Правовая семья. Англосаксонская правовая система: описание, история и интересные факты

Англосаксонская правовая семья (семья общего права) - исторически сложилась в Англии, США и страна: британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.).

Специфика англосаксонского (общего) права состоит в отсутствии отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами и наличии в качестве источников права громадного количества судебных (административных) решений - прецедентов, являющихся образцами для последующих аналогичных дел, рассматриваемых другими судами (административными органами). Кроме прецедентов источниками права в англосаксонской правовой семье являются юридические обычаи, законы (статуты), юридические доктрины.

Нормы англосаксонского (общего) права носят казуистический (индивидуальный) характер и представляют собой «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В рамках данной правовой семьи приоритетное значение придается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм реализации правового предписания.

Важным признаком англосаксонской правовой семьи выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве.

Основные черты англосаксонской правовой семьи:

· 1) основной источник права - судебный прецедент;

· 2) юридические прецеденты носят индивидуальный характер;

· 3) ведущая роль в формировании права принадлежит суду, который занимает особое положение в системе госорганов;

· 4) на первом месте находятся не обязанности, а права человека, защищенные судом;

· 5) главенствующее место занимает процессуальное право, которое определяет материальное право;

· 6) отсутствуют кодификационные отрасли права;

· 7) отсутствует деление права на публичное и частное;

· 8) статутное право и юридические обычаи выступают в качестве дополнительных источников;

· 9) юридическая доктрина носит прикладной характер.

№62.Рецепция права.

Рецепция права - заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в другом государстве или в предшествующую историческую эпоху. В отличие от насильственного привнесения чужеземного права (в результате войн или колониальных захватов), Р. п. представляет собой восприятие более развитых правовых форм в силу исторической преемственности и связи правовой культуры государств, социально-экономические условия которых сходны.

Рецепция отражает тенденцию сближения правовых систем. Данное явление имеет общий и естественный характер. Его игнорирование или недооценка, некритическое отношение к нему не только опасны для процессов гармонизации и унификации национальных законодательств, но и грозят дестабилизацией национальных правопорядков.

№63.Понятие формы (источника) права.

Источник права в формально-юридическом смысле - это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера.

Юридическая наука главным образом изучает именно источники права в формально-юридическом смысле (иначе - формальные источники права, юридические источники права, формы права).

К основным формально-юридическим источникам права относятся нормативно-правовой акт, правовой прецедент и правовой обычай. Помимо указанных в юридической науке встречаются такие источники права как юридическая доктрина и нормативно-правовой договор.

Под обычаем, как разновидностью социальной нормы, понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, ставшее привычным и признаваемым обществом. Правовым обычай становится после официального одобрения государства.

Правовой обычай - общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в установленных случаях субъектами права в силу целесо­образности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственного принуждения.

Правовой обычай является исторически первым источником права. Правовые системы, в основу которых были положены опреде­ленным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев - Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская правда и т.д.

Правовой обычай прямо не закрепляется в действующем законодательстве. Однако для применения обычая в качестве правовой нормы, регулирующей конкретное общественное отношение, необходима отсылка в нормативно-правовых актах на допустимость применения правового обычая. Примером этому может служить статья 5 Гражданского кодекса РФ, определяющая возможность применения обычаев делового оборота.

Судебный прецедент - решение суда по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.

Судебный прецедент применяется, главным образом, в странах англосаксонской правовой семьи. Прецедентное право является неотъемлемой частью такой системы. Более того, возможность решения дел по аналогии определяет ее специфику.

№64.Правовой обычай.

Правовой обычай - это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени.
Эта форма права возникла на самых ранних этапах правового развития в раннеклассовых городах-государствах. Тогда обычное (то есть основанное на обычае) право регулировало прежде всего брачно-семейные, имущественные отношения, порядок земле- и водопользования.
Эта форма права "вырастает из обычаев, тех образцов поведения, которые складываются тысячелетиями и закрепляют полезный опыт человечества".
Первоначально этот опыт направлялся на смягчение агрессивности в отношениях между родовыми общинами, позже - между соседскими общинами. Обычаи подкреплялись столь мощной этн о культурой, что и после появления государственности часть из них сохранили своё значение и перешли под защиту судебной системы, то есть стали правовыми обычаями. Примером правового обычая в римском праве можно считать талион (то есть причинение виновному такого же вреда, который причинён им самим), а также виру (штраф за убийство).
В самом начале правовой обычай не имел материальной фиксации, что осложняло его применение необходимостью прежде доказать в суде, что данный правовой обычай существует. На определённом этапе развития правовой обычай начал письменно санкционироваться или письменно закрепляться, модернизируясь в нормативно-правовой акт. Примером такой модернизации могут служить Законы XII Таблиц, Русская Правда.
Однако не каждый обычай может стать правовым. Что нужно для того,чтобы обычай из источника социального поведения превратился в источник права?
По мнению Рене Давида, для этого необходимо наличие следующих условий:
1) признание обычая в качестве правового обществом, в котором он сложился;
2) наличие определённого возраста обычая, то есть срока существования;
3) обычай не должен противоречить публичному порядку либо должен быть разумным.
Кроме того, естественно, что государство возьмёт под защиту (санкционирует) только тот обычай, который отвечает целям и задачам государственной власти.
В современной правовой науке нет однозначного отношения к правовому обычаю как источнику права. Некоторые учёные полагают, что роль правового обычая в современной правовой действительности весьма скромна, что правовой обычай сохраняет своё значение в качестве источника права лишь % в тех областях, где пока нет достаточного материала для законодательных обобщений.

№65.Судебный прецедент и судебная практика как формы (источники) права.

Судебный прецедент как форма права традиционно действует в странах англо-саксонской правовой системы (например, в Великобритании). Другие типы правовых систем не признают такую форму права, либо она действует в тени других форм и не занимает сколько-нибудь значительного места в правовой системе. Определения и правила судебного прецедента формулируются, как правило, именно для англо-санксонских стран.

Судебный прецедент (лат. precedens, precedentis - идущий впереди, предшествующий) - это решение суда (другого государственного органа) по конкретному делу, обязательное при решении аналогичных дел в последующем этим же судом либо судами, равными или нижестоящими по отношению к нему.

При признании судебного прецедента формой права судебным органам дается правотворческая функция, они получают возможность создавать новые нормы права.

Система прецедентов многообразна. Прецеденты разделяют на обязательные и убеждающие по степени их обязательности. Обязательные прецеденты создаются высокими судами - Верховным судом и Палатой лордов. Судебные прецеденты высших судов (решения Палаты лордов) обязательны для судов низшего звена; судебная инстанция не может отказаться от созданного ею прецедента, который может быть изменен или отменен только вышестоящей инстанцией или парламентским актом. До 1966 г.

Решения судов в современных государствах, не относящихся к англо-саксонской правовой системе, не признаются формами права, равными закону или обычаю. Суд в таких системах не творит право, а применяет уже существующее в других формах к частным фактам жизни. Наиболее близок к прецеденту механизм восполнения пробела в праве путем аналогии. И вместе с тем это не прецедент в его классическом виде. Во-первых, суд и тут руководствуется нормами уже имеющегося, действующего права, во-вторых, ищет аналогии в праве, в его духе и целях. Суды могут подражать решениям других судов, но не в силу обязательности как норм при прецедентном праве, а в силу их целесообразности, разумности, справедливости.

Тем не менее, и в романо-германских, и в других типах правовых систем вопрос о роли судебных актов продолжает быть острым. Обратимся к российскому опыту. Ни царская Россия, ни Советское государство никогда не имели в своем законодательстве и доктрине такого источника права, как судебный прецедент. Но это только официальная или нормативная сторона. Тем не менее, судебные решения, несомненно, оказывали и оказывают сегодня определенное влияние на правовую систему. В научной литературе многократно обсуждался вопрос о правовой природе актов судебной власти, степени их влияния на правовую систему.

Рассмотрим понятие судебная практика как наиболее близкое прецеденту. Судебная практика - это, с одной стороны, вид судебной деятельности по применению правовых норм, который связан с выработкой определенных правоотношений на основе раскрытия смысла и содержания применяемых норм, а в необходимых случаях - и их конкретизации и детализации. С другой стороны - это совокупность правоположений. Таким образом, судебная практика - это та сторона применения правовых норм, которая связана с образованием в процессе этого применения какого-либо устоявшегося положения, конкретизирующего правовую норму, совокупность аналогичных решений по аналогичным делам, своеобразная форма правоприменительной деятельности.

Такой подход к судебной практике характерен для тех государств, в которых судебные органы не имеют правотворческой функции, где не признан официально судебный прецедент. В государствах такого типа, в том числе и в Российской Федерации, судебная практика, не порождая обязательных норм, оказывает определенное воздействие как на деятельность собственно судебной системы, так и на правовую систему в целом.

Выделяют две формы выражения судебной практики:

1. в руководящих разъяснениях, которые дают Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства при рассмотрении конкретных дел;

2. в принципиальных решениях по конкретным делам судов разных уровней, которые называются прецедентом толкования.

Таким образом, российская правовая система не содержит прямого признания актов судебных органов формами права. Единственный законный путь влияния судебной власти на формы права - это участие в законодательном процессе. Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ обладают правом вносить в Государственную Думу Федерального Собрания проекты законов по предметам своего ведения. Мы видим этот процесс следующим образом. Судебные органы, выявляя пробелы в законодательстве, обобщают в пленумах эти пробелы и вырабатывают рекомендации по их преодолению, оформляют свои выводы соответствующим проектом закона.

Именно эта деятельность часто оценивается как «отрицательное» правотворчество, т.е. Конституционный Суд РФ не имеет права создавать новые правовые нормы, но у него есть право отменять их.

№66.Нормативно-правовой договор как форма (источник) права.

Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

№67.Юридическая доктрина как источник права.

Специфическим источником права, существовавшим и поныне существующим в правовых системах некоторых стран, является доктрина. Специфика данного источника в том, что он представляет собой не результат практической деятельности органов государства или определенных человеческих сообществ, выраженный соответственно в нормативно-правовых актах, договорах, судебных решениях и обычаях, а обоснованные и разработанные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения по проблемам права, которые, имея известную юридическую силу, обладают свойствами социального регулятора общественных отношений. Древнеримскими правоведами в качестве анализируемого источника права признавались ответы знатоков права в форме суждений и мнений, которым позволено было создавать право.

На определенных этапах развития права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. В английских судах трактаты известных юристов (Брактон, Гленвиль) были источниками права, на которые широко ссылались.

Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран. Был период, когда и религиозные трактаты выступали формой права. Интересно отметить, что в английских судах при вынесении некоторых судебных решений можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда.

В российском государстве юридическая наука имеет большое значение для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается. Но судебные и административные акты не используют ссылки на труды ученых-правоведов. Это еще одно вредное последствие тоталитарной государственной системы, укрепившейся у нас, когда только акты государственной власти имели силу, а все остальные документы и источники относились к разряду вспомогательных и несущественных. Мировой опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального источника права падает, но ее роль в качестве неформального элемента правообразования растет.

№68.Нормативно-правовой акт: понятие и классификация.

Основным источником российского права является нормативно-правовой акт. Подавляющее большинство существующих в обществе норм закреплено именно в нормативно-правовых актах.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям.

1. В зависимости от юридической сипы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

Подзаконные нормативные акты.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституционные и Федеральные.

Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постановления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), нормативные акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка какого-либо предприятия или учреждения). Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ве­дения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над законодательством Федерального центра. Однако это.скорее исключение из общего правила.

2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:

Акты принятые в результате референдума;

Акты изданные государственными органами;

Акты органов местного самоуправления;

Акты локального действия организаций, учреждений.

3. В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.

Постоянные - не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены (Конституция);

Временные (срочные) - ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

4. По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

Общегосударственные, действующие на всей территории страны;

Региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц;

Локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации.

5. По предмету правового регулирования:

Акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;

Акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;

Акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.

№69.Закон: понятие, признаки, виды.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом, усложненном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона :

1. Принимается парламентом или на референдуме.

2. Регулирует основные, наиболее значимые общественные отношения.

3. Всегда является нормативным по содержанию.

4. Включает максимально общие, обобщающие нормы, которые затем развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми актами.

5. Имеет особые процедуры принятия, изменения и отмены (законодательный процесс).

6. Обладает верховенством в романо-германских правовых системах.

Верховенство закона означает:

· все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить;

· в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы;

· законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа;

· никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего.

1)Законы основные или конституционные и законы обыкновенные. Разница состоит в том, что основные законы определяют главные черты государственного строя, отличающие его от строя других стран, а законы обыкновенные регулируют жизнь государства в пределах, установленных основными законами. В конституционных государствах обыкновенно есть и формальная разница между этими видами законов, так как для издания и изменения основных законов устанавливает более сложная форма, нежели для законов обыкновенных; иногда здесь действуют даже особые органы; напр., издание обыкновенных законов может быть вверено палате представителей, а издание законов основных производится всенародным голосованием. В России до 23 апр. 1906 г. этой формальной разницы не было.

2) Законы общие и особенные. Общими законами называются те, которые действуют на всем пространстве государства и применяются ко всему населению. Особенные законы касаются известной местности – местные законы – или же известной части населения – сословные законы. Привилегиями называются такие законы, которые содержат изъятия из общих или особенных законов в пользу какого-либо лица, или вещи, или отношения.

Классификация законов может производиться по различным основаниям:

1) - по их юридической силе (федеральные конституционные, федеральные, субъектов федерации);

2) - по субъектам законотворчества (принятие в результате референдума или органом, соответствующей государственной власти);

3) - по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

4) - по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);

5) - по внешней форме выражения (конституция, кодекс, постановление, положение, регламент, устав, закон).

№70.Подзаконные нормативно-правовые акты.

Подзаконные нормативные акты - это акты, издаваемые в пределах, компетенции исполнительными органами государственной власти.

В системе подзаконных нормативных актов ведущее место занимают нормативные указы и распоряжения Президента Российской Федерации как главы государства.

Указы и распоряжения Президента России обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент вправе издавать по частным вопросам распоряжения, не являющиеся нормативными, содержащие конкретные, поручения, задания. В форме президентских указов могут быть изданы акты применения права, например, указ о награждении конкретного лица орденом и т. п.

Правительство Российской Федерации издает на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, указов Президента постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Среди подзаконных актов большое место отводится нормативным актам, принимаемым министерствами, государственными комитетами, ведомствами, федеральной службой. Они носят отраслевой характер, предназначены регулировать общественные отношения в процесс реализации своих полномочий в определенной сфере управления. Наиболее распространены среди них приказы, решения коллегии, инструкции, правила, положения, уставы, распоряжения.

Самостоятельную группу актов образуют акты субъектов федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), которые вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая -издание законов и иных нормативных актов.

Отдельно выполняются решения органов местного самоуправления. Их особенность - территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления муниципальной собственностью, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и т.п.

№71 Локальные нормативные акты.

Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах - правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

Общим для всех видов подзаконных актов Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление федерального Правительства имеет большую юридическую силу, чем аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города.

Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.

№72 Пределы действия нормативно-правовых актов (действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц).

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т. д.);

в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

Истечения срока, на который был принят юридический документ;

Объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

Принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

Устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие Это правило - необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Во-вторых, нормативно-правовой акт моет утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации - на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов - на территории соответствующих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.

№73 Система и структура права.

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Система права представляет собой совокупность норм права, правовых институтов и отраслей права, находящихся во взаимосвязи и обусловленных системой общественных отношений.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя, так и для правоприменителя. Принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично включить его в существующую систему права, не нарушая ее целостности. Правоприменителю это помогает правильно толковать и применять норму права. Системность права положительно влияет и на процесс упорядочения законодательства.

Основными чертами системы права являются следующие:

Система права - объективное свойство права, действующего в данном обществе, она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными и историческими факторами;

Эта правовая семья является одной из наиболее распространенных в мире. Ею охватывается территория таких государств, как Англия, США, Канада, Австралия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие. Почти третья часть населения Земного шара в настоящее время живет по принципам, изначально заложенным в данную правовую семью и, в особенности, в ее ядро - английское право.

Англосаксонскую правовую семью зачастую называют еще семьей общего права . От других правовых семей она отличается прежде всего тем, что в качестве основного источника права в ней признается судебный прецедент. Следует отметить, что признание прецедента имеет место и за пределами англосаксонского права. Однако при этом он не претендует на роль основного источника права. Последнее свойственно лишь общему праву, которое создается судьями при рассмотрении конкретных дел и разрешении различных споров между людьми. В силу этого общее право нередко именуется «судейским правом тем самым выделяется как по названию, так и по содержанию среди других правовых систем. Данная особенность общего права, появившаяся со времени его возникновения и становления, остается свойственной ему и по сей день .

Сохраняются также и другие его особенности. Среди них такие, например, как отсутствие в английской правовой системе, составляющей основу англосаксонского права, четко выраженного по сравнению с континентальным правом деления на отрасли права; ориентация норм общего права - продукта судебной деятельности по рассмотрению конкретных дел прежде всего на разрешение конкретных проблем, а не на формулирование общего правила поведения, ориентированного на будущее; традиционное преувеличение роли процессуального права по сравнению с другими отраслями права, придание ему в ряде случаев большего значения, чем материальному праву и др. .

Эти и другие им подобные особенности, в той или иной степени охватывают все без исключения правовые системы, входящие в семью англосаксонского права. Наиболее полно и ярко они отражаются в английском праве. Менее отчетливо и последовательно они проявляются в американской и канадской системах права.

Причин такого неравномерного распространения тех или иных черт на разные правовые системы много. Но наиболее важные из них заключаются в различных исторических, национальных, культурных и иных условиях, в которых возникают и развиваются или же в которые переносятся те или иные правовые институты и модели.

Например, система общего права, первоначально созданная в Англии, возникла исключительно благодаря деятельности королевских судов. Ее происхождение и развитие неразрывно связаны с королевской властью, в то время как использование идей и институтов общего права в США всегда находилось в неразрывной связи с республиканской властью. Особенности исторического развития этих стран, политической и общей культуры наложили свой неизгладимый отпечаток также на их правовые системы и правовую культуру .

В силу исторических и иных условий английское право всегда занимало и продолжает занимать центральное, доминирующее меcто в англосаксонской правовой семье или в правовой семье общего права . В истории его развития обычно различают четыре основных периода:

Первый период ассоциируется со временем его возникновения и развития, предшествовавшим нормандскому завоеванию Англии в 1066 г. Этот период собственно и называют англосаксонским периодом. Характерным для него является наличие многочисленных законов и обычаев варварских племен германского происхождения (саксов, англов, ют, датчан), обосновавшихся в этот период в Англии. В стране не было общего для всех права. Действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные акты (обычаи) .

Второй период в развитии английского права историки и юристы определяют по времени с 1066 г. и вплоть до 1485 г., до установления династии Тюдоров. Этот период считается периодом преодоления доминирующей роли местных обычаев и становления общего права. Последнее стало возможным благодаря установлению в стране после нормандского завоевания сильной централизованной власти, единого централизованного управления, прошедшего испытание в Нормандии, единой системы, создававших и развивавших общее право Англии, королевских судов. Этот период оказал огромное влияние на все последующие периоды развития правовой системы Англии, вплоть до наших дней.

Третий период развития правовой системы этой страны хронологически определяется с 1485 по 1832 г. и считается периодом расцвета общего права в Англии. Его особенностью считается также то, что в силу сложившихся условий система общего права Англии в этот период вынуждена была соперничать и одновременно «сотрудничать» с так называемым правом справедливости .

Указывая на необходимость проведения реформы общего права в этот период, исследователи-юристы и историки отмечают, что выработанное в строгой зависимости от формальной процедуры, общее право на данном этапе уже находилось в двойной опасности. С одной стороны, оно не могло успевать в своем развитии за потребностями эпохи, с другой - ему угрожали рутина и консерватизм судейского сословия. После своего блистательного расцвета в XIII в. общее право не смогло избежать ни той, ни другой опасности. Оно оказалось «перед риском образования новой правовой системы-соперницы, которая по истечении некоторого времени могла даже заменить собой общее право, подобно тому, как в Риме античное гражданское право в классическую эпоху оказалось перед лицом его подмены преторским правом» . Такой системой-соперницей оказалось право справедливости.

Оно формировалось из решений лорд-канцлера, действовавшего от имени короля и совета, делегировавших ему свои полномочия по рассмотрению жалоб и «апелляций» на решения обычных королевских судов. Обращения в таких случаях поступали непосредственно к королю как «источнику всех милостей и справедливостей». Его просили вмешаться в рассмотрение дел или споров, «чтобы оказать милосердие по совести и по существу».

Решения лорд-канцлера как исповедника и блюстителя совести короля по всем этим вопросам выносились на основе доктрины «королевской справедливости» и вносили коррективы в процедуру деятельности обычных королевских судов - судов общего права и в применяемые ими принципы .

Сложившаяся в результате подобной деятельности судов на протяжении ряда веков правовая система Англии приобрела и сохранила вплоть до наших дней двойственный характер. Наряду с нормами права, возникающими в результате деятельности обычных королевских судов, в нее входят также нормы «права справедливости», дополняющие или корректирующие нормы общего права.

Четвертый период развития английского права хронологически определяется 1832 г. и продолжается до настоящего времени. Этот период отличается значительной трансформацией как государственного механизма, так и правовой системы Англии. В начале этого периода были проведены довольно радикальные правовая и судебная реформы. В результате гораздо больший, чем это было раньше, акцент юристов-теоретиков и практиков ставился на материальном, нежели на процессуальном праве. Была проведена так же огромная работа по расчистке законодательства, освобождении его от архаичных, давно не действующих актов. Подверглись систематизации целые массивы нормативных актов, существующие в ряде областей английского права. В результате осуществленной реформы все английские суды были уравнены в своих правах. В отличие от всех предшествующих периодов они получили возможность применять как нормы общего права, так и нормы права справедливости .

Оценивая характер изменений, произошедших в английском праве в результате проведенных в рассматриваемый период правовой и судебной реформ, специалисты в области сравнительного права отмечают, что реформы XIX в. «не лишили английское право его традиционных черт» . Они не были адекватны аналогичным реформам, проводившимся в этот период в других странах. В частности - кодификации, проводившейся во Франции. Английское право по-прежнему развивалось судебной практикой. Законодатель лишь открыл судам новые возможности и дал им новую ориентацию, но не создал сам нового права.

Тем не менее, в этот период в результате усиления роли парламента и государственной администрации резко возрастает значение законодательных и административных актов, наблюдается быстрое развитие английской правовой системы в направлении ее сближения с континентальной правовой системой.

Наряду с английским правом в англосаксонской правовой семье особо выделяется также американское право - правовая система США. В основных своих чертах эта правовая система начала складываться еще в XVII-XVIII вв. в условиях колониализма и сохранила многие свои первоначальные особенности вплоть по сегодняшний день .

Огромное влияние на процесс становления и последующего развития правовой системы США сыграло английское право. На территорию Северной Америки оно было привнесено переселенцами из Англии. В каждой из 13 британских колоний, существовавших в этой части Земного шара, применялись одновременно английские законы и нормы общего права. Однако их действие не было неограниченным. Применение английского права ограничивалось актами местных органов, а также появившимися в конце XVII - начале XVIII вв. в ряде британских колоний собраниями законодательных актов. Перенесенное через океан английское право должно было в полной мере учитывать местные условия, складывающиеся обычаи и традиции. В своей совокупности они формировали своеобразие правовой системы отдельных колоний и выступали в качестве активных регуляторов общественных отношений.

Различия между этими правовыми системами и применявшимся в британских колониях английским правом были порою настолько велики, что исследователи колониальной правовой системы, в частности, северо-восточной колонии Массачусетс, спорили между собой по поводу того, должна ли вообще ее правовая система рассматриваться как одна из разновидностей «общего семейства английского права» .

Колониальное право было достаточно похожим на правовую систему, созданную людьми, потерпевшими кораблекрушение. Она состояла из трех частей: пришедших на память элементов старого закона, новых законов, созданных в результате настоятельных потребностей жизни в новой стране, и правовых элементов, оформленных под воздействием религиозных взглядов переселенцев.

Пестрота зарождавшейся, а затем набравшей силу правовой системы США станет еще более очевидной, если вспомнить о разнообразии правовых систем испанских, голландских, французских и иных колоний, существовавших на территории этой страны. Все они несли на себе печать не только местного политического и социально-бытового колорита, но и законодательства различных метрополий.

В нынешнем штате Луизиана, например, - бывшей испанской и французской колонии, присоединившейся к США в 1803 году, заметно влияние законодательных актов, сформировавших испанскую и французскую правовые системы. Особенно это касается гражданского права, сложившегося под сильным влиянием идей и положений, содержащихся в Кодексе Наполеона .

Законодательство штатов Техас, Невада, Нью-Мексико и других, расположенных на территориях, некогда отторгнутых от Мексики, обнаруживает на себе влияние испанской правовой системы.

Важной вехой на пути американизации своих основных постулатов стала американская конституция. Принятая в 1787 г., она не только закрепила государственный и общественно-политический строй вновь образованной страны, но и создала предпосылки для ее дальнейшего развития. Американская конституция - это не только и даже не столько юридический, сколько политический, социальный и идеологический документ . В нем устанавливается и законодательно закрепляется система органов государства, политических институтов общества, совокупность конституционных прав и свобод граждан, принцип разделения властей и другие государственно-правовые принципы. Конституция США создает правовые основы построения и деятельности всех государственных и общественно-политических институтов, выступает в качестве юридического фундамента, на котором строится вся правовая система США и правовые системы всех пятидесяти штатов.

Исходя из идей естественного права и общественного договора, американская конституция пытается установить (и это является ее весьма важным отличительным признаком), пределы полномочий федеральных органов в их взаимоотношениях как с отдельными штатами, так и гражданами. Позднее эти пределы были уточнены в первых десяти поправках, принятых через два года после вступления в силу конституции. Эти поправки известны под названием Билля о правах или Декларации прав американских граждан.

Во время гражданской войны были приняты также и другие, не менее важные поправки к Конституции США (XIII, XIV и XV поправки), в которых провозглашалось, что законодательными властями штатов (легислатурами), исполнительными и иными органами не могут нарушаться или отменяться конституционные права граждан. «Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и подчиненные их власти, - говорится в поправке XIV к Конституции, - являются гражданами Соединенных Штатов и штата, в котором они проживают. Ни один штат не должен издавать или приводить в исполнение законы, ограничивающие привилегии и вольности граждан США. Наличие писаной Конституции, содержащей Билль о правах является важной отличительной чертой правовой системы США по сравнению с системой английского права.

Деятельность Верховного суда США по толкованию Конституции страны есть проявление судебного контроля за законностью федеральных законов и законов, принимаемых на уровне штатов легислатурами.

Англосаксонская правовая семья или англо-американская правовая система-правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США.

В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

Характерные черты

Среди отличительных черт англосаксонских правовых систем - доминирование прецедента среди всех других источников права, преобладание вопросов процессуального права над вопросами материального права, отсутствие четкого отраслевого деления системы права, невыраженность разделения права на публичное и частное (ввиду поглощения последнего первым). Содержание права отличается сложностью и казуистичностью.

Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:

соотношение и использование источников права,

роль суда в создании прецедентов,

происхождение и развитие системы права.

Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, Палатой лордов в Великобритании), обязательны для нижестоящих (см. Общее право).

В структуре англосаксонской правовой семьи выделяют две группы: английскую и американскую. Каждой из них присущи характерные особенности.

В странах англосаксонской правовой семьи основным источником права является судебный прецедент. Англо-саксонское право - это право судебной практики, в рамках которой суды не только применяют, но и создают нормы права.

Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, т. е. к указанному общему правилу требуется на практике поправка. При нынешней организации судебной системы это значит:

решения высшей инстанции – палаты лордов – обязательны для всех других судов;

апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций и его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

Сегодня степень обязательности применения прецедента зависит от места суда, вынесшего решение, в судебной иерархии.

Далеко не всякое решение любой судебной инстанции становится прецедентом, связывающим все остальные суды. Так, в США в каждом штате силу обязательного прецедента имеют решения, вынесенные федеральными судами всех инстанций и верховным судебным органом штата. Решения же судебных органов других штатов имеют силу лишь “убеждающего” прецедента. Как правило, безусловными являются судебные прецеденты, которые создает Верховный суд, рассматривая наиболее значимые дела, имеющие конституционное значение. Довольно стройная система, определяющая пределы действия прецедентов, сложилась в Англии. Обязательными для всех судов являются решения, принимаемые палатой лордов; решения Апелляционного суда становятся прецедентом для всех нижестоящих судов, но не связывают в принятии решения палату лордов и т. д. Прецедент может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала.

Наряду с общим правом в Англии существует так называемое статутное право - законы и подзаконные акты, принятые во исполнение законом. Однако законы - статуты - считались и считаются второстепенными источниками права, дополнением к праву судебной практики. До сих пор в английском праве действует принцип, согласно которому норма закона приобретает реальный смысл только после ее применения в суде.

В отличие от романо-германской правовой семьи в англосаксонском праве разделение системы права на отрасли является менее четким: более важное значение придается правовым институтам. В самой Англии нет ни конституции как единого документа и основного закона государства, ни кодексов европейского типа, а нормативные акты под влиянием судебной практики содержат нормы казуистического характера. Отсутствует и деление права на частное и публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости.

Что касается права США, то, хотя оно и развивалось в рамках общего права, тем не менее имеет ряд особенностей. Последние во многом были предопределены историческими условиями становления американского государства: прибывшие в Америку переселенцы хотели решительно порвать с “английским прошлым”. В правовой истории это выразилось в принятии Конституции, запрещении ссылаться на английские судебные решения, разработке в ряде штатов кодексов и др. Однако судебная практика сохранила свое значение в США и полной эволюции американского права из англо-саксонской правовой семьи в романо-германскую не произошло.

Основы англосаксонской правовой семьи начали создаваться позже романо-германской — в XI—XV вв., с момента завоевания острова норманнами. Тогда началось формирование прецедентного права, создаваемого королевскими судами. Они назывались обычно вестминстерскими (заседали в Вестминстере — резиденции монархов близ Лондона и начиная с XI11 в. организовывали выездные сессии по стране). Суды создавали общие нормы, которые должны были применяться другими судами. Эта система получила название общего права, в отличие от решений феодальных судов отдельных графств. Формирование основ такой системы права завершилось приблизительно в XV в. (речь идет об основах системы, развитие права продолжалось, изменялись и нормы).
В результате британской колонизации англосаксонское право распространилось на другие страны. Сначала оно было внедрено в Ирландии — первой колонии Англии, затем английские переселенцы перенесли его в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию. Его многие институты вводились в других («цветных») колониях в том числе путем принятия специальных законов для них и актов правивших там губернаторов. Многие законы и кодексы тех времен и сейчас применяются в странах, ставших независимыми.

Источники права англосаксонской правовой семьи

В отличие от романо-германской англосаксонская семья права формировалась в условиях относительной феодальной централизации, поскольку завоеватели (что естественно) создали более централизованную систему управления. В праве централизационную роль взяли на себя не столько законы (как в романо-германской системе), сколько королевские суды — упомянутые выше вестминстерские суды. Они считались центральными судами и стали прообразом некоторых «высоких» судов, к которым перешло право создавать судебные прецеденты. Ни магистратские, т. е. низовые, мировые суды, ни окружные (в графствах и др.) таких прав не имели и не имеют. Правило судебного прецедента окончательно утвердилось, однако, лишь в XIX в.
Роль закона в праве (особенно в частном) была изначально ниже роли судебного прецедента, и, хотя теперь закон доминирует, судебный прецедент сохраняет свое значение.
Специфическим источником права стал приказ (монарха) в Совете, роль которого изменилась в результате борьбы парламента за ограничение прав монарха. В Тайном совете монарха теперь состоит более 300 человек (родственники монарха, крупные чиновники и др.). Он может принимать акты, имеющие силу закона, для этого достаточно кворума из трех человек. В случае необходимости премьер-министр с двумя министрами (членами Совета) может просить монарха подписать соответствующий акт (отказов не бывает), но этот акт обязательно должен быть утвержден парламентом (иначе потеряет силу, чего тоже не бывает). Приказ в Совете теперь служит правительству, а точнее премьер-министру, когда он не может или почему-либо не хочет провести акт через парламент (иногда — из-за длительности процедуры).
Рецепция римского права в Великобритании была гораздо слабее, чем в континентальной Европе. Поэтому в англосаксонской семье сложилась своя терминология. Деления права на публичное и частное в классическом понимании в англосаксонской семье нет (как говорилось выше, публичные законы — это не обязательно законы по вопросам публичного права). Основное деление права — это различие статутного права (законы), общего права (прецеденты) и до XXI в. — права справедливости.
Последнее тоже сложилось в судебной практике. Если закон и прецедент противоречили справедливости, если суды не принимали дело к рассмотрению или принимали по делу, по мнению стороны (сторон), несправедливое решение, подданные могли обратиться к королю, чтобы тот решил дело по совести. Дело могло рассматриваться королем или советом при нем. Сами дела поступали к монарху через исповедника короля — лорда-канцлера, который должен был заботиться о совести монарха. В XV в. ему было передано также право рассматривать такие дела. Но в XXI в. прецедентное право и право справедливости было решено соединить, они стали рассматриваться как часть общего права.

Страны англосаксонской правовой семьи

Как уже упоминалось, почти во всех странах семья англосаксонского права имеет существенные особенности. Например, в отличие от Великобритании, во всех странах существуют писаные конституции, в США при возникновении государства сразу утвердилась республика. Форма правления в США совершенно не похожа на британскую монархию и форму правления монархических членов британского Содружества, роль судебного прецедента в США гораздо менее значительна (в частности, из-за этих особенностей нередко говорится об англо-американской системе, или семье).
В Индии в системе управления государством действует исходящая из Великобритании вестминстерская модель, но Индия, как и США, — республика (правда, парламентарная), а многие бывшие британские колонии (особенно в Африке) восприняли форму президентской республики. Свои особенности существуют в Малайзии, в других странах, где в значительной мере действует мусульманское право. Даже в Австралии, Канаде, Новой Зеландии или в Папуа — Новой Гвинее, которые воспринимали британскую модель, есть своеобразие в правовом регулировании (например, в связи с коренными народами или франко-канадцами в Канаде).


Сходства и различия англосаксонской и романо-германской правовых семей
Во всех странах англосаксонской правовой семьи есть нечто общее, некоторые черты своеобразия, которые отличают ее от романо-германской семьи.
1. Существуют элементы традиционного утверждения, что закон и право тогда в полной мере становятся законом и правом, когда их применит суд. Конечно, юристы четко отличают закон парламента от других правовых актов, но прежнее убеждение в какой-то мере не оставляет и их: считают, что смысл нормы выявляется в ее применении судом.
2. В правосознании, а иногда и среди юристов сохраняются следы прежнего подхода, что закон — это всякая норма общего характера, в том числе созданная судом и путем так называемых регулирований («правовых инструментов») других органов, облеченных полномочиями создавать нормы (например, акты министров, которым такое право делегируется парламентом).
3. Деление на отрасли права в англосаксонской семье тоже своеобразно. По существу, не признается деление на гражданское, трудовое, земельное и т. д. право, не разделено конституционное и административное право (это единая отрасль законодательства и предмет преподавания). Вместо этого различаются статутное, общее право и право справедливости (в XXI в. объединено с общим правом), а также право собственности, обязательственное право. Выделяется единое право недвижимости и др. В уголовном праве действует особая классификация преступлений.
4. В самой Великобритании нет деления законов на основные и обыкновенные, все законы имеют одинаковую силу. В других странах англосаксонского права это есть, но следы прежнего подхода сохраняются (в США поправки в Конституции принимаются не законом, а объединенной резолюцией палат Конгресса).
5. Существенную роль среди источников права играет судебный прецедент. Его значение в разных странах неодинаково (выше всего в самой Великобритании), но везде, в отличие от романо-германской семьи (где роль прецедента если и признают, то с оговорками), судебный прецедент в англосаксонской системе — признанный источник права. Правда, его значение везде снижается.
6. Определенную роль играет правовой обычай, особенно конвенциональные соглашения между партиями, парламентом, исполнительной властью и др. в политической практике. Это устные правовые обычаи, на их несоблюдение нельзя жаловаться в суд, суды их не рассматривают. Такие нормы признаются и выполняются добровольно, пока и поскольку признаются и выполняются.
7. Комментарии юристов, особенно некоторые положения в трудах выдающихся юристов, могут играть роль источника права для решений судов. Суды могут ссылаться и ссылаются на такие положения.
8. Систематизация права осуществляется в недостаточной степени, а кодификация фактически не проводится вообще. Правда, издаются пространные комплексные законы по отдельным крупным вопросам правового регулирования, но это не кодексы. Уголовный кодекс США 1909 г. — это тоже, по существу, не кодекс. Он включает только отдельные составы преступлений по федеральному законодательству.
9. Многие юридические понятия и институты, важные для романо-германской семьи, в том числе понятия юридического лица, непреодолимой силы, не применяются в англосаксонском праве (юридическое лицо заменяется понятием «корпорация», но в связи с актами Европейского Союза понятие «юридическое лицо», неодобрительно встреченное английскими судьями, начинает проникать в британское право). По существу, нет также понятия «основные права человека», поскольку нет писаной конституции и конституционных законов. В Великобритании права человека длительное время регулировались судебными прецедентами. Комплексный закон этого рода (без социально-экономических прав) был принят впервые в 1998 г. по модели Конвенции о защите прав человека. Другие институты, известные в романо-германской семье, в англосаксонском праве весьма своеобразны. Делегирование парламентом права издания нормативных актов предоставляется не правительству (его нет), а министрам. Регламентарное законодательство осуществляется в специфической форме «приказа в Совете».
10. Судебная система централизована во главе с верховным судом (в США он существовал изначально с принятием Конституции, в Великобритании создан по Закону 2005 г.). Особых систем специальных судов, в отличие от романо-германского права, нет (об административных судах и трибуналах, которые не входят в систему судов, будет сказано ниже). Статус судьи особенно высок, суды присяжных играют значительную роль, решение вопросов факта и права в них разделено между присяжными и судьей.
11. Особое значение в правосудии придается соблюдению судебной процедуры, которая по традиции нередко усложняется. Иногда главным считается именно соблюдение правил судебного процесса.
12. Большое значение играет роль традиций. В результате в некоторых странах англосаксонская правовая семья архаична, язык судопроизводства усложнен.

Интерес к системе англо-американского права неслучаен. На сегодняшний день она считается наиболее гибкой и универсальной, несмотря на сложности освоения: не каждый юрист способен в ней быстро разобраться. Однако любой человек хотел бы рассматривать свой спор именно в суде Англии, известном своими широкими исторически сложившимися полномочиями, большими международными возможностями и абсолютной неподкупностью.

Основные правовые семьи

Устройство любого государства объединяет в себе традиции национального законодательства и юридической практики. Эти критерии могут быть схожими с другими странами и различаться.

Гениальный немецкий ученый XVII века Лейбниц, стремившийся к систематизации во всех науках, которыми занимался, предложил классифицировать национальные системы государственного права в семьи, исходя из общих ключевых признаков. Выделено несколько параметров, влияющих на систематизацию:

  • историческое развитие;
  • территориальные факторы распространения;
  • характеристики системы (источник права, роль суда);
  • национальные особенности, идеология, религия.

Согласно этим факторам, можно рассматривать пять семей права:

№ п/п Правовая семья Входящие страны Источник права 1 Англосаксонская Англия, Австралия, Канада, США, другие бывшие колонии Британии Прецедент 2 Континентальная (романо-германская) Континентальные страны романской и германской групп, государства Латинской Америки, Россия, Украина Закон, писанный в эпоху буржуазных революций Конституция 3 Религиозного права (страны, проповедующие ислам, иудаизм, буддизм) Ислам - Иран, Афганистан, Пакистан, Ирак, Ливия, Тунис и другие арабские страныБуддизм - общины в Индии, страны Африканского континента, Юго-Востока АзииИудаизм – Израиль Религиозные источники в виде письменного изложения проповедей пророков, дополнительных толкований 4 Социалистическая Соцстраны - Китай, Куба, КНДР, Вьетнам Социалистическая Конституция и Закон 5 Традиционная Страны Дальнего Востока, острова Мадагаскар, экваториальной части Африки Обычаи, устои, традиции

Несмотря на территориальную близость, как видим, романо-германская и англосаксонская правовые системы в корне различаются.

История развития

На рубеже первого и второго тысячелетий Европа содрогалась от войн. После почти вековых феодальных распрей Англия была покорена нормандским герцогом Вильгельмом I и серьезно изменила свое государственное устройство.


Выделяют несколько исторических этапов развития права в Англии:

  1. XI в. – возникновение разъездного королевского суда с участием местных присяжных. Он формировал common low (общее право), создавая прецеденты, фиксируемые и используемые в дальнейшем на местном процессуальном уровне.
  2. XIII век – появляется статутное право на базе королевских и парламентских актов в сферах с малым количеством прецедентов. Судьи получают больше прав к интерпретации и обновлению статутов.
  3. XIV – XV вв. – зарождение буржуазного общества требовало новых норм рассмотрения дел, – не на основе прецедента. Это сформировало отдельную судебную систему Equity Low (право справедливости).
  4. XIX в. – объединение common law и Equity Low. Также происходит упорядочение нормотворчества по вопросам семьи, партнерских отношений, торговли.
  5. XX век – развитие делегированного законодательства в некоторых сферах (страхование, здравоохранение, образование). Акты создаются министерствами и правительством.

Англосаксонская правовая система экономически никогда не зависела от государства, являясь относительно автономной и коллегиальной гильдией, заинтересованной в развитии торговых отношений. Такой она является и сейчас, продолжая эволюционировать в ногу с прогрессом.

Причины эволюции английского права

Гибкость юридической системы Англии демонстрируется ее хорошей приспособляемостью к изменяющимся цивилизационным требованиям:

  • До X века судебная практика строилась большей частью на обычаях, присущих той или иной местности, что характерно для общинного строя.
  • Возникновение понятия прецедента как судебного решения по какому-то делу - свидетельство формирования феодальных отношений. Демократичности процессу добавляло участие местных присяжных заседателей в королевских выездных судах, что способствовало утверждению common low. Введение статутов при широких полномочиях судей лишь закрепило веру общества в судебную систему.
  • На этапе зарождения капиталистических отношений появилась потребность в решении споров, ранее неизвестных общему праву и не имеющих прецедентов (торговые и финансовые). Так возникло «право справедливости».
  • При дальнейшем развитии английского общества стало возможным объединение common low и Equity Low ввиду накопления достаточной базы прецедентов, чтобы успешно их использовать в судебной практике внутри одной системы.
  • После окончания колониальной эпохи Англия сменила парадигму развития, превратившись в мирового финансового игрока. Потребовалась передача полномочий законотворчества ряду министерств.

За сотни лет черты юридической системы не изменились в корне. Они просто эволюционировали.

Распространение английского права в мире

Британская империя внедряла нормы своего законодательства на всех завоеванных землях. Несмотря на заявления Австралии, США и Канады о правовом суверенитете, и принятие собственных Конституций, их законодательства развиваются в рамках особенностей англосаксонской правовой системы.

Приобретая независимость, бывшие колонии редко меняли основу устоявшейся правовой схемы, ввиду ее высокой гибкости в сферах, стимулирующих торговлю и бизнес. Отдельные изменения касались замены устаревших норм более современными или лучше отражающими национальные обычаи.

Страны англосаксонской правовой системы разделяются на английскую и американскую группы. К первой относят, кроме Англии, еще около 40 государств. Ко второй – США.

Определяющее значение прецедента

Английская судебная система основана на объединении прав:

  • общего;
  • статутного;
  • справедливости.

Основным считается общее, так как базируется на прецеденте, а два других носят регулирующий и уточняющий характер. Влияние делегированного законодательства последних десятилетий не оказало существенного влияния на юридическую практику, потому что принятые парламентом и министерствами нормы подвергаются детальному толкованию в суде.

Основным источником англосаксонской правовой системы является прецедент. Однако существуют и другие источники, такие как:

  • законы или статуты;
  • юридическая доктрина;
  • существующие обычаи;
  • судейский разум.

Принятый прецедент имеет законодательную силу и обязателен для исполнения создавшей его инстанцией и всеми нижестоящими.


Создание прецедентов

Специфика англосаксонской юриспруденции заключается в отсутствии кодификации права по отраслям и разделения юстиции на частную и публичную. Один и тот же судья может рассматривать дела совершенно разной специализации.

Однако прецеденты создают только суды высших государственных инстанций:

  • Парламентский;
  • Тайного Совета;
  • Апелляционный;
  • Высший.

Территориальные суды работают по формуле: «делай так, как уже было сделано». Прежде принятия дела к рассмотрению, судья подбирает прецеденты. В случае их отсутствия, спор может быть передан в вышестоящую инстанцию.

Отдельным творческим процессом суда является толкование законов, которые могут быть устаревшими и требовать обновления или более широкого понимания.

Например, до сих пор в Англии имеется большое количество курьезных статутов, существующих с незапамятных времен:

  1. В Йорке можно на улицах в будни отстреливать шотландцев из лука.
  2. В Биконсфилде запрещено красить дома в более чем два цвета.
  3. В Лондоне нельзя бить жену позже 21-00, чтобы не мешать горожанам.

Судебная система в англосаксонской правовой системе настолько самобытна, что до последнего времени стать корифеем в юриспруденции можно было только в процессе практики, которая никак не связывалась с университетским образованием.

Судебная процедура

Английский суд сам подбирает дела, которыми будет заниматься. В рассмотрении спора может быть отказано, о чем истец уведомляется.

В случае окончательного принятия иска назначается его предварительное слушание с обязательным присутствием стороны обвинения.

Особенно тщательно отбираются присяжные, которые могут быть отведены как истцом, так и ответчиком.

Сам суд проходит в обстановке, способной максимально полно донести суть спора. Можно использовать все источники доказательств – планы, графики, таблицы, фильмы, аудиозаписи, другие наглядные пояснения отстаиваемой позиции.


Рассматривается несколько этапов в любом процессе:

  1. Представление сторон и оглашение сути дела.
  2. Выступление истца.
  3. Выступление ответчика.
  4. Прения сторон.
  5. Заключительные речи адвокатов.
  6. Вынесение вердикта присяжными.
  7. Оглашение решения судом.

Система права в англосаксонском правовом поле уделяет большое значение процедуре исследования деталей дела. Поэтому суд может длиться годами.

Структурные особенности

Самобытность системы права англосаксонской правовой семьи выявляется в ее сравнении с континентальной и отличается:

  • источником;
  • большими судейскими полномочиями и возможностью влияния на законодательство, отсутствием административной юстиции и прокуратуры;
  • приданием важности соблюдению процессуальных правил и процедур, ввиду основной задачи суда – защите прав гражданина;
  • казуистическим характером норм – каждому делу подбираются свои собственные;
  • своеобразием структуры, включающей три правовых поля – общее, справедливости и статутное;
  • отсутствием разделения права на отрасли применения, а также частное и публичное;
  • участие в процессах присяжных;
  • иерархичностью судейских постановлений – принятый прецедент подлежит соблюдению во всех нижестоящих инстанциях.

Достоинства и недостатки англо-американского законодательства

Корни системы англосаксонской правовой семьи заложены в глубокой древности. Они всегда обеспечивали устойчивость государственного правления и делали это вполне успешно.


Причина стабильности – в изначальной демократичности института права, что является несомненным плюсом. Недостатки кроются в громоздкости предшествующего опыта и неопределенности использования норм.

Структурный параметр Достоинства Недостатки Прецедент Уравнивает граждан по критерию «уже так поступали» Громоздкость базы данных, сложность освоения специфики Роль суда Широкие судейские полномочия ускоряют законотворчество Закон начинает действовать только с момента применения его в суде Казуистический нормативный характер Соблюдение гражданских прав – первоочередная задача системы Сохранение явно устаревших статутов времен Средневековья Кодификация права Расширение применимости источников на любые сферы Длительный процесс судопроизводства по сложным делам Присяжные Присяжные заседатели максимально демократизируют процедуру Необходимый порядок утверждения присяжных затягивает сроки процесса

Юридическая база США

Базируясь изначально на прецедентном праве Англии, судебная практика в Новом Свете серьезно изменилась после приобретения штатами независимости.

Характеристика англосаксонской правовой системы США:

  1. Конституция является основным актом.
  2. Равновесное применение общего права и законодательных норм.
  3. Суды штатов имеют самостоятельность в принятии решений.
  4. Высшие юридические органы не имеют собственных прецедентов, поэтому быстро реагируют на необходимость изменения законодательства.
  5. Кодификация права по отраслям существует и регулируется Конгрессом.
  6. Действует федеральный судебный контроль за соблюдением федерального и регионального законодательства.

В США, так же как и в Англии, полно предписаний, лишенных здравого смысла:

  1. В штате Айова запрещено принимать на работу пианистов без одной руки.
  2. На Аляске расценивается нарушением закона попытка разбудить медведя с целью сфотографироваться.
  3. В Балтиморе со второго этажа нельзя швырять копны сена.
  4. В Висконсине закон карает за стрижку женских волос.

Австралия

Фактически до 1960 года в Австралии сохранялась английская форма юриспруденции. Право законотворчества не реализовывалось в достаточной мере - на территории всех штатов применялись нормы колониального периода. Черты англосаксонской правовой системы прослеживались и позже, включая прецеденты времен разъездных королевских судов. В Австралии существует Конституция, а также законодательство – централизованное и по штатам.


Законы Австралийского Союза регулируют:

  • формализацию работы судов;
  • трудоустройство и увольнение;
  • пенсионную систему;
  • бракоразводные процессы;
  • финансовые потоки;
  • авторское право;
  • развитие корпораций.

Нормотворчество штатов ограничено специфическими для них статьями более узкой направленности.

Курьезы законодательства: в Австралии, согласно федеральному статуту, запрещено заниматься гаданием и составлением гороскопов. Законом штата Виктория карается хождение в розовых брюках после полудня.

Канадский вариант

Поскольку полную самостоятельность государство приобрело лишь в 1982 году, оно продолжает преимущественно соответствовать англосаксонской правовой системе, за исключением провинции Квебек (она руководствуется континентальным правом).


В Канаде нет Конституции, и ее заменяет несколько регламентов. Первоисточники права традиционные:

  • законы Парламента;
  • Equity Low;
  • common low.

Государство имеет федеративную систему устройства, а законотворчество поделено между Парламентом, контролирующим 27 основных сфер, и провинциальными территориями.

Смешные случаи в законодательстве Канады: федеральный статут запрещает расплачиваться 1-центовой мелочью, если стоимость покупки превышает 50 центов. В провинции Онтарио нельзя таскать дохлую кобылу по улице Йонг, в городе Торонто. А велосипедистам предоставлено первоочередное право обгона на всех шоссе.

Будущее англосаксонского права

Англия оказалась едва ли не единственной страной, избежавшей революционных потрясений со смещением короля, всколыхнувших Европу в XVIII-XX веках. Карл Маркс отзывался негативно о неповоротливой системе англосаксонского права. Скорее всего, ввиду безнадежности воздействия своего произведения «Капитал» на умы руководителей английских профсоюзов. Ведь серия законодательных актов Парламента позволила перенести недовольство народных масс в суды, и в этом проявилась необычайная гибкость английского права.

В настоящее время корпорации лоббируют законодательство в различных странах. Это заставляет англосаксонскую систему балансировать между интересами различных политических и экономических кругов общества уже более 50 лет, успешно регулируя рост транснациональных компаний.

Присутствие Великобритании в ЕС также существенно не изменило ее систему, но разнообразило судебную практику международными делами.

Все эти примеры говорят о хороших перспективах англосаксонской системы, способной при необходимости лавировать, быстро реагировать законодательными нормами на изменения, подстраиваться под требования времени, но не пересматривать своей основы и структуры обществ, в которых она представлена.