Что такое гражданское государство. Правовое государство и гражданское общество: понятие, признаки, сущность, структура

Гражданское общество и государство.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII–XIX вв. и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Под гражданским обществом Гегель понимал современное ему буржуазное общество. «Гражданское общество, – писал он, – создано, впрочем, лишь в современном мире...».

Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук. На исследовании гражданского общества как особого этапа развития человечества основаны многие теоретические выводы современной социологии, политологии, теории государства и права, теории конституционализма и других общественных наук.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Его идеологические, экономические, политические предпосылки складывались в Западной Европе в период позднего средневековья (примерно XV–XVI вв.); в ходе борьбы против сословно-феодальнего неравенства и произвола идеи гражданского общества стали воплощаться в действительность. Исторической вехой становления гражданского общества была революция в Англии (1640–1649), от которой ряд историков ведет отсчет Нового времени.

Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. В отличие от предшествующих ему сословных и кастовых обществ гражданское общество основано на признании всеобщего правового равенства людей, определившего качественно новое положение личности в обществе и государстве.

На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Громадное социальное значение имело именно то, что впервые в многовековой истории человечества все люди независимо от их социального происхождения и положения были признаны юридически равными участниками общественной жизни, имеющими ряд признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия.

Исторические вехи:

Билль о правах

Декларация прав и свобод человека

Соотношение ГО и государства .

1. Гражданское общество – с-ма самостоятельных и независимых от гос-ва общественных инструментов и отношений, обеспечивающих условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для насыщенной социальной, духовной и культурной жизни, сохранения и воспроизводства накопленных нравственных ценностей и передаче от поколения к поколению. Гражданским называют демократическое общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и полит. отношениями между его членами, независимое от гос-ва, но взаимодействующее с ним, общество граждан, находящихся на стабильно высоком соц., экон., полит., культ. и моральном уровне, создающих совместно с гос-вом развитые правовые отн-я. Вплоть до XVIII века понятие Г.о. употреблялось как синоним понятия «гос-во».

Г.о. в целом отождествляется со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод чела. Вместе с тем в рамках Г.о. сосущ разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями.

Гос-во – в теории права способ организации общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанного на определенной преобладающей с-ме производственных отношений; основной институт полит. с-мы, форма орг-ции публичной полит. власти. Объективным выражением Г. является совокупность представительных, исполнительных и судебных гос. органов, образующих гос. аппарат.

2. Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражены в различии их структур, принципов организации и строения.

Любое государство организовано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет общества (налоги, сборы, государственные займы). Постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация – охрана общества и управление им.

В отличие от государства гражданское общество представляет собой систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов, отношений, основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и в самостоятельности добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.

3. Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений, а тем самым – на систему права. Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют (должны действовать) строго на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества правом не предопределены и не обусловлены. Создание и деятельность их объединений могут регулироваться законом, но создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников.



4. Граждане имеют правоспособность, дающую им самые широкие возможности совершать любые сделки, кроме запрещённых, в разных сферах общественной и частной жизни. В отличие от граждан государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, определяющей довольно узкие параметры их деятельности, предопределенные их целью, предметом ведения.

5. Отношения между гражданами, их объединениями, союзами (и внутри этих объединений) основываются на соглашениях, договорах, строятся на началах равенства, свободы, координации. Образно говоря, гражданское общество основано на горизонтальных отношениях равноправных лиц.

Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинен прямому вышестоящему начальству (органу, учреждению). Государственные отношения восходят к единому центру [и (или) «подцентрам»], управленческие отношения носят вертикальный характер.

6. Обособление гражданского общества от государства привело к ряду государственно-правовых последствий, обусловливающих те особенности современного государства, которые отличают его от государств кастово-сословной эпохи.

Во-первых, разграничение сфер личных (частных) и публичных (общих) интересов находит отражение в системе права, в делении его на частное и публичное. Это деление, намеченное в праве Древнего Рима, где существовали элементы гражданского общества, получает широкое распространение в странах, вставших на путь капиталистического развития. Именно в сфере частного права закрепляются идеи равенства членов общества, их личной свободы, безопасности и незыблемости собственности, самостоятельности, освобождения от свойственных сословным обществам идей «соборности», покорности властям и коллективам.

Во-вторых, развитие гражданского общества порождает представление о конституции как о законе, определяющем не только устройство высших органов власти, но также права и свободы граждан (Билль о правах, Декларация прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство – публичная власть, сфера общих интересов, общество – сфера индивидуальных свобод, частных интересов). Исследователи отмечают, что если исходным пунктом европейского конституционализма как политического течения было свойственное еще эпохе абсолютизма крайне неопределенное истолкование конституции в качестве «основных законов всякого общества», не содержащее идей ограничения обществом власти государства, то эволюция конституционализма привела к резкому сужению этого понятия, «которое приобретает конвенциональный (договорный) характер и определяет основной закон взаимоотношений общества и государственной власти. Конституция интерпретируется, по существу, как договор о распределении власти между ними».

В-третьих, развитие конституционного законодательства состоит не только в закреплении прав и свобод членов гражданского общества, но и в предоставлении гражданам средств воздействия на государственную власть. Именно становление гражданского общества дало возможность теоретически осмыслить проблему «политического отчуждения» и создало предпосылки его преодоления. В структуре высших органов государства Нового времени появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные (а не только сословные) представительные учреждения парламентского типа, обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов (законов). Возникновение и развитие представительной демократии – явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегда законодательствовали от имени всего народа (нации

7. Гражданское общество состоит из вторичных обществ, склонно к самоорганизации.

Существует следующее деление - Модели гражданского общества: либеральная (принципы – свобода личности, частная собственность), консервативная (больше думают об общем благе).

Нерсисянц согласно своей либертарной концепции придерживается следующей точки зрения:

«Для либертарно-юридического подхода определяющее значение имеет свобода индивидов (ее масштаб, мера, объем, содержание, характер и т.д.), правовые (и государственно-правовые) формы ее существования и развития в историческом процессе эволюции человеческих сообществ.»

То есть, «Современное гражданское общество – это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка. Человек как член гражданского общества является полноправным и вместе с тем ответственным (соблюдающим свои обязанности и уважающим права других) участником различных общественных отношений – экономических, духовных, информационных и т.д»

Таким образом, для Нерсисянца важно не само ГО и институты, организации, из которых оно состоит, а «свободный индивид».

Гражданское общество

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. В Конституции России 1993 года термин «гражданское общество» не используется, а из всех институтов гражданского общества в федеральном законодательстве отмечена только адвокатура.

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Гражданское общество - понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других.

Гражданское общество можно определить также как совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

Признаки гражданского общества

  • Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • Развитая демократия;
  • Правовая защищённость граждан;
  • Определённый уровень гражданской культуры;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправляемость;
  • конкуренция образования их структур и отдельных групп лиц;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • легитимность.

Концепция гражданского общества

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Т. Гоббс, английский философ:

Гражданское общество - это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

Дж. Локк, английский философ:

Гражданское общество - это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

Ш. Монтескье, французский философ:

Гражданское общество - это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.

Т. Пейн, американский просветитель:

Гражданское общество - благо, а государство - неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Г. Гегель, немецкий философ:

Гражданское общество - сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи:

Гражданское общество - сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма

2.1. Структура и основные элементы.

· Современное гражданское общество имеет следующую структуру:

· 1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

· 2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

· 3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

· Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.

· Из этого вытекает и конкретный анализ основных элементов гражданского общества.

· Во-первых, экономическая организация гражданского общества - это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный «компонент» экономической свободы невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

· Второй структурный элемент гражданского общества - его социальная организация. В рыночных условиях она носит весьма сложный характер, что отражает прежде всего различия отдельных социальных групп. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работники, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп - важное направление социальной политики.

· Наемным работникам необходимо создавать экономические, социальные и правовые условия для эффективного труда, справедливой оплаты своего труда, широкого участия в прибылях.

· В отношении предпринимателей должны приниматься меры, направленные на гарантирование им свободы всех форм экономической деятельности, на стимулирование их капиталовложений в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг. Что же касается нетрудоспособных граждан, то им должна быть обеспечена адресная социальная защита, определены нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни.

· Третий структурный элемент гражданского общества - его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять с государственно-политической организацией, с государственным управлением обществом. Напротив, реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. В соответствии с этим происходит так называемая политическая институционализация гражданского общества, то есть общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, религиозные организации, добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие, добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов. Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность. Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной, никакой иной партии, кроме правящей - «партии власти». Важным условием обеспечения политического и идеологического плюрализма, а, следовательно, и институционализации гражданского общества является свобода организации и деятельности средств массовой информации.

· Это, однако, не означает тождества свободы личности «и правового положения гражданина. Свобода, как уже отмечалось, обладает таким свойством, как нормативность. Из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям (общеобязательным правилам поведения). С другой стороны, это означает, что внешней формой бытия свободы личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы. И только в наиболее важных, имеющих повышенную значимость для общества или для самого человека областях меру свободы определяет, нормирует само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов. Законы, если они носят правовой характер, являются в этом плане, по словам Маркса, «библией свободы». Главным же юридическим средством закрепления, признания со стороны государства достигнутой свободы личности является конституция.

· При этом сами права и свободы, в том числе конституционные, с одной стороны, определяются уровнем развития гражданского общества, зрелостью его экономической, социальной, общественно-политической организации; ведь гражданское общество - социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, от полноты прав и свобод человека и гражданина, степени их гарантированности, последовательности реализации во многом зависит развитие, углубление важнейших характеристик гражданского общества как правового, демократического общества, как общества подлинной свободы и социальной справедливости. Права человека н гражданина являются в этом плане инструментом саморазвития гражданского общества, его самоорганизации. Эта двуединая взаимосвязь находит свое закрепление и на государственно-правовом, юридическом уровне, когда Конституция и другие законы устанавливают ответственность не только гражданина перед государством, но и государства перед личностью.

· 2.2. Функции гражданского общества.

· Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

· В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

· 1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· 2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

· 3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

· 4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· 5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· 6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

· 7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

· Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

· 2.3. Формы взаимодействия государства и гражданского общества

· Переход от традиционного, феодального общества к гражданскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, образующихся автономными ассоциациями граждан, наталкивалось на противодействие централизованного государства. Однако государство было вынуждено не только считаться с возникающими ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения отношений с населением, существенно перестроить собственные властные структуры.

· Не во всех странах конфликт между гражданским обществом и государством, который в ряде случаев выливался в столкновения между парламентом как органом народного представительства и королевской властью по поводу их политической роли и объемов полномочий, разрешался установлением конституционно-правовых принципов их взаимоотношений. Эта борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политико-организационных форм обеспечения стабильного и умеренного правления, при котором распределение политической власти в обществе было бы сбалансированным.

· Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составляющих единую систему конституционализма. Конституционализм, как политико-правовой принцип, имеет различное толкование в силу, вероятно, его длительной эволюции. Согласно классическому правовому определению, конституционализм, как и парламентаризм, и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм - форма государства, в котором вся полнота власти сосредоточена у монарха. В этом смысле конституционализм противостоит абсолютизму как форма правового государства, в котором отношения между государством и гражданским обществом регламентированы правовыми нормами.

· Характер отношений между народным представительством (парламентом) и правительством (исполнительной властью) зависит от доминирования в механизме власти либо принципа парламентаризма, либо принципа конституционализма. Парламентаризм означает зависимость правительства от решений парламента. Конституционализм предполагает независимость правительства от воли парламента. Примером такого распределения власти может служить система министерского правления в рамках конституционной монархии. В этом случае за переведение конкретного направления политики несет ответственность министр, назначаемый монархом и ответственный перед ним. Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное представительство, разделение и объемы полномочий различных ветвей власти и гарантии прав граждан.

· По способу возникновения, определяемому соотношением политических сил (прогрессивных и традиционалистских, реакционных), конституционализм может иметь договорной характер, т. е. быть результатом взаимного согласия общества и государства, или октроированный, т. е. «спускаться» сверху государством. Во втором случае монарх «дарует» обществу конституцию, сознательно ограничивая собственные полномочия, отказываясь от них в пользу правительства и парламента.

· Договорный конституционализм преобладал в странах классической, хаотической модернизации, где процессы формирования гражданского общества и правового государства шли параллельно и постепенно. Эти процессы имели экономические, социальные и культурные предпосылки и естественным образом сформировали социальную структуру гражданского общества в лице среднего класса (мелких торговцев, предпринимателей, ремесленников, фермеров, лиц свободных профессий и т. д.), обеспечили экономическое господство буржуазии. Затем экономическое господство буржуазии через революцию было дополнено политическим - переходом в ее руки власти. В процессе модернизации государство и гражданское общество тесно взаимодействуют.

· Октроированный конституционализм характерен для стран запаздывающей модернизации, в которых отсутствуют некоторые предпосылки (экономические, социальные, культурные, правовые) перехода от традиционного к гражданскому обществу. Так, отсутствие зрелого среднего класса приводит к тому, что реформы может проводить часть либеральной буржуазии в союзе с просвещенной бюрократией и с использованием институтов государства. Догоняющий тип развития таких стран требует интенсификации процесса преобразований, использования авторитарных методов модернизации. Это приводит к постоянным конфликтам между государством и гражданским обществом.

· Выбор конкретных политических форм перехода от абсолютизма к демократии, во время которого изменялось соотношение государства и гражданского общества, кроме исторических, национальных особенностей был обусловлен борьбой трех политических сил: королевской власти, народного представительства (парламента) и правительственной бюрократии. Зрелость гражданского общества, выражавшаяся в наличии разветвленной партийной системы, способной выражать интересы граждан в парламенте, ограничивала власть монарха. Однако процесс рационализации управленческой деятельности заметно усилил роль бюрократии. Практически к ней переходила вся исполнительная власть, а монарх лишь формально оставался ее вершиной.

· Исходя из этого, распределение полномочий между тремя политическими силами определял выбор той политической формы правления, которая должна была прийти на смену абсолютизму. Естественно, что длительный период абсолютистско-монархического правления сформировал политические традиции, которые влияли на выбор политической организации. Не случайно политическая модернизация абсолютистских режимов в большинстве западных стран, за исключением США, породила смешанную форму - конституционную монархию. Однако удельный вес и объемы политического доминирования в механизмах власти короля, парламента и правительственной бюрократии различны. Они определялись характером политической коалиции, которую предпочитали эти силы. Направленность интересов участников коалиции определял тип режима.

· Первый тип режима в рамках конституционной монархии - парламентскую монархию - дала английская революция. Она стала результатом коалиции всесильного парламента и безвластного монарха. Англия первой реализовала классический вариант политической системы конституционализма. Ее смысл состоял в переходе реальной власти от монарха к правительству и премьеру, полностью зависимых от парламента. Особенностью британского конституционализма является отсутствие писаной конституции и наличие особых средств регулирования отношений законодательной и исполнительной власти средствами обычно-правовых прецедентов.

· Большинство стран Западной Европы пыталось перенести английский вариант в свои общества. Однако наличие двух противоборствующих политических потоков - республиканско-демократического, стремившегося к установлению принципа народного суверенитета, и абсолютистско-монархического, предпочитавшего сохранение в полном объеме королевской власти, не позволило воспроизвести английскую систему. В результате там установилась конституционная монархия в дуалистической форме. Это означало появление самостоятельной законодательной власти в лице парламента, но с сохранением законодательных и исполнительных функций за монархом (король оставался главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим и верховным арбитром). Наличие монархической и представительной власти создавало систему сдержек и противовесов, которая, правда, не была устойчивой в силу культурной и политической неоднородности общества. Политическая коалиция монарха и бюрократии против парламента дала третий тип конституционной монархии, именуемый монархическим конституционализмом. Если английский вариант политической модернизации означал изменение сущности и целей политического порядка при сохранении традиционных институтов, то при данном варианте сущность правления оставалась прежней, а трансформировались лишь политические институты. Этот вариант политической модернизации был олицетворением мнимого конституционализма. Дарованные монархами конституции были лишь узаконением традиционных носителей власти. Установление мнимого конституционализма в странах Центральной и Восточной Европы, в России было следствием незрелости гражданского общества.

· Как показала политическая история мировой демократии, активности общественных ассоциаций и росту их членов, прежде всего, способствуют следующие структурные факторы: повышение образовательного уровня населения; развитие общественных коммуникаций; периоды активизации политического протеста, привлекающие новых рекрутов в социальные объединения; реакция общественности на вновь выдвигаемые правительственные программы преобразований и т.д.

· В то же время извечными трудностями становления и развития гражданского общества являются не только активность государства, стремление правящих элит к усилению своих позиций в социуме и даже превышению собственных полномочий. Серьезную опасность для формирования и существования гражданского общества представляет и деятельность различного рода корпоративно-бюрократических структур внутри государства, неизменно принижающих статус самодеятельной активности граждан и стремящихся усилить государственную опеку над нею. Самостоятельными и крайне важными причинами ослабления позиций гражданского общества служат и непроясненность для населения ценностей социальной самодеятельности, отсутствие приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека. Поэтому гражданское общество не возникает там, где люди не борются за свои права и свободы, где отсутствуют традиции критического анализа общественностью деятельности властей и, наконец, где политические свободы воспринимаются людьми как своеволие и отсутствие ответственности за свои поступки.

Один из лидеров итальянских коммунистов Антонио Грамши, в отличие от Ленина и других большевиков-коммунистов писал: «На Востоке, в условиях, когда все решало государство, гражданское общество существовало в неоргани-зованном, примитивном состоянии. На Западе же между госу-дарством и обществом были упорядоченные отношения и при ослаблении государственной власти выходила на арену сложная структура гражданского общества. Государство являлось пере-довым эшелоном, за ним находилась крепкая цепь крепостных укреплений».

Это, в частности, объясняется тем, что на Востоке собственность в основном была общинная, тогда как на Западе с самого начала преимущественное значение имела частная собственность. Конечно, такая форма собственности автоматически не создает институтов гражданского общества.

На Востоке

На Востоке в условиях традиционных обществ и в колониальный период государство оказывало решающее воздействие на все сферы жизни. Человеческая личность была всецело зависи-ма от государства и общины, судьба общины также зависела от государства. В результате этого здесь или не было гражданско-го общества, или оно было в зачаточном состоянии. Хотя это общество, ставшее на ноги в Новое время , проходило первоначальный этап становления ещё в условиях Древней Греции и Рима . Этот момент подчёркивали даже некоторые видные марксисты .

Государство и политическая структура должны отве-чать известным требованиям демократии . Только лишь в таких условиях возникает потребность в гражданском обществе. Созданные демократическим государством условия должны служить удовлетворению интересов граждан. При этом осуществляется деятельность на основе убеждения, правовых и нравственных норм, а также неотъемлемых прав свободной личности с помощью неполитических организаций.

Конкретные условия, диктующие необходимость создания гражданского общества, весьма разнообразны. Это легко про-слеживается на примере негосударственных и частных благо-творительных фондов. Существующие в литературе по этому вопросу точки зрения можно обобщить следующим образом:

  • в основе потребностей граждан организационно объеди-няться лежит чувство сострадания, инстинктивное состояние помочь нуждающимся людям;
  • по убеждению человек , оказывая помощь кому-либо, по-лучает внутреннее удовлетворение;
  • склонность людей к благотворительности, её организаци-онное оформление может рассматриваться как проявление себя перед общественностью;
  • показывает степень информированности людей об изме-нениях, происходящих в их окружающей среде;
  • выражает верность чувству долга в отношениях с близки-ми людьми;
  • с точки зрения гражданственности, взамен помощи ока-зываемой нуждающимся без материальной выгоды получение внутреннего удовлетворения;
  • как гражданская обязанность выражение верности к спра-ведливости в общечеловеческом понимании.
  • Наличие в обществе частной собственности.
  • Наличие демократии .
  • Обеспечение прав и свобод граждан.
  • Наличие достаточного уровня гражданской культуры .
  • Высокий уровень образования населения.
  • Высокая гражданская активность населения и наличие неполитических организаций.
  • Наличие самоуправления и самоорганизации общества.
  • Присутствие конкуренции в различных группах общества.
  • Обеспечение свободы слова и плюрализма.
  • Обеспечение потребностей граждан (мощная социальная политика и развитая экономика).
  • Преобладание среднего класса . Материал с сайта

Свобода личности

Законы свободной рыночной экономики тако-вы, что свободные личности, в своих интересах опираясь на дей-ствующие демократические порядки в сферах жизни граждан, должны и могут создавать необходимые свои организации. Ибо свободная и независимая личность есть центральная фигура гражданского общества.

Потребности граждан

Государство в своей деятельности обязано мак-симально учитывать потребности граждан. Потому что это на-правлено на обеспечение своего постоянного существования.

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

  • 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) верховенство закона;
  • 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель, Платон): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

  • - ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);
  • - верховенство права во всех сферах общественной жизни;
  • - конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • - наличие развитого гражданского общества;
  • - правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
  • - верховенство закона в системе права;
  • - соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • - прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

  • 1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)
  • 2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)
  • 3. Принцип разделения властей (ст. 10)
  • 4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)
  • 5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)
  • 6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)
  • 7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)
  • 8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)
  • 9. Принцип ответственности государства и личности.

Понятия "общество" и "гражданское общество" не тождественны . Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским. Современное понимание гражданского общества сложилось в период возникновения и развития буржуазных общественных отношений. Сам же термин "гражданское общество" стал употребляться примерно в XVIII в., хотя понимание гражданского общества, его отделение от гос-тва относят ко временам Древней Греции (Аристотель). Затем данное понятие получило развитие в трудах Г. Греция, Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля.При этом под гражданским обществом понималась независимая от государства особая сфера жизни общества, которая включает в себя экономические, семейные, этнические, культурные и иные отношения, кроме политических. Это те общественные отношения, которые способны развиваться независимо от гос-тва, и последнее не вправе вмешиваться в данный процесс.

Гражданским является общество , способное противостоять гос-тву, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое может сформировать правовое гос-тво.Итак, под гражданским обществом понимается совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от гос-тва . Относительно независимых потому, что гос-тво управляет обществом, служит формой его организации. Однако гос-тво не вправе вмешиваться в эти отношения, поскольку они составляют сферу частной жизни людей.

Структура:

1. экономическая система – закрепляет отношения собственности, распределения, обмена и потребления отношения производства материальных и нематериальных благ

2. политическая – включает в себя государство, право, политические партии, общественные движения, политические отношения и политическое сознание (взгляд на текущую политику)

3. духовно – культурная – образование, наука, культура, искусство, религия и соответствующие культурно –научные отношения

4. социальная – личность, семья, школа, церковь, межличностные отношения, отношения между крупными социальными группами, классами, сословиями.

5. Система негосударственных СМИ

Признаки:

  1. свобода – независимость индивида от государства, независимость в выборе сферы профессиональной реализации; независимость в формировании политических взглядов и убеждений; наличие в государстве механизма защиты прав и свобод человека и гражданина: наделение индивида собственностью (средствами, необходимыми для достойного существования);
  2. правовой характер общества – имеет место правовое государство, основанное на праве и соблюдении Конституции
  3. открытость – информационная свобода , т.е. отсутствие государственной монополии на информацию; свобода мысли, слова, образования, свобода её размещения вне страны, свобода въезда и выезда из страны:
  4. плюрализм – наличие партий различных идеологических направлений, отсутствие обязательной государственной идеологии, наличие в обществе различных точек зрения, свобода их выражения, свобода конкуренции партий в борьбе за власть самоуправление и саморазвитие

Признаки гражданского общества:

  • 1. Индивид независим от государства,
  • 2. Наличие частной собственности,
  • 3. Многоукладная экономика,
  • 4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,
  • 5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,
  • 6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,
  • 7. Самоуправляемость общества,
  • 8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,
  • 9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,
  • 10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Сущность и основные принципы гражданского общества.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединя­ет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, ры­ночные отношения;

2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3. легитимность и демократический характер власти;

4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юриди­ческая защищенность личности;

5. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7. свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9. классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Демократия в любой стране как форма политического существования формируется, развивается и сохраняется лишь на такой социальной основе как гражданское общество. Именно гражданское общество выполняет задачи соединения личных, коллективных и общественных интересов, объединяет граждан с помощью многообразных горизонтальных и вертикальных связей между его элементами в единое целое, охраняет демократическую систему государственного управления, права личности.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество – сторона общества, общественной жизни людей, огражденная законами от прямого вмешательства государственной власти и произвольной регламентации их отношений. В гражданском обществе человеку гарантируется свободный выбор форм его политического и экономического бытия, добровольность вступления в любую общественную организацию и деятельность в ней в рамках закона.

Форма государственного правления в развитом гражданском обществе – демократическая.

Гражданское общество – воплощение конкретно-исторического уровня народовластия, гражданской ответственности людей, степени достижения их контроля за деятельностью государства и его органов.

Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Гражданское общество – это общество, в котором различные по своей природе объединения граждан осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность.

Гражданское общество – определенный общественный строй, организации семьи, сословий или классов, официальным выражением которого является система гражданского права.

Понятия «гражданское общество» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

Для функционирования гражданского общества необходимо н а л и -
ч и е п р е д п о с ы л о к:

· экономических (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция);

· социальных (большой удельный вес в обществе среднего класса)

· политико-правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм)



· культурных (обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести)

Э т а п ы ф о р м и р о в а н и я г р а ж д а н с к о г о о б щ е с т в а:

XVI–XVII вв. – складывание экономических и политических предпосылок существования гражданского общества, переворот в общественной идеологии.

XVIII–конец XIX в. – формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции.

XX в. – значительные изменения в социальной структуре общества, идет процесс становления правового социального государства.

Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях:

производственном (граждане создают ассоциации или организации для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье),

социокультурном (для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении или вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы),

политико-культурном (в котором реализуются потребности граждан в политической деятельности).

Структура гражданского общества включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль, не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами по интересам, движениями гражданских инициатив.

Главные принципы гражданского общества:

· Свобода члена общества как человека.

· Равенство его с другими как подданного.

· Самостоятельность члена общества как гражданина.

Условия развития гражданского общества:

· Равенство в нем прав, свобод и обязанностей.

· Равное развитие всех трех составляющих – человека, общества, государства.

· Индивидуальность личности и коллективизм людей, организованных в общество.

Важнейшие условия существования гражданского общества и правового государства – обладание личностью правом на самореализацию, на индивидуальную, личную свободу, экономический суверенитет.

Экономическая и политическая свобода – формы проявления свободы человека как члена общества, как самоценной личности. Признание самоценности личности, ее прав и свобод предполагает ответственность личности перед обществом.

Взаимоотношения гражданского общества и государства:

· Гражданское общество представляет собой все отношения между людьми и общественные институты, которые формируются и развиваются без непосредственного вмешательства государства.

· Разделение гражданского общества и государства условно, они существуют в неразрывной связи друг с другом.

· Зрелое гражданское общество является необходимым условием формирования реальной демократии и правового государства.

· Связи гражданского общества и государства обусловлены существованием политико-культурных отношений между ними, потребностями личности в политическом участии, гражданской активности.

Направления формирования гражданского общества в России:

· Создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики.

· Формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству – создание реального плюрализма в обществе.

· Преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий (А. А. Радугин).

Гражданское общество – это совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке. Это самостоятельное объединение людей, активно участвующих в общественной жизни. Оно является своеобразной промежуточной структурой между личностью и государством, выразителем общественного мнения. В гражданском обществе главным действующим лицом, субъектом развития выступает человек с его системой интересов и потребностей.

Гражданское общество – историческое образование. Оно возникает после государства на определенной ступени развития общественных отношений в ходе их эволюции. Когда общество освобождается от сословных, феодальных пут, от всевластия государства, именно в этот момент и рождается гражданское общество. Примерно с XVII в. в Западной Европе государство теряет свои неограниченные функции гаранта феодально-сословных привилегий и монархического произвола. В результате буржуазных революций возникает самостоятельная, защищенная от посягательств государства личность с ее неотчуждаемыми естественными правами, которая руководствуется в своей деятельности индивидуальным интересом. Личный интерес побуждает граждан на активное участие в общественной жизни общества; рождает желание влиять на государственную власть и за нее бороться. Самый доступный путь реализации личных интересов – организация партий, групп, ассоциаций, движений и пр., которые соответствуют тем или иным интересам (экономическим, политическим, религиозным и т. д.) граждан, стремящихся осуществить поставленные перед собой цели (завоевание политической власти, борьба с загрязнением окружающей среды и т. д.). Таким образом возникает гражданское общество .

Понятие гражданское общество употреблялось еще в античности. Однако его использовали как синоним политического общества или государства. Это было связано с тем, что государство охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, искусство. Именно поэтому у Аристотеля, Платона и др. мы находим представление об обществе как о некоем организме . Естественное состояние человека понимается как его растворенность в полисе, а цель и смысл существования каждого сводится к участию в общественных делах своего сообщества. Человек не ощущал себя индивидуальным лицом, он выступал прежде всего как гражданин государства.

Развитие гражданского общества в странах Запада активно началось в ходе революционно-буржуазных преобразований на рубеже XVIII–XIX вв. Одним из первых тему гражданского общества затронул Т. Пейн в своем политическом памфлете «Права человека». Как сторонник демократизма в США, он считал, что государство – необходимое зло, его власть должна быть ограничена в пользу гражданского общества, сведена до минимума. Это связано с тем, что свободные и равные индивиды, наделенные неотъемлемыми правами, предшествуют государству, как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Они, объединенные в общество, и без вмешательства государства в состоянии урегулировать почти все свои дела; чем совершеннее гражданское общество, тем меньше оно нуждается в правительстве (и государстве). Пейн был убежден в том, что сокращение власти государства до минимума сделает возможным формирование международной конфедерации национально независимых и мирно взаимодействующих гражданских обществ. Национальное государство в таком случае состояло бы из выборного управляющего и гражданского общества – гаранта всеобщего мира, цивилизации.

Существует и другой подход, согласно которому слишком большая свобода гражданского общества считается фактором усложнения общественной жизни и интенсификации конфликтов, для устранения которых необходимо более жесткое государственное регулирование. В разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством особенно велика заслуга Гегеля. Согласно его учению гражданское общество представляет особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству, возникающую в процессе формирования капитализма. Гражданское общество – это общество владетелей собственности, которые, несмотря на религиозные, расовые, политические и другие различия равны перед законом: им разрешено преследовать личные интересы и реализовывать собственные представления о счастье, они свободны в выборе карьеры, профессии, работы по найму, места проживания и работы. Гражданское общество внутренне связано с рыночной экономикой. В отличие от семьи, представляющей собой некое целое, гражданское общество составляют конкурирующие между собой индивиды. Пока это общество ничем не ограничено, никакие связи между индивидами, никакая заинтересованность в общественном благе не снимают противоречий между членами общества, борющимися за обладание богатством, властью и счастьем. Согласно Гоббсу, это состояние «войны всех против всех», что, естественно, должно найти свое диалектическое разрешение. Эту задачу выполняет государство, которое снимает, преодолевает, делает относительным антагонизм гражданского общества. Государство есть высшее проявление всеобщей воли и разума, где нашли свое разрешение политические, нравственные и материальные противоречия гражданского общества, ибо государство есть органическая целостность, объединяющая отдельные части общества и отдельных граждан. Согласно учению Гегеля, государство в состоянии обеспечить гражданскому обществу свободу лишь удерживая его в подчиненном положении, т. е. подчиненным закону, который, ограничивая частнособственнический эгоизм гражданского общества, создает условия для свободного сосуществования граждан, сознающих свой законопослушный долг перед государством.

Противоположные взгляды Т. Пейна и Г. Гегеля на роль и значение государства и гражданского общества отразили реальные противоречивые взаимоотношения этих социальных институтов общества, объединяющие началом, фундаментом, на котором строится гражданское общество, служит экономически и юридически свободная личность, руководствующаяся во всех своих желаниях и действиях своим частным интересом. Совпадение или, наоборот, взаимное отторжение личных интересов граждан порождает в обществе своего рода «броуновское движение», результатом которого являются разнообразнейшие ассоциации, союзы, партии и пр. организации для защиты и реализации в государственных решениях (законодательных, исполнительных, судебных) своих индивидуальных и групповых интересов. Участвуя в этих общественных, политических и неполитических организациях, каждый стремится удовлетворить свой частный интерес: будь то членство в политической партии, главной задачей которой является политическая власть; или союз предпринимателей, путем совместных действий стремящийся отстоять те или иные частнособственнические интересы; или профессиональный союз работников наемного труда, желающих в экономической борьбе с работодателями отстоять свои трудовые интересы; или экологическая организация заинтересованных в спасении окружающей среды.

В основе гражданского общества лежит не единство, а разнообразие, не солидарность, а противопоставленность индивидуальных и групповых интересов друг другу. В этих условиях государство выступает в роли регулятора и арбитра в конфликте экономических, политических, социальных и религиозных интересов граждан, объединившихся в соответствующие общественно-политические и экономические союзы.

Развитое гражданское общество может существовать лишь в условиях демократического государства, где действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом». В условиях же авторитарно-тоталитарных режимов гражданское общество гибнет, ибо огосударствление проникает во все сферы жизни, лишая гражданина прав на частную инициативу. В этих условиях разнообразие общественно-политической жизни общества сводится к одному всеобщему интересу: общественная собственность, одна партия, единый профессиональный союз и т. д. В результате происходит процесс распада социальных групп, разрыва традиционных связей между людьми, разрушение культурных и профессиональных норм и ценностей. В таких условиях личность бесправна и полостью зависит от непредсказуемых, бесконтрольных действий государственных властей.

Поэтому, чем выше степень защищенности индивидуальной и общественной сфер жизни от жесткой регламентации со стороны государства и его органов, тем эффективней развитие общества, ибо граждане могут через институты гражданского общества добиться разрешения своих проблем.

Демократический принцип правления является залогом становления и развития гражданского общества, но, в свою очередь, и развитое гражданское общество является залогом сохранения и стабилизации демократии.

Гражданское общество в России характеризуется отставанием в своем развитии. Причины здесь самые различные: многовековая феодальная эксплуатация народа, самодержавно-крепостнический общественный строй, ничем не прикрытое подавление личности, культ силы власти государства и ее держателей. Часто незрелость гражданского общества в России нынешние публицисты и журналисты объясняют злой волей «демонов революции»: Ленина, Троцкого, Сталина, «совдепии», «партократии» и т. д. Но это не совсем так. Процесс становления гражданского общества охватывает века и связан с переходом от традиционных феодальных обществ к индустриальным формам развития. А он, как известно, в России начался с большим опозданием, фактически после отмены крепостного права в 1861 г. До этого в России отсутствовал свободный рынок труда, третье сословие едва формировалось, Россия была аграрной страной, практически не появились еще субъекты гражданского общества. Самодержавие и бюрократия действовали бесконтрольно, решительно пресекали легальную деятельность каких-либо общественных оппозиционных сил. Даже в первое десятилетие ХХ века гражданское общество в России находилось на начальной стадии становления.

Сдерживающим фактором выступала и сельская община, которая недоброжелательно относилась к индивидуальному предпринимательству, культивировала круговую поруку, иждивенчество, верноподданничество, чинопочитание, лишала своих членов чувства личного достоинства, обожествляла деспотизм и его носителей.

Коренных перемен в этом вопросе не произошло и в период социалистического развития. Элементы гражданского общества имелись, но они носили порой формальный характер, излишне заорганизованный и контролируемый сверху государственной властью. Если проводить исторические параллели, то становление гражданского общества и стабилизация демократических режимов власти в странах Запада потребовали по меньшей мере столетие.

Для создания гражданского общества в современной России необходимо:

· в политике: формирование правового государства, развитие законодательства, строгое разделение властей;

· в экономике: создание экономического фундамента гражданского общества на основе конкуренции разных форм собственности;

· в социальной сфере: преодоление социальной неустойчивости, поддержка среднего класса;

· в духовной сфере: различное заимствование зарубежного опыта, развитие образования, культуры, науки.

Все это в совокупности позволит создать условия для развития гражданского общества в России.

Таким образом, гражданское общество – определенный рубеж в поступательном развитии человеческого общества. Оно выступает посредником между индивидом и обществом, формирует личность, осознающую себя обладателем неотчуждаемых прав и свобод и несущую перед обществом ответственность за свою деятельность и поведение.

Основными сущностными признаками гражданского общества являются экономическая, социальная, политическая и духовная свобода его членов, их право и способность самостоятельно решать свои экономические и социально-политические проблемы. Гражданское общество – это самоорганизация граждан, независимая от государства и существующая наряду с ним, представляющая собой совокупность, многообразие форм самодеятельности людей и служащая для удовлетворения их потребностей и интересов.

Государство существовало не всегда, а появилось на определенной ступени развития общества. В условиях родоплеменных взаимоотношений людей власть осуществлялась всеми членами родовой общины и избираемыми ими старейшинами и вождями, обладавшими наибольшими мудростью и доблестью. Власть была основана на авторитете, а не на средствах принуждения. Порядки общины и племени регулировалась многовековыми обычаями , которые, как правило, неукоснительно соблюдались всеми. Споры между племенами разрешались с помощью жестоких войн и по обычаям кровной мести.

С переходом от хозяйствования добывающего, присваивающего (охота, рыболовство, собирание плодов, ручное земледелие) к производящему (скотоводство, земледелие) возникает частная собственность на средства и продукты труда и вслед за ней – социальное расслоение общества .

Термин «государство» можно понимать в различном смысле:

как организацию большой общественной группы – в таком случае в обыденном языке употребляются понятия: страна, нация, общество, отчизна и др.

как отношения политической власти, отношения между гражданами и органами государства, между органами государства (например, между правительством и парламентом), между органами государства и политическими партиями.

В обыденном же сознании государство отождествляется с властью, администрированием, контролем и т. п. Иногда государство идентифицируется с его административными (исполнительно-распорядительными) органами и с системой юридических норм, определяющих их функционирование.

Переходя от теоретических к практическим вопросам организации государственной власти на современном этапе развития человеческого общества, необходимо выделить основные признаки государственной власти :

а) публичность власти, стоящей над обществом как особый аппарат управления и принуждения;

б) распространение политической власти на всю территорию страны и ее население ;

в) суверенность, что означает верховенство государства по отношению ко всем другим организациям и лицам внутри страны, независимость государства, его самостоятельность в решении вопросов внешней политики;

г) способность издавать обязательные для всех граждан и организаций на своей территории законы и иные нормативные акты, взимать налоги.