Не за покемонов: почему осудили блогера Соколовского

Верх-Иетский районный суд Екатеринбурга приступает к рассмотрению дела против видеоблогера Руслана Соколовского, игравшего в Pokemon Go в Храме-на-Крови. 22-летнего молодого человека обвиняют в возбуждении ненависти по религиозному и национальному признакам (часть 1 статьи 282 УК), оскорблении чувств верующих (статья 148 УК) и незаконном хранении письменной ручки со встроенной видеокамерой (138.1 УК).

В августе прошлого года видеоблогер и студент юридического факультета Уральского гуманитарного института Соколовский опубликовал видеозапись, на которой он играет в Pokemon Go в екатеринбургском храме. Молодой человек молча ловил покемонов через приложение на смартфоне, а затем, снабдив видео комментариями, опубликовал его на своем YouTube -канале . На записи Соколовский рассказывает, что он решил поиграть в Pokemon Go в храме после того, как «Россия 24» предупредила игроков об уголовной ответственности.

«Для меня это полный бред, потому что кого может оскорбить то, что ты походил со смартфоном по церкви? Какого *** за это могут посадить? Для меня это странно, поэтому я решил половить в церкви покемонов, потому что почему бы и нет», - объяснил свои действия видеоблогер.

Соколовский был в сентябре прошлого года. Через день Кировский районный суд Екатеринбурга удовлетворил ходатайство следствия и видеоблогера под стражу. Уже через неделю Свердловский областной суд Соколовского под домашний арест. Впрочем, через некоторое время блогеру снова пришлось побывать в СИЗО - к нему в гости приходила подруга и следователи сочли это нарушением условий домашнего ареста.

Следователи дело в суд 15 февраля. За время следствия в уголовном деле против блогера, помимо ролика с ловлей покемонов, появилось еще несколько эпизодов. Всего блогеру вменяют девять эпизодов по статье о возбуждении ненависти и вражды, семь - по статье об оскорблении чувств верующих, а также один эпизод по статье о незаконном обороте средств для негласного получения информации (статьи 282, 148 и 138.1 УК). «Медиазона» о предъявленных видеоблогеру обвинениях.

В декабре прошлого года правозащитный центр «Мемориал» видеоблогера политическим заключенным. По мнению правозащитников, высказывания Соколовского заслуживают осуждения, однако не могут быть основанием для уголовного обвинения и не представляют серьезной опасности для общества.

Соколовский отрицает свою вину по всем эпизодам

Руслан Соколовский не признал свою вину во время заседания в Верх-Исетском суде Екатеринбурга, сообщил «Медиазоне» его адвокат Станислав Ильченко. Обвиняемый в оскорблении чувств верующих и возбуждении ненависти отрицает свою вину по всем эпизодам.

По его словам, сегодня в суде зачитали обвинительное заключение, после чего выступили шестеро свидетелей, показания еще нескольких были оглашены. «Это были понятые, которые участвовали в первоначальных мероприятиях по фиксации видеофайлов, которые публиковал Соколовский», - пояснил адвокат.

Ильченко отметил, что в ближайшие дни допросы свидетелей обвинения продолжатся. В беседе с ТАСС адвокат рассказал , что защита видеоблогера рассчитывает на условный срок либо штраф.

Суд допросил священников, которых оскорбили ролики Соколовского

Верх-Исетский суд допросил еще нескольких свидетелей обвинения по делу Руслана Соколовского, рассказал «Медиазоне» адвокат Станислав Ильченко.

По его словам, в суде сегодня выступили несколько священнослужителей. Так, в суд пришел настоятель Храма-на-Крови, в котором Соколовский ловил покемонов, пишет Znak.com .

«Было возмущение в душе, из-за того, что бывает такое поругательство. Оно такое хитрое и изощренное. По факту, богохульства в храме не было. Но потом, придя домой или в студию он умышленно сделал видеоролик, в котором он богохульствует. Таким образом он обижает многих людей. И верующих, и даже неверующих. В общем, прихожан Храма-на-Крови», - приводит издание «Наша газета» слова священника Кунгурова из храма «Большой Златоуст».

Другой священник храма «Большой Златоуст» Шипицын возмутился, что Соколовский матерился на видео. На вопрос адвоката Бушмакова о том, как должны реагировать на оскорбления православные христиане, тот ответил: «Должны молиться». По словам Шипицына, он плакал после просмотра роликов Соколовского.

Адвокат Ильченко отметил, что никто из свидетелей не настаивал на суровом наказании для видеоблогера. По его словам, Соколовский извинился перед теми, кто рассказал, что его оскорбило содержание роликов.

На следующем заседании продолжится допрос свидетелей и изучение письменных доказательств.

Свидетель расплакался, когда в суде заговорили о расстреле царской семьи

Верх-Исетский суд продолжил допрашивать свидетелей по делу Соколовского, и один из них, Илья Фоминцев, рассказал об оскорбительном для него сравнении Иисуса с покемонами, JustMedia .

Во время заседания суда Фоминцев рассказал, что ролики Соколовского видел на YouTube, посмотрел примерно четыре ролика, в том числе снятый в Храме-на-Крови. Этот ролик выпал в топе на видеохостинге.

«Для меня Иисус - мой создатель, - пояснил свидетель. - И мне было бы оскорбительно, даже если бы моих родителей назвали покемонами». Он отметил, что не имеет ничего против Соколовского лично, но опасается, что ролики могут увидеть дети.

Когда в зале суда зашел разговор о расстреле царской семьи, Фоминцев заплакал. «Молодой человек заблудился. Против него я ничего не имею», - сказал он.

Вы знаете, кто такой покемон? - спросил адвокат Бушмаков.

Мультик. Бог и господь пишутся с большой буквы. И я не могу господа даже назвать по-другому. Люди умирали за Христа, - ответил Фоминцев.

Не понимаю, почему жизнь царя выше жизни других людей, но вижу бурю эмоций и очень вам сочувствую, - сказал Соколовский.

Адвокат «ловца покемонов» Соколовского попросил главу РПЦ оценить видеоролик его подзащитного

Адвокат Алексей Бушмаков написал письмо патриарху Кириллу с просьбой оценить видеоролик, изготовление которого вменяется видеоблогеру Руслану Соколовскому, обвиняемым в возбуждении ненависти по религиозному и национальному признакам и в оскорблении чувств верующих (часть 1 статьи 282 УК и статья 148 УК). Об этом сообщает издание Ura.ru .

«Поскольку большинство инкриминируемых подзащитному преступлений связано с оскорблением чувств верующих - православных христиан, а также разжиганием розни и ненависти между лицами по религиозному признаку, прошу выразить своё отношение к указанному уголовному делу. Кроме этого, подзащитному вменяется изготовление и публичное распространение видеоролика "Патриарх Кирилл, ты п…", оскорбляющего, по мнению стороны обвинения, главу Русской православной церкви», - говорится в письме адвоката Бушмакова.

В обращении к главе РПЦ адвокат указал, что его подзащитного обвиняют в возбуждении ненависти к духовенству и в унизительных оценках патриарха Кирилла как представителя РПЦ. Адвокат попросил патриарха Кирилла пояснить, считает ли он себя «оскорбленным и (или) униженным распространением данного видеоролика».

В видеоролике, о котором идет речь, Соколовский критикует сращивание церкви и государства и приводит высказывания главы РПЦ, которые, по его мнению, на это указывают. В экспертном заключении, в частности, что «объектом унизительных оценок является патриарх Кирилл, который осуждается не только как физическое лицо, но и как представитель Русской православной церкви, как центральный представитель группы священнослужителей <…> Такая информация способствует возбуждению вражды по отношению к РПЦ».

В суде допросили секретного свидетеля Фагизу Сулейманову

В Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга после недельного перерыва продолжилось рассмотрение дела видеоблогера Руслана Соколовского. На заседании в понедельник допросили секретного свидетеля под псевдонимом «Фагиза Сулейманова», сообщает издание Znak.com.

Свидетель выступала по видеосвязи, ее голос был изменен. Она лично не знакома с Соколовским и узнала о нем от своего молодого человека, который приходил к нему, чтобы обсудить издание журнала. По ее словам, ее молодой человек рассказал, что Соколовский «отрицательно относится к разным религиям» и «считал, что жизнь за рубежом гораздо лучше».

Другой свидетель, Сергеев-младший, вероятно, до сих пор находится за границей: прокурор попросил зачитать его показания из дела. Защита Соколовского возражала, считая, что этот свидетель давал лживые показания, но суд пошел навстречу прокурору. Также были зачитаны заключения экспертов на видеоролики, список изъятого, справки из психоневрологических диспансеров и правоохранительных органов.

Ранее допрошенный свидетель Владимир Мальцев присутствовал в зале на допросе секретного свидетеля, своей девушки. Защита собиралась задать ему дополнительные вопросы, однако судья отказал. Далее оглашались другие письменные материалы, среди которых были показания полицейского, который начал проверку, и расшифровка видеороликов. Допрос Соколовского был запланирован на вторник, 28 марта.

В екатеринбургском суде допросили Руслана Соколовского

Верх-Исетский суд Екатеринбурга допросил видеоблогера Соколовского, сообщает Ura.ru .

Соколовский рассказал, как начал снимать ролики для YouTube и переехал из Шадринска в Екатеринбург. Блогер объяснил, что «основополагающим» для него роликом был «В космос летал, чеченцев не видел». «Я называл всех верующих неадекватными, хотя надо было только тех, кто оскорблял меня и обещал меня убить. Наверное, в этом был максимализм», - сказал Соколовский.

Юноша пояснил, что сделал ролик об игре Pokemon Go в храме «в качестве протеста на новости о том, что за ловлю покемонов в церкви могут наказать». «В нем можно усмотреть хулиганство (матерное слово, шутка про Иисуса), но не более!» - настаивал Соколовский.

Так можно ловить покемонов в храме? - спросил адвокат Алексей Бушмаков.
- Можно, это подтвердили многие верующие, которые приходили в суд, но это послужило спусковым крючком, - ответил обвиняемый. Он уточнил, что провел в храме всего несколько минут и ни с кем не разговаривал.

Во время допроса между Соколовским и судьей Екатериной Шапоняк завязалась полемика: Шапоняк настаивала, что верующие более терпимы, поскольку простили Соколовского; блогер в свою очередь говорил, что атеисты более толеранты, отмечая, что некоторые верующие «обещали отрезать ему голову».

Следующие заседания назначены на 3 и 4 апреля; адвокаты Соколовского планируют допросить свидетелей защиты.

Адвокат Соколовского объявил в фейсбуке набор свидетелей защиты

Адвокат видеоблогера Руслана Соколовского, которого обвиняют в оскорблении чувств верующих и возбуждении ненависти по религиозному и национальному признакам, объявил в фейсбуке набор свидетелей защиты.

«Медиазоне» Алексей Бушмаков рассказал, что в суде выступят верующие, которых не оскорбили ролики Соколовского. Другие свидетели настаивают, что видео не вызвали у них чувства вражды к верующим или представителям других национальностей.

Защитник отметил, что ему звонили люди из Москвы, Казани, Тюмени и других городов, которые тоже хотели выступить в защиту Соколовского.

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман выступил в качестве свидетеля защиты

В качестве свидетеля защиты по делу видеоблогера Руслана Соколовского выступил мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, передает Ura.ru .

По словам Ройзмана, в роликах Соколовского его не устраивала только лексика, а сами видео были смешными.

Лексика, язык, который использует Соколовский, чем определяется? - спросил у Ройзмана адвокат Алексей Бушмаков.
- Незрелостью, - ответил мэр. - Ну, и аудитория соответствует.

Мэр Екатеринбурга отметил, что у Соколовского «есть шанс все исправить», и что интернет - «территория свободы, где все могут смотреть все, что захотят».

Кроме того, Ройзман отметил, что видеоблогер говорил о том, что озвучивалось и раньше. «Лев Толстой позволял себе совсем не такие вещи, как Соколовский. Он просто оспаривал догмат, очень серьезно шел против церкви, но в этом случае светская власть и Николай II в частности - никто не вмешивался в ситуацию, церковь решала сама свои проблемы», - приводит «Интерфакс» его слова.

Он подчеркнул, что бога оскорбить невозможно. Рознь, по мнению Ройзмана, обвиняемый также не разжигал: «Какая там рознь, я видел, как рознь разжигают».

Стороны допросили экспертов лингвистики и религиоведения

На процессе по делу видеоблогера Руслана Соколовского допросили двоих экспертов, сообщает Znak.com в своей онлайн-трансляции.

Первой в качестве свидетельницы выступила профессор Уральского федерального университета Анна Плотникова, которая преподает судебно-лингвистическую экспертизу.

Она пришла к выводу, что в роликах Соколовского не было признаков призывов к чему-либо, они носили информационный характер. «Законодатель не дал четкого определения определения "социальной группы". Группа "верующие" не является социальной, они объединены религией», - объяснила Плотникова.

По словам профессора, объектом критики в видео была не группа лиц, а идеология. Ролик о патриархе Кирилле Плотникова сочла оскорбительным, но «лишь в отношении этого человека». «Как филолог могу сказать: это типичный нигилист Базаров», - резюмировала она.

Стороны также допросили специалистку в области религиоведения Зою Чернышкову из того же университета. Она повторила, что Соколовский лишь информирует, и не говорит о «превосходстве одной конфессии над другой». «Цели оскорбить Соколовский не ставил, цель - привлечь внимание к клерикализации», - говорится в заключении Чернышковой.

В суде заслушали эксперта-лингвиста Марию Ворошилову

В Верх-Исетском суде допросили эксперта из Уральского государственного педагогического университета Марию Ворошилову, которая представляет со стороны обвинения комплексную экспертизу роликов Соколовского. Пересказ выступления Ворошиловой публикует JustMedia .

Перед заседанием Ворошилова ходатайствовала, чтобы ее допрос не снимали на фото- и видеокамеру, поскольку в университете она работает с молодежью и не хочет, чтобы люди обсуждали ее речь в суде. Судья с этим согласился и ходатайство удовлетворил.

Ворошилова занимается лингвистическими экспертизами по делам об экстремизме с 2007 года. По ее мнению, в роликах Соколовского содержится социально-опасная информация: создается негативный образ «чужих» («хачей» и феминисток) и негативный образ традиций (религиозных обрядов и праздников). Также Соколовский, по мнению эксперта, призывает к депортации мусульман.

Ворошилова оценивает ролики блогера как «унизительные» и «циничные».

Как вы определили, что информация порочащая? Вы же лингвист, а это область права, - спрашивает адвокат Соколовского.

Это в области риторики и этики.

Что является в роликах оскорбительным? - продолжает адвокат Бушмаков.

Негативные образы и циничная подача информации. Например, мат, сниженная просторечная лексика, которая может использоваться только в определенных ситуациях.

Человек, который негативно оценивает традиции религиозных и этнических групп, например, «традицию резать барана у мечети», возбуждает к этим группам ненависть? - спросил адвокат Станислав Ильченко.

Да. Это возбуждающий признак.

На вопрос о том, как Ворошилова пришла к выводу, что наложение нецензурной лексики на церковную музыку - оскорбление, она отвечает уверенно: «Это мой конек!».

Защита Соколовского пытается понять, как специалист-лингвист может оценивать оскорбление православных ценностей и общественную опасность. Адвокат спрашивает, готова ли сама Ворошилова объяснить, что такое православные ценности. «Мы со школы знаем, кто такой Иисус. Все знают о базовых ценностях и традициях», - отвечает она. «Извините, но вы рассуждаете не как лингвист», - заключил адвокат Бушмаков.

«Если эта экспертиза устоит в суде, то у нас любого можно будет посадить», - сказал Бушмаков журналистам после заседания.

В суде дал показания автор психологической экспертизы, майор полиции из УрГПУ

В суде по делу Соколовского выступил автор психологической экспертизы, сотрудник Уральского государственного педагогического университета, майор полиции Кирилл Злоказов, передает JustMedia .

Издание отмечает, что на официальном сайте Уральского юридического института МВД указано, что еще в 2015–2016 годах Кирилл Злоказов проводил занятия Школы педагогического мастерства. Там он был представлен как начальник кафедры психологии служебной деятельности и педагогики, кандидат психологических наук, доцент, майор полиции.

Эксперт Злоказов отметил, что в своей научной деятельности занимается изучением «деструктивного поведения». Экспертизы он проводит с 2009 года. Автор экспертизы отметил, что Соколоский давал «отрицательные оценки» мусульманам, православным и женщинам, а часто повторяющееся отрицательное мнение может повлиять на людей.

Адвокат Бушмаков спросил, были ли у Злоказова совместные научные публикации с сотрудниками Центра по борьбе с экстремизмом при региональном управлении МВД. Эксперт задумался и сказал, что во время работы в центре экспертизы ему приходилось работать с разными исследователями, в том числе, возможно, и с сотрудниками Центра «Э».

Znak.com отмечает , что эксперт Злоказов выступил с ходатайством о запрете на фотосъемку, его поддержал прокурор: внешность человека - это персональные данные. Суд ходатайство удовлетворил.

В ходе допроса эксперта-религиоведа обсуждался ролик про Роскомнадзор

Зачем вы анализировали ролик «Анус себе заблокируй, Роскомнадзор»? - цитирует вопрос адвоката Станислава Ильченко Znak.com . - Следователь попросил?

Нет, это моя инициатива, - ответил эксперт-религиовед Алексей Старостин.

Стороны обсудили критерии принадлежности к соцгруппе «верующие»

В суде над видеоблогером Соколовским выступил еще один эксперт - преподаватель кафедры методологии Уральского федерального университета Дмитрий Попов. Попов выступал в качестве эксперта-социолога в комплекской экспертизе, сообщает Znak.com .

Отвечая на вопрос адвоката Станислава Ильченко, Попов рассказал, что считает феминисток и верующих социальной группой.

«Верующие - это социальная группа. Есть определенные признаки, по которым люди объединяются между собой. У них есть общая идеология, а также организационная структура», - приводит его слова JustMedia .

При этом, по словам эксперта, критерии принадлежности к той или иной соцгруппе размыты: «Критерии могут быть разные, но социальная группа выделяется однозначно. Каждый индивид существует в нескольких социальных группах, если он не Маугли».

Попов не смотрел видеоролики Соколовского.

Прокуратура запросила 3,5 года колонии; Соколовский выступил с последним словом

Гособвинение 3,5 года лишения свободы для видеоблогера Руслана Соколовского.

Адвокат Алексей Бушмаков попросил оправдать его подзащитного. Сам подсудимый, выступая с последним словом, заметил, что он «в шоке» от просьбы прокуратуры.

«Я уже побывал в СИЗО. Уже в курсе, что представляют наши лагеря общего режима. Я атеист, космополит и либертарианец. У меня нет своей религии и своей национальности. Я русский наполовину. Как можно меня обвинить в национализме? Я никому не мешал исповедовать какую-либо религию. Я пообщался с большим количеством верующих, пришел к консенсусу с ними. Пришел к выводу, что верующие – это не те, кто может оскорбиться от каких-то слов. Понял, что им религия нужна для того, чтобы она их поддерживала», - цитирует его РИА «Новости».

«В моем случае нет жертв. Состав преступления сформирован по результату экспертиз. Я получил поддержку от многих. Может, я идиот, но не экстремист. Как говорят эксперты, моя вина не в отрицании бога, а в отрицании бога с помощью мата. Когда мат стал экстремизмом?» - подчеркнул Соколовский.

Суд признал Соколовского виновным в оскорблении чувств верующих

«Радио Свобода» ведет видеотрансляцию из Верх-Исетского суда Екатеринбурга, где судья зачитывает приговор Руслану Соколовскому.

  • 11 мая 2017, 11:18 «Ловца покемонов» Руслана Соколовского приговорили к условному сроку

Судья Верх-Исетского суда Екатеринбурга Екатерина Шопоняк признала видеоблогера Руслана Соколовского виновным в возбуждении ненависти и оскорблении чувств верующих и приговорила его к трем годам и шести месяцам лишения свободы условно. Прямую трансляцию вело «Радио Свобода».

Соколовскому запретили посещать места массовых мероприятий и гуляний, а также удалить со своих страниц девять видеороликов. При этом суд разрешил вернуть молодому человеку джемпер с надписью «Мразь».

Суд признал блогера виновным в том числе в возбуждении вражды и унижении достоинства при помощи публикации роликов про православных, патриарха Кирилла, мусульман и феминисток; также его признали виновным в незаконном приобретении ручки с видеокамерой, найденной при обыске.

Ранее в ходе процесса представитель обвинения назначить Соколовскому три с половиной года реального срока, поскольку условный срок мог «породить ощущение безнаказанности», а штраф блогер выплатить не сможет без «официального заработка».

Адвокат Алексей Бушмаков просил оправдать своего подзащитного; Соколовский вину не признавал: «Может, я идиот, но не экстремист. Как говорят эксперты, моя вина не в отрицании бога, а в отрицании бога с помощью мата. Когда мат стал экстремизмом?».

По версии обвинения, Руслан Соколовский в своих видеороликах оскорбил чувства православных, мусульман и феминисток; прокуратура попросила переквалифицировать эпизод со съемками ролика в Храме-на-крови в Екатеринбурге с части 2 статьи 148 УК, поскольку «оскорбительные» комментарии блогер записал уже дома. При обыске у Соколовского нашли ручку с видеокамерой, что расценили как незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (статья 138.1 УК). «Медиазона» о том, в чем именно обвиняли блогера.

В августе 2016 года Руслан Соколовский опубликовал видео, на котором он играет в Pokémon Go в одном из храмов Екатеринбурга. На записи Соколовский говорил, что решил поиграть в храме после того, как «Россия 24» предупредила игроков об уголовной ответственности. В сентябре видеоблогера задержали и отправили под арест; затем его перевели сначала под домашний арест, в СИЗО и снова под домашний арест.

Исправлено в 16:13 12 мая 2017 года : В новости ошибочно сообщалось, что помимо условного срока Соколовский был приговорен к обязательным работам. Это не так - суд ограничился условным сроком.

Прокурор: применение условного наказания является правом суда

Сторона обвинения удовлетворена приговором Руслану Соколовскому, решение принято с учетом характеристик его личности, сказала журналистам после заседания представитель прокуратуры.

От комментариев об обжаловании она воздержалась до получения копии приговора.

Адвокат Бушмаков: условный срок - безусловная победа

«В нынешних условиях [Соколовский] остается на свободе, хотя в любом случае защита считает приговор необоснованным и незаконным и будет обжаловать его в Свердловском областном суде в апелляционном порядке», - сказал адвокат Алексей Бушмаков.

Видеоблогеру, признав его виновным в в возбуждении вражды и унижении достоинства при помощи публикации роликов про православных, патриарха Кирилла, мусульман и феминисток. Представитель обвинения просил приговорить Соколовского к трем с половиной годам реального срока.

Свою вину Соколовский не признал. «Может, я идиот, но не экстремист. Как говорят эксперты, моя вина не в отрицании бога, а в отрицании бога с помощью мата. Когда мат стал экстремизмом?» - говорил он в последнем слове.

Поводом для уголовного дела против блогера стало видео, на котором он играет в Pokémon Go в одном из храмов Екатеринбурга. Вскоре после его публикации Соколовского задержали и арестовали; затем его перевели сначала под домашний арест, в СИЗО и снова под домашний арест.

«Медиазона» с небольшими сокращениями текст приговора Соколовскому.

Решение по апелляции Соколовского огласят 7 июля

Свердловский областной суд огласит решение по апелляционной жалобе видеоблогера Руслана Соколовского 7 июля в 12 часов по местному времени (10 часов утра мск), передает Ura.ru .

Адвокат Алексей Бушмаков в жалобе требует отменить приговор Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга, поскольку в действиях видеоблогера не было состава преступления, а суд проходил с процессуальными нарушениями: адвокатов не ознакомили с назначением комплексной экспертизы, суд не стал учитывать представленную защитой экспертизу.

Также адвокат потребовал исключить из приговора показания «тайного свидетеля» Сулеймановой, которая призналась в суде, не чувствует угрозы, а скрыть имя попросила из личных соображений.

В ходе заседания защита Соколовского рассказала, что Соколовского приняли на работу видеокорреспондентом, он снял квартиру и оформил временную регистрацию.

В беседе с журналистами Соколовский отметил, что в приговоре ему больше всего непонятен запрет на посещение массовых мероприятий. «На какой-нибудь "Русский марш" я никогда бы и не пошел, но, видимо, такой запрет сделали, чтобы я не посещал мероприятия типа митинга за Навального, - пояснил он. - Ну тогда так бы и написали, что нельзя митинговать».

  • 7 июля 2017, 12:13 Свердловский областной суд сократил условный срок Руслану Соколовскому

Свердловский областной суд рассмотрел апелляционную жалобу на приговор видеоблогеру Руслану Соколовскому, осужденному на три с половиной года условно за оскорбление чувств верующих и возбуждение ненависти, и сократил срок наказания до двух лет и трех месяцев условно. Об этом «Медиазоне» сообщил представлявший его интересы адвокат международной «Агоры» Алексей Бушмаков.

Суд исключил из приговора наказание за незаконное хранение ручки с камерой.

11 мая в Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга завершился громкий процесс по делу 22-летнего блогера Руслана Соколовского. Его скандальная история началась летом прошлого года, когда в СМИ прошла информация о том, что «ловлю покемонов» - игру в в храме - могут счесть оскорблением чувств верующих, за что положено наказание. Руслан Соколовский провел эксперимент, выложив видео «охоты» на покемонов в Храме-на-Крови в YouTube. Роликом заинтересовались правоохранительные органы, которые в ходе следствия нашли среди видео на канале Соколовского девять оскорбительных роликов, а дома при обыске - «шпионскую» ручку.

Блогеру предъявили обвинение по нескольким статьям: ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе), ст. 148 УК (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий), ст. 138.1 УК РФ (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации).

Процесс начался в марте этого года, а сегодня, 11 мая, был оглашен приговор. По совокупности преступлений обвинение запрашивало для Соколовского 3,5 года колонии. Суд признал вину Соколовского установленной и доказанной. Однако, поскольку преступление не является тяжелым, а отягчающих наказание обстоятельств в деле не установлено, суд принял решение о трех годах и шести месяцах лишения свободы условно с испытательным сроком в три года. Кроме того, он должен будет удалить девять скандальных видеороликов.

«Решение суда с учетом того, что вся квалификация, предложенная стороной обвинения, была принята, нас удовлетворяет. Наказание назначено с учетом характеристик личности, опасности преступления. Плюс к тому, суд согласился с предложенным наказанием. Тот факт, что было назначено условное наказание, вызывает у нас уважение. Наказание является справедливым», - цитирует сторону обвинения E1.

Дело вызвало огромный резонанс: в суде выступали десятки свидетелей, в том числе верующие, исповедующие христианство и мусульманство. В СМИ и соцсетях о деятельности блогера высказывались сотни человек. Большинство сочувствующих считали, что наиболее приемлемым наказанием для Соколовского будет трудотерапия в пользу РПЦ, а условное наказание уральские пользователи сети Facebook в основном приняли позитивно. За делом следила не только отечественная, но и иностранная пресса. По мотивам громкого дела даже вышел эпизод мультсериала «Симпсоны», главный герой которого тоже ловит монстров в храме.

Свой взгляд на резонансное дело высказал член Ассоциации юристов России и Международной ассоциации юристов Денис Пучков.

Мне тяжело судить о доказанности либо недоказанности факта совершения преступлений Русланом Соколовским, но ему вменялось достаточно большое количество эпизодов так называемой преступной деятельности. И, как мы понимаем, «Ловля покемонов в Храме-на-Крови» являлась лишь апогеем. Он активно распространял видеоролики в сети Интернет, и таких эпизодов набралось аж девять, а пресловутая «шпионская ручка» легко укладывается в образ «плохого парня». Все это в уголовном праве называется идеальной совокупностью преступлений. Все преступления, вмененные Руслану, - средней тяжести, то есть максимальное лишение свободы по ним не может превышать шести лет, но учитывая «букет» преступлений, максимальное наказание Руслану могло бы быть 7,5 лет лишения свободы, в силу ст. 69 УК РФ. Исходя из этого, считаю условный срок, назначенный Руслану Соколовскому, более чем мягким.

Само судебное разбирательство остановило Руслана от совершения такого рода преступлений, он раскаялся и извинился перед верующими. Однако вынесенный приговор и его формулировки, учитывая огромный раскол в нашем обществе по оценочному вопросу оскорбления чувств верующих или разжигания вражды, боюсь, могут разделить общество еще сильнее, так как в этом вопросе у нашего социума нет единой позиции. Мне видится, что такого рода дела необходимо передавать суду народа, то есть суду присяжных, чтобы народ сам решал - оскорблен он или нет.

Государство же в данном случае может выступить только в роли палача, что, на мой взгляд, не будет соотноситься с целями наказания и не восстановит социальную справедливость, а лишь еще больше расколет общество, усилит цензуру и существенно ограничит свободу слова и мнений, гарантированных Конституцией России. Однако мягкость приговора Руслану Соколовскому говорит о смягчении давления государства в данном вопросе, что, бесспорно, является робким, но все же шагом к восстановлению демократического государства.

ВСЕ ФОТО

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга огласил приговор блогеру Руслану Соколовскому, которого обвинили в экстремизме и оскорблении чувств верующих после игры в Pokemon Go в местном храме.

Его признали виновным в совершении девяти эпизодов преступления по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства") и семи преступлений по ч. 1 ст. 148 УК РФ ("Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих"), а также в незаконном обороте специальных технических средств (ст. 138.1 УК РФ) и приговорили к трем годам шести месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком три года, следует из видеотрансляции заседания, которую вело радио "Свобода" .

"По совокупности наказаний назначить Соколовскому окончательное наказание в виде трех лет и шести месяцев условно", - говорится в резолютивной части приговора судьи Екатерины Шопоняк.

Соколовскому запретили посещать места массовых мероприятий и гуляний, а также удалить со своих страниц девять видеороликов. При этом суд разрешил вернуть молодому человеку джемпер с надписью "Мразь". До вступления приговора в силу Соколовский будет находится под подпиской о невыезде, но не под домашним арестом. В случае повторного нарушения его могут посадить.

Приговор может быть обжалован в течение 10 дней, добавила судья. Будет ли осужденный подавать жалобу, пока не ясно. "Решение по апелляции пока не принято, надо проконсультироваться. Для меня это победа", - заявил адвокат осужденного, передает Znak.com .

По его словам, в случае подачи апелляции на приговор возникает опасность, что суд апелляционной инстанции усилит наказание и может заменить условное на реальное, передает ТАСС.

На процессе председательствовала судья Екатерина Шопоняк, известная приговорами по нескольким довольно громким делам - в частности, в 2009 году она арестовывала известного правозащитника - руководителя общественной организации "Правовая основа" Алексея Соколова, которого силовики обвиняли в разбойном нападении, передавал сайт Znak.com.

СМИ передавали, что Соколовский пришел в суд с вещами. Перед началом заседания он заявил, что если его "посадят на общий режим", то он объявит голодовку, передавал ТАСС.

Также по мнению суда, блогер возбуждал ненависть к Русской православной церкви в целом и лично к патриарху Кириллу: "наделял патриарха унизительными и уничижительными характеристиками" и осуждал его "не только как физическое лицо, но и как предстоятеля Русской православной церкви и центрального представителя группы священнослужителей" (цитата по "Дождю").

Кроме того, суд признал Соколовского виновным в оскорблении феминисток и выражении отрицательного отношения к представителям неславянской национальности, например к чеченцам и дагестанцам, так как эти представители "безграмотны и далеки от благ цивилизации". "Ни одной оскорбленной феминистки в суде услышано не было", - отмечал сайт проекта "Открытая Россия" .

Другие наиболее яркие выдержки и цитаты из вердикта Соколовскому:

"Использовал просторечную, грубую, экспрессивно-окрашенную лексику: "ворвались", "задержали" и "доставили";

"Намеренно дезинформировал аудиторию с целью создания негативной установки, что в России господствует мракобесие и произвол и что в таких условиях может жить только падшее общество";

"Негативно высказывался о государственном строе РФ, о политической структуре. Высказывал мысли, что хочет выехать за пределы России, потому что там лучше и спокойнее жить";

"Обладая специальными техническими познаниями, загружал ролики в интернет";

"Разместил информацию в сети Интернет, которая носила оскорбительный характер, потому что она была понятна верующим";

"Манипулировал общественным сознанием путем трансляции на его собственном YouTube-канале исключительно его собственной точки зрения".

По мнению суда, вина блогера доказана наличием скандальных видеороликов, допросом свидетелей. Кроме того, во время судебных слушаний сам Соколовский не отрицал авторство видеороликов. "Этим (созданием видеороликов для личного блога) он зарабатывал на жизнь, хотел снискать себе славу", - сказала судья.

При этом суд отказался признать, что Соколовского судят за игру в храме, отмечал Znak.com. "Реплики о том, что Соколовского судят за игру в храме, неверны", - приводило издание слова судьи.

"Действия Соколовского носили прямой умысел... Он пренебрег правилами поведения в обществе, сложившимися веками", - говорилось в текстовой трансляции с заседания, которую вел сайт "Открытая Россия".

Напомним, что сам Соколовский свою вину не признавал. По его словам, своими действиями он никого оскорбить не хотел, а ручка с видеокамерой ему не принадлежит. В ходе допроса свидетелей стороны обвинения блогер лично извинился перед каждым верующим, который посчитал себя оскорбленным. При вынесении приговора суд учел это обстоятельство.

Кроме того, блогер заявлял, что ему поступали угрозы. "В СИЗО были верующие, которые мне угрожали изнасилованием", - заявил он в своем последнем слове в конце апреля.

Накануне вынесения приговора Соколовскому в Екатеринбурге прошла серия одиночных пикетов в его поддержку. Как передает "Интерфакс" , изначально активисты рассчитывали устроить пикет возле Храма-на-Крови, однако Министерство безопасности Свердловской области мероприятие не согласовало. Тогда несколько активистов выстроились на тротуаре напротив Храма-на-Крови на расстоянии 50 метров друг от друга. По словам организаторов, акция длилась примерно час и прошла спокойно.

В свою очередь адвокат блогера Алексей Башмаков

Блогера Руслана Соколовского, прославившегося ловлей покемонов в екатеринбургском храме, к трем с половиной годам условно, признав виновным по всем пунктам обвинения. Среди прочего ему вменяли экстремизм, оскорбление патриарха Кирилла, феминисток и чувств верующих. Зачитывая вердикт, судья Екатерина Шопоняк цитировала выводы экспертиз, опираясь на которые она приняла свое решение: настойчивое формирование негативного образа верующих при помощи метафор; размещение понятных верующим оскорблений в интернете; формирование мнения, что в России царит мракобесие и произвол… поинтересовалась у экспертов, как этот процесс и приговор повлияет на отношения церкви, власти, общества и отечественной блогосферы.

Судя по приговору, помимо оскорбительных метафор видеоблогер наговорил в своих роликах на YouTube много всего, что нарушает ст. 148 и ст. 282 УК РФ («Оскорбление чувств верующих» и «Возбуждение ненависти либо вражды»). Неслучайно одним из пунктов приговора было удаление этих роликов. Но, возможно, впервые судья районного суда говорила о «переосмысление ситуации непорочного зачатия» и «введение в японский бестиарий», используя терминологию, более подходящую для богословских диспутов. Из уст представителя на процессе звучали указания на то, что подсудимый высказывал сомнения в существовании Бога и в божественном происхождении Иисуса Христа.

Богословы в погонах

«Богословская мотивация, похоже, плотно вошла в российскую судебную и прокурорскую практику, - считает ведущий научный сотрудник института Европы религиовед Роман Лункин. - Все началось во время процесса над Pussy Riot, когда представители прокуратуры цитировали решения вселенских христианских соборов, в частности Трулльского (проходил в 691-692 годах и принял ряд важных решений для формирования внутрицерковного права и борьбы с ересями - прим. «Ленты.ру» ), и различную православную литературу». Позже, по его словам, эта практика широко применялась в процессах над при определении их литературы как экстремистской: их обвиняли в критике , и со стороны обвинения также звучала прямая религиозная мотивация.

«Независимо от того, какие статьи Уголовного кодекса предъявляются Соколовскому, все равно получается, что прокуратура здесь защищает православие, честь православной церкви и ее православное пространство», - отмечает Лункин.

По мнению религиоведа, судебные процессы, так или иначе связанные с претензиями РПЦ к представителям иных конфессий или светским оппонентам, происходят как бы в параллельной юридической реальности, где теологические аспекты порой важнее состава преступления или нанесенного вреда.

Комментируя процесс над Соколовским, Екатеринбургская епархия заявляла , что подобного рода провокации должны решительно пресекаться во избежание повторения их в дальнейшем. Епархия была возмущена, ее духовенство обижено, отмечает Лункин. В местных СМИ появлялась информация, что у дела Соколовского в епархии был куратор, отец , он же - один из главных свидетелей обвинения. Ему принадлежит фраза: «Если Соколовский тебя не оскорбил - ты моральный урод». Лункин добавляет, что такие же «кураторы» присутствовали, например, на процессе в Белгороде, где женщину судили за то, что она от свечи в храме.

«Формально РПЦ в таких делах не участвует, но их объединяет интерес со стороны церковных иерархов и их деятельное участие в формировании общественного мнения посредством публичных выступлений», - говорит Лункин.

При этом религиовед не склонен драматизировать ситуацию. «Молодое поколение духовенства открыто говорит о том, что резкие, гневные заявления представителей РПЦ отвращают людей от веры и мешают миссионерской работе. Большинство людей все-таки ищет в церкви милосердия, открытости. Это несколько иной образ, нежели тот, который сейчас проявляется: церковь как часть государственного аппарата», - уверен Лункин.

Он прогнозирует, что в дальнейшем из-за таких случаев прямой поддержки со стороны церкви будет все сложнее поддерживать даже формальную видимость отделенности от государства. «Получается, что церковь использует государственные институты не только для принятия выгодных ей законов и для передачи имущества, но и для преследования оппонентов», - резюмирует Лункин.

Соколовский (по центру) с адвокатами в суде. Фото: E1.ru

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил видеоблогера Руслана Соколовского к трем с половиной годам условно. Его признали виновным в экстремизме (282 УК РФ), оскорблении чувств верующих (статья 148 УК РФ) и незаконном обороте специальных технических средств – ручки с видеокамерой, найденной во время обыска (138.1 УК РФ). Трансляцию приговора вело "Радио Свобода".

Во время судебного процесса Соколовский лично извинился перед каждым верующим, который посчитал себя оскорбленным, но свою вину не признал. Гособвинение требовало приговорить его к трем с половиной годам колонии общего режима.

Уголовное дело против Соколовского возбудили в сентябре прошлого года после того, как он опубликовал видео, где играет в Pokemon Go в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. В Следственном комитете утверждали, что уголовное преследование связано именно с несколькими роликами экстремистского содержания на YouTube-канале блогера, а не с его нахождением с телефоном в храме. "Высказывания о том, что Соколовского судят за игру в храме, являются неправильными", – сказала судья Екатерина Шопоняк, зачитывая приговор.

Всего Соколовскому вменялось десять преступных эпизодов .

"Всем огромное спасибо. Постараюсь оправдать доверие. Если бы не внимание журналистов, то был бы реальный срок", – сказал видеоблогер после вынесения приговора. "На данный момент я считаю это почти оправдательным приговором. В целом доволен, что остаюсь на свободе", – также сказал он.

11 мая, 12:54 Соколовский вышел на свободу и сразу "поймал" "покемона".

Мама Соколовского его тоже "поймала".


Фотографии: E1.ru

Последнее слово Руслана Соколовского:

"Честно сказать, я в изрядном шоке, что мне только что обвинение запросило три с половиной года, притом общего режима. Я уже побывал в СИЗО, провел там три месяца, это все лишь преддверие ада, - и тем не менее там я уже успел похудеть на 10 килограмм, успел оказаться как суицидник на учете, что для меня было несколько странным, но, возможно, для этого были какие-то основания. Я уже в курсе, что из себя представляют наши лагеря общего режима, вот эти вот колонии, думаю, что и все присутствующие в зале это прекрасно понимают.

Тем не менее я в своей речи хотел коснуться этого несколько позже, потому что высказаться о своем наказании, думаю, - это тоже довольно важно.

Сейчас я прежде всего хотел бы отметить, что являюсь атеистом, космополитом и либертарианцем. Я не вчера им стал, я эти взгляды постулирую на протяжении уже очень долгого времени, многих лет, в том числе и в своем видеоблоге. Что, в сущности, это подразумевает? Это подразумевает, что у меня на данный момент - как, впрочем, и раньше - нет своей религии, вообще никакой; мне неинтересны религии по большому счету, потому что я считаю, что они не нужны. У меня нет своей национальности. Безусловно, я наполовину русский, но вот эти обвинения, что я на почве своих националистических взглядов, видите ли, занимался экстремизмом, - они очень странные, потому что я русский-то всего лишь наполовину. Как можно меня в этом обвинять, я не понимаю.

Кроме того, так как я либертарианец, я считаю, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, и объективно я не нарушил ничьих прав и свобод на вероисповедание, потому что я никому не мешал исповедовать ту веру, которую они предпочитают исповедовать. Да, может быть, я кого-то критиковал, но тем не менее я никак не мешал им в их деятельности.

Итак, прежде всего, по поводу религии. Мое мнение о религии ничуть не изменилось, и оно в точности согласуется с тем, что считают о религии, например, Ричард Докинз или Бертран Рассел, Невзоров тот же, к примеру. Я согласен с мнением Лапласа, что гипотезе бога в современной научной парадигме нет места.

Это абсолютно законно, абсолютно нормально, и это окей, несмотря на то даже, что в экспертизах эксперты писали о том, что само отрицание бога является преступлением, что для меня странно. Тем не менее должен заметить, что за те восемь месяцев, что меня держат взаперти, и особенно за те три с половиной месяца, что я провел в СИЗО, мнение конкретно о верующих я изрядно изменил, потому что у меня была возможность пообщаться с большим количеством верующих - в СИЗО есть и православные, и мусульмане. Весь контингент поголовно людей, которые находятся в лагерях и в СИЗО, - они все являются религиозными, и со многими из них я пообщался вполне плодотворно, и пришел к консенсусу, и очень сильно изменил свое мнение. Да, там были верующие, которые угрожали мне изнасилованием и говорили, что, когда я окажусь в лагере, они стопроцентно со мной это сделают. Надеюсь, что в лагере я не окажусь, но это уже решать суду.

Тем не менее я понимаю, что объективно верующие - это люди, которые зачастую могут получить очень негативную, очень плохую реакцию от чьих-то слов. Они действительно могут прийти в упадок духа после этого, и, знаете, пожалуй, самая примечательная история, которую я могу привести в пример, она о Павлове - о том самом Павлове, который занимался условными рефлексами. Безусловно, он был атеистом - ну, в Советском Союзе это было распространено. И однажды к Павлову пришел в гости один семинарист, который всю ночь напролет дискутировал с ним о Боге. В итоге Павлов с помощью огромного количества документов доказал ему свою позицию, и семинарист в Боге разуверился. На следующее утро семинарист повесился.

Подобные истории дают понять, что верующие люди, если произойдет такой парадигмальный сдвиг в их голове, могут повести себя подобным образом, и именно это я и понял, я понял, что верующим нужна религия для того, чтобы она их поддерживала. Да, безусловно, религия нужна для того, чтобы взрослые люди, которым до сих пор нужны родители и которые не хотят чувствовать себя одинокими, имели этих самых родителей, пусть даже если они и созданы кем-то. Таким образом, свое мнение о верующих я изрядно изменил.

Далее я бы хотел отметить свою позицию по поводу законов, статьи 271-й и 148-й. Формальный состав преступления… Фактически в моем случае нет никаких жертв и никаких потерпевших. Мое преступление абсолютно ненасильственное, и состав преступления формируется путем формирования как раз таки экспертиз - и, как вы могли уже заметить, одни эксперты говорят о том, что я невиновен и что в моих видео нет экстремизма, другие говорят, что я виновен. В этом свете не совсем понятно, кому из них верить, потому что и те и другие обладают очень большой квалификацией.

Я хочу отметить, что я получил очень большую поддержку со стороны общественности, в том числе со стороны журналистов, спасибо вам большое за это, я получил поддержку со стороны гордумы Екатеринбурга, многие депутаты высказывались в мою поддержку. Сюда приходил мэр города [Екатеринбурга] Евгений Вадимович Ройзман, и он тоже сказал, что реальное наказание для меня - это излишне. Почему я получил такую поддержку - считаю, потому что всем понятно, что я как раз таки не экстремист. Единственная причина, по которой я не признал вину, - то, что я не считаю себя экстремистом. Может быть, я и идиот, но ни в коем случае не экстремист. Именно такова моя позиция.

Ну и по поводу наказания. Дело в том, что за слова в интернете, за какие-то видеоролики, за всего даже репост в соцсети, [а] это не является моим случаем, но тем не менее это правда - человека могут, получается, посадить на срок до пяти лет. И мне запросили три с половиной года, притом общего режима. А мы знаем, что это то место, где люди умирают от туберкулеза, насилуют друг друга… Это место, где постоянно распространено физическое насилие, с «двойки» регулярно вывозят трупы, и журналисты об этом знают. И - да, именно такое наказание запрашивают за то, что человек просто что-то сказал в интернете, высказался каким-то определенным образом, и он даже никого не призывал к насилию, он просто негативно высказался. И, как сказали сами эксперты, вина моя заключается не в том, что я отрицал бога, а в том, что я отрицал бога, используя мат. Я не понимаю, почему мат является экстремизмом в том случае, если он был применен…

В свое время, когда-то давным-давно, людей сажали в лагеря и на более долгие сроки, не на три с половиной года, а на десятилетия, по причине того, что они пошутили, например, матерным анекдотом про коммунизм и про Сталина. Сейчас получается, что меня хотят посадить на три с половиной года на общий режим по причине того, что [я] пошутил матерный анекдот про православие и про патриарха Кирилла. Для меня это дикость и варварство, я не понимаю, как такое вообще возможно. Тем не менее, как мы видим, это вполне себе возможно - обвинение именно три с половиной года для меня и запрашивает.

Ну и по поводу своего наказания. Хочу отметить следующее. Обвинение сказало, что у Соколовского нет места работы… Вообще говоря, к счастью для меня, я являюсь довольно ценным специалистом, и прямо сейчас, например, у меня есть официальное место работы, я являюсь айти-консультантом. Мне сейчас назначили зарплату в 10 тысяч рублей по той причине, что я сижу под домашним арестом и мало принимаю участия в деятельности фирмы «Транспортные инновации», в которой я работаю, - но, естественно, в том случае, если я смогу работать, моей зарплаты будет достаточно для того, чтобы я оплачивал штрафы, и будет достаточно для того, чтобы я помогал своей матери.

Напомню, что, в том случае если я сяду в колонию, моей матери придется помогать мне. Ей придется делать так, чтобы я не умер от голода, потому что вы знаете, как кормят в лагерях общего режима. Не знаю, будет ли у нее такая возможность и вообще выдержит ли она все это, потому что она уже пенсионного возраста и потому что у нее объективно очень плохое здоровье. Это ей нужно помогать, а не наоборот, и, по сути, это сейчас мой единственный родственник.

На данный момент у меня есть место учебы. Дело в том, что как раз таки из-за того, что меня уже восемь месяцев преследуют и я не могу выходить из дома, я не могу разобраться со своей учебой и вернуться из академического отпуска, но я уверен, что смогу это сделать. У меня есть постоянное место работы, и, соответственно, штраф я мог бы покрывать. Сейчас у меня есть девушка, у меня есть прописка. Что будет со мной через три с половиной года в том случае, если я выйду? Вполне возможно, что я вообще всего лишусь.

Я не удивлен, почему половина людей, которые выходят за пределы тюрьмы, в итоге возвращается обратно. Показатель рецидивов в этом плане просто огромен. Надеюсь, что со мной такого ни в коем случае не случится и что все-таки в итоге я не окажусь в этом ужасном месте. Надеюсь, что это мое последнее слово все-таки будет не последним. Я сделал очень много выводов и после того [как] побывал в СИЗО, и пообщался здесь со свидетелями, которые оказались оскорблены из-за моей деятельности, - но я считаю, что возможность для какого-то альтернативного наказания, она есть, потому что у меня есть место работы, я могу выплачивать штрафы, я могу быть при этом с ограничением свободы - много всего есть.

Кроме того, Евгений Вадимович Ройзман сам сказал мне, что он готов позвать меня в свои социальные проекты, и уж лучше бы я вместе с ним строил хосписы, что он мне, собственно говоря, и предложил, я могу это делать хоть прямо сейчас вместе с ним, чем я просто не мог [бы] помогать своей матери и находился в местах не столь отдаленных, где неизвестно, что бы со мной еще случилось. На этом, собственно говоря, все. Надеюсь на хоть сколько-нибудь лояльное решение, ваша честь".