Метод экологизации. Метод правового регулирования экологических отношений

Методологический арсенал науки экологического права весьма разнообразен и включает методы различных областей человеческого знания - философский, исторический, прогностический, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретного и другие общие методы.

Принято считать, что из названных методов первостепенное значение имеет исторический метод. Информация об исторических аспектах взаимодействия общества и природы имеет большое значение, ибо весь накопленный цивилизацией опыт необходим не только для анализа и оценки происхождения экологических проблем современного этапа, но и для выработки стратегии по устойчивому, экологически безопасному пути развития общества.

Не менее значимым в области общественных экологических отношений является и прогностический метод, задача которого заключается в предсказании, прогнозировании будущего в технике, науке, в окружающей среде, наконец, в праве на основе научных данных, полученных различными отраслями человеческого знания.

Таким образом, в области науки метод есть путь познания, который исследователь прикладывает к своему предмету. Следовательно, предмет и метод обладают определенным единством. Отрыв друг от друга отрицательно скажется и на эффективности и на самостоятельности отрасли, в частности, экологического права.

Говоря о методах правового регулирования, применяемых в экологическом праве, подчеркнем, что метод это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Другими словами, это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В науке права признается два основных метода правового регулирования: административно- правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный).

Доминирующее положение в экологическом праве занимает административно-правовой метод. Его суть заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства, соответственно стороны находятся в неравном положении: между ними отношения власти и подчинения. В экологическом праве императивный метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.

Гражданско-правовой (диспозитивный) метод основывается на равенстве сторон правоотношения. Юридически равные субъекты самостоятельно определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

В условиях перехода к рынку, а также с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства, гражданско-правовой метод стал применяться более широко. В соответствии с законодательством право пользования природными ресурсами представляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Несмотря на то, что договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

К одним и тем же отношениям по природопользованию и охране ОС может быть применен, при определенных условиях, и тот и другой методы. Так, заключение договора на природопользование представляет собой результат применения гражданско-правового метода регулирования. Однако если в процессе природопользования нарушаются договорные условия, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию. Следовательно, можно говорить о сочетании указанных методов. Такое сочетание реализуется через установленную законом систему нормативов качества ОС, в которых устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйственной деятельности на природу, превышение которых влечет применение мер ответственности.

Б.В.Ерофеев предлагает универсальный, по его мнению, метод - экологизации, который представляется им как сочетание общеэкологического подхода к общественным экологическим отношениям, с дифференцированным по объектам. Его элементы:

определение и закрепление в законодательстве тех элементов экосистемы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых, либо воздействие на которые, нуждается в правовом регулировании;

закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

закрепление в действующем законодательстве круга экологопользователей (юридических и физических лиц), которые в процессе своей деятельности неизбежно влияют на экосистему страны;

регламентация правил экологопользования, которые, с одной стороны обусловлены спецификой объекта использования, а с другой - правовым статусом экологопользователя;

установление мер юридической ответственности за нарушение правил эколого пользования.

Однако, в философии, как основополагающей науке дающей исследователю возможность проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели, сформировалось прочное убеждение, что универсального метода не существует. Более того, каждая проблема, точнее, предмет, требует собственного метода.

С учетом изложенного, целью правового регулирования экологических отношений следует считать гармонизацию отношений между обществом и природой. Поставленная цель может быть достигнута системой существующих методов правового регулирования - императивного и диспозитивного, и выделение дополнительного (универсального) метода не только не целесообразно, но и научно не обоснованно.


Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.

Как известно, частному праву характерен диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права экологического права . Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

Дозволение совершить определенные действия, имеющие правовой характер;

Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Публичному праву характерен императивный метод - это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер.

На наш взгляд, особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение", а также принципы экологического права . Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений , однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права :

Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

Метод экологизации составляют следующие элементы:

I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Также эколого-правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.Экологическое право проявляется в следующих формах:

1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;

2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

3) правоотношения.

Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.Метод экологизации включает следующие элементы:

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.

2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.

3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.

4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права. Однако всякое содержание имеет свои формы проявления.Эколого-правовой метод регулирования проявляется, как и в других отраслях права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и правового статуса субъектов правоотношений.Императивный подход в определении правомочий субъектов выражается в установлении обязательных предписаний и запретов.Установление обязательных предписаний составляет значительный удельный вес в экологическом праве, поскольку интересы природопользователей не всегда совпадают с экологическими интересами государства. Поэтому природопользователям устанавливаются точные обязанности по целевому использованию природных объектов.Установление запретов применяется в тех элементах природопользования, где происходит столкновение личных и общественных интересов и без правового вмешательства проблему нельзя решить. Обычно запреты бывают обеспечены к исполнению наличием ответственности за их нарушение.Диспозитивный подход в установлении правомочий субъектов выражается в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых природопользователем решений и разрешений.Рекомендации как форма диспозитивного подхода в установлении правомочий субъектов экологических правоотношений выражаются в виде примерных правил, действуют наряду с локальными нормативными актами.Санкционирование как форма диспозитивного подхода выражается в том, что субъект наделяется правом принимать решения по установленному кругу общественных отношений, но при условии, что юридическая сила этих решений появится с момента утверждения их компетентным органом.Разрешение как форма диспозитивного подхода выражается в предоставлении права принимать решения по определенному кругу вопросов.В заключение Ерофеев предлагает использовать следующую схему метода экологического права В действующей системе права используются два основных способа воздействия на поведение граждан – административно-правовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области охраны окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфический метод экологического права.Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения. Более полувека господствовала исключительная государственная (общенародная) собственность на основные природные ресурсы, что естественно обусловливало преимущественно административный способ управления ими. На него работали представления о естественном, "дармовом" происхождении природных благ, об отсутствии, как правило, вклада человеческого труда в их появление и существование.

Понятие "исключительная" означало принадлежность природных ресурсов только государству. Природные ресурсы не могли быть в собственности кого-либо, кроме государства, а могли лишь передаваться им только в пользование, в аренду: распоряжение ими всегда оставалось прерогативой государства. Современникам могут быть видны как положительные, так и отрицательные стороны такого подхода: можно было легче планировать ресурсопотребление, координировать природоохранную деятельность, преодолевать эгоистические, частнособственнические инстинкты природопользователей; однако эти факторы не принесли ожидаемого эффекта, но породили бесхозяйственность, пренебрежение экономической оценкой природных ресурсов, безответственность, разорение.Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений основывается на признании равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В таком контексте гражданское право, направленное на регулирование имущественных отношений, является антиподом противоположной формулы, провозглашенной в начале 20-х гг.: "Ничего частного мы не признаем, ничего частного для нас быть не может – для нас все общественное, публичное".В конце 80-х гг. в нашей стране был провозглашен принцип перехода от преимущественно административных методов регулирования экологических отношений к методам преимущественно экономическим. На этом пути сделано немало: установлена плата за пользование природными ресурсами, за загрязнение природной среды, признаются, защищаются равным образом и гарантируются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, т. е. постепенно складывается экономический механизм охраны окружающей среды, введение материального интереса в ее сбережение.В то же время Российское государство не отказывается от административных средств организации природопользования, а в ряде случаев усиливает их применение в направлении охраны окружающей среды: увеличиваются административные штрафы на загрязнителей (в отличие от предыдущих тридцати лет они стали налагаться не только на граждан, но и на юридических лиц), формируется (со взлетами и падениями) государственная система природоохранных органов, принимаются меры к нормированию качества окружающей среды, ужесточению государственного экологического контроля.Подобное сочетание и взаимодействие административно-правового и гражданско-правового методов – специфическая черта экологического права. Какой из названных методов должен занять преимущественное положение? В области экологии этот вопрос немаловажен.Для охраны окружающей среды принципиальный характер имеет форма собственности на природные ресурсы. Согласно ст. 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. По ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.Законы о земле и других природных ресурсах, как и нормативные акты других отраслей права, содержат большое количество норм административно-правового характера, направленных на охрану окружающей среды. Поскольку ее состояние вызывает все большую озабоченность населения, а предписания по ее охране приобретают все большую социальную значимость, постольку государственно-властный и имущественно правовой методы будут диалектически и причудливо переплетаться, взаимно дополняя друг друга, уступая, друг другу место в зависимости от состояния деградации окружающей среды и формирования гражданского общества, эколого-правового сознания, демократических институтов правового государства.Административные методы охраны окружающей среды не чужды и другим странам, давно идущим по пути рыночных отношений, признания условной незыблемости частной собственности на землю и некоторые другие природные ресурсы: все чаще и настойчивее окружающая среда признается в них общенациональным благом, необходимым для выживания общества; в случаях коллизий между ним и собственником приоритет и предпочтение судами все чаще отдаются первому; участки земли и некоторые другие природные объекты выкупаются государством для общественных нужд и общечеловеческих надобностей; в области экологии авторитет государства и его органов становится незыблемым*.

Методы экологического права.

Метод правового регулирования – это способ воздействия на участников, субъектов общественных отношений.

Метод является юридическим критерием. Он отвечает на вопрос как, каким образом, какими способами происходит правовое регулирование.

Сущность правового регулирования выражается в официальном издании НПА, закрепляющий модели поведения участников общественных отношений.

В теории права выделяют 2 базовых метода ˸

1. Императивный

2. Диспозитивный

В экологическом праве сочетаются оба метода.

Императивный (административно-правовой) метод – это метод запрета или метод предписаний. Проявляется обязанность совершать определенные действия (а если не совершишь – последует наказание) или не совершать ᴇᴦο (запрет).

По сути, лицу предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения. В корне этого метода лежат отношения (в качестве подчинения), то есть одним из участников правоотношения всегда выступает государство.

В экологическом праве императивный метод (административно правовой метод проявляется) при осуществлении экологического контроля, установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, лицензировании.

Диспозитивный метод – это метод дозволения; метод автономии воли у субъектов и их равенства. Нормами устанавливается не запрет или предписание определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения.

В сочетании и взаимодействии административно-правового и гражданско-правового специфическая черта экологического права как комплексной отрасли права.

Некоторые авторы в экологическом праве выделяют так же особый метод – экологизации . Под экологизацией в законодательстве понимается процесс …, регулирующие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду и отдельными видами природных объектов. Например˸ внедрение экологических норм в градостроительный кодекс.

Нормы направленные на охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов содержаться в Уголовном кодексе, КоАП, Налоговом кодексе, а так же различных НПА.

1)Как наука – это система научных знаний о специфических закономерностях правового регулирования, экологических отношений, ᴇᴦο задачах, основных направлениях, содержании и формах, формулирующие эти знания в виде правовых категорий теорий и идей. Предмет науки включается изучение не только основных правовых институтов отрасли экологического права, но также изучение истории экологического права, изучение зарубежного опыта и теории правового регулирования охраны окружающей среды, изучение пробелов и противоречий законодательства, и формулирование различных точек зрения на тот или инои̌ вопрос, а также идей доктрин.

  • - Принципы и методы экологического права

    Согласно Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности, связанной с экологией, государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны... .


  • - Понятие, задачи, система и методы экологического права

    Вопрос № 1 Экологическое право– самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Задачи -Сохранение окр.среды -улучшение ее состояние и качества -восстановление уничтоженных,... .


  • - Методы экологического права

    Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и... .


  • - Предмет, сист принципы и методы экологического права

    Экологическое право - это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также отношения по поводу обеспечения правового... .


  • Метод правового регулирования связан с вопросом, каким образом право регулирует общественные отношения. Под методом правового регулирования общественных отношений понимают совокупность средств и приемов, посредством которых право через поведение субъектов влияет на общественные отношения. Это общее определение метода правового регулирования общественных отношений в своей основе касается и метода регулирования экологических отношений.

    В действующей системе права относительно регулирования общественных отношений используют два основных способа воздействия на поведение человека: диспозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон; императивный, основанный на властных предписаниях. Если исходить из этой классификации метода правового регулирования, то нет необходимости в обязательном определении метода для каждой отрасли права, поскольку указанные элементы охватывают основные способы и приемы воздействия на общественные отношения. Однако использование указанных методов не исключает, а даже предполагает установление дополнительных и специфических способов воздействия на субъектов регулируемых отношений, с учетом их характера. Кроме того, в литературе справедливо отмечается, что метод правового регулирования является багатоелементним явлением и может заимствовать приемы и способы воздействия на субъектов в однородных отраслях права, формируя при этом определенные специфические черты метода самостоятельной отрасли права.

    В экологическом праве применяются приемы и способы диспозитивного (гражданско-правового) и императивный (административно-правовой) методов правового регулирования экологических отношений. Этот особый (смешанный) метод правового регулирования составляют названные элементы их сочетание образует этот отраслевой метод, определяет его специфику, что проявляется во всех элементах системы экологического права.

    Приемы и способы диспозитивного метода используются чаще всего при регулировании отношений собственности на природные объекты, договорных отношений, отношений по поводу совместного использования природных объектов, при решении эколого-правовых споров, при возмещении ущерба разных видов и т.д. В современных условиях, учитывая развитие рыночных отношений, этот метод будет получать все более широкое применение. Оптимальное сочетание двух методов правового регулирования экологических отношений - единственно верный путь надлежащего правового регулирования. Использование императивного метода регулирования экологических отношений в настоящее время является необходимым и оправданным. Этому методу присущ проявление власти и подчинения. Сущность метода заключается в установлении предписаний, разрешений, запрещений, ограничений и др. Он проявляется в проведении экологической экспертизы, в случаях возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, при осуществлении необходимых охранных экологических мероприятий и т.п. В таком случае следует преимущественно использовать властные предписания, обязательные для исполнения. Необходимо подчеркнуть, что при регулировании экологических отношений применяется преимущественно именно императивный метод.

    Итак, метод правового регулирования экологических отношений базируется на сочетании императивных и диспозитивных способов и приемов воздействия норм экологического законодательства на субъектов таких отношений. Таким образом, экологическое право как самостоятельная отрасль права имеет свой метод правового регулирования экологических отношений.

    Понятие экологического права

    Экологическое право является юридической формой экологических отношений. Вопрос о экологическое право как отрасль права, его становление, впервые были рассмотрены в правовой литературе в монографии О. С. Колбасовим. Его развитие и становление проходит в широкой научной дискуссии, что является вполне оправданным, ибо только в процессе научного обсуждения можно выработать оптимальный подход к пониманию экологического права.

    И.И. Каракаш обращает внимание на то, что когда в 80-е годы прошлого века преимущественно признавалось природоресурсовое право, в которое включались и экологические отношения, то в 90-е - наоборот, приоритетным стало экологическое право, что интегрировало природноресурсовые отношения. Несмотря на схожесть этих отраслей законодательства и права, они все же имеют существенные различия и отличаются своей структурой, системой, источниками, методами и принципами регулирования, содержанием правовых институтов и т.д. В связи с этим И. Каракаш считает, что природноресурсовые отношения являются достаточно самостоятельными и могут рассматриваться как отдельные общественные отношения. Этим он объясняет выделение природноресурсових отношений со склада экологических отношений. Кроме того, природноресурсовые отношения имеют комплексный характер, поскольку объединяют земельные, горные, водные и лесные общественные отношения, также отношения по использованию объектов природно-заповедного фонда, растительного и животного мира и других природных объектов и их ресурсов. Вызывает определенные сомнения позиция автора относительно характера природноресурсових отношений, поскольку вряд ли можно на основании указанных разновидностей отношений говорить об их комплексность. Скорее всего более обоснованным будет положение относительно сложного характера правоотношений. Но впоследствии автор приходит к выводу, что так или иначе дифференцированный и интегрированный взгляды на современное экологическое право предоставляют основания для определения однородности или комплексности содержания его правовых норм и структуры как отрасли права. Однако они существенно не влияют на определение самостоятельной природы самой отрасли экологического права. Таким образом, экологическое право рассматривается им как самостоятельная отрасль отечественного права, которая представляет собой совокупность правовых норм, установленных и гарантируемых государством, регулирующих общественные отношения в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, с целью защиты экологических прав и свобод граждан, обеспечения экологической безопасности общества и экологических интересов нынешних и будущих поколений людей в качественном состоянии окружающей среды.

    Высказанные в науке мнения относительно понятия экологического права в общих чертах сводятся к двум основным направлениям. Одни авторы считают, что экологическое право принадлежит комплексных (интегрированных) отраслей права, в состав ее входит несколько самостоятельных отраслей права, которые регулируют различные виды экологических отношений. При этом комплексность экологического права такие авторы трактуют по-разному. Например: а) каждая отрасль права, входит в состав экологического права, регулирующая самостоятельный вид экологических отношений, в основу которых положены различные экологические объекты. Поэтому и существуют такие самостоятельные отрасли права, как земельное, лесное, водное, горное, фаунистическое, атмосфероповітряне и др.; б) экологическое право - интегрированная правовая общность (комплексная отрасль права), которая объединяет совокупность эколого-правовых норм, регулирующих экологические отношения в целях эффективного использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, обеспечения качества окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, реализации защиты экологических прав. С точки зрения Ю. С. Шемшученко, определяющим для предмета экологического права как комплексной отрасли являются четыре группы общественных отношений: а) отношения по охране окружающей природной среды; б) отношения по использованию природных ресурсов; в) отношения по обеспечению экологической безопасности; г) отношения по поводу формирования, сохранения и рационального использования экосети. Несколько похожей является позиция В. В. Костицкого.

    В условиях современности все больше обращается внимание на общепризнанные принципы приоритета международного права, согласно которым государство обязано адаптировать свою эколого-правовую терминологию международных стандартов. Некоторые специалисты считают, что целесообразно употреблять термин "среды", который является более адекватным срочные "окружающая среда", чем "окружающая среда" или "экологический", в названии отрасли права. А ситуацию, когда одна и та же отрасль права имеет разные названия, нельзя считать нормальной.

    Одновременно получает развитие и концепция, согласно которой экологическое право является комплексной отраслью права, а представляет собой самостоятельную отрасль в общей системе права. Так, Ю. О. Волк считает, что природоресурсове (экологическое) право имеет единый предмет правового регулирования - общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов. Другие авторы, поддерживая такое мнение, считают, что единые экологические отношения имеют несколько разновидностей (земельные, водные, лесные, горные, фаунистические, атмосфероповітряні и др.), которым присущи свои существенные специфические особенности и специальные правовые формы в виде подотраслей экологического права: земельного, водного, лесного, горного, фаунистических, атмосфероповітряного, природно-заповедного и т.д. По их мнению, такой подход к пониманию экологического права обеспечивает его единство как самостоятельной (некомплексної) отрасли права и внутреннюю дифференциацию.

    Важно подчеркнуть, что В. В. Петров, который длительное время не разделял таких взглядов, в последних трудах обоснованно отмечает, что экологическое право, учитывая его предмет является совокупностью однородных общественных экологических отношений, поэтому его не следует относить к комплексным отраслям права. В литературе справедливо отмечается, что экологические отношения являются единственными.

    Еще одна интересная точка зрения: О. Л. Дубовик рассматривает экологическое право как самостоятельную комплексную отрасль права, регулирующая отношения в сфере взаимодействия общества и человека с окружающей природной средой, предлагает определить место экологического права в правовой системе как над/супер/более отрасль права, мотивируя это тем, что главная цель экологического права-сохранение жизни на Земле и обеспечение необходимых условий жизнедеятельности человека.

    В юридической литературе имеются и другие предложения по выделению подотраслей (сфер) экологического права - флористического права, ландшафтного права и др. Юристы также обосновывают наличие комплексной отрасли экологического права - права экологической безопасности, а также эколого-процессуальной подотрасли.

    Можно сделать вывод, что в науке идет активный поиск оптимального понимания сущности экологического права, его места в системе права. Наиболее аргументированным является мнение тех авторов, которые рассматривают экологическое право как самостоятельную (некомплексну) отрасль права с підгалузевою структурой. Изложенное позволяет сделать вывод, что экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические отношения, которые возникают между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, охраны, а в определенных случаях - защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия с целью предупреждения, предотвращения, устранения его негативных последствий, и удовлетворение экологических и других интересов соответствующих субъектов и поддержания устойчивого экологического развития, экологического равновесия в стране и отдельных ее регионах.

    Наряду с изложенным следует помнить, что экологическое право - это относительно "молодая" отрасль права, которая развивается очень динамично в современных условиях. Многочисленность и разнообразие нормативно-правовых актов, регламентирующих экологические отношения, обусловленные большим количеством объектов указанной отрасли права и их видовой дифференциацией. Много общественных отношений уже екологізовано, часть еще нуждается в дальнейшей экологизации, продолжается процесс систематизации экологического законодательства.