеспособности является одновременный учет правовых и экономических аспектов, поскольку большинство мер по восстановлению платежеспособности имеет не только экономические основания, но и правовые. В связи с этим при формировании механизма разработки таких планов, помимо финансово-экономических основ, необходимо учитывать требования действующего законодательства.

Если принимать в расчет только экономическую сторону плана восстановления платежеспособности, то процесс составления плана сопряжен в основном с бизнес-планированием. Существует множество подходов к определению последовательности действий в ходе бизнес-планирования, которые в то же время обрисовывают общий механизм составления планов. Обязательными этапами бизнес-планирования являются определение целей планирования, анализ состояния организации и перспектив ее развития, разработка плана мероприятий, оценка плана и его корректировка в случае необходимости. Существующий алгоритм бизнес-планирования целесообразно расширить, для этого привлекаются:

  • более подробные результаты анализа, собранные для обоснования возможности восстановления платежеспособности;
  • установление причин неплатежеспособности, необходимое для разработки мер по ее восстановлению;
  • анализ ресурсов и ограничений (в кризисном состоянии всегда имеются ресурсные ограничения, которые необходимо учитывать при разработке тактики восстановления платежеспособности);
  • условия и порядок реализации мер по восстановлению платежеспособности;
  • планирование и прогнозирование финансово-экономических результатов (для обоснования возможности восстановления платежеспособности);
  • оценка срока восстановления платежеспособности (для понимания того, насколько предлагаемый план мер вмещается в сроки процедур банкротства);
  • непосредственно само обоснование возможности восстановления платежеспособности.

Таким образом, методика составления плана восстановления платежеспособности представляет собой последовательность следующих действий (рис. 1).

1. Проведение комплексного финансово-экономического анализа деятельности организации (внутренней и внешней среды). По его результатам устанавливаются:

  • причины неплатежеспособности (позволяют определить необходимые меры по ее восстановлению);
  • резервы (внутренние и внешние) и возможности (например, перспективы развития отрасли) восстановления платежеспособности организации;
  • размер требований кредиторов (для обоснования возможности восстановления платежеспособности).

Главный результат анализа внешних условий – определение перспектив развития отрасли и наличие конкурентных преимуществ организации, благодаря чему возможно развитие организации в стратегической перспективе.

Концепция финансово-экономического анализа для составления плана восстановления платежеспособности требует системного подхода к исследованию финансово-экономического состояния организации-должника с целью определить возможности восстановления ее платежеспособности с учетом всех факторов внутренней и внешней сред, влияющих на платежеспособность и устойчивость .

2. Анализ ресурсов и ограничений. Для разработки мер по восстановлению платежеспособности необходимо определить ресурсное обеспечение их реализации (не только финансовые ресурсы, но и материальные, трудовые, административные и др.), а также существующие ограничения (например, возможности роста объемов производства ограничены существующими мощностями и объемами платежеспособного спроса).

3. Разработка мер по восстановлению платежеспособности по результатам двух предыдущих этапов. В целях разработки тактики восстановления платежеспособности организации проводится анализ возможности применения каждой из существующих и возможных к применению мер восстановления платежеспособности (рис. 2) . В результате образуются две группы мер – невозможные и возможные к применению.

Меры, невозможные к применению. Обычно требуются правовые основания (например, ходатайство собственника должника) или есть экономические ограничения (например, невозможность продажи предприятия, так как вся хозяйственная деятельность осуществляется на мощностях субподрядчиков; невозможность перепрофилирования производства ввиду высокой социально-экономической значимости бизнеса организации). При этом необходимо учитывать отраслевые особенности ведения бизнеса.

Меры, возможные к применению. Выделяют основные и вспомогательные меры. В большинстве случаев использование основных мер обусловлено существующими особенностями банкротства должников в соответствии с их категорией, применением мер стратегического характера (продажа предприятия, замещение активов) или социально-экономической значимостью бизнеса организации-должника. Например, для организаций-застройщиков предусмотрены такие основные меры, как передача объекта незавершенного строительства созданному дольщиками жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу и передача жилых помещений дольщикам . Эти меры по своей природе имеют стратегический характер.

Вспомогательные меры в основном направлены на получение дополнительных денежных средств для восстановления платежеспособности должника и связаны с так называемым безынвестиционным реструктурированием организации, которое не требует крупных инвестиций. Обоснование вспомогательного характера этих мер основано на сопоставлении возможных сумм от их реализации и величины реестровых обязательств.

4. Определение условий и порядка реализации разработанных мер. Большинство мер по восстановлению платежеспособности требует определенных правовых оснований для их применения, обусловленных не только требованиями , но и другими нормативно-правовыми актами, например Гражданским кодексом Российской Федерации. Определение порядка реализации заключается в установлении очередности выполнения мер. Например, некоторые меры (продажа предприятия, замещение активов) выгодно осуществлять в конце процедуры внешнего управления. На этом этапе формируется тактика восстановления платежеспособности как комплекс мер, объединенных в три группы:

  • меры по продолжению (возобновлению) текущей основной финансово-хозяйственной деятельности;
  • вспомогательные и необходимые меры по восстановлению платежеспособности;
  • основные меры по восстановлению платежеспособности.
Тактика восстановления платежеспособности не всегда обязательно предусматривает выполнение всех мер. В большинстве случаев основные меры позволяют привлечь значительные денежные средства, достаточные для восстановления платежеспособности должника.

Реализация перечисленных мер показана на рис. 3. Текущая хозяйственная деятельность осуществляется в течение всей реабилитационной процедуры банкротства. Вспомогательные меры осуществляются тогда, когда возникает необходимость ликвидировать локальные дефициты денежных средств либо в конце процедуры. Основные меры обычно осуществляются в конце процедуры, когда к концу периода процедуры банкротства действующий бизнес выходит на устойчивый уровень прибыли, в результате чего появляется высокая вероятность достигнуть финансово-экономической устойчивости и повышается рыночная стоимость действующего бизнеса, и то и другое создает предпосылки для полного погашения требований кредиторов.

К необходимым мерам относятся меры, которые создают условия для проведения основных и вспомогательных мер, а также обусловленные требованиями : инвентаризация, юридическое оформление прав на объекты недвижимости (например, выявлено скрытое имущество, или имущество получено в ходе оспаривания сделок внешним управляющим), оценка стоимости имущества должника, подготовка имущества к продаже и проведение торгов .

Несмотря на отсутствие требования представления детального календарного плана мероприятий , такой план необходим, так как он позволяет обеспечить планирование поступления денежных средств, увязать между собой все меры по восстановлению платежеспособности и в дальнейшем осуществлять контроль его выполнения.

5 и 6. Планирование результатов (в том числе расходы на реализацию мер), прогнозирование результатов. На обоих этапах разрабатывается финансово-экономическое обоснование возможности восстановления платежеспособности организации с учетом плана мер, производственного, маркетингового и финансового планов, определяются финансово-экономические результаты функционирования организации в ходе восстановления платежеспособности, в том числе расходы на реализацию мер (проведение процедур банкротства). По результатам обоих этапов формируется сводный бюджет доходов и расходов, в котором отражается величина накопленных денежных средств для погашения требований кредиторов. На данных этапах также необходимо обосновать различные сценарии реализации тактики восстановления платежеспособности и представить возможные результаты каждого сценария.

Механизм планирования и прогнозирования в плане восстановления платежеспособности представлен на рис. 4. Его главная задача – определение свободного накопленного остатка денежных средств по результатам реализации тактики восстановления платежеспособности, который будет направлен на погашение реестровых требований кредиторов. В результате применения механизма должны быть сформированы бюджеты и план прибылей и убытков. Планирование и прогнозирование позволяют количественно обосновать потребность в ресурсах, необходимых для восстановления платежеспособности.

Планирование дает возможность определить требуемую для восстановления платежеспособности организации сумму денежных средств, сопоставление которой с прогнозируемой величиной денежных средств от выполнения плана позволяет определить перспективы восстановления платежеспособности организации. Результаты планирования рассматриваются как ориентир для восстановления платежеспособности. Требуемая величина денежных средств определяется через условия восстановления платежеспособности и финансово-экономической устойчивости организации . С правовой точки зрения для восстановления платежеспособности необходимо погасить реестровые требования кредиторов и не допускать просрочки текущих платежей.

Экономическое условие восстановления платежеспособности гораздо шире, поскольку предполагает не только погашение задолженности, но и погашение накопленных убытков (выход на прибыльную деятельность) и компенсации инвестиций развития, обеспечивающих рост бизнеса в стратегической перспективе. Согласно таким рассуждениям, требуемую сумму денежных средств или – шире – финансовых ресурсов для восстановления платежеспособности составляют реестровые требования кредиторов, текущие платежи, накопленные убытки и инвестиции в развитие. Планирование инвестиций в развитие является стратегическим аспектом восстановления платежеспособности, обеспечивающим достижение устойчивости в стратегической перспективе. Такие инвестиции учитывают потребности в финансовых ресурсах для осуществления как текущей (текущие инвестиции), так и инвестиционной деятельности (капитальные инвестиции) для реализации мер по восстановлению платежеспособности. Планируемый объем выручки от текущей деятельности для погашения обязательств можно определять в соответствии с методологией операционного анализа .

После расчета плановых показателей осуществляется прогнозирование доходов и расходов. В рамках процедур банкротства структура доходов и расходов отличается от обычных условий (рис. 4):


Конечным результатом прогнозирования является определение прогнозной величины накопленных денежных средств, которые можно направить на погашение требований кредиторов. Прогноз составляется на период процедуры банкротства. Примерный расчет доходов и расходов осуществляется в соответствии с графиком мероприятий по восстановлению платежеспособности.

Прогнозирование выручки по основной деятельности следует осуществлять с учетом результатов реализации мер по восстановлению платежеспособности, направленных на повышение эффективности производственной и сбытовой деятельности организации (перепрофилирование производства, изменение номенклатуры выпуска продукции и услуг, изменение объемов выпуска, снижение расходов и др.), объемов производства и возможностей внешней среды (наличие платежеспособного спроса, емкость рынка), а также особенностей банкротства для каждой категории должников.

Определение расходов на реализацию мер по восстановлению платежеспособности и иных расходов установлено законом . Прогноз расходов по основной финансово-хозяйственной деятельности должен учитывать результаты реализации мер по восстановлению платежеспособности должника, результаты прогнозирования доходов. Его рассматривают как обоснование ресурсного обеспечения деятельности организации (поставка сырья и материалов, коммунальные услуги, электроэнергия, теплоэнергия, оплата труда, услуги по ремонту и т. д.) в ходе процедур банкротства.

Расходы по основной финансово-хозяйственной деятельности обычно формируют себестоимость производимой продукции (услуг). В нее включают все необходимые расходы для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе налоговые платежи. Это текущие платежи, погашение которых необходимо предусмотреть в плане в текущем режиме в ходе осуществления производственной деятельности при выполнении плана восстановления платежеспособности.

В сводном бюджете (финансовом плане) обеспечивается взаимосвязь доходов и расходов организации посредством согласования показателей хозяйственного ее развития с финансовыми ресурсами. Данный раздел служит окончательным обоснованием возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок. В финансовом плане должны быть отражены финансовые результаты организации как в части мер по восстановлению платежеспособности должника, так и в части основной финансово-хозяйственной деятельности организации.

Результатом сводного бюджета является определение совокупного денежного потока после реализации вспомогательных мер по восстановлению платежеспособности. Этот поток должен обеспечивать погашение всей реестровой задолженности с учетом начисленных процентов . Если этого не происходит, то применяются основные меры по восстановлению платежеспособности, которые выступают в качестве резерва восстановления платежеспособности. Необходимость их использования и величина денежных средств, которая должна быть получения в результате реализации данных мер, определяются с учетом результатов реализации производственной программы (формула (3)).

ДСом = РД – ДСнn; (3)
ДСнп = (ПритокДСод – Отток ДСод) – Рб; (4)
(ДСнп + ДСом) ≥ РД, (5)

где ДСнп – накопленная величина денежных средств по результатам реализации производственной программы и погашения расходов по процедуре банкротства;
ПритокДСод – приток денежных средств по основной деятельности;
Отток ДСод – отток денежных средств по основной деятельности;
Рб – расходы на проведение процедуры банкротства; РД – величина требований кредиторов по реестру;
ДСом – величина денежных средств от реализации основных мер по восстановлению платежеспособности.

Сводный бюджет составляется в разрезе движения денежных средств по основной хозяйственной деятельности и по процедуре банкротства с учетом отраслевых особенностей бизнеса (например, длительный производственный цикл). Таким образом, в процедурах банкротства денежный поток формируется в рамках текущей деятельности и процедуры банкротства.

В сводном бюджете в поступлениях отражаются доходы от продолжения производственной деятельности (основной, непрофильный, вспомогательный бизнесы), суммы привлеченных денежных средств, от уступки прав требований, от реализации непрофильных активов. В расходованиях денежных поступлений отражаются только расходы по текущей производственной деятельности (первый вид текущих платежей). Текущие платежи, связанные с расходами на проведение процедуры банкротства (второй вид), не должны сопоставляться с доходами от основной деятельности, необходимо соблюдать принцип разделения. Они погашаются за счет оставшихся денежных средств после покрытия расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) должника.

Таким образом, логику построения сводного бюджета отражает формула (4): накопленная величина денежных средств определяется по результатам выполнения производственной программы с учетом вспомогательных мер по восстановлению платежеспособности и покрытия расходов на проведение процедуры банкротства. В результате реализации основных мер по восстановлению платежеспособности реестровые требования кредиторов должны быть погашены с учетом накопленных денежных средств от реализации производственной программы (формула (5)).

Составление бюджета прибылей и убытков необходимо лишь для обоснования влияния мер по восстановлению платежеспособности на прибыльность, наличие которой является залогом обеспечения платежеспособности и устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе. Данный бюджет позволяет понять, насколько улучшится финансово-экономическое состояние организации в результате выполнения плана.

7. Определение срока восстановления платежеспособности на основе сопоставления выявленных финансовых ресурсов, возможных к получению в результате реализации мер по восстановлению платежеспособности, и реестровых обязательств. Данный этап необходим в процедурах банкротства, так как совокупный срок реабилитационных процедур (финансовое оздоровление, внешнее управление) не должен превышать двух лет . Следовательно, срок восстановления платежеспособности не должен быть больше. Кроме того, возможно продление процедуры банкротства, если срок восстановления платежеспособности превышает первоначальный срок процедуры банкротства.

8. Обоснование возможности восстановления платежеспособности организации основано на результатах всех предыдущих этапов и заключается в обосновании погашения всех реестровых обязательств (с учетом накопленных процентов), недопущения просрочки текущих платежей и выполнении условий, обеспечивающих функционирование и развитие организации в будущем. Методика такого обоснования предложена в работе С. Е. Кована .

Подведем итоги. Существующая практика функционирования института банкротства в России показывает, что его реабилитационный потенциал недостаточно эффективно используется в ходе реструктуризации бизнеса. Одним из направлений повышения эффективности процедур банкротства как инструментов реструктуризации является формирование методики разработки планов восстановления платежеспособности организации. Для решения этой задачи предложена методика составления плана восстановления платежеспособности, которая учитывает требования современного российского законодательства в сфере несостоятельности и может быть использована при разработке стандартов профессиональной деятельности арбитражных управляющих. Также с целью формализовать процесс восстановления платежеспособности организации определена ее сущность и формализованы правовой и экономический критерии, что повышает эффективность реализации соответствующего плана и позволяет обеспечить устойчивое функционирование организации в стратегической перспективе после выхода из процедур банкротства.

Список литературы:

6. Грачев А. В. Финансовая устойчивость предприятия: критерии и методы оценки в рыночной экономике: Учеб. пос. 2-е изд. М.: Дело и Сервис, 2008. 400 с.

7. Кован С. Е. Предупреждение банкротства организаций. М.: Инфра-М, 2009. 219 с.

8. Кован С. Е., Мерзлова В. В. Практикум по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий / Под ред. М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2005. 207 с.

9. Кочетков Е. П. Система управления финансово-экономической устойчивостью бизнеса: механизмы поддержания и восстановления (институциональный аспект) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. №7 (97). С. 31–43.

10. Кочетков Е. П. Совершенствование методологии проведения финансово-экономического анализа организаций в процедурах банкротства // Анализ и обоснование возможностей развития неплатежеспособных организаций в процедурах банкротства / Под. ред. А. Н. Ряховской. М., 2012. С. 76–119.

11. Кочетков Е. П. Финансово-экономическая устойчивость: теоретические аспекты оценки и управления // Эффективное антикризисное управление. 2011. №2 (65). С. 116–120.

12. Скрипичников Д. В. Реабилитационные процедуры, применяемые в делах о банкротстве в зарубежных странах, и пути их совершенствования в Российской Федерации. – М.: Мосты и культуры, 2009. 208 с.

13. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф; пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 144 с.

Сегодня отсутствует федеральный стандарт разработки плана внешнего управления (восстановления платежеспособности) для арбитражных управляющих.

В первую очередь прибыльности, рентабельности и деловой активности (оборачиваемости).

Доходы организации формируются в форме наиболее ликвидных активов – денежных средств. Крайней формой формирования доходов организации является продажа бизнеса организации, денежные средства от которой могут быть направлены на погашение требований.

Просроченные требования более трех месяцев.

Текущие платежи – денежные обязательства или обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом .

Исключение – случаи реализации части имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности .

Как резерв может быть предусмотрено получение финансовой помощи от сторонних инвесторов (частный случай продажи бизнеса).

На сумму реестровых требований кредиторов начисляются проценты в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и мирового соглашения .