Сроки присвоения воинских званий военнослужащим по контракту. Об утверждении порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе вооруженных сил российской федерации. Задержка или лишение звания

Воинское звание - это неотъемлемая часть любой армии, и российских Вооруженных Сил это также касается. Введение системы воинских чинов позволило провести четкую границу между солдатами, офицерами и высшим командным составом, что дает возможность соблюдать межличностную субординацию и порядок в армии России. Это важно не только в мирное время, но и в особенности в период боевых действий.

История происхождения воинских званий

Впервые воинские чины и должности появились в Русском царстве в XVI-XVII веке. Система армейского единоначалия коснулась только стрелецкого войска. В остальной части армии сохранились звания государственной, то есть гражданской, службы, вплоть до момента переформирования в полки нового строя.

В стрелецком полку существовала система воинских званий, которая разнилась в зависимости от количества подчиненного состава (десятник, пятидесятник, сотник и так далее).

Позднее в полках нового строя звания претерпели серьезных изменений и стали именоваться на западноевропейский манер (начиная от прапорщика и поручика, заканчивая генералом-поручиком и генералом).

Такая система очень схожа с нынешней конструкцией воинских званий России.

В 1722 году номенклатура воинских чинов сильно расширилась, из-за чего произошло разделение между званием и должностью офицера.

Такой порядок сохранялся вплоть до 1917 года. Он претерпел значительные изменения после прихода к власти коммунистов, и в Советском Союзе звания были заменены должностями советских офицеров.

22 сентября 1935 года указом ЦИК были введены воинские звания. Во избежание ассоциаций с Белой армией некоторые чины были изменены (например, генерала изменили на комдива, комбрига). Позднее, в 1940 году, генеральские и адмиральские чины были возвращены, а уже в 1972 году введут звание "прапорщик" и "мичман".

Система воинских званий, которая действует в нынешнее время, является наследием многогранной истории России, а в частности, Советского Союза.

Субординация в Вооруженных Силах РФ

Жизнедеятельность армии во многом зависит от сложившихся взаимоотношений в коллективе. Коллектив, который погряз в конфликтах, не может нести соответствующую учебно-боевую деятельность. Тогда как рота, где царит дружба и взаимная поддержка, прекрасно с этим справляется. Командир воинской группы всегда должен об этом помнить.

Однако это палка в двух концах: военнослужащие обязаны делать то, что приказывает вышестоящее начальство (если это не противоречит воинскому уставу и действующему законодательству). Немногие хотят испытывать на себе тяготы службы. А воинская повинность именно к этому и обязывает солдата.

Для этого в вооруженных частях введены уставы воинской службы, которые солдат, вступая на службу и принимая присягу, обязуется исполнять. Устав внутренней службы ВС РФ регламентирует взаимоотношения между солдатами и офицерами: единоначалие и субординацию, тактичность и сдержанность, взаимоуважение, коллективизм, что является базовыми принципами этого документа.

Дисциплинарный устав ВС РФ определяет главную суть дисциплины военнослужащего, его права и обязанности, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права и обязанности командира по их использованию, регламент подачи жалоб, заявлений и предложений.

Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, заступающими в караульную, гарнизонную и комендантскую службу, регулируются соответствующими уставами Вооруженных Сил, которые существуют для контроля соблюдения ведения этого вида воинской повинности. Строевые правила и порядок воинского приветствия определяет Строевой устав.

Соблюдение уставных взаимоотношений лежит на каждом солдате в частности и коллективе в целом. В особенности за этим должна следить начальствующая часть гарнизона. Поэтому на офицера возлагаются особые полномочия по контролю дисциплины и порядка несения службы его подчиненных.

Ответственность за нарушение уставных взаимоотношений

В зависимости от характера и тяжести правонарушения, военнослужащий может понести дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или даже уголовную ответственность (ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

За нарушение дисциплины или общественного порядка военный будет наказан в соответствии с Дисциплинарным уставом. Действующей командир может сделать как замечание и напоминание о так и провести дисциплинарное взыскание. Это зависит от степени вины и тяжести совершенного проступка. Также начальник может усмотреть в действиях подчиненного признаки преступления, о чем должен будет сообщить который, в свою очередь, проведет расследование.

Уставные взаимоотношение солдат защищаются Уголовным кодексом РФ и действующим законодательством. Угроза уголовного наказания наступает в том случае, если военнослужащий:

  • превысил должностные полномочия;
  • не выполнил приказ;
  • сопротивлялся командиру или принуждал его нарушить свои воинские обязанности;
  • оскорбил другого военнослужащего или нанес ему телесные повреждения.

Комплексная форма - психологическое воздействие и воспитательные работы, смогут укрепить боевой дух солдат и предостеречь их от нарушения уставных правил взаимоотношений.

Значение воинского звания в Вооруженных Силах

Военные звания нельзя рассматривать только под углом факта поощрения военнослужащего. Они выдаются наиболее подготовленным, дисциплинированным и ответственным из числа проходящих службу, поскольку именно на них возлагается обязанность по командованию личным составом.

Звание - важный компонент Вооруженных Сил. Но стоит помнить, что решающей в главенстве между подчиненным и начальником является должность, которую занимает последний.

Звание можно понимать как своеобразный навык несения службы, соответствуя которому, солдат или офицер удостаивается определенных полномочий и привилегий. Воинское звание выдается исключительно за заслуги перед Отечеством, что позволяет разделить в армии порядочных военнослужащих и не очень.

На данный момент в армии Российской Федерации существует два типа званий:

  • общевойсковые;
  • корабельные.

Первые присваиваются лицам, проходящим службу в пехотных и военно-воздушных рядах войск. Последние относятся к военным, которые служат в ВМФ РФ. Обязательным атрибутом звания является тип вооруженных сил, в которых человек находится. К примеру, служащему полковнику в гвардейской части приставляется в звание дополнение "гвардии", то есть "гвардии полковник". Для людей, которые назначены в юридические или медицинские части, к званию добавляется понятие "юстиции" или "медслужбы", соответственно.

Когда военнослужащий выходит на пенсию или увольняется, за ним сохраняется его звание, но при этом сопутствующим определением будет "в отставке" (капитан в отставке или полковник в отставке).

Порядок присвоения воинских званий

Для получения очередного звания необходимо добровольно поступить в Вооруженные Силы Российской Федерации, вступить по призыву или окончить специальное высшее учебное учреждение.

Срок службы также играет немаловажную роль в присвоении воинских званий военнослужащим. Отслужив определенный срок, военнослужащий, получает очередное звание. В рамках своих полномочий присвоить звание может и должностное лицо, если посчитает это нужным.

Военнообязанным лицам, для которых предусмотрены сержантские и старшинские звания, они выдаются по результатам успешного прохождения служебной подготовки.

Присвоение воинских званий Указом президента также возможно, но для этого офицера должен представить его действующий начальник, отрапортовав об этом.

Получение очередных воинских званий

Для военнослужащих рядового состава, чтобы получить очередное звание, потребуется прослужить определенный период времени.

  • старший солдат или матрос - 5 месяцев;
  • младший сержант - 1 год;
  • сержант - 2 года;
  • и прапорщик - 3 года.

В этот период служба солдата должна проходить без дисциплинарных взысканий, а звание будет присвоено только после сдачи испытания по служебной программе.

Очередное звание, присваиваемое офицерскому составу, также зависит от периода прохождения службы. Сроки присвоения воинских званий офицерам исчисляются годами. Чем выше должность и звание, тем больше потребуется времени для получения нового:

  • для «младшего лейтенанта» этот срок равен двум годам;
  • присвоение воинского звания «лейтенант» и «старший лейтенант» происходит после трех лет службы;
  • четыре года потребуется для получения «капитана» («капитан-лейтенанта») и «майора» («капитана 3 ранга»);
  • «подполковника» или «капитана 2 ранга» можно получить только после пяти лет службы.

Кому не присваиваются очередные воинские звания?

Военнослужащим офицерам звезды на погонах не светят, если они:

  • привлечены в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении них оно было возбуждено (до окончания разбирательства);
  • находятся в распоряжении начальника (командира);
  • совершили дисциплинарный проступок (до применения меры ответственности);
  • представлены к досрочному увольнению по ст. 51 Федерального ;
  • проверяются на достоверность и полноту сведений о доходах и расходах, об имуществе и имущественных обязательствах;
  • приостановили военную службу;
  • пребывают в местах заключения и отбывают уголовное наказание;
  • не погасили судимость.

Присвоение внеочередного воинского звания

Помимо отказа в получении очередного военного чина, в рамках награды, солдаты или офицеры могут быть приставлены к внеочередному званию.

Получить заветные звезды на погоны раньше срока можно только по решению руководства, в ведомстве которого военнослужащий проходит службу. Это происходит очень редко, потому что главенствующее лицо производит такие действия лишь на свое усмотрение.

Если офицер или солдат участвовал в спецоперациях, проявил себя при чрезвычайной ситуации, его подчиненные показали отличные результаты в учебной и боевой подготовке, то в качестве поощрения действующий командир может присвоить ему внеочередное воинское звание.

Лишение звания

Вооруженные Силы Российской Федерации имеют систему поощрения и наказания своих подчиненных. Военнослужащего могут не только лишить очередного звания, но и понизить в существующем.

Это происходит в тяжких и особо тяжких проступках со стороны военного, в чем обвинить его может только суд. После вынесения обвинительного приговора военного могут понизить в звании и лишить действующих социальных льгот и привилегий.

После погашения судимости в звании и должности можно восстановиться, подав соответствующее заявление в военкомат. Однако нет гарантий, что Вооруженные Силы примут бывшего военнослужащего обратно на ту же должность и в том же звании.

Если офицер или солдат был осужден несправедливо, то после реабилитации он будет автоматически восстановлен в должности и звании.

Воинское звание - это неотъемлемый атрибут Вооруженных Сил Российской Федерации, история которого прослеживается с начала XVI века. Присвоение воинского звания может быть как очередным (по истечению определенного срока службы), так и внеочередным (за особые заслуги перед Отечеством и качество несения службы).

В процессе несения службы военные должны соблюдать строгую субординацию, за нарушение которой может последовать ответственность, вплоть до уголовной, в зависимости от тяжести совершенного проступка. После вынесения обвинительного приговора военнослужащего могут понизить в звании и лишить занимаемой должности, что восстановить достаточно непросто. Ответственное отношение к воинским обязанностям - это залог здоровой армии.


V. Порядок присвоения воинских званий
и восстановления в воинском звании

Статья 20. Воинские звания

1. Статьей 46 Федерального закона установлены следующие составы военнослужащих и воинские звания:

Составы военнослужащих

Воинские звания

войсковые

корабельные

Солдаты, матросы, сержанты, старшины

ефрейтор

младший сержант

старший сержант

старшина

старший матрос

старшина 2 статьи

старшина 1 статьи

главный старшина

главный корабельный старшина

Прапорщики и мичманы

прапорщик

старший прапорщик

старший мичман

младшие офицеры

младший лейтенант

лейтенант

старший лейтенант

младший лейтенант

лейтенант

старший лейтенант

капитан-лейтенант

старшие офицеры

подполковник

полковник

капитан 3 ранга

капитан 2 ранга

капитан 1 ранга

высшие офицеры

генерал-майор

генерал-лейтенант

генерал-полковник

генерал армии

контр-адмирал

вице-адмирал

адмирал флота

Маршал Российской Федерации

2. Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово "гвардии".

К воинскому званию военнослужащего или гражданина, пребывающего в запасе, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы".

К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова "запаса" или "в отставке".

3. Старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления в статье 46 Федерального закона: от воинского звания "рядовой" ("матрос") к более высокому и от состава "солдаты, матросы, сержанты, старшины" к более высокому.

Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.

4. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально.

Воинское звание может быть первым или очередным.

5. Форма и содержание представлений, формы иных документов и приказов к присвоению воинских званий, а также порядок их оформления и представления (за исключением высших офицеров) устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Статья 21. Порядок присвоения первого воинского звания

1. Первыми воинскими званиями считаются:

а) для состава "офицеры" - младший лейтенант, лейтенант;

б) для состава "прапорщики и мичманы" - прапорщик, мичман;

в) для состава "солдаты, матросы, сержанты, старшины" - рядовой, матрос, сержант, старшина 1 статьи.

2. Воинское звание лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, либо военнослужащему, имеющему воинское звание младшего лейтенанта, независимо от срока военной службы в этом воинском звании, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, - по окончании указанного учебного заведения;

(пп. "а" в ред. Указа Президента РФ от 19.03.2007 N 364)

а.1) гражданину, окончившему федеральную государственную образовательную организацию высшего образования и прошедшему обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при этой образовательной организации, - в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанной образовательной организации;

(пп. "а.1" в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

б) гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и окончившему указанную образовательную организацию, - при зачислении в запас;

(пп. "б" в ред. Указа Президента РФ от 16.06.2015 N 306)

в) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

д) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

е) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

(пп. "е" введен Указом Президента РФ от 10.04.2000 N 653, в ред. Указа Президента РФ от 05.07.2009 N 743)

3. Воинское звание младшего лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, окончившему курсы по подготовке младших офицеров, имеющему среднее общее образование, - по окончании указанного учебного заведения;

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

в) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;

д) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

(пп. "д" введен Указом Президента РФ от 10.04.2000 N 653, в ред. Указа Президента РФ от 05.07.2009 N 743)

4. Воинское звание прапорщика (мичмана) присваивается:

а) военнослужащему, окончившему военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку военнослужащих по военно-учетным специальностям прапорщиков (мичманов), имеющему среднее общее образование, - по окончании указанного учебного заведения;

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

в) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

(пп. "г" введен Указом Президента РФ от 10.04.2000 N 653, в ред. Указа Президента РФ от 05.07.2009 N 743)

4.1. Воинское звание сержанта (старшины 1 статьи) присваивается гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и окончившему указанную образовательную организацию, - при зачислении в запас.

(п. 4.1 введен Указом Президента РФ от 16.06.2015 N 306)

5. Воинское звание рядового присваивается:

а) гражданину, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу, - при убытии из военного комиссариата к месту прохождения военной службы;

б) гражданину, не имеющему воинского звания и зачисленному в запас, - при зачислении в запас;

в) гражданину, не имеющему воинского звания и поступившему на военную службу по контракту, - при зачислении в списки личного состава воинской части;

г) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение;

д) гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки солдат запаса на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и окончившему указанную образовательную организацию, - при зачислении в запас.

(пп. "д" введен Указом Президента РФ от 16.06.2015 N 306)

6. Воинское звание матроса присваивается:

а) военнослужащему, призванному на военную службу, - при зачислении в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса;

б) гражданину, поступившему на военную службу по контракту, не имеющему воинского звания, - при зачислении в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса;

в) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение, где штатом предусмотрено воинское звание матроса;

г) гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки матросов запаса на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и окончившему указанную образовательную организацию, - при зачислении в запас.

(пп. "г" введен Указом Президента РФ от 16.06.2015 N 306)

7. При поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах или в федеральной противопожарной службе и имеющего специальное звание, ему может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию, в порядке переаттестации, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

(в ред. Указов Президента РФ от 17.04.2003 N 444, от 02.01.2015 N 3)

Статья 22. Порядок присвоения очередного воинского звания

1. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

2. Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

рядовой, матрос - пять месяцев;

младший сержант, старшина 2 статьи - один год;

сержант, старшина 1 статьи - два года;

старший сержант, главный старшина - три года;

прапорщик, мичман - три года;

младший лейтенант - два года;

лейтенант - три года;

старший лейтенант - три года;

капитан, капитан-лейтенант - четыре года;

майор, капитан 3 ранга - четыре года;

подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.

(п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 19.03.2007 N 364)

3. Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.

Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.

4. Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года.

(в ред. Указа Президента РФ от 19.03.2007 N 364)

5. Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.

6. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.

В указанный срок засчитывается:

а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;

б) время приостановления военной службы;

в) время пребывания в запасе.

7. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность (должность), ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

При этом воинское звание высшего офицера присваивается с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.

8. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.

9. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера, занимавшему до поступления в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга или высшего офицера, очередное воинское звание до полковника, капитана 1 ранга включительно присваивается в соответствии с занимаемой до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинской должностью (должностью) по истечении срока выслуги лет в присвоенном воинском звании.

10. Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

11. Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше воинского звания майора или капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность педагогического работника в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования либо научного работника в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или научной организации, - не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

(п. 11 в ред. Указа Президента РФ от 30.04.2015 N 218)

12. Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).

13. Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

14. Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста, а также до окончания срока испытания (при поступлении на военную службу по контракту) военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.

(в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

15. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Статья 23. Права должностных лиц по присвоению воинских званий

1. Воинские звания военнослужащим присваиваются:

а) высших офицеров - Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) полковника, капитана 1 ранга - руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

в) иные воинские звания - должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Военный комиссар присваивает гражданам, призванным на военную службу, воинское звание рядового, а гражданам, пребывающим в запасе, - от рядового (матроса) до старшего прапорщика (старшего мичмана) включительно.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.06.2015 N 306)

Полномочия должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации по присвоению воинских званий, за исключением воинских званий высших офицеров, устанавливаются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

2. Должностные лица имеют право присваивать воинские звания военнослужащим, находящимся в их прямом подчинении.

Вышестоящее должностное лицо пользуется всеми правами по присвоению воинских званий, предоставляемыми нижестоящим командирам (начальникам).

3. Присвоение первого воинского звания офицера, воинского звания офицера досрочно, на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также воинского звания военнослужащим, успешно обучающимся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, до полковника (капитана 1 ранга) включительно производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Присвоение первого воинского звания рядового (матроса) либо сержанта (старшины 1 статьи) гражданам, успешно завершившим обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по соответствующим программам военной подготовки и окончившим указанные образовательные организации, производится военным комиссаром при зачислении в запас.

(абзац введен Указом Президента РФ от 16.06.2015 N 306)

4. Присвоение воинских званий прапорщикам (мичманам), сержантам (старшинам) досрочно, а также присвоение очередных воинских званий на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного для занимаемой штатной воинской должности: прапорщикам (мичманам) - не выше воинского звания старшего прапорщика (старшего мичмана), сержантам (старшинам) - не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины), - производится должностными лицами, имеющими право присваивать данные воинские звания.

Статья 24. Сроки пребывания в воинских званиях, права должностных лиц по присвоению воинских званий и порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе

(в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2009 N 30)

1. Гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

2. Гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.

3. Для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

а) рядовой или матрос - пять месяцев;

б) младший сержант или старшина 2 статьи - один год;

в) сержант или старшина 1 статьи - два года;

г) старший сержант или главный старшина - три года;

д) прапорщик или мичман - три года;

е) младший лейтенант - два года;

ж) лейтенант - три года;

з) старший лейтенант - три года;

и) капитан или капитан-лейтенант - четыре года;

к) майор или капитан 3 ранга - пять лет;

л) подполковник или капитан 2 ранга - шесть лет.

4. По решению Министра обороны Российской Федерации (директора Службы внешней разведки Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации) гражданину, пребывающему в запасе, с высокой профессиональной подготовкой и большим опытом работы по специальности, применимой на военной службе, имеющему воинское звание офицера, срок пребывания в воинском звании может быть сокращен.

5. Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:

а) имеющему высшее образование - лейтенанта;

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

б) имеющему среднее профессиональное образование - младшего лейтенанта.

6. Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, может быть присвоено:

а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:

до старшины или главного корабельного старшины включительно - военным комиссаром;

до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно - военным комиссаром;

(в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

б) офицеру:

до полковника или капитана 1 ранга включительно - Министром обороны Российской Федерации.

7. Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:

а) до старшего лейтенанта включительно - при положительной аттестации;

б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно - при прохождении им военных сборов по должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях).

8. Порядок проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется Министром обороны Российской Федерации.

9. Гражданину, лишенному воинского звания, военным комиссаром одновременно с постановкой на воинский учет присваивается воинское звание рядового.

10. Гражданам, пребывающим в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, очередные воинские звания присваиваются в аттестационном порядке с учетом возможности их дальнейшего использования на воинских должностях.

Права должностных лиц по присвоению воинских званий, порядок присвоения воинских званий и проведения аттестации указанных граждан определяются соответственно директором Службы внешней разведки Российской Федерации и директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Статья 25. Порядок восстановления в воинском звании

1. Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата.

2. Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат.

При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в воинском звании.

Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это воинское звание, применительно к порядку его присвоения.

3. Гражданин, лишенный воинского звания в связи с незаконным осуждением, восстанавливается в прежнем воинском звании после вступления в силу решения о его реабилитации со дня лишения его воинского звания.

Гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием.

Статьей 41 ДУ ВС РФ предусмотрено, что поощрения: "присвоение воинского звания ефрейтора, старшего матроса"; "присвоение очередного воинского звания досрочно, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности"; "присвоение воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга" - применяются в отношении военнослужащих за особые личные заслуги.

Статьей 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены составы военнослужащих и воинские звания. Старшинство воинских званий определяется последовательностью их перечисления в указанной статье названного Федерального закона от воинского звания "рядовой" ("матрос") к более высокому.

Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными. Так, войсковому воинскому званию "ефрейтор" соответствует корабельное воинское звание "старший матрос".

Как было указано выше, военнослужащему присвоение воинского звания возможно за особые личные заслуги.
Нормативного определения особых личных заслуг не установлено, однако под ними принято понимать добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" конкретным военнослужащим своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения. Заслуга характеризуется не только внешним, т.е. объективным, действием, но и внутренним, т.е. субъективным, отношением к поступку, наличием позитивных целей и мотивов поведения военнослужащего, т.е. не может служить основанием для применения указанного поощрения поступок, формально подпадающий под указанные признаки, но совершенный при достижении негативных (например, неправомерных) целей и при наличии негативной мотивации. Мотив - это внутреннее побуждение к действию*(77). Более подробно понятие "заслуга" рассматривалось в § 1 настоящей главы.

Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового или матроса (п. 12 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы), поэтому оно не является очередным и для него не установлены сроки прохождения (п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Данное поощрение, в соответствии со ст. 23 ДУ ВС РФ, могут применять воинские должностные лица от командира отдельного батальона (корабля 2 и 3 ранга) и выше, а также командир отдельной воинской части, пользующийся согласно ст. 11 ДУ ВС РФ властью командира батальона, т.е. должностные лица, имеющие право издавать приказы по личному составу (в соответствии с подп. "а" п. 73 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30).
Ходатайство о присвоении указанного воинского звания целесообразно инициировать командиру взвода. Необходимо иметь в виду, что для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, обладающих лидерскими качествами, но не занимающих должности младших командиров, данное поощрение является достаточно значимым, так как оно дает им возможность официально приобрести старшинство над своими сослуживцами, оказывать помощь в управлении личным составом командирам отделений и заместителям командиров взводов.
Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов или старшин (п. 13 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Досрочно присвоение очередного воинского звания применяется к военнослужащим всех категорий, в том числе проходящим военную службу по призыву, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности (должности). Исключение составляют две категории военнослужащих: генерал-полковники (адмиралы) и генералы армии (адмиралы флота), к которым указанный вид поощрения не применяется, так как сроки военной службы в воинском звании для них не устанавливаются (п. 3 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Пункт 4 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также п. 10 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы не содержат ограничений по сроку выслуги в предыдущем воинском звании при принятии решения о досрочном присвоении звания.
Следует отметить, что в соответствии с подп. "д" п. 2 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы одной из основных задач аттестации военнослужащих является представление военнослужащих к присвоению очередных воинских званий досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности.
В Вооруженных Силах Российской Федерации аттестация проводится в соответствии с Порядком организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444.
Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.
Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.
На заседании аттестационной комиссии рассматриваются, в частности, представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности, при этом аттестационный лист не составляется.
Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменное заключение по итогам рассмотренного представления.
Во время заседания аттестационной комиссии секретарь комиссии в обязательном порядке должен вести протокол заседания аттестационной комиссии в письменной форме и желательно с подробным отражением хода заседания и всех рассматриваемых в нем вопросов. Примерная его форма приведена ниже.

заседания аттестационной комиссии ___________________________
(наименование воинской части)

Председатель комиссии ______________________________________________


фамилия, инициалы)
Члены комиссии: ____________________________________________________
(воинская должность, воинское звание,
____________________________________________________________________
фамилия, инициалы)
Секретарь комиссии _________________________________________________
(воинская должность, воинское звание,
____________________________________________________________________
фамилия, инициалы)

В качестве спорного момента в вопросе проведения аттестации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации следует назвать содержание абз. 2 п. 6 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы: при представлении военнослужащего к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой должности аттестационный лист не составляется, т.е. военнослужащий аттестуется, но без составления аттестационного листа. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа)*(78). На это обстоятельство обращает внимание А.М. Терехин, отмечающий, что данная норма повторяется и в новом приказе министра обороны Российской Федерации о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих*(79).
Однако, по сути, представление (наградной лист) - это тот же аттестационный лист, содержащий отзыв, характеристику на военнослужащего, оценку его деловых, личных и нравственных качеств, процесса и итогов его служебной деятельности и т.п.
Следует обратить внимание на то, что оформление перечисленных документов несет риски коррупционных проявлений.
Например, на рассмотрение аттестационной комиссии воинской части представлен наградной лист на военнослужащего. Аттестационной комиссией может быть рассмотрена только эта кандидатура, даже если члены комиссии считают, что более достоин награждения другой военнослужащий.
Сразу же возникает вполне логичный вопрос: "Кем и по чьему указанию подготовлен наградной лист именно на этого военнослужащего?"
Конечно же, наградной лист подготовлен кадровым органом по решению командира воинской части (или по указанию более высоких органов военного управления).
Однако такие указания очень далеки от объективной оценки деятельности представляемого к награждению военнослужащего и исходят из субъективного мнения, т.е. дискреции или усмотрения соответствующего воинского должностного лица без учета мнения аттестационной комиссии.
На практике такой подход приводит к тому, что аттестационные комиссии практически не участвуют в решении наиболее важных задач аттестации, превратившись в формальный орган, который вообще не извещают о проводимых назначениях и награждениях (присвоениях), либо членам аттестационной комиссии предлагают расписаться под уже готовым, а нередко уже реализованным решением командира (начальника) воинской части.
Новый приказ министра обороны Российской Федерации о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих "не сломал" данную негативную тенденцию*(80).
Важным условием также является установленное п. 10 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы право военнослужащего обжаловать аттестационные выводы (объективность, законность) и порядок проведения аттестации вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации (решения по представлению), а также в суд (примерные формы жалоб по указанным вопросам приведены в приложении 7 к настоящему изданию).
Представление к присвоению воинского звания досрочно оформляется в соответствии с п. 12 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, на бланке установленного образца по форме согласно приложению N 3 к указанной Инструкции.
Применение поощрения "присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, до майора, капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга":
- в отношении осуществляется министром обороны Российской Федерации, руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
- в отношении прапорщиков (мичманов) осуществляется командующим армией (флотилией), командующим войсками военного округа, фронта, флотом, им равными и выше (п. "е" ст. 26 и ст. 29 ДУ ВС РФ);
- в отношении сержантов (старшин) осуществляется командиром полка (командиром отдельного батальона, командиром отдельной воинской части), им равным и выше), но не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины) - п. 4 ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, поощрение в виде присвоения очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, может быть применено ко всем категориям военнослужащих, за исключением высших , но также за особые личные заслуги (ст. 41 ДУ ВС РФ). У военнослужащего должен истечь срок военной службы в предыдущем воинском звании, установленный п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы.
Порядок оформления представления к присвоению воинского звания на ступень выше аналогичен порядку присвоения воинского звания досрочно.
Согласно п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы сроки для прохождения службы в воинских званиях установлены следующие: рядовой (матрос) - пять месяцев; младший сержант (старшина 2 статьи) - один год; сержант (старшина 1 статьи) - два года; старший сержант (главный старшина) - три года; прапорщик и мичман - три года (воинское звание указанным военнослужащим выше воинского звания старшего прапорщика или старшего мичмана присвоено быть не может (п. 4 ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы); младший лейтенант - два года; лейтенант - три года; старший лейтенант - три года; капитан, капитан-лейтенант - четыре года; майор, капитан 3 ранга - четыре года; подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.
Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военное учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года (п. 4 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами. Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не установлены (п. 3 ст. 2 указанного Положения). Воинские звания высших присваиваются военнослужащим Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (подп. "а" п. 1 ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы).
Еще одним серьезным недостатком правового регулирования данных поощрений является то, что они в настоящее время рассматриваются многими офицерами как применяемые командирами далеко не всегда объективно. В связи с этим необходимо исключить формализм при подготовке документов для присвоения воинского звания, оценивать заслуги военнослужащего по таким показателям (объективным критериям), как*(81):
- уровень профессиональной подготовки, знание общевоинских уставов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и их выполнение, готовность к выполнению обязанностей при переводе с мирного на военное и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;
- личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;
- организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;
- умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;
- оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает военнослужащий (дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально-технических средств, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие резерва кандидатов для выдвижения на высшие должности, направления на учебу и работа с ними, качество работы с младшими офицерами и т.п.);
- способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственных секретов, моральные и психологические качества.
Сроки военной службы в воинском звании сокращаются при выполнении военнослужащими задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера. Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 июля 1993 N 5481-I (с изменениями и дополнениями) время выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, засчитывается в срок прохождения указанными военнослужащими военной службы в воинском звании на льготных условиях - один месяц военной службы за три месяца.
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и представления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31 марта 1994 г. N 280).
Перечни воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах, а также периоды выполнения каждой воинской частью таких задач объявляются директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 3 приказа министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9) или приказами ФСБ России.
Военнослужащему может быть присвоено очередное воинское звание до майора, капитана 3 ранга включительно на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, за особые личные заслуги. Указанное поощрение может применяться только к офицерам, у которых истек срок военной службы в присвоенном воинском звании (п. 11 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).
Например, на практике возникают вопросы о присвоении очередного воинского звания "майор" при увольнении в запас по организационно-штатным мероприятиям (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") офицера в звании "капитан", прослужившего с 1990 по 2001 гг. в должности заместителя начальника штаба батальона.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
В то время действовали следующие сроки нахождения в воинских званиях: капитан, капитан-лейтенант - три года.
Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности.

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, также за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, - не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга.
Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание, в том числе и досрочно.

Воинское звание – это неотъемлемая часть любой армии, и российская здесь не является каким-то исключением из общих правил. Именно благодаря им в Вооруженных силах обеспечивается субординация. Помимо этого, чем выше звание, тем больше прав у военнослужащего. Здесь, кстати, не стоит забывать, что в ВС РФ есть также и такое понятие, как должность.

В российской армии в настоящее время есть 2 вида воинских званий:

  • общевойсковые;
  • корабельные.

С первыми, наверное, все понятно. Корабельные звания присваиваются лицам, находящимся на военной службе в ВМФ. Помимо этого, нужно отметить еще некоторые важные моменты. В частности, в ряде случаев к званию добавляют также соответствующее слово или приставку. Например, гвардии полковник. В данном случае этот офицер служит в гвардейской части. У военнослужащих юридической или медицинской службы к званию добавляются слова «юстиции»/«медслужбы». Кроме того, воинское звание закрепляется за военными пожизненно. Иными словами, даже после выхода в запас, человек считается майором. Но при этом обязательно добавляется «в отставке».

В РФ на законодательном уровне утверждено разграничение таких понятий, как «военная служба» и «воинская обязанность». Давайте немного проясним этот момент. В первом случае речь идет о лицах, призванных на срочную службу. Отслужив положенный срок, они увольняются в запас. Сегодня призывники могут сами выбирать, как они будут служить «срочку» – по призыву или по контракту. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Военная служба является особым видом госслужбы, и здесь действуют уже несколько иные законы. При этом здесь множество общих моментов, одним из которых выступают воинские звания. Они есть как у первой, так и у второй группы военнослужащих.

Сроки и особенности присвоения воинских званий в российской армии

Теперь давайте рассмотрим еще один момент, непосредственно связанный с военной службой и чинами. Речь идет о сроках и особенностях присвоения воинских званий в российской армии. Для начала хотелось бы отметить, что военнослужащих здесь можно разделить на такие группы, как:

Обязательным требованием для получения очередного воинского звания является служба в течение определенного периода. Данный момент регламентирован очень строго.

Следует отметить, что здесь есть достаточно большое количество уточнений, но мы не будем на этом останавливаться подробно. Если солдатам и матросам очередное звание присваивается после 5 месяцев службы, то в других случаях срок измеряется уже годами. Он, в частности, составляет:

  • младший сержант – 1 год;
  • сержант – 2 года;
  • старший сержант – 3;
  • прапорщик – 3.

Такая же ситуация и с офицерским составом. Для получения повышения по службе они должны отслужить определенное количество лет:

  • младший лейтенант – 2;
  • лейтенант и старший лейтенант – 3;
  • капитан, майор – 4;
  • подполковник – 5.

Далее ситуация выглядит следующим образом. Для того чтобы стать офицером высшего начальствующего состава, полковнику нужно прослужить в данном звании не менее 2-х лет. Это еще не все. Нужно также прослужить не менее 1 года на должности, предусмотренной для высших офицеров. Без этого на повышение можно не рассчитывать. Впрочем, данный момент касается и остальных офицеров. Чтобы получить очередное повышение, перед этим военнослужащий обязательно должен занимать соответствующую должность. Вместе с тем для генерал-лейтенанта сроки военной службы не установлены. Исчисление начинается в момент присвоения звания.

Следует отметить, что в 2016 году президентов РФ были внесены изменения в законодательство. В частности, появилось такое понятие, как аттестация. Из-за этого получение очередных воинских званий несколько усложнилось. Если до этого, например, капитан был уверен, что прослужив 4 года, он автоматически получит очередное повышение по службе, то в настоящее время процедура выглядит по-иному. Военнослужащему, в частности, еще нужно будет доказывать начальству свою профессиональную пригодность. То есть восхождение вверх по карьерной лестнице немного усложнилось. Присвоение очередного воинского звания после внесения поправок в законодательство зависит от дисциплинированности военнослужащего и его поведения. Кроме того, в настоящее время действует более широкий перечень грубых дисциплинарных проступков.

Теперь решение по поводу того, повышать военнослужащего или нет, принимается членами аттестационной комиссии, в состав которой входят его командиры и сослуживцы. Впрочем, как объяснил военный эксперт Виктор Мураховский, данное нововведение вовсе не означает, что офицер, не демонстрировавший в ходе службы роста своих профессиональных знаний, или систематически нарушавший дисциплину, может забыть о карьерном росте. На самом деле это не так, и на получение очередного звания впору рассчитывать даже нарушителям дисциплины. Военнослужащим просто нужно постоянно самосовершенствоваться, не словом, а делом доказывать – они действительно готовы к повышению.

Стоит напомнить, что система аттестации действовала в армии в советский период. Тогда она была одним из наиболее действенных методов воспитания военнослужащих. Сперва командиром готовились соответствующие документы, после чего они рассматривались специальной комиссией. Если ее члены принимали положительное решение, то представление отправлялось в высшую инстанцию. По каждому конкретному офицеру решение о присвоении очередного звания, вплоть до майора, принималось на уровне командующего округом. Более высокие назначения делались уже руководителем Министерства обороны.

Целью нововведений стало стремление повысить мотивацию офицеров при получении очередных званий. В российской армии оклад военнослужащего состоит из 2-х частей: выплата, получаемая офицером согласно званию, а также оплата труда за занимаемую должность. При этом во втором случае сумма более серьезная, чем во втором. Из-за этого присвоение очередного звания уже перестало восприниматься как форма поощрения. В итоге, многим офицерам стало безразлично, когда их повысят – сейчас, или двумя годами позже. Ведь в деньгах они все равно особо не теряют и не выигрывают.

После того как внесенные в законодательство изменения вступили в силу, военнослужащим, имеющим право на присвоение очередного звания, у которых есть те или иные препятствия для повышения, должны по итогам личной беседы узнавать причины отказа. Стоит отметить, что их обязательно следует доводить под роспись. Сам лист беседы при этом приобщается к личному делу военнослужащего.

Принятый и вступивший в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ (далее - Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ) дополняет требования, которые предъявляются к военнослужащим при представлении к присвоению очередного воинского звания.

До настоящего времени основанием для присвоения военнослужащему очередного воинского звания являлось истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании, а условием - штатом должно было быть предусмотрено воинское звание по занимаемой воинской должности более высокое, чем то, которое имеется у военнослужащего. Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ предусмотрены исключения из указанного общего правила. Приведем случаи, когда присвоение очередного воинского звания военнослужащему должно быть задержано:
а) при нахождении военнослужащего в распоряжении командира (начальника);
б) при привлечении военнослужащего в качестве обвиняемого по уголовному делу либо возбуждении в отношении его уголовного дела - до прекращения уголовного преследования;

в) в период проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка - до применения к нему дисциплинарного взыскания;
г) в период проведения в отношении военнослужащего проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению - до применения к нему взыскания;
д) при представлении военнослужащего к досрочному увольнению с военной службы по следующим основаниям:
- в связи с лишением его воинского звания;
- в связи с утратой доверия к военнослужащему;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно;
- в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
- в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего;
- в связи с приобретением военнослужащим гражданства (подданства) иностранного государства;
- в связи с невыполнением им условий контракта;
- в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
- как не выдержавший испытание;
- в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы;
- в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
- в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
- в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
е) в период, когда военнослужащий считается имеющим:
- дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка;
ж) в период отбывания военнослужащим уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста;
з) до погашения или снятия с военнослужащего судимости;
и) до окончания срока испытания при поступлении военнослужащего на военную службу по контракту;
к) в период приостановления военной службы.
Отличительная черта прежнего и нового порядка присвоения очередных воинских званий приведена в таблице 1.

Таблица 1

Присвоение военнослужащим воинских званий

Предыдущий порядок

Новый порядок

2. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему

2. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему, если иное* не предусмотрено настоящей статьей (ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". - Прим. авт.)

Кроме того, Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ расширяет список грубых дисциплинарных проступков, а именно грубыми в настоящий момент, помимо установленных ранее, считаются следующие случаи неправомерного поведения:
- умышленная порча либо утрата по небрежности документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации;
- нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;
- нарушение порядка выезда из Российской Федерации;
- нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;
- заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;
- нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы*(1).
В связи с вступлением в законную силу вышеуказанных изменений Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации разъяснило, что в соответствии с Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ с военнослужащими, которые имеют право на присвоение очередного воинского звания и в отношении которых выявлены основания, препятствующие его присвоению, необходимо проводить личные беседы, с доведением под роспись основания для отказа в присвоении очередного звания. При этом необходимо лист беседы приобщать к личному делу военнослужащего*(2), что в свое время было предусмотрено в Советской Армии.
Для практики правоприменения особый интерес представляет присвоение очередных воинских званий в зависимости от истечения срока снятия соответствующего дисциплинарного взыскания, указанного в Федеральном законе от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ. Соблюдение временных рамок должностными лицами будет способствовать обоснованному представлению военнослужащих к присвоению очередных воинских званий.
Для уточнения периода времени, в течение которого воинские звания военнослужащим не присваиваются, следует руководствоваться положениями ст.ст. 34-36, 96, 103 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ДУ ВС РФ), которые определяют условия снятия ранее примененных взысканий.
Согласно ст. 36 ДУ ВС РФ снятие дисциплинарного взыскания - снижение в воинском звании (должности) - с солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется не ранее чем через шесть месяцев со дня его применения. Солдаты, матросы, сержанты и старшины восстанавливаются в прежнем воинском звании только при назначении их на соответствующую воинскую должность.
Снятие дисциплинарного взыскания - снижение в воинской должности - с прапорщиков, мичманов и осуществляется не ранее чем через год со дня его применения. Дисциплинарное взыскание - снижение в воинской должности - может быть снято с военнослужащего без одновременного восстановления его в прежней должности.
Снятие дисциплинарного взыскания - предупреждение о неполном служебном соответствии - осуществляется не ранее чем через год со дня его применения, после чего командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, - о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке (ст. 96 ДУ ВС РФ).
Что касается сроков снятия ранее примененных других видов взысканий за совершение грубых дисциплинарных проступков, то здесь следует опираться на основные условия, сформулированные в ст.ст. 34, 35 ДУ ВС РФ, т.е. командир имеет право снять дисциплинарное взыскание только после того, как оно сыграло воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга. При определении вида поощрения (в том числе при применении поощрения в виде снятия ранее примененного дисциплинарного взыскания) принимаются во внимание характер заслуг, усердие и отличия военнослужащего, а также прежнее отношение его к военной службе (ст. 34). Если примененное к военнослужащему дисциплинарное взыскание (за исключением дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 36 ДУ ВС РФ) по истечении года не будет снято и за этот период он не совершит другого дисциплинарного проступка, то дисциплинарное взыскание снимается по истечении срока (ст. 103 ДУ ВС РФ).
Следовательно, специфика меры поощрения - снятие дисциплинарного взыскания - заключается в том, что, наряду с общим основанием ее применения - наличием личной заслуги, разумной инициативы, усердия и отличия по службе, требуются дополнительные основания: во-первых, ранее примененное дисциплинарное взыскание должно выполнить свою воспитательную роль и, во-вторых, военнослужащий должен исправить свое поведение образцовым выполнением воинского долга. Только в этом случае военнослужащий, ранее наказанный в дисциплинарном порядке за грубое нарушение воинской дисциплины, имеет право при выполнении остальных обязательных условий (нахождение на соответствующей воинской должности и истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании) претендовать на представление его к присвоению очередного воинского звания.
В связи с изложенным введенный Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ порядок присвоения воинского звания становится одним из стимулирующих правовых средств добросовестного (надлежащего) исполнения военнослужащим обязанностей военной службы. Присвоение очередных воинских званий военнослужащим является правом командира (начальника), которое он реализует исключительно при отсутствии нарушений воинской дисциплины со стороны военнослужащего. Таким образом, в настоящий момент реализован длительное время обсуждаемый в научной юридической литературе*(3) порядок присвоения очередного воинского звания, который стимулирует военнослужащих добросовестно выполнять возложенные на них обязанности и не нарушать воинскую дисциплину.
Следует отметить, что данная система присвоения званий уже давно используется в иных видах государственной службы, в частности в таможенных органах, в органах внутренних дел, в Следственном комитете Российской Федерации (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика особенностей присвоения очередных специальных званий, использующихся в различных видах государственной службы, при наличии дисциплинарных взысканий

Вид государственной службы

Нормативный правовой акт

Присвоение очередных воинских (специальных) званий

Военная служба

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ст. 47)

Очередное воинское звание не присваивается военнослужащему до истечения срока, в течение которого он считается имеющим:
дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка

Служба в таможенных органах

Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ (ст. 15)

Представление к присвоению очередного специального звания не производится до снятия дисциплинарного взыскания

Служба в органах внутренних дел

Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (ст. 45)

Присвоение очередного специального звания приостанавливается до окончания действия дисциплинарного взыскания

Служба в Следственном комитете Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" от 14 января 2011 г. N 38 (ст. 34)

Представление к присвоению очередного специального звания сотрудника, который имеет дисциплинарное взыскание, не производится до снятия с него взыскания

Более того, при присвоении специального звания в таможенных органах, органах внутренних дел и в Следственном комитете акцент делается на отсутствие любых неснятых дисциплинарных взысканий, что, по нашему мнению, является более разумным подходом и соответственно увеличивает ценность (престижность) полученного воинского звания именно за заслуги военнослужащего. В этом случае военнослужащие находятся в более привилегированном положении и, на наш взгляд, данное правило целесообразно было бы внедрить в военно-служебные отношения.
Представляется, что дополнения, внесенные Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ в порядок присвоения воинских званий, будут способствовать стимулированию военнослужащих к повышению результатов своей служебной деятельности. Нарушители воинской дисциплины, привлеченные к дисциплинарной ответственности за совершение грубых дисциплинарных проступков, а также имеющие вышеуказанные дисциплинарные взыскания, ранее незаслуженно пользовавшиеся лояльностью военного законодательства, не смогут получить очередное воинское звание до снятия с них дисциплинарного взыскания.

Библиографический список

1. Гаврюшенко П.И., Окунев А.И. Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации. [Текст] / П.И. Гаврюшенко, А.И. Окунев // Российский военно-правовой сборник. - 2005. - N 5.
2. Закиров Р.А. Календарная и льготная выслуга лет для присвоения очередного воинского звания. [Текст] / Р.А. Закиров // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2010. - N 5.
3. Исламова Э.Р., Головко И.И. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел о восстановлении на службе военнослужащих, уволенных за коррупционные дисциплинарные правонарушения. [Текст] / Э.Р. Исламова, И.И. Головко // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2016. - N 3.
4. Титов А.В. Присвоение воинского звания: обязанность или право командира (начальника)? [Текст] / А.В. Титов // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2007. - N 7.
5. Тюрин А.И. Присвоение очередных воинских званий как правовой стимул исполнения обязанностей военной службы. [Текст] / А.И. Тюрин // Право в Вооруженных Силах Военно-правовое обозрение. - 2005. - N 7.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Теоретически при совершении грубого дисциплинарного проступка командиры (начальники) могут ограничиться в отношении военнослужащего - нарушителя воинской дисциплины строгим наказанием. Однако, как показывает правоприменительная практика, в последнее время командиры предпочитают увольнять военнослужащих за невыполнение ими условий контракта при совершении данных правонарушений (см., напр.: Исламова Э.Р., Головко И.И. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел о восстановлении на службе военнослужащих, уволенных за коррупционные дисциплинарные правонарушения // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 3).

*(3) Закиров Р.А. Календарная и льготная выслуга лет для присвоения очередного воинского звания // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 5; Тюрин А.И. Присвоение очередных воинских званий как правовой стимул исполнения обязанностей военной службы // Там же. 2005. N 7 ; Титов А.В. Присвоение воинского звания: обязанность или право командира (начальника)? // Там же. 2007. N 7; Гаврюшенко П.И., Окунев А.И. Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации // Рос. военно-правовой сб. 2005. N 5.

О.Л. Зорин,
подполковник, кандидат юридических наук, доцент,

М.Н. Бакович,
кандидат юридических наук, доцент,
ВУНЦ ВВС "ВВА имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж);

Р.В. Беляев,
подполковник, ВУНЦ ВВС "ВВА имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж)