Аналитика аналитические обзоры. Аналитика аналитические обзоры Преобразование унитарного предприятия

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (

29.06.2016

23 июня 2016 года Государственной Думой РФ в третьем чтении был принят законопроект № 1036078-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», предусматривающий исключение государственных и муниципальных унитарных предприятий из числа заказчиков по 223-ФЗ и применение ими с 1 января 2017 года при осуществлении закупок положений Закона о контрактной системе (44-ФЗ).

Не вызывает сомнений, что столь радикальные изменения в правилах и в нормативно-правовом регулировании порядка проведения закупок заставили унитарные предприятия задуматься о дальнейших действиях, связанных с исполнением положений указанного законопроекта.

Мы проанализировали действующее законодательство на предмет возможных действий унитарных предприятий и выделили два возможных сценария развития событий:

1. Реорганизация унитарного предприятия в форме преобразования.

2. Подготовка к переходу на применение Закона о контрактной системе

Рассмотрим возможности, предоставляемые законодательством при реализации первого сценария:

Статьей 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» по решению собственника унитарное предприятие может быть преобразовано в следующие формы:

1. В государственное или муниципальное учреждение (Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию).

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Имущество государственного или муниципального учреждения, как и в случае с казенными предприятиями, закрепляется за ними на правах оперативного управления, что порождает определенное сходство прав и обязанностей указанных юридических лиц.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Преобразование унитарного предприятия в бюджетное учреждение является наиболее распространенной практикой реорганизации унитарного предприятия и не сопряжено с большими трудовыми, организационными и временными затратами.

Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение, решением о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию должны быть определены:

Указанные решения могут приниматься (в зависимости от статуса унитарного предприятия):

  • Правительством Российской Федерации;
  • уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации унитарное предприятие может быть преобразовано в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью .

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно статьи 13 Закона № 178-ФЗ одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

  • В открытое акционерное общество - если размер уставного капитала унитарного предприятия равен или выше 100 тыс. рублей.
  • В общество с ограниченной ответственностью - менее 100 тыс. рублей.

Подготовительным этапом приватизации является подготовка прогнозного плана (программы) приватизации федерального (муниципального) имущества.

На основе прогнозного плана собственник имущества (публично-правовое образование) принимает решение о приватизации. В нем согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 178-ФЗ указываются:

Отметим, что согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. На основании этого документа все права и обязанности преобразованного унитарного предприятия переходят в открытое акционерное общество (пункт 4 статьи 58 ГК РФ). Передаточный акт составляется на основе данных инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, документов о земельных участках и правах на них.

При подготовке решения о приватизации осуществляются следующие мероприятия:

  • инвентаризация имущества и обязательств. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, при необходимости - на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • составление промежуточного баланса и его аудиторская проверка.

Промежуточный баланс и иные отчетные документы унитарного предприятия составляются в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности.

Также при необходимости оформляются план земельного участка и документы на иные объекты недвижимости. В силу пункта 1 статьи 28 Закона N 178-ФЗ приватизация зданий без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, невозможна (кроме земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте).

В целом можно говорить о том, что реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования в акционерное общество при приватизации должна включать в себя следующие этапы:

  • проведение инвентаризации имущества;
  • составление промежуточной отчетности;
  • проведение аудиторской проверки промежуточной отчетности;
  • оформление плана земельного участка, а также документов на иные объекты недвижимости и исключительные права, принадлежащие предприятию;
  • проведение контрольных проверок наличия и состояния имущества и обязательств организации;
  • определение порядка деятельности дочерних унитарных предприятий;
  • определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • определение объектов, в числе прочего исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса организации, и порядок их дальнейшего использования;
  • выявление обременений (ограничений);
  • определение балансовой стоимости подлежащих приватизации активов;
  • определение размера уставного капитала, количества и номинальной стоимости акций, состава совета директоров и ревизионной комиссии;
  • разработка устава общества.

Как видно из описания данного способа преобразования унитарного предприятия, процедура приватизации (преобразования в акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) представляется достаточно продолжительным и юридически сложным процессом.

II. В случае, если процедура преобразования унитарного предприятия невозможна, унитарное предприятие должно в рамках оставшегося до вступления в силу закона времени провести ряд подготовительных мероприятий, направленных на применение Закона о контрактной системе с 1 января 2017 года.

Мы подготовили пошаговую инструкцию для унитарных предприятий по подготовке к применению 44-ФЗ:

10 шагов к переходу унитарного предприятия на применение Закона № 44-ФЗ:

  1. Получить ключ усиленной электронной подписи в органах Федерального казначейства.
  2. Зарегистрироваться (перерегистрироваться) в единой информационной системе в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок.
  3. Настроить личный кабинет пользователя в ЕИС.
  4. Организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).
  5. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
  6. Создать комиссию по осуществлению закупок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
  7. Разработать, утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупках в отношении закупок, осуществляемых в 2017 году в соответствии с частью 21 статьи 15 Закона о контрактной системе.
  8. Выбрать электронную площадку для осуществления закупок в электронной форме.
  9. Осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
  10. Осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Детально о механизме действий по каждому шагу мы рассказываем в ходе вебинаров дистанционного курса повышения квалификации для государственных и муниципальных унитарных предприятий

Переход ГУП и МУП на 44-ФЗ в части осуществления закупок определен Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ. С 1 января 2017 г. муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить свои закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Семь шагов к переходу ГУП и МУП на работу по 44-ФЗ

ШАГ 1. Обучение ответственных должностных лиц

Контрактный управляющий

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Работники контрактной службы

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ все работники контрактной службы (в т.ч. руководитель контрактной службы) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Члены комиссии по осуществлению закупок

Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ Заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека. Таким образом, в случае, если Заказчиком создается единая, конкурсная или аукционная комиссии, то количество обученных членов комиссии должно быть не менее 3 человек (при общем количестве членов комиссии 5 членов), а при создании котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений – не менее 2 человек (при общем количестве членов комиссии 3 члена).

Комментарий: В соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона N 273-ФЗ 76 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные профессиональные программы – это программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.
В соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации составляет 16 часов, а программ профессиональной переподготовки - 250 часов.
Согласно «Методическим рекомендациям по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок» от 12.03.15 г. Минэкономразвития России и Минобрнауки России (далее – методические рекомендации), минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок составляет не менее 108 часов.
Таким образом, объем обучения по программе повышения квалификации в сфере закупок должен составлять не менее 108 часов, а объем обучения по программе профессиональной переподготовки – не менее 250 часов. Исключение – руководитель Заказчика, объем обучения которого должен составлять не менее 40 часов (согласно методическим рекомендациям).

Согласно ст.195.3 ТК РФ: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет:

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей;
  • за повторное нарушение - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 50 000 до 70 000 рублей.

ШАГ 2. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). А в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Реализация требования

В целях реализации данного требования (после принятия решения о назначении контрактного управляющего или создании контрактной службы), Заказчику рекомендуется разработать и утвердить следующие информацию и документы:

  • Положение (регламент) о КС/КУ Заказчика;
  • Регламент взаимодействия КС(КУ) с другими подразделениями и отделами организации (по желанию Заказчика);
  • Приказы о назначении КУ/работников контрактной службы или о возложении обязанностей на действующих сотрудников организации Заказчика;
  • Должностные инструкции на КУ/работников контрактной службы (либо осуществить внесение изменений в действующие инструкции в срок до 31.12.2016 г.).
Чем руководствоваться

1. Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.;
2. Типовое Положение (регламент), утвержденное приказом Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 г.;
3. Трудовой кодекс РФ;
4. Профессиональный стандарт - специалист в сфере закупок (утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 № 625н);
5. Профессиональный стандарт - эксперт в сфере закупок (утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 № 626н).

ШАГ 3.Осуществить планирование закупок на 2017 и последующие годы

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:
1) планов закупок (как правило, на трехлетний период);
2) планов-графиков (на 1 год).
Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия должны сформировать и утвердить в срок до 31.12.2017 г. план закупок и план-график.

В плане закупок, плане-графике а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ указывается идентификационный код закупки (ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

Чем руководствоваться при формировании идентификационного кода закупки (ИКЗ)

Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».

Чем руководствоваться при формировании планов закупок

1. Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 г. № 1043 (закупки для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд);
2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 552 (закупки для федеральных нужд);
3. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2015 г. № 761 (закупки для государственных нужд Самарской области).

Чем руководствоваться при формировании планов-графиков

1. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 554 (закупки для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд);
2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 553 (закупки для федеральных нужд);
3. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2015 г. № 750 (закупки для государственных нужд Самарской области).

Помимо формирования планов закупок и планов-графиков, Заказчикам следует осуществить обоснование каждой закупки при формировании плана закупок, плана-графика.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки, а при формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в том числе дополнительные требования к участникам закупки).

Чем руководствоваться при осуществлении обоснования закупок

ШАГ 4. Зарегистрироваться в ЕИС

Последовательность действий Заказчика по получению электронной подписи для получения возможности осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ представлена в Приказе Казначейства России от 30.12.2015 г. № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок».

ШАГ 5. Разместить в ЕИС план закупок, план-график

План закупок и план-график утверждаются в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Утвержденные план закупок и план-график (вместе с обоснованием закупок) подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Чем руководствоваться при размещении в ЕИС планов закупок и планов-графиков

Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ШАГ 6. Составить и утвердить дополнительные локальные акты

1. Регламент (положение) о комиссии по осуществлению закупок, порядок ее работы, а также приказ о создании комиссии по осуществлению закупок с учетом следующих особенностей:
Виды комиссий:

  • конкурсная комиссия;
  • аукционная комиссия;
  • котировочная комиссия;
  • комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • единая комиссия.

Численность и состав:

  • конкурсная, аукционная и единая комиссии ≥ 5 человек (в т.ч. председатель комиссии);
  • котировочная комиссия, комиссия по рассмотрению запросов предложений и окончательных предложений ≥ 3 человек (в т.ч. председатель комиссии).

2. Типовая документация для основных способов закупок .

3. Типовые проекты контрактов .

4. Регламент (положение) по экспертизе (шаблон экспертного заключения).

5. Регламент (положение) по приемке товаров, работ, услуг.

6. Приказ о назначении ответственных должностных лиц за проведение «внутренней» экспертизы, приемки товаров, работ, услуг .

7. Приказы о назначении ответственных должностных лиц по другим направлениям (например, ответственных за сбор коммерческих предложений, подготовку технических заданий и пр.).

ШАГ 7. Внести изменения в Положение о закупке или сформировать новое

С 01.01.2017 г. ГУПы, МУПы осуществляют закупки в соответствии с 223-ФЗ только в двух случаях:
1) за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами … а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации … субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В случае принятия решения о продолжении осуществления части закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ, Заказчику следует внести изменения в действующее Положение о закупках или создать новое Положение о закупках.
При этом указанные правовые акты в случае их принятия государственными, муниципальными унитарными предприятиями должны быть размещены до 31 декабря 2016 года в единой информационной системе.

При формировании нового или внесении изменений в действующее Положение о закупках, Заказчику следует учитывать, в том числе:
1) нововведения в Законе 44-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2017 г., касающиеся работы государственных и муниципальных унитарных предприятий;
2) требования Постановления Правительства РФ № 925 от 16.09.2016 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (вступает в силу с 01.01.2017 г.).

К сведению Заказчиков: ключевые отличия законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ

Законодательство РФ

Законодательство РФ
Положение о закупках

Электронная подпись – кто выдает

Казначейство

Казначейство (в отдельных случаях)
Любой удостоверяющий центр, выпускающий усиленную квалифицированную электронная подпись

Электронные площадки

5 электронных площадок «Госзаказа»::
- ООО «РТС-тендер»,
- ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг),
- ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,
- ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»,
- ЗАО «Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки».

Заказчик может использовать для проведения электронной закупки (в том числе электронного аукциона, электронного конкурса и др. способов, предусмотренных Положением о закупке) любые коммерческие электронные площадки, реализующие возможность проведения таких закупок.

Способы закупок

Открытый конкурс - ст. 48 44-ФЗ;
- конкурс с ограниченным участием - ст. 56 44-ФЗ;
- двухэтапный конкурс - ст. 57 44-ФЗ;
- электронный аукцион - ст. 59 44-ФЗ;
- запрос котировок - § 3 44-ФЗ;
- запрос предложений - § 4 44-ФЗ;
- единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) § 6 44-ФЗ;
- закрытые способы - §5 44-ФЗ.

Согласно ч.3 ст. 3 223-ФЗ
- конкурс;
- аукцион;
- а также иные способы закупки, которые могут быть предусмотрены заказчиком в Положении о закупке.

Контрактная служба (контрактный управляющий)

Обязательно создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего

Не предусмотрено 223-ФЗ

Комиссия по закупкам

ст. 39 ФЗ № 44
Обязательно создается при проведении всех закупочных процедур, за исключением закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

п. 4 ст. 447 ГК РФ
Обязательно создается при проведении конкурса.
В иных случаях создание комиссии по закупкам происходит согласно Положению о закупке заказчика.

Обучение в сфере закупок

Обязательно для:
Контрактного управляющего
Работников контрактной службы
Преимущественного количества членов комиссии по закупкам

Не обязательно, но возможно

Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов

Применяются согласно ст. 37 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов.

Не установлены 223-ФЗ

Национальный режим

При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, применяется национальный режим.
Механизмы импортозамещения:

Особые условия допуска (например, Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 и др.)
Ограничение допуска (например, ПП РФ от 30.11.2015 № 1289, ПП РФ от 05.02.2015 № 102 и др.)
Запрет (например, ПП РФ от 14.07.2014 № 656, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236, ПП РФ от 11.08.2014 № 791 и др.)

По состоянию на 01.10.2016: Постановление Правительства РФ №925 от 16.09.2016 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» - далее Постановление Правительства РФ № 925. (вступает в силу с 01.01.2017 г.)

Указание товарного знака, производителя, страны происхождения при описании объекта закупки

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ)

Можно указывать товарные знаки, производителя, страну происхождения (если запрет не содержится в Положении о закупке) с учетом положений Постановления Правительства РФ № 925 и иных НПА, регулирующих национальный режим и импортозамещение.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора), способы

Согласно ст. 22 44-ФЗ: Начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода (методов):
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.

Обоснование не требуется (если иное не предусмотрено в Положении о закупках)

Требования к участникам закупки

Ко всем участникам закупок устанавливаются единые требования (ст. 31 44-ФЗ), но к участникам отдельных видов закупок, а именно конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, аукционов устанавливаются также дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 44-ФЗ; ПП РФ от 04.02.2015 № 99).

Перечень требований к участнику закупки определяется заказчиком самостоятельно и указывается в Положении о закупке. При этом перечень требований должен быть исчерпывающим, а сами требования измеряемыми (п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223). При установлении требований следует избегать дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223).

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 ФЗ № 44, п. 7 ст. 3 ФЗ № 223).

Предоставление преимуществ

1. Обязанность заказчика осуществлять закупки в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО)
(ч. 1 ст. 30 ФЗ № 44).
2. Для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 28 ФЗ № 44).
3. Для организаций инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 29 ФЗ № 44).

1. Закон обязывает заказчиков производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3 ФЗ № 223).
При этом обязанность осуществлять закупки у СМСП возникает у заказчиков, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, Заказчик обязан производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) в размере не менее 18 % совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являются только СМСП, должен составлять не менее чем 10 % совокупного годового стоимостного объема закупок.

Планирование закупок

План закупок на период действия закона о бюджете (как правило, 3 года)
План-график на 1 год

План закупок на 1 год
План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от 5 до 7 лет (ч. 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Обоснование закупок

Обязательное обоснование закупок, является отдельным документов к плану закупок и плану-графику

Не предусмотрено 223-ФЗ

Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг

ст. 41, ч. 3 ст. 94 44-ФЗ
заказчик обязан производить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться:
- силами заказчика (внутренняя экспертиза);
- с привлечением экспертов, экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Не предусмотрена 223-ФЗ
(может быть предусмотрена Положением о закупке).

Заключение и изменение условий контракта (договора)

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке ч. 1 ст. 34 44-ФЗ.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ).
Объем товара может быть увеличен только на сумму, не превышающую разницу между НМЦК и предложенной ценой участника в случае проведения конкурса или аукциона (ч. 18 ст. 34 44-ФЗ), если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в нескольких случаях, предусмотренных ч.1 ст. 95 44-ФЗ.

При заключении и исполнении договора могут быть изменены объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).

Условие об ответственности в контракте

Ч. 4 ст. 34 44-ФЗ
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Не предусмотрено 223-ФЗ
(может быть предусмотрено в Положении о закупке)

Отчетность по закупкам

ч. 9-12 ст. 94 44-ФЗ, ПП РФ № 1093 от 28.11.2013 г. обязывают заказчика размещать в ЕИС не позднее 7 рабочих дней с даты исполнения контракта отчет об исполнении контракта (результаты отдельного этапа контракта).

Также заказчик обязан размещать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО до 1 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238).

ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг конкурентными способами;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну;
4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,
заключенных заказчиком по результатам закупки у СМСП.

Информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом. (ч. 21 ст. 4 223-ФЗ) составляется в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352.

Торгово-промышленная палата Самарской области готова оказать помощь ГУП и МУП в переходе на работу по Закону № 44-ФЗ по следующим вопросам:

  • В составлении проектов необходимых локальных актов (положения о контрактном управляющем/контрактной службе, положение о комиссии, шаблонов экспертного заключения и пр.);
  • В составлении проектов планов закупок, планов-графиков, обоснований закупок;
  • В обучении должностных лиц по программам повышения квалификации и профессиональной подготовки (от 40 до 256 часов) с выдачей удостоверения о повышении квалификации или диплома о прохождении профпереподготовки;
  • В консультировании по всем возникающим в процессе перехода на осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • В аудите составленных Вами документов, регламентирующих процессы осуществления закупок в соответствии с законом № 44-ФЗ (в т.ч. планов закупок, планов-графиков, локальных актов).

Расскажем в статье, что должны успеть сделать ГУП и МУП до конца 2016 года в соответствии с новыми правилами по переходу на 44-ФЗ.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как осуществить переход ГУП и МУП на Закон 44-ФЗ;
  • как создать контрактную службу и назначить контактного управляющего в ГУП и МУП;
  • как составить и утвердить план-график для ГУП и МУП;
  • нормирование закупок для ГУП и МУП;
  • как указать ограничение закупок у иностранных компаний.

На данный момент ГУП и МУП работают по Закону № 223-ФЗ , который, согласно мнению правительства, предоставляет ряд лазеек заказчику для маскировки некоторых закупок.

Чтобы повысить эффективность мер по контролю над заказчиками и более рационально расходовать бюджетные средства, было решено перейти на Закон № 44-ФЗ , который обладает более жесткими требованиями к закупкам, в том числе у единственного поставщика.

До конца 2016 года все муниципальные унитарные и государственные унитарные предприятия должны будут пройти . Эти нововведения ввели новые поправки в Законах № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»