Земельный кодекс российской федерации. Земельный кодекс российской федерации Земельный кодекс рф изменения с года

Июль 2016 стал месяцем, в котором было принято множество важных изменений в законодательные акты РФ, в том числе и в .

В первую очередь, это коснулось положений, ссылающихся на Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ « » , который в связи с изданием полностью утратит силу только с 1 января 2020 года, а с 01.01.17 утратят силу основные положения, так как с этого времени вступит в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ « » . Наименование и реквизиты утрачивающего силу закона по тексту ЗК РФ заменены наименованием и реквизитами нового закона (например, в ).

В связи с изменением терминологии в законодательстве, по тексту ЗК РФ слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменены на слова «Единый государственный реестр недвижимости» в соответствующих падежах ( , и иные статьи ЗК РФ).

Также будет дополнен перечень оснований для принятия органами исполнительной власти или местного самоуправления, указанными в , решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. К таким основаниям будет относиться соответствующее ходатайство организации, с которой заключён договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения такого договора в соответствии с ().

Кроме того, указанная выше организация сможет получить такой участок в собственность при соблюдении всех условий, в том числе при предоставлении за изымаемый участок и (или) расположенные на нём объекты недвижимого имущества в полном объёме возмещения, предусмотренного соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда (

Граждане, являющиеся владельцами земельных участков, обязаны пройти государственную регистрацию права собственности на землю и подать сведения в ЕГРП. Новая норма, прежде всего, касается владельцев дачных хозяйств.

Что меняется с 1 января 2017 года для собственников участков?

Федеральным законом №251-ФЗ «О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»» от 13.07.2015 года было установлено важное для всех собственников земельных участков, лиц, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства или осуществляющих индивидуальное жилищное строительство, условие. Каждый такой гражданин, являющийся собственником земли, обязан до 1 января 2017 года встать на учет в ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество). При этом указывается, что отсутствие такой регистрации может инициировать переход права собственности на землю муниципальным властям. Более того, отсутствие ещё одного учёта – кадастрового – станет поводом для признания участка бесхозным, что также позволяет муниципалитетам забирать землю себе и распоряжаться ею по своему усмотрению (в том числе продавать).

Остроту данной проблемы подтверждает статистика: по состоянию на 2016 год около 75% всех владельцев дачных хозяйств так и не нашли время на то, чтобы зарегистрировать право собственности. Крайне сомнительно и то, что хотя бы половина из них захочет или сумеет пройти процедуру государственной регистрации права, чтобы избежать проблем в дальнейшем. А они достаточно весомы, ведь в перспективе владелец земельного участка просто лишится его без возможности оспорить действия муниципальных властей в суде. Сложности могут быть связаны и с тем, что многие дачные хозяйства люди получали несколько десятилетий назад и никогда не задумывались о том, что такие участки в принципе подлежат регистрации. И всё же, Федеральный закон №251-ФЗ ставит равные условия для всех и требует подтверждения права собственности гражданина, независимо от того, когда и каким образом ему достался указанный земельный участок.


Для справки: тем, кто ведёт личное подсобное хозяйство или осуществляет индивидуальное жилищное строительство на земельных участках, зарегистрированных или не зарегистрированных в ЕГРП, необходимо позаботиться о проведении ещё одной процедуры – выполнить межевание земельного участка. Сделать это необходимо до 1 января 2019 года. Напомним, что без межевания после 2019 года землю не удастся ни продать, ни подарить, ни передать по наследству.

Как зарегистрировать право на землю с 1 января 2017 года?

Желающим пройти процедуру государственной регистрации права собственности в 2017 году необходимо руководствоваться правилами, приведёнными в Федеральном законе №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года. Как зарегистрировать право на землю гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, занимающимся садоводством или огородничеством, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство, какова процедура регистрации право собственности в ЕГРП – ответы на все эти вопросы даёт данный нормативный документ.

Важным нововведением является то, что новый закон отменяет хождение Свидетельств о государственной регистрации права собственности в отношении дачных хозяйств. Какой документ получит владелец, желающий зарегистрировать право? Такой гражданин может запросить Выписку из Единого государственного реестра прав, которая отныне и будет подтверждать наличие прав на землю.

Многие владельцы земельных участков имеют на руках старые Свидетельства или Акты, в которых нет информации о правах, на основании которых земля была предоставлена такому гражданину. В данном случае указанный земельный участок также необходимо зарегистрировать, подав соответствующие данные в ЕГРП. Для этого придётся предоставить любой из следующих документов:

  • Выписку из похозяйственной книги – подтверждает наличие прав на указанный земельный участок при предоставлении его для ведения личного подсобного хозяйства;
  • Акт (или Свидетельство) о праве на землю;
  • Акт (или Свидетельство) о предоставлении земельного участка.

В целом, это может быть любой документ, который выдавался в соответствии с законодательством, действовавшим в период выделения (предоставления) земли новому владельцу.


Нередко владельцами земельных участков становятся наследники, получившие в собственность частный дом. Такой гражданин также обязан оформить указанный земельный участок, но в качестве основного документа ему разрешается предъявить любую бумагу (Свидетельство, Договор и пр.), подтверждающую право собственности на возведённое на участке строение. Если же владелец дома однажды подавал данные о нём в Единый государственный реестр недвижимости, предоставлять что-либо в ЕГРП ему не нужно.

Владельцам дачных хозяйств необходимо помнить, что земельное законодательство претерпевает серьёзные изменения, а права собственности гражданина сегодня требуют подтверждения с использованием официальных документов. Уже 1 января 2017 года чиновники получат на руки нормативную базу, которая позволит им изымать незарегистрированные в установленном порядке земельные участки. Стоит ли рисковать своей собственностью?

Дополнительные материалы по теме:


Дачная амнистия 2017: Что это такое? Какой срок ее действия? Закон «О дачной амнистии» и как оформить участок и дом Переход МУП и ГУП с 223 ФЗ на 44 ФЗ Повышение пенсии с 1 января 2019 года и на сколько: последние новости Самовольная постройка 2018: как признать право собственности?

Законопроектом № 778655-6 вносятся масштабные изменения в Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ с 1 января 2017 года.

Данная информация важна для, инвесторов, застройщиков, строительных и экспертных организаций, собственников, владельцев земельных участков.

После прохождения в Совете Федерации и подписания Президентом РФ закон, за исключением отдельных положений, вступит в силу с 1 января 2017 года.

Документация по планировке территории и ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка - вид документации по планировке территории. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам) - все по-новому правовому регулированию с 1 января 2017 года.

Изменения более чем на 100 страницах текста.

Подробный анализ таких масштабных изменений - дело трудоёмкое. Между тем, уже сейчас можно и нужно обратить внимание инвесторов, застройщиков, землепользователей на ключевые моменты нового регулирования:

  1. Очередной раз (более чем ожидаемо) сдвинут срок принятия ПЗЗ (Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений) для Москвы, Московской области, других муниципальных образований, в которых этот документ градостроительного зонирования до сих пор не принят. Новые правила установлены на 1 июля 2017 года. Соответственно, еще как минимум год московские землепользователи будут занимать свои участки «на птичьих правах», учитывая неопределенность их правового режима для целей строительства в отсутствие ПЗЗ.

ГПЗУ выведен из числа документов по планировке территории. А его сугубо информационный характер теперь прямо закреплен законом, равно как и перечень источников информации для подготовки ГПЗУ. Какое значение это имеет для землепользователей? Во-первых, есть надежда, что наконец-то вздохнут спокойно обладатели старых ГПЗУ в Новой Москве. Ранее мы писали о том, какие проблемы их ожидают согласно ныне действующему законодательству («Параметры разрешенного использования в ГПЗУ для Новой Москвы»). Во-вторых, появление непосредственно в Градостроительный кодекс РФ достаточно широкого перечня источников информации для подготовки ГПЗУ исключает применение гораздо более узких норм, закрепленных в частях 5 и 8 статьи 78 Градостроительного кодекса Москвы (ред. от 16.12.2015). Проблемах для московских застройщиков и связанной с этим обширной арбитражной практике имеются ввиду наличия пробелов в праве («На каком основании в ГПЗУ вносятся сведения о параметрах разрешенного использования?»). Более того, очевидный теперь уже непосредственно из Градостроительного кодекса РФ информационный характер ГПЗУ однозначно указывает на возможность его изменения только в случае изменения документов-оснований . Таким образом, по первому впечатлению указанные поправки представляются весьма позитивными для московских землепользователей, и это даже немного смягчает удар очередного продления срока для принятия ПЗЗ.

Заказывать и получать ГПЗУ станет возможно в МФЦ. Информацию, указанную в ГПЗУ можно будет использовать для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. При этом установлены переходные положения для ГПЗУ, выданных до 01.01.2017: срок использования содержащейся в них информации устанавливает орган исполнительной власти субъекта РФ, но этот срок не может быть менее 3 и более 8 лет со дня вступления в силу нового закона.

Пересмотрены правила подготовки и принятия оставшихся двух видов документов по планировке территории: проекта планировки территории и проекта межевания. В общем случае (из которого есть специально оговоренные исключения) документация по планировке территории готовится только применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. Где же определяется такая территория? Согласно поправкам - в ПЗЗ.

Новыми нормами права регулируются случаи, когда поправки в ранее принятые ПЗЗ вносятся без публичных слушаний. Это происходит, если в ПЗЗ не отражены объекты федерального, регионального, местного значения из Генплана или иного документа территориального планирования. Однако специальная оговорка исключает применение таких новых правил к проектам ПЗЗ, проектам изменений в ПЗЗ, которые были подготовлены и рассмотрены на публичных слушаниях до дня вступления в силу новых норм. Для таких проектов сохраняет силу действующий в настоящее время порядок. Аналогичная оговорка сделана и для документов территориального планирования, к каковым относится Генплан. Это, в частности, означает, что изменение проекта московских ПЗЗ, равно как и изменение московского Генплана может производиться исключительно с учетом результатов публичных слушаний.

Об юридической силе публичных слушаний подробно и чётко описано на нашем сайте.

Адвокат, Александр Ватолин.

Выбрать редакцию Текущая 01.01.2019 25.12.2018 01.10.2018 01.09.2018 04.08.2018 08.07.2018 03.07.2018 01.07.2018 11.01.2018 01.11.2017 11.08.2017 10.08.2017 12.07.2017 01.07.2017 01.01.2017 01.09.2016 04.07.2016 23.05.2016 02.05.2016 01.01.2016 30.12.2015 09.12.2015 19.10.2015 06.10.2015 01.10.2015 24.07.2015 13.07.2015 01.04.2015 09.03.2015 01.03.2015 22.01.2015 09.01.2015 01.01.2015 22.07.2014 01.01.2014 31.12.2013 30.12.2013 06.09.2013 01.09.2013 24.07.2013 19.04.2013 04.03.2013 01.01.2013 31.12.2012 30.07.2012 25.06.2012 06.01.2012 01.01.2012 25.12.2011 14.12.2011 08.12.2011 01.12.2011 25.10.2011 02.08.2011 01.08.2011 22.07.2011 15.07.2011 01.07.2011 17.06.2011 08.04.2011 25.03.2011 31.12.2010 26.07.2010 01.04.2010 01.01.2010 29.12.2009 28.12.2009 23.08.2009 20.07.2009 17.03.2009 01.01.2009 31.12.2008 30.12.2008 24.10.2008 25.07.2008 18.07.2008 01.01.2008 08.12.2007 14.11.2007 30.10.2007 03.07.2007 29.05.2007 11.04.2007 14.03.2007 21.01.2007 01.01.2007 19.12.2006 08.12.2006 29.10.2006 01.09.2006 29.08.2006 14.07.2006 01.07.2006 08.06.2006 10.01.2005 05.01.2005 18.10.2004 01.07.2004 01.07.2003 30.10.2001

Земельный кодекс (ЗК РФ) 2019

  • проверено сегодня
  • редакция от 01.06.2019
  • вступил в силу 28.09.2001
  • Глава I. Общие положения

  • Глава I.1. Образование земельных участков

  • Глава II. Охрана земель

  • Глава III. Собственность на землю

  • Глава V. Возникновение прав на землю

  • Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

    • Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Материал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»

Земельный кодекс РФ представляет собой кодифицированный документ, который содержит основные правила, регулирующие земельные отношения на территории Российской Федерации. Принят он был в сентябре 2001 года, а уже в октябре того же года обрел законную силу. Введение в действие кодекса позволило закрепить результаты правовых преобразований, проведенных после распада Советского Союза, а также стал завершающей точкой процесса формирования рынка земли в постсоветской России, хотя становление данных отношений продолжается до сих пор.

Структура Земельного кодекса РФ

В кодифицированный документ входит 18 глав и 108 регулирующих статей (на 2017 год). Как и прочие действующие на сегодня кодифицированные нормативно-правовые документу, в ЗК РФ большая часть глав посвящена общим вопросам и понятиям, относящимся к категории земельного права. Последние пять глав кодекса устанавливают правовой режим для каждой из категорий земель (по целевому назначению) в РФ.

Земельный кодекс Российской Федерации является гарантом земельных отношений, но не подразумевает неограниченных прав на пользование и распоряжение землей. В соответствии с понятиями, раскрытыми в статьях документа, большинство категорий земель относятся к объектам товарно-денежных отношений (являются оборотоспособными). Рассматриваются внутри документа и иные способы передачи прав собственности, не подразумевающие продажу земельных участков.

Из советского земельного права, на постулатах которого частично базируется Земельный кодекс РФ, было взято деление земель на категории по целевому назначению. Так, сегодня выделяются семь категорий объектов, среди них специально выделяются земли для:

  • ведения сельского хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения),
  • земли внутри границ населенных пунктов (земли населенных пунктов),
  • земли для целей ведения промышленной деятельности,
  • особо охраняемых территорий и объектов (в первую очередь это земли заповедников, заказников, парков и т. д.),
  • земли лесного фонда (в соответствии с Лесным кодексом РФ),
  • земли водного фонда (в соответствии с Водным кодексом РФ),
  • земли резерва.

Кроме категоризации земель, ЗК РФ чётко ограничивает и круг руководящих органов, имеющих право на распоряжение земельными ресурсами. Так, вопросы смены категорий земель, а также отнесения территорий к определенным категориям, могут решаться:

  • в отношении территорий и земель, находящихся федеральном подчинении – правительством страны;
  • в отношении земель и территорий, относящихся к муниципальной или частной собственности – органы региональной исполнительной власти, органы местного самоуправления (в зависимости от формы собственности).

Объекты и субъекты земельных отношений

Основным объектом земельного права признается земля в целом, как природный объект, земельный участок (часть поверхности земли, сведения о границах которой внесены в государственный кадастр недвижимости, а также часть земельного участка.

Соответственно, субъектами земельного права являются собственники земли, в том числе граждане РФ, иностранцы и апатриды, юридические лица, публичные образования (государственные и муниципальные) в лице своих органов.

Какие вопросы регулирует Земельный кодекс РФ?

В Земельном кодексе России отражены основные действующие нормы, отвечающие за регулирование прав на землю во всех рассматриваемых значениях понятия. И с учетом того, что ЗК РФ предусматривает три основных формы собственности на землю: частную, муниципальную и государственную, под юрисдикцию кодифицированного акта подпадают любые вопросы земельных отношений внутри страны.

Наиболее частыми вопросами, решение которых происходит с привлечением судебных органов Российской Федерации, являются:

  • признание права собственности на землю, в том числе в порядке приватизации;
  • споры о границах земельных участков (об установлении (изменении) границ);
  • споры о «прирезках»;
  • споры об устранении препятствий в пользовании участком и другие.

В последней действующей редакции документа немало внимания уделено правовому регулированию приобретения в собственность государственных и муниципальных земельных участков. Связано это с реформами по приватизации земли, с незаконными захватами земельных участков и незаконными отказами уполномоченных органов в их предоставлении.

Изменения в Земельного кодекса Российской Федерации в 2016-2017 году

Как и в 2016 году, в новом 2017 ЗК РФ не остался без изменений. Изменения Земельного кодекса РФ, вступающие в силу в 2017 году во многом обусловлены принятием нового федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», под действие которого попадают и земельные участки.

С 2017 года расширяется список ситуаций, в которых проведение торгов на право аренды государственной или муниципальной земли не требуется. Вводится понятие служебного надела и выделяется четкий круг субъектов по данному институту.

Ряд норм регулирует вопросы по аренде при комплексном развитии территории.

Земельный кодекс РФ 2017

Глава I. Общие положения

Глава I.1. Образование земельных участков

Глава II. Охрана земель

Глава III. Собственность на землю

Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками

Статьи 20 — 21. Утратили силу

Глава V. Возникновение прав на землю

Статьи 28 — 34. Утратили силу

Статьи 38 — 39. Утратили силу

Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности

Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю