Страны международные водительские права. В каких странах действительны российские водительские права

Наличие водительского удостоверения подтверждает, что его обладатель имеет право на управление транспортным средством. Для передвижения на машине в некоторых зарубежных странах действительно национальное водительское удостоверение. Однако ряд стран может потребовать предъявления международных водительских прав. Поэтому, прежде чем отправляться в путешествие куда-либо, необходимо выяснить, в каких странах нужны международные водительские права.

Международное водительское удостоверение (МВУ) представляет собой книжечку формата А6 с обложкой серого цвета. Данный документ переведен на 11 различных языков. Международное водительское удостоверение фактически является переводом национального удостоверения и действительно только при предъявлении вместе с ним.

Оформляется МВУ, учитывая все требования Международной конвенции о дорожном движении.

Где действуют международные права

На сегодняшний день существует два документа международного уровня, которыми регламентированы вопросы использования водительских удостоверений:

  • первый документ – Международная конвенция о дорожном движении, подписанная в 1949 году в Женеве. Страны, где нужны международные водительские права, подписали это соглашение;
  • второй документ – Международная конвенция о дорожном движении, подписанная в 1968 году в Вене. Передвигаясь на транспортном средстве по территории государств, подписавших данный договор, достаточно иметь не просроченное национальное водительское удостоверение, которое выдается на определенное количество лет.
Страны, подписавшие Венскую конвенцию (можно управлять по национальному водительскому удостоверению) Список стран, подписавших Женевскую конвенцию о дорожном движении (можно управлять по международному водительскому удостоверению)
Албания Латвия Австралия Лаос
Армения Либерия Албания Лесото
Австрия Литва Алжир Ливан
Азербайджан Люксембург Андорра Мавритания
Багамы Македония Аргентина Мадагаскар
Бахрейн Марокко Бангладеш Малави
Беларусь Мексика Белиз Малайзия
Бельгия Молдова Бенин Мали
Болгария Монако Ботсвана Мальта
Босния и Герцеговина Монголия Ватикан Намибия
Бразилия Нигер Гаити Нидерланды
Великобритания Норвегия Гамбия Новая Зеландия
Венгрия ОАЭ Гватемала Новая Каледония
Венесуэла Пакистан Гонконг Папуа – Новая Гвинея
Вьетнам Перу Гренада Парагвай
Гайана Польша Доминиканская Республика Перу
Гана Португалия Египет Руанда
Германия Республика Корея Западное Самоа Свазиленд
Греция Россия Индия Сингапур
Голландия Румыния Иордания Сирия
Грузия Сан-Марино Ирландия Сент-Винсент и Гренадины
Дания Сейшелы Исландия Сан-Люция
Заир Сенегал Камбоджа США
Зимбабве Сербия Канада Сьерра-Леоне
Израиль Словакия Кипр Тайвань
Индонезия Словения Киргизия Танзания
Иран Таджикистан Китай Того
Испания Таиланд Конго Тринидад и Тобаго
Италия Тунис Французская Полинезия Тунис
Казахстан Туркменистан Ямайка Турция
Катар Турция Япония Уганда
Кения Узбекистан Фиджи
Киргизия Украина
Коста-Рика Уругвай
Конго Филиппины
Кот-д`Ивуар Финляндия
Куба Франция
Кувейт Хорватия
Чехия ЦАР
Чили Черногория
Швейцария Эквадор
Швеция Эстония
ЮАР

В таблице четко указано, в каких странах действуют международные водительские права. Но все же перед началом путешествия лучше уточнить информацию о том, как обстоят дела на самом деле. Отсутствие МВУ влечет как минимум уплату приличной суммы штрафа, либо вы не сможете взять автомобиль в прокат на территории определенной страны.

Много дискуссий вызывает тема, нужно ли международное водительское удостоверение в Италии. Согласно таблице, данная страна разрешает своим гостям использовать национальные права, однако на практике возникает множество недоразумений с местными полицейскими. Поэтому, чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не испортить отдых, лучше уточнить информацию заблаговременно.

Зачастую современные путешественники предпочитают арендовать авто в Греции для самостоятельного перемещения по стране. Нужны ли международные водительские права в Греции, можно выяснить до начала путешествия в отделении полиции своей страны. Однако, как показывает практика и опыт некоторых водителей, все же надежнее получить и взять с собой права международного образца. Имея такой документ, вы сможете ездить без ограничений и не бояться полицейского патруля.

Путешествовать по Испании за рулем предпочитают многие ее гости. Прежде чем отправляться в путь, важно разобраться, нужно ли водительское удостоверение в Испании международного образца или национальное. Такую информацию можно поискать на различных форумах в интернете, впрочем, ответы и советы неоднозначны. А ведь в случае какого-либо происшествия вы в любом случае окажетесь нарушителем как человек без наличия нужного документа.

Многие любители путешествовать по различным странам на машине выясняют, нужно ли в Хорватии международное водительское удостоверение. Эта страна подписала Венскую конвенцию и разрешает на своей территории управлять транспортным средством при наличии обычного национального удостоверения. Однако и этот документ должен соответствовать современным требованиям, поэтому надежнее обзавестись МВУ.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Для многих россиян, которые собираются выезжать за границу, актуальным становится вопрос возможности там управлять машиной по российскому водительскому удостоверению и не нужно ли получать для этого какой-либо другой документ?

По российским правам, которые получены раньше, чем 1 марта 2011 года ездить за границей однозначно нельзя. Это правило распространяется даже на страны, которые подписали Венскую Конвенцию (информацию о том, что собой представляет эта конвенция, и какие страны являются подписантами, мы писали здесь).

Начиная с 28 марта 2011 года все государства, включая Россию, согласно с новыми поправками к Венской Конвенции 1968г., должны привести к единому стандарту национальные водительские удостоверения (ВУ) своей страны.

В связи с этим в марте 2011 года на территории России начали выдавать ВУ нового образца. Внешний вид этого документа, а также его содержание находятся в полном соответствии с последними поправками к Конвенции о дорожном движении. По этой причине (согласно п.2 ст.41 данного документа) российские права нового образца действительны во всех странах, подписавших Венскую Конвенцию. Следовательно, МВУ (международное водительское удостоверение) в дополнение к новым правам получать не обязательно.

Эти нововведения кажутся вполне логичными, однако в реальной жизни наши соотечественники сталкиваются с некоторыми моментами, которые стоит рассмотреть подробно.

Нужно ли к российским правам для поездки за границу дополнительно получать Международные?

Как показывает практика, такие вопросы оказались довольно актуальными. Даже некоторые из сотрудников МРЭО говорят, что в случае, когда срок действия старого ВУ еще не истек, можно ехать за границу с этим документом.

Кроме того есть мнение, что для выезда за пределы России (имея ВУ нового образца) обязательным будет дополнительно оформить и получить международное удостоверение для беспрепятственного управления автомобилем за границей. Причина в этом случае, например – отсутствие на ВУ нового образца французского перевода их названия, а именно: «Permis de conduire».

Как поступить целесообразнее?

Обязательно ли нужен перевод названия документа «Водительское удостоверение»?

Согласно международным требованиям к оформлению ВУ (приложение 6 последних поправок к Венской конвенции 1968г.) вполне достаточно наличия на документе надписи на русском языке «Водительское удостоверение».


Считаются ли сейчас за границей действительными наши старые российские права?


Для полной ясности следует отметить, что полного соответствия с требованиями международных стандартов ВУ старого образца никогда не имели. В соответствии с приложением 6 последних поправок к Венской конвенции 1968г. нормой считается обозначение в ВУ цифрами, а не словами таких сведений о владельце, как дата выдачи, место рождения и пр.

Именно это несоответствие стало причиной того, что в некоторых странах Европы наши соотечественники не могли взять авто в аренду.

Нельзя сказать, что сейчас ситуация в корне поменялась. В итоге в тех странах, где к вопросу наличия у водителя старого ВУ подходили снисходительно, и сегодня особо придираться не станут. А там, где особого доверия не было – рисковать не рекомендуется. Лучше получить ВУ нового образца либо международные права (можно для надежности получить оба документа).

Нужно ли получать Международные права?

Для поездки в страны, которые подписали Женевскую конвенцию обязательным условием для водителей является наличие Международного ВУ (список этих стран не изменился).


В каких случаях понадобиться оформлять международное водительское удостоверение

Рекомендуется получить международное ВУ во всех случаях, когда в ходе заграничной поездки вы планируете управлять авто на территории других стран. Это касается даже водителей, имеющих российские права нового образца.

Для чего оформлять МВУ, если российские права нового образца соответствуют требованиям?

Единый стандарт документов на право управления транспортным средством (ТС) определен Венской Конвенцией, которая подписана 8 октября 1968г. Если подходить формально, то водитель, который имеет ВУ, соответствующее требованиям этой конвенции, может передвигаться на ТС по территории всех стран-подписантов (при этом МВУ не требуется).

Однако, нельзя сказать, что на практике ситуация полностью соответствует этому правилу, поскольку:

  1. Многие страны имеют законодательство, которым определяется возможность проката авто для иностранцев исключительно при наличии у них международных прав. Кроме того наличие МВУ является обязательным пунктом при подписании договора страхования;
  2. Наличие российских прав у водителя может стать причиной проблем при разбирательстве с полицией. К примеру, в Италии иностранцу за управление ТС без международных прав может быть выписан штраф 300€;
  3. Для выезда за границу РФ на собственном авто от водителя (при оформлении визы) могут потребовать копию МВУ.

Из приведенной выше информации можно сделать вывод, что наличие международных прав является необходимым даже в случае управления ТС на территории стран-подписантов Венской Конвенции. При этом стоит учитывать, что данную конвенцию подписали далеко не все страны. Некоторые государства, при определении собственных требований к водительским документам, руководствуются Женевской конвенцией, которая была подписана значительно ранее (19 сентября 1949г.). В этих государствах управление ТС предполагает наличие у водителя, как российских прав, так и международных.

Отдельно следует отметить, что в случае, если вы намерены управлять ТС в стране, которая не подписала ни Женевскую, ни Венскую конвенции, то вам придется сдавать на территории этой страны соответствующий экзамен.

В заключении стоит отметить, что наличие международных водительских прав не будет лишним дополнением ни к правам старого, ни нового образца. В особенности это касается сегодняшнего переходного периода.


Российские водители, желающие пересечь границу своей страны с целью прибыть на территорию Европы, должны быть досконально осведомлены в своих правах.

Не только потребуется пополнить свои знания правилами движения по европейским дорогам, но также и заручиться поддержкой легальной документации, которую каждый иностранный шофер обязан при себе иметь, когда катается по дорогам европейских стран.

К тому же полезно будет узнать, какие страны действуют в регулировке российских или международных водительских прав и обязанностей на основании Венской (1968 г.) или Женевской (1949 г.) Конвенций, а какие – нет.

Действует ли российское

После введенных новых водительских прав в России ( и федеральный законодательный норматив ), которые имеют образец бланка, изготовленного по новейшим технологиям, дорожная полиция Европы в 2014 году выразила некоторое недоверие к такому документу россиян.

Легальное временное нахождение российских водителей на европейской территории безопаснее всего подкреплять наличием удостоверений международного образца.

Однако существует , требованиям которой пластиковые удостоверения российских водителей полностью соответствуют. Поэтому необходимо еще разобраться, какие документы правомочно фигурируют на территории той или иной страны ЕС.

Правовые защитники, журналисты, полицейские и международные эксперты сводятся к единому мнению – европейским сотрудникам дорожного патруля в новых российских правах не нравится отсутствие надписи-расшифровки на английском языке под названием документа, прописанном на русском языке.

Так, если раньше, в старых образцах под словосочетанием «Водительское удостоверение» размещался такой же текст, только на французском языке, то на сегодня любой перевод такого текста вообще отсутствует.

Поэтому придирки, а также штрафы, налагаемые на россиян иностранными полицейскими, кажутся вполне уместными.

В результате все правовые и судебные тяжбы в рамках решения подобных вопросов всегда сводились и сводятся к одному – нужен еще и международный стандарт бланка удостоверения водителя, чтобы он мог беспрепятственно ездить по Европе.

По данному вопросу дают грамотные ответы такие специалисты, например, как президенты всевозможных правозащитных коллегий в свете прав и обязанностей автовладельцев.

Они уверяют, опираясь на Приложение № 6, которое относится к Венской Конвенции, что к национальному российскому водительскому документу у европейских полицейский, по идее, не должно быть никаких претензий.

Особенно, если эти придирчивые полицейские оказались гражданами той страны, что являлась участницей подобных международных соглашений.

Тем не менее, осторожные водители все равно продолжают оформлять на всякий случай этот документ, когда даже едут в ту страну, в которой действительные новые российские права. Кроме этого, специалисты отмечают, что для стран-участниц в подписании Венской

Конвенции, международный образец бланка водительских удостоверений может правомочно действовать тогда, когда у водителя при себе национальных документ еще старого образца, выпущенного до 01.03.11 г.

Поэтому из всех этих рассуждений приходится сделать следующие выводы:

  1. Российские новые права в полной мере соответствуют стандартам Европы, но только в тех государствах, которые числятся в списке, подписывавших Венскую Конвенцию.
  2. Российские старые права (даже в странах-участницах Венской Конвенции) должны подкрепляться международными водительскими правами или нотариальным переводом старых типов такого документа.
  3. Если в той или иной стране, где действительны российские права водителя, отмечено, что полицейские все равно придираются и штрафуют, тогда и в таком случае оформить международный документ россиянину никто не запрещает.

В каких странах можно использовать российское удостоверение

Для того чтобы точно знать, какие же страны являются участницами в подписании Конвенций, достаточно просто заглянуть в специальную таблицу:

Только здесь оговаривается одно важное условие – национальный иностранный документ должен быть выдан на территории своей страны и быть действительным у себя в государстве.

Где нужно для вождения авто оформить международные права

Международное удостоверение водителя – это типовое обязательное приложение, которое полностью законно в странах Европы, что подписывали в 1949 году Женевскую Конвенцию по правилам езды и безопасности на автодорогах.

По мнению правоохранителей, а также адвокатов и юристов – такие права являются необходимым атрибутом для водителей, пребывающих в иностранном государстве, ратифицировавшем именно не Венскую, а Женевскую Конвенцию.

Большая часть этих государств не относится к европейской части и располагаются в иных частых света, а принадлежащие к ЕС государства, подписавшие Женевскую Конвенцию, находятся в списке в малом количестве.

К таким странам относятся следующие:

Утвердил новое . Если национальные российские права действующие, то прилагающийся к ним документ международного плана имеет срок годности только 3 года.

Так, если российские права имеют период действия 10 лет, то трехгодичный срок действия международных водительских прав должен входить в период действия российского удостоверения.

В случае, когда по каким-либо иным причинам российский документ является недействительным (фальшивка, ошибки в заполнении, арестованные права и иные причины), тогда юридическая сила международных водительских прав также прекращается.

И все это по той причине, что нормативным документом МВД определенная четкая позиция эксплуатации таких бумаг – международный стандарт удостоверения обязательно служит приложением к российскому стандарту удостоверения водителя.

Новый бланк типового водительского удостоверения международного значения изменился в следующих позициях:

  1. Размер документа картонного варианта теперь меньше – это книжка в формате А6, прилагаемая к пластиковым международным водительским правам.
  2. Пластик сине-розовых оттенков стал прочнее и потому его износостойкость на порядок выше.
  3. Оснащение пластикового документа защитными элементами усилилось – добавлен штрих-код, который является закодированной информацией о гражданине, как водителе.
  4. В документах обязательно должна присутствовать следующая информация:
    • персональные водительские данные;
    • атрибуты документа – номер, серия, дата выпуска и дата окончания срока действия;
    • госучреждение РФ, которое выдало документ, а также печать и подпись лица, имеющее к выдаче непосредственное отношение;
    • указание категорий, в рамках которых шоферу дозволено управлять транспортными средствами;
    • имеющиеся ограничения к допуску управлять тем или иным транспортом или способам его управления.

Для законного приобретения удостоверения водителя в международном формате необходимо обращаться в территориальное отделение государственного учреждения ГИБДД РФ, которое находится поблизости от места регистрации (прописки) водителя.

Для оформления понадобится предварительно собрать нужный пакет бумаг:

  1. Гражданский паспорт с пропиской – оригинал и его копия.
  2. Удостоверение водителя национального образца.
  3. Справка из медкомиссии о годности водителя для управления авто.
  4. Фотография в количестве одной штуки и размером – 3,5 х 4,5 см.
  5. Загранпаспорт или виза.
  6. Удостоверяющий прохождение специальных подготовительных водительских курсов, документ, который должен выдаваться в порядке, определенном .
  7. Копия и оригинал квитанции – подтверждение уплаты соответствующей госпошлины в размере 1000 руб .
  8. Заявление с просьбой изготовить и выдать на руки водителю международное удостоверение.

Если в ГИБДД нет большой очереди именно к тому специалисту, который принимает первичный пакет документов на получение международных прав, тогда в общей сложности время для их изготовление не займет более 20-40 минут.

Выдаваться на руки такой документ будет при наличии гражданского паспорта и лично заявителю. Вместо водителя, подавшего заявление, еще имеет право получить документ его представитель, если ему была выдана доверенность с нотариальным заверением и с правом подписи и приемки документации.

При случайной утере такого документа его восстановление будет происходить в порядке, который определен для национального удостоверения.

Как водить машину в странах, не подписавших Венскую и Женевскую конвенцию

В случае, когда вам потребуется отправиться на своем автомобиле в ту европейскую страну, которая не является участницей Конвенций-соглашений международного формата, то вам необходимо будет пройти переподготовку в качестве водителя – обучение непосредственно в той стране, куда вы едете.

Для того чтобы вы могли беспрепятственно пользоваться национальным удостоверением в данном случае, вам понадобиться позаботиться о следующих вещах:

  • получить нотариальный перевод российского водительского удостоверения на язык той, страны, которую собираетесь посетить, страны, не принимавшей участие в международных Конвенциях;
  • сразу при пересечении границы иностранного государства получить разрешение на прохождение обучения вождению уже по местным правилам;
  • пройти обучение и получить местные водительские права.

Переводы с нотариальным заверением делаются на территории иностранного государства. И именно это зачастую становится камнем преткновения для водителей потому, что бывает очень сложно в незнакомом государстве отыскать русскоговорящего нотариуса.

Также следует обозначить еще одну важную деталь – нотариальные переводы водительских прав осуществляются исключительно в отношении тех национальных водительских документов, которые были выданы российскому гражданину до 01.03.11 г.

Такой нотариальный перевод может потребоваться при обучении и сдачи водительских экзаменов в иностранном государстве, где тамошние инспекторы хотят удостовериться в наличии ваших шоферских навыков, в принципе.

Получается, что российские водительские права вполне имеют юридическую силу на территории тех государств, что подписывались под Венской Конвенцией.

А на территории стран, подписавших Женевскую Конвенцию, должны действовать международные права, как приложение к национальным документам.

Действие международных прав вождения ТС на территории Российской Федерации неправомерно для граждан-россиян. Такими привилегиями могут пользоваться исключительно граждане-иностранцы.

Для россиян установлен национальный стандарт типового документа, который легитимен для вождения авто по дорогам России.

Видео: Водительские права везде в ЕС будут одинаковыми

При поездке в Европу многие туристы предпочитают в качестве транспорта для перемещения использовать арендованный автомобиль. Это довольно удобно и экономичнее, чем пользоваться местным общественным транспортом или такси. Однако здесь встает вопрос, какие водительские права нужны в Европе и действуют ли на территории Европы российские водительские права? Чтобы разобраться стоит рассмотреть эту тему более подробно.

Варианты водительского удостоверения

Всего существует два типа удостоверений, позволяющих управлять автомобилем. Первый из них – это национальные удостоверения, которые используются в стране. Вторые – международные, которыми можно пользоваться в странах, которые были присоединены к Венскому или Женевскому соглашению. К ним относится большинство стран Европы.

В разных странах Европы разные требования к предоставлению водительских документов. Например, в Испании для аренды авто, а так же для предъявления местным органам дорожной инспекции, достаточно будет российского водительского удостоверения (только нового образца). В Италии, же, наличие международного удостоверения будет обязательным.

В любом случае, следует оформить такой документ, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и чтобы не пришлось заплатить штраф. При возникновении страховых случаев международное удостоверение обязательно во всех странах.

Где получить международные водительские права?

Международное водительское удостоверение представляет из себя книжечку, где дан перевод на 8 языках ваши российские водительские права.


Получить такое удостоверение не сложно. Для этого следует отправляться в местное ГИБДД. Только следует учитывать, что получить его могут люди, которые имеют обычные национальные права. В ГИБДД нужно будет оплатить госпошлину и предъявить определенные документы. К ним относятся:

  • российские водительские права;
  • паспорт гражданина РФ и загранпаспорт;
  • квитанция об уплате госпошлины на выдачу международных водительских прав (1600 р в 2015 году)
  • медицинскую справку;
  • фотографии;
  • заявление на получение МВУ.

Делаются такие международные права в течение 20 минут (максимум одного часа), поэтому долго ждать не придется.

Срок выдачи: на 3 года, но не более, чем срок действия российских водительских прав.

Документы, необходимые для аренды автомобиля в Европе

Взять в аренду автомобиль в Европе могут только совершеннолетние люди, которым уже исполнилось 21 год. К тому же необходимо, чтобы водительский стаж путешественника был более, чем 1 год. В пункте аренды автомобиля нужно будет предъявить следующие документы:

  • загранпаспорт и виза;
  • национальные водительские права;
  • международное водительское удостоверение.

Помимо предоставления этих документов, необходимо подтвердить свою платежеспособность. Часто компании, предоставляющие услуги аренды, замораживают на счету заказчика определенную сумму, которая служит залогом, если вдруг с машиной что-то произойдет по вине заемщика.

Что будет, если с собой нет международных водительских прав?

Прежде всего, без международных прав, автопрокатная компания может просто не выдать автомобиль. Некоторые небольшие фирмы могут пойти на уступки, но этим они рискуют. При страховом случае в договоре указано, что международные права обязательно должны быть при управлении автомобилем. Помимо этого могут возникнуть проблемы при столкновении с полицией. Если будет допущено какое-либо нарушение, они могут выписать значительный штраф.

Следует учитывать, что помимо получения международного водительского удостоверения, необходимо ознакомиться с правилами дорожного движения в стране, в которую предполагается отправиться. Они могут иметь свои нюансы и отличие от российских правил.

comments powered by HyperComments

Многих наших соотечественников, собирающихся ехать за границу, интересует вопрос: можно ли будет там управлять машиной по российскому водительскому удостоверению, а если нельзя, то какой какой документ для этого нужен и как его получить?

Если ваши права выданы до 1 марта 2011 года, то за границей по ним ездить однозначно нельзя, даже в странах, подписавших Венскую конвенцию (о том, что это такое и какие страны в нее входят, говорится ниже) т.к. в 2011 году у Венской конвенции появилась новая редакция, где изложены новые требования к национальным правам всех стран-участниц (страые российские права теперь этим требованиям не соответствуют), а также требования к новым международным правам.

Почему старые российские права не соответсвуют Венской Конвенции? Потому что ее правила требуют, чтобы сведения о водителе (ф.и.о., дата и место рождения, место жительства, номер и т.п.) нумеровались цифрами от 1 до 11. Смысл предписания понятен: полицейский должен быстро найти в национальном водительском удостоверении (НВУ) иностранца нужные сведения именно с помощью нумерации, а не разбирать где что. Однако, когда в 1999 году МВД России утверждало форму старого НВУ, министерство почему-то забыло заглянуть в Конвенцию. Из-за этого данные в удостоверении не пронумерованы. То есть все необходимые сведения, предусмотренные Конвенцией, в старом НВУ есть, а нумерации нет. Мелочь, скажете вы? Но эта мелочь, строго формально, дает иностранному полицейскому право не признавать документ в качестве НВУ. Причем с самого первого дня появления старой формы удостоверения Конвенция не дает никаких поблажек: нумерация должна быть и точка. Исключение составляет Украина, где по старым российским правам можно ездить до окончания срока их действия.

Если же вы получали права после 1 марта 2011 года, то тут не все так однозначно. С одной стороны, по новым российским правам можно ездить на территории стран, участниц Венской конвенции, на деле же многие россияне часто испытают трудности при взятии автомобиля на прокат, имея только лишь национальные права. Поэтому, чтоб не иметь никаких проблем, лучше все-таки получить международное водительское удостоверение, а тем более, если еще и собираетесь посетить страны, не подписавшие Венскую конвенцию.

Что такое международное водительское удостоверение?

Международные водительские права являются дополнительным документом к российскому водительскому удостоверению. По сути, они представляют собой перевод национальных прав на 8 основных языков (английский, португальский, немецкий, французский, испанский, китайский, японский и арабский).

Следует учитывать, что международное водительское удостоверение (МВУ) считается действительным только при предъявлении российских водительских прав, номер которых соответствует номеру, указанному в МВУ. Отправляясь в поездку за рубеж, необходимо брать с собой оба документа.
МВУ, выданное на территории России недействительно при управлении транспортными средствами на территории РФ.

Старое и новое международное водительское удостоверение

Новая форма МВУ утверждена Приказом МВД РФ №206 от 18 апреля 2011 года. В настоящее время ГИБДД выдает международные права нового образца. Вместе с тем, МВУ старого образца остаются действительными и заменяются постепенно, по окончании срока их действия.
Как выглядит новое МВУ:

Новые международные права представляют собой книжечку формата А6. Документ может заполняться как от руки, так и с использованием печатающего устройства. Все записи вносятся арабскими цифрами и латинскими буквами.

На лицевой стороне указывают дату выдачи МВУ, срок действия, название органа, выдавшего документ и субъект РФ, в котором была произведена выдача. Кроме того, на лицевой странице проставляют серию и номер российского водительского удостоверения. Запись скрепляют круглой печатью и подписью сотрудника ГИБДД.

На втором листе (внутренняя страница) указываются ограничения на право управления ТС (если есть). Внутреннюю страницу третьего листа используют для внесения данных о водителе (фамилия, имя, место и дата рождения, место проживания или регистрации).
Все разрешенные категории отмечают овальной печатью. Остальные категории вычеркивают.

Как получить международные водительские права

МВУ выдается на основании российского водительского удостоверения. Для получения документа не нужно сдавать никаких экзаменов. Срок действия международных прав - 3 года. При этом срок действия МВУ не может превышать срока действия российского ВУ. То есть, если ваши российские права будут действительны еще 2 года, международные права вам выдадут тоже сроком на 2 года и т.д.

Для получения МВУ следует обратиться в региональное подразделение ГИБДД по месту прописки или регистрации.
Необходимо представить:

  • Оригинал российского водительского удостоверения.
  • Одну матовую фотографию 3,5 х 4,5 см.
  • Оригинал медицинской справки по форме 083/у-89.
  • Заявление о выдаче МВУ.
  • Оригинал документа, удостоверяющего личность.
  • Оригинал документа, подтверждающего регистрацию (паспорт с пропиской или регистрацией или другие документы с отметкой о регистрации).

Обычно документом, удостоверяющим личность, является российский паспорт. Военнослужащие (офицеры, мичманы и прапорщики) предъявляют удостоверение личности, военнослужащие срочники или контрактники - военный билет. Граждане, постоянно проживающие за рубежом и временно находящиеся на территории РФ, могут предъявить загранпаспорт.

Требования к фотографии устанавливаются Приказом МВД РФ №206. В соответствии с этим документом фотография может быть как цветной, так и черно-белой. Фото в головном уборе допускаются только для лиц, чьи религиозные убеждения не допускают появление на людях без головного убора. При этом необходимо, чтобы головной убор не скрывал овал лица. Граждане, постоянно носящие очки, должны предоставить фотографию в очках с незатемненными стеклами.

При сдаче пакета документов сотрудник ГИБДД выдаст вам на руки квитанцию на оплату госпошлины в размере 1000 рублей. Госпошлину можно оплатить в отделениях Сбербанка или через терминал прямо в отделении ГИБДД.

Оформление МВУ производится сразу после сдачи документов. В среднем процедура занимает от 20 до 40 минут (если не учитывать возможные очереди в ГИБДД). Российское ВУ при выдаче международных прав не изымается.

В каких случаях необходимо международное водительское удостоверение

Получить МВУ нужно во всех случаях, когда вы планируете управлять автомобилем на территории других стран, даже если у вас есть новые российские водительские права.

Зачем оформлять МВУ, если права нового образца соответствуют международным требованиям?

Существует Венская конвенция ОНН (подписана 8.10.1968 г.), определяющая единый стандарт документов на право управления ТС. С формальной точки зрения, водитель, имеющий удостоверение, соответствующее всем установленным требованиям, может передвигаться по территории стран-участников конвенции без МВУ.

Однако на практике дело обстоит по-другому.

Во-первых, во многих странах приняты законодательные акты, согласно которым фирмы по прокату автомобилей могут предоставлять иностранцам авто только при наличии международного удостоверения. Более того - обязательное наличие МВУ прописано в договоре страхования.
Во-вторых, национальные российские права могут стать источником проблем с полицией. Например, в Италии за управление ТС без международных прав иностранцу могут выписать штраф в размере 300 евро. И наконец, если вы собираетесь выехать за рубеж на своем автомобиле, посольства ряда государств могут потребовать копию МВУ для оформления визы.

Таким образом, получается, что наличие международных прав необходимо даже при управлении ТС в странах-участниках Венской конвенции. Но не стоит забывать и о том, что эту конвенцию подписали далеко не все государства. Многие страны при определении требований к документам, подтверждающим право управления автомобилем, руководствуются более ранней Женевской конвенцией от 19.09.1949 г. В таких странах управлять ТС можно только при наличии как российского, так и международного водительского удостоверения.
Если вы собираетесь водить автомобиль в странах, не подписавших Венскую и Женевскую конвенцию, для допуска к управлению ТС вам придется сдавать экзамен на территории этих стран.

Государства-участники Венской конвенции

Государства-участники Женевской конвенции

Австрия
Багамы
Бахрейн
Беларусь
Бельгия
Болгария
Босния и Герцеговина
Бразилия
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Гайана
Гана
Германия
Греция
Грузия
Дания
Заир
Зимбабве
Израиль
Индонезия
Иран
Испания
Италия
Казахстан
Коста-Рика
Кот-д"Ивуар
Куба
Кувейт
Латвия
Литва
Люксембург
Македония
Марокко
Мексика
Молдова
Монако
Нигер
Норвегия
Пакистан
Польша
Португалия
Республика Корея
Россия
Румыния
Сан-Марино
Сейшелы
Сенегал
Сербия
Словакия
Словения
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Узбекистан
Украина
Уругвай
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
ЦАР
Черногория
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция
Эквадор
Эстония
ЮАР

Австралия
Албания
Алжир
Андорра
Аргентина
Бангладеш
Белиз
Бенин
Ботсвана
Ватикан
Гаити
Гамбия
Гватемала
Гибралтар
Гонконг
Гренада
Доминиканская Республика
Египет
Западное Самоа
Индия
Иордания
Ирландия
Исландия
Камбоджа
Канада
Кипр
Киргизия
Китай
Конго
Лаос
Лесото
Ливан
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Малайзия
Мали
Мальта
Намибия
Нидерланды
Новая Зеландия
Новая Каледония
Папуа — Новая Гвинея
Парагвай
Перу
Руанда
Свазиленд
Сингапур
Сирия
Сент-Винсент
и Гренадины
Сан-Люция
США
Сьерра-Леоне
Тайвань
Танзания
Того
Тринидад и Тобаго
Тунис
Турция
Уганда
Фиджи
Французская Полинезия
Ямайка
Япония

В левой колонке перечислены страны - участницы Венской конвенции и формально в них можно ездить по национальным правам.

В правой колонке перечислены страны, подписавшие Женевскую конвенцию и в них для управления автомобилем понадобятся и национальные и международные права